Традиция давать новорожденным детям имена по святцам появилась на Руси с принятием православной веры. По церковным канонам, ребенок - создание Бога, который с появлением малыша на свет уже определяет для него Ангела-хранителя. Родителям остается только назвать своего ребенка именем того Святого, чей день памяти церковь чтит в эту дату.
Поскольку в святцах больше записано мужских имен, чем женских, часто бывает что для навороженной девочки не находится подходящего варианта. Тогда следует заглянуть в календарь на несколько дней вперед, и выбрать понравившееся имя.
В июне (с 1 по 6 число) следующие:
1. Анастасия. В переводе с древнегреческого языка имя означает «воскресшая» или «возвращенная к жизни». В этот день церковь чтит память святой мученицы Анастасии, которая приняла смерть, но не отреклась от веры в Иисуса Христа.
2. Сусанна (Сосанна). С библейского языка это имя переводится как «белая лилия».
3. Елена. В этот день церковь почитает царицу Елену Константинопольскую, мать императора Константина. Примерно в 330 году в ходе раскопок с ее участием был обнаружен Животворящий Крест, на котором распяли Христа. После смерти была причислена к лику святых равноапостольных.
4. София.
5. Ефросиния, Мария.
Девочка, названная в честь Святого, чей день памяти празднуется вместе с ее рождением, обретает Ангела-хранителя, который всегда будет оберегать ее и помогать на жизненном пути.
С 7 по 12 число предусмотрены такие (июнь) по церковному календарю:
8. Елена. В этот день православная церковь чтит память мученицы Елены, дочери апостола Алфея, которая за христианскую веру была до смерти забита камнями.
9. Анастасия, Федора.
10. Елена. День памяти Елены Дивеевской (Мантуровой), которая в 1825 году стала послушницей Казанской общины при Дивеевском женском монастыре в Нижегородской области.
11. Мария, Фаина, Феодосия. День памяти праведных Марии Устюжской и Марии девы; праведной Фаины.
Выбирать имя для малышки родители начинают еще до появления ее на свет. Если срок предполагаемых родов приходится на первый месяц лета, они задаются вопросом: "Какое имя девочки (июне) подойдет?"
13. Кристина. День памяти мученицы Христины Никомидийской.
14. Вера. В июне, 14 числа, православная церковь вспоминает новомученицу Веру (Самсонову), причислена к лику святых в 2000 году.
15. Мария, Ульяна, Иулиана. День памяти мученицы Иулиании Вяземской, Новоторжской, княгини и мученицы Марии, пострадавшей за веру в Иисуса Христа.
16. Женские именины в этот день не празднуются. Имя для девочки в июне (18 числа) следует выбирать из тех, которые представлены в святцах в следующие несколько дней.
17. Мария, Марта, Марфа, София.
19. Архелая, Сусанна (Сосанна), Фекла. За веру в Иисуса Христа и проводимые ими исцеления больных мученицы были подвержены жестоким пыткам в итальянском городе Салерно. Через несколько дней издевательств они были обезглавлены.
20. Валерия (Калерия), Зинаида, Мария, Кириакия (Кирия). Святые мученицы Валерия, Зинаида, Кириакия и Мария были жительницами Кесарии (Палестина). Во времена правления императора Диоклетиана (284-305 гг.) подверглись гонениям, а после и пыткам за христианскую веру. Приняли мученическую смерть.
21. Мелания. День памяти Мелании Старшей - бабушки Мелании Вифлеемской, Палестинской (13 января), которой принято молиться при тяжелых родах. Обе святые прославились подвигами во имя Иисуса Христа.
22. Марианна, Мария, Марфа, Фекла. Мария Персидская была усечена мечом в 346 году во время гонений на христиан правителя Сапора II.
23. Антонина. День памяти мучеников девы Антонины и воина Александра, которые приняли мученическую смерть при правителе Фисте.
24. Мария. День памяти святой мученицы Марии Пергамской.
Имя для девочки в июне, родившейся с 19 по 24 число, следует выбирать из представленных выше вариантов. Тогда святой покровитель всегда будет рядом с нею, оберегать ее и направлять в жизни.
25. Анна, Ефросиния. День памяти благоверной княгини Анны (в иночестве Ефросинии) Кашинской.
26. Александра, Анна, Антонина, Пелагея. День памяти преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой); преподобной Анны Вифинской; мученицы Антонины Никейской, которая подверглась гонениям и смертельным пыткам во времена правления Максимиана; новомученицы Пелагеи (Жидко).
27. Женские именины в этот день не празднуются.
28. Имя для девочки в июне, родившейся 28 числа, следует выбирать из тех, что представлены в следующие дни.
30. Пелагея. День памяти новомученицы Пелагеи Балакиревой.
Молодые мамочки, ожидающие на свет своего малыша, очень долго выбирают ему имя. Многие руководствуются модными тенденциями, называя ребенка красиво звучащим именем, которого нет в списке православного церковного календаря. Из-за этого при крещении ребенка нарекают по-другому. В этой статье мы расскажем, как назвать мальчика или девочку по церковному календарю, чтобы его судьба была счастливой и удачливой.
Сразу же после крещения Киевской Руси все православные люди крестили на восьмые сутки после рождения малышей по такому же обряду (в наше время это принято делать на 40 день после телесного рождения). В этот день малышам давали имена мучеников православной церкви. Люди верили, что так дети будут защищены святым покровителем от горя и напастей.
А ведь в древности наши предки праздновали не день телесного рождения, а день «окрещения» или именины (день почитания святого, в честь которого назвали малыша). Иногда детей нарекали не по имени того святого, в день именин которого они рождались, а в честь других канонизированных великомучеников, именины которых выпадали на последующие три дня после телесного рождения крохи.
Если у вас родилась дочка, то маленькой принцессе можно подобрать очень красивое имя по церковному календарю. Не всегда оно будет иметь необычное звучание, что часто вызывает удивление на лицах людей, узнающих, какое имя вы дали своей девочке. Большая часть имен в «Святцах» имеет греческое или латинское происхождение, поэтому звучат они так же, как и мирские имена, к которым мы все привыкли.
В этой статье, чтобы вам не пришлось обращаться к священнослужителю за консультацией и не искать нужную информацию на просторах интернета, мы составили для вас список женских имен по церковному календарю на каждый день и месяц текущего года.
Девочку, родившуюся в первый зимний месяц можно назвать:
Кроме того, если ваша дочка родилась в именины святых по церковному календарю, в которые все православные церкви проводят торжественные службы, то вы можете назвать ее соответствующим именем в январе:
Девочки, рожденные в феврале, могут быть названы такими именами по церковному календарю:
Если ваша девочка родилась 6 февраля , тогда назовите ее Ксенией. В этот день православные церкви почитают память одной из самых великих святых – Блаженной Ксении Петербуржской, которая заслужила своей преданностью Богу и погибшему мужу быть канонизированной. Святая в 26 лет стала вдовой. Она была погружена в горе – носила костюм покойного супруга и откликалась только на его имя. Каждую ночь она выходила в поле, чтобы молиться о муже и строить себе небольшую церквушку недалеко от Смоленского кладбища.
Рожденных в марте дочек можно назвать такими именами по «Святцам»:
Если ваша девочка родилась 14 марта , то лучше всего ей подойдет имя Евдокия или Дарья (это одно и то же имя). В этот день в церквях проводятся богослужения, посвященные преподобной мученице Евдокии. Эта святая длительный период своей жизни вела грешную жизнь, но после знакомства со старцем Германом она постриглась в монахини и стала верой и правдой служить Христу. Она прославилась во время гонений на христиан, когда воскресила умершую жену молитвой одного из правителей того времени.
Если ваша крошка появилась на свет в апреле, то можете выбрать для нее такие имена:
Девочку, рожденную 14 апреля , стоит назвать Марией в честь святой преподобной Марии Египетской, которая прожила в пустыне 47 лет, питаясь одними кореньями и каясь в своих грешных помыслах.
Назовите свою дочку, если она родилась в самый теплый месяц весны, такими церковными именами:
Если ваша девочка родилась в именины святых по православному календарю, в которые проводятся торжественные церковные службы, то вы можете назвать их соответствующими именами в мае:
Если ваша крошка родилась в июне, то по церковному календарю ее следует назвать именем из следующего списка:
Рожденных девочек в июле по церковной книге лучше называть:
В церковном календаре особыми днями являются такие именины:
Девочку, рожденную в августе, согласно перечню имен в «Святках» лучше всего наречь:
Если ваша дочка родилась 4 августа , то правильнее будет назвать ее Марией. Ведь в этой день отмечается большой церковный праздник почитания Марии Магдалины, которая долгое время вела грешную жизнь, но смогла стать на путь истинный и до конца дней своих несла по миру весть о Христе.
Девочек, которые родились в первый осенний месяц, по церковному календарю рекомендуется назвать одним из следующих имен:
В сентябре много особенно почитаемых святых, в честь которых можно называть своих дочек, если дата их рождения совпадает с именинами:
По православному календарю девочек, рожденных в октябре, лучше называть такими именами:
Девочек, рожденных в ноябре, по церковному календарю можно назвать:
Если ваша дочка родилась в декабре, то по «Святцам» ее можно назвать:
В декабре православные церкви отмечают тожественными службами именины таких святых:
Мужских имен гораздо больше в церковном календаре, чем женских. Среди них можно найти очень красивое и гордое имя благородного происхождения.
Предлагаем вам воспользоваться нашей выборкой из «Святцев», которая поможет вам выбрать имя для своего сына.
Мальчиков, рожденных в январе, по православному календарю можно называть такими именами:
В церкви проводятся торжественные богослужения в такие дни почитания святых:
Представляем вам перечень православных имен, как назвать мальчика в феврале по церковному календарю:
Есть несколько особых дней в церковном календаре, когда проводятся торжественные богослужения в честь почитания некоторых святых:
Если ваш сынишка родился в марте, то выберете для него имя из следующего списка, который предлагает церковный календарь:
Несколько именин особо почитаются церковью в марте:
Мальчишек, рожденных в самый цветущий месяц весны, по церковному календарю рекомендуется называть:
В «Святцах» представлен следующий список имен для мальчиков, рожденных в мае:
Церковь почитает нескольких святых особой литургической службой:
Если ваш сын родился в июне, то по церковному календарю мальчика нужно называть:
Несколько дней по православному календарю особо почитаемы:
Мальчики, которые рождены в июле, должны по церковному календарю получать такие имена:
12 июля в церковном календаре особый праздник – день почитания Павла и Петра. Именами этих святых рекомендуется называть мальчиков, рожденных в этот день.
Если ваш сын родился в августе, это значит, что по церковному календарю ему подойдет одно из нижеперечисленных имен:
Если ваш сын родился 2 августа , то правильнее по канонам церкви назвать его Ильей, так как в этот день православные почитают пророка Илью.
Мальчики, рожденные в первый месяц осени, должны получать такие церковные имена:
Если вы родили мальчика в октябре, то, заглянув в «Святцы», вы увидите такой список имен:
Если ребенок появился на свет 2 октября , то лучше всего ему подойдет имя Александр, так как в этот день церковью почитается Александр Невский. Рожденным 8 октября подходит имя Сергей, ведь в этот день православные поминают великого чудотворца Сергия Радонежского.
Женщины, которые стали мамами сыновей в ноябре, могут выбрать для них по церковному календарю такое имя:
Если ваш ребенок родился в день апостола Филиппа 27 ноября, то назовите его в честь этого святого.
Мальчиков, появившихся на свет в последний месяц года, лучше всего называть такими именами по церковному календарю:
Если ваш малыш родился 13 декабря , назовите его Андреем в честь святого Андрея Первозванного, а если 19 – то Николаем, так как в этот день православные почитают чудотворца Николая.
В завершении этой статьи хотелось бы отметить, что на самом деле имя нужно давать ребенку душой и сердцем. Любая мама, как только впервые увидит своего кроху, сразу же без сомнения даст ему имя, которое принесет в его жизнь только счастье и радость.
.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика
, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей
, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным
(т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому
– значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса.
Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать и своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.
Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.
Традиция нарекать ребенка в честь святого идет из глубины веков — на Руси она появилась после принятия Православия. Считалось, что человек, который носит имя святого, имеет с ним тесную связь и даже перенимает часть его благих качеств и силы. Более того, родители, давая ребенку имя в честь могущественного святого, рассчитывают на то, что этот святой на всем жизненном пути малыша будет оберегать его от темных сил зла, будет его ангелом-хранителем. Имя в честь того или иного канонизированного святого выбиралось родителями или священнослужителем по Святцам, или Месяцеслову — списку имен канонизированных святых, составленному по месяцам и датам. В Святцах, или в Православном церковном календаре, каждая дата является церковным праздником, либо днем памяти святого. Практически каждый день в году является днем памяти хотя бы одного святого, а в некоторых случаях их может приходиться на одну и ту же дату до нескольких десятков. Одному и тому же имени в православном церковном календаре соответствует сразу несколько дат — в эти дни человек, нареченный в честь святого, празднует свои именины.
Церковный календарь — неисчерпаемый источник имен даже для современных родителей, которые не всегда являются истинно верующими и соблюдающими все традиции христианами. Дело в том, что в списке имен святых в настоящее время состоит более 1000 имен самого различного происхождения. Среди них есть имена славянского и греческого происхождения, латинские и древнееврейские имена. Множество имен из Святцев в настоящее время являются анахронизмом, однако в последние годы наметилась тенденция — называть ребенка редким, мало используемым именем. В том случае, если родители хотят выбрать для ребенка редкое и необычное имя, Святцы — прекрасный источник вдохновения.
По правилам, родители выбирают имя для ребенка по Святцам, исходя из даты его рождения. Чаще всего смотрят на то, какие именно святые поминаются в день рождения ребенка, однако допустим выбор имени среди имен святых, чья память празднуется на восьмой день от рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что в древности именно на восьмой день устраивали праздник имянаречения ребенка. Если не нашлось подходящих имен, которые приходятся на день рождения ребенка, а также на восьмой день от дня его рождения, то допустим выбор имени из тех, которые приходятся на сороковой день от дня рождения ребенка. Эта традиция связана с тем, что именно на сороковой день ребенка приносили в храм для крещения. В виде исключения ребенка можно называть в честь особенно почитаемого в семье святого.
В Святцах мужских имен значительно больше, чем женских. Поэтому девочек можно называть в честь мужчины-святого, если существует употребляемый аналог мужского имени в женском варианте: так, если на дату рождения девочки приходится день памяти Святого Евгения (Виктора, Александра, Анастасия, Аполлинария), то ее допустимо назвать Евгенией (Викторией, Александрой, Анастасией, Полиной) в честь святого-мужчины, выбрав его покровителем для ребенка.
С рождением малышки каждый родитель начинает задумываться, как же назвать дочь. Хочется, чтобы имя было красивое, особенное и с интересным значением. Немалое количество людей верят в магию имени и утверждают, что оно имеет сильное влияние на судьбу и характер ребенка. Традиционно, родители ищут имя своей дочке в списках православных имен для девочек.
Каждое имя обязательно имеет свое значение. Когда–то давно оно родилось благодаря определённым ассоциациям, которые сейчас для нас неочевидны.
Любые родители желают своему ребенку только лучшего и с ответственностью подходят к выбору имени. Так давайте разберемся что обозначают наиболее популярные сегодня православные имена.
Зная значение имен, вы с легкостью сможете назвать свое чадо в соответствии с вашими пожеланиями и надеждами относительно его будущего и черт характера.
После крещения Руси стало принято крестить и новорожденных, а нарекали их именами святых по святцам. Чтобы определится с именем, прежде всего нужно иметь календарь с днями, в которые принято почитать святых, в соответствии с годом появления ребенка.
Если в день рождения малышки не записан ни один святой, обычно берут имя, обозначенное на следующий день, либо в ближайшие 8 дней после рождения ребенка.
Существует множество православных красивых и благозвучных, а также редко встречаемых имен. Они очень выгодно будут выделять девочку из числа других и сделают ее непохожей на всех, то есть, особенной.
Как можно было заметить, данные редкие и красивые православные имена довольно необычные, в чем и есть их уникальность. Они не часто встречаются на слуху в повседневной жизни.
Подбирать правильное имя нужно тщательно, совмещая его с отчеством ребенка. Этот словесный тандем должен звучать складно, а не сложно, тяжело для выговаривания и запоминания.
Если вы стремитесь называть девочку каким-нибудь старинным именем, то именно для вас мы подготовили список русских православных женских имен.
Есть имена, которые не только красиво звучат и редко встречаются, но также имеют очень интересное значение.
Нарекая одним из таких редких имен свою дочь, вы не просто даете ей красивое имя, но и в какой-то степени определяете ее характер и судьбу. Подходите к выбору осознанно и с ответственностью.
С ответственностью подходя к обряду крещения и подбору для этого женского имени, многие из нас обращаются за помощью во всемирную Сеть. Некоторые ищут ответ в православных календарях, кто-то советуется с батюшкой...
Вышеперечисленные имена – наиболее редкие из известных православных вариантов.
В этой статье собрано множество самых разных имен для девочек – как редких, так и очень популярных, русских и распространённых далеко за пределами нашей страны, а также с особым значением. Как уже было сказано, имя имеет сильное влияние на становление характера и судьбы девочки, поэтому на родителях лежит огромная ответственность за будущее ребёнка даже в таком, казалось бы, символическом моменте, как выбор имени.