Способы создания гиперболического эффекта в творчестве в. маяковского

1. Новаторство в поэзии Маяковского.
2. Связь лирики поэта с живописью.
3. Вызов «общественному вкусу» и внутренние переживания лирического героя.

Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы — «жестяная рыба», «флейта водосточных труб», «умная морда трамвая», — но сама мелодика стиха необычна. В лирике Маяковского нет песенной музыкальности. Стихи созвучны размеренному, чеканному шагу:

Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы -
каждый —
держим в своей пятерне
миров приводные ремни!

Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений - лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.

Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.

Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях «Гимн судье», «Внимательное отношение к взяточникам».

В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэтов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории — не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Однако легко заметить, что за внешней грубостью, за враждебностью к «буржуям» скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой — это своеобразное преломление традиций романтизма. Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Как истинный романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении «Скрипка и немножко нервно», не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:

Оркестр чужо смотрел,
как выплакивалась скрипка
без слов,
без такта...
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору-
а доказать ничего не умею!»

Заметим: музыкальные инструменты в этом стихотворении представлены как живые существа, каждое со своим характером. А в стихотворении «Надоело» поэт восклицает: «Нет людей». Тема одиночества в творчестве Маяковского тесно связана с выявлением отрицательных сторон урбанистической цивилизации — культом потребления и утратой понимания истинных ценностей, любви и самой жизни.

Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:

Поэт сонеты поет Тиане,
а я весь из мяса,
человек весь, —
тело твое просто прошу,
как просят христиане
«хлеб наш насущный
даждь нам днесь».

Однако грубоватая чувственность лирического героя Маяковского отнюдь не исключает и серьезных, глубоких душевных переживаний. «Кровью сердца дорогу радую», — эта строка, в которой говорится о страданиях безответной любви, перекликается с любовной поэзией средневекового Востока. Имя возлюбленной для поэта — слово, «величием равное богу».

Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Сразу отметим — реальность самого существования Бога под сомнение не ставится. Но, как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. «Врывается к богу», «целует ему жилистую руку» — словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»:

Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.

В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества — и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ГИПЕРБОЛИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО. (ГИПЕРБОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НА МЕТАФОРИЧЕСКОМ УРОВНЕ. (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»))

Фаттахова Аида Жавдатовна

студент 2 курса магистратуры, кафедра русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, УдГУ, РФ, г. Ижевск

E- mail : a 19 f 19@ mail . ru

Донецких Людмила Ивановна

научный руководитель, д-р ф. наук, профессор УдГУ, РФ, г. Ижевск

В. Маяковский - яркая и многогранная личность в истории русской литературы и культуры в целом. Будучи чрезвычайно чувствительным и эмоциональным человеком, он глубоко и тонко воспринимал всё происходящее вокруг него. Преданность революционному делу воодушевлялась горячим оптимизмом, глубокой верой во всё новое, бескомпромиссным отношением к старому, отживающему.

Художественные искания Маяковского, его отношение к литературным течениям отразились на характере его творчества, стиле его произведений: в них постоянно присутствует личность самого поэта, с его мироощущением, сильным характером, ярким темпераментом. «Волевая сознательность была не только в его стиховой работе, она была в самом строе его поэзии, в его строках, которые были единицами скорее мускульной воли, чем речи, и к воле обращались» . Маяковский, опираясь на богатство русского языка, старался выбирать из его системы такие средства, которые были бы направлены на предельное речевое выражение его лирического героя.

Гиперболический стиль органически связан с мировосприятием поэта. С точки зрения В. Маяковского грандиозность событий, коренные изменения, происходившие в стране, важность поставленных задач - всё это предполагало использование ярких средств для отражения духа времени. Гиперболы в творчестве Маяковского присутствуют практически всюду. В статье «Как делать стихи?», говоря о способах «выделки» образов, поэт писал: «Один из способов делания образа, наиболее применяемых мною в последнее время, это - создание самих фантастических событий - фактов, подчёркнутых гиперболой». Чем больше вчитываешься, тем больше попадаешь под влияние авторской силы изображения, напора слов, крайней эмоциональности. В результате каждый образ может оказаться значительно преувеличенным.

В статье нами рассмотрены тропеические способы создания гиперболического эффекта в творчестве В. Маяковского, потому что именно этот уровень играет важнейшую роль в создании ярких гиперболических образов. Нами выделены основные виды тропов, используемых В. Маяковским, как способ образования гиперболы в поэме «Во весь голос».

Среди тропов ведущее место занимает метафора, она создаёт яркие, запоминающиеся образы, основанные на смелых ассоциациях, которые проявляют способность выполнять в художественном тексте как номинативную так и образную, экспрессивно-оценочную и концептуальную функции .

В структурном отношении гиперболические метафоры Маяковского не выходят за рамки известных в языке метафорических структур.

Языковой материал позволил выделить несколько групп гиперболических метафор, функционирующих в творчестве В. Маяковского:

1. Метафорические сочетания предикативного типа («небо распалится», «горит вода», «земля горит», «горит асфальт») представлены в примерах:

«От флагов

огнём распалится» ;

«Горит вода,

земля горит,

до жжения» .

Метафорические сочетания с глаголами: «горит», «распалится» в данном случае претерпевают смысловое усложнение. Лексемы: «от флагов» (в значении «от ярко-красного цвета флагов»), «распалится» (в значении «раскалиться докрасна»), «до жжения» (в значении «настолько сильно раскалиться, что можно обжечься») не только создают образы «неба», «земли», «асфальта» как пылающих, огненных пространств, но и наделяют метафорические сочетания семантикой цвета, осязания: флаги настолько яркие, что озаряют небо огненно-красным цветом; асфальт так горяч, что раскаляется докрасна и может обжечь. Особое значение в создании эффекта всеохватности огненного пространства имеет троекратный повтор глагола «горит». Во всех трёх случаях этот глагол поставлен в препозицию, что подчёркивает гиперболичность образа «великого пожара», творящегося вокруг.

Большинство глаголов, употреблённых в переносном метафорическом значении приставочные (ср.: примёрзла, разжигают, распалится). Например:

«Кровь разжигалась висками жилясь».

Глагол «разжигаться» имеет значение «начинать гореть, разгораться» . В сочетании «кровь разжигалась» нарушен закон семантического согласования: кровь не горит, поэтому она не может разжечься. Глагол «разжечь» в поэтической функции получает иное семантическое согласование: он становится более мобильным, способным выделить новые контекстуальные семы: «кровь разыгралась», «забурлила», «вскипела».

2. В творчестве В. Маяковского метафора эксплицируется в сочетания именного типа:

а. В примерах:

«Горы злобы, аж ноги пухнут» ;

«И речь прерывало обвалами рёва» ;

выделяются генетивные метафорические сочетания: «горы злобы», «обвалами рёва», «гром голосов», где существительные: «горы», «обвалами», «гром» понятийно свидетельствуют о глобальном распространения чего-либо, причём лексемы «горы» и «обвалы» указывают на количество материальных объектов, а «гром» на силу распространения звука.

Рассмотрим один из примеров:

прерывало

обвалами рёва» .

В субстантивном сочетании «обвалами рёва» заметно нарушение семантического согласования. Происходит рождение нового значения, которое выводит слово из привычного восприятия. Это заложено в лексическом содержании слов «обвал» и «рёв» в сочетании «обвалами рёва», которые в номинативном значении реализуют семы: «большой», «огромный», «весомый» (обвал), «очень громкий», «протяжный», «звериный» (рёв). Соединением таких слов, подобно ядерной реакции, рождается новая смысловая и эмоциональная энергия.

б. Не менее частотны и гиперболические метафоры-приложения:

Любимой моей глаза» .

Принцип сходства, лежащий в основе метафорических сочетаний, достаточно ярко проявляется в примере: «глаза-небеса ». По мнению В.Н. Телия, «Метафоризация начинается с допущения подобия (или сходства) формирующегося понятия о реалии и некоторого в чём-то сходного с ней «конкретного» образно-ассоциативного представления о другой реалии». В данном примере автор воспринимает величину и цвет глаз своей возлюбленной как огромное голубое небо. Ассоциация происходит и по цвету, и по качеству: влюблённый человек буквально «тонет» в глазах любимой, как в море. Однако отметим, что данное подобие возможно только при наличии уточнения в виде прилагательного и местоимения «любимой моей», которыми подчёркивается избранность конкретной женщины из числа многих.

в. В поэтических текстах Маяковским используются различные приёмы, создающие и усиливающие эффект преувеличения. Одним из приёмов создания гиперболического в поэтической метафоре является выбор понятий, в содержательной основе которых заключается преувеличение или подчёркивается огромность сопоставляемых явлений» . Выделим атрибутивные гиперболические сочетания:

«Трясущимся людям

в квартирное тихо

стоглазое зарево рвётся с пристани» ;

«Приоткроется челюсть

или зыкая

вместо языка -

верста треязыкая» ;

карандашный лес» .

В конструкциях гиперболических метафор этого типа частотны авторские метафорические окказионализмы: «стоглазое зарево», «верста треязыкая», «карандашный лес». В примерах «стоглазое зарево», «верста треязыкая» окказиональные прилагательные построены по типу числительное + существительное: «сто» + «глаз», «три» + «язык». В содержательный основе этих отдельных слов не содержится значение преувеличения, но при их слиянии такое значение проявляется за счёт неожиданности и фантастичности получившегося понятия.

Пример «карандашный лес» не является окказионализмом, однако и в его содержательной основе подчёркивается гиперболичность. Такое оказывается возможным в сочетании с существительным «лес», которое само по себе обозначает «много деревьев». В сочетании с прилагательным «карандашный» это слово приобретает новую семантику - «большое количество карандашей для письма», которые были исписаны.

3. Излюбленным является и приём использования инверсионного порядка слов. Например:

«Грудь срази отчаяния лавину» ;

«С годами

мускулов сталь» .

Инверсионные сочетания: «грудь срази» вместо «срази грудь», «отчаяния лавину» вместо «лавину отчаяния», «с годами ослабла» вместо «ослабла с годами», «мускулов сталь» вместо «сталь мускулов» поставлены автором в сильную позицию, что свидетельствует о нетривиальности описываемых явлений. В первом примере: инверсия «отчаяния лавину» больше подчёркивает неимоверную силу горя, чем прямой порядок слов - «лавину отчаяния». Во втором примере: инверсия «мускулов сталь» концентрирует большую выразительность образа сильного, крепкого человека со «стальными» мускулами. В инверсии «с годами ослабла» акцентируется временная протяжённость.

4. Гиперболизм в метафоре достигается также с помощью «игры, построенной на неожиданности, парадоксальности, анекдотичности и аналогии» . У Маяковского образное может создаваться индивидуально-авторским путём - на базе стилистически нейтральной лексики, с помощью неожиданных сравнений. Проявление этого способа можно проследить на примерах: «цистерной энергия» , «подмышек меха» , «пасть-верста» , «штык-язык» и др.

5. В произведениях Маяковского также встречаются гиперболические метафоры, семантическая структура которых в полной мере осознаётся и мотивируется контекстом, либо контекст ярче «высвечивает» гиперболическое значение. Рассмотрим пример:

«Скучно здесь

нехорошо

отсыреет и броня… -

дремлет мир,

На Черноморский округ

синь-слезищу

морем оброня» .

В сочетании «синь-слезища» заложен и художественный эффект. Такие метафоры исследователи называют метафорами-загадками . Расшифровывает такую гиперболическую метафору только контекст: «Дремлет мир,/ на Черноморский округ/ синь-слезищу/ морем оброня» («оброня на Черноморский округ», «синь-слезищу оброня морем»).

З. Паперный отмечает, что сочетание «синь-слезища» «подчёркивает не только огромный масштаб поэтической картины, которая предстаёт перед нами как бы схваченной с гигантской высоты. Вместе с тем грусть, которая слышалась в трубных звуках парохода, теперь окрасила собой всё видение мира. Эта «синь-слезища» вызывает представление уже не о тоскующем пароходе, но о ком-то, кто услышал грусть в пароходных мольбах-сигналах. И какая-то необычная, неповторимая «Маяковская» грусть! Не погружённое в себя переживание, но чувство, сливающееся с безграничной ширью мира» .

В создании гиперболического значения Маяковский использует приём «развития и оживления метафоры» .

«Звонок от ожогов уже визжит,

добела раскалён аппарат» .

Морфологическим элементом, развивающим глагольную метафору «звонок визжит», является наречие «добела», создающее вместе с причастием «раскалён» гиперболическое значение (наречие «добела» выражает крайнюю степень раскалённости и напряжения). Вторая часть этого сложносочинённого предложения тесно связана по смыслу с первой и является её логическим продолжением. Оживление метафоры происходит с помощью глагола «визжит», который традиционно употребляется по отношению к живым существам. В сочетании с существительным «от ожогов» создаётся эффект постепенной персонификации - от неодушевлённого состояния телефонного аппарата (до частых звонков) к одушевлённому (телефон не вытерпел бесчисленного количества звонков).

Тропеический уровень создания гиперболических образов является одной из важнейших составляющих построения общего гиперболического фона поэмы «Во весь голос». Среди тропов, использованных В. Маяковским для обозначения поэзии как революции, борьбы выделим метафоро-метонимические тропы, близкие к символам. Для В. Маяковского поэзия и революция неотделимы друг от друга: поэзия столь же упорна в борьбе за свободу выражения индивидуального мировидения, как революция, а революция, подобно поэзии, наполнена возвышенными порывами и надеждой на прекрасное будущее. Возникает образ «поэзии-революции», гиперболичность которой эксплицирована в глобальности авторской идеи. И поэзия, и революция - два дела всей жизни для Маяковского, объединив их, автор бросает вызов существующему укладу жизни и возвеличивает себя как демиург - тот, кто способен противостоять хаосу.

Это метафоро-метонимическое обобщение, равное символу, - «поэзия-революция» - в поэме «Во весь голос» складывается из множества метафорических и метонимических образов: «страниц войска», «по строчечному фронту», «поэмы замерли,/ к жерлу прижав жерло/нацеленных/ зияющих заглавий», «застыла кавалерия острот,/поднявши рифм отточенные пики», - все они включают в себя лексемы, характеризующие, на первый взгляд, несочетаемые понятия - поэзию и революцию:

1. В примере «страниц войска» лексемы - «страницы» и «войска», по отдельности не являются словообразами, но сочетаясь, образуют метафорический образ множества страниц произведений автора, которые, словно войска солдат, нацелены на битву за просветление читательских умов.

Метафоризация здесь основана на количественном признаке: страниц, выстроенных в ряды, их так много, что они могут сравниться с войском. Существительное «страницы» в сочетании с существительным «войска» соотносятся с военной лексикой, а метафорический образ «страниц войска» является звеном общей цепи создания главной метафоры: поэзия-революция.

2. «По строчечному фронту». Акцент данной метафоры падает на существительное «фронт», которое относится к военной лексике и обозначает переднюю, обращённую к противнику сторону боевого расположения войск. В сочетании с прилагательным «строчечный» (от сущ. «строка»), которое здесь является составляющей понятия «поэзия», лексема «фронт» перестаёт быть только военным обозначением и приобретает метафорическое значение в словосочетании «строчечный фронт» = борьба поэта за свободу мысли и правдивость изложения.

3. «Поэмы замерли,/ к жерлу прижав жерло/нацеленных/ зияющих заглавий» - пишет Маяковский. Словообраз «поэзия-революция» также конкретизируется через военную лексику - «жерло заглавий». Поэма - оружие, способное изменить уклад жизни и мировоззрение масс.

4. В примере «застыла кавалерия острот,/поднявши рифм отточенные пики» словообраз поэзии контаминирует лексемы военной и литературной тематики: существительные «кавалерия», «пики» относятся к военной лексике, но сочетаясь с лексемами, обозначающими литературные понятия - «остроты», «рифмы», - обрастают новыми оттенками - культурная революция, способная рифмами-пиками избавить мир от невежества жизни. Словообраз поэзия-революция, гиперболичность которого обозначает для автора желание показать мирное поэтическое ремесло как неистовую борьбу за преобразование бытовой жизни в поэзии и утвердить поэзию в жизни, складывается из многих конкретизированных метафор, которые в свою очередь тоже содержательно симбиозны. Следвательно, гиперболические словообразы - важнейший компонент в создании общего гиперболического фона поэмы.

Список литературы:

  1. Ковалёв В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы: Автореф. дис. докт. филол. наук. Киев, 1974.
  2. Левин Ю.И. Структура русской метафоры// Труды по знаковым системам. 1965.
  3. Маяковский В.В. Собр. соч. в 12-и т. М.: Правда, 1978.
  4. Опарина Е.О. Концептуальная метафора// Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988.
  5. Паперный З. О мастерстве Маяковского. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  6. Словарь современного русского литературного языка: в 17-и т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  8. Фатющенко В.И. Метафоры Маяковского и вопросы истории метафоры в русской поэзии: Автореф. дис. канд. филол. наук. М, 1966.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В. Маяковский один из ведущих поэтов-футуристов.

Расходился с общественной идеологией и эстетикой футуризма. Пафос художественного новаторства, под знаком которого началась творческая деятельность Маяковского, был обусловлен идеей создания нового, революционного искусства, которое отвечало бы потребностям революционной действительности. Тождество понятий революционного дела и поэтического творчества возникло в сознании Маяковского очень рано - еще в 1905-1906 гг., когда он впервые в своей пропагандистской революционной деятельности познакомился с социалистической поэзией. Маяковский писал в автобиографии о впечатлении, которое на него произвели революционные стихи, привезенные из Москвы сестрой: «Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове».

С современной символистской поэзией Маяковский познакомился в одиночке Бутырской тюрьмы. Стихи поэтов-символистов привлекли внимание Маяковского новым звучанием, напевностью, оригинальностью образов, обостренной метафоризацией, но абстрактность, удаленность тематики от жизни, мистическое ощущение мира и отношение к человеку как к игрушке непостигаемых запредельных сил - все это было чуждо ему. Чужда была и эстетическая концепция символистов, в которой искусство не вступало в реальные отношения с действительностью. За месяцы, проведенные в тюрьме (Маяковский сказал, что это было для него «важнейшее время»), поэт решил, что призвание его - искусство. «Хочу делать социалистическое искусство» - так обозначал он в автобиографии свои настроения. Таким образом, уже в ранний период творчества в сознании Маяковского понятие нового искусства было связано с понятием искусства социалистического.

Стремление показать новые явления жизни так, как они не были представлены в искусстве прошлого, приняло в ранних произведениях Маяковского формалистический оттенок. Его стихи часто несли на себе печать подчеркнутого эксцентризма. Существенное в явлении оставалось за пределами его внимания, поэт искал в явлении необычное. Поэтому так осложнены поэтические образы ранних произведений Маяковского. Поэт экспериментирует и над словом, и над ритмическими формами. Для поэтического стиля Маяковского той поры характерны сложные рифмы, диссонансы. В его стихах господствует силлабо-тоническая канва, но в некоторых уже складываются формы новой тонической системы (четырех- и трехударного строя), которая будет определяющей в поэзии зрелого Маяковского.

Творчество поэта все более расходится с идейными и формальными установками футуристического искусства, хотя в эстетических декларациях он не сразу освобождается от футуристической фразеологии. Однако и явно футуристические идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников. «Самовитое» слово, разрывающее связи с реальностью, было Маяковскому чуждо. Как соавтор футуристических манифестов он утверждал, что «слово рождает идею», но, вступая в явное противоречие с этим тезисом, заявлял о необходимости исследования «взаимоотношений искусства и жизни», т.е. утверждал идейно-социальную функцию художественного творчества.

По-своему, оригинально осознается Маяковским и проблема художественного новаторства. В его сознании она связана с общей «переменой взгляда на взаимоотношения всех вещей», во имя чего и пересматривается вся культур прошлого. Отрицание Маяковским культурного наследия приобретало иной, чем у Бурлюка, Лившица, Каменского, смысл. В статье «Два Чехова» (1914) он высказывает убеждение, что художественная ценность слова - в степени соответствия предмету, действительности, «взаимоотношениям вещей».

Уже в ранних стихах поэта слово идейно насыщено, активно, выражает страстное лирическое чувство художника-протестанта, борца, неприятие им всего строя старого мира и устремленность к идеалам социально справедливого будущего. Отбор слова в поэзии Маяковского определяется темой, слово следует за явлением, а не явление - за словом. В отличие от формалистических словесных конструкций Хлебникова, неологизмы Маяковского открывают такие оттенки значений, которые помогают уловить новые явления жизни. Так, уже в 1910-е годы определялось общее направление художественных исканий Маяковского. Поэт стремился показать неприкрашенную правду жизни, назвать «грубые имена грубых вещей» окружающей действительности со всеми ее обнаженными противоречиями. В этой связи понятна борьба поэта с эстетством акмеистической поэзии, принявшей «гармонию» мира.

Первые публичные выступления Маяковского состоялись в Петербурге в ноябре 1912 г., в декабре того же года в Москве вышел сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором были опубликованы его стихотворения «Ночь» и «Утро». В течение 1912-1913 гг. Маяковский опубликовал около 30 стихотворений. Это были в основном произведения экспериментальные, отразившие поиски своего поэтического стиля.

Большинство русских поэтов-футуристов пришли в поэзию от живописи. В живописи испытал свои силы и Маяковский. В 1908 г. он учился в Строгановском художественнопромышленном училище, ав 1910 г. - в Школе живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с деятелями «новых» живописных течений. В первых стихах Маяковского, напечатанных в «Пощечине общественному вкусу», «Садке судей», «Дохлой луне» и в других футуристических изданиях, в системе поэтических образов, характерных урбанистических пейзажах ощутимы влияния элементов живописного кубизма:

Фокусник

тянет из пасти трамвая, скрыт циферблатами башни.

(«Из улицы в улицу»)

Вывески разинули испуг.

Выплевывали то «О», то «S».

(«В авто»)

В стихотворении «Ночь» ночной городской пейзаж изображается в смене цветовых эпитетов и метафор:

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Эти образы, основанные на зрительных представлениях, субъективных и заостренных, непосредственно восходят к приемам кубистической живописи того времени.

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения - зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема - социальная. Город для поэта - ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей - «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»).

Тема человека, его страданий в буржуазном мире - основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая ее, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум, чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.

Тема искусства в творчестве Маяковского приобрела иную, чем в футуристической поэзии, трактовку. Слово в поэзии Маяковского выражало идею отрицания существующего миропорядка, не было абстрактным «источником идеи». «Это время, - писал Маяковский в автобиографии, - завершилось трагедией „Владимир Маяковский”».

Как и в стихотворениях «А все-таки», «Нате!», в стихах цикла «Я», в трагедии «Владимир Маяковский» обозначилось то противопоставление понятий человеческого и капиталистического, которое станет основным идейным и композиционным принципом построения многих произведений поэта до революции. В собственническом мире оказываются извращенными все человеческие понятия и чувства, все превращено в «вещь», которую можно продать и купить, но в трагедии «Владимир Маяковский» это противопоставление человеческого и собственнического ограничено ситуацией трагического противостояния одинокого поэта мещанской толпе. Однако тема искусства, поэта и толпы уже сопрягается в трагедии с темой ответственности художника перед историей и человеком за все, что происходит на земле, с темой революции. Поэт - герой трагедии - заявляет о прямой связи своей судьбы с судьбами всех изуродованных горем людей:

Я - поэт, я разницу стер

между лицами своих и чужих.

Мысль Маяковского о том, что искусство должно быть защитником обездоленных, а поэт - рупором их страданий, воплощена в сюжете трагедии, в ее поэтических образах (женщина со слезинкой, женщина со слезой, человек без головы и др.).

Поэт берет на себя всю тяжесть горестной человеческой ноши. Трагедия героя в том, что он не знает путей в будущее. Облик будущего в представлениях поэта еще не определен, хотя он чувствует, что над городом нависает призрак «криворотого мятежа».

По жанру «Владимир Маяковский» не пьеса, а монологическая лирико-философская поэма. В монологах героя поэт высказал свои мысли о человеке и мире, персонифицируя их в условных, фантастических образах (горе персонифицируется в образе слезинки, слезы, слезищи, уродующая сила капитала - в образе человека без ноги, без глаза). В фантастических образах Маяковского отразились социальные тенденции его творчества - неприятие окружающего мира, протест против «вещных» отношений, калечащих людей.

Трагедия «Владимир Маяковский» была поставлена в декабре 1913 г. в театре «Луна-парк» в Петербурге. Заглавную роль исполнял сам Маяковский. Демократические круги русской интеллигенции одобрительно отозвались о пьесе, ею заинтересовался А. Блок. Символистская же критика отнеслась к ней отрицательно, футуристы остались недовольны пьесой, отметив, что Маяковский отошел от декларированных футуризмом поэтических принципов «самовитого слова», подчинил его содержанию; короче говоря, недостаток пьесы они усматривали прежде всего в общественном звучании произведения. С этого момента литературные спутники Маяковского - футуристы все более критически относятся к усиливающейся социально-политической направленности его творчества.

В годы Первой мировой войны неприятие Маяковским буржуазного миропорядка, его социальных и нравственных установлений приобретает еще большую политическую определенность. В конце 1914 г. он пишет фельетоны, публицистические статьи о новых задачах искусства, резко отрицательно относится к шовинистическим, милитаристским мотивам буржуазной поэзии («Не бабочки, а Александр Македонский»), требует отражения в искусстве чувств и мыслей демократических масс, призывает «сказать о войне» правду. «Чтобы сказать о войне, - решил тогда поэт, - надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности» («Я сам»).

Непримиримо-отрицательное отношение Маяковского к войне как к народному бедствию выразилось в его стихах «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер». По-новому звучит теперь в стихах Маяковского и тема человека, поэта, искусства («Я и Наполеон», «Вам, которые в тылу!»). Предельным выражением общественного и нравственного уродства буржуазного мира предстает в сознании поэта война-бойня. Об изменениях, происходящих в социальных и эстетических взглядах поэта, свидетельствует гневный стихотворный памфлет «Вам!» (1915). Тема отношений поэта и буржуазно-мещанского общества разрабатывается в нем в формах резко заостренного социального обличения: Трагический пафос ранних стихов сменяется в памфлете неслыханной резкостью обличения. Вызов Маяковского буржуазному миру стал активным антивоенным, антибуржуазным протестом, призывом к демократической массе не отдавать жизнь в угоду тем, кто наживается на народном горе. Эти изменения в социальных и эстетических взглядах поэта были связаны с изменениями в общественной психологии самих демократических масс страны - с развитием революционного движения в тылу и на фронте.

      А вы могли бы?

      Я сразу смазал карту будня,
      плеснувши краску из стакана;
      я показал на блюдце студня
      косые скулы океана.
      На чешуе жестяной рыбы
      прочел я зовы новых губ.
      А вы
      ноктюрн сыграть
      могли бы
      на флейте водосточных труб?

      Послушайте!

      Послушайте!
      Ведь, если звезды зажигают -

      Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
      Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

      И, надрываясь
      в метелях полуденной пыли,
      врывается к Богу,
      боится, что опоздал,
      плачет,
      целует Ему жилистую руку,
      просит -
      чтоб обязательно была звезда! -
      клянется -
      не перенесет эту беззвездную муку!
      А после
      ходит тревожный,
      но спокойный наружно.
      Говорит кому-то:
      «Ведь теперь тебе ничего?
      Не страшно?
      Да?!»
      Послушайте!
      Ведь, если звезды
      зажигают -
      значит - это кому-нибудь нужно?
      Значит - это необходимо,
      чтобы каждый вечер
      над крышами
      загоралась хоть одна звезда?!

      Люблю
      (Отрывок)

      Пришла -
      взглянув,
      за рыком,
      за ростом,
      деловито
      разглядела просто мальчика.
      Взяла,
      отобрала сердце
      и просто
      пошла играть -
      как девочка мячиком.
      И каждая -
      чудо будто видится -
      где дама вкопалась,
      а где девица.
      Да этакий ринется!
      Должно, укротительница.
      Должно, из зверинца!»
      А я ликую.
      Нет его -
      ига! -
      От радости себя не помня,
      скакал,
      индейцем свадебным прыгал,
      так было весело,
      было легко мне.

      Стихи о разнице вкусов

      Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
      «Какая гигантская лошадь-ублюдок ».
      Верблюд же вскричал: «Да лошадь разве ты?! Ты
      просто-напросто - верблюд недоразвитый».
      И знал лишь бог седобородый,
      что это - животные разной породы.

      Прощанье

      В авто, последний франк разменяв. -
      В котором часу на Марсель? -
      Париж бежит, провожая меня,
      во всей невозможной красе.
      Подступай к глазам, разлуки жижа,
      сердце мне сантиментальностью расквась!
      Я хотел бы жить и умереть в Париже,
      если б не было такой земли - Москва.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте произведения В. В. Маяковского, написанные в первые годы революции, подготовьте одно из них или отрывок для чтения. На что обращает Ваше внимание поэт?
  2. Корней Чуковский считал, что основной нерв ранней поэзии Маяковского - боль и протест против буржуазной действительности. Где мы находим подтверждение этому?
  3. Ранние произведения Маяковского особенно богаты гиперболами, развернутыми метафорами, неологизмами. Приведите примеры использования этих художественных средств и подумайте, чего достигает поэт с их помощью. Зачем понадобились Маяковскому новые рифмы, ритмы?
  4. Как Вы понимаете слова самого Маяковского о творчестве поэта: «Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий...»?
  5. Какие стихотворения и пьесы Маяковского, известные Вам, направлены против бюрократизма, взяточничества, других зол современного общества?
  6. Почему Маяковский так много выступал с чтением своих стихотворений?
  7. В чем смысл стихотворений «Послушайте!», «Стихи о разнице вкусов» и «Прощанье»?

Обогощайте свою речь

  1. В чем проявилось новаторство Маяковского? Подготовьте развернутый ответ, используя рассказ о поэте и разделы «Как работал В. В. Маяковский», «В творческой лаборатории В. В. Маяковского», «Работа слова», «Словотворчество».
  2. Назовите неологизмы поэта из прочитанных Вами стихотворений. Включите два-три из них в предложения собственной конструкции.

В. Маяковский принадлежит к удивительной плеяде величай­ших поэтов XX века, среди которых были и А. Блок, и С. Есенин.Именно Маяковского с его смелыми, решительными, призываю­щими к действию стихами называют «певцом революции», но он как поэт сформировался еще до октябрьских событий, и поэзия, созданная им до революции, не менее интересна и значительна, чем послереволюционная.

ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Становление Маяковского как поэта началось в 1910 году с его сближения с футуристами. Футуристическая эстетика на первых порах наложила отпечаток на произведения молодого поэта - в них много бравады, откровенного эпатажа, нарочитого словесного экспериментаторства.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

И все же даже в ранних стихах Маяковского нет культа «само­ценного Слова», который декларировали футуристы и сам Мая­ковский: «Цель поэта - слова». Можно сказать, что эксперимен­ты раннего творчества поэта - это поиски новых выразительных средств для передачи авторских мыслей, чувств, изображения самой жизни.

Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!

Уже в ранних стихах проявляется талант молодого поэта: жиз­ненная наблюдательность, творческая власть над словом. В произ­ведениях, написанных в этот период, выражено острое чувство тре­воги, охватившей душу человека в капиталистическом городе (цикл «Я», «Из улицы в улицу», «Адище города»), звучит ощущение тра­гического одиночества, чуждое футуристам, воспевающим грохот и динамику городских улиц.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.

В последующие годы в творчестве поэта нарастают не только трагические мотивы, но прежде всего чувство ненависти и гнева, протеста против существующей реальности, что наиболее ярко проявилось в поэме «Облако в штанах», которую Маяковский считал программным произведением своего предреволюционно­го творчества.

златоустейший, чье каждое слово душу новородит, именинит тело, говорю вам:

мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал!

Поэма «Облако в штанах» явилась вершиной его романтичес­кой поэзии, в ней звучит и глубокая вера в человека, в его творчес­кие возможности.

солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи!

О раннем Маяковском Горький сказал: «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт. Боль­шой поэт…»

Важное место в творчестве Маяковского 1914-1917 гг. занима­ют произведения, выражающие его активный протест против им­периалистической войны, ее ужасов и бессмысленности. Несмотря на это, еще сильнее в стихотворениях поэта звучит надежда на при­ход нового «свободного человека».

В сатирических произведениях этого периода поэт беспощад­но обличает ненавистный ему мир «жирных», неправедных судей и продажных критиков («Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн судье»).

Таким образом, творческий путь Маяковского, приведший его к восторженному приятию революции 1917 года, был сложным и интересным. В истории поэзии творчество Маяковского стало по­воротным пунктом к новому направлению - социалистическому реализму.