Размеры конфедератка головной убор. Наряд магистра

Размеры конфедератка головной убор. Наряд магистра


Владельцы патента RU 2371064:

Изобретение относится к технологии изготовления головных уборов. В способе изготовления академической конфедератки с эластичным околышем последний выполняют из однослойной эластичной тесьмы. Концы околыша соединяют настрочным швом с одним закрытым срезом и предварительно обметанным открытым срезом и стачивают со смещением среза настрачивания относительно закрытого среза. Обметанный срез околыша настрачивают на основную деталь. Изобретение обеспечивает возможность регулировки размера головного убора для плотного прилегания к голове и его правильного положения, а также снижает расход основного материала и время изготовления изделия. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к технологии швейного производства, более конкретно к технологии изготовления академической одежды.

Эргономические свойства антропометрического и психофизиологического соответствия головного убора форме и размеру головы зависят от свойств материалов, из которых изготавливается головной убор, конструкции его деталей, которые уже на начальном этапе проектирования в основном определяет качество готового изделия, соответствие этого изделия предъявленным требованиям.

В качестве академического головного убора используется конфедератка. Конфедератки использовались в XVI столетии Римским католическим духовенством. Конфедератка состоит из околыша, изготовленного из основного материала, жесткой четырехугольной головки, шнура, заканчивающегося кисточкой, прикрепленного ниточным способом к центру головки. Кисточка является важным элементом академического облачения. Сторона, на которой висит кисточка, определяет принадлежность человека к ученой степени. Цвет кисточки должен соответствовать области науки, в которой специализируется обладатель конфедератки (A History of Academical Dress in Europe until the end of the Eighteenth Century W.N.Hargreaves-Mawdsley [Текст] Clarendon Press. - Oxford, 1963. - P.117).

К недостаткам перечисленных видов академических конфедераток относится то, что отсутствуют возможности регулирования размера головного убора для его плотного прилегания к голове и не учитывается полнота внутри одного размера. Несоблюдение необходимого учета размерных характеристик конструктивных поясов головы ведет к нарушению положения головного убора на голове и не учитывает утилитарных свойств готового изделия.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является академическая конфедератка (фиг.1), содержащая околыш, изготовленный из основного материала и мягкой прокладки, четырехугольную головку - из основного материала и жесткой прокладки, цветной шнур, заканчивающийся кисточкой, прикрепленный к центру головки ниточным способом (Wikipedia, the free encyclopedia (Square academic cap) http://en.wikipedia.org/). Околыш из основного материала соединен с мягкой прокладкой клеевым или машинным методом до соединения концов околыша. При клеевом методе деталь околыша из основного материала соединяется с прокладкой с помощью пресса или утюга. Прокладка накладывается клеевой стороной на изнаночную сторону основного материала околыша. Срезы клеевой прокладки должны входить в швы соединения околыша. Прокладка без клеевого покрытия соединяется с околышем на стачивающей машине на расстоянии 0,3-0,4 см от среза детали. Концы околыша из основного материала складывают лицевой стороной внутрь, уравнивают срезы и соединяют на стачивающей машине 5. Длина околыша (До) академической конфедератки находится в пределах Р ≤ До ≤ 1,05Р, где Р - внутренний размер головного убора. Швы разутюживают. Затем околыш перегибают вдоль детали посередине изнаночной стороной внутрь, уравнивают верхние срезы и прокладывают фиксирующую строчку по верхнему краю околыша. Околыш из основной ткани соединяют с нижним краем головки на стачивающей машине. Детали складывают лицевой стороной внутрь. Строчку прокладывают со стороны околыша, уравнивают срезы, совмещают надсечки. Шов соединения краев околыша располагают согласно техническому описанию модели (Рытвинская Л.Б. Моделирование, конструирование и технология обработки головных уборов: [Текст] Учебное пособие для кадров массовых профессий/Л.Б. Рытвинская, Л.И.Плужникова, Л.А.Меркулова, И.Г.Орлова-Смородина. - М.: Легпромбытиздат, 1985. - С.90-95.). На фиг.1 представлен способ изготовления академической конфедератки с околышем из основного материала.

Тем не менее и это решение имеет недостатки, так как применение такого академического головного убора не позволяет обеспечить высокие эргономические требования антропометрического и психофизиологического соответствия, а также требует большого расхода основного материала и использования прокладочного материала для придания околышу академической конфедератки необходимой формы.

Задачей заявляемого технического решения является повышение эстетических и эргономических показателей готового изделия, а также снижение удельного расхода основного и прокладочного материалов и времени изготовления академической конфедератки, увеличение размерных пределов академического головного убора, т.е. использование одной академической конфедератки для людей со смежными размерами головы.

Поставленная задача решается за счет того, что способ изготовления околыша академической конфедератки предполагает использование однослойной эластичной тесьмы и исключает применение прокладочного материала, облегчает процесс изготовления околыша, причем при изготовлении околыша из однослойной эластичной тесьмы концы околыша соединяются настрочным швом с закрытым срезом, а для соединения околыша с нижнем краем головки используют стачной шов. Строчку прокладывают со стороны околыша. Срезы уравнивают, совмещают надсечки. Шов соединения краев околыша располагают согласно техническому описанию.

Применение однослойной эластичной тесьмы позволяет получить заданную форму при меньшем расходе основного материала и исключении прокладочного материала, при заданном уровне соответствия антропометрических и психофизиологических требований.

Использование однослойной эластичной тесьмы обеспечивает соответствие длины околыша размерным признакам головы людей со смежными размерами за счет эластичных свойств материала. При этом достигается хорошее прилегание головного убора к голове с учетом утилитарных свойств готового изделия.

Сущность изобретения поясняется фиг.2, на которой представлен способ изготовления академической конфедератки с использованием однослойной эластичной тесьмы. Академическая конфедератка содержит головку в форме квадрата 1, околыш 2, шнур 3, расположенный в центре головки, и кисточку 4, закрепленную внизу шнура. Соединение концов околыша выполняют настрочным швом с одним закрытым срезом, причем открытый срез околыша предварительно обметывают на машине специального назначения 5. Затем концы околыша стачивают, смещая срез настрачивания относительно закрытого среза 6, настрачивают обметанный срез околыша на основную деталь 7. Длина околыша (До) академической конфедератки находится в пределах 0,95Р ≤ До ≤ Р, где Р - внутренний размер головного убора. Высота околыша головного убора находится в пределах 80≤h≤110, где h - высота околыша, мм.

Эластичные свойства материала околыша позволяют получить необходимую форму при меньшем расходе основного материала и исключении прокладочного материала при заданном уровне соответствия антропометрических и психофизиологических требований. В результате использования эластичной тесьмы достигается соответствие длины околыша академической конфедератки размерным признакам головы людей со смежными размерами, что обеспечивает хорошее прилегание головного убора к голове с учетом утилитарных и эстетических свойств готового изделия.

1. Способ изготовления академической конфедератки с эластичным околышем, характеризующийся тем, что околыш выполняют из однослойной эластичной тесьмы, при этом концы околыша соединяют настрочным швом с одним закрытым срезом и предварительно обметанным открытым срезом и стачивают со смещением среза настрачивания относительно закрытого среза, причем обметанный срез околыша настрачивают на основную деталь.

2. Способ по п.1, в котором длина околыша находится в пределах 0,95 Р≤ До ≤Р и соответствует размерным признакам головы людей со смежными размерами,
где До - длина околыша;
Р - внутренний размер головного убора.

3. Способ по п.1, в котором высота околыша находится в пределах 80≤h≤110, где h - высота околыша, мм.

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для защиты от воздействия шума и может быть использовано как в качестве самостоятельного изделия для защиты органов слуха человека, работающего в условиях высоких акустических шумов, так и в составе гарнитур, защитных шлемофонов и т.д.

Изобретение относится к области легкой промышленности, конкретно - к меховым головным уборам, главным образом казачьим (казацким) папахам. Головной убор из натурального или искусственного меха с каркасной основой содержит собственно каркасную основу, наружный слой из комбинации натурального или искусственного меха и ткани, тканевые прокладку и подкладку. Каркасная основа выполнена полужесткой, то есть ограниченно-гибкой, и съемной через верх или низ головного убора, с возможностью трансформации до плоской формы (т.е. складывания). Ее материал - множество одинаковых деревянных элементов, имеющих две параллельные лицевую и тыльную плоские поверхности и толщину, как расстояние между этими поверхностями, соединенных между собой гибкими связями посредством сквозных каналов, лежащих в плоскостях, параллельных лицевой и тыльной поверхностям. Боковины каждого элемента контактируют с боковинами соседних элементов, так что совокупности лицевых и тыльных одноименных поверхностей всех элементов образуют соответствующие лицевую и тыльную поверхности материала. Каждый деревянный элемент выполнен цилиндрическим. Лицевая и тыльная его поверхности перпендикулярны волокнам древесины, являясь ее поперечными срезами. Поры древесины открыты на лицевой и тыльной поверхностях - срезах элементов. Предусмотрена возможность трансформации каркасной основы в диапазоне от цилиндрической или усеченно-конусной до упомянутой плоской формы. Зазор между прокладкой и подкладкой соответствует толщине каркасной основы, с возможностью съемного размещения последней в этом зазоре. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области производства головных уборов, а именно камуфляжу для охотников и военнослужащих, используемому для обеспечения маскировки в различных условиях и фоновом окружении местности. Способ изготовления теплоизоляционного камуфлирующего капюшона предполагает вывязывание единого куполообразного шаблона капюшона, покрывающего волосистую и лицевую часть головы из нитей камуфлирующей раскраски, содержащих от 70 до 100% шерстяного волокна, обработку валянием в жидкой среде при температуре 60-70°C в течение 30-40 минут, формование и стабилизацию формы, путем натягивания во влажном состоянии на манекен головы человека заданного размера и сушки в естественных условиях окружающей среды до полного высыхания, вырезание отверстий для глаз, рта и ушей. Форма вывязываемого шаблона, используемое сырье, процесс валяния, формования капюшона и его стабилизации на манекене заданного размера, позволяет получить изделие, удобное в эксплуатации, соответствующего анатомическому строению и размерным признакам потребителя. 4 ил.

Техническое решение относится к швейной промышленности, в частности к технологии изготовления академического головного убора. Трансформируемая конструкция академической конфедератки содержит четырехугольную головку - из основного материала и жесткой прокладки, цветной шнур, заканчивающийся кисточкой, прикрепленный к центру головки ниточным способом. Околыш, изготовленный из основного материала и мягкой прокладки, соединен с головкой академического головного убора с помощью навесных петель и пуговиц, при этом концы околыша замыкаются в кольцо с помощью ленты-велькро, настроченной вдоль концов околыша на расстоянии 0,5 мм от края. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к швейной промышленности, в частности к производству мужских, женских и детских головных уборов. В кепке, содержащей жесткий козырек, прикрепленный снизу к тулье, притачанное сверху к тулье поле, тесьму-молнию, карман у козырька, карман имеет форму криволинейной пирамиды с вершиной на участке притачивания тульи с полем со стороны козырька. Кепка не сложна в изготовлении. Карман у козырька может быть использован, например, для вложения талонов, билетов, бумажных денег, носового платка. Изобретение повышает удобство в пользовании кепкой. 1 ил.

Изобретение относится к области производства защитного снаряжения и может быть использовано широким кругом специалистов, выполняющих различные работы в летнее время на открытом воздухе, в особенности при кошении травы. Также оно пригодно для обычных людей, имеющих аллергические реакции на тополиный пух или пух одуванчиков. Техническим результатом изобретения является устранение помехи зрению, создаваемой сеткой в прототипе. Также обеспечивается уменьшение дискомфорта, создаваемого защитным снаряжением при его использовании, а именно снижение веса снаряжения, компактность снаряжения, простота использования. Кроме того, данное защитное снаряжение защищает уши и шею пользователя и пригодно как средство полной защиты всех частей головы и шеи пользователя, а также может использоваться как защитное снаряжение для обычных людей, имеющих аллергические реакции на тополиный пух или пух одуванчиков, защищая от попадания пуха в нос и рот. Указанный технический результат достигается за счет того, что заявлен способ изготовления защитного снаряжения, при котором используют сетку, закрывающую всю лицевую часть головы, отличающийся тем, что сетку формируют по форме вокруг всей головы и по длине простирают, покрывая шею, в сетке выполняют как минимум один вырез под форму линз очков, а кромка отверстия выреза соединена с эластичным материалом, в котором выполняют углубление, размер которого подбирают достаточным для вставки в него торцевого края линзы. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 7 ил.

Предложен жесткий назатыльник для защиты головного убора изменяемого размера, имеющего тыльный вырез. Крепление назатыльника к ремешку, регулирующему размер головного убора, осуществляется при помощи шлевок, установленных на внешней стороне назатыльника. Ширина назатыльника должна превышать размер тыльного выреза при выборе максимального размера головного убора, т.е. при максимальном раскрытии тыльного выреза. Для дополнительной защиты нижней части затылка и шеи предложены мягкий и жесткий нижние назатыльники, которые прикрепляются к упомянутому выше жесткому назатыльнику, крепящемуся к регулировочному ремешку. Мягкий и жесткий нижние назатыльники могут быть выполнены как съемными, так и несъемными. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

Предложены системы и способы внедрения динамических материалов в изделия как единого целого с этими изделиями для достижения регулируемых физических характеристик (например, эстетических, функциональных). Например, в ответ на тепло человеческого тела, динамический материал может изменять форму, чтобы обеспечить дополнительную проницаемость в предмете одежды. Аналогично, в ответ на присутствие влаги, предмет одежды может закрывать вентиляционный проем, предотвращая проникновение дождя во внутреннюю часть этого предмета. Материал с изменением формы может изменять форму, оказывая влияние лишь на некоторый конструктивный элемент, выполненный из материала с изменением формы. Материал с изменением формы может изменять форму, что оказывает влияние на геометрическую структуру изделия в целом (например, на выступы, впадины, вентиляционные проемы и т.д.). 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 50 ил.

В настоящем изобретении предложена шапочка (6) для плавания, образующая полость для размещения головы (2) пользователя. Шапочка дополнительно образует участок (7) увеличенного объема. Участок (7) увеличенного объема при его использовании располагается на задней части (3) шеи пользователя и размещает в себе волосы пользователя. Это приводит к улучшению гидродинамики по сравнению с традиционными конструкциями плавательных шапочек, особенно когда пользователь носит длинные волосы. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к технологии изготовления головных уборов

Конфедератка - национальный польский головной убор, шапка с четырехугольным верхом, стеганой суконной тульей и меховым околышем. Во время т.н. Барской конфедерации (1768-1772) она была любимым головным убором конфедератов, отсюда ее название. (О барских конфедератах теперь мало кто помнит, поэтому конфедераткой иногда ошибочно называют кепи "южан" времен гражданской войны в США).

В Польше конфедератку обычно называют "рогатывкой" (rogatywka). Название происходит от характерных "рогов", образуемых углами тульи.

Из-за внешнего сходства конфедераткой также, не вполне корректно, называют черную академическую шапочку с квадратным верхом и кистью. Ее прототипом была биретта (biretta), небольшая круглая или квадратная шапочка, носившаяся клириками.

Польская шапка-конфедератка имеет восточное происхождение. Ее прототипы можно найти в Китае и Тибете. Подобный головной убор является элементом калмыцкого народного костюма (см. рис.).

В Польше подобные шапки первоначально носили татары, из которых формировались первые уланские полки. Во 2-й половине XVIII века конфедератка становится непременным атрибутом шляхетского костюма, а также основным военным головным убором в армии Речи Посполитой.

Шапка "товарища" Кавалерии Народовой

Под влиянием незавершенной польской революции (принятие "Конституции 3 мая" в 1791 г.) и восстания Т. Костюшко конфедератка входит в моду в революционной Франции. В период Директории подобные головные уборы носят депутаты Совета пятисот и Совета старейшин.

Эскиз костюма "народного представителя" (Жак-Луи Давид)

В конце царствования Екатерины II конфедератка стала чрезвычайно популярным в русской армии неуставным головным убором, носившимся офицерами вместо "потемкинской" каски. Как пишет в своих мемуарах Александр Иванович Тургенев, вспоминая день кончины императрицы 7 ноября 1796 г.: "надел теплый сюртук, на голову конфедератку а ля-Костюшко... Я носил конфедератку потому, что все тогда носили конфедератки (армейские-генералитет, штаб и обер-офицеры носили конфедератки, будучи в должности, на службе, в полном мундире)".

Два камчадала и русский солдат. Немецкая гравюра 1803-1805 гг.
Солдат-инвалид изображен в старом "потемкинском" мундире и неуставной шапочке-конфедератке

В конце XVIII - начале XIX века в армиях стран-участниц разделов Польши (Австрии, России и Пруссии) появились уланские полки, обмундированные на польский манер и первоначально состоявшие преимущественно из поляков (в России также из татар и "малороссов"). Головным убором в уланских полках служила "уланская шапка" в форме конфедератки.

В 1798 г. в Италии генералом Домбровским создаются т.н. "польские легионы", сражавшиеся в наполеоновский войнах по всей Европе и даже в Америке (на Сан-Доминго). Головным убором легионеров была конфедератка, со временем получившая жесткий каркас и козырек, приблизившись по конструкции к киверу.

Вскоре уланы появились почти во всех европейских армиях, сохранив традиционный польский стиль обмундирования.

Шапка улана 1-го полка (польских) шеволежеров-улан Императорской гвардии

Маршал Мюрат имел особую склонность к головным уборам типа конфедератки (см. рис.).

На протяжении XIX века фасон уланской шапки менялся под влиянием моды, неизменным оставался четырехугольный верх. Во 2-й половине века под влиянием прусского шишака ("пикельхаубе") появилась уланская каска с тульей полусферической формы и странным квадратным навершием на тонкой "шейке".

Бельгийские уланы в касках образца 1863 г.

В начале XIX века под влиянием военной формы конфедератки появляются в женском костюме.

Модное платье 1812 г.

Интерес к национальному костюму усилился под влиянием Романтизма.

Модное платье 1822 г.

В 1820-1840-х гг. конфедератки распространились в среде либерально настроенной романтической молодежи.

Студенты-бурши из университета г. Вюрцбурга (Германия). 1820 г.

Фрагмент

Русские нигилисты 60-х гг. XIX в. также носили конфедератки. Вот описание А.М. Скабичевского, рисующее нам облик молодых людей того времени: «Желание ни в чем не походить на презренных филистеров простиралось на самую внешность новых людей, и, таким образом, появились те пресловутые нигилистические костюмы, в которых щеголяла молодежь в течение 60-х и 70-х гг. Пледы и сучковатые дубинки, стриженые волосы (женщин) и космы сзади до плеч, синие очки, фрадьявольские шляпы и конфедератки, боже, в каком поэтическом ореоле рисовалось все это в те времена и как заставляло биться молодые сердца».

Иногда пишут, что конфедератка произошла от т.н. "кракуски", народного крестьянского головного убора, носившегося в окрестностях Кракова. Кракуска, в отличие от конфедератки, имеет низкую непростроченную тулью (обычно красную или малиновую).

Крестьяне-кракусы. 1840 г.

Высокая уланская шапка возродилась в легионах Пилсудского в австро-венгерской армии, затем, на протяжении XX века, фуражка-конфедератка конкурировала в польской армии с круглой фуражкой, считаясь все же более "национальным" головным убором.

Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.



Конфедератка - национальный польский головной убор, шапка с четырехугольным верхом, стеганой суконной тульей и меховым околышем. Во время т.н. Барской конфедерации (1768-1772) она была любимым головным убором конфедератов, отсюда ее название. (О барских конфедератах теперь мало кто помнит, поэтому конфедераткой иногда ошибочно называют кепи "южан" времен гражданской войны в США).

В Польше "конфедератку" обычно называют "рогатывкой" (rogatywka). Название происходит от характерных "рогов", образуемых углами тульи.


Из-за внешнего сходства конфедераткой также, не вполне корректно, называют черную академическую шапочку с квадратным верхом и кистью. Ее прототипом была биретта (biretta), небольшая круглая или квадратная шапочка, носившаяся клириками.
Польская шапка-"конфедератка" имеет восточное происхождение. Ее прототипы можно найти в Китае и Тибете. Подобный головной убор является элементом калмыцкого народного костюма


("Дикие монголо-азиаты" дали Польше главный головной убор. Интересно для "великопанов" это может стать ударом по самолюбию?)

В Польше подобные шапки первоначально носили татары, из которых формировались первые уланские полки. Во 2-й половине XVIII века конфедератка становится непременным атрибутом шляхетского костюма, а также основным военным головным убором в армии Речи Посполитой.


(Шапка "товарища" из Кавалерии Народовой)

Это была ярко-красная суконная шапка без козырька с отделкой из чёрной или серой бараньей шерсти. Слева крепилась кокарда, розетка, кавалерский крест или плюмаж. "Конфедератка" была принята в качестве официального головного убора в Национальной кавалерии. В 1780-1790 годах у уланов возникла новая форма: высокая жесткая шапка с суконным околышем и козырьком.


(Солдат Национальной кавалерии в конфедератке)

Под влиянием незавершенной польской революции (принятие "Конституции 3 мая" в 1791 г.) и восстания Т. Костюшко "конфедератка" входит в моду в революционной Франции. В период Директории подобные головные уборы носят депутаты Совета пятисот и Совета старейшин.


(Эскиз костюма "народного представителя" (Жак-Луи Давид))

В этот период конфедератка стала ассоциироваться с традиционным польским головным убором и в таком качестве использовалась различными формированиями периода во время Восстания Т. Костюшко: пехотой, милицией, косинерами. Высокая "конфедератка" с козырьком была стандартным головным убором Польских легионов в Италии.
В конце царствования Екатерины II "конфедератка" стала чрезвычайно популярным в русской армии неуставным головным убором, носившимся офицерами вместо "потемкинской" каски.
Как пишет в своих мемуарах Александр Иванович Тургенев, вспоминая день кончины императрицы 7 ноября 1796 г.: "надел теплый сюртук, на голову конфедератку а ля-Костюшко... Я носил конфедератку потому, что все тогда носили конфедератки (армейские-генералитет, штаб и обер-офицеры носили конфедератки, будучи в должности, на службе, в полном мундире)" .


(Два камчадала и русский солдат. Немецкая гравюра 1803-1805 гг. Солдат-инвалид
изображен в старом "потемкинском" мундире и неуставной шапочке-конфедератке)


В конце XVIII - начале XIX века в армиях стран-участниц разделов Польши (Австрии, России и Пруссии) появились уланские полки, обмундированные на польский манер и первоначально состоявшие преимущественно из поляков (в России также из татар и "малороссов"). Головным убором в уланских полках служила "уланская шапка" в форме "конфедератки".
В 1798 г. в Италии генералом Домбровским создаются т.н. "польские легионы", сражавшиеся в наполеоновский войнах по всей Европе и даже в Америке (на Сан-Доминго). Головным убором легионеров была "конфедератка", со временем получившая жесткий каркас и козырек, приблизившись по конструкции к киверу.
Вскоре уланы появились почти во всех европейских армиях, сохранив традиционный польский стиль обмундирования.


(Шапка улана 1-го полка (польских) шеволежеров-улан Императорской гвардии)


Высокая "конфедератка" с козырьком использовалась в ряде подразделений конницы и пехоты Варшавского герцогства и других польских формированиях эпохи Наполеоновских войн, в частности, шеволежерами Гвардии. Согласно уставу 1810 года конфедератки уланов и пехоты (вольтижеров и фузилеров) изготавливали из чёрного фетра и полотна с кожаным козырьком высотой 22,5 см и длиной боков 25 см и украшались плюмажем, оковкой, кокардами и шнурами.


(Уланы Варшавского герцогства в "конфедератка")

После 1815 сохранились лишь у уланов Царства Польского. Использовались повстанцами во время Ноябрьского восстания 1830-1831, в том числе Национальной гвардией, а также во время других польских восстаний - краковского 1846 и Весны народов 1848, в том числе Польского легиона в Венгрии в 1848-1849 и Польского легиона в Италии в 1848, зачастую являясь единственным национальным элементом мундира. Конфедератки предусматривались для пехоты и кавалерии во время Январского восстания 1863 года.


("Революционные" уланы в касках-рогатывках образца 1863 г. )

В 1820-1840-х гг. конфедератки распространились в среде либерально настроенной романтической молодежи. Русские нигилисты 60-х гг. XIX в. также носили конфедератки. Вот описание А.М. Скабичевского, рисующее нам облик молодых людей того времени: «Желание ни в чем не походить на презренных филистеров простиралось на самую внешность новых людей, и, таким образом, появились те пресловутые нигилистические костюмы, в которых щеголяла молодежь в течение 60-х и 70-х гг. Пледы и сучковатые дубинки, стриженые волосы (женщин) и космы сзади до плеч, синие очки, фрадьявольские шляпы и конфедератки, боже, в каком поэтическом ореоле рисовалось все это в те времена и как заставляло биться молодые сердца» .


(Студенты-бурши из университета г. Вюрцбурга (Германия). 1820 г.)


Иногда пишут, что "конфедератка" произошла от т.н. "кракуски", народного крестьянского головного убора, носившегося в окрестностях Кракова. Кракуска, в отличие от конфедератки, имеет низкую непростроченную тулью (обычно красную или малиновую).


(Крестьяне-кракусы. 1840 г.)


Во время Первой мировой войны использовались рядом польских соединений (II Бригада польских легионов, Армия Халлера, Великопольская армия). После обретения Польшей независимости Комиссия по обмундированию Министерства военных дел решила 21 сентября 1919 года ввести "конфедератку" в качестве стандартного головного убора во всех родах войск и для всех воинских званий (рассматривалась также круглая фуражка и принятая у легионеров Пилсудского «мацеювка»). Другие варианты головных уборов остались в трех полках шеволежеров, пограничных войсках и военно-морском флоте.
В качестве образца была принята низкая мягкая "конфедератка" образца 1919 года защитного цвета (хаки) с окованным жестью козырьком из коричневой кожи, бесцветным околышем и кантом. Во время реформы обмундирования 1935 года этот вариант был заменен гарнизонной шапкой с заломленным на правую сторону жестким квадратным верхом. Для унтер-офицеров и рядовых шапки шили из шевиота, а для старших унтер-офицеров и офицерского состава - изтвила, крепа и камвольной ткани. Козырьки офицеров, хорунжих и подхорунжих были отделаны темной вороненой жестью.


(Офицерская "конфедератка" образца 1919)

Офицерские конфедератки были вышиты серебряным галуном, а хорунжих - хлопковой алой лентой. Цвет околыша соответствовал роду войск. В горных соединениях носили конфедератки с орлиным пером, а в 11 Карпатской дивизии пехоты - с пучком тетеревиных перьев.

В 1937 году в дополнение к гарнизонной шапке была введена мягкая полевая конфедератка для всех видов войск кроме авиации, флота, бронетанковых и моторизированных частей. Согласно уставу пошив для рядового состава производился из мундирного сукна, а для офицерского - из камвольной ткани. Шапка раскладывалась, позволяя закрыть уши и заднюю часть шеи. Кокарда вышивалась серой нитью на овальной суконной подкладке. Этот тип использовался польскими партизанами в период II мировой войны.


(Жолнеры в "конфедератках" сукна с мягким простроченным козырьком и пряжкой спереди. Кокардой служил польский,
так называемый пястовский, повернутый клювом налево, орел без короны, из белого металла или крашенный в защитный цвет.)

В созданном в 1943 году на территории СССР Народном Войске Польском была введена мягкая полевая конфедератка по образцу довоенной, а после освобождения Польши были возвращены довоенные жесткие гарнизонные конфедератки, которые примерно в 1950 году были заменены круглыми фуражками.
У рядового состава в 1952 году был введен «дождевой» камуфляж, а в 1969 году - камуфляж «моро».


(Солдат в камуфляже "моро" и с СВД, средина 70-х годов)

Конфедератки носили отделы Гражданской милиции и пожарной охраны. В 1990-х годах в армии вытеснены беретом.
Жесткие гарнизонные шапки по образцу 1935 года были возвращены Представительской роте Войска Польского, а в 1990 году - во всем Войске польском.


(Солдаты Kompanii Reprezentacyjnej WP)


В настоящее время в Сухопутных войсках существует 10 видов околышей, соответствующих родам войск и службам
темно-синий: генералы, механизированные и моторизированные части, части материального обеспечения, юридический корпус и юридическое обслуживание, Представительская рота Войска Польского
оранжевый: части, продолжающие традиции бронетанковых и автомобильных войск, разведка.
темно-зеленый: солдаты ракетных войск, артиллерии и ПВО
чёрный: инженерные войска, химическая защита, техническое обеспечение, картография и геодезия, слушатели и выпускники Военной технической академии.
васильковый: командные части, войска связи и радиотехнические службы, радиоэлектронная разведка и борьба
вишневый: медицинская служба, врачи и персонал военных госпиталей и санаториев
алый: военная жандармерия
фиолетовый: военные капелланы
жёлтый: штаб 1 Варшавской механизированной дивизии и 1 Варшавской бронетанковой бригады.
малиновый - Эскадрон кавалерии Войска польского ()

Офицеры и генералы носят конфедератки с перекрещивающимся серебряным галуном сверху. (Хорунжие и младший офицерский состав имеют один серебряный галун выше околыша, старшие офицеры - два галуна, генералы - вышивку в виде «генеральской змейки» на околыше. На козырьке младших офицеров имеется один, а у старших офицеров и генералов - два серебряных галуна.


(Майорская "конфедератка")


Лица, проходящие службу в Военной жандармерии, десантно-штурмовых и специальных частях, а также воздушной кавалерии Командования специальных войск, охраны побережья, 11 Дивизии бронетанковой кавалерии и GROM с парадным мундиром носят берет.

Многие годы я собирал информацию об истоках происхождения и типовых характеристиках униформы Конфедерации, и в итоге решил обобщить эту информацию в краткой статье. Многие сезонные любители Конфедерации посчитают статью упрощенной, но по большому количеству вопросов касательно этих строк я полагаю, что статья будет полезна как начинающим, так и продвинутым униформологистам.

Происхождение униформы Конфедерации имеет разные истоки. Основной цвет для мундира, серый, произошел от стандартного цвета униформы милиции штатов, кадетский серый (cadet gray ), который в свою очередь ранее возник от повседневной униформы серого цвета. В 1812 серый цвет униформы был выбран, чтобы выделять подразделения «независимых штатов» в отличие от подразделений «национального правительства» в темно-синей униформе. Данная связь кадетского серого цвета и независимостью штатов послужила причиной выбора Югом этого цвета для униформы своей армии. Это был голубовато серый цвет светлых тонов, не темнее небесно-голубого цвета, широко употребляемого в американской армии. Но американский кадетский серый не стал «конфедеративным» серым. Было слишком тяжело на Юге производить униформу данного цвета в больших масштабах из-за отсутствия мануфактурных мощностей и ограниченности ресурсов, таких как быстрые красители и закрепители. Вместо этого стандартный для британской армии цвет, темный серо-голубой (dark blue gray ) , стал конфедеративным серым благодаря доступности, даже, несмотря на блокаду. Темный серо-голубой цвет кирзы все же рассматривался как кадетский серый (или просто серый). Современники называли ее «конфедеративная серая» кирза, «сукно английской армии», «серое сукно» или любые комбинации этих терминов, чтобы выделить ее среди тканей местного производства и чтобы отличить от других оттенков серого. Таким образом, униформа Конфедерации быстро приобрела британские корни в добавлении к своему американскому прошлому.

Рис1. 22ой регулярный пехотный полк США в битве при Чиппева, солдаты которого одеты в милицейскую униформу серого цвета вместо фрачных мундиров синего цвета, обычно используемых регулярной армией. По этой причине британцы ошибочно приняли их за милицию и недооценили их огневую мощь.

Рис.2 Мундир полковника Элмера Элсворта яркий пример мундира довоенного образца, используемого милиционными подразделениями штатов, а также пример того, какого светлого оттенка был кадетский серый цвет. Собственность Военного Музея Штата Нью-Йорк.

Рис.3 Жакет Джорджа Вилсона, 1ый полк артиллерии Мэриленда, КША. Он носил этот жакет в конце войны. Темный оттенок сильно контрастирует с цветом довоенных мундиров. Жакет Джорджа Вилсона произведен из импортируемой серо-голубой кирзы и является типичным для армии Конфедерации. Собственность Смитсоновского Института.

Униформа Конфедерации также имеет и французские корни. Они проявились в уставном головном уборе, который можно описать формально как кепи, имеющее покрой егерского головного убора, но с низкой утопленной тульей. Современники редко использовали термин «кепи», вместо этого называя уставной головной убор просто cap (в простонародье шапка, а для официальных названий головного убора будем использовать слово фуражка, ибо слово кепка для середины 19 века неприемлемо, прим. переводчика ). Однако слово «кепи» укоренилось после войны, и этот головной убор стал символическим предметом униформы Конфедерации. Официальный двубортный мундир (frock coat ) имел в себе черты мундира французской армии и туники австрийской армии тех времен. Причиной этому могла послужить дань Франции за ее неоценимую военную помощь Югу в годы войны, а также тот факт, что униформу разрабатывал прусский дизайнер Никола Маршалл, который внес черты австрийской туники в мундир Конфедерации. Фактически Маршалл скопировал и дизайн, и цвет туники австрийских снайперов, которая была серой с зеленой отделкой. Британский подполковник Джеймс Фримантл отметил это во время своего пребывания в Конфедерации: «Большинство офицеров были одеты в изящную и годную униформу – голубовато-серый мундир цветом походил на форму австрийских егерей». Конфедеративная туника должна была иметь такую же длину, как и французская и австрийская туники, но господствующая мода диктовала длину мундира до колена. Поэтому, несмотря на уставные положения, конфедеративный мундир почти всегда имел большую длину. В связи с нехваткой контрпогон для офицеров был разработан сутаж, который по французскому стилю нашивался на рукава и кепи. Офицерские знаки различия, которые располагались на воротнике, точно повторяли австрийские знаки различия, в то время как шевроны для сержантского состава остались такими же, как и в армии США.

Рис.4 Фрагмент картины Шарля Арман-Дюмареска Битва при Бапоме. Эта картина, изображающая французских солдат во время франко-прусской войны, хорошо отражает сходство французской униформы и униформы Конфедерации. Кепи, двубортный мундир, сутаж на рукавах и головных уборах – все это послужило моделью для униформы Конфедерации.

Рис.5 Артиллерийский расчет во время франко-прусской войны 1870 одет в мундиры и кепи, которые послужили моделью для униформы армии Конфедерации.

Рис.6 На генерал-майоре Конфедерации Камиле де Полиньяке кепи французского образца.


Рис.7 Официальное положение по униформе Конфедерации от 1861 года описывает головной убор «похожий по форме с тем, что называется французским кепи». Слово «кепи» крепко связано с Конфедерацией в наши дни. Во время войны это слово редко использовали, предпочитая называть головной убор шапкой. Изображение из коллекции Кирка Лайонза.

Рис.8 Вирджинские милиционеры на казни Джона Брауна в декабре 1859г. Примерно с этого времени кепи французского образца становится уставным головным убором для частей американской милиции. Фронтальная часть околыша данного варианта, по сути, похожа на шако М1851. Фото собственность Вирджинского Исторического Общества, Ричмонд, Вирджиния.

Рис.9 Ллойд Уолтер Сюрнор, Рота А, 16 Техасский пехотный полк. На нем, несмотря на конец войны, уставная фуражка образца 1861 года. Несмотря на тот факт, что положение 1862 года регламентирует темно-синий околыш и тулью приборного цвета родов войск, Конфедеративные депо продолжали выпускать более простые фуражки М1861 в течение всей войны. Фуражка М1861 имела околыш приборного цвета и тулью серого цвета. Фото собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис.10 Официальный мундир армии Конфедерации скопирован с униформы снайперов (егерей) Австрийской армии. Немецкое влияние не удивительно, так как разрабатывал униформу Конфедерации прусский художник и иммигрант, Никола Маршалл. Изображение из коллекции Кирка Лайонза.

Рис.11 Эрцгерцог Австрийский, Райнер фон Остеррайх, одет в стандартную австрийскую двубортную тунику серо-голубого цвета со звездами на воротнике. Литография Эдуарда Кайзера 1860г. Офицеры Конфедерации повсеместно игнорировали положения по униформе, которые регламентировали короткую тунику, и носили мундир, длина которого была чуть выше колена. Офицерские знаки различия в армии Конфедерации также скопированы со знаков различия австрийской армии, располагаемых на воротнике.

Рис.12 Никола Маршал взял за основу для мундира Конфедерации тунику австрийских егерей. Изображение датировано 1852 годом. Рисунок А . Strassgschwandtner.

Рис.13 Маршалл также использовал и цветовую схему егерской туники, серая с зеленой выпушкой (воротник, обшлага и отделка). Он заменил зеленый цвет егерей на цвета родов войск, принятых в американской армии. Униформа Маршала была слишком искусной и дорогой в производстве, и Квартирмейстерский Департамент упростил униформу до жакета и штанов серого цвета.

Две черты униформы Конфедерации, на которых сказалось американское влияние, это приборные цвета родов войск и голубые штаны. Конфедеративные уставные положения регламентировали голубой цвет для форменных штанов, возможно, предполагая тот же оттенок, небесно-голубой (sky blue ), который имели форменные штаны в армии США. Но возникшие трудности из-за нехватки материалов привели к тому, что штаны чаще всего были изготовлены из материала того же цвета, что и туника. Квартирмейстерские депо, тем не менее, производили небольшое количество голубых штанов в тех случаях, когда появлялся доступ к импортному голубому сукну. Импортное голубое сукно отличалось от американского небесно-голубого сукна, примерно также как импортный кадетский серый отличался от довоенного. Конфедерация импортировала сукно, цвет которого называли «light French blue «(светлая парижская лазурь). Этот цвет был темнее и контрастнее небесно-голубого, который был у Янки. В любом случае, некоторые полководцы Конфедерации отметили тот факт, что конфедеративный серо-голубой жакет в сочетании с голубыми штанами слишком напоминает униформу янки, и таким образом сбивает с толку на поле боя, и попросили квартирмейстеров более не поставлять голубое сукно.

Рис.14 Маршал последовал американским традициям, когда выбирал приборные цвета родов войск: красный – артиллерия; желтый – кавалерия; голубой – пехота. Он также перенес из «Старой Армии» шевроны для сержантского состава. Изображение из коллекции Кирка Лайонза.

Рис.15 Следующие два изображения показывают контраст между конфедеративным цветом « светлая парижская лазурь» и федеральным небесно-голубым. Конфедераты не пытались повторить небесно-голубой Янки, вместо этого они заказывали светлую парижскую лазурь из Европы (такую как на этом рисунке). Этот цвет имел более темный и насыщенный оттенок. Образец ткани принадлежит Чарльзу Чайлдсу, County Cloth .

Рис.16 Федеральный небесно-голубой на этом рисунке светлее Конфедеративного голубого и имеет более приглушенный тон. Образец ткани принадлежит Чарльзу Чайлдсу, County Cloth .

Рис.17 Эти штаны цвета светлой парижской лазури производства Ричмондского Депо принадлежали Генри Редвуду из 3го Вирджинского подразделения войск местной самообороны. Внешняя поверхность штанов сильно выцвела в начале двадцатого века от угольной сажи и другого рода загрязнений, но внутренняя часть осталась достаточно чистой, чтобы показать отличие импортного конфедеративного голубого. Собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис.18 Другой вид штанов Генри Редвуда показывающий чистый цвет у вскрытого шва. Яркий оттенок этого голубого идентичен тому, который поколение автора статьи называло «электрик» ( electric blue ) в 70х – 80х. Собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис.19 Эти федеральные штаны , захваченные Томасом Бруком, 3я Рота Гаубичной Артиллерии Ричмонда, показывают приглушенный оттенок голубого, который использовали на Севере. Собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис.20 Здесь для сравнения показано различие цветов импортируемого Конфедерацией голубого сукна. Жилет Френсиса Гулдинга слева (сделан из жакета Тейта) имеет голубую отделку относительно темного оттенка, этот чистый голубой цвет называется royal blue . Отделка мундира лейтенанта Джона Шэттера справа имеет цвет светлой парижской лазури. Автор статьи нашел применение сукна цвета royal blue только на униформе производства Питера Тейта. Он также отмечает, что конфедеративные штаны и выпушка на мундирах чаще всего производились из сукна цвета светлой парижской лазури. Предметы из Военного Антиквариата Ричарда Ферри.

Рис.21 Рядовой Джозеф Мейфилд, 4ый Техасский кавалерийский полк, одет в жакет цвета cadet gray (кадетский серый) и голубые штаны. Оба предмета униформы произведены Хьюстонским депо примерно 1 января 1864 года, сукно для них было импортировано в Техас в 1863 году. Собственность Южного Методистского Университета, коллекция Лоуренса Т. Джонса III .

Разработанная уставная униформа, состоящая из двубортной туники кадетского серого цвета, голубых штанов и цветного кепи, была проблематична в изготовлении с самого начала. Юг не имел большого количества цветного сукна для производства такой комплексной униформы, и не было квартирмейстеров, склонных к расточительству ресурсов на производство двубортных туник. Департамент Квартирмейстерской Службы Конфедерации опубликовал отредактированный набор положений по униформе фактически за месяц до того, как появилось официальное положение по униформе Конфедерации. В отредактированном варианте униформа сильно упрощалась. Двубортная туника для рядового и сержантского состава (на которую требовалось 14 больших пуговиц и 4 маленьких на обшлагах) заменялась однобортным жакетом, на который необходимо было всего 7 больших пуговиц и меньше чем две трети сукна. Кадетский серый, голубой и разные цвета отделки (красный, желтый, голубой и темно-синий) были заменены на один базовый цвет униформы – серый. У департамента было довольно свободное определение покроя и цвета жакета, что давало возможность для импровизации, в зависимости от того, какое сукно есть в наличии у местных интендантов на данный момент. Таким образом, американская практичность повлияла на униформу, оказав преимущество над уставными положениями: короткий жакет и штаны одного цвета, серого или любого другого доступного цвета, из экономичного материала. Мягкая, фетровая широкополая шляпа была практичным завершением этой униформы сверху – еще одно американское влияние, которое также является символом униформы Конфедерации, как по статистике, так и на деле.

Рис.22 На следующих трех рисунках изображены жакеты Ричмондского Депо в типичных цветовых исполнениях. Этот жакет имеет уставной кадетский серый цвет (из импортной серо-голубой кирзы), без цветной отделки, полностью удовлетворяет положениям по униформе. Собственность Национального Военного Парка в Геттисберге.

Рис.23 Этот жакет, похожий на продукцию Ричмондского депо, пошит частным портным из сатинета стального серого цвета (steel gray ). Стальной серый это еще один основной цвет, который местные красильщики пытались получить для материалов, используемых Конфедерацией для производства униформы. Собственность Исторического Центра в Атланте, коллекция Джорджа Рея, Атланта, Джорджия.

Рис.24 Авраам Адлер, рота Е, 21ый пехотный полк Миссисипи, был одет в этот Ричмондский жакет в битве при Чикамуге. Хотя жакет и выцвел до песочного, но его ореховый оттенок вполне мог удовлетворять конфедеративных квартирмейстеров в качестве уставного цвета для униформы. Собственность Музея Штата Луизиана, Новый Орлеан, Луизиана.

Конфедеративный жакет очень часто называют shell jacket (короткий жакет, куртка), этот термин имеет морское происхождение. Такие короткие жакеты были универсальной одеждой матросов, и название произошло от британского термина shell back , что являлось прозвищем британских матросов (Сейчас этот термин обозначает опытного моряка или «морского волка» . Официально, матрос получает это неформальное звание после того, как впервые пересекает линию экватора и участвует в связанной с этим фактом церемонии, прим. переводчика ). Другой термин, который используют по отношению к конфедеративному жакету, это roundabout , произошел от названия повседневного жакета начала 19 века. Этот жакет производили укороченным вокруг линии талии в отличие от уставного фрачного мундира с фалдами. В одном конфедеративные жакеты придерживались постоянства, это воротник – стойка и широкие рукава. Многие из сохранившихся жакетов имеют особый цвет, известный сейчас как butternut (ореховый), который стал символическим для Конфедерации.

Рис.25 Типичное для конфедеративного жакета название “ shell jacket ”произошло от прозвища британских матросов “ shell back ” (дословно можно перевести как «накидка на спину» или «обдергайка»), которое в дополнение описывает классическую матросскую куртку. Изображение взято с www.wheathamstead.net

Рис.26 Этот рисунок показывает спину английского моряка. Изображение взято с www.St.-George-Squadron.com

Рис.27 Это фото запечатлело для потомков классический британский морской “ bluejacket ” (синий жакет), прежде чем он вышел из употребления. Фото взято с www.godfreydykes.info Униформа Королевских военных моряков 1815-1919гг.

Рис.28 Другое распространенное название конфедеративного жакета было “ roundabout ”. Этот термин произошел от названия повседневного жакета начала 19 века, который стали выпускать в связи с нехваткой фрачных мундиров, он был без фалд, укорочен по линии талии. По иронии судьбы эти ранние раундабауты были серыми, также как и конфедеративные жакеты во время Гражданской войны. Рисунок Дона Трояни.

Рис.29 Ореховый (butternut ) жакет Уильяма А. Бранча, Рота G , 57-ой пехотный полк Северной Каролины. Типичный для Конфедерации по покрою и цвету “ shell jacket ” или “ roundabout ”. Собственность Исторического музея Северной Каролины, Роли, Северная Каролина.

To Be Continued

В следующей части мы узнаем кто такой “butternut”, какого он на самом деле цвета, и многое многое другое.

"С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли
".

Здравствуйте уважаемые.
Вот что в голову тут пришло… В мире ныне есть немало элементов военной формы, один взгляд на которые с легкостью дает распознать представителя той или иной страны. Причем вне зависимости от того, насколько люди знакомы с военными делами, или же историей мирового костюма. И Вы знаете, иногда бывают серьезные ошибки. Поэтому тут решил рассказать Вам о нескольких головных уборах, которые однозначно вроде бы должны ассоциироваться с теми или иными военными определенных государств, но не все однозначно.
Начнем с самого простого Скажите, с чем именно у Вас обычно ассоциируется боец РККА до начала Второй мировой войны? Правильно - с будёновкой .

Действительно очень интересный головной убор. Его вряд ли с чем-то можно спутать. А Вы знали, что первоначально эта зимняя шапка (именно зимняя) называлась фрунзеновка, в честь одного из первых руководителей Красной армии Михаила Фрунзе. Но затем по не совсем понятной мне причине, была переименована в буденовку, в честь прославленного командира Первой Конной Армии Семена Буденного.

Буденный

Есть 2 легенды о создании данного яркого и интересного головного убора. По одной из версий, почему-то особо активно муссирующийся в последнее время, будёновка была придумана еще чуть ли не в 1914 году как элемент парадной формы войск, которые должны были пройти парадом победы или в Константинополе, или вовсе в Берлине.

Мне же ближе по душе официальная версия, по которому это головной убор появился в конце 1918 года как элемент зимней одежды. В разработке формы принимали участие такие классики русской живописи как Васнецов и Кустодиев, которые и придумали что-то похожее на шелом с бармицей русских богатырей. Отсюда и первое его название - богатырка. Так как руководил комиссией по разработке формы Лев Троцкий, об этом было принято решение забыть.

Один из создателей буденовки А. Васнецов

Подтверждение этой версии я н вижу и в том, что летняя богатырка (ну или, если Вам угодно, будёновка) появилась гораздо позже - только в 22 году. Обе буденовки (и летняя и зимняя) сшивались из 6 тканевых треугольников материи с матерчатым же козырьком Зимняя из войлока на вате, плюс к нему крепился особый назатыльник, который можно было опустить и закрыть на пуговицы. Летний делался из хлопчатобумажной ткани или брезента и назатыльника не имел.

Летняя буденовка

Над козырьком нашивалась большая матерчатая звезда в середине которой помешалась небольшая металлическая эмалированная. По цвету матерчатой звезды можно было определить род войск, к которому принадлежал владелец будёновки. Но я честно говоря, постоянно путал их. Ну, скажем, авиаторы имели голубу звезду, а кавалерия - синюю. Пор мне - трудноразличимо. Окончательно отказались от будёновки в 1940 году.

Артиллерист Ю. Никулин

Второй на сегодня головной убор, который мы с Вами рассмотрим - это польская конфедератка . Помните, в детстве некоторые умельцы даже могли мастерить ее из бумаги и получалось очень похоже.
Стоит нам только бросить взгляд на этом интересный головной убор - и мы тут же уверены, перед нами польский воин. И никто иной. Первоначально то, что мы называем конфедераткой, представляло собой шапку с четырехугольным верхом, стеганой суконной тульей и меховым околышем без козырька. Затем это превратилось в вариант фуражки, но с тем же четырёхугольным верхом.

Конфедератка 1919 год

Однако здесь не все так однозначно, как с буденовкой. Во-первых, сами поляки нее так не называют, из-за того, что часто кто-то путает эту шапку с кепи армией Конфедератов во время Гражданской войны в США.


Конфедератка из США

В Польше она чаще зовется Рогатывка, сиречь рогатая шапка. А во-вторых, польский национальный убор пришел….из Тибета.

Такова рогатывка была в начале 19 столетия.

Именно оттуда подобные шапки пришли в Китай, а от них были перенялись монголами, с которыми и пришли в Европу. Первые уланские полки носили подобные шапки, оттуда решили сделать подобный яркий головной убор форменным. Польские уланы прославились в истории, и оттуда решили сделать это национальной шапкой.

Польские уланы

Конфедераткой эта шляпа стала после так называемой Барской конфедерации, когда восставшие поляки во главе со своим героем Тадеушем Костюшко пытались получит независимость своей Родины.

Т. Костюшко

уланская шапка возродилась в легионах Пилсудского в австро-венгерской армии, затем, на протяжении XX века, фуражка-конфедератка конкурировала в польской армии с круглой фуражкой и окончательно победила в 1990 году.

Рота почетного караула Войска Польского

Продолжение следует…
Приятного времени суток.