Сопротивление щеток генератора. Типичные неисправности якоря генератора и борьба с ними

Сопротивление щеток генератора. Типичные неисправности якоря генератора и борьба с ними

Электрогенератор – это важная часть автомобиля. При его поломке автомашина способна проработать всего 1,5-2 часа, поэтому важно следить за его состоянием. Как проверить генератор на ВАЗ-2110?

Поломка генератора

Характерные признаки его неправильной работы или поломки:

  • при работающем двигателе горит лампочка разряда аккумуляторной батареи;
  • генератор греется во время работы;
  • происходит «выкипание» электролита в аккумуляторе;
  • низкое напряжение на электроприборах автомобиля: тусклый свет фар или тихий гудок клаксона;
  • высокие обороты генератора и, как следствие, увеличение яркости фар на холостом ходу двигателя при нажатии на педаль газа;
  • посторонние звуки при работе электрогенератора (вой, гудение и т. д.);
  • напряжение на выводах генератора мало отличается при работающем и остановленном двигателе автомобиля.

Если при работающем двигателе слышен свист, то проверьте натяжение или состояние ремня привода.

Определяем неисправность

Как проверить генератор на ВАЗ-2110 в домашних условиях? Определить неисправную часть этой электромашина несложно. Для этого разбираем его на составные части. Возможно, вам не придется покупать его целиком, а достаточно будет заменить или отремонтировать сломанную деталь.

  1. Подшипники. Для определения состояния заднего подшипника энергично повращайте его в разные стороны. Если вращение затруднено, имеется люфт или посторонние шума – подшипник подлежит замене. Аналогично проверьте передний подшипник. Для этого, удерживая шкив рукой, повращайте переднюю крышку.
  2. Шкив. Осмотрите его на наличие повреждений и износ зубьев. Возможно, он требует замены.
  3. Обмотки. Подключаем щупы омметра (или мультиметра, настроенного в режиме измерения сопротивления) к контактным кольцам ротора. Если ее сопротивление составляет от 4,5 до 10 Ом, то все исправно. В противном случае замене подлежит вест ротор (якорь) целиком.

Если теперь один из щупов перенести на корпус ротора, то мультиметр должен показать бесконечное сопротивление. Если оно близко к нулю, то обмотка также неисправна, «замкнута на корпус».

Аналогично мультиметром проверяем на целостность обмотку статора.

Диодный мост (выпрямительный блок)

Подсоединяем положительный щуп мультиметра, настроенного в режиме проверки диодов к общей шине выпрямительного блока, отрицательным щупом касаемся противоположных выводов каждого диода поочередно. Сопротивление должно стремиться к бесконечности. При перемене щупов местами сопротивление – в пределах нескольких сотен Ом. Если это не так, то диодный мост работает неправильно и требуется замена диода или всего выпрямительного блока.

Регулятор напряжения

Прежде всего, осматриваем щетки регулятора. Их износ или повреждение – самая частая причина неисправности генератора, они считаются расходным материалом. Длина их выступающей части должна быть не менее 5 мм. Проверьте плавность их хождения, работу поджимающих пружин.

Особенно часто в виде генераторов используют асинхронные двигатели. Это вызвано наличием остаточной намагниченности вала. Сам барабан под беличью клетку отлит из лёгкого сплава, но ось представляет собой чистой воды ферромагнитный материал. В результате после останова электродвигателя вал часто остаётся намагниченным. Ниже мы поясним, как проверить генератор мультиметром, а также расскажем о способах запуска мотора, позволяющих получить электрический ток.

Электрические генераторы

Большинство современных электрических генераторов работают на основе закона Фарадея для ЭДС, который гласит, что в проводнике возникает напряжение, пропорциональное площади и скорости изменения магнитного потока. Кроме того эта величина умножается на количество витков. И мы видим сразу способы повысить вольтаж:

  1. Увеличить площадь намотки катушки.
  2. Повысить скорость изменения потока магнитного поля:
  • За счёт увеличения тока возбуждения ротора или более сильных постоянных магнитов.
  • Путём повышения скорости вращения.

Если брать промышленные генераторы, то преимущественно применяется первая методика. Это вызвано жёсткими требованиями к частоте генерации. Что касается площади катушки, то этот параметр задан конструктивно, и изменить его достаточно проблематично. А теперь о том, зачем приводятся эти простейшие сведения: в сети можно встретить немало примеров, где электродвигатели пытаются запустить в качестве генераторов. Некоторые из этих попыток не очень успешны, а авторы наглядно демонстрируют незнание простейших законов физики.

Итак, преимущество синхронных генераторов в постоянстве частоты. А это главное требование во многих случаях. От параметров напряжения напрямую зависят скорость работы двигателей, нормальная работы цепей фильтрации и много другое. Если вольтаж неправильный, прежде всего, нужно проверить регулятор напряжения генератора сравнением с показаниями мультиметра. А представьте теперь, что будет, если частота питания возрастёт в два раза. Да, некоторые типы асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, а также и коллекторные реагируют преимущественно на амплитуду. А дальше?

Примечание:

  • Чтобы проверить напряжение генератора мультиметром, оцените разность потенциалов выходных (главных) гнёзд (клемм) без учёта линии заземления.
  • Чтобы проверить зарядку генератора, проведите измерение на гнезде постоянного тока 12 В.

В общем и целом нужно правильно выбирать для своего оборудования источник питания. А в нашем случае эти знания важны по той причине, что конструкция синхронных и асинхронных генераторов различна. Следовательно, и методики проверки должны учитывать данный факт. Кратко рассмотрим, какие бывают генераторы переменного электрического тока.


Асинхронные генераторы переменного тока

Асинхронными такие генераторы называются за то, что частота генерируемого тока отличается от скорости вращения вала (даже с учётом количества полюсов). Конструктивно такая машина является обычным двигателем с фазным или намагниченным ротором. От синхронной намотка вала отличается отсутствием участка между полюсами. За счёт этого плюс и минус существуют менее выраженно. Итак, в зависимости от типа конструкции асинхронного двигателя методика запуска его в режиме генератора различается.

Для короткозамкнутого ротора следует предварительно намагнитить вал. Это можно сделать при помощи короткого, но сильного импульса ток. От полярности будет зависеть расположение полюсов. Обратите внимание, что сравнительно малое сечение вала не позволит создать сильное магнитное поле. А значит, сообразно указанному выше, мы приходим к выводу, что большого напряжения при помощи такого генератора получить не удастся. Гораздо выгоднее намагнитить фазный ротор из пластин путём подачи напряжения на катушки. Со статора будет сниматься напряжение. Движущей силой может быть что угодно:

  1. Сгорающие газы или вал двигателя автомобиля.
  2. Ветряное колесо.
  3. Велосипед.

Электричество образуется за счёт изменения поля. Магниты могут быть постоянными (короткозамкнутый ротор) или электрическими (фазный ротор). Второй тип устройств нужно запитывать током, например, от аккумулятора через токосъёмник (кольцо на валу). Сообразно указанной конструкции вырисовываются способы проверки генератора мультиметров. В случае короткозамкнутого ротора тестируем только статор. Количество выводов зависит от фазности питания и некоторых других особенностей:


  • Обмотки статора трёхфазного генератора объединены по схеме звезда. Это значит, что они имеют одну общую точку, а три противоположных конца сажаются на фазы А, В и С. В этом случае попарно следует мультиметром проверить генератор на предмет величины сопротивления. Ответ в каждом случае одинаковый.
  • Затем проверяется изоляция на корпус. Для этого потребуется специальное оборудование: формирователь испытательного напряжения 500 В и токовые клещи (один из вариантов среди прочих). Сопротивление изоляции обычно не должно быть меньше 20 МОм. Если присутствует короткое замыкание, то двигатель может быть построен по схеме с глухозаземлённой нейтралью, что является обычным делом для напряжений до 1 кВ. В этом случае конструкция уточняется по техническим характеристикам. Проще всего данные на асинхронный двигатель найти в сети интернет.
  • Статор бытового асинхронного двигателя намного более сложен. Обычно такие машины не используются в качестве генераторов, но… мы все же покажем, как можно проверить работоспособность. Чаще всего присутствует две обмотки, одна из которых питается через конденсатор и является пусковой, либо вспомогательной. В нашем случае с каждой из них можно снимать напряжение. Сопротивление вспомогательной (или пусковой) обмотки обычно несколько больше, нежели у рабочей. Это можно легко проверить тестером. Затем измеряется сопротивление изоляции на корпус генератора.

Ротор тестируется вместе со своими токосъёмниками. Трёхфазные схемы могут быть рассчитаны на работу с изолированной нейтралью и, чтобы проверить обмотку генератора мультиметром, следует попарно измерить сопротивление между всеми тремя кольцами. Значения должны получиться равными. Иногда может наблюдаться замыкание на корпус (схема с глухозаземлённой нейтралью). Опять же, все упирается в конструктивные особенности двигателей (генераторов). При наличии одного или двух колец делаем вывод об однофазном питании. Прозванием катушку, проверяем изоляцию на корпус.

Синхронные генераторы переменного тока

Синхронные генераторы работают схожим образом, но выдерживается постоянная частота вращения вала. За счёт чего и параметры обладают большей стабильностью. Вот несколько отличий, про который нужно знать, чтобы правильно проверить генератор мультиметром.

Обмотка переменного тока

На статоре (именуемом якорь) часто присутствует обмотка переменного тока, которая и синхронизирует вращение. Её роль сложно переоценить, а витки могут находиться, например, между обмотками основной катушки. Роль полюсов в этом случае синхронизирующая. Именно сюда подаётся напряжение нужной частоты, которое за счёт взаимодействия с индуктором (ротором) задаёт скорость оборотов. Обычно размеры этой обмотки меньше, нежели основной, сопротивление выше.

Подвозбудитель

В крупных синхронных генераторах имеется вспомогательное оборудование – подвозбудитель. Это синхронная машина, вал которой оснащён постоянными магнитами. Напряжение, вырабатываемое этим генератором, обычно выпрямляется и в дальнейшем используется в качестве тока для возбудителя. За счёт этого экономится энергия. Постоянные магниты помимо этого уменьшают число токосъемников, что положительно отражается на безотказности всей системы в целом. Подвозбудитель является, по сути, обычным двигателем синхронного типа, обмотка статора прозванивается тестером в обычном порядке.

Диодный мост

В связи со сказанным выше иногда требуется проверить диодный мост генератора мультиметром. Кстати, это актуально для автолюбителей, где часто для выпрямления тока используется так называемая схема Ларионова. Диодный мост прозванивается в зависимости от его конструкции. В быту наиболее распространены показанные на рисунке. Первый из них является типичным решением для переменного тока одной фазы, а второй – тот самый, Ларионова.

Согласно приведённому рисунку показываем, как прозвонить. Однофазный диодный мост без опаски оценивается на целостность каждого диода в отдельности. Для этого на мультиметре выставляется соответствующий режим, а затем безотносительно к положению катода и анода щупы представляются с одной стороны, а потом с другой. В результате прямое включение должно давать значение порядка 500 – 700 Ом, а обратное – обрыв.


Результат может быть иной, если где-то в цепи мост закорочен резисторами, но такое бывает редко, а номинал их достаточно велик, чтобы не оказывать влияния. Автомобильный мост Ларионова прозванивается аналогично. Если есть возможность, демонтируйте его из-под капота. Вход каждой фазы должен звониться как на плюсовой, так и на минусовой выход. Значение сопротивления – до 1 кОм. Обратное включение также легко проверить. Для этого нужно красный щуп поставить на плюс и по очереди убедиться, что все фазы дают на чёрный щуп бесконечно большое сопротивление. Аналогично проверяется масса. Но здесь уже чёрный щуп идёт по отрицательному выходу, а красный – по фазам.

Вспомогательное оборудование генераторов переменного тока

Генераторы переменного тока, как и двигатели часто оснащаются термопредохранителями, тахометрами, датчиками Холла и прочим вспомогательным оборудованием. Имеются и специфические ступени, например, реле защиты генератора от асинхронного режима (что чревато выходом оборудования из строя). В общем случае нужно учитывать, что в специфическом режиме часто запускаются обыкновенные двигатели. Следовательно, нужно уметь максимально простым способом проверить вспомогательное оборудование:

  1. Термопредохранители рассчитываются на определённую температуру, которая обычно указывается на их корпусе. При превышении некоторого порога начинает плавиться изоляция, что чревато выходом обмоток из строя. Если брать именно генераторы, то они от перегрузки ограждаются при помощи МТЗ (реле максимальной токовой защиты), что можно считать аналогом предохранителей. Но действие основывается на ограничении по мощности, затребованной потребителем. Например, при коротком замыкании одной из фаз, она просто обрывается. Что касается термопредохранителей типичных двигателей, то места их расположение обычно ограничивается поверхностью магнитопровода или изоляцией обмоток (бугорок чётко виден среди витков). Следует найти выходные клеммы и прозвонить цепь со стороны разъёма.
  2. Термореле являются аналогами термопредохранителей с многоразовым срабатыванием. Что позволяет уберечь обмотку от сгорания. Когда двигатель остынет, генерацию тока можно будет возобновить.
  3. Датчики частоты обычно строятся по принципу тахометров. Организация устройств может быть различной, в зависимости от этого проводится и проверка.

Подытожим: каждый двигатель можно запустить в режиме генератора. Об этом, собственно, прямо (между строк, в середине текста) написано в Википедии. Как бы то ни было, конструкция генераторов имеет свои особенности. Специфические методы регулировки и защиты отличаются от тех, что применяются для двигателей. Накладывают свои ограничения результаты остановки: в случае выхода из строя генератора последствия намного более печальные. Уже ввиду наличия таких особенностей цена будет сильно отличаться.

В заключение скажем, что по непроверенным данным у асинхронных генераторов меньшая уязвимость к коротким замыканиям на стороне нагрузки, а форма напряжения лучше. Кроме того отпадает необходимость в поддержании скорости вращения вала, что будет большим плюсом для многих практиков. Что касается организации ГЭС, то в них применяются исключительно синхронные машину ввиду очевидности требований стандартов.

Как известно, генераторный узел представляет собой неотъемлемую часть любого современного автомобиля. Благодаря этому устройству осуществляется зарядка АКБ во время езды, а также питание всего электрооборудования. Но как и любой другой механизм, генератор может выйти из строя по разным причинам. В этой статье мы расскажем, в каких случаях необходимо ремонтировать якорь генератора и как производится его диагностика.

Описание якоря генератора

Перед тем, как проверить узел, ознакомьтесь с основной информацией. Состоит якорь из таких элементов:

  • контактные кольца;
  • щеточный узел;
  • коллектор;
  • обмотка возбуждения;
  • сердечник.

Сердечник устройство включает в себя несколько листов, выполненных из электротехнической стали, их толщина должна составлять 0.5 мм. Сердечник монтируется в вал, но если диаметр якоря очень большой, то в цилиндрическую втулку. Что касается коллектора, то в его состав входят медные пластины, число которых может отличаться в зависимости от конструкции. Коллектор собирается отдельно, после чего он впрессовывается в вал посредством изолирующей втулки.



Обмотка выполнена в виде нескольких секций, их концы монтируются в специальные выступы на пластинах коллектора. При помощи последнего секции обмотки соединены друг с другом последовательным образом, формируя замкнутую цепь. Обмотки могут быть волновыми либо петлевыми. В первых выводы секций подключаются к коллекторному узлу, а друг с другом они соединяются волнообразно. В петлевых устройствах выводы подключены к коллекторным пластинам, а друг с другом они соединяются непосредственно на коллекторе.

Принцип действия

Якорь генераторного узла вращается в результате воздействия подшипниковых щитов, а также самих подшипников, установленных на валу. Сам щит, который находится рядом с коллектором, называется передним. Позади этого щита, на валу, расположена крылатка, предназначенная для охлаждения устройства. Чтобы обеспечить приток воздуха, а также отвести тепло, в щитах имеются специальные отверстия, которые закрываются при помощи защитных кожухов с сетками. В переднем щите также имеются отверстия, но они необходимы для обслуживания составных элементов устройства.

Якорь устройства подключается к сети посредством щеточного узла. Сами элементы расположены на специальных держателях, который зафиксированы на так называемых пальцах. Эти пальца расположены на траверсе, которая, в свою очередь, зафиксирована на переднем щите или станине, в зависимости от конструкции. Давление щеточных элементов можно регулировать, для этого предусмотрены специальные пружины.

Количество так называемых пальцев щеток соответствует числу полюсов, при чем у одной их половины полярность должна быть положительной, а у второй — отрицательной. В целом щеточный узел разделяет обмотку на несколько параллельных ветвей, их число также может различаться в зависимости от вида обмотки (автор видео — Volodymyr Zagryvyi / Владимир Загривый).

Бортовая сеть транспортного средства соединяется с генераторным узлом посредством специальном коробки выводов, где имеется плата с отметками выводов на обмотках. Для обеспечения подъема либо перемещения генераторного узла на верхней части станины имеется соответствующий болт. На ее корпусе установлена табличка, где указан производитель, а также основные технические данные об устройстве. Один из основных недостатков генераторного устройства заключается в достаточно большой сложности, а также слишком слабой прочности щеточного узла, в результате чего устройство нуждается в периодической диагностике и обслуживании.

Характерные неисправности

Среди наших соотечественников бытует мнение, что одной из основных неисправностей якоря является отсутствие сопротивления. Следует отметить, что сопротивление проверяется на обмотке ротора, а ротор, в свою очередь, может быть установлен вместо индуктора, а вместо якоря будет стоять статор. Это делается для того, чтобы обеспечить более высокую мощность, поэтому сопротивление может быть диагностировано только на роторе.

Что касается именно якоря, то для него характерны такие неисправности:

  • чаще всего ремонт якоря генератора своими руками производится в результате износа контактных колец ;
  • также необходимость отремонтировать узел может появиться в результате выхода из строя подшипника вала;
  • не так часто, но все же случается проблема короткого замыкания обмотки.

Следует также отметить, что существуют и поломки, которые не подлежат ремонту:

  • износ коллектора до диаметра 8.6 см;
  • износ шпоночных пазов.

Самостоятельная диагностика

Так мы плавно подошли к вопросу проверки. Если вы не знаете, как проверить работоспособность узла в своем авто, то в первую очередь произведите визуальную диагностику состояния устройства. Если проверка показала, что внешних повреждений нет, то нужна более тщательная диагностика. Изначально следует осуществить проверку обмотки на предмет нарушения изоляции, для прозвонки вам потребуется мультиметр или контрольная лампа.

Перед тем, как проверить, один провод от лампы необходимо подключить к валу якоря, а другим по очереди прикоснуться к пластинам коллектора. При этом учтите, что при проверке наконечники проводов должны быть надежно заизолированы. В том случае, если случится замыкание обмотки якоря на массу, лампочка должна замигать.

Для проверки межвиткового замыкания вам потребуется специальное индукционное устройство. Сердечник устройства в данном случае выполнен из металла, а питание катушки производится благодаря использованию промышленного переменного напряжения. Якорь устанавливается в призму сердечника, после чего его надо вращать вокруг оси, а к металлу подключить железную пластину. При отсутствии замыканий тока в обмотке не будет (автор видео — канал Ramanych).

Если же замыкание имеется, то в замкнутых витках будет зафиксирована электродвижущая сила. При этом переменное напряжение будет способствовать образованию еще одного магнитного поля, поэтому если оно есть, то в железных пластинах, подключенных к якорю, появится вибрация. Наличие вибрации может сообщить о том, что в витках есть замыкание, если это так, то единственным вариантом для решения проблемы будет перемотка якоря.

Способы устранения поломок и дефектов якоря

Если поверхность вала механизма износилась, то исправить такую проблему позволит процедура накатки. Сам механизм монтируется в токарный станок, а шейки, которые износились, подвергаются обработке. Их диаметр будет увеличиваться благодаря железу, которое выходит из образовавшихся впадин. Когда обработка будет закончена, шлейки необходимо отшлифовать так, чтобы их размеры соответствовали тем, которые должны использоваться.

При износе коллектора также должна производиться ликвидация его дефектных элементов. Этот компонент подлежит обточке, после которой в пластинах прорезается изоляция на расстояние 0.8 мм. При этом ширина канавки должна быть не более 0.6 мм, для прорезания изоляции используется фрезерный станок.

После окончания фрезеровки сталь якоря необходимо обработать специальным нитроглифталевым лаком, а обмотку — изоляционным. При этом сушка этих элементов должна осуществляться при температуре около 110 градусов на протяжении 10 часов. Такие условия для ремонта позволит обеспечить не каждое СТО, поэтому отремонтировать якорь в домашних условиях не получится.

Видео «Как с помощью токарного станка отремонтировать якорь»

Наглядная инструкция по ремонту якорного элемента с помощью специального оборудования приведена на видео ниже (автор видео — Volodymyr Zagryvyi / Владимир Загривый).