Не создавать для себя кумиров что значит. Не сотвори себе кумира — значение и объяснение второй заповеди

Не создавать для себя кумиров что значит. Не сотвори себе кумира — значение и объяснение второй заповеди

Хотел написать, что заповедь "Не сотвори себе кумира" - слова Иисуса Христа, но оказалось что это заповеди Моисея:) Христиантсво не разделяет эти книги после какого то там по счету Вселенского Собора. А Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи. Дальше вы поймете почему.
Вот почему так важно перепроверять информацию из разных источников, а не просто писать что попало:)

Итак, продолжим - это было лирическое отступление.

Библия, Моисей, Исход 20 гл.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.


Это была вторая заповедь, данная Моисею.

Что же мы видим в современном обществе? У нас культ машин, денег, алкоголя, наркотиков, порно, разврата и т.д. и т.п. Это все вещается по телевизору и интернету, излучается вай-фаем и течет по проводам. Это - в том, что вам изначально навязывают чувство собственной ущербности. Простите - но Вы же не Ваши любимые Ким Кардашьян, Софи Лорен или же Чак Норрис список можно продолжать вечно...

В общем, думаю Вы поняли о чем я? Нам навязывают культ кумира, чтобы мы следовали за кем то, пытались его скопировать. Чтобы мы перестали быть собой...

Леди гага и мясо Думаю, Бората представлять не надо? :)

Итак - кто же ВЫ и кто Ваши кумиры?

Выше я писал, что Учение Христа и так называемый Старый Завет все же немного разные вещи.
Для сравнения заповеди, данные Моисею и данные Христом, чтобы каждый смог прочувствовать, что стоит на первом месте.

Данные Моисею:

Десять Заповедей были зафиксированы в Библии, в книгах Исход 20:2-17 и Второзаконие 5:6-21, и заключаются в следующем:

1.«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Это - повеление против поклонения любым богам, кроме одного истинного Бога. Все другие боги - ложные боги.

2.«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Данная заповедь запрещает создание идолов, визуального отображения Бога. Мы не в состоянии сделать такое изображение, которое могло бы точно изобразить Бога.

3.«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это - указание против использования имени Господа напрасно. Мы не должны говорить о Нём легкомысленно. Мы должны оказывать почтение Богу, упоминая Его с уважением.

4.«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему». Заповедь выделять субботу как день покоя, посвященный Господу.

5.«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Это - повеление всегда относиться к своим родителям с честью и уважением.

6.«Не убивай». Это - указание против умышленного убийства другого человека.

7.«Не прелюбодействуй». Нам запрещено вступать в половые отношения с кем-либо, кроме своего супруга/супруги.

8.«Не кради». Мы не должны брать что-либо, не принадлежащее нам, без разрешения человека, которому оно принадлежит.

9.«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Это - повеление против дачи ложных показаний. По сути, это заповедь против лжи.

10.«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Это - повеление, запрещающее желать что-либо, не принадлежащее нам. Зависть может привести к нарушению одной из вышеперечисленных заповедей: к убийству, прелюбодеянию или краже. Если что-то является неправильным, то неправильным является и желание это сделать.

Многие люди ошибочно рассматривают Десять Заповедей как набор правил, соблюдение которых гарантирует вход в Рай после смерти. На самом деле, целью Десяти Заповедей было показать людям, что они не могут безупречно исполнить Закон (Римлянам 7:7-11) и, таким образом, нуждаются в Божьей милости и благодати. Несмотря на утверждения богатого юноши, упомянутого в Евангелии от Матфея 19:16, никто не может идеально исполнить Десять Заповедей (Экклезиаст 7:20). Десять Заповедей демонстрируют, что мы все согрешили (Римлянам 3:23) и нуждаемся в Божественном прощении и искуплении, возможном только через веру в Иисуса Христа.

А ниже привожу заповеди, данные Иисусом Христом:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим.

Сия есть первая и наибольшая заповедь.

Вторая же подобная ей : Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

3) Блаженны [Μακάριοι - счастливы] нищие духом [πτωχοὶ τῷ πνεύματι — нуждающиеся в Духе (побирающиеся Духом)], ибо их есть Царство Небесное.

Господь предоставил своим творениям – людям свободу воли. Таким образом, человек сам может выбирать и в малом, и в большом, и в этом и свобода и трудность пути. Ведь человек может и вознестись до святости, и обречь себя на адские муки, особенно в современную эпоху, когда так много соблазнов. Более чем актуально рассмотреть слова не сотвори себе кумира: эта заповедь изначально дана Господом через Моисея.

Как известно, Библия включает в себя две части: Новый и Ветхий Завет, а Ветхий Завет является в свою очередь частью Талмуда, в частности представляет собой так называемое Пятикнижие Моисея, которое было записано пророком от Господа.

Свои заповеди на скрижалях Моисей излагает именно там. Православная традиция также использует эти заповеди, но, конечно, не зацикливается только на этом, они не являются пределом духовного развития, ведь православный также имеет и Новый Завет.

Интересно! Адрес и расписание богослужений в Божией Матери

История о том, как Моисей приносил скрижали, является довольно известной: по сути, скрижали, которыми сейчас пользуются и на которые ссылаются, являются вторыми, так как первые пророк разбил. К слову говоря, разбил во многом по причине рассматриваемой тут заповеди.

В период странствий по пустыне пророк взошел на гору Синай, а когда вернулся, увидел, как остальные сотворили себе золотого тельца и поклоняются ему. Собственно, в чем-то благодаря этому и появился запрет на то, чтобы создавать себе различных идолов для поклонения. Смысл в нем действительно нетрудно обнаружить, ведь евреи, о которых идет речь, имели пророка, который общался с Господом, но поддались искушению и пошли (в метафорическом смысле) совсем не той дорогой.

Важно! Чтобы людей уберечь, заповедь зафиксирована на скрижалях и теперь является частью кодекса поведения христианина. Конечно, нужно более подробно рассмотреть этот запрет.

Смысл запрета создания кумира

Сначала нужно рассмотреть более детально фразу, о которой идет речь. Ведь «не сотвори себе кумира» является кратким вариантом этой словесной формулы, а полная звучит вот так.

Эта заповедь дана в книге Исход, но также следует обратить внимание и на Второзаконие, где видим.

В христианстве также действует запрет на иконописное изображение Бога-Отца на иконах. Во многом этот запрет обуславливается указанными заповедями, а также простыми выводами формальной логики. Ведь если Господь, по сути, является сугубо духовным, то и изобразить нечто такое просто не представляется возможным, оперируя инструментами материального мира.

Итак, изначально значение этого запрета подразумевало собой стремление к отсутствию заблуждений у верующих. Невыразимое (Господь) является также неизобразимым, поэтому Его никак не нарисовать, не описать, хотя и возможно использовать какие-то сравнения и другие способы. Тем не менее, любые эти способы будут только вспомогательными, а самого Господа возможно только ощущать особым образом и приближаться к Нему взращиванием веры.

Интересным фактом являются слова из Ветхого Завета, где Господь все-таки описывается и даже Сам повелевает людям создавать собственные образы или образы ангелов, которые тоже невыразимы. К примеру, дает указания по созданию образов херувимов в храме.

Участвуют в этом деле и пророки. Иезекиль видит херувимов с лицами, подобными львиным и человеческим.

Пророк Даниил описывает тот самый образ старца, который до сих пор активно эксплуатируется в культуре и формально может быть описан как «бородатый старец на небе».

Обратите внимание! Касательно видений пророков есть весьма любопытное и, главное, согласующееся с каноном мнение о явлении ветхозаветным пророкам в антропоморфном (человекоподобном) облике именно ипостаси Бога-Сына, которому и предстояло явиться в дальнейшем в мир.

Пророки и сами говорили о дальнейшем явлении Христа и могли взаимодействовать именно с Ним на тонком уровне, тогда как природа Бога-Отца оставалась невыразимой. Кстати, в связи с этим на иконах, где показан Господь Саваоф, используют краткие буквенные обозначения Иисуса Христа над этим изображением.

Конечно, эти образы являются в большей степени аллегорическими, и если и являлись пророкам именно таковыми, то представляли собой просто доступный способ выражения невыразимого.

К примеру, существует планетарная модель атома Нильса Бора, которая используется для восприятия этого феномена.

В действительности, конечно, атомы не выглядят как шарики, которые вращаются друг около друга по орбитальной траектории (ученые говорят о чем-то подобном облачным сферам и вообще трудным для восприятия структурах), но для простоты понимая, чтобы хотя бы как-то выразить этот феномен для усвоения человеческим умом, используется такая модель.

Современная эпоха запретов

Середина 17 века ознаменовалось в русском православии Никоновским расколом. Патриарх-реформатор ввел абсолютный запрет на изображение Бога-Отца, объяснив, почему нельзя представить Дух, которого никто не видел, в рисунке. Запрет действует до сих пор, и иконы с этим изображением не считаются каноническими, но отношение к ним довольно мягкое, так как они могут использоваться не для того, чтобы вводить верующего в заблуждение, но для того, чтобы рассказывать о вере и укреплять таковую.

В нынешнюю эпоху для православного нужно ясно понять, что значит отказ от создания кумиров не только в контексте предыдущих времен, но и в смысле работы по очищению собственной души.

Как рассмотрено ранее, в библейском смысле поклонение кумирам является созданием образа чего-то невыразимого или подменой поклонения Господу поклонением чему-то другому.

Из актуальных сейчас аспектов этой заповеди для верующих нужно отметить следующие:

  • чудотворение – многие православные начинают восхищаться различными чудесами, в том числе полученными от реликвий или святых подвижников, и поклоняются в итоге этому чуду или реликвии, но забывают об изначальном источнике, который только и заслуживает поклонения;
  • иконопочитание – является частью традиции, но нужно всегда помнить о главном: икона является только окошком, через которое смотрят в иной мир, через которое свет иного мира проникает на верующих, но никто разумный не станет поклоняться окну, просто куску древесины;
  • заблуждение – именно современная информационная эпоха предлагает массу объектов для поклонения от людей разной степени популярности до увлечений и хобби; конечно, никто не запрещает заняться чем-то негреховным и интересным, более того, полезно получать от таких дел радость, но нужно снова помнить об изначальном источнике этой радости и всей радости в мире вообще.

    Полезно! Как и когда можно попасть в храм Кизических

Важно! Духовный труд православного и предельная разборчивость требуются в религиозной практике. Даже из благостной иконы может быть сотворен кумир. Поэтому нужно всегда помнить значение этой заповеди, ставшей основной для распространенного фразеологизма, который активно используется и в повседневной речи.

Борьба с почитанием кумиров

Для православного существенная часть религиозного делания и духовной борьбы ведется во внутренней плоскости:

  • одержание верха над бесами, пороками и страстями;
  • преодоление собственной греховной природы, возвышение духа;
  • развитие веры, добродетелей, стяжание Святого Духа.

Эти аспекты (а также и другие) духовной практики не видны внешне. Сколько не создавай оптимальных условий для развития веры, всегда будут требоваться внутренние усилия и внутреннее развитие, для того чтобы достичь подлинных результатов. Поэтому изначально православному нужно поразмыслить даже не о том, как избавиться от поклонения кумирам собственной душою, но о том, почему следует избавиться от такой наклонности.

Полезное видео

Подведем итоги

Размышления о Господе, Его величии и неизмеримой благости являются великолепным инструментом в этом трудном деле. Ведь по большей части в кумире ищут какой-то идеал, источник радости и счастья, а большего идеала, чем Господь, не существует. Именно Он являет собой истину и тотальное блаженство. Именно Он есть источник всей радости, которую может ощутить человек, поэтому Единственный и заслуживает поклонения. К Нему и следует устремить движения и намерения собственной души.

“Не сотвори себе кумира”… Когда-то в Москве, поступая в богословский институт, я писал вступительное сочинение на эту тему. И, кстати, заработал пятёрку. Правда, вместо сочинения у меня получилось что-то похожее на социологическое исследование, но, наверно, экзаменаторы этого от нас и добивались.

Помню, однажды на бандитов попали, под пистолетом почти сутки сидел, пока нас не освободили. Зарок себе давал: Господи, дай только выбраться из этой передряги живым и здоровым, всё брошу и вернусь на кафедру.

Выбрался, освободили нас, а от страсти своей так и не освободился. То, что торговля, в частности для меня, превратилась в , я тогда ещё не понимал. И особо не тревожился, что всякий раз, рассчитываясь за какой-нибудь товар, покупаемый для себя или семьи в магазине, в голове машинально высчитывал упущенную выгоду от недовложенных в дело денег.

И вот как-то, возвращаюсь я из Москвы после удачной сделки. Мне удалось на всю очередную партию привезённого товара «наварить» чуть ли не двести процентов прибыли. Душа ликовала: ещё бы, на плече висела сумка, полная денег. Зашёл на автовокзал, купил билет, и поскольку до отъезда оставалось время, решил немного перекусить.

В ресторанах я тогда не питался, в кафе тоже старался не заходить, экономил. Возьмёшь где-нибудь в ларьке беляш, булочку побольше и бутылку самого дешёвого пива. Отойдёшь на пару метров в сторону и кушаешь на свежем воздухе. Понятно, что это тебе не «Арагви», но главный принцип: «дешево и сердито» выдерживался на сто процентов. В тот раз я поступил точно так же, приобрёл вышеуказанный проднабор, правда, вместо булочки на радостях позволил себе взять два больших беляша. И разместился недалеко от киоска.

Ем и наблюдаю, как к этому же ларьку подходит и тащит за собой несколько сеток с бутылками (тогда их здесь же и принимали). Противно, конечно, от него так воняет, а ты ешь и вынужден всё это нюхать. Лотошник принял бутылки, и, слышу, бомж заказывает:

– Мне, пожалуйста… – и берёт самую дорогую бутылку водки, кусок ветчины, потом чего-то ещё, но тоже самое лучшее и дорогое.

Я стою рядом, всё ещё по инерции продолжаю жевать, и вдруг отчётливо осознаю, что у меня на плече висит сумка, реально набитая деньгами. Что на эти деньги я вместе с семьёй мог бы жить как минимум год, ни в чём себе не отказывая. Но при этом я уплетаю копеечный беляш, запивая его самым жалким, дешёвым пивом. В это время передо мной нищий человек, если это создание вообще можно называть человеком, берёт деликатесы, которые я позволяю себе только по праздникам. Меня это просто взбесило.

Перестаю жевать и спрашиваю:

– У тебя чего, мужик, день рождения сегодня, что ли?

– Почему день рождения, – усмехается бездомный, – мы всегда так едим. Ты небось думаешь, что ты белая кость и что лучше меня? Ошибаешься, дядя. Это я человек, свободный от всех обязательств, живу как хочу, люблю себя и позволяю себе всё самое лучшее. А ты раб, всю жизнь только и делаешь, что на кого-нибудь горбатишься и жрёшь свои беляши с собачатиной.

Сказал и пошёл. От негодования и я даже дар речи потерял, но потом пришёл в себя и понял: а ведь он прав. Не знаю, насколько он свободен, но то, что я всего лишь жалкий раб своей страсти, – это точно, и жареные пирожки с начинкой непонятного происхождения – мой удел и яркое тому подтверждение.

Ехал домой и молчал всю дорогу. Точно так же, молча, несколько дней приходил в себя, а потом всё как отрезало. Вернулся на преподавательскую работу, и больше я уже этими делами не занимался.

– А я, – перехватывает инициативу отец Виктор, – тогда ещё только-только перебрался на постоянное жительство в столицу и поселился в доме с окнами, выходящими на соседний дом. С первого же дня я обратил внимание на окна дома напротив, во-первых, потому, что в одном из них разглядел молодую симпатичную девчонку, а, во-вторых, ничего другого из своих окошек, даже при всём желании, мне всё равно бы увидеть не удалось.

– Периодически я наблюдал, как она выходит на балкон, что-то там делает и потом возвращается домой, – продолжал отец Виктор. Со временем познакомился визуально и с её мамой, даже узнал, что та работает на АЗЛК. Жили они вдвоём в трёхкомнатной квартире, а я, словно в телевизоре, ежедневно наблюдал обычную рутинную жизнь обычной московской семьи. Наверняка и они, встречаясь со мной, узнавали своего соседа по окнам, но не здоровались. Не принято в больших городах здороваться с незнакомыми людьми.

И каково же было моё удивление, когда однажды на балконе возле молоденькой девушки я увидел парнишку в форме курсанта военного училища. Поначалу предположил, ну, или брат, там, или знакомый, но потом заметил в окошке, как они целуются, и понял. Пять галочек на рукаве его форменного кителя говорили, что курсант максимум через год станет офицером и ему нужна та, которая реально согласится поехать за ним на край света.

Курсант, прогостив несколько дней, уехал и больше не появлялся, а спустя несколько месяцев я заметил, что девушка понесла, и вскоре на свет появилась замечательная девочка. Появилась – и слава Богу, главное, что здоровенькая. Бабушка продолжала крутить гайки на конвейере и крутила бы до самой пенсии, но у нас случилась очередная революция, конвейер остановился, и бабушка оказалась на улице. Вот тогда и она закрутилась. Когда за твоей спиной две беззащитные и бесконечно дорогие тебе человеческие жизни, начнёшь крутиться. В одно место сунулась, другое. «Простите, но вы нам не подходите». Гайки крутить уже никому было не нужно, а на работу в офисе её, если и брали, так только в качестве уборщицы с ничтожным содержанием.

И тогда кто-то надоумил женщину торговать разной мелочовкой. В Москве на оптовом рынке что-то покупаешь и едешь в область, там продаёшь, а вырученную прибыль используешь на своё усмотрение.

Лучше всего было торговать конфетами и печеньем. Товар не скоропортящийся, да и кому не хочется чайку с конфеткой попить. Мяса ты себе, может, и не позволишь, а вот конфетка очень даже скрасит кусок хлеба с чаем, да и потом, почти у всех дети.

– Думаю о том времени, – рассказывает отец Виктор, – и не могу вспомнить, чтобы хоть раз видел её без дела. Если она не толкает перед собой коляску с маленькой внучкой, значит, тащит по первости маленькую, а потом уже и большущую тележку с коробками из-под пряников и конфет.

Привыкшая к постоянной работе с тяжестями, небольшая и не очень-то сильная женщина утратила ровную осанку и стала ходить, немного пригнувшись к земле. При таком хождении руки у человека уже не лежат вдоль тела, а словно у обезьяны выдвигаются вперёд и превращаются во что-то такое совершенно отдельное. А потому это бросается в глаза, и ты невольно обращаешь на них внимание. Уже на заводе от постоянной работы с металлом кожа на руках огрубела, но вздувшиеся синие вены – это от постоянного таскания тяжестей.

Понятно, что и одежду человек носил самую простую, чаще всего какой-то бесформенный комбинезон, наверно, ещё память о заводском конвейере, а по зиме к нему добавлялся грубый шерстяной платок и перелицованная телогрейка. Как женщина она совершенно перестала обращать на себя внимание, стараясь всё лучшее отдавать своим девочкам. Ими она и жила.

– Знаете, – сравнивает отец Виктор, – это как . Призывают людей в военное время, не очень-то здоровых и сильных, и вот, попадает такой человек в ту же пехоту и на фронт. Если его в первые же дни не убьют, то приобретается боевой опыт. Воюет солдат, а его организм начинает приспосабливаться к условиям, в которых он прежде никогда не жил. Человек приобретает способность сутками лежать под дождём в отрытых в земле траншеях, спать в снегу. Весь во вшах, питается не пойми чем, и что главное: не болеет. Не болеет, и всё тут! Но стоит войне закончиться, возвращается солдат домой, расслабится, уснёт по военной привычке на голой земле, даже жарким летом, и воспаление лёгких ему обеспечено. Что происходит с организмом? Непонятно, но, видимо, какая-то особая мобилизация в критической для нас обстановке.

Так и моя соседка, как бы ей тяжело ни было, не ломалась и не болела. Только изработалась очень, похудела. От того кожа у неё на лице сморщилась, а щёки обвисли. Она никогда не забывала, что за ней двое ртов, и работала без выходных и проходных. Кстати, у них где-то за городом был ещё и клочок земли, так и там она успевала, огурцы, помидоры закатывала, и зимой они не бедствовали.

Время шло, жизнь потихоньку налаживалась, маленькая внучка подрастала, и дочь принялась помогать матери. Работая вдвоём, они сумели открыть сперва торговую палатку, а потом на её месте поставить и небольшой магазинчик. И хотя в их семью пришёл, пускай и скромный, но достаток, мать по привычке продолжала экономить на себе, одевалась всё так же просто, словно она не владелец собственного магазина, а лишь уборщица при нём.

Привычка ходить ссутулившись, при которой руки, оттянутые тяжёлыми сумками, смотрелись неправдоподобно длинными, у неё так и осталась. Ушла постоянная тревога за то, чем накормить семью, зато она, как тот солдат, что вернулся с фронта, расслабилась и принялась болеть. Не то чтобы она слегла, просто почувствовала, что силы уже не те, и как-то внезапно и почти одновременно у нее выпали все зубы.

Зато у дочки всё стало складываться хорошо, встретила, наконец, достойного мужчину. Мало того, что любит, так ещё и превосходный менеджер. С его появлением дела в семейном бизнесе закрутились веселее, и через пару лет вместо одного магазинчика у них появилось уже целых четыре. Дочь родила вторую малышку, в общем, живи – радуйся.

Всё хорошо, кроме одного: муж дочери невзлюбил свою тёщу, можно даже сказать, возненавидел. Беззубая, какая-то страшная, горбатая, всюду лезет, суётся не в свои дела. Стараясь во всём угодить своим девочкам и боясь нарушить их семейное счастье, бабушка весь принадлежащий ей бизнес безропотно переписала на молодых. Только и после такой жертвы скандалы в доме не прекращались.

После разъезда с дочерью бабушка подошла ко мне во дворе и впервые попыталась заговорить:

– Прости, я знаю, что ты батюшка, верно? Хотелось бы с тобой посоветоваться. Не знаю, как и поступить. Девочки мои переехали в другой район, и мне их теперь очень недостаёт. Родилась вторая внучка, дочке, конечно, надо бы помочь, а меня к ним не пускают. Там внизу консьержке строго-настрого велено меня прогонять. Зять нанял для малышки няню, она с ними теперь и живёт. Бывает, позвоню дочке, и когда они выходят гулять, она тайком от мужа покажет мне девочку. Чужого человека в дом взяли, а меня прогнали. Стыдно им перед соседями, что мамка их такая непрестижная. Очень уж мне плохо, батюшка. Дочери говорю: “Как раньше нам было хорошо, пускай жили мы бедновато, зато любили друг друга, а теперь мне очень плохо”. Нет, батюшка, ты не подумай, они меня не обижают, деньги у меня есть. У меня любовь отняли.

Я ей отвечаю: “Знаешь, матушка, главное, не унывай. Может, это Господь тебе напоминает, чтобы ты о себе подумала, о душе. Дети выросли, у них своя жизнь, у тебя своя. Есть возможность, вот и живи своей жизнью, для себя живи”.

И представляете, – продолжает отец Виктор, – через несколько дней снова встречаю я эту бабушку. Вместо привычной телогрейки на ней новая норковая шуба, модные сапоги на каблуках, а походка-то прежняя, и руки эти в мозолях, оттянутые тяжестями до колен. Поверьте, более страшной и несуразной картинки я себе и не припомню.

– Вот, – говорит, – отец, как ты сказал, так я и сделала, буду теперь жить для себя.

– Мать, так я же не это имел в виду, я ведь тебе о говорил.

Махнула она мне в ответ рукой, а, мол, отстань. Как поняла, так и поняла.

Только недолго она проходила в норковой шубе. Не выдержал человек такой пытки. Смотрю, месяца через два скинула она свою шубу, снова влезла в привычный комбинезон, сверху телогрейка, а в руках маленькая тележка.

– Куда ты, мать, в таком виде, да ещё и с тележкой?

– Вот, ты говоришь, живи для себя. Я сперва, было, подумала да и обрядилась, дура старая, в дорогие тряпки, сапоги себе непонятные купила, шубу. Только не нужно мне всего этого, не умею я «для себя». Ломала голову, чем бы заняться, да и надумала. Езжу теперь на оптовый рынок, меня там ещё помнят. Набираю всяких сладостей, сажусь в электричку, проезд у меня льготный, и еду тут в одно местечко. Выхожу на площадь, а там – тем, кто победнее – по себестоимости, детям и за так товар свой отдаю. И радостно мне от этого, батюшка, ждут меня маленькие ребятишки, пускай и не мои, а всё ж дети, и что кому-то я, да и нужна. Как увидят, бегут ко мне радуются: “Ура, – кричат, – наша приехала!” Так что, прости, батюшка, некогда мне о душе думать, мне спешить надо, у меня уж электричка скоро.

В издательстве «Никея» вышла первая книга священника Александра Дьяченко «Плачущий Ангел».

Вы прочитали статью . Читайте также.

Кумиром называется всё, что уводит человека от поклонения единому богу. Это называется идолопоклонством. В разные времена люди создавали себе различных кумиров и поклонялись им. Вторая заповедь гласит: Не сотвори себе кумира. Что означает эта заповедь, и какие последствия могут быть при ее нарушении? Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения православия. Я приведу вам примеры современных кумиров в нашем мире, разъясню значение кумиров в жизни человека в сравнении с золотым тельцом как идолом для поклонения израильтян. Также рассмотрим вопрос, как избежать идолопоклонства в жизни.

Для современного человека слово «кумир» не совсем понятно, поэтому рассмотрим сначала его значение. Это человек либо объект, поклонение которому становится смыслом жизни. Кто может быть кумиром в современной жизни? Прежде всего, вы сами. Некоторые люди настолько поглощены вниманием к собственной персоне, что забывают обо всем вокруг. Именно поэтому богом и была дана заповедь о кумирах.

Кумиром может стать объект страсти — человек или предмет. Некоторые люди настолько сильно влюбляются в кого-то, что просто теряют голову от обожания и забывают обо всем на свете. Ради кумира они могут пожертвовать собой и даже покончить жизнь самоубийством. Вот насколько опасно создавать себе кумиров. То же касается и предметов: можно просто подчинить всю свою жизнь погоне за каким-то артефактом или бытовой вещью (машина).

Нам дана заповедь любви к ближнему, но не сотворения из него объекта поклонения.

Кумиром могут стать наши мечты и фантазии, если мы страстно предаемся им день и ночь. В это время мы теряем ощущение бога и его благодать. Например, человек может страстно мечтать разбогатеть, и ради этой мечты готов идти по головам. Кто-то может мечтать достичь высокого положения в обществе, и ради этого теряет остатки совести. Это всё кумиры нашего времени.

Итак, кумир — это всё, что противопоставлено богу в силе и могуществе. Это могут быть:

  • деньги;
  • наука;
  • искусство;
  • положение в обществе;
  • одержание какой-то идеей;
  • привязанность к чему-либо или кому-либо.

Кумиром может стать даже лютый враг, которому человек стремится отомстить. Он день и ночь разрабатывает план мести, забывая о заповеди любви к ближнему и прощении. Своего врага он ставит выше закона божьего, и слепо идет на поводу собственной ненависти.

Поэтому заповедь «Не создавай себе кумира» учит человека исследовать свое сердце, чтобы вовремя найти в нем греховную привязанность к земным вещам и обычным людям.

Библейская история

В библии описан сюжет, в котором мы можем увидеть, как народ израильский нарушил божьи заповеди. Когда Моисей находился на горе Синай и получал руководство от самого бога, народ успел сотворить себе объект поклонения — золотого тельца. Как успели израильтяне это сделать? Моисей слишком долго по их мнению пребывал на горе, поэтому они решили отлить золотого тельца и объявить его своим богом.

Когда Моисей спустился с горы Синай, он в гневе разбил каменные скрижали, на которых был записан закон божий — 10 заповедей. После всеобщего покаяния в грехе патриарх вновь поднялся на гору для беседы с Господом. В это время бог явил чудеса — гром, молнию, бурю. Однако никакой гром не смог заглушить гласа божьего, который перекрывал любые громкие звуки. Моисею были даны вторые скрижали с записанными заповедями.

Смысл заповеди

Не сотвори себе кумира — вторая заповедь в законе божьем, которая логически вытекает из первой. В первой заповеди установлено, кто является Господом богом для людей на земле. Соблюдение первой заповеди требует от человека посвятить всю свою жизнь служению единому Господу земли и неба. Однако далее Господь предупреждает, что кумир является отрицанием первой заповеди. Если человек посвящает свою жизнь не богу, а кому-либо иному, это считается нарушением обеих заповедей: первой и второй.

Господь является творцом вселенной, он единый, и нет подобного ему. Если человек отходит от понимания этого утверждения, он впадает в грех нарушения заповеди. В заблуждениях человек может полагаться на иных божеств — кумиров,- забывая о своем Создателе. Это мы видим из истории древней Руси, когда люди просили помощи у огня или ветра. Они поклонялись сонму богов, целому пантеону. Но ведь вселенную не создавал сонм богов, у нее есть единственный создатель — Господь.

Идолом может стать любое страстное желание человека, а не только деревянный истукан.

Вы скажете, что современные люди не поклоняются солнцу и ветру. Это так. Но в наши дни деревянных истуканов заменили виртуальные страсти и порочные желания. Обуреваемый похотью человек способен на любые гнусные поступки, чтобы удовлетворить свои желания . Это и есть идолопоклонство. Мало кто из людей осознает пагубность впадания в прелЕсть, потому что не считают ее кумиром. Они думают, что если не поклоняются деревянному истукану или маске, то не грешат. Это опасное заблуждение.

Идолом может стать даже вредная привычка, с которой человек никак не может расстаться. В наши дни это курение, наркотики, страсть к прениям, зависимость от интернета, привязанность к диетам и даже здоровому образу жизни. Кумирами могут стать:

  • гордыня;
  • любостяжание;
  • чревоугодие.

Гордый человек надеется только на себя и свой разум, ему претит почитание кого-либо еще. Не создай себе кумира из себя самого! Большинство людей этого не понимают. С гордыней тесно связано любостяжание — это когда человек зависим от денег. Он становится настолько жадным до обогащения, что кроме денег ничего вокруг не замечает.

О чревоугодии православная церковь говорит много и подробно. Это не просто утоление голода, а жажда поедать пищу в огромных количествах. Другим видом чревоугодия является пристрастие к деликатесам и изысканному вкусу. Помните, что каждый кусок пищи, съеденный сверх положенного, превращается в идола.

Заключение

Современные люди настолько увлечены собой, что стремятся избавиться от любых ограничений. Они считают, что заповеди божьи отягчают их и так нелегкое положение, стремятся отмахнуться от этих святых слов. Однако заповеди ограждают нас от духовных проблем, оберегают от опасностей. Соблюдение заповедей убережет от дел, которые могут привести к болезням и тяжелым последствиям.

Люди думают, что если они никого не грабят и не убивают, то и греха на них нет. Это заблуждение. Не создавай себе кумира — в библии четко обозначен грех, в который может впасть человек по неведению. Поэтому бог и предупреждает нас внимательно относиться к помышлениям своего сердца, чтобы не впасть в прелесть.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Н е сотвори себе кумира . Имеет ли место это в нашей жизни? Кому мы должны поклоняться. Что является кумиром и как не сотворить себе кумира .

Н е делай себе идола, ни какого- либо изображение того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землёй; не поклоняйся им и не служи им.

(Ис. 44:6) Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф:

Я первый и Я последний, и кроме меня нет Бога.

(Исх.20:1-6) И изрёк Бог все слова сии, говоря: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди мои.

Н е сотвори себе кумира . Это вторая заповедь. Исполнение этой заповеди имеет важное значения для нашей жизни. Так как, исполняя эту заповедь, мы исполняем волю Божью и это является благословением в нашу жизнь.

В Писании сказано: «Он Христос, есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет, ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:11,12) . Сам Иисус сказал по поводу того, к кому и как обращаться в молитве:

«Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:23,24).

В социальных сетях в «одноклассниках», у меня получился диалог с православными христианами на тему «святых мучеников». В этом диалоге христиане сказали, как сильно они почитают святых великомучеников, воздают им молитвы и хвалу, на это я им ответил, что для меня это просто люди, к которым я отношусь с уважением и ничего более. Посыпались оскорбления и ругательства в мой адрес, и даже угрожали меня побить.

В Библии нет указаний о том, что надо молиться святым. Более того, люди, которых мы называем святыми, не считали себя таковыми. Например, апостол Павел писал о себе:

«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22-24).

П омимо того, что люди создают себе кумиров из святых, они так же превозносят и Марию. Иисус любил Марию как мать, будучи на кресте, Он побеспокоился о том, чтобы Иоанн позаботился о ней в старости (см. Ин. 19:26, 27 ). Нам надлежит уважать Марию, как земную мать Иисуса, но мы нигде не встречаем в Библии повеления о том, что ей надо поклоняться так же, как Богу.

С вятое Писание говорит, что, и что посредник у нас один, Иисус Христос. И вторая заповедь говорит:

«Не делай себе кумира, идола, истукана из какого либо материала и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. 20:4).

Н аш Бог — живой, и Он приглашает нас к живому общению. Иисус говорит:

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

О бщаясь с людьми зависимыми или мирскими, я свидетельствую им о том, что Господь Бог живой. Свидетельствую о славе Божьей в моей жизни, о многих чудесах и переменах которые произошли с тех пор, как я покаялся пред Богом за грехи свои. Люди, что бы хоть как то оправдаться показывают мне в ответ крестики или иконки в подтверждение того, что они тоже верят. Возможно, многие из них не понимают, что это всего лишь неодушевлённые предметы и от того, что ты их имеешь при себе, ничего не происходит.

Н е сотвори себе кумира. Спасение это любовь. Любите Господа всем сердцем своим. Ищите . Исполняйте заповеди и будьте верны и милость Божья не покинет вас.

(Вт. 7:9) Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов.

К умир – это (словарь Ожегова) истукан, предмет восхищения, преклонения. Нам известно, что является кумиром. Мы так же знаем, какую роль он играет в жизни многих людей. Главное мы знаем, что Бог живой, и Он Единый кому мы должны поклоняться.

С кажите, что вы думаете по этому поводу? Вы узнали, что то новое для себя, помогла ли вам эта статья? Пожалуйста, оставьте свой комментарий.