Наталья Капцова — практик интегрального нейропрограммирования, эксперт-психолог
Время на чтение: 8 минут
А А
Как известно, гнев — это не более чем защитная реакция организма на раздражитель. Именно с его помощью мы избавляемся от избытка эмоций. Правда, не всем нравится такое выражение чувств, и многие подавляют в себе эту реакцию, разрушая себя изнутри.
Как же правильно злиться, и как можно быстро обуздать свой гнев без вреда для здоровья?
Гневаясь, человек теряет контроль не только над собой, но и над ситуацией.
Поменять привычный «механизм» ответной реакции можно путем обращения внимания внутрь себя. То есть, самосканирования .
Как это сделать?
Чем больше внимания к анализу состояния, тем быстрее уходит гнев.
Медитативный метод.
То есть, позволяем своему внутреннему чувству разгореться в полную силу.
В чем суть метода?
Осознайте, что вы выше его в этой ситуации.
А может быть, вы — новоиспеченная мама, и у вас ?
Когда вас доводят «до белого каления», всегда хочется в ответ накричать (так уж мы устроены).
Если музыку включить нет возможности — напишите письмо обидчику .
Вместо выплескивания гнева в лицо обидчику выбираем любую спортивную альтернативу — от боксерской груши и приседаний до отжиманий и подтягиваний.
Вода всегда снимает напряжение.
Еще один отличный вариант для рассеивания гнева — уборка в доме .
Данная техника позаимствована из Шоу-Дао (уж кто-то, а китайцы в душевном равновесии дадут фору любому народу). Метод может пригодиться не только в управлении гневом, но и вообще способен существенно изменить вашу жизнь к лучшему.
Как его применять?
Данное упражнение выполняем ежедневно — с утра, перед сном и в моменты, когда вам остро требуется спокойствие Будды.
Если же вы ревнуете своего любимого — самое время
Многие психологи советуют бороться с гневом путем подавления его в себе. Один из самых популярных советов — «посчитать до десяти» . Кому-то это даже помогает. Но чаще всего, посчитав «до десяти», человек просто срывается с цепи, раскалившись внутренне еще сильнее.
Помните, что гнев следует не давить в себе, а выплескивать (глушить в себе эмоции — вредно для здоровья и психики)! Просто выплескивать нужно так, чтобы это приносило только пользу. И вам, и окружающим.
А как вы избавляетесь от гнева? Поделитесь своими рецептами спокойствия в комментариях ниже!
Гнев может съедать вас изнутри и медленно разрушить вашу жизнь. В то время как гнев является естественной эмоцией и здоровой реакцией, поддаваться ему опасно. Вы должны научиться отпускать его ради себя. Вот несколько советов о том, как именно это сделать.
Часть 1
Основные шагиПоймите гнев. Существуя в течение длительного периода времени, гнев становится эмоцией, которая больше ранит человека, испытывающего его, чем человека или людей, на которых он направлен. Гнев часто проявляется, когда кто-то хочет избежать чувства боли из-за ситуации, но этот гнев в конечном итоге может только еще больше навредить ему или ей.
Определите корень вашего гнева. Выясните, что конкретно причиняет вам боль. Только определив потерю или основную проблему, вы сможете вступить в противоборство с ним и отпустить его.
Позвольте себе горевать. Поскольку гнев - это часто маска, чтобы скрыть боль, снимите эту маску, когда вы находитесь наедине с собой, и позвольте себе погоревать об этой боли или потере, не чувствуя себя виноватым или слабым из-за этого.
Замените обиду сочувствием. Еще одним способом может быть попытка поставить себя на место другого. Рассмотрите причины для таких действий, которые могли бы быть у обидчика. Вы, возможно, никогда полностью не поймете чужих мотивов, а может, вы согласитесь с ними после их принятия, но вам будет легче перестать гневаться на кого-либо после того, как вы проведёте немного времени в его или ее голове.
Простите. Это не означает, что вы должны смириться, уважать или простить проступок, который вызвал ваш гнев. В этом смысле прощение означает только принятие сознательного решения отпустить обиду и желания отомстить человеку, который поступил с вами плохо.
Часть 2
Подход к гневу на личном уровнеВзгляните оптимистичнее. Помните, что нет худа без добра. Несмотря на то, что ситуация, вызвавшая ваш гнев, может быть крайне негативной, в ней может быть несколько положительных моментов или побочных эффектов, которые на самом деле выгодны для вас. Определите их и уцепитесь за них, чтобы помочь вам справиться с ситуацией.
Напишите письмо или журнал. Если вы ведете дневник или журнал, пишите о своем гневе так часто, как необходимо, чтобы помочь себе освободить его. Если у вас нет журнала, вы можете написать гневное письмо человеку, инициировавшему ваш гнев, чтобы излить свои эмоции. Но не отправляйте его.
Кричите. Есть моменты, когда человек чувствует себя таким злым, что он или она чувствует желание закричать. Если вы столкнулись с такого рода гневом прямо сейчас, приостановите чтение и покричите в подушку. Крик дает вам физическое освобождение. Ум и тело соединены, поэтому физически освобождаясь от своего гнева, вы также можете помочь облегчить некоторые психические эмоции.
Тренируйтесь. Как и крик, упражнения дают физическое освобождение от вашего гнева. Если вы не являетесь большим поклонником физических упражнений, вы все равно можете начать с малого, больше прогуливаясь.
Замените негативные мысли позитивными. Когда воспоминания о былом гневе начинают всплывать на поверхность, быстро замените эту мысль чем-то положительным, чтобы предотвратить ухудшение настроения.
Образно выбросите его. Если множество деталей данной ситуации вас расстраивают, вы можете найти что-то символическое, чтобы представить эти компоненты вашего гнева, прежде чем выбросить их.
Найдите себе хобби по душе. Иногда лучше поможет излечиться от негативных эмоций вроде гнева позитивное увлечение, в которое вы действительно стремитесь вкладывать себя.
Часть 3
Подход к гневу на духовном уровнеМолитесь. Если вы верите в Бога, молитесь за силу духа и готовность отпустить свой гнев. Когда вы не можете сами отпустить свой гнев, просьба Божественной помощи может помочь достаточно смягчить ваше сердце, чтобы освободиться от гнева.
Медитируйте. Придерживаетесь ли вы какой-либо конкретной веры или нет, медитация является хорошим способом для стабилизации вашего тела, ума и души. Есть много видов медитации, которые вы можете попробовать, так что выбирайте, что лучше для вас и ваших потребностей.
Обратитесь к своей вере. Опять же, если вы верите в высшие силы, опора на эту высшую силу в поисках силы для преодоления гнева и негодования может оказаться успешной идеей.
Гнев - одно из самых низкочастотных, тяжелых чувств человека - имеет активное мужское начало. Его элемент - Дерево. Гнев - ведущая эмоция весны, и именно в это время года особенно опасно его подавлять.
Чувство сильного негодования защищает от вторжения извне, помогает найти в себе силы, чтобы в нужный момент противостоять опасности. Однако гнев, скапливающийся внутри, опасен. Его мощные токсины действуют медленно и разрушительно.
Раздражение обязательно должно выходить наружу, в противном случае застой делает человека либо чрезмерно подавленным и пассивным, либо агрессивным и нетерпимым.
Гнев бывает горячим и холодным. Горячий (южный) заставляет человека орать, ругаться, швырять предметы, драться. Он причиняет вред и кричащему, и тому, на кого направлен, - у обоих повреждается аура. Холодный (северный) гнев провоцирует безосновательные обвинения, пессимизм, обидчивость, раздражительность, ревность, отчаяние, разочарование, зависть, ненависть ( мы писали в предыдущей статье), агрессию. Все это приводит к болезням, особенно к образованию опухолей.
Гнев вырабатывается в печени, в желчевыводящих протоках и в желчном пузыре. Испытывая его, мы вызываем в организме резкое нарушение кровообращения, приводящее к закупорке сосудов, а со временем к инсультам, инфарктам. Подавленный или не по адресу направленный гнев может нанести огромный вред сердцу, мозгу, печени, органам дыхания, суставам. Внутреннее негодование сначала вызывает воспаление желчного пузыря и застой желчи, а со временем эти невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней.
Гневливый человек излучает темнокрасный цвет. Когда гнев выходит наружу, аура вспыхивает во многих местах молниями и искрами, которые частично летят внутрь, разрывая ауру владельца, а частично попадают в ауру жертвы, пробивая в ней дыру.
Чтобы освободиться от гнева, важно трансформировать его. Если мы хотим что-то получить, мы должны менять свое поведение и мысли до тех пор, пока у людей или Вселенной не появится естественное желание дать нам это. Тогда вместо растрачивания жизненной энергии на грубые, негативные эмоции мы приведем в соответствие свои сознательные желания и подсознательные намерения.
А для этого нужно взять ответственность за свою жизнь на себя, никого не обвинять в том, что с вами происходит, потому что только мы своими мыслями и эмоциями создаем мир, в котором живем. И все, кого мы притягиваем в этой жизни, - наши зеркальные отражения, подсказка, от чего еще должны избавиться.
Реализуя свой гнев, открыто выражая его, мы проявляем насилие по отношению к окружающему миру и по закону бумеранга получаем ответное насилие. Подобное притягивает подобное.
Психологические методы нейтрализации гнева
Рациональная психотерапия
Рациональная терапия - это совладение с ситуацией с помощью разума. Одним из вариантов ее является способность извлекать пользу из ситуации, которая ранее вводила вас в гнев. Столкнувшись с чем-то неприятным и раздражающим, нужно сделать несколько глубоких дыхательных движении с протяжным выдохом, после чего спросить себя:
«Какую новую информацию я сейчас получил?»
«Как я могу использовать эту информацию в будущем?»
«Какую пользу я могу извлечь из этого сейчас?»
Первый вопрос относительно легкий. Над вторым вам придется немного потрудиться. Третий вопрос может сначала поставить вас в тупик, однако со временем вы научитесь с легкостью отвечать на все три вопроса - тогда мудрость придет на смену гневу и ваша жизнь изменится в лучшую сторону. Такой подход поможет вам освободиться от отрицательных эмоций и научит поступать правильно в аналогичных ситуациях. Вы будете воспринимать конфликт как возможность научиться чему-либо, а гнев покинет вас навсегда.
Еще одно эффективное средство от гнева - юмор. Если вы хотите избавиться от приступов гнева и понять свое настроение там, где другие будут сжимать кулаки и извергать ругательства - научитесь находить смешные стороны в самых напряженных жизненных ситуациях. Будьте наблюдательными и ироничными. Скажите себе: «Разве это не забавно?» Какими смешными могут быть люди, когда слишком серьезно воспринимают этот фарс под названием «общественная жизнь».
Давайте теперь рассмотрим несколько рекомендаций такого специалиста в преодолении гнева, как Рустема. Он полагает, что вы можете призвать на помощь не только разум, но спокойствие и «христианское смирение», если скажите себе: «Не факт, что моя точка зрения лучше всякой другой точки зрения. Моя справедливость, моя правда - это справедливость и правда для меня, а не для других. Никто не обязан следовать моему порядку, моей справедливости, моей правде. Ведь я же не обязан следовать правилам и установкам других людей - каждый имеет право на собственный взгляд на мир - и не должен навязывать его другим».
Помните, что мир изменчив - то, что сегодня вызывает ваш гнев, завтра, возможно, вызовет лишь улыбку. В этой Вселенной не существует вечного. Каждую се-кунду, каждый миг мир изменяется, и мы изменяемся вместе с ним. Только наша косность и окаменелость меша-ют нам воспринять эти перемены. Говорите себе: «Я существо гибкое, текучее, изменчивое. Для меня нет ни привычного, ни обычного; всё новое, яр-кое, свежее. Нет никаких поводов для гневливости в этом новом, ярком, свежем, счастливом мире!»
Постоянно повторяйте себе, что вы не желаете судить ни людей, ни обстоятельства, ни процессы, ни точки зрения. И — самое главное — вы не нуждаетесь в этом! Какой вам толк от этого судейства? Какая выгода? Это глупо, безрассудно, это вредная трата вашего драгоценного вре-мени и вашей бесценной жизненной энергии. Это противоре-чит вашей подлинной природе, каковая есть Любовь. Ибо сказано в Библии: «Не судите, да не судимы будете».
Помните, что люди не ведают, что творят (включая и вас). Если бы они ведали, то на них было бы невозможно гне-ваться, ибо они и не ошибались бы. Но поскольку они не ведают, то на них грешно гневаться — ведь всё, что случилось, произошло не по их воле (и не вопреки их воле), а именно случилось с ними. Случилось так, как случается с механиз-мами (как происходят перемены в природе, как падает сосулька, и как ветер ломает дерево).
Визуализация
Не копите гнев. Не коллекционируйте обиды. Реши-тельно освобождайтесь от остатков гнева, пока они не превысили «критическую массу взрыва». Для этого используйте метод «визуализации», который может быть использован в разных вариантах.
Например, вы можете мысленно изменить пропорции или характеристики человека, который вызывает ваш гнев. В НЛП такой прием называется «изменением субмодальностей». Самый распространенный вариант этой методики - мысленное превращение вашего оппонента в грудного младенца. Вы можете сделать это одномоментно или же через ряд промежуточных стадий, представляя, как он выглядит в 20 лет, затем в 10, потом в 5, в один год и, наконец - в возрасте полугода. Слегка напрягите фантазию и ясно, во всех подробностях представьте себе, как ваш оппонент ползает по полу, бессмысленно гулит, пускает слюни и мочит свои ползунки. Поверьте, что очень скоро гнев уступит место улыбке. Помимо зрительных параметров вы можете менять и звуковой ряд - представив, как голос оппонента меняет свои характеристики - например, звучит очень тонко и быстро или наоборот - низко, глухо и замедлен, как будто идет из-под земли. Все зависит от вашей фантазии и чувства юмора.
Второй способ визуализации касается не вашего оппонента, а вас самих. Как только в пылу спора вы почувствуете в себе первые признаки гнева, визуализируйте их в виде черного дыма или газа, заполняющего ваши легкие. Представьте гнев в виде грозового облака, которое разрастается внутри вас. Подумайте о том, что разряды этой грозы могут повредить ваш организм и нужно срочно избавиться от этой темной субстанции.
Сделайте глубокий вдох на 3 счета, максимально отчетливо представляя, как свежий воздух смешивается с черными клубами гнева, после чего сделайте протяжный энергичный выдох, изгоняя из себя негативную энергию (примерно на 4-5 счета). После этого сделайте паузу в 3 счета, во время которой мысленно скажите себе: «Я очищаюсь от гнева!». Снова повторите это упражнение несколько раз, зрительно представляя себе, как с каждым дыхательным циклом уменьшается черное облако внутри вас и воздух в легких становится все светлее и светлее.
Дыхательные упражнения
Если вы вышли из себя или гнев только-только заполняет вашу душу, сделайте несколько глубоких дыханий. Встаньте достаточно устойчиво. Сделайте медленный глубокий вдох на три счета. Вдох должен начинаться с живота, куда заходит первая порция воздуха, а живот несколько выпячивается вперед. Затем расширяется и приподнимается грудная клетка. Таким образом, получается волнообразное движение снизу вверх.
Сделайте медленный выдох на пять счетов.Выдох производится в обратном порядке - сначала втягивается живот, а затем опускается грудная клетка. Пауза на выдохе - 2-4 счета, в зависимости от ваших возможностей.
Таким образом, рисунок дыхания при выполнении этого упражнения будет выглядеть так: Вдох (3 сек) - Выдох (5 сек) - Пауза (3 сек). Повторяем так 5-6 раз.
Результаты этого упражнения: дополнительное насыщение крови кислородом, возвращение частоты сердечных сокращений к норме, расслабление мышц, которые до этого находились в напряженном состоянии; уменьшение эмоционального напряжения, отвлечение от источника гнева, восстановление способности к рациональному мышлению.
Ролевые игры
Чтобы не сердиться понапрасну на другого человека и не разжигать пламя конфликта, в котором могут сгореть хорошие отношения, попробуйте поставить себя на место другого человека - с которым вы конфликтуете. Будьте им. Постарайтесь понять, почему он так себя ведет. Отнеситесь к этой процедуре как к игре. Ведь это так интересно и заманчиво - перевоплотиться в другого, понять его мысли, почувствовать то, что он чувствует.
Поставьте два стула, и прикрепите к их спинкам свое имя и имя второго человека. Пересаживаясь с одного стула на другой попеременно обратитесь друг к другу, и в спокойной доброжелательной форме выскажите свои претензии. Попробуйте понять потребности и мотивы поведения второй стороны и прийти к компромиссу.
Если ваш гнев по отношению к другому человеку слишком велик и вам трудно оставаться спокойным и быть к нему доброжелательным, перевоплотитесь в человека или существо, которое могло бы остаться спокойным в подобной ситуации - в святого отшельника, в Будду, в слона, гору или облако. Попробуйте вести разговор от их имени и оцените, как изменится ваше состояние и ваши эмоции.
главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью - это происходит от гордости».
Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:
«Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».
Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:
«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, - ты обижаешься».
Гнев губит здоровье и сокращает жизнь
Предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:
«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».
Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:
«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».
Как исцелиться от гнева и раздражительности
«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».
Старец писал о раздражительности:
«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими - познанием своих немощей и смирением».
Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:
«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».
Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем - путем смирения и самоукорения:
«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял - этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи - выговоры, уничижения, укоризны и досады - с самоукорением и смирением».
Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:
«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, - то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.
Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».
Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:
«Когда разворчишься, то укори себя - скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»
А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:
«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».
Если мы кого-то обидели
Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:
«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».
Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:
«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но - что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».
Если обидели нас
«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».
«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».
Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:
«Наши оскорбители - они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».
Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:
«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».
Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:
«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить - опоздала».
«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».
Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:
«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил - и тем убедишься, что достоин наказания».
Одна сестра спросила у старца Амвросия:
Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.
На что старец ответил:
Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.
Если помириться не получается
Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:
«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».
Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:
«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.