Что означает политический режим примеры. Политические режимы

Что означает политический режим примеры. Политические режимы

Для человека постсоветского пространства выражение «политический режим» давно стало привычным и совершенно не вызывает удивления. Данное словосочетание в сознании современного человека имеет скорее негативную окраску, поскольку вызывает ассоциации с довольно тяжелым периодом в истории – периодом столкновений и борьбы за смену власти.

Тем не менее понятие политических режимов как таковых на самом деле негативной окраски не имеет. Говоря в общем виде, режим - это способ организации управления государством.

Суть понятия

Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

Виды режимов

На сегодняшний день на территории земного шара существуют 196 стран, если не брать во внимание различные непризнанные области и образования. Совершенно очевидно, что они формировались, развивались, существовали и существуют в различных условиях. В данном случае имеется в виду не столько географическое положение или климат, сколько социальная среда их существования. Именно в силу этого разнообразия единый государственный политический режим для всех попросту невозможен.

Специфика страны определяет разнообразие управления. Политические режимы и их виды во всем мире представляют сложную систему, в которой есть определенные особенности и закономерности.

Определим же основные виды организации управления государствами, существующие на сегодняшний день. В целом, можно выделить три вида политических режимов – авторитарный, демократический и, наконец, тоталитарный. Между собой они различаются главенствующим принципом распределения власти и управления.

Приведенная классификация является общей – на самом деле политические режимы и их виды более разнообразны, поскольку в разных странах они могут иметь определенные нюансы, не свойственные аналогам. Зависит это в основном от социальной, политической ситуации и исторического наследия той или иной страны.

Власть народа

Как уже говорилось ранее, понятие режима чаще вызывает негативные ассоциации, нежели позитивные, и на то есть свои причины. Тем не менее, эта система управления вызывает реакцию практически обратную.

Если рассмотреть все формы политических режимов, демократию можно назвать самой лояльной. Руководствующим принципом такого способа организации управления государством можно назвать вручение регулирующих полномочий самому народу.

В данном случае имеется в виду, что именно население страны, ее граждане являются главенствующим звеном структуры управления.

Этот принцип организации дошел до наших дней еще со времен древней Греции и получил особую популярность в ХХ веке. В той или иной форме демократия существовала практически везде, однако в некоторых странах в итоге вытеснялась тоталитаризмом и авторитаризмом, о которых будет сказано немного позже.

На сегодняшний день основные принципы, признаки демократического режима базируются на философии Нового времени, представленной работами Дж. Локка, И. Канта, Ш. де Монтескье и др.

Разное понимание демократии

Как и любое другое социальное явление, данный политический режим имеет несколько форм и разновидностей. Практически с самого начала существовали в нем, а в ХХ веке конкретизировались и оформились два равноправных направления. В данном случае имеются в виду такие формы политических режимов, как либеральная и радикальная демократия.

Несмотря на то что оба вида предусматривают вверение абсолютной власти непосредственно народу, между вариантами есть существенное отличие. Заключается оно в определении самого человека как представителя социума.

В основе разделения демократии на радикальную и либеральную лежит так называемая «проблема Гоббса». В первом случае человек как личность считается составной частью социума, а соответственно, должен следовать его нормам, правилам и идеям. Вследствие этого внутри самого народа должно создаваться некое почти органическое единство, которое и определяет политическую деятельность, управление государством.

Либеральная демократия же исходила из интересов личности как самостоятельной единицы системы. Частная жизнь каждого человека в данном случае выносится на первый план и ставится превыше общества как единства. Такой государственный политический режим рано или поздно приводил бы к конфликту интересов и противоборству различных организаций внутри самого народа.

Основные принципы

Определим теперь признаки демократического режима. Прежде всего, о данной системе управления говорит наличие всеобщего избирательного права, гарантирующее влияние народа на политическую, экономическую ситуацию в стране. При этом о демократическом режиме можно говорить только в случае согласия большинства с избранной схемой деятельности.

Также для полноценной демократии необходим контроль деятельности политиков специально созданными народными институтами, одним из которых можно назвать профсоюзы. Любые возникающие конфликты в данном случае должны решаться исключительно мирным путем и в соответствии с решением народа.

Следует отметить, что есть ряд факторов, без наличия которых демократический строй попросту невозможен. Прежде всего, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития.

Во-вторых, для того чтобы государство развивалось, народ должен быть достаточно развитым сам по себе. В данном случае имеется в виду не столько сторона образованности (хотя и она, бесспорно, тоже), сколько уровень толерантности и готовности рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Народ должен быть готов к признанию прав каждого человека, его свободы выбора. Только в этом случае общество в целом будет здоровым и способным к принятию решений.

Наконец, народ должен быть заинтересован, прежде всего, в процветании страны, улучшении ситуации в ней.

Тоталитаризм

Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis - означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

Тоталитарный политический режим проще всего определяется по наличию некоего главенствующего лица, которое практически обожествляется, причем далеко не всегда добровольно. Так, для фашистской Германии это был Адольф Гитлер, так существовал в свое время сталинский СССР.

Данный принцип правления базируется на основе полного игнорирования прав и свобод граждан и насаждении определенных идеалов, норм поведения, взглядов и действий.

Наше нелегкое прошлое

Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

Тоталитаризм и современные государства

Виды политических режимов почти никогда не могли существовать в чистом, абсолютном виде. В особенности это касается современности.

Тем не менее, не только мировое сообщество, но и ведущие политологи утверждают, что признаки того же тоталитаризма можно найти в достаточно большом количестве стран. К примеру, определенные его черты обнаруживаются в Китае и Корее, Иране и даже России. Большинство исследователей полагают, что на данном этапе развития человечества особенности тоталитарного режима попросту скрыты, не настолько жестоки и очевидны. Формирование единого мнения, к примеру, осуществляют СМИ, которые, в свою очередь, подвергаются жесткой цензуре.

Стоит отметить, что признаки тоталитарного государство есть и в США - стране, столь гордящейся своими демократическими устремлениями.

Авторитаризм

При данном политическом режиме рычаги власти также полностью сосредоточены в руках руководящих структур, и мнение самого народа никак не влияет на политическую ситуацию в стране.

Основные признаки

Как и любой другой режим, авторитаризм имеет целый ряд характерных признаков. В первую очередь это, конечно, отсутствие контроля над властью у народа страны. В данном случае во главе государства может стоять какой-то конкретный человек (монарх, тиран) или целая группа лиц (военная хунта).

Во-вторых, ориентация правления на силовое воздействие. В данном случае речь идет не столько о полномасштабных репрессиях, как это бывает при тоталитаризме, но для принуждения народа к повиновению могут быть задействованы довольно жесткие меры.

Политика и власть при авторитарном режиме полностью монополизирована и существование полноценной оппозиции невозможно. Несогласие с системой управления может быть в народе, однако в полномасштабное политическое сопротивление оно не превращается.

Наконец, эти виды политических режимов характеризуются невмешательством во все сферы, кроме непосредственно политики (внешней и внутренней), вопросов безопасности. Таким образом, культура, экономика и другие составляющие остаются вне влияния властных структур.

Классификация

Тем не менее, существует и другая классификация режимов, согласно которой авторитаризм делится на популистский и национал-патриотический. В первом случае политический строй государства полностью опирается на уравнительно-ориентированные массы.

Характерные примеры

К режимам такого типа в первую очередь относятся как абсолютные монархии, так и монархии дуалистического типа, характерным примером чего можно назвать Великобританию. Также в режиме авторитаризма государство существует при наличии военного правления и диктатуры. Не стоит забывать и о случаях персональной тирании и теократии, которые также относятся к режиму данного типа.

Большая разница

Подводя итог, можно говорить о том, что понятие политических режимов было актуальным с самой зари человечества, формирования определенного строя. Теперь же оно полностью осмыслено и изучено. Все политические режимы и их виды имеют свои минусы и плюсы, нюансы и подводные камни. Тем не менее, власть всегда остается властью, кем бы ни была она представлена.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства .

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима :

Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

Гарантированность прав и свобод личности;

Характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

Степень реализации политической власти непосредственно народом;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

Характер политического лидерства;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

Политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

Мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

Существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Подавляющее число государствоведов не относят политический режим к форме государства, а считают его отдельным институтом. Политический режим может полностью, принципиально извратить форму правления, поэтому это самое важное проявление сущности государства. Все режимы подразделяются на: демократические и недемократические .

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.


Признаки демократического режима:

1. Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

4. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

5. Во всех сферах общественной жизни господствует закон;

6. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданин;

7. Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

8. Разделение властей.

9. Развитый культурный уровень людей, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Демократические режимы подразделяются на: буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический, либерально-демократический режим.

Признаки буржуазно-демократических режимов :

1. Верховенство конституции и парламента.

2. Многопартийная система (партии должны быть развитые).

3. Многообразие форм собственности (ведущая - частная).

4. Внедрение системы разделения властей во весь государственный механизм.

5. Наличие в конституции разветвлённой системы демократических прав и свобод.

6. Плюрализм идеологии и плюрализм выражения мнений.

Признаки социально-демократического режима такие же, как у буржуазно-демократического, отличие одно, но существенное: в таких странах основной упор делается на социальную защиту личности, на реализацию огромнейших социальных программ, в чистом виде этот режим существует только в Швеции.

Патриархально-демократический режим (Кувейт, Бруней, Свазиленд, Бутан) - в качестве источников права преобладают обычаи и традиции.

Либерально-демократический режим - слабо прогрессивный. Либеральные ценности, это защита прав человека, приоритет общечеловеческих ценностей, интеграция с миром. Во главе государства с таких политическим режимом стоит интеллигенция и проводит прогрессивные преобразования, но нет материальных и финансовых средств для реализации национальных интересов. Такой политический режим существует в Намибии, Индии.

Недемократические политические режимы: тоталитарный, авторитарный, фашизм. Главное отличие недемократических режимов от демократических заключается в том, что происходит абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной.

Понятие «тоталитаризм » в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки:

1. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо небольшой группой лиц.

2. Унификация и идеологизация общественной жизни. Отсутствуют независимые общественные организации- детские, юношеские, взрослые.

3. Государственно-бюрократическая монополия в экономике: отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем.

4. Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

5. Насилие и террор как средство контроля.

6. Изоляция от внешнего мира.

В свою очередь тоталитарный режим подразделяется на:

Тирания - власть принадлежит одному, который сам создает законы, но им не подчиняется. Большую роль играет армия и карательный аппарат.

Диктатура - власть в государстве принадлежит определенному сословию или классу все остальные слои общества объявляются враждебными, законность подменяется целесообразностью. Примерами являются Диктатура пролетариата , Якобинская диктатура , Парижская коммуна .

Военная диктатура - во главе государства стоят высшие командные чины и вся экономика подчинена развитию военного комплекса. Такие режимы существовали в Японии, Греции.

Хунта (Чили) - во главе государства стоят военные, но правительство создается из остальных слоев общества (либеральное правительство).

Культ личности - крайняя степень тоталитаризма, проводится геноцид собственного народа, сочетание репрессивных методов, гонение инакомыслящих. Такие режимы существовали в СССР (Сталин), Китай (Мао Дзе Дун), Югославия (Брос Тито), Туркмения (Сапармурат Атаевич Ниязов) и др.

Расистский политический режим - во главе государства представители одной расы или нации. Согласно идеологии расизма, ведётся борьба рас, пока высшая раса не победит низшую. Общество поделено на определённые расовые группы.

Теократический (религиозный режим) - такой режим представляет огромную угрозу для собственного народа и других народов и стран. Глава государства одновременно является главой церкви (король в Саудовской Аравии). В стране государственная религия только одна, остальные запрещены под угрозой смертной казни (Афганистан, Иран). Источниками конституционного права выступают священные писания и предания (Коран, Сунна, Веды, Библия, Тора). Роль судебного права (в широком смысле) выполняет каноническое право. Создаются специальные религиозные суды. Создаются специальные религиозные духовные карательные органы.

Режим номенклатурной демократии - этот режим утвердился на всем постсоветском пространстве, за исключением стран Прибалтики и Туркмении.

Фашизм - режим, при котором государственной идеологией является крайний национализм, проявляющийся в том, что государство решило заботиться о процветании своей нации за счёт уничтожения и порабощения других государств. Следствием является геноцид против цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению. Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов.

Во главе государства - вождь (фюрер, дуче ит.д.), имеется партийная система (исключение Япония во время второй мировой войны). В фашистских государствах полностью сливается партийный и государственный аппарат. Роль представительных органов власти сводится на нет. Всю власть осуществляет вождь и его аппарат. Вводится упрощённая процедура судопроизводства, т.е. принуждение осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета), Азербайджан, Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и др. - сегодня. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами

Признаки:

1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2. Игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3. Суд выступает вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;

4. Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц;

5. В качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

6. Сохраняется частичная цензура, нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме;

7. Отсутствует единая идеология.

8. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности;

9. Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

10. Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

11. Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;

12. Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия - это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. - мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском - в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства госудшрства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) - это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: наряду с правом как главным социальным регулятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства.

Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:
1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;
2) разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;
3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Виды политических режимов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В правовой науке определено, что любой политический режим не может легитимно существовать без законодательного закрепления и обоснования. В науке существует четкая классификация политических режимов.

Рассматривая виды политических режимов нельзя, обойти вниманием такое понятие как режим. Итак, термин "режим" сам по себе имеет большой спектр трактовок как в психологи, философии, так и в праве. Будучи междисциплинарным понятием, режим оставляет широкое поле для дальнейшего исследования в рамках различных наук.

Термин режим имеет французские корни (от фр. Régime – управление, командование, руководство). Данный термин на междисциплинарном уровне трактуется как условия работы, деятельности, существования чего-либо.

В современной правовой науке назрела необходимость пересмотра понятия режим как правовой категории в силу устаревшего понятийного аппарата и консервативной риторики по поводу каждого из видов политического режима.

Понятие политического режима

В современной науке под политическим режимом подразумевают совокупность методов реализации политической власти государством. Посредством категории "политический режим" определяют меру политической свободы в обществе, а также степень реализации прав и свобод, систему методов осуществления государственной власти, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Нередко в юридической литературе можно встретить утверждение относительно того, что политический режим представляет собой одну из составных частей формы государства. Такой позиции придерживаются, например, А.В. Малько и Н.А. Власенко. Противоположной точки зрения придерживается А.И. Денисов. Он акцентирует внимание на том аспекте, что политический режим характеризует собой не форму государства, а его сущность. Однако, как известно, сущность государства отражает суть государственной власти и ее принадлежность .

Итак, приведем все вышесказанное к общему знаменателю. Само по себе понятие политический режим существует давно. Оно является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. По тому, какой политический режим реализуется в государстве, судят о подлинной картине политического устройства общества.

В современных условиях однозначно установлено, именно политический режим характеризует политический климат, существующий той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Классификация политических режимов

Современная наука признает несколько подходов к классификации политических режимов.

Классификация политических режимов

Название политического режима

Описание политического режима

Демократический режим

Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народ.

Авторитаризм означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Деспотический режим.

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм, как следует из истории, основным его признаком является повсеместное вмешательство в сферы общественной деятельности, основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу, оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора.

Иная классификация подразумевает наличие следующих политических режимов:

  • демократический
  • антидемократический

В рамках данной классификации демократический режим делится на следующие виды:

  1. Прямая демократия
  2. Плебисцитарная демократия
  3. Представительная демократия

Отдельно рассмотрим антидемократический режим и его виды в рамках данной классификации рассмотренной Л. В.Мелиховой .

Антидемократический режим – это политический режим, который характеризуется несоблюдением прав и свобод человека и установлением диктатуры одного или нескольких лиц.

В свою очередь антидемократические режимы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и военные. Это отражено на рисунке.

Тоталитарный режим – это политический режим, характеризующийся полным подчинением общества власти правящей элиты, организованной в военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером-диктатором.

В государствах, во главе которых стоит военная группировка, захватившая власть вследствие военного переворота, господствует военный режим .

Литература

  1. Власенко Н.А., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие // СПС "Гарант"
  2. Денисов А.И. Сущность и формы государства – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. – 67 c.
  3. Клюкина Е.А. Понятие политического режима и критерии классификации // [Электронный режим] Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/
  4. Мелихова Л. В. Основы права – Ростов н/Д изд-во "Феникс". 2000 – 416 с..

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственно-политический режим - это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация - это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим - это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический . Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти;

б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;

г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки : а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный . При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный . Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный . В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов.

Демократия - (от греч. demokratia, буквально - народовластие) - политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе - догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.

Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.

Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:

Отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;

Наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

Ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества:

Функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;

Существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии . Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим - это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом - в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства реализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости от соотношения политических сил. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.

Основные черты антидемократических режимов:

Тоталитаризм - это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.

Авторитаризм - это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.