Производительные силы общества. Производительные силы и производственные отношения

И людей, которые обладают знаниями, умениями и навыками, чтобы привести в действие эти средства для производства желаемых материальных благ.

Такая структура, состоящая из людей и средств производства, является общей для всех общественно-экономических формаций. Развитие производительных сил зависит непосредственно от человека, потому что именно он является определяющим звеном в Объясняется это следующими факторами:

  • человек создает все элементы производительных сил, включая орудия труда;
  • только труд способен превратить орудия труда и производственные материалы в факторы производства. Даже самая современная и сложная техника без участия человека становится абсолютно бездейственной и бесполезной;
  • являются основной силой, которая движет социально-экономическим прогрессом общества.

Сопоставив все эти факторы, можно сделать уверенный вывод о том, человеку отведена активная роль в процессе труда, а средствам и предметам труда - пассивная. Таким образом, нельзя ставить капитал, отождествляемый со средствами труда, на одну ступень по значимости с человеком.

Свойства производительных сил

1) Сложная структура

Производительные силы включают в себя все поскольку они используются для производительного потребления и создают источники энергии. Во всех формациях в состав производительных сил входят также силы природы, которые научился использовать человек - солнце, ветер. Чаще всего природные силы выступают в качестве источников энергии.

В нынешних условиях самостоятельными элементами структуры производительных сил также становятся наука, методы организации производства и информация.

Таким образом, очевиден вывод о том, что производительные силы являются достаточно сложной системой, которая включает в себя множество различных элементов. По составу они бывают материальными и духовными, по характеру воспроизводства - объективными и субъективными, по специфике - общественными и природными.

2) Постоянное развитие

Находясь в бесконечном процессе развития, производительные силы постоянно обогащаются, изменяются качественно и количественно.

В эпоху раннего развития капитализма для работников было достаточно иметь низкий уровень образования и квалификации. Но современные потребности производства могут удовлетворить только работники как минимум со средне-специальным образованием и высоким уровнем квалификации. А в некоторых странах, например, в Японии, перед обществом ставится практическая задача перехода на повсеместное высшее образование.

Усложнение и автоматизация производства требуют от людей не только высоких умственных и физических способностей, но также творческого, организаторского и духовного развития.

3) Взаимодействие всех элементов структуры

Поскольку все элементы производственных сил постоянно взаимодействуют, то они находятся в диалектическом единстве и зависимости друг от друга. Это порождает такие формы общественного взаимодействия, как кооперация, разделение труда и пр. Между отдельными элементами производительных сил возникают противоречия, которые разрешаются в основном независимо от

4) Внутренние законы развития

Еще одно свойство производительных сил - это наличие у них внутренних законов развития. Сюда относятся, например, закон передачи функций от частных к материальным закон опережающего роста объемов предметного труда в совокупной структуре труда, соответствие живого и предметного труда, закон изменения роста и производительности труда и т.д. Все эти законы движимы внутренними противоречиями, которые обуславливают различные изменения в развитии производительных сил, а также качественные перемены в их содержании.

Производительные силы в своей совокупности выражают отношения человека и природы, а также передают процесс труда, который является общим для всех Таким образом, обеспечивается преобразование природных материалов и веществ соответственно потребностям человека, создаются духовные и материальные блага, которые непосредственно определяют развитие производительности общественного труда.

  • 1.Типы общественного производства: натуральное и товарное хозяйство.
  • 2.Первобытнообщинный способ производства.
  • 3.Рабовладельческий способ производства.
  • 4.Феодальный способ производства.
  • 5.Первоначальное накопление капитала.
  • Лекция 3. Товарное производство. Товар и его свойства. Деньги.
  • 1.Товарное производство: причины возникновения и основные черты.
  • 2.Товар и его свойства. Двойственный характер труда воплощённого в товаре. Основное противоречие товарного производства.
  • 3.Величина стоимости. Производительность труда и стоимость товара.
  • 4.Форма стоимости. Развитие формы стоимости и возникновение денег.
  • 5.Сущность и функции денег. Закон стоимости – основной закон товарного производства.
  • Лекция 4. Капитал и прибавочная стоимость. Основной экономический закон капитализма
  • 1. Превращение денег в капитал. Рабочая сила как товар.
  • 2.Производство прибавочной стоимости. Сущность капитала. Постоянный и переменный капитал.
  • 3.Два способа производства прибавочной стоимости.
  • 4.Три стадии развития капиталистического промышленного производства.
  • Лекция 5. Заработная плата при капитализме
  • 2. Основные формы и системы заработной платы.
  • 3. Номинальная и реальная заработная плата. Факторы, влияющие на уровень реальной заработной платы.
  • Лекция 6. Воспроизводство индивидуального капитала
  • 1.Производство и воспроизводство, простое и расширенное капиталистическое воспроизводство.
  • 2.Накопление капитала и факторы, влияющие на размеры накопления.
  • 3.Технический прогресс и накопление капитала.
  • 4.Накопление напитала и занятость населения.
  • Лекция 7. Оборот индивидуального капитала
  • 1.Кругооброт капитала и его три стадии.
  • 2.Оборот капитала. Основной и оборотный капитал.
  • 4.Оборот переменного капитала и его влияние на годовую массу и годовую норму прибавочной стоимости.
  • Лекция 8. Издержки капиталистического производства и прибыль
  • 1.Превращение прибавочной стоимости в прибыль.
  • 2.Норма прибыли и факторы её определяющие.
  • Норма прибыли (р) – это процентное отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу.
  • 3.Образование средней нормы прибыли и превращение стоимости товара в цену производства.
  • 4.Закон тенденции средней нормы прибыли к понижению.
  • Лекция 9. Торговый капитал и торговая прибыль
  • 1.Сущность торгового капитала.
  • 2.Торговая прибыль и механизм её возникновения.
  • 3.Формы капиталистической торговли.
  • Лекция 10. Ссудный капитал и ссудный процент. Капиталистический кредит. Акционерный капитал
  • 1.Ссудный капитал и ссудный процент.
  • 2.Капиталистический кредит.
  • 3.Акционерный капитал, акционерные общества и учредительская прибыль.
  • Лекция 11. Предпринимательство в аграрной сфере
  • 1.Сущность капиталистической земельной ренты.
  • 2.Дифференциальная земельная рента.
  • 3.Абсолютная земельная рента. Цена земли.
  • P d
  • Лекция 12. Воспроизводство и обращение общественного капитала. Национальный доход
  • 1.Совокупный общественный продукт и его составляющие.
  • 2.Простое и расширенное воспроизводство общественного продукта.
  • 3.Национальный доход: сущность национального дохода при капитализме.
  • 4.Производство, распределение и конечное использование национального дохода.
  • Лекция 13. Циклический характер капиталистического воспроизводства.
  • 1.Экономический (промышленный) цикл и его фазы.
  • I – фаза кризиса, II – фаза депрессии, III – фаза оживления, IV – фаза подъёма.
  • 2.Материальная основа экономического (промышленного) цикла.
  • 3.Аграрные кризисы.
  • 4.Немарксисткие теории экономических циклов.
  • Лекция 14. Закономерности и этапы развития экономической системы капитализма
  • 1.Империализм - высшая стадия капитализма.
  • 2.Финансовый капитал и финансовая олигархия.
  • 3.Вывоз капитала.
  • 4.Государственно-монополистический капитализм.
  • 2. Производительные силы и производственные отношения. Экономические законы, их объективный характер.

    Процесс труда всегда осуществляется индивидами, производящими в обществе и благодаря обществу. Только в коллективе могут развиваться творческие способности человека и его индивидуальность. В процессе исторического развития в рамках коллектива создавались, совершенствовались, и всё более дифференцировались орудия труда, открывались новые предметы труда. С развитием общественного производства взаимозависимость людей в обществе усиливается. Современный человек уже не в состоянии самостоятельно произвести все необходимые ему блага (дом, автомобиль, компьютер и программное обеспечение для него и т.д.). Поэтому индивид вынужден вступать в отношения с другими людьми с тем, чтобы обмениваться с ними результатами своего труда. Кроме того, даже труд в домашнем хозяйстве испытывает на себе воздействие общества, так как человек использует при этом накопленные обществом знания, а также созданные в обществе средства труда (агротехнологии, энергоресурсы, бытовые электроприборы и т.д.). Таким образом, труд и производство всегда имеют общественный характер.

    В отечественной политической экономии сложилась традиция выделять в общественном производстве две стороны: производительные силы и производственные отношения.

    Производительные силы – это средства производства и люди, приводящие их в движение и обладающие определёнными знаниями, опытом и навыками к труду.

    Производительные силы характеризуют отношения, складывающиеся между обществом и природой. Они выступают в качестве ведущей, наиболее активной, динамично развивающейся стороны общественного производства. При этом главной производительной силой общества является человек, трудящийся. К производительным силам относят также естественные производительные силы – плодородие почвы, энергию рек, ветра, солнца и т.д. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и соответствующим развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и накопленных научных знаний. В условиях современного научно-технического прогресса непосредственной производительной силой является наука. Таким образом, производительные силы неправомерно отождествлять только с техникой или только с элементами природы.

    Вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают и в общественные отношения между собой, посредством которых только и возможно само это взаимодействие. Определённые связи и отношения, в которые независимо от их воли и сознания вступают люди в процессе материального производства, называются общественно- производственными отношениями.

    Производственные отношения – это отношения возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

    Совокупность исторически определённых производственных отношений составляет экономический базис общества, в основе которого находятся отношения собственности на средства производства и результаты труда. Экономическому базису каждой исторически определённой стадии общественного развития соответствуют определённые идеологические представления и основанные на них политические, правовые, социальныеые учреждения (институты), называемые надстройкой общества . Ведущее место в надстройке занимает государство.

    Основу производственных отношений составляют отношения собственности на средства производства и результаты труда. От типа собственности на средства производства (частная, коллективная или общественная) зависят содержание и конкретное сочетание общих и частных экономических интересов членов общества, его социальная структура, место и положение людей в общественном производстве.

    Отношения собственности это отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов труда, что проявляется в отношении к ним людей как к своим или как к чужим.

    Отношения собственности возникают объективно и всегда связаны с вещами, т.е. со средствами производства и результатами труда. Поэтому отношение собственности есть, прежде всего, отношение одного человека к другому человеку через посредство вещи.

    Производительные силы и производственные отношения тесно связаны между собой, как содержание и форма общественного производства. Однако, если производительные силы представляют собой активную, динамично развивающуюся сторону общественного производства, то производственные отношения характеризуют относительно консервативную и инертную его сторону. Рассматриваемые в единстве эти две стороны представляют собой способ производства.

    Способ производства – это единство (соответствие) производительных сил и производственных отношений характеризующее определённую историческую ступень развития общества.

    В отечественной политической экономии принято выделять четыре исторически определённых способа производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический. Кроме того, некоторые экономисты-теоретики прогнозировали также наступление коммунистического способа производства.

    Необходимым фактором социально-экономического развития является общественное разделение труда.

    Общественное разделение труда – это обособление различных видов трудовой деятельности.

    Существует два основных типа разделения труда: внутри общества и внутри предприятия. Разделение труда внутри общества выступает как общее – по родам производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и частное – разделение родов производства на виды и подвиды (добывающая и обрабатывающая промышленность, растениеводство и животноводство и др.). Кроме того, существует и территориальное разделение труда – по территориальным экономическим районам. Разделение труда внутри предприятия называется единичным . Важным условием развития (углубления) общественного разделения труда является рост производительных сил общества. В свою очередь, развитие общественного разделения труда служит фактором развития производительных сил, поскольку способствует накоплению у работников производственного опыта и навыков, повышению уровня их квалификации и знаний, развитию орудий труда.

    Таким образом, степень развития общественного разделения труда характеризует уровень развития производительных сил . Истории известны три крупных общественных разделения труда: первое – выделение скотоводческих племён; второе - отделение ремесла от земледелия; третье - обособление торговли. Все они способствовали повышению производительности труда и созданию материальных условий для возникновения регулярного обмена, частной собственности и разделению общества на классы. При капитализме, по сравнению с феодализмом, в результате развития машинного производства происходит дальнейшее углубление общественного разделения труда и окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства.

    Необходимость в постоянном и непрерывном удовлетворении потребностей общества и индивидов обусловливает необходимость непрерывного процесса производства материальных благ. С тем чтобы выделить это важное свойство общественного производства в политэкономии широко используется понятие «воспроизводство».

    Воспроизводство – это постоянно повторяющийся и возобновляющийся процесс производства.

    В структуре общественного воспроизводства экономисты обычно выделяют четыре основных процесса или сферы: 1 – непосредственное производство; 2 – распределение; 3 – обмен; 4 – потребление.

    Непосредственное производство – это совокупность отношений, связанных с распределением средств производства и людей по родам и видам деятельности.

    Распределение – это совокупность отношений, связанных с определением доли каждого участника общественного производства в произведённом продукте.

    Обмен – это совокупность отношений связанных с приобретением, созданной в непосредственном производстве и установленной распределением, доли общественного продукта.

    Потребление – это совокупность отношений, связанных с конечным использованием произведённых и полученных материальных благ для удовлетворения потребностей.

    При этом потребление бывает двоякого рода: производительное и личное. Производительное потребление представляет собой процесс конечного использования уже созданных и приобретённых средств производства для создания новых материальных благ . Личное потребление – это процесс конечного использования людьми материальных благ потребительского назначения (продуктов питания, одежды, обуви и т. д.).

    Непрерывно развиваясь, производительные силы вступают в противоречие с существующими производственными отношениями, что, в конечном счете, вызывает социальный конфликт (революцию) и смену одного способа производства другим. Переворот в экономическом строе общества, как правило, приводит к перевороту во всей общественной надстройке.

    Процессы становления, развития и упадка исторически определённых способов производства подчинены действию объективных , т.е. независящих от сознания и воли людей экономических законов.

    Экономический закон – это необходимая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями и процессами экономической жизни общества.

    Совокупность экономических законов образует систему законов, в структуре которой обычно различают общие (всеобщие), особенные и специфические экономические законы.

    Общие (всеобщие) экономические законы – это законы, которые действуют на всех этапах или стадиях исторического развития общества и связывающие все эти стадии в единый естественно исторический процесс. К ним относятся: закон неуклонного роста производительности общественного труда, закон экономии времени, закон опережающего роста потребностей по отношению к возможностям их удовлетворения и др.

    Особенные экономические законы – это законы, которые действуют в пределах нескольких способов производства или стадий социально-экономического развития. К ним относятся, например, законы товарного производства и, в частности, закон стоимости.

    Специфические экономические законы – это законы, действующие в пределах только одного способа производства или одной стадии эволюции общества. К ним относятся, например, закон прибавочной стоимости, закон средней прибыли и др.

    Политическая экономия изучает условия и законы хозяйственной жизни путём раскрытия сущности экономических явлений. В процессе их анализа и синтеза формируются логические понятия, более или менее полно отражающие реальную экономическую действительность в её развитии и изменении. Логические понятия, отражающие в обобщённом виде условия экономической жизни общества, называются экономическими категориями . Каждая из категорий отражает сущность какого-либо явления. Категории не произвольны, они истинны, поскольку существуют в действительности те отношения, абстракциями (отвлечёнными, общими понятиями) которых они являются. Экономические категории историчны. Их содержание, хотя и с некоторым запаздыванием, изменяется во времени вследствие изменений явлений или процессов, сущность которых они призваны отражать.

    Производительные силы

    система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека. П. с. образуют ведущую сторону способа производства (См. Способ производства), основу развития общества. Каждой ступени развития П. с. соответствуют определённые Производственные отношения , выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития П. с. эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха революции (См. Революция) социальной, происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная П. с. общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 403; В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 38, с. 359). Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую П. с. всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной эпохи от другой.

    Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, человек «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы П. с. - Средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда - это Орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т.д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд. Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (с. хозяйство), в других - как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т.д.) умножают могущество П. с. человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда (См. Производительность труда) как одного из всеобщих законов развития П. с.

    Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства (См. Производство) «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции (См. Научно-техническая революция), когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны П. с. В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 101-02; т. 4, с. 48-49), стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.

    В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естественные П. с., общественные П. с. и всеобщие П. с.; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, П. с., вторичные, или антагонистические, П. с., коммунистические П. с. (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 400-421). Всеобщий закон развития П. с. состоит в том, что материальные возможности последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества (см. К. Маркс, там же, т. 47, с. 461).

    Естественные П. с. труда, или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень П. с., могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т.п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 521) (см. Первобытнообщинный строй).

    Общественные П. с. труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда (См. Разделение труда), т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных П. с. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 23, с. 81; т. 20, с. 185; т. 12, с. 724; т. 3, с. 30-31) проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

    Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации П. с. в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства (см. К. Маркс, в книге Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 47, с. 461). Для капиталистических П. с. это простая кооперация, Мануфактура , крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой П. с. стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных П. с. в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции (см. Интеграция экономическая).

    Всеобщая П. с. как качественно новая форма П. с. есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 46, ч. 2, с. 214, 215). Развитие этой формы П. с. с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной П. с., наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «... в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом...», создавая этим «... материальные условия нового мира...» (там же, с. 213; т. 9, с. 230). Высшей формой этого процесса во 2-й половине 20 в. выступает Автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «... человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 78). Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития П. с. устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней П. с. с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства. Гигантская волна освободительного движения потрясает экономические и политические структуры, мешающие развитию П. с. «третьего мира».

    Главная движущая сила развития П. с. в антагонистическом обществе - классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» (там же, т. 30, с. 314). Только революция кардинально меняет его место в системе П. с., поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402-03).

    П. с., образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих П. с. - активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая П. с., условие развития всех. Однако эта новая ступень П. с. возникает в виде переплетения общественных и всеобщих П. с., достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистическая революция подчиняет развитие производства требованиям науки об обществе и создаёт новую формацию вначале на базе существующих технологических условийпроизводства и производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку производственых отношений, но и новое качественное состояние, внутреннюю структуру П. с., поскольку меняется положение трудящихся, для которых открывается доступ к образованию, культуре, активной производственной и общественной деятельности. В этом залог огромных потенции развития новых П. с., создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового общественного строя (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 39, с. 21). Новые, социалистические производственые отношения стали важным фактором ускорения развития П. с. Успех политики социалистической индустриализации, развитие науки и культуры социалистических стран в короткий срок подняли совокупного работника и материально-техническую базу социализма до уровня, необходимого для решения основных задач научно-технической революции. Дальнейший мощный подъём энергетики, в том числе и атомной, комплексное насыщение всех отраслей народного хозяйства машинами, химизация, автоматизация и кибернетизация материально-технической базы получают новые формы и масштабы в результате всеобщего внедрения научной организации труда и обязательной десятилетней общеооразовательной подготовки работающего человека. Быстрый рост культурно-бытовой базы общества, сферы услуг и духовного производства отражают главную линию Коммунистической партии на формирование и удовлетворение возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся, на ускорение всестороннего и гармоничного развития самого человека. Рост свободного времени и обогащение масс знанием всех тех богатств, которые выработало человечество, служат важнейшим условием создания П. с., адекватных коммунистических формации (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 216-17, 221). Планомерная интернационализацияи интеграция П. с. социалистических стран ускоряет процесс формирования П. с. будущего коммунистического общества.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же Манифест Коммунистической партии, там же т. 4; Маркс К., К критике политической экономикии. Предисловие, т. 13; его же, Капитал, там же т. 23; его же. Экономические рукописи 1857-1859 годов, там же, т. 46, ч. 1-2; его же, Экономическая рукопись 1861-1863 годов, там же т. 47; Энгельс Ф. Анти-Дюринг отд. 3, гл. 2, там же, т.47; Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Замечания в книгу Н. И. Бухарина «Экономика переходного периода», Ленинский сборник, т. 11, М. - Л., 1929; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС) М., 1961, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Чагин Б. А. и Харчев А. Г., О категориях «производительные силы» и «производственные отношения», «Вопросы философии» 1959, № 2 Мелещенко Ю. С., Техника и закономерности ее развития, Л., 1970; Марахов В. Г., Структура и развитие производительных сил социалистического общества, М., 1970; Васильчук Ю. А., Диалектика производительных сил, «Вопросы философии», 1971, № 9; его же, Научно-техническая революция и производительные силы, «Мировая экономика и международные отношения», 1970, № 9; Научно-техническая революция и социализм, М., 1973.

    Ю. А. Васильчук.


    Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    Смотреть что такое "Производительные силы" в других словарях:

      Производительные силы (нем. Produktivkräfte) средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди основной элемент производительных … Википедия

      Система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе обществ. производства. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном … Философская энциклопедия

      - (forces of production) Термин Productivkrafte относится к техническому жаргону теории исторического материализма (historical materialism) в формулировке Маркса (Marx) и Энгельса (Engels), данной в работе Немецкая идеология (1845–46). В переводе… … Политология. Словарь.

      См. Силы производительные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      Совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Согласно марксистской экономической теории производительные силы определяют облик экономической системы. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

    совокупность средств производства (совокупность предметов и орудий труда) и людей, приводящих их в движение. Главной производительной силой общества являются производители материальных благ – трудящиеся; сами люди и средства производства (предметы и орудия труда, а также наука). Понятие, выработанное в рамках марксистско-ленинской философии. С точки зрения, марксизма-ленинизма, в обществе действует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, т.е. производственные отношения зависят от материальных условий своего существования.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

    единство, система субъективных (рабочая сила) и вещественных (средства произ-ва) факторов, необходимых для преобразования вещества природы в нужные человеку продукты, составляющих активное отношение человеч. общества к природе на данной ступени его историч. развития; основа развития общества. В ходе историч. развития наряду с прогрессирующим развитием отд. элементов П. с. расширяется и усложняется их состав. На всех ступенях историч. развития П. с. включают людей как производителей материальных благ и средства произ-ва, т.е. средства и предметы труда, используемые в производств. процессе. Человек как производит. Сила – это работник, обладающий исторически достигнутыми устойчивыми трудовыми навыками и определ. кругом научно-технич. знаний, к-рые применяются им в процессе создания благ при данных историч. условиях произ-ва. Работник – творч. начало, активный субъект процесса труда. "Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 334). Среди средств произ-ва решающими являются средства труда, к-рыми человек воздействует на предмет труда, придавая ему нужную форму. Средства труда являются мерилом развития самой человеч. силы и показателем тех обществ. отношений, при к-рых совершается труд. "Экономические эпохи различаются не тем, чт? производится, а тем, как производится, какими средствами труда" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 187). Наиболее существ. часть совр. средств труда составляют механич. средства (орудия труда, орудия произ-ва) – инструменты, машины. Маркс назвал их "костно-мускульной системой произ-ва". Степень развития механич. средств труда является первостепенным показателем технич. прогресса. Гл. отличит. признак каждой из эпох обществ. произ-ва коренится именно в том, насколько развиты средства труда. Совершенствование их, приводящее к глубоким качеств. сдвигам в технике и технологии произ-ва, является конечной причиной изменения производственных отношений, определяет переход от одного типа производств. отношений к другому. "Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 133). Меньшее значение имеет "сосудистая система произ-ва" – трубопроводы, различные емкости. Но с развитием металлургич. и особенно химич. пром-сти роль этой системы необычайно возрастает; она превращается в важнейший элемент самой машины. К средствам труда Маркс относил также производств. здания, железные и шоссейные дороги, освоенные водные пути, каналы, средства связи и т.п., а также землю как производств. площадь и как носительницу естеств. свойств, используемых для воздействия на предмет труда. К средствам труда могут быть отнесены и др. покоренные человеком естеств. силы, напр. пар, электричество, энергия атома, света, ветра, рек и т.п. Веществ. часть П. с. образует материально-техническую базу общества. П. с. выполняют определ. обществ. функцию прежде всего в процессе труда. Ни машина, ни сам человек не являются П. с., если они не включены в процесс произ-ва. Вне действующего отношения человека к природе ни один из элементов произ-ва не выступает в качестве П. с. Понятие П. с. методологически надо выводить из объективного единства моментов трудового процесса как отношения людей к природе, неотъемлемой частью к-рого является и предмет труда. Предмет труда – это не первозданная природа, а обществ. функция, выполняемая веществом природы и приобретаемая им в тот момент, когда человек делает его объектом труда. Вопрос о предметах труда – это прежде всего вопрос о материалах, из к-рых производятся сами средства труда, различные виды сырья, а также предметы потребления. Но характер используемых в произ-ве материалов дает весьма существенный, хотя и не решающий, признак определ. эпох в развитии обществ. произ-ва. Использование человеком нового вещества или силы природы знаменует шаг вперед в развитии П. с. (см. тамже, прим. 5а). Взаимоотношение человека и средства труда, хотя и является важнейшим моментом внутр. диалектики самих П. с., тем не менее еще не исчерпывают диалектики самого труда как активного процесса воздействия на природу. В трудовом процессе средства труда выступают слитно с человеком как одно целое, направленное на обработку предметов труда. "Человек и его труд на одной стороне, природа и ее материалы на другой..." (Маркс К., Капитал, т. 1, с. 191). Это различие внутри единства, к-рое представлено в П. с. и к-рое содержит собственное движущее противоречие, реализующееся в условиях взаимодействия П. с. и производств. отношений. Необходимость включения в состав П. с. всех средств произ-ва вытекает также из наличия момента относительности и подвижности категорий "средства труда" и "предметы труда". "... Является ли известная потребительная стоимость сырым материалом, средством труда или продуктом, это всецело зависит от ее определенной функции в процессе труда, от того места, которое она занимает в нем, и с переменой этого места изменяются и ее определения" (там же, с. 189). Даже машина, подвергающаяся ремонту и усовершенствованию, превращается в предмет труда. А в таких отраслях произ-ва, как, напр., химич. пром-сть или сел. х-во, различие между средствами и предметами труда подчас провести вообще невозможно. Данная историч. ступень развития П. с. выражается в определ. уровне производительности обществ. труда, измеряемой количеством продуктов, произведенных в единицу времени. Понятия "П. с." и "производительность труда" неразрывно связаны. П. с – это факторы, потенции производительности труда, а последняя – реализация П. с. в результатах произ-ва. Поэтому уровень производительности труда в конечном счете играет ту же роль в развитии производств. отношений, что и уровень П. с. "Производительность труда, это в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 394). П. с. составляют только одну сторону способа производства и всегда связаны с определ. обществ. отношениями. Маркс открыл закон соответствия производственных отношений характеру П. с: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6). Производств, отношения, складываясь в соответствии с уровнем развития П. с., в свою очередь активно воздействуют на П. с., являются обществ. формой их движения. Конфликт между П. с. и производств. отношениями составляет материальную основу социальных революций в антагонистич. обществах, приводящих к победе новых производств. отношений. При социализме общество способно своевременно обнаруживать назревающие противоречия между П. с. и производств. отношениями и планомерно разрешать их. Возможность активного воздействия производств. отношений на развитие П. с. вытекает из глубокого единства и взаимопроникновения этих сторон произ-ва. П. с. являются материальными носителями производственных отношений. Работники произ-ва – не только главная П. с., но и участники производств. отношений. Вследствие этого элементы П. с. выступают как вещественно-натуральные формы производств. отношений и получают специфич. социальную сущность, определяемую производств. отношениями. Напр., в условиях капитализма средства произ-ва – капитал, является орудием эксплуатации одной частью общества другой, лишенной средств произ-ва. При социализме средства произ-ва являются объектом обществ. собственности. Социалистич. П. с., в отличие от капиталистических, развиваются без кризисов и спадов, планомерно и непрерывно. При капитализме значительная часть рабочей силы не находит себе применения в производстве, хищнически растрачивается, дисквалифицируется. В СССР безработица давно не существует. Социалистическое общество организует планомерную подготовку, распределение и использование рабочей силы с учетом изменений в составе и структуре П. с. Неуклонно растет общеобразовательный уровень населения СССР, идет процесс стирания существенных различий в общеобразовательном уровне работников физического и работников умственного труда. Социальная сущность П. с. проявляется и в том, что экономич. законы данного обществ. строя определяют структуру, размещение, пропорции, темпы и характер развития, формы концентрации и управления П. с., динамику роста культурно-технич. уровня и условия жизни работников. Кооперация и разделение труда, являясь формами совместной деятельности людей в произ-ве материальных благ, выступают как элементы П. с. общества. "... Способ совместной деятельности есть "производительная сила"..." (там же, т. 3, с. 28). Кооперация, разделение и организация труда образуют т.н. обществ. организацию П. с., выражают способ их функционирования и размещения по родам обществ. произ-ва. Пром. переворот привел к глубокому сдвигу в обществ. характере произ-ва, сделав кооперацию осн. формой труда в пром-сти и необычайно развив разделение труда в обществе. Совр. произ-во основывается на широком применении достижений науки. Предвидя органич. соединение произ-ва и науки, Маркс называл ее "... всеобщей общественной производительной силой..." (там же, т. 26, ч. 1, с. 400). Превращение науки в непосредственные П. с. начинается с появления машины, заменяющей ручной инструмент, и особенно бурно происходит в условиях совр. научно-технической революции. Формы, в к-рых наука действует как П. с., следующие: использование в произ-ве продуктов науч. труда – теоретич. исследований в области математики, физики, химии, биологии, технич. открытий и изобретений, направленных на совершенствование средств и предметов труда, на создание новых машин и механизмов, в т.ч. электронно-счетных машин и новых материалов, методов разведки полезных ископаемых и комплексной разработки природных богатств и т.д.; реализация практич. выводов экономических и системных исследований в области размещения П. с., организации труда и произ-ва, использование экономико-математич. методов в планировании и управлении произ-вом; научный труд конструкторов, лаборантов, инженеров, агрономов, рационализаторов как составная и неотъемлемая часть совокупного производит. труда по обслуживанию текущих технологич. процессов; научно-технич. оборудование совр. заводских лабораторий; конструкторских бюро, н.-и. ин-тов, работающих на произ-во. Развитие П. с. является основой строительства коммунизма в СССР и постепенного преобразования социалистич. обществ. отношений в коммунистические, создания изобилия материальных благ. Создание материально-технич. базы коммунизма определено в Программе КПСС (1961) как главная экономич. задача партии и сов. народа. Коммунистич. общество предполагает достижение несравненно более высокой ступени развития П. с., чем их нынешняя ступень, качеств. сдвиги во всех элементах, составляющих П. с. Техника и технология произ-ва будет развиваться в направлении полной электрификации всей страны, всех отраслей нар. х-ва, комплексной, т.е. всесторонней, механизации и все более полной автоматизации пром-сти, транспорта и связи, широкой химизации нар. х-ва и производств. применения атомной энергии. На совр. этапе в огромной степени возрастает роль химии в производств. процессах. Она открывает возможности изменять свойства природных материалов, создавать новые материалы, к-рые не встречаются в природе, революционизировать предметы труда, ускорять течение технологич. процессов и на этой основе повышать производительность труда, улучшать качество продукции, позволяет резко интенсифицировать с. х-во. По своему воздействию на производство химия приближается к электричеству. Будет создана рациональная организация обществ. произ-ва во всех отраслях нар. х-ва. Развитие П. с. коммунистич. общества предполагает также дальнейший подъем культурно-технич. уровня трудящихся путем осуществления всеобщего обязат. среднего образования, развития высшего и среднего спец. образования на базе сокращения рабочего дня и использования свободного времени для всестороннего и гармонич. развития человеч. личности. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, разд.: Фейербах; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Mapкс К., Введение (Из экономич. рукописей 1857–1858 гг.), там же, т. 12, разд. 4; его же, К критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; его же, Капитал, т. 1, гл. 5, 11, 12, 13, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, отд. 3, гл. 2; Архив Маркса и Энгельса, т. 2(7), М., 1933, с. 67, 99, 121, 129; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, вып. 1, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Замечания на книгу Н. И. Бухарина: "Экономика переходного периода", Ленинский сборник, т. XI, М.–Л., 1929, с. 371–74; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Чагин Б. А. и Xарчев А. Г., О категориях "производительные силы" и "производственные отношения", "ВФ", 1958, No 2; Шенкман Б. И., О нек-рых осн. тенденциях развития средств труда, в сб.: Проблемы политич. экономии социализма, М., 1959; Xейнман С., Проблемы развития материально-технич. базы коммунизма, в сб.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Гин Л. Т., К характеристике П. с. и материально-технич. базы общества как экономич. категорий, в сб.: Проблемы политич. экономии социализма, вып. 1963 г., М., 1963; Шик О., Экономика. Интересы. Политика, пер. с чеш., М., 1964, гл. 1; Ельмеев В. Я., Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества, М., 1964. См. также лит. при ст. Материально-техническая база общества, Коммунизм. В. Черковец. Москва.

    Макро и микро- ЭКОНОМИКА

    Раздел 1. Методологические основы формирования и развития рыночных отношений

    Темы

    1. Предмет и методы экономической теории

    2. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

    3. Собственность и рыночная экономика

    4. Рынок: общая характеристика

    Тема 1. Предмет и метод экономической теории

    План

    1. Производственные силы общества

    2. Экономика и экономическая теория

    3. Методы познания экономических явлений

    Производственные силы общества

    Понятие, экономическая деятельность людей направлена и предлагает производство создания материальных и духовных благ.

    Развитие общественного производства – предполагает наличие средств производства (средств труда и предметов труда).

    Средства – то чем человек воздействует на природу (танки, машины).

    Предметы труда – то на что человек воздействует в процессе туда (нефть, хлопок).

    Сырьё – это предмет труда, предварительно подвергшийся воздействию человека.

    Рабочая сила – совокупность физических, духовных, интеллектуальных способностей к труду.

    Труд – целесообразная, сознательная деятельность людей, ведущая к экономическому результату.

    В экономической деятельности заняты – экономические субъекты (агенты):

    · наёмный работник;

    · собственник;

    · предприятие, фирма;

    · государство.

    Под давлением общественных потребностей формируются фазы общественного производства:

    1 фаза: непосредственное производство;

    2 фаза: распределение;

    3 фаза: обмен (деятельностью, информацией);

    4 фаза: потребление.

    Система субъективных экономических интересов трансформируются в логику объективных экономических отношений.

    Совокупность средств производства и рабочей силы составляют производительный силы общества.

    Виды производительной силы общества:

    1. естественные производственные силы (природные ресурсы);

    2. общественные (средства производства, технологии, уровень экономической культуры общества);

    3. всеобщие (образование, наука, информация).

    2. Экономика и экономическая теория Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создаются богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества.

    Существует два аспекта экономики: 1) экономика как наука;

    2) экономика как хозяйство.

    Как наука : система знаний об эффективном ведении хозяйства, о развитии экономических отношений между людьми; система знаний об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов, выступает как исследование различных форм хозяйства, как личное хозяйство.

    Как хозяйство: включает в себя фирмы, предприятия, отрасли экономики.


    Экономическая теория – изучает закономерности развития общественного производства, развития экономических производственных отношений.

    Наиболее значимые современные экон-ие теории: трудовой стоимости - разработана эк-ми А.Смитом, Д.Риккардо и К.Марксом – центральное место в теории отводится роли труда в эк-ой жизни общества, исследованию потребительской стоимости и стоимости товара, ведущей роли капитала и прибыли в расширенном произ-ве, двойственной природе труда, методике расчёта цены на основе общественно необходимых затрат; спроса и предложения - теория предложения исследует мотивационный эффект изменений налоговой с-мы, оказываемый совокупное предложение.Основателями этой теории в конце 60-х г. 20 века были эк-ты М.Фелдетайн, М.Боскин, Л.Лаффер. которые обосновали возможность налогового стимулирования эк-го роста за счёт налоговых ставок ; благосостояния - основана на применении к эк-ке принципа ведущей роли потребителя и наличия эк-го оптимума. При определённых условиях конкретное равновесие производства и распределения ресурсов может быть достигнуто в рыночной эк-ке (закон В. Парето); большого толчка - разработана П.Розенштейн-Родоном, который предложил её для слаборазвитых стран европейской периферии для вывода эк-ки из состояния послевоенной стагнации; экономического роста – исследует взаимосвязи общих показателей развития нац-го хоз-ва и определяет предпосылки для обеспечения сбалансированного роста эк-ки. Основы этой теории были заложены эк-ом Г. Фельдманом при разработке первого пятилетнего плана развития народного хоз-ва СССР; кризисов - представляет собой часть эк-ой теории цикличности. Которая объясняет возникновение периодических кризисных фаз в эк-ом развитии. Теория сформулирована эк-ом Н.Кондратьевым в 30-е годы 20 века и развита К.Кларком.; индустриального общества - выдвинута эк-ом Р.Ароном и Дж.Гэлбрейтом в середине 20 века. Основная идея состоит в том, что в индустриальном обществе статус собственности на средства произ-ва теряет своё значение. Усиливается роль гос-го регулирования эк-ки, а ключевым факторами произ-ва становятся знания и умения инженерно-управленческого персонала ; цикличности эк-ки - описывает периодически повторяющиеся схожие фазы эк-ой динамики. Данной теорией занимались такие эк-ты как: к.Маркс. Н.Кондратьев, У.Митчел, К.Кларк и др.; и ряд др.

    Цель экономической теории – в выработке и эффективном использовании экономических знаний.

    Задачи экономической теории – в том, чтобы не просто описать экономические явления, а показать взаимосвязь между ними их взаимодействия, т.е. охарактеризовать экономическую систему в её целостности и развитии.

    Объектом экономической теории является – экономические явления (производство, обмен, спрос, безработица, деньги и т.д.).

    Предмет экономической теории является – система экономических отношений возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ т.е. взаимоотношение производственных сил и производственных отношений.

    Экономический закон – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

    Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объёмом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства.

    Наиболее важные законы:

    Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньше удовлетворение, впервые сформулирован немецким эк-ом Г.Госсеном в 1854 г. «первый закон Госсена»

    Закон предложения – показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

    Закон возрастания относительных издержек – характеризует взаимосвязь между увеличением произ-ва одного продукта за счёт уменьшения произ-ва другого продукта.

    Закон денежного обращения – говорит о том, что количество денег в обращении должно обеспечивать соблюдение баланса между денежной массой и стоимостью блага, подлежащего реализации.

    Закон Вальраса – денежная стоимость всех товаров на стороне предложения в условиях общего равновесия равна общей денежной стоимости товаров на стороне спроса.

    Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

    Закон убывающей отдачи – говорит о том, что в короткие временные периоды. Когда величина производных мощностей является фиксированной. Предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определённого уровня затрат этого переменного фактора.

    Закон падения средней нормы прибыли – говорит о том, что рост производительной силы труда способствует повышению ограниченного строения капитала и приводит к падению нормы прибыли. Сформулировал К.Маркс.

    Закон убывания производительности труда – отражает принцип снижающейся эффективности последовательных затрат труда, капитала и убывающего плодородия почвы.

    Закон убывающей доходности капитала – отражает снижение доходности капитала в результате того, что возрастающий капитал используется постоянным числом работников.

    Закон распределения доходов (закон Парето) – выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения доходов.

    Закон Лаффера – отражает зависимость объёма налоговых поступлений в гос-ый бюджет от величины ставки налогооблажения и имеет максимум при определённом значении ставки.

    Закон - отражает эмпирическую зависимость темпов отстаивания реального ВНП (внутренний национальный продукт) от превышения безработицей её «естественного» уровня: при росте «циклической» безработицы на 2% отставание реального ВНП от потенциального составляет 4%.

    Закон C’z – исходный принцип моделирования условий макроэкономического равновесия (совокупный спрос = совокупному предложению), лежащий на основе «классической» модели равновесия.

    3. Методы экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.

    Метод познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

    На стадии живого созерцания происходит сбор факторов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов.

    На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е.образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность.

    Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

    Метод анализа – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путём исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений.

    Синтез – это метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

    Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

    Дедукция – метод познания предполагающий умолчание от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже а гражданской одежде вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

    Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

    Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений.

    Экономико-математический метод анализа – данный метод достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания.

    Метод экономического моделирования – основан на разработке экономических моделей. Экономическая модель – обобщённая статистическая картина развития экономической реальности.

    Графический метод исследования – представляет нам наглядную картину развития экономических действий.