Или решения проблем часто используют метод синектики (примеры) . Его смысл заключается в поиске этих решений в сходных ситуациях, которые уже случались. Но синектика – это все-таки многоплановый метод, в котором используются иногда несовместимые элементы.
Примером метода синектики можно назвать решение проблемы американской компанией Kellogg, которой надо было уменьшить упаковку для своих сухих завтраков, но при этом так, чтобы продукт не покрошился и не помялся. Решение нашлось в схожей ситуации – уборке осенних листьев. Когда упаковывается сухая листва, она ложится хаотично, оставляя много воздуха между листьями, которые крошатся. А если убирать ее после дождя, листья более гибкие, поэтому легко прессуются. С этой идеи и начались чипсы Принглс. Вот такая простая иллюстрация метода синектики.
Но метод синектики применяется с максимальным успехом только специально подготовленными специалистами, которых обучает создатель метода – Уильям Гордон. Хотя каждый может ознакомиться с основными его положениями и применять в своей жизни. В этом смысле метод синектики разительно отличается от мозгового штурма, в котором моет принимать участие любой, даже неподготовленный человек. В нем также разрешено критиковать идеи, а главное – надо использовать различные аналогии и сравнения. Всего метод синектики использует четыре вида аналогий.
2. Символическая, когда проблема переосмысляется через метафоры или сравнения.
3. Субъективная или, как ее еще называют, личная. В этом случае метод синектики требует от исследователя перевоплотиться в предмет исследования или его часть, представить как он может функционировать, и что можно сделать, чтобы он функционировал лучше.
4. Фантастическая, когда предмет рассматривается в отрыве от своих особенностей вне существующих физических законов.
Если обобщить метод синектики с этими четырьмя его видами, можно сказать, что есть нереальные и реальные аналогии, а также абстрактные и телесные.
Создание коллектива проходит такие фазы:
1. Отбор участников через специальные тесты. Участники должны быть эрудированны, иметь высокий уровень знаний в нескольких областях, желательно не смежных.
2. Обучение участников по специальным программам.
3. Внедрение участников в работу. Как правило, каждая компания направляет своих сотрудников на конкретно направленное обучение.
Метод синектики применяется в особых условиях работы:
Абстракция от проблем и задач;
высказывать мнения надо сдержанно и не категорично;
обсуждения должны быть непринужденными, обыгрывать ситуации;
придерживаться рациональности.
Раскрывается проблема в общем без подробностей.
Проблема упрощается через дробление задач.
Раскрывается понятие проблемы каждым участником.
Ищутся аналогии и метафоры проблемы.
Проблема переосмысливается, представляя знакомые вещи незнакомыми.
Размышление над проблемой в новом состоянии ума, использование аналогий.
Подбор лучшей аналогии и сверка ее с проблемой.
Оформление аналогии в конкретное решение.
Критическое осмысление решения.
Сегодня метод синектики развился и немного упростился, но все так же помогает успешно решать сложные задачи.
Каких только способов генерации новых идей и развития не придумано человеком! Мозговой штурм и метод « », и метод фокальных объектов, непрямые стратегии, морфологический анализ, «Ловушка для идей», метод «Автобус, кровать, ванна» и множество других. Но одним из самых ярких и неординарных среди них всех является метод синектики, где для поиска новых идей и нестандартных решений проблем используются аналогии, а поставленные задачи переносятся на уже готовые решения, имеющие место быть в каких-то других областях и сферах деятельности. Но о самом методе мы поговорим чуть позже, а сначала скажем несколько слов о его создателе — Уильяме Гордоне.
Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.
Затем, в 1960 году в Бостоне Ульямомом Гордоном была основана консалтинговая компания «Synectics Inc.», а в 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.
Теперь же перейдём непосредственно к описанию самого метода синектики.
Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. Многие сравнивают его с методом мозгового штурма, однако между ними есть принципиальные отличия. Во-первых, в синектике приветствуется критика, а во-вторых, активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), а обсуждение состоит из четырёх основных этапов:
Ниже представлена общая схема последовательности этапов синектического метода:
Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом:
Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.
Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче.
Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов.
На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:
В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.
Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.
Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.
На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.
В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики. Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода.
Желаем вам творческих успехов!
Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы.
Синектика
в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».
В синектике для активации творческого мышления используется метод аналогий.
В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.
1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного «отдела разработок».
2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
4. Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
Создание группы синектики позволяет обойти препятствия, стоящие на пути возникновения изобретении в недрах существующей организации. К таким препятствиям относятся:
а) косность мысли и поведения лиц, ответственных за внесение изменении;
б) задержки, препятствующие реализации нововведений по мере появления идей и тем самым вовсе исключающие их;
в) недостаток времени для спокойного обдумывания и обсуждения;
г) неспособность стимулировать спонтанное мышление при появлении проблем, не имеющих традиционного решения.
Этот метод позволил получить результаты, которые были высоко оценены ведущими проектными организациями США (например, компанией «Артур Г. Литтл»). Как указывает автор метода синектики Гордон, члены вновь создаваемых групп иногда испытывают следующие затруднения:
а) угрызения совести в связи с тем, что получают деньги за столь приятное времяпрепровождение;
б) зазнайство после удачного решения первой проблемы.
Угрызения совести проходят, когда группа видит, что основная организация принимает их идеи хорошим средством от зазнайства может служить попытка решения очередной проблемы без помощи опытных синекторов. Аналогии, используемые в синектике, могут рассматриваться как метаязык, с помощью которого можно обсуждать не только структуру проблемы и модели альтернативных решений, но также и сопоставимые структуры в окружающей действительности, в языке и в функциях человеческого организма. Спонтанное мышление, которое синектика пытается стимулировать, может рассматриваться как результат активности мозговой и нервной систем нескольких человек, работающих по типу универсальных аналоговых вычислительных машин, способных исследовать и сопоставлять различные модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности мозга и нервной системы. Приятное чувство уверенности в том, что находишься на верном пути, которое вырабатывается у синекторов, можно рассматривать как внезапный спад умственной активности в момент, когда на одном и том же участке нервных сетей мозга отражаются две сопоставимые структуры (Ньюмен ). Это является сигналом к подкреплению определенного решения новыми аналогиями, связанными с соответствующими проблемами. Акцент на биологические и телесные аналогии, ощущение душевного подъема, к которому сознательно стремятся члены группы, и следующее за этим чувство физического изнеможения дают основание предполагать, что поиском соответствия между проблемой и ее решением управляют те же части нервной системы, которые ведают сексуальной активностью человека.
Синектика может быть использована только на промежуточных этапах проектирования, т.е. для исследования проблемы, реальность которой уже была предварительно доказана, и для получения решения, которое будет внедряться другими людьми. Для этого процесса почти или совсем не требуется данных о проектной ситуации, поэтому он не может быть эффективен для выявления проблем или для приведения проектных решении в соответствие с проектной ситуацией. Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общее решение некоторой проблемы в том смысле, как спиральная жила является общим решением проблемы сшивания краев. Синектическая группа не располагает данными, которые позволили бы ей судить о целесообразности изготовления сшивающего устройства, или данными исследований по определению углов и размеров жил для конкретных типов соединении и конкретных материалов. Метод синектики имеет своей целью ликвидировать серьезные несоответствия во внутренней структуре существующих решений, направленных на удовлетворение некоторой осознанной потребности.
Авторы этого метода убеждены в том что для его успеха необходимо, чтобы в группе не было косно мыслящих лиц и были тщательно уравновешены опыт и индивидуальные особенности членов группы. Примерно после годичного периода, в течение которого часть рабочего времени отводится на обучение и тренировку, группа сможет далее работать самостоятельно, успешно преодолевая инерцию основной организации. Большинство синекторов прекращают эту деятельность после нескольких лет работы, возможно, потому, что она оказывает разрушающее влияние на их нервную систему.
Сказанное не должно отпугнуть энтузиастов от того, чтобы попробовать свои силы в этом методе даже при отсутствии опытного руководителя, однако из изложенного вытекает, что добиться успеха здесь будет не так легко и имеется риск нанести ущерб психике. Вероятно, наилучший способ уменьшить этот риск состоит в том, чтобы запретить обсуждение достоинств и недостатков членов группы. Первые синекторы приложили много усилий к тому, чтобы не огорчать людей, которые оказались неспособными к работе в такой группе. Участники должны иметь право прекращать работу без каких-либо объяснений, как только они почувствуют потребность в отдыхе (см. метод «Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)»).
Гордон сообщает, что синектика дает хорошие результаты при наличии сильного руководителя, а также при неоговоренной заранее многократной смене руководителей в зависимости от рассматриваемой проблемы. Как правило, принято приглашать опытных специалистов для помощи в оценке практической осуществимости предложенных идей.
(Консультациями и обучением в области синектики занимается фирма «Синектикс инкорпорейтед», Черт-стрит, Гарвард-сквер, Кэмбридж, шт. Массачусетс. США.)
В течение года 5 или 6 человек должны затратить 1/4 своего рабочего времени на обучение. К этому следует добавить время на консультации со специалистами. Группа обученных синекторов, работающих полный рабочий день, способна в течение года найти приемлемые решения примерно четырех небольших и двух крупных проблем. Если это важные для существования организации проблемы и если предложенные решения приемлемы для фирмы и заказчика, стоимость работы группы можно считать небольшой.
1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного «отдела разработок».
Группа синектики должна состоять из двух-трех приглашенных со стороны специалистов, представляющих разные профессии или научные дисциплины (в частности, биологию), и, скажем, трех работников различных отделов основной организации. Критериями отбора специалистов для этой группы служат гибкость их мышления, диапазон знаний и практического опыта (предпочтительнее специалисты, менявшие Свои профессии или специальности), возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов. Выбору предшествует длительное наблюдение за поведением в разговорах, за движениями тела и за способностью включиться в работу уже имеющихся синектических групп. Новой группе предоставляются отдельные помещения, выделяются средства и оснащается мастерская, в которой члены группы могут изготовлять собственные прототипы изделий.
2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
Группа синектики использует обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии четырех типов:
а) Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдение Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.
б) Субъективные аналогии. Конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать свое собственное тело для достижения искомого результата; например, что он сам почувствовал бы, если выполнял бы функцию лопасти винта вертолета, какие силы воздействовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки; что он испытывал бы, если бы «был кроватью»?
в) Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например устье реки, головка молотка, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.
г) Фантастические аналогии. Представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например, хотелось бы иметь маленького «человечка» для набора телефонного номера; хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса нашего автомобиля.
То, что эти четыре типа аналогий действительно фундаментальны и охватывают мысли и опыт людей, станет более очевидным, если ввести следующую классификацию: прямые - реальные, фантастические — нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.
Членов группы приучают преодолевать свою боязнь раскрыть друг перед другом глубоко личные мысли, для чего их заставляют наблюдать за тем, как работают опытные «синекторы», и следовать их примеру- Чтобы научить членов группы распознавать признаки приближения к решению, ведущему ко всеобщему удовлетворению и душевному подъему, используются записи на магнитную ленту. Последовательность решения проблемы такова:
а) Проблема, как она задана, - формулировка проблемы, данная основной организацией.
б) Очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговую атаку).
в) Превращение необычного в привычное - поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.
В попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предположений и рассуждений, в которых запрятано решение, допускается игнорирование физических законов и соглашений (например: «Вы хотите сказать, что вам нужна анти-гравитационная машина»).
г) Проблема, как она понята, - определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.
д) Наводящие вопросы - председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогии. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Аналогии используются для того, чтобы «превратить привычное в необычное». Такое преобразование значительно повышает степень мысленной реконструкции известных из прошлого опыта ситуаций в
формах, совместимых с заданной проблемой. Члены группы испытывают большой душевный подъем, когда достигается решение проблемы, но после этого ощущают физическое изнеможение.
3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решении.
До настоящего времени синектика использовалась для решения конкретных проблем разработки изделии, например: «найти более простой принцип устройства приводов с постоянной скоростью вращения вала», «спроектировать усовершенствованный нож для открывания консервных банок» или «изобрести более прочную крышу». Метод использовался также для решения более крупных проблем, например: «разработать новый вид продукции с годовым потенциалом продаж 300 млн. долларов». Результаты решения подобных задач оказались нетривиальными и в то же время приемлемыми для заказчика.
Новое направление - применение синектики для решения социальных и административных проблем, например: «как распределить государственные средства в области градостроительства». Неизвестно, окажется ли успешным применение данного метода на этом более отвлеченном уровне.
С разрешения издателей ниже приводится пример дискуссии по методу синектики, описанный Гордоном.
Проблема — разработка герметичной застежки для костюма космонавта. Был предложен следующий наводящий вопрос: «как бы мы, дав волю самой необузданной фантазии, хотели бы, чтобы работала такая застежка?».
Г. Ну, хорошо. Теперь мам надо совершенно непредвзято взглянуть на всю эту путаницу. Найти что ли совсем сумасбродную точку зрения … совершенно новое пространство со своей особой точкой зрения!
Т. Представим себе, что едва вы захотели застегнуть костюм, он мгновенно застегнулся бы, повинуясь вашему желанию… (механизм фантастической аналогии).
Г. Желание привело бы к тому, что..-
Ф. Тсс… хорошо. Стало быть, исполнение желаний. Детская мечта … Стоит вам захотеть, чтобы он застегнулся, и невидимые микробы, работающие на вас, скрестят свои лапки над отверстием и накрепко затянут его …
В. Молния — это своего рода механический жук (механизм прямой аналогии). Но она не герметична… и недостаточно прочна …
Г. Как нам построить психологическую модель «желании, чтобы оно застегнулось»?
Р. Что вы имеете в виду?
Б. Он хочет сказать, что если бы нам удалось представить себе, как «желание, чтобы оно застегнулось» могло бы быть реализовано в виде действующей модели, то мы …
Р. Нам осталось два дня, чтобы изготовить действующую модель, а вы, друзья, развели тут болтовню на уровне детских мечтаний! Составим список всех возможных способов закрывать отверстия.
Ф. Ненавижу списки. Это заставляет меня вспомнить свое детство и как меня посылали в бакалейную ланку.
Р. Послушайте, Ф., я мог бы понять вашу реплику, если бы у нас было время, но сейчас, при этих жестких сроках… а вы вес еще болтаете об исполнении желаний.
Г Все самые сумасбродные решения в мире введены в рациональное русло только благодаря жестким срокам.
Т. Может быть, с помощью обученных насекомых?
Д. Что?
В. Вы имеете в виду обучить насекомых застегивать и расстегивать костюм по приказу? Раз, два, три — открыть! Раз, два, три — закрыть!
Ф. Надо иметь два ряда насекомых, по одному на каждой стороне, и по приказу «закрыть» все они скрещивают лапки, или клешни, или когти… ну, что там у них есть… и отверстие плотно закрывается…
Г. Я уже чувствую себя насекомым Морской пограничной охраны (механизм субъективной аналогии).
Д. Не обращайте на меня внимания. Продолжайте. „
Г. Вы знаете рассказ… сильный шторм на море зимой — корабль разбивается о скалы… использовать спасательные шлюпки невозможно… какой-то беспокойный герой хватается зубами за веревку и выплывает…
В. Я вас понял. У вас насекомое бегает взад и вперед по отверстию, манипулируя крошечными задвижками…
Г. А я ищу демона, чтобы он закрывал за меня отверстие, когда мне этого захочется (механизм фантастической аналогии). А ну-ка, быстро! Готово!
Б. Найти бы насекомое - и оно сделает это за тебя.
Р. Если бы использовать паука… он мог бы сплести нить и зашить зазор (прямая, аналогия).
Г. Паук плетет нить паутины… отдает ее мухе… Маленькие дырочки по бокам… муха влетает и вылетает в эти дырочки и закрывает при этом зазор-
Г. Прекрасно. Но у этих насекомых очень малы усилия.- И когда в Армии начнут испытывать это устройство, они зажмут каждую кромку в тисках шириной в дюйм и будут тянуть се с силой 150 фунтов- И вашим идиотским насекомым придется тянуть за собой стальную проволоку, чтобы… Они должны делать стальные стежки. Сталь (механизм символической аналогии).
Б. Я вижу способ, как это сделать. Пример с насекомым, протягивающим нить а отверстия… Это можно осуществить механически.- Вместо насекомого… отверстия надо расположить вот так… и вот так закручивать пружину… вдоль всего проклятого стыка., закручивать, закручивать, закручивать… Нет, к дьяволу! На это потребуется несколько часов! И новее вывернешь руку к чертям!
Г. Не отчаивайтесь. Может быть, есть и другой путь сшивания сталью…
Б. Слушайте… Я вижу другой способ- Эта пружина, которую вы предлагаете..- Давайте возьмем две такие пружины… предположим, у нас есть такой длиннющий демон, который силой прокладывает себе путь… вот так…
Эти планы подготавливаются членами синектическои группы, выступающими в необычной для себя роли; так, например, если в группе есть специалист по сбыту, он должен составлять производственный план, биолог - план по сбыту и т.д.
Broadbent G.H., Creativity, The design method, Gregory S. (ed.), Butterworths, London, 1966.
Broadbent G.H., The psychological background, Proc. of the Conf. on the Teaching of Design, Design Methods in Architecture, Ulm, BRD, 1966; Ministry of Education and Science, London, 1966.
Gordon WJ.J., Synectics: the development of creative capacity, Harper & Row, New York, 1961.
Newman A.D., Patterns, The design method, Gregory S. (ed.). Butterworths, London, 1966.
Отмеченное выше противоречие частично устраняют в методе «синектика», где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом.
Уильям Гордон (автор «синектики») в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного в сознательно управляемый в 1960 году ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры.
Термин «синектика» означает «совмещение разнородных элементов», соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса: превращение незнакомого в знакомое и превращение знакомого в незнакомое.
В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.
Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.
Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.
Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий : прямые, личные, символические и фантастические аналогии. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.
Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают 2-3 специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.
В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).
Общий алгоритм решения проблемы таков :
Подробнее этапы сеанса синектического штурма выглядят следующим образом (см. табл. 4).
Таблица 4
Вариант этапов синектического штурма
1. Формулирование проблемы заключается в
информировании участников о порядке работы и
разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.
Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.
Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.
Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму - Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые - они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс - формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.
Появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма . Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика - это профессиональная деятельность, а мозговой штурм - лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.
То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические - телесные и абстрактны. Однако об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.
Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:
История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии .
Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:
Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.
Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:
В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .