Взаимосвязь политики и религии в древнем китае. Верования древних китайцев: философия с элементами религии

Взаимосвязь политики и религии в древнем китае. Верования древних китайцев: философия с элементами религии

История, культура, религия и традиции жителей Поднебесной империи на протяжении веков вызывали неподдельный интерес в граждан европейских стран, ведь самобытная и богатая культура этого восточного государства так сильно отличалась от традиций и правил, принятых в западном обществе. Самобытность и отличие цивилизации и мировоззрения китайцев от мировоззрения европейцев особенно ярко просматривается в сравнении верований древних китайцев и религий племен, чьи потомки сейчас населяют европейскую часть Евразии - , скандинавов, рымлян, кимерийцев, скифов и др. Религия древнего Китая - это в первую очередь, философия, поиск жизненного пути, отсутствие сложных культов и жестких правил и ориентированность на .

Китайская цивилизация имеет многотысячелетнюю историю, в которой упадок не единоразово сменялся расцветом. Прекрасная природа, которая как будто создана для того, чтобы созерцать ее красоту, классовое деление общества, традиция уважения к старшим, кровопролитные войны, борьба династий, великие открытия, развитие торговли, необходимость в тяжком ежедневном труде - все эти, на первый взгляд, никак не связанные между собой факторы повлияли на формирование и становление философии и религии древнего Китая.

Религия древних китайцев в период ранее второго тысячелетия до нашей эры

Древние китайцы, жившие более 4 тысяч лет назад, имели верования, несколько похожие на верования других античных племен. Первые верования китайцев, из которых позже и , основывались на тотемизме, и практически все племена китайцев имели свой тотем. Обожествление драконов в китайской мифологии и верования в силу и покровительство этих мифических животных, которые китайцы сохранили до сих пор, берут корни именно из тех древних времен, когда многие китайские племена считали своим тотемом змею. Со временем змей-покровитель в сознании народа трансформировался в летающего змея - дракона. Схожее происхождение имеет и популярная китайская легенда о волшебной птице фэнхуан - трансформированном тотеме ласточки. Дракон и фэнхуан в религии древних китайцев были чем-то вроде верховных божеств: дракон отождествлял землю и мужское начало, а фэнхуан - небо и женское начало.

Согласно верованию китайцев, все вокруг - хаос, в котором есть частицы живой энергии ЦЫ. ЦЫ бывает двух видов - ИНЬ и ЯН, ИНЬ - темные, вязкие и тяжелые частицы, они также являются женским началом и воплощением земли и воды, а ЯН - светлые и легкие частицы, отождествляющие свет, небо и мужское начало. Небо древние китайцы считали прародителем всего живого на Земле, однако молиться Небу, по их мнению, было бессмысленно - оно безразлично к человеческим делам. Также китайцы верили, что для жизнедеятельности человека необходима гармония ИНЬ и ЯН, а все несчастья, катаклизмы и - следствия дисгармонии этих основополагающих энергий.

Пантеон богов древних китайцев

Религии древних китайцев присуще такое явление, как эвгемеризация (очеловечивание) божеств. Сейчас уже никто не может наверняка сказать, были ли у китайских божеств реальные прототипы - императоры, воины, сановники и правители, или вера в то, что боги когда-то жили на земле, появилась у китайцев уже после того, как они уверовали в божества. Наиболее известными и почитаемыми в религии древних китайцев были такие божества:

- Гуаньди - бог войны и богатства, покровитель чиновников;

Жу Шоу - божество осени и металлов;

Лэйгун - бог грома;

Паньгу - первый человек, рожденный вследствие взаимодействия верховных сил вселенной инь и ян;

Фуси - правитель неба;

Нюйва - правительница земли;

Шэньнун - бог земледелия;

Юйди - бог-император Вселенной.

Этим богам древние китайцы возводили храмы и молились о покровительстве, однако в отличии от предков европейцев, древним китайцам не был присущ фанатизм в вере - в истории не сохранилось свидетельств о том, что китайцы приносили жертвы своим божествам или имели какие-либо сложные культы поклонения. Так как в основе религии древних китайцев лежит философия, боги в их представлении были кем-то вроде помощников, покровителей, которые, как и люди, подчиняются законам мироздания.

Три религии древнего Китая

Во втором тысячелетии до нашей эры началось формирование религиозно-философских течений, и до начала нашей эры в древних китайцев было : буддизм, конфуцианство и даосизм. В трех этих религиях очень много общего - отсутствие божества, которое требует поклонения, философская оценка мира, и главное - ориентирование на саморазвитие и самосовершенствование человека.

Второй религией древнего Китая, которая сформировалась примерно в третьем веке до нашей эры и широко распространена по сей день, является даосизм - религиозно-философское учение о духовном пути человека. Основоположником даосизма считается Лао-дзы, который и сформировал учение о Дао - начале всего живого и великом пути, который должен пройти каждый человек, чтобы слиться со Вселенной и самому стать частью Дао. Согласно учению, этой цели можно достигнуть, не делая зла, придерживаясь строгих моральных норм и умеренности в собственных желаниях и регулярно занимаясь медитацией.

Последним верованием, входящим в триаду религий древнего Китая, является учение Кун Фу-цзы - конфуцианство . Приверженцы этой религии, зародившейся в пятом веке до нашей эры, уверены, что целью жизни каждого человека является творение добра для других людей; гуманизм, человеколюбие, справедливость, уважение к старшим - это черты, которыми должен обладать каждый, называющий себя последователем Конфуция. Вероятно, Конфуций при составлении догм своего учения опирался на древние традиции и веру предков, ведь основанному им религиозно-философскому течению присущи некоторые черты культа предков, культа земли и почитание Неба как создателя всего живого на земле.

Введение

В религиозной вере и деятельности находят выражение сокровеннейшие надежды и страхи. Поэтому изучение религий Китая расскажет многое об основных воззрениях и ценностях китайского народа. Изучая их, появляется возможность познакомимся с иным взглядом на мир, что заставляет яснее определить собственные ценности.

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. В период «культурной революции» 1960-х годов традиционные религии Китая испытывали настоящие гонения. Разрушались культовые сооружения, было запрещено отправление религиозных обрядов, служители культа и верующие подвергались моральным и физическим оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна пришедшее к власти более умеренное руководство взяло курс на более терпимое отношение к религии. Было восстановлено конституционное право на свободу вероисповедания, а китайские религиозные лидеры получили возможность для возобновления прерванных контактов со своими коллегами за пределами Китая.

Для понимания китайской религии необходимо проследить ее развитие во времени. В течение столетий оседлой земледельческой жизни китайская культура и религия развивались по большей части в изоляции от остального мира. Исторический подход позволит увидеть как региональные, так и временные различия, однако в главном все китайцы придерживались одинакового мировоззрения, все почитали предков, обращались к услугам геомантов, хоронили покойников и справляли одни и те же ежегодные праздники. Именно наличие этих общих традиций поможет найти точки соприкосновения между религиями Китая.

1. История китайских религиозных верований

История религий Китая очень продолжительна и чрезвычайно разнообразна, она охватывает период с доисторических времен до наших дней и включает как течения местного происхождения, так и традиции, занесенные извне. Китайские религиозные верования можно представить как постепенный переход простых форм в более сложные, вступавшие затем в контакт с иноземными традициями, что в свою очередь потом приводило к становлению китайских традиций. Единым принципом религиозной жизни Китая, направлявшим этот процесс, является восприятие мира как живой системы, скрыто присутствовавшее в ранний период, но открыто сформулированное в текстах начиная со второго века до н.э.

Религиозные традиции Китая включают в себя поклонение предкам, культ плодородия и гадания, легшие в основу позднейших форм китайской религии. Археологами обнаружены свидетельства доисторических религиозных культов, предшествовавших эпохе Шан. В большинстве погребений найдены орудия труда, гончарные сосуды и украшения из нефрита, что говорит о наличии веры в то, что мертвым могли понадобиться эти предметы в загробной жизни. Могилы часто располагались группами и выстраивались в ряд близ поселений, что позволяет предположить особые отношения между живыми и мертвыми. Доисторические китайцы уже поклонялись своим предкам, пытались узнать их волю посредством гаданий и приносили жертвы силам природы.

Об эпохи Шан (около 1500-1040 гг. до н.э.) имеются сведения о религии правителя и знати, но не и народа. Правитель был верховным жрецом и гадателем царства, и результаты его гаданий часто записывались на костях по завершении процесса. Обычно с вопросами обращались к предкам, но иногда и к богам рек или гор, а в некоторых случаях к Шан-ди, «Верховному владыке», главному божеству шанского государства.

О религии раннего царства Чжоу есть более подробные источники, такие, как «Шицзин» - «Книга песен и гимнов», создание которой было завершено к 6 веку до н.э. Из этих материалов известно, что чжоуская знать чтила своих предков, устраивая в их честь щедрые угощения; предка на этих пиршествах официально представлял племянник или внук хозяина. Чжоусцы продолжили унаследованную от Шан практику жертвоприношений и гаданий, но у них была более развитая концепция верховного божества, которое они называли Тянь - Небо. Эта новая теория получила название «небесного мандата»: любой правитель получал власть из рук Неба, но лишь до той поры, пока он сохранял сострадание и справедливость.

В раннечжоуский период каждое феодальное владение имело своих собственных жрецов и ритуалы, сосредоточивавшиеся вокруг предков хозяина, а также гор и рек - мощных природных объектов, считавшихся повелителями дождей. За долгий период гражданских войн, начавшийся с 8 века до н.э., многие из этих владений и государств были уничтожены, а с ними исчезли и их храмы, посвященные предкам и божествам рек и гор. Таким образом, разрушительные гражданские войны заставили некоторых мыслителей усомниться во всемогуществе богов и духов. Поиски ответов на появившиеся вопросы способствовали переходу к новой системе мышления, центром которой был не мир духов, а человек. Первым широко известным представителем этого направления был Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Конфуций желал восстановления мира и порядка и изучал древние книги, ритуалы и предания в поисках наставлений своим современникам. Со временем он понял, что они нуждались в нравственных принципах, применимых ко всем и во всех ситуациях, - таких принципах, как справедливость, честность и любовь. Он верил в то, что Небо заповедовало следовать этим принципам всем людям, в особенности же правителю и его чиновникам, которые должны были управлять страной на благо народа.

В родном царстве Конфуцию так и не удалось добиться назначения на высокий пост, что позволило бы ему проводить свои идеи в жизнь, однако вскоре он собрал вокруг себя небольшую группу учеников, которых учил быть «благородными людьми» - образованными и высоконравственными, будущими образцовыми чиновниками. В своих учениках он ценил ум и преданность, а не унаследованный аристократический титул. Конфуций заявлял, что он лишь возрождает принципы древних, на деле же он был реформатором - создателем новых этических концепций и нового типа образования, способствовавшим назначению на государственные должности достойных людей вне зависимости от их происхождения.

В 4 и 3 вв. до н.э. появляются мыслители, придерживающиеся иного подхода - «недеяния», предоставления всего сущего самому себе. Этот подход был впервые сформулирован в двух книгах - «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы», написанных разочарованными философами, полагавшими, что все теории об исправлении мира лишь делают его еще хуже, так как все они наставляют других людей, как тем следует действовать. Эти же книги учат, что все во Вселенной порождено космическим путем (Дао), являющимся также источником гармонии и равновесия. Извечный путь Вселенной несравненно мудрее любого человека, поэтому мы всегда совершаем ошибку, пытаясь изменить окружающий мир. На самом же деле этим мы утверждаем наше собственное «я» и пытаемся подменить мудрость Вселенной ограниченным знанием.

К 4 веку до н.э. появились и философы, учившие, что Вселенная развивалась из взаимодействия природных сил инь, ян и пяти стихий. Они первыми сформулировали характерный китайский взгляд на мир. Один из них Сюнь - цзы (ум. В 215 г. до н.э.), полагал, что Небо, вовсе не божество, оно упорядочено, но не имеет ни воли, ни цели и непричастно к человеческой морали. В глазах Сюнь-цзы боги и духи - просто создания человеческого воображения. В своем религиозном скептицизме Сюнь-цзы был гораздо последовательнее Конфуция и способствовал утверждению в китайской философии скептической традиции, дожившей до наших дней.

К 4 веку до н.э. оформляются представления, прошедшие перед этим долгий путь развития, согласно которым человек может избежать смерти либо посредством чрезвычайно долгой жизни, либо воплощаясь вновь после смерти. Методы достижения бессмертия разрабатывались фан-ши - «специалистами по технике», добивавшимися, подобно философам, влиятельных постов в государстве. Так, одним из методов было глубокое дыхание, стимулировавшее токи ци в теле; другие методики включали двигательные упражнения, имитировавшие повадки таких животных-долгожителей, как журавль и черепаха.

В 3 веке до н.э в Китае возникло народное религиозное движение, основой которого была вера в богиню-мать Си-ван-му, «Матушку-владычицу Запада». Многие люди верили, что поклонение ей, ношение талисманов с ее именем избавит от смерти.

Люди собирались на сходки в столице, уездах и княжествах. В деревнях и на полевых межах они устраивали богослужения и выставляли игральные доски для счастливого броска, пели и плясали, прославляя Матушку - владычицу Запада. Это движение сошло на нет несколько месяцев спустя. Это было первое из известных нам народных религиозных движений в Китае. Оно проложило дорогу даосизму - самой ранней организованной религии Китая, имевшей своих священнослужителей, ритуалы и канонические книги.

В 1 веке н.э. первые торговцы-буддисты из Индии и Центральной Азии достигли Китая, контролировавшего торговые пути далеко к западу от своей территории. К началу следующего столетия в нескольких китайских городах появились буддийские монахи, проповедовавшие учение и переводившие с санскрита на китайский священные тексты. К концу второго века н.э. в Китае было несколько центров буддизма, и с этой поры число его сторонников быстро увеличилось.

Буддизм оказал очень большое влияние на китайскую культуру. В противоположность ему ислам всегда оставался религией большой группы центрально-азиатских переселенцев и не стал неотъемлемой частью китайской культуры; ранние попытки христиан оставить след в религиозной жизни Китая потерпели неудачу, и даже более поздняя деятельность миссионеров не смогла обратить в христианство больше чем несколько миллионов китайцев. Сравнительная непопулярность этих иностранных религий среди китайцев указывает на неизменную силу и самостоятельность китайской культуры. Рассмотрим некоторые из них.

2. Даосизм и его влияние на китайскую культуру

В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение - "метод" и "высший принцип"). Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало - ясность мысли, активность и возвышенность - считается присущим силам ян, тогда как женское начало - все слабое, темное и пассивное в жизни - приписывается действию сил инь.

Основателем учения даосизма был Лао-цзы (в переводе означает "почтенный учитель"). Он жил в эпоху кризисов и переворотов. Исходным моментом его главного философского трактата является мысль о том, что человек - часть природы и поэтому должен жить естественной жизнью. Считается, что Лао-цзы родился в 604 г. до н.э. в провинции Хэнань и был сыном знатных родителей. Сначала он занимал должность архивариуса в Лояне, который в тот период был столичным городом, однако впоследствии Лао-цзы уединился и умер в своей деревне в 517 г. до н.э. Классическим трудом даосизма является "Дао дэ цзин". Самыми ранними последователями Лао-цзы были Ли-цзы и Чжуан-цзы. Ли-цзы (5 в. до н.э.) особое внимание уделял теме относительности опыта и стремился осознать глубинное значение дао методом созерцания. Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) известен главным образом как мастер поэтических аллегорий.

Основной целью и центральной концепцией религиозного даосизма является достижение бессмертия. Учение о бессмертии предполагает, что последователь даосизма, посредством определенной практики, включающей в себя гимнастические и дыхательные упражнения, правила половой гигиены, медитацию и алхимию, может достичь не только духовного, но и физического бессмертия, а также развить в себе сверхъестественную силу и способности.

Поскольку даосизм отрицает бессмертие души, отделенной от тела, и рассматривает человека в качестве целостного психофизического существа, данная доктрина предполагала два аспекта религиозной практики: совершенствование тела (гимнастические и дыхательные упражнения) и совершенствование духа (созерцание, медитация).

Во 2-3 вв. под влиянием буддизма в даосизме появляются монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психоделических методов созерцательной медитации. Основное внимание начинает уделяться приемам внутреннего самосовершенствования. Эта тенденция приводит к появлению в 12 в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшая из которых, школа «Пути совершенной истины», становится ведущим даосским направлением и остается таковым вплоть до настоящего времени. Основное внимание эта школа уделяет нравственному совершенствованию и даосской практике созерцания.

Религиозный даосизм развивался по многим направлениям и имел несколько школ. Отшельники-аскеты удалялись в горы, где проводили время в размышлениях (медитациях), либо жили в монастырях. Даосские жрецы выступали в роли заклинателей, медиков и толкователей предсказаний. Они занимались изгнанием нечистой силы, исполняли похоронные ритуалы, читали молитвы по усопшим или благословляли жертвенные дары. К 10-12 вв. в Китае существовало уже множество постоянно возникающих и распадающихся даосских сект. Господствующий класс в целом игнорировал даосизм, хотя в отдельные периоды существовали попытки провозгласить его государственной религией, возводить даосские храмы и делать обязательным изучение «Дао дэ дзин».

К 13 в. Религиозный даосизм уже располагал сформировавшимся институтом священнослужителей, готовивших себе смену, детально разработанной системой обрядов, каноническими книгами и пантеоном многочисленных божеств, обладающих различной степенью могущества. При этом единой централизованной структуры, которая могла бы осуществлять верховное руководство всеми общинами, в даосизме так и не возникло.

Даосский культ природы и учение о бессмертии оказали сильнейшее влияние на различные сферы материальной и духовной культуры Китая: науку (медицину и химию, уровень которой позволил сделать такие выдающиеся изобретения, как бумага и порох), искусство и литературу. Культ природы также сыграл огромную роль и в развитии китайской пейзажной живописи.

Последователи различных направлений и сект даосизма выдвигали несходные принципы благочестия и образа жизни, но сходились в признании пяти заповедей и десяти добродетелей. Пять заповедей весьма напоминают выдержку из христианских «десяти заповедей», что демонстрирует их общечеловеческое содержание: не убивай, не лги, не пей вина, не воруй, не прелюбодействуй.

Десять добродетелей отражают обычаи и традиции общинно-патриархального уклада Китая и характерный для даосизма культ природы, гармонии и порядка. Это сыновний долг, верность к старшим, любовь, терпение, увещевание против злых деяний, самопожертвование, разведение животных и посадка деревьев, постройка дорог и колодцев, просвещение неразумных, чтение священных книг и соблюдение церемоний.

Наряду с этим нравственным кодексом даосизм включал множество всяческих суеверий и предрассудков, что характерно для стран с традиционным укладом жизни (гадания, заклинания, знахарство, призывания «добрых духов» и «изгнание злых», колдовство и алхимия). Начиная с позднего средневековья влияние даосизма, стало ослабевать, и он постепенно стал вытесняться другими религиями. В настоящее время его влияние в Китае невелико.

китай верование конфуцианство даосизм

3. Конфуцианство нравственная основа жизни общества и государства

Конфуцианство - одна из национальных религий, возникшая в феодальном Китае на основе философско-этического учения Конфуция путем сакрализации его учения, включающая почитание и культ его создателя, получившая там широкое распространение и до сих пор являющаяся в Китае основной религией.

С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с деятельностью государственного аппарата. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в родовой и семейной структуре. Патриархальные, иерархические отношения были положены в основание всего конфуцианского мировоззрения, а обязанности человека выводились из отношений между отцом и сыном, старшим и младшим. Поэтому принцип «сыновней почтительности» («сяо») был возведен в ранг общей основы всех добродетелей.

Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения и его нормах. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту. При этом оно целиком ориентируется на сохранение и закрепление традиционных, сложившихся в Китае с древности семейно-родовых обрядов и культа предков.

Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них было сохранение культа предков, который наряду с обожествлением императора и его власти стал основным содержанием конфуцианского религиозного культа. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - это сыновняя почтительность («сяо») и почитание предков.

Все его учение выражает присущее традиционалистским обществам стремление к стабильности, неизменности, которое оборачивается закреплением за каждым человеком постоянного места в социальной иерархии. Это место определяется в соответствии с его социальной принадлежностью и статусом, а также собственными усилиями по овладению правильным учением.

Против «смешения простолюдинов со знатью» Конфуций выставляет свое учение об исправлении имен («чжень минь»), согласно которому все вещи должны иметь окончательно установленные и соответствующие их сути названия.

Вообще задача человека - сохранять и поддерживать установленный Небом порядок, в основе которого помещаются традиционные для древних китайцев представления о том, что император - сын Неба, осуществляющий его волю, он отец всех населяющих Поднебесную. Порядок этот строго иерархичен, его образуют четыре класса людей, различающихся степенью обладания мудростью.

Понятие «благородного мужа» имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла - принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати, и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает возможность человеку для саморазвития.

Для достижения же совершенства необходима большая духовная работа над собой, которой трудно ожидать от малоимущих простолюдинов, не способных к усвоению мудрости. Получается, что человеческое совершенство в принципе доступно всем, но является обязанностью именно высших слоев общества, от которых зависит жизнь государства.

Благородный муж стремится познавать волю Неба, правильный путь («дао»), быть всегда человеколюбивым, искренним и правдивым в словах и мыслях, честным и великодушным в поступках. Он ведет себя всегда с достоинством, служа старшим с полагающимся почтением, заботится о младших и уважает свой народ. Он заботится о спокойствии и процветании народа.

Его человеколюбие проявляется в том, что он уважительно и заботливо относится к простому народу, стремится быть с ним справедливым, а не жестоким. Он не печалится и не испытывает страха, ибо ему нечего стыдится и бояться, так как он поступает правильно.

При таком характере отношений между «высшими» и «низшими» народ отвечает правителю доверием, а это самое главное для крепости государства. Ибо можно пожертвовать при крайней необходимости оружием, пищей, но только не доверием.

Благородный муж знает цену знанию и всю жизнь учится, ибо самый главный порок - это не любить учиться.

Таким образом, благородный муж - это идеальный нормативный образец человека, сочетающего в себе духовное, моральное величие с присущим ему правом на высокий социальный статус. Ему противостоит низкий человек («сяо жэнь»), который не способен внимать Небу, ибо всегда смотрит не вверх, а вниз, думает только о собственной выгоде, не может достойно переносить невзгоды, и склонен винить в них всегда других, а потому оказывается, склонен к раздорам.

Опора государства - именно благородные мужи, причастные знанию основных принципов устройства бытия и мира - принципу человечности, гуманности («жэнь»), постигнувшие необходимость неукоснительного соблюдения установленного порядка, обрядов, правил, церемоний («ли»). Их обязанность - наставлять народ на пути порядка и добродетели путем наставления и примера, а если нужно, применяя силу.

Первый из этих принципов - человечность, гуманность - предполагал, что отношения между людьми должны определяться мудростью, доброжелательностью, верностью долгу, уважением, любовью и почитанием старших по возрасту и социальному положению, а также заботой о младших.

Конфуций сформулировал моральные требования, вытекающие из этого принципа: плати добром за добро и справедливостью за зло, уважай и люби старших, почитай предков, строго следуй заведенному порядку. В своей совокупности требования принципа «жэнь» выражали внутреннюю духовную задачу человека, внешним выражением которой являлись требования, заключенные в принципе «ли».

«Ли» выступает, как внешнее воплощение человечности и может быть интерпретирован как церемонии, обряд, правила благопристойности, ритуал. Следование этим церемониям и ритуализированным, строго регламентирующим все стороны жизни человека формам поведения выражает почтительность и преданность человека установленному порядку.

Там, где господствуют сформулированные Конфуцием принципы организации общественной жизни в государстве, считает он, каждый человек может жить хорошо и счастливо, там стыдно быть несчастным.

Таким образом, в 4-5 вв. до н.э. в Китае Конфуцием была создана философско-этическая система воззрений, в центре которой стояли проблемы человеческого поведения, взаимоотношения его с другими людьми и обществом.

Смысл же человеческого существования, по учению Конфуция, это утверждение в мире высшей формы социального порядка - некоего предначертанного пути, важнейшими проявлениями которого и являются гуманность, справедливость, взаимное равенство деяния и воздания, разумность, мужество, сыновья почтительность, верность и т.д. Конкретное воплощение этих добродетелей в каждом отдельно взятом человеческом существе образует в своей совокупности некое вселенское Дао.

Учение о том, что источником порядка, власти, морали является «воля Неба», что правитель - это «сын Неба», а гуманность - прирожденное качество тех, кто управляет, что простой народ чужд добродетелей и лишь посредством жестких церемоний воспитывается в духе преданности и смирения, такое учение оказалось очень эффективным средством духовного воздействия на массы и укрепления существующего порядка.

Поэтому, начиная со 2 в. до н.э., когда учение Конфуция стало доминирующим, его личность стала постепенно обожествляться, ему начинали поклоняться и приносить жертвы. Уже во 2 в. до н.э. ему был воздвигнут первый храм на родине. Этому способствовало внутреннее родство учения Конфуция с древнекитайским культом почитания Неба, духов предков, героев.

Уже в 3 в. н.э. конфуцианство было превращено в господствующую религию в Китае, имеющую определенные особенности. Прежде всего, это отсутствие жречества как социальной прослойки и церкви как социального института с централизованной иерархией, организация храмовой жизни на началах самоуправления, минимальное количество мистики и чудес и сведение религиозной жизни к культу предков и обожествлению государственной власти и самого Учителя.

Именно в обличье религии конфуцианство привнесло в сознание народов Китая устойчивые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое сознание равные библейским десяти заповедям. Это, прежде всего «пять постоянств», или пять добродетелей: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует добавить так называемые «пять связей»:

Государя и подданного, господина и слуги. Безусловная преданность и верность господину была основой характера «благородного мужа» и всей системы отношений между людьми в конфуцианском понимании;

Родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная обязанность детей следовать воле родителей;

Старшего и младшего. Обязательным считалось не только уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, чину, званию, мастерству;

Между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.

Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально-этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз». Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а преемникам - ревностно оберегать опыт предшествующих поколений.

Незыблемость существующего строя и его сакрализация - основной стержень конфуцианской религии, ставшей прочной основой патриархальной идеологии китайского феодализма. Конфуцианство не утратило своего значения и поныне, являясь в Китае господствующей религией, всегда стоящей на страже существующего порядка.

Заключение

Сегодня можно много научиться у религий Китая, и прежде всего - верности и сотрудничеству внутри семьи и сильному чувству ответственности за порядок в обществе. Это внимание к обществу является в Китае основой особого вида бессмертия - бессмертия дел, проявляющегося на практике в совершении действий. Китайцы убеждены в том, что важнее всего в жизни человека его помощь семье и обществу образованием, упорным трудом и сохранением нравственной чистоты. Общество продолжает существовать и после смерти человека; он внес свой вклад в его укрепление, а значит, его жизнь имела смысл.

Эта сосредоточенность на общественной жизни связана с еще одним убеждением китайцев: родиться человеком - редкая удача. Поэтому пока мы здесь, мы должны использовать жизнь наилучшим образом, постараться быть достойными своего счастливого жребия и жить нравственной жизнью, чтобы вновь родиться человеком.

Другой интересной чертой китайского мировоззрения является религиозный эгалитаризм - убежденность в том, что возможность просветления одинакова для всех, что «человек с улицы может стать мудрецом». Конфуцианские философы издавна учили, что семена доброты есть во всех нас и нам следует лишь поощрять их рост. Они также учат, что подлинная ценность человека - в его высокой нравственности, развитие которой через самоотречение и упорный труд доступно всем. Представители даосизма верят в то, что энергия и ритм космоса присутствуют в каждом из нас в качестве основы нашей жизни, даже если мы забыли об этом. Все, что мы должны сделать, это вернуться к Дао (Пути) внутри нас, чтобы обрести новое ощущение мира и гармонии со всем сущим.

Что ждет религии Китая в будущем? Конечно, никто не может сказать наверняка, но, вероятно, с успехами модернизации некоторые формы китайской религиозности продолжат существование, а иные потеряют популярность, что будет отчасти определяться тем, какие из них затрагивают личностную сферу и играют полезную роль. Смерть, семья и смена времен года всегда будут с нами, поэтому сохранят свое значение культ предков и погребальные обряды, так же как и Новый год и другие праздники. Всегда найдутся люди, желающие обрести более сильное и более личное чувство религиозной удовлетворенности через присоединение к коллективу или конгрегации, поэтому народные религиозные секты, вероятно, будут существовать еще долго.

Список использованной литературы

1.Васильев Л.С. История религий. - М.: Изд-во Проспект, 2003. - 336с.

2.Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество. - М.: Наука, 2005. - 202с.

3.Горелов А.А. религиоведение в вопросах и ответах. -М.: Эксмо, 2007. - 272с.

4.Григоренко А.Ю. религиоведение для студентов педагогических вузов. - Спб.: Питер, 2004. - 512 с.

5.Гуревич П.С. Религиоведение. - М.: МПСИ, 2007. - 696 с.

6.Зеленков М.Ю. Мировые религии. История и реальность. - Спб.: КАРО, 2008. - 368 с.

7.Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 488 с.

8.Павловский В.П. Религиоведение. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 320 с.

9.Померанц Г.С. , Миркина З.П. Великие религии мира. - М.: Дрофа, 2006. - 280 с.

10.Самыгин С.И., Нечипоренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 342с.

12.Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 416 с.

13.Яблоков И.Н. Религиоведение. - М.: Гардарики, 2000. - 536с.

14.Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение. - М.: Гардарики, 2008. - 480 с.

15.Яковлев А.И. Религиозное сознание. - Ростов-н-Д: Феникс, 2004. - 292 с.

Первые проявления цивилизации в Китае обычно относят к XIV в. до н.э. Это начало эпохи Шан (Инь). Тогда существовало государство Инь в среднем течении р. Хуанхэ. Государство возглавлял наследственный монарх Ван, уже имущественное расслоение, зачатки рабовладения, но сохранились остатки первобытно-общинных отношений. Тогда появился лунный календарь. Первобытная религия как культ природы и культ предков начала трансформироваться в системную религию.

Каждая община имела свое божество - Фанди, которое было покровителем и предком общины, он поддерживало плодородие земли и плодовитость скота. Местные божества возглавлял верховный бог Шанли. Своим богам и предкам окопы приносили жертвы, в том числе и человеческие - мужчинами из пленных (женщин оставляли в живых как рабочую силу). Человеческие жертвоприношения бывали массовыми. В эпоху Шань возникает представление о Небе как верховную существо, обладателя всего существующего.

В XI в. до н.э. государство Инь завоевал народ чжоу.

Эпоха Чжоу длилась с XI в. до н.э. Здесь уже появилось долговое рабство, но основу общественного рабства создавали свободные общинники, получали земли от Вана. Государство состояла из отдельных царств, которые постепенно набирали независимости и воевали между собой. К концу эпохи утвердилась частная собственность на землю. Значительно улучшилась технология обработки земли, утвердилось ремесленничество, расцветала торговля. В это время производится специфическая древняя религия.

В чжоусцы была богиня Праматерь из рода Барана - Цзянь Юань, затем ее место занял Правитель-Просо ("Володар-Зерно»).

Когда же вследствие завоевания государства Инь и ряда соседних племен сформировалось государство Чжоу, возник и культовый межплеменной союз, в котором поклонялись совместном богу Гуня.

Впоследствии в пределах нижнего и среднего течения Хуанхэ вырастает еще более влиятельное государство с тем же названием Чжоу.

В ней появился культ "Верховенство божества" - Неба, а чжоускую стал "Сыном Неба" - Тянь-цзы.

В VIII в. до н.э. центр государства Чжоу перемещается на восток. Восточное Чжоу - это период существования ряда раздробленных самостоятельных государств, их было около двухсот. С десяток их самых значительных, в том числе и Восточное Чжоу, образовали ядро государства, которое историческая традиция считала "центральными царствами" Вселенной (Поднебесный Вселенная - Чжун го).

Среди большого количества царства Чжун го Восточное Чжоу играло роль культового центра, а чжоускую ванны стали номинальными правителями. Религия в этот период осталась культом природы и культом предков, особенно царских.

С V в. до н.э. и к III в. до н.э. продолжается период "царств, ведущих борьбу". Царства Ци, Чу, Цинь, Цзинь, Хань, Суй, В, Юэ, Лу и другие борются за господство одно над другим.

Именно в это время и появляются основные философские и религиозные школы Китая, и первая из них - конфуцианство.

Но перед изложением истории и сути конфуцианства коротко рассмотрим содержание и формы религии Древнего Китая.

Из разрозненных религиозных идей в эпоху Чжоу сложилась в известной степени систематизирована религия. В концы XIX в. ийибуло дано название древняя государственная религия, или синизм. Но это название в синологии не прижилась, религия древних китайцев осталась без названия, такой пусть она будет и у нас.

Древняя китайская религия

Как и во всякой религии, в стародавниий китайской религии находим прежде всего анимистические представления, связанные с олицетворением природных и социальных сил. Они оказались в обожании неба, различных духов и душ предков.

Небо (Тиан, Тян, Те) - главный китайское божество. Это не дух неба, не какая-то сила, а самое живое небо, над нами, оно все видит, все знает, все ему принадлежит, оно всем руководит. Оно является Верховный Правитель, обожаемый материальный предмет, а не высшее существо.

Никаких взглядов древние китайцы в понимание своего божества неба не вкладывали. Это чистое поклонение силам природы.

Небо не дает откровение, чудес, божественного вмешательства в действия природы и человека. Но судьба, Минг, у каждого она своя и становится известной, только когда осуществляется. Небо может выразить свое отношение к природе, к людям из-за погоды, природные явления, оно может заявить о потере гармонии между ними и землей. Тогда дело императора - принести жертву, отрегулировать отношения. Если небо сердится па императора, тогда его надо заменить.

Древнекитайское представление о духах (Шань) - это уже анимизм. Духов великое множество, они связаны с предметами природы, каждый из них имеет своего Духа. Существуют они совместно как некая корпорация, к ним и надо обращаться не в одиночку, а ко всем вместе. Поскольку они олицетворяют конкретные вещи (горы, реки, поля, небесные светила, явления природы и т.д.), то их существование территориально ограничено. Культ по ним осуществляет уже не император, а местный правитель.

Духи существуют под Небом, подвластны ему, но не представляют его. Все они добрые, злых духов нет. Зло исходит не от злых духов, а от отсутствия доброй воли добрых духов.

Культ духов обслуживался заимствованным из первобытной религии шаманизмом. Шаманы были специалистами в отношениях с духами, они знали, когда, где и как осуществлять им жертвоприношения, как их пригласить для помощи и как предотвратить зло. Существование и авторитет духов поддерживались тем, что шаманы знали народную медицину, физиологию и психологию клиентов.

Культ предков был наиболее укоренившийся. Древние китайцы верили в существование души человека после его смерти. Это не вера в личное бессмертие. Это была идея продолжения рода как вечной ценности.

Китайское представление о потустороннем мире сохраняло черты первобытных представлений об этом. Потусторонний мир был естественным продолжением земной жизни. Покойник не умирал окончательно. Требовал еды и ухода в соответствии с тем статуса, который он занимал в земной жизни. О нем надо было заботиться, как о живом, заменяя реальные вещи и формы опеки соответствующими символическими. Этому и. должен был служить культ предков. Поэтому и нет в стародавньокитайському анимизме идеи потусторонней возмездия, идеи ада и рая. Китаец боится не будущей казни, а осуждающей мысли духов предков, перед которыми он несет ответственность. От предков зависит его нынешняя судьба, реальная жизнь. И к этому нельзя быть равнодушным.

Вот поэтому в каждом доме устраивалась своя часовня или молельня с дощечками, на которых были написаны имена предков. Когда собирается семья - присутствуют и духи предков. Тогда духам предков приносят жертву - прямую или символическую. Члены семьи потребляют пищу, а духи предков - жертву. В честь предков говорят речи, в заклинаниях выражают свои просьбы или благодарность за помощь и тому подобное. Такой культ имеет только семейный характер, его осуществляют только муж и жена. Поэтому брак - это религиозный акт, он открывает возможность поклонения предкам.

Чтит своих предков и император. И это уважение уже имеет не только семейный, но и общественный характер, Император приносит жертвы своим предкам и всем предшественникам на престоле. Они помогают не только ему одному и его семье, а всей стране в целом, всему народу Отсюда их значимость, масштабы, публичность.

В Древнем Китае возникли культовые традиции. Жертвы приносились Небу, духам и предкам по разным поводам, даже в случае изменения погоды. Эти жертвы делались не ради откупа, а с благодарности и преданности. В китайских обрядах нет ничего аскетического. Обряды часто сопровождаются музыкой. Жертвами являются животные, растения, предметы обихода - все зависит от причины принесения жертв, от того, чего просят. Приносит жертвы сам проситель, глава семьи, никаких специалистов по жертвоприношений нет. Но все должно соответствовать ритуала, ничего не может быть отвергнуто или упрощено. В глазах китайца жертва - это вся сумма отношений со сверхъестественным, и пренебрегать здесь ничем нельзя.

Древняя китайская религия была знаменательная расцветом традиционной магии: маги, предсказатели, гадалки, знатоки рецептов чудодейственных эликсиров, специалисты из добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти имели неограниченный простор для своей деятельности. Особый размах набрала магия достижения бессмертия. Поиски эликсира бессмертия поощрялись почти всеми императорами всех династий. Почему бы не сделать безграничным замечательное императорское жизни, в котором для Сына Неба не было никогда, нигде, ни в чем отказа? Недоступностью этой мечты очевидна. Но эти поиски стимулировали создание знаменательных для древнекитайской медицины фармацевтических открытий.

Итак, древняя китайская религия, непосредственно родилась из первобытной религии их предков, шла обычным для всех религий путем: превращение первоначального олицетворение природы и общества в политеизм, объединение элементарных фетишистским и магических приемов и действий в религиозный культ. Утверждение о том, что древние китайцы поклонялись Шаньди - Первому государю, выдающемуся из всех духов, да еще и с намеком на то, что древние китайцы под Шаньди понимали Единого Бога, вряд ли можно считать обоснованным.

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Мировосприятие и религиозные верования Древнего Китая

    Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политических, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд особенностей.

    Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек–мир» и тем более «человек–космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек–общество» занимала их.

    Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди – верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов.

    Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций. В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю – Поднебесной.

    Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный.

    Подобная религиозная система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

    Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

    Даосизм, конфуцианство, так же как и другие идейные течения (например, легизм), представляли собой своеобразный синтез философских, этических и религиозных идей. Эти идеи, наверное, еще нельзя назвать философией в античном понимании. Точнее будет охарактеризовать их как мудрость.

    Мудрость интересуется не знанием, как таковым, а целостным человеком в мире. «Целью мудрости является исправление каждого сердца в соответствии с порядком вещей». Древнекитайские мыслители различных направлений центральной проблемой считали проблему гармонического единства человека и Неба». В соответствии с традиционными китайскими представлениями в мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей.

    Следование дао не ущемляет свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао – основа всего, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – добродетель дэ, в ней воплощается нравственный идеал личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром. Основателем учения о дао, даосизма, считается Лао-цзы, живший в VI–V вв. до н.э.

    Человек, как весь окружающий его мир, является закономерным порождением дао, он – часть природы и его предназначение – следовать по пути добродетели (дэ), жить в соответствии с природой. Источник зла, всех неисчислимых бедствий – это отступление от предписанных природой законов.

    Поэтому основной моральный принцип даосизма – недеяние (у вэй). «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, – деяние»,– учил Лао-цзы. Однако недеяние не означает пассивность, это деяние без борьбы, соответствующее природе, дао.

    Таким образом, даосизм был своеобразным основанием этических и эстетических норм социальной организации общества, характерных для культурной традиции Древнего Китая, сохранивших свою актуальность до настоящего времени, так как указывал путь достижения гармонии природы общества, человека.

    Наиболее популярным и влиятельным учением было все-таки конфуцианство. Его основатель – Конфуций (Кун-цзы) принадлежал к среде так называемых жу – ученых-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. Поэтому неслучайно Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.

    Основным понятием в учении Конфуция выступает гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.

    Для осуществления своих идей Конфуций основал школу и готовил в ней из своих учеников кандидатов на должности чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения чиновников на руководящие посты.

    Чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось, что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».

    В борьбе различных направлений конфуцианство сумело выстоять и занять господствующее положение в традиционной китайской триаде «даосизм – конфуцианство – буддизм». Это не было случайным – конфуцианство удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например культ предков.

    Примат этики над религией, преобладание рационального, прагматического подхода в оценке жизненных ситуаций в древнекитайском обществе благоприятствовали развитию точных и естественных наук. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились вычислять движения небесных светил, предсказывать лунные затмения, а эпоха империй отмечена целым рядом открытий, основные из которых – изобретение компаса и сейсмографа, бумаги, фарфора, пороха.

    Блестящих успехов достигла древнекитайская медицина, которая в имперскую эпоху превратилась в целую систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию космических сил и ритмов: начал инь и ян (женское и мужское), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов чувств) и различных видов жизненной энергии – ци.

    Лечение болезни заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, т.е. жизненной целостности организма. Для этой цели древнекитайскими целителями были разработаны различные приемы диагностики, лечения и профилактики болезней, в том числе методика акупунктуры (иглоукалывание), прижигание, массаж. Важное место в этом комплексе занимали гигиена, гимнастика, водные и солнечные ванны.

    Однако, несмотря на выдающиеся достижения китайцев в области точных и естественных наук, научно-технические знания признавались конфуцианством опасными, отвлекающими от духовного совершенствования.

    Для человека гораздо важнее достижения в области нравственно-эстетической, художественной практики. Знания, опосредованные культурой, ее традициями, системой ценностей, помогают человеку стать человеком и достичь гармонии в отношениях между людьми. Поэтому искусство Древнего Китая пронизано глубоким смыслом и мудрыми поучениями.

    Китай – мульти-религиозная страна еще с древнейших времен. Хорошо известно, что конфуцианство – коренная религия Китая и является душой китайской культуры. Конфуцианство пользуется народной поддержкой и даже стало руководящей идеологией феодального общества, однако оно не превратится в национальную религию Китая.

    По данным последнего опроса, 85% китайцев имеют религиозные убеждения, некоторые имеют религиозные практики и только 15% из них являются реальными атеистами. (Реальные атеисты здесь относятся к тем, кто не верит ни во одну из религий, ни в какие-либо мероприятия, связанные с религиями или народные обычаи.) 185 миллионов человек исповедуют буддизм, 33 миллиона человек – христиане или католики и верят в существование Бога.

    И только 12 миллионов человек исповедуют даосизм. Таким образом, видно, что буддизм имеет наиболее широкое влияние, чем другие основные религии Китая: даосизм, конфуцианство, ислам и христианство.

    Религия Древнего Китая признает высшее существо – Тянь; олицетворяет его на земле высший правитель Шан Ди. Тем не менее эта религия очень далека от чистого единобожия, а признает скорее, что природа полна небесных, земных и человеческих духов , которые, как таковые, имеют влияние и пользуются почитанием.

    К первым принадлежат солнце, луна, планеты и отдельные созвездия; ко вторым – горы, моря, потоки, реки, источники, деревья и т.п.; кроме того, есть особый дух-покровитель государства и духи земли: прежде для каждого отдельного княжества, затем для каждого города и местечка – духи-покровители земледелия, посевов очага и т.п.;к третьим. наконец, принадлежат духи умерших членов семьи, т.е. предки и духи выдающихся людей.