Легитимность и легальность политической власти. Легальность политической власти

Важнейшими характеристиками политической власти являются ее легальность и легитимность. Легальность - это признание добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Легитимность - это принятие населением установившихся властных отношений, признание за властью права управлять и согласие подчиняться распоряжениям субъекта власти. Легальность власти - юридический феномен: она устанавливается и гарантируется властью, носит исключительно рациональный характер; в отличие от легальности, то есть законности, легитимность является феноменом политическим, не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легальное (рациональное) господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. По Веберу, бюрократия технически является самым чистым типом легального господства. Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: 1) лично свободные и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами; 7) рассматривают свою службу как единственную или главную процессию; 8) предвидят свою карьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подлежат строгой, единой служебной дисциплине и контролю (Политология: Учебник /Под ред. М. А. Василика.-М.,2001.-С. 122).

При легальной власти существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и контроль за ними со стороны политических институтов.

Что касается легитимной власти, то это такая власть, с существованием которой соглашается народ, которая признается основной массой людей. «Тот, кто приобретает хоть какую-то долю власти другими путями, чем те, которые предписаны законами сообщества, не имеет права на то, чтобы ему повиновались..., а следовательно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ», - писал Дж. Локк (Локк Дж. Соч.- Т. З.- М., 1988.- С. 377-378).

Термин легитимности (легитимизм) возник давно, еще в начале XIX в. и выражал стремление восстановить во Франции власть короля, как единственно законную в отличие от власти узурпатора. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ. Но потребность в легитимности власти возникла задолго до французской революции. Идея законопослушания пронизывает все богословские учения средневековья. Крупнейший представитель средневековой мысли Ф. Аквинский призывает граждан к повиновению государственной власти. Одновременно обосновывалось право народа на восстание и даже цареубийство. Так, согласно учению английского богослова и юриста И. Солсберийского (XII в.) убийство тирана считалось вполне правомерным, Ф. Аквинский писал о власти приобретенной, которая используется в нарушение божественной воли. Узурпатору, недостойному правителю, подданные имеют право не повиноваться. Более того, народ имеет право на восстание, если правитель злоупотребляет властью.

В наше время легитимность - обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности. Признание существующей государственной власти легитимной означает, что состоялся договор (не обязательно зафиксированный в каком-либо документе) между силой, владеющей государством, и народом о приемлемости направлений проводимой политики, способов и средств достижения поставленных целей. Поэтому легитимность не только признание данной государственной власти, но обязательство власти действовать в рамках закона. При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества, что обусловливает ослабление насилия со стороны субъекта власти по отношению к объекту и, наоборот, при отсутствии легитимности власти общественная жизнь утрачивает легитимность, так как в этом случае субъект власти сосредотачивает усилия на насильственном подчинении себе остальной части общества, используя принуждение.

С признанием легитимности основополагающим принципом внутреннего и международного порядка стали различаться понятия «использование силы» и «насилие». Использование силы - это демонстрация силы и предусмотренное законом принуждение со стороны государства. Насилием называют неправомерное использование силы государственными органами над частными лицами. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Но легитимность вовсе не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всегда есть критики правящей группы. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества. Такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания.

Легитимизация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по-разному. Немецкий ученый М. Вебер, который, кстати, термин «легитимность» ввел в научный обиход, разработал типологию легитимного господства (власти). Он выделил три основных его типа:

1) традиционное господство. Этот тип господства опирается на силу традиций, нравов, привычек. Приказания, распоряжения руководителей являются правомочными, поскольку отвечают обычаям и историческим прецедентам. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания, распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Основа традиционной легитимности - привычка повиноваться издревле существующим, хорошо знакомым органам власти;

2) харизматическое господство (от греч. Harizma - благодать, дар божий) базируется на вере в особенные, сверхъестественные качества вождя, лидера. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, связывают с ним его благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Сам лидер верит в свое призвание, пытается доказать массам, что он выполняет «историческую миссию», последователи верят в лидера. Поддержка лидера рассматривается как священный долг последователей. В трактовке М. Вебера харизматическое лидерство 1) носит личный характер, 2) строится на эмоциональной основе, 3) играет новаторскую или революционную роль, 4) недолговечно и с течением времени рутинизируется.

Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-политического кризиса. Со стабилизацией социальной системы общество трансформируется в традиционное или легальное господство. Образы харизмы М. Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, а также Цезаре, Наполеоне, Ленине и др.;

3) легальное (рациональное) господство, которое, как уже отмечалось, базируется на подчинении всех системе законов, которые устанавливаются и используются в соответствии с конкретными постоянными принципами.

Названные М. Вебером три идеальных (чистых) типа, в реальности чаще всего функционируют в форме комбинации этих типов легитимности, которые переплетаются, взаимно дополняя друг друга. Типология М. Вебера приобрела большую популярность и стала по существу классической. Вместе с тем изучение легитимности власти требует выяснения ее уровней характеристики. В политологии выделяются три уровня легитимности власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности. Идеологическая легитимность опирается на идеологические принципы и убеждения граждан в ценности политического строя как наилучшего, что подкрепляется интенсивной пропагандой. В качестве примера может служить бывший СССР;

2) структурный: приверженность граждан механизму и нормам политического режима, регулирующих политические отношения. Люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил. Стержнем такой легитимности является убежденность в правомочности существующей политической системы. Источник легитимности - специфические политические структуры. Как пример - Великобритания с ее демократическими традициями и парламентаризмом;

3) персональный (личный): он заключается в одобрении данного властвующего лица. Опирается на веру граждан в личные качества политического лидера, его способность надлежащим образом использовать политическую власть. Лидер идентифицируется с идеалом, личным выбором. Примером такого типа легитимности Д. Истон считает США, где президент должен обладать персональной легитимностью.

В соответствии с реальным значением идеологической и структурной легитимности, ролью личности политических лидеров формируется политика легитимизации данной власти.

Средствами и методами легитимизации власти являются прежде всего различные формы участия граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, осуществляемой органами власти; легитимизация осуществляется путем административной, экономической, военной, образовательной и другой деятельности власти. Легитимность власти в этом случае зависит от эффективности данной деятельности. При этом важную роль играют технократические, социотехнические, политические, идеологические, психологические средства. Технократические средства сводятся к обеспечению взятого курса реорганизации (в политике, инфраструктуре, налоговой системе и т. д.). Социотехнические заключаются в поиске наименее болезненных путей перехода в новое состояние. Например, в условиях модернизации для власти актуальна проблема уменьшения безработицы. Одно дело - массовая безработица, совсем другое - структурная. Последняя сводит к минимуму социальную напряженность, открывает перед человеком перспективу переквалификации, перемены места работы и жительства.

Для поддержания легитимности власти используются и многие другие средства: изменение законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др. Средством легитимизации власти является также применение силы: чем выше уровень легитимности, тем меньше принуждения.

Легитимность власти не может быть успешной без пропаганды положительных моментов проводимой политики. Пропаганда призвана использовать информацию для формирования убеждения. Правительственная пропаганда служит функциональной социализации, то есть признанию массами правительственной политики. Здесь очень важно, чтобы правительственная информация была объективной, а также не осуществлялось блокирование другой информации, идущей из оппонирующих правительство центров. Действительно поможет та информация и пропаганда, которые достойны поэтапной политики утверждения общества гуманизма, демократии с учетом реальной действительности.

Наряду с легитимизацией власти происходит и противоположный ей процесс делегитимизации, то есть утраты доверия. Причинами делегитимизации являются: противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты; противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации по защите интересов народных масс. Причинами делигитимизации являются также нарастание бюрократизации и коррумпированности; национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти; потеря правящей элитой веры в правомочность своей власти; возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти (Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика.- М., 2001.- С. 127).

Легитимна ли государственная власть в современной России? По мнению специалистов, государственная власть в современной России переживает кризис легитимности. Это выражается в первую очередь в том, что она утратила национально-государственную идею, перестала соответствовать «образу» власти и оказалась социально неэффективной. Причины кризиса власти в России те же, которые были только что названы. Если говорить в целом, то в социальном плане этот кризис обусловлен, с одной стороны, скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов, с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы жизнедеятельности страны. В общественном мнении преобладает представление о том, что все трудности, переживаемые страной, напрямую связаны с нечестностью, обманом, коррупцией и воровством на всех этажах социально-политической иерархии. Авторитет центральной власти снизился до критического уровня. Как показал анкетный опрос, проведенный в Республике Бурятия в 1995 г. (было опрошено 900 учителей, врачей, инженеров, журналистов и других представителей интеллигенции), лишь 3 % опрошенных ответили, что они с доверием относятся к Президенту Ельцину, около 8 % доверяют Председателю Правительства Черномырдину, его заместителю Чубайсу - около 3 %, Шумейко - 1 % (Правда Бурятии, 25 мая 1996г.).

Показателями легитимности власти выступают: 1) уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; 2) наличие попыток свержения правительства или лидера; 3) сила проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Проблема легитимизации является важной для любого политического режима. Даже диктаторы не могут безгранично строить свою власть исключительно на насилии. Наибольшим потенциалом легитимности располагает демократический режим. Таким образом, проблема легитимизации имеет большое значение для политической власти и общества, она является одной из важнейших проблем политической науки.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Функциями политической власти являются: руководство, управление, организация, контроль.

1. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

2. Управление проявляется в сознательном целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

3. Организация включает в себя обеспечение политической жизни, политических отношений, отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, аппаратами и органами государственного управления, партиями, гражданами и т. д., управление делами общества и государства на разных уровнях.

4. Контроль выражается в корректировке движения политической системы в соответствии с ее собственными принципами, с интересами (волей) самих участников политического процесса. Корректировка осуществляется путем минимизации отклонений поведения институтов политической системы и участников политического процесса от заданных им целей, направления и стандартов деятельности. Формы контроля различны. В их числе специально создаваемые институты - сеть соответствующих государственных учреждений, партийных инстанций, общественных организаций, движений. Сюда относятся прежде всего службы (ведомства) контроля, ревизии, проверки, надзора, имеющиеся в госаппарате, официальная пресса, телевидение и т. д.

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Легитимность и легальность государственной власти: понятие соотношение. Виды легитимности.

Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).

С течением времени понятия легитимность и легальность разделились. Легитимность – это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.

Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, её норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).

Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.

Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в: 1) её основанности на общечеловеческих нравственных ценностях; 2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться её велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.

Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.

Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.

Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Вопрос о легитимности – это вопрос о границах, о правомерности применяемого властью к физическим и юридическим лицам принуждения.

Чтобы политическая власть успешно выполняла свои функции в обществе, она должна соответствовать требованиям эффективности, легальности и легитимности.

Эффективность власти — это ее результативность, т.е. соответствие действий, осуществляемых по ее воле, тем целям, которые она ставит перед собой и обществом.

Легальность и легитимность (от лат. legitimus — законный) власти отражают разные аспекты ее положения в обществе. Легальность означает осуществление власти в рамках закона, т.е. законность власти. Это сугубо правовая категория, означающая юридическое оформление власти, закрепление в нор- мативно-правовых актах ее происхождения, полномочий и методов осуществления. Легальность устанавливается и гарантируется государством.

Легитимность означает авторитет власти, ее признание гражданами. Легитимная власть может восприниматься гражданами как законная даже тогда, когда она нарушает закон. Легитимность означает доверие к власти, признание справедливости ее целей и средств. В силу этого легитимная власть минимально нуждается в применении силы для реализации своих решений, поскольку граждане подчиняются ей добровольно даже тогда, когда отдельные ее решения не соответствуют их интересам. Наличие в обществе легитимной власти возможно при условии достижения обществом определенной степени согласия о том, какой она должна быть.

М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти, которую определял термином «господство»: традиционный, харизматический и рационально-легальный (бюрократический).

Традиционное господство основывается на привычке, обычаях, традициях, убеждении, что «так было всегда». Примером традиционного типа господства являются монархии.

Харизматическое господство опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в переломные моменты истории.

Рационально-легальное господство основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя в сохранении того политического порядка, при котором данный властвующий субъект был наделен имеющимися у него полномочиями.

Легитимность власти никогда не бывает абсолютной. Тем не менее, власть можно считать легитимной, если ее признают господствующие политические силы, способные обеспечить национальное согласие по поводу существующего общественно-политического порядка.

Термин «легитимность» возник в начале XIX века во Франции .

Тогда он означалстремление восстановить власть короля как единственную законную власть вотличие от власти узурпатора.


Легитимность - это процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике - признание, объяснение иоправдание власти.

Легитимность утверждает политику и власть, объясняет и оправдываетполитические решения и создание политических структур, их изменение, обновлениеи т. п.; она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участиебез принуждения, а если оно не достигается - оправдание такого принуждения, использование силы и других средств, которыми располагает власть.

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, котороевыражается в добровольном признании власти, в ее праве управлять. Легитимнаявласть воспринимается населением как правомерная и справедливая.

Легитимность власти является результатом эволюции общества. Поэтомуоднозначную оценку легитимности можно дать только в обществе с устойчивыминормами поведения. В то же время, в обществе, где идет мощная модернизация, легитимность власти проблематична и противоречива.

Типы легитимности власти:

а) рациональный - власть узаконена установленными демократическимпутем и признанными нормами права, основана на подчинении не личностируководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представителивласти;

б) идеологический - власть признается обоснованной в силу внутреннейубежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые еюпровозглашены.

в) традиционный - власть признается оправданной в силу укорененныхобычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священностьиздревле существовавших порядков;

г) харизматический - власть основывается на вере масс висключительные качества, особые способности политического лидера, на личномавторитете правителя и т. д.

Признаки падения легитимности:

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрещение политических партий и оппозиционных организаций;

Рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание скриминальными структурами;

Низкая экономическая эффективность власти, снижение уровня жизнинаселения;

Введение цензуры и ограничение деятельности независимых СМИ.

Понятие «легитимности» в политологии чаще всего употребляется вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и «легальность» - образованы от одного корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи. «Легальность» -- это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это легально. А если противоречит, то нелегально.

«Легитимностью» в политологии называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. «Легитимность», в отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение личности правителя или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.

Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.

А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага.

В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века.

И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.

Именно народ и история его делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе.

Интерпретация тех или иных терминов, понятий, концепций в СМИ и беседах с людьми могут значить больше, чем реально происходящие события. Ведь общество таково, что в своей деятельности руководствуется не объективной реальностью, а своими представлениями о ней. Конечно, представления о вещах никогда не будут полностью соответствовать вещам, однако к этому нужно стремиться. Кстати, Гегель определяет истину как понятие, соответствующее предмету. А Конфуций учил о необходимости давать правильные имена вещам и говорить о них на всех базарах. Этим и займемся на конкретном примере. В связи с последними событиями на Украине — это особо актуально. Представители майдана называют президента Украины — Януковича, а так же референдум в Крыму нелегитимным, нелегальным, а их оппоненты считают майдан и хунту нелегитимной, вместе со всеми их решениями. Итак, какой же смысл скрывается под понятиями «легитимность» и «легальность». В последнее время ни одно сообщение СМИ, пост блогеров, разговор на политическую тему не обходится без этих слов.

Для начала необходимо отметить, что легитимность и легальность - понятия не тождественные друг другу, казалось бы, очевидная вещь, но зачастую люди уже и здесь путаются, поэтому определим термины. Легальность — это соответствие действий, решений закону. Легитимность же — это одобрение, принятие народом действий и решений политической власти. Отметим важный аспект: легитимность и легальность по отношению к одному и тому же решению могут не совпадать. Лично я считаю, что легитимность имеет приоритет над легальностью, так как легитимность — прямое выражение отношения народа, а легальность — косвенное (выраженное через законы, принятые депутатами, которых избрал народ). Конечно, этот тезис можно оспорить, но ведь любой закон создан для людей, а не ради самого закона. Можно представить легальность и легитимность как две перпендикулярные оси.

Соответственно любое политическое действие подпадает под одну из четырех четвертей. Разберем все варианты.

I — Легитимность и легальность.

Политическая сила, пришедшая во власть законным путем, является легальной. Например, через выборы президента при демократии или наследие престола при монархии. Если у большинства народа нет претензий к власти и они её принимают, то налицо наличие легитимности. Кстати, цветные революции в основном пытаются доказать, что власть нелегитимна, а не то, что она нелегальна. Через организацию больших митингов пытаются показать, что народ не принимает политическую силу, значит, не даёт мандат легитимности. Во многих случаях это лишь картинка, а не соответствие реальности, её можно разрушить митингом большей численности либо в поддержку выборов, либо против попытки цветной революции. Однако, даже при отсутствии альтернативного митинга нельзя говорить об очевидной нелегитимности власти, т. к. большинство сделало свой выбор на голосовании и не считает нужным выходить на улицу. Избирателей в любом случае больше, чем протестующих.

В 2011-2012 гг. пытались реализовать такой сценарий в России (болотная, сахарова) — не получилось. И перешли к критике выборов как нелегальных. Однако если оппозиция не способна даже организовать наблюдателей, собрать протоколы с УИКов, то о каком политическом руководстве может идти речь? Естественно, нарушения на выборах были (как и на любых других), но они не все зафиксированы необходимым и законным методом, а значит, их критика как нелегальных несостоятельна.

II — Легитимность и нелегальность.

Данный сценарий чаще всего встречается в революционную эпоху, при смене общественно-экономической формации. Например, революционеры при поддержке народных масс свергают монархию и устанавливают буржуазно-демократическое общество. Понятно, что революционеры-демократы нарушают законы монархии, однако за ними одобрение масс. Новый общественный порядок в таком случае легитимен, но нелегален до отмены старых порядков (законов и проч.) и установления новой конституции, парламента и других органов власти. Легализация такого строя осуществляется через принятие и соглашение с новыми законами и конституцией. В истории примеров такого сценария немало, однако они непродолжительны и являются переходящим этапом, либо до легатимизации нового, либо до поражения и возврата к старому.

III — Нелегитимность и легальность.

Такое соотношение часто совпадает со вторым сценарием, но уже по отношению не к революционным силам, а к существующим. Наследник монархии получает власть таким же законным образом, как и все монархи до него, однако, народные массы уже недовольны порядком вещей и готовы бороться за его изменение. Во время той же буржуазно-демократической революции монарх остается в рамках легальности, но теряет мандат от народа. Конечно, при монархии нет демократических выборов, но принятие народом существует, так как нельзя управлять теми, кто не хочет быть управляемыми. Соглашение народа на власть монарха обосновывается не через демократические процедуры, а, например, через религиозные устои. Для легитимности важно не то, благодаря чему политическая сила принимается народом, а согласен ли с этим народ.

IV — Нелегитимность и нелегальность.

Такой пример мы наблюдаем на Украине сегодня. Нынешняя хунта пришла к власти не благодаря выборам, а благодаря государственному перевороту, что, естественно, нарушает закон Украины и международные законодательные нормы. Одновременно с этим хунта является нелегитимной, так как огромные массы народа против разворачивающегося у нас на глазах порядка вещей — Юго-Восток Украины нам это показывает. Из-за всего этого разрушается так называемый «общественный договор», Украину как единое государство не удерживает ни закон, ни одобрение политических сил народом Украины.

В качестве заметки на полях рассмотрим референдум в Автономной Республике Крым, которая вошла в состав РФ, с точки зрения легальности и легитимности. Общественный договор на Украине был нарушен еще до референдума, а значит кто-кто, а действующая политическая власть точно не может определять законность и легитимность этого референдума, ибо сама не подпадает под этим критерии.

Референдум состоялся — это неотменяемый факт, но что это значит? Во-первых, референдум — есть прямое волеизлияние народа, то есть его результаты - это одобрение или неодобрение поставленных на голосование предложений. Референдум по определению не может быть нелегитимным, иначе это не референдум. Народ Крыма одобрил вхождение в состав РФ, а одобрение и есть легитимность. Теперь к вопросу о легальности. И.о. президента Украины, как и хунта — нелегальна, соответственно, центральной власти как таковой нет. Конечно, есть Янукович, но он пропал с политического олимпа, да и на днях сам призвал к проведению референдума во всех субъектах Украины. В отсутствии центральной власти решения принимают нижестоящие органы власти, а в данном случае это парламент АКР - что он и сделал. В международном праве зафиксировано право народа на самоопределение — ну так народ Крыма самоопределился. Референдум есть не только воплощение легитимности, но и легальности. На референдуме определяется конституция, по которой определяются законы, иерархия тут очевидна. В большинстве конституций демократических стран установлено, что решение принятое народом на референдуме является обязательным, как непосредственное правотворчество народа.

В итоге референдум в АКР — легитимен и легален, остальные трактовки от лукавого, то есть являются манипуляцией фактами и терминами.