Как праздновать именины. Что такое именины и день ангела: в чем разница и как их праздновать

Как праздновать именины. Что такое именины и день ангела: в чем разница и как их праздновать

В последнее время этот светлый и добрый праздник вновь обретает былую популярность и становится для россиян неотъемлемой и чистой традицией. Однако как именно следует отмечать этот день, знает далеко не каждый и именно поэтому мы решили рассказать вам о том, какие обряды связаны с этим светлым днем.

День ангела или именины - это один из самых значимых христианских праздников, посвященных памяти небесного покровителя, который призван оберегать нас на протяжении всей нашей земной жизни. Именно поэтому этот день имеет огромное значение для истинно верующих в значимость и силу святых, которые в момент крещения становятся для нас неусыпными ангелами-хранителями.

Стоит отметить, что в последнее время этот светлый и добрый праздник вновь обретает былую популярность и становится для россиян неотъемлемой и чистой традицией. Однако как именно следует отмечать этот день, знает далеко не каждый и именно поэтому мы решили рассказать вам о том, какие обряды связаны с этим светлым днем.

День ангела - что это такое?

Днем ангела в православии считается день, в который принято поминать определенных святых. В момент таинства крещения у человека появляется свой покровитель, именем которого его и нарекают. В давние времена день рождения и день ангела всегда совпадали, поскольку тогда имена давали сугубо по Святцам или месяцеслову. То есть при появлении малыша на свет ему всегда присваивалось только то имя, которое носил Святой, чей памятный день приходился на дату рождения ребенка.

Сегодня ситуация немного изменилась и мало кто из нас обращается к Святцам: в большинстве случаев молодые родители называют детей, руководствуясь своими личными предпочтениями. Именно поэтому в наше время день ангела и день рождения совпадают крайне редко.

Праздничная трапеза

Обычай отмечать день ангела появился в России более шести веков назад и вплоть до 1917-го года этот праздник всегда широко отмечали в каждой семье. Как правило, по утро именинник отправлялся в ближайшую церковь, читал молитву своему Святому, а вечером вся семья и приглашенные гости собирались за накрытым столом.

Среди разнообразных блюд русской кухни на именины готовили только ту пищу, которая была с начинкой. Мясные пироги и вареники, блины с мясом и творогом, караваи и расстегаи - все эти яства считались непременным атрибутом праздничного стола, которыми чествовала семья именинника всех своих гостей. Однако если день ангела приходился на время Великого поста, то в таком случае праздничная трапеза включала в себя исключительно постные блюда, или же вообще переносилась на первую неделю после праздника Пасхи.

Подарки для именинника

Как и в любой большой праздник, на день ангела имениннику всегда преподносились подарки. По традициям христианства презент обязательно должен иметь религиозную принадлежность, то есть на свое усмотрение вы можете выбрать какую-либо икону или религиозную книгу. Однако в последнее время также допускается вручение и других вещей, сопутствующих основным подаркам религиозного характера.

Не стоит забывать и том, что помимо презентов в день ангела также принято преподносить и цветы. Это может быть небольшой букет сирени, гиацинтов или тюльпанов, главное чтобы ваши цветы смогли поднять настроение имениннику и напомнить ему о значимости этого дня.

Кстати, традиция дарить цветы на именины зародилась еще несколько веков назад. Тогда в теплое время года именинников было принято одаривать дикорастущими полевыми цветами. Ромашка, васильки, ландыши, маки - охапки эти цветов сопровождались искренними поздравлениями и украшали дом одаряемого в течение нескольких дней. Тем же, кто отмечал день ангела в холодное время года, по традиции вручали засушенные букеты из колосков, в знак пожелания долголетия и доброго здравия.

Конечно, за столь длинный период времени празднование именин несколько изменило свой характер. Так на смену незатейливым букетам из полевых цветов пришли новомодные фигурки из цветов в виде ангелочков, вместо обязательного посещения церкви сегодня предпочитают пышные ресторанные застолья, а о молитвах за наших Святых вообще мало кто знает… Но несмотря на все эти веяния нашего времени, день ангела по-прежнему имеет колоссальное значение в христианском мире, поэтому давайте не будем забывать о наших традициях и в день именин постараемся выполнить все то, что предначертано нам многовековыми обычаями Православной веры.

Православная Христианская Церковь, кроме общецерковных праздников, которые отмечают все верующие люди, определяет для каждого свой личный, а потому и по-особому дорогой праздник – день Ангела или именины.

В этот день Православная Церковь проводит празднование в честь святого, имя которого наречено нам при крещении и которое мы носим.

В наше время к моменту совершения Таинства Крещения имя крестящегося обычно уже выбрано его родителями. И поскольку церковное в честь одного из святых угодников Божьих, нужно выбрать святого, носившего такое имя, особенно в тех случаях, когда их несколько. Для этого в церковном календаре определяется самый ближайший день празднования в честь святого с таким именем, следующий после дня рождения крестящегося. И далее, на протяжении жизни верующего, именно этот святой будет его небесным покровителем, а день памяти этого святого станет днем Ангела или именинами новокрещенного. По этому же правилу можно узнать свой день Ангела в том случае, если крещение совершалось в детстве, и сегодня вы не помните своего святого покровителя. Однако чтобы не ошибиться, лучше всего обратиться к священнику храма с просьбой указать вашего святого и точно определить дату именин. Сегодня во многих православных храмах выписывают свидетельства, подтверждающие совершение Таинства Крещения, с указанием даты дня Ангела и святого покровителя.

В некоторых случаях с выбором имени святого покровителя могут возникать трудности . Это происходит, если имени крестящегося нет в святцах Православной Церкви. В качестве примеров можно привести такие распространенные имена как Станислав, Эдуард, Светлана и Виктория. Иногда такие затруднения решаются подбором аналога на другом языке. Светлана в этом случае может быть наречена Фотинией, от греческого «фотос», что означает свет, а Виктория – Никой, от сочетания латинского «виктория» - победа и греческого «ника» – победа. В других случаях, как правило, подбирают церковное имя крестящемуся, наиболее близкое по звучанию к уже данному гражданскому имени. Обычно такой выбор делают родители крестящегося или он сам.

В большинстве случаев произношение церковного имени нареченного при крещении и применяемого в обиходе гражданского отличаются по своему звучанию. Так, Ивана нарекают Иоанном, Федора – Феодором, Сергея – Сергием, с ударением на первом слоге. Поэтому необходимо знать и помнить что, приступая к таким церковным обрядам, как Таинство Исповеди и Причащение, следует называться именно церковным именем, а не гражданским.

Наречение именем святого может быть совершено только священником Православной Церкви, который благословляет крестящегося и перед Таинством Крещения читает над ним особую молитву. Имя, которое дается при крещении, будет именем человека перед лицом Господа на протяжении всей жизни, до той самой поры пока он не последует в вечность.

Как праздновать день своего святого

Следует четко понимать, что именины не являются днем рождения в светском понимании этой традиции. День ангела – это день памяти вашего небесного покровителя, день празднования святого, а не событие, посвященное вашему рождению. В прежние времена на Руси день рождения не праздновался вообще, а отмечали только именины. В такой день верующие старались обязательно посетить службу в храме, исповедаться и причаститься.

Для верующего человека день Ангела – это особенный день. Праведный Иоанн Кронштадский говорит о том, что верующий человек празднует день своего святого покровителя здесь, на земле, для того, чтобы наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом... Дни рождения и наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно... богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

На день Ангела имениннику дарят подарки. Эти знаки внимания могут быть самыми разнообразными. Сегодня в храмах можно приобрести очень хорошие поздравительные открытки с днем Ангела. Тексты в них примерно такого содержания: «Примите мои самые искренние поздравления с Днем Вашего Ангела. Желаю Вам всего самого лучшего и молю Господа о мирном течении Вашей жизни, Вашем долгоденствии и добром здоровье по молитвам Вашего святого покровителя». К таким поздравительным открыткам можно прикладывать и другие подарки самого различного содержания.

Конечно же, именины не обходятся без праздничного дружеского застолья. Однако следует помнить, что если ваш день Ангела приходится на постный день, то и угощение на столе должно соответствовать посту. Во время Великого поста именины, приходящиеся на будний день, переносят на ближайшую субботу или воскресенье, а лучше будет, если застолье по этому поводу будет перенесено вообще на Светлую седьмицу. Дни «малых именин» не будут в этом случае столь торжественны, но посещение храма в этот день все равно является обязательным. В храме молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен думать прежде всего об исправлении собственного сердца и собственной жизни, а уже после этого стремиться подражать им. Ибо написано: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16)».

Однако этот светлый для верующего человека праздник не должен быть отмечен только застольем. В день именин следует обязательно посетить храм, при этом заранее духовно приготовившись к такому посещению. Нужно заранее духовно настроить себя на чистое общение со своим святым покровителем, имя которого вам дано при крещении. Во время пребывания в храме следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Придя из церкви, нужно некоторое время посидеть в тишине и осмыслить то общение, которое было у вас с вашим святым в храме.

Святой праведный Иоанн Кронштадский говорит о том, что те, кто молится Божией Матери, должны стремиться подражать Ее невообразимой чистоте, смирению, терпению и преданности воле Божией. Те же, кто молится ангелам, обязаны помышлять о духовности и горнем житии, отрицая постепенно плотские страсти. И должны они молиться о пламенной любви к Богу и ближнему своему. Если же люди молятся святым, то должны они подражать их любви к Богу и призрению суетных мирских благ, воздержанию, нестяжанию и терпению. Иначе молитва будет простым сотрясением воздуха.

В Православном исповедании говорится о том, что во время молитвы мы призываем святых, быть посредниками между нами и Богом. Мы просим их о том, чтобы они молили Его за нас, и обращаемся к ним как к нашим друзьям, которые служат Ему, прославляют Его и поклоняются Ему. Мы просим помощи святых не в их собственной силе, а молим о ходатайстве их за нас перед Богом о ниспослании благодати на нас. Обычно мы не отдает святым Божеской чести, но молимся им как братьям нашим и друзьям, чтобы они испросили нам помощи Божией и ходатайствовали за нас перед Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит нам о том, что молитвы, обращаемые к святым, имеют великую силу, но только в том случае, когда мы сами искренне раскаиваемся в грехах наших и исправляемся. Потому что верующий человек должен, прежде всего, сам быть искренним, и только потом просить помощи у святого, который чистой душе откроется намного быстрее. Следует всей душой стремиться к тому, чтобы молитва в нашем сердце звучала искренне. Только в этом случае обращение наше будет услышано.

Которое наложено человеку при крещении, он носит всю жизнь. С этим именем он переходит в вечность, и это имя упоминается Церковью при вознесении молитв об упокоении души. Даже если родители дали ребенку имя, не упоминаемое в святцах Церкви, то при крещении выбирается созвучное ему имя православное. В этом случае во всех поминальных записках следует указывать то имя, которое дано при крещении.

Святой Феодор Едесский пишет о том, что Господь дает каждому из нас двух ангелов. Один из них – это наш Ангел хранитель, который защищает нас от зла, несчастий и помогает делать добро. Другой – это святой угодник Божий, который ходатайствует за нас перед Господом и молится за нас. Это его имя мы носим. Его молитвы быстрее приемлет Бог, потому что они более достойные, чем наши, грешные.

Верующий христианин должен хорошо знать житие своего святого покровителя. Обязан в своем доме иметь его икону и молиться ему. Самая простая молитва здесь: «Моли Бога обо мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». Читать ее следует утром и перед сном. Кроме молитвы-тропаря хорошо еще выучить молитву-кондак. Это короткое молитвенное православное песнопение, где кратко изложено историческое или догматическое значение отмечаемого лица и празднуемого события. Всей своей жизнью православный человек обязан показывать, что он достоин имени своего святого покровителя. Об этом преподобный Амвросий Оптинский сказал: «По имени твоему и житие твое да будет».

В день Ангела, приходя в храм Божий, мы обращаемся ко всем святым с искренней просьбой о том, чтобы они молились за нас перед Господом, но больше других мы должны просить об этом того святого, чье имя носим. Именно он любит нас больше других, именно он спешит нам на помощь в случае нужды, и именно поэтому мы должны обращаться прежде всего к нему.

В день Ангела мы просим у Бога об исполнении нашего моления и делаем это, пользуясь братской помощью нашего святого покровителя. И он всегда поддержит и поможет нам.


Рассуждает иерей Андрей Чиженко.

Один батюшка праздновал свой день рождения, который совпадал также с именинами. По завершении Божественной литургии в этот день он вышел на солею, где собрались священники-собратья и прихожане поздравить его с личным торжеством. Батюшка с лицом, сияющим радостью, воскликнул пасхальною стихирою: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»…

И действительно, день рождения человека и именины – это его личная малая Пасха, личное воскресение. И все окружающие, близкие, любящие его люди сорадуются вместе с ним. Ведь родилась целая вселенная, Бог сотворил по неизреченной любви целый микрокосм по образу и подобию Своему.

Иногда задают вопрос: «Зачем Творец создавал грешников, если Он знал, что им все равно предстоят адские муки?» Ответ, мне кажется, такой: адские муки все равно лучше, чем небытие. Что может сравниться с тем, что человеческая душа осознает себя личностью, индивидуальностью и наслаждается бытием?

Потому, конечно же, день рождения – это особенный день, когда мир стал лучше, краше, добрее, потому что в нем появилась еще одна уникальная личность – ТЫ.

Почему самоубийство самый тяжкий грех? Потому что жизнь человеческая – это чудо. Это огромное Божье чудо! И испытывать к ней отвращение, ненависть, желание разрушения и возвращения в небытие – то же самое, например, что испытывать отвращение к мотыльку, к прекрасному малиновому закату или нежно-розовому рассвету. К самому Богу. К любви.

День рождения человека – это как рождение сверхновой сияющей звезды!

В нем выражена огромная Божественная любовь, создавшая из небытия совершенно уникальный организм, которому нет ни одного аналога.

И, конечно же, главное чувство, которое мы должны испытывать в день рождения, – это чувство благодарности к Богу, нашему Творцу, к своим родителям и к жизни.

И лучше всего выразить эту благодарность Богу можно поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин на Литургии. Отслужите благодарственный молебен. Его кульминация: когда священник перед престолом Божиим воздевает руки вверх (это всегда один из самых трепетных и в то же время самых напряженных моментов любого богослужения) и торжественно возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков». И в этом праздничном, исполненном благоговейной любви возгласе есть что-то бесконечно детское и нежное, обращенное к любимому Отцу небесному. Оно сродни возгласу на утрене: «Слава Тебе, показавшему нам свет». И действительно, Бог показал нам свет.

Можно прочитать специальную молитву, которая называется «Молитва в день рождения». Молитвословие оканчивается прекрасными и нужными словами, в которых именинник просит: «Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь». И если мы от чистого сердца попросим Божьей помощи в нашей жизни, то, конечно, Господь пошлет нам Свою благодать.

Подобным образом можно встречать и день своего тезоименитства, или именины, т. е. день памяти того святого, в честь которого вас назвали перед Таинством Крещения.

Церковнославянизм «тезоименитство» («тезица» – равно, одинаково) обозначает одинаковые имена, или названные одним именем. Этот святой является вашим небесным покровителем, и он вечно ходатайствует и молится у престола Божия за спасение вашей души. А также ведет и помогает вам в земной жизни. Именно потому Церковь рекомендует каждое утро после совершения молитвенного правила молиться также и своему святому хотя бы кратко: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В именины, мне кажется, полезно прочитать также и акафист своему святому небесному покровителю. Именины часто называют днем Ангела. В церковном богослужебному году есть два дня, когда все православные христиане празднуют свои именины и день Ангела – это Неделя Всех святых, празднуемая в следующее воскресенье после Дня Святой Троицы и 21 ноября (н. ст.) в День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Также в именинах есть еще один положительный момент – мы вспоминаем день своего духовного рождения – тот день, когда над нами было совершено Таинство Крещения. Ведь молитва наречения имени (в Требнике «Молитва, во еже назнаменати отроча…») читается именно перед ним.

В конечном счете нужно понять, что каждый день нашей жизни Господь несет нас на руках. Он заботится об атмосфере, о хлебе насущном для нас, о нашей безопасности и ограждении от злых духов и многом другом, чего мы даже не понимаем еще.

И счастлив тот человек, жизнь которого станет гимном, хвалебным псалмом-славословием Богу – нашему любящему Отцу. Такой человек, по сути, просит у Господа только одного: чтобы самому по собственному произволу не вырваться и не упасть из Его теплых ладоней, но оставаться в них, полностью предавшись воле Божией. Ведь Господь несет нас в еще большее блаженство – в новый горний град Иерусалим, где не будет ни боли, ни слез, ни отчаяния, но «чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца» (см. Откр. 22:1).

Потому сотворенные из небытия для вечной жизни начертаем с Божьей помощью в сердцах своих эти великие и прекрасные слова: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

И пусть эта воистину пасхальная радость будет зажжена в сердце каждого именинника!

Иерей Андрей Чиженко

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела? Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Человек по своей природе двусоставный, поэтому он рождается дважды: телесно и духовно: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 6). Без духовного рождения невозможно увидеть Царствия Божия. Но и духовное рождение невозможно без телесного. Поэтому день рождения для христианина – значимое событие. У людей неверующих день рождения сводится к поздравлению, подаркам и застолью. Очевидно, что это нужно. Однако на первом месте должно быть благодарение Богу, даровавшему в этот день бесценный дар жизни.

«Жизнь дана нам именно для приготовления к вечности, и подумать о вечности, остановиться на ней подольше своим размышлением всего естественнее и подручнее в день рождения и в день ангела: в эти дни вы и в церковь ходите – благодарить Подателя жизни за дар жизни, и родных и знакомых своих соберите (кто имеет достаток) – чтобы с друзьями своими возвеселиться. Это дни особенные, нарочитые в вашей жизни; для того и празднуются они, чтобы благодарить Господа Бога за дар бытия, особенно за дар будущей жизни, которую Он приуготовил, чтобы, празднуя в радости с своими родственниками, друзьями, знакомыми день своего рождения или ангела (заметьте, мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки <…> Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» (Иоанн Кронштадтский, святитель. Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).

В этот день можно заказать в храме благодарственный молебен или дома помолиться.

Тропарь, глас 4-й

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Слава и ныне:

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

В день именин, кроме благодарения Богу, принято читать молитвы своему святому покровителю, память которого в этот день Церковь празднует. Если молитву найти не удается, то – своими слова. Самое главное – теплота и искренность. Надо постараться в этот день причаститься Святых Таин.

Оглавление

Потеря традиции

Наверное, многим из нас была знакома такая картина: день рождения, вносится праздничный торт со множеством свечей и все гости поют: «Как на чьи-то именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ширины… Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…».

Эти незамысловатые слова детской песенки, которую еще и по сей день можно услышать на праздновании дня рождения, напоминают нам о позабытой традиции празднования именин.

Что же это за праздник?

Часто именинами называют день рождения человека, считая, что это одно и то же. На самом деле это не так, хотя в старину (а часто и в наши дни), выбирая имя для новорожденного, было принято называть детей именем того святого, почитание которого выпадало на день рождения ребенка. Таким образом, считалось, что ребенок будет под покровительством этого святого, а день рождения действительно совпадал с именинами.

Именины - это день памяти святого, чьё имя было дано человеку при крещении. Иначе сказать, это День Ангела, день памяти своего небесного покровителя, дня святого, имя которого мы носим.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир.

Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников, например.
Но именно при Крещении мы получаем свое церковное имя, с которым подходим к Таинствам Православной Церкви, с которым мы и отходим в вечность.

Это имя не всегда может совпадать с тем именем, которым нас назвали родители. Например, Анджела - это «паспортное», светское имя, которое родители по сентиментальным побуждениям дали малышке, а Ангелина - церковное имя, принятое при Крещении в честь прославленной Церковью преподобной жене - т. е. сербской королеве, ставшей монахиней.

Но как быть, если мы носим «приличное» православное имя, но крестили нас давно и неизвестно в честь кого? Как нам определить своего святого?
Если неизвестно, имя какого из одноименных святых мы носим, то согласно традиции, следует считать «своим» того святого, чья память в календаре приходится на сам день рождения или следует за днём рождения. Поэтому, несмотря на большое количество дат именин для некоторых имен, у каждого конкретного носителя имени могут быть всего одни именины в году, которые определяются датой его дня рождения. Хотя это и не мешает молитвенно отмечать и другие дни памяти своего святого Причащением святых Христовых Таин и благолепным застольем в кругу семьи.

Также в православном календаре существуют несколько дней в году, когда именины бывают всеобщими. Это, например, Неделя памяти всех святых (первое воскресенье после Дня Святой Троицы), и Неделя всех русских святых (второе воскресенье после Дня Святой Троицы), если мы носим имена русских подвижников благочестия.

Но в наши дни детей редко называют в честь святых, имя которых празднуется в день Крещения. Поэтому именины часто становятся отдельным праздником и их можно назвать духовным днём рождения, вхождения в Православную при особом покровительстве святого, имя которого ты носишь.

Это особенная греко-русская традиция, которой не знают, например, грузинская и болгарская православные церкви. Там человека называют не именем святого, а традиционными национальными именами, имеющими то или иное определенное положительное значение.

Тем более надо бы нам, жителям Великой России, ценить этот редкий обычай и возможность иметь, помимо ангела-хранителя нашего, еще и особого молитвенника за нас на Небесах перед Престолом Всевышнего. Надо бы повсеместно восстанавливать этот семейный и духовный праздник, как нить благородного преемства связывающий нас с благочестивыми обычаями многих поколений наших прославленных предшественников.

Надо бы, да не ценим. Казалось бы, в семье с празднованием именин появляется дополнительный к дню рождения праздник. Есть повод собраться за праздничной трапезой всей семьей, пригласить родных и близких, подарить и получить подарки, повысить культурный уровень семьи и приготовить программу торжеств - стихи, песни и пр.

Но… с сожалением приходится признать, что даже вечная склонность наших соотечественников праздновать всё что угодно, не «сработала» в этом случае, и истинная традиция празднования именин среди невоцерковленных россиян почти утеряна.

Мало того, при этом само понятие именин обросло целым ворохом суеверий, предрассудков и просто глупостей.

Например, рассуждают о «магии имени». Дескать, как и в честь кого назовут, так и проживешь.

В подрастерявшем за последние десятилетия веру народе считается, что если человека назвали, например, в честь великомученицы - будет всю жизнь мучиться и т. п., если преподобного - быть человеку бедным и так далее. А вот уж если в честь царя или великого князя - судьба малыша просто обязана быть блестящей, хоть и не делай для этого ничего! И листает лихорадочно будущая мама вместе с «опытными» родственниками православный календарь, читает краткие жития святых и с ужасом видит, что судьба её чаду уготована просто «катастрофическая»! Потому что то, что мы желаем себе и своим детям, резко отличается от того, что предлагает нам и что воплотили в своем жизненном подвиге многочисленные святые, имена которых мы, недостойные и ленивые, носим.

Как будто есть в православном календаре святые, жизнь которых «не годится» нам, дерзающим называть себя православными?! Как будто не к Богу ведет подражание жизни любого святого, в том числе и своего небесного покровителя?!

Хоть и называем мы себя православными, и дружно презираем иноверцев и сектантов, но как же отличаются наши личные, собственные ценности от церковных!

Чего желает большинство из нас? На словах да, конечно, Царства Небесного. А на деле?

Нам бы побольше денег и счастья, а «Царство Небесное» приложится нам! Святости же мы недостойны, зато вполне, по собственному мнению, достойны благ земных.

Так вот отличие святых от нас не в особом устроении организма и свечении вокруг головы, а в том, что святые думали преимущественно о том, как бы в их жизни было «побольше Бога»!

Нам бы тихой и спокойной смерти, и ради этого мы готовы к вечным компромиссам со своей совестью, а святые не боялись идти на смерть, лишь бы только не отречься от Бога.

Мы боремся за свою правду всеми правдами и неправдами, а святые боролись за Правду Божию, а свои нужды и свою правду постоянно оставляли «на потом».
Конечно, имя оказывает определенное влияние на жизнь человека, дает ему некоторые жизненные ориентиры. Но это влияние никогда не заменит дар свободной воли человека, возможность самому устраивать свою жизнь и самому искать пути богообщения.

При всем разнообразии путей святости в христианстве подвиг всех святых по сути одинаков - они возлюбили больше Бога, чем суету этого мира. Не все они отказались полностью от «благ земных», но все они имели правильную иерархию ценностей - прежде всего Бог, Его Церковь, потом Отечество, семья, а уж потом и личные нужды.

Поэтому не столько наше имя влияет на нашу праведность или греховность, на нашу любовь к Богу и ближним, сколько наше личное стремление.

Будем искать Бога - станем подражать святым, именами которых нас назвали и тем прославим свое имя не суетной человеческой славой, а Славой Божией, Славой вечной. Если же будем искать только собственных удобств и наслаждений - все наши «царские» имена, в том числе и великое звание христианина, станут лишь нашим обличением и осуждением!

О значении имени в жизни человека

Конечно, имя в первую очередь служит простому различению людей. Но есть в наших именах и более глубокий смысл, несводимый к простой функциональности различения.

Действительно, имя неотделимо от человека. Оно индикатор нашей культуры, нашей веры, наших жизненных ценностей. Имя - спутник, который сопровождает каждого из нас на долгой дороге жизни.

В прошлом имя могло быть определенным социальным знаком и указывать на место в обществе. Сейчас ситуация изменилась и, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из привычного нам русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, таинственный смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя всегда было значительной составляющей частью личности человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя - хороший знак»). Удачно выбранное для человека или самим человеком имя становилось источником силы и процветания, стимулом для самосовершенствования. Наречение считалось высоким актом со-творения, то есть человеческим участием в тайне творения, призыванием на нового человека благодати Божией.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной. Более того, считалось, что сколько существует имен - столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу.

С произнесением имени обращались бережно, иначе жди неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить имя вождя. В других - практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо. Иногда даже называли дитя именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок слишком много плакал, то это так же приписывали неверно выбранному имени.

У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, не знающие имени дезориентированы, и не смогут найти младенца.

Существовал у язычников и другой вариант защиты ребенка от нечистых сил. При рождении родители специально давали малышу непривлекательные, отпугивающие имена, такие как Некрас, Нелюба и даже Мертвой, которые, по мнению наших языческих предков, отвращали невзгоды и несчастья. Отсюда и многие наши необычные, «некрасивые» фамилии, например Некрасов. Отсюда и вечная привычка «прибедняться», постоянно жаловаться на жизнь, скрывать своё истинное положение дел, чтобы не «накликать беду».

Имя человека в Древнем мире

Особенно, благоговейное отношение к имени, издревле было присуще человеку.
Общеизвестно, что в Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов.

Особым почтением пользовались имена фараонов - в иероглифических текстах их выделяли специальной рамочкой - «картушем». С огромным уважением египтяне относились к именам умерших - неправильное обращение с которыми, по мнению древних, наносило непоправимый вред потустороннему бытию усопшего.

Имя и его носитель составляли одно целое. Характерен египетский миф, по которому «бог» Ра скрывал свое имя, но «богине» Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь - имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются при взрослении. В античной Греции люди, становясь жрецами, отрекались от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море.

Условно говоря, отдаленные отзвуки этих представлений можно увидеть и в христианской традиции наречения новоначальных монахов иноческими именами, когда принявший монашеский постриг оставляет мир и свое прежнее мирское имя. В этом обычае запечатлено изначальное убеждение человека о необходимости кардинального изменения жизни при посвящении себя Богу вплоть до смены такой важной составляющей личности, как имени.
У многих народов запрещалось произносить имена языческих богов и духов, чтобы не привлекать их внимание, не впускать их разрушительное влияние в свою жизнь. Особенно опасно было называть злых духов, то есть «чертыхаться», и таким образом призывать «недобрую силу». До сих пор крайне неприлично для православного христианина является само употребление, особенно устное, слова «чёрт» и производных от него.

В этом есть определенный смысл. Если телесное существо не становится к нам ближе от произнесения его имени, то бесплотные силы, не имеющие четкого ограниченного пребывания и легко перемещающиеся в пространстве, через призывание их имени, быстро вступают с нами в контакт. И этот контакт, в случае общения с бесами, может быть для нас опасен. И наоборот, постоянное призывание в молитве Имени Божия вносит в нашу жизнь элемент освящения. На этом основана, например, практика непрестанного чтения Иисусовой молитвы, которая при правильном применении позволяет человеку достичь большой духовной высоты и богообщения.

Кстати, не во всех культурах называть Бога по имени считалось допустимым. Древние евреи из чувства особого благоговения не смели произносить Имя Божие: Ягве (Иегова) в Ветхом Завете - это «неизреченное Имя», священная тетраграмма (то есть сокращение из четырех букв), которую можно перевести как «Я есть Тот, Кто подлинно существует и является источником Своего существования «.

Согласно Библии переименования становятся знаком особого преображения, изменения цели существования. Так Господь дал особо значащие имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют «теофорными», то есть «богоносными». Так через свое личное имя человек таинственным образом приобщался к Богу.

Имя в Православии

В Православии мы дерзаем с благоговением призывать имя Божие, но помним, что недопустимо делать это всуе, то есть в пустых разговорах и клятвах.

Очевидно, что христианство, как проявление высшего религиозного опыта человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Это корениться в исповедании нашего Бога совершенной Личностью, Существом мыслящим, разумным. Поэтому, при всем понимании абсолютной неприменимости к Богу любых человеческих имен, мы с уважением относимся к тайне личности и к имени, являющимся отображением, символом этой тайны.

Тем более имя христианина отображает таинство неповторимой личности человека, вошедшего в Церковь Христову, оно предполагает личное общение с Богом. Именно в таинстве Крещения христианская Церковь принимает в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим, называя нового воина Церкви христианином.

«Имя Твое именуем…», поём мы в воскресном гимне, то есть называемся Твоим именем. Именно это имя - «христианин» связывало воедино христиан первых веков перед лицом гонений языческого Рима. При этом мученики даже отказывались называть судьям свои прежние имена, ассоциирующиеся с суетной языческой жизнью.

Как писал протоиерей Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Примечательно, что долгое время православные иконы освящались не особым молитвенным чинопоследованием, как сейчас, а надписанием имени Христа или святого, изображенного на доске и начертанием круглого нимба, характерного для наших икон. Для этого даже существовал специальный священнослужитель при храме святой Софии в Константинополе и краска с добавлением святой воды.

Конечная цель христианского подвига подразумевает стремление к святости, поэтому и все имена христиан - святы.

Тем более нарекая младенца или иного входящего в Церковь человека именем уже канонизированного святого, Церковь старается направить его на истинный путь спасения и богопознания: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни другого человека, освятилось его подвигом и молитвами. Поэтому естественно для носящего святое имя всегда хранить в себе образ жизни своего небесного покровителя, помощника и молитвенника и с благоговением почитать его икону и день его молитвенной памяти.

Но не всеми именами принято нарекать младенцем. Почтением к святым именам Господа и Богородицы объясняется то, что в православной традиции не принято давать имена «Иисус» и «Мария» в честь своих божественных носителей. Всех православных «Марий» до сих пор называют в честь св. Марии Магдалины, а редкое монашеское имя «Иисус» присваивается не в память Господа нашего Иисуса Христа, а ветхозаветного праведника Иисуса Навина.

Справедливости ради отметим, что многие канонические имена, естественно звучащие на греческом, например, языке, тоже вряд ли желательны для современных русских детей по причине их неблагозвучия, даже если они попадают на день рождения или крещения ребенка.

Такие примеры многочисленны: мужские - Варадат, Горазд, Евпроб, Екзуперанций, Епафродит, Иакисхол, Истукарий, Каздой, Кастрихий, Кукша, Мардарий, Медула, Мелхиседек, Павсикакий, Памфалон, Парфагапа, Примитив, Сасоний, Сосипатр, Соссий, Тиранн, Усфазан, Фармуфий, Худион, Хуздазат и другие. Женские - Андропелагия, Денеготия, Дросида, Екзуперия, Каздоя, Мартирия, Мастридия, Проскудия, Сосипатра, Феопистия, Хрисоплока, Христодула, Яздундокта и другие.

Родители должны помнить, что для их ребенка экзотически звучащее имя может стать тяжелым бременем, определяющим чрезмерную замкнутость или напротив, вынужденно агрессивный образ жизни. Поэтому при выборе неожиданно звучащего имени стоит проявить мудрость и осмотрительность, посоветоваться с родными и священником.

Как ласково звать малыша, нареченного, например, Гордием? «Горя» или «Гадя»?

***
Будет несправедливо вспоминая о имени Бога не упомянуть об одном важном моменте, связанном с этим именем.

Мы уже говорили о молитве Иисусовой, как о постоянном и благодатном повторении обращения ко Господу. В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение - имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием скрыто присутствие Бога, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя мыслилось как мост, соединяющий небесное и земное.

Это учение в крайних своих формах было официально осуждено Церковью, но, тем не менее, имяславцы успели оказать сильное влияние на русскую философию начала века. Например А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу «Философия имени», где дал глубокий анализ «мира как имени». Лосев пишет: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей».

Происхождение русского православного именослова

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху, то есть до X века.

Так же, как и в других культурах, причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными. Помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д.

Имена со славянским корнями прославляли солнце (Ярослав - славящий солнце, т.е. Ярилу), мир (Владимир - т. е. владеющим миром), свет, силу и прочие доминанты духовного мира дохристианских язычников.

Скандинавские имена (Ольга - Хельга) также напоминали их носителям о грозных силах природы, определяющих жизнь человека.

Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Например, равноапостольный князь Владимир принял в Святом Крещении имя Василий, однако широко известен он именно под своим прежним именем.

Помимо основного имени у людей часто бывали и прозвища, которые имели даже священники. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» и два крестильных имени (одно - явное, другое - потаенное, известное лишь духовнику).

Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен - в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские - Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских - есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Каждой дате месяцеслова соответствует празднование памяти тех или иных святых. Основание выбора даты могут быть различными: день кончины, канонизации, обретения мощей, посвящения храма и проч.

Формирование месяцеслова, начавшееся с первых веков христианства, продолжается и доныне канонизационными актами Православной Церкви.
Каноническое написание имен иногда подвергалось исправлению. Самые значительные исправления произошли во время реформы патриарха Никона в 1670-х годах.

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: в соответствии с общей кампанией по борьбе с религией во всех её проявлениях проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова.

Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит - и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. «Малентро», т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; «Даздраперма», т.е. Да здравствует Первомай, «Вилен» т.е. В.И.Ленин и т.д.).

Справедливости ради надо отметить, что процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории - здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Но, тем не менее, советская десакрализация имен сделала свое дело. И в наши дни мало кто из носителей имен даже великих святых что либо знает о своих небесных покровителях или в той или иной степени чтит их память.

Разделение звучания имени, его поверхностного смысла и смыслового наполнения, то есть благоговейного соотнесения своей жизни с жизнью святого, привело и к широкому заимствованию имен из других культур - западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д.

Имя перестало быть глубоким, стало носить лишь характер бирки. И хотя русское общество опять возвращается к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен. Конечно, не обошлось тут и без естественного стремления «массовых культур» к усреднению и стандартизации.

Старые традиции празднования именин

Как мы уже говорили, на Руси обычай давать второе - крещальное имя, восходит к X веку, ко времени Крещения Руси.

Несмотря на то, что день памяти своего святого с древности отмечался молитвой в храме и причащением святых Христовых Таин, что отражено и в различных летописях и даже Катихизисах, широкое празднование именин началось на Руси примерно с XVII века.

По обычаю, семья варила пиво, пекла имениннику калачи, караваи. С утра именинник с родными ходил в церковь, причащался, ставил свечи, прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя и заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. А вечером приходили гости, и устраивался праздничный ужин с песнями.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, более того, в 20-30-х годах празднование именин подвергалось официальному гонению.

Диавол лишен дара творчества, поэтому вместо создания чего либо собственного советская власть лишь извратили церковные обычаи. Вселенские соборы были спародированы съездами коммунистической партии, иконы - повсеместными портретами вождей, погребение - гражданской панихидой. Также и Крещение попытались заменить на особый ритуал - «октябрины» и «звездины», при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч.
Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Как и многие другие культурные традиции, последние десятилетия находилось в забвении, Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай».
Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д.

Обязанности крестных

Во время таинства Крещения младенец не может самостоятельно обещать оставаться верным Богу в течение всей своей жизни. Поэтому крещальные обеты дают за него его крестные родители. Эти люди (как правила совершеннолетние мужчина и женщина) должны быть достаточно воцерковленными людьми, искренне и осмысленно верующими.

В их задачу входит воспитание младенца в вере и благочестии, любви к Храму Божию. Они должны следить за регулярным причащением младенца, дарить на День Ангела подарки, иным образом участвовать в жизни семьи ребенка. Иными словами в лице крестных семья получает новых родственников по духу. Это родство может быть и крепче уз плотского родства.

Отсюда видно, какие высокие требования предлагает Церковь для крестных родителей. Но всегда ли мы руководствуемся этими требованиями при выборе крестных родителей для своих детей? Не часто ли крестными становятся случайные, практически неверующие люди, которые ни себе ни тем более наших детей не способны воспитать духовно и достойно?

Постоянно крестные забывают даже о том, что надо дарить подарки на день рождения, день Ангела и самое главное - при этом надо за крестников молиться, давать наставления в духовной жизни.

Родня, выбирая крестных, часто думает о материальной выгоде, совершенно не понимая, что крестный - это духовный наставник, который будет за ребенка молиться.

Но сегодня приходя крестить ребенка, мало кто интересуется, в честь какого святого назван ребенок, отсюда даже и не знают, когда у него День Ангела, когда отмечать именины, и как это делать.

О праздновании именин сегодня

Мы сегодня много говорим о возрождении семьи. Это насущная проблема, коренящаяся не только в финансовых и материальных трудностях. Очень важна духовная составляющая мировоззрения молодых людей, отнять которую сегодня так стремятся разномастные «борцы за права и свободу человека». Не секрет, что много детей в малообеспеченных семьях, а богатые люди презрительно предпочитают «не плодить нищету».

Необходимо напомнить обществу, что жизнь человека, зацикленная только на удовлетворение собственных потребностей, обречена на забвение, потому что не привита к вечности.

Необходимо осмыслить духовное значение нашей жизни, вернуть благодатный смысл нашим именам. И возрождение традиции праздновать крещенным людям именины - прекрасный повод, идеальный праздник для укрепления семьи, замечательная традиция, которую надо вспомнить и насаждать.

Ведь история семьи в отличие от истории нашего Отечества, пишется такими небольшими и неприметными вещами и событиями. Куда более мелкие традиции бережно хранятся и отмечаются в семьях. А это - повод самый торжественный, самый святой. Это особый детский праздник, своеобразный Новый Год ребенка. Уж куда лучше, чем мнимые и чрезмерно политизированные праздники 1 мая, 8 марта.

Если мы хоть по факту крещения признаем себя православными, то надо приучать ребенка с детства молиться своему святому, отмечать день памяти этих святых прилично случаю, благочестиво подражая нашим предкам.

В этот день обязательно надо причаститься, да и вообще взять за обычай всякое празднование и всякое доброе дело начинать молитвой в храме и причащением. А затем в удобное время собрать родных и близких за праздничным столом, за которым должно быть много веселья, но мало пьянства.

Бесценной семейной реликвией должны быть крещальная одежда и крестильный крестик, который надо бережно хранить всю жизнь.

Задумывались ли Вы, как много в жизни зависит от Вашего имени? Оно как зерно дается нам в надежде, что мы вырастем в меру наших славных предков или даже превысим их свершения.

Наше имя через употребление в Таинствах привязывает нас к вечности, если только мы осознаем это и стремимся своей жизнью это показать.

Наше имя свидетельствует о надежде на преображение нашей жизни, пока так далекой от данных нами при крещении обещаний.

Оно дает нам эти важные качества, определяет наши стремления и свершения. Оно звучит для нас с рождения всю жизнь. Оно часть нашей личности. Берегите его и почитайте Того и тех, в честь кого мы, христиане, названы.