Феномен старой девы. У нас жалеют, на Западе – уважают

Каждая девочка, едва осознав свою половую принадлежность, мечтает о «простом женском счастье» - счастье любить и быть любимой, о семье, о детях. Откуда же берутся старые девы – женщины вне возраста и времени, всю жизнь посвятившие только работе (ведь личной жизни, в привычном для всех понимании, у нее нет и никогда не было), считающие мужчин только как атавистическим придатком к тому органу, который по недоразумению им дали для того, чтобы он использовался для продолжения рода человеческого, но распорядиться которым они правильно не могут?

Воспитанная в семье, где главенствуют только женщины (чаще всего имеющие обо всех мужчинах вообще негативное мнение), будущая старая дева не имеет (или почти никогда не имеет) опыта общения с представителями мужского пола. Милые и послушные, «паиньки», такие девочки обычно хорошо учатся, с удовольствием занимаются домашним хозяйством, мальчишек во дворе и в школе обходят стороной, потому что дома ей внушают, что ничего хорошего от них, как и от мужчин вообще, ждать не приходится, и нужно им «только одно». Закончив школу, поступают в какой-нибудь «женский» ВУЗ, и работают затем в исключительно женском коллективе. Обычно это библиотека, школа, поликлиника, где мужчины встречаются крайне редко, а если и встречаются, то, либо уже обременены семьей, либо больше интересуются своей профессией, чем женщинами. Ей трудно увидеть в полнеющем лысоватом мужчине образ Заколдованного Принца – она видит в нем только похотливого самца, готового посягнуть на ее честь и потом бросить ее.

Милая и скромная, она не вешается на шею каждому встречному мужчине. Боясь спровоцировать внимание особы, ни в коей мере не удовлетворяющей ее завышенным требованиям, она тихонько сидит в уголке, молча оценивая происходящее. Но кто знает, какие бури бушуют в ее милой, аккуратненько причесанной головке?

Помыслы этой девушки наивны и чисты. Именно эта душевная чистота и искренность привлекает к ней любителей невинных и непорочных девочек. Книжные девочки, чаще всего воспитывающиеся в семье, где мужчина существует только как абстрактное понятие, рисуют в своем воображении образ Прекрасного Принца, не имеющего недостатков. Известно, что в реальности таких мужчин попросту не существует, но девушка не хочет этому верить, поэтому не замечает порядочных мужчин, которые хоть сколько-нибудь соответствуют ее идеалу.

И дело, видимо, в том, что она просто не умеет отделить реальность от сказки.

Свою девственность и добродетель она несет, как гордое знамя, не понимая при этом, что и у мужчин могут быть свои критерии отбора, и если этот критерий – единственный, который подходит им при выборе подруги жизни, на многое ли она может рассчитывать? Ведь мужчины активно ищут свой идеал, а современные Принцессы ожидают их у своего дома. Они не бывают на вечеринках, не знакомятся на улицах, а Прекрасные Принцы все никак не находят дорогу к ее дому. Знакомится девушка только с теми, кого рекомендуют ей ее мама, тети и бабушки, но те претенденты, которые появляются на ее пути, не проходят ее «кастинг»: главным достоинством наивная девушка считает романтизм Дон Кихота, идеальную внешность, прекрасные манеры, безупречный музыкальный вкус и разделение ее книжных взглядов на жизнь. Роль секса в понимании такой тургеневской девушки настолько ничтожна, что ей можно и вовсе пренебречь. Только супружеский долг в темноте под одеялом, в целомудренных позах и только потому, что все мужчины – «грубые животные».

Эти «тараканы» настолько прочно сидят в ее голове, что она отметает всех претендентов, не желая замечать в них ни их надежности, ни готовности вместе с ней участвовать в воспитании детей и желании сделать их общую жизнь уютной и комфортной для обоих, желании уважать не только свое, но и ее мнение. Собственно, все то, что женщины ищут в мужчинах.

А годы все идут, и постепенно желающих видеть ее своей принцессой все меньше и меньше, пока тоненький ручеек из возможных Принцев не пересыхает совсем. Девушка перестает верить в любовь, но, хотя она устала от одиночества, ее книжные представления настолько сильны, что она не может ими пренебречь, и продолжает ждать идеального мужчину. При этом ищет в мужчинах опять только те «сказочные» черты, которые сформировались у нее когда-то в давней юности, и не может, потому, что не хочет видеть в них черты реальные, составляющие характер и привычки реального человека.

Она готова к любви, готова отдать себя любимому, но те из мужчин, которых она когда-то отвергла, уже давно женаты, уже и «второй сорт», на который она готова согласиться, не очень-то стремится к тому, чтобы связать с ней свою жизнь. Все еще можно спасти, пересмотри она свои взгляды, вылезь из скорлупы недоступности и высокомерия, разгляди в земных, реальных мужчинах с неромантической внешностью верность и честность, порядочность и чувство ответственности за свою семью. Хуже, если девушка не сможет и не сумеет вовремя выйти из мира грез.

Не пересмотрев свои взгляды на жизнь как на сказку, ища в реальных мужчинах по-прежнему прекрасных принцев, она так и остается одна, с потухшим взглядом, уставшая от одиночества и разуверившаяся в любви. Она ненавидит мужчин, так как они не увидели, не разглядели ее прекрасную чистую душу, не оценили ее порывы сделать мир чище и , не захотели взять ее девственность как бесценный дар, как жертву во имя любви и преданности единственному в мире Прекрасному Принцу. И это уже не тургеневская девушка, а старая дева.

Само выражение «старая дева» в какой-то степени архаично, отживает свой век. Ведь в классическом значении этих слов имеется в виду женщина, до зрелых лет живущая в родительском доме на положении девочки.

Сейчас, для того чтобы выйти замуж или отказаться от замужества, согласия родителей не нужно. Вовсе не обязательно оставаться с мамой и папой навсегда. Можно жить своим умом, своим домом – вне зависимости от того, замужем вы или нет.

Но тем не менее словечко пока живет. Старыми девами все еще называют. Ими опасаются остаться очень многие девушки и потому торопятся выскочить замуж абы за кого. В конце концов, ведь можно и развестись. Положение «разведенки» – свободной женщины – более почетно в их глазах, чем статус «засидевшейся в девках».

А вот в Европе, как правило, никто не боится прослыть старой девой. Евродевицы не хотят остаться без бой-френда, что да, то да, но зарегистрировали они свои отношения с молодыми людьми или нет – никого не касается.

Психологические причины, затрудняющие тесный контакт с противоположным полом, могут быть самыми разными. Прежде всего отнюдь не всех девушек интересует именно половой партнер. Он их, конечно, интересует. Но значительная категория молодых (и не очень молодых) женщин ценит жизнь во всем ее многообразии. Мужчина для них – просто одна из многочисленных (приятных, спору нет) граней бытия.

Это самостоятельные, энергичные женщины, с увлечением занимающиеся своей карьерой или иным делом жизни. Они выходят-таки замуж, но, строго говоря, длительный период их биографии можно назвать жизнью старой девы, хотя никто из окружающих, как правило, об этом не заикается. Эти энергичные бизнесвумен могут подолгу мечтать о прекрасном принце, как обычные школьницы.

Часто в старых девах подолгу засиживаются очень домовитые, чувственные молодые женщины, про которых уж никак нельзя подумать, что они останутся в одиночестве. Да они и не в одиночестве, они окружены массой друзей и подруг, которые в них видят воплощение надежности, доброты и нежности.

В отличие от предыдущего типа такие женщины не зациклены на карьере, на своем видении мира. Но и они, как правило, довольно успешно работают, их дом – полная чаша. Если присмотреться к их окружению, там можно легко найти кандидата на звание хозяина этого дома. Но он сам может об этом не догадываться. Таким женщинам в отличие от первого типа не хватает решительности, инициативности, чтобы привлечь или удержать мужчину.

Разновидность женщины-друга – общительные путешественницы-интел­лек­т­уалки. Среди огромного числа их знакомых вы легко затеряетесь без проводника. Про таких трудно точно сказать: то ли они старые девы, то ли у них есть по мужу в Париже и Лондоне? Одно другому не мешает, мы тут рассматриваем проблему с социальных, а не с физиологических позиций. Непостоянство – вот причина того, что женщины этого третьего типа долгое время не могут заполучить себе штампик в паспорте.

Мечта поэта

Любой порядочной женщине свойственна определенная застенчивость. У некоторых она может быть более развита. Подчас это только привлекает мужчин, если, конечно, у стеснительности есть мера. Застенчивые – они такие: если вы пробили их «кокон» и попали внутрь, то уже не выберетесь. Но, к счастью для вас, пробить этот кокон нелегко.

У таких женщин может быть прошлое, от которого они не в состоянии избавиться. Их легче убить, чем освободить от воспоминания о первой любви. К нему, своему первому мужчине, они стремятся долгие годы душой и телом. А он уже все забыл. И женщина остается старой девой.

Очень часто застенчивость сочетается в женщине с мнительностью, она комплексует сначала по поводу своей внешности, потом по поводу своих лет: «На танцплощадке (дискотеке, в ночном клубе) одни четырнадцатилетние, я там буду в мои восемнадцать старухой».

Одна из главных причин, из-за которых появляются старые девы, – высокомерие. Девушки с чванливым, заносчивым характером должны обладать несомненной красотой, чтобы выйти замуж.

Есть тип «разборчивых невест», описанных художником Федотовым, они слишком критичны, видят в окружающих мужчинах лишь недостатки. Мелочи, важные для всех без исключения женщин, для таких критикесс – не мелочи, а глыбы, мимо которых не пройдешь. Если излишняя критичность сочетается еще с определенной холодностью, переходящей во фригидность, то обладательнице такого характера судьба старой девы обеспечена.

То же самое можно сказать про слишком изысканных для нашего варварского времени девушек. Они не в силах долго терпеть подле себя хама и грубияна. Конечно, если они этого хама и грубияна полюбят, то будут его по мере сил облагораживать. Но ведь могут и не полюбить. Кроме того, такие эстетки часто прогоняют равного себе во всем эстета. Причины разрыва могут быть разные. Кому-то нужно и ведро с мусором выносить. Но не это главное. Хорошие манеры – это ведь не вещь в себе, а своего рода общественная игра. И игроков должно быть не меньше двух. Играть в одиночку никак нельзя, даже если кто-то изображает из себя зрителя.

Женщины Бальзака

Можно было бы с некоторой натяжкой записать в старые девы женщин-вамп. Без сомнения, часть из них рискует на каком-то этапе своей жизни побывать в шкуре старых дев. Хотя, конечно, в целом это два разных полюса женских характеров.

Почему женщина-вамп может оказаться без мужа? Потому что по сути своей она не слишком женственна. Если подумать, то дамский «демонизм» – не что иное, как проявление мужских генов. По крайней мере, у традиционно ориентированного мужчины не может не сложиться именно такого мнения. Хотя оно и небесспорно.

Некоторая, скажем так, экстравагантность тоже может быть причиной того, что девушка не сразу остановит на ком-то свой выбор. Шумные, энергичные девицы – душа компании. Обычно событиями (и мужьями) насыщена центральная часть их жизни. А в юности они ведут жизнь неугомонных, веселых стрекоз, так хорошо описанную дедушкой Крыловым.

Есть сдержанные, холодноватые женщины с труднообъяснимой, просто мистической склонностью к позднему замужеству. Они учатся, работают, добиваются успехов, но главное для них – сверхмужчина. Частенько уже в возрасте старой девы они становятся-таки женами немолодых (или просто старообразных) банкиров, писателей с мировой известностью, ученых… Неравный брак в этом случае оказывается вполне счастливым. Их выбор действительно очень достоин. То, что он одобряется не всеми их ровесницами, можно в расчет не брать.

Личное мнение

Евгений Дога:

– До сих пор помню одну свою преподавательницу – старую деву с золотым пауком на черной кофте. Даже атмосфера вокруг нее была какая-то… затхлая! Неслучайно все-таки природа предусмотрела такой вид объединения людей, как семья. Одиночество нужно иногда, чтобы углубиться в себя, но никакие книги, никакие друзья не научат человека тому, что он получает в семье. Это особый вид общения, особый вид совместной деятельности. Но найти свою «половину» и создать семью – это не так просто, это труд…

Кто Немолодая женщина, никогда не выходившая замуж. Имеется в виду, что лицо женского пола (Х) ведёт одинокий образ жизни, не имеет ни мужа, ни детей, несмотря на свой значительный для этого возраст. Говорится с неодобрением или с пренебрежением; …

Разг. Немолодая женщина, не бывшая замужем. ФСРЯ, 130; Сл. Акчим. 1, 227; АОС 10, 360 …

Старая дева - Немолодая женщина, не вышедшая замуж. [Стрижин] у себя в квартире держал вместо хозяйки свою свояченицу Дашеньку, старую деву (Чехов. Неосторожность) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Старая дева - так в России называют немолодую женщину, лет за тридцать, не бывшую замужем и не имеющую детей. Старых дев называли «христовыми невестами» и в то же время считали это бедой женщины. Ее, как правило, жалели, если она была женщиной доброй, злую же… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

старая дева - О немолодой девушке, не вступавшей в брачные отношения … Словарь многих выражений

Лучше поздно, чем никому, - сказала старая дева, отправляясь в роддом - (от посл. Лучше поздно, чем никогда лучше что л. сделать позднее, чем не сделать этого никогда; никому не дать не отдаться мужчине) 1) исходное знач.; 2) о лишении девственности … Живая речь. Словарь разговорных выражений

С белой косоплёткой. Пск. То же, что старая дева. СПП 2001, 34. Домовая дева (девица). Яросл. То же, что старая дева. ЯОС 4, 13. Миколаевская (Николаевская) дева (девка, девушка). Дон. То же, что старая дева. СДГ 1, 125. Пристарелая дева. Арх.… … Большой словарь русских поговорок

ДЕВА, девы, жен. (книжн. поэт.). То же, что девушка в 1 знач. «В избушке, распевая, дева прядет.» Пушкин. ❖ Старая дева (разг.) оставшаяся девицей до пожилых лет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДЕВА, ы, жен. (устар.). То же, что девушка (в 1 знач.). Старая дева (разг.) о немолодой девушке, не вступавшей в брачные отношения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

дева - Старая дева (разг.) оставшаяся девицей до пожилых лет. Его сестра так и осталась старой девой … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Оноре де Бальзак. Собрание сочинений. Том 4. Жизнь холостяка , Оноре де Бальзак. Оноре де Бальзак - выдающийся французский писатель. Его эпопея "Человеческая комедия", состоящая из 90 романов и рассказов, связанных общим замыслом и многими персонажами,- грандиозная по…
  • Исидор Шток. Пьесы , Исидор Шток. Пьесы драматурга И. Штока прочно вошли в золотой фонд советской драматургии. Они с большим успехом идут на сценах театров нашей страны и за рубежом. В последние годычитатели могли…

Старая дева Немолодая женщина, не вышедшая замуж. [Стрижин ] у себя в квартире держал вместо хозяйки свою свояченицу Дашеньку, старую деву (Чехов. Неосторожность).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Старая дева" в других словарях:

    старая дева - одинокая, перестарок, вековуха, вековуша, засиделась в девках, христова невеста Словарь русских синонимов. старая дева перестарок (разг.); вековуха, вековуша (прост.); христова невеста (устар.) засиделась в девках (разг.) Словарь синонимов… … Словарь синонимов

    СТАРАЯ ДЕВА - кто Немолодая женщина, никогда не выходившая замуж. Имеется в виду, что лицо женского пола (Х) ведёт одинокий образ жизни, не имеет ни мужа, ни детей, несмотря на свой значительный для этого возраст. Говорится с неодобрением или с пренебрежением; …

    Старая дева - Разг. Немолодая женщина, не бывшая замужем. ФСРЯ, 130; Сл. Акчим. 1, 227; АОС 10, 360 …

    Старая дева - так в России называют немолодую женщину, лет за тридцать, не бывшую замужем и не имеющую детей. Старых дев называли «христовыми невестами» и в то же время считали это бедой женщины. Ее, как правило, жалели, если она была женщиной доброй, злую же… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    старая дева - О немолодой девушке, не вступавшей в брачные отношения … Словарь многих выражений

    Лучше поздно, чем никому, - сказала старая дева, отправляясь в роддом - (от посл. Лучше поздно, чем никогда лучше что л. сделать позднее, чем не сделать этого никогда; никому не дать не отдаться мужчине) 1) исходное знач.; 2) о лишении девственности … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    ДЕВА - с белой косоплёткой. Пск. То же, что старая дева. СПП 2001, 34. Домовая дева (девица). Яросл. То же, что старая дева. ЯОС 4, 13. Миколаевская (Николаевская) дева (девка, девушка). Дон. То же, что старая дева. СДГ 1, 125. Пристарелая дева. Арх.… … Большой словарь русских поговорок

    ДЕВА - ДЕВА, девы, жен. (книжн. поэт.). То же, что девушка в 1 знач. «В избушке, распевая, дева прядет.» Пушкин. ❖ Старая дева (разг.) оставшаяся девицей до пожилых лет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДЕВА - ДЕВА, ы, жен. (устар.). То же, что девушка (в 1 знач.). Старая дева (разг.) о немолодой девушке, не вступавшей в брачные отношения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    дева - Старая дева (разг.) оставшаяся девицей до пожилых лет. Его сестра так и осталась старой девой … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Оноре де Бальзак. Собрание сочинений. Том 4. Жизнь холостяка , Оноре де Бальзак. Оноре де Бальзак - выдающийся французский писатель. Его эпопея "Человеческая комедия", состоящая из 90 романов и рассказов, связанных общим замыслом и многими персонажами,- грандиозная по…

СТАРАЯ ДЕВА

Старая дева жалеет не о том, что с нею случилось, а о том, чего не случилось.

Все знают, что такое “старая дева” - бесполое существо, которое трудно назвать женщиной, сухопарое, плоскогрудое, без всяких намеков на женственность, облаченное в нечто, чего не наденет ни одна уважающая себя женщина, с брезгливо-недовольным выражением лица и тонкими поджатыми губами.

Под “старыми девами” здесь подразумевается вполне определенный типаж женщин, у которых задержка психосексуального развития сочетается с особенностями личности.

После тридцати-сорока лет их называют “синими чулками”, так как они не умеют ни кокетничать, ни красиво одеваться, чтобы подчеркнуть фигуру.

Стремление некоторых “старых дев” не показывать никому даже кусочка своего тела порой доходит до абсурда. Они носят бесформенные или наглухо закрытые платья с высоким воротником, даже в жару облачаются в чулки и наряды с длинными руками, а юбки непременно ниже колен. В одежде предпочитают темные, серые, блеклые тона. Да и во всем остальном стараются не выделяться, не привлекать к себе внимания и быть незаметными.

У некоторых из них в подростковом возрасте была задержка полового созревания. Может быть и гормональная недостаточность, а это сказывается на внешнем облике женщины. С годами они становятся все более сухопарыми, с тонкими руками и ногами, плоской грудью.

Любая нормальная женщина должна жить половой жизнью. Желательно регулярно. Если нет партнера, то хотя бы мастурбировать.

У многих “старых дев” отсутствует половое влечение. Их не интересуют ни мужчины, ни секс, они никогда не пробовали мастурбировать.

Старая дева в ресторане истошно орет:

- Я не буду обедать в заведении, где разгул порнографии!

- Что такое, мадам? - подбегает метрдотель.

- В моем супе трахаются две мухи!

Анекдот

Некоторые “старые девы” со странностями. Но обычно их чудачества безвредны для окружающих.

Проиллюстрирую примером из своей клинической практики.

Маргарита с детства необщительная, замкнутая. В школе ее не любили. Хотя она из семьи невысокого социального уровня, Рита отличалась по своему интеллектуальному развитию и от родителей, и от сверстников. Она много читала, прочла все книги из домашней библиотеки соседа-профессора, потом записалась в Ленинскую библиотеку и проводила там все свободное время. Деньги, которые мать давала ей на школьные завтраки, Рита копила и тайком от нее покупала в букинистических магазинах библиографические редкости, подшивки дореволюционных журналов. Завела свою картотеку, в которую записывала исторические факты. Мать удивлялась, зачем ей это нужно, настаивала, чтобы дочь пошла погулять с ребятами на улице, но Рита говорила, что ей жаль тратить время на такую ерунду.

К одежде и своей внешности она равнодушна. Когда мать покупала ей модную одежду, Рита категорически отказывалась ее носить, заявляя, что не хочет быть, как все. Со школьных лет она носила черные юбки до середины икры, блузки темных расцветок с длинным рукавом и воротником-стойкой, плотные, непрозрачные чулки, - даже летом. Одноклассники дразнили ее “барышней-крестьянкой” и ехидничали: “Ритка много о себе “воображает”, а ее отец - сторож”.

У Маргариты привычка не смотреть собеседнику в лицо. Даже обращаясь к кому-либо, она смотрела поверх головы собеседника. Рита не была высокомерной, но выглядела отрешенной от окружающего. Сверстники говорили, что она “не от мира сего”. Но их насмешки Риту не задевали. Она не реагировала на их подколки, смотрела на своих обидчиков безразличным взглядом, как бы сквозь них. Со временем ее оставили в покое, никто не предлагал ей дружить.

Закончив школу Маргарита поступила на исторический факультет и всегда считалась лучшей студенткой на курсе. Когда ей предложили стать старостой курса, она отказалась. Рита отказалась вступить в комсомол, хотя ее упрекали за это и в школе, и в институте. На что она отвечала, что “быть в толпе” не желает.

Мужчинами она совершенно не интересовалась. В принципе ей было безразлично, кто ее собеседник, мужчина или женщина, она была одинаково закрыта и для тех, и для других. Никогда не рассказывала о себе, о ее личной жизни никто не знал.

Девиз старой девы: первый поцелуй - в церкви.

При этом она не была молчуньей, могла с увлечением говорить на интересующие ее темы по истории 18-19 веков и знала многое, о чем не знали даже преподаватели. Уже на четвертом курсе ей доверяли читать лекции и вести семинарские занятия со студентами младших курсов, и на них приходили даже преподаватели. У нее богатая, образная речь, она использовала слова и выражения, давно вышедшие из обихода и принятые в прошлом веке, но это ни у кого не вызывало улыбки, в ее устах это звучало вполне естественно. В институте поговаривали, что Маргарита “дворянских кровей”, хотя ее отец и мать - малообразованные люди и никакого отношения к дворянству не имеют.

После окончания института неожиданно для всех она устроилась на работу в архив, хотя ей предлагали остаться в аспирантуре и прочили большое будущее. Но к ее странностям все привыкли и знали, что уговаривать ее бесполезно. Каждый день Рита приносила домой полную сумку архивных материалов и все вечера просиживала над ними.

Не раз мать заговаривала с Маргаритой, что пора выйти замуж, годы идут, но та отмалчивалась, не возражая и не соглашаясь. Ее мать пыталась сама проявить активность. Приглашала в дом гостей, среди которых были неженатые мужчины, ее коллеги, или уговаривала приятельницу прийти к ним с сыном примерно того же возраста, что и Маргарита. А та даже не выходила к гостям, сидела в своей комнате, углубившись в изучение очередного фолианта, или уходила на весь вечер в библиотеку. Потом мать выговаривала дочери: “Ты поставила меня в неловкое положение перед гостями”, - и даже ссорилась с нею, а Рита, молча выслушав ее, уходила в свою комнату.

С возрастом она становилась все более и более странной. Одной из ее странностей было то, что она предпочитала одежду темных тонов, часто носила все черное, даже летом, и те, кто недостаточно хорошо ее знал, полагали, что Маргарита в трауре, и говорили при ней шепотом. Она по-прежнему носила или блузку с длинным рукавом и длинную юбку, или платья. Причем, все ее платья были примерно одного фасона - прямые, бесформенные, не приталенные. Рита была очень худой, а платья покупала почему-то на два размера больше, и они болтались на ней, как на вешалке. То, что носила Маргарита, ее мать называла “одеждой плакальщицы на похоронах”, критиковала ее манеру одеваться, но безуспешно.

На 30-летие дочери мать подарила ей нарядное шелковое платье. Вначале Рита категорически отказалась его надеть - по ее мнению, расцветка была слишком “кричащей”, а юбка была чуть выше колена. Мать обиделась, что дочери не понравился ее подарок, и та все же согласилась примерить.

Весь день Маргарита рассматривала себя в зеркале со всех сторон. Ей казалось, что юбка просвечивает. Она становилась напротив окна и смотрела в зеркало, не просвечивают ли ноги, пока ее мать не вскричала в сердцах: “Да кому нужны твои тощие ноги! Подумаешь, кто-то их увидит - убудет от тебя, что ли? Может быть, на тебя обратит внимание какой-никакой мужчина!”

Маргарита согласилась надеть новое платье только с нижней юбкой. Ее мать пришла в негодование - кто же надевает плотную нижнюю юбку под легкое летнее платье! Но Рита настояла на своем и действительно стала выглядеть нелепо - из-под шелка топорщились складки нижней юбки.

На работу в этом платье она пошла с таким несчастным видом, будто ее вели на казнь, и постоянно пыталась одернуть юбку. Садясь в транспорте, натягивала ее на колени. Придя на работу, Рита все же не смогла пересилить себя и надела сверху синий сатиновый халат, в котором обычно протирала стеллажи.

Больше она это платье не надевала и ходила в своей привычной одежде без намека на женственность.

Однажды она заболела бронхитом, и ей нужно было провести рентгеноскопию легких. Рентгенологом был мужчина. Маргарита этого не знала - пока она раздевалась, тот был в смежном кабинете. Раздевшись до пояса, но прикрываясь одеждой, Маргарита направилась к рентгеновскому аппарату. В этот момент вошел врач. От ужаса Рита присела на корточки. Рентгенолог жестом показал, куда ей пройти, и сел на свое место. Она не двигалась, вся сжавшись в комок. Врач повторил приглашение, потом вошла медсестра и пыталась поднять Маргариту с пола, но та наотрез отказалась. Только после того, как рентгенолог, пожав плечами, вышел из кабинета, Маргарита встала с пола, но отказалась от обследования и ушла.

В купе поезда старая дева и молодой человек. Она забилась в угол и трясется от страха: “Сейчас он меня изнасилует!” А молодой читает журнал “Крокодил” и удивляется - чего она боится?

- Мадам, вы чем-то обеспокоены? Хотите, я покажу вам свой “Крокодил”?

- Только посмейте расстегнуть брюки, негодяй, и я буду кричать!

Анекдот

Чем старше она становилась, тем нелепее себя вела, когда был риск, что кто-то увидит ее обнаженной.

В своей комнате Рита повесила плотные шторы, а перед тем, как переодеться, еще раз придирчиво осматривала, не осталось ли хоть маленькой щелочки между шторами. И даже после этого она отходила в самый дальний угол комнаты, который из окна не просматривался, и к тому же, выключала свет.

Ей казалось, что за ней кто-то может наблюдать из дома напротив, когда она переодевается. Рита обзавелась биноклем и перед тем, как переодеваться, внимательно рассматривала в бинокль все окна и балконы противоположного здания.

Застав ее за этим занятием, мать швырнула бинокль с балкона, сказав: “Ты совсем спятила, если начала подглядывать за соседями!”. “Я за ними не подглядываю, а смотрю, не подглядывают ли за мной”. “Ну, тогда ты точно спятила! - рассердилась мать. - Если бы подглядывала, еще куда ни шло. Хоть на чужую жизнь посмотришь, раз своей нет. А кто будет за тобой-то поглядывать! Кому нужна твоя тощая фигура - хоть спереди, хоть сзади, как доска?! Тоже мне - звезда стриптиза! Если б на тебя кто позарился и стал подглядывать - радоваться надо”.

Хорошо быть мужчиной! Никто не назовет “старой девой” и “синим чулком”…

Но слова матери, как всегда, не возымели действия. Маргарита занавесила даже маленькое окно в ванной, хотя оно было под самым потолком, а квартире никого, кроме нее и матери не было. У себя в комнате она запиралась на ключ, а замочную скважину занавешивала полотенцем.

А еще она жаловалась матери, что за ней подглядывает сосед. Мать недоумевала - ведь квартиры разделены стеной, к тому же сосед - алкоголик, у него совсем другие проблемы.

“Когда я его встречаю у подъезда, он все время на меня пялится и говорит всякие гадости, - так аргументировала Рита. - Он совсем дурной, жены у него нет, женщины к нему не ходят. С него станется - дрелью просверлит в стене дырку и будет за мной подсматривать”.

Она повесила на стену, граничащую с квартирой соседа, ковер, но и это ее не успокоило. Каждый вечер Рита придирчиво обследовала все участки стены и ковер - не появилась ли “дырка”.

«Старая, но не дева», - заключение гинеколога после осмотра 55-летней жертвы изнасилования.

Маргарите за пятьдесят, но выглядит она лет на десять старше. Она по-прежнему работает в архиве, так же нелепо одевается. Теперь Рита живет одна - мать несколько лет назад вышла замуж (!!!) и переехала жить к мужу, устав от чудачеств дочери.

Если не будет никаких потрясений, старая дева может спокойно прожить свою жизнь серой мышкой. С возрастом многие из них становятся чудаковатыми, заводят множество домашних животных и всецело отдаются уходу за ними. Любят природу, могут восторгаться цветком как неким совершенством природы. Они живут с родителями до самой их смерти, преданно ухаживают за ними, безропотно терпят капризы престарелых родителей и не ропщут на судьбу.

В 35 можно быть и молодой бабушкой, и старой девой.

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Он – Дева (24.08 – 23.09) Главное – не требуй от него вздохов при Луне, цветистых слов о любви и прочей романтики. Это – не его конек. Он – практик. Зато все, что касается конкретных вещей, которые можно потрогать руками, он понимает как нельзя лучше. Все в его жизни, и любовь в том

Из книги Психиатрические эскизы из истории. Том 2 автора Ковалевский Павел Иванович

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

Кора/Дева Коллективное бессознательное, как часто указывал Юнг, не подчиняется правилам и предписаниям сознания. В отличие от мира, о котором у нас есть определенные представления, мира, упорядоченного в пространстве и во времени, область бессознательного беспорядочна,

Из книги Пути в иные измерения автора Меррелл-Вольф Франклин

22. НЕБЕСНАЯ ДЕВА Из поколения в поколение женщина была хранительницей наслаждения, и дарование наслаждения составляет значительную часть ее власти и торжества. В наши дни женщина слишком часто склонна, в подражании мужчине, не доверять своим естественным способностям и

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ДЕВА (ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК) К образу Коры (Девы) обращался еще К.-Г. Юнг. Но он объединял всех божественных дев греческой мифологии: Артемиду, Афину и Кору и считал их различными проявлениями (ипостасями) одного архетипа. Также он полагал, что Кора (безымянная, неизвестная

Из книги Пульт управления жизнью. Энергетика взаимоотношений автора Кельмович Михаил

Из книги Марс и Венера в спальне автора Грэй Джон

НЕПРИСТУПНАЯ ДЕВА Афина Паллада мыслилась как дева - тем более, что она была покровительницей одноименного города и ее девственность напрямую символизировала неприступность городских стен. Это вообще давняя традиция и метафора: уподобление городов девам или блудницам

Из книги Не дай себя обмануть! [Язык жестов: о чем умолчал Пол Экман] автора Вемъ Александр

История старая, как мир Молодая женщина, привлекательная, умная, встретила мужчину и полюбила его. Чувства, естественно, переросли в отношения. Казалось, свадьба не за горами. Она понимает, что у нее будет ребенок, и совершенно счастливая сообщает об этом своему

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

СТАРАЯ БАЙКА Когда женщина надевает что-нибудь из старой байки, совершенно ясно, что она не в настроении! В это время самое лучшее - обнять ее. Партнер может просто покрепче к ней прижаться, быть нежным и любящим, не становясь при этом

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Дева (24.08-23.09) Девы – прирожденные эстеты, обладают хорошим вкусом, элегантны. Много времени посвящают уходу за собой. В вопросе ароматов Девы избегают навязчивой экстравагантности. Выбирают, как правило, сладковатые цветочные и травяные ароматы. Этим требованиям лучше

Из книги Что ОН имеет в виду, [когда спрашивает: «Хочешь большой, но чистой любви?»] автора Степанов Сергей Сергеевич

ДЕВА, РАСКАЧИВАЮЩАЯ СОЛНЦЕ В Междугорье, в Югославии, с конца 1970-х происходит так называемый феномен Марии (явление Девы Марии). Пятьдесят тысяч верующих и любопытствующих со всего мира собирались каждый день, чтобы пережить божественное присутствие, случавшееся только в

Из книги Сундук старого принца автора

Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека Наш мир – это мир женщины – Великой Матери. Женщина – женское начало – троится на Мудрость, Жертву и Любовь.Когда христиане-аскеты отвергли женщину и землю, запретили женщине быть женщиной, она перевернулась, вместе с

Из книги Музыка рассвета автора Гнездилов Андрей Владимирович

Старая дева или свободная женщина? Широко бытует мнение, что главная задача любой женщины – создать семью, то есть выйти замуж и родить ребенка. Достижению этой цели она посвящает лучшие годы своей жизни – выбрав достойного партнера, всеми средствами стремится отвести

Из книги Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию автора Калшед Дональд

Старая королева Так трудно на склоне дней своих, среди тысяч разбитых иллюзий расставаться с последними! Жизнь прошла в трудах, в надежде, что все - недаром, что мир хоть и понемногу, но улучшается. Каким двусмысленным торжеством звучит афоризм об устах младенца, которые

Из книги автора

Старая королева Так трудно на склоне дней своих, среди тысяч разбитых иллюзий, расставаться с последними! Жизнь прошла в трудах, в надежде, что все - недаром, что мир хоть и понемногу, но улучшается. Каким двусмысленным торжеством звучит афоризм об устах младенца, которые

Из книги автора

Дева Мария как ангел-хранитель Молодая женщина, пережившая инцест, была у меня в анализе уже около двух лет, когда стали восстанавливаться воспоминания третьего и четвертого года ее жизни. Каждое воскресенье, когда мать уходила в церковь, отец, пьяный с утра, уводил ее из