Шейх зайд - биография, информация, личная жизнь. Рассказывает Али Факир

Шейх зайд - биография, информация, личная жизнь. Рассказывает Али Факир

Однажды Суада, дочь Са’лабата решила навестить своё племя «бану маан», с ней был её восьмилетний сын Зайд ибн Харис (да будет доволен им Аллах). Когда она дошла до места, на них напала конница из племени «аль-Кайн» . Было отобрано имущество, верблюды, а сами они взяты в плен. В числе пленных оказался и Зайд ибн Харис. Его привели на рынок «’Указ», чтобы продать. Зайда купил богатый человек, один из лидеров курайшитов, звали его Хаким ибн Хузам ибн Хувайлид. Вместе с ним он купил еще несколько ребят и вернулся в Мекку. Когда его тётя Хадиджа бинту Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) узнала о его прибытии, то направилась поприветствовать его. Он решил подарить ей одного из ребят и предложил выбрать. Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) выбрала Зайда ибн Хариса из-за его проницательного взгляда.

Прошло немного времени, и Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) вышла замуж за Мухаммада (мир ему и благословение). Она захотела сделать мужу хороший подарок и подарила ему Зайда ибн Хариса.

Счастливый юноша попал под попечение Мухаммада (мир ему и благословение), находился в его благородном обществе, приобретая постепенно от него нравственные качества.

Мать Зайда очень страдала, не могла успокоиться. Она не знала, жив ли сын, и неопределённость увеличивала её мучения.

А его отец бродил повсюду, спрашивая о сыне каждого встречного. Тоскуя, он складывал о потерянном мальчике печальные строки.

В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Узнав друг друга, задавали друг другу вопросы. После завершения паломничества люди вернулись домой, и рассказали Харису обо всём увиденном и услышанном.

Харис, не медля, отправился в дорогу и взял выкуп за сына. С ним пошёл и его брат Кааб. Прибыв в Мекку, они направились к Мухаммаду (мире ему и благословение) и сказали ему:

«О, сын Абдул Муталиба, вы - соседи Аллаха, помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных, помогаете тем, кто оказался в беде. Мы пришли за нашим сыном, который у тебя и привезли с собой достаточно средств, дабы выкупить его. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, что пожелаешь».

Мухаммад (мир ему и благословение) спросил: «А кто ваш сын, о котором вы говорите?». «Это мальчик по имени Зайд ибн Харис». «А если ли у вас что-нибудь лучше выкупа?», - спросил Мухаммад (мир ему и благословение). «Что же это?» , - спросили братья.

«Пусть он сам выберет между нами. Если выберет вас, можете забрать его без выкупа. Но если он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим!». Они сказали: «Ты поступаешь более чем справедливо».

Мухаммад (мир ему и благословение) позвал Зайда и спросил его, указывая на пришедших, кто это?

Зайд ответил: «Это мой отец Харис ибн Шурахбил, а это мой дядя Кааб».

Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если хочешь, можешь пойти с ними, если хочешь, оставайся со мной» . Не раздумывая, Зайд ответил, что останется.

Отец Зайда воскликнул: «Горе тебе, о, Зайд! Ты предпочёл рабство твоим отцу и матери?». «Я вижу в нём нечто благое и никогда не расстанусь с ним», - ответил Зайд.

Когда Мухаммад (мир ему и благословение) увидел, как ответил Зайд, то взял его за руку и привёл к священному месту «байт аль-харам», встал рядом с ним возле камня, где было много курайшитов и сказал: «О, курайшиты, я свидетельствую, что он мой сын, и мой наследник».

После такого заявления отец и дядя Зайда успокоились и со спокойной душой вернулись в свои земли. С того дня Зайда ибн Хариса стали называть Зайд ибн Мухаммад (мир ему и благословение). Так звали его, пока к Мухаммаду (мир ему и благословение) не пришло откровение, и Ислам не отменил усыновление. Был ниспослан аят:

ادعوهم لأَبَآئِهِمْ

(Смысл): «Называйте их по отцам их» (сура «аль-Ахзаб», аят 5).

После этого его стали звать как и прежде - Зайд ибн Харис.

Когда Зайд ибн Харис предпочёл Мухаммада (мир ему и благословение) отцу и матери, он ещё не догадывался, какое приобретение для себя сделал, а также не знал, что господин, которого он выбрал, есть Господин предыдущих и последующих, посланный к людям. Ни о чём подобном Зайд и не думал, поистине это милость Аллаха, которую Он даёт кому пожелает. После выбора Зайда прошло совсем немного времени, как на Мухаммада (мир ему и благословение) было возложено Всевышним Пророчество истинной религии. Зайд стал доверенным в его тайны и предводителем в боевых походах, а также одним из наместником в Медине в отсутствие Пророка (мир ему и благословение).

Переселение в Таиф (город на западе Саудовской Аравии).

Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился в Таиф вместе с Али ибн Абу-талибом, с ними отправился и Зайд ибн Харис. В Таифе её жители стали притеснять Пророка (мир ему и благословение), закидывать его камнями. Зайд защищал Пророка (мир ему и благословение) своим телом и поранил голову.

Женитьба Зайда.

Пророк (мир ему и благословение) женил Зайда на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахши. Но Зайд развёлся с ней, затем Пророк (мир ему и благословение) сам женился на ней. А Зайда женил на Уму кульсум бинт ‘Укбат. В Медине люди стали спрашивать, как мог Мухаммад (мир ему и благословение) жениться на женщине, которая была женой его сына? Но Всевышним было ниспослано откровение об отмене усыновления и повеление о женитьбе на Зайнаб после истечения срока идды.

Зайд и Пророк (мир ему и благословение).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и Зайд ибн Харис очень любили друг друга. В отсутствии Зайда Пророк (мир ему и благословение) сильно скучал по нему, а по возвращении радовался, встречая его.

Все мусульмане стали называть Зайда, «любимец Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Затем, когда у Зайда родился сын Усама, его тоже стали называть ««любимец Посланника Аллаха (мир ему и благословление) и сын любимца».

Достоинство Зайда.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я вошёл в рай и встретил молодую гурию, я спросил, для кого ты? Она ответила: для Зайда ибн Хариса» . Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы не вините меня за то, что я люблю Зайда». А также Пророк (мир ему и благословление) говорил: Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Харис был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей».

Участие Зайда в боевых походах с Пророком (мир ему и благословение).

Зайд ибн Харис участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке, Худайбияте, Хайбаре. Он был хорошим стрелком и Пророк (мир ему и благословение) отправлял его в боевые походы. Первый поход был к «Фардат», в этом бою он в первый раз был предводителем. Затем отправил его к «Джамум», затем к «Аийс», затем были «Тараф», «Хашими» , «Фазафиз» и другие.

Смерть Зайда ибн Хариса.

В восьмом году по хиджре Аллах пожелал проверить Пророка (мир ему и благословение), отлучив его от Зайда.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) послал аль-Хариса ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, призывая его к Исламу. Когда аль-Харис прибыл к местности Муътат, что на востоке Иордании, один из амиров гассанидских эмиров Шурахбил ибн Амру напал на него, на аль-Хариса надели кандалы, а потом казнили. Это очень огорчило Пророка (мир ему и благословение) и разгневало.

После этого было собрано войско из трех тысяч воинов на бой в местности Муътат. Предводителем войска Пророк (мир ему и благословление) назначил Зайда и сказал, если Зайд погибнет, то предводителем будет Джаафар ибн Абу-талиб, после него Абдулла ибн Раваха, если и он погибнет, пусть мусульмане сами себе выберут предводителя.

Когда войско прибыло в местность Маан, король римлян Ираклий поднял войска с количеством 100 тысяч воинов на защиту гассанидов и прибавил еще 100 тысяч язычников из арабов. Это войско расположилось недалеко от мусульман.

Мусульмане провели две ночи в Маане, советуясь о дальнейших действиях. Один из них сказал: мы отправим послание к Пророку (мир ему и благословение) о сложившейся ситуации, о количестве противников, и будем ждать его повеления. Другой сказал: клянусь Аллахом, о, люди, мы сражаемся вовсе не количеством и не силой, а нашей верой. Направляйтесь туда, куда вы и шли, ведь Аллах обещает каждому из вас одно - или победу или смерть шахида.

Два войска сошлись в местности Муътат . Мусульмане вели такой ожесточённый бой, что противники были очень удивлены. Их сердца переполнились уважением к трехтысячному войску, которое вышло против двухсоттысячной армии.

С отвагой сражался Зайд под флагом Посланника (мир ему и благословение), пока не пронзили его тело сотней копий, и он пал шахидом, обливаясь кровью. Ему было пятьдесят пять лет.

Затем знамя перешло к Джаафару ибн Абу-талибу, он также, отстаивая знамя мусульман, пал шахидом. Затем Абдулла ибн Равах возглавил войско, и также, сражаясь, пал шахидом. После него люди выбрали предводителем Халида ибн Валида, который незадолго до этого принял Ислам, и он спас войско от казавшегося неизбежным поражения.

До Пророка (мир ему и благословение) дошла весть о сражении в Муътате и о гибели трёх назначенных им предводителей. Сильно опечалившись, Пророк (мир ему и благословение) отправился к их родным и выразил соболезнование. Когда он дошёл до дома Зайда ибн Хариса, навстречу вышла его маленькая дочь. И Пророк (мир ему и благословление) громко заплакал. Сааду ибн Убадат спросил: «Что с тобой, о, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?». Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Это любящий оплакивает любимца».

Клянусь Аллахом, Зайд Ибн Хариса был достоин порученного ему дела и был моим любимцем среди людей”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Суада, дочь Саалаба, собралась навестить своё племя бану Маан. В дороге её сопровождал её сын Зайд Ибн Хариса аль-Кааби, которому было восемь лет. Едва она расположилась у своих родственников, как на их племя совершила набег конница племени бану аль-Кайн. Они разграбили всё имущество, захватили верблюдов и взяли пленных. В числе пленных, уведённых налётчиками, был и сын Суады Зайд Ибн Хариса. Похитители выставили мальчика на продажу на ярмарке Указ, где его за четыреста дирхемов купил один из богатых курайшитских вождей Хаким Ибн Хазам Ибн Хувайлид. Кроме Зайда он приобрёл ещё группу мальчиков и вернулся с ними в Мекку.

Когда его тётка Хадиджа Бинт Хувайлида узнала о прибытии племянника, то зашла к нему поздороваться и поговорить. Хаким сказал ей:
— Послушай, тётушка, на ярмарке Указ я купил группу мальчиков. Выбирай себе любого, который приглянется тебе. Это будет мой подарок тебе. Госпожа Хадиджа внимательно всмотрелась в лица мальчиков и выбрала Зайда Ибн Хариса, отметив про себя его умный взгляд. Затем, забрав с собой мальчика, она удалилась. В скором времени Хадиджа вышла замуж за Мухаммада Ибн Абдуллу. Захотев одарить мужа хорошим подарком, Хадиджа выбрала Зайда Ибн Хариса и подарила его мужу.

Счастливый мальчик попал под попечение Мухаммада Ибн Абдуллы, постоянно находясь в его благородном обществе и приобщаясь к его возвышенной морали. А в это время его безутешная мать, опечаленная потерей сына, непрерывно плакала, не находя себе места и будучи не в состоянии успокоиться. Её огромное горе усугублялось ещё и тем, что она не знала, жив ли её мальчик, если жив, то сохранялась надежда вернуть его, либо он ужё мёртв и все усилия бесполезны. Отец Зайда — Хариса — тем временем непрерывно разыскивал его в разных местах, расспрашивал всех путников и, будучи в большом горе, складывал душераздирающие печальные стихи:
“Я оплакивал своего Зайда, не зная, что с ним. Жив ли он, и жива ли надежда, а быть может мне уже суждено закончить свой жизненный путь, не увидев его? Клянусь Аллахом, ничто мне не известно, и я горестно вопрошаю: Похитили тебя равнины или горы? На восходе солнце напоминает мне о нём, и на закате я помню о нём. Неустанно я буду погонять своего верблюда, проведя в поисках всю жизнь, Пока не постигнет меня кончина. Любой человек смертен, даже если надежда и вводит его в заблуждение” .

В один из сезонов паломничества группа людей из племени Зайда прибыла на священную Землю. Обходя старое святилище, они лицом к лицу столкнулись с Зайдом. Люди узнали Зайда, а он узнал их. Между ними завязалась оживлённая беседа, и с обеих сторон посыпались вопросы. Закончив обряды паломничества, люди вернулись домой и рассказали Харисе о том, что видели, и о том, что слышали.
Хариса немедленно собрался в дорогу, захватив с собой достаточно средств, чтобы выкупить своего любимого сына. В поездке Харису решил сопровождать его брат Кааб. Оба всадника во весь опор помчались в сторону Мекки. Прибыв туда, они пришли к Мухаммаду Ибн Абдулле и сказали ему:
— О сын Абдель Мутталиба, вы — соседи Аллаха. Вы помогаете каждому, кто просит помощи, кормите голодных и спасаете попавших в беду. Мы пришли к тебе за нашим сыном, который находится у тебя. Мы привезли тебе достаточно средств, чтобы заплатить тебе выкуп. Снизойди же к нашей просьбе и проси взамен, чего тебе хочется.
Мухаммад спросил:
— А кто этот ваш сын, о котором вы говорите?
Братья ответили:
— Это мальчик, который находится у тебя. Его зовут Зайд Ибн Хариса.
— А есть ли у вас то, что лучше выкупа? — спросил их Мухаммад.
— А что именно?! — воскликнули братья.
Мухаммад сказал:
— Позовите его к себе. Пусть он сам выберет между мной и вами. Если он выберет вас, то он ваш без всяких денег. Если же он выберет меня, то, клянусь Аллахом, я соглашусь с этим.
Братья сказали:
— Ты поступаешь более чем справедливо.
Мухаммад вызвал Зайда и спросил его:
— Кто эти люди?
Зайд ответил:
— Это мой отец Хариса Ибн Шурахил, а это мой дядя Кааб.
Мухаммад сказал:
— Я даю тебе право выбора: если желаешь, то можешь отправляться с ними, или же оставайся у меня.
Зайд сразу же без малейшего колебания сказал:
— Конечно же, я остаюсь с тобой.
Отец Зайда воскликнул:
— Горе тебе, о Зайд! Ты предпочёл рабство своему отцу и своей матери?!
Зайд ответил:
— Этот человек дал мне нечто, и я никогда не расстанусь с ним.
Увидев такое поведение Зайда, Мухаммад взял его за руку и привёл на священную территорию. Встав рядом с ним у Камня на глазах у курайшитов, Мухаммад обратился к ним:
— О племя курайшитов! Свидетельствую, что это мой сын и мой наследник.
Услышав эту торжественную клятву, успокоились души отца Зайда и его дяди. Оставив ребёнка у Мухаммада Ибн Абдуллы они, успокоенные и удовлетворённые, вернулись к своему племени. С этого дня Зайд Ибн Хариса получил имя Зайд Ибн Мухаммад. Это имя он носил до тех пор, пока не появился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Ислам отменил усыновление. Всевышний Аллах ниспослал по этому поводу следующее высказывание: “Называйте их по отцам их”. После этого Зайда стали называть по-старому: Зайд Ибн Хариса.

Когда Зайд предпочёл Мухаммада своим матери и отцу, то даже не догадывался о том, какое огромное приобретение он сделал. Он не знал, что его господин, которого он предпочёл своим родным и близким, является властителем всех людей и посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ко всем Его творениям. Ему и в голову не приходило, что на просторах Земли от Востока и до Запада возникнет Небесное государство, которое станет источником праведности и справедливости, а сам Зайд заложит первый камень в фундамент этого великого государства. Ни о чём подобном Зайд даже и не думал. Аллах ниспосылает Свою милость тому, кому угодно Ему. И огромна милость Его.
Прошло всего лишь несколько лет с того дня, когда Зайд сделал свой выбор, как Аллах послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с религией истинного пути. Зайд Ибн Хариса был первым из людей, кто уверовал в неё. Разве может кто-нибудь соперничать с ним в этом первенстве? Зайд Ибн Хариса стал секретарём посланника Аллаха, его доверенным лицом, командиром частей в военных походах, а также одним из наместников Медины во время отсутствия Пророка.
Точно так же, как Зайд возлюбил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отдав ему предпочтение перед своими родителями, точно так же благородный посланник Аллаха возлюбил его, считая Зайда родным человеком. Когда Зайда долго не было, Пророк очень скучал по нему и очень радовался, когда он появлялся вновь, встречая его, как никого другого. Вот как Аиша описывает радость посланника Аллаха при одной из встреч с Зайдом:
— Когда Зайд Ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха находился в моём доме. Когда Зайд постучался в дверь, посланник Аллаха, едва прикрыв наготу, бросился к входу, обнял и расцеловал Зайда. Клянусь Аллахом, ни до этого, ни после этого я больше не видела посланника Аллаха в полуобнажённом виде.
Об этой большой любви Пророка к Зайду стало известно мусульманам, которые прозвали его “любимым Зайдом” и дали прозвище “любимчик посланника Аллаха”. Впоследствии сына Зайда Усаму также прозвали “любимцем посланника Аллаха” и “сыном любимчика”.

В восьмом году по Хиджре Аллаху, да будет благословенна Его мудрость, стало угодным проверить крепость чувств любимого при разлуке со своим любимым. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил аль-Хариса Ибн Умайра аль-Азди со своим посланием к правителю Бусры, в котором призывал его принять исламскую веру. Когда аль-Харис достиг Муаты на востоке Иордании, на него напал один из гассанидских эмиров Шурахбил Ибн Амру. На аль-Хариса надели кандалы, а затем казнили.
Этот инцидент очень разгневал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как его посланцев никогда не убивали. Собрав армию из трёх тысяч бойцов для похода против Муаты, посланник Аллаха назначил командующим своего любимца Зайда Ибн Харису, сказав при этом: “Если Зайд падёт на поле боя, то командование переходит к Джаафару Ибн Талибу. Если Джаафар будет убит, то командование перейдёт к Абдулле Ибн Равахе. Если же и Абдулла будет сражён, то пусть тогда сами мусульмане выберут своего командующего”.
Армия двигалась вперёд, пока не достигла Маана на востоке Иордании. Византийский император Ираклий во главе стотысячной армии выступил на защиту гассанидов. К его армии присоединилось ещё сто тысяч язычников из арабов. Это огромное войско расположилось недалеко от позиций мусульман.
Две ночи мусульмане провели в Маане, совещаясь по поводу своих дальнейших действий. Кто-то предложил:
— Давайте напишем посланнику Аллаха и сообщим ему о численности противника, а затем будем ждать его указаний.
Другой человек сказал:
— Клянусь Аллахом, о люди, мы сражаемся вовсе не числом и не силой, а мы сражаемся нашей верой. Идите же вперёд к тому, ради чего вы выступили в поход. Аллах обеспечил вам успех в любом из двух возможных исходов: либо победа, либо смерть на поле боя за веру.

Две армии сошлись на земле Муаты. Мусульмане сражались с такой отвагой, которая поразила византийцев, а их сердца преисполнились уважением к этим трём тысячам бойцов, выступивших против двухсоттысячной армии. С невиданным в истории войн героизмом, Зайд Ибн Хариса сражался под стягом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пока сотни копий не пронзили его тело, и он, обливаясь кровью, бездыханным рухнул на поле боя. После него к мусульманскому знамени встал Джаафар Ибн Абу Талиб и блестяще отстаивал его, пока не был сражён насмерть. К знамени встал Абдулла Ибн Раваха и геройски разил неприятеля, пока не был убит, как и его предшественники. После геройской гибели Равахи мусульмане выбрали командующим Халида Ибн аль-Валида, который незадолго перешёл в исламскую веру. Встав в ряды воинов, он спас армию от казавшегося неизбежным поражения.

До посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошли вести о сражении при Муате и гибели троих назначенных им командующих. Эти трагические известия повергли Пророка в небывалую печаль и сильнейшие переживания. Он лично выразил соболезнования семьям павших героев. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл в дом Зайда Ибн Харисы, его маленькая дочь с рыданиями бросилась к нему. Посланник Аллаха разрыдался. Саад Ибн Убада спросил его:
— Что такое, о посланник Аллаха?!
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
— Это любящий оплакивает любимого.

Шейх Зайд ибн Султан Аль Нахайян (араб. زايد بن سلطان آل نهيان‎). Родился 1 декабря 1918 (1916) года в Аль-Айн - умер 2 ноября 2004 года в Абу-Даби. 14-й правитель из рода Аль Нахайян, эмир Абу-Даби и президент Объединённых Арабских Эмиратов.

Большинство историков сходятся во мнении, что он родился 1 декабря 1918 года, но некоторые называют и 1916 год (в то время бедуины не фиксировали даты рождения детей).

Зайд был самым младшим из сыновей шейха Султана, который правил в княжестве Абу-Даби в 1922-1926 годах.

Когда шейх Султан погиб, Зайду было всего восемь лет, и ему пришлось много скитаться по Аравийскому полуострову.

Когда Зайд появился на свет, Абу Даби был одной из семи областей вдоль нижнего побережья Персидского залива, находившихся под властью шейхов. Территории находились в договорных отношениях с Великобританией, подписав с ней ряд соглашений еще в конце 19-го века.

Пока он рос, на побережье не было ни одной школы в современном понимании смысла этого слова, и Зайд получил начальное образование, основанное на исламских принципах, жил в пустыне с бедуинскими племенами, познакомившись с жизнью этих людей, их традициями и удивительной способностью выживать в суровых условиях.

В 1930-е годы правивший в княжестве шейх Шахбат II, брат Зайда, поручил ему сопровождать западных геологов, искавших углеводороды в пустыне.

В 1946 году Зайд был назначен правителем родного города Аль-Айн. Под его руководством в оазисе началось активное строительство, оживилась торговля, стало развиваться земледелие.

Еще в 1958 году была найдена нефть, а в 1962-м началась ее добыча, и некоторые члены правящей семьи испытывали разочарование по поводу отсутствия прогресса под управлением шейха Шахбата.

В августе 1966 года шейх Зайд стал эмиром княжества Абу-Даби, отстранив от власти шейха Шахбата.

В декабре 1971 года эмиры 6 княжеств (в феврале 1972 года к ним присоединился эмир Рас-Аль-Хаймы) объявили о создании федерации ОАЭ, избрав её Президентом правителя Абу-Даби. Это подчеркнуло как роль и место в федерации Абу-Даби (самого большого, самого населенного и богатого эмирата), так и вклад шейха Зайда в становление и развитие уникального государства.

Шейх Зайд занимал пост Президента ОАЭ в течение почти 38 лет.

Шейх Зайд считался относительно либеральным правителем. Так, с его позволения в стране появились частная пресса, которая, однако, все равно вынуждена была прибегать к самостоятельной цензуре, избегая критики Зайда и членов правящей семьи. В стране даже была объявлена свобода вероисповедания, что несколько контрастировало в глазах всего остального арабского мира с ролью шейха Зайда как мусульманского главы государства. Другие арабские страны, гораздо более консервативные, нередко высказывали в адрес ОАЭ резкую критику из-за религиозной терпимости к христианам и свободы, которой пользовались в ОАЭ служащие западных компаний.

2 декабря 2001 года он был переизбран Президентом ОАЭ на седьмой пятилетний срок. Журнал «Forbes» оценивал его личное состояние, которое теперь унаследовал его старший сын шейх Халифа, в 20 млрд долларов.

В 1992 году Зайд основал «Фонд Зайда» с уставным капиталом в 3 млрд 671 млн дирхемов, который стал известным благодаря финансированию множества таких проектов, как строительство мечетей, культурных и научно-исследовательских центров, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий районам.

О нем вспоминают как о человеке, который "заставил пустыню зазеленеть". Зайд считал, что нефтяные богатства являются божьим даром и должны быть общими с другими странами и нуждающимися людьми.

По инициативе шейха Зайда строились больницы, школы и университеты, бесплатные для граждан ОАЭ, а также благотворительные больницы в Европе, Азии и Африке. Бесплатно распространялись земельные участки, что принесло огромную пользу многим безземельным семьям, строились немусульманские храмы, что с энтузиазмом восприняли иностранные рабочие, которые составляют примерно три четверти населения ОАЭ, получили определенные права и женщины, правда, в рамках традиций – на труд и образование.

В последние годы его здоровье ухудшилось, и в 2000 году Зайд перенес пересадку почки в одной из американских клиник. Пока он проходил обследование, его подданные написали шейху благодарственное письмо, сопроводив его полутора миллионами подписей.

По официальной версии, умер 2 ноября 2004 года в любимом прибрежном дворце «аль-Бахер» на восточной окраине города Абу Даби, успев в день своей смерти осуществить самую грандиозную перетасовку Правительства страны за предшествующие 27 лет. В частности, впервые в странах Персидского залива на пост министра была назначена женщина.

Официальной причины смерти объявлено не было.

Похоронен по правую сторону Мечети шейха Зайда, со дня похорон непрерывно 24 часа в сутки над его могилой читают Коран.

Его преемником стал его старший сын Халифа ибн Зайд аль-Нахайян (Khalifa bin Zayed Al Nahyan).

"Человек - самая дорогая ценность. Богатства ничего не стоят, если они не служат людям, и государство среди всех своих дел должно отдавать предпочтение заботе о человеке и воспитанию гражданина" , - говорил Шейх Зайд.

В Абу-Даби в честь шейха назван спортивный комплекс Зайд Спорт Сити, а также расположенные на его территории футбольный и крикетный стадионы.

В честь шейха был учреждён высший орден государства.

Шоссе Шейха Зайда - название шоссе Е11 в Дубае.

В городе Гудермес Чеченской Республики построена школа хафизов имени шейха.

Белая Мечеть Шейха Зайда в Абу Даби

Личная жизнь Шейха Зайда:

Супруги: Хасса бинт Мохаммед бин Халифа Аль Нахаян (Mouza bint Suhail Al Khaili) и Фатима бинт Мубарак аль-Кетби.

За свою долгую жизнь шейх Зайд воспитал 19 сыновей, которые сейчас занимают высокие государственные посты или ведут бизнес. Также известно, что у него было 14 дочерей.

По западным источникам, шейх Зайд был женат 9 либо 7 раз, но в соответствии с предписаниями ислама одновременно у него было не больше 3-4 жён.

Дети: Ахмед бен Зайд аль-Нахайян; Халифа ибн Зайд аль-Нахайян; Мухаммад бен Зайд аль-Нахайян.

Любил соколиную охоту, верховую езду, совершал путешествия по пустыне.


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хаммад ибн Зайд

1. Краткая биография

Его имя:

Он – Абу Исма’ил , Хаммад ибн Зайд ибн Дирм – освобожденный раб семьи Джарира ибн Хазма аль-Джахдами. Его прозвище - аль-Азракъ. (См. «аль-Ансаб», 1/121)

Был родом из Басры, его дедушка являлся пленником Сиджистана, а его отец Зайд был пленником Хазма Абу Джарира

А когда он умер он стал рабом его сыновей Язида и Джарира. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287, «ас-Сикат», 6/218)

Его рождение:

Хаммад ибн Зайд родился в 98 году. Передается от его матери, что он родился во времена халифата Умара ибн ‘Абдуль-Азиза, а от его тети передается, что он родился во времена правления Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика. (См. «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25)

Правление Сулеймана длилось два года и восемь месяцев, с 96 году по Сафар 99 года. А правление ‘Умара ибн ‘Абдуль-Азиза продолжалось два года и пять месяцев, оно началось через восемь дней после смерти Сулеймана и продолжалось по 101 год по хиджре. (См. «аль-Хидая уаль-Иршад фи Марифат Ахлю ас-Сика уа Садад», 1/200)

Его учителя:

Хаммад ибн Зайд был современником величайши табиинов Басры и других стран, среди них следующие:

— Айюб ас-Сихтаяни

Сказал Хаммад ибн Зайд : «Хаммад ибн Аби Сулейман приехал в Басру, но Айуб не посетил его, поэтому и мы не посетили его. Поэтому когда Айуб не посещает кого-либо, то и мы не посещаем его». (См. «Табакаталь-Кубра», 9/287)

Сказал Яхъя ибн Ма’ин : «Хаммад ибн Зайд хорошо знал Айюба». (См. «ат-Та’дыль уа ат-Таджрих», 1/524)

Айюб ас-Сихтаяни умер когда Хаммаду было 34 года. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

— Зайд ибн Дирхам (его отец)

— Сабит аль-Бунани

— Асим ибн Аби ан-Наджуд

— ‘Абдуллах ибн Тавус

— ‘Ата ибн ас-Са’иб

— Амр ибн Динар аль-Макки

— Абу Амр ан-Нахуи

— и многие другие ученые и имамы (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 3/137, «Тахзиб аль-Камал», 7/240-
242, «Тарих аль-Кабир», 3/25)

Его ученики:

— аль-Аш’ас ибн Исхак ас-Сиджистани (отец Абу Давуда - автора «Сунана»)

— Суфьян ас-Саури

— ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак

— Суфьян ибн ‘Уейна

— ‘Абдур-Рахман ибн Махди

— ‘Али ибн аль-Мадини

— Кутайба ибн Са’ид

— Уаки’ ибн Джаррах

— и многие другие ученики (См. «Тахзиб аль-Камал», 7/242-245, аль-Миззи)

Слова ученых о нем:

Ибн Са’д сказал о нем: «Хаммад ибн Зайд… был заслуживающим доверия (сикъа)… Передатчик большого количества хадисов». (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Имам Ахмад сказал: «Хаммад ибн Зайд из Имамов мусульман». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, Ибн Абу Хатим)

Абу Я’ла аль-Халили сказал: «Хаммад бин Зайд… был заслуживающим доверия. Существует единогласие (на его заслуги и достоверность). Он передавал хадисы которые в двух книгах достоверных хадисов. И имамы одобрили его… И были соответствия между Маликом ибн Анасом и ним, и он восхищался мнением Малика. Его внуки были кадиями и последователями Маликитского мазхаба». (См. «аль-Иршад фи Марифат ‘уляма аль-Хадис», 2/498, аль-Халили)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Имамы людей своего века были следующие четыре – Хаммад ибн Зайд в Басре, Суфьян в Куфе, Малик в Хиджазе, и аль-Ауза’и в Шаме». (См. «Ахадис фи зам аль-Калям», 5/169- 170)

Также сказал ‘Абдур-Рахман ибн Махди : «Я еще не видел никого более знающего в ‘акыде и в хадисах связанных с ‘акыдой, чем Хаммад ибн Зайд». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, «Хулият аль-Аулия», 6/257)

Также сказал он: «Я не видел факиха в Басре более знающего чем Хаммад ибн Зайд».

Был спрошен Язид ибн Зура’и о Хаммаде ибн Зайде и Хаммад ибн Саламе: «Какой из них является более достоверным в хадисе?» , он сказал: «Хаммад ибн Зайд и последний были праведными людьми». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181)

Сказал Сулейман ибн Харб : «Я слышал Хаммад ибн Зайда рассказывающим хадис, и он сказал: “Я слышал его 50 лет назад, и я не рассказывал его до сегодняшнего дня”». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/178)

Сказал ‘Убейду-Ллах ибн аль-Хасан : «…Если ты ищешь знание, бери ее от двух Хаммадов». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/179) ‘Убейду-Ллах имеет в виду, имамов Хаммад ибн Саламу и Хаммад ибн Зайда.

Оба они рассказывали от многих имамов и их хадисы передавали ученые. (См. «ас-Сияр», 7/464)

Ибн аль-Мубарак сказал: «О тот, кто ищет знания! Иди и учись у Хаммад ибн Зайда, ты приобретешь знания и терпение… затем запиши его (знание)». (См. «ас-Сияр», 7/459, «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25, «Хулият аль-Аулия», 6/258) Затем Ибн аль-Мубарак говорит: «И остерегайся нововведений [исходящие] от сообщений Амр ибн ‘Убайда». (См. «аль-Камиль фи ду’ фа ар-Риджаль», 5/100, Ибн ‘Ади) Амр ибн ‘Убайд является лидером му’тазилитов того времени, который призывал к нововведениям.

Мухаммад ибн ат-Таба’ сказал: «Я редко видел человека мудрее Хаммада ибн Зайд». (См. «аь-Джарх уа Та’дыль», 1/182)

Сказал Ибн Хиббан : «Он был одним из отличных запоминателей и [был] религиозным, праведным человеком. Все хадисы которые он рассказывал, он читал их по памяти. И он был слепым». (См. «Машахир ‘Уляма аль-Амсар», стр. 248)

Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани : «Хаммад ибн Зайд… был факихом… заслуживающим доверие. Было сказано, что он был слепым. Возможно слепота пришла к нему в поздние годы его жизни, так как достоверно передано что он писал». (См. «Такриб ат-Тахзиб», стр. 268)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Если ты увидишь кого-нибудь из Басры, кто любит Хаммада, то он последователь Сунны». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/183)

Имам аз-Захаби сказал: «Я не знаю разногласия между учеными о том, что Хаммад ибн Зайд был одим из имамов Саляфов, и из самых опытных, честных, и безошибочных запоминателей, несмотря на то что он передавал огромное количество хадисов. Да смилуется над ним Аллах». (См. «ас-Сияр», 7/461, аз-Захаби)

Также его хвалит Кади ‘Ияд , называя его факихом, мухаддисом, имамом, приверженцем Сунны и т.д.

Его смерть:

Хаммад ибн Зайд, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, умер в пятницу 10-ого Рамадана 179 г., в возрасте 81 лет. Заупокойной молитвой по нему, руководил Сулейман ибн ‘Али аль-Хашими - правитель Басры, во времена правления Харуна ар-Рашида. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Хаммад ушел из жизни спустя 6 месяцев после смерти Имама Малика бин Анаса, рахимаху-Ллах. (См. «ас-Сияр», 7/462)

Его семья:

Известный маликитский ученый Кади ‘Ияд в биографии внука Хаммада ибн Зайда – Исма’ил ибн Исхак ибн Исма’ил ибн Хаммада, пишет:

«Перед упоминаем его биографии, мы кратко упомянем о нескольких вестях о семье Хаммада ибнЗайда, и об их великом статусе… Члены этой семьи несмотря на их количество и известность, были из самых знающих семей в Ираке, и самыми выдающимися и религиозными. Они распространили маликитский мазхаб фикха там (в Ираке), и люди учились ему от них. И среди них был великий имам фикха, ученый Хадиса и Сунны. Все они были приверженцами Сунны». (См. «Тартиб аль-Мадариб уа такриб аль-Масалик», 4/276-278)

2. Его вероубеждение (‘акыда) в Атрибутах Аллаха

Имам Хаммад ибн Зайд сказал: Джахмиты подобны подобны человеку которого спросили: «У тебя есть финиковая пальма в доме?», он сказал: «Да». Его спросили: «У нее есть листья?», он говорит: «Нет». Его спросили: «Есть ли на ней ветки?», он сказал: «Нет». Его спросили: «У нее есть пень?», он сказал: «Нет».Спросили его: «У нее есть ствол», он говорит: «Нет». Его спросили: «У нее есть корни?», он говорит «Нет». Сказано ему: «В твоем доме нет финиковой пальмы!».

Такой человек подобен Джахмитам, которым было сказано: «Есть ли у вас Бог?», они говорили: «Да». Спросили их: «Говорит ли Он?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть Рука?», они сказали: «Нет».Их спросили: «У Него есть Стопа?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть
Палец?», они говорят: «Нет». Их спросили: «Становится ли Он довольным и гневается ли Он?», они сказали: «Нет». Было сказано им: «У вас нет Бога»”.

(Передал Ибн Шахин в «Шарх Мазахиб Ахлю ас-Сунна», стр. 34-35; Также ее упоминает Ибн Абу Я’ла в «Ибталь ат-Та’уилят», 1/55, и Абу аль-Касим аль-Асбахани ат-Тейми в «аль-Худжа фи баян аль-Махаджах»; иснад достоверный)

Передает Имам аз-Захаби, что Хаммад ибн Зайд и его учитель Айюб ас-Сихтаяни сказали о секте джахмитов и му’тазилитов: «Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зайда передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Сунна», 1/118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, Имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, №27627, и другие имамы)

Сказал Имам аз-Захаби , комментируя эти слова: «Я скажу: Слова саляфов, имамов Сунны, сподвижников, Аллаха, Его Пророка и верующих, состоит в том, что Аллах, Могущественный [и] Величественный, — над небом, и что Аллах над Троном, и что Аллах над Своими семью небесами, и что Он нисходит на ближнее небо». (См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 146)

Да смилуется Аллах над этим имамом Ахли-Сунна!

Перевод: Имам-Али Саляфи