Фразеологический словарь русского литературного языка что такое старая дева, что означает и как правильно пишется. Кто такая старая дева

Что такое "СТАРАЯ ДЕВА"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

СТАРАЯ ДЕВА кто Немолодая женщина, никогда не выходившая замуж. Имеется в виду, что лицо женского пола (Х) ведёт одинокий образ жизни, не имеет ни мужа, ни детей, несмотря на свой значительный для этого возраст. Говорится с неодобрением или с пренебрежением; о себе - с самоиронией или как цитация. реч. стандарт. ? X - старая дева. В роли подлеж., именной части сказ., несогл. опред. или доп. Порядок слов-компонентов фиксир. - Уж не помню, каким чудом удалось мне вырваться от гостеприимной Татьяны, но я сделала это и тут же побежала к кустам, а там меня ждало новое разочарование. Старая дева в сентиментальной задумчивости бродила по дорожке. Её шелудивая Жулька бежала рядом и резвилась без устали. Л. Милевская, Кикимора болотная.Жанна истерично рассмеялась. - Как она могла разглядеть что-либо в кустах, когда там было темно? Даже я, сражаясь с подонком лицом к лицу, не смогла разглядеть его лица, а старая дева что-то увидела! Да врёт она всё! - Ну, врёт так врёт, - согласилась я, стараясь уйти от неприятной темы. Л. Милевская, Кикимора болотная. Она открыла дверь и села вперёд, рядом с ним. Стасов включил свет в салоне и сразу же вспомнил её. Да, конечно, это она, белёсая, невзрачная, с длинными стянутыми на затылке волосами. Интересно, как у неё с мужиками? "Небось, старая дева", - подумал он. А. Маринина, Посмертный образ. Принимала его дама-профессор, которую все боялись как огня, потому что было доподлинно известно, что она старая дева и люто ненавидит всех девушек-студенток, особенно хорошеньких или дорого одетых. Заодно её неприязнь распространялась и на юношей <...>. А. Маринина, Мужские игры. Соня служила каким-то там научным хранителем, что ли; скучная жизнь у этих музейных хранителей, все они старые девы. Дети успевали привязаться к ней и огорчались, когда её приходилось перебрасывать в другую семью. Т. Толстая, На золотом крыльце сидели... - Ты старая дева исключительно благодаря своему характеру. Нельзя быть такой строптивой. (Реч.) - Разве ты замужем? - машинально спросил Стасов прежде, чем успел прикусить язык. - А что? Не похоже? Ты думал, я старая дева? - Мысли читаешь? - усмехнулся он, пытаясь скрыть смущение от собственной неловкости. - Не все, только банальные. Да ты не смущайся, на мою внешность все попадаются как на удочку, и ты не исключение. Тихая, забитая серая мышка - очень удобно, никто тебя всерьёз не воспринимает. А. Маринина, Посмертный образ. - Да, я старая дева. А что делать, если не встретился мне в жизни мужчина с более сильным характером, чем у меня. (Реч.) - Умной себя мнишь? Знаем мы это жалкое утешение никому не нужных старых дев! Поняв по моему лицу, что с этой стороны меня не проймёшь, она изменила направление удара. В. Клюева, Не прячьте ваши денежки. - Ты сейчас любишь всех и всё. Но запомни, этого нельзя делать: кто любит всё, тот не любит ничего, это и есть удел старых дев, дорогая. И. Петров, Будьте красивыми. Анюте исполнилось двадцать восемь. Она была ещё очень хороша, но родственники за глаза уже называли её старой девой. Мама волновалась и знакомила Анюту с холостыми сыновьями своих подруг. Л. Самсонова, Анютин принц. Упав на диван, Владимир Степанович подумал о том, как порой странно складывается судьба человека: "Вот, к примеру, та же соседка при всём своём возрасте, она неплохо сохранилась - стройная, хорошая осанка, глаза с чистотой голубого неба, весьма не глупа, а так она и осталась старой девой - она жене сама рассказывала про свою жизнь. Во времена её молодости, понятно, всё по-другому было. Она строила многие ГРЭС, затем работала где-то в НИИ в отделе, а потом ушла на заслуженный отдых. Отдала себя всю работе, так сказать, и осталась одна-одинёшенька. Кому она сейчас нужна?" С. Суворов, Старая дева. - Тебя всю жизнь интересовала только твоя работа. Вот и осталась старой девой. (Реч.) Чужие ценности перестают для него существовать. Дети рождаются всё позже и позже. Раньше девушка двадцати лет считалась старой девой, теперь тридцатилетние говорят, что им "ещё рано иметь детей". Огонёк, 1998. Узнав, что Саша поместил Лидию Григорьевну у Лариски, Всеволод Сергеевич со своей обычной улыбкой сказал: "Альянс блудницы со старой девой. Но она с мальчиком и деваться ей некуда". А. Рыбаков, Дети Арбата. культурологический комментарий: фразеол. восходит к древнейшим архетипическим оппозициям "мужчина - женщина", "молодой - старый". Компонент фразеол. старый соотносится с временны/м кодом культуры, а компонент дева - с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом. В основе образа фразеол. лежит метонимия, основанная на переносе признаков, свойственных одной возрастной группе - молодым, на группу лиц более старшего возраста. Метонимический образ создаётся с помощью оксюморона - сочетания противоположных по значению слов, посредством чего формируется внутреннее противопоставление "молодость - старость": с одной стороны, старая - "достигшая старости - периода жизни после зрелости", с другой, дева - "лицо женского пола в возрасте между отрочеством и юностью". В образе фразеол. дошли до нас представления о взглядах на брачные отношения, существовавшие со времён Древней Руси и во многом обусловившие и определившие современные стереотипы, раскрывающие одну из самых важных сторон жизни женщины - замужество и формирование семьи. На протяжении многовековой истории считалось, что женщины должны быть сдержанными и пассивными, а мужчины -настойчивыми и активными в поиске партнёров для создания семьи. Интимная жизнь женщины вне брака была страшным грехом. Невинность для невесты была обязательной, и её отсутствие каралось очень строго. Чистота и девственность были активными понятиями веры. Считалось, что порядочная девушка должна сидеть и ждать своего суженого, даже если на это потребуется слишком много времени, что в образе фразеол., с одной стороны, формирует представление об уже далеко не молодой женщине, всю жизнь прождавшей жениха, а с другой стороны, связано с представлением о строгой женщине с завышенным самоконтролем, отличающейся эмоциональной скованностью, "сухостью", сдержанностью и педантичностью. С древности брак рассматривался как чуть ли не единственная цель в жизни женщины. Общественное мнение по отношению к женщине, которой не удавалось вступить в брак, было достаточно жестоко, к ней относились презрительно и пренебрежительно, что способствовало формированию у неё многочисленных психологических проблем и комплексов, в результате отражающихся на её характере и на отношении к жизни. Поэтому образ старой девы чаще всего связан с образом обиженной женщины, не реализовавшей себя в своём главном предназначении - материнстве - и потому ощущающей себя неполноценным, несостоявшимся, не удовлетворённым жизнью человеком. фразеол. в целом отображает стереотипное представление об одинокой немолодой женщине с неудачно сложившейся личной судьбой, с несостоявшейся семейной жизнью. Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. англ. old maid (unappreciated blessing), франц. vieille fille.

Каждая девочка, едва осознав свою половую принадлежность, мечтает о «простом женском счастье» - счастье любить и быть любимой, о семье, о детях. Откуда же берутся старые девы – женщины вне возраста и времени, всю жизнь посвятившие только работе (ведь личной жизни, в привычном для всех понимании, у нее нет и никогда не было), считающие мужчин только как атавистическим придатком к тому органу, который по недоразумению им дали для того, чтобы он использовался для продолжения рода человеческого, но распорядиться которым они правильно не могут?

Воспитанная в семье, где главенствуют только женщины (чаще всего имеющие обо всех мужчинах вообще негативное мнение), будущая старая дева не имеет (или почти никогда не имеет) опыта общения с представителями мужского пола. Милые и послушные, «паиньки», такие девочки обычно хорошо учатся, с удовольствием занимаются домашним хозяйством, мальчишек во дворе и в школе обходят стороной, потому что дома ей внушают, что ничего хорошего от них, как и от мужчин вообще, ждать не приходится, и нужно им «только одно». Закончив школу, поступают в какой-нибудь «женский» ВУЗ, и работают затем в исключительно женском коллективе. Обычно это библиотека, школа, поликлиника, где мужчины встречаются крайне редко, а если и встречаются, то, либо уже обременены семьей, либо больше интересуются своей профессией, чем женщинами. Ей трудно увидеть в полнеющем лысоватом мужчине образ Заколдованного Принца – она видит в нем только похотливого самца, готового посягнуть на ее честь и потом бросить ее.

Милая и скромная, она не вешается на шею каждому встречному мужчине. Боясь спровоцировать внимание особы, ни в коей мере не удовлетворяющей ее завышенным требованиям, она тихонько сидит в уголке, молча оценивая происходящее. Но кто знает, какие бури бушуют в ее милой, аккуратненько причесанной головке?

Помыслы этой девушки наивны и чисты. Именно эта душевная чистота и искренность привлекает к ней любителей невинных и непорочных девочек. Книжные девочки, чаще всего воспитывающиеся в семье, где мужчина существует только как абстрактное понятие, рисуют в своем воображении образ Прекрасного Принца, не имеющего недостатков. Известно, что в реальности таких мужчин попросту не существует, но девушка не хочет этому верить, поэтому не замечает порядочных мужчин, которые хоть сколько-нибудь соответствуют ее идеалу.

И дело, видимо, в том, что она просто не умеет отделить реальность от сказки.

Свою девственность и добродетель она несет, как гордое знамя, не понимая при этом, что и у мужчин могут быть свои критерии отбора, и если этот критерий – единственный, который подходит им при выборе подруги жизни, на многое ли она может рассчитывать? Ведь мужчины активно ищут свой идеал, а современные Принцессы ожидают их у своего дома. Они не бывают на вечеринках, не знакомятся на улицах, а Прекрасные Принцы все никак не находят дорогу к ее дому. Знакомится девушка только с теми, кого рекомендуют ей ее мама, тети и бабушки, но те претенденты, которые появляются на ее пути, не проходят ее «кастинг»: главным достоинством наивная девушка считает романтизм Дон Кихота, идеальную внешность, прекрасные манеры, безупречный музыкальный вкус и разделение ее книжных взглядов на жизнь. Роль секса в понимании такой тургеневской девушки настолько ничтожна, что ей можно и вовсе пренебречь. Только супружеский долг в темноте под одеялом, в целомудренных позах и только потому, что все мужчины – «грубые животные».

Эти «тараканы» настолько прочно сидят в ее голове, что она отметает всех претендентов, не желая замечать в них ни их надежности, ни готовности вместе с ней участвовать в воспитании детей и желании сделать их общую жизнь уютной и комфортной для обоих, желании уважать не только свое, но и ее мнение. Собственно, все то, что женщины ищут в мужчинах.

А годы все идут, и постепенно желающих видеть ее своей принцессой все меньше и меньше, пока тоненький ручеек из возможных Принцев не пересыхает совсем. Девушка перестает верить в любовь, но, хотя она устала от одиночества, ее книжные представления настолько сильны, что она не может ими пренебречь, и продолжает ждать идеального мужчину. При этом ищет в мужчинах опять только те «сказочные» черты, которые сформировались у нее когда-то в давней юности, и не может, потому, что не хочет видеть в них черты реальные, составляющие характер и привычки реального человека.

Она готова к любви, готова отдать себя любимому, но те из мужчин, которых она когда-то отвергла, уже давно женаты, уже и «второй сорт», на который она готова согласиться, не очень-то стремится к тому, чтобы связать с ней свою жизнь. Все еще можно спасти, пересмотри она свои взгляды, вылезь из скорлупы недоступности и высокомерия, разгляди в земных, реальных мужчинах с неромантической внешностью верность и честность, порядочность и чувство ответственности за свою семью. Хуже, если девушка не сможет и не сумеет вовремя выйти из мира грез.

Не пересмотрев свои взгляды на жизнь как на сказку, ища в реальных мужчинах по-прежнему прекрасных принцев, она так и остается одна, с потухшим взглядом, уставшая от одиночества и разуверившаяся в любви. Она ненавидит мужчин, так как они не увидели, не разглядели ее прекрасную чистую душу, не оценили ее порывы сделать мир чище и , не захотели взять ее девственность как бесценный дар, как жертву во имя любви и преданности единственному в мире Прекрасному Принцу. И это уже не тургеневская девушка, а старая дева.

Ж енщина, никогда не побывавшая замужем, пока еще вызывает в нашем обществе некоторое недоумение, а нередко - сострадание. Но не мы ли обливаемся слезами над жалобами подруг или сослуживиц из-за очередных выходок их непутевых мужей? А эти "сто первые" рассказы о тяжести приготовления обедов и ужинов на всю стирок, утюжек и поездок на огород! А муки ревности! А детские болезни и капризы! И вот уже сочувствие к одинокой женщине переходит в зависть: "Хорошо Тане (Мане, Оле, Вере и т. п.) - никто у нее на шее не сидит. Она и выглядит замечательно, и по театрам успевает бегать!" А эта же Таня (Маня, Оля, Вера) по театрам уже набегалась, книжек начиталась, объездила полмира, мечтает приготовить обед на четверых и пусть даже ежедневно стирать сорочки любимого и единственного. Вот три истории. Как нам показалось, они разные и в то же время типичные многих незамужних женщин.

НЕИСПРАВИМАЯ ОПТИМИСТКА Таких, как Настя, сейчас много: молодая, веселая, общительная и... одинокая. Подруги недоумевают: почему? И после каждого летнего отпуска вопросительно восклицают: "Ну?.." "А ничего! - беспечно отвечает Анастасия. - Был один: метр сорок на коньках и в шляпе!" Все смеются, а она, душа компании, смеется громче всех. Анастасия, 2 7 лет: "Вопрос замужества меня пока не терзает. Да, у меня пока нет мужа. И никогда не было любимого мужчины. Так уж получилось: сначала прилежно училась в школе, затем "шла на красный диплом" в институте, теперь меня просто не устраивают те мужчины, которые встречаются на моем пути. Попадаются или женатые, или глупцы. А вдруг моего героя вообще не существует в природе? Вдруг он еще не родился?! Так что же теперь - ставить на себе крест, надевать плюшевую шляпку, заводить попугайчиков и не мыть голову? Посмотрите, сколько вокруг красивых, эмансипированных женщин - разве все они замужем? Отнюдь. А если и замужем, то многие из них, я уверена, с удовольствием побыли бы "холостячками" хоть неделю. Вот прихожу я домой уставшая: туфли скинула на пороге, сумку бросила на пол, юбку "теряю" уже по дороге к дивану. Могу хоть весь вечер проваляться у телевизора с телефонной трубкой в руках. А что делает "дева молодая"? Бежит на кухню чистить картошку, чтобы к приходу супруга был теплый ужин. А я, если не хочется, могу неделями не стирать, не гладить, не стоять у плиты, как у мартена. Почему у меня нет парня? Наверное, сейчас такое время: если не успела выскочить замуж до двадцати лет, позже с каждым годом сделать это становится труднее. Сейчас и в двадцать четыре можно заработать титул "старой девы". Круг повторных браков начинается после тридцати. Так что я еще успею отхватить себе разведенного Ромео. А вообще-то, общественное мнение давит. Пока я еще не так стара, все выглядит вроде шутки: "Ну когда же ты нас на свадьбу пригласишь?!" Но я чувствую, что скоро эти шутки прекратятся. И вот когда они прекратятся, я пойму: все, я уже - настоящая старая дева, и людям неловко мне об этом напоминать. А пока я, конечно, надеюсь, что встречу своего единственного, и считаю, что не все еще потеряно".

РОМАНТИЧЕСКАЯ НАТУРА В школе у Оксаны было ласковое прозвище - "мышка". Она, действительно, была маленькая и очень тихая, со странноватым пепельно-серым цветом волос. Хотя причина ее одиночества - не в скромной внешности. У нее тот тип лица, который визажисты называют "чистым листком" - рисуй на нем, что хочешь. По характеру она - "тургеневская девушка", воспитанная на идеалах давно минувшего девятнадцатого века. Когда подруги обсуждали, кто, как, когда и с кем впервые поцеловался, Оксана процитировала: "Умри, но не дай поцелуя без любви!" По этому принципу она живет до сих пор.Оксана, 38 лет: "Да, обидно, когда за твоей спиной шепчут: "Старая дева-" Мне кажется, само это определение - пережиток прошлого. Мне по душе песня о странной женщине, помните, ее пел Муромов? Вот я считаю себя такой странной женщиной: хочу любить. Но любовь все не приходит. Ведь для того, чтобы полюбить, нужно узнать человека, почувствовать его душу, понять мысли. На все это нужно время и терпение, а сейчас, по-моему, всем не хватает ни того, ни другого. У меня был когда-то парень, мы встречались, ходили в кино. Он нравился мне. Но я мучительно думала тогда: "Любовь это или нет?" Пока я решала, он ушел в армию. Когда вернулся - женился. Но не на мне... С тех пор, с девятнадцати лет, кавалеров у меня не было. Правда, два года назад я решилась я пригласить одного знакомого на чашку чая - хотела, честно говоря, избавиться от отягощающей "непорочности". Мы пили чай. Он достал вино, начал как-то двусмысленно шутить. А я вся превратилась в комок нервов и думала лишь об одном: "Хотя бы ты скорее ушел!" Но он не ушел - ушла я. И долго ходила по улице, пока он не убрался из квартиры сам. Я никогда не умела "заводить" мужчин, влюблять их в себя до одурения. Подруги объясняли мне, что нет ничего проще: немного косметики, капелька духов, короткая юбка, призывный смех, а главное - инициатива! Мне это все противно! Зачем я буду корчить из себя ловчиху? Это стыдно. Жить, осознавая, что я поймала мужа дешевыми трюками, я бы не смогла. Я такая, какая есть, - не секс-бомба, не хохотушка, не красавица. Глупо, но я все еще жду любви. А пока я сама покупаю себе цветы, хожу в театры, читаю книги, успеваю следить за новинками в искусстве. Я перестала фантазировать насчет мужских объятий и поцелуев, стараюсь компенсировать этот пробел работой над собой, над своим духовным развитием. Ведь все равно даже поцеловаться без настоящей любви я бы не смогла!"

"ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ" Для меня она уже давно Елена Мирославовна. Но стоит мне произнести ее замысловатое отчество, как она взрывается бурей негодования: "Хочешь подчеркнуть мою старость? Я что - так уж плохо выгляжу?" А выглядит она замечательно: умеренная полнота, элегантный костюм, безупречный макияж . "Ей бы очень пошла модная стрижка, а не эта ее "ракушка", - отмечаю про себя, хотя уверена, что Елена никогда не примет совет со стороны. Такой у нее характер... Елена, 52 года: "Много лет назад на вопрос приятеля: "Почему вы все время одна?" я отшутилась: "Жду принца!" На это мой собеседник сказал: "Такие женщины, как вы, не должны ждать. Ждут их!" Я долго думала над этой фразой - она прозвучала как комплимент. Тогда мне было лет двадцать семь, но выглядела я намного моложе. Я закончила институт культуры, работала в театре, писала искусствоведческие статьи. Не хочется хвалить себя (хотя теперь можно - столько лет прошло!), но я была хороша. Тогда входил в моду типаж Бриджит Бардо: длинные волосы, собранные в "конский хвост", короткие юбочки, независимая осанка, голубые глаза, повелительно-капризные интонации в голосе. Все это у меня было. К тому же, я получила хорошее образование не только в институте, но и от бабушки и мамы. Они были аристократками и по духу, и в самом прямом смысле: наш род имел дворянские корни. Мы это тщательно скрывали, но гордились. Подсознательно я искала себе парня под стать. Стоило мужчине, которому я начинала симпатизировать, произнести "транвай" или "уплатим", как меня всю передергивало. Я безжалостно расставалась. У меня было много поклонников и друзей - я всегда предпочитала быть в компании умных мужчин. С ними я курила длинные сигареты, говорила о постмодернизме, психологии или о новом шедевре модного режиссера. Нет, "синим чулком" я не была. Но вот в чем беда: я замечала, что мужчины побаиваются меня. Были комплименты, цветы, провожания домой, но нежности не было. Да, я могла высмеять за неловкую шутку, за безграмотный слог, за незнание элементарных вещей, которые были понятны мне. Тогда мне казалось, что так и надо. А от меня шарахались. Когда мне уже было под сорок, я в отчаянии сказала матери: "Все, не могу больше перебирать - пора рожать ребенка!" Мама взглянула на меня так, что я осеклась на полуслове: "Как? До свадьбы? Только через мой труп! В нашем роду шлюх не было и не будет!" Теперь мамы нет. А мне пошел шестой десяток. У меня по-прежнему много друзей. Разговор о замужестве мне кажется смешным - я давно уже не помышляю об этом. Вспоминая ту давнюю фразу, я думаю, что, наверное, кто-то ждал и меня. Ждал, пока я перестану быть "железной леди". А теперь, как говорится, поезд ушел..." * * * * * Общественное мнение создает монументальнокомический образ одинокой женщины. Например, страсть к животным, паническую боязнь микробов, презрение к танцам, ношение толстых чулок до начала лета, коллекционирование конфетных фантиков. Но все это из области юмора - сейчас вряд ли существуют такие классические старые девы, а проблемы и странности одиноких женщин намного глубже.

ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ Как ни странно, но именно такие женщины любят вызывать собеседницу на разговоры о сексе. Причем говорят они с полным знанием теории, дают советы и не стесняются крепких выражений: Однажды такая дама чуть не довела до истерики свою молодую сослуживицу, недавно вышедшую замуж. С серьезностью врача-гинеколога она объясняла той, как, когда и сколько нужно заниматься сексом, выспрашивала подробности и делала откровенно грубые комментарии. Возможно, она хотела казаться не менее опытной. Но эффект получился обратный.

СКВОЗЬ РОЗОВЫЕ ОЧКИ... Как правило, у большинства одиноких женщин завышена самооценка. Осознание себя у пожилой девушки остановилось между 20 и 25 годами. В своем воображении она все так же молода, стройна и неотразима. И партнера она ждет соответственного - моложавого, подтянутого и красивого. Она не способна взглянуть на себя и на своих ровесников реально. Как, например, 47-летняя Валентина. Она всегда считала себя женщиной непревзойденной, утонченной, созданной для "дворянина" иди посла европейской державы. Она демонстрировала подругам свои узкие ступни и какую-то аристократическую выпуклость на темени - свидетельства своего высокого происхождения. В реальности же это была ширококостная, маленькая, неуклюжая женщина, работающая на телеграфе. Подруги не раз пытались познакомить ее с женихами, но каждая попытка заканчивалась смертельной обидой. "Этот - лысый! Тот - слишком толстый! Это все - не для меня!" - говорила Валентина. Она так и не сняла "розовые очки", и к пятидесяти годам продолжала заглядываться на двадцатилетних юношей и даже пыталась с ними кокетничать.

ВСЕ ВЛЮБЛЕНЫ! Не имея опыта в общении с мужчинами, многие из этих женщин малейшие знаки внимания воспринимают как влюбленность. Они коллекционируют в памяти жесты, слова, поступки, маленькие комплименты, сортируют их по степени важности и лелеют мысль, что все мужчины вокруг без памяти в них влюблены. Такая трагикомедия длится порой всю жизнь: "Он открыл передо мною дверь!", "Сегодня он три раза посмотрел в мою сторону!", "Он уступил мне свою очередь в буфете!" А если на вечеринке коллега пригласил ее на танец, это приравнивается чуть ли не к ночи любви... Такой женщине достаточно своих фантазий, о которых она охотно рассказывает подругам.

АГРЕССИЯ Особое место в перечне странностей занимает агрессия. Чаще всего "агрессорши" молоды, но их стереотип как старых дев вполне сложился. Это - самостоятельные, деловые девушки, презирающие мужчин. К проявлению мужского внимания относятся враждебно, независимо от того, кто перед ними: академик или слесарь. Они мастерски умеют "отбрить" и того, и другого. Они настроены исключительно на карьеру, а если уж на брак, то с самим королем. Проблемы старых дев связаны не только с физиологией женщины. Они, прежде всего, психологические. И мы решили обратиться за консультацией к специалистам. На вопросы отвечают директор Международного гуманитарного центра "Розрада", кандидат психологических наук Валентина Бондаровская и психолог-консультант Инна Дедковская.Как вы думаете, по каким причинам женщины остаются в старых девах? Как правило, корни проблемы нужно искать в детстве. Чаще всего они - психологические. Как это ни странно прозвучит, но первый интимный контакту девочки происходит с отцом: он берет ее на руки, обнимает, целует. То есть закладывает стереотип отношений с противоположным полом. Сейчас у нас, да и не только у нас - во всем мире, семейные отношения находятся в кризисе. Если пала ушел из семьи, удочери возникают страх и недоверие ко всем мужчинам вообще. Она думает: "Он меня бросил, значит, я плохая, я сделала что-то не так". И в отношениях с мужчинами она удерживается от близких контактов, чтобы не страдать. У нее нарушается возможность естественного общения с партнером - без заострения внимания на его поведении, без неестественного кокетства, без недоверия и подозрений. Так же может повлиять и "тоталитарная" мать, которая все запрещает и чрезмерно контролирует дочь, проводит оценку ее действий и чувств. Контроль матери переходит в глубокий и болезненный самоконтроль. Девушка постоянно думает о том, как надо себя вести, что хорошо, а что плохо. Это - вторая причина. В-третьих, чаще всего у таких женщин есть идеальный образ мужчины, отступить от которого они не могут. Страх близких отношений возникает и у девочки из неполной семьи, если мать внушает ей, что все мужчины - плохие. Для таких девочек мужчина подобен инопланетянину, с которым она не знает, как себя вести. Но уверена, что он ей изменит или предаст ее. И, пожалуй, самая главная причина - неприятие людей вообще, которое исходит, прежде всего, из неприятия себя, своего тела. Это причина как психологическая, так и физиологическая. Нам слишком долго внушали, что секс - это позорно, грязно, стыдно. Мы просто не могли свободно выражать свои чувства. У женщин постарше, таких, как вторая героиня - Оксана, возникал барьер в отношениях с окружающими, а тем более - с мужчинами. А какова роль общественного мнения в отношении к таким женщинам? Она жестока. Как в случае с первой героиней - Анастасией: ее проблема постоянно обсуждается, вышучивается. Это происходит потому, что в нашем обществе существует определенный канон: женщина должна иметь мужа, детей, а тех, кто отступает от этого, считают "белой вороной". Таким образом, общественное мнение навязывает женщине комплекс неполноценности. Почти у всех этих женщин существует проблема: я не такая, как все. Кстати, особенно остро ее ощущают молодые, порой комплекс становится трагедией. Женщины после пятидесяти смотрят на это с другой позиции - "Мне и так хорошо! Мне этого не нужно!" Общественное сознание не оставляет им надежды. Считается: если ты к 25 годам не создала семью, ты - безнадежна. Но если после тридцати у самой женщины сохраняется надежда (как у Оксаны), не все еще потеряно. Как эти комплексы отражаются наличности, на характере женщины? Есть несколько вариантов. У многих это вуалируется агрессивностью, другие впадают в депрессию, кто-то болеет. Все зависит от того, насколько эта проблема значима для женщины. Легче тем из них, у кого снижено или отсутствует сексуальное влечение - они почти не ощущают неудовлетворенности жизнью и несостоятельности. Все зависит от умения человека построить свою жизнь, реализовать себя в других делах. Но если сексуальное влечение велико, а реализовать его невозможно, женщины становятся раздражительными, унижают мужчин, считают, что во всех бедах виноваты именно они. Что бы вы посоветовали таким женщинам? Во-первых, нужно помнить, что сексуальная потребность - всего лишь одна из многочисленных потребностей человеческого организма. Человек может быть счастлив, и не удовлетворяя одну из своих потребностей. Ведь счастье - не только в сексе, и на нем нельзя зацикливаться. Мы рождены для реализации своих сил и возможностей. И если существует пробел в семейных отношениях, он восполняется достижениями в чем-то другом: в карьере, в творчестве, в хорошем отношении к людям. Во-вторых, не стоит искать идеал. Его нет. Воспринимайте ближних такими, какими они есть. Воспитайте в себе потребность в общении, в открытости и доверии к людям. В-третьих, нужно понимать, что семья карьере не помеха. Можно иметь и то, и другое. И, конечно, если у вас возникло желание преодолеть этот несимпатичный комплекс старой девы, обращайтесь к психологам. И помните: он преодолим!

СТАРАЯ ДЕВА

Старая дева жалеет не о том, что с нею случилось, а о том, чего не случилось.

Все знают, что такое “старая дева” - бесполое существо, которое трудно назвать женщиной, сухопарое, плоскогрудое, без всяких намеков на женственность, облаченное в нечто, чего не наденет ни одна уважающая себя женщина, с брезгливо-недовольным выражением лица и тонкими поджатыми губами.

Под “старыми девами” здесь подразумевается вполне определенный типаж женщин, у которых задержка психосексуального развития сочетается с особенностями личности.

После тридцати-сорока лет их называют “синими чулками”, так как они не умеют ни кокетничать, ни красиво одеваться, чтобы подчеркнуть фигуру.

Стремление некоторых “старых дев” не показывать никому даже кусочка своего тела порой доходит до абсурда. Они носят бесформенные или наглухо закрытые платья с высоким воротником, даже в жару облачаются в чулки и наряды с длинными руками, а юбки непременно ниже колен. В одежде предпочитают темные, серые, блеклые тона. Да и во всем остальном стараются не выделяться, не привлекать к себе внимания и быть незаметными.

У некоторых из них в подростковом возрасте была задержка полового созревания. Может быть и гормональная недостаточность, а это сказывается на внешнем облике женщины. С годами они становятся все более сухопарыми, с тонкими руками и ногами, плоской грудью.

Любая нормальная женщина должна жить половой жизнью. Желательно регулярно. Если нет партнера, то хотя бы мастурбировать.

У многих “старых дев” отсутствует половое влечение. Их не интересуют ни мужчины, ни секс, они никогда не пробовали мастурбировать.

Старая дева в ресторане истошно орет:

- Я не буду обедать в заведении, где разгул порнографии!

- Что такое, мадам? - подбегает метрдотель.

- В моем супе трахаются две мухи!

Анекдот

Некоторые “старые девы” со странностями. Но обычно их чудачества безвредны для окружающих.

Проиллюстрирую примером из своей клинической практики.

Маргарита с детства необщительная, замкнутая. В школе ее не любили. Хотя она из семьи невысокого социального уровня, Рита отличалась по своему интеллектуальному развитию и от родителей, и от сверстников. Она много читала, прочла все книги из домашней библиотеки соседа-профессора, потом записалась в Ленинскую библиотеку и проводила там все свободное время. Деньги, которые мать давала ей на школьные завтраки, Рита копила и тайком от нее покупала в букинистических магазинах библиографические редкости, подшивки дореволюционных журналов. Завела свою картотеку, в которую записывала исторические факты. Мать удивлялась, зачем ей это нужно, настаивала, чтобы дочь пошла погулять с ребятами на улице, но Рита говорила, что ей жаль тратить время на такую ерунду.

К одежде и своей внешности она равнодушна. Когда мать покупала ей модную одежду, Рита категорически отказывалась ее носить, заявляя, что не хочет быть, как все. Со школьных лет она носила черные юбки до середины икры, блузки темных расцветок с длинным рукавом и воротником-стойкой, плотные, непрозрачные чулки, - даже летом. Одноклассники дразнили ее “барышней-крестьянкой” и ехидничали: “Ритка много о себе “воображает”, а ее отец - сторож”.

У Маргариты привычка не смотреть собеседнику в лицо. Даже обращаясь к кому-либо, она смотрела поверх головы собеседника. Рита не была высокомерной, но выглядела отрешенной от окружающего. Сверстники говорили, что она “не от мира сего”. Но их насмешки Риту не задевали. Она не реагировала на их подколки, смотрела на своих обидчиков безразличным взглядом, как бы сквозь них. Со временем ее оставили в покое, никто не предлагал ей дружить.

Закончив школу Маргарита поступила на исторический факультет и всегда считалась лучшей студенткой на курсе. Когда ей предложили стать старостой курса, она отказалась. Рита отказалась вступить в комсомол, хотя ее упрекали за это и в школе, и в институте. На что она отвечала, что “быть в толпе” не желает.

Мужчинами она совершенно не интересовалась. В принципе ей было безразлично, кто ее собеседник, мужчина или женщина, она была одинаково закрыта и для тех, и для других. Никогда не рассказывала о себе, о ее личной жизни никто не знал.

Девиз старой девы: первый поцелуй - в церкви.

При этом она не была молчуньей, могла с увлечением говорить на интересующие ее темы по истории 18-19 веков и знала многое, о чем не знали даже преподаватели. Уже на четвертом курсе ей доверяли читать лекции и вести семинарские занятия со студентами младших курсов, и на них приходили даже преподаватели. У нее богатая, образная речь, она использовала слова и выражения, давно вышедшие из обихода и принятые в прошлом веке, но это ни у кого не вызывало улыбки, в ее устах это звучало вполне естественно. В институте поговаривали, что Маргарита “дворянских кровей”, хотя ее отец и мать - малообразованные люди и никакого отношения к дворянству не имеют.

После окончания института неожиданно для всех она устроилась на работу в архив, хотя ей предлагали остаться в аспирантуре и прочили большое будущее. Но к ее странностям все привыкли и знали, что уговаривать ее бесполезно. Каждый день Рита приносила домой полную сумку архивных материалов и все вечера просиживала над ними.

Не раз мать заговаривала с Маргаритой, что пора выйти замуж, годы идут, но та отмалчивалась, не возражая и не соглашаясь. Ее мать пыталась сама проявить активность. Приглашала в дом гостей, среди которых были неженатые мужчины, ее коллеги, или уговаривала приятельницу прийти к ним с сыном примерно того же возраста, что и Маргарита. А та даже не выходила к гостям, сидела в своей комнате, углубившись в изучение очередного фолианта, или уходила на весь вечер в библиотеку. Потом мать выговаривала дочери: “Ты поставила меня в неловкое положение перед гостями”, - и даже ссорилась с нею, а Рита, молча выслушав ее, уходила в свою комнату.

С возрастом она становилась все более и более странной. Одной из ее странностей было то, что она предпочитала одежду темных тонов, часто носила все черное, даже летом, и те, кто недостаточно хорошо ее знал, полагали, что Маргарита в трауре, и говорили при ней шепотом. Она по-прежнему носила или блузку с длинным рукавом и длинную юбку, или платья. Причем, все ее платья были примерно одного фасона - прямые, бесформенные, не приталенные. Рита была очень худой, а платья покупала почему-то на два размера больше, и они болтались на ней, как на вешалке. То, что носила Маргарита, ее мать называла “одеждой плакальщицы на похоронах”, критиковала ее манеру одеваться, но безуспешно.

На 30-летие дочери мать подарила ей нарядное шелковое платье. Вначале Рита категорически отказалась его надеть - по ее мнению, расцветка была слишком “кричащей”, а юбка была чуть выше колена. Мать обиделась, что дочери не понравился ее подарок, и та все же согласилась примерить.

Весь день Маргарита рассматривала себя в зеркале со всех сторон. Ей казалось, что юбка просвечивает. Она становилась напротив окна и смотрела в зеркало, не просвечивают ли ноги, пока ее мать не вскричала в сердцах: “Да кому нужны твои тощие ноги! Подумаешь, кто-то их увидит - убудет от тебя, что ли? Может быть, на тебя обратит внимание какой-никакой мужчина!”

Маргарита согласилась надеть новое платье только с нижней юбкой. Ее мать пришла в негодование - кто же надевает плотную нижнюю юбку под легкое летнее платье! Но Рита настояла на своем и действительно стала выглядеть нелепо - из-под шелка топорщились складки нижней юбки.

На работу в этом платье она пошла с таким несчастным видом, будто ее вели на казнь, и постоянно пыталась одернуть юбку. Садясь в транспорте, натягивала ее на колени. Придя на работу, Рита все же не смогла пересилить себя и надела сверху синий сатиновый халат, в котором обычно протирала стеллажи.

Больше она это платье не надевала и ходила в своей привычной одежде без намека на женственность.

Однажды она заболела бронхитом, и ей нужно было провести рентгеноскопию легких. Рентгенологом был мужчина. Маргарита этого не знала - пока она раздевалась, тот был в смежном кабинете. Раздевшись до пояса, но прикрываясь одеждой, Маргарита направилась к рентгеновскому аппарату. В этот момент вошел врач. От ужаса Рита присела на корточки. Рентгенолог жестом показал, куда ей пройти, и сел на свое место. Она не двигалась, вся сжавшись в комок. Врач повторил приглашение, потом вошла медсестра и пыталась поднять Маргариту с пола, но та наотрез отказалась. Только после того, как рентгенолог, пожав плечами, вышел из кабинета, Маргарита встала с пола, но отказалась от обследования и ушла.

В купе поезда старая дева и молодой человек. Она забилась в угол и трясется от страха: “Сейчас он меня изнасилует!” А молодой читает журнал “Крокодил” и удивляется - чего она боится?

- Мадам, вы чем-то обеспокоены? Хотите, я покажу вам свой “Крокодил”?

- Только посмейте расстегнуть брюки, негодяй, и я буду кричать!

Анекдот

Чем старше она становилась, тем нелепее себя вела, когда был риск, что кто-то увидит ее обнаженной.

В своей комнате Рита повесила плотные шторы, а перед тем, как переодеться, еще раз придирчиво осматривала, не осталось ли хоть маленькой щелочки между шторами. И даже после этого она отходила в самый дальний угол комнаты, который из окна не просматривался, и к тому же, выключала свет.

Ей казалось, что за ней кто-то может наблюдать из дома напротив, когда она переодевается. Рита обзавелась биноклем и перед тем, как переодеваться, внимательно рассматривала в бинокль все окна и балконы противоположного здания.

Застав ее за этим занятием, мать швырнула бинокль с балкона, сказав: “Ты совсем спятила, если начала подглядывать за соседями!”. “Я за ними не подглядываю, а смотрю, не подглядывают ли за мной”. “Ну, тогда ты точно спятила! - рассердилась мать. - Если бы подглядывала, еще куда ни шло. Хоть на чужую жизнь посмотришь, раз своей нет. А кто будет за тобой-то поглядывать! Кому нужна твоя тощая фигура - хоть спереди, хоть сзади, как доска?! Тоже мне - звезда стриптиза! Если б на тебя кто позарился и стал подглядывать - радоваться надо”.

Хорошо быть мужчиной! Никто не назовет “старой девой” и “синим чулком”…

Но слова матери, как всегда, не возымели действия. Маргарита занавесила даже маленькое окно в ванной, хотя оно было под самым потолком, а квартире никого, кроме нее и матери не было. У себя в комнате она запиралась на ключ, а замочную скважину занавешивала полотенцем.

А еще она жаловалась матери, что за ней подглядывает сосед. Мать недоумевала - ведь квартиры разделены стеной, к тому же сосед - алкоголик, у него совсем другие проблемы.

“Когда я его встречаю у подъезда, он все время на меня пялится и говорит всякие гадости, - так аргументировала Рита. - Он совсем дурной, жены у него нет, женщины к нему не ходят. С него станется - дрелью просверлит в стене дырку и будет за мной подсматривать”.

Она повесила на стену, граничащую с квартирой соседа, ковер, но и это ее не успокоило. Каждый вечер Рита придирчиво обследовала все участки стены и ковер - не появилась ли “дырка”.

«Старая, но не дева», - заключение гинеколога после осмотра 55-летней жертвы изнасилования.

Маргарите за пятьдесят, но выглядит она лет на десять старше. Она по-прежнему работает в архиве, так же нелепо одевается. Теперь Рита живет одна - мать несколько лет назад вышла замуж (!!!) и переехала жить к мужу, устав от чудачеств дочери.

Если не будет никаких потрясений, старая дева может спокойно прожить свою жизнь серой мышкой. С возрастом многие из них становятся чудаковатыми, заводят множество домашних животных и всецело отдаются уходу за ними. Любят природу, могут восторгаться цветком как неким совершенством природы. Они живут с родителями до самой их смерти, преданно ухаживают за ними, безропотно терпят капризы престарелых родителей и не ропщут на судьбу.

В 35 можно быть и молодой бабушкой, и старой девой.

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Он – Дева (24.08 – 23.09) Главное – не требуй от него вздохов при Луне, цветистых слов о любви и прочей романтики. Это – не его конек. Он – практик. Зато все, что касается конкретных вещей, которые можно потрогать руками, он понимает как нельзя лучше. Все в его жизни, и любовь в том

Из книги Психиатрические эскизы из истории. Том 2 автора Ковалевский Павел Иванович

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

Кора/Дева Коллективное бессознательное, как часто указывал Юнг, не подчиняется правилам и предписаниям сознания. В отличие от мира, о котором у нас есть определенные представления, мира, упорядоченного в пространстве и во времени, область бессознательного беспорядочна,

Из книги Пути в иные измерения автора Меррелл-Вольф Франклин

22. НЕБЕСНАЯ ДЕВА Из поколения в поколение женщина была хранительницей наслаждения, и дарование наслаждения составляет значительную часть ее власти и торжества. В наши дни женщина слишком часто склонна, в подражании мужчине, не доверять своим естественным способностям и

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ДЕВА (ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК) К образу Коры (Девы) обращался еще К.-Г. Юнг. Но он объединял всех божественных дев греческой мифологии: Артемиду, Афину и Кору и считал их различными проявлениями (ипостасями) одного архетипа. Также он полагал, что Кора (безымянная, неизвестная

Из книги Пульт управления жизнью. Энергетика взаимоотношений автора Кельмович Михаил

Из книги Марс и Венера в спальне автора Грэй Джон

НЕПРИСТУПНАЯ ДЕВА Афина Паллада мыслилась как дева - тем более, что она была покровительницей одноименного города и ее девственность напрямую символизировала неприступность городских стен. Это вообще давняя традиция и метафора: уподобление городов девам или блудницам

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

История старая, как мир Молодая женщина, привлекательная, умная, встретила мужчину и полюбила его. Чувства, естественно, переросли в отношения. Казалось, свадьба не за горами. Она понимает, что у нее будет ребенок, и совершенно счастливая сообщает об этом своему

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

СТАРАЯ БАЙКА Когда женщина надевает что-нибудь из старой байки, совершенно ясно, что она не в настроении! В это время самое лучшее - обнять ее. Партнер может просто покрепче к ней прижаться, быть нежным и любящим, не становясь при этом

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Дева (24.08-23.09) Девы – прирожденные эстеты, обладают хорошим вкусом, элегантны. Много времени посвящают уходу за собой. В вопросе ароматов Девы избегают навязчивой экстравагантности. Выбирают, как правило, сладковатые цветочные и травяные ароматы. Этим требованиям лучше

Из книги Что ОН имеет в виду, [когда спрашивает: «Хочешь большой, но чистой любви?»] автора Степанов Сергей Сергеевич

ДЕВА, РАСКАЧИВАЮЩАЯ СОЛНЦЕ В Междугорье, в Югославии, с конца 1970-х происходит так называемый феномен Марии (явление Девы Марии). Пятьдесят тысяч верующих и любопытствующих со всего мира собирались каждый день, чтобы пережить божественное присутствие, случавшееся только в

Из книги Сундук старого принца автора

Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека Наш мир – это мир женщины – Великой Матери. Женщина – женское начало – троится на Мудрость, Жертву и Любовь.Когда христиане-аскеты отвергли женщину и землю, запретили женщине быть женщиной, она перевернулась, вместе с

Из книги Музыка рассвета автора Гнездилов Андрей Владимирович

Старая дева или свободная женщина? Широко бытует мнение, что главная задача любой женщины – создать семью, то есть выйти замуж и родить ребенка. Достижению этой цели она посвящает лучшие годы своей жизни – выбрав достойного партнера, всеми средствами стремится отвести

Из книги Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию автора Калшед Дональд

Старая королева Так трудно на склоне дней своих, среди тысяч разбитых иллюзий расставаться с последними! Жизнь прошла в трудах, в надежде, что все - недаром, что мир хоть и понемногу, но улучшается. Каким двусмысленным торжеством звучит афоризм об устах младенца, которые

Из книги автора

Старая королева Так трудно на склоне дней своих, среди тысяч разбитых иллюзий, расставаться с последними! Жизнь прошла в трудах, в надежде, что все - недаром, что мир хоть и понемногу, но улучшается. Каким двусмысленным торжеством звучит афоризм об устах младенца, которые

Из книги автора

Дева Мария как ангел-хранитель Молодая женщина, пережившая инцест, была у меня в анализе уже около двух лет, когда стали восстанавливаться воспоминания третьего и четвертого года ее жизни. Каждое воскресенье, когда мать уходила в церковь, отец, пьяный с утра, уводил ее из

Старая дева - это женщина, которая всю свою жизнь остается девственницей. Таково основное значение этого устойчивого словосочетания. Но все гораздо глубже. Старая дева - это не столько возраст и отсутствия половых отношений с мужчинами, сколько состояние души, склад характера. И можно ли вообще определить ту возрастную грань, преодолев которую девственница автоматически становится старой девой? 40 лет? Или 30? Или даже 25? Есть девушки, которые и в 20 называют себя таковыми. Но это уже совсем другая история.

Двадцатилетние по определению не могут быть старыми девами - они всего лишь боятся ими остаться. Хотя задатки старой девы легко выявить и в молодом возрасте. Все очень индивидуально, но обычно девушке, рискующей состариться девственницей, свойственны:
1) заниженная самооценка ("Кому я понравлюсь?")
2) завышенные требования к мужчинам ("Жду принца")
3) проведение свободного времени дома ("Лучше я на выходных торт испеку и съем его, когда по телеку будут идти "Четыре свадьбы и одни похороны")
4) осуждение подруг, легко сходящихся и расходящихся с мужчинами ("Сейчас он говорит, что любит. Посмотрим, что будет через месяц")
5) брезгливость в отношении мужского запаха, преувеличение неприятных ощущений от жизни с мужчиной ("Не представляю, как это - жить с мужчиной, носки его нюхать, рубашки потные стирать")
6) придание огромного значения незначительным знакам внимания со стороны мужчин с последующим долгосрочным смакованием подробностей ("Когда в прошлую среду он стоял у окна в университете, а я прошла мимо, он ТАК посмотрел. А вчера, наоборот, сделал вид, что не заметил меня. Тогда зачем он в среду ТАК смотрел?")
7) плохо скрываемая радость при прослушивании рассказов о чужих расставаниях и разводах ("Вот так, выскочат замуж, нарожают детей, а потом - у разбитого корыта. Уж лучше одной быть")
8) принятие в штыки активных ухаживаний со стороны мужчин ("Руку свою время танца чуть ниже моей спины опустил - все понятно с ним, бабник!")
9) решительный отказ от знакомства по объявлениям, через Интернет, с помощью брачных агентств ("Это унизительно. МОЙ мужчина сам найдет меня")
10) страх перед сексом как таковым, подсознательное убеждение, что это неприлично, грязно, нехорошо.

Если ты пока еще не вступала в интимные отношения с мужчинами, и тебе подходят более трех из вышеприведенных черт характера - есть повод задуматься. Не слишком ли критично ты относишься к противоположному полу и не слишком ли замыкаешься в своем уютном мирке, как мышка в норке?

Старая дева, несомненно, переживает свое не совсем полноценное положение в обществе. Комплексы, связанные с отсутствием отношений с мужчинами, постепенно превращаются в огромный мохнатый комок в душе, накладывающий отпечаток на характер и взаимоотношения с окружающими. А окружающим людям порой бывает еще сложнее, чем самой "старой девушке". Ведь нужно понимать, подстраиваться и стараться не обидеть такую особу. К сожалению, обычно попытки выманить мышку из ее норки не увенчиваются успехом.

Рассказывает Дмитрий, 26 лет:
"Тамара - моя коллега по работе . Ей 40 лет. Как-то случайно я услышал разговор между сослуживицами о том, что она - старая дева. Но мне Тамара нравится! Не красавица, но ухоженная, стройная, умная, начитанная. И я ей явно нравлюсь. За те полгода, что мы с ней стали чаще общаться, она сильно изменилась в лучшую сторону. Перестала носить хвостик - распускает свои длинные волосы, благоухает духами, почти каждый день меняет наряды. Чувствую, что это все для меня. Но! Она себя так нелогично ведет. Стоит мне начать разговаривать с коллегой женского пола, как Тамара тут же подходит с вопросами, отзывает меня по самому глупому поводу, лишь бы не дать нам общаться. Все так наивно, заметно. Но при этом я чувствую, что Тамара меня боится! Серьезно! Сели как-то с ней вдвоем пить чай, я встал и закрыл на замок дверь в кабинете, а она вскочила и тут же открыла: "Зачем вы закрыли? Вдруг кому-то надо войти?"
Называет меня исключительно на "вы", хотя я один из самых молодых сотрудников в коллективе, и большинство говорит мне "ты". Меня тянет к ней, даже не пугает разница в возрасте, осуждение со стороны коллег и знакомых. Но она не дает к себе приблизиться ни на шаг. А в коллективе уже ходят слухи, что мы тайно встречаемся.
Вопиющий случай произошел, когда я вернулся из командировки. В шесть часов утра, выйдя из поезда, на перроне вокзала я вдруг увидел Тамару. Она ждала меня. Подошла, приветливо поздоровалась, все так же обращаясь на "вы". И вдруг я слышу: "Я тут рядом живу, давайте зайдем, чай попьем?" Ну все, думаю, вот оно, наконец-то, решилась!" Пришли к ней, она вежлива до ужаса. И абсолютно холодна. Меня сажает на диван, а сама забивается в кресло у противоположной стены. Обстановка в квартире удручающая. Стерильная чистота и одновременно старомодность во всем: вязаные крючком кашпо, старое пианино... Наливает чай и хихикает - на чайных пакетиках название "Кама с утра". Тут же снова отпрыгивает в свое кресло. Почему-то открывает форточку. Я начинаю принюхиваться к себе - воняю что ли? Всего одну ночь ехал в поезде и накануне мылся.
Ситуация идиотская: полседьмого утра, в квартире гуляет зимний ветер, мы пьем чай на расстоянии трех метров друг от друга и говорим о поэзии Артура Рэмбо и театре Романа Виктюка. С тех пор попыток сблизиться с Тамарой я больше не предпринимал".

Рассказывает Наталья, 49 лет:
"Моей дочери Лене уже 28 лет, а с мужчинами она все еще не встречается. У нее внешность этакой замужней матроны, имеющей ребенка детсадовского возраста - высокая, крупная, с тяжелым взглядом. Как будто уже столько всего пережила, а на самом-то деле - сущее дитя!
Когда ей было 23 года, она и ее подруга общались по работе с двумя парнями. А потом парни пригласили их праздновать вместе Новый год. Девчонки оживились: салатики готовили, наряды себе подбирали, прически делали. После праздника Лена вернулась злая: "Им одного надо! Все мужики одинаковые!" Оказалось, что подруга переспала с одним из парней, а другой приставал к Лене. В последствии подруга вышла замуж за того парня, а Лена с ней рассорилась, посчитав предательницей.
Лена очень переживает из-за своего одиночества, считает, что все дело в лишнем весе, ужасно комплексует. Я ей говорю: "Ты посмотри, какие уродины есть среди замужних! Не во внешности дело!" Не слушает, периодически морит себя голодом. В гости не любит ходить, в отпуск планирует поехать вместе со мной. Зачем я ей, женихов отпугивать? Знакомиться по объявлениям не желает ни в какую: "Что я, ущербная что ли?" Когда пытаюсь познакомить ее с сыном каких-нибудь знакомых - бесится. В последнее время часто плачет, говорит: "Мама, для чего я живу?" А я думаю, как же так я ее воспитала, ведь сама же замуж выскочила в 18 лет?! Грустно представлять, что она останется старой девой, а я так и не дождусь внуков"…

Советовать что-либо окружающим, а уж тем более самим старым девам - трудно, но я все же попробую. Если тебя действительно мучит неприлично затянувшаяся девственность, может быть, стоит вопреки своим жизненным убеждениям ненадолго перестать ждать своего Единственного и просто переспать … Нет, не с кем попало. А с мужчиной, который оказывает твоей персоне знаки внимания. У него куча недостатков и ты не видишь его в роли бойфренда? Ну, так даже лучше! Его главной задачей будет помочь тебе потерять девственность. Только не забудь о средствах контрацепции! Комплекс старой девы нейтрализуется, мысли о том, что "меня до сих пор никто не захотел!" потеряют актуальность, и ты сможешь, наконец, спокойно подумать над тем, по каким причинам все еще одна.

А если твоя девственность тебя не мучит , а напрягает только лишь общественное мнение - наплюй на всех, у тебя своя жизнь и ты вольна строить ее так, как тебе угодно. Секс - не единственная составляющая счастья. Можно реализовать себя не только в роли любовницы и жены, но и, например, стать суперпрофессионалом своего дела. В конце концов, взять ребенка из детского дома. И просто жить так интересно и ярко, что никому и в голову не придет назвать тебя старой девой.