Трудовые ресурсы и персонал предприятий. Основные понятия


Одним из определяющих факторов производства является труд.
Носитель труда, т. е. рабочая сила человека, называется человеческим фактором.
Часть населения страны, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде, образует трудовые ресурсы.
Близким к трудовым ресурсам, но более широким понятием является «трудовой потенциал».
Трудовой потенциал – это часть населения страны, образующая трудовые ресурсы, с учетом тех лиц, которые потенциально могут изменить трудовые ресурсы в ту или иную сторону.
Перечисленные три категории, вместе взятые, обрисовывают с разных сторон трудовой фактор страны.
В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.
Из этой посылки следует для марксизма важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.
В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.
Так, некоторые исследователи выделяют ремесленный, технократический, инновационный виды управления трудом, соответствующие доиндустриальному, индустриальному и научно-техническому вариантам экономического роста (табл. 17.1).
Таблица 17.1 Виды управления трудом
РЕМЕСЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ характеризуется ручным производством (манус – рука, фактура – производство), наличием разделения труда (например, производство кареты требовало разделить труд между столярами, плотниками и т. д.), подчинением прежде самостоятельного рабочего единой команде и дисциплине.
ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ предполагает переход от ручного труда к машинному, углубление разделения труда, жесткие формы экономического принуждения, выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности. В ходе изменения своей материальной базы (совершенствование техники) этот вид управления прошел несколько этапов. Переход к технократическому управлению осуществился в конце XIX и начале ХХ в. и связан с именем Ф. Тейлора.
Тейлоризм включает в себя методы, основанные на хронометраже каждой операции, которую выполняет рабочий. В соответствии с ним устраняются бесполезные движения рабочего и отбираются наиболее совершенные. Эти принципы работы легли в основу «научной организации труда».
Следующий этап технократического управления связан с именем Г. Форда.
Фордизм основан на поточно-конвейерном производстве, которое задает темп работы, снижает издержки, повышает выработку и тем самым – производительность труда.
30-40-е гг. ХХ в. отмечены включением в технократическое управление психических и социальных компонентов: социального обеспечения, установления минимального уровня оплаты труда, оплаты сверхурочных работ, введения техники безопасности и др. В значительной мере это было сделано под влиянием социальных достижений Советского Союза.
В 50-60-е гг. в технократическое управление внедряется теория «человеческих отношений», в которой доказывается, что людям нравятся самостоятельность в принятии решений, отсутствие мелочной опеки, уважение к ним и их труду. В соответствии с этим пересматривается режим работы, усиливается зависимость вознаграждения от результата работы, внедряются формы «участия рабочих в прибылях» и др.
Теория «человеческого капитала» появилась в 60-е гг. ХХ в. в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР. Ее разработали представители неоклассического направления Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц и др. По их мнению, в производстве взаимодействуют два фактора – «физический капитал», в который включаются средства производства, и «человеческий капитал», к которому относятся приобретенные знания, навыки, энергия. Величина «человеческого капитала» оценивается потенциальным доходом, который он способен приносить.
Человеческий капитал создается тогда, когда индивид осуществляет инвестиции в самого себя, оплачивая образование и приобретение квалификации, которое постепенно утрачивается и должно возмещаться. Выделяют три типа «амортизации образовательного потенциала»:
потеря накопленных знаний, особенно тех, которые редко применяются в повседневной деятельности специалиста;
моральное старение знаний как следствие прогресса науки и увеличения потока информации. Оно связано с переходом от обслуживания одного поколения техники к другому, более сложному (от пишущей машинки к компьютеру и т. д.);
функциональное старение знаний, требующее полной смены специальности.
ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ связано с переходом к новому технологическому способу производства, который потребовал привлечения высококвалифицированного «человеческого ресурса», способного самостоятельно принимать решения, быть лояльным фирме и обеспечивать высокую производительность и качество работы. Методы его применения находятся в состоянии развития.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 17.1. Труд как ресурс рыночной экономики. Теории труда:

  1. 10.3 Производительность труда как показатель эффективности использования трудовых ресурсов
  2. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории
  3. 25). Рыночная экономика (market economy) - эконо- мика, в которой ресурсы распределяются на ос- нове децентрализованных решений,

Ресурсы предприятия

При создании предприятия его учредители имеют четкое понимание, для чего оно создается: какой продукт будет производиться, или какая услуга будет оказываться, или какая работа будет выполняться. С одной стороны, это условие является залогом успешного функционирования предприятия, потому что продукт его деятельности должен иметь своего потребителя или покупателя. С другой стороны, производство продукта, оказание услуги и выполнение работы, предполагает наличие определенного состава ресурсов.

Ресурсы, используемые в процессе производства, составляющие основу потенциала предприятия (организации), подразделяются на следующие виды: земля, труд, основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, информационные ресурсы и предпринимательские способности. Качество, оптимальное количество и соотношение ресурсов, их рациональное использование предопределяют конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

В данном разделе подробно представлены традиционные виды ресурсов предприятий.

Трудовые ресурсы и персонал предприятий

Труд как экономический ресурс

Главным источником богатства общества является труд. Труд - это процесс реализации физических и умственных способностей человека в производстве продукции или целесообразная деятельность, в процессе которой он видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Труд характеризует совокупность физических, интеллектуальных, творческих и других способностей человека, необходимых для производства различных материальных и духовных благ. В общем виде любую трудовую деятельность или способность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников в организации, уровнем их профессионально-квалификационной подготовки, эффективностью труда, мотивацией труда и другими экономическими показателями. В конкретных условиях производства товаров процесс труда может быть определен затратами и результатами, производительностью труда, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, затратами на содержание и развитие персонала, оплатой труда работников и т.д. Различают альфа-труд (труд, регламентированный процессом производства, исполнитель не вносит нового) и бета-труд (труд креативный, творческий, новационный).

Сельскохозяйственный труд является особым видом труда, представляющим процесс, совершающийся между человеком и природой в целях удовлетворения потребностей, прежде всего в пищевых продуктах. Необходимо отметить, что сельскохозяйственный труд обладает рядом особенностей - это зависимость эффективности труда от природных, прежде всего погодно-климатических, условий и качества земли; сезонность использования труда; совмещение многими работниками ряда трудовых функций, что вызвано многообразием видов работ и короткими сроками их выполнения; это труд, зачастую маломеханизированный и не автоматизированный, тяжелый и малопривлекательный; часто это труд в личном подсобном хозяйстве.

Понятие "процесс труда" более узкое, чем "процесс производства". Процесс труда включает в себя три элемента: средства труда, предметы труда и непосредственно сам труд. Очевидно, труд никогда не утратит своей определяющей роли в процессе производства. Процесс труда есть потребление рабочей силы. Одна и та же численность работников может различаться совокупной способностью к труду в силу различий в подготовленности, возрасте, отношении к труду и т.п., а отсюда следует неодинаковое количество труда (как абстрактного, так и конкретного), которое ими может быть реализовано в процессе производства. Поэтому некоторые специалисты говорят о различном трудовом потенциале одинаковых по численности групп работников.

Различают понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила". Трудовые ресурсы - это социально-экономическая категория, характеризующая потенциальные запасы труда, которыми располагает общество на данном этапе своего развития или трудоспособная часть населения, совокупность индивидуальных работников. Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей работника для производства потребительной стоимости. Превращаясь в рабочую силу, трудовые ресурсы приобретают качественную определенность. Рабочая сила характеризуется разными физическими данными и способностями, неодинаковой квалификацией, мобильностью, и труд, будучи неотделим от человека, неизбежно включает в себя социальный, психологический и политический аспекты.

Понятия "трудовые ресурсы" и "рабочая сила" различаются не только количественно, но и содержательно. Трудовые ресурсы включают в себя и запас рабочей силы. Трудовые ресурсы имеют смысл лишь в территориальном аспекте, тогда как рабочая сила применима к любой хозяйственной единице.

Трудовые ресурсы подразделяются на экономически активное (занятые, безработные) и экономически неактивное (неработающие пенсионеры и инвалиды) население. Границы трудовых ресурсов объективны (мужское население в возрасте от 16 до 60 лет, женское - от 16 до 55), но они могут иметь и юридическое выражение. Например, для женщин-механизаторов с 15-летним стажем, верхняя граница трудоспособного возраста составляет 50 лет.

В экономической деятельности различают понятие трудовой потенциал - интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду различных групп людей. В его рамках выделяют кадровый потенциал - способность основного состава квалифицированных работников создавать определенные материальные и духовные ценности.

Кадровый потенциал предприятия, по мнению отдельных специалистов, в широком смысле этого слова представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или для достижения определенного социального эффекта.

В самом общем виде понятие "трудовой (кадровый) потенциал" характеризует определенные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели. Различают трудовой потенциал общества, организации и работника. Трудовой потенциал общества есть суммарный трудовой потенциал организаций, а трудовой потенциал организации - совокупность трудового потенциала ее работников. Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и интеллектуальных качеств человека, определяющих его способность в определенных условиях достигать максимально возможных результатов и совершенствоваться в процессе труда. Трудовой потенциал работника - величина не постоянная и зависит от целого ряда факторов. Накопление новых знаний и навыков, улучшение условий труда могут повысить его, а ухудшение здоровья работника - уменьшить.

Трудовой потенциал тесным образом связан с личностным потенциалом работника, который представляет собой возможную трудовую дееспособность, его ресурсные возможности в области труда.

Выделяют следующие личностные потенциалы работника:

  • - психофизиологический - что составляет его работоспособность;
  • - познавательный - что он знает;
  • - ценностно-мировоззренческий - что он ценит и на что ориентируется;
  • - потребностно-мотивационный - что побуждает его к деятельности;
  • - коммуникационный - с кем и как он общается;
  • - творческий - что и как создает, самовыражается;
  • - трудовой (профессионально-квалификационный) - на что он способен;
  • - лидерский - способен ли он вести за собой;
  • - командный - способен ли к сотрудничеству, коллективному взаимодействию.

Основной задачей в ходе практической деятельности предприятий является максимальное использование потенциальных возможностей работников.

Трудовой коллектив организации составляют занятые на нем работники. Следовательно, под трудовым потенциалом предприятия подразумевается совокупная трудовая дееспособность сто коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава организации исходя из их возраста, физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков.

К основным компонентам трудового (кадрового) потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Все эти характеристики могут быть применены как к отдельному человеку, так и к группе людей, предприятию, региону и всей стране.

Объективная цена рабочей силы определяется на свободном рынке рабочей силы и способствует повышению его качества. Рынок рабочей силы - это совокупность экономических отношений в сфере воспроизводства рабочей силы, ее покупки и продажи. При этом стоимость наемной рабочей силы представляет собой сумму издержек (затрат) работодателей, связанных с содержанием и использованием рабочей силы. Эти затраты делятся на прямые (прямая заработная плата; оплата за нерабочее время; премии и подарки, не входящие в фонд заработной платы; расходы на питание, напитки и другие натуральные выплаты, полученные в процессе экономической деятельности) и косвенные (расходы на жилье работников, которые берет на себя работодатель; расходы работодателей на социальное обеспечение; расходы на профессиональную подготовку; расходы на социальные услуги; прочие расходы на рабочую силу; налоги, рассматриваемые в качестве расходов на рабочую силу).

Следует отметить, что любая экономическая система предполагает эксплуатацию труда - отторжение части прибавочной стоимости, которая изымается работодателем. Каждый человек имеет возможность продавать рабочую силу, являющуюся его собственностью. Она определяется запасами физической и умственной энергии человека, здоровьем, возрастом и природными данными. Рыночной экономике присуще отсутствие принуждения к труду, отказ от регуляции движения трудовых ресурсов и рабочей силы, полная свобода работника при решении вопроса о трудоустройстве, трудовые отношения регулируются договором на контрактной основе.

В плановой экономике существовало принуждение к труду, не работающие по неуважительным причинам граждане привлекались к судебной ответственности, распределение трудовых ресурсов было директивным. Тем не менее и в рыночной экономике необходимость государственного регулирования рынка труда очевидна. Регулирование может принимать разные формы - политика доходов, социальной защищенности и т.д. Основное воздействие на рынок рабочей силы государство осуществляет путем установления минимального размера оплаты труда.

1.2. труд как процесс и как экономический ресурс

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

1.2.1. Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрасле1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый»

[БВЛ. Махабхарата. С. 39].

2 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.

вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.

что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами: психофизиологическим; технологически м; социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.

Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

Известно, что отсутствие ясности в терминологии ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «заработная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено нами. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивал, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни . По известному определению Аристотеля «раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран [Генкин, 2007 (б)].

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовскогоидр.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Л. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено нами. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг., посвятил творчеству такие строки:

Уйти нам трудно от мирских забот,

Но Вечность постигает только тот,

Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный (выделено нами. - Б. Г.) .

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но и являются источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами :

  • 1) психофизиологическим;
  • 2) технологическим;
  • 3) социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение. Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

  • В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый [Махабхарата. С. 39].
  • См.: [Фасмер М.].
  • Цит. по: Чечин О. И путь проложит, от других отличный // Поиск. 1997.№ 32-33. 2-15 авг.

Тема 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРУДА

Понятие о труде

Предмет экономики труда

Задачи экономики труда

Понятие о труде

Английский экономист Альфред Маршал писал в своей работе «Принципы политической экономии»: «Всякий труд имеет свой целью произвести какой-либо результат. … Поэтому труд можно определить как сякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы».

А.Маршал не труд вообще (затраты энергии), а в первую очередь труд созидательный, который участвует в создании экономического продукта.

Основываясь на вышесказанном можно дать определение понятию труд. Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей человека.

Труд можно рассматривать как процесс и как вид экономических ресурсов.

Труд как процесс – вид деятельности человека по производству экономических продуктов (ресурсов, благ, услуг), которые необходимы для потребления в домашнем хозяйстве, общественном производстве или для экономического обмена.

Труд как вид экономических ресурсов – возможность участия человека или группы людей в процессах производства благ и ресурсов. Эта возможность определяется как трудовой потенциал, характеризующий в свою очередь труд с качественной и количественной сторон.

Качественная сторона труда - потенциальные возможности человека к труду,определяется:

· состоянием здоровья и физической дееспособностью человека;

· уровнем образования и квалификации человека.

Количественная сторона труда - реализация потенциальных возможностей человека трудиться,определяется:

· продолжительностью рабочего дня;

· интенсивностью труда.

При изучении экономики труда и представлений о человеке, как субъекте экономической жизни необходимо раскрытие понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», составляющих их элементов, а также факторов формирования и использования. Рассмотрим основные понятия:

1. Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и интеллектуальных качеств, используемых в процессе производства жизненных благ, носителем которых является работник, главная производительная сила.

2. Трудовые ресурсы – часть населения страны, достигшая трудоспособного возраста и обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, дающими возможность трудиться в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой располагает общество. Если говорить о России, то в состав трудовых ресурсов включают:

1. Население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов 1-ой и 2-ой группы, льготной категории пенсионеров):

Мужчины 16 – 59 лет,

Женщины 16 – 54 года;

2. Население старше и моложе трудоспособного возраста занятое в общественном производстве.

3. Человеческие ресурсы – трудоспособное население, материальный носитель человеческого потенциала.

4. Человеческий потенциал – степень развития физических и духовных способностей человека. Структура понятия человеческий потенциал включает два уровня:

· первый, базовый уровень – физическое, психическое, социальное здоровье;

· второй, деятельностный уровень – физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциал.

Формирование человеческого потенциала происходит в течение всей жизни человека с момента рождения. По мере развития человека проявляются и развиваются его природные и приобретенные способности, происходит становление его потребностей. Человек, как носитель потенциала, с одной стороны, адаптируется к внешней среде, с другой стороны, изменяет её.

5. Человеческий капитал – мера способности человека получать доход на основе своих качеств, особенно таких качеств как образование и квалификация. Таким образом, человеческий капитал – капитал в форме интеллектуальных способностей, приобретенных благодаря обучению, образованию, практическому опыту. Человеческий капитал один из основных факторов дифференциации заработной платы.

Следовательно, рассматривать понятия рабочая сила, трудовые и человеческие ресурсы необходимо с точки зрения их участия в трудовой деятельности, учитывая наиболее значимые характеристики:

· уровень образования и интеллектуального развития;

· степень профессиональной подготовки (знания и компетентность);

· способность к творчеству и самосовершенствованию;

· уровень информационно-технологической подготовки;

· креативность.

Можно сделать вывод, что среди социальных приоритетов трудовая деятельность человека занимает особое место. Это объясняется следующим, трудовая деятельность человека:

1. Составная часть естественных производительных сил страны, ее богатство.

2. Важнейшая жизнеобеспечивающая функция человека, его потребность.

3. Основное и главное условие экономического роста.

Предмет экономики труда

Развитие экономики основывается на постоянном совершенствовании разделения труда. Разделение труда это объективный процесс трудовой деятельности. Разделение труда бывает: естественное (стихийное), технологическое и общественное (целенаправленные). Результатом последних двух является рост производительности общественного труда.
С появлением товарного производства экономика обретает особую форму разделения труда в единстве процессов специализации и кооперирования, что означат развитие экономики от низших к высшим формам.

Таким образом, предметом всех наук о труде является труд как целесообразная деятельность человека во всех формах её проявления.

Современный этап развития наук о труде характеризуется гуманитарным подходом к трудовой деятельности человека, то есть к личности работника, условиям проявления его творческих способностей.

Предметом экономики труда является система социально- экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством в области организации труда.

Экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления, то есть изучает проблемы:

· рынков труда и занятости;

· повышения производительности и эффективности труда;

· вознаграждения за труд;

· взаимодействия субъектов труда;

· планирования численности;

· управления трудом.

Таким образом, экономика труда это система знаний о труде (трудовой деятельности человека), который является основным предметом изучения и анализа. Труд рассматривается как основной фактор производства и взаимосвязи с человеческими ресурсами.

Задачи экономики труда

Рассмотрев предмет экономики труда можно сформулировать основные задачи экономики труда. Приоритетными задачами экономики труда являются:

Исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;

Определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста;

Исследование показателей и методов измерения производительности труда;

Оценка систем управления трудом в организации;

Анализ формирования и использования трудовых ресурсов в организации и обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;

Изучение механизмов государственной и социальной политики и оценка её воздействия на качество трудовой жизни;

Рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем;

Анализ дифференциации заработной платы, обусловленной качественными особенностями рабочей силы и различиями в условиях труда;

Раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;

Раскрытие сущности и содержания организации труда в организации;

Исследование сущности, типов и содержания социально- трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

Исследование научных основ организации труда.

Таким образом, экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны (в процессе организации труда).

Место экономики труда в системе экономических наук о труде

Система наук о труде включает множество разнообразных и относительно самостоятельных экономических наук. Все эти экономические науки объединяет, прежде всего, объект исследования -труд человека, коллектива и общества в целом. Поэтому становление и развитие наук о труде проходило во взаимосвязи и взаимозависимости, обусловленных развитием человеческого общества.

Ещё раз повторим вывод предыдущего вопроса - экономика труда изучает систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе организации труда.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

К числу наук о труде, кроме экономики труда, относят следующие науки:

Физиология труда - изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека. Учитывая, что человек имеет физиологические границы своих возможностей, существует необходимость изучения влияния труда на состояние человеческого организма. Физиология труда является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий трудовой деятельности.

Нормирование труда -исследует принципы и методы установления затрат труда, его результатов, норм оплаты труда, численности работников в соответствии с количеством единиц оборудования в конкретных условиях. Результаты позволяют снижать утомляемость работников, обеспечивают заинтересованность работников в результатах своего труда, являются основой обеспечения благоприятных условий труда и в итоге оптимизации производственных и трудовых затрат.

Психология труда - изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к трудовой деятельности. Формируя трудовой коллектив необходимо учитывать способности работников, степень эмоциональности, жизненной активности, коммуникабельности, самооценки. Результаты психологических исследований используют при профессиональной ориентации и подготовке, для разработки систем мотивации и стимулирования труда, как инструментуправления трудовыми конфликтами.

Социология труда – изучает взаимоотношения людей и социальных групп в процессе труда. Социология труда исследует демографические различия людей, различия в их образовании и квалификации, особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения. Это позволяет определить особенности трудового поведения и эффективно управлять трудовым коллективом, разрабатывать кадровую политику для организации.

Эргономика - изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства и разрабатывает научные основы рационализации трудовых процессов. Эргономика и экономика труда тесно взаимосвязаны, эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами, а экономика труда ставит перед эргономикой задачи по снижению напряженности труда и утомляемости работника, тяжести труда, снижению и экономии рабочего времени.

Наука о безопасности труда – изучает создание на производстве безопасных и здоровых условий труда. Особую значимость результаты исследований имеют для вредных и опасных производств, экстремальных условий труда (добывающая, химическая металлургическая промышленность, ядерная энергетика, строительство крупных сооружений, мостов). Безопасность труда разрабатывает систему норм и нормативов параметров производственной среды, обеспечивающих благоприятные условия труда и предупреждающих возникновение и развитие профессиональных заболеваний, а также меры социальной защиты работника в случае неблагоприятных условий труда.

Демография – изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение по регионам страны, что позволяет удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах в текущем периоде и в перспективе.

Управление персоналом (человеческими ресурсами) - изучаетсистему управления персоналом (человеческими ресурсами) организации, их стратегическое планирование, эффективного использования трудового потенциала персонала организации. Реализация трудового потенциала осуществляется путем подбора, обучения, вознаграждения персонала организации. Эффективность управления трудовым коллективом определяется оптимальным стилем управления, кадровой политикой, проведением маркетинга персонала, исследованием кадрового потенциала и потребности в персонале.

Организация труда – изучает основы проектирования трудовых процессов и рабочих мест, оптимизации, разделения и кооперации труда. Организация труда обеспечивает эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворение потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право - изучает юридические основы трудовых отношений, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ). Трудовое право определяет правовые нормы труда, права и обязанности субъектов трудовых отношений, дифференциацию оплаты труда, служит основой социальной защиты работников. Трудовое право позволяет разрешать трудовые конфликты.

Кроме выше перечисленных наук, экономика труда связана с такими науками как макроэкономика, микроэкономика, менеджмент, маркетинг персонала, статистика труда, экология человека, экономика предприятия.

Таким образом, комплекс наук о труде обеспечивает научную основу его организации, позволяющую удовлетворять потребности и интересы всех субъектов социально-трудовых отношений.


Маршал А. Принципы политической экономии. Ч.1.- М.: Прогресс, 1983. - С.124 - 125.

Экономика труда: учебник / Под ред. Ю.П. Кокина и П.Э. Шлендера.- 2-е из. - М.: Магистр, 2010. С.57.

Экономика труда: (социально-трудовые отношения)/ под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова.- М.: ЭКЗАМЕН, 2003. С.10.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08