Жорж дюруа и октав муре сравнение. «Милый друг», анализ романа Ги де Мопассана - Сочинение любую на тему

Жорж дюруа и октав муре сравнение. «Милый друг», анализ романа Ги де Мопассана - Сочинение любую на тему

Роман был написан в середине 1880-х годов. Наблюдая за некоторыми своими современниками-приспособленцами, писатель Ги де Мопассан создал образ бессовестного авантюриста, мечтающего об успешной карьере и при этом необладающего никакими особенными талантами. Единственным оружие главного героя в борьбе за место под солнцем становится его эффектная внешность.

Роман Мопассана пережил огромное количество экранизаций. В 2014 году состоялась мировая премьера одноимённого балета на сцене иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского.

Жорж Дюруа живёт во французской столице. Дюруа не знает, как избавиться от бедности, в которой он оказался. Как-то раз Жорж встречает своего давнего знакомого по имени Шарль Форестье, с которым много лет назад служил в Африке. Шарль преуспел, став известным журналистом. Форестье приглашает друга на званый ужин и обещает ему помощь.

Во время ужина Жорж знакомится с начальником Шарля, господином Вальтером. Благодаря своему природному обаянию главный герой сумел очаровать всех присутствовавших, в том числе и Вальтера, который немедленно предложил Жоржу работу. Первым пробным заданием Дюруа становится статья, в которой он должен описать свою службу в Африке. У главного героя нет писательского таланта, и, несмотря на все попытки, он так и не смог справиться с первым заданием.

Жорж обращается за помощью к Мадлене, жене Шарля. Мадлена написала превосходную статью, благодаря которой главный герой был принят на работу. Свою следующую статью он вновь предлагает написать новой знакомой. Однако господин Форестье, узнав о том, что Дюруа использует его жену в своих корыстных интересах, запретил Мадлене помогать Жоржу.

Главный герой принимает решение стать репортёром. Через некоторое время он действительно смог не самыми честными путями добиться успеха на выбранном поприще. Но до желаемого материального достатка ещё очень далеко. Дюруа становится любовником Клотильды де Марель, с которой он познакомился на званом ужине у Шарля. Лорина, дочь Клотильды, влюбила в главного героя. Именно она дала ему прозвище Бель Ами (милый друг). Жоржу удалось очаровать жену Вальтера. Кроме этого, он мечтает сделать любовницей Мадлену. Но мадам Форестье не согласна.

Шарль серьёзно заболевает. После его скоропостижной смерти Жорж предлагает Мадлене руку и сердце. Вдова ставит условия: Жорж должен стать дворянином и позволить ей жить так, как ей хочется. Главный герой вынужден купить себе дворянский титул и стать господином дю Руа.

Новые планы

После свадьбы Жорж продолжает быть любовником Клотильды. Жена главного героя пишет за него статьи, а сам дю Руа занимает в газете место покойного друга. Сослуживцы подсмеиваются над Жоржем и, как бы невзначай, называют его именем умершего. Дю Руа удалось соблазнить Вирджинию, жену господина Вальтера. Неверная супруга выдаёт любовнику семейный секрет о махинациях своего мужа.

Вирджиния быстро надоела Жоржу. Он планирует жениться на Сюзанне, дочери Вальтеров. Сюзанна – завидная невеста. Её отец недавно смог разбогатеть на своих махинациях. Сам Жорж тоже наконец-то стал богатым. Мадлена получила наследство от своего старого друга, который, вероятно, был её любовником или незаконным отцом. Дю Руа требует, чтобы жена разделила с ним полученный миллион и таким образом спасла свою репутацию. Люди непременно начнут распространять сплетни относительно Мадлены и покойного. Мадам дю Руа вынуждена уступить.

Жоржу необходимо получить развод, чтобы осуществить свои планы относительно дочери шефа. Дю Руа смог доказать, что Мадлена изменяет ему с видным политическим деятелем Ларошем-Матье. В то же время Жорж начинает ухаживать за Сюзанной, уговаривая её отказать от богатого жениха. Главный герой уверен, что Вальтер не захочет отдать за него дочь. На этот случай у него предусмотрен блестящий план. Получив развод, Жорж организовал побег Сюзанны, а затем на некоторое время спрятался с ней. Затем дю Руа привёл невесту к отцу и попросил руки и сердца Сюзанны.

Родители против этого брака. Особенно недовольна госпожа Вальтер, хорошо знающая нрав будущего зятя. Тем не менее, господин Вальтер вынужден согласиться на брак. Девушка, сбежавшая с молодым человеком, считается обесчещенной. Ни одни порядочные родители Парижа не позволят своему сыну связать жизнь с Сюзанной.

На свадьбе главного героя присутствует Норбер де Варен, работавший вместе с дю Руа. Глядя на своего коллегу, он приходит к выводу о том, что будущее этого мира, к сожалению, принадлежит пройдохам. На торжество пришла и Клотильда де Марель. Любовники постоянно переглядываются, из чего читателю становится понятно, что Клотильда и Жорж не намерены прекращать своих отношений.

Бель Ами

Главный герой романа – жалкий, ни к чему не годный человек. Природа подарила ему одну единственную способность – талант искусно манипулировать окружающими людьми. Жоржу удаётся подчинять себе не только молодых наивных девушек, таких, как Сюзанна Вальтер, но и более зрелых и опытных женщин, таких, как видавшая виды Мадлена Форестье. Даже мужчины не способны устоять под натиском его обаяния.

Жорж Дюруа абсолютно лишён совести и каких бы то ни было понятий чести. Женитьба на Мадлене не мешает ему иметь любовниц. Оправдываясь перед самим собой, главный герой уверяет себя, что жена наверняка ему изменяет, а значит, его измена – вовсе и не измена, а справедливая месть неверной супруге. Вполне справедливым Дюруа считает и раздел наследства, полученного Мадленой. Ведь Жорж, будучи заботливым и любящим мужем, всего лишь пытается спасти честь своей жены и защитить её от сплетен.

Анализ произведения

Кто добивается успеха

Устами поэта-пессимиста автор комментирует триумф Жоржа Дюруа. Будущее принадлежит не талантливым, добросовестным людям, которые могли бы так много сделать для своей родины, да и для всего человечества, а бездарным приспособленцам.

Однако вину за подобное стечение обстоятельств автор возлагает не на злой рок, несправедливую судьбу или какие-либо другие потусторонние силы, а то общество, в котором подобные Дюруа приспособленцы обитают. Доказательства этому найти нетрудно.

Мадлена Форестье, выполняя работу Жоржа и получив предложение стать его любовницей, заранее знала, что вступает в брак с нечестным человеком. Однако это не уберегло её от роковой ошибки. Вирджиния Вальтер, набожная, воспитанная в строгости женщина, соглашается на незаконные отношения с главным героем, выдав ему секрет своего мужа. Сюзанна Вальтер принимает ухаживания человека с сомнительным прошлым и не менее сомнительным настоящим, отказывается от брака с достойным молодым человеком и убегает с Жоржем, тем самым скомпрометировав себя.

В 1885 г. появился роман Мопассана "Милый друг", содержащий широкую панораму социально-политической жизни Франции времен III Республики. В центре произведения - история молодого человека, стремящегося покорить Париж. Эта тема, традиционная для французской реалистической литературы, под пером Мопассана приобретает современное звучание.

Главный герой романа Жорж Дюруа, сын деревенского трактирщика, бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, "развратившийся в покоренной стране", после демобилизации приезжает в Париж, "чтобы сделать карьеру". Однако он не обладает необходимыми для этого качествами: у него нет ни гроша в кармане, он не блещет умом и хорошими манерами, не образован, не имеет связей с влиятельными людьми. Единственное, чем он располагает, - это привлекательная внешность "соблазнителя из бульварного романа", самой примечательной деталью которой были "красивые, пушистые, пышные, золотистые с рыжеватым отливом... закрученные усы".

Счастливая случайность - встреча с бывшим однополчанином Шарлем Форестье, теперь заведующим отделом политики газеты "Французская жизнь", открывает Дюруа дорогу в журналистику. Начав со скромной должности сборщика информации, этот "хитрец, пройдоха, ловкач", как характеризуют его многие персонажи, быстро делает головокружительную карьеру: становится главным редактором газеты, получает орден Почетного легиона, сколачивает состояние.

Крестьянский сын Дюруа превращается в аристократа Дю Руа, перед которым открывается блестящее будущее: "он будет депутатом, министром". Своим успехом в жизни этот наглый и циничный хищник, про шанный, словно в насмешку, "милым другом", обязан женщинам, многочисленные связи с которыми помогают ему подняться по ступеням социальной лестницы. В отличие от деятельных и талантливых карьеристов Бальзака и Стендаля Дюруа органически не способен на героический поступок, не обладает их умом, энергией, волей. Его преимущество заключается в умении "всех обманывать, всех эксплуатировать".

У "милого друга" не может быть "утраченных иллюзий", так как у него их никогда не было; его не мучают угрызения совести, потому что она давно превратилась "в шкатулку с тройным дном, где можно найти все, что угодно".

Мопассан поистине художник XX века, поскольку увидел в жизни и блестяще отобразил в романе превращение героического буржуа Растиньяка в трусливого и вульгарного Дюруа. "Милый друг" рожден временем, атмосферой всеобщей продажности, царившей в III Республике. Здесь продаются и уличные проститутки (Рашель), и дамы из общества (г-жа Марель, Мад-лена Форестье), и политические деятели (депутат Ларош-Матье), и журналисты (Сен-Потен, Форестье, Вальтер).

Выразителен эпизод романа, в котором Дюруа наблюдает зимним утром в Булонском лесу прогулку людей из высшего света, закулисную сторону жизни которых он хорошо знает: "Экий сброд! - повторил он. - Шайка жуликов, шайка мошенников".

Социальная проблематика, доминирующая в романе "Милый друг", не исключает в то же время глубоких философских раздумий писателя над смыслом человеческой жизни. "Дышать, пить, есть, спать, трудиться, мечтать... все это значит умирать. Жить, наконец, - тоже значит умирать". В этих словах старого поэта Норбера де Варена отразился нарастающий пессимизм Мопассана, связанный как с усилением критического отношения к современной ему действительности, так и с увлечением идеями Шопенгауэра и позитивистов.

Большую известность роман "Милый друг" приобрел в России, где он появился почти одновременно с французским изданием. Л.Н. Толстой в отзыве на него выделил основную мысль произведения: "Погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно".

В 1886 г. был опубликован психологический роман "Монт-Ориоль", в основе которого, по словам Мопассана, лежит "история страсти очень живой и очень поэтической". Рассказывая о зарождении, развитии и гибели любви Поля Бретиньи и Христианы Андерматт, писатель еще раз показал недостижимость счастья в мире всеобщей продажности, невозможность духовного единения людей, обреченность человека на вечное одиночество. Еще сильнее звучат эти мотивы в последних романах Мопассана: "Пьер и Жан", "Сильна, как смерть", "Наше сердце", в которых социальная проблематика уступает место "чистой психологии".

Современники часто упрекали Мопассана в равнодушии, бесстрастности, чрезмерной объективности. Отвечая своим критикам, он в одном из писем 1890 г. горько заметил: "...я из числа тех людей, у которых содрана кожа и нервы обнажены. Меня, без сомнения, считают одним из наиболее равнодушных людей на свете. Я же скептик, что не одно и то же, скептик, потому что у меня хорошие глаза. Мои глаза говорят моему сердцу: спрячься, старое, ты смешно! И сердце прячется..."

Мопассан - писатель, который болел всеми человеческими бедами и горестями, однако не видел возможности изменить мир»к лучшему. Но любовь к людям, ненависть ко всему, что уродует их жизнь и калечит души, он выразил в своих произведениях. Велико значение Мопассана как художника. Разработанные им новые средства и приемы психологического анализа обогатили современную литературу. По словам А.П. Чехова, "он, как художник слова, поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже более невозможным".

Роман «Милый друг»: материалы для анализа

1. Роман, вышедший в 1885 г., на пике творческой активности Мопассана, отразил атмосферу и реалии Франции того времени, с ее политическими скандалами, финансовыми аферами, колониальными захватами, аморальностью, поразившими общество, прежде всего его высшие сферы. В 1883 г., предваряя появление «Милого друга», Мопассан написал очерк, броско озаглавленный «Мужчина-проститутка».

Рассматриваемый роман, как и другие произведения этого жанра у Мопассана, компактен, ясен по манере, прозрачен по смыслу. Как, исходя из содержания, композиции, системы образов, можно определить жанровую разновидность «Милого друга»?

Безусловно, Жорж Дюруа антигерой, но можно ли говорить о чертах сатиры в его изображении? Или он предстает психологически достоверным и достаточно многогранным?

2. Литература XIX в., прежде всего французская, разрабатывала истории жизни амбициозных молодых людей. Сопоставьте Жоржа Дюруа с такими героями, как Жюльен Сорель Стендаля, Эжен Растиньяк Бальзака, Фредерик Моро Флобера. В чем новизна в трактовке указанной темы в мопассановском «Милом друге»? Героем какого времени он предстает?

3. Охарактеризуйте композицию романа. Чем обусловлено наличие в нем двух частей? Почему смерть Форестье и женитьба Дюруа на Мадлене — важнейшие события в карьере героя?

4. Каким предстает Дюруа в начале романа? Какую роль сыграл «его величество случай» — встреча с Форестье? Как реализуются циничные поучения Форестье, которые он высказывает Дюруа:

«... Все зависит от апломба. Человеку мало-мальски сообразительному легче стать министром или столоначальником... Сойти за человека сведущего совсем нетрудно... Все дело в том, чтобы вас не уличили в явном невежестве... Все люди — круглые невежды и глупы как бревна». Сравните это с теми «рекомендациями», которые Вотрен давал молодому Растиньяку в романе Бальзака «Отец Горио».

Охарактеризуйте «предысторию» Дюруа, его службу в колониальных войсках в Алжире. Какие качества сформировал в герое его военный опыт?

Опишите дебют Дюруа в журналистике, историю создания его очерка «Воспоминания алжирского стрелка», написанного с помощью Мадлены Форестье.

Почему на первых порах работа репортера — это единственная деятельность, доступная Дюруа? Какие жизненные уроки извлекает Дюруа, контактируя по долгу профессии с людьми из разных сфер французского общества? Можно ли сказать, что знакомство с подноготной «высшего света» стимулировало такие качества Дюруа, как, с одной стороны, цинизм, с другой — зависть? Как своеобразный «комплекс провинциала», мелкого газетчика, сына сельских лавочников, страдающего от постоянного безденежья, разжигает жажду Дюруа приобщиться к «красивой жизни»? Как постепенно герой убеждается, что его внешние данные, столь импонирующие женщинам, — это товар, который надо бесстыдно продавать к собственному удовольствию и выгоде? Приведите примеры.

5. Каких литературных героев воскрешает в памяти образ Жоржа Дюруа? Охарактеризуйте Родольфа Буланже из романа «Госпожа Бовари» Флобера и виконта де Ламара из романа «Жизнь» Мопассана. В чем новизна и масштабность образа Дюруа? Насколько удачно и емко данное герою прозвище «милый друг»?

6. В романе четыре главные любовные истории (не считая эпизода Дюруа с проституткой Рашель, которую он откровенно эксплуатирует). Каждая из этих историй имеет свой сюжет, характеризует существенные стороны нравственного облика Дюруа и вместе с тем дает психологически многогранные портреты его женщин.

Проследите, как меняется «методика» общения Дюруа со своими любовницами, как по мере накопления одержанных побед в нем крепнут самоуверенность и одновременно наглость и беспринципность. Приведите примеры его хитрости и умения из всего извлекать личную выгоду. Умен Дюруа или прежде всего хитер?

Как Мопассан описывает «альковные» сцены? Обладает ли писатель чувством меры в эротических мотивах? В чем его отличие от таких художников, как Г. Миллер или Д. Г. Лоуренс, с их откровенным изображением интимной стороны жизни?

7. Охарактеризуйте взаимоотношения Дюруа с госпожой Марель. Можно ли считать, что Клотильда Марель не только психологически яркая индивидуальность, но и социальный феномен светской дамы, для которой адюльтер стал привычной формой существования? Чем объяснить, что именно Клотильда оказалась самой стойкой привязанностью Дюруа?

Проследите взаимоотношения Дюруа с Мадленой Форестье — от первого знакомства и брака до развода. В какой мере Мадлена — умная, расчетливая, многоопытная — характерная фигура парижского «света»? Какова основа этого супружеского союза? Каким образом Дюруа прибрал к рукам половину полученного Мадленой наследства?

Как обставляет Дюруа свой разрыв с женщинами — Клотильдой, Мадленой, а затем с госпожой Вальтер?

Что движет «милым другом», обольщающим стареющую жену миллионера Вальтера? Как совмещает Дюруа связь сразу с четырьмя женщинами: женой, Клотильдой, госпожой Вальтер и ее юной дочерью Сюзанной? Чем вызвано его быстрое охлаждение к госпоже Вальтер? Приведем один из характерных для манеры Мопассана авторских комментариев: «Она оказалась совсем не такой, какою он ее себе представлял: она разыгрывала из себя влюбленную девочку и пыталась прельстить его смешным в ее годы ребячеством». Насколько правомерна бурная реакция госпожи Вальтер на женитьбу Дюруа на ее дочери?

Опишите последнюю из «побед» Дюруа — над юной Сюзанной, «технологию» ее обольщения, хитроумный, рискованный план, с неизбежностью ведущий к выгодному браку.

Проанализируйте финал романа, его символический смысл. Как свадебная церемония Жоржа Дюруа превращается в общественное событие, собравшее не только парижский бомонд, но и «князей греко-римской церкви»? В чем смысл и масштаб иронии Мопассана, рисующего недавно бедствовавшего мелкого чиновника, человека пошлого, заурядного и низкого, превращенного чуть ли не в национального героя и «благой пример»? Оцените заключительный штрих романа: ведущий под венец юную невесту многоопытный «милый друг» уже готов к возобновлению связи с госпожой Марель.

8. Роман — своеобразное зеркало общественно-исторической жизни Франции эпохи Третьей республики. Жорж Дюруа «вписан» в этот контекст, он носитель морали, нравов, представлений этой эпохи, всеобъемлющей характеристикой которой является продажность. Рассмотрим под этим углом зрения три сферы: прессу, политику, общественную мораль.

Мопассан не был первым, кто запечатлел коррупцию в мире журналистики. Кратко охарактеризуйте нравы газетчиков в романе Бальзака «Утраченные иллюзии». Как эту тему обогащает Мопассан? Проанализируйте нравы буржуазной прессы на примере полубульварной газеты под красноречиво-ироническим названием «Французская жизнь». Как оправдана характеристика газеты, в которой трудится многочисленное племя продажных писателей и о которой сказано, что она «слоеный пирог убеждений», «плавала в глубоких водах коммерции и мелких водах политики»? Кто направляет и вдохновляет ее деятельность? Каково журналистское окружение Дюруа? Какие способы использует он для продвижения по службе? Как Дюруа оказывается в кресле заведующего отделом политики, вакантном после смерти Форестье?

9. Опишите, как с помощью Дюруа, сговорившегося с Вальтером и Ларош-Матье, была осуществлена афера с марокканским займом, принесшим огромные барыши.

Охарактеризуйте Ларош-Матье, любовника Мадлены, ставшего министром иностранных дел, как типическую фигуру коррумпированного политика общенационального масштаба. Надо учитывать, что в его образе запечатлены черты реальных политиков, трех министров иностранных дел Франции 1880-х годов. Прокомментируйте «сгущенный» иронический комментарий Мопассана:

«Это был заурядный политический деятель, не имевший ни своего лица, ни своего мнения, не блиставший способностями, но отличавшийся смелостью и не обладавший солидными знаниями, — адвокат из какого-нибудь захолустного городка, провинциальный лев, иезуит под маской республиканца, искусно лавировавший между враждующими партиями, один из тех сомнительного качества либеральных грибов, что сотнями растут на навозе всеобщего избирательного права».

Приведите другие оценки Ларош-Матье, проследите его сюжетную линию.

Опишите танжерскую экспедицию, о которой подробно говорится в романе. Как осуществляется обман общественного мнения и палаты депутатов? Как люди, подобные Дюруа, обеспечивают идеологическое прикрытие подобной аферы? Как обогащаются кучка финансистов, политики, подобные Ларош-Матье, и издатель газеты Вальтер? В реальности подобной экспедиции не было, но в ней отразились важные черты военно-колониальных акций Франции в Северной Африке. Правомерен ли такой прием в литературе?

10. Наряду с прессой и политикой Мопассан описал еще одну сторону — жизнь парижского «света». Какой она представлена в романе? Как описываются званые обеды, разные благотворительные вечера, туалеты и роскошные обеды? Как характеризуют миллионера Вальтера прием в его доме, интерьер, собрание купленных по дешевке картин современных художников, в том числе молодых живописцев, ибо творцы буквально умирают с голода.

11. Какие черты поэтики Мопассана проявились в его романе?

Как реализуется в «Милом друге» столь важное для писателя искусство наблюдения? Как точно замеченные детали и подробности во внешнем облике, манерах, особенностях языка и поведения служат характеристикой того или иного персонажа? Приведите примеры того, как Мопассан оценивает явления с помощью авторского комментария либо через высказывания, вложенные в уста действующих лиц. Вспомните описания прогулки Дюруа в Булонском лесу, его размышления по поводу прогуливавшихся там сливок общества: «Экий сброд!.. Шайка жуликов, шайка мошенников».

Приведите примеры скрытой и явной иронии как выражения отношения автора к описанным явлениям.

Л. Н. Толстой, следивший за творчеством Мопассана, посвятивший ему статью и высоко оценивший роман «Жизнь», полагал, что роман «Милый друг» загроможден «грязными подробностями, в которых, к сожалению, как будто se plait 1 автор». Справедливо ли это мнение? Оцените другое суждение Толстого в той же статье, согласно которому «Мопассан испытывает и негодование перед благоденством и успехом грубого, чувственного животного... перед развращенностью той среды, в которой его герой достигает успеха».

Примечания.

1 Se plait (франц.) — находить удовольствие.

Этапы развития зарубежной литературы 19 в. Романтизм как ведущий художественный метод начала 19 в.

исторические предпосылки

Французская революция 1789 года (романтизм как реакция на нее, попытка уйти от внешних проблем)

освоение действительности – фундаментальная задача романтизма

1790-е годы – время зарождения романтизма в Англии и Германии

время окончания везде разное, где-то прерывисто

основные деятели романтизма – молодые люди

романтизм был бы невозможен без культовой идеи Руссо (человек в центре всего), без идеи историзма и без идеи Шиллера (становление национальной культуры, национальная школа)

впервые на недосягаемую высоту подняли личность творца

освоение действительности – фундаментальность

романтизм

· законы, условности, форм – досадные трудности, которые надо преодолеть, поэтому творец свободен, делает что хочет с формой

· его цель – донести свои переживания в свободной форме и поэтому романтизм – период исканий, творческие наброски

· в романтизме нет границ, романтики стремяться к синтезу

· отсюда лиро-эпические поэмы и тп

· у роматиков искусство значителньо только тогда, когда входит за грани и становится жизнью

· романтический вторец – жрец, пророк, учитель, поэзия для него – действо

· стермятся к интересному

философская предпосылка

философская ориентация романтиков была идеалистическая

теория субъективного идеализма Иоганна Готлиба Фихте

высшая апофеотика абстрактного человека и его царство представлений

у него заимствовали концепцию абсолютного Я, заменив абстрактное Я конкретным и человеческим

Кант «вещь в себе вещь для нас»

Август Вильгельм и Фридрих Вильгельм Шлегели «система трансцендентального идеализма» 1800 год, «об отношении изобразительных искусств к природе» 1800 год

в этих работах искусство рассматривается как творение гения, само искусство приобретает характер чуда и оно содержит больше чем в нем есть.



романтики дарят нам интерпретацию, открытие романтической иронии (ирония над внешним миром и над собой)

двоемирие – прекрасное там лучше чем бренное здесь (мотив романтического бегства),

реальное и ирреальное,

на уровне художественной формы – совмещение 2-ух планов повествования

романтизм породил:

бесконечное – исторически-конкретное

универсальное – индивидуальное

символ – местный колорит

Открытия романтизма:

- он открыл субъективного человека как макромир

Продолжил разрабатывать проблемы историзма и народности

Ему присуще мифотворчество, создание обобщающих символических образов

Ему свойственно смещение пространственно-временных границ

Ему присущ универсализм

Он отличается тягой к фольклору

Ему присущ поиск фантастического, романтики вводят в литературу процесс отчуждения человека

В его эстетике появляется маска, чуждая сила управляющая судьбой

Ему присуща поэтика контраста

Он рождает новые жанры, стиль, образные системы

во времени принято рассматривать романтизм как:

ранний (англ, немецкий) и поздний (франц, рус, америк)

прерывистый (англ, рос) и эволюционирующий (германия)

оригинальный и заимствованный

романтизм принято рассматривать как часть менталитета

обусловленный географическим положением

романтизм ввел в литературу новый тип героя

он возникает не на пустом месте, творец осознает себя как творца, он дает человеку новый взгляд на мир, на себя и на него

романтики считали, что одна личность способна изменить действительность

и творец и человек должен нести огромную ответственность за мир, который он меняет

романтический герой всегда:

Уникальная личность

Находится в состоянии конфликта (внутреннего, со средой, с обществом, с системой, с богом)

Эгоцентрик

Ощущает настоящее как фрагмент между прошлым и будущим, это герой в пути

Представлен штрихами к характеру и портрету, он всегда прекрасен

Ход его жизни определяет рок, судьба, проявление высшей силы

Бунтует ради свободы (в теме бунта всегда сохраняется мотив поиска гармонии и жажда восстановления утраченной целостности)

Обречен свое место в мире не найти

свобода трактуется в самом широком смысле – от общественно-политической до свободы художника, от свободы механической заданности до свободы от смертного предназначения

Его всегда пожирает страсть (любовь, ненависть и тп, а главное – воображение, которое всегда поднимает его над гранью пошлого существования)

Трилогия «Кары» ф. кафки. Значение мотива наказания

Трилогия кары:

1Приговор; 2Превращение; 3В исправительной колонии

Проблема вины тесно связана с комплексом др. проблем: свобода, неволя, грех, искупление

Проблема вины приобретает философский характер. Виновный одновременно становится жертвой. Оправдание и защита героев осуществляется несколькими путями: -автор заявляет, что герой не виноват; -сам сюжет становится оправданием героя

Герой осужден то судьей, то анонимным судом, часто не зная, за что несет наказание

«Процесс» 1915

Проблема вины расматривается в контексте библейской и постбиблейской традиции

Основное чувство, которое исследует каджа – страх

«Превращение»

Главный герой по соц типу – маленький человек. Зависим от начальства и работы. Он трагически одинок. Мечта сестры(поступить в консерваторию) становится его мечтой. Он не принадлежит самому себе.

В новелле нет предыстории. Мотив отчуждения обусловлен композиционно.

Грегор занца – он совсем обезумел от угрызения совести. Герой забывает о себе, ему важна мыль о потере работы. Грегор отчуждается от человеческой природы. В щитаные минуты после пробуждения разучивается говорить.

Вина грегора – всем поведением отрекся от себя. Возвращает себе собственное я. Постепенно подчиняется биологической жизни. Сестра помогает ему отчуждаться. Семья прекращает видеть в нем человека. Они закрывают его в одной комнате. Стена за окном – символ неизбежного отчуждения. Жизненной пространство постепенно сужается. Вся семья жаждет смерти грегора. В своем антигуманизме потеряли человеческую сущность. Грегор сохранил человеческое достоинство и чувства в своем ужасном теле.

«В исправительной колонии»

Эту новеллу расматривают в свете экзистенциализма. Мотив вины фигурируется в самом названии. Действие разворачивается на острове. В новелле нет точного указания ни места, нидаты происходящего.

Офицер=судья=палач=жертва; осужденный=палач

В тоталитарной системе м\у отчужденными людьми нет чувства родства.

Особенности: 1образ кафки эклентичны. Создавая притчу, К. пользуется худ элементами, взятыми из разных источников 2 произведение К. связаны с библейскими молитвами. Для библии проблема виновности человека несомненна. 3 К. предлагает собственную парадигму как человеческой истории, так и индивидуальности человечесой жизни. Отправная точка – грехопадение, окончание-суд. 4 К. разрабатывает проблему отчуждения человека от социума на разных худ уровнях 5 герои во многих поступках руководствуются мотивом страха. 6 К. полностью отвергает библейскую концепцию чуда.

творческий путь Г. Де Мопассана. Проблематика романа «Милый друг»

Отвергая романтический роман и его деформированный, сверхчеловеческий, поэтический взгляд, Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма, понимая все ограничения такого типа творчества. Для него реализм является личным мировоззрением, которое он (писатель) пытается донести до читателя, отражая в книге. Мы всегда изображаем самих себя, - говорит он, в то же время утверждая, что роман является художественным произведением, - кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения. Мопассан также отвергает натурализм с его тяжелой документальностью и стремлением «тотального реализма», присущего Эмилю Золя, но склоняется к безоценочному реализму, что отражается даже в таких трудных для восприятия сценах, как смерть Форестье в романе Милый друг.

Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками. Эта чистота и строгость изображения так же касается описаний, четко отличая Мопассана от Бальзака. Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создает более 300 новелл и только шесть романов.

Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

Нормандия - родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи - море или города, как Руан в «Жизни» (Une vie) или Гавр в «Пьер и Жан» или жители региона - селяне («В полях», 1884), мелкие помещики и служащие («Жизнь») или буржуа («Пьер и Жан»). Но Нормандия - не единственный регион, изображенный Мопассаном. События одного из его величайших произведений - Милый друг - разворачиваются в Париже. В этом романе писатель изображает различные слои парижского общества, в частности высший свет и крупных дельцов, картины которых можно найти также в романе «Сильна, как смерть» или Монт-Ориоль. Изображение мелких буржуа и широких слоев автор предоставляет читателю в новеллах «Наследие», «Ожерелье», «Выезд за город» и «Два друга».

Франко-прусская война и немецкая оккупация. Мопассан часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше, например в таких произведениях, как: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», «Старый Милон», «Безумная».

Тема женщины, особенно - жертвы насилия: Жанна в «Жизни», «Маленькая Рок», «Мисс Гариет», значительное место в этой теме отводится проституции: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дом Телье» …

Тема семьи и детей также близка Мопассану, часто сочетаясь с темой отцовства: «Пьер и Жан», «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»…

Собственный пессимизм писателя: в своем философском отчаянии Мопассан идет дальше, чем Флобер. Ученик Артура Шопенгауэра, он прибегает ко всему, что может заполнить его жизнь смыслом. Он презирает Провидение, считает, что Бог не ведает, что он делает, а религия является просто мошенничеством, он говорит, что человек всего лишь животное едва выше других, а прогресс - просто призрак. Даже дружба кажется ему, наконец, отвратительным обманом, поскольку люди не воспринимают проблемы других и обречены на одиночество.

«Милый друг»

Роман "Милый друг" содержит широкую панораму социально-политической жизни Франции времен III Республики. Это история молодого человека, стремящегося покорить Париж. Тема, традиционная для французской реалистической литературы, у Мопассана приобретает новое звучание. Единственным капиталом главного героя является привлекательная внешность "соблазнителя из бульварного романа". Постепенно крестьянский сын Дюруа превращается в аристократа Дю Руа, перед которым открывается блестящее будущее. Своим успехом он обязан женщинам, связи с которыми помогают ему подняться по ступеням социальной лестницы. В отличие от деятельных и талантливых карьеристов, Дюруа органически не способен на волевой поступок, не обладает умом и энергией. Его преимущество заключается в умении "всех обманывать, всех эксплуатировать". Социальная проблематика, доминирующая в романе, не исключает в то же время философских раздумий писателя над смыслом человеческой жизни, в которых чувствуется нарастающий пессимизм Мопассана. Он славится своим мастерством изысканно рисовать человеческие пороки, окутывая свои описания порочными и страстными любовными историями, а своих героев – ореолом таинственной смеси дьявольского и соблазнительного. Роман «Милый друг» повествует о несчастной судьбе ловеласа из высшего общества, у которого, тем не менее, не было ничего кроме его уникальной способности обольщать.

Тема коррупции, принесенной буржуазным строем и необыкновенно расцветшей в пору Третьей республики, разработана в «Милом друге» с чрезвычайной широтой. Роман словно целиком посвящен развитию негодующих слов персонажа рассказа «Убийца» о «потоке всеобщей развращенности, захлестывающей всех, от представителей власти до последних нищих», беспощадному показу того, «как все происходит, как все покупается, как все продается: должности, места, знаки отличия - или открыто, за пригоршню золота, или более ловко - за титул, за долю в прибыли или попросту за поцелуй женщины». Особенно правдиво и впечатляюще обрисована в «Милом друге» атмосфера всеобщей продажности буржуазного общества

Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.

Главный герой романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французкая жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами. Главным героем всё время движет одно и то же чувство – зависть: Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье. В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы «сделать хорошую партию», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной. Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает победоносное шествие «по трупам»: он делает предложение Мадлене рядом с ещё не остывшим телом Форестье; он соблазняет г-жу Вальтер, узнав о её чувствах к нему; он заручается согласием Сюзанны на брак, ещё будучи женатым на Мадлене. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью. С Клотильдой его объединяет родство натур. В этой женщине, целиком и полностью сосредоточенной на себе и своих удовольствиях, Жорж ценит как телесную красоту, так и внутреннюю независимость: только она позволяет себе спорить с ним (вплоть до рукоприкладства), только она способна ничего не требовать от него и в то же время давать ему всё и прощать ему всё – оскорбления, побои, жизнь за её счёт, измены, женитьбы. Любовь к Клотильде де Марель – единственное искреннее чувство, живущее в душе Жоржа Дюруа. Все остальные ощущения с корнем вырываются из него окружающей средой – несправедливой, стяжательной, лживой.

Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти. О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, - творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен. Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя. Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но... Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.

Сергей Есенин - выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родной земле, родному народу. "Моя лирика, - говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Есенин для меня - это любовь, природа, песня, это сила и нежность, это зеркальное отражение нашей славянской души, это суть н

Года изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Он создал ряд произведений, в том числе ученые трактаты. Среди них - «Банкет», задуманный как своеобразная энциклопедия в области философии и искусства и предназначенный для широчайших кругов читателей; название «Банкет» аллегорическое: просто и доходчиво изложенные научные идеи должны насытить не выбранных, а всех, так как Данте считал необходимым сделать ученость и культуру достоянием масс; его идея была чрезвычайно демократической для тех времен. Трактат «Банкет» (незавершенный) был написанный на итальянском языке, в нем чередуются стихи и

Сюжетно-композиционные особенности. Своеобразие идейно­тематического содержания комедии определяет особенности ее по­строения. Очень точно об этом сказал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чац­ким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке являет­ся неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная коме­дия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Для современников Грибоедова подоб