В чем же ее прелесть. Преждевременное желание невозможных добродетелей

В чем же ее прелесть. Преждевременное желание невозможных добродетелей

Прелесть - это слово, которое можно встретить в различных смыслах и контекстах, поэтому и возникает путаница, чтобы ее избежать, нужно раз и навсегда уяснить для себя все возможные значения рассматриваемого определения. Этим и займемся в ближайшее время.

Значение

Обращение к словарю, как всегда, плодотворно. Он предлагает нам следующие варианты:

  1. То, что манит, привлекает внимание, соблазняет. «Прелесть этого предприятия была в том, что оно сулило большую прибыль без видимого риска».
  2. То, что чарует, обольщает, пленяет. Обычно так говорят о красивых женщинах. «Чудо, как хороша. Она просто прелесть!».
  3. Обман, соблазн, обольщение. В XIX веке в церковном языке слово носило ярко негативный характер.
  4. Наиболее полное проявление истинных качеств человека, природы. «В суровых морозах зима показала себя во всей прелести».

Смысл сохранится, если заменить «прелесть» (это мы слегка забегаем вперед) на слово «краса».

Когда значение расколдовано, то не стоит останавливаться на достигнутом. Едем дальше, следующая остановка - синонимы.

Замены слова «прелесть»

Несмотря на простоту, объект нашего исследования не так-то легко заменить. Еще бы, ведь речь о прелести. Однако мы попробуем. Некоторые синонимы покажутся слегка несуразными, но это только отражает трудность задачи. Итак, вот список возможных замен, а комментарии после:

  1. Очаровашка.
  2. Обаяшка.
  3. Красотка.
  4. Краса.
  5. Красота.
  6. Душечка.
  7. Чудо.
  8. Мечта.
  9. Шарм.
  10. Привлекательность.
  11. Экстра-класс.
  12. Выше всяких похвал.
  13. Соблазн.
  14. Обман.

Наверное, достаточно. Можно разными способами заменить слово «прелесть», синонимы будут зависеть от конкретной языковой ситуации. Например, если надо выразить восхищение красотой женщины, то подойдут первые три определения. Если нужно похвалить прекрасный характер девушки, можно использовать слово, которое отсылает нас к одному из рассказов А.П. Чехова, - «Душечка».

Нужно прокомментировать какую-либо возникшую возможность, которая открывает блестящие перспективы? Воспользуйтесь определениями 7, 8. Оценить какой-то результат труда или вещь - номер 11, 12. Если что-то опасное или злое впереди, то подойдут слова под номерами 13, 14. Все зависит от языковой ситуации и того, что именно хочет сказать говорящий, заменив определение «прелесть». Синонимы всегда нужно подбирать очень аккуратно.

Случай Голлума и коварность «Прелести»

Конечно, вряд ли Толкин, создавая Голлума, думал о том, какой сверхсмысл вложен в этот персонаж, особенно на русском. Ведь из этого образа можно извлечь много интересных выводов о природе прелести как качества. Ясно, что Кольцо Всевластия - это воплощенное зло. Если кто не верит, то может спросить у бывшего хоббита. Здесь вскрывается неожиданный смысл слова «прелесть», значение его в данном случае двумерно: для Голлума Кольцо - это воплощенная красота, цель всех стремлений, а на самом деле оно есть чистейший мрак, причем такой, которому сразу нельзя подобрать эквивалент.

Конечно, христианский смысл персонажа и его «Прелести» раскрывается без труда: идолопоклонство до добра не доводит. Но ведь случай несчастного создания заставляет подумать и о том, а так ли проста прелесть человека, природы или какого-то явления. Не скрывается ли за блестящим фасадом то, что затем ужаснет? Красота может служить приманкой, чтобы завлечь человека в ловушку, например, о природе. Когда человек смотрит на спокойное море солнечным днем, он вполне может воскликнуть: «Прелесть!». Но стоит солнцу зайти за тучи, или испортиться погоде, стихия покажет свое истинное лицо, свою прелесть, это будет уже совсем другая история.

Маньяк Буффало Билл и его собачка Прелесть

Хочется усилить впечатление, поэтому вспомним еще об одной интересной детали. Исследование ведет нас от литературы к кинематографу. Есть такой эпохальный фильм «Молчание ягнят», но речь пойдет не о Ганнибале Лектере или Кларисе Старлинг, а о том, кого они сообща ловили. Правильно, о Буффало Билле. Сейчас мало кто вспомнит, что у безжалостного садиста и убийцы был маленький пудель по кличке Прелесть. Кажется, что создатели фильма неслучайно поместили рядом с Биллом такое замечательное существо. Функция собачки довольно проста - обнажить присущую маньяку сентиментальность, характерную для многих преступников. Прелесть - это та форма красоты, которую главный антигерой фильма еще способен воспринимать. А вместе с тем люди для него - это вещи, к которым сложно что-то испытывать.

Зачем нужны здесь эти примеры? Ответ довольно легко сформулировать. Чтобы читатель знал: не так трудно подобрать синонимы к слову «прелесть», как отличить зло от добра. А так как человеческая память работает ассоциативно, то яркие образы помогут запомнить материал лучше.

прп.
  • проф. А.И. Осипов
  • иеромонах
  • священник Сергий Дергалев
  • Энциклопедия изречений Св. отцов
  • Юрий Максимов
  • архиеп. Феофан Полтавский
  • свт.
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • В.Н. Духанин
  • Пре́лесть (от славянского «лесть» - обман) - 1) прелесть бесовская, состояние омрачения одной или нескольких сил человеческой души, возникающее в результате воздействия на человека злых духов; 2) состояние самообмана, самообольщения; очарование, вызванное кем-то или чем-то.

    Что такое прелесть бесовская?

    В человеческой душе различают несколько важнейших природных особенностей, традиционно называемых силами или сферами души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

    С разумной сферой связано мышление и рассудительность, сознание и самосознание, нравственная оценка происходящего; с волевой - способность человека осознанно стремиться и действовать в направлении выбранных целей. Чувственная сила души проявляется в способности испытывать широкий спектр чувств, относящихся к радости или недовольству. Раздражительная сфера отвечает за интенсивность стремлений к поставленным целям, формирование или сдерживание эмоциональных порывов, аффектов.

    Если бы человек вел безгрешную, богоугодную жизнь, все его душевные силы функционировали бы в соответствии с естеством: стройно, слаженно, гармонично. Собственно в этом и состояла бы цельность человеческой личности. Но увы!

    Как известно диавол, будучи человекоубийцей от начала (), «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). Чаще всего он и подвластные ему демоны вредят человеку через отдельные искушения и приражения. С тех пор как Господь сокрушил ад и сковал сатану, тот утратил возможность порабощать человека так, как во времена Ветхого Завета.

    Однако он не утратил возможность пленять человека, склоняя его на свою сторону всевозможными ухищрениями. В случае нерадения человека о спасении, пренебрежения помощью Божией, диавол способен пленить его, извратив его внутреннее отношение к Добру и злу. С этой целью демоны и воздействуют на главные силы человеческой души. Так они ограничивают в ней богоугодные движения и возбуждают богопротивные.

    Примечательно, что жертва демонического приражения может и не замечать, что находится под влиянием диавола, ей даже может казаться, что все её стремления исходят от неё самой.

    «Послушай, - предостерегает нас святой , - диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным некиим образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силу души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою, - а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней» (Слово. , п.2) (см.: ).

    Так человек становится покорным орудием падших духов. А то состояние одурманивания и пленения, в котором он оказывается под влиянием тёмных ангелов, называется состоянием обольщения или прелестью.

    Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души?

    В случае подавления демонами разумной силы человек теряет здравый контроль над своими помыслами и рассуждениями; утрачивает интерес к Истине, а нередко воспринимает правду как ложь. Примерами здесь могут служить обольщённые еретики, в частности Полихроний, который, увлекшись явлением ему демона в образе светоносного мужа, согласно его наставлению присоединился к лагерю монофелитов.

    При омрачении волевой сферы души человек приобретает устойчивое расположение ко злу. В этих обстоятельствах он попросту не может заставить себя отказаться от зла и перенаправить усилия на совершение добра.

    В результате охвата чувственной сферы извращается естественная для человека способность радоваться добру и тяготиться грехом. Грех начинает казаться ему особенно сладостным, а жизнь по закону Божьему, по совести - безрадостной и утомительной. Иллюстрацию подобного состояния души встречаем в жизнеописании святой Марии Египетской, стремившейся, до своего обращения, ко греху как к источнику чуть ли не высочайшего наслаждения.

    В случае обдержания бесами раздражительной силы человек охладевает к добродетели и легко воспламеняется на исполнение злых дел. На добро ему словно бы не хватает энергии и сил, а на зло - хоть отбавляй.

    Как бороться с состоянием прелести?

    Сам по себе человек не в состоянии противостоять падшим ангелам. Для этого необходима Божественная помощь. Все надлежащие для борьбы с духами злобы благодатные средства Бог вручил Церкви. Залогом побед в этой невидимой брани служит полноценная христианская жизнь. Пост и молитва, о которых говорил Господь () являются частными средствами в этой борьбе.

    Что такое самообольщение?

    Прелесть духовная характеризуется состоянием ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных (прежде всего ) и воздействие на душу и тело субъективно воспринимается человеком как Божественная и, в крайней форме, как .

    Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

    Прелесть – обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.

    Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности ( , видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в , к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

    Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).

    Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. , одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

    Противоположное прелести правильное духовное устроение называется .

    Положительно окрашенные «прелесть», «обаяние», «очарование» – эти слова изначально связаны с темной силой: прелесть – это буквально сверхложь, состояние пленения нечистой силой, сумевшей создать своей жертве иллюзию духовной жизни; обаяние и очарование – это воздействие колдовства. Впрочем, само понятие «околдованности» тоже не воспринимается сегодня как что-то страшное и опасное.
    прот. Игорь Прекуп

    Прелесть – это состояние духовного заблуждения , ложное духовное состояние. Она состоит в усвоении человеком лжи, принятой им за истину. Само слово «прелесть» происходит от слова «лесть». Падшие духи, постоянно старающиеся погубить человеческий род, льстят (лгут) подвижнику, и если он принимает их ложь, их лесть за правду, то попадает в духовное рабство к ним.

    Преп. Макарий Великий предостерегает:

    "Со всею осмотрительностью должно наблюдать устрояемые врагом (диаволом) со всех сторон козни, обманы и злоковарные действия. Как Святой Дух чрез Павла всем служит для всех(1 Кор. 9, 22.), так и лукавый дух старается злобно быть всем для всех, чтоб всех низвести в погибель. С молящимися притворяется и он молящимся, чтоб по поводу молитвы ввести в высокоумие; с постящимися постится, чтоб обольстить их самомнением и привести в умоисступление; с сведущими Священное Писание и он устремляется в исследование Писания, ища, по-видимому, знания, в сущности же стараясь привести их к превратному разумению Писания; с удостоившимися осияния светом, представляется и он имеющим этот дар, как говорит Павел: сатана преобразуется в ангела светла (2 Кор. 11, 14), чтоб прельстив привидением как бы света, привлечь к себе. Просто сказать: он принимает на себя для всех всякие виды, чтоб действием, подобным действию добра, поработить себе подвижника, и, прикрывая себя благовидностью, низвергнуть его в погибель".

    Причины прелести – действие диавола и человеческие страсти, прежде всего - гордость.

    Преп. Григорий Синаит:

    Надо знать, что прелесть имеет три главные причины - гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости - суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов - преуспеяние, наказательного попущения - греховная жизнь.

    Св. Игнатий (Брянчанинов):

    Источник прелести, как и всякого зла - диавол, а не какая-нибудь добродетель.
    Начало прелести - гордость, и плод ее - преизобильная гордость.
    …диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие - ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти - эти болезненные влечения - он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстей. Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага; действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало-помалу влияние на себя падших духов, он мало-помалу выходит из состояния прелести в область истины и свободы, полнота которых доставляется осенением Божественной благодати. Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу".

    Иеромонах Иов (Гумеров):

    "В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (Быт. 3, 13). Прельститися – впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт. 4, 19). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас" (Мк. 13, 5). Св. апостол Павел увещевает коринфян: "боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе" (2 Кор. 11, 3). В святоотеческой аскетике прелесть – одно из важнейших понятий. Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили ) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное".

    Преп. Никодим Святогорец:

    Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские . Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением.

    Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума», другой – «от неправильного действия сердца».

    Св. Феофан Затворник пишет:

    «Справедлива также боязнь прельщения... бывает мысленная прелесть - это самомнение; бывает внешняя - это светы, звуки, фигуры какие-нибудь. Плюйте на все сие... Вражье есть. Бес явился к одному, и ну кричать: "Христос идет, Христос идет!" Тот сказал ему: "Убирайся, прелесть лукавая, не пойдет ко мне Христос, ибо я крайне грешен". И бес исчез».

    Св. Игнатий (Брянчанинов):

    «Прелесть или бесплодие, составляют неизбежное последствие неправильного упражнения молитвою, а неправильное упражнение молитвою неразлучно с самообольщением.
    Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны.
    …Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. … Обольщенных первым видом прелести гордость приводит в состояние явного умоисступления».

    Признаками этого вида прелести являются всевозможные сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве.

    Другой вид прелести – “мнение” состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя несуществующих достоинств.

    Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о недугующих «мнением»:

    «Одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе “мнение”, что он имеет многие добродетели и достоинства, - даже, что обилует дарами Святаго Духа. Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему, оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи - диавола. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека, и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодатными, он получает соответствующие ощущениям понятия.
    …“мнение” …довольствуется сочинением поддельных благодатных ощущений и состояний… Находящийся в прелести “мнения” стяжавает ложное воззрение на все, окружающее его. Он обманут и внутри себя и извне. Мечтательность… постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество со Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность. Эти разнообразные ощущения являются от действия утонченных тщеславия и сладострастия…
    Необыкновенная напыщенность является в недугующих этой прелестью: они как бы упоены собою, своим состоянием самообольщения, видя в нем состояние благодатное. Они пропитаны, преисполнены высокоумием и гордостью, представляясь, впрочем, смиренными для многих, судящих по лицу, не могущих оценивать по плодам… [гордость], производя [в них] также умоповреждение, названное в Писании растлением ума, менее приметна, облекается в личину смирения, набожности, мудрости, - познается по горьким плодам своим. Зараженные “мнением” о достоинствах своих, особенно о святости своей, способны и готовы на все козни, на всякое лицемерство, лукавство и обман, на все злодеяния.
    Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство.
    Признак вкравшегося “мнения” вынаруживается в подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам».

    На эти же признаки прелести указывают и другие святые отцы.

    Так, преподобный Максим Капсокаливит пишет:

    «Видящий духа прелести - в явлениях представляемых им,- очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует, и предается завсегда лукавым страстям бесстрашно».

    Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника , одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

    Св. Игнатий (Брянчанинов ) пишет:

    «Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести».

    Преп. Исаак Сирин перечисляет искушения, которые попускает Бог тем, кто впадает в прелесть:

    "Искушения, бывающие по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостию Божиею и оскорбляют гордостию своею Божию благость, суть следующие явные демонские искушения, превышающие пределы душевных сил: отъятие силы мудрости, какую имеют люди, покоя не дающее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения, скорая раздражительность, желание поставить все по своей воле, препираться на словах, делать выговоры, пренебрегающее всем сердце, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие, юродивые, достойные смеха, лучше же сказать, слез, мысли, будто бы пренебрегают ими люди, в ничто обращается честь их, и тайно и явно, разными способами наносится им стыд и поругание от бесов, наконец, желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать многое сверх сил своих. И это суть искушения духовные.
    К числу искушений телесных принадлежат: болезненные, многосложные, продолжительные, неудобоизлечимые припадки, всегдашние встречи с людьми худыми и безбожными. ...короче сказать, и их самих и близких им постигает все невозможное и превышающее силы. Все же это, нами изложенное, принадлежит к числу искушений гордости.
    Начало же оных появляется в человеке, когда начинает кто в собственных глазах своих казаться себе мудрым. И он проходит все сии бедствия по мере усвоения им себе таковых помыслов гордости. Наконец, по роду искушений своих заключай о путях тонкости ума твоего. Если же видишь, что некоторые из сих искушений смешаны с искушениями, сказанными прежде, то знай, что сколько имеешь ты оных, столько же проникает в тебя гордыня".

    Как избежать духовного заблуждения?


    Следованием учению Православной Церкви, непрестанным покаянием и трезвением над собой.

    Св. Игнатий (Брянчанинов) советует христианам, обобщая святоотеческие наставления:

    «Основательны предостережения отцов! Должно быть очень осмотрительным, должно очень охранять себя от самообольщения и прелести.

    Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.

    Одно ощущение из всех ощущений сердца, в его состоянии падения, может быть употреблено в невидимом Богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа».

    Как исцелиться от прелести?


    Святые отцы пишут, что от недуга прелести исцелиться очень трудно, потому что она, как дитя гордости, ослепляет человека его мнимым совершенством и не даёт ему принять единственное лекарство от неё - смирение. Однако, если кто примет вразумления от людей или Бога - то может исцелиться от прелести и спастись.

    Преп. Исаак Сирин увещевает:

    Врачевство же от всего этого одно; при помощи только оного человек находит скорое утешение в душе своей. Какое же это врачевство? Смиренномудрие сердца. Без него никто не возможет разорить преграду сих зол; скорее же найдет, что превозмогли над ним бедствия.

    Преп. Макарий Оптинский пишет:

    "...Вот какие последствия самочинных и самомнительных подвигов; я ей пишу причину ее расстройства: не по разуму начатие ею безмолвия, и привожу о сем отеческие учения; также представляю, что к пути ко спасению нужно обращение с людьми и от них терпение. Для исцеления ее не нужно ей удаление, - но познание своей немощи и смирение; когда она будет себя укорять, а не других, то силен Господь и исцелить ее. Ибо причина прелести есть гордость, а исцеление оной - смирение. Вот как опасен путь, ведущий в живот вечный; кто без смирения по нем идет, уклоняется или на десно, или на шуе, а среднего пути не удерживает; однако ж хотя дурно и непохвально слабое, т. е. греховное жительство, но согрешающий, вразумлен быв и пришед в чувство, скорее может смирением и покаянием исправить себя, нежели тот, кто ослеплен своею святостию; о сем пишет св. Симеон Новый Богослов".

    "Причина всех ваших поползновений гордость: отрасли ея - превозношение, о себе мнение, зазрение людей и осуждение их. Как бы мы ни старались делать добродетели, но при сих действиях оне мрачны и не приносят пользу, потому что оне–то и суть преступление и сопротивление воле Божией.

    Учение Господа и самая жизнь есть кротость и смирение; чему и заповедал нам поучаться от Него. Всех наших зол причина гордость, а всех благ ходатай смирение!

    Если даже при исполнении благих дел должны мы иметь сердце сокрушенно и смиренно и дух сокрушен, коих Бог не уничижит (Пс. 50,19), кольми же паче в нищете нашего устроения должны повергать себя в бездну смирения.

    Читайте отеческия книги, но более деятельныя, потому что при вашем устроении умозрительныя могут принести больше вреда, чем пользы. А из деятельных вы будете познавать свою немощь и смирять свое сердце, и тогда Бог призрит на вас и пошлет Свою помощь к исполнению Его воли.

    А то хоте весь разум Писания будете иметь, но с самомнением никакой пользы не обрящете. Ибо враг умеет строить подсады и прельщать таковых мнимым утешением, как он является и во образе Ангела светла (2 Кор. 11,14), так и в мысленных и душевных деланиях производит свои действия, от которых да избавит Вас Господь (I Тим. 2, 4)".

    Иеромонах Иов (Гумеров):

    Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение.

    Объясните пожалуйста, что означает выражение "впасть в прелесть". Заранее спасибо за ответ.

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

    В Библии церковно-славянское слово прельстити значит «обманывать», «обольщать» (Быт.3:13). Прельститися - впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт.4:19). От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мк.13:5). Св. апостол Павел увещевает коринфян: боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе (2Кор.11:3). В святоотеческой аскетике прелесть - одно из важнейших понятий. Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили ) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины. Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение. Большинство людей хронически живет в грехе без покаяния, поэтому состояние их может быть названо состоянием прелести. «Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские. Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава 29).

    Добрый день, дорогие наши посетители!

    Что такое – прелесть? Воцерковленные люди считают, что прелесть – это плохо. Но как тогда правильно интерпретировать данное слово, если даже в книгах словом «прелесть» описывается, как нечто, достойное восхищения?

    Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

    «Церковное слово «прелесть» можно понять, если обратиться к его корню - «лесть». Лесть - это род лжи, и прелестью называют такое состояние человека, когда он находится в ложном мнении о себе, своем духовном состоянии. Он прельщается относительно качеств своей души.

    Один из самых распространенных примеров такого состояния можно показать, обратившись к любому из нас. Потому что каждый из нас ощущает себя хорошим человеком, а это - ложь, это самообман, это лесть себе, то есть - прелесть.

    Состояние прелести чрезвычайно губительно. Ведь если человек опасно болен, но этого не осознает или не хочет осознавать, то он, соответственно, не предпринимает мер к лечению и, соответственно, болезнь его одолеет- он умрет. Наряду с болезнями тела есть болезни души, и если на них не обращать внимания, они также приведут человека к смерти духовной, к гибели души, к ее вечным мукам.

    Выздоровление человека начинается не иначе, как с осознания того, что он болен, с постановки диагноза. Поэтому, чрезвычайно важно каждому из нас увидеть, где и в чем мы прельщаемся относительно себя.

    Вернемся к нашему примеру. Почему я (как и всякий другой) считаю себя хорошим человеком. Я могу, конечно, говорить, что я не такой уж и хороший, далеко не идеальный, но, поверьте, я просто так говорю, а внутри чувствую совсем другое. Ну-ка, кто-нибудь обратись ко мне грубо, задень мое самолюбие - я возмущусь, потому что считаю себя достойным лучшего отношения, потому что чувствую себя хорошим.

    Откуда проистекает такое самомнение- не секрет. Все познается в сравнении. Мы всегда, сознательно или неосознанно, сравниваем себя с другими, и в результате этих сравнений получается примерно такая картина. Сосед мой пьет каждый день, а я - через день, следовательно, он плохой, а я - …? Хороший! Сосед бьет жену каждый день, а я - только по выходным, значит, он плохой, а я - …? Хороший! И так далее, и тому подобное.

    Так уж устроен каждый из нас, что мы найдем, с кем себя сравнить, чтобы почувствовать себя неплохим, в сущности, человеком. Поверьте, мне приходилось слышать слова самооценки человека: «Но ведь зря-то я никого не убивал!» Даже в таком случае человек найдет с кем себя выгодно сравнить! Нет предела нашему самообману, нашей прелести.

    Как же быть, как увидеть, каков я на самом деле? Опять же - в сравнении. Только для него (для сравнения) нужно смотреть не на соседа, а на Того, Чье имя мы носим, — на Христа и сравнить свои и Его поступки, мысли, отношение к окружающим. Христос подает нам пример того, каким должен быть обычный, нормальный человек и как этот человек должен относиться к другим.

    Пожалуй, о самом ярком случае, показавшем нам отношение Христа к людям, напоминает крест, который мы носим на груди. На кресте Христа распяли, в живого заколачивали гвозди. Нам, современным людям, для которых «больно» - это когда палец иголкой уколол, невозможно даже представить, какую боль испытывал Христос. Ужасную. Но как Он вел Себя по отношению к людям, которые Ему эту боль причиняли: ругался? плевался? проклинал? Нет - молился. И молился не о том, чтобы злодеяния Его распинающих были отомщены, а, наоборот: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Негодяи в Христа гвозди заколачивают, а Он заботится, чтобы они избежали за это кары, чтобы не пострадали за совершенное!

    A теперь сравним это с тем, что происходит в нашей жизни. И мы увидим, что нет никакой необходимости заколачивать в нас гвозди, достаточно на ногу наступить. Впрочем, в физическом воздействии то же нет особой необходимости; достаточно кому-нибудь сказать несколько слов, что называется, поперек — и как мы отнесемся к такому человеку, что мы почувствуем по отношению к нему? Заботу? Неприязнь! И чаще всего - ярко выраженную. Какие там гвозди! Достаточно двух-трех слов, что бы наша «xopoшecть» слетела, как шелyxa, и ярко проявилось, какие, оказывается, мы есть на самом деле. Никаких эпитетов не подобрать, насколько ощутима разница между тем, какими мы должны быть, и тем, какие мы, к сожалению, есть на самом деле!

    Если человек осознает или хотя бы пытается осознать это - возможно его выздоровление, если нет - он так и будет всю жизнь катиться под гору, надевая безнадежно розовые очки при каждом взгляде на себя. И не трудно догадаться, что сквозь стекла этих очков все будет выглядеть просто прелестно».

    Обсуждение: 3 комментария

      Замечательная статья, просто и понятно.
      Меня вот волновало, как же искренне почувствовать себя хуже других, а не «смиренничать», то есть не принижать себя напоказ, при этом испытывая ложное чувство своей «хорошести». Вот после глубокого покаяния душа очищается и словно летаешь. В душе как раз и есть смирение, покой и чувство близости Господа как никогда ранее.
      Но состояние это быстро проходит. Что же делать? Современный человек настолько немощен. Как удержать в голове крестные страдания Христа, постоянно сравнивая себя с Ним и смиряясь? Может есть еще что-то,что поможет нам приблизиться к Богу и усмириться? Постоянно разочаровываюсь в своих поступках, однако оправдываю себя. Как избежать этого?