Евтушенко о поэзии. Я разный (поэзия евгения евтушенко)

Евтушенко о поэзии. Я разный (поэзия евгения евтушенко)

Евгений Александрович Евтушенко – советский поэт и прозаик, режиссер, сценарист, актер, общественный деятель, номинант Нобелевской премии по литературе 1963 года. Автор десятков сборников стихов, поэмы «Бабий яр», романа «Не умирай позже смерти».

Ранние годы

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР. После рождения Евгения Зинаида Ермолаевна специально заменила фамилию мужа на свою в девичестве. Также поменяла год рождения сына, так как в 12 лет нужно было получать пропуск.


С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...».

В дальнейшем отец оставляет мать и Евгения, уходит к другой женщине. С ней он образовывает свою семью. Несмотря на это, Александр Рудольфович продолжает заниматься воспитанием сына. Он брал Евгения на вечер поэзии в МГУ. Ходили на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского. Мать разрешала видеться отцу с сыном. Она понимала, что их общение идет только на пользу Евгению. Зинаида Ермолаевна часто посылала Александру Рудольфовичу письма, в которых были стихи, написанные сыном.


Она сохраняла все рукописи Евгения. Даже была тетрадь, содержащая девять тысяч рифм. Но сохранить ее не удалось. Мать также прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ермолаевна являлась солисткой театра имени Станиславского. Она имела и музыкальное образование. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Зинаида Ермолаевна постоянно гастролировала по стране. В военные годы она даже болела тифом, будучи на гастролях.

Евгений Евтушенко на видео

Естественно, с такими родителями Евгений умственно развивался стремительно. Он рос эрудированным, грамотным ребенком. Многие сверстники ему завидовали. Зинаида Ермолаевна только радовалась, что их дом посещают такие прекрасные поэты, как: Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян, Белла Ахмадулина, Михаил Рощин и многие другие. Евтушенко жил, учился, работал в Москве. Был постоянным гостем Дома пионеров. Он учился в Литературном институте имени Горького, вскоре был исключен за «неправильные» высказывания.

Творчество Евтушенко

Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе.

Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко».


Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.

Евтушенко понимал, что он, благодаря своим произведениям, становился поэтом следующего поколения. Их тогда называли «шестидесятники». Он посвящает новому поколению стихотворение «Лучшим из поколения».

Евгений Евтушенко о патриотизме

Евтушенко начинает выступать со своими стихами со сцен, донося глубину своих мыслей зрителю. Впервые он выступает на большой сцене в Харькове в центральном лектории. Пригласил Евгения тогда поклонник его творчества, и затейник этого мероприятия Лившиц Л.Я. Публика была покорена его творчеством. Каждое произведение Евтушенко наполнено своей жизнью, они разнообразны по-своему. То он пишет про интимную лирику, что прослеживается в стихотворении «Бывало, спит у ног собака», то провозглашает оду к пиву в произведении «Северная Надбавка», то затрагивает политическую тему в поэмах: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба», «Дальняя родственница», «В полный рост» и другие.

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. Он всегда был во главе каких-то скандалов, провокаций. К числу скандальных стихов относили: «Наследники Сталина», «Правда», «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве», «Взмах руки», «Утренний народ», «Отцовский слух» и не только.

В публицистике также замечены его работы: «Примечания к автобиографии», «Талант есть чудо неслучайное», «Завтрашний ветер», «Политика - привилегия всех».

Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками.

Евтушенко продолжает свой творческий путь, читая свои стихи со сцены. На его вечера приходят полные залы слушателей. Он пользуется огромным успехом. Евгений выпускает книги, диски, где он исполняет свои произведения. Из них: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и многие другие.

Хорошо известны мемуары Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шести-десятник: мемуарная проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр».

Известен он и как прекрасный режиссер-постановщик, автор-сценарист. Так, Евтушенко является режиссером и сценаристом военной драмы «Детский сад» и мелодрамы «Похороны Сталина»


С музыкальными группами работы Евтушенко также имеются: Рок-опера «Идут белые снеги…», в «Казнь Степана Разина» присутствуют его стихи.

На стихи Евтушенко накладывали музыку, получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей ивой», но это всего лишь малая часть.

Евтушенко был назначен секретарем Союза писателей. Позже он становится секретарем Содружества писательских союзов. Он также председатель писательской ассоциации «Апрель». Стал членом общества «Мемориал».

В Харькове проходили выборы в Народные депутаты СССР. Так вот, Евтушенко выиграл, обойдя других кандидатов, уйдя в огромный, недосягаемый отрыв. Там он проработал до развала СССР.

В 1991 году Евтушенко подписывает контракт преподавать в одном университете в США. Собственно, Евгений забирает свою семью и уезжает на постоянное место жительство в Америку, где проживал вплоть до смерти.

Личная жизнь Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко был в официальном браке четыре раза. Первая супруга – известная поэтесса Белла Ахмадулина, с которой в юности он состоял в творческом союзе. Евгений Евтушенко и Мария Новикова, 1986 год

Награды

«Знак Почета», «Орден Трудового Красного знамени», «Орден Дружбы народов», медаль «Защитник свободной России», почетный член «Российской академии художеств» лишь малый перечень наград поэта. Евтушенко даже был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за поэму «Бабий Яр». В 1978 году в крымской астрофизической обсерватории была открыта малая планета Солнечной системы, которую назвали именем знаменитого поэта.

Смерть Евгения Евтушенко

1 апреля 2017 года в прессе появились сообщения о госпитализации 84-летнего Евгения Евтушенко в тяжелом состоянии, но в полном сознании. Тем же днем он скончался во сне от остановки сердца, спокойно и безболезненно, окруженный близкими людьми. Позже его сын Евгений пояснил, что отец страдал от рака почки, вернувшегося после шести лет ремиссии.

Согласно завещанию Евтушенко, его похоронят в писательском поселке Переделкино, рядом с Борисом Пастернаком.

18.7.1933

Страна: Россия

ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым), в 1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.
Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского (сборники Разведчики грядущего, 1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно чувствующего себя в любом стиховом «поле» – от верлибра до ямба, глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности (сборники Шоссе энтузиастов, 1956; Обещание, 1957; Яблоко, 1960; Взмах руки, Нежность, оба 1962; Катер связи, 1966; Идут белые снеги, 1969; Дорога номер один, Поющая дамба, оба 1972; Интимная лирика, 1973; Отцовский слух, 1975; Утренний народ, 1978; Две пары лыж, 1982; Граждане, послушайте меня, 1989).
Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20 в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного» веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина (стихотворения И другие, 1956; Лучшим из поколения, 1957; Наследники Сталина, 1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» (поэмы Братская ГЭС, 1965; Казанский университет, 1970). В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы Мама и нейтронная бомба, 1982, Государственная премия СССР, 1984; Фуку, 1985) и мирового коммунистического движения (поэма в прозе Я – Куба, 1963, на основе которой по сценарию Евтушенко создан советско-кубинский кинофильм, 1964, реж. М.Калатозов и С.Урусевский; «кубинский» цикл – Интернационал, Разговор с МАЗ`ом, Три минуты правды, Архивы кубинской кинохроники, и др.; повесть в стихах Голубь в Сантьяго, 1978) свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России (поэмы Станция «Зима», 1956; Ивановские ситцы, 1976; Северная надбавка, 1977; «Непрядва, 1980; стихотворения Свадьбы, Фронтовик, оба 1955; Баллада о браконьерстве, 1963, и др.). Особый пласт – протестная лирика Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками (выступления в защиту «диссидентов» – А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля, А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича и др., неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане и т.п., возмущение преследованиями творческого «инакомыслия» (стихотворения Танки идут по Праге, 1968; Афганский муравей, 1983; Баллада о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта» и о шефе жандармов, 1963). Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей...» – стих. Бабий Яр, 1961; «...глазами чеха или венгра взглянуть на русские штыки» – стих. Возрождение, 1971), постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио, 1974), решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида, 1967; Под кожей статуи Свободы, 1970). Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными («Поэт в России – больше, чем поэт...», «Несчастье иностранным быть не может»). Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах – застенчивых влюбленных («...И говорила шопотом: / А что потом? А что потом?»), самоотверженных матерях («Роняют много женщины в волненье – / Но не роняют никогда детей...»), упрямых и стойких труженицах («Одеть, обуть, быть умной, хохотать...»); о друзьях – настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души (стих. Смеялись люди за стеной...). Один из провозвестников и трибунов «перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями (в т.ч. ст. Притерпелость, призывающая к освобождению от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора, Страх гласности, Так дальше жить нельзя). В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества (кн. Поздние слезы, 1995; поэма Тринадцать, 1996). Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести Перл-Харбор (1967), проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе Ягодные места (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе Не умирай прежде смерти (Русская сказка) (1993), включающим цикл Стихи из последней книги и сконцентрированном на драматических коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй Автобиография (1963, франц. изд.) и кн. воспоминаний Волчий паспорт (1998). Автор фантастической повести Ардабиола, нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг. Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, в т.ч. популярных песен Хотят ли русские войны, Вальс о вальсе, Бежит река, в тумане тает... Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов, 1959, и др.). Постоянные размышления Евтушенко о проблемах творчества, внимание к развитию отечественной стиховой культуры выразились в создании им антологии русской поэзии 20 в. Строфы века (на англ. яз. в США, 1993; на рус. яз. – 1995), в составлении, авторстве и редактировании многих сборников поэзии, поэтических теле- и радиопередач, в написании книги статей Талант есть чудо неслучайное (1980), в поэме Пушкинский перевал (1966) и т.д. Широко известный во всем мире современный русский поэт (переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук), претендующий – при всех неумолкающих спорах вокруг его имени - на право быть одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи, Евтушенко, с той или иной степенью успеха, выступал как чтец (собственных стихов, а также А.А.Блока, Н.С.Гумилева, В.В.Маяковского и др.), актер, режиссер и сценарист (главная роль – К.Э.Циолковского в кинофильме С.Я.Кулиша Взлет, 1979; кинофильмы Детский сад, 1983; и Похороны Сталина, 1990; в обоих сценарий и режиссура Евтушенко), а также как фотохудожник (персональная выставка «Невидимые нити»); проявил себя и в качестве темпераментного общественного деятеля (один из сопредседателей, наряду с А.Д.Сахаровым, А.М.Адамовичем и Ю.И.Афанасьевым, первого массового движения российских демократов – общества «Мемориал»; народный депутат СССР последнего созыва).

Тема поэта и поэзии волновала еще Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Как правило, стихотворения этой тематики провозглашали целью поэтического творчества свободу, гласность. Хрестоматийными стали строки из «Пророка» Пушкина, «Поэта и гражданина» Некрасова. Кто-то может заметить: «Когда это было! Тогда боролись против царя, против помещиков. А теперь народ свободен». Но, на мой взгляд, интересно задуматься, в чем же сегодня видят свое призвание поэты?

Главное слово в поэзии Евгения Евтушенко - слово гражданина, главные раздумья - о совести, долге, любви. Какими качествами должен обладать поэт? Этот вопрос волнует многих лириков. Евтушенко отвечает так: «Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом. Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом. Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом. Четвертое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом. Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет предшествующих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо

Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени».

Получается, что главное для поэта не умение подыскивать рифмы, а нравственные качества. Ведь без этого его стихи не будут делать людей духовно богаче, красивее, не будут пробуждать их «чувства добрые». Не каждому поэту дается «сомнительное право» волновать своими стихами,

Крошить налево и направо

Талант, как неумелый мел.

Евтушенко в стихотворении «Непонятным поэтам» клеймит тех поэтов, которые пишут «блаженные непонятницы», уходят от современных проблем. Автор говорит, что в стихах этих «формалистов» сплошные «абракадабры» и «тарабарщины». Свои «дыр... бул...щир...» они не создали, нет, они их «отчубучили». Тем самым Евтушенко с издевкой показал, что такие произведения не представляют никакой ценности. Он пишет, что в молодости обожал таких поэтов. Именно в молодости, когда он еще не совсем понял великое назначение поэзии. Теперь, когда Евтушенко стал зрелым поэтом, его не устраивает то, что его «поймут когда-нибудь», или вообще не поймут. Ему нужно, чтобы его обязательно поняли, ведь его стихи - это крик о помощи. В его стихах боль за свою Родину; любовь к ней, гнев против всех «дураков и мерзавцев», которые довели страну до такого состояния. Евтушенко выступает в своих стихах против нравственного упадка, он клеймит вещизм, жестокость, трусость, приспособленчество, подлость. Разве нравственность руководит тем молодым человеком, который может любому нахамить, но не может сказать слов благодарности своей матери, вырастившей его? Ему стыдно! Стыдно и за тех, кто ставит «вещь превыше духа».

Нравственную тему поэт продолжает в стихотворении «Прелестный сон». Автору приснилось общество, в котором торжествует продажность, «совесть - смертный грех», «в лагеря запрятана свобода». Нарисована страшная картина. Но твердостью и решительностью проникнуты последние строки:

Все сделаю. В любом бою не рухну,
Чтоб этот сон «прелестный» был не в руку.

Как Лермонтов в стихотворении «Поэт», Евтушенко выступает против «трусливой озлобленности», которая подменила «гражданскую злость», и лозунга скопцов: «А на кой?» («Бесконечное дело»). На этот вопрос он отвечает: «Чтобы переделать грядущего страшный сюжет». Поэт не боится, что ему «ребра в драке изрядно помнут» или «в спину пырнут». Он боится отступить от своей гражданской позиции, стать таким же трусом, которых обличает:

Но лишь бы с течением дней
Не жить бы стыдней и стыдней.
Но лишь бы с течением лет
Двуликим не стать, как валет.
И лишь бы с течением веков
Не знать на могиле плевков.

В стихотворении «Вандея» Евтушенко отстаивает свободу творчества. Стихотворение направлено против толпы, которая ничего не смыслит в литературном творчестве, но всегда готова на погром поэта, высказывающего свои мысли. Автор сравнивает толпу со свиньей, сующей «свое рыло не в свое дело». И настоящий талант может погибнуть в этой трясине, может уступить ей и стать «непонятным». Эта «литературная Вандея» в свое время травила Пушкина, отвергала Есенина, подвергала гонениям Высоцкого. Наверное, Евтушенко не раз вступал в столкновения с этой невежественной толпой, но его поэзия продолжала служить прогрессивным идеям. О чем бы он ни писал - о человеческой глубине, о талантливости, о доброте и злости, о вражде и дружбе, о простоте, о правде, о совершенстве - он оставался верен своей цели:

Связать всех людей своей кровью, как ниткой,
Чтоб стал человек человеку действительно брат.

В каждом человеке много недостатков, и поэзия играет не последнюю роль в их искоренении. Ведь она «глаголом жжет сердца людей», заставляет лишний раз задуматься: «А все ли у нас хорошо?» В любые времена поэт, если только он настоящий поэт, будет обличать пороки общества, будет «чувства добрые пробуждать», будет звать всех честных людей на борьбу против зла.

Я-РАЗНЫЙ
ПОЭЗИЯ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО
Евтушенко – всесторонне талантливый очень популярный поэт нашего времени, многие его стихи, положенные на музыку, стали хитами. Также он режиссер, мне довелось сниматься в его фильме «Похороны Сталина», где он был еще и автором сценария, и, видимо, героем.
Как юноша из сибирского поселка Зима стал знаменитым поэтом?
Евтушенко очень жизненен он умеет талантливо написать обо всем – начиная от первого снега, кончая такой «производственной» темой, как строительство Братской ГЭС.
Его героям нет числа – это простые люди и люди труда – кассирша, бармены, продавщицы, лифтерши и джазмены. Поэт раскрывает не только их труд. Но и их душу. Так, грубоватая сотрудница «Балчуга» превращается благодаря теплу, в нежную девочку.
Поэт часто переходит к метафоре и перевоплощению. Вот вагон, который стал домом. Или «Когда взошло твое лицо», подобно Солнцу. Или он входит в образ кошелька, предлагающего свой клад.
Поэт и лирический герой – воплощение движения. Он любит новизну и устает от рутины.
«Я разный» пишет он. («Пролог»).
«Я знаю – вы мне скажете: где цельность?
О, в этом всем огромная есть ценность!»
Может, у него не хватает догматического стержня, его взгляды на жизнь меняются. Но зато его сильная сторона – знание жизни. Вот он пишет о станции и Зима. Какие детали в описании тихого поселка! Тут и биография его дедов –солдат, и воспоминания детства, когда теперь «все стало меньше». Теплый прием родни, и неоднозначное отношение людей к смерти Сталина. А сколько характеров: девушка, у которой пьет муж. Два дяди. Московский журналист, «сдувший паруса». Кто-то назвал ее «дырой». Но какая жизнь там, и как поэт ее описывает.
Тема Родины – сквозная для Евтушенко. Он любит ее, но не слепой любовью, а критически. Тогда, в 1953 году, «время думать». Думают все. Пятидесятые годы вообще – время исканий.
«Всё мыслит: доктор медицины,
Что в лодке сетует жене,
И женщина на мотоцикле,
Летя отвесно по скале».(«Парк»)
«У меня два любимых – это революция и ты».
Но он против помпезности праздничных годовщин. Позже, это особенно видно в «Братской ГЭС», он отвергая Сталина и сталинизм, взывает к Ленину.
Также в поэме есть его любимый герой – Владимир Маяковский – трибун и враг пошлости.
Не случайно героя фильма «Похороны Сталина» Женю в классе звали «Маяковский». Вот и сочувственное стихотворение «Мать Маяковского». Сам себя он сравнивает со Стенькой Разиным.
«Лучшие из поколения,
Возьмите меня трубачом!»
Но иногда в поэте появляется дух отрицания. «Я ругаю всё напропалую». «В погоне за дешевой популярностью» - говорят про него злые языки. Поэт выступает против заземленного мещанства. В тогдашнем благополучии Евтушенко видит эхо трагедии «Идут комиссары рядами стройными, погибшие за меня». И поэма «Братская ГЭС» увенчивается песней Булата Окуджавы «И комиссары в пыльных шлемах».
«Гражданственность – талант неловкий
Зачем тащить, как на веревке,
Надменно фыркающих – к ней».
И еще, ставшее хрестоматийным: «Уже кровать застелена,
А ты стоишь растерянно, и повторяешь шепотом: а что потом…» - это про смерть Сталина, или личное? И даже официоз: песня «Хотят ли русские войны?», но теперь мы знаем про войну не понаслышке.
Евтушенко – дитя войны, и много помнит о ней. На фронте были и отцы, и его старшие товарищи. «О, свадьбы в дни военные
Обманчивый уют
Слова неоткровенные
О том, что не убьют»…(«Свадьбы»)
Он был насквозь советским поэтом. Но после перестройки Евгений Евтушенко разочаровавшись в социализме, станет демократом.
Сам Евтушенко – Космополит. Он пишет про татар, и евреев. Ему «неловко не знать ни Буйнос-Айреса, ни Орко». Он ездит по миру, что выливается в цикл Американских стихов. В Америке есть великий Хемингуэй. Но он замечает и ее бездушность и отчуждение. Он прославляет национального кубинского героя Хосе Антонио.
В последние годы поэт живет в США.
В молодости у поэта уже было предвкушение славного будущего.
«Он встанет узнанным над миром
И скажет новые слова»
И новые слова были сказаны! Евтушенко спешит жить
«Не бойся ты быть молодым да ранним.
Быть молодым да поздним – вот беда!»
Но он с сочувствием пишет о неудачниках: «Во всяком деле есть случайный мальчик».
«Граждане, послушайте меня» - по сути о том, надо ли публиковаться, если стихи «не очень»? Сейчас, когда можно печатать любые стихи за свой счет, это особенно актуально.
Настоящая поэзия – это вызов.
«Большой талант всегда тревожит
И жаром головы кружа
Не на мятеж похож быть может,
А на начало мятежа».
Неординарность – всегда мятеж против обыденности – вольно или невольно.
Позже поэт понимая, что юность с ее максимализмом уходит, вдохновляет других бойцов:
«Давайте, мальчики, давайте, будьте смелыми».
Иногда смелость – это простая честность. Но и у молодежи придет миг и они начнут «От собственной жестокости добреть».
Стихи Евтушенко гуманны. В стихотворении «Памяти Ксении Некрасовой он пишет: «Людей неинтересных в мире нет». Интересны по-своему все люди.
«Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей».
Стихи поэта глубоко психологичны, томик Евтушенко заменит хороший учебник психологии!
«Я жаден до людей,
И жаден всё лютей» - признается он.
«Не понимать друг друга страшно…
Но так же страшно во всем друг друга понимать» Так же в стихотворении «Глубина»:
«Я знаю – есть порой опасность
В незамутненности волны,
Ведь ручейков звенящих ясность –
Еще не признак глубины.
Но и другое мне знакомо,
И я не ставлю ни на грош
Бессмысленно-глубокий омут,
Где ничего не разберешь.»
Он – не сторонник крайностей, ему близка золотая середина.
В стихотворении «Два города», автор мечется между ними – городом «Да», где все можно, но скучно, и тоскливым жестким городом «Нет», который, однако, придает нерв жизни.
Тонкость у него и в любовной лирике. Он хорошо передает все нюансы и всю сложность взаимоотношений.
«Ты – большая в любви. Ты – смелая
Я – робею на каждом шагу.
Я плохого тебе не сделаю,
А хорошее – вряд ли смогу». Поэт пишет о малодушии, и самому присущему.
«Мы любим лицемерно, осторожно
Мы дружим половинчато, несмело». Он полон надежд – и растерян.
«наделили меня богатством
Не сказали, что делать с ним» - это про молодость, или про талант?
«Я умника играю перед дурой
И становлюсь все больше дураком» - не в бровь, а в глаз!
У Евгения Евтушенко множество стихов о любви. Поэт понимает и сочувствует своим героиням-женщинам. Ему хочется, чтобы они освободились от печали, но он не в силах этого сделать.
Его герой понимает своих подруг, заботится о их покое. Но он и мечется, ищет, со стороны это выглядит. Как предательство, но без этого не обойтись.
Он автор знаменитой песни «Весенней ночью думай обо мне». Он был женат на Белле Ахмадулиной, посвящал ей свои стихи
«Но чувствую дыхание участья
И твое лицо плывет из темноты,
И дальний голос: «Вы не разлучайтесь…»
Товарища черты, и снова ты…Отношения были неровными, но посвящения ей вошли в бессмертие как песня из кинофильма «Ирония судьбы»:
«Со мною вот что происходит». Эти песни задушевны и глубоки. И оригинальна «Любимая, спи» - это колыбельная…женщине.
Любовь иногда, увы, лишняя как в стихотворении «Лишнее чудо». Красота врывается в устоявшийся порядок вещей незваным гостем.
«Ты добра, и к тебе не придраться,
Но в своей сердобольности зла.
Если б ты не была так прекрасна,
То бы страшной такой не была. "
"Любая женщина – вина
Дар – без возможности отдарка» («Предощущение стиха»)
А вот печальное стихотворение «Процессия с Мадонной» сначала – девочки в белом с надеждой, и портрет с Мадонной – символ, разделяющий их с будущим- женщинами в черном с тяжелым прошлым, обманом…
Позже к поэту приходит ощущение зрелости. Стихи становятся более выдержанными и отделанными. Он с ностальгией вспоминает о молодости.
Там - хорошо знакомые его «коллегам» тусовки поэтов «Пусть это кажется игрой
Не зря мы в спорах этих сипнем». Он пишет о веке: «Я старше себя на твоих 33», «Уходят матери».
Годы идут
«Пришли иные времена
Взошли иные имена».
Евтушенко здесь прибегает к интересной метафоре. Новые имена - теперь «вожди», но не в прямом смысле, вождями поэт называет молодежь, живущую на полную катушку. А у старших «Остался только опыт».
«Внутри меня – осенняя пора» - признает он. В стихотворении мысли о смысле жизни, о вечном. Стихотворение «Идут белые снеги», стало песней.
«Идут белые снеги
Как во все времена
Как при Пушкине. Стеньке,
И как после меня».
Евтушенко общался с поэтом Иосифом Бродским. На это стихотворение он и Бродский написали цинтон - чередование строк под общим псевдонимом Броденко.
Поэт обращается к теме классиков. И это неудивительно. Они глашатаи поколений, и еще они – предтечи.
Жизнь поэта трагична. «Поэты в России рождались
С дантесовской пулей в груди». («Лермонтов») Лермонтов имел сложную судьбу. Недаром он прожил так мало. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» вызвало недовольство шефа жандармов Бенкендорфа.
Но жандарм слышит рефрен «Есть божий суд…» В поэме «Пушкинский перевал Евтушенко сравнивает себя с новым Чацким. Печальна судьба классиков пушкинской поры. Но они остались в веках. Но поэт ищет секреты их гениальности. И надеется преодолеть символический Пушкинский перевал.
«И надо не сдаваться перед ленью,
Самим себя ломать без полумер,
И у своих предтеч в преодоленье –
Не в слабостях искать себе пример».
Интересна история поэмы "Братская ГЭС" . Евтушенко заступался за диссидентов, и за это его "сослали" на север, на станцию Зима. И поэт для реабилитации себя пишет поэму о строителях электростанции в Братске, что в тех же краях. Возможно, там был социальный заказ? Жизнь сложна.
В поэме «Братская ГЭС» поэт также апеллирует к классикам. Для каждого он находит краткую и меткую характеристику. Поэма – не только о строителях она вместила в себя историю революционеров России и Советскую историю, она в лицах показывает участников строительства электростанции Крестьянскую девушку Нюшку, Большевика, но и местного крестьянина Ивана Степановича, который увидев ГЭС, умер от смятения… Она о нравственности, и ее изъянах, о любви и о поэзии. Она выполнена в форме спора Египетской Пирамиды, которые строили рабы, и Братской ГЭС, которую возводили энтузиасты, и Братская ГЭС побеждает. « Мы не рабы» - говорят люди, и эта поэма, песня социализма, много воспевается Ленин. Потом автор переменил отношение к этой поэме, и многое переделал. Но в октябре 2015 года он дал концерт в Лужниках "Поэт в России больше, чем поэт", в основу которой вошли его стихи из "Братской ГЭС", и стихи поэтов, о которых он там писал.
Время идет.
Евгений Евтушенко в литинституте увлекался формой. Он мастерски использует ее. В той же Братской ГЭС ритм передает настроение каждой части – от «лесенки» Маяковского до тяжелого слога части «В минуту слабости». Помимо традиционных рифм, у него есть много собственных изобретений. Так, он использует внутренние рифмы: «стилягами - с телятами», полные рифмы: «купишь – кукиш», «жалость – жадность». Стихотворение «Идут белые снеги», несмотря на сбой ударения и склонения пронзительно-задушевно.
Все эти достоинства – огромное разнообразие тем и стилей, афористичность, искренность, гражданственность и жизненность делает его великим поэтом, а его стихи – замечательной энциклопедией жизни.
ЧАСТЬ 2
Поздний Евтушенко в своих произведениях, чуть расставшись с легкостью и эмоциональностью, становится более зрелым, и порой трагичным. От идеализма он переходит к реализму. Вот стихотворение "к вашему сведению", где он констатирует: юность неповторима. Евтушенко сказал, что он отличается необычной биографией "Я прошел от Камчатки до Вологды". "Границы мне мешают" - писал он. И как будто в осуществление своих желаний - сам самым выездным поэтом: США, Португалия, Латинская Америка. И знакомил своими стихами и поэмами нас. читателей, с этими странами.
Художницу он сравнивает с немым кино - это не только психологизм, но и образность! В 1975 году поэт пишет замечательное стихотворение "Ольховая сережка", ставшее песней к кинофильму «И это все о нем». Многие песни, которые мы любим с детства,- это песни Евтушенко – «Со мною вот что происходит», «Хотят ли русские войны»! У Евтушенко большое чувство юмора. "До фени" - Феню олицетворяет прилипчивая некрасивая женщина. В стихотворении "ум и глупость" поэт опровергает традиционные критерии. "Ты не найдешь тепла в холодном змействе" "Человек - не человек, когда в нем нет блаженной глупости порывов". Как диалектик, Евтушенко делает вывод, что глупость – это тень ума.
"Что это означает поумнеть,
Когда душа безверья яд пригубит?
Пусть лучше изменяет память мне,
Но пусть со мной доверчивость пребудет!"
Евтушенко первым замечает позднесоветские гримасы - мещанство, бюрократизм, и высмеивает это. Это барышники, наживающиеся на памяти Высоцкого, и стиляги в "Маме и нейтронной бомбе", "мусор в котором весь мир увяз" -автомашины, "останкинская игла", на которую людей посадили, он первооткрыватель этого выражения. Поэт сетует на безветрие, символ "застоя". Он ждет ветра перемен... но ветер может снести и нужные прошлые вещи. и самого поэта. Поэт будто предвидел все парадоксы грядущей "перестройки", и сам был ее двигателем, фактически. Грустно стихотворение про "пьяную корову". которую ведут на убой. Поэт много пишет о грустном, но он - оптимист, в этом и секрет его успеха. Характерно стихотворение "Поэта вне народа нет" где поэт встает против и показухи и против невежества и чванства, и против "подпевал".
"Есть отчужденье подпевал
В чем связь с народом подпевалы?
Его пугают самосвалы,
он по лаптям затосковал".
Поэт вовсе не почвенник, тоскующим по крестьянской Руси. Он скорее западник. В поэме "Непрядва" он также касается спора "западников" и славянофилов". По его мнению, их уже давно помирил... Пушкин, объединив в себе все. Поэт готов воспевать такие признаки прогресса, как Камаз, нфтевышки, и - построенную Братскую ГЭС!. Он воспевает труд - труд строителя, труд рабочего, и хороший поэт - это тоже труженик! Ну а кто есть поэт? По его мнению - поэт - это не чистый эстет, но и не "рабочист", он должен знать культуру. Ну и получается невольно так, что поэт даже в соцстране... слегка буржуазен. В Евтушенко еще сильна советская романтика, революционность, но все же не "левачество". Ему ближе Сальвадор Альенде, чем крайние коммунисты ("Голубь из Сантьяго").
Вообще, по Евтушенко можно проследить жизнь в стране и ее перемены, он - историчен, историю он изучает и знает, много работал в архивах.
В поэме "Казанский университет" поэт отражает историю университета. Он подходит как всегда разносторонне: Казань и татарская столица, и родина университета, ну главный студент его – В.Ульянов. И получается, что поэма о вольнодумных борцах за революцию, и их противниках. Ленин - центральная фигура поэмы, но важен и фон, его взрастивший – время, предтечи и сподвижники, но "людей неинтересных в мире нет", они интересны сами по себе - поэт мастерски умеет описывать самого простого героя, что говорить об интересных? И эти герои - не идолы, а живые люди со своими слабостями, болезнями. И устами профессора Лесфарга он произносит вошедшее в перестройку слово "Гласность".
Эта поэма - экскурс во вчера, позволивший понять Сегодня и даже Завтра, которое произойдет в конце 20 го века.
В 1978 году прошел слух о самоубийстве Евтушенко. В это же время в Чили произошел переворот, и установилась диктатура генерала Пиночета. Поэт пишет поэму "Голубь из Сантьяго" о чилийских событиях. Сальвадор Альенде, левый социалист, не захотел и не смог предотвратить готовящегося переворота пиночетовцев. Все симпатии на стороне Альенде, которого "погубила чистоплотность". Евтушенко поднимает вопрос: допустимо ли уничтожать тех, кто может быть виновен в трагедии? Альенде не захотел предотвратить готовящийся мятеж. Но "кровь невинных меняет направление дороги и правильной она не может быть". Евтушенко был антисталинистом, и выступал против, когда это было не очень-то принято. Он вполне застал эту пору, когда исчезали прежние герои. От сталинизма у него самого пострадали два деда. Крайности сходятся, и автор на перепутье. Поэт поднимает еще один важный вопрос - двойственности. Он рассказывает историю, основанную на реальном случае. Двадцатилетний чилиец Энрике в жизни все время вынужден выбирать: между отцом и матерью, живущими раздельно, между сорокалетней актрисой, желающей продлить молодость, и девушкой-ровесницей, он художник, но и в высоких материях не все гладко - там идет спор между классикой и авангардом. Его два друга - жестянщики священник олицетворяют ультралевизну и консерватизм. Энрике -"над схваткой", но он вынужден разрываться между двумя конфликтующими друзьями. Надвое раскалывается и кинозал - символ народа, где половина "за" Альенде, и половина "против". Двойственнен и сам Альенде, не сумевший справиться со стихией хаоса.
"Как хорошо и просто быть бездушным
Безвыходно - родившимся с душой".
И эта двойственность героя во всем получает свою трагическую развязку. Юноша погибает, параллельно убив морально своих родных, друзей и...невинного голубя. Евгений Евтушенко подчеркивает параллель с собой. И он часто раздвоен, и сам подумывал на эту тему
"Все в моей жизни так переломалось,
Что это невозможно было склеить" И его обвиняли во всех грехах, в шаге влево или вправо. И те же тяжелые телефонные звонки...
Евтушенко касается темы фашизма, к сожалению неизжитого пишет про "подонков, с фашистинкой до времени прикрытой". Фашизм это не только Гитлер или Муссолини - он вырастает снизу, от злобы и подлости. "Я ненавижу смерть" - рефреном звучат слова поэта.
Читателей всегда интересует биография поэта. Это - ключ к пониманию творчества. И приоткрыв завесу своих корней, Евгений Евтушенко пишет поэму "Мама и нейтронная бомба". Лучшая биография - это автобиография самого поэта, и вопрос о его прошлом, наконец, в этой поэме находит ответ.
Биография и очерк творчества













Биография и очерк творчества
Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель А. Р. Гангнус (1910-1976).
В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии, была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.
Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликованно в газете «Советский спорт».
С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её, как юношескую и незрелую.
В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.
«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому». - Евтушенко, «Преждевременная автобиография».
В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).
Появление молодого поэта на литературной сцене совпало с хрущёвской оттепелью и частичной либерализацией советского общества. Свежие и яркие стихи Евтушенко резонировали с позитивными настроениями молодёжи.
Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов, также принимал участие Евтушенко. На поэтических вечерах в Политехническом неоднозначно относились к трем авторам: Евтушенко, Вознесенскому, Ахмадулиной.
Одно из первых публичных выступлений Е. Евтушенко перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1961 году. Организатором этого выступления был харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.
Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву - любимому народному напитку, которого тогда так не хватало на Дальнем Севере. Поэт затрагивает самые разные, в том числе откровенно политические, темы.
Евтушенко объездил весь Советский Союз и весь Земной шар в поисках своих тем и героев. Пишет он и о людях труда, - зверобоях, строителях, геологах… («Северная надбавка», «Катер Связи»). Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».
Это поэма в прозе о мире и войне и возможной ядерной...
Он - сын МОПРовки, и в поэме лейтмотивом проходит борьба МОПРа и Роллинг Стоун - западной маскультуры, которая в итоге сейчас победила... Мать поэта пела в войну, и надорвала голос. Отдельная тема - Иисус Христос. Евгений Александрович был пионером, но он - за бога в душе, и переживает, что взорвали храм Христа-спасителя. В нем слились две крови - комсомолка - мать, и отец "удивительно некомсомольский".
Автор хлебнул все реалии войны, в том числе и безотцовщину, бедность, его отчим ушел от них, когда родилась сестренка «ребенок нон-грата» . И тогда, переписывая рапортички композиторов в помощь маме, автор задумывается и о своей славе. Поэт пишет о своей юности, первых ростках капитализма, богатых "стилягах" - детях элиты, а потом, в США он сам уже на равных с этими стилягами. Поэт обнажает темные стороны жизни - наркоманию всех мастей, пьянство, вещизм, и "наркомания власти и денег". А апофеоз всех - "лидер" наркоманов - "атомный наркоман".
Любая война - разрушение и смерть. Перед глазами проносится Освенцим, и поэт описывает жуткую бутафорию елки в пораженных войной странах. А что будет при ядерной войне? И поэт, с присущей ему богатой фантазией рисует подробно, пусть и немного затянуто, жуткую картину апокалипсиса ядерной войны - последней из войн. от которой не спасет даже бункер. Завтра может быть не светлым, а страшным. Мама поэта тонко замечает "Боже, до чего доводит жадность к вещам. Из-за этого, наверное, и придумали нейтронную бомбу". Войны боятся все герои и бывший стиляга Лева, и «профессор с глазами карбонария», а поэту ближе всего - подростки-пацифисты из Перуджи, написавшие "остановить нейтронную бомбу"!
Эта поэма сводит воедино нити жизни и мировоззрения поэта. Это - сильнейшая антивоенная поэма.
Евтушенко - не только поэт. Он -прекрасный чтец стихов, актер, режиссер...Он - многогранно одаренный человек.
ЕВТУШЕНКОВЕДЕНИЕ
В 1978 году в стихотворении, посвященном Юрию Нехорошеву, поэт констатирует с юмором «появились евтушенковеды». Но это появление не так плохо, и не случайно – это значит, что поэт достиг существенного уровня!
Об этих людях и о этапах своей биографии пишет Евтушенко в книге «Волчий билет». По его словам, первый евтушенковед был из Иркутска. В 1996 году В. Прищепа выпускает монографию «Семинарий» где сделан уникальный обзор и каталог всех граней творчества Евгения Евтушенко за прошедшие годы.
В этой книге поэт упоминает «евтушенковеда номер один – подводника Юру Нехорошева.» Интересно, что по словам Евтушенко, что тот начал серьезно изучать его творчество во время Карибского кризиса. « Евтушенковед Номер Один знал назубок всю «евтушенкиану», состоящую главным образом из разоблачений меня. Он меня не идеализировал, но не любил тех, кто меня не любил.» Ю. Нехорошев создал «Союз евтушенковедов», первый съезд которого ему все-таки удалось провести. В этом союзе состояли евтушенковеды-москвичи – председатель шахматного клуба, подводник, кибернетик, начальник охраны типографии, анестезиолог и его жена-кардиолог, ленинградцы – фармацевт, инженер, донецкий проектировщик, иркутский капитан милиции, зиминский журналист, алтайский филолог, мурманский народный депутат России…»
Евтушенковеды выступали с чтением стихов Евгения Евтушенко по всему Советскому Союзу
Юрий Нехорошев написал «Библиографический указатель». Он – автор нескольких Собраний сочинений поэта и библиографических справочников (Нехорошев Ю., Шитов А. - Челябинск, 1981; Ю. С. Нехорошев - М.: Книга, 1984, т. 7), в которых даны многие критические рецензии, статьи, авторефераты диссертаций о произведениях писателя 1949-1982 гг
На сегодня о поэзии Е.Евтушенко написаны множество статей в журналах, книг и кандидатских и докторских диссертаций.
Наиболее яркий евтушенковед - Валерий Прищепа – уроженец Братского района. Закончил филфак Иркутского госуниверситета, ныне – профессор кафедры литературы Хакасского государственного университета. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации по творчеству Евтушенко. Его коллега, Виталий Комин – иркутский журналист, в 1940–1950-е годы учился, жил и работал в Зиме. Более 50 лет он занимается изучением жизни и творчества поэта, сопровождал Евтушенко в его многочисленных поездках по Сибири
В журнале «Иркутский писатель» 1 за 2014 год, профессор В. Зоркин опубликовал статью «Вклад иркутян в евтушенковедение». Он высоко оценивает монографию иркутского журналиста В. Комина и абаканца, доктора филологических наук, В. Прищепы «Зима – столица Евгения Евтушенко», вышедшую в Иркутске в 2013 году, отмечает, что «подобных исследований ни в России, ни тем более за рубежом на сегодняшний день не существует…» Это далеко не первое обращение к творчеству нашего земляка. 22 июля 2015 года в ЗАО “Гелиос» (г. Братск) состоялась презентация книги «По ступеням лет», посвящённая поэту Евгению Евтушенко. Представляли книгу её авторы В.В.Комин и В.П.Прищепа, известные евтушенковеды. Для авторов, Виталия Комина и Валерия Прищепы. Совместно Виталий Комин и Валерий Прищепа ранее выпустили книги «Зима – столица Евгения Евтушенко» и «Он пришёл в XXI век: творческий путь Евгения Евтушенко».
Журналист Виталий Комин и профессор Хакасского университета Валерий Прищепа очень подробно рассказали о работе над новой книгой и представили документальный фильм о недавним посещении поэта городов Иркутска, Зимы и Ангарска. Руководство завода, в лице Смирнова Андрея Владимировича, а также все почитатели поэта пожелали авторам удачи в издании других интересных работ из запланированной ими серии «По ступеням лет». Ожидалось, что в этой серии будет 10 томов. Но при жизни поэта вышло только две. Недавно сибирские авторы завершили работу над третьей книгой...
Евгений Евтушенко умер 1 апреля в США в госпитале на 85м году жизни...

ЛИТЕРАТУРА:
1 Евгений Евтушенко. Собрание сочинений в 3 томах. МОСКВА, «Художественная литература», 1984 г.
2 Рунин Б. Уроки одной поэтической биографии (Заметки о лирике Евг. Евтушенко). – Вопросы литературы, 1969, № 2
3 Нехорошев Ю., Шитов А. Евгений Евтушенко. Научно-вспомогательный библиографический указатель. Челябинск, 1981
4 Сидоров Е. Евгений Евтушенко: Личность и творчество. М., 1995
5 Артемов В., Прищепа В. Человек, которого не победили: Критико-биографический очерк жизни и творчества Е.Евтушенко. Абакан, 1996