В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение – “картину нравов” его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им “Человеческая комедия”. По мысли Бальзака “Человеческая комедия” должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное литературное
Издание он наметил в следующем виде:
Первая часть – “Этюды о нравах”- шесть отделов: “Сцены из частной жизни” , “Сцены из провинциальной жизни” , “Сцены из жизни Парижа”, “Сцены из политической жизни” “Сцены из военной жизни”, “Сцены из деревенской жизни”
Вторая часть – “Философские исследования”. Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: “Шагреневая кожа”, “Неизвестный шедевр” , “В поисках абсолюта”.
Третья часть – “Аналитические исследования” (задумано 5 – осуществлено одно произведение: “Физиология брака”).
Бальзак так вскрывает свой замысел: “Исследование нравов” дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа – история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит”.
Роман ” Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нем за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. ” Отец Горио” не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определенный период его развития. Интересно движение романа по разделам ” Человеческой комедии”: в 1843 году об был включен в ” Сцены парижской жизни”, на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в ” Сцены частной жизни”. Путь тот же, что и у ” Гобсека”: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом. А частная жизнь – это жизнь семей, ” Человеческая комедия”, как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи.
Растиньяк раскрывается в письмах сестрам и тетке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет. Роман создавался тогда, когда замысел ” Человеческой комедии” уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь ” Гобсек”. События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность.
С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена – одного из самых богатых банкиров в ” Человеческой комедии”. Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего. В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции.
Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. ” Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая”.Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает. Повествование ведется от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течет сама жизнь, как люди воспринимают свое место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.
(No Ratings Yet)
Роман Оноре де Бальзака «Отец Горио» был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошёл в цикл сочинений, носящий название «Человеческая комедия» (1815-1848). Центральной темой произведения стала искренняя отцовская любовь, не нашедшая себе места в развращённом парижском обществе.
Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом. На протяжении всего повествования об этом размышляет один из главных героев произведения - молодой студент, Эжен де Растиньяк. История жизни папаши Горио и его двух дочерей - графини Анастази де Ресто и «банкирши» Дельфины де Нусинген проходит перед глазами читателя в неотрывной связи со «светским обучением» юного честолюбца.
До появления Эжена де Растиньяка в пансионе «Дом Воке» папашу Горио никто не воспринимал всерьёз. Его считали старым кутилой и сластолюбцем, растратившим своё состояние на молодых и знатных любовниц. Проникновение Эжена в высший свет парижского общества открыло неприглядную правду: изысканно одетые красавицы оказались родными дочерьми бывшего вермишельщика, сделавшего себе состояние во время Французской буржуазной революции. За каждой из них папаша Горио дал по 500-600 тысяч франков приданого, но как только девушки превратились в знатных парижанок они отвернулись от своего малообразованного и уже не такого богатого отца.
История жизни папаши Горио в романе - это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остаётся без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям. На самом деле Горио перестаёт жить сразу же, как только отдаёт своё сердце и деньги детям. Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадёт в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.
Выброшенный из жизни дочерей отец, по мнению виконтессы де Босиан и её подруги графини де Ланже, - рядовая трагедия в жизни великосветского парижского общества, строящегося на принципах женской испорченности, мужского тщеславия и бесконечной тяги к богатству. По мнению двоюродной сестры Эжена, занять своё место в Сен-Жерменском предместье может только хладнокровный человек, смотрящий на мужчин и женщин, «как на почтовых лошадей». Виконтесса де Босиан предостерегает студента от искренности: в мире, где всё строится на деньгах и титулах, ни в коем случае нельзя проявлять настоящие чувства и особенно - истинную любовь. Человек в парижском обществе может быть либо палачом, либо жертвой и третьего не дано.
Впрочем, один из постояльцев «Дома Воке» - беглый каторжник Жак Коллен, скрывающийся под именем господина Вотрена, пытается занять положение вне стандартных общественные позиций «тупого повиновения» и «бунта». Самого себя он считает человеком «высшего порядка», а в Эжене видит родственную душу. Критика Вотреном современного ему общества выходит за рамки высшего света и распространяется на всё человечество. По мнению беглого каторжника, «человек везде один и тот же, что наверху, что в середине, что внизу». Последующее предательство Вотрена мадемуазель Мишано лишний раз подтверждает эту точку зрения. Живущая долгое время в относительном достатке старая дева не менее падка на деньги, нежели лишённая их мужем Дельфина де Нусинген. При этом в характере Мишано, помимо явной корысти, проступает ещё и некая женская подлость, стремление отомстить мужчине, назвавшей её «Кладбищенской Венерой». Похоже ведёт себя и вдова Воке по отношению к папаше Горио: отвергнутая им ещё в период относительного материального благополучия, она распускает слухи о герое и всячески пытается унизить его перед другими постояльцами.
Эжен де Растиньяк - чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу. Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви. Последняя - самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчёту.
Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже - все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне. Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай - тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже её любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине приём в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.
Начнем рассмотрение образов с образа отца Горио. Наиболее яркая бессердечность показана в истории его жизни, которую наблюдает Растиньяк. Горио - богатый купец, который получил свой достаток не совсем честно. Более за все в мире он любит своих двух дочек, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, для них выполнял все прихоти, отдал замуж одну за графа, другую за банкира, дал обеим большое приданное. Но в скором времени после замужества они стали стыдиться своего простого отца, вспоминали о нем лишь тогда, когда им были необходимые деньги на развлечения и любовников.
А отец был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал все, окончательно обеднев. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной со своих дочерей, но здесь неожиданно пришла вторая дочь и попросила очень большую сумму денег, так как ее ждал позор и бедность. У Горио разрывалось сердце от того, что он не мог помочь, старик готов был на все: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливые. У него не выдержало сердце, и он умер в страшной бедности, на похороны дочери даже не явились.
Отец Горио - яркий пример того, как одержимость, неразумное развитие страсти приводит к полному разрушению личности. Горио весь погрузился в родительские чувства, он не думал ни о ком, кроме своих дочерей. Его страсть развилась на эгоистической подпочве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.
Следует также выделить образ Парижа в романе. Париж - город с богатой историей, который пережил множество изменений за свое существование. Его специфический образ, его социальные и моральные контрасты давно уже привлекали внимание писателей. Они изображают не только величие Парижа, его храмы и дворцы, но и господствующие обычаи, законы, контраст между богатством и крайней бедностью.
Бальзак создает в целом реалистический образ города, приняв за эстетическое кредо достоверное изображение жизни.
Париж у Бальзака изображается из разных сторон. Необходимо выделить два основные вида эпики в его романах. Условно говоря, это проза исключительной реальности (проза идеала, абсолютная проза) и проза доминирующая, обычной реальности (относительная проза).
Абсолютная эпика - это духовный, светлый Париж. Центральные образы - Полина Годен, ученик Лавриль, студент Бьяншон - люди, которые имеют трудолюбивую и самоотверженную любящую душу.
Относительная проза Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного, несовершенного. Это образы Эжена де Растиньяка и бунтовщика Вотрена.
Оноре де Бальзак достаточно полно вскрыл образ Парижа. По словам Б.Г. Реизова, в его (Бальзака) творчестве Париж - “это город-маяк провинциальных честолюбцев, которые слетаются к нему, будто мотыльки на огонь” .
В романе “Отец Горио” было положено начало изображению Парижа в творчестве Бальзака. Автор стремится проявить драматизм жизни того времени и его скрытые пружины, он отображает и толкует внешнюю действительность. Здесь он изображает величие и богатство одновременно с убогостью. В начале романа мы перемещаемся к катакомбам Парижа. Пансион Воке - это не нарядный Париж, а предместье, где проживает мелкий городской народ.
Вотрен, наблюдающий пансионеров мадам Воке, каждого из них определяет одним словом, содержащим не только характер их, но и интересы, судьбу и возможности. Аналогичные комментарии, связанные с историей персонажа, принадлежат и повествователю, который, сохраняя черты «всеведущего автора», все же добивается того, чтобы читатель оставался именно зрителем, перед глазами которого разворачиваются сцены «в реальном масштабе времени». Примером может служить «парад» обитателей пансиона мадам Воке, которые поочередно проходят перед читателем.
Б.Г. Реизов замечает по этому поводу, что “драма романа развивается в парижскому “аду”, одной из пыток которого является вульгарность и бедность” .
Жизнь Парижа раскрывается Растиньяку как арена борьбы. “Жизнь в Париже - беспрерывная борьба, - пишет он матери, - я должен выступить в поход” .
Большой город является одновременно цивилизатором и растлителем, ведь, чтобы использовать свои способности, молодые люди должны их сначала переплавить: превратить молодость в упорство, ум в хитрость, доверчивость в лицемерие, отвагу в скрытую коварность .
Но Растиньяк не идет на борьбу против того распущенного мира, который он познал, а лишь на борьбу за личное свое достижение успеха. Он не думает об изломе устройства, а воспринимает его таким, которым он есть, вступает в “игру” и принимает ее “правила”, хорошо усваивает мораль хозяев жизни, которой научил его Вотрен.
Через несколько произведений Бальзака мы встречаем барона где Растиньяка, пэра Франции. Честолюбивый студент переродился под влиянием Парижа, стал решительным. Человек или гибнет, или капитулирует и развращается в Париже.
Таким образом, в романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.
Выводы по главе 2
Роман Бальзака «Отец Горио» выстроен по принципу драматического произведения, что проявляется в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романе, который превращается в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор - в первую очередь в режиссера.
В нем можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»; семья и семейные отношения в буржуазном мире.
В романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.
Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах.
Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Отметим работы, посвященные непосредственно произведению «Отец Горио». В первую очередь, это фундаментальное исследование В.Я. Бахмутского , в которой в целом освещена основная проблематика произведения, а также Б.Г. Реизова . Е.А. Варламова в своей диммертации рассматривала произведение «Отец Горио» в аспекте шекспировской традиции . В другой диссертации, М.В. Федотовой, на основе анализа романов «Отец Горио» и др. демонстрируется театральность в произведениях Бальзака .
В науке с 20- х годов ХХ века и по настоящее время существуют два различных подхода к исследованию природы художественного образа. Одни ученые трактуют художественный образ в литературе как чисто языковое явление, как свойство языка художественных произведений. Другие видят в художественном образе более сложное явление - систему конкретно - чувственных деталей, воплощающие содержание художественного произведения, причем не только деталей внешней, языковой формы, но и внутренней, предметно - изобразительной и ритмично выразительной.
В современном литературоведении образ героя рассматривается как конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни (Н.А. Гуляев ), созданная с помощью вымысла и имеет эстетическое значение. В художественном образе реальная жизненная характерность творчески преобразуется автором и проявляется как часть особой художественной действительности (В.В. Виноградов , Л.И. Тимофеев ).
Литературно - художественный портрет персонажа рождается на основе совокупности всех лингвостилистических средств, относящихся к нему. Этой же позиции придерживался и И.В. Гюббенет, подчеркивая важность описания «внешнего » и «внутреннего» состояния героя, так и показ его действий, взаимоотношений с другими персонажами, манеру говорить и думать
Характер - более определенное понятие, о характере можно говорить, если изображена в произведении человек изображен с достаточной полнотой и определенностью, так что за ним чувствуется конкретная норма общественного поведения. В произведении может быть десять персонажей, действующих лиц и только один или два характера. В свою очередь, не всякий характер - тип.
Едва ли не самым актуальным в литературе и литературоведении всегда оставалась проблема характера. Сопоставляя характер с другими персонажами, можно заметить степень художественного обобщения писателем жизненных явлений. Разная степень художественного обобщения особенно ярко проявляется при сопоставлении произведений, написанных на аналогичном или том же самом материале.
Восходящей позицией С. Бочарова в разработке проблемы характера было понятие об образности как "материю " художественного произведения, то есть ее все присутствие, ее "видимая плоть" - характеры, сюжетные коллизии, композиционные выстраивания и т.д., которые исследователь обозначил как " модификации образа " . Есть характер, как и другие модификации образа, осмысливались как частичные его (образа проявления, как части литературного произведения (по Аристотелю), как вид литературного образа .
С. Бочаров рассматривал проблему характера в аспекте исторической поэтики. Одним из результатов такого подхода был основательный анализ "характера" среди литературоведческих терминов и заключение о его неукорененность в этой сфере, отсутствие его даже в учебниках по теории литературы, хотя в литературно - критической практике было очень распространенным. Такой маргинальный статус понятия "характер" и определил направление и содержание его исследования, которое разворачивалось в нескольких направлениях: выстраивании понятийного содержания характера, постижении его художественной содержательности в процессе анализа мировой и русской классики и попытке дать литературоведческое его определения. При этом С. Бочаров акцентировал ключевые аспекты проблемы. Привлекая сравнительную методику к анализу школ, концепций, ученый пришел к выводу о специфическое взаимодействие образности и характера, которые всегда "особой и новым качеством в любого возможного прообраза, "натуры", реальной личности, типов действительной жизни. Теория литературы всегда стремилась понять и выразить эту особое качество образа. Она не поддавалась определению ни в категориях социологически понятного "содержания ", ни за опоязивським толкованием " формы": в обоих случаях за бортом оставался художественный смысл - тот специфический "икс", который для науки о литературе и является ее собственным предметом изучения" .
С. Бочаров раскрыл содержание "художественного" в характере. В целостности своей, то есть художественное и характер, они явили "то новое и особое качество, что обеспечивает образа человека самостоятельную и активную роль в его взаимоотношениях с любым возможным прообразом. Если вынести характер за пределы структуры произведения в предмет, герой сразу теряет свое содержательное значение: он останется незаполненной оболочкой и, по сути, сольется с сюжетом... " .
Пространные экскурсы в историю характера, привлечение к исследованию классических филологических наработок, работ молодых ученых, которые смогли освободиться от бремени идеологических догм, синтез различных методик в анализе художественных произведений позволили ученому дать понятийные определения характера. При этом С. Бочаров применяет методику, разработанную М. Бахтиным, который, осмысливая то или иное понятие, давал его многочисленные определения, каждый раз уточняя, пополняя, даже полемизируя с собой в поисках его полноты, как это, например, было с обоснованием понятия "герой". Такая методика импонировала С. Бочарову, свидетельством чего является ряд определений характера в работе, среди которых акцентируем следующее: "... чтобы определить понятие "литературный характер", необходимо отграничить его от тех значений, которые связываются с понятием характера в других науках и в быту. Характер, который нас интересует, - не предмет изображения, а именно это изображение, одна из его сторон, вид литературного образа " .
С. Бочаров в исследовании выстроил понятийный ряд характера, а именно: образ, герой, персонаж, тип. Это не понятие синонимы. На наш взгляд, ученый наполнил их значимости своеобразных художественных конструкций, о которых писал А. Гулыга: "типологический образ в искусстве - своего рода контурное изображение. Оно более схематично, чем типичный образ, но зато более емко. Конкретность при этом не исчезает, она лишь теряет долю наглядности" .
Исследуя характеры, следует различать не только их идейно- художественную сущность, но и осмысливать средства их индивидуализации, иначе говоря, - приемы их создания (представления действий и поступков героя, его портретную, языковую, психологическую, опосредованную характеристики и самохарактеристику, авторские оценки и др.). Важны приемы отражения в литературном произведении внутреннего состояния персонажа.
В работе С. Мартьяновой "Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности" исследовательница возвращается к рассмотрению человека как объекта художественного изображения, и, прежде всего, - персонажа, исследуя его соотнесенность с такими понятиями теоретической поэтики, как характер, тип, содержательная форма . Она констатирует как факт, что "персонаж в его классической, "домодернистской" сущности, если не отрицается в новых теориях, то удовлетворительной характеристики и не получает" , тогда как вопросы: "что такое человек?", "что такое характер?" снова актуальны. Не менее актуальными, по ее мнению, является исследование персонажа, характера, типа в аспекте эстетических категорий.
Следует иметь в виду, что постановка проблем в литературном произведении отличается от постановки проблем в научном трактате или публицистическом произведении. В научном или публицистическом произведении проблемы должны быть точно и ясно сформулированы и рассмотрены с использованием всех необходимых аргументов. В художественном произведении проблемы ставятся и раскрываются в образной форме.
Поэтому не следует искать точных логических формулировок и готовых ответов на поставленные вопросы. Писатели выделяют и усиливают в явлениях, людях или событиях то, что кажется им наиболее важным и значительным. Это особенно ясно видно в выборе персонажей, в характеристике их взаимоотношений (бытовых, социальных, идейных).
Даже если между произведениями существует тематическое сходство, то обязательно будут различия в постановке проблем и в их решении.
Однако круг проблем, волнующих писателей в рамках избранной темы, весьма различен. Каждый из них по-своему трактует тему, выделяя в ней разные стороны и заостряя в избранном жизненном материале наиболее важные проблемы.
При том, что некоторые второстепенные проблемы, поставленные писателями, могут быть схожими или созвучными, центральные проблемы этих произведений глубоко различны.
Проблематика литературных произведений зависит от ряда факторов, среди которых на первом месте особенности мировоззрения, личности, жизненного опыта писателей. Постановка проблем и их решение определяются также представлениями писателей о сущности человека, о взаимоотношениях между людьми, об общественном развитии. Даже если писатели разрабатывают «вечные темы», их подход к ним, проблематика созданных ими произведений в немалой степени зависят от состояния общественной и идейной жизни. Тема для писателя -- это всегда только лишь «поле», на котором каждый художник собирает свой «урожай» проблем.
О. Бальзак направлял свою деятельность на усовершенствование морально-этических норм, за которыми живое отдельная личность, и общественного устройства государства в целом. Его задачей было не воспроизведение, а преобразование реальной действительности. Из-за этого его творчество направлено на социальную проблематику. На уровне отдельных произведений обращал внимание не только на “непорядки” жизнедеятельности человека, а и предлагал целиком “зримый” положительный идеал, к которому следует стремиться.
В морально-этической сфере таким идеалом было поведение “естественного” человека. Народную мораль противопоставлял этическому релятивизму, распущенности, беспринципности господствующей верхушки.
Творчеству Бальзака присущи публицистичность, оценочность, откровенная тенденциозность и прямолинейность суждений, дидактический пафос, который кое-где перерастает в менторский тон. Герои произведений стали носителями авторских идей, а потому были лишены индивидуализированных признаков. Изображение характеров отмечалось схематизмом, абстрактностью и поверхностным психологизмом (абсолютизировалась низменность на положительных и отрицательных персонажей). Вместе с тем, как справедливо отмечает Н.Л. Калениченко, “отстаивание ценности лица независимо от его положения, демократическая направленность произведений; глубокий интерес к фольклору и этнографическо-бытовому окружению - эти лучшие черты просветительского реализма оставили глубокий след в литературе, влияя на следующие поколения” .
Просветительская ориентированность на морально-этическую проблематику также получила развитие некоторые его произведения вследствие расширения онтологической проблематики и углубления психологизма характеризуют как произведения “этического реализма” .
Они отмечаются углубленным анализом общественно-политических процессов, психологизмом, интеллектуализмом, постановкой важных онтологических проблем человеческого бытия. По Д. Наливайко, в критическом реализме утверждается социально-исторический подход к человеку, в отличие от других направлений, вхождение социального в психологическое, диалектическая связь героя со средой. Причем “абсолютизация роли среды, которая ведет к разрушению характера, - это уже свойство натурализма, в целому неприсущая для реализма”, хотя и подготовленная определенными течениями и тенденциями реализма ХІХ в., особенно французского .
В отечественном литературоведении не было недостатка в исследованиях, направленных на выявление отличий между этими художественными системами . “В теоретическом осмыслении типологии литературных направлений не всегда находит надлежащее отражение противоречивый характер их соотношения и взаимосвязи, движимости и переходности их границ, - считает И. Стебун. - Это касается, в частности, и типологических характеристик реализма и романтизма. В них акцентируется главным образом то, что отличает, атомизирует каждый из этих направлений, а не то, что их сближает и роднит, связывает узами наследственности и предопределяет непрерывность литературного процесса как исторического целого” .
Становление творчества Бальзака происходило в условиях противостояния романтически-идеалистическому направлению литературы. Оно доказывает существование такого единства на уровне конкретных художественных произведений. По мнению Н. Калениченко, “реализм конца ХІХ - н. ХХ в. вообще много использовал из поэтики романтизма, обогатив тем свои художественные средства” .
Принцип историзма остается одним из ведущих в реалистическом искусстве. Реалисты, как и романтики, интересуются историческим прошлым народа, правда, стилизуя его на свой манер .
Романтическая проблематика природы уступает место проблеме города, где развертываются основные социальные конфликты. Проблема денег, воспринимающаяся ранее как разрушительное начало в абстрактном плане, выходит на первый план как вполне реальный двигатель современного общества. Возвышенная проблема художника и проблема любви соединяются с экономическим интересом, в противном случае тот, кто романтически воспринимает эти два ведущих феномена романтизма, оказывается обреченным на гибель.
Бальзак тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий, поэтому основным его жанром становится роман - социальный, социально-психологический, реже - роман воспитания, ибо последний тип связан с личностью одного человека, однако черты романа воспитания присутствуют почти в каждом реалистическом романе, где представлена эволюция характера.
Драма на этом этапе менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи.
Характеристика пансиона подчеркивает устарелость и старомодность вещей и людей, которые находятся в нем. “Здесь есть мебель “изгнанная отовсюду, несокрушимая и помещенная сюда, как помещают отходы цивилизации в больнице для неизлечимых”, мебель “старая, едва живая”; “мерзкие гравюры, от которых теряешь аппетит”. Здесь, в конце концов, постоянно встречаются погасшие, выцветшие глаза, “сморщенные” лица, тела, которые сохранили лишь “остатки красоты” .
Салон Сен-Жерменского предместья, аристократические особняки - это другая часть города. Это два полюса Парижа - низ и верх, земля и небо, ад и рай. Сверху - роскошь, внизу - бедность. Бальзак постоянно сравнивает эти два мира. Бедность на фоне роскоши, роскошь на фоне бедности. Верх и низ у Бальзака сталкиваются один из одним, один в одном отображаются, один от другого зависят - они будто создают двуединий образ. Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса где Босеан почти в равной степени могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них представляет отдельную социальную группу и соответствующий ей взгляд: Горио - буржуазную, Растиньяк - провинциальное мещанство, виконтесса - парижское высшее мещанство, Вотрен - преступный мир.
Начнем рассмотрение образов с образа отца Горио. Наиболее яркая бессердечность показана в истории его жизни, которую наблюдает Растиньяк. Горио - богатый купец, который получил свой достаток не совсем честно. Более за все в мире он любит своих двух дочек, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, для них выполнял все прихоти, отдал замуж одну за графа, другую за банкира, дал обеим большое приданное. Но в скором времени после замужества они стали стыдиться своего простого отца, вспоминали о нем лишь тогда, когда им были необходимые деньги на развлечения и любовников.
А отец был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал все, окончательно обеднев. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной со своих дочерей, но здесь неожиданно пришла вторая дочь и попросила очень большую сумму денег, так как ее ждал позор и бедность. У Горио разрывалось сердце от того, что он не мог помочь, старик готов был на все: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливые. У него не выдержало сердце, и он умер в страшной бедности, на похороны дочери даже не явились.
Следует также выделить образ Парижа в романе. Париж - город с богатой историей, который пережил множество изменений за свое существование. Его специфический образ, его социальные и моральные контрасты давно уже привлекали внимание писателей. Они изображают не только величие Парижа, его храмы и дворцы, но и господствующие обычаи, законы, контраст между богатством и крайней бедностью.
В романе “Отец Горио” было положено начало изображению Парижа в творчестве Бальзака. Автор стремится проявить драматизм жизни того времени и его скрытые пружины, он отображает и толкует внешнюю действительность. Здесь он изображает величие и богатство одновременно с убогостью. В начале романа мы перемещаемся к катакомбам Парижа. Пансион Воке - это не нарядный Париж, а предместье, где проживает мелкий городской народ.
Вотрен, наблюдающий пансионеров мадам Воке, каждого из них определяет одним словом, содержащим не только характер их, но и интересы, судьбу и возможности. Аналогичные комментарии, связанные с историей персонажа, принадлежат и повествователю, который, сохраняя черты «всеведущего автора», все же добивается того, чтобы читатель оставался именно зрителем, перед глазами которого разворачиваются сцены «в реальном масштабе времени». Примером может служить «парад» обитателей пансиона мадам Воке, которые поочередно проходят перед читателем.
Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах.
Роман Бальзака «Отец Горио» выстроен по принципу драматического произведения, что проявляется в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романе, который превращается в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор - в первую очередь в режиссера.
Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах. Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.
Начало писательской карьеры. Главные персонажи Бальзака. Роль романа Бальзака "Шагреневая кожа" в зарубежной литературе. Изображение жизни в творчестве писателя. Политические взгляды Бальзака. Анализ романов "Отец Горио" и " Человеческая комедия".
реферат , добавлен 02.06.2009
Безграничная любовь отца к своим детям, которая оказалась не взаимной, показанная в романе "Отец Горио" Оноре де Бальзака. Первая публикация романа в журнале "Парижское обозрение". Собрание сочинений "Человеческая комедия". Главные персонажи романа.
презентация , добавлен 16.05.2013
Сацыяльны цыкл раманаў О. Бальзака "Чалавечая камедыя": структура, асаблівасці. Адлюстраванне тэмы падзенне нораваў у галоўных вобразах раманаў О. Бальзака "Бацька Горио" і "Гобсека". Раманы О. Бальзака "Бацька Горио" і "Гобсека" і іх праблематыка.
курсовая работа , добавлен 11.06.2012
Оноре де Бальзак - французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Литературная карьера Бальзака. Главное творение - "Человеческая комедия". Проблематика и эстетика романа "Шагреневая кожа". Столкновение человека со временем.
контрольная работа , добавлен 26.02.2013
Оноре де Бальзак - известнейший французский писатель, общепризнанный отец натурализма и реализма. Каждое произведение Бальзака - это своеобразная "энциклопедия" любого сословия, той или иной профессии. "Типизированная индивидуальность" по Бальзаку.
реферат , добавлен 08.02.2008
Изучение жизненного пути Оноре де Бальзака, чьи романы стали эталоном реализма первой половины XIX в. Анализ его произведений. Исследование специфики художественной типизации персонажей Бальзака. Характеристика эстетических истоков критического реализма.
реферат , добавлен 30.08.2010
Нравственно-поэтическая характеристика романа Ф.М. Достоевского "Идиот". История написания романа, его нарвственная проблематика. Характеристика образа Настасьи Филипповны в романе Ф.М. Достоевского, ее нравственный облик, последний период жизни.
дипломная работа , добавлен 25.01.2010
История написания романа, его проблематика и мотивная структура. Развитие сюжетных линий и их соотношение с основной идеей романа, система образов и роль снов. Концептуальная триада дом-город-космос, особенности ее применения в литературном произведении.
курсовая работа , добавлен 10.04.2016
Життєвий шлях. Особливості реалістичної манери Бальзака. Iсторiя задуму i створення "Людської комедiї" Оноре де Бальзака. Влада золота в повісті Оноре де Бальзака "Гобсек". Проблема уявних і справжніх життєвих цінностей у творі О. Бальзака "Гобсек".
курсовая работа , добавлен 16.04.2007
Проблематика, система образов, жанровое разнообразие романа Булгакова "Мастер и Маргарита", история его создания. Особая выразительность и смысловая насыщенность образов. Роман Шолохова "Тихий Дон", история его создания. Реализм женских образов и судеб.
Предисловие к «Человеческой комедии» как программа реализма. Место романа «Отец Горио» в «Человеческой комедии».
Сюжетно-композиционное построение романа. (Роль экспозиции – описание пансиона Воке, основные сюжетные линии романа, прием контраста).
Система образов и проблематика романа:
Отец Горио и его дочери
Эжен де Растиньяк
Литература:
О. де Бальзак. Отец Горио.
О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (консп.)
Бахмутский В. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970. (гл. 2) С. 37-110. (консп.)
Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960
Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. М.. 1967
Моруа А. Бальзак «Отец Горио» // Моруа А. Литературные портреты (любое издание).
Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967
Семинарское занятие № 3
«Шагреневая кожа» как философский этюд: жанровые особенности (соотношение реального и условно-фантастического в романе, социального и философского начал).
Рафаэль де Валантен: типичное и исключительное в характере и судьбе героя. Сравните образы Рафаэля, Растиньяка и Жюльена Сореля, проследите динамику образа молодого героя – искателя счастья во французской литературе.
Женские образы в романе (Полина и Феодора – ангел-хранитель и демон-погубитель Рафаэля)
Поэтика романа (роль эпиграфа, мастерство описаний предметного, вещного мира, специфика сюжетно-композиционного построения романа, особенности стиля и языка)
Литература:
См. список к предыдущему занятию, а также
Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С. 15-76
Елизарова М. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951
Семинарское занятие № 4
Романтизм и реализм в «экзотических» новеллах П. Мериме («Матео Фальконе», «Кармен»). Различия в изображении исключительных, «экзотических» героев романтиками и Мериме (сравните образы Эсмеральды и Кармен).
Социально-психологические новеллы П. Мериме о современном обществе («Этрусская ваза», «Арсена Гийо»). Авторская ирония и ее функции.
Художественные особенности новелл П. Мериме (жанровое своеобразие, принципы сюжетостроения, рамочная композиция, автор и герои, роль детали)
Литература:
Учебники
Виппер Ю.Б. Проспер Мериме – романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990. С. 262-284. (консп.)
Андреев Л.Г. Проспер Мериме // История французской литературы. – М., 1987
Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987
Семинарское занятие № 5
Проблематика романа и ее воплощение в художественном мире произведения.
Сюжет и композиция, художественное пространство
Система образов, характерология:
Эмма и Шарль Бовари
Родольф и Леон
Аптекарь Омэ, ростовщик Лере.
Новаторство Г. Флобера: в чем заключается сущность объективного метода Флобера?
Литература:
Г. Флобер. Госпожа Бовари
Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955
Карельский А.В. От героя к человеку. (Развитие реалистического психологизма в европейском романе 1830-1860 гг.) // Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990. С. 197-247. (консп.)
Моруа А. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» // Моруа А. Литературные портреты (любое издание).
Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе (гл. о Флобере)
Семинарское занятие № 6