Кто такая Вавилонская блудница? Про искусство и его ведение.

Кто такая Вавилонская блудница? Про искусство и его ведение.

В одном из самых распространённых и загадочных текста, пророчествующих о конце света, в Апокалипсисе важную роль отводиться, так называемой Вавилонской блуднице. Что это за фигура? Почему она так важна в предсказании конца света и как она с ним связана?

Вавилонская блудница конца света - этот образ со времен распространения «Откровения» стал предметом многочисленных богословских толкований и споров. В самом же апокалипсисе ангел, явившийся Иоанну Богослову предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». Далее о ней же: «жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим».

Интересно отметить, что в качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, по мнению исследователей, могли выступать жрицы малоазийских храмов, где была широко распространена храмовая проституция.

Некоторые исследователи предполагают, что конкретным историческим прообразом вавилонской блудницы могла быть императрица Мессалина, третья жена императора Клавдия, внучатая племянница императора Августа. Ее распутство описано Тацитом и Светонием. Мессалина прославилась тем, что по ночам под видом проститутки приходила в один из римских лупанариев, чтобы удовлетворить свою похоть.

Естественно, с образом блудницы у богословов связываются различные города и империи. Наиболее распространенным толкованием является соответствие образу блудницы Риму или Римской империи. Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим или Москва (у старообрядцев).

И это не лишено смысла, поскольку впервые образ блудницы появляется в Книге пророка Исаии, где, осуждая пороки Иерусалима, пророк восклицает: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» То есть город выступает в роли падшей женщины.

Но намного более распространенным является другое мнение: Вавилонская блудница представляет собой «город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном из-за своего боговраждебного влиянию на другие народы. Это мнение основано на словах Иоанна Богослова: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

Более поздние христианские движения стали рассматривать Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви. В различное время Вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.

© Святослав Горский

Наверное самая известная сказка в мире про героя, который убивает дракона и освобождает девушку прекрасную, которую отдали на съедение змею-дракону! История дракона на этом как бы заканчивается, герой продолжает совершать всякие героические подвиги дальше, а вот история девушки как то растворяется как утренний туман! Не хорошо это как то...
Героя мы знаем под разными именами, их бесчисленное множество, личность убивающая дракона и освобождающая девушку прекрасную это одна и та же личность, имена разные, а личность то одна!
Дракон он и есть дракон чего с ним возиться, умер и ладно!
Остается девушка, вот её судьба в разных вариантах сказки разная и раз об этом особо не распространяются значит она и есть самый интересный объект!
Есть один вариант сказки где девушка и дракон, как бы совмещены в одно действие, девушка едет куда то на друконе, у дракона как и положено несколько - шесть семь, змеевидных голов, а в руке девушка держит чашу с чем то! Это ВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА! Начал я именно с этого варианта сказки потому что о нем все слышали, но ни кто ни чего не знает, что за блудница такая!
Вавило́нская блудни́ца (лат. Babyloniacus fornicaria, вавилонская шлюха) - образ в христианской эсхатологии, основанный на книге Откровения Иоанна Богослова. Образ вавилонской блудницы и объяснение связанной с ней символики стали предметом многочисленных богословских толкований и споров.


Считается что первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1-2). Ангел ведёт его в пустыню, где он:
«увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим."

Какую информацию мы можем получить из этого описания?
Девушка не простая, явно царского рода, имя её тайна!!! то есть сразу в первоисточнике оговаривается имя - тайна и все, забудьте и думать!!!Вавилон великий как бы то же тесно с ней связан... ну и чаша не пойми с чем.... гадость короче всякая и даже интересоваться что же в этой чаше не стоит, гадость и все! Я дам несколько разных изображений что бы понять что не все так однозначно туманно есть интересные детали!












Ну во первых сама девушка в короне и даже не простой, а тройной папской (этот момент очено важен и мы еще о нем поговорим!), во вторых её поклоняются цари, в третьих действие происходит на фоне города крепости и часто на фоне боевых действий и в третьих сам зверь - дракон то же не прост - у него на головах короны!!!

Кончина как известно этого зверя ясна - приходит герой флаг которого красный крест на белом фоне и колбасил дракона, убивает его! А что же с девушкой?

Блудницу вместе с драконом то же оказывается убивают причем убивают ангелы! К ангелам мы еще вернемся....

Все не ясно как бы все сказочно и не имеет конкретных привязок к личностям, сказки короче! А что если нам поискать Вавилон, да не просто так, а что бы там был и дракон и крепость и башня вавилонская и девушка с драконом - змеем!
Не поверите но такое место есть, даже название свое не сменил!
Ва́вель (польск. Wawel) - холм и архитектурный комплекс в Кракове, на левом берегу Вислы. Высота - 228 метров над уровнем моря. Находится на территории административного района Дзельница I Старе-Място.
На вавельском холме расположен комплекс архитектурных памятников, из которых важнейшие - Королевский замок и кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава. Вавель - символ Польши и место, имеющее особое значение для польского народа. Архитектурный комплекс находится под управлением учреждения культуры «Королевский замок на Вавеле - Государственное собрание искусства».https://ru.wikipedia.org/wiki/Вавель

Есть там и зверь - дракон!!! Ва́вельский драко́н (польск. smok wawelski) - легендарный дракон, якобы живший в пещере (называемой Драконьей ямой) у подножия Вавельского холма в Кракове.



Обратите внимание как изображен Вавель - крепость у воды!

Кра́ков (польск. Kraków (инф.) [ˈkrakuf], полное официальное название - Столичный королевский город Краков (польск. Stołeczne Królewskie Miasto Kraków, лат. Cracovia, нем. Krakau) - город на юге Польши, расположенный на реке Висле . Население насчитывает 766 739 жителей (2017), вместе с ближайшими пригородами - свыше 1 млн. Второй по населению (ненамного опережает Лодзь) и площади город Польши после Варшавы. Административный центр Малопольского воеводства, центр архиепархии.
Столица Польши с 1038 по 1596 год, до 1734 года - место коронации польских королей. Богат историческими памятниками, центр города занесён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из крупнейших научных, культурных, экономических и религиозных центров Польши, популярное место туризма.

Вот старинные изображения Кракова...

Ну а где же башня скажете вы? Есть, есть башня! Если не рассматривать фантастические изображения Вавилонской башни где она до небес а посмотреть более реалистические средневековые так сказать то картина выходит вполне понятная.











С одной стороны вроде бы строят обычную крепость с башнями а с другой стороны какая то присутствует настойчиво витая конструкция с дорожками на верх! Но пока я покажу еще одну картинку, где есть еще характерные особенности именно Кракова!
Картина называется "Tower_of_Babel"

Обратите внимание на задний план, там виднеются такие горушки правильной формы! Это не просто горушки это знаменитые Краковские курганы!!!https://ru.wikipedia.org/wiki/Курган_Крака
Самый старый это курган Крака, но есть еще курганы!!!

Но самый главный и интересный нам курган это "могила Костюшко!!!"

Вот она настоящая Вавилонская башня!!!https://ru.wikipedia.org/wiki/Курган_Костюшко_(Краков)









И не надо думать друзья мои что это какой то там древний курган приспособили под могилу Костюшко, нет это народная "Польская" традиция сохранилась практически до наших дней!!!
Курган Пилсудского также известный как Курган независимости или Курган свободы (польск. Kopiec Piłsudskiego) - искусственный холм, созданный в 1934-1937 годах в Кракове, Польша. Курган находится на вершине самого высокого краковского холма Совинец. Назван в честь Юзефа Пилсудского - польского национального лидера и борца за независимость. Это самая крупная из четырёх искусственных насыпей в Кракове наряду с курганами Крака (Кракуса) (помните сказку про Еруслана Лазоревича, он был из царства Кракауса - Картауса - рыжего уса), Ванды и Костюшко.https://ru.wikipedia.org/wiki/Курган_Пилсудского

Ну да ладно, давайте все же поищем девушку невинно убиенную, может и её могила найдется?
Точно я не нашел конечно же, ну так что бы на ней было написано - могила Вавилонской блудницы, в миру такая то... нет, но есть курган Ванды.
Курган Ванды (польск. Kopiec Wandy) - искусственный холм, курган, находящийся в краковском районе Нова Хута на улице Уястек Могильски. Курган был сооружён предположительно в VII-VIII веках и посвящён легендарной княгине Ванде, которая была дочерью князя Крака. Княжна Ванда является неофициальным символом Новой Хуты. Согласно легенде Ванда, не желая выходить замуж за нелюбимого человека, покончила с собой, утопившись в Висле, и её тело было захоронено в этом кургане.
Ванда - легендарная дочь князя Крака, основателя Кракова. После смерти отца стала княжной поляков, но совершила самоубийство, чтобы избежать нежелательного брака.Согласно наиболее популярному варианту, Ванда, польская принцесса, после смерти отца стала княжной поляков. Она отказалась выйти замуж за немецкого принца , который из-за этого вторгся в Польшу, но атака была отбита. Однако Ванда совершила самоубийство - утопилась в реке Висла, чтобы принц не вторгался в её страну. Другая версия говорит о том, что немецкий принц победил поляков и хотел жениться на Ванде, чтобы закрепить свои завоевания. Есть также вариант, что Ванда утопилась в жертву языческим богам.
Ну и последняя, самая загадочная на мой взгляд деталь всей этой истории - чаша!
Были некие воинственно религиозные деятели у которых символ был ЧАША! ПРИЧЕМ ИСТОРИКИ СОВЕРШЕННО НЕ ПОНИМАЮТ ПОЧЕМУ и что же это за чаша такая!
Кто догадается чей это символ, и причем тут мои любимые гуси и польша дам конфетку!!!

С девушкой княжной Польской мы еще разберемся, она архи важна, как и с ангелами!

Ну а для затравки интереса вот вам три символа найдите между ними связь:::-))))



Вавилонская блудница

Вавилонской блуднице посвящены 17 и 18 главы Откровения Иоанна Богослова.

До сих пор меня охватывает дрожь при чтении этих строк.

Конечно, я знаю множество толкований образа блудницы, и солидных, и высосанных из пальца, но предпочитаю им собственное ощущение.

Для меня Вавилон - это цивилизация с ее пороками и мерзостями. «…ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.

И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле». Как это верно!

Вавилонская блудница. Миниатюра из «Бамбергского Апокалипсиса», изданного в 1000 г.

Книга, принадлежавшая императору Оттону III, выполнена в лучших традициях Оттоновского Возрождения.

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

Вавилонская блудница. Книжная миниатюра 1047 г.

И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

Вавилонская блудница. Книжная миниатюра 1060 г.

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя:

тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Падение вавилонской блудницы. Миниатюра, выполненная Геррадой из Ландсберга в конце XII в. Геррада - настоятельница Гогенбургского монастыря неподалеку от Страсбурга, автор иллюстрированной энциклопедии «Сад утех» (Hortus deliciarum).

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Смерть Вавилонской блудницы. Иллюстрация из французской Библии 1250 г.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Вавилонская блудница. Миниатюра из «Фламандского Апокалипсиса» 1410 г.

Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.

Вавилонская блудница. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1498 г.

И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

Вавилонская блудница. Миниатюра лицевого Апокалипсиса святого Андрея Кесарийского. XVI в.

Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

Вавилонская блудница. Гравюра Ганса Бургкмайра. 1523 г.

И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

Вавилонская блудница. Рисунок Матиаса Герунга. 1532 г.

После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Вавилонская блудница. Гравюра XVI в.

И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.

Вавилонская блудница. Рисунок XVI в.

Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!». За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

Вавилонская блудница. Фреска церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль). Конец XVII в.

И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

Вавилонская блудница. Гравюра 1800 г.

И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

Вавилонская блудница. Русский лубок. 1800-е гг.

И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.

Вавилонская блудница. Картина Уильяма Блейка (1809).

Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!

Вавилонская блудница. Картина Бориса Вальехо (1980).

И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Вавилонская блудница. Картина Эрнста Фахша (1995).

И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

Вавилонская блудница. Картина Урсулы Вернон.

И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

Вавилонская блудница. Современный рисунок.

Эта запись была в Ярушке в клубе "Мост"

2 года ago Enottt Комментарии к записи Новый Завет — Вавилонская блудница отключены

Просмотры: 2 517

Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1-2). Ангел ведёт его в пустыню, где он:

увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим.

(Откр. 17:3-6)

В указанном отрывке жена на звере называется «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным » (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη, ἡ μήτηρ τῶν πορνῶν καὶ τῶν βδελυγμάτων τῆς γῆς ), а ниже и просто «блудница» (ἡ πόρνη), от чего и произошло её прозвание «Вавилонская блудница » (хотя дословно такого словосочетания в тексте Апокалипсиса нет). В последующем рассказе ангел поясняет символическое значение этого образа:

  • зверь, на котором восседает блудница: «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель» (Откр. 17:8);
  • 7 голов: «суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть» (Откр. 17:9-10);
  • 10 рогов: «суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» (Откр. 17:12);
  • воды, на которых сидит блудница: «суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17:15).

В 18-й главе Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает падение блудницы: «пал, пал Вавилон великий» (Откр. 18:2). В качестве кары, постигшей Вавилонскую блудницу, называется огонь (Откр. 18:7-8).

В этом рассказе Иоанна образ блудницы полностью олицетворён в Вавилоне (по-гречески город - πόλις - женского рода), а порой встречаются следующие фразы: «…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!» (Откр. 18:18).

В искусстве

Вавилонская блудница изображается согласно букве священного текста: как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке. Крупных произведений на эту тему нет - сюжет остаётся прерогативой книжной миниатюры, гравюр и карикатур. Образ блудницы представлен в грандиозной серии шпалер «Анжерский апокалипсис» (конец XV века), образцом для которого послужили миниатюры из рукописных «Комментариев к Апокалипсису» (X век). Наиболее часто изображения вавилонской блудницы можно встретить в иллюминированных Апокалипсисах, как западной работы, так и русских (у старообрядцев популярны миниатюры к «Толкованию на Апокалипсис» Андрея Кесарийского, при создании которых они следовали древнерусской традиции лицевых изображений в рукописях). Реже сюжет встречается во фресковой живописи.

В иконописи примером изображения блудницы может служить икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля, созданная в конце XV века. На ней образ блудницы лишён отталкивающих свойств и больше соответствует античной традиции, напоминая изображения Европы на быке.

Ангел показывает Иоанну Богослову вавилонскую блудницу (французская миниатюра, XIV век)

Блудница, сидящая на водах «Анжерский апокалипсис» (конец XV века)

Вавилонская блудница (миниатюра Бамбергского Апокалипсиса, XI век)

Вавилонская блудница (миниатюра лицевого Апокалипсиса, XVI век)

Вавилонская блудница (раскрашенная гравюра Ганса Бургкмайра, 1523 год. Иллюстрация к изданию перевода Библии Мартина Лютера)

Вавилонская блудница (русский лубок, 1800-е годы)

Вавилонская блудница едет верхом на семиглавом звере (гравюра Альбрехта Дюрера)

Гравюра. Из книги Томаса Брайтмана. Йодокус Хондиус (1563-1612) - фламандский гравер, картограф и издатель

Иллюстрация из Библии Оттенриха, 1530-1532

Лукас Кранах Старший — папесса Иоанна, изображена в виде вавилонской блудницы

1. " И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящую на водах многих..."

15. "И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки".

18. "Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями".

Перефразируя эти слова, получаем, что Ангел сказал Иоанну: "Пойди, я покажу тебе суд над великим городом, царствующим над земными царями, а также многими народами, племенами и языками". Таким образом очевидно, что в 17 главе откровения идет речь о столице великой империи и многонационального государства.

В переносном (духовном) смысле слово блудница в Библии употребляется в книге пророка Исайи, который с удивлением восклицает: "Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь убийцы... Князья твои законопреступники и сообщники воров, все они гоняются за мздою и любят подарки" (Ис. 1: 12-23) . Также в книге судей: . Из контекста Библии видно, что слова пророка Исайи относятся к древнему Иерусалиму. Значит, история новозаветной "вавилонской блудницы" должна быть подобна истории Иерусалима: она тоже когда-то жила по законам Божиим, но в последствии развратилась, отступив от евангельского учения.

Отцы церкви, жившие в III в. Н. Э. считали, что зверь багряный - это Римская империя, а блудница, сидящая на звере - это Рим. Однако со временем эта точка зрения стала не актуальна, потому что Римская империя была сокрушена варварами и рим утратил былое могущество.

Тем не менее в XVI в. Мартин Лютер снова обращает свой взор в сторону Рима. Это мнение не лишено здравого смысла, потому что в 9 ст. написано: "Семь голов - суть семь гор, на которых сидит жена". Т. о. получается, что Рим, утративший своё превосходство и силу, вновь возраждается, но только теперь не в образе сильной светской империи, а в образе религии, господствующей над этим миром.

Стих 6: " Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых..." - пророчество о инквизиции. Она названа "Женою". Это слово указывает на церковь. В послании Ефесянам святого апостола Павла, 5 гл., 31-32 ст. дается расшифровка слова "жена": "Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепиться к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви". Т. о. что под женой подразумевается церковь, но в Откровении показана жена, которая не верна своему мужу, т. е. Христу. "... ходили блудно вслед других богов и поклонялись им..." (Суд.2, 17) . На эту тему очень интересно писал один русский публицист Лев Тихомиров в 1907 г.: "... в истории церкви всегда существует два элемента:

1. Чистая и светлая невеста Христова, которая ни кого не любит, кроме своего Небесного Жениха и всегда верна Ему.

2. Другой элемент - любодеица, которая обмирщилась, изменяет Христу для мира, любодействует с царями земными..." - согласно такому толкованию речь идет не только о католической церкви, но и о многих других церквях. Потому что если посмотреть, каково духовное состояние многих деноминаций - то можно прийти к выводу, что все они подходят под образ "блудницы Вавилонской".

Описание вавилонской блудницы поражает своим контрастом. С одной стороны говориться: "Жена обличена в порфиру и багряницу, украшена золотом и драгоценными камнями и жемчугом" , - что указывает на материальное благополучие и видимое глазами богатство. С другой стороны сказано, что жена держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотой блудодейства её , - видимо, то что твориться в церкви блудницы - является отвратительно пред Господом, и поэтому Он не может иметь общение с ней.

Слова "Вавилон великий" ракрывают ещё одну особенность церкви отступницы - она во многом подобна древнему Вавилону. В 11 главе книги Бытие рассказывается, что после потопа люди стали строить высокую башню, с целью сделать себе имя; Вавилон был сосредоточием языческих верований и суеверий, а также местом пленения евреев Навуходоносором в течении 70 лет (Иер.25). Возможно, Вавилон символизирует современную антихристианскую культуру и цивилизацию, а также множество тайных обществ, готовящих пришествие антихриста.

Стих 6: "Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим" . Начиная от Стефана и до наших дней было много христиан, которые отдали жизнь свою за Христа. Им приходилось терпеть гонения и со стороны фарисеев и со стороны Императоров Римской империи, а затем от инквизиции римского папства, от мусульман, от атеистического правительства СССР. И сегодня в некоторых странах продолжаются гонения на христиан.

Стих 8: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится" . Этот зверь похож на зверя, который описан в 13 главе книги Откровение, а также на зверей, описанных в книге Даниила 7 гл. Во всех этих местах Писания мы сталкиваемся с тремя образами: лев, медведь и барс, а затем выходит ещё один зверь. Согласно древним толкованиям - это древнии империи, сменяющие одна другую: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Рим - последняя и самая ужасная империя. Понятно, что древнии иудеи, а также отцы церкви могли опираться только лишь на те исторические события, которые уже произошли. И мы не можем этого отвергать, т. к. описание зверей Даниилом сходится с этими империями, но очевидно, что апостол Иоанн на острове Патмос видел зверя, который ещё должен прийти. Ключ к разгадке кроится в словах: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его... и явится". Видимо в последнее время должны восстать царства, похожие на Вавилон, Персию, Древнюю Грецию и Римскую империю. И возможно, что они уже существуют. Россия, Европейский союз и Америка — это пожалуй сильнейшие государства последнего времени, которые очевидно и будут этими зверями.

Стих 9: "Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена... Известно, что Рим был построен на семи холмах. Геннадий Макеев писал, что Константинополь стал вторым Римом, а русские назвали Москву третьим Римом. Т. о. поиск "великого города" сильно сужается. Все эти города были или являются центрами мировых религий: Рим - Католическая церковь, Москва - православная церковь, Константинополь раньше был центром православной религии, Иерусалим - город трех религий: христианство, мусульманство и иудаизм. Однако из вышесказанного можно сделать вывод, что больше всего подходит Рим, а точнее Ватикан. Сегодня все больше набирает силу экуминистическое движение - объединение всех религий в одно. И видимо папа римский возглавит эту объединившеюся религию.