Кто такой космополит и что означает космополитизм.

Кто такой космополит и что означает космополитизм.

Наверное, многие из нас когда-нибудь слышали такие слова, как «космополитизм», «космополит», но все ли правильно понимают их значение? В некоторых странах понятие данных терминов несколько искажено, в разное время по-разному воспринимался и истолковывался смысл этого мировоззрения. Что такое космополитизм? Об этом необходимо рассказать подробнее.

Значение термина

Значение слова "космополитизм" следует искать в греческом языке, где kosmopolites - это гражданин мира. То есть космополит - это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом. Помимо этого, космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Приверженцы космополитизма являются сторонниками идеи создания мирового государства, в котором будут стерты все границы, а национальные традиции и культура должны будут смешаться и раствориться в этом общем котле. Эти люди ставят интересы всего человечества выше выгод и интересов отдельных государств и наций, суверенитет которых они отрицают, а такие понятия, как патриотизм или национализм, и вовсе чужды космополиту.

Краткая история

Космополитизм - это мировоззрение, зародившееся еще в древности, когда политическая жизнь городов-государств того времени постепенно приходила в упадок, а философская мысль развивалась и предлагала новый взгляд на мир. Люди той эпохи, ранее бывшие гражданами городов, впоследствии утративших свою независимость, начинали осознавать себя частью империи и даже всего мира.

Некоторые историки считают отцом-основателем космополитического мировоззрения древнегреческого философа Диогена, который на вопрос о его происхождении отвечал: «Я - гражданин мира». В дальнейшем идеи космополитизма в той или иной степени воплощались в попытках создания всемирной монархии и даже в политике папской теократии. А множество мыслителей развивали и дополняли идею мирового гражданства своими взглядами и рассуждениями.

Борьба с космополитизмом в СССР

На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада». И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм - это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа. Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.

В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.

Космополитизм - это идеология будущего

Что бы там ни говорили, но космополитизм необязательно должен восприниматься в таких негативных оттенках, когда ему приписывают чуть ли не ненависть национальности, традициям, культуре и прочим проявлениям самобытности. Просто космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных. А в условиях сегодняшней глобализации и интеграционных процессов, которые неизбежны в современном мире, идеи космополитизма становятся все более актуальными.

Космополитизм - это когда человек переживает и думает не только за свою страну и народ. Космополит беспокоится за всю планету, ведь сколько бы народов ее ни населяло, какое количество границ ни было бы проведено, Земля является нашим общим домом.

кто такой космополит?

  1. Космополиты
    (биол.), виды, роды, семейства или более крупные группы животных или растений, обитающие по всему (или почти по всему) земному шару. Строго космополитических видов животных или растений, по-видимому, не существует. Примеры К. высшего ранга - семейства злаков, отряд воробьиных птиц. К. противопоставляются эндемики - растения или животные, встречающиеся только на ограниченной территории.
  2. Противоположность патриота - космополит ощущает себя человеком- гражданином Земли, без национальной и государственнойпринадлежности.
  3. КОСМОПОЛИТИЗМ (ОТ ГРЕЧ. KOSMOPOLITES - КОСМОПОЛИТ
    =======

    гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства - Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

  4. Космополит свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
  5. Наиболее часто этим словом называют людей, считающих, что западные ценности - самые правильные, а западное общество - наиболее свободным. Заблуждение - противовес ура-патриотизму, национализму.
  6. Гражданин мира

Это чрезвычайно модная в настоящее время философия. Точнее - образ жизни. Хотя почему бы и нет? Когда, как говорится, денег куры не клюют и есть возможность иметь, предположим, дом в Бостоне и квартиру в Москве, а заодно и виллу где-нибудь в Черногории. В этом случае - перед нами типичный представитель среднего класса.

Космополитизм, истоки и толкование

Итак, космополитизм. Возник он, разумеется, не сегодня. Корни этого явления уходят в глубокую древность, в античную Грецию. Началось все во многом с одного из самых чудаковатых философов античности - Диогена Синопского, яркого представителя философии кинизма. Про него рассказывали массу небылиц и анекдотов, хотя некоторые из них при внимательном прослушивании вовсе не кажутся смешными. И когда однажды Диогена спросили откуда он родом, то получили ответ: «Я гражданин мира». Так родилось слово «космополит». В сущности, оба слова, его составляющие, являются тоже греческими по происхождению.

Космосом греки называли мироздание, Вселенную, гармоничный порядок. Полис - город-государство. В политическом отношении Греция делилась на множество полисов, соперничавших друг с другом за верховную власть в государстве. В сумме как раз и получается - «мировой полис». Везде, где человеку хорошо, там и находится на данный момент его родина. И слово это пишется уже с маленькой буквы. Поскольку таких «родин» за всю жизнь человек меняет несколько. Всплеском космополитических настроений была отмечена деятельность итальянских гуманистов эпохи Возрождения и мыслителей Просвещения. В этом были своя историческая логика и положительное значение.

Например, благодаря космополитизму сурово осуждались любые проявления национализма и шовинизма. Действительно, ни одна нация, какой бы многовековой историей и культурным наследием она не обладала, не имеет права ставить себя выше всех других и диктовать с этой искусственной вершины свои условия остальным. Космополитизм послужил отправной точкой для возникновения интереса к культуре других стран и народов, поиску культурных универсалий. Так начался диалог культур, продолжающийся и по настоящее время, даже в условиях глобализации и превращения человечества в одну «большую деревню».

С другой стороны, увлеченность космополитическими настроениями приводит к значительному снижению чувства патриотизма и гордости за собственную страну. Ведь под национальными идеями не только совершались величайшие преступления, но и происходили освободительные революции. Через «малую Родину» мы приходим рано или поздно к осознанию своей страны как целого, как большого.

В Советском Союзе, где граждане воспитывались в духе преданности марксистским и ленинским идеям, где им надлежало постоянно демонстрировать свою верность строительству коммунизма и лично вождям, время от времени устраивались шумные погромные кампании против «безродных космополитов». Почему-то в эту категорию попадали лица еврейской национальности, тогда как именно евреям присуще особенно острое чувство патриотизма и Богоизбранности.

Сегодня космополитизм не встречает осуждения ни на уровне правительств, ни на уровне общественно-политических организаций. Быть космополитом модно и престижно. И, напротив, замыкаться в пределах своей нации считается сектантством и проявлением консерватизма. Слово «патриот» звучит как ругательство в устах космополита.

  • Возможно, кому-то покажется парадоксальным и неожиданным, что решительным противником патриотизма был не кто иной, как , склонный считать первым космополитом самого Иисуса Христа с его проповедью равенства и братства.

от греч.космополит, гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац. суверенитет, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена Лаэртия, слово «космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона (Plutarchi Мог. 329 А-В). По Эпиктету, Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. По мнению нек-рых исследователей, идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста.

Кризис антич. полиса и создание разноплеменного гос-ва Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зенон из Кптиона, в космополитич. идеале искали обществ. форму, к-рая сделала бы возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод. раздробленности (Данте, Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола, Вивес, Рабле, Монтень, Эразм Роттердамский).

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность феодальнопартикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивали Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями, отражая стремление к национальному единству.

Позднее бурж. К. приобретает реакц. характер, он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а возникает на его почве.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В борьбе против нац.-освободит.движения идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию национальных гос-в, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднациональных сообществ.

К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций); экономич. теории (реакционноутопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики); права (теории междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового гос-ва или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., предложение о превращении ООН в мировое гос-во). Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают существования гос-в с различным социальным строем, а также борьбы народов за сохранение нац. суверенитета, за нац. освобождение.

Пролет. интернационализм противоположен бурж. К., призывающему к слиянию наций путем насильств. ассимиляции и закабаления народов мира империализмом. Марксисты рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций ст. зр. объективного хода обществ. развития, свидетельствующего о том,что слияние наций - это длит. процесс, наступающий в результате освобождения и расцвета наций и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 22, с. 136).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОСМОПОЛИТИЗМ

от греч. ?????? – мир, вселенная и???????? – гражданство) – идеология т.н. "мирового гражданства", реакц. бурж. идеология, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма, отрицающая нац. суверенитет. Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-историч. условиями. По свидетельству Диогена Лаэртского, слово "космополит" (греч. ????????????) было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI, 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона. (Plutarchi Моr. 329 А–В). Нек-рые считают, что уже Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина. Это основано на высказывании Эпиктета: "Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит..." (Disc. I, 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. Нем. исследователь Мевальдт утверждал, что идея К. встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия, а позже частично у Теофраста (см. "Das Weltb?rgertum in der Antike", см. вжурн.: "Die Antike", В.– Lpz., 1926, Bd 2, ?. 3, S. 178). Кризис антич. полиса и создание гос-ва Александра Македонского явились причиной возникновения космополитич. воззрений различного социально-классового содержания. Мировая империя Александра служила в известной мере образцом для космополитич. построений. Экспансионистские интересы рабовладельцев явились одним из источников космополитич. концепций, обосновывавших расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат. отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое – "золотой век". Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополитич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по всемирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич. форме в этой концепции снимались классовые различия и границы между народами и содержались идеи единства мира. Объективно они оправдывали равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: "ubi bene, ibi patria" ("где хорошо, там и отечество"). В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над светской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод. раздробленности стран (Данте, Т. Кампанелла). Выдвинув лозунг "Моим отечеством является весь мир", идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. "De monarchia", в кн.: Opere minori, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противником мирового гос-ва ср.-век. феод. типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств. Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства получил дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. Его основой служили идеи освобождения индивида от феод. оков, связанные с развитием капиталистич. произ-ва и "открытием" антич. культуры, прежде всего философии (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола – в Италии; Вивес – в Испании, Рабле, Монтень – во Франции, Эразм Роттердамский и т.д.). Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выступали как представители прогрессивных идей. Вместо нац. ограниченности и шовинизма перед их взором витал гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность феод.-патрикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивались у Лессинга, Гете, Шиллера, Канта, Фихте в своеобразном единстве с патриотич. идеями и отражали стремление к нац. единству. Они считали, что идея мирового гражданства заложена в человеч. природе и осуществится на основе науки и морального усовершенствования; это свидетельствовало об их неспособности выйти за рамки бурж. мировоззрения (см., напр., Fichte, Der Patriotismus und sein Gegenteil, Lpz., 1918, S. 11). Характеризуя позицию Лессинга, ?. Меринг писал: "Мы не хотим вовсе защищать Лессинга от "позора" обвинений ревностных патриотов, в особенности таких, которые желали бы, чтобы он ради патриотизма забыл, что он гражданин мира. Можно ли представить себе без содрогания такую возможность – к счастью немыслимую, – чтобы Лессинги, Шиллеры, Гете были не "гражданами мира", а "патриотами", вроде Глейма и Рамлера? Но, во всяком случае, необходимо как в интересах исторической справедливости, так и в целях опровержения политической клеветы, установить факт, что представители нашей классической литературы, как передовые бойцы буржуазных классов, исходили всегда из национально- немецкой точки зрения, и только после того, как эти классы доказали свою неспособность сломить княжеский деспотизм, должны были в интересах самой буржуазии сделаться "мировыми гражданами" вместе с Лессингом или же "современниками всех времен", вместе с Шиллером, а не габсбургскими или гогенцоллернскими, вальденскими или веттинскими квасными патриотами" ("Легенда о Лессинге", М., 1924, с. 267). С утверждением капитализма бурж. К. приобретает реакц. характер. Он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. "Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма угнетающих наций, а возникает на его почве. Бурж. националисты национальное считают достойным универсального применения. Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В связи с процессом распада колониальной системы и ростом нац.-освободит. движения, идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь "устарелости" нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к "интернационализации", действующая наряду с тенденцией к образованию нац. гос-в и неотделимая от империалистич. форм, в к-рых она развивается, вызывает попытки "обосновать" необходимость создания наднац. сообществ. Среди совр. сторонников космополитич. взглядов есть люди, искренне желающие мира между народами, однако выдвигаемые ими практич. предложения, вроде создания региональных наднац. орг-ций и мирового гос-ва, объективно выгодны империалистич. реакции. К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии. Он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма и, в первую очередь, бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций), к-рая оказывает то или иное влияние и на все другие области бурж. идеологии. Космополитич. идеи находят выражение и в сфере экономич. теории (реакционно-утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики), и в области права (теории междунар. правосубъектности личности и т.н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета), и в области эстетики (апология формализма, абстрактного наднац. иск-ва). В теоретич. отношении К. опирается на антинауч. концепцию абстрактного человека; на идеалистич. теории нации; на позитивистские теории сторонников т.н. технологич. детерминизма, идеалистически фальсифици-рующих роль техники в обществ. развитии и делающих вывод о неизбежном расширении "политич. единиц" в связи с развитием средств транспорта и связи; на антинауч. аналогии обществ. развития с биологич. процессами. Отрицание нац. суверенитета находит себе опору и в реакц. воззрениях идеологов политики "с позиции силы". Обоснованием космополитич. идей занимаются и теоретики совр., реформизма, пытающиеся отождествить К. с пролет. интернационализмом. В действительности пролет. интернационализм противоположен бурж. К. В вопросе о слиянии наций космополитизм и пролет. интернационализм стоят на диаметрально противоположных позициях. К. призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции, требуя фактически закабаления народов мира империализмом. Марксисты же рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций – это длительный процесс, наступающий в результате освобождения наций и расцвета национальных культур и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 135–36). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1961; их жe, Святое семейство..., Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Соч., 4 изд., т. 20; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 23; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Францев Ю., Национализм – оружие империалистич. реакции, "Большевик", 1948, No 15; Модржинская Е. Д., К. – империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958. Осн. труды совр. идеологов К.: Hаrtwig T., Der kosmopolitische Gedanke, Wiesbaden, 1924; Adler M. J., How to think about war and peace, N. Y., ; Johnson F. E., (ed.), World order. Its intellectual and cultural foundations, N. Y., 1945; Reves E., The anatomy of peace, N. Y. – L., ; Вurnham J., The struggle for the world, N. Y., ; Hutсhins R. ?., ?orgese G. ?., , Preliminary draft of a world constitution, Chi., 1948; Вrinton С. С., From many one, Camb. , 1948; Laski H. J., Socialism as internationalism, L., 1949; Hawtrey R. G., Western European Union, L.–N. Y., ; Roberts О. J., Schmidt J. F., Streit C. К., The new federalist, ?. ?., 1950; Fischer J., Master plan USA..., N. Y., ; Barr S., Citizens of the world, N. Y., 1952; Feller A. H., United Nations and world community, Boston, ; Northrop F. S. C., The taming of the nations, N. Y., 1952; Cousins N., Who speaks for man?, N. Y., 1953; Coudenhove-Kalergi R.N. von, An idea conquers the world, L., 1953 ]; его же, Die Europ?ische Nation, Stuttg., ; Bowle J., Minos or Minotaur? The dilemma of political power, L., ; Friedmann W., An introduction to world politics, , L.–N. Y., 1956; Del Vecchio G., Das Naturrecht als Basis f?r eine Theorie der Weltgesellschaft, "Arch. Rechts – und Sozialphilos.", 1962, v. 48, H. 3; ?tzioni ?., The dialectics of supernational unification, "Amer. Political Sci. Rev.", 1962, v. 56, No 4; его жe, The epigenesis of political communities at the international level, "Amer. J. Sociology", 1963, v. 68, Jan., No 4; Kitzinger U., Die neue europ?ische Revolution, "Dokumente", K?ln., 1963, Jg. 19, H. 1, Febr. Е. Модржинская. Й. Элез. Москва.

Космополитизмом называют идеологию, которая рассматривает жителей всего мира независимо от их национальной принадлежности, гражданства или причастности к конкретному роду. В дословном переводе с древнегреческого космополит - мира". Также это понятие имеет и другие трактовки, зависящие от политической направленности, времени. Некоторые из них противоречат друг другу, но рассмотрим каждую отдельно.

Космополит - это...

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, космополит - это человек, который разделяет идею Отечества на всю Землю. За основу взято сознание объединения всего человечества и солидарность интересов отдельных стран и народов как составляющих единого человеческого рода. Неправильно противопоставлять это учение патриотизму. Данная идеология не исключает любви к своему родному народу и стране. Иными словами, космополит - это тот, для кого является высшим мерилом для оценки и соответствует всечеловеческим интересам. Ярким примером могут служить учения христианской религии.

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение понятию: космополит - это человек, который отрицает национальный и отказывается от национального и культурного наследия, традиций, а также патриотизма. БСЭ называет данную идеологию реакционной и буржуазной. Согласно трактовке словаря по общественным наукам, космополитизм - это идеология и теория, которая обосновывает отказ от культуры и традиций своего народа. Космополит - это тот, кто отрицает государственную обособленность во имя единства всего человеческого народа.

Современное определение понятия

В настоящее время общепринята следующая трактовка: космополит - это независимый и свободный от местечкового влияния и амбиций человек, относящийся с пониманием к любым пристрастиям и предпочтениям других людей, оказывающий таким образом в первую очередь уважение индивидууму, а не национальной или территориальной принадлежности. Космополит в международном праве - это тот, кто не признает расовые, политические, национальные и другие подобные привилегии. Для приверженца данной идеологии неприемлемо унижение, преследование и ущемление в правах по цвету кожи (волос, глаз), вероисповеданию, умственным или физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям (если они, конечно, не оказывают отрицательного влияния на других людей), традициям и увлечениям.

Такой человек отметает устаревшие традиции, но принимает новые, более прогрессивные и удобные, при этом не навязывая своего мнения. В основном, космополитизм проявляется в обществе с различными культурными традициями или с ярко выраженными особенностями отрыва от устаревающего наследия.

Неонацизм и космополитизм

Однако существует и такая категория приверженцев данной идеологии - воинственные космополиты. Эти люди навязывают свою точку зрения довольно в агрессивной форме тем, кто, на их взгляд, недостаточно цивилизован, пребывает под влиянием национальных традиций, идеи государственности и Они не пропагандируют свою приоритетность, но яро отстаивают идеи отречения от всего устаревшего, на их взгляд. Как такового понятия «насильственный космополитизм» не существует. Поэтому зачастую применяют и подменяют его понятием «неонацизм».

Одной из форм космополитизма является глобализация интеллектуальной собственности и бизнеса. Также это подразумевает доступность информации для каждого человека в любой точке мира, свободное проживание и перемещение, объединение стран.

История появления космополитизма

Самые древние проявления этого течения можно увидеть в ненасильственном объединении родов, племен и сообществ. Это осуществлялось на основе религиозных, экономических, географических, идеологических признаков для выживания в агрессивной среде внешнего мира. Это было своего рода противопоставлением обманному образованию княжеств, государств и империй. Первой исторической фигурой, объявившей себя космополитом, был Диоген. Он пропагандировал идеи превалирования личностных интересов над государственными. Следует отметить, что этому способствовал упадок греческих городов, что повело за собой отрицание в обществе идей местечкового патриотизма. Люди, воспринимающиеся как граждане своего города, с утратой значения и независимости отдельно взятых городов стали относить себя к гражданам всего мира. Эта идеология была развита стоиками, но ранее озвучивалась киниками (тем же Диогеном). В стоической философии космополит - это гражданин цельного мирового государства.

Реально ощутимое выражение космополитизма было в теократической политике Папы, а также в идее создания всемирной монархии. Хотя оно было далеко несовершенным. Также в и Ренессанса данная идеология была направлена против раздробленного феодализма и поощряла свободу индивида. Космополит (значение слова) используется как понятие начиная с 18-го века.

Патриотизм и космополитизм

Некоторые приверженцы этой теории отказываются от патриотических настроений по отношению к стране, заменяя их на аналогичные в отношении ко всему миру. Главная идея, лозунг - это единство всех людей. По мнению космополитов, на данном этапе человечество вступило в фазу формирования цельной общепланетарной цивилизации. Ставя права и интересы личности выше государственных, космополиты не связывают понятие Родина с государственным устоем или политическим режимом. Согласно этой идеологии, государство как аппарат власти должно служить защите и интересам своих граждан, а не наоборот. Другими словами, население отдельно взятой страны не должно чем-то жертвовать ради интересов государства.

Безродный космополит

Это тот человек, который лишился своей Родины, зачастую не по собственному желанию. Впервые данное выражение появилось в 40-х годах прошлого века. Применяли его, в основном, к интеллигентам, которые выражали «антипатриотические идеи», по мнению руководства СССР.