Что нужно знать, чтобы научиться рисовать. Как научиться рисовать карандашом: помощь новичкам Как научится рисовать если совсем не умеешь

Что нужно знать, чтобы научиться рисовать. Как научиться рисовать карандашом: помощь новичкам Как научится рисовать если совсем не умеешь

В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?” , я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.

Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.

Предполагается, что можно рисовать только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?

Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.

Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…

Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.

Рисовать с натуры или по фото: “за” и “против”.

Фотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.

Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.

Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.

Рисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.

Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.

Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.

Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.

Фотография искажает размеры предметов дальнего плана.

Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.

Фотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.

И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи, в которые художнику со своим мольбертом не попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.

Фотография статична.

Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.

Фото способно запечатлеть мимолетную натуру.

Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.

Фото не передает тонкие оттенки цветов.

Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…

Фотография допускает эксперименты с цветом.

Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.

Ни одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.

Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!

Фотография запечатлевает детали.

Сколько бы лет вам ни было, никогда не поздно научиться чему-то новому. Если вы решили во что бы то ни стало овладеть искусством рисования, то возраст не будет помехой. Многие известные художники начинали рисовать, будучи уже взрослыми людьми.

Какие материалы понадобятся

В первую очередь определитесь что вам больше нравится - рисунок или живопись. Если хотите создавать черно-белые и выразительные портреты, то приобретите графитные карандаши разной степени мягкости. Если больше по душе цветные картины, то лучше купить гуашь. Она лучше подойдет начинающему художнику, чем акварель. Если не боитесь трудностей, то можете начинать сразу с масляных красок. Также понадобятся кисточки и бумага. Если хотите рисовать маслом, то можно купить холст. Сейчас имеется большой выбор разных художественных материалов, поэтому можно без проблем найти то, что нужно именно вам.

С чего начать самостоятельное обучение

Для того, чтобы достичь успеха в рисовании нужно соблюдать принцип постепенности. Не нужно сразу пробовать рисовать обнаженную натуру. Лучше всего начать с небольших предметов вроде яблока и стакана. Рисовать нужно с натуры. Просто поставьте перед собой предмет и попробуйте изобразить его на бумаге. Первые опыты могут быть неудачными, но нужно продолжать рисовать.

Купите или скачайте самоучитель по рисованию - он поможет в освоении разных техник. Лучше, если это будет реальный учебник по построению, перспективе или анатомии. Книги вроде "Рисуем 50 кошек" рассчитаны на копирование изображения, они не научат построениюи не принесут особой пользы.

Постарайтесь не рисовать с фотографий, потому что плоская картинка не даст вам почувствовать объем предмета. Рисуйте с натуры каждый день. Заведите небольшой блокнот и носите с собой, чтобы можно было в любую минуту зарисовать что-то интересное. Чем чаще вы будете практиковаться, чем скорее увидите прогресс от занятий.

Показывайте свои своим друзьям и родным. Со стороны всегда виднее ошибки. В процессе рисования вы можете не замечать, что исказили пропорции. Глаз "замыливается", вы несколько часов смотрите на свою картину во время работы и она может казаться вам шедевром. Однако посмотрев на нее спустя месяц вы можете обнаружить, что работа совсем не так идеальна, как казалась раньше.

В любом деле главное не бросать начатое. Вполне реально без учителя научиться создавать шедевры, главное - регулярно рисовать.

Рисовать – значит придавать образ, образ же является тем, посредством чего отличается одна вещь от другой.

Среди имён Всевышнего есть имя «Аль-Мусаввиру», что означает «Тот, кто придал образ всем творениям и упорядочил их». Каждому творению Аллах придал отдельный, присущий ему образ, отличающий одно творение от другого.

Придавать же образ чему-то можно не только рисуя. Образ придаёт своим изваяниям и скульптор, но его образы отличаются от образов художника тем, что у скульптуры бывает тело, бросающее тень, части которого можно трогать и смотреть со всех сторон. Что касается рисунка, то на этот образ можно всего лишь смотреть с одной стороны, части его тела невозможно трогать, и он не бросает тень, так как находится на сплошной поверхности в виде полотна или листа бумаги.

Образ же придают разным вещам, как одушевлённым (например, человек, животное и т.д.), так и неодушевлённым (деревья, дом, солнце, машины и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим:

отношение Шариата к рисованию вообще ;

отношение Шариата к рисованию портретов ;

и можно ли по Исламу держать дома портреты и прочие рисунки .

Рисование неодушевлённых предметов

Рисовать неодушевленные предметы, будь то созданные Всевышним в виде неба, солнца, звёзд, деревьев, гор, равнин, морей, или сделанные руками человека в виде дома, машины, корабля и т.д. – разрешается в любой форме, по единому решению всех учёных-богословов. Ибо то, что разрешено человеку творить руками, дозволяется и рисовать. Если, конечно, это не рисуется с целью поклонения людей ему. К примеру, есть люди, поклоняющиеся солнцу, звёздам или определённому дереву, идолу, в таком случае рисовать для этих людей солнце или то, чему они поклоняются, – запрещено. На это указывают учёные Ибн Абидин и Ибн Хаджар .

В пользу дозволенности рисовать неодушевлённые предметы алимы приводят следующий достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение), переданный Абу Хурайрой: «Ангел Джибриль сказал Пророку (мир ему и благословение): “Повелевай отрубить голову идолу, чтобы он стал подобен дереву » (передали Абу Давуд, ат-Тирмизи).

В другом хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном от Ибн Аб-баса, говорится «Того, кто нарисует какое-либо изображение, Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не оживит его, а он этого никогда не сможет сделать » (аль-Бухари).

В этом хадисе имеются в виду изображения вещей, имеющих душу. Неодушевлённые предметы же сюда не относятся. Подтверждением этому служит хадис, переданный Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду. Если уж ты непременно должен делать это (то есть рисовать), то изображай деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари; Муслим).

Рисование того, что имеет душу

Следующий вид рисования – это изображать то, что имеет душу, подобно человеку, животному и т. д. О дозволенности рисования того, что содержит в себе душу, среди учёных-богословов существуют разногласия. Ведь большинство хадисов, запрещающих рисовать или же содержащих в себе проклятие в адрес тех, кто рисует, связаны именно с этим видом рисования.

Что касается данного вопроса, то учёные мазхаба имама Малика и Ибн Хамдан из ханбалитского мазхаба высказались о дозволенности рисовать образ живых существ при соблюдении следующих условий:

– чтобы образ того, что рисуют, не бросал тень подобно статуэткам. Если же будут рисовать на плоской поверхности, подобно полотну, стене, бумаге, ткани, то это будет порицаемым (макрух);

– чтобы то, что рисуют из живого существа, было неполноценным, а лишённым каких-либо частей тела, без которых оно не может существовать, как, например, человека без головы или какой-либо другой части тела, или с большим отверстием в голове или груди, или всего лишь бюст и т.д.

Если же эти изображения нарисованы на плоской поверхности, которую можно затоптать ногами, то есть в непочитаемом положении или же в той форме, в которой не может существовать (без определенной части тела и т.п.), то здесь нет порицания, но остаётся нежелательность рисовать их.

В этом они ссылаются на хадис, переданный от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «У нас была занавеска с изображением птицы, и каждый раз, когда кто-либо заходил в дом, она оказывалась напротив него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Поверни её, воистину, каждый раз, когда захожу и вижу её, я вспоминаю мир этот ».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники использовали в обращении римские динары и персидские дирхемы, на которых были изображены их короли. Сподвижник Пророка Муавия (да будет доволен им Аллах) выпустил динары, на которых были изображения. Халиф Абдуль-Малик чеканил динары со своим изображением. И это всё во времена сподвижников и табиинов. Также иногда в качестве довода приводят использование некоторыми сподвижниками занавесок или покрывал, на которых были изображения. Имамы аль-Бухари и Муслим приводят хадис, где говорится, что Зайд ибн Халид аль-Джувайни использовал занавеску, на которой были изображения. Абу Шайба говорит о том, что Урва ибн Зубайр использовал подушки с изображениями птиц и людей.

Но учёные мазхабов имама аш-Шафии и Абу Ханифы , также некоторые богословы мазхаба имама Ахмада утверждали, что запрещено рисовать то, что имеет душу, будь то человек, животное или птица. И нет разницы, будет оно бросать тень или нет. Более строго о запрете высказался имам ан-Навави. Они считают это одним из больших грехов, так как в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Воистину, наиболее суровые наказания в Судный день предназначены придающим образ » (аль-Бухари, Муслим).

В толковании этого хадиса имам ан-Навави пишет, что это относится к тем, кто придаёт образы с целью поклонения им. Также сказано, что это относится к тем, кто придаёт образы, имея намерение уподобиться Аллаху в творениях, то есть в создании их. В последнем случае эти люди впадают в неверие (куфр). Если же нет подобного намерения, то этот человек фасик – грешник, совершающий большой грех.

В качестве довода о запрете рисования они приводят хадисы Пророка (мир ему и благословение). Сообщается, что Аиша сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вернулся (в Медину) после одного из походов, а я повесила на входе в кладовку тонкую занавеску, на которой были изображения (речь идёт об изображении живых существ), и, увидев ее, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто пытается уподобиться Аллаху в творении! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый создающий изображения (окажется) в Огне, где за каждое созданное им изображение будет создан тот, кто станет мучить его в Аду ». Ибн Аббас дополнил: «Если уж ты непременно должен делать это, то (изображай) деревья и всё то, в чём нет духа » (аль-Бухари, Муслим).

Также Ибн Аббас говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «На того, кто создаст (какое-либо) изображение в этом мире, в День воскресения будет возложена обязанность вдохнуть в него дух, а он не сможет (сделать этого никогда)! » (аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что Ибн Масуд говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, из всех людей наиболее тяжким мукам в День воскресения подвергнутся создающие изображения! » (аль-Бухари, Муслим).

Также они ссылаются на хадис, переданный Абу Хурайрой. Как-то Абу Хурайра зашёл в строящийся дом к Саиду или Марвану в Медине и, увидев художника, рисующего на стене, сказал, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное зерно, или пусть создадут они ячменное зерно!”» (аль-Бухари, Муслим).

Причиной же подобного запрета является уподобление Аллаху в создании творений, как об этом говорится в вышеприведенных хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Являются ли фотографии запретными?

Что касается фотографий нашего времени, то об этом алимы пишут следующее. Образ, отражающийся в зеркале или воде, является разрешённым. К этой же категории относятся и фотографии, так как фотографирующий кого-либо всего лишь мгновенно фиксирует зеркальное отражение посредством аппарата. После чего он сохраняет это отражение и печатает на бумаге посредством принтера. Здесь нет определённого процесса рисования или придания образа руками. Это решение подкрепляется и теми доводами, что приводят маликиты в своём решении о дозволенности рисовать на плоской поверхности. Конечно, запрещено фотографировать посторонних мужчин или женщин обнаженными и подобные им изображения, на которых запрещено смотреть.

Причины, по которым запрещено рисовать образы живых существ, следующие:

1. Уподобление Всевышнему Аллаху в создании творений, как об этом говорится в приведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

2. Придание образов становится средством, которое приводит к превозношению и почтению образов, которые сотворили сами, что способствует заблуждению или поклонению им. Когда Мухаммад (мир ему и благословение) получил пророчество, он нашел людей поклоняющимися именно образам и идолам, сотворенным людьми. И Ислам запретил как поклоняться, так и творить то, чему поклоняются, или то, что способствует этому.

3. Уподобление деяниям неверных, которые высекали из камней идолов и поклонялись им. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сделал порицаемым совершать намазы во время восхода и захода солнца, чтобы не уподобиться тем, кто поклоняется солнцу.

4. Наличие изображений в каком-либо месте препятствует входу ангелов туда, как говорится об этом в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Ангелы не входят в дом, где есть изображения, собака и человек, обязанный совершить полное ритуальное купание (джунуб) » (ан-Насаи, Ибн Маджах).

В книге «Канзу ар-рагибин» пишется: «Из запретного являются изображения животных, размещенные на стене, нарисованные на потолке, подушке, занавеске или одежде. Разрешается, если они находятся на земле или ковре, которые топчут ногами, или на подушках для сидения, или же неполноценные изображения, подобно живому существу без головы или деревьев. Суть в том, что брошенное на землю унижено тем, что его топчут, а то, что установлено и поднято – подобно идолам». В этой же книге пишется: «Запрещается рисовать то, что имеет душу, на стенах, потолках, также на земле или ткать на одежде. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится, что «больше всего наказанию в Судный день будут подвержены те, кто рисуют эти изображения ».

Имам аль-Кальюбий пишет: «Подобно изображению без головы является и изображение, которое лишено части тела, без которой оно не может существовать. Исключением являются игрушки для девочек, так как Аиша играла ими возле Пророка (мир ему и благословение)».

Игрушки и рисование для детей

Большинство учёных сделали исключением из запрещенного рисование и придание образов детским игрушкам, подобно куклам для девочек. Об этом высказались шафииты , маликиты , ханбалиты .

Аль-Кады Ийяз приводит ссылки на это исключение от большинства алимов. Ему же последовал и имам ан-Навави в комментарии к «Сахиху Муслим»: «Исключением из запрещенного в придании образов, бросающих тень, являются игрушки для девочек, так как передаётся, что это разрешено. Неважно, будет это в форме скульптуры человека или животного, имеющего подобный образ среди животных на самом деле, или выдуманный, подобно лошади с крыльями».

В книге «Нихаят аль-мухтадж» Ибн Хаджар пишет: «Разрешается придавать образ игрушкам для девочек. Мудрость этого заключается в том, чтобы девочки обучались воспитанию детей, играя в куклы ».

Доводом в пользу этого алимы приводят хадис, переданный от Аиши: «Я играла куклами возле Пророка (мир ему и благословение) и у меня были подружки, которые играли со мной… ».

Учёные не делают различия между приданием образа, бросающего тень, игрушке, или если его просто нарисовать на листе бумаги.

Аль-Халими приводит, что причина этого не только в приучении девочек к воспитанию детей, но и вселение радости в их сердца посредством игр и забав. Согласно этому решению, данный вопрос не ограничивается на девочках.

Абу Юсуф сказал, что можно продавать игрушки и детям можно играть ими.

Что касается тех изображений, которые относятся к категории дозволенных по мазхабу имама Малика (например, изображения на полотне или плоской поверхности), или неполноценные изображения, дозволенные по мазхабу имама аш-Шафии и других (например, изображения без головы или какой-либо части тела, без которой животное не может существовать), или же игрушек, кукол для детей, скульптур из материала, который быстро портится (например, из чего-либо печеного) – то всё это можно продавать и покупать. Игрушки и куклы можно изготовлять. Деньги, полученные за это, будут дозволенными.

Многие новички не знают, с чего им начинать учиться рисовать. Интернет полон открытых материалов, которые сбивают с толку. Также у людей, как правило, присутствует страх неудачи и сомнения в своем таланте. Сегодня, я основываясь на собственном опыте, расскажу, как научиться рисовать с нуля.

Прежде всего, должна сказать, что начинать рисовать никогда не поздно, есть множество успешных и талантливых художников, которые впервые взяли кисть в руки уже в зрелом возрасте. Конечно, детей легче научить чему бы то ни было, а том числе и рисованию. Но, если в вашем детстве знакомство с живописью ограничилось уроками ИЗО в третьем классе, то не беда! Вы можете начать в свои 20, 30 или 50 лет.

Но с чего же начать?

Рисование - это творческий и достаточно трудоемкий процесс, поэтому не ждите от себя шедевров на втором занятии, а наберитесь терпения.

Первый шаг - срисовка с картинок, фото, видеоуроков. Да, это не совсем то, чем занимаются в художественных школах, и да, основы академического рисунка вы изучать не будете, так как сделать это самостоятельно без помощи профессиональных педагогов практически нереально, да и не нужно. Ваша рука совершенно непривычна к карандашу, вы еще не знаете пропорций и форм предметов. Срисовка различных объектов с фото поможет вам набить руку и понять построение предметов.

Чтобы удачно пройти этот этап, вам нужно забыть, что именно вы рисуете. Если перед вами на картинке стул, не думайте о том, что вы рисуете стул, а просто копируйте линии, тени. Таким образом, включится ваше правое полушарие, которое вам сейчас гораздо нужнее, чем левое. И еще, не пытайтесь закончить картину в «один присест», делайте перерывы в работе. Когда ваши рисунки стали более-менее «съедобными», можно переходить к рисованию по , где вы рисуете параллельно с видео.

Второй этап - наброски с натуры. Вы пока еще не готовы к масштабной работе с натурой, но начинайте делать наброски, рисуйте все, что видите вокруг. Обращайте внимание на пропорции объекта и его расположение в пространстве. Да, у вас пока не очень хорошо получается, но посмотрите на свои первые работы. Вы обязательно увидите прогресс!Параллельно с набросками продолжайте рисование с картинок, фото и видео уроков. В принципе, вот оно начало, ничего сложного, только лишь труд и терпение.

Теперь разберем 6 основных ошибок , которые часто допускают новички.

  1. Покупка слишком дорогих материалов. Так уж устроена психология, что на бумаге за 3000 рублей вы якобы обязаны сделать что-то стоящее и право на ошибку у вас нет. Такая вполне естественная установка порождает страх перед рисованием, поэтому не скупаем весь ассортимент художественного магазина.
  2. Болезненное восприятие критики. Скорее всего, вы будете выкладывать свои работы в соц. сети, где найдет миллион злобных критиков, но не принимайте близко к сердцу ничьи слова. Обращайте внимание лишь на конструктивную критику по делу, а оскорбления и неприятные высказывания о вашем творчестве пропускайте мимо ушей.
  3. Желание объять необъятное. Да, я понимаю, что вам уже хочется нарисовать виды родной деревни или портрет любимого брата, но не торопитесь. Берясь за слишком сложные для вас вещи, вы будете лишь расстраиваться и разочаровываться в своих возможностях. Всему свое время.
  4. Прочтение книг по рисованию. Вроде, что плохого могут содержать книги? Если вы только начали учиться рисовать, то у вас пока что нет базы знаний, чтобы все эти книги по цветовосприятию или анатомии вам помогли. Данные книги рассчитаны на учеников художественных академий, а не для новичков.
  5. Редкое или нерегулярное рисование. Здесь все так же, как в спорте, за 10 минут в день вы ничего не добьетесь, рисуйте хотя бы по 1-2 часа в день. А если вы забросите рисование на неделю или месяц, то потеряете форму, и почувствуете, какими непослушными стали пальцы.
  6. Боязнь новых материалов. На начальных этапах рисования вашим основным материалом будет простой карандаш, но не стоит бояться рисовать ручками, красками, маркерами и т. д. Если предоставляется возможность поработать с каким-либо новым материалом, не упускайте ее.

Творите, трудитесь и все обязательно получится.

Еще совсем недавно меня саму волновал этот вопрос утром, днем и ночью. Поэтому я прекрасно понимаю, что чувствуют те, кто хотят рисовать, но никак не могут начать. Точнее не знают как.

№1. Рисовать каждый день!
Да, именно каждый день. Хотя бы 10-15 минут, но каждый день. Для этого прекрасно подойдет, например, проект "365 дней в зарисовках", целью которого и есть ежедневное рисование. Это очень сложно, скажу честно. Иногда нет времени (нагрянули гости, отпуск, командировка), иногда настроения (стресс, депрессия, недовольство собой), иногда сил после сложного дня. И все же, несмотря на все преграды, важно не пропускать ни одного дня. Пусть это будет маленькая зарисовка за 2 минуты, но не пропускать. Так как на следующий день нужно будет рисовать 2 зарисовки, а пропустив неделю - догонять уже 7 дней. Дабы зарисовки не были в тягость, лучше выбирать формат поменьше, например, А5. Лично я рисую в блокноте, который всегда могу взять в собой. Да и зарисовки находятся в одном месте, что мне также нравится. Некоторые выбирают отдельные листы, формат А4... У каждого свой подход к ежедневным зарисовкам, выберите свой и начинайте. ;)

№2. Рисовать то, что хочется и нравится, а не все подряд.

Начинайте рисовать с того, что легче, а не со всего подряд. Чашку/бокал/бутылку намного легче нарисовать, чем шторы. Точно также и книгу легче нарисовать, чем несколько домов. Лучше научиться рисовать 2-3 вещи очень хорошо, чем 25 как-нибудь.

№3. Разрешить себе рисовать плохо; рисовать ради удовольствия, а не для результата.
Это поможет расслабиться и просто рисовать. Именно в этом случае появляются лучшие работы, ведь вы не ждете от себя шедевров. Как только я перестала думать о результате, я тут же перестала бояться сделать непоправимую ошибку, нарисовать плохую работу. Покуда вы учитесь, рисуете в свое удовольствие, для себя, а не на заказ, вы всегда можете взять новый лист и начать еще раз или еще раз. Если я знаю, что тема зарисовки/работы для меня нова, я не рисую в блокноте или на дорогой бумаге, а беру поштучную акварельную бумагу (купленную специально для таких случаев - 100 листов А4 формата за 3 евро) и разрешаю себе делать ошибки. :)

№4. Делать предварительный карандашный набросок.
Иногда так хочется взять и сразу нарисовать акварелью (или другим материалом) все так, как давно нарисовано в голове. А на деле оказывается, что круг получился не круглый, линии неровные и дерево должно было быть не там. Дабы предотвратить такие ситуации, я приучила себя всегда делать карандашный набросок. Его можно исправить, подкорректировать или совсем перерисовать. Вот когда рука набита и я уверена, что карандашный набросок будет лишним, я позволяю себе работать без него. Хотя далеко не все получается с первого раза даже с набитой рукой.

№5. Рисовать как с натуры, так и по фотографии.
Многие считают, что рисование с натуры - мастерство, а вот по фотографиям - такие себе каляки-маляки. Кому какая разница что говорят другие, если нам так удобнее рисовать и работы от этого только выигрывают? Некоторые вещи я стараюсь рисовать только с натуры (например, посуду, обувь), ибо их можно покрутить, рассмотреть, пощупать. Но что делать, если нет нужной натуры или хочется посмотреть как можно было бы изобразить этот предмет с помощью фотоаппарата?! Кстати, это необязательно должны быть чужие фотографии, часто я фотографирую рисуемый объект сама и сверяю линии, так бы говоря.

№6. Копировать чужие работы.
Покуда вы учитесь и не выдаете чужие работы за свои, не продаете их, почему бы не копировать чужое творчество в целях обучения? Так вы сможете быстрее найти свою тему, материалы, техники; поймете, что то, что очень нравится в чужих работах, абсолютно не ваше. Либо же копируя чужое, найдете свое композиционное или цветовое решение. Не бойтесь открыто говорить об этом. Вы учитесь, а в учебе все средства хороши.


№7. Рисовать для себя.
Рисуйте для себя, а не для чужих глаз, комментариев, отзывов. По крайней мере, первое время, пока вы не станете увереннее в своих силах. Особенно важно прислушаться к этому совету, если у вас нет поддержки, родные и близкие считают ваше увлечение детскими забавами и не придают серьезного значения вашим желаниям, и уж тем более результатам.

№8. Никого не слушать, точнее не слушать абы кого .
Этот совет дополняет предыдущий и также является очень важным. Первые зарисовки/рисунки/работы скорее всего далеки от идеала. Неуверенность и сомнения ходят по пятам. Так зачем вам нужна чужая, зачастую некомпетентная, критика? То же касается и зарисовок на улице. Прохожие и всякие зеваки безумно любят совать нос в чужие листики, блокноты и холсты. Когда вы наберетесь опыта и уверенности, вы сами почувствуете, что пора. :) А пока можно (если очень нужно и хочется) выставлять работы в своем журнале (если вы доверяете своим читателям) либо в профильных сообществах (например, club_365 или art_expiration ).

№9. Пробовать разные материалы.
За время моего 11-месячного рисования я попробовала графитные карандаши (в народе их называют "простыми"), цветные, акварельные, гуашь, акварель, акрил и тушь. Естественно, все это было постепенно, поочередно. Познакомившись с разными материалами, я поняла, то карандаши - совсем не мое, работы гуашью и акрилом получаются только в стиле импрессионизма и никак иначе, а вот акварель и тушь дают мне огромное поле для творчества. Если бы я остановила свой выбор только на цветных карандашах (с которых начала свои "365"), я бы до сих пор мучилась с тенью, светотенью и рефлексами. ;)

№10. Купить хорошие материалы.
Это не обязательно должны быть самые дорогие, и не все сразу. Но это должны быть качественные материалы. Намного приятнее рисовать акварелью на акварельной бумаге, нежели на ксероксной (ведь она практически всегда под рукой), которая тут же коробится и промокает. Да и детская акварель (она же школьная) усугубит обучение.

№11. Собирать все, что вдохновляет.
Когда окружаешь себя вдохновляющими вещами, фотографиями, чужими работами, невольно и сам хочешь добиться такого же мастерства. Заведите виртуальную папку на компьютере или пластмассовую/картонную коробку дома и собирайте все, что нравится и вызывает восхищение. Грустно, не знаете, что нарисовать - взгляните на свои находки, материалы, вырезки, листочки и вдохновение тут же даст о себе знать. ;)

№12. Не читать обучающие книги.
Вам не нужны книги, которые научат рисовать за месяц или 10-20-30 уроков. В большинстве случаев они просто выкачивают деньги и не дают никаких результатов. Полистать, возможно, и будет полезно, но в целях поиска ответа на один вопрос (например, как правильно изобразить человеческий глаз, если никак это не получается). А вот книги Натали Ратковски "Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески" и "Разреши себе творить" я бы посоветовала сделать настольными. Для начинающих более подходящей будет вторая книга, но и первая очень полезная. Как раз здесь вы сможете познакомиться со способами раскрепощения как себя, так и своей фантазии, как не бояться белого листа и рассмотреть сотни примеров практикующего иллюстратора и дизайнера.

№13. Прислушиваться к себе.
И самое важное - рисование каждый день не подразумевает большие, законченные работы. Это всего лишь зарисовки, но и они приносят огромную пользу. Ежедневные занятия спортом приносят со временем прекрасные результаты. Тоже касается любого навыка и рисование здесь не исключение. Просто кому-то на это потребуется полгода, кому-то год, а кому-то, возможно, и 3. Но я уверена, что научиться рисовать можно в любом возрасте и с любой подготовкой. Начните и вы сами в этом убедитесь!

Каждый из советов проверен мной на практике, большинством из них я пользуюсь до сих пор.