Зимнее утро год написания. Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор

Зимнее утро год написания. Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики . Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра : солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно» , «на мутном небе» , «тучи мрачные» . Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение , придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась» , «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

3 ноября 1829 года из-под пера мастера вышло стихотворение, которые позже получит название «Зимнее утро». Оно стало своеобразной визитной карточкой пейзажной лирики поэта и получило немало положительных откликов от читателей и литературных критиков.

История создания касается периода, когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском по причине ссылки за свою творчество и гражданскую деятельность. Несмотря на то, что год написания выдался для автора тревожным и депрессивным, он смог отыскать долю вдохновения, что подтолкнуло на создание многих всемирно известных поэтических строк.

Краткий анализ стихотворения поможет ближе познакомиться с творчеством великого русского поэта, отыскав основные особенности идейной наполненности и стихосложения представленного текста.

Произведение написано в стиле классического русского романтизма, что было характерным для творчества Александра Сергеевича. Размер для стиха автор тоже выбрал привычный – четырехстопный ямб. Это позволяет сделать текст мелодичным и легким для чтения. Усиливается такой эффект с помощью смешанной рифмовки. Женская рифма (первая и вторая, четвертая и пятая строки) разбавляется мужской (третья и шестая строчки). Одно предложение плавно перетекает в другое, создавая гибкую текстовую канву.

Ведущая тема раскрывается Пушкиным сразу в первом же предложении: «Мороз и солнце; день чудесный!». Красота природы выносится на передний план, а зимнее утро становится символическим лейтмотивом, который пронизывает все пять строф стихотворения. Таким образом раскрывается взаимосвязь между человеком и окружающим его миром. Идея душевной близости с природой была актуальна для писателя на протяжении всего творческого пути.

Анализируя поэтику произведения важно обратить внимание на выразительные средства. Прослеживается огромное количество эпитетов как положительной («друг прелестный», «великолепными коврами», «прозрачный лес»), так и отрицательной («тучи мрачные», «поля пустые») окраски. Положительные тропы в тексте встречаются чаще, что позволяет наполнить произведение дополнительным оптимизмом и радостными эмоциями.

Жанр пейзажной лирики характеризуется тем, что в стихах природные явления оживают и уподобляются человеку. Для этого А.С.Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась») и метафорические обороты («луна желтела», «лес чернеет», «комната блеском озарена»). Сравнения («луна, как бледное пятно») помогают полноценно понять и ощутить описанное.

Стихотворение написано в виде обращения. Об этом свидетельствует наличие риторических обращений: «Еще ты дремлешь, друг прелестный…», «Пора, красавица, проснись…».

Анализ стиха «Зимнее утро» не обойдется без упоминания фонетической окраски текста. Первая строфа насыщена звуками «с» и «з».

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Они являются символом зимнего утра. В то время как вторая строфа наполняет восприятие морозными, ледяными образами с помощью звуков «л» и «м».

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Пушкинское творение базируется на постоянных контрастах – один образ резко заменяется другим, еще более символичным. Плавное и спокойное повествование переходит в бурные восклицания. Использованный прием создает дополнительную эмоциональную окраску поэзии.

Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой – Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его – романтический. Основная тема – соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения – «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини – это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, –

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему – новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения зимнее утро
  • зимние утро описание стиха по этапам
  • сочинение по стихотворению зимнее утро

А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности. Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей». Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.

Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра. «Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:

— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»

— сравнения — «луна, как бледное пятно».

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую. В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент. Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Среди всех произведений великого русского поэта особую роль играют те, в которых он описывает природные картины. Известно, что с самых ранних лет Александру Сергеевичу была свойственна любовь к родной природе. С течением времени она лишь усиливалась, и была отражена в многочисленных произведениях поэта, например, в «Евгении Онегине». «Зимнее утро» - одно из самых светлых стихотворений А. С. Пушкина. Оно было написано в 1829 году, еще в самом начале его литературной деятельности.

История создания

В анализе стихотворения «Зимнее утро» школьник может упомянуть, что оно было написано не в самый лучший период жизни поэта. В то время А. С. Пушкин находился в ссылке в Михайловском. Однако эти годы были полны не только ощущением одиночества, но и счастливыми чувствами, связанными с искренней дружбой и любовью, приливом творческого вдохновения. Стихотворение стало приятной неожиданностью для друзей великого поэта и критиков. «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, за один день. Произведение можно назвать одним из наиболее удачных стихотворений поэта в жанре пейзажной лирики.

Структура

Стихотворение «Зимнее утро» - одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется - лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

Основная информация о стихотворении

В своем стихотворении великий русский поэт описывает красоту родной природы, зимнего утра, которое пришло на смену зимней ночи. Это и есть тема произведения, которую требуется упомянуть в анализе стихотворения «Зимнее утро». Идея же заключается в том, что поэт хочет показать необыкновенную прелесть зимних пейзажей, выразить свою любовь и восхищение родиной и ее природой. Что касается размера, поэт использовал для создания своего произведения четырехстопный ямб. Рифмовка в стихотворении - смешанная. Лирический сюжет в произведении выражен слабо. В его основе лежит созерцание рассказчиком красот природы, которое и стало для него импульсом к действию. Произведение относится к жанру пейзажной лирики и принадлежит к литературному течению под названием романтизм.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану

Иногда требуется не просто написать сочинение, а подготовить структурированный анализ произведения. Приблизительный план, согласно которому школьник проанализирует произведение, может быть таким:

  • История создания стихотворения.
  • Тема и основная мысль.
  • Композиция.
  • Каким представляет поэт лирического героя.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма.
  • Мое мнение о стихотворении «Зимнее утро».

Это приблизительный алгоритм для анализа стихотворения «Зимнее утро» Пушкина по плану. Школьник может добавлять в него свои пункты.

Языковые средства выразительности

В стихотворении можно найти немало положительно окрашенных эпитетов. Это выражения «прозрачный лес», «янтарным блеском», «милый друг» и многие другие. Есть и эпитеты с негативной эмоциональной окраской: «мутном небе», «тучи мрачные», «поля пустые». Используется поэтом также и прием метафоры: «луна желтела». Читатель встречает олицетворение: «вьюга злилась». Сравнение в стихотворении: «Луна, как бледное пятно…».

Синтаксические средства

В начале стихотворения читатель обнаруживает повествовательные предложения. Именно с их помощью поэт выражает спокойную интонацию своего произведения. Но постепенно голос лирического героя становится все более беспокойным и взволнованным. Несмотря на то, что в стихотворении практически нет восклицательных предложений, за внешним спокойствием рассказчика скрывается глубина его эмоциональных переживаний. Есть в стихотворении и вопросительное предложение - это риторический вопрос.

Фонетика произведения

Великий русский поэт использует и прием аллитерации, что также нелишне упомянуть школьнику при анализе стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Это проявляется в нагнетании шипящих ж, ч, ш, з. Также используются и звонкие согласные - б, в, р, л, н. Используется в стихотворении и прием ассонанса - нагнетаются гласные звуки а, о, и, е. При помощи данных звуковых средств поэт стремится передать топот лошади, скрип снега на морозе, звон льда.

Лексические особенности первых двух строф

В первой строфе стоит обратить внимание на 4-ю и 6-ю строки. В них читатель может увидеть два примера употребления устаревшей грамматики. Проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро», можно рассказать и об этих особенностях. Во-первых, это словосочетание «открой… взоры». В настоящее время последнее слово используется совершенно иначе. Взор можно потупить, отвести или же устремить, однако никак не открывать. Дело в том, что стихотворении оно имеет устаревшее значение - «глаза». И именно в этом смысле оно употребляется во многих стихотворениях поэтов первой половины XIX века.

Также интерес представляет и другое слово - «сомкнуты». Оно является усеченным причастием - его использование представляет собой одну из самых любимых вольностей многих поэтов того времени.

Строчкой ниже также читателя поджидают интересные факты, которые требуют дополнительного объяснения. Во-первых, поэт упоминает слово «Аврора». Оно написано с большой буквы, однако здесь является не именем собственным, а нарицательным. А. С. Пушкин использует имя богини зари, чтобы обозначить сам рассвет. С другой стороны, по правилам русского языка оно должно быть в дательном падеже: «Навстречу северной Авроре». Однако здесь нет опечатки или ошибки - это устаревшая форма. Когда-то предлог навстречу по правилам грамматики требовал родительного падежа, и для Александра Сергеевича и его современников это была норма.

Также стоит упомянуть и о том, что словосочетание «звезда севера» здесь употребляется не в прямом своем значении - «небесное светило», а значит «самая красивая и достойная дама Петербурга». Во второй строфе упомянуты слова «вечор» и «мгла». Первое обозначает «вчера вечером». Слово «мгла» в своем обычном значении обозначает тьму или мрак. А. С. Пушкин использует это слово для обозначения снега, который скрывает в своем тумане все вокруг, словно пелена.

Третья и четвертая строфы

Здесь описывается зимний пейзаж. И та картина, которую описывает поэт, во многом создается при помощи описания цветов: «под голубыми небесами», «лес один чернеет». В третьей строфе стихотворения нет никаких устаревших форм, она не нуждается в дополнительных пояснениях. В последней строфе встречается необычная словоформа «запречь» вместо привычного «запрячь». Это - поэтическая вольность, которая допускается поэтом для рифмовки, что также можно упомянуть, проводя анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро». Кратко описать все устаревшие грамматические средства усердный школьник вряд ли сможет, поэтому, если нужно предоставить сжатый анализ, можно упомянуть одно или два.

Последние две строфы связаны словом «блеск», с помощью которого читатель еще более ясно представляет себе как природный пейзаж, так и уют теплой комнаты. Если в третьей строфе блеск зимний, то в последней - теплый, янтарный. Пушкин использует и тавтологию, однако в данном случае она вполне оправдана. Слыша выражение «треском трещит», читатель будто бы слышит звук затопленной печи.

Итак, мы рассмотрели краткий анализ стихотворения «Зимнее утро». Ощущение радости поэта возрастает к концу произведения. Ему все больше хочется навестить «поля», «леса» и «берег». Под последним не стоит понимать буквально речной берег - скорее, поэт хотел рассказать о тех местах, что являются для него близкими и родными.