Наклонения глагола. Изъявительное наклонение: как охарактеризовать глагол

Наклонения глагола. Изъявительное наклонение: как охарактеризовать глагол

Каждая часть речи обладает какими-то своими морфологическими признаками, характеризующими её грамматические свойства. Знание этих отличительных особенностей позволит не только грамотно использовать словоформы, но и правильно их писать. Характеристики влияют, например, на выбор суффиксов причастий и деепричастий и личных окончаний у существительных. Для описания глагола используются вид (совершенный и несовершенный), возвратность, переходность, время, число, лицо, род и наклонение. Последняя характеристика помогает определить другие непостоянные свойства этой части речи и даёт возможность узнать, можно ли образовать ту или иную форму глагола. Что же такое сослагательное, повелительное и изъявительное наклонение? Какова их роль?

Определение

Во-первых, нужно разобраться в том, что такое наклонение. Если верить словарям, то это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке существует три, как уже говорилось выше, наклонения. Сложноватая формулировка, не так ли? Попробуем проще.

Каждое из трёх наклонений отвечает за какую-то конкретную ситуацию. Например, для описания возможности, нереального, гипотетического действия используется сослагательное наклонение ("я пошёл бы", "читала бы", "нарисовал бы"), узнать которое можно по частице «бы». Для того чтобы приказать что-то, существует повелительное наклонение ("расскажи", "уйдите", "дыши"). Изъявительное наклонение глагола позволяет сообщить о любом действии, произошедшем в прошлом, настоящем и будущем - именно в этом выгодное отличие данного вида наклонения от других.

Ещё немножко теории

Идём дальше, к временам. Как уже говорилось чуть выше, изъявительное наклонение может существовать в любом времени русского языка, от этого будет меняться только форма глагола ("читал - читает - будет читать", "записала - запишет"). Но здесь есть одно уточнение, заметное уже в примерах: для глаголов несовершенного вида доступны и прошедшее, и настоящее, и будущее время, тогда как совершенный вид образует формы только прошедшего и будущего. Попробуйте образовать настоящее время для глагола «проговорить». И убедитесь, что сделать это получится только тогда, когда изменится его вид. Таким образом, форма изъявительного наклонения позволяет понять, какой вид имеет данный глагол (проще сказать, отвечает он на вопрос «что делать?» или «что сделать?»).

Другие наклонения

Полезное уточнение: не только изъявительное наклонение позволяет говорить о времени глагола. В случае сослагательного (его, кстати, ещё называют условным) всё просто: исключительно прошедшее, образующееся с помощью суффикса «л» ("читал бы", "зашёл бы", "отдохнула бы", "вязала бы"). Следовательно, слова имеют только число и род, никакого лица. Частица «бы», которая служит своеобразным маячком этого типа наклонения, может стоять как до, так и после глагола, да и в принципе - находиться в любой части предложения.

Изъявительное и повелительное наклонение имеют лицо и число, но в случае последнего нельзя говорить о роде: для «приказов» доступно только второе лицо ("ты/вы") в единственном и множественном числе ("откажи/откажите", "налей/налейте", "оставь/оставьте"). Кстати, здесь есть одна оговорка: с помощью частицы «пусть» или «да» можно перевести любой глагол в третьем лице ("он, она, оно, они") в повелительное наклонение ("пусть вернётся", "да здравствуют").

Нюансы

Иногда случается, что изъявительное наклонение глагола может употребляться в значении повелительного. Некоторые исследователи отмечают, что говорить о переходе одного наклонения в другое можно в том случае, когда выражается приказ, не терпящий возражений ("сходишь", "скажешь"), или же для обозначения побуждения к совместному действию ("начнём", "поедем"). В последнем случае используются ещё и частицы «давай»/«давайте» и интонационное выделение глагола, поясняющее его значение в контексте. Сравните: «Завтра мы поедем в горы» и «Давай поедем кататься!» - одно и то же слово, но оттенки значения разные.

Повторение

Теперь попробуем закрепить информацию обо всех типах наклонения.

Сослагательное (оно же условное) - гипотетическое действие, возможная ситуация. Образуется прибавлением к глаголу прошедшего времени частицы «бы» («б»), не имеет лица, изменяется только по числам и родам: "произнёс бы", "выпила бы", "бросил бы".

Повелительное - приказ или указание. Используются глаголы второго лица единственного и множественного числа, но иногда допускается и третье лицо с частицей «пускай»: "говори", "откажите", "пускай поёт", "да здравствуют".

Изъявительное наклонение - описание события, происходившего в любой момент. Существует в прошедшем, настоящем и будущем времени, во всех лицах, числах и родах (для глаголов несовершенного вида, для совершенного - только в прошедшем и будущем времени). При определённых условиях может переходить в другие типы наклонения. Для повторения воспользуемся таблицей, в которой показаны все формы глагола «читать».

Прошедшее

Настоящее

Будущее

Как видите, всё очень просто. На самом деле наклонение глаголов - одна из простейших тем русского языка, поэтому запомнить все её нюансы будет совсем не сложно.

Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью речи, с реальной действительностью. Так, различают изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонение глагола. При этом первые два противопоставлены третьему по признаку реальности/нереальности действия. Каждое из наклонений имеет свои смысловые и грамматические характеристики.

Изъявительное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения выражают действие, происходящее реально в одном из трех времен: я спал, я сплю, я буду спать (посплю) . Следовательно, глаголы в этом наклонении имеют категорию времени, лица и числа (в настоящем и будущем временах), а также рода (в прошедшем времени). Формальным показателем данного наклонения глагола являются личные окончания.

Повелительное наклонение глагола

Данное наклонение - это языковой способ выразить побуждение к действию, приказ либо просьбу. В отличие от изъявительного, глаголам в форме повелительного наклонения свойственны лишь категории лица и числа, а время у них отсутствует. Данное наклонение имеет несколько форм со своими формальными показателями и семантическими особенностями:

    форма 2-го лица обоих чисел производится при помощи суффикса -и- / бессуффиксально и с помощью постфикса -те. Она обозначает побуждение к действию, обращенное непосредственно к собеседнику: беги, делай, коснитесь, прыгните ;

    форма 3-го лица - это побуждение к действию третьих лиц и даже неодушевленных предметов. Повелительное наклонение глагола в этом случае образуется аналитическим способом, то есть состоит из нескольких слов: пусть, пускай, да плюс форма 3-го лица изъявительного наклонения, например, да здравствует, пусть сделают, да взойдет солнце и т.д. ;

    форма 1 лица также образуется аналитически (добавлением слов давай, давайте к начальной форме несовершенного вида или к форме 1 лица будущего времени совершенного вида) и обозначает побуждение к действию, участником которого желает стать и сам говорящий: давай убежим, давай петь, давайте потанцуем и др.

Условное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения обозначают действие нереальное - желаемое или возможное при определенных условиях. Формальный показатель - частица бы (б), которая может располагаться как непосредственно перед глаголом или после него, так и дистантно, отделенная от глагола другими членами предложения: я сделал бы, я бы сделал, я бы наверняка сделал . Глаголам в форме условного наклонения свойственно изменение по родам и числам.

Употребление одного наклонения в роли другого

Часто встречаются речевые ситуации, когда для достижения максимального эффекта одно наклонение глагола в русском языке используется в значении другого, например:

    изъявительное в роли повелительного: Ты сейчас же ляжешь спать!

    повелительное в значении условного: Будь я немного прозорливее…

    условное в роли повелительного: Прислушался бы ты к мнению специалистов.

Наклонение глагола

Глагольная категория, выражающая отношение действия (состояния) к действительности, устанавливаемое говорящим, т. е. определяющая модальность действия.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "наклонение глагола" в других словарях:

    наклонение изъявительное - Наклонение глагола, обозначающее реально совершаемое действие в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении представляют действие, которое: 1) совершилось в прошлом; 2) совершается в настоящем; 3) совершится в… …

    наклонение сослагательное - Наклонение глагола, обозначающее возможное, желаемое действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях. С.н. обозначает ирреальное действие, находящееся вне категории времени. Глаголы С.н. изменяются по … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Наклонение, грамматическая категория глагола, выражающая отношение содержания высказывания к действительности. В разных языках имеется разное число Н. Немаркированное (формально не выраженное специальными признаками) Н., обозначающее, что… … Большая советская энциклопедия

    НАКЛОНЕНИЕ, наклонения, ср. 1. Действие по гл. наклонить наклонять и наклониться наклоняться. 2. Форма глагола, выражающая, каким представлено действие реальным, желаемым, требуемым и т.п. (грам.). Изъявительное наклонение. Повелительное… … Толковый словарь Ушакова

    наклонение повелительное - Наклонение, имеющее значение побуждения, обозначающее действия, которые в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего могут произойти (но могут и не произойти): читай, думай, пойди, читайте, думайте, пойдите. П.н. – это ирреальное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    НАКЛОНЕНИЕ, я, ср. В грамматике: система форм (парадигма) глагола, выражающих отношение действия к действительности. Изъявительное, повелительное, сослагательное н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НАКЛОНЕНИЕ, грамматическая категория глагола (см. ГЛАГОЛ), формы которой выражают различия в отношении содержания высказывания к действительности или в отношении говорящего к содержанию высказывания (изъявительное, сослагательное, повелительное,… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Наклонение. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Наклонение в лин … Википедия

    Наклонение - Наклонение грамматическая категория, выражающая отношение действия, названного глаголом, к действительности с точки зрения говорящего. Наклонение грамматический способ выражения модальности (В. В. Виноградов). Грамматическое значение форм… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. 1. к Наклонить наклонять и Наклониться наклоняться. 2. Лингв. Категория глагола, выражающая отношение к действительности. Изъявительное н. Повелительное н. Сослагательное н. ◊ Магнитное наклонение. Физ. Угол, образуемый силовой линией… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Морфология. 15 таблиц , . Учебный альбом из 15 листов. Арт. 5-8681-015. Морфологический разбор слова как части речи. Выделение морфологических признаков имен существительных и имен прилагательных путем сравнивания.…
  • Очерки по морфологии русского глагола , С. П. Обнорский. Вниманию читателя предлагается работа выдающегося отечественного языковеда, академика АН СССР С. П. Обнорского, написанная на основе специального курса, который автор в течение многих лет…

На уроке о понятии глагола вы узнали, что действие может обладать самыми разными свойствами и мыслиться может совершенно по-разному. И глагол все это разнообразие выражает своими формами. На этом уроке вы узнаете, какие свойства действия глагол может выражать с помощью наклонения.

1. Учебное наблюдение

Рассмотрим разные формы глаголов и попробуем определить, когда эти действия совершаются:

ходила

ходишь

будет ходить

ходил бы

ходи

Итак, ходила . Что делала? - действие совершается в прошлом.

Ходишь . Сейчас. Что делаешь? - это настоящее время. Действие совершается сейчас, в момент, когда мы это слово произносим.

Будет ходить . Он будет ходить в будущем, после того как мы произнесем эти слова. Т. е. действие только будет совершаться.

Ходил бы. Когда совершается это действие? Ходил бы ты к нам почаще . А совершается ли данное действие вообще? Нет! Кто-то только желает, чтобы оно совершалось. И время мы тут определить не можем!

Ходи ! Когда совершается действие? В настоящем времени? В прошедшем? В будущем? А ни в одном из времен! Действие представлено как просьба, приказ. И опять-таки неизвестно, совершится оно или нет.

2. Три наклонения глагола

С помощью наклонения выражается отношение действия к действительности. В русском языке глагол имеет три наклонения.

Изъявительное наклонение: действие представлено как совершающееся в реальности в настоящем, прошедшем или будущем времени: читаю, читал, буду читать.

Условное (сослагательное) наклонение стоит вне времени, оно обозначает желаемое, возможное действие, т. е. действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях: читал бы, читала бы, читали бы.

Повелительное наклонение тоже стоит вне времени, и глаголы в этом наклонении обозначают действие, которое в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего может произойти (а может и не произойти): читай, читайте .

Наклонение глагола - непостоянный признак.

3. Глаголы в условном (сослагательном) наклонении

Образование форм условного (сослагательного) наклонения

Взяла + БЫ (Б)

Условное наклонение - аналитическая форма.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

Время и лицо у глаголов в сослагательном наклонении не выделяются!

Оттенки значений условного наклонения:

Если бы ты пришла раньше, мы сделали бы все к сроку. (условие, возможное действие)

Я бы сейчас с удовольствием съела мороженое. (желательность)

Как бы гроза не началась… (опасение, сомнение)

4. Глаголы в повелительном наклонении

Значение форм повелительного наклонения:

1. Приказание: Стой на месте! (внимание: Стоять! - это не повелительное наклонение, а неопределенная форма глагола)

2. Просьба: Приходи к нам почаще.

3. Простое побуждение Послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу.

4. Разрешение, позволение: Ну, ладно, сходи погуляй.

5. Предостережение: Смотри, не зевай, а то все пропустишь!

6. Мольба: Помилуй!

7. Ироническое побуждение: Держи карман шире!

Образование форм повелительного наклонения:

Суффикс и + (те): приходи, приходите, учись, учитесь

- Пусть (пускай), да, давайте + форма настоящего/будущего времени: давайте посмотрим, да здравствует, пусть приходит.

Глагол в повелительном наклонении изменяется по числам и по лицам и не изменяется по временам и родам.

Обратите внимание!

Прячьтесь

Прячьте

Отрежьте

Ешьте

Мягкий знак перед - те сохраняется!

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Edu.glavsprav.ru ().
  2. Gramma.ru ().

1. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:

скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, похудей-ка, прилягу, ляг.

2. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.

3. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь.

4. В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка ?

5. Приведите примеры употребления условного наклонения в значении повелительного.

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.