Определение азимута на объект с помощью компаса. Движение по азимуту с препятствиями

Определение азимута на объект с помощью компаса. Движение по азимуту с препятствиями

Азимут - это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север.

Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

Так, на рис. 1 азимуты будут:

На лиственное дерево 50°

На фабричную трубу 135°

На указатель дорог 210°

На хвойное дерево 330°

Определение азимута по компасу

Чтобы определить азимут на местности, надо:

стать лицом в направлении предмета, на которыйтребуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности заданный азимут, надо :

установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
- поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2-3°.

Движение по азимуту

Для движения по заданному азимуту надо:

изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа

Придя на исходный пункт, следует:

ориентироваться по компасу;
установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере - 335°);
плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту - 335°;
в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.

Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Ни рис. 196 направление "сарай - овраг" пересекло километровую линию, обозначенной цифрой 61, а направление "сарай - мост" пересекло линию под цифрой 60.

Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет. При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

На рисунке по направлению "сарай - овраг" азимут равен 65 °, по направлению "сарай - мост" 274 ° (180°+94° =274°).

Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом). Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное со знаком "+" или западное со знаком "-". Зная величину и знак отклонения нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана (рис. 197). При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

Практически это делают так:

установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса,
повернуть карту не сдвигая компаса так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты (на рисунке карта ориентирована при склонении - 10,западное);
ориентированную таким образом карту закрепляют;
соединить прямыми линиями ориентиры: овраг - сарай, сарай - камень;
установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия "север-юг" шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.


Измерение расстояния между ориентирами

Измерение расстояния между ориентирами выполняют так:

определяют длину отрезков на карте циркулем или линейкой;

пользуясь масштабом карты, узнают какому расстоянию соответствуют отрезки на местности;
Например, на карте масштаба 1: 25 000 измеренное расстояние между двумя ориентирами равно 6,4 см. Величина масштаба 250 м в 1 см.

Расстояние будет 250 х 6,4 = 1600 м.

Движение начинают с нахождения нужного азимута направления движения. В направлении движения желательно выбрать и запомнить возможно более удаленный ориентир. В движении ведут отсчет пройденного расстояния (обычно парами шагов).

В случае если ориентир не окажется в данной точке, в точке выхода оставляют знак, или одного-двух бойцов, а ориентир разыскивают в радиусе равном 0,1 расстояния пройденного от предыдущего ориентира.

В движении используют дополнительные ориентиры: линии электропередач, реки, дороги и т.п.

Обход препятствий в зависимости от условий может совершаться одним из следующим способов:

При наличии видимости через препятствие:

заметить ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия;
обойти препятствие и продолжить движение от замеченного ориентира, ширину препятствия опреде-лить любым способом и прибавить к пройденному рас-стоянию;
При отсутствии видимости через препятствие, например, при обходе лесного завала, а также в условиях ограниченной видимости: туман, дождь и т.д.

Допустим, что движение совершалось по азимуту 65 ° и до остановки перед препятствием пройдено 340 пар шагов (на рис. 198 это точка 1.) После изучения местности было решено обход совершать с правой сто-роны. Определить по компасу азимут направления вдоль препятствия (от точки 1 на точку 2), продолжить движение по этому направлению, ведя счет парам шагов до правой границы препятствия. На рисунке азимут равен 145 °, а пройденное расстояние - 180 пар шагов. Сделав остановку в точке 2, определяют по компасу направление соответствующее первона-чальному азимуту, по которому совершалось движе-ние до препятствия (65 °) и продолжают двигаться до выхода за препятствие. Счет парами шагов ведется от точки 2 до точки остановки за препятствием (точка 3). На рисунке пройденное расстояние равно 270 пар шагов. Из точки 3 движение совершается влево по об-ратному азимуту направления от точки 1 до точки 2.

Обход препятствия по азимутам

на рисунке обратный азимут равен 325 °) до тех пор, пока не будет пройдено расстояние, равное 180 пар шагов (на рисунке до точки 4). На точке 4 определяют направление по первоначальному азимуту (65 °) и прибавив к пройденному расстоянию до препятствия расстояние от точки 2 до точки 3 (рис. 198 это 340 пар шагов + 270 пар шагов) продолжают движение к новому ориентиру.

Бойцам надо запомнить, что обратный азимут отличается от прямого на 180 градусов. Например, Ам = 330, обратный азимут будет 330 - 180 = 150. am= 30, обратный будет 180 + 30 = 210.

Перевод длины каждого участка между ориенти-рами в пары шагов: от ориентира 1 до ориентира 2 будет 1200 м. 1200: 1,5 = 800 п.ш. (1,5 м - средняя длина 2-х пар шагов).

Нанесение обнаруженного объекта на карту

Это один из важнейших моментов в работе разведчика. От того, насколько точно объект (цель) будет нанесен на карту, зависит точность определе-ния его координат. Ошибка вызовет огонь средств по-ражения по пустому месту.

Обнаружив объект (цель), разведчик должен сначала точно определить по различным признакам, что обнаружено. Затем, не прекращая наблюдение за объектом и не обнаруживая себя, нанести объект на карту.

Для нанесения объекта на карту существуют несколько способов.

Глазомерно: объект наносится на карту, если он находится вблизи известного ориентира.

По направлению и расстоянию: ориентировать карту, найти на ней точку своего стояния, свизировать на карте направление на обнаруженный объект и прочертить линию, определить расстояние до объекта, отложить это расстояние на карте от точки сто-яния. Полученная точка и будет положение объекта на карте. Если таким образом графически невозмож-но решить задачу (мешает противник, плохая видимость и др.), то нужно точно измерить азимут на объект, затем перевести его в дирекционный угол и прочертить на карте из точки стояния направление, на котором отложить расстояние до обекта. Чтобы получить дирекционный угол, надо к магнитному азитмуту прибавить магнитное склонение данной карты (поправка направления).

Нанесение объекта на карту прямой засечкой

Прямой засечкой. Этим способом наносят объект на карту из 2-х 3-х точек, с которых можно вести наблюдение за ним. Для этого из каждой выбранной точки прочерчивается на ориентированной карте на-правление на объект, тогда пересечение прямых оп-ределяет местонахождение объекта (рис. 199).

Статья раскрывает основные методы, как определить азимут с использованием магнитного компаса и места его возможного применения. Использование азимута распространено в спутниковом телевидении.

В современном мире, насыщенном гаджетами и технологиями, самостоятельно найти интересующее направление с помощью компаса и карты могут единицы. Умение найти азимут может пригодиться и выручить в любом деле.

Истинный (географический) азимут – это двугранный угол, отсчитанный по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов) от северного географического меридиана до линии направления.

Магнитный азимут – это угол, образуемый магнитным меридианом и заданным направлением линии ориентира. Отсчет ведется по часовой стрелке (от 0 до 360 градусов). Поиск угла может производиться с помощью компасов, буссолей. Магнитный азимут является не точным, так как стрелка компаса показывает на магнитный меридиан, поддающийся ежегодным изменениям.

Магнитное склонение – это угол разницы между истинным и магнитным меридианом, о котором было сказано ранее. Оно может быть положительным, если стрелка компаса отклонена от истинного меридиана вправо, или отрицательным, если – влево. На картах магнитное склонение указывают относительно года печати. Каждый последующий год эксплуатации предоставленные данные поддаются корректировке.

Естественно магнитное склонение для каждого региона и района расположения разнится.

Топографическая карта местности используется для различных целей. Является универсальной картой, с наличием максимального объема количества информации об определенном регионе. Разделяется топографическая карта параллелями (горизонтальные линии) и меридианами (вертикальные линии). Карта удобна для ориентации по компасу. Географические данные места содержат сведения о рельефе, грунтах, водах, дорогах и других объектах местности.

Нахождение значений и работа с приобретенными параметрами

  1. План определения истинного азимута (используется магнитный компас):
  • Компас выравнивается горизонтально к земле, давая магнитной стрелке указать на север;
  • Определяется нужный объект, на который берется ориентир;
  • Не меняя положения, подгоняется колба компаса под стрелку, так что бы буква N (С) была четко напротив магнитного указателя;
  • Отсчитывается градус по делениям компаса, с нуля до заданной линии направления объекта (по часовой стрелке);
  • Результат – получено магнитный азимут;
  • К найденному градусу добавляется или отнимается магнитное склонение данного региона;
  • И так, истинный азимут найден.
  1. Расчет азимута на карте:
  • Подбирается нужный ориентир, и отмечается на карте точкой;
  • Далее, от намеченного ориентира, проводится сплошная линия от начального пункта до отмеченной местности;
  • От стартовой точки проектируется параллельная прямая линия относительно географического меридиана;
  • Имея две начерченные линии, транспортиром находится угол, который будет равен истинному азимуту.

Расчет по координатам аналогичен процессу нахождения азимута по карте. Вместо отмеченного ориентира на карте берутся координаты точки, и выстраивается направление.

  1. Обратный азимут.

Определенное по компасу либо карте нужное направление, изменяется на сто восемьдесят градусов, получая обратный расчет.

Польза приобретаемой информации:

  • Один из способов получения зеркальных данных с противоположной точки направления.
  • Возможность произвести точный поворот и следовать в обратный путь.

Применение данных азимута в сфере спутниковых антенн

Правильно проведенный расчет азимута будь-то по карте или компасу не только подскажет обратный путь домой, но и поможет с настройкой спутниковой антенны.

Основными параметрами наведения будут считаться угловые координаты ориентации оси луча антенны по углу места и, конечно же, азимуту. Перед установкой антенны нужно определиться, с какого спутника будет ловиться сигнал. Координаты различных спутников можно узнать на тематических сайтах либо в магазине приобретения антенны. Зная орбитальную позицию спутника, можно вычислить азимут и угол места.

Угол места – это градусная величина в вертикальной плоскости, характеризующая угол между горизонталью и направлением на спутник.

Расчет этой величины производится с использованием специального транспортира, либо устройств, в основе которых лежит работа акселерометра. Также, при наличии современного смартфона, с сети интернет можно скачать программное обеспечение выполняющее замеры данных. Это обязательно поможет пользователю отрегулировать антенну на выбранный угол.

Направление спутниковой антенны в вертикальной плоскости можно выстроить благодаря компасу, проведя расчет с найденным углом и получив истинный азимут (описание процесса описано ранее). Либо более точным способом – расчет на карте.

Теоретическая часть нахождения азимута и угла места может быть выражена в трех формулах:

Az – азимут в градусах;

El – угол наклона в градусах;

Lo ES – географическая долгота местности (северное полушарие знак — «+», южное — «–»)

Lo SAT – географическая широта местности (восточное полушарие — «+», западное — «–»)

La ES – долгота стояния спутника (восточное полушарие — «+», западное — «–»)

После определения правильной позиции параболического зеркала тарелки, на месте установки нужно убедиться, что отсутствуют прямые преграды, прерывающие принятие информации (крыши, дома, деревья). Например, угол места спутниковой антенны равен двадцать градусов, препятствия — пятьдесят градусов, можно сделать вывод, что подобное размещение является непригодным, так как линии приема перекрыты, и сигнал от спутника не пройдет. Логично, что при монтаже нужно правильно выбрать сторону дома, где будет размещена тарелка, потому что сектор «обзора» параболического зеркала установленного на стене не превышает сто восемьдесят градусов. И важно, что бы азимут и угол места спутника входили в эту зону.

Распространенный вариант размещения спутниковой антенны на крыше строения. Это хороший выбор местности, так как присутствует хороший обзор тарелки. К минусу можно отнести большую ветреность и невозможность быстрой регулировки антенны, в отличие от близлежащих к балконам стенных тарелок.

Правильно установив антенну и обеспечив хорошую наводку на спутник, можно добиться высокой четкости вещания любимых телеканалов.

При определении азимута, стоит:

  1. Полагаться можно только на качественные и исправные компасы, дешевые китайские аналоги могут выдавать погрешность до двадцати градусов.
  2. Иметь компаса двух видов:
  • «Пальчиковый» магнитный компас.

Плюсы: удобство ориентирования по местности, стойкость к тряске. Минусы: не удобен при работе на карте.

  • Планшетный магнитный компас.

Плюсы: точный расчет направления на карте (за счет встроенной линейки), наличие увеличительной лупы.

Минусы: неудобство использования на местности.

  1. В статье рассмотрены антенны с азимутально–угломестной подвеской (принимающие прием с одного спутника) и их возможная настройка по местности своими руками. Для настройки полярной подвески необходимо пригласить классифицированных специалистов. Не стоит браться за установку без предварительного опыта работы.
  2. Нельзя перетягивать болты при установке зеркала антенны к подвесной системе. Искажение формы параболического зеркала нарушит сигнал передачи, и расчет по карте с компасом будет не столь эффективным.
  3. Спутники, находящиеся на одной линии недалеко от устанавливаемой тарелки, имеют уже готовый настрой. Имея компас, исчисляемые программы на смартфоне и специальные инструменты можно замерить угол наклона и азимут тарелки (по планке держателя конвертера) скопировав его на свой образец.
  4. Добиться максимального эффекта расположения спутниковой тарелки может прибор замера сигнала SAT Finder. Он определяет самый выгодный поворот антенны к точности в миллиметр.

Прогрессивные цифровые технологии сильно упростили не только специалистам, но и обычным людям, любого рода ориентирование, подарив человечеству спутниковую навигацию ГЛОНАСС и GPS. Но по-прежнему остаются полезными навыки, как правильно пользоваться компасом, этим давним надёжным спутником любого путешественника.

Актуальность обычного магнитного компаса объясняется просто - ему не требуются питание и подзарядка, доступ к сотовой сети или интернету. Это устройство срабатывает в глухом лесу или в степи, в экстремальных условиях или тогда, когда садится аккумулятор у смартфона - достаточно лишь разбираться, как идти по компасу.

Искомую местность и путь к ней отмечают на карте, а сверяют движение по компасу, вычислив азимут, представляющий собой угол между маршрутом к выбранному объекту и северным географическим направлением, если речь идет про северное полушарие. В южном полушарии азимут соотносится с направлением на южный полюс.

Как устроен магнитный компас

Прибору с намагниченной стрелкой, которая разворачивается строго вдоль силовых линий планеты, окутанной магнитным полем, уже более тысячи лет - его создание занесено в список четырёх великих китайских открытий, наряду с порохом, бумагой и печатью на ткани. Он претерпел совершенствования и заимел более современные узкие разновидности, но принцип работы остался неизменным - географическое ориентирование по компасу осуществляется по единому алгоритму.

  • Классический магнитный компас представляет собой компактный круглый прибор в корпусе из металла или пластика.
  • Под прозрачной верхней крышкой располагается плоский циферблат (лимб), куда нанесены угловые градусы, с возрастанием по часовой стрелке. Делений может быть разное количество, в зависимости от модели, но всегда имеется полный охват измерения окружности - 360º.
  • Напротив 0º расположен север с международным обозначением N (north) либо русским - С (север). Напротив 180º - юг с обозначением S (south) либо Ю (юг). Напротив 90º - восток с обозначением E (east) либо В (восток). Напротив 270º - запад с обозначением W (west) либо З (запад).
  • В центре лимба на иглу нанизана магнитная двухсторонняя стрелка, одна половина которой обычно окрашивается в красный цвет либо специально помечается - именно она всегда показывает остриём туда, где сторона северного магнитного полюса.
  • В нерабочем состоянии стрелку удерживает арретир - механический рычажок, выполняющий роль стопора. Если его отпустить - стрелка тут же развернётся помеченным хвостом на север.
  • В знаменитой модели Адрианова есть наружное кольцо, огибающее корпус, - его вращением можно сдвигать и устанавливать визир в виде мушки с целиком, чтобы зафиксировать направление на ориентир.
  • Во многих сегодняшних туристических моделях имеется дополнительная, вращаемая вручную стрелка, которая визуально отмечает направление необходимого маршрута, а также может присутствовать линейка для работы с картой. Выпускаются и модели с вращаемым лимбом.

Обратите внимание! Для корректного направления устройство обязано быть в горизонтальном положении.

Как необходимо работать с магнитным компасом

Инструкция к стандартному туристическому устройству подробно описывает, как пользоваться компасом, но не всегда это описание оказывается под рукой. Поэтому разъяснить азы работы с прибором не будет лишним.

  • Расположив корпус прибора строго горизонтально, необходимо отпустить магнитную стрелку и подождать, пока остановится её качание.
  • Теперь необходимо остриё стрелки аккуратно совместить с обозначением севера, то есть с буквой N или русской С.
  • Для этого нужно либо поворачивать сам прибор, если лимб в нём статично зафиксирован, либо вращать подвижный лимб, пока буква и кончик стрелки не совпадут.
  • Помеченный красным или специально выделенный хвост магнитной стрелки сам по себе оборачивается всегда на север, а когда обозначение севера на лимбе совмещено со стрелкой, то это и будет соответствовать правильному указанию на стороны света.
  • Прямо по стрелке - северное, по обратную сторону - южное, вправо - восточное, влево - западное, обозначенные соответственными буквами.

Обратите внимание! Вблизи скоплений металла (к примеру ж/д пути), под линией электропередач, в зоне магнитных аномалий, на большой высоте в горах магнитный компас делает существенные погрешности! Поэтому нужно сместиться на 0,3 - 1 км и повторить ориентирование.

Теперь можно покинуть незнакомую местность, если знать, куда необходимо двигаться. В этом случае поможет вычисление азимута.

Как с помощью компаса найти азимут

Стремление новичка, как научиться пользоваться компасом, - это ещё не гарантия успешного ориентирования. Обязательно нужно овладеть вычислением азимута, чтобы не заблудиться. Это нетрудно, но в экстремальных или критических условиях пригодится. А охотникам, грибникам и туристам, предпочитающим походы, - абсолютно необходимо знать.

Азимут - это угол в градусах между севером (0º) и выбранным объектом (на карте или на местности), отсчитываемый всегда по часовой стрелке. То есть если искомая точка будет отклонена от севера в сторону запада (против часовой стрелки) всего на 1º - её азимут будет равен 359º.

Азимут чистого направления на северо-восток равен 45º, на восток - 90º, на юго-восток - 135º, на юг - 180º, на юго-запад - 225º, на запад - 270º и на северо-запад - 315º. Но искомый объект может отклоняться, поэтому придётся учиться определять точный азимут.

  • Вначале прибору придаётся горизонтальное положение, и отпускается магнитная стрелка.
  • После принятия ею устойчивого положения кончик стрелки совмещается с обозначением севера N либо С (путем вращения корпуса или циферблата).
  • Далее обозначается направление на интересующий объект - или на карте, или в натуре.
  • Остаётся вычислить угол между отметкой севера и отметкой, указывающей на объект, по часовой стрелке.

Полученное значение в градусах и является азимутом, следуя которому, невозможно потерять незнакомый объект и сбиться с пути.

В условиях абсолютно незнакомой местности это может быть любой ориентирующий объект, возвышающийся над остальными или чем-то выделяющийся, - дойти до него позволит найденное направление. Добравшись к нему с помощью полученного азимута, нужно для продолжения пути выбрать следующий и повторить вычисления.

Обратите внимание! Возвращаться следует по обратному азимуту, являющему противоположность вычисленному на циферблате. Для этого прокладывают прямую линию между найденным углом и центром лимба - противоположное значение и будет обратным азимутом.

Как ориентироваться по компасу и карте

В путешествиях вдали от цивилизации наиболее пригодятся навыки, как ориентироваться по компасу и карте, поскольку такой маршрут учтёт все возможные отклонения. Ответственные туристы всегда вначале пути изучают предполагаемый маршрут на карте, вычисляют прямой и обратный азимут, записывая данные.

Для подобных вычислений необходимы карта местности, компас, линейка и карандаш.

  • Расстелите горизонтально карту, обозначьте карандашом все точки планируемого маршрута и его конечную точку.
  • Положите на карту компас и отпустите стрелку.
  • Совместите стрелку на компасе с обозначением севера на лимбе.
  • Теперь поворачивайте карту, пока ее обозначение севера не совпадёт с указанием компаса.
  • Прикладывая линейку так, чтобы её линия совпала с серединой лимба и первой точкой нарисованного на карте маршрута, вычислите в градусах угол между севером и линейкой. Запишите значение для этого отрезка пути. Тут же найдите обратный азимут и запишите его.
  • Поступайте так со всеми обозначенными точками по маршруту до конечной, записывая значения каждого отрезка маршрута.
  • Двигайтесь в пути, сверяясь с компасом.
  • Возвращайтесь по обратному азимуту.

С такими вычислениями можно совершенно не бояться заблудиться - компас приведёт ровно в запланированную точку и вернёт обратно.

Как научиться легко пользоваться компасом без карты

Есть и упрощённые варианты ориентирования по компасу безо всяких вычислений, и даже без карты. К примеру, знающий, как пользоваться этим устройством в лесу, грибник или охотник спокойно будет бродить по зарослям, не переживая о маршруте и возвращении домой. И хотя без привязки к карте расчёты будут лишь приблизительными, но компас окажет неоценимую помощь в передвижении по незнакомой местности.

  • За основу ориентира берутся стороны света, а за точку отсчета - начало пути от какого-то значимого объекта с большой протяжённостью - шоссе, поле, река, ж\д пути.
  • Перед началом пути нужно встать лицом к объекту и спиной к началу маршрута.
  • Засечь по компасу направление, к примеру - юго-восток. Это и будет то направление, по которому необходимо возвращаться.
  • Движение вперёд будет в противоположном направлении - в нашем примере это северо-запад.

То есть в приведенном примере, гуляя по лесу, остаётся сверяться время от времени с показаниями компаса и двигаться на северо-запад, а как только захотелось вернуться - идти на юго-восток. Вряд ли выход совпадёт с отправной точкой, но правильно выбранное направление всегда выведет в район искомой местности.

Важно! Не забудьте проверять надёжность компаса! Магнитные компасы часто дают сбой по причине размагничивания стрелки. Перед тем, как отправиться в дальний и опасный путь, проверьте прибор на жизнеспособность, приблизив к нему с отпущенной с тормоза стрелкой любой металлический предмет. Если стрелка среагировала, значит прибор можно брать с собой. Но лучше свериться с еще одним компасом, чтобы их стрелки по направлению совпали.

    Нужно сначала понять, что такое азимут. Прочтите определение ниже:

    Как видите, азимут найти на карте весьма просто. Определите северное направление, а потом отмеряйте угол по часовой стрелке от Севера до предмета, как показано на рисунке:

    Для начала нужно научиться пользоваться картой. Нас еще в школе учили, что верхний край карты - это север, нижний край - это юг, справа будет восток, а слева - запад. И параллельно учили ориентироваться на местности: нужно встать лицом к восходу солнца, тогда справа будет юг, а слева - север. Ну а со спины - запад. Но если нужно по карте определить азимут, то есть угол между той точкой, которая нам нужна и меридианом, на котором мы находимся, то нужен компас или транспортир. Компас устанавливаем в точке нашего пребывания, его стрелка смотрит на север, определяем угол по градусам на катушке. Или прочертите линию между точками: ваше место нахождения - объект - ближайший меридиан. Транспортир нужно приложить к этому меридиану и по градусам определить угол.

    Для того чтобы передвигаться по местности, используя компас, нужно будет определить по карте азимут. Это важно как для морских и воздушных судов, которые совершают длительные плавания и перелеты, так и для пеших путешественников, которым нужно найти дорогу в условиях недостаточной видимости, например ночью, когда невозможно передвигаться по ориентиру.

    Для того, чтобы определить азимут, нужно взять

    • путевую карту
    • компас
    • транспортир
    • карандаш
    • линейку

    Азимутом называется угол между меридианом Вашего местонахождения и направлением на объект. Он определяется в градусах от нуля до трхсот шестидесяти и отсчитывается по направлению часовой стрелки.

    Для того, чтобы определить азимут а именно направление на объект а также, вероятно, и направление Вашего движения, необходимо узнать свое актуальное местонахождение. Пометьте его на Вашей карте, ориентируясь по тем данным, которые обозначены на карте.

    Теперь надо найти ориентир, по направлению которого Вам нужно двигаться. Обычно прямолинейное движение по азимуту возможно только по воздуху, а также в открытом море. Но на суше это возможно только в пустыне или в открытой степи. Поэтому в-основном движение по суше происходит по ломаной линии, огибая при этом естественные природные препятствия. По этой причине азимут по ходу движения надо будет периодически корректировать.

    Для то, чтобы определить азимут, возьмите транспортир, лучше всего прозрачный, а также карандаш и линейку. Линейку надо положить на карту таким образом, чтобы точка, в которой Вы находитесь, и ориентир оказались на одной линии по линейке, а затем прочертить карандашом линию до е пересечения со следующим меридианом. Теперь следует приложить транспортир его основанием к линии меридиана. Центральную риску теперь доведите до е пересечения с уже начерченной Вами линией направлением на желаемый ориентир. На дуге транспортира, в том же месте, где он пересекается с той же линией снимите показания (в градусах). Это и есть искомый азимут.

    Если у Вас нет транспортира, можно использовать также компас, используя при этом его градуированную картушку.

    Но это пока еще не вс. К примеру, в результате вычисления Вашего направления на объект (азимут) Вы получили 30 градусов. Это - истинный азимут, который обычно отличается от магнитного. Поэтому, если Вы будете ориентировать Ваш компас на 30 градусов, Вы будете двигаться в неправильном направлении. Поэтому надо найти на карте ближайшую к точке Вашего расположения ремарку со значением магнитного склонения, которое выражено в градусах и может быть как с минусовым, также и с плюсовым значением. Введите теперь поправку, и смело передвигайтесь, теперь уже ориентируясь по компасу.

    Приложи к карте компас, туда где есть стрелка север и юг, и смотри какой азимут показывает на объект, который ты хочешь узнать!

    От нас требуется:

    • компас;
    • карта;
    • понимание того, куда нам нужно идти (направление движения);
    • память, чтобы запомнить следующую информацию.

    Берем наш компас, накладываем его на карту. Крутим компас так, чтобы в конце концов стрелка легла по линии Серер - Юг. По этой линии, кстати, пролегает магнитный меридиан. Теперь последний шаг: определяем угол между линией магнитного меридиана и направлением нашего движения (считаем от севера, причем всегда по часовой стрелке!).

    По карте азимут определить легко, куда сложнее идти по нему в условиях реальности! Даже есть присказка: иду по Азимуту, т.е. по плохой дороге рядом с хорошей.

    Азимутом называют угол между направлением на какую-либо точку и направлением на другую точку, объект от места наблюдателя.

    Азимут бывает магнитный и географический.

    Проще всего определить азимут как по компасу , вторым способом является использование транспортира и карты.

    Ставите компас в ту точку где вы сейчас находитесь и смотрите направление в градусах на тот объект куда хотите попасть.Для более точного определения лучше пользоваться туристическим компасом(прозрачным) с линейкой для определения расстояний.Можно на карте провести карандашом линию от точки своего нахождения к точке куда хотите попасть - тогда азимут будет более точным.На некоторых картах есть стрелка ориентирования карты в направлении север - юг.Если стрелка не обозначена то всегда верхний обрез карты это север,нижний - юг.

    Когда то я умел пользоваться компасом, и он даже был у меня, знаете ли такой с ремешком от наручных часов и размещающийся на запястье, а еще у него была фосфорная стрелка. Очень замечательная вещица, но для определения азимута обязательно нужен прозрачный компас с колбой (желательно Плата - то есть он такой прямоугольной формы, как плата).

    Так же нам потребуется топографическая карта, и лучше, если она будет с крупным масштабом. Так легче для последующей работы и получения навыка использования и применения, так как на карте мира понять будет несколько сложнее.

    Теперь остановившись на местности, и разложив карту на ровной поверхности, прикладываем компас к карте. Для этого мы проводим линию от точки, где мы в настоящий момент находимся, до той точки, к которой планируем двигаться, и где хотим оказаться через некоторое время. Теперь когда мы линию провели, можно карандашом, а можно мысленно, вот только теперь мы прикладываем компас линейкой. На любом компасе, предназначенном для определения азимута имеется линейка с красной полосой, и вот эту полосу мы совмещаем с линией движения. Теперь закрепляем положения компаса пальцами, надежно удерживая его в одном положении, немного прижимая. Далее, теперь мы должны ориентировать колбу компаса, по отношении к северу и югу карты. Для этого на карте нанесены линии. Эти линии идут снизу карты, от юга, к верху карты, на север. Учитывая, что колба компаса прозрачная, и на колбе так же имеются линии и градусы, мы поворачивая колбу, совмещаем северные полюса карты и колбы компаса (совмещаем линии).

    Теперь, когда компас ориентирован по курсу движения, а так же по полюсам карты, необходимо выровняться и самим вместе с картой и компасом, относительно полюсов. То есть поворачиваясь в пространстве, делаем так, что бы магнитная стрелка компаса стала своим острием на север.

    И вот теперь мы можем определить азимут, который откладывается по часовой линии от красной отметки на компасе. Иными словами, азимут соответствует градусному разбиению картушки по кругу горизонта, что составляет триста шестьдесят градусов. А нами достаточно теперь посмотреть внимательно на цифры, и та которая будет как бы по центру направления вперед, и будет искомой величиной азимута в данном нашем положении, достигнутом в результате верного ориентирования в пространстве и на местности. В приложенном одном из видеопримеров эта цифра в районе двухсот двадцати девяти.

Всем привет! В продолжении темы по ориентированию на местности, как и обещал, предлагаю статью, азимут и как его определить. В любом походе, или путешествии, при использовании карты,если плохая видимость или ландшафт местности не позволяет сличить визуально карту и местность, определение азимута и движение по нему, значительно облегчит задачу по ориентированию. И так, что такое азимут?

Азимут - это угол, между направлением географического меридиана и направлением на любой удалённый обьект с точки наблюдения (обозначается как Аm). Азимут измеряется в градусах и может иметь значение от 0° до 360°, измеряется обычно по ходу часовой стрелки. Азимуты могут быть прямыми и обратными. Прямой азимут, отсчитывается от 0° по часовой стрелке, он показывает направление от наблюдателя к передмету. Обратный азимут, показывает направление, от предмета к наблюдателю. Чтобы получить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если прямой азимут меньше 180°, или вычесть эту величину если больше 180°. Пример: прямой азимут, до одиноко стоящего дерева 330°, тогда обратный азимут будет: 330°-180°=150°. Для быстрого определения ориентиров, нужно запомнить направления основных и промежуточных сторон горизонта в градусах, по часовой стрелке: Север - 0°(или 360°,если против часовой), Восток - 90°, Северо-восток - 45°, Юго-восток - 135°, Юг - 180°, Юго-запад - 225°, Запад - 270°, Северо-запад - 315°.

При определении, сторон света (горизонта), нужно учитывать, что географические и магнитные полюса земли не совпадают, они находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому стрелка компаса указывает не точно на Север, а немного в сторону, на Северный магнитный полюс. Тоже самое происходит и с Южным полюсом, в южном полушарии земли. Чтобы не возникло путаницы в расчётах, нужно знать, что любая карта, сориентирована на географический полюс, а стрелка компаса указывает на магнитный полюс. Разница между ними составляет несколько градусов, этот угол называется, Магнитным склонением. Магнитное склонение, может быть Восточным,стрелка компаса отклоняется к востоку от истинного (географического) меридиана и обозначается "+". Или Западным, отклонение стрелки на запад и обозначение "-". Эту разницу нужно обязательно учитывать, при переносе азимута полученного на карте (истинный азимут) на азимут по которому вы будете идти, с помощью компаса (магнитный азимут). При переводе истинного азимута в магнитный, при восточном склонении, истинный азимут нужно уменьшить на величину склонения, при западном увеличить. Величина магнитного склонения, не одинакова в различной местности, например: для Московской области это +7, +8°(восточное склонение), а вообще на территории России оно меняется в значительных пределах. Есть сайт, где можно определить, магнитное склонение для любой точки земли.

Чтобы определить на местности азимут при помощи компаса, встают лицом к ориентиру, направление на который надо определить, вращая компас, совмещают северный конец стрелки компаса с нулевым делением на лимбе (циферблат компаса). Далее, оставляя корпус компаса неподвижным и следя за тем чтобы стрелка не отходила от нулевого деления, вращаем визирное преспособление до наведения целика на предмет, азимут которого нужно определить. Отмечаем около какой цифры на лимбе, остановился указатель-треугольник, совмещаем в одну линию, предмет, мушку и целик, получившийся угол между, стрелкой компаса и предметом ориентирования и будет искомый азимут.

Далее рассмотрим, приёмы движения по карте, с помощью заранее проложеного маршрута, по азимутам. Количество ориентиров и выбор маршрута движения, определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения. Главное, выбрать маршрут, который обеспечивал бы быстрый выход к назначеному ориентиру (обьекту). Поэтому желательно, выбирать маршрут без излишних поворотов, с участками наиболее удобными для движения с учётом обхода препятствий встречающихся на местности. И так, выбираем ориентиры и соединяем их прямыми линиями (пример на рисунке) если они не пересекают линий координатной сетки на карте, их нужно продолжить до пересечения, это делается для облегчения определения углов азимута. После этого, на карте, для каждого отрезка маршрута, определяем дирекционный угол и вводя поправку направления, переводим его в магнитный азимут, который записываем на карте напротив соответствующего участка. Этот угол замеряем по часовой стрелке, при помощи транспортира или компаса. Делается это так, ложим карту с прочерченым маршрутом на ровную поверхность, ориентируем её как можно точнее по компасу с учётом поправки направления. Затем, не меняя оринтировки карты, прикладываем компас, на первую линию маршрута, так чтобы направление Север - Юг совпало с прочерченым направлением, при этом Север должен быть направлен в сторону движения. После того как стрелка компаса успокоится, делаем отсчёт по лимбу компаса, под её северным концом, вычитаем полученое число из 360° и получаем магнитный азимут искомого направления. Для примера (на рисунке) на первом участке магнитный азимут равен: 360°-340°=20°, азимут второго участка:360°-30°=330°, таким же образом, последовательно, определяем азимуты всех остальных участков маршрута. Далее, измеряем длину каждого участка, на местности это можно сделать используя метод, пары шагов (средняя длина 2х пар шагов= 1,5метра), пример: если, расстояние участка 1200м, то в парах шагов это будет: 1200: 1,5=800 пар шагов. Так же желательно, засечь время прохождения каждого участка по часам. Все данные так же записываются на карте, на против своих участков.

При движении по азимутам, на местности, могут встречатся всякого рода препятствия (лесные завалы, болота, озёра и тп) которые легче обойти чем преодолеть. Поэтому нужно уметь, обходить препятствия не теряя ориентировки. Рассмотрим два способа, обхода препятствий, 1 когда противоположная сторона препятствия видна (рис. а), 2 когда противоположная сторона препятствия не видна (рис. б). В первом случае, всё просто: замечаем ориентир по направлению движения, на противоположной стороне препятствия, и не теряя его из вида, обходим препятствие, продолжаем движение по запланированному маршруту, от ориентира, который использовали при обходе (рис. а). Второй случай сложнее, действуем следующим образом, пример: (рис. б) допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием было пройдено 340 пар шагов. После изучения местности, было принято решение, обходить препятствие с левой стороны. Определяем по компасу, азимут направления вдоль препятствия (от точки А до точки В), продолжаем движение в этом направлении, при этом ведя счёт, парам шагов, до правой границы препятствия. На рисунке, азимут от точки А до точки Б, равен 320°, а пройденое расстояние 142 пары шагов. Останавливаемся в точке Б, определяем по компасу, направление первоначального азимута, по которому вы двигались, до встречи с препятствием 50°, продолжаем движение до выхода за препятствие и ведём счёт парами шагов, от точки В до выхода за препятствие до точки С, на рисунке, расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С двигаемся в право, у нас уже есть данные азимута движения из точки А в точку В, переводим их в обратный азимут (на рисунке обратный азимут равен 140°) и двигаемся из точки С, по обратному азимуту, отсчитывая ровно 142 пары шагов, это будет точка Д, на точке Д, снова определяем по компасу, направление азимута первоначального движения 50° и продолжаем движение по намеченому маршруту. Обязательно, сохраняйте, данные об обходе препятствий и добавляйте расстояния в маршрут, это поможет расчитать расстояние пройденого пути, при обратном движении по тем же азимутам.

Если позволяет обстановка, обходить препятствия лучше всего по линейным ориентирам, это могут быть просеки, реки, ручьи, линии электропередач, их азимуты определяются и отмечаются на карте заранее, это заметно облегчит ориентирование вашего движения на ходу. При малейшем сомнении, в правильности движения, в обоих, вышеперечисленых случаях, необходимо, остановиться и уточнить ваше местоположение, путём тщательного сличения карты с местностью, пример правильного сличения карты с месностью, показан на рисунке выше.

Для точного ориентирования карты, можно использовать, обычный карандаш, приложив его к условному знаку ориентира на карте, (пример на рисунке, мост), совмещают его направление, с направлением ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположеные на местности, справа и слева от моста, имеют такое же расположение на карте. Если все условия совпадают, карта ориентирована правильно. И последнее, основные причины, ошибок ориентирования, заключаются не в неисправном оборудовании, а в отсутствии навыков и опыта применения этого оборудования, постоянные тренировки и совершенствование своих знаний в этой области, помогут в критической ситуации найти дорогу в нужное вам место. Для начала тренировок по ориентированию, не обязательно даже выходить из дома, достаточно определить точку своего нахождения в комнате и от неё определить, азимуты предметов находящихся в этой комнате.