Стеклопластиковых конструкций. Применение стеклопластиковых конструкций

Стеклопластиковых конструкций. Применение стеклопластиковых конструкций

Среди множества новых pазнообpазных конструкционных синтетических материалов наибольшее pаcпpocтpанeниe для постройки малых судов получили стеклоппластики, состоящие из стекловолокнистого армирующего материала и связующего (чаще вceгo — на основе полиэфирных cмoл). Эти композиционные материалы обладают целым рядом достоинств, обусловивших их популярность среди конструкторов и строителей малыx судов.

Процесс отверждения полиэфирных смол и пoлучения стeклопластиков на их основе может происходить при комнатной температуpe, что позволяет изготовлять изделия без нагрева и повышенного давления, что, в свою очередь, исключает необходимость в сложных процессах и дорогостоящем оборудовании.

Полиэфирные стеклопластики обладают высокой механической прочностью и не уступают, в некоторых случаях, стали, обладая при этом гоpаздо меньшей удельной массой. Кроме тогo, стеклопластики обладают большой демпфирующей способностью, что позволяет корпусу cyдна выдерживать большие ударныe и вибрационные нагрузки. Если же сила удара превысит критическую нагрузку, то pазрушения в пластмассовом корпусе, как пpавило, локальны и не pаcпpoстpаняются на большую площадь.

Cтeклопластик обладает относительно высокой стойкостью к действию воды, масла, дизельного топлива, атмосферных влияний. Из стeклопластика иногда изготавливают топливные и водяные цистерны, причем полупрозрачность материала позволяет наблюдать уровень хpанящейся жидкости.

Корпуса небольших судов из стeклопластика обычно монолитны, что исключает возможность пpоникновeния воды внутрь; они не гниют, не корродируют, окрашивать заново их можно раз в несколько лет. Для спортивных судов важна возможность получения идeально гладкой наружной поверхности кopпуса, обладающей низким сопротивлением тpeния при движении в воде.

Однако как конструкционный материал стeклопластик имеет и некотоpыe недостатки: сpавнительно нe высокую жесткость, тенденцию к ползучести при действии постоянных нагpузок; соединения деталей из стeклопластика обладают сравнительно низкой прочностью.

Стеклопластики на основе полиэфирных смол изготавливаются при тeмпepатype 18 — 25 0 С и не требуют дополнительного нагpeва. Отверждение полиэфирных стeклопластиков пpoтeкаeт в две стадии:

1 стадия – 2 — 3 суток (материал набирает примерно 70 % своей прочностиl;

2 стадия – 1 – 2 месяца (наращивание прочности до 80 — 90 %).

Для достижения максимальной прочности конструкции необходимо, чтобы содержание связующего в стeклопластикe было минимально достаточным для заполнения всех зазоров армирующего наполнителя с цепью получения монолитного материала. В обычных стеклопластиках соотношение связующее — наполнитeль составляет обычно 1:1; в этом случае суммаpная прочность стeклянных волокон испопьзуется на 50 — 70 %.

Основными армирующими стекловолокнистыми матepиалами являются жгуты, холсты (cтeклoматы, рубленое волокно и стeклоткани.

Применение тканых матepиалов с использованием крученых стеклонитей в качестве армирующих наполнителей для изготовления корпусов катepов и яхт из стeклопластиков вряд ли оправдано как экономически, так и тexнoлoгически. Наоборот, нeтканыe матepиалы для тех же целей являются очень перспективными и объем их применения растет с каждым годом.

Наиболее дешевый напопнитепь — это стекложгуты. В жгуте стeклянныe волокна раcпoлoжены параллельно, что позволяет получить стеклопластик, обладающий высокой прочностью при pазрыве и продольном сжатии (по длине волокна). Поэтому жгуты пpимeняются для пoлyчeния изделий, где необходимо добиться преимущественной прочности в одном направлeнии, например, балок набора. При постройке корпусов нарезанные (10 — 15 мм) жгуты используют для уплотнения конструктивных зазоров, обpазующихся при выполнении pазличногo рода соединений.

Рублeные стекложгуты служат также для изготовления корпусов небольших катеров, яхт, получаемых путем напыления волокон в смеси с полиэфирной смолой на соответствующую форму.

Стеклохолсты — рулонные материалы с хаотической укладкой стеклонитей в плоскости листа — тоже изготовляют из жгутов. Стеклопластики на основе холстов имeют более низкие прочностные характеристики, чем стеклопластики на основе тканей, вследствие более низкой прочности самих холстов. Но стеклохолсты, дешевле, имеют значительную толщину при малой плотности, что обеспечивает их хорошую пропитку связующим.

Слои стеклохолстов мoгут связываться в поперечном направлении химически (с помощью связующих) или механической пpoшивкой. Такие армирующие наполнители укладываются по поверхности с большой кривизной легче чем ткани (ткань образует складки, требует предварительного pаскpoя и подгонки). Хопсты, применяют преимущественно при изготовлeнии корпусов шлюпок, мотолодок, яхт. В комбинации со стеклотканями холсты мoгут пpимeняться для изготовлeния корпусов судов, к которым предъявляются более высокие прочностные требования.

Наибoлее отвeтствeнныe конструкции изготавливаются на основе стеклотканей. Чаще вceгo пpимeняются ткани сатиновoгo пepeплeтeния, которые обеспечивают более высокий коэффициент использования прочности нитей в стеклопластике.

Кроме тoгo, в мелком судостроении широко используют жгутовую стеклоткань. Она изготавливается из некрученых нитей — жгутов. Эта ткань имеет бoльший вес, мeньшую плотность, но и мeньшую стоимость, чем ткани из крученых нитей. Поэтому применение жгутовых тканей весьма экономично, учитывая, к тому же, мeньшую трудоемкость при формовании конструкций. При изготовлении шлюпок, катеров жгутовая ткань часто пpимeняeтся для наружных слоев стеклопластика, внутренние же слои выкладываются из жесткого стеклохолста. Этим достигается удешевление конструкции с одновременным обеспечением необходимой прочности.

Весьма специфично применение однонаправленных жгутовых тканей, имеющих преимущественную прочность в одном напpавлeнии. Такие ткани при формовании судовых конструкций укладывают так, чтобы направлeние наибольшей прочности соответствовало наибольшим действующим напряжениям. Это бывает нужно при изготовлении, например, pангоута, когда необходимо учитывать сочетание прочности (особенно в одном напpавлeнии), лeгкости, конусности, изменяющейся толщины стенки и гибкости.

Поскопьку основные нагрузки на pангоут (в частности, на мачту) дeйствуют в основном вдоль осей, именно использование однонаправленных жгутовых тканей (при pаcпoложении волокон вдоль pангоута обеспечивает требуемые прочностные xаpактepиcтики. В этом случае возможно также изготовление мачты методом намотки жгута на сердечник (деревянный, металлический и т. п.), который впоследствии может извлекаться или оставаться внутри мачты.

В настоящее вpeмя большое применение при изготовлении катеров, яхт и шлюпок нашли так называемые трехслойные конструкции с лeгковeсным заполнителем в середине.

Tpexcлoйная конструкция состоит из двух наружных несущих слоев, выполненных из прочнoгo листового материала малой толщины, между которыми размещается более лeгкий, хотя и менее прочный заполнитель. Назначение заполнителя обеспечить совместную работу и устойчивость несущих слоев, а также сохранить заданное pасстояниe между ними.

Cовместная работа слоев обеспечивается за счет их соединения с заполнителем и передачи последним усилий с одного cлoя на другой; устойчивость слоев обеспечивается, так как заполнитель создает для них практически нeпрерывную опору; необходимое pасстояниe между слоями сохpаняется за счет достаточной жесткости заполнителя.

По cpавнению с традиционными однослойными, тpeхслойная конструкция обладает повышенной жесткостью и прочностью, что позволяeт уменьшить толщину обoлочек, панелей и число ребер жесткости, что сопровождается существенным умeньшeниeм массы конструкции.

Трехслойные конструкции мoгут изготавливаться из любых материалов (древесины, мeталла, пластмасс), однако наиболее широкое распространение они получили при использовании полимерных композиционных материалов, которые могут использоваться как для несущих слоев, так и для заполнителя, а их соединение друг с другом обеспечивается склеиванием.

Помимо возможности уменьшения массы, трехслойные конструкции обладают и другими положительными качествами. В бoльшинстве случаев кроме своей основной функции обpазовывать корпусную конструкцию — они выполняют и pяд других, напpимep, придают свойства тепловой и звуковой изоляции, обеспечивают запас аварийной плавучести и т. п.

Трехслойные конструкции благодаря отсуствию или сокpащению элементов набора позволяют более рационально использовать внутренние обьемы помещений, прокладывать электротpассы и некоторые трубопроводы в самом заполнителе, облегчить поддержание чистоты в помещениях. Благодаpя отсуствию концентpаторов напряжений и исключению возможности появления усталостных трещин трехслойные конструкции имеют повышенную надежность.

Oднако не вceгда удаeтся обеспечить хорошyю связь между несущими слоями и заполнителем из-за oтсутствия клеев с необходимыми свойствами, а также недостаточно тщательнoгo соблюдения технологического процесса склеивания. Вследствие сравнительно малой толщины слоев болeе вepoятны их повреждения и фильтpация воды через них, котоpая может pаcпpoстpаниться по всему объему.

Hecмoтpя на это трехслойные конструкции широко применяются для изготовления корпусов шлюпок, катepoв и небольших судов (длиной 10 – 15м), а также изготовления отдепьных конструкций: палуб, надстpoeк, рубок, переборок и т. п. Заметим, что корпуса катepoв и шлюпoк, в которых пpocтpанство между наружной и внутренней обшивками заполняется пeнoпластoм в целях обеспечения плавучести, стpoгo говopя, не вceгда мoгут быть названы трехслойными, так как они не пpeдставляют собой плоские или криволинейные трехслойные пластины с малой толщиной запопнителя. Такие конструкции пpавильнee называть двуxобшивочными или двухкорпусными.

Наиболее целесообразно выполнять в трехслойном исполнении элементы рубок, переборки и т. п., которые имеют обычно плоские нeсложные формы. Эти конструкции pаcпoлагаются в верхней части кopпуса, и уменьшение их массы положительно сказывается на остойчивости судна.

Применяемые в настоящее вpeмя трехслойные судовые конструкции из стеклопластика по роду заполнителя можно классифицировать спедующим образом: со cплoшным запопнителем из пeнoпласта, древесины бальзы; с сотовым заполнителем из стеклопластика, алюминиевой фольги; коробчатыые панели из полимерных композиционных матepиалoв; комбинированные панели (коробчатые с пеноплаcтoм). Несущие слои по своей толщине могут быть симметричными и несимметричными относительно срединной поверхности конструкции.

По методу изготовления трехслойные конструкции мoгут быть склеиваемыми, с вспениваемым запопнителем, формуемыми на специальных установках.

В качестве основных компонентов для изготовления трехслойных конструкций применяются: стеклоткани марок Т – 11 – ГВС – 9 и ТЖС-О,56-0, стеклосетки различных марок; полиэфирные смолы маруи ПН-609-11М, эпоксидные смолы марки ЭД — 20 (или других марок, подобных по свойствам), пенопласты марок ПХВ — 1, ПСБ — С, ППУ-3с; трудносгораемый слоистый пластик.

Трехслойные конструкции изготавливают монолитными или собирают из отдельных элементов (секций) в зависимости от размеров и формы изделий. Второй способ более универсален, так как применим для конструкций любых габаритов.

Технология изготовления трехслойных панелей состоит из трех самостоятельных процессов: изготовления или подготовки несущих слоев, изготовления или подготовки запопнителя и сборки и склейки панели.

Несущие слои мoгут изготавливаться предварительно или непосредственно при формовании панелей.

Заполнитель также может быть применен либо в виде готoвыx плит, либо вспениваться за счет повышения температуры или за счет смешивания соответствующих компонентов в процессе изготовления панелей. Сотовый заполнитель изготавливается на специализированных предприятиях и поставляется в виде нарезанных плит определенной толщины либо в виде сотоблоков, требующих разрезки. Плиточный пенопласт режется и обрабатывается на столярных ленточных или циркульных пилах, рейсмусовых и других деревообрабатывающих станках.

Решающее влияние на прочность и надежность трехслонных панелей оказывает качество склеивания несущих споев с заполнителем, которое, в свою очередь, зависит от качества подготовки склеиваемых поверхиостей, качества образующейся клеевой прослойки и соблюдения режимов склеивания. Операции подготовки поверхностей и нанесения клеевых прослоек подробно рассмотрены в соответствующей литературе по склеиванию.

Для склеивания несущих слоев с сотовым заполнителем рекомендуются клеи марок БФ — 2 (горячего отверждения), К-153 и ЭПК-518-520 (холодного отверждения), а с плиточными пенопластами клеи марок К-153 и ЭПК-518-520. Последние обеспечивают более высокую прочность склейки, чем клей БФ-l, и не требуют специального оборудования для создания требуемой температуры (около 150 0 С). Однако их стоимость В 4 — 5 pаз вышe, чем стоимость клея БФ — 2, а вpeмя отверждения составляет 24 — 48 часов (вpeмя отверждения БФ – 2 — 1 час).

При вспенивании пенопластов между нecyщими слоями нанесение клеевых прослоек на них, как пpавило, не требуется. После склейки и необходимой выдержки (7 — 10 суток) может производится механическая обpаботка панелей: обрезка, сверление, вырезка отверстий и т. п.

При сборке конструкций из трехслойных панелей следует учитывать, что в узлах соединений обычно происходит нагружение панелей сосредоточенными нагрузками и Узлы необходимо усиливать специальными вставками из более плотного, нежели запопнитель, материала. Основными видами соединений являются мeханические, формованные и комбинированные.

При креплении деталей насыщение на тpexспойных конструкциях необходимо предусматривать внутренние усиления в запопнитепе, ocoбенно при применении механического крепежа. Один из способов такoгo усиления, а также технологическая последовательность выполнения узла показаны на рисунке.

Стеклопластиковые профили - это визуально-известные, стандартные профили, предназначенные для различного применения в строительстве и дизайне, изготовленные из стеклопластика.

Обладая теми же внешними параметрами, как и профили из традиционных материалов, профилированный стеклопластик, имеет ряд уникальных характеристик.

Стеклопластиковые профили имеют один из самых высоких показателей в соотношении прочности к весу по сравнению с любыми другими структурными изделиями, а также превосходную антикоррозионную стойкость. Изделия обладают высокой стойкостью к ультрафиолетовому излучению, широким диапазоном рабочих температур (-100°C до +180°C), а так же пажаростойкостью, что позволяет использовать данный материал в различных областях строительства, особенно при эксплуатации в зонах опасного напряжения, и в химической промышленности.

ПРОИЗВОДСТВО СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫХ ТРУБ И ПРОФИЛЕЙ

Профили изготавливаются методом пултрузии, особенность технологии котор ого заключается в непрерывной протяжке ровинга из нитей-волокон, предварительно пропитанного многокомпонентной системой на основе связующих из различных смол, отвердителей, разбавителей, наполнителей, красителей.

Стекловолокно пропитывается смолой, а затем пропускается через разогретую фильеру нужной формы, в которой смола затвердевает. В результате этого получается профиль заданной формы. Стеклопластиковые профили по поверхности упрочнены нетканым специальным полотном (мат), благодаря которому изделия приобретают дополнительную жесткость. Каркас профиля обтягивается флисом, пропитанным в эпоксидной смоле, который наделяет изделие стойкостью к ультрафиолетовому излучению.

Особенностью пултрузионной технологии является выпуск прямолинейных изделий с постоянным сечением по всей длине.

Сечение стеклопластикового профиля может быть любым, а его длина определяется в соответствии с пожеланиями заказчиком.

Структурный профиль из стеклопластика поставляется в широком диапазоне форм, включая двутавр, равнополочный треугольник, равнополочный профиль, квадратную трубу, круглую трубу, а также уголок для закладки при бетонировании самых разных размеров, который можно использовать вместо традиционного металлического уголка, подверженного быстрому разрушению от ржавчины.

Чаще всего стеклопластиковый профиль изготавливается из ортофталевой смолы.

В зависимости от условий эксплуатации возможно изготовление профилей из других видов смол:

  • - винилэстеровая смола : предназначена для эксплуатации в условиях, где требуется от материала высокая коррозионная стойкость;

- эпоксидная смола : обладает особыми электрическими свойствами, благодаря чему изделия из нее являются оптимальными при эксплуатации в зонах опасного напряжения;

- акриловая смола : изделия из нее обладают низким дымовыделением в случае пожара.

СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫЕ ПРОФИЛИ СТАЛЬПРОМ

В нашей компании Вы можете приобрести стандартные и нестандартные стеклопластиковые профили любых размеров согласно пожеланиям и требованиям. Основной перечень стеклопластиковых профилей следующий:

Уголок

Габариты данного материала могут быть различными. Используются практически во всех конструкциях из стеклопластика. Конструктивно применяются в стеклопластиковых лестничных клетках, осветительных установках, в основаниях мостиков, переходов из стеклопластикового настила.

Условное обозначение уголка:
a – ширина,
b – высота,
c – толщина.

С-образный профиль (С-профиль)

Благодаря своей коррозионной стойкости стеклопластиковые С-образные профили применяются преимущественно в химической промышленности.

Условное обозначение С-образного профиля:
a – ширина,
b – высота,
c – ширина проема,
d – толщина.

Балка стеклопластиковая

Может использоваться либо как деталь комплексного решения, либо как независимая конструкция (стеклопластиковые перила).

Условное обозначение балки:
a – ширина,
b – высота.

Двутавры

Стеклопластиковые двутавры наиболее часто используются в качестве несущих конструкций, которые перекрывают большие пролеты и способны нести различные нагрузки. Двутавры являются оптимальным конструктивным решением в виде основы для стеклопластикового настила, лестничных клеток, осветительных установок, мостков и др.

Условное обозначение двутавра:
a – ширина,
b – высота,
c – толщина.

Профиль "Шляпа"

Используется как изолирующий профиль преимущественно в электронной промышленности.

Условное обозначение профиля:
a – ширина,
b – размер верхней части профиля,
c – толщина.

Прямоугольные трубы

Изделия способны нести как вертикальные нагрузки, так и горизонтальные.

Условное обозначение трубы:
a – ширина,
b – высота,
c – толщина стенок.

Стеклопластиковый пруток используется в качестве стеклопластиковой антенны, солнечных зонтиков, профилей в моделестроении и др.

Условные обозначения прутка:
a – диаметр.

Тавры

Применяются в качестве дополнительных конструкций в стеклопластиковых мостках, сценах, несущих поверхностях и пр.

Условные обозначения тавра:
a – высота,
b – ширина,
c – толщина.

Труба круглого сечения

Такие трубы из стеклопластика не применяются в конструкциях с внутренним давлением.

Условные обозначения труб:
a – внешний диаметр,
b – внутренний диаметр.

Предназначен для использования в качестве основы конструкции, например, лестницы, лестничной или рабочей площадки, сходней.

Условные обозначения швеллера:
a – ширина,
b – высота,
c/d – толщина стенок.

Z-образный профиль (Z-профиль)

Предназначен для применения в газоочистительных сооружениях.

Условные обозначения профиля:
a – ширина верхней части профиля,
b – высота,
c – ширина нижней части профиля.

Габариты данного материала могут быть различными. Используются практически во всех конструкциях из стеклопластика.

Выбирая конструкционные материалы для строительства зданий и инфраструктуры, инжненры часто останавливают свой выбор на различных видах стеклопластика (FRP), предлагающих оптимальное сочетание прочностных свойств и долговечности.

Широкое промышленное применение стеклопластика началось в тридцатые годы прошлого века, однако до настоящего времени его использование часто ограничено недостатком знаний о том, какие виды этого материала применимы в тех или иных условиях. Существует множество видов стеклопластиков их свойства, а следовательно и сферы применения могут во многом отличаться. В общем же преимущества использования данного вида материалов следующие:

Низкий удельный вес (на 80% меньше чем у стали)
Стойкость к коррозии
Низкая электро- и теплопроводность
Проницаемость для магнитных полей
Высокая прочность
Простота ухода

В связи с этим стеклопластик представляет собой хорошую альтернативу традиционным конструкционным материалам – стали, алюминию, дереву, бетону и т.д. Особенно эффективно его использование в условиях сильного коррозионного воздействия, поскольку изготовленные из него изделия служат значительно дольше и практически не требуют ухода.
Кроме того, применение стеклопластика оправдано и с экономической точки зрения, и не только потому, что изделия изготовленные из него служат значительно дольше, но и по причине его низкого удельного веса. За счет низкого удельного веса достигается экономия на расходах по перевозке, а также упрощается и удешевляется монтаж. В качестве примера можно привести использование стеклопластиковых мостков на станции водоочистки, монтаж которых был выполнен на 50% быстрее применявшихся ранее стальных конструкций.

[I]Мостки из стеклопластика, установленные на причале

Несмторя на то, что все сферы применения стеклопластика в строительной индустрии невозможно перечислить, тем не менее большинство из них может быть сведено в три группы (типа): структурные элементы конструкций, решетки и стеновые панели.

[U]Структурные элементы
Существуют сотни различных типов структурных элементов конструкций, изготавливаемых из стеклопластика: платформы, мостки, лестницы, поручни, защитные кожухи и т.д.


[I]Лестница из стеклопластика

[U]Решетки
Для изготовления решеток из стеклопластика может применяться как литье, так и пултрузия. Изготовленные таким образом решетки используются в качестве настилов, платформ и т.д.


[I]Решетка из стеклопластика

[U]Стеновые панели
Изготовленные из стеклопластика стеновые панели в основном используются в менее ответственных областях, например коммерческих кухнях и ванных комнатах, однако их также применяют и в таких особых областях, как противопульные экраны.

Наиболее часто изделия из стеклопластика применяются в следующих областях:

Строительство и архитектура
Производство инструментов
Пищевая промышленность и индустрия напитков
Нефтегазовая отрасль
Водоподготовка и водоочистка
Электроника и электротехника
Строительство бассейнов и аквапарков
Водный транспорт
Химическая промышленность
Ресторанный и отельный бизнес
Электростанции
Целлюлозо - бумажная промышленность
Медицина

При выборе конкретного вида стеклопластика для использования в той или иной области необходимо ответить на следующие вопросы:

Будут ли присутствовать в рабочей среде агрессивные химические соединения?
Какова должна быть несущая способность?
Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как пожарную безопасность, поскольку далеко не все виды стеклопластиков имеют в своем составе антипирены.

На основе этой информации, производитель стеклопластика, исходя из таблиц характеристик, подбирает оптимальный материал. При этом необходимо убедиться, что таблицы характеристик относятся к материалам именно этого производителя, поскольку характеристики производимых материалов у разных производителей могут во многом отличаться.

Стеклопластиковая арматура занимает все более прочные позиции в современном строительстве. Это обусловлено, с одной стороны, ее высокой удельной прочностью (отношением прочности к удельной массе), с другой стороны, высокой коррозионной стойкостью, морозостойкостью, низкой теплопроводностью. Конструкции, где используется стеклопластиковая арматура, неэлектропроводны, что очень важно для исключения блуждающих токов и электроосмоса. В связи с более высокой стоимостью по сравнению со стальной арматурой, стеклопластиковая арматура используется, главным образом, в ответственных конструкциях, к которым предъявляются особые требования. К таким конструкциям относятся морские сооружения, особенно те их части, которые находятся в зоне переменного уровня воды.

КОРРОЗИЯ БЕТОНА В МОРСКОЙ ВОДЕ

Химическое действие морской воды обусловлено, главным образом, присутствием сернокислого магния, который вызывает два вида коррозии бетона - магнезиальную и сульфатную. В последнем случае в бетоне образуется комплексная соль (гидросульфоалюминат кальция), увеличивающаяся в объеме и вызывающая растрескивание бетона.

Другим сильным фактором коррозии является углекислота, которую выделяют органические вещества при разложении. В присутствии углекислоты нерастворимые соединения, обусловливающие прочность, переходят в хорошо растворимый бикарбонат кальция, вымываемый из бетона.

Морская вода действует наиболее сильно на бетон, находящийся непосредственно над верхним уровнем воды. При испарении воды в порах бетона остается твердый остаток, образующийся из растворенных солей. Постоянное поступление воды в бетон и последующее ее испарение с открытых поверхностей приводит к накоплению и росту кристаллов соли в порах бетона. Этот процесс сопровождается расширением и растрескиванием бетона. Кроме солей надводный бетон испытывает на себе действие попеременного замораживания и оттаивания, а также увлажнения и высыхания.

В зоне переменного уровня воды бетон разрушается в несколько меньшей степени, из-за отсутствия солевой коррозии. Подводная часть бетона, не подвергающаяся циклическому действию указанных факторов, разрушается редко.

В работе приведен пример разрушения железобетонного свайного пирса, сваи которого, высотой 2,5 м, в зоне переменного горизонта воды не были защищены. Уже через год было обнаружено почти полное исчезновение бетона из этой зоны, так что пирс держался на одной арматуре. Ниже уровня воды бетон остался в хорошем состоянии.

Возможность изготовления долговечных свай для морских сооружений заложена в применении поверхностного стеклопластикового армирования. Такие конструкции по коррозионной стойкости и морозостойкости не уступают конструкциям, выполненным полностью из полимерных материалов, а по прочности, жесткости и устойчивости их превосходят.

Долговечность конструкций с внешним стеклопластиковым армированием определяется коррозионной стойкостью стеклопластика. Благодаря герметичности стеклопластиковой оболочки бетон не подвергается воздействию среды и поэтому его состав может подбираться только исходя из требуемой прочности.

СТЕКЛОПЛАСТИКОВАЯ АРМАТУРА И ЕЕ ВИДЫ

К бетонным элементам, где используется стеклопластиковая арматура, в основном применимы принципы проектирования железобетонных конструкций. Аналогична и классификация по видам применяемой стеклопластиковой арматуры. Армирование может быть внутренним, внешним и комбинированным, представляющим собой сочетание первых двух.

Внутреннее неметаллическое армирование применяется в конструкциях, эксплуатируемых в средах, агрессивных к стальной арматуре, но не агрессивных по отношению к бетону. Внутреннее армирование можно разделить на дискретное, дисперсное и смешанное. К дискретному армированию относятся отдельные стержни, плоские и пространственные каркасы, сетки. Возможна комбинация, например, отдельных стержней и сеток и др.

Наиболее простым видом стеклопластиковой арматуры являются стержни нужной длины, которые применяются взамен стальных. Не уступая стали по прочности, стеклопластиковые стержни значительно превосходят их по коррозионной стойкости и поэтому используются в конструкциях, в которых существует опасность коррозии арматуры. Скреплять стеклопластиковые стержни в каркасы можно с помощью самозащелкивающихся пластмассовых элементов или связыванием.

Дисперсное армирование заключается во введении в бетонную смесь при перемешивании рубленных волокон (фибр), которые в бетоне распределяются хаотично. Специальными мерами можно добиться направленного расположения волокон. Бетон с дисперсным армированием обычно называют фибробетоном.
В случае агрессивности среды к бетону эффектной защитой является внешнее армирование. При этом внешняя листовая арматура может выполнять одновременно три функции: силовую, защитную и функцию опалубки при бетонировании.

Если внешнего армирования недостаточно для восприятия механических нагрузок, применяется дополнительная внутренняя арматура, которая может быть как стеклопластиковой, так и металлической.
Внешнее армирование разделяется на сплошное и дискретное. Сплошное представляет собой листовую конструкцию, полностью покрывающую поверхность бетона, дискретное - элементы сетчатого типа или отдельные полосы. Наиболее часто осуществляется одностороннее армирование растянутой грани балки или поверхности плиты. При одностороннем поверхностном армировании балок целесообразно завести отгибы листа арматуры на боковые грани, что повышает трещиностойкость конструкции. Внешнее армирование может устраиваться как по всей длине или поверхности несущего элемента, так и в отдельных, наиболее напряженных участках. Последнее делают только в тех случаях, когда не требуется защита бетона от воздействия агрессивной среды.

ВНЕШНЕЕ СТЕКЛОПЛАСТИКОВОЕ АРМИРОВАНИЕ

Основная идея конструкций с внешним армированием состоит в том, что герметичная стеклопластиковая оболочка, надежно защищает бетонный элемент от воздействий внешней среды и, одновременно, выполняет функции арматуры, воспринимая механические нагрузки.

Возможны два пути получения бетонных конструкций в стеклопластиковых оболочках. Первый включает изготовление бетонных элементов, их сушку, а затем заключение в стеклопластиковую оболочку, путем многослойной обмотки стекломатериалом (стеклотканью, стеклолентой) с послойной пропиткой смолой. После полимеризации связующего обмотка превращается в сплошную стеклопластиковую оболочку, а весь элемент - в трубобетонную конструкцию.

Второй основан на предварительном изготовлении стеклопластиковой оболочки и последующем заполнении ее бетонной смесью.

Первый путь получения конструкций, где используется стеклопластиковая арматура, дает возможность создания предварительного поперечного обжатия бетона, что существенно повышает прочность и снижает деформативность получаемого элемента. Это обстоятельство особенно важно, так как деформативность трубобетонных конструкций не позволяет в полной мере воспользоваться значительным увеличением прочности. Предварительное поперечное обжатие бетона создается не только натяжением стеклонитей (хотя в количественном отношении оно составляет основную часть усилия), но и за счет усадки связующего в процессе полимеризации.

СТЕКЛОПЛАСТИКОВАЯ АРМАТУРА: КОРРОЗИОННАЯ СТОЙКОСТЬ

Стойкость стеклопластиков к воздействию агрессивных сред в основном зависит от вида полимерного связующего и волокна. При внутреннем армировании бетонных элементов стойкость стеклопластиковой арматуры должна оцениваться не только по отношению к внешней среде, но и по отношению к жидкой фазе в бетоне, так как твердеющий бетон является щелочной средой, в которой обычно применяемое алюмоборосиликатное волокно разрушается. В этом случае должна быть обеспечена защита волокон слоем смолы или использованы волокна другого состава. В случае неувлажняемых бетонных конструкций коррозии стекловолокна не наблюдается . В увлажняемых конструкциях щелочность бетонной среды можно существенно понизить, используя цементы с активными минеральными добавками.

Испытания показали , что стеклопластиковая арматура имеет стойкость в кислой среде более чем в 10 раз, а в растворах солей более чем в 5 раз выше стойкости стальной арматуры. Наиболее агрессивной для стеклопластиковой арматуры является щелочная среда. Снижение прочности стеклопластиковой арматуры в щелочной среде происходит в результате проникновения жидкой фазы к стекловолокну через открытые дефекты в связующем, а также посредством диффузии через связующее. Следует отметить, что номенклатура исходных веществ и современные технологии получения полимерных материалов позволяют в широких пределах регулировать свойства связующего для стеклопластиковой арматуры и получать составы с чрезвычайно низкой проницаемостью, а следовательно свести к минимуму коррозию волокна.

СТЕКЛОПЛАСТИКОВАЯ АРМАТУРА: ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ РЕМОНТЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Традиционные способы усиления и восстановления железобетонных конструкций достаточно трудоемки и часто требуют продолжительной остановки производства. В случае агрессивной среды после ремонта требуется создать защиту сооружения от коррозии. Высокая технологичность, малые сроки твердения полимерного связующего, высокая прочность и коррозионная стойкость внешнего стеклопластикового армирования предопределили целесообразность его использования для усиления и восстановления несущих элементов сооружений. Применяемые для этих целей способы зависят от конструктивных особенностей ремонтируемых элементов.

СТЕКЛОПЛАСТИКОВАЯ АРМАТУРА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Срок эксплуатации железобетонных конструкций при воздействии агрессивных сред резко сокращается. Замена их стеклопластбетонными ликвидирует затраты на капитальные ремонты, убытки от которых существенно возрастают, когда на время ремонта требуется остановка производства. Капиталовложения на возведение конструкций, где используется стеклопластиковая арматура, значительно больше, чем железобетонных. Однако через 5 лет они окупаются, а через 20 лет экономический эффект достигает двукратной стоимости возведения конструкций.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Коррозия бетона и железобетона, методы их защиты / В. М. Москвин, Ф. М. Иванов, С. Н. Алексеев, Е. А. Гузеев. - М.: Стройиздат, 1980. - 536 с.
  2. Фролов Н. П. Стеклопластиковая арматура и стеклопластбетонные конструкции. - М.: Стройиздат, 1980.- 104с.
  3. Тихонов М. К. Коррозия и защита морских сооружений из бетона и железобетона. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 120 с.