Когда родился иисус христос по библии православие. Когда родился иисус христос

Когда родился иисус христос по библии православие. Когда родился иисус христос

Праздник Рождества – день рождения Иисуса Христа католики отмечают 25 декабря, православные 7 января, а христиане Армении, Египта и Эфиопии – 6 января. Однако было бы наивным думать, что эти дни имеют какое-либо отношение к настоящему дню рождения Иисуса .

Когда родился Иисус Христос

На заре христианства день рождения Иисуса Христа праздновали и 6 января, и 28 марта, и 20 апреля, и 20 мая, и 18 ноября. Лишь в 354 году отцы церкви, в силу некоторых политических и идеологических причин постановили отныне и вовек считать день рождения Христа 25 декабря.

Эта дата с исторической точки зрения представляется весьма и весьма сомнительной. И вот почему. В декабре в Палестине ночи довольно-таки холодные и всю скотину, как правило, загоняют в стойло. Как же тогда это соотнести с евангельским свидетельством о том, что мессия был рожден в пещере, которую пастухи использовали в качестве хлева?

С хлевом, как местом рождения Иисуса, надо сказать, очень уж много непонятного. Эта, скажем так, теория, возникла на основе всего лишь одной фразы из Евангелия от Луки: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Дальше уже пошла работать народная фантазия.

Рождение Христа.

История об этих забавных зверюшках возникла примерно в тринадцатом веке и основана она была на пророчестве Аввакума: «Между двух зверей яви его…”. Но если обратиться к латинскому переводу Библии (Вульгате) мы видим, что в нем эта фраза звучит иначе: «Между двух эпох яви его…”, то есть речь идет, что явиться он должен в наши дни. Откуда же взялись вол и осел? А взялись они из греческого перевода Библии (Септуагинте). Но уже давно установлено, что на греческий язык эта фраза переведена неправильно. Вот так безвестный переводчик оказался создателем одной из самых распространенных и любимых детьми христианских легенд .

Первым же устроил рождественские ясли святой Франциск Ассизский в сочельник 1223 года. В одной из пещер на холмах над итальянским селением Греччо он поместил охапку сена на плоский камень, который, кстати, туристы могут увидеть и сегодня, сверху Франциск положил младенца и добавил резные фигуры вола и осла.

Но вернемся к разговору о дне рождения Спасителя. Беда в том, что ни в одном из канонических Евангелий о дне рождения Иисуса Христа нет каких-либо упоминаний. Объясняется это тем, что поначалу христианство развивалось как одна из ересей иудаизма, а иудеи дни рождения не отмечали, считая, что в рождении «начало и вина всех скорбей и страданий человека».

Почему же для празднования рождения Иисуса было взято 25-е число первого месяца зимы? Дело в том, что именно в этот день язычники Римской империи праздновали день рождения Непобедимого Солнца. Анонимный сирийский писатель-христианин пишет: «У язычников был обычай праздновать 25 декабря день рождения Солнца […]. В этих торжествах и веселии участвовали также христиане. Когда отцы Церкви заметили, что христианам эти торжества по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово».

Надо сказать, что нельзя считать точно установленным не только день рождения Христа, но даже и год. В настоящее время наиболее авторитетные историки церкви и богословы высокой квалификации на основании тщательного изучения новозаветных текстов в их сопоставлении с реальными историческими данными и явлениями природы относят дату рождения Христа между 8 годом до нашей эры и 3 годом нашей эры. В большинстве своем церковные историки считают, что Иисус Христос родился в 4 году до нашей эры.

А потому утверждать, что сейчас идет 2013 год от рождества Христова, как это делается сплошь и рядом, не верно. Так сейчас не говорят ни то, что атеисты, но и никто из серьезных церковников и богословов. Даже в папской Энциклике по случаю 2000-го года Иоанн Павел Второй признал несоответствие нашего летоисчисления дате рождения Иисуса Христа. Римский понтифик отметил тогда, что евангельские свидетельства о дате рождения Иисуса Христа являются не историческими документами, а «документами веры».

Собственно говоря, документами веры являются и все ветхозаветные и новозаветные тексты, а потому вряд ли оправдано использовать их в качестве .

Отметим, что Русская православная церковь пользуется юлианским календарем, тогда как общепринятым считается григорианский. За 2 000 лет нашей эры разница между ними составляет уже две недели. Если и дальше все будет продолжаться в том же духе, то через каких-то 22 000 лет Рождество в наших краях будет приходиться на начало лета, а Пасха – на осень.

Диакон Артемий Сильвестров опровергает либеральный миф о том, что православные в не то время празднуют Рождество Христово …

В эти предпраздничные дни либеральная бульварная пресса наполняется сетованиями на тему, что вот, мол, все-то неправильно у этих христиан вообще, а у православных в особенности, дескать, неправильно они празднуют Рождество - не тем числом, не в ту дату и не в том году и т.д. И, действительно, в атеистической (а первоначально - в оккультной) мифологии существует тезис о том, что Иисус Христос, мол, родился не в декабре и не в январе! Хотя никакой аргументации подобных утверждений не предоставляется, но коли сомнение посеяно, то нашим долгом будет рассмотреть и раскрыть вопрос - когда же, на самом деле, родился Иисус Христос?

В каком году родился Иисус Христос?

Да, действительно, та дата, которая обозначена, как год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условна! Эту дату установил римский архивист монах Дионисий Малый в 525 г. Он получил ее в результате скрупулезных подсчетов этапов правления различных римских императоров и консулов. Основываясь на этих исчислениях, он установил, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Здесь следует напомнить, что до 525 г. не было «сплошного» или общего летоисчисления - чаще всего время определялось «годом от основания Рима», а еще чаще даты были совсем условные - «такой-то год консульства такого-то консула» или «такой-то год правления такого-то императора». И в этом отношении установление единой хронологической «линейки» есть несомненная заслуга Дионисия Малого.

Увы, но позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. Архивист ошибся как минимум на 5 лет, и в действительности Иисус Христос родился пятью годами раньше, нежели было обозначено. Однако, расчеты Дионисия, положенные в основу «церковного календаря», с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как и продолжается поныне). Но, как было сказано выше, на сегодняшний день большинством хронологов эта «эра» признается ошибочной!

Историческое несоответствие обнаружилось при детальном анализе евангельских повествований и светских хроник: Ирод Великий, по приказу которого избивались младенцы, среди которых (как думал Ирод) присутствует Богомладенец Христос, умер за 4 года до «Рождества Христа» (согласно дионисианской хронологии). А из Евангельских повествований (Мф. 2:1-18 и Лк 1:5) мы ясно видим, что Христос родился еще во время царствования этого жестокого иудейского царя, правление которого, согласно различным историческим данным, приходится с 714 по 750 гг. от основания Рима. Умер Ирод за восемь дней перед Пасхой в 750 г, вскоре после лунного затмения, которое приходилось согласно наблюдению астрономов в ночь с 13 на 14 марта 750 года. Иудейская же Пасха выпадала в тот год на 12 апреля. Все вышеприведенные данные позволяют утверждать, что царь Ирод умер в начале апреля 750 г., а, соответственно, Христос никак не мог родиться на четыре года позже - в 754 г, т. к. это будет противоречить Евангельским повествованиям.

Пытаясь установить иную точку опоры для вычисления даты Рождения Иисуса Христа, исследователи сосредоточили пристальное внимание на иных исторических данных, сообщаемых в Новом Завете в контексте рождения Богомладенца. Так, в область их внимания попала общенародная перепись, упоминаемая в Евангелии от Луки 2:1-5. Эта перепись, в которой принял участие и Сам Господь, была начата по повелению императора Августа в 746 г. Однако Иудея была глухой провинцией Римской империи и государево повеление об исчислении подданных дошло до нее уже в последние годы царствования Ирода. Вследствие этой переписи, в Палестине произошло народное восстание. Ирод подверг его зачинщика некоего Февду сожжению 12 марта 750 г. Вследствие скорой смерти Ирода перепись была приостановлена. Возобновить и закончить перепись удалось «когда Сириею управлял Квирин» (Лк. 2:2). Однако исследователи склоняются к тому, что Дева Мария, Иосиф и Богомладенец вошли в исчисление граждан Римской империи, все же, в «первую волну» обсуждаемой переписи - еще при жизни Ирода Великого.

Еще один исторический аспект, сообщаемый Евангелием, помогающий установить год рождения Иисуса Христа, связан с жизнью св. Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Луки (3: 1) св. Иоанн Предтеча выступил на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря. По выражению Евангелиста Луки, Господу Иисусу было в это время «лет тридесять» (Лк. 3: 23), т. е. 30. Известно, что император Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти в январе 765 г, т. е. в 763 г., а соответственно «пятнадцатый год правление Тиверия Кесаря» начинался в январе 779 г. Несложными арифметическими вычислениями мы вполне можем определить год рождения Иисуса Христа, как 749 г. от основания Рима.

Очень важное свидетельство дают нам в этом отношении астрономические вычисления. Согласно данным Евангелия, Крестная смерть Господа Иисуса Христа произошла в тот год, когда еврейская Пасха наступала вечером в пятницу. А, согласно уже упомянутым астрономическим вычислениям, таковое сочетание могло прийтись только на 783 г. Иисусу Христу на тот момент шел тридцать четвертый год от Рождения. И, опять же с помощью несложных арифметических вычислений, мы получаем, что Он родился в 749 г. от основания Рима.

749 г. - самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам. Но, если мы рассмотрим совокупность традиций разных церквей и христианских исповеданий, то в плане даты рождения Иисуса Христа мы наткнемся на «разброс» в 7 лет. Самая ранняя датировка - 747 г. Именно эта дата считалась официальной и в нашей Церкви до реформы Патриарха Никона - а у старообрядцев и по сей день считают именно этот год годом Рождения Спасителя. Так же считал известный немецкий математик, астроном, механик, оптик Иоганн Кеплер. С его точки зрения именно в 747 г. (от основания Рима) произошла некая констелляция планет (взаимное расположение небесных светил или планет, когда одна планета скрывается за другой, или несколько друг за другом, и они многократно увеличивают свечение в одной точке). Для стороннего земного наблюдателя сие астрономическое явление выглядит, как небывало яркая звезда. Именно таким образом понимал Кеплер упоминаемую в Евангелии Вифлеемскую звезду. Кстати, на эту же дату (747 г. от основания Рима) по причине данного астрономического явления указывал и известный российский церковный историк В.В.Болотов. Самая поздняя дата Рождения Христа, как уже говорилось - 754 г. (западная традиция).

Однако, все-таки, поиски даты Рождества Христова на основании некоторых астрономических явлений (таких как констелляция планет) не могут быть с богословской точки зрения признаны удовлетворительными. Все-таки та звезда вела себя необычно - она указывала волхвам определенный последовательный путь, а не просто некоторый общий вектор движения. Приведя их с востока на запад в Иерусалим, она вдруг повернула на юг чтобы привести волхвов в Вифлеем и более того остановилась над вертепом (хлевом), где находились ясли Богомладенца. Для кометы, а уж тем более для планет или звезд подобное поведение недопустимо. Поэтому уже в IV в. свт. Иоанн Златоуст полагал, что это был ангел, принявший вид звезды. Промысл Божий говорит с людьми на языке ясном и интересном для них самих. Поэтому при всем нашем уважении к науке вообще и к И.Кеплеру, в частности, не стоит с христианской точки зрения придавать особое значение их астрономическим вычислениям в плане идентификации Вифлеемской звезды и установления времени Рождества Иисуса Христа.

Какого числа родился Иисус Христос?

Что же касается более точной даты - в каком месяце, в какой день родился Иисус Христос, то нужно честно сказать, что Церковь не запомнила этого события с хронологической точностью. Однако не торопитесь обвинять христиан в непоследовательности и небрежности. Такая «забывчивость» объясняется тем, что для первых поколений христиан центром всей их религиозной жизни было Воскресение Христа - они были потрясены Пасхальным чудом. Именно с Пасхального приветствия «Радуйтесь» апостолы начинают свою проповедь, обращаясь к иудеям и язычникам. Их взор обращен к будущему, в некую эсхатологическую перспективу - «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). На тот момент не ощущалось насущной потребности оборачиваться назад, составлять хронологии, этапы земной биографии Христа и т.д.

Предназначение Церкви и Ее будущее для ранних христиан значило много больше, нежели какие-то земные вехи. Отражение этой пасхальной радости мы можем наблюдать и в наши дни - до сих пор в нашей Церкви память святых празднуется в день их смерти, а не в дни рождения. Так же и тогда - память о смерти и Воскресении Христа у первых христиан была настолько остра, что воспоминания об обстоятельствах Его жизни, в том числе и дата Рождения, уходили на второй план и скрупулезно не изучались.

Однако, из внимательного прочтения Евангельских текстов, мы можем определить время года (даже месяц), когда родился Христос. Техника рассуждений такова: первое событие Новозаветного цикла - рассказ о Рождении св. Иоанна Крестителя. Отцом св. Иоанна был священник Захария, служивший в Иерусалимском храме. Согласно Евангелию от Луки, зачатие св. Иоанна произошло после возвращения Захарии из Иерусалимского храма домой после прохождения т.н. священнической чреды. При учреждении храмового священства царем Давидом было установлены 24 чреды служения священников-левитов (т.е. очередность служения). Всего было 24 чреды, говоря современным языком - 24 священнических «бригад», каждая из которых, поочередно сменяя друг друга, сроком по 2 недели служила в храме. И так проходил целый год. Священник Захария был из Авиевой чреды, которая, согласно Священному Писанию, была 8-я по счету (из 24). Еврейский богослужебный календарь начинался с месяца «нисан» (или «авив»), т.е. с марта-апреля современного календаря. Тогда заступала на служение 1-я чреда. Если мы прибавим к нисану 4 месяца (т. е. 8 чред), то получим июль-август. Это время служения священника Захарии. После окончания своей чреды Захария пошел к себе домой в Галилею - это долгий путь, предполагающий прохождение почти всей Палестины.

«После сих дней зачала Елисавета» (Лк. 1: 22) - говорит нам Евангелие. Т.е. время зачатия св. Елизаветой св. Иоанна Крестителя можно условно отнести на сентябрь! В церковной традиции именно 25 сентября (по старому стилю, по новому 6 октября) празднуется день памяти Зачатия св. Иоанна Крестителя. Добавляя к этому 9 месяцев, мы получаем дату рождения св. Иоанна Предтечи - 24 июня по церковному календарю (7 июля по новому стилю). Но пока св. Елисавета была беременна, произошло еще одно очень важное событие - на 6-й месяц ее беременности Архангел Гавриил благовествует Деве Марии бессеменное зачатие Богомладенца и повелевает Ей идти навстречу Ее родственнице Елисавете. Из этого видно, что между зачатием св. Иоанна Крестителя и зачатием Иисуса Христа проходит 6 месяцев. Соответственное временное расстояние существует и между днями их рождения. Если св. Иоанн Креститель рождается 24 июня, то, прибавив 6 месяцев (учитывая особенность лунного календарь), получаем дату Рождения Христа - 25 декабря (7 января по новому стилю). Это наиболее текстологически аргументированная дата Рождества Христова. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что и эта дата до известной степени является условной.

Под конец хотелось бы развеять еще один миф. В псевдонаучной литературе можно встретить утверждение, что праздник Рождества Христова был якобы введен Церковью, для того чтобы вытеснить приходящийся на конец декабря языческий праздник бога-солнца. Собственно, доля правды в этом утверждении имеется, только нужно отметить некоторую погрешность сей конспирологической теории, которая подразумевает, что причина, производящая некоторое следствие, может быть исключительно одна и мотив некоторых действий может быть только один. Это не так - и причин и мотивов может быть несколько! Действительно, в III в. Рождество Христово отмечалось в составе праздника Богоявления (Теофании), который приходился, как и сейчас на 6 января (19 января по новому стилю). В этот день вспоминалось и Рождение Христа, и выход Его на общественную проповедь (собственно Богоявление). Но в конце IV века в Риме было принято решение, что такое событие как Рождение Христа заслуживает отдельного воспоминания, отличного от выхода уже взрослого Христа на проповедь. И дата Рождения Христа была в значительной степени ясна. И как раз в эти дни еще заскорузлая языческая традиция привыкла праздновать день рождения бога Митры - бога Солнца в митраизме (митраизм до принятия христианства был распространенной религией в Риме). И тогда Церковь мудро решила не менять календарно-народные привычки, но поменять сам предмет, само содержания праздника. Язычники праздновали день рождения солнца, христиане не стали ломать эту привычку, Церковь просто указала - Кто есть Истинное Солнце и чей этот День Рождения - Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе!

Диакон Артемий Сильвестров , руководитель православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии, помощник благочинного Новосибирского городского округа по катехизации и работе с молодежью, помощник руководителя молодежного отдела Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела катехизации отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии, помощник председателя подотдела по воскресным школам отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии

Взято отсюда:http://www.petroprognoz.spb.ru/prognostic/mistic/article6.htm

Он родился в Вифлееме, в субботу 21 сентября 5 года до "новой эры", но самое удивительное, что "официальные" даты (25 декабря и 7 января) тоже верны! Как это может быть? Оказывается, может!

ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ДАТЕ Р.Х.
Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до нас действительную дату и год рождения Иисуса Христа. Почему? Дело в том, что по глубокой традиции, вероятно со времен Моисея, иудеи не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы это сделать из-за принятого также издавна солнечно-лунного календаря с плавающим началом года, определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, "когда ячмень заколосится". Празднование дня рождения было для ортодоксальных иудеев признаком "язычества" и могло практиковаться только в среде отступников от веры отцов, в близких и дружественных Риму кругах.
Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н.э., и в правление которого родился в Вифлееме младенец Иешуа, Иисус Христос. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее (поскольку иудеи не любили Ирода), сказано было бы - в 15-й год Обновления Храма. Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме (20-й год до н.э.) являлся для иудеев важнейшей в те времена точкой отсчета лет. Мы еще вернемся к этому, а пока напомним, как возникла "официальная" дата Рождества Христова, - ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н.э. (в православии с 1918г. - 7 января 1-го года н.э.)

Церковь и Рождество Христово. Как была установлена дата Р.Х.?

До семидесятых годов 1-го века н.э. подавляющее большинство христиан составляли иудеи и среди них вопрос о дате рождения Спасителя просто не поднимался. Но после Иудейской войны, полного разрушения Иерусалима и рассеяния около шести миллионов евреев, среди которых были уже и десятки тысяч христиан, по странам Средиземноморья, - после этого начался значительный и постоянный рост христианских общин вне Иудеи за счет новообращенных "язычников", для которых этот вопрос был привычен, а принятый в правление Юлия Цезаря 1 января 46 года до н.э. юлианский календарь позволял отмечать любой день рождения ежегодно в один и тот же срок, - почти так, как мы отмечаем свои дни рождения теперь. Во втором веке н.э. иудео-христианство, тесно связанное с соблюдением законов Моисея, было отвергнуто новым христианским большинством, хотя для обращенных ко Христу "язычников" еще апостолом Петром были введены по откровению свыше значительные послабления и затем апостольский Иерусалимский собор подтвердил его нововведения, - это было примерно в 50-м году н.э. Ко второму-третьему векам и относятся первые известные нам попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников.
Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником возрождающегося Солнца, с зимним солнцестоянием, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января (по юлианову календарю), хотя астрономически это было уже давно неточно, - на самом деле зимнее солнцестояние следовало отмечать двумя неделями раньше. Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января, - например, Армянская автокефальная Церковь. Привязка даты Р.Х. к солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой день начинает прибывать, - Дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в мире. Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской Церкви.
Фламарион в своей "Истории неба" писал (по другому поводу, не в связи с рассматриваемым вопросом), что в древнеегипетской традиции Солнце весеннего равноденствия изображалось в образе юноши, летнее Солнце - в образе мужа с окладистой бородой, осеннее Солнце изображал старец, а Солнце зимнего солнцестояния изображалось в образе ребенка, младенца. Отцы Александрийской церкви конечно же знали древнеегипетские верования и традиции и, очевидно, с ними был связан их выбор даты Рождества Христова. В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря, сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника. Праздник Солнца был связан в Риме с культом Митры, - солнечного бога древних персов-зороастрийцев, - культ которого был издавна воспринят римлянами.
В 337г н.э. Папа римский Юлий Первый утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. Соединению праздника Солнца с Рождеством Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью "In hoc signo vinces" ("Сим победиши"). Еще отец Константина Великого император галлов Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Соединение "языческого" праздника Солнца с Рождеством Христовым было, очевидно, и чисто прагматически выгодно христианской Церкви, так как этот любимый народом "языческий" праздник был непобедим иначе никакими увещеваниями церковников и папскими буллами. Церковь никогда не скрывала, что действительный день рождения Иисуса Христа не известен и что дата 25 декабря была установлена по праву самой Церкви.
Летом 1996 года в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй подтвердил, что историческая дата Рождества Христова не известна, и что в действительности Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры, "официального" Рождества Христова. Летоисчисление от Рождества Христова (от "новой эры") установилось еще позже принятия даты 25 декабря, в шестом веке по нынешнему счету, а до этого счет шел от основания Рима, от 22 апреля 754 года до н.э. В 1997 году 22 апреля в Риме отмечали 2750 лет от легендарного основания великого города. Иной читатель спросит, как же так, ведь 1997 плюс 754 получается 2751 ? Дело в том, что после 1-го года до н.э. идет 1-й год н.э., а "нулевого" года нет, поэтому, например, если Иисус Христос родился в 5г.до н.э., то в 1г.н.э. Ему исполнилось не шесть, а пять лет, а 33 года Ему исполнилось в 29г.н.э.,- но к этому мы еще вернемся.
А в 1278 году от основания Рима Папа Иоанн Первый поручил составить пасхальные таблицы монаху Дионисию Малому, выдающемуся богослову, астроному и математику тех времен, кстати, скифу по происхождению. Именно в целях удобства составления пасхальных таблиц Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление, от Рождества Христова, - и шел тогда, получалось, 525-й год от Р.Х., а точнее- от 1 января 754 года по старому счету, от 1 года новой эры по новому счету. Но еще сотни лет после этого многие в Европе придерживались римского счета лет, и только в Х1V веке окончательно почти по всей христианской Европе установилось новое летоисчисление...
Некоторые исследователи считают, что Дионисий Малый при своих подсчетах сроков правления Римских императоров просто "проглядел" четыре года из правления императора Августа; другие полагают, что он в своей работе руководствовался не столько исторической точностью, сколько удобством составления пасхальных таблиц, - ведь именно такая задача была поставлена перед ним. Так или иначе, но такова, вкратце, история установления принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году, после принятия в советской России григорианского календаря, православная Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово празднуется Православным миром в ночь с 6 на 7 января. Но не эти детали, хотя бы и существенные, являются предметом нашего рассмотрения.

В каком году родился Иисус Христос?

Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он ранней весной 4г.до н.э., вскоре после лунного затмения 13 марта того года (750-го от основания Рима). В этом вопросе практически единодушны почти все современные исследователи. Нижняя граница возможного года Р.Х. также довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения канонических Евангелий. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это "в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее..."(Лк.3:1). Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь,- таково его полное имя,- родился в 712г. от основания Рима (42г.до н.э.), был объявлен соправителем императора Августа в 765г.(12г.н.э.), а единодержцем стал в 767г.(14г.н.э.). В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27г.н.э., во втором - на 29 г.н.э.
Далее в Евангелии Луки сказано, что "Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати."(Лк.3:23). Вероятно евангелист Лука считал началом правления Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в 27г.н.э. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями в храме: "Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?" (Ин.2:19,20). Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен первосвященниками в 20г.до н.э., а затем постоянно достраивался и улучшался, - следовательно, 46 лет его строительства, - это 27г.н.э. Как видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления Тиберия 12г.н.э. и началом служения Иисуса 27г.н.э.
Теперь мы почти готовы установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая слова Луки "был лет тридцати". Очевидно, более тридцати, так как иначе опять мы выходим за верхнюю границу, за 4г.до н.э. Если в 27г.н.э. Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения - 5г.до н.э., если 32 года, то получим 6г.до н.э., если 33 года исполнялось Ему в 27году, то год Рождества Христова получается 7-й до н.э. Большинство исследователей считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как наиболее вероятный.
Иногда, правда, приходится слышать, со ссылкой на то же Евангелие Иоанна, что в последний год земного служения Спасителю было около пятидесяти лет. Ссылаются при этом на следующие слова из этого Евангелия, относящиеся ко времени последнего, третьего посещения Спасителем Иерусалима: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?" (Ин, 8-57). Чтобы правильно понять эти строки, надо вспомнить вышеприведенный эпизод из второй главы того же Евангелия, когда при первом посещении Иерусалима (в 27г.), иудеи говорят, что храму сорок шесть лет. Эпизод из восьмой главы также связан с возрастом храма, а не Иисуса. Дело опять происходит, как следует из Евангелия, в храме, в последний день праздника Кущей,- теперь, если следовать хронологии Евангелия, в 29г., и иудеи опять соотносят поведение и слова Иисуса, на этот раз об Аврааме, с возрастом храма. То есть, они опять указывают Назарянину, что Он моложе храма, моложе многих своих оппонентов,- и при этом смеет учить их. Эта "линия храма" в Евангелии Иоанна позволяет, как видим, восстановить хронологию евангельских событий через возраст храма,- вот и все. Впрочем, далеко не все. Мы еще попробуем понять потом, о каком "дне Своем" говорил Иисус Христос в последний день праздника Кущей в 29г.,- но об этом позже. А пока попробуем уточнить год Рождества Христова.

Вифлеемская звезда.

Еще одно указание на время Рождества Христова - это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Этому рассказу посвящены сотни исследований, поэтому приведем его здесь:
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф.2:1-11).
Отцы церкви с самых первых веков христианства занимались толкованием природы этой звезды. Ориген (в третьем веке) и Иоанн Дамаскин (ок.700г.) предполагали, что это была "хвостатая звезда", то есть комета, и эта гипотеза время от времени вновь поддерживается в том или ином виде, даже в наши годы,- в связи с появлением весной 1997г. кометы Хейла-Боппа. Что касается именно этой кометы, то Вифлеемская звезда никак не могла быть ею хотя бы потому, что прошлый раз она проходила близ Земли около четырех тысяч лет назад,- так показывают современные астрономические расчеты,- а вот в следующий раз она действительно будет видна на небе примерно через 2000 лет, ее орбиту сильно изменяет каждый раз притяжение Юпитера. Кроме того, и это главное, трудно представить, чтобы такая особенность Вифлеемской звезды не была отмечена летописцами тех времен и самим евангелистом Матфеем. Все летописцы всегда особо отмечали явления комет, называя их "хвостатыми звездами", или "подобными копью",- так или иначе всегда отмечая эту особенность комет. Достаточно прочитать, например, "Повесть временных лет" (СПб,1996) с комментариями академика Д.С.Лихачева, чтобы убедиться в этом. Нет никаких оснований полагать, что евангелист Матфей был хуже, чем другие летописцы, менее внимателен, менее сведущ в таких несложных вещах. Но что же это была за звезда?
В октябре 1604г. Иоганн Кеплер, наблюдая тройное соединение Юпитера, Сатурна и Марса вблизи вспыхнувшей тогда же и в той же области неба Новой звезды, пришел к мысли, что нечто подобное могло быть в небесах и во времена Рождества Христова. Такое предположение подкреплялось еще и тем, что с древнейших времен Юпитер называли "звездой королей", а Сатурн считали "иудейской звездой",- планетой, связанной с иудаизмом, поэтому соединение Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского,- тем более, что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями, но и многими народами величайшим пророком.
Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно, в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями. Однако современные точные расчеты показывают, что в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн подходили друг к другу не ближе диаметра Луны, поэтому их соединение никак не могло выделяться в небесах своей яркостью, хотя, конечно, волхвы-зведочеты могли воспринять это как предвестие будущего рождения Царя Иудейского. Ну а вспыхивала ли в те годы в небесах Новая или Сверхновая звезда?
Астрономы знают, что яркие новые звезды, раз или два в сотни лет вспыхивающие на небе, после нескольких дней или месяцев своего сияния или полностью исчезают, оставляя лишь постепенно увеличивающую свои размеры туманность (такова Крабовидная туманность, оставшаяся на месте вспыхнувшей однажды звезды), или после сброса необыкновенной яркости становятся маленькими звездочками, малой звездной величины. Первые называются Сверхновыми, вторые - Новыми звездами. Из Евангелия Луки можно предположить, что волхвы-маги видели на востоке Новую звезду.
Еще до И.Кеплера другой великий астроном, математик и изобретатель, итальянец Иероним Кардан выдвинул именно такое предположение. И действительно, в конце концов, уже ближе к нашему веку, в китайских, а затем корейских древних летописях- хрониках были найдены астрономические записи, относящиеся по современному счету к 5г.до н.э., и свидетельствующие о вспышке Новой звезды, о том, что она ярко сияла весной того года в течение семидесяти дней перед восходом солнца на востоке низко над горизонтом. На эти летописи ссылались некоторые исследователи еще в начале нашего века, однако только в 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон предприняли серьезное их исследование. Им пришлось столкнуться с немалыми трудностями, потому что необходимо было установить и привести в соответствие с европейской систему деления неба на созвездия, выявить древнюю классификацию небесных объектов для отличия вспышек Новых от наблюдения комет, перевести восточные календарные даты на современную шкалу.
Все это сделали английские астрономы. Они до 1977г. провели анализ этих китайских и корейских астрономических хроник за период с 10г.до н.э. по 13г.н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой Новой звезды весной 5г.до н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В пересчете на 1950г. это был бы 3-й градус зодиакального знака Водолея, а в 5г.до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась примерно в 7-м градусе зодиакального знака Козерога. Астрономические расчеты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии (откуда пришли волхвы-маги) и вообще от Сирии до Китая и Кореи на востоке, низко над горизонтом, перед восходом солнца, - все точно по Евангелию Матфея. Однако во время прихода магов в Иерусалим звезду уже никто не видел, только маги помнили о ней, - значит, это было после семидесяти дней ее сияния весенними ночами, летом или осенью 5г.до новой эры...
До сих пор мы рассказывали то, что исследователям раннего христианства хорошо известно, да и широкая публика более-менее знакома с изложенным выше, кроме, разве что, исследования английских астрономов (сообщение о нем было опубликовано в журнале "Природа", 1978г.,номер 12). Эти же английские астрономы рассчитали, что Юпитер и Сатурн сближались в 7г.до н.э. не ближе нескольких видимых с земли диаметров Луны (около градуса дуги), так что их соединение не могло выделяться на небе.
Теперь я изложу свою версию того, как Вифлеемская звезда привела волхвов-магов из Иерусалима в Вифлеем: "И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец..." Известны попытки сторонников отождествления Вифлеемской звезды с соединением Юпитера и Сатурна объяснить эту странную фразу тем, что Юпитер во время троекратного соединения проходил точку стояния, и волхвы истолковали это как прибытие на место, - что дальше идти не следует. Однако, даже отвлекаясь от года соединения Юпитера и Сатурна (7г.до н.э.), это объяснение не выдерживает критики, так как для наблюдателя с земли Юпитер стоит в небесах несколько суток, по крайней мере в течение суток его движение в небесах в этой точке стояния для невооруженного мощным телескопом глаза абсолютно неразличимо, а расстояние от Иерусалима до Вифлеема около 6/7 км, - два часа пешего хода.
Вифлеем (в переводе с евр. "Дом хлеба") расположен точно на юг от Иерусалима, в двух часах пешего хода от его древнего центра. Так вот, несложные астрономические расчеты показывают, что та самая Вифлеемская звезда, которая находилась весь 5г.до н.э. в 6-м градусе знака Козерога, могла быть видна в Иерусалиме на юге сразу после заката Солнца осенью того года, в конце сентября или октябре. Она восходила после заката Солнца, поднималась невысоко над горизонтом точно на юге от Иерусалима и примерно через три часа заходила за горизонт. В ноябре эта звезда восходила над горизонтом уже глубокой ночью и не на юг от Иерусалима, а в декабре она восходила над горизонтом только днем, так что она вообще не могла быть видна в небе Иерусалима и Вифлеема в декабре 5г.до н.э. и в следующие месяцы.
Значит, если волхвы пришли в Иерусалим в конце сентября или начале октября, то о ни могли вечером, после захода Солнца, увидеть в небе точно на юге ту самую, отслеживаемую ими уже много месяцев (хотя и неяркую теперь) звезду. Значит, видя звезду на юге перед собою, волхвы могли пойти на юг от Иерусалима, за ней, и она "привела" их в Вифлеем, и зашла за горизонт ("остановилась"), когда они были в Вифлееме и, возможно, зашла за горизонт именно над тем домом (местом), где были тем вечером сентября или октября Мария и Младенец, Святое Семейство...

Итак, Вифлеемская звезда, - Новая звезда, - вспыхнула и сияла по ночам на востоке в течение семидесяти дней весной 5г.до н.э. Уже более года после соединения Юпитера и Сатурна в знаке Рыб маги в Персии, воспринявшие это соединение как знамение будущего рождения Царя Иудейского, предсказанного в их священной книге Авесте Спасителя, ждали нового знака с неба, и дождались его весной. Путь из Персии в Иерусалим занимал пять/шесть месяцев, и они прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э., скорее всего в конце сентября или октябре.
В Иерусалиме никто не знал ни о родившемся "Царе Иудейском", ни о Новой звезде, сиявшей весною на востоке. Встревоженный слухами Ирод приглашает магов к себе. Они рассказывают ему о соединении "звезды королей" Юпитера и "звезды иудеев" Сатурна, бывшем два года назад, рассказывают, возможно, и о новом знаке, о сиявшей весною Новой звезде. Маги-волхвы уходят в Вифлеем и не возвращаются к Ироду, уходят на родину по откровению свыше другим путем. Через какое-то время Ирод приказывает перебить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф.2:16). Почему "от двух лет и ниже"? - Теперь понятно, - маги рассказали ему о знамении, бывшем два года назад! Евангелист Матфей точен, - и никакого символизма нет в рассказе о Вифлеемской звезде! Все Евангелисты описывали реальные события и были точны... Только наше незнание или наше неверие мешает нам понять иногда всю мощь и правду Евангелий.
продолжение.

Рождение Иисуса Христа изменило историю человечества. Современная цивилизационная парадигма стала возможна благодаря этому событию. Достижения нынешнего человечества: научные, культурные, экономические — имеют глубокие христианские корни. Именно Рождество стало отправной точкой формирования нового уклада жизни людей.

К сожалению, подробной информации не так много. Святое Евангелие дает своим слушателям главную весть – явился Господь, родился Искупитель мира. Все остальное имеет второстепенное значение.

Евангелисты практически не акцентируют внимания на данных фактах. Однако, пытливый человеческий разум пытается изучить крупицы знаний, чтобы расширить сферу своего познания.

На протяжении 2 000 лет ученые изучают тексты Нового Завета, апокрифов, Предания, проводя скрупулёзную работу стараются уточнить и приумножить имеющие знания.

Жизнеописание и Рождество Иисуса Христа в Новом завете

Сегодня мы ответим на основные вопросы, которые часто задают интересующиеся люди.

Когда родился Иисус Христос?

Согласно мнению Святых Отцов церкви, явление Господа в мир пришлось на самое подходящее время существования общества. Греческая мудрость, воспринятая римской империей, перестала удовлетворять потребности людей.

Иисус Христос родился во время общей разочарованности людей в смысле жизни. Яркий пример этому — появление различных мистических сект и направлений в философии (скептицизм).

Где родился Иисус Христос?

Иисус Христос родился среди народа, который был избран Богом за много лет для этого великого события. Территориально избранный народ проживал на территории современного Израиля и Палестины.

После смерти царя Соломона в 930 году до нашей эры, единое Израильское царство распалось на Израиль и Иудею. На территории последней и родился Спаситель.

В каком году родился Иисус Христос?

В Новом Завете отсутствует точная дата рождения Господа Иисуса Христа. Евангелист Лука во второй главе пишет, что Спаситель родился в период правления римского императора Августа. Историческая наука датирует Его правление 27 – 14 годом до нашей эры. Однако император Август упоминается только у евангелиста Луки.

Матфей привязывает рождение Господа к периоду правления одного из династии Иродов. Большинство ученых сходятся во мнении, что евангелист говорит про Ирода Великого. Достоверно известно, что тот умер в 4 году до нашей эры, после него на престол взошел его сын. Эти события также отражаются в Писании.

В 8 веке диакон Дионисий Малый произвел астрономические расчеты, которые подтверждали возможность чуда и путеводной звезды, и пришел к мнению, что рождество произошло в период с 5 года до нашей эры по 20 год нашей эры.

На данный момент большинство ученных согласны, что это событие произошло в 4-6 годах нашей эры. На одной из конференций в Санкт-Петербургской духовной академии профессор Болотов В. В., доказал, что современная наука не способна конкретизировать дату рождения Господа.

В каком городе родился Иисус Христос?

В Священном Писании четко указано место рождение Спасителя. Город Вифлеем находится в десяти километрах от Иерусалима и географически расположен на Западном берегу реки Иордан.

Согласно ветхозаветным пророчествам, Спаситель человеческого рода должен был родиться именно здесь. Согласно евангельскому рассказу, сюда же пришли и волхвы, которые принесли различные подарки Царю царей.

Пресвятая Богородица — Мать рожденного Младенца

В Книгах Нового Завета достаточно скупо описаны биографические данные, касающиеся Приснодевы Марии. Известно, что мать Иисуса Христа происходила из царского колена и была потомком царя Давида.

Она родилась в семье, которая длительное время не имела детей. В возрасте трех лет она была отдана в храм.

Священное Предание дает немного больше информации. После встречи с первосвященником на ступенях храма, Дева Мария была заведена во Святая Святых - алтарь. Она была очень красивой и с младенчества видела Ангелов, которые служили Ей.

Праведник Иосиф — отец Иисуса Христа

Писание повествует христианам, что родителями Иисуса Христа были Мария и старец Иосиф. Вопрос об отцовстве довольно сложный для человеческого понимания. Христиане настаивают на том, что зачатие произошло таинственным и сверхъестественным образом.

Поэтому нельзя говорить про биологического отца Иисуса Христа в прямом смысле. Он является ипостасью Святой Троицы и поэтому Он есть истинный Бог.

В то же время в Писании говорится, что Святой Дух вошел в Деву Марию, и она забеременела. Святой Дух также является ипостасью Троицы и поэтому получается, что Господь вошел в чрево Девы одной природой, но разными ипостасями.

Сколько лет было Иосифу Обручнику, когда родился Младенец Иисус Христос?

Вопрос сколько лет было Иосифу, когда родился Иисус достаточно открытый. В протестантизме существует мнение, что обручник Марии был достаточно молод.

Более консервативные христианские деноминации уверяют, что Иосифу было много лет. К тому же Священное Предание и учение Отцов подтверждают преклонный возраст Иосифа.

Когда день рождения Иисуса Христа?

В Новом Завете не указан точный день рождения Иисуса Христа. Существует Церковное предание, согласно которому это произошло в месяц туби, что является аналогом месяца январь.

Лишь с четвертого века была введена практика празднования Рождества 25 декабря по григорианскому календарю и 7 января - по Юлианскому.

Как зовут Бога Отца Иисуса Христа?

В священном Писании встречаются различные имени Бога Отца Иисуса Христа. Аданои переводиться, как Бог мой, Саваоф – Господь Воинств, Эль-Шаддай – Господь Всемогущий, Эль-Олам — Господь вечный, Иегова – Сущий, Эль-Гибор – Господь крепкий. В тексте встречаются и другие имена Бога.

Однако это не есть отображение Его сущности, а только указания на проявления Бога в мире.

Как найти на карте место рождения Иисуса?

Евангельское повествование точно указывает место рождения Иисуса. Когда Его родители пришли на перепись населения, то места в гостинице не было. Им пришлось искать убежище за городом.

Многие комментаторы указывают на то, что, несмотря на наличие у Иосифа рабочей профессии, доходы в семье были довольно скудные, поэтому снять отдельное жилье не было возможности. Семье пришлось ночевать в пещере, где пастухи прятали скот на ночь.

В какой стране родился Иисус Христос?

Иисус Христос родился в стране Галилее, которая входила в состав Израильской провинции и находилась во власти местных царей, подчиняющихся власти Рима. На данный момент это север Палестины.

Сколько лет назад родился Иисус Христос?

Иисус Христос родился примерно 2015 — 2020 лет назад. К сожалению, более точную дату установить невозможно.

Как кратко рассказать детям историю праздника Рождества Христова?

Краткая история для детей праздника рождества Христова рассказывает про следующие события. Святой Иосиф стал обручником Девы Марии. Отправившись на перепись населения, они не смогли отыскать место ночлега в городке Вифлееме. Им пришлось ночевать в пещере.

Там родился Спаситель мира. После Его рождения к Святой семье пришли трое волхвов, которые принесли дары Царю Царей.

Заключение

Евангелисты описывают события рождества Господа краткими емкими фразами. Конечно же, хотелось бы иметь больше информации об этом великом чуде.

Однако это не столь важно - выяснять в каком конкретно году произошло это великое чудо. Самое главное, что Господь пришел в мир, чтобы спасти человечество.

Известно, что Младенец Иисус появился на свет в Святой Земле, в городе Вифлееме, но конкретный год и день этого события в Евангелии и других раннехристианских книгах не обозначен. Сначала на Востоке этот день отмечали 6 января под названием Богоявления. В этом древнейшем после Пасхи христианском празднике совмещались тогда и Рождество, и Поклонение волхвов, и Крещение. Затем праздник стал праздноваться отдельно 25 декабря (то есть через 9 месяцев после Боговоплощения-Благовещения — 25 марта).


Год рождения Иисуса Христа впервые попытался рассчитать римский монах, по происхождению скиф из Добруджи, Дионисий Малый, живший в начале VI века н. э.


По его версии Христос родился 25 декабря 753 года от основания Рима. Дионисий и считается основателем летосчисления «От Рождества Христова».

Многие исследователи еще в давние времена писали, что он несколько ошибся в расчетах: например, печально известный царь Ирод Великий, приказавший избивать младенцев, умер в 4 году до н. э. Следовательно, реальная дата Рождества вполне могла быть на несколько лет раньше принятой точки отсчета. Современные богословы утверждают, что реальная дата рождения Христа может расходиться с традиционной довольно сущестевенно: плюс-минус 15 лет.


Но все же, по традиции, летосчисление Дионисия принято христианами. Если руководствоваться им, то две тысячи лет с момента Рождества истекло в 2000 году. Переход же человечества в третье тысячелетие произошёл, строго говоря, 1 января 2001 года, а двухтысячный год стал последним годом XX века и второго тысячелетия.

Определение точной даты юбилея осложняется еще и тем, что католики, протестанты и часть православных христиан отмечают Рождество в один день, а большинство православных — в другой. В сущности это, конечно, один и тот же день — 25 декабря, но из-за того, что практически весь мир живет по так называемому Григорианскому календарю (новому стилю), а Русская Православная Церковь по Юлианскому (старому стилю), получается довольно сложная картина: Рождество христиан-католиков и протестантов (и части православных) — 25 декабря, а у православных в России (и некоторых других странах) — 7 января. Ведь 7 января по новому Григорианскому календарю — это и есть 25 декабря по старому, Юлианскому. Вспомните, кстати, что так называемый «старый Новый год» празднуют в ночь с 13 на 14 января.


Из-за календарных сложностей создается иллюзия, что католическое и православное Рождество отмечается как бы в разные годы (первое — до Нового года, а второе — после него), хотя на самом деле это не так.


Сушильные шкафы для одежды и обуви выпускает много компаний. Большая часть российского рынка занята производителями из нашей страны. Здесь мы рассмотрим два бренда "КУБАНЬ" (Ампаро) и "РШС" от московского завода Рубин. Московское производственное объединение «Рубин» выпускает как традиционные сушильные шкафы, так и инфракрасные. Производство сертифицировано, продукция представлены на рынке уже 23 года. ...

Сушильные шкафы для одежды и обуви

0 315


MAXANTO предлагает посмотреть видео о том, как крепостной крестьянин рассказывает о чудачествах барина-индуиста и загадочной и непостижимой Сансаре! ...

Театр одного актера: крепостной, барин-индуист и Сансара

0 365


Говорят, что лицедеи - это люди, которые раскрывают человеческую сущность. Эмоции, бьющие через край, пантомима на грани фола. Всё это в видео, которое MAXANTO разместили прямо под этим текстом. ...

Кто ты на самом деле? Ты изменился?

0 409


Энни Вейч - художница из Онтарио (Канада). На ее картинах маслом - женские фигуры. Она исследует и преподносит нам простую красоту тела, а также пытается передать спектр сложных человеческих эмоций. ...

Картины сна на полотнах канадки Annie Veitch

0 725


История возникновения и развития урду чрезвычайно интересна. В IX веке с появлением в Индии мусульманских завоевателей североиндийский хиндави—развитой язык с богатым фольклором — начал обогащаться множеством персидских и арабских слов и перенял несколько видоизмененную арабскую письменность. ...

Индия: язык урду (хиндустани)

0 689


Когда подходит время готовности документов для подключения газа, нужно заняться выбором газового котла. Марок котлов очень много, и в этой пестроте оборудования, необходимо выбрать котел, который бы удовлетворял всем Вашим требованиям. Разговоры с соседями, у которых уже давно подключен газ, как правило, ничего определенного не дают. Каждый рассказывает свои истории, кто хвалит котел, а у кого уже третий, а последний очень хороший. ...

Как выбрать газовый котел, бойлер, систему удаленного доступа и т.д.

0 429


Сейчас в интернете представлено множество компаний, которые предлагают своим клиентам широкий ассортимент самой разной продукции.В этой статье мы расскажем про популярные интернет-магазины, которые продают уборочную технику и оборудование. Итак, топ-5: ...

Обзор интернет-магазинов, где можно купить уборочное оборудование

0 496


Строительство храмового комплекса Тупден Шедудлинг в Отрадном идет своим чередом. Уже построена Ступа Просветления рядом с Временной Ступой. ...

Ступа Просветления Храмового комплекса Тупден Шедублинг - Москва

0 702


Необоснованность мысли не дает мне покоя. Лучезарные мальчики поют свои речи с ютуб каналов, собирая миллионы подписчиков. Отдышавшись, я понял, что не завидую им, а где-то даже восхищаюсь. Вы только представьте, сколько желающих обучиться бизнесу и стать «Биг боссом». ...

Тренинги: как учиться, чтобы не уйти разочарованным?

0 753


Инструкция о том, как подключить комбинированный бойлер косвенного нагрева к системе отопления газового котла. ...

Подключение комбинированного бойлера косвенного нагрева (БКН) к системе отопления газового котла

0 1128


Порядок и сроки оформления документов и выполнения работ по подключению газа. При условии, что рядом с Вашим домом проходит газовая магистраль. ...

Подведение газа к частному дому в Подмосковье, в ТСН.

0 677


Как только дирижер откланивается публике, взмахивает своей палочкой, по мановению которой распахиваются красные театральные портьеры и вступает оркестр, понимаешь: это Имре Кальман. Его музыка, торжественная и вечная, переносит в удивительный мир венских оперетт, пусть даже сейчас они называются мюзиклами. ...

Принцесса цирка московского театра мюзикла

0 1037


Новый клип группы Queen с вокалом Фредди Меркьюри на песню All Dead, All Dead с альбома News of the world. ...

Новый клип группы Queen c вокалом Фредди Меркьюри

0 1629


12 октября 2017 года Центробанком России были представлены купюры, чей номинал - 200 и 2000 рублей. ...

Центробанк представил новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей

0 1459


Как полагают ученые, первые часы сбыли созданы и сделаны общественным достоянием древними греками. Для того, чтобы жившие в древних Афинах горожане не чувствовали себя вне времени, по улицам города сновали специальные люди, за небольшую плату сообщавшие, где на данный момент находится отметка тени солнечных часов. ...

Кто придумал часы? История изобретения

0 1314


"Баня лечит душу", так говорили на Руси, и были правы. Можно вспомнить, как в фильме "Гардемарины", француз, решивший пойти в русскую парную, кричал матом на своем языке и с позором бежал из стен святого места. Для русского, баня - это часть его жизни. В бане человек очищает тело и душу после трудовой недели. ...

Баня для тела и души

0 836


Лунатизм, снохождение - это особое состояние сна, наблюдаемое чаще у детей и подростков. При лунатизме отмечается расстройство сознания, сопровождающееся автоматическими сложными действиями во время ночного сна. ...

Лунатизм

0 1059


Традиционно, в северных странах для отопления дома в холодное время использовалась печь, в то время как в южных довольствовались каминами. Так было до недавнего времени, когда некоторые производители создали симбиоз печи с камином, который совместил в себе эстетику открытого огня и тепло от настоящей печи. Мы расскажем о шведском производителе KEDDY, который вот уже третье десятилетие выпускает целый модельный ряд печей с суперкассетами - закрытыми стеклом топками, сквозь которые вы можете наблюдать за тем, как огонь пожирает дрова. ...

Шведские печи-камины Keddy Maxette

0 1170


Оформление земельного участка и загородного дома в собственность на участке, предназначенном для строительства жилья (если это не садовое и не дачное товарищество) С 1.01.2017 года вместо свидетельства о регистрации права на землю введен новый документ, который называется «выписка из ЕГРН» (единого государственного реестра недвижимости). В состав выписки из ЕГРН вошли: выписка из ЕГРП (прав) и государственного кадастра недвижимости. ...

Оформление земельного участка и загородного дома в собственность

0 705


После просмотра шоу Точь-в-точь, где в роли судьи выступает Геннадий Хазанов, складывается тягостное впечатление. Глядя на него, можно решить, что эпоха лицедейства закончилась. Именно поэтому корреспондент MAXANTO с настороженностью шёл на спектакль театра Антона Чехова "Ужин с дураком"; каково же было его удивление, когда он вынес вердикт, что Хазанов, пожалуй, единственный, кто "унаследовал" феерическую манеру игры штрихами, по чуть-чуть, свойственную Аркадию Райкину. И не просто унаследовал, а пронес сквозь толщу десятилетий, нисколько не расплескав жидкость из этого драгоценного сосуда. ...

Ужин с дураком - Геннадий Хазанов

0 901


Есть такой анекдот, когда монах постучался в дверь к женщине на ночлег. Женщина поставила условие для ночлега: выпить с ней, съесть мясо или провести ночь. Монах отказался, но выбор был невелик, иначе ночью он бы замерз, так как находился в горах, где лежал снег. И монах согласился выпить с ней немного вина. И только выпив, он съел мяса, ну а после уже и переспал с ней. ...

Исповедь вегетарианца или как я снова стал есть мясо

0 1156

Москва. Красная площадь. Сколько было сказано, сколько написано. На Красной площади проходили и проходят военные парады, люди идут на встречу с Лениным в мавзолее. Все-таки чудо, а вдруг скоро уберут? ...

Москва. Красная площадь. Лето 2017.

0 1404


31 мая, в канун лета, корреспондент MAXANTO побывал на клубной встрече, которую провел Андрей Веселов на тему: "Стратегические изменения: разбудите силу 5П!" ...

Стратегические изменения: разбудите силу 5П

0 1740


Тех, кто привык летом смотреть себе под ноги, знают, что на природе, да и в городских джунглях, по земле ползает множество самых разных жуков. При этом иногда мы даже как-то и не задумываемся над тем, что некоторые виды занесены в Красную книгу… Одним из исчезающих видов является жужелица кавказская...

Жужелица кавказская - жук из Красной книги

0 4828


Многие задумываются о постройке загородного дома. На что обратить особое внимание при его постройке и монтаже инженерных коммуникаций? С чего начать? ...

Ошибки при строительстве загородного дома

0 1413


В Калининграде строится завод, где планируется производить автоматические коробки. Согласно бизнес-плану, площадь производственной территории составит 80 тысяч квадратных метров, а планируемый объем производства должен достигать 30 тысяч АКП в год. ...

КАТЕ: российские автоматические коробки передач

0 4364


Илон Маск предлагает кардинальное решение - постройку новых линий метрополитена именно для машин. На первый взгляд это выглядит футуристично и не реализуемо. Но давайте на миг отвлечемся и вспомним о том, что другой не менее правдоподобный проект Илона Маска - Hyperloop (постройка труб, в которых будут передвигаться поезда со скоростью свыше 1200 км/ч), уже реализуется. Поэтому, давайте посмотрим, как видится разработчикам андерграунд для автомобилей. ...

Метрополитен для автомобилей

0 941


Установка ТЭНа в бойлер косвенного нагрева Baxi Premier Plus

0 3214


Первый УАЗ ДЕВОЛРО будет готов в начале июля 2017! Орлов обозначил срок появления первого автомобиля в США. УАЗ ДЕВОЛРО можно будет впервые увидеть (и купить) уже в июле 2017 года! Цена будет зависеть от комплектации, начало от 15,000$ и до 35,000$. ...

Первый УАЗ ДЕВОЛРО можно будет купить в начале июля 2017 года

0 1258


Сегодня диспоузеры уже не являются удивительными приборами. Во многих квартирах и загородных домах их применение стало обыденным. Тем не менее, среди широких слоёв населения еще нет полной уверенности в том, что они действительно нужны. Более того, словосочетание «измельчитель пищевых отходов» порой ставит в тупик, потому как не совсем понятно, для чего вообще что-то измельчать? ...

Диспоузеры Bone Crusher и InSinkErator

0 1104


Известно, что нет в природе двух одинаковых людей. Даже двойники, при близком рассмотрении совсем не являются идентичными. Природой заложено бесчисленное разнообразие видов, что, в конечном счете, является элементом эволюции. Наверняка многие обращали внимание на то, что в человеке различно всё: и даже уши. Так, существует несколько классификаций ушных раковин.Безусловно, когда речь заходит об идентификации личности, в первую очередь имеется в виду опознание трупов в криминалистике. Так, по данным Министерства внутренних дел, каждый год в стране обнаруживают более двадцати тысяч (!!!) неопознанных трупов. Поэтому данная проблема интересна в большей степени именно экспертам в уголовном розыске. ...

Идентификация личности по ушным раковинам в криминалистике

0 1710


Гусеницы - известные вредители. Конечно, потом они станут бабочками и, хотя останутся такими же истребителями урожаев, но при этом приобретут определенную красочность и будут радовать глаз. Что касается их предтечи - гусениц, или, как их еще называют, личинок, то они не вызывают симпатий. Хотя некоторые представители определенно фотогеничны. ...

Гусеницы - фитофаги, поедающие листья

0 1781


Кроме России и Европы «проворные ящерицы» обитают даже на северо-западе Монголии. Впрочем, быть может, именно из Монголии они пришли на Русь вместе с полчищами Чингисхана! Взгляните на две карты - ареал обитания «проворных ящериц» и очерченную границу Монгольской империи - они частично совпадают. Существует альтернативное мнение, что это неспроста. ...

Путь ящерицы: из Монголии в Европу

0 1228


Ипох - город в Малайзии, который стал бурно развиваться на рубеже 19 столетия. Сейчас в нем проживает свыше семисот тысяч жителей, вокруг - современные постройки. Впрочем, сохранились и здания колониальной эпохи. Достаточно интересными являются и граффити на стенах старого города (Old town), которые были созданы Эрнестом Захаревичем. Рисунки появились после поездки художника по стране. Так получились такие образы, как "велорикша", "старик с чашкой кофе", "дети на бумажном самолетике", "чайные пакетики", "девочка на табуретке" и "колибри". ...

Граффити на стенах Ипоха, Малайзия

0 923


Корреспонденты MAXANTO посетили тренинг «103 новые фишки активных продаж», который провел известный тренер по продажам Дмитрий Ткаченко. ...

103 новые фишки активных продаж

0 1173


Сегодня международное издание motor1.com опубликовало серию фотографий «загадочного прототипа большого седана». Снимки были сделаны фотографами издания во время проведения ходовых испытаний на одном из замерзших озер в Швеции. И если некоторые иностранные читатели не вполне знакомы с дизайном будущего президентского лимузина, который должен быть готов к предстоящей инаугурации в 2018 году, то читатели MAXANTO без труда угадают под камуфляжем будущий лимузин марки AURUS, а вовсе не Rolls-Royce или Bentley. ...

Тест президентского лимузина (проекта "Кортеж") в Швеции

0 1438


Говорят, что научить торговать нельзя. Но это не так. Например, скончавшийся совсем недавно Дэвид Рокфеллер-старший, несмотря на унаследованный капитал, учился в Лондонской школе экономики и политических наук. В Москве уже не первый год проходит, организованная под эгидой и при непосредственной поддержке B2Bbasis конференция "Продажи и маркетинг-2017". Корреспонденты MAXANTO побывали на этом интересном мероприятии, чтобы ознакомиться со всеми актуальными тенденциями в сфере маркетинга и продвижения услуг на рынок. ...

Продажи и маркетинг - 2017: тренды этого года

0 1221


Когда Жан-Клод Ван Дамм показал шпагат на двух движущихся грузовиках Volvo, мир захлебнулся в рукоплесканиях. Но ролик с Ван Даммом - это далеко не первый случай, когда артисты показывали растяжку между движущимися объектами. Конечно, первыми, кто стал показывать людям такие трюки, были циркачи. MAXANTO удалось разыскать фотографию учеников Владимира Дурова. По всей вероятности, снимок датируется 60-ми годами прошлого века. На снимке - артистка цирка Владислава Варьякоене. ...

Шпагат на слонах, грузовиках, мотоциклах

0 1117

В течение последнего десятилетия Сатоши Сайкуса создал ряд проектов, в которых затронуты такие темы, как ночь, память и хрупкость бытия.Независимо от того, работает ли он в серии портретов, натюрмортов или инсталляций, сквозь всё творчество, по его словам, проходит буддийская концепция непостоянства - с акцентом на memento mori. ...

Фотограф Сатоши Сайкуса: темы смерти, рождения и сна

0 906


Ева Грин - роковая красотка из последнего перезапуска фильмов про Джеймса Бонда. Та самая Веспер Линд, оставившая шрамы на сердце агента 007. Мы не будем размышлять о притягательности этой женщины. Сегодня MAXANTO покажет вам образы, созданные ею в сотрудничестве с японским фотографом Сатоши Сайкуса. ...

Ева Грин: девушка Бонда в японском объективе

0 1632


Конечно, мы не будем оригинальными, если скажем, что богомолы - это инопланетные существа. Конечно, они живут на Земле и очень распространены на ней. Но присмотритесь к ним внимательно: не их ли головы копировали и копируют американские киностудии, создавая свои фильмы про ужасных пришельцев из космоса?Глядя на них, успокаивает только одно: богомолы маленькие насекомые. Если же представить, что они были бы размером хотя бы с кошку или собаку, уверяем, при встрече с ними вам стало бы не по себе. ...

Богомолы: исчадия ада с другой планеты?

0 1235


Спектакль концептуален, впрочем, как и место, где он играется - ведь Дом культуры имени Зуева - один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.Но сегодня мы говорим не об этом. Дело в том, что фильм Олега Дьяченко "Быстрее, чем кролики" начисто лишен видеоряда про фобии из спектакля, что сразу же будто обезглавливает повествование. Заслуживают внимания и комичные эпизоды с Гамлетом и в Третьем Рейхе. MAXANTO предлагает посмотреть на эпизоды, не вошедшие в фильм. ...

Быстрее, чем кролики: фобии, Гамлет, Буратино и Третий Рейх

0 976