Что такое сословная монархия история. Сословная Монархия (сословно-представительная Монархия)

Монархия относится к числу древних форм правления. Ее особенность заключается в том, что власть над всеми сферами государства принадлежит одному лицу на праве престолонаследования. В древние времена считалось, что монарх - помазанник Божий. Однако во многих случаях власть добывалась не совсем мирными процедурами. Иногда это были выборы, иногда насилие, приглашение. До начала 19 века монархия была главенствующей формой правления во всех развитых государствах. Даже сегодня, несмотря на то, что республика как форма правления считается более прогрессивной, данный вид успешно существует во многих странах.

Сущность монархии

Одним словом, данный тип государственного правления можно охарактеризовать как власть одного человека. Право управлять страной передается по принципу престолонаследия. Существует 3 системы передачи династии: салическая (женщина не может наследовать престол), кастильская (женщина может наследовать престол в случае, когда в династии нет мужчин), австрийская (отдается преимущество всем мужским линиям).

Исследование невозможно без понимания формы государственного развития. Нельзя забывать о том, что каждый характеризуется определенными режимами.

В условиях феодальных отношений самой лучшей формой правления считалась сословно-представительная монархия . Эта форма представляет собой такой принцип организации власти, при котором в управлении государством участвуют социально-закрытые группы. Благодаря делению на сословья, правящий монарх мог регулировать конфликты, возникающие даже среди высочайшей знати. Это значительно облегчало решение многих междоусобных вопросов.

Сословно-представительная монархия подразумевала деление страны на социальные группы. Из каждого такого сословия выбирались депутаты, которые представляли ту или иную территорию государства. Именно данная форма правления считается первой системой правительства. Таким образом, можно утверждать, что сословно-представительная монархия представляет собой составную политическую организацию власти. Это значит, что власть одного лица в определенной степени ограничивалась правительственным органом.

Сословно-представительная монархия в России

Предпосылок для установления данной на Руси было множество. Это было связано с раздробленностью государства. Князья, бояре не хотели подчиняться друг другу, возникали разногласия. Кроме внутренних причин существовали внешние. Частые войны привели к тому, что Русь становилась уязвимой. Учитывая эти факты, государство нуждалось в сильной власти.

Еще при Дмитрии Донском было положено начало образованию сословно-представительной монархии. Однако лишь Иван IV смог официально завершить этот процесс.

Сословно-представительная монархия в России характеризовалась Этот орган управления собирался нерегулярно, но решал весьма значительные вопросы в государственном управлении.

Сословно-представительная монархия в Англии

Установление данного режима правления происходило с 13 по 15 вв. Оно характеризовалось победой парламента над королем.

Долгое время, пользуясь своим положением, требовал большие налоги не только с горожан и рыцарей, но и с аристократии. Это вызывало большое негодование, после чего последовали восстания. В итоге в Англии установилась сословно-представительная монархия.

По существу, в условиях данного режима власть все равно принадлежала королю, однако, парламент также принимал важные решения в руководстве страной.

Сегодня монархия не является лидирующей но отрицать ее большое значение в истории нельзя.

Энциклопедический словарь

Сословная Монархия

(сословно-представительная монархия), форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в 13-14 вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (16-17 вв.). Сословная монархия предшествовала абсолютизму.

Политическая наука: Словарь-справочник

Сословная монархия

(сословно-представительная монархия)

форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в 13-14 вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (16-17 вв.). Сословная монархия предшествовала абсолютизму.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Сословная монархия

сословно-представительная монархия

форма феод, государства, в котором наряду с королев, властью существует сословное представительство. Характерна для эпохи развитого феодализма. Сложилась в странах Зап. Европы в XIII-XIV вв. в ходе гос. централизации, формирования общегос. сословий и их представительных органов (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). В большинстве случаев функции сословных представительств не были строго определены. Практически их главной прерогативой стало предоставление королю единовременных денежных субсидий и согласие на обложение населенияналогами. Возникновение СМ. ускорило процесс полит, объединения феод, государств.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сословная монархия

и сословные представительные учреждения. - С. монархией в теоретическом, государственно-правовом значении можно назвать такую правительственную организацию, в которой власть государя ограничена сословным представительством. Такой С. монархией является, напр., афинское государство досолоновских времен. Характерным признаком С. монархии является существование политически активного сословного представительства, но отнюдь не одно только существование сословий. В этом смысле Россия дореформенных времен, несмотря на резкое разделение сословий, не может быть отнесена к типу С. монархии. Классические ее примеры дала история Зап. Европы XIII, XIV и отчасти XV вв. В Испании, Англии, Германии, Франции С. монархии возникли как раз тогда, когда феодальный строй пришел в упадок; сословно-представительные учреждения носили здесь явственные черты хронологической близости к феодальной эпохе. Наиболее характерной чертой в этом смысле является самое происхождение состава сословно-представительных собраний, особенно в начале периода, т. е. в XIII стол.: в эти собрания являлись не депутаты, не избранные ad hoc представители феодалов, клира, городов, - все феодалы, все клирики, связанные вассальными отношениями с короной, а также городские должностные лица (либо одни городские головы, либо они же со своим секретариатом, либо один секретариат). Последние участвовали в собрании как представители самоуправления, как королевские контрагенты, как одна из двух договаривавшихся сторон, помеченных в коммунальной грамоте их города. Обсуждать с королем общественные вопросы имели право только те, кто мог указать на какие-либо прямые отношения свои к королю. Архиепископы, епископы, аббаты самостоятельных монастырей были королевскими вассалами - и все они имели право на место в сословно-представительных учреждениях; сельские священники (и в громадном большинстве городские), миссионеры, аббаты безземельных монастырей не были связаны никакими отношениями с королевской властью - и никогда в эти собрания не попадали. Светские феодалы, и мелкие, и крупные, считали короля сюзереном их земель - и они все могли явиться в собрание; наоборот, бездомные рыцари, хотя бы их феодальное происхождение было твердо установлено, никакого отношения к собранию иметь не могли. Наконец, города только тогда присылали своих представителей, если пользовались коммунальной свободой, если успели запастись от короля хартией на самоуправление. Государственно-правовая идея С. представительных учреждений была та, что дела государства должна вершить общая воля, управляющая всей землей. Но так как, по феодальному праву, частицы этой воли уступлены государем 1) его вассалам, пользующимся властью в своих имениях, и 2) городам, получившим самоуправление - то для того, чтобы воля была действительно общей, государь должен был собрать вокруг себя всех носителей и представителей власти, т. е. всех вассалов и самоуправляющиеся города. Такой совокупностью всех земских властей и было сословно-представительное собрание, под председательством короля, в первое время, т. е. в XIII в. Позднее избирательное начало стало прокладывать себе путь в германских ландтагах, во французских генеральных штатах. Раньше всего сказался этот принцип в представительстве городов: вместо городских властей на собрания начали являться специально для того избранные городские депутаты. В Венгрии (в эпоху Людовика Вел., в XIV стол.), дворяне, являясь на комитатские собрания в огромном числе, производили такие бесчинства и так затрудняли делопроизводство, что пришлось предписать, чтобы приезжали впредь не все дворяне, а только их депутаты. По иным причинам (а чаще всего без причин, ясно поддающихся учету) такие же изменения произошли в немецких ландтагах и в генеральных штатах. В английском парламенте наличность избирательного принципа (наряду с личным - в верхней палате) можно констатировать с первых времен его существования. Чрезвычайно разнообразна судьба сословно-представительных учреждений в различных европейских странах. Можно сказать, что только одна общая черта характеризует их: приблизительно одно и то же время появления на свет. Во всем остальном, начиная с их политических прав и кончая их историей, - они мало сходны между собой. В Испании, где (собственно, в Кастилии и Арагонии) сословно-представительные учреждения (см. Кортесы) были уже в цвету в XII стол., т. е. несколько раньше, чем в иных местах, они выговорили себе право легального сопротивления силой, в случае нарушения королем С. прав и привилегий. Такого права вооруженного сопротивления не имели ни французские генеральные штаты, ни немецкие ландтаги, но имели английский парламент и венгерские С. собрания. Чем больше прежний феодальный, личный характер пополнения С. представительных учреждений заменялся избирательным принципом, тем тверже и самовластнее действовала королевская власть на всем континенте Европы. Собрание депутатов от владетельных лиц, от земской власти оказывалось гораздо менее авторитетным, чем самая эта земская власть "во плоти", и право вооруженного сопротивления на континенте очень скоро (уже в XIV в.) отошло в область преданий. Утрата этого права, как и других важнейших прав, объясняется социальной рознью, с самого начала царившей в С. собраниях, обострившейся с течением времени и сделавшей их бессильными пред лицом королевской власти. В Испании высшая знать (brazo de nobles) не умела сойтись не только с городскими представителями, но и с простыми рыцарями (caballeros); во Франции дворяне выискивали случаи оскорбить среднее сословие; в немецких землях духовные и светские владетели всегда переносили в ландтаги свои соседские, помещичьи дрязги. Благодаря этому внутреннему антагонизму короли все более и более поднимали голову, видя себя желанными и призванными посредниками в этой междусословной борьбе. Все более и более генеральные штаты Франции, ландтаги Германии принимали только совещательный характер, все решительнее кастильские и арагонские короли отодвигали на задний план собрания кортесов. Средневековый феодальный строй весь покоился на договорном начале: оно довольно заметно чувствуется в Германии XIII - XIV вв., не говоря уже об испанских государствах и Англии, где оно играло самую решительную роль (в Испании оно стало исчезать с начала XV в., а в Англии развилось далее и повлияло на выработку новейших представлений о правах парламента). Во Франции генеральные штаты с самого начала не основывались в своих действиях на какой бы то ни было договорной идее. Договорное начало выражалось в необходимости согласия сословно-представительного собрания на издание тех или иных новых законов или отмену старых. Соглашаясь с предлагаемыми им мероприятиями, сословно-представительные собрания вместе с тем установляли на известный срок подати и налоги, которые имел право требовать король. Вследствие сословной розни, королевская власть уже в XV в. наносит и в Испании, и в Германии, и во Франции жестокие удары С. представительным собраниям, которые не в силах оказать особенно активного сопротивления, В XVI в. абсолютизм торжествует на всем континенте; религиозно-национальная борьба этого столетия также сильно содействует упадку С. представительных собраний и сосредоточению всей полноты государственной власти в руках королей. В XVII в. С. представительные собрания во Франции перестают даже собираться, а в германских государствах совершенно утрачивают свой прежний характер активной политической силы. В Испании С. представительные собрания были подавлены окончательно Филиппом II, еще в XVI стол. Только в Англии нижняя палата и в XIII, и в XIV, и в XV стол., несмотря на пестрый свой состав, твердо отстаивала свои права и, невзирая на существование известного антагонизма по отношению к палате лордов, никогда не протягивала руки помощи королевской власти против наследственных законодателей. Английский парламент, вследствие этого, перешел невредимым в новые времена и явился единственным учреждением, в жизни которого можно проследить превращение договорного феодального принципа в конституционное право последних веков.

Ср. Guizot, "H istoire des origines du gouvernement repré sentatif"; Пискорский, "Кастильские кортесы" (Киев, 1898); Picot, "Histoire des états-géné raux" (П., 1884); Hallam, "History of Europe during the middle ages" (Л., 1893; новейшее изд.); Unger, "Geschichte der deuts chen Landstä nde" (Аугсбург, 1880), Gneist, "Englische Verfassungsgeschichte"; Waitz, "Deutsche Verfassungsgeschichte".

Евгений Тарле.

    - (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение о … Энциклопедия права

    Сословно-представительная монархия - (англ. group representative monarchy) монархия, в которой единоличная гос ная власть монарха ограничена властью того или иного сословно представительного органа, обладающего собственной компетенцией. Соотношение объема полномочий монарха и… … Большой юридический словарь

    СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ - – форма феодального государства, представлявшая собой промежуточную ступень между монархией периода феодальной раздроблённости и абсолютизмом (см.). С. п. м. сложилась в ряде европейских стран на той стадии развития феодализма, когда объективные… … Советский юридический словарь

    Сословно-представительная монархия - форма правления в государствах периода развитого феодализма; была переходной от раннефеодальной (сеньориальной) монархии к абсолютной. В осуществлении государственно властных функций монархи при этой форме правления опирались на органы,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Существовала в России в сер. XVI сер. XVII вв … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Монархия - (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

    Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия

    Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

    монархия - (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Большой юридический словарь

    - (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Средние века. Выпуск 75(3-4) , . Выпуск открывается статьями, демонстрирующими новые подходы к изучению средневековой представительной системы: рассматриваются политические притязания Парижского парламента как отражение…

сословно-представительная монархия, феод. монархия с сословным представительством, - форма феод. гос-ва, при к-рой относительно сильная королев. власть сочеталась с наличием сословно-представительных собраний (центр. и местных), обладавших совещательными, финанс. (разрешение налогов), иногда законодат. функциями. С. м. была обычной формой феод. гос-ва в Европе в период развитого феодализма, когда сложились общегос. сословия в масштабе целых стран (в Англии и гос-вах Пиренейского п-ова в 13-15 вв., во Франции в 14-15 вв., в Германии в 13-17 вв., в Чехии и Венгрии в 14-17 вв., в скандинавских странах и в Польше в 15-17 вв., в Рус. гос-ве в 16-17 вв. и др.). Складывание С. м., более централизованной формы феод. гос-ва по сравнению с гос-вом периода феод. раздробленности, было прогрессивным явлением. Необходимость гос. централизации диктовалась потребностями развития внутр. рынка (в масштабах целых стран или отдельных областей) вследствие роста городов, товарного произ-ва и обмена, изменением форм эксплуатации (гос. налогообложение), а также значительным обострением на этой почве клас. борьбы в деревне, борьбы за ренту и власть внутри класса феодалов, противоречий последних со складывавшимся гор. сословием. Складыванию сословных собраний предшествовали изменения в структуре местного управления: усиление влияния королев. администрации за счет ограничения власти отдельных феодалов и появление или укрепление органов местного самоуправления, строившегося по сословному признаку (гор. самоуправление, самоуправление свободных сельских коммун - во Франции, Испании, сословно-территориальных собраний сотен и графств - в Англии и др.). Главной опорой С. м. в период ее формирования и расцвета были обычно низшие и средние слои класса феодалов, нуждавшиеся в сильном гос. аппарате для наиболее эффективной эксплуатации крестьян в новых экономич. условиях. Активно поддерживали С. м. и горожане, стремившиеся к ликвидации феод. раздробленности, обеспечению безопасности торг. путей и обузданию крупных феодалов-сепаратистов, а также верхушка свободного крестьянства - там, где оно сохранилось (Англия, Швеция, Кастилия). Опираясь на эти слои населения, королев. власть обычно в ходе политич. борьбы с крупными феодалами и в ущерб их самостоятельности постепенно концентрировала в своих руках суд., воен. и финанс. власть, создавала относительно сильный суд. и адм. аппарат в центре и на местах, пополнявшийся выходцами из незнатных феодалов, клириков, а также горожан, способствовала возникновению общегос. законодательства и налогообложения. В условиях феод.-сословного строя центр. власть еще не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания армии и гос. аппарата, а также на важнейшие внутри- и внешнеполитич. мероприятия. Поэтому централизация гос. аппарата в ходе создания С. м. сопровождалась созданием сословно-представительных собраний, являвшихся наиболее характерным признаком этой гос. формы (парламента в Англии с 1265, Генеральных штатов во Франции с 1302, кортесов в Испании с конца 12 - нач. 14 вв., риксдага в Швеции с 1435, ригсдага в Дании с 1468, сеймов в Польше, Венгрии, Чехии - с 14-15 вв., земских соборов в Русском гос-ве с сер. 16 в. и др.). Сословно-представительные учреждения существовали не только в общегос., но и в областном масштабе (напр., Провинциальные штаты во Франции). В Германии С. м. отличалась значительными особенностями. Ввиду того, что централизация власти там происходила в 13-17 вв. не в масштабе всей страны, но в границах отдельных территориальных княжеств, общеимперское сословное собрание - рейхстаг не имело реального политич. значения при отсутствии общеимперского суда, права, администрации, финансов. Сословные же собрания отдельных княжеств - ландтаги, напротив, играли значит. роль не как местные собрания, но как высшие сословные органы в масштабах этих княжеств. Общим для сословно-представительных учреждений было: отсутствие в них представителей широких нар. масс; подчиненная (особенно вначале) роль гор. сословия, представленного членами муниципалитетов; решающее влияние феод. элементов. В каждой стране сословные собрания имели свою специфику, к-рая отражала особенности ее экономич. и социально-политич. развития и вместе с тем определяла тип сложившейся там С. м. Дворянство выступало в этих собраниях или как единое сословие с одной палатой (Франция), или как две группы крупных и мелких феодалов, заседавших отдельно (пиренейские гос-ва, Польша, Чехия, Венгрия,.а также Англия, где низшее дворянство заседало вместе с городами). Духовенство могло быть представлено как сословие в целом (Франция, пиренейские гос-ва) или участвовало в собраниях в качестве крупнейших феодалов - вассалов короля (Англия, Чехия). В виде исключения в сословных собраниях участвовали депутаты свободного крестьянства (в Англии, Кастилии, Швеции). Гор. представительство зависело от общего развития и значения гор. сословия в стране. Там, где оно было достаточно сильным, его представители, составлявшие, как правило, особую палату в сословных собраниях, оказывали влияние на общую политику С. м. (во Франции, Кастилии, а также в Англии, где оно выступало в союзе с рыцарством). Там, где города были слабы, они не участвовали в сословных собраниях (Польша), или были в них представлены очень слабо (Венгрия, Швеция). Там, где представители разных сословий (особенно мелкие феодалы и горожане) действовали сплоченно, сословные собрания добились известной политической самостоятельности и налагали нек-рые ограничения на королев. власть в вопросах налогообложения, реже - законодательства. Однако эти ограничения не выходили за рамки защиты интересов феод. сословий (против отдельных злоупотреблений королев. власти). В других отношениях сословные собрания, напротив, поддерживали своим авторитетом королев. политику, особенно антикрестьянские мероприятия пр-ва. Чаще сословные собрания обладали лишь совещат. функциями. В целом они не ослабляли, но укрепляли гос. централизацию и королев. власть. Формой феод. гос-ва, сменившей С. м., была абсолютная монархия (см. Абсолютизм). Термин "С. м." был введен в употребление бурж. историками кон. 19 - нач. 20 вв. Не признавая клас. природы гос-ва, все они видели в С. м. одну из форм "правового" гос-ва. По мнению одних, в ней якобы осуществлялся "союз между королем и народом" в форме сотрудничества сильной королев. власти с "народным представительством" (как они трактовали сословные собрания). По мнению других, С. м. представляла собой "союз самостоятельных трех сословий под главенством короля", между к-рыми на условиях равноправия якобы делилась политич. власть. И те и другие видели в С. м. прямую предшественницу бурж. конституц. монархии 19-20 вв. и интересовались преемственностью между ними. Продолжением этих споров в совр. бурж. историографии служат концепции т. н. "корпоратистов" и "парламентистов". Согласно первой (более традиционной), С. м. возникла в процессе складывания общегос. сословий, их борьбы между собой и с королем. Сторонники этой концепции придают известное значение экономич. и социальным предпосылкам в формировании С. м. и подчеркивают важную самостоятельную роль сословных собраний (Э. Люс, И. де ла Гар, X. Кэм, Б. Уилкинсон, Р. Фавтье и др.). Представители "парламентистской" точки зрения (Ч. Макилвейн, М. Поуик, Г. А. Ханкинс, Г. Ричардсон, Г. Сейлс, О. Бруннер и др.) отрицают активную роль сословий и социальной борьбы в процессе складывания С. м. и главным ее создателем считают королев. власть, к-рая якобы сама организовала сословные собрания с целью дальнейшего укрепления своих политич. позиций. Эти собрания поэтому расцениваются как послушные орудия королев. власти, лишенные к.-л. самостоят. значения. "Парламентисты" рассматривают возникновение С. м. преим. в плане развития правовых и политич. институтов. И те и другие видят в С. м. надклассовый орган мира и порядка. Марксистская историография (исходящая при изучении С. м. из осн. положений учения Маркса, Энгельса, Ленина о гос-ве) исследует С. м. преим. в социальном аспекте, изучая конкретные проявления феод. природы С. м., воздействие клас. противоречий, клас. и сословной борьбы на возникновение и эволюцию С. м. Вместо традиционного термина "С. м." предложен термин "феод. монархия с сословным представительством", как более точно выражающий сущность этой формы гос-ва (подробнее см. в кн.: Е. В. Гутнова, Возникновение англ. парламента, М., 1960). Проблемы С. м. занимают большое место в работе Междунар. комиссии по истории представительных и парл. учреждений (при Междунар. комитете ист. наук). В России С. м. сложилась к сер. 16 в. с образованием Русского централизованного государства. Высшим сословно- представительным органом был Земский собор (первый бесспорный в 1549), имевший законосовещат. характер. Он состоял из Освященного собора и Боярской думы, представителей московского и уездного дворянства, купечества и посадских людей. В соборах 1611-13 участвовали представители служилых людей по прибору и гос. крестьян. Процедура его конституирования была неопределенной: или выборы участников на местах (нормы представительства не были зафиксированы), или приглашение из находившихся в Москве представителей различных сословий (при срочном созыве). Созывались соборы по инициативе пр-ва. На рассмотрение соборов выносились кардинальные вопросы внеш. и внутр. политики (вопросы войны и мира, выборов нового царя - при отсутствии прямых наследников, обсуждение законодат. кодексов, принятие мер против крупных клас. выступлений, введение экстраординарных налогов и т. д.). Расцвет деятельности соборов приходится на 10-е, 30-40-е гг. 17 в., время обострения клас. и внутриклас. борьбы и относит. слабости центр. гос. власти. В 1611-12 соборы были правительств. органом, противостоявшим польск. и швед. интервентам. Для периода формирования соборов и ранней их истории, а также постепенного свертывания их деятельности во 2-й пол. 17 в. (последний полный собор в 1653) типичны совещания представителей от отд. сословий, а также совместные заседания Боярской думы и Освященного собора. Органы местного управления, формировавшиеся по сословному принципу, появились ранее Земских соборов: в кон. 15 в. введено участие "лучших мужей" посадского и черносошного сел. населения в суде у наместников, в кон. 30-х гг. 16 в. началась губная реформа (завершилась в сер. 50-х гг.), передавшая сыск и суд по важнейшим уголовным делам в руки представителей местного дворянства (или посадских людей и гос. крестьян в р-нах, где отсутствовало светское феод. землевладение), в сер. 16 в. была проведена земская реформа Ивана IV (органы земского самоуправления закрепились впоследствии в нек-рых областях, в частности на Севере и в поволжских городах). В 1610-12 в нек-рых р-нах действовали областные сословно-представительные учреждения. Специфич. чертой С. м. в России (в сравнении с Зап. Европой) было преобладание центр. гос. власти самодержавия, опиравшегося на быстро развивавшийся центральный (система приказов - с сер. 16 в.) и местный бюрократич. аппарат. В бюрократич. аппарате со 2-й пол. 16 в. на смену наместникам приходят воеводы, сконцентрировавшие в 1-й пол. 17 в. всю суд., адм. и исполнительную власть на местах и полностью подчиненные приказам. В связи с этим резко падает значение органов гор. самоуправления (нек-рое их оживление произошло в 50-х - нач. 70-х гг. 17 в.), постепенно исчезает и губное самоуправление. Со 2-й пол. 17 в. начинается процесс формирования гос. строя рус. абсолютизма. Лит.: Кареев Н. И., Поместье - государство и сословная монархия ср. веков, СПБ, 1913; Ковалевский M. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1-3, М., 1906; McIlwain Ch. N., Constitutionalism ancient and modern, Ithaca (N. Y.), 1940; Cam Н. M., Marondiu A., St?kl G., Recent work and present views on the origins and development of representative assemblies, в кн.: Relazioni del X Congresso Internazionale di Scienze Storiche, v. 1, Firenzc, 1955 (библ.). См. также лит. при статьях об отдельных странах и в статьях о сословно-представительных учреждениях отд. стран (Парламент английский, Генеральные штаты, Земские соборы и др.). Е. В. Гутуова, В. Д. Назаров (С. м. в России). Москва.

План лекции

Общественное устройство.

Государственное устройство.

Источники и основные черты права.

В XVI - XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система, завершался процесс закрепощения крестьян. Происходил процесс укрепления государства, расширялась его территория; во второй половине XVI в. были к Руси присоединены Казанское и Астраханское княжества. В 1654 году Россия воссоединилась с Украиной. В XVII в. вся Сибирь входит в состав Российского государства. Уже в конце XVII в. Россия являлась крупнейшим в мире многонациональным государством.

Для экономического развития страны было характерно дальнейшее развитие ремесла, связанного с рынком, укрупнение ремесленного производства, развитие, мануфактур и заводов. Развитие экономики способствовало возникновению торговых связей, созданию единого всероссийского рынка.

Складывание сословно - представителъской монархии. Изменения в социально-экономической сфере определили изменение формы правления Русского государства: в середине XVI века начинает складываться сословно-представительная монархия. Особенностью развития монархии в России являлось привлечение царской властью для решения важных вопросов представителей не только господствующих сословий, но и" верхушки городского населения. Сословно-представительная монархия - закономерный этап в развитии феодального государства. Он имел место во Франции, Испании, Германии. В России власть монарха ограничивалась Земским собором. Начало сословно-представительной монархии в России условно датируется созывом первого Земского собора 1550 года. Вокруг этой даты идет спор. Последний Земский собор состоялся в 1653 году. Земский собор включал в себя представителей новой феодальной знати (средние и мелкие феодалы, дворяне). В состав Земских соборов входила Боярская Дума.

Царская власть не могла осуществлять свои властные функции без поддержки Боярской Думы и Земского собора в целом, так как боярская знать имела сильные экономические и политические позиции. Но в силу постепенной консолидации всех групп господствующего класса феодалов в единое сословие с одинаковыми интересами и классовыми целями, повышалась роль всех групп феодалов. После Собора 1653 года продолжают созываться Совещания. Со второй половины XVII века сословие - представительная монархия стала перерождаться в абсолютную монархию. Основным фактором, способствующим этому, стало образование всероссийского рынка и дальнейший рост товарно-денежных отношений. Необходимо также отметить, что образование абсолютной монархии обусловлено также сложностями внешнеполитического положения страны.


Правовой статус представителей верхушки общества. Царю принадлежали как и раньше дворцовые и черносошные земли. Соборное уложение довольно четко определило различие данных форм собственности дворцовые земли - собственные земли царя и его семьи, государственные - принадлежат тоже царю, но как главе государства. Верхушку господствующего класса составляла боярская аристократия. В этот период времени придворные чины означали не служебное положение, а принадлежность к определенному слою феодалов. Среди придворных чинов различались думные (высшие), московские, городовые. Все они составляли служилых людей по отечеству, привилегированное положение которых передавалось по наследству.

Первым думным и вообще придворным чином являлся чин боярина. В этот период боярство сказывалось, т.е. объявлялось только некоторым знатным боярским родам, представители же других родов могли, по общему правилу, получить чин боярина только за крупные заслуги и долговременную службу.

Вторым чином являлся чин окольничьего. Через окольничество добивались боярства люди менее родовитые.

Третьим думным чином были думные дворяне. Они вели свое начало от детей боярских.

Четвертый думный чин - думный дьяк. В думе сидели не только бояре, окольничии, думные дворяне и дьяки, но также и некоторые другие придворные чины.

К недумным чинам относились менее важные придворные чины. К московским придворным чинам относились дворяне, поместья которых при Иване IV были размещены в Московском уезде (избранная тысяча). На них возлагалась главным образом охрана государственных хором и палат. Чины городовые состояли из дворян, на которых возлагалась служба в городе. Другую группу служилых людей (по прибору - по призыву, а не по наследству) составляли дьяки, стрельцы, пушкеры, драгуны, воротники, рейторы, солдаты. Эти должностные лица занимали среднее положение между служилыми "по отечеству" и тяглыми людьми. Основная масса служилых людей определялась "верстанием", т.е. записью в полковые списки и назначением на жалование, денежное и поместное. Обычно верстали на службу сыновей дворян и детей боярских, по мере роста государства и необходимости увеличения служилых людей верстались иногда и казаки. Практика верстания в служилые люди показывает, что только дети служилых в XVII в. стали получать регламентацию. Указами 1639 и 1652 гг. запрещалось поступать на службу детям неслужилых людей. В 1657 и 1678 гг. уже было предписано зачислять в состав служилых людей только сыновей детей боярских.

Права служилых людей. Служилые люди обладали рядом прав преимуществ. Они были "белыми", т.е. освобожденными от платежа податей. Им принадлежали:

Право владеть вотчинами и поместьями;

Право (сделавшееся исключительным) поступать на государственную службу.

Право на усиленное охранение чести.

Ряд привилегий в уголовном праве.

Привилегии при взыскании по обязательствам.

Местничество. В связи с развитием этих привилегий особенное значение получил институт местничества. Установление права служебного старшинства производилось путем сложного разбирательства. Местнические споры вносили много осложнений при назначении на должность, особенно вредны они были при назначении на военные должности. Полная отмена местничества произошла в 1682 году.

Опричнина. Среди мероприятий середины XVI века направленных на ограничение старой феодальной знати необходимо назвать еще опричнину. По проблемам значения опричнины как; в отечественной, так зарубежной литературе существуют весьма разноречивые подходы. Авторы исходят из концепции о том, что опричнина не. была случайным явлением, кратковременным эпизодом, а наоборот необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой его власти. Авторы разделяет мысль Д.Н. Альшица о том, что появление опричнины не зависело от воли одной личности, поскольку опричнина явилась "конкретно-исторической формой объективного процесса". В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государственные на земские (обычные) и опричные (особые), включив в опричные - земли оппозиционной княжеской боярской аристократии. В результате раздачи конфискованные земли переходили к служилым людям. Опричнина превратила поместье в главную и господствующую форму феодального земледелия. Весьма существенные изменения происходили и с самими понятиями "вотчина", "поместье". Вотчинное землевладение становилось все более условным. В 1556 году было принято специальное "Уложение по службе", по которому определялись равные обязанности и для вотчинников, и для помещиков выставлять определенное число вооруженных людей (соответствующее размеру и качеству содержания земли). Указ 1551 года запретил продавать старинные вотчины в монастырь (на помин души) без ведома царя. А позднее было запрещено их обменивать, давать в приданное. Ограничивалось право и передачи этих вотчин по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского пола). Появляется новое понятие "жалованная" или "выслуженная" вотчина, т.е. данная непосредственно за службу или при условии службы. Права же поместных владельцев постепенно расширяются, и передача земли по наследству становится общим явлением. Служилые люди получили возможность покупки вотчины. Бояре, также как и дворяне наделялись поместной землей. Происходил процесс сближения вотчин и поместий, консолидация феодалов в единое сословие. Этот процесс довольно полно отражен в Соборном уложении 1649 года. Важнейшими формами земельного владения оставались церковное и монастырское.

Что касается правового положения духовенства, то Соборное уложение ограничивает рост церковной собственности, категорически запрещая светским феодалам завещать, продавать и закладывать родовую, выслуженную и выкупленную вотчину монастырям и духовенству. Таким образом, был нанесен серьезный удар по церковному землевладению.

Роль города, городское население. В XVI - XVII в.в. происходит дальнейший рост городов, развивается торговля, ремесла, кузнечное, медное, оружейное, пушечное дело. Расширяется число заводов, мастерских, растет численность городского населения, усиливается его дифференциация. Городское население носило в русском государстве название посадских людей. Они включали в себя следующие категории:

Гости - видные купцы. Это звание жаловалось им за службу и на условиях службы, служба по финансовому делу (таможенные и кабацкие сборы). Они освобождались от обычных податей и повинностей, от платежа торговых пошлин, имели право владеть вотчинами и поместьями и подлежали непосредственному суду самого царя.

Люди гостиной сотни.

Люди суконной сотни.

К сотням гостиной и суконной принадлежали купцы, обладавшие мелкими капиталами по сравнению с ее гостями. По мнению В.О. Ключевского, гостей и торговцев обеих высших сотен никогда не бывало много. Так, например, в 1649 году гостей было всего 18 человек, в гостиной сотне - 153, в суконной - 116. Посадские люди других городов и черных сотен делились на лучших, средних и молодших.

В это время наблюдается острая дифференциация и расслоение городского населения. Среди горожан выделяются верхушки оптовых торговцев-гостей и купцов первых сотен, стяжавшие огромные богатства. В 1649 году правительство предприняло ряд реальных мер по упорядочению тягловых отношений посадского населения. По Соборному уложению 1649 года было постановлено вернуть посадским отторгнутые "беломестцами" земли, дворы, лавки.

Городская знать обладала рядом привилегий. Ей было предоставлено право раскладки и сбора всего тягла с посадского населения. Она получила право участвовать в заседании Земского собора. Крупнейшие купцы-гости могли покупать по специальному царскому разрешению землю. Они получали звание думных дьяков и в исключительных случаях думных дворян. Таким образом, можно сделать вывод о том, что росло политическое значение городской знати. Все это ярко проявилось и в правовом отношении. Так, по Судебнику 1550 года по статье 26 за бесчестье гостя полагался штраф в 10 раз больший, чем за бесчестье "боярского доброго человека". Эта линия продолжена и закреплена в Соборном Уложении 1649 года.

Изменения в правовом положении крестьянства. Усиление крепостничества.. Во второй половине XVI - первой половине XVII века происходил процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Естественно этому процессу способствовали и укрепления государственного аппарата и создание специальных органов по борьбе с беглыми крестьянами. Судебник 1550 года повторил статьи Судебника 1497 года о "Юрьевом дне", но при этом увеличил взимавшуюся с крестьян плату за выход. С 1581 года вводятся заповедные лета, которые отменили действие положения о "Юрьеве дне". С 1597 года начинает действовать указ об "урочных летах", по которому устанавливалась пятилетняя давность сыска беглых. В 1607 году "урочные лета" были увеличены до 15 лет. Соборное уложение 1649 года зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян и отменило "урочные лета". Беглых крестьян возвращали независимо от срока, который прошел после их ухода от владельца, вместе со всей семьей и всем имуществом. Статья I гл. XI Соборного Уложения дает полный перечень всех категорий крестьянского населения. В этот период времени произошло окончательное закрепление крестьян владельческих и чернотяглых. После издания Указа о заповедных летах, была произведена перепись. В Уложении 1649 года статьи 9 и 10 главы XI запрещали принимать с момента издания Уложения "беглых крестьян, бобылей и их детей и братию и племянников". Уложение 1649 года установило закрепощение всех крестьян (старожильцев и нестарожильцев) и членов их семей, при этом отменило так называемые "урочные годы".

Крепостное право на крестьян было окончательно санкционировано в законе. Помещики приобрели право неограниченной продажи, их мены, эксплуатации, право распоряжаться брачной судьбой крестьян. Уже по Указу 1623 года в случаях неплатежа помещиками и вотчинниками взысканий по искам разрешалось взыскивать их с холопов и крестьян.

Произошли изменения в положении чернотяглых крестьян. Их число уменьшилось в связи с раздачей волостных земель в поместья и вотчины. Для приема в тягловую общину требовалось заключение особых подрядных записей. К 1678 году была закончена переписка дворов, что послужило основанием для замены поместного обложения подворным.

Проанализируем положение холопов. В этот период времени существовало две категории холопов: полные и кабальные. Полные или обельные холопы были в безграничном распоряжении господина. Были и другие холопы: докладные, приданные, духовные, в зависимости от источника холопства.

Происходило уменьшение источников холопства. Остались только следующие источники холопства: рождение от родителей холопов и брак с холопами. Холопы не имели никаких личных и имущественных прав. Но фактически холопы стали приобретать некоторую степень права и дееспособности. Стали возможны гражданские сделки, заключенные с холопами их собственными господами. Осуществлялась тенденция превращения холопов в крепостных. Соборное уложение узаконило жестокие формы зависимости холопов от своих господ, устанавливая полное право собственности на холопов. К источникам холопства Уложение относит брак, рождение, работу по кабале на срок выше трех месяцев.

Централизация государства. Переходим к рассмотрению следующего вопроса. Происходит процесс образования централизованного государства. При Иване IV были уничтожены последние уделы. По мере превращения Русского государства в многонациональное, в вассальные отношения к нему ставились многие государства. Вассалами стали: сибирские ханы, черкесские князья, шахмалы (властители кумыков), калмыцкие тайши, ногайские мурзы. Вассальные отношения некоторых государств носили номинальный характер. В конце XVI века получила развитие тенденция к полному включению (инкорпорации) вассальных государств в русское царство. Во главе государства стоял царь. Изменение в 1547 году титула главы государства являлось важной политической реформой. В XVII в. все государственные дела вершились от имени царя.

Роль царской власти. В Соборное уложение была включена глава:

"О государственной чести, и как его государственное здоровье оберегать". В этой главе провозглашалось:

подтверждение роли царя в политической жизни страны;

принцип первородства и единонаследия.

Признание царя Земским собором считалось одним из условий признания законности царской власти. Одним из важнейших актов был венчание на царство. К церемонии венчания на царство в XVII веке бы присоединен еще особый обряд, так называемое миропомазание.

Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XV века сложился порядок избрания царя на Земском Соборе, что должно было способствовать укреплению авторитета монаршей власти.

Царю принадлежали большие права в области законодательства, управления, суда. Но правил он не единолично, а вместе с Боярской Думой, Земскими Соборами.

Боярская Дума была постоянно действующим органом при царе, вместе с ним решала основные вопросы управления, внешней политики. Реальное значение Думы было неоднозначно. Так, например, в годы опричнины ее роль была невелика. Произошли изменения социального состава Думы в сторону усиления представительства дворянства. В нее не вошли также представители верхушки городского населения. При подготовке поступающих в Думу дел образовались специальные комиссии. При Думе был создан чиновничье -бюрократический аппарат.

Земские Соборы. Большую роль в управлении государством в изучаемый период играли Земские Соборы. Они представляли собой сословно-представительное учреждение, которое не было постоянно действующим, а собиралось по мере надобности. Лишь в первое десятилетие царствования Михаила Романова Земский Собор получил значение постоянного представительного учреждения. Укрепление царской власти проявилось в наступлении длительного перерыва в его деятельности. Земские Соборы состояли из трех основных частей: Боярской Думы, Собора высшего духовенства (Освященного собора) и. собрания представителей от людей всяких чинов, т.е. поместного дворянства и купечества. Вначале, например, при созыве Собора 1566 года, представительство организовывалось не по избранию, а по доверию к представителям "правительства". Право созыва Земского Собора принадлежало царю или заменяющей его власти, т.е. Боярской Думе, патриарху, временному правительству. Иногда инициатива созыва Собора происходила от самого Собора. Заседание Собора обычно начиналось торжественным открытием его, где прочитывалась самим царем или от имени царя его речь, в которой объяснялась причина созыва Собора и формулировались те вопросы, которые подлежали разрешению. После открытия Земский Собор приступал к обсуждению вопросов, для чего делился на составные части: Боярская Дума, Священный Собор, московских дворян, стрельцов. Городовые дворяне и посадские еще делились на "статьи". Каждая часть Собора решала вопрос отдельно и формулировала решение в письменном виде. Решения эти сводились на втором общем собрании. Обычно же эти решения являлись материалом, выводы из которого делали царь или Боярская Дума. Они (Соборы) созывались для решения наиболее важных вопросов: для избрания царей, для решения вопросов о войне и мире, для установления новых податей и налогов, для принятия особо важных законов. При обсуждении этих вопросов представители чинов обращались с петициями к правительству. Земские Соборы были органом влияния поместного дворянства и верхов купечества.

Особенности выборов в Земские Соборы. Организация выборов в Земские Соборы, нормы представительства от различных сословий, их численность и состав были неопределенными. Как правило, дворяне составляли большую часть собора. Для дворян столицы были особые привилегии, они посылали в Земский Собор по два человека от всех чинов и званий, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Так, например, из 192 выборных членов Земского Собора 1642 года, 44 были делегированы московскими дворянами. Число депутатов горожан в составе Земского Собора иногда достигало 20. Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что фактически Земские Соборы в определенной степени ограничивали власть царя, но и всемерно ее укрепляли. Такова диалектика взаимодействия власти царя и Земского Собора.

Приказная система. Компетенция. Система приказов, как органов центрального управления, продолжала развиваться и укрепляться. Окончательное развитие приказной системы происходит во II половине XVI века. Они возникают по мере надобности. Некоторые из приказов дробятся на ряд отделов, которые, развиваясь постепенно, превращаются в самостоятельные приказы. Бесплановость в организации приказов привела к нечеткости в вопросах распределения компетенции между ними. В XVII веке количество приказов постоянно менялось, доходя до 50. Основной чертой приказной системы было сочетание административной и судебной функций.

Существовало следующее деление приказов: дворцово-вотчинные, военные, судебно-административные, областные (центрально-областные), ведавшие специальными отраслями управления.

Дворцово-финансовые приказы: ловчий, сокольничий (ведавший царской охотой), конюший, приказ большого дворца, приказ большой казны (ведавший прямыми налогами), приказ большого прихода (ведавший косвенными налогами, новая четверть (ведавшая питейными доходами).

Военные приказы: разряд (ведавший всем военным управлением, и назначением служилых людей на должность), стрелецкий, казачий, иноземный, оружейный, бронный, пушкарский.

Судебно-административная группа: поместный приказ (ведавший раздачей поместий и вотчин, и являвшийся судебным местом по земельным делам), холопий (ведавший закреплением и освобождением холопов, обвинением в разбое), земский приказ (суд и управление тягловым населением г. Москвы).

Областные приказы: центральные органы управления, ведавшие так называемыми четвертями или четями: Нижегородская (Нижний уезд, Новгород, Пермь, Псков), Устюжская, Косгромская, Галицкая, Владимирская.

К числу областных относятся 4 судных приказа: Московский, Володимирский, Дмитровский, Рязанский. А затем: Смоленский, Приказ Казанской избы, Сибирский, Малоросский.

Приказы, ведавшие специальными отраслями управления: посольский (иностранные дела, неслужилые иноземцы, почта), каменный приказ книгопечатного дела), аптекарский приказ, печатный, (удостоверяющий правительственные акты приложением к ним печати), монастырский приказ (организованный для суда над церковными властями), приказ золотого и серебряного дела.

Приказы создавались по мере надобности, часто без точного определения их компетенции, порядка их организации и деятельности. Все это приводило к волоките и дублированию, бюрократизму. В приказах существовали казнокрадство, взяточничество.

Известно, что изменения, происходившие в развитии государства, отразились на органах местного самоуправления. Основной административной единицей являлся уезд. Он отличался неравномерностью. Уезд делился на станы, а станы на волости. В пределах уезда организовывались судебные округа - губы; разряд -военный округ.

Губное самоуправление. В "1556 году отменили систему кормления и заменили системой губного и земского самоуправления. Губное самоуправление стало со временем создаваться в каждом уезде. Органом губного самоуправления была губная изба, состоявшая из губного старосты, целовальников, губного дьяка. В органах губного самоуправления сильно сказывалось влияние дворян-помещиков: губные старосты обязательно выбирались из дворян или детей боярских. Помощниками старосты (целовальниками) были и крестьяне. Губное самоуправление вводилось в тех уездах, где сильно развито помещичье землевладение, а районах, где было развито сильно торгово-ремесленное хозяйство, вводилось земское землевладение. Земские учреждения получили свое развитие позже губных. Они вводились в уездах, в группах волостей, в отдельных волостях. Компетенция земских учреждений распространялась на все отрасли управления и суда. В некоторых уездах земские одновременно действовали с губными.

Вводилось одновременно и воеводско-приказное управление (компетенция воевод росла). Посылка воевод в пограничные местности имела место еще в начале XVII века, введение воеводско-приказного управления означало дальнейшее развитие бюрократической системы. Воеводы назначались царем и Боярской Думой на год-два. В большие уезды посылалось несколько воевод, из которых один был главный, другие считались его товарищами. В качестве ближайших его помощников назначались дьяки или подьячие с "приписью". Канцелярия воеводы находилась в приказной избе, функции воевод, определяемые особыми инструкциями или наказами, были разнообразны. Воеводы заведовали полицией, военным делом, обладали правом суда, иногда им поручалось (в пограничных уездах) ведать даже сношениями с иностранными государствами. Вначале воеводы не вмешивались в губное самоуправление. Но с течением времени власть воевод усилилась, и их вмешательство в губное и земское самоуправление стало значительным. Воеводы подчинили себе губные учреждения и сделали губных старост и целовальников своими помощниками. Воеводы получали жалованье. Им запрещалось брать кормы с жителей. А также запрещалось заставлять жителей что-либо делать на себя. По Соборному Уложению воеводам было запрещено вступать в обязательные отношения с местными людьми. В конце XVII века в некоторых окраинах были созданы наиболее крупные военно-административные округа, так называемые разряды, которые сосредоточили все управление отраслью.

Фискальная политика. В изучаемый период продолжалась реформа системы финансов. Для определения размеров налогов было проведено правительством повсеместное описание земли. Были составлены писцовые книги, которые определили число окладных единиц (так называемых сох). В "соху" входило разное количество земли - в зависимости от ее качества. В XVII веке были введены дополнительные прямые и косвенные налоги: таможенный, соляной, кабацкий (или питейный), так называемая "пятина" - взимание одной пятой стоимости движимого имущества.

Таковы общие черты государственного и общественного устройства страны в данный период времени. Для изучаемого периода характерно весьма интенсивное развитие права, увеличение роли царского законодательства.

Источники права. Кодификация. Среди памятников права выделяются губные и земские уставные грамоты, в которых устанавливаются начала губного и земского самоуправления, таможенные грамоты. Кодификация в этот период началась с изданием Судебника 1550 года (Царского или Второго). В Судебнике 1550 г. был расширен круг регулируемых центральной властью вопросов, усилены черты розыскного процесса. Регламентация пронизывает сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Происходит усиление сословного принципа и расширяется круг субъектов преступления. Основным источником этого судебника явился не дошедший до нас Судебник Василия III. При кодификации был привлечен новый указной материал, а также губные и земские уставные грамоты. Судебник разбивался на 100 статей, расположенных по некоторой (довольно элементарной) системе. Весь законодательный материал Судебника может быть разбит на четыре части:

Первая содержит постановления, относящиеся к суду центральному;

вторая - к суду областному;

третья - к гражданскому праву и процессу;

Четвертая - заключает в себе дополнительные статьи.
Судебник представляет собой сборник судебного права, и. в целом, отразил интересы поместного дворянства и купечества.

Почти одновременно с Судебником был издан Стоглав (в 1551 г.), явившийся результатом законодательной деятельности церковного (стоглавого) собора. Стоглав - 100 глав (статей), содержит наряду с важными постановлениями о церкви ряд норм уголовного и гражданского права, обеспечивающих усиленную защиту интересов духовенства. При составлении Судебника предусматривалась необходимость пополнения его новым законодательным материалом, который мог явиться в виде отдельных указов и боярских приговоров. Поэтому статья 98 Судебника устанавливает порядок приписки к его установлениям "новых дел" - дополнительных указов. Эти приписки делались каждым приказом. Со временем составились так называемые Указные книги приказов. Среди них большое значение в истории права имеют Указные книги судных дел, Земского приказа, Разбойного приказа. В них с еще большей степенью защищались интересы поместного дворянства. Как Царский судебник, так и отдельные указы, изданные после него, регламентируют в значительной степени те отношения, которые характерны для процесса закрепощения крестьян.

Важнейшим памятником этого времени является Соборное Уложение 1649 года, кодекс, в немалой степени определявший правовую систему Российского государства многие годы. Для составления кодекса правительством была создана специальная комиссия под председательством князя Одоевского. Выработанный этой комиссией проект был представлен для рассмотрения Земскому Собору и обсуждался на совместных заседаниях комиссии с выборными членами Земского собора свыше 5 месяцев. Члены комиссии подавали царю челобитья с просьбой об издании новых законов по тем или иным вопросам. После того как закончилось обсуждение Проекта, он был утвержден в 1649 году Земским Собором. Кодифицированные законы получили название Соборного Уложения.

Источниками уложения были: судебники, указы и боярские приговоры, градские законы греческих царей, т.е. византийское право, литовский статус, новые статьи, как включенные самими составителями проекта, так и внесенные по настоянию выборных членов Собора - согласно их челобитной. Среди этих статей надо указать на глазу XI - "Суд о крестьянах", в которой отменялись "урочные лета" и в которой утверждалось полное право помещика на труд и личность крестьянина. Соборное уложение являлось кодексом, в котором получили развитие начала Русского права, выраженные в "Русской Правде"" и в судебниках. Соборное Уложение отвечало интересам дворянства. Оно явилось кодексом крепостничества. Необходимо отметить, что и с технико-правовой точки зрения Уложение, как кодекс было шагом вперед по сравнению с Судебником.

Дальнейшее развитие законодательства осуществлялось путем издания указов. Указы, отменяющие, дополняющие или изменяющие постановления Соборного Уложения, носили названия указных статей. Характеристика источников позволяет нам сделать вывод об интенсивном развитии права в изучаемый период. Обратимся к анализу отраслей права.

Особенности землепользования. Соборное Уложение подробно определило имеющиеся формы феодального землевладения. Специальная глава 16 обобщала все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения. В Соборном Уложении устанавливалось, что владельцами поместий могут быть и бояре, и дворяне; поместье передавали сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца, получает его жена и дочери; поместье можно было дать дочери в качестве приданого, и, кроме того, разрешался обмен поместья на поместье и вотчину. Но помещики не получали права свободной продажи земли (только по царскому указу), не имели они права и заложить землю. Но при этом нельзя оставить без внимания, что в статье 3 главы Соборного Уложения допускался обмен большого поместья на меньшее и, тем самым, под прикрытием обмена продавать поместные владения. Вотчина в соответствии с Соборным Уложением еще предоставляла привилегированное землевладение. Вотчину можно было продать (с обязательной регистрацией в поместном приказе), заложить и передать по наследству. В Соборном Уложении содержится положение о праве родового выкупа - срок в течение 40 лет для выкупа проданной, вымененной, заложенной родовой вотчины. Был также определен круг родственников, которые имели право на выкуп. На выкупленные же вотчины право родового выкупа не распространялось. По закону продавать вотчины можно было только феодалам, жившим в том же уезде. Купленными вотчинами назывались земельные владения, приобретенные кем-либо у членов своего рода, владение ими так же влекло за собой обязанность службы. Отказ же от службы имел следствием отобрание вотчин у их владельцев и включение их в состав царского домена. Жалованными вотчинами назывались вотчины, которые были пожалованы царем. Их характеризовала большая ограниченность прав владельцами, они отбирались в случае, если не угодили царю, иногда это было ограниченно пожизненным владением. Поместья в конце XVII века становятся господствующим видом собственности. Владеть поместьями могли только служилые люди: бояре, дворяне, дети боярские, подьячие и т.д. Размер поместья зависел от качества земли. Поместья давались детям жилых людей по достижению ими 15-летнего возраста. Как правило, в состав поместий входили земли, населенные крестьянами, но кроме этого выделялись и пустующие земли, охотничьи и рыболовные угодья. Крестьяне при отводе земли помещикам, получали так называемую послушную грамоту, по которой им предписывалось повиноваться владельцу. Кроме этого помещикам отводились в городах дворы и огородные земли. Основной обязанностью помещиков являлось несение службы.

Наследование земли. Постепенно дворянство получило право наследования поместий. В первой четверти XVII века о наследовании поместий говорится уже в специальных указах. В 1611 году утвердился принцип, по которому поместья могли оставаться за вдовами и детьми. Из поместий отца выделялись наделы сыновьям сообразно их служебному положению, а дочерям и вдовам на прожиток. Остальная часть поместья передавалась боковым родственникам. В 1684 году был издан закон, по которому дети получали целиком все поместье отца. С конца XVI века было разрешено дарение поместий в пользу монастырей. Церковные владения признавались неотчуждаемыми.

Развивалось и залоговое право. Использовались такие формы залога как: заложенная земля передавалась залогодержателю, а также, когда кредитор получал право временного пользования заложенной землей, причем это пользование заменяло уплату налогов. В Соборном Уложении определялись права на чужую вещь, т.е. сервитуты: право оставить запруды на реке в пределах своего владения, право покосов, рыбной ловли, охоты в лесах, на землях, принадлежавших другому владельцу. В городах запрещалась постройка печей, поварен вплотную к соседним строениям, не разрешалось лить воду, сметать сор на соседние дворы. В Уложении было предусмотрено право проезжающих, а также прогонявших скот, останавливаться на лугах, которые прилегали к дороге.

Получило свое дальнейшее развитие и обязательственное право. Обязательства, вытекающие из договоров, обеспечиваются не личностью ответчика, а его имуществом. Причем ответственность была не индивидуальной, а коллективной: друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги же по обязательствам переходили по наследству. Большое внимание уделялось формам заключения договоров. Все большее значение приобретала письменная форма договора. А при оформлении купчих на землю или дворы требовалась регистрация документа в учреждении. Купчая (купчая крепость) - акт приобретения в собственность имущества. Был определен порядок признания договора недействительным, если он заключен в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана. Известны также договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества.

Эволюционировало и наследственное право. Различается наследование по закону и завещанию. Особое внимание уделялось порядку передачи по наследству земли. Завещание оформлялось письменно и подписывалось завещателем, а в случае его неграмотности - свидетелями и подтверждалось церковными властями. Возможности завещания ограничивались сословными принципами: нельзя было завещать землю церквям и монастырям; родовые и жалованные вотчины, а равно поместья не подлежали завещательному распоряжению. Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. Дочери наследовали при отсутствии сыновей. Вдовы получали часть выслуженной вотчины "на прожиток", т.е. в пожизненное владение, в том случае если не оставалось поместий после смерти супруга. Поместья же переходили по наследству сыновьям. Вдова и дочери получали часть поместья на прожиток.

Семейное право. Законом признавался только брак, заключенный в церкви. Он заключался с согласия родителей. А для браков крепостных необходимо было согласие помещиков. Брачный возраст для мужнин установлен в 15 лет, а для женщин - 12 лет. В семье существовала отцовская власть, а также власть мужа над женой.

Преступления. Под преступлением понималось нарушение царской воли, закона. Субъектами преступлений признавались представители сословий. Преступления различались на умышленные и неосторожные. За случайные деяния наказание не устанавливалось. Но в законе не всегда различаются случайное, ненаказуемое действие и неосторожная форма вины. В Уложении говорится об институте необходимой обороны, но не были установлены пределы необходимой обороны (чрезмерности обороны и степени опасности).

Сокрытия, рецидив. В Соборном Уложении более подробно регламентировано соучастие, подстрекательство, пособничество, укрывательство. Рецидив наказывался более сурово. В Соборном Уложении виды преступлений изложены по определенной системе. В нем выделялось преступление против веры, затем государственные преступления (преступления против основ веры, царственной власти и лично против царя: оскорбление монарха, причинение вреда его здоровью). Ответственность устанавливалась даже за голый умысел и недоносительство. В законе много говорилось о таких преступлениях как измена, заговор, бунт. Дается характеристика преступлений против порядка управления, воинских преступлений, преступлений против судебной власти. Соборное Уложение регламентирует преступления против личности. К ним -относятся: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и делом. Среди имущественных преступлений выделялись: кража, грабеж, разбой. Выделялись преступления против нравственности: сводничество, нарушение семейных уставов. Необходимо отметить, что в Уложении составы преступлений формулировались более четко, чем ранее.

Наказания. В Уложении еще более усиливается устрашающий характер наказаний. Применялись: смертная казнь - простая и квалифицированная; телесные наказания - битье кнутом, батогами, клеймение, тюремное заключение, ссылка на окраину страны, каторжные работы; лишение чина, отставление от должности, церковное покаяние. Применение смертной казни и телесных наказаний осуществлялось публично. Для Соборного Уложения была характерна и множественность наказаний и различие наказаний в зависимости от социальной принадлежности.

В Соборном Уложении были предусмотрены две формы процесса и суд. Все большее распространение получил инквизиционный процесс. Он практически применялся по всем уголовным делам. Наиболее жестоким был процесс по делам, связанным с преступлениями против царя и государства. Соборное Уложение подробно говорит и об обвинительном состязательном процессе. Он осуществлялся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголовных дел. Глава 10 Соборного Уложения говорит о системе свидетельских показаний. В качестве доказательств применялся так называемый "общий обыск" и "повальный обыск". Разница между этими двумя видами заключалась в том, что в "общий обыск" - опрос всего населения по фактам совершения преступления, а "повальный" - опрос относительно конкретного лица, подозреваемого в совершении преступления. Таковы некоторые основные черты развития права.

Интересной, многогранной, трагической была история изучаемого периода. В России были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности, сложилось и экономическое и политическое единство страны. Возникла сословно-представительная монархия. Необходимо отметить, что укрепление государственной власти привело к уменьшению значения сословно-представительных учреждений.