Объем школьной программы по дисциплине «Русский язык» предполагает, в частности, свободное владение школьником понятием «часть речи». Он должен хорошо разбираться в том, какими они могут быть, каковы их признаки, свойства, как они могут изменяться. Любой школьник должен уверенно отвечать, что такое глагол, имя существительное, имя прилагательное и т. д., приводить примеры и давать грамматическую характеристику лексемам в любой форме. Эти знания ему потребуются не только для формальной отчетности по знанию теории, но и при изучении орфографии и пунктуации, а также - во многом - при изучении иностранных языков.
В этой статье мы остановимся на вопросе о том, что такое глагол.
Разговор о глаголе невозможно начать без обзора того, какие вообще могут быть части речи и что это такое, зачем нужны эти понятия и каков ключ к их легкому определению. Только после представления картины в целом можно переходить к разговору о том, какое слово является глаголом.
Человеческий язык призван описывать действительность, выделять ее фрагменты и создавать некую упорядоченную картину мира. Для этого каждый язык по-своему членит действительность, классифицирует явления человеческой жизни. Слова описывают некие составляющие мира, все они распределяются на несколько групп. В зависимости о того, что именно ими описывается (называется), и разделяют слова в языке.
Русский язык, как и другие родственные ему языки, делит мир, прежде всего, на несколько больших основных групп:
1) Предметы, существа и явления (Слова, называющие их, отвечают на вопросы: Что? Кто?).
2) Их признаки (Какой? Каков? Чей?).
3) Количество и порядок (Сколько? Какой по порядку?).
4) Действия (Что делать? Что сделать?).
5) Их признаки (Как?).
Мы знаем это исходя из того, что наша, русская, речь делится на несколько больших частей, на несколько групп слов, каждая из которых описывает, называет указанные явления действительности. Для называния первой части явлений в языке есть имена существительные, для второй - прилагательные, для третьей - числительные, для четвертой - глаголы, для пятой - наречия. Это первое, что нужно знать для того, чтобы понимать, что такое глагол. Это часть речи, обозначающая действие или состяние и отвечающая на вопрос: "Что делать?", "Что сделать?"
Слова этих групп несут разную информацию. Каждая группа призвана описывать свой фрагмент по-своему. Имена (существительные, прилагательные) предоставляют информацию о числе и роде предметов. Глаголы, в силу того, что описывают действия, должны говорить о том, кто их производит (лицо), а также какое это действие имеет отношение к действительности: как относится к настоящему моменту (время - настоящее, прошедшее или будущее), к реальности (наклонение: изъявительное, условное, повелительное), к завершенности действия (вид - совершенный, несовершенный).
Чем больше вариантов описания фрагмента явления, тем больше форм у одного и того же слова, ведь его нужно «подстроить», «отрегулировать» под разные нужды: ситуации и контекст. Поэтому при освещении вопроса о том, что такое глагол, нужно иметь в виду не только то, что он называет действие, но и информацию о каких сторонах этого действия он может нести.
Скажем, глагол заключает в себе самую разную информацию, поэтому у него много форм, а наречие может только указывать на признак действия и степень его выраженности, поэтому это неизменяемая часть речи, у которой отсутствуют формы и есть только варианты: степени сравнения (Я пою весело, а ты поешь еще веселее, а он поет веселее всех).
Любопытно, что, казалось бы, одно и то же явление может быть названо разными частями речи. Однако каждая из них видит его по-своему, со своего ракурса, поэтому и несет разную информацию. Скажем, погоду могут описывать по-своему однокоренные существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Примеры слов:
На улице идет дождь (имя существительное).
На улице дождливая погода (имя прилагательное).
На улице дождит (глагол).
На улице все выглядит дождливо (наречие).
Обратим внимание, что каждая часть речи подает одно и то же явление по-своему. Глагол, в отличие от существительного, подает дождь как действие, разворачиваемое во времени.
То же касается, например, слов "грусть, грустный и грустить"; "печаль, печальный, печалиться"; "радость, радостный, радоваться". Казалось бы, все они указывают на одно и то же состояние, но только глагол может развернуть это состояние во времени (грустит, грустил), указать на лицо (печалимся, печалитесь), отношение к действительности (радуемся, радуйтесь, радовались бы).
Хорошими упражнениями, тренирующими в различении частей речи, являются задания «Подбери к словам однокоренные глаголы»: синий - синить, скупость - скупиться, хмурый - хмуриться и т. д.; или: «Составь словосочетания, где главное слово - глагол»: ласкать (кошку), веселить (детей). Последнее задание формирует представление о переносимости действия на объект.
То, какая именно информация заключается в слове, очень важно понимать при изучении темы о том, что такое глагол в сравнении с другими частями речи. У школьников очень часто возникают проблемы именно тогда, когда для наименования одного и того же фрагмента действительности существует несколько однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
Например, слово «красивый» легко ими идентифицируется как прилагательное, а вот слово «красота» может заставить растеряться. Казалось бы, оно тоже указывает на некий признак, но подает его совершенно иначе - как абстрактное понятие, некую субстанцию. Поэтому при определении части речи нужно всегда руководствоваться тем, как именно, с какого ракурса описывается явление и на какой вопрос отвечает слово. Глагол всегда будет отвечать на вопрос «Что делать (сделать)?»
Помимо глаголов, в русском языке слова еще одной части речи описывают действия. Например: "Мне радостно" (= "Я радуюсь"). Внешне они идентичны наречиям, однако, в отличие от последних, они не называют признаки действия, а напрямую указывают на него (Ср.: "Нам идти (как?) весело" - "Нам весело" (= "Мы веселимся")). Это предикативы (слова категории состояния).
Глаголы описывают действия, приписываемые некоему известному или неизвестному лицу. Даже тогда, когда это лицо в принципе неизвестно или отсутствует, глагол будет намекать на него. Вспомним пример: «На улице дождит». В слове «дождит» заключается информация о настоящем времени и третьем лице (будто есть субъект действия, кто-то третий, кто его производит). А вот предложение «На улице дождливо» полностью, даже формально исключает субъект действия.
Обратим внимание, что в предложениях «Мне хорошо», «Собаке вкусно», «Кошке страшно» «мне», «собаке», «кошке» - это не подлежащие, а дополнения, так как они указывают не на тех, кто производит действие, а на тех, на кого это действие распространяется.
В связи с этим легко ответить на вопрос: «Слово «можно» - глагол или нет?». Например, «Мне можно спать». Это слово не приписывает, даже формально, действие никакому субъекту. Это слово категории состояния.
Таким образом, для того чтобы разобраться, что такое глагол, и легко отличать его от других частей речи, достаточно вникнуть в его сущность и понять, как именно он описывает определенный фрагмент действительности.
Часть речи, характеризующая действия и состояния предмета - это глагол. Что это означает? Объект что-либо делает, пребывает в каком-либо состоянии или испытывает его на себе.
В неопределенной форме глагол отвечает на вопросы действия: что делать? или что сделать? Однако в русском языке эта часть речи обладает несколькими морфологическими признаками, благодаря которым может меняться грамматическая форма данной части речи.
Глагол - это речевая единица, у которой можно определить род, время, лицо и другие морфологические характеристики. Но если глагол находится в инфинитиве, единственным признаком, какой мы можем увидеть, является совершенный вид либо несовершенный. Инфинитив - это, иначе говоря, неопределенная или, как еще ее называют, Это свойство данной части речи помогает разобраться с правописанием окончаний глаголов, когда речь идет о спряжении. К инфинитиву можно задать вопросы что делать? (сделать?) Он обычно оканчивается на -ть (ходить, пилить, садить и др.), на -ти (идти, найти, спасти и др.) или на -чь (стеречь, испечь, залечь и др.).
Это способность обозначать действие или состояние предмета во всех временах: сейчас делаю, раньше делал (сделал), потом сделаю (буду делать). Не все глагольные характеристики подпадают под категорию времени. Например, глагольные формы совершенного вида не употребляются в настоящем времени. Глаголы в условном наклонении не имеют ни будущего времени, ни настоящего, а могут употребляться только в форме с частицей бы.
Глагол - это часть речи, способная использоваться в трех наклонениях.
В некоторых случаях, которые определяются смысловой окраской, форма одного наклонения может пользоваться значением другого. Рассмотрим примеры.
Глагол - это часть речи, способная иметь два вида.
Обычно один и тот же глагол может употребляться в обоих видах, но бывают слова, имеющие только один вид:
Также в русском языке встречаются так называемые двувидовые глаголы, их можно использовать как слова того и другого вида. Пример: Ученый недавно (что сделал?) клонировал подопытное животное. По радио передавали концерт Шостаковича, пока ученый (что делал?) клонировал подопытное животное. Еще пример: Злодей (что сделал?) ранил принца ножом. Твои слова (что делают?) ранят меня в самое сердце.
Спряжение глаголов - это способность изменяться по лицам и числам. Их всего два. Правило спряжения помогает нам разобраться с тем, как писать окончания глаголов, употребленных в форме первого, второго, третьего лица, если на них не падает ударение. Необходимо запомнить, что ко второму спряжению принадлежат все глаголы, которые в инфинитиве заканчиваются на -ить . Здесь есть только два исключения - слова брить и стелить, которые будут относиться к первому спряжению.
К первому спряжению относятся все остальные глаголы. Но здесь тоже есть исключения, которые надо запомнить: 7 глаголов, заканчивающихся в инфинитиве на -еть и 4 глагола на -ать. Их легче запомнить в зарифмованном виде:
Гнать, держать, смотреть да видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, да терпеть,
и зависеть, да вертеть.
Глаголы, образованные приставочным способом от данных слов-исключений тоже относятся к исключениям: увидеть, догнать, застелить, услышать и т. д.
Как мы упоминали, - это то, что дает возможность не ошибиться в правописании безударных окончаний глагола. Вот как выглядят личные окончания у глаголов в I и во II спряжениях.
Каков алгоритм действий при определении того, как написать окончание в глаголе из предложения «Мужчины кол..т дрова»? Превращаем форму глагола в неопределенную: колоть. Заканчивается на -оть и к исключениям не относится, значит, принадлежит к I спряжению. Согласно приведенной таблице, в третьем лице множественного числа будем писать окончание -ют: Мужчины колют дрова.
Еще пример: Ветер, зачем гон..шь тучи на юг? Ставим глагол в инфинитивную форму - гнать, видим окончание -ать. Слово должно относиться к I спряжению, однако оно входит в группу исключений и поэтому относится ко II спряжению. Следовательно, во втором лице единственного числа глагол имеет окончание -ишь: Ветер, зачем гонишь тучи на юг?
Глагол - это такая часть речи, какая может изменяться по лицам, кроме случаев, когда он используется в прошедшем времени. В каждом из трех лиц у глагола имеются разные окончания. Примеры: я замечаю, ты замечаешь, он замечает, мы замечаем, вы замечаете, они замечают.
Эта часть речи во всех грамматических формах может употребляться в единственном и множественном числах. Примеры: К нам приехал дорогой гость. К нам приехали гости.
Глагол - это речевой компонент, который может изменяться по родам в прошедшем времени: Малыш ползал по полу (мужской род). Стрелка часов поползла назад (женский род). Насекомое медленно ползло вдоль дороги (средний род).
В настоящем и будущем времени род глагола определить невозможно: Я ползу по тоннелю (род - ?). Буду ползти необходимую дистанцию (род - ?).
Глагол - это особенная часть речи, обладающая свойством переходности.
Этот грамматический признак отражает ситуацию, когда либо сам объект совершает действие, либо действие совершается над ним. Залог бывает действительным (действие осуществляется кем-то или чем-то) и страдательным (действие осуществляется над кем-то или чем-то). Примеры: Сестра рассаживает цветы (действит. залог). Цветы рассажены сестрой (страдат. залог).
Эта часть речи может иметь возвратную форму, которая получается при помощи присоединения к окончанию слова постфикса -ся (-сь) . Примеры: играть - играться, игралась, ломать - ломаться, ломалась и т. д.
Обычно один и тот же глагол может быть возвратным и невозвратным, но есть слова, которые всегда только возвратные. К таким относятся глаголы гордиться, нравиться, лениться, сомневаться и др. Примеры употребления: Мне снится сон. Малыш Мы все надеемся на разум.
В предложении глаголы исполняют роль сказуемого и подчеркиваются двумя чертами. Как и подлежащее, сказуемое относится к главным членам предложения и вместе с ним создает грамматическую основу предложения.
Глагол в инфинитиве способен быть не только сказуемым, но и другими членами предложения. Примеры: Любить - это носить в сердце солнце (в данном случае глагол любить отвечает на вопрос что? и является подлежащим). У меня была мечта уехать в Австралию (мечта какая? - уехать в Австралию, здесь глагол играет роль определения). Я просила тебя сходить в магазин (попросила о чем? - сходить в магазин, в данном предложении глагол выступает в качестве дополнения). Мы отправили бабушку в санаторий подлечиться (отправили в санаторий зачем? - подлечиться, это обстоятельство цели).
Глагол - это одна из самостоятельных частей речи, характеризующая действие объекта или его состояние. Он обладает такими морфологическими качествами, как вид, переходность, спряжение, возвратность. Глагол может меняться по наклонениям, числам, временам, лицам, родам. В предложении обычно эта часть речи бывает сказуемым, а в неопределенной форме может исполнять роль любого члена предложения.
Глагол - это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и - в формах прош. вр. и сослагательного наклонения - категорией рода.
Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол представляет как процесс (процессуальный признак) и действия (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать).
Примечание. При определении значения глагола как части речи можно использовать понятия "процесс" и "действие". В этом случае понятие "действие" трактуется в грамматически обобщенном смысле (в отличие от более конкретного содержания понятия "действие", когда имеется в виду различие между активным действием и пассивным состоянием).
Глагол имеет следующие классы форм:
1) спрягаемые формы, т. е. представляющие изменение глагола по лицам, временам, наклонениям, числам и (в прош. вр. и сослагат. накл.) родам;
2) инфинитив;
3) причастия и деепричастия.
Морфологические категории глагола различаются по составу охватываемых ими форм. Категории вида и залога присущи всем формам глагола, включая причастия и деепричастия. Остальные морфологические категории глагола присущи лишь определенным классам форм.
Категория времени присуща лишь формам изъявит. накл., но отсутствует в формах сослагат. и повелит. накл. (причастия и деепричастия обладают специфической характеристикой с точки зрения категории времени). Категория лица свойственна формам изъявит. накл. (кроме форм прош. вр.) и формам повелит. накл. Не обладают категорией лица формы сослагат. накл., инфинитива, причастий и деепричастий.
Категория числа свойственна всем формам глагола, кроме форм инфинитива и деепричастий. Категория рода присуща - в ед. ч. - лишь формам прош. вр. и сослагат. накл.; у причастий категория рода относится к тем морфологическим категориям, которые связывают причастия с прилагательными.
Русская грамматика.
Начальной формой глагола в русском языке является инфинитив (неопределенная форма), обозначающий действие безотносительно к субъекту и, следовательно, не имеющий изменяемых категорий лица, рода и числа.
В русском языке глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Глаголы совершенного вида имеют дополнительные значения, связанные с ограничением действия: завершенность, результат (завернуть, выучить ), начало (заиграть, полететь, уснуть ), однократность (плеснуть, крикнуть ). Глаголы несовершенного вида не имеют дополнительных значений предела действия и указывают на длительное или регулярно повторяющееся действие (плавать, расти, улыбаться ).
В современной грамматике русского языка вопрос о категории залога является спорным: в настоящий момент существует две теории залога - двузалоговая (страдательный и действительный залоги) и трехзалоговая (страдательный, действительный и возвратный залоги). Все исследователи согласны с тем, что категория залога в русском языке связана с семантикой глагола и с его синтаксической функцией в предложении. Залог глагола выражает отношения действия к его субъекту и объекту. В школьной программе рассматривается возвратный залог , форма которого выражает совпадение субъекта и объекта действия, то есть направленность действия на своего производителя: умываться, одеваться .
Категория переходности (непереходности) выражает синтаксические свойства глагола: наличие или отсутствие прямого дополнения. Переходный глагол имеет значение действия, прямо направленного на объект, который, в таком случае, является прямым дополнением:
Девочка читает книгу .
Непереходный глагол может иметь при себе только косвенное дополнение, поскольку обозначает действие, не переходящее прямо на объект:
На улице идет снег .
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить реально:
Итак, все мои блестящие надежды рушились ! (А. С. Пушкин)
Летят по весне журавли. Мы плуги налаживаем . (М. М. Пришвин)
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! (М. А. Булгаков)
С изъявительным наклонением связана изменяемая категория времени глагола.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (приказ, просьбу и т. п.). Обычно глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме второго лица, передавая обращение к собеседникам:
Она не погибнет - знайте !
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте !
Поля ее золотые.
(З. Н. Гиппиус)
Менее употребительны формы первого и третьего лица. Формы первого лица обозначают призыв к действию лиц, включая говорящего, а третьего - лиц, не участвующих в беседе:
- Идём ! - крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (М. Горький)
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
(Л. И. Ошанин)
Глаголы в условном наклонении обозначают действия не происходящие в реальности, а желаемые или возможные при определенных условиях:
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил .
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
(С. А. Есенин)
В некоторых источниках условное наклонение называют сослагательным.
Категория времени выражает отношение действия к моменту речи. В русском языке для глаголов в изъявительном наклонении выделяют три времени: прошедшее , настоящее и будущее . Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времен, а глаголы несовершенного вида - формы прошедшего, настоящего и будущего времен: сделал - сделаю, делал - делаю - буду делать .
Категория числа глагола выражает соотнесенность действия с одним или несколькими лицами. В русском языке глагол может стоять в форме единственного или множественного числа в любом наклонении и в любом времени. По числам не изменяется только инфинитив.
Глаголы в первом лице относятся к говорящему (или группе лиц, от имени которых произносится высказывание), глаголы во втором лице относятся к собеседнику (или собеседникам), в третьем лице - к лицам или предметам, не участвующим в речи: думаю (думаем), думаешь (думаете), думает (думают) .
По лицам могут изменяться глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, а также глаголы в повелительном наклонении. Написание безударных личных окончаний глаголов связано с системой спряжения глаголов и может вызывать трудности.
Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В русском языке существует два типа спряжения глаголов. Глаголы первого спряжения имеют в третьем лице множественного числа окончание -УТ, -ЮТ, глаголы второго спряжения - -АТ, -ЯТ. Если личное окончание является безударным, спряжение глагола определяется по суффиксу перед инфинитивом. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксом И (оканчивающиеся на -ИТЬ): жари ть, лепи ть и глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ. К первому спряжению относятся глаголы с остальными гласными в суффиксах - А, Я, Е, У, О (оканчивающиеся на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -УТЬ, -ОТЬ): пах а ть, се я ть, красн е ть, пахн у ть, мол о ть и глаголы-исключения БРИТЬ, СТЛАТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.
Русский язык довольно сложен для изучения. Ведь множество особенностей, правил и исключений из них могут запутать и заставить задуматься над вопросами, касающимися возникновения тех или иных языковых процессов. Достаточно сложным вопросом в изучении русского языка является глагол. Для желающих узнать, какие есть глаголы в русском языке и как правильно применять их в разговорной речи и на письме, создана эта статья. Стоит учесть, что невозможно дать однозначный ответ о характеристике глаголов, поскольку они обладают различными качествами и особенностями. Все это учитывают различные классификации. Давайте рассмотрим их и поговорим о том, какие бывают глаголы.
Вид глагола показывает то, как протекает действие во времени. Классификация, основанная на этой характеристике глагола, различает совершенный и несовершенный виды глагола.
Зачастую приставка позволяет переводить глагол из одного вида в другой, что формирует видовую пару (читать - прочитать).
Интересным является и вопрос о том, какие есть глаголы, в тематике наклонения. Этот признак глагола указывает на то, как действие соотносится с реальностью.
В зависимости от временной характеристики, стоит обратить внимание на то, какие бывают глаголы в этом случае.
Очень важной категорией глагола является спряжение. Благодаря спряжению глаголы могут изменяться по лицам и числам. Показательными в этой категории являются личные окончания. Чтобы определить спряжение, стоит обратить внимание на окончание глагола (болеешь – І спряжение, водишь – ІІ спряжение) и на вид инфинитива (болеть – І спряжение, водить – ІІ спряжение). Особенными в этой связи выступают глаголы, у которых одна часть личных окончаний является показателем первого спряжения, а другая – второго. Это разноспрягаемые глаголы, примерами которых являются слова хотеть, бежать, читать и все от них производные.