Норман фостер материалы и конструкции. Великие архитекторы: Норман Фостер

Норман фостер материалы и конструкции. Великие архитекторы: Норман Фостер

(Norman Foster, р. 01.06.1935) успевает всегда и везде - баронет, лыжник, увлеченный пилот и велосипедист, отец пятерых детей, 84-летний архитектор-машина. Успевает работать над сотней проектов одновременно, управляет бюро Foster + Partners, 1200 сотрудников которого говорят на 40 языках, - идеально налаженный механизм, чей продукт моментально становится стандартом: так надо строить.

NORMAN FOSTER Закончил School of Architecture and City Planing в Университете Манчестера и Йельский университет. Ученик Р.Б. Фуллера и последователь В. Шухова, от которых воспринял остекленные своды и сетчатые диагональные металлоконструкции. Его бюро получило с 1967 года две сотни наград и выиграло полсотни конкурсов.
С 1990 года - сэр, с 1999-го - пожизненный пэр и лауреат Притцкеровской премии.

Один из примеров - эко-город Масдар, проектируемый недалеко от Абу-Даби. Низкоэтажные дома для сорока тысяч жителей, начиненные современными технологиями, построят по-арабски скученно, что позволит сохранить относительно низкие температуры во внутренних дворах. Masdar City - не социальный проект, но в качестве «идеального города» способен стать урбанизационной моделью в любой стране. С шейхами Фостер сотрудничает давно и плотно, он - автор национальных павильонов ОАЭ на межэдународных EXPO

Фостера можно назвать рекордсменом во многих измерениях. Едва ли манчестерский мальчишка из неблагополучного рабочего района, подрабатывавший то мороженщиком, то пекарем, то вышибалой на дискотеке, мог мечтать, что станет архитектором самых больших, высоких, длинных и дорогих сооружений в мире, получит все возможные профессиональные награды, станет героем нашумевшего документального фильма How Much Does Your Building Weigh, Mr Foster? и будет автором космодромов, городских агломераций и политической фигурой мирового масштаба.

Проект аэропорта New Mexico Сity. Foster + Partners совместно с Фернандо Ромеро (FR-EE). 2014.

Известность пришла в 1975-м, когда здание страхового общества Willis Faber & Dumas в Ипсвиче перевернуло традиционные взгляды на офис: изогнутые стены одело сплошное затемненное стекло, в котором отразилась окружающая историческая застройка, газон на крыше начал свою работу по сохранению тепла, а бассейн разбавил рабочие будни.

Кампус Apple Cupertino 2, Калифорния. Foster+Partners.

Основные клиенты Фостера - люди, которые стоят у руля или, по выражению самого архитектора, «держат кнут за рукоятку». Его можно сравнить с Карлом Фридрихом Шинкелем: в XIX веке тот стал практически официальным архитектором прусской столицы, а Фостер определил картину сегодняшнего Лондона. Сейчас мало кто может представить город не только без старинного Тауэрского моста, но и без фостеровского моста Millennium, здания городской мэрии со сдвинутыми с вертикальной оси этажами, реконструированных музеев и, конечно, 180-метрового небоскреба швейцарской страховой компании Swiss Re. Это первое экологически чистое высотное здание в Британии журналисты едко сравнивали с початком, корнишоном, гильзой, шишечкой и т. п. За этот проект архитектор был удостоен премии Стерлинга.

Главный офис компании Swiss Re, Лондон, 2003.

В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах.

Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.

Фостер Норман пришел к успеху исключительно благодаря своему таланту и целеустремленности.

Начало трудовой деятельности

Родился классик хайтека в 1935 году в Манчестере (Великобритания.) Отец будущего архитектора был рабочим на предприятии, изготавливающем паровые турбины и генераторы. Ввиду материальных трудностей семьи 16-летний парень был вынужден оставить школу и устроиться на работу в казначейство родного города. Отец Нормана мечтал о карьере служащего для своего сына. Помимо основной работы, юный Фостер также изучал торговое право. Впрочем, офисная работа вовсе не прельщала молодого парня.

Уже тогда, воодушевленный архитектурой Манчестера, Фостер Норман начал рисовать эскизы придуманных собой зданий. Один из коллег-клерков, увидев однажды эти рисунки, порекомендовал ему заняться архитектурой профессионально.

Однако претворению в жизнь мечты предшествовали сначала годичная срочная служба в Британских ВВС, а затем - два года различных неквалифицированных работ: в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. Пройдя собеседование, Фостер Норман устроился на работу в отдел контрактов архитектурного агентства помощником руководителя. Выполняя коммерческую работу, он осознал, что для того, чтобы стать архитектором, обязательно нужно образование.

Образование

21-летнему парню далось пройти по конкурсу на соответствующий факультет Однако набранных баллов не хватило для получения гранта, дающего право учиться за казенный счет.

Поэтому Фостер Норман зарабатывал средства в оплату за учебу, трудясь по нескольку часов в день пекарем, продавцом и даже охранником в ночном клубе. Но полученное не полностью удовлетворяет профессиональные амбиции молодого архитектора. Его манит архитектура заокеанских монстров-небоскребов. Фостер Норман проходит курс обучения в американском Йельском университете. Окончив его, молодой специалист вместе со своим другом и однокашником Ричардом Роджерсом возвращаются в Британию, где регистрируют архитектурную мастерскую "Команда 4".

Рождение хай-тека

В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура.

Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс".

Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер.

Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.

Своя компания, свои идеи

Очевидной для всех стала революция в принципах строительства зданий, которую инициировал Норман Фостер. Проекты хай-тек предполагают замену традиционных стоечно-балочных конструктивных систем на выразительные большепролетные “парящие” секционные конструкции. Их отличает поражающее воображение зеркальное остекление фасадов и, конечно же, новые принципы в разводке коммуникаций. Внешне такая архитектура создает иллюзию сюрреалистичности.

В 1967 году архитектор основывает свою частную фирму “Фостер и партнеры”, в которой до 1983 года (до смерти компаньона) работает в содружестве с Бакминстером Фуллером. Новый напарник Фостера прославился в архитектуре созданием своего ноу-хау: большепролетных легких куполов, перекрывающих большие городские пространства и создающих возможности для локализации отдельных многоцелевых пространств с автономно-поддерживаемым микроклиматом.

Хай-тек, приобретший большую выразительность благодаря законченности, подчеркнутой изящным куполом, нашел свое выражение в лондонских доках и пассажирском вокзале “Фред Олсен центр” (1967 г.), в здании компании “Вилли Фабер и Дьюма” (Ипсвич, 1974 г.)

Следующим этапным зданием, которое принесло архитектору мировую известность, стал Сайнсбери-центр, построенный в Восточной Британии в 1977 г. при университете. Замысел Фостера - объединить под одной крышей совершенно разные по своей функциональности помещения: музей, ресторан, сам университет, зимний сад удалась на славу.

Пожалуй, с этого временного рубежа компании меняется. По заказам богатых частных инвесторов начинает разрабатывать Норман Фостер проекты. 10 лучших из них мы представим в данной статье. Здания, в создание которых он вложил свой талант и душу, ныне являются неотъемлемой частью городского ландшафта многих городов. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Лондон: здание-огурец

Нетипичная архитектура, которую сами лондонцы с долей юмора называют “эротическим огурцом” или “сексапильной сигарой”. Однако гораздо чаще сорокаэтажное здание штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re, кстати, одной из самых крупных в мире, называют “корнишоном” (The Gherkin).

Она вовсе не нарушила, как этого опасались, архитектурный облик столицы Британии, идеально вписавшись в него. Здесь работают тысячи офисных сотрудников. Рестораны и бары находятся на верхнем этаже творения британца.

Нью-Йорк: башня Хорста

Медиаимперия корпорации Hearst в городе, который местные жители называют “большим яблоком”, также получила подарок от Фостера. Проект архитектора предполагал творческую доработку местного долгостроя.

Ввиду наступившей в 30-е годы великой депрессии американцы заморозили, а потом и прекратили строительство классического балочного небоскреба, ограничившись заложенным фундаментом и низшими этажами.

Над ними Норман Востер воздвигнул сверкающую стеклянными панелями трехугольную эргономичную башню с гигантскими окнами из бронированного стекла, в которой нынче трудятся сотрудники известных издательств Cosmopoltan” и Esquire. Ноу-хау архитектора заключается в экологичности здания: обдувающие его естественные воздушные потоки используются для его же вентиляции, а дождевая вода, упавшая на крышу, - для системы кондиционирования и для полива растений.

Франция: мост “Виадук Вийо”

Этим сооружением, превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню, пополнил свои Норман Фостер проекты (10 лучших). Фото этого моста через реку Тарн, протянувшегося от Южной Франции до Испании, отражает уникальность творческого замысла.

Мост между государствами поражает семью высоченными опорами, километрами полотна дороги, вантами с тройным антикоррозионным покрытием. Он не только разгрузил страдающую от постоянных пробок трассу А-75, но и привлек к себе многих туристов, став известной архитектурной достопримечательностью Франции.

Лондон: стадион “Уэмбли”

Самый большой на сегодняшний день стадион в мире, к созданию современного облика которого приложил свою руку Норман Фостер, принял первых зрителей в 2007 году. Легендарная арена страны-родины футбола в своем современном обличии принимает до 90 тысяч зрителей! Архитектором элегантно предупреждена возможность возникновения давки (обычно происходящей на входе и выходе на территорию стадионов.) Люди на трибуны попадают с помощью эскалаторов, имеющих общую длину 400 метров. Главной особенностью проекта является ажурная арка длиной 130 метров, поддерживающая раздвижную крышу спортивного сооружения. Светящаяся арка в ночное время заметна со всех уголков Лондона.

Подобная конструкция крыши важна для ухода за газоном. Благодаря естественному солнечному освещению достигается надлежащий уход за газоном стадиона.

Германия. Берлин. Рейхстаг

В это здание, без преувеличения, стремятся попасть все гости Берлина. Бывший Рейхстаг, который нынче называют Бундестагом, кроме исторической достопримечательности, превратился в чудо хай-тека. Выигравший в 90-е годы конкурс на его реконструкцию Норман Фостер не только снабдил здание федерального собрания (Бундестаг) стеклянным куполом, обеспечивающим 360-градусный обзор города - сердца Германии, но и произвел принципиальную перепланировку его внутреннего объема.

Под оставшейся без изменений внешней оболочкой здания архитектором создана уникальная хайтековская внутренняя среда. Это достигнуто с помощью современных панелей и стальных конструкций. Светлый природный камень и декоративный бетон придают современным помещениям Бундестага одновременно и величественный, и эргономичный вид.

Казахстан. Астана. “Хан-Шатыр”

Как вы думаете, какой архитектор воздвиг наибольший шатер в мире? Вопрос риторический. Здание охватывает просто гигантскую 10 футбольных полей. Его уникальная крыша намеренно оформлена в виде специфического наклонного конуса. Ее уникальность - в асимметрии (заимствованная архитектором идея стиля модерн). Тысячи тросов, жестко скрепляющих ее, во время строительства башни одновременно крепили 650 промышленных альпинистов. Уже само строительство здания походило на шоу!

Внутри же этого достойного хайтековского сооружения находится крупнейший в Казахстане торгово-развлекательный центр с десятками ресторанов, магазинов и супермаркетов, клубов, кинотеатров.

Однако визитной карточкой “Хан-Шатыра” является уникальный для степной страны внутренний бассейн с пляжем (в песчаном покрытии которого использован знаменитый белый вулканический песок с Мальдивских островов.)

Британия. Лондон. Аэропорт “Станстед”

В проектировании этого здания, построенного в 50-километровом отдалении от Лондона, лорд Фостер опять был оригинален. Он изначально отбросил все классические каноны строительства подобных сооружений.

Его главный принцип творчества - сложная простота - опять проявился в полной мере. Уникальная зеркальная крыша терминала, поддерживаемая каркасом из секций труб, контурами напоминающими перевернутые пирамиды, защищает ожидающих от природных осадков. К этому навесу примыкает современное здание аэропорта, напоминающее огромный стеклянный хайтековский куб.

Британия. Бостон. Музей изящных искусств

Растущее количество экспонатов этого крупнейшего в Британии музея создало проблему. Перестало хватать имеющихся помещений для их размещения. На помощь кликнули барона Фостера. В данном случае он, не внося изменения в уже имеющиеся основные фонды музея, возвел современный просторный четырехэтажный корпус, в который переехала вся экспозиция американского искусства. Проблема помещений для музея на долгие годы была разрешена.

Германия. Франкфурт. “Коммерцбанк-Тауэр”

Для Франкфурта это здание имеет архитектурное значение, аналогичное лондонскому Тауэру или башне Эйфеля для Парижа. Попросту говоря, это визитная карточка города. Трехгранный уникальный небоскреб реализовал концепцию европейского экологического здания. Внутри его на уровне четырех этажей спиралью высажены уникальные сады: средиземноморский, североамериканский, азиатский. Люди, пребывающие в здании, находятся в уникальной хайтековско-природной среде.

Жить будущим

Безусловно, одним из наиболее интересных архитекторов современности является Норман Фостер. Проекты, планы британского маэстро от архитектуры опережают время. Он является новатором и революционером в формировании архитектурного облика мегаполисов по всему земному шару. Архитектурная компания “Фостер и партнеры” постоянно строит знаковые и уникальные здания в Европе, в Новом Свете, в Азии. Характерно, что они после своего возведения задают планку высоты уровня архитектуры, становятся точками развития современного строительства городов и регионов.

Он гениален. Его строения уместны в самых различных контекстах: будь это модернизация правительственного здания или реновация производственного корпуса, построение концептуального торгово-развлекательного комплекса или же целевого объекта городской инфраструктуры: моста или же аэропорта.

На сегодняшний день он реализовал проекты в 22 странах. Как главный менеджер своей успешной компании, на много лет вперед планирует свою работу Норман Фостер.

Проекты в России - не самое его прибыльное предприятие, однако оно показательно. Дело в том, что, сперва решившись на сотрудничество с мэтром, правительство Москвы далее пошло путем отсрочек реального воплощения проектов. Речь идет о проекте небоскреба «Россия» высотой 612 метров на территории Московского международного делового центра ”Москва-Сити”. Это здание в 118 этажей, после своего возведения, стало бы самым высоким в Европе. Впечатляет объем застройки, который планировался на площади в 520,8 тысяч квадратных метров. Строительство было начато в 2007 году. Однако уже в следующем из проекта исключили главного инвестора - компанию Шалвы Чигиринского, испытывавшего финансовые трудности. Затем в адрес компани “Фостер и партнеры” поступило предложение уменьшить высоту здания в три раза. Мотивацией послужила ограниченность в средствах правительства Москвы в условиях кризиса. Затем в марте 2012 года планируемую высоту башни установили на уровне 360 метров. И, наконец, от проекта вовсе отказались. Нынче на площади строительства строится принципиально иное сооружение.

Заключение

Нынче он считается архитектором № 1 в мире. В его компании на постоянной основе работают 500 специалистов, и еще 100 он ежегодно нанимает по договору. Секрет успеха маэстро от архитектуры - в личной креативности, а также в мощном ядре его команды, в которое входят люди с мировым именем: Дэвид Нельсон и Спенсер де Грей.

Выходцу из постой рабочей семьи посчастливилось в полной мере реализовать свой огромный творческий потенциал. Ему удалось убедить в верности своих архитектурных идей Британию, а затем и весь остальной мир. Архитектор Фостер Норман активно воплощает в жизнь городов и стран созданный им же самим архитектурный стиль. Несмотря на почтенный возраст (барону-архитектору 80 лет), он не уходит в тень, продолжая опережать по рейтингу всех современных архитекторов стиля хай-тек.

Норман Фостер - британский архитектор, придумавший стиль хай-тек. Каждый проект архитектора обязательно бьёт рекорд по масштабу, инновационности, многофункциональности, высоте или бюджету.

В этой статье вы познакомитесь:

  • с краткой биографией Нормана,
  • с философскими идеями его архитектуры,
  • с самыми значимыми сооружениями, повлиявшими на современную архитектуру,
  • с источниками вдохновения архитектора,
  • с интересными фактами из жизни Фостера.

Биография

Норман родился 1 июня 1935 года в Британском городе Манчестере. Отец будущего архитектора работал маляром, а мать - разнорабочей на заводе. В 16 лет Фостер бросил школу, чтобы устроиться на работу и помочь родителям платить по счетам. Об университетском образовании он даже не думал.


Портрет Нормана Фостера

Работая продавцом в мебельном магазине, Фостер заинтересовался моделированием пространства. Всё свободное время он тратил на изучение градоустройства и архитектуры. Благодаря огромному трудолюбию и таланту Норман в 21 год выиграл стипендию на обучение в США. После двух лет учёбы в Школе архитектуры Йельского университета он получил степень магистра.

Во время учёбы в Йеле Норман познакомился с Ричардом Роджерсом - одарённым архитектором из Англии. После окончания университета они вместе вернулись в Британию и открыли «Бюро четвертых». Помимо архитекторов в бюро работали их жёны. Во время 10-летнего существования компании архитекторы не построили ничего выдающегося. Но всё же благодаря одному открытию мир узнал их имена. Вдохновившись работами русского инженера Владимира Шухова, четвёрка изобрела новый архитектурный стиль - хай-тек.

Команда пыталась продвинуть идею экологической архитектуры. Четвёрка проектировала здания, которые потребляли меньше энергии, меньше загрязняли природу, мягче воздействовали на окружение. К сожалению, идеи оказались нереализованными, однако они заложили фундамент для идей и зданий, которые стали востребованными в будущем.

Вскоре Фостер закрыл бюро и основал новое «Foster and partners». Поначалу фирма занималась небольшими проектами, но постепенно начала сотрудничать с крупными архитекторами и инженерами.

В 1971 году Фостера пригласили в команду архитекторов для строительства здания страховой компании «Willis Faber and Dumas». Там он познакомился с американским архитектором, инженером и изобретателем Бакминстером Фуллером. Бакминстер заметил нестандартное мышление Фостера. Ему стало интересно, каким получится здание, если не вмешиваться в процесс проектирования Нормана и соглашаться со всеми его идеями.


Willis Building

Результат вызвал огромный резонанс. Информация об инновационном типе офиса стала стремительно разлетаться за пределы страны. Здание не было похоже ни на что построенное прежде. Стены постройки целиком состояли из чёрного стекла. На крыше находился сад и бассейн для сотрудников, который работал в качестве теплоотвода. Помимо этого, здание оснащалось множеством технологических новинок. Всё это было революционно для середины 1970-х. Так Норман впервые заявил о своих идеях о важности энергоэффективного здания и значимости социальной роли архитектуры.



Бакминстер был доволен результатом. Видя в Нормане огромный потенциал, он учил его не бояться идти против правил и осуществлять самые безумные идеи. Фостер называл Фуллера своим вдохновителем и учителем. Рука об руку они проработали до самой смерти Бакминстера.

«Фуллер показал мне, как даже мельчайшая деталь может полностью изменить комнату, здание и даже весь город»

После такого успешного проекта на Нормана посыпались заказы. Теперь он не брался за всё подряд. Он выбирал только масштабные проекты, где была возможность по максимуму реализовать своё видение и идеи.

Каждый новый проект делал Нормана еще более знаменитым. Он начал строить новые здания и реконструировать старые по всему миру, преподавать в лучших университетах США и Европы. Архитектор изобрёл архитектурные решения, которые изменили всю отрасль высотного строительства. Благодаря им фирма «Foster and partners» стала самой авторитетной в области возведения высоток.

«Я не “человек привычки”. Я люблю исследовать и находить новые идеи в неожиданных источниках»

К началу 2000-х Фостер собрал самые почётные призы. После получения Притцкеровской премии архитектора пригласили в Россию для проектирования множества объектов. Взаимоотношения с нашей страной сложились неоднозначные.

Команда Фостера спроектировала здания для Санкт-Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийска и Екатеринбурга. Для Москва-Сити был готов макет 600-метровой башни «Россия», для Ханты-Мансийска проект высотной башни «Кристал». Бюро приняло участие в конкурсе на строительство парка «Зарядье» в Москве и «Новой Голландии» в Петербурге, сконструировало офисно-жилой комплекс «Апельсин», который своей футуристической архитектурой больше напоминал работы Фрэнка Гери. В силу разных причин ни один проект так и не был реализован.

В наше время компания Фостера известна своим высокотехнологичным дизайном во многих сферах. Команда занимается городским планированием, строительством аэропортов, мостов, государственных объектов, жилых и офисных зданий, реконструирует исторические постройки, проектирует рабочие пространства и производит материалы для строительства.

Сейчас 82-летний архитектор постоянно курсирует между 25 офисами в разных странах. Норман лично контролирует все проекты, делает эскизы, участвует в обсуждениях и контролирует все процессы.

Норман Фостер: философия архитектуры

Когда Норман был ребёнком, он увлекался паровозами и самолётами. В школьные годы Фостер любил бродить по своему городку, рассматривать здания и зарисовывать понравившиеся. В армии, служа лётчиком, Норман не упускал случая на практике поизучать внутренности самолётов. Из такого союза техники и архитектуры родилась философия Фостера.

Хай-тек: архитектурный стиль для рациональной эпохи

Фостер считает, что современное общество нуждается в функциональной, удобной, экономичной и экологичной городской среде - всё это может дать придуманный им стиль хай-тек. Свои здания архитектор оснащает ультрасовременной техникой так, что они больше походят на сложные машины, управляемые компьютерным центром.


Скетчи демонстрирующие как будущие здания будут взаимодействовать с окружающей средой

При этом он не бездумно пичкает постройки технологическими новшествами. Только после скрупулезного изучения местности, городской среды, климатической и экологической обстановки Фостер приступает к разработке дизайна.

Энергосбережение - лучший путь заботы о потомках

Фостера называют «зелёным архитектором» не случайно. Его взгляд всегда направлен в будущее. Поэтому использование энергосберегающих технологий для него - не дань моде, а вопрос «здоровья» нашей планеты и выживания потомков.


Скетчи Нормана показывают, как должны распределяться воздушные потоки

На последних стадиях разработки Фостер использует специальную компьютерную программу. Она показывает, как распределяются потоки воздуха в здании, как много углекислого газа в нём находится, насколько сильно нагреваются части постройки от солнца, каким образом в определённое время года ветер обдувает здание и какое количество электроэнергии будет потреблять сооружение.

В каждом своём проекте Фостер по максимуму старается использовать неисчерпаемые природные ресурсы в виде солнечного света и воздуха.

Солнечные батареи питают здание электроэнергией. Воздушные потоки попадают в здание через приоткрытые створки фасада и циркулируют между обсаженными зеленью уголками интерьера. Таким образом здание само себя проветривает и регулирует температуру.

Архитектура - это выражение гражданских ценностей

Фостер считает, что здания должны отражать общественные ценности. Для примера, основным материалом для лондонской мэрии стало прозрачное стекло. Если днём в окнах могут отражаться небо и облака, то вечером здание просматривается насквозь. Так Норман воспринимает идею бесцензурной демократии.


В этом скетче Норман показывает, как должен выглядеть вид из «окна» кабинета. «Окно» - на самом деле внутренняя прозрачная стена. Вид открывается на атриум, который пронизывает здание с первого этажа и до крыши

Другой пример - все построенные архитектором офисные здания, которые больше похожи на вертикальные города. Помимо офисов, в них находятся бассейны, тренажёрные залы, спа, сады на крыше, множество ресторанов и кафе. По выходным здания превращаются в площадки для различных городских мероприятий. Таким образом Фостер выражает своё видение рабочего пространства - это место, где приятно работать и проводить свободное время.

Исторические здания нужно адаптировать к современному миру

Фостер считает, что помимо всего прочего, архитектура - это связь с прошлым. Когда Норман получает заказ о реконструкции исторического здания, он не просто меняет старые кирпичики на новые, а адаптирует постройку для современного мира и новых поколений. Такой вид реконструкции получил отдельное название - адаптивное повторное использование.


Скетч Нормана. Разработка технологичного купола, который возведён над Рейхстагом

Норман старается внедрить энергосберегающие технологии, насколько позволяет каркас и внутреннее пространство зданий. Помимо этого, он меняет планировку, пристраивает к зданиям купола и дополнительные строения. Фостер считает, что всё это делает старые здания более интересными для будущих поколений. Часто после таких «адаптаций» у построек заменяется всё, кроме внешних стен. Неудивительно, что большую часть критики Фостер получает именно за такую радикальную реконструкцию.

Здание как вертикальный город

Норман всегда думает над инфраструктурой. Постройки Фостера скорее напоминают вертикальные города, чем просто офисы или жилые дома. Архитектор стремится оснастить свои здания всем, что только может понадобиться человеку. В небоскрёбах, помимо магазинов, ресторанов, парков на крыше и тренажёрных залов, Фостер не забывает расположить библиотеки, музеи, театры и даже церкви.


Скетч внутреннего пространства банка

Моделирование пространства таких высоток - еще одно нововведение архитектора. Мы привыкли видеть всю инфраструктуру здания только на нескольких первых этажах, но так как Фостер воспринимает здания как города, то и этажи для него - это улицы. Поэтому всю инфраструктуру он распределяет с самого низа здания и до самого верха. Благодаря такому расположению люди курсируют между этажами, не создавая столпотворений и самое интересное - ассоциируют этаж (подобно улице) с тем, что на нём находится.

Самые значимые проекты Фостера

За полувековую карьеру Норман Фостер построил огромное количество сооружений. Почти каждый проект на момент окончания строительства получал какой-нибудь титул с припиской «самый»: самый экологичный дом, самый высокий небоскрёб, самый длинный мост, самое инновационное и многофункциональное здание и так далее.

Мы остановимся на 8 сооружениях, которые больше всего повлияли на современную архитектуру и прославили Фостера на весь мир.

Здание банка HSBC. Гонконг, 1986

В 1979 году одному из крупнейших банков Азии понадобился головной офис. Фостер получил не самое лёгкий заказ: директора банка желали получить самое технологичное, высокое, величественное и построенное по правилам фэн-шуя здание.

На тот момент небоскрёбы быстро выходили из строя из-за сложностей с несущими конструкциями. Еще выше строить было просто опасно. Отказаться от такого сложного, но интересного заказа Фостер не мог. Поэтому ему ничего не оставалось, кроме как изобрести новую систему возведения небоскрёбов.

Особенности здания

  • Фостер убрал все внутренние несущие конструкции, оставив только наружный скелет, собранный из облегчённых материалов.
  • Благодаря новой структуре появилась возможность вынести все коммуникации и лифтовые шахты к каркасу здания, а офисные пространства расположить со свободной планировкой вокруг 12-этажного атриума.
  • Здание банка располагается на берегу бухты. Это надоумило Нормана изобрести новую энергосберегающую систему кондиционирования. Здание охлаждается морской водой, которая поступает по подземным туннелям.
  • Фасадные панели покрыты полупрозрачной плёнкой, которая ограничивает попадание прямых солнечных лучей и оберегает внутренние помещения от перегрева.
  • Лифты в 48-этажном здании существуют довольно формально. Они останавливаются лишь на нескольких этажах. Все остальные уровни связывает система лестниц и эскалаторов.
  • На фасаде здания расположен солнечный рефлектор, который через систему зеркал направляет свет внутрь здания, освещая атриум, банковский зал и сервисный комплекс небоскрёба.
  • Планировка офисов спроектирована по древнекитайскому учению: специальные перегородки визуально скрывают вход и выход, интерьер офисов максимально просторный, а лёгкость пространству придают огромные окна, стены из стекла и ширмы из тонких реек.

Получившийся проект вывел Нормана из числа профессиональных архитекторов международного уровня в мировые лидеры. Он встал в один ряд с такими признанными мастерами и живыми легендами как Мис ван дер Роэ, Оскар Нимейер и Ле Корбюзье.

Особенности здания

  • Здание выглядит как треугольник, состоящий из офисных пространств. По центру они пронизаны 160-метровым атриумом от первого и до последнего этажа.
  • На разных уровнях с каждой стороны башни расположены сады высотой в 4 этажа. 10 садов олицетворяют флору определённого региона: средиземноморскую, североамериканскую и азиатскую.
  • Сады играют роль естественных фильтров, которые очищают воздух в здании.
  • По периметру постройки находятся панорамные площадки, которые спроектированы не только как пространство для отдыха, но и как главные источники света.
  • Фостер настоял на использовании стали в качестве основного материала. Это позволило избавиться от массивных несущих колонн, но значительно увеличило стоимость работ.
  • Для слаженной работы всех систем небоскрёба, Норман использовал систему автоматизации «Сименс». Она связывает более чем 30 тысяч сенсоров, выключателей, вентиляторов, увлажнителей, насосов, жалюзи и групп освещения.

Насладиться садами, рестораном под стеклянной крышей и панорамными площадками могут только работники банка. Туристы имеют право находиться только на первом этаже.

Реконструкция Рейхстага задумывалась как символ национального покаяния и в то же время демонстрация миру обновленного образа демократичной Германии.

Немецкий парламент провёл конкурс на лучший план строительства. Жюри отобрали самые интересные предложения из всех работ, а реализовывать проект наняли Фостера.

В соответствии с планом архитектор должен был сохранить исторический облик фасадов, воссоздать сгоревший купол и перестроить здание изнутри, чтобы парламенту было комфортно работать, а туристам интересно исследовать здание. Придерживаясь указания о сохранении фасадов, первым делом Норман снёс все внутренние стены, чем шокировал парламент и вызвал массу критики. В итоге здание получилось инженерно-техническим чудом с примесью истории.

Особенности здания

  • На первом этаже здания в полу расположен прозрачный конус. Сквозь него туристы могут наблюдать заседания в пленарном зале, который находится на цокольном этаже.
  • С внутренней стороны купола расположен пандус спирального вида. По нему туристы поднимаются вверх под самую крышу купола, где находится смотровая площадка с панорамным видом.
  • Между первым этажом и крышей купола находится опорная колонна в виде воронки. Она облицована 360 фрагментами зеркал. Кажется, что воронка просто эффектная инсталляция, но на самом деле это замаскированная вентиляционная шахта. Воздух, проходящий сквозь нее, используется для теплообмена и уменьшает энергозатраты на охлаждение и обогрев здания.
  • Специальный механизм поворачивает зеркала воронки под разными углами, чтобы они улавливали солнечный свет и освещали здание изнутри.

Сейчас Рейхстаг - самый посещаемый парламент в мире, который усилиями Фостера превратился в туристический “аттракцион”. Туристы приходят сюда, чтобы встретить политиков, понаблюдать за их работой, поесть в ресторане с видом на город, посмотреть на стены, где сохранились надписи советских солдат и следы от пуль, и помимо этого - восхититься гениальным творением современных инженеров и архитекторов.

Виадук Мийо. Мийо - Крессель, 2004


Виадук Мийо - часть высокоскоростной магистрали, которая соединяет Париж и городок Безье. Это самый высокий и длинный (на момент строительства) мост в мире. Его длина - 2,5 км, а высота одной из его опор 341 метров, что немного выше Эйфелевой башни.

Уникальное инженерное сооружение воздвигали не менее уникальным способом: дорожное полотно поднималось наверх через уже построенные опоры при помощи гидравлических домкратов, которые управлялись со спутника.

Особенности сооружения

  • Виадук Мийо - сложное инженерно-техническое сооружение. Он снабжён множеством приборов и датчиков. Ежесекундно они делают почти 100 замеров, чтобы отслеживать реакцию моста на погодные условия и оценивать малейшие его сдвиги.
  • Виадук стоит на 7 опорах, каждая из которых увенчана пилонами. К пилонам прикреплены 11 пар вант. Чтобы удостовериться, что такая конструкция идеальна для климатических и геологических условий региона, команда инженеров потратила на исследования 10 лет.
  • Чтобы металлическое полотно не деформировалось, исследовательская группа разработала новый вид асфальта на основе минеральной смолы.

Такую амбициозную постройку критики долго не оставляли в покое. Они считали, что стоимость строительства в 400 млн евро не окупится, туристы сюда не поедут, а место расположения моста слишком опасное из-за нестабильности дна ущелья.

Опасения сбылись на треть. Чтобы восполнить потраченные деньги, понадобится около ста лет непрерывного трафика по мосту. Проезд по нему в зависимости от вида транспорта сейчас стоит от 6 до 29 евро. А вот боязнь недостатка туристов и небезопасности конструкции не оправдалась.


Башня проектировалась как лондонская штаб-квартира страховой компании «Свисс-Ре», поэтому иногда упоминается под этим именем.

Заказчики не дали никаких определённых указаний Фостеру, кроме одного: из окон здания должны быть видны все главные достопримечательности центра Лондона. Правительство города, узнав о намечающемся строительстве под руководством Фостера, тут же выслало требование - здание должно вписываться в историческую картину района. С пожеланием заказчиков архитектор справился идеально, а вот указание правительства, видимо, понял по-своему.

Особенности здания

  • Благодаря сигарообразной форме и почти прозрачной конструкции башня отбрасывает меньше тени, чем прямоугольный небоскрёб. Помимо этого, здание более устойчиво к ветровым нагрузкам. Ветер плавно огибает аэродинамическую форму, не создавая завихрений и мини-облаков.
  • Фасад сконструирован из светопрозрачной сетчатой оболочки. За счёт обилия естественного освещения башня потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.
  • Помимо этого фасад оснащён панелями, которые пропускают свежий воздух внутрь здания и естественным образом его вентилируют.
  • На одном из последних этажей находятся бар-ресторан с панорамным видом. А на самом последнем - смотровая площадка, где иногда проходят конференции.
  • Из-за массы инновационных разработок в процессе проектирования, использования последних технологий и только экологических материалов здание «Мэри-Экс» стало самой дорогостоящей постройкой Великобритании.

После окончания строительства на Фостера, как обычно, посыпалась критика, но в этот раз довольно серьёзная. Градостроительный совет Лондона был недоволен видом здания и его очевидной несовместимостью с историческим центром. Британский архитектор Кен Шаттлворд посоветовал Фостеру разобрать сооружение и впредь подходить ответственнее к своему творчеству, так как содержать такой небоскрёб обходится в несколько раз дороже, чем обычный.

Несмотря на негативную оценку, проект получил премию Emporis Skyscraper Aword в номинации лучшего небоскрёба в мире и премию Джеймса Стирлинга от Королевского института британских архитекторов.


В 1928 году Вильям Хёрст мечтал построить грандиозную башню для своего издательства. Из-за Великой депрессии строительство остановилось на 6 этаже. Спустя 70 лет Норман Фостер возобновил строительство. Небоскрёб «вырос» из старой постройки, не нарушив исторические фасады.

Особенности здания

  • Дождевая вода, которая скапливается в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров.
  • Норман не обделил фасады и этой башни в «умных» панелях, которые пропускают потоки воздуха и естественным образом вентилируют здания.
  • Башня будто опутана сетчатой оболочкой, которая выполняет функцию несущей конструкции. Благодаря ей архитектор потратил стали на 21% меньше, чем в подобных небоскрёбах.
  • Гигантские окна здания покрыты панелями из бронированного стекла - каждая высотой в 4 этажа.
  • Почти весь металл, который использовался в строительстве здания, - продукт вторичной переработки.

На сегодняшний момент небоскреб является одним из самых «зеленых» в мире и первым в Нью-Йорке, который получил сертификат лидерства в энергетическом и экологическом проектировании.



Компания Virgin Galactic, занимающаяся космическим туризмом, устроила конкурс на строительство первого частного космодрома. Кто как не Фостер - человек, который строит будущее - мог победить в этом состязании.

Сказать, что выбранное место для строительства отдаленно и обособлено, это не сказать ничего. Космодром расположен в пустыне, а ближайший населённый пункт находится в 32 км. Поэтому главной задачей Фостера стало проектирование полностью автономного здания, отвечающего запросам максимальной экологичности и технологичности.

Особенности здания

  • Здание сливается с природным окружением и напоминает своим видом пустынную лягушку.
  • Постройка врыта в землю, чтобы использовать геотермальную энергию для обогрева и охлаждения.
  • Крыша спроектирована так, чтобы «ловить» ветра и использовать их для естественной вентиляции. Также, уже по традиции, солнечные лучи играют роль главного энергоресурса.
  • Внутри здания находится ангар для 7 самолётов, терминал для туристов, центр управления и различные технические помещения. В ближайшем будущем планируется строительство ресторана.
  • Вход в космопорт построен в виде длинного подземного коридора, а на стенах устроена выставка об этапах покорения человеком космоса.

Из-за задержек со строительством и проблемами с ракетопланами первые полноценные полёты начались только спустя 3 года после открытия. Сейчас двухчасовой полёт стоит около 14,5 млн рублей. Возможно, из-за проблем с финансированием и недостатком туристов компания начала предоставлять новую услугу - космические похороны. За 300 тысяч рублей вы можете отправить контейнер с граммом праха на околоземную орбиту.


В 2006 году правительству ОАЭ пришла идея построить первый в мире город с нулевым уровнем углеродных выбросов и других производственных отходов. Не устраивая никаких конкурсов, для разработки и строительства города сразу же наняли Нормана Фостера.

Особенности города

  • В архитектуре сразу же выделяется одна деталь - это лёгкие навесы между крышами зданий. Они создают тень на улицах и спасают жителей от жары.
  • Здания в городе соответствуют идеям Фостера. Это значит, что все постройки потребляют минимум электроэнергии.
  • Полностью обойтись без электроэнергии город, конечно, не может. Неудивительно, что Масдар получает её только лишь от Солнца. Недалеко от города работает самая мощная в мире солнечная электростанция, которая занимает 200 квадратных километров.
  • Для предприятий, которые хотят существовать в пределах города, установлено строгое правило - они должны доказать отсутствие вредных выбросов в окружающую среду.
  • В Масдаре запрещён транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Жители перемещаются на электромобилях и пользуются скоростной монорельсовой дорогой.

Сейчас город почти достроен. В ближайшем будущем планируется возвести последнюю и очень неоднозначную деталь - высокую стену вокруг всей городской зоны. Считается, что это единственная возможная защита от горячего пустынного ветра.

  • Во время службы в армии Норман получил диплом пилота. Благодаря этому навыку сейчас архитектор сам управляет личным самолётом, перемещаясь от одного строящегося объекта к другому.
  • В 1990 году королева Елизавета II посвятила архитектора в рыцари.
  • В этом году в возрасте 82 лет Норман начал вести инстаграм. Там вы не найдёте присущего звёздам пиара себя и показа лучших сторон жизни. Фостер делится обычными и от этого более интересными снимками. Он фотографирует понравившийся тортик, посещение объектов, работу в офисе, свою семью, занятия спортом - @officialnormanfoster .
  • Помимо зданий Фостер спроектировал яхту, которая оказалась не только самой дорогой, но и самой быстрой в мире.
  • Громкий скандал разразился вокруг лондонского Сити-Холла. Критикам не пришёлся по вкусу не только вид здания, но и его заявленные энергосберегающие свойства. Самые возбуждённые эксперты даже провели замеры, которые доказали, что экономии действительно почти нет.
  • В 2010 году Норман Фостер снялся в биографическом фильме о себе «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?».

Источники вдохновения Фостера

Чтобы зарядиться вдохновением, Фостер придумал такой ритуал: он садится в свой самолёт и летит на другой континент. Во время полёта он рассматривает горы, геометрию городов, причудливо извивающиеся реки и дороги. Всё это настраивает его на определённый лад и даёт множество идей.

Конечно, было время, когда архитектор не мог позволить полететь на другой континент, чтобы просто посмотреть на ландшафт с высоты. Фостер в одном из интервью поделился списком вещей, из которых он черпал вдохновение в начале карьеры:

Книга Ле Корбюзье «К архитектуре», 1923.

Книга Генри-Рассела Хичкока «В природе материалов: здания Фрэнка Ллойда», 1942.

Журнал The Architectural Review. Статьи 1950-х годов. В тот период публиковалось много пейзажей Южной Америки, которые Норман выделяет отдельно.

Проекты Оскара Нимейера.

Архитектура Скандинавии ХХ века.

Если вам понравилась биография Нормана Фостера, предлагаем прочитать истории жизни других легендарных архитекторов современности:

Гениальный новатор в современной архитектуре

Первая женщина, получившая Притцкеровскую премию

Экспрессивный гений деконструктивизма

Новатор финской архитектуры, представитель скандинавского дизайна ХХ века

Архитектор (1935–)

Сэр Норман Фостер — выдающийся и плодовитый британский архитектор, известный своими инновационными и стильными конструктивными решениями, которые можно увидеть в таких зданиях, как берлинский Рейхстаг, нью-йоркская башня Херста и мэрия Лондона.

Синопсис

Родившийся в 1935 году в Манчестере, Англия, сэр Норман Фостер — отмеченный наградами и плодовитый британский архитектор, известный гладкими современными конструкциями из стали и стекла с инновациями в контурной обработке и управлении внутренним пространством. Он был частью архитектурной группы Team 4, прежде чем самостоятельно разветвляться, формируя то, что в конечном итоге будет называться Foster + Partners. Фостер получил признание за свой дизайн штаб-квартиры Уиллиса Фабера и Дюма в начале 70-х годов, а затем был ответственным за обновленный рейхстаг в Берлине после воссоединения Германии, а также за Херст-Тауэр в Нью-Йорке. Его проектная практика контролировала множество скрытых структур по всему миру.

Ранняя жизнь и образование

Норман Фостер родился 1 июня 1935 года в Манчестере, Англия.Единственный ребенок с общепризнанным интересом к конструкциям и дизайну, он вырос в рабочем районе и бросил школу в возрасте 16 лет, чтобы работать клерком в ратуше, а затем стал работать инженером в составе Royal Air. Сила на два года. Он продолжал изучать архитектуру в Университете Манчестера и завоевал почести за свои работы рисования, развивая пожизненную страсть к рисованию эскизов. Позже он получил стипендию в Школе архитектуры Йельского университета, получив в 1962 году степень магистра.

Культовые здания

Во время учебы в Йельском университете Фостер встретил Ричарда Роджерса. с двумя в конечном итоге становятся частью элиты мира архитектуры. В 1963 году Фостер вместе с Ричардом и Су Роджерсом, его будущей женой Венди Чизман и ее сестрой Джорджиной Уолтон,сформировал архитектурную организацию Team 4. Foster прекратил свою деятельность в 1967 году, сформировав Foster Associates, которая впоследствии стала Foster + Partners.

В начале 1970-х годов у Фостера был большой разрыв с проектированием штаб-квартиры Уиллиса Фабера и Дюма в Ипсвиче, малоэтажного офисного здания, которое было инновационным для использования эскалаторов, фасонных фасадов и идиллического здания. ориентированные на природу интерьеры. В конце 70-х и начале-середине-80-х годах Фостер и его команда работали над штаб-квартирой в Гонконге и Шанхайской банковской корпорации, современном здании с тремя башнями, в то время как в 90-е годы архитектор возглавляет обновление Рейхстага в Берлине, восстанавливая символический стеклянный купол после объединения Восточной и Западной Германии. В начале 2000-х годов Фостер также внес свой вклад в культовый горизонт Нью-Йорка своим дизайном Hearst Tower, 44-этажного небоскреба с треугольным фасадом на фундаменте в стиле ар-деко.

В число других известных структур, спроектированных Фостером, входят Центр визуальных искусств Sainsbury в Норвиче, Куала-Лумпур, Troika Towers, Франкфурт-на-Майне, Commerzbank, Международный аэропорт Гонконга и Лондонский Сити. Холл и Мост Тысячелетия. (Последняя конструкция, в которой использовались методы боковой подвески, была отремонтирована через несколько дней после инаугурации королевой Елизаветой, чтобы устранить колебания, вызванные интенсивным пешеходным движением.) Мост Тысячелетия является первым специализированным пешеходным мостом Лондона и стал новой достопримечательностью города. 21 век.

Глобальная экспансия

Foster + Partners — это международная организация, в которой работает более 1000 человек, и она продолжает заниматься проектами с бюджетами блокбастеров в самых разных странах. Сам Фостер стал не столько практическим чертежником, сколько глобальным менеджером, который стремится создать как можно больше времени, чтобы сосредоточиться на дизайне. Фостер был посвящен в рыцари в 1990 году и получил пожизненное звание девять лет спустя. Он получил множество дополнительных наград, включая Королевскую золотую медаль за архитектуру 1983 года и Притцкеровскую премию 1999 года.

Личная жизнь

Фостер женился на своей первой жене и бизнес-партнере Венди в 1964 году. Она умерла от рака в 1989 году, а Фостер вышла замуж за Сабиху Румани Малик в 1991 году. Оба развелись в 1995 году Фостер женился на своей третьей и нынешней жене, профессоре и издателе Елене Очоа, в 1996 году.У него несколько детей.

Фостеру был поставлен диагноз рак кишечника в возрасте 60 лет, и он получил химиотерапию для борьбы с этой болезнью. Он также перенес сердечный приступ, который несколько урезал его деятельность в качестве одиночного пилота, еще одну из его страстей.

Норман Фостер — известный на весь мир архитектор, который за последние десятилетия спроектировал невероятные постройки, словно идеи он черпал из самого космоса. И сегодня вы узнаете о 10 самых грандиозных постройках гениального Нормана, который за свои архитектурные заслуги был произведен английской королевой сперва в рыцари, а затем - в бароны.

Его главный принцип при проектировании — это простота, экологичность и целесообразность, что он доказывает в своих творениях.

1. Башня Мэри-Экс в Лондоне

Из-за своей «интересной формы» этот 40-этажный небоскреб получил название «Сексапильный огурец» и «Эротическая сигара». В здании располагается штаб-квартира швейцарской компании Swiss Re и за одним из главных творений Нормана Фостера закрепилось трогательное прозвище «корнишон».

«Корнишон» вознесся в небо, впустив в себя тысячи офисных сотрудников и выиграв несколько архитектурных премий. Высотка стала одной из самых экологичных построек в мире: благодаря использованию солнечных батарей, она потребляет в два раза меньше энергии, чем похожие сооружения.

2. Башня Хёрста в Нью-Йорке

Фостер построил сверкающую башню, в которой сидят печатные «гиганты» Cosmopolitan и Esquire, не с нуля: она выросла внутри фасада старого здания, которое появилось еще в 30-х годах. Тогда возведение башни было прервано из-за Великой депрессии.

При постройке этого 46-этажного здания на Манхэттене Норман Фостерснова применил экологические инновации: дождевая вода, скапливающаяся в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров.

3. Виадук Мийо во Франции

Это один из самых длинных (2,5 км) и высоких (одна из его опор выше Эйфелевой башни) мостов в мире, который выполнил важную функцию – положил конец огромным пробкам на трассе А75, связывающей Южную Францию с Испанией. Семь высоченных опор, километры бескрайнего дорожного полотна, ванты, покрытые специальной, тройной защитой от коррозии… Гениальная работа архитектора, которая стала достопримечательностью Франции, куда стекается поток туристов.

4. Стадион Уэмбли в Лондоне

Знаменитый лондонский стадион «Уэмбли», на котором проводит свои матчи сборная Англии, также было делом Фостера. Стадион «Уэмбли» вмещает 90 тысяч зрителей. Изюминка арены - 130-метровая ажурная арка, сделанная не для красоты, а для поддержки уникальной раздвижной крыши, способной «отползать» на восток, запад и юг. Благодаря такой крыше, на поле не отбрасывается тень, и трава растет быстрее.

Арка «Уэмбли» имеет больший диаметр поперечного сечения, чем железнодорожный туннель под Ла-Маншем, который соединяет Лондон с Парижем.

5. Рейхстаг в Берлине

Германский парламент - одно из самых заслуженных зданий Берлина. В 1990-х здание парламента было решено реконструировать. Конкурс выиграл Норман Фостер, который даже здесь не смог отказаться от своих «хай-тековских» принципов и решил надстроить над Рейхстагом стеклянный купол. Сохранив историческую оболочку здания, мэтр практически полностью перекроил его «внутренности», убрав большую часть стен и заменив их на легкие стальные конструкции и современные покрытия из декоративного бетона и светлого природного камня.

Благодаря стеклянной крыше-куполу открывается, пожалуй, лучшая 360-градусная панорама на Берлин. Там же, на верхотуре, находятся ресторан и сад.

6. Хан-Шатыр в Астане

На этот раз Фостер позволил себе самые смелые фантазии, создав торговый центр в столице Казахстана в виде крупнейшего шатра в мире. Внутри находятся сотни магазинов, супермаркет, рестораны, большой парк, спа-центр и – удивительное явление в холодной казахской столице – искусственный пляжный курорт с песком, привезенным с Мальдив.

Чтобы завершить установку крыши в рекордное время (за три теплых летних месяца), на стройке трудились 650 промышленных альпинистов.

7. Аэропорт Станстед в Лондоне

Терминал аэропорта «Станстед», что в 50 км от Лондона, строился не по существующим правилам постройки подобных зданий, а в соответствии с главным принципом Фостера — «сложная простота».

Особенность конструкции терминала - крыша, которая держится на каркасе из труб в форме перевернутых пирамид. Архитектор хотел, чтобы она выполняла свою главную функцию – защищала от дождя и снега, не мешая при этом потокам света легко проникать в здание, по форме напоминающее огромный стеклянный куб.

8. Музей изящных искусств в Бостоне

В 2000 году из-за нехватки места для великих творений Гогена , Ван Гога , Мане , Ренуара , Сезанна и Моне было принято решение достроить здание музея. На подмогу вызвали Нормана Фостера, который тактично расширил музей, приделав к нему громадное четырехэтажное крыло и решив не вторгаться в историческую часть здания.

9. Сити-холл в Лондоне

Еще одно лондонское творение Нормана Фостера, которое больше всего похоже на яйцо, тонко нарезанное ломтиками. Находится на набережной Темзы, неподалеку от Тауэрского моста. Архитектор объяснял смысл своей задумки стремлением уменьшить площадь поверхности «Сити-холла» и сэкономить потребляемую электроэнергию. Однако критики лихо прошлись по «энергосберегающим» свойствам строения и даже произвели необходимые замеры, доказывающие, что экономии нет и в помине. Споры на эту тему регулярно вспыхивают до сих пор.

Главные обитатели «Сити» – чиновники лондонской мэрии.

10. Коммерцбанк-Тауэр во Франкфурте

Трехгранный небоскреб «Коммерцбанк-Тауэр» - главный символ Франкфурта-на-Майне, обладающий «зеленым» статусом самой первой экологичной высотки в Европе . С каждой стороны башни – на разных уровнях, окружая ее по спирали - располагаются четырехэтажные сады . Каждый сад олицетворяет собой флору определенного региона: на южном боку высотки – средиземноморскую, на западном – североамериканскую, на восточном – азиатскую.

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.