Ревизор краткое содержание брифли. Краткий пересказ «Ревизора» по действиям

Ревизор краткое содержание брифли. Краткий пересказ «Ревизора» по действиям

Пьеса «Ревизор» - комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя .

Краткое содержание «Ревизор» по действиям не может полностью раскрыть дух событий, а будет охватывать события лишь поверхностно, не внедряясь в детали образов и поступков. Но если не хватает времени на прочтение пьесы полностью можно прочитать «Ревизор» в сокращении.

«Ревизор» краткое содержание по главам

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА «РЕВИЗОР»:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий.
Анна Андреевна – его супруга.
Марья Антоновна – их дочь.
Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ.
Жена Луки Лукича.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья.
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений.
Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер.
Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский — городские помещики
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Осип, слуга его.
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
Федор Андреевич Люлюков
Иван Лазаревич Растаковский
Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почетные лица в городе.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ «Ревизор»

Комната в доме городничего

ЯВЛЕНИЕ I
Городничий сообщает вызванным им чиновникам “пренеприятное известие”: в город едет ревизор, и еще с секретным предписанием. Чиновники теряются в догадках, уж не подослан ли чиновник узнать, нет где измены накануне войны.

Городничий встревожен, но не до такой же степени: “Эк куда хватили! В уездном городе измена! Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Сам городничий кое-какие распоряжения сделал и всем советует сделать так, “чтоб все было прилично”. В больнице колпаки чтоб были чистые, и “больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему… и над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке… всякую болезнь… Нехорошо, чтоб у вас больные такой крепкий табак курили… Да и лучше, если б их было меньше…”.

Судье городничий советует убрать гусей из приемной, где они обретаются, да и лучше не сушить над бумагами охотничий арапник… Потом… от заседателя больно крепкий дух идет, может, луку поесть… Что же до грешков, то судья оправдывается, что берет всего лишь борзыми щенками.

Городничий недоволен, что судья не ходит в церковь. Тот оправдывается, что об идеях про сотворение мира дошел своим умом, на что городничий говорит: “Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем на было”. Теперь об учебном заведении. Преподаватели корчат рожи ученикам, уж больно горячи. “Да, таков уж неизъяснимый закон судеб: умный человек - или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”, - говорит городничий.

ЯВЛЕНИЕ II

Появившийся почтмейстер боится, не означает ли приезд ревизора скорую войну с турками, “это все француз гадит”. Городничий, отведя почтмейстера в сторонку, просит его вскрывать и прочитывать все письма (“не было ли на меня какого доноса”). Почтмейстеру это не впервой - он вообще очень любопытен.

ЯВЛЕНИЕ III

Вбегают Бобчинский и Добчинский. Пришедши несколько в себя после бега, суматошно, перебивая друг друга и путаясь, они объявляют, что ревизор - не кто иной, как Иван Александрович Хлестаков, якобы едущий из Петербурга в Саратовскую губернию, но вот уже вторую неделю живущий в трактире в долг. Городничий, начав расспрашивать о подробностях, все больше ругается: ведь именно в последние две недели была высечена унтер-офицерская жена, арестантам не выдавали провизии и т. д. и т. п. Городничий решает наведаться в трактир, “не терпят ли проезжающие неприятностей”. Остальные чиновники спешно разбегаются по своим ведомствам. За городничим увязываются Добчинский и Бобчинский.

ЯВЛЕНИЕ IV

Городничий требует шпагу и новую шляпу. Бобчинский в дрожках не помещается, решает побежать вслед “петушком, петушком”. Городничий приказывает чисто вымести всю улицу до трактира.

ЯВЛЕНИЕ V

Городничий ругает появившегося наконец частного пристава, у которого весь персонал разбежался по своим делам или пьян. Городничий наскоро занимается камуфляжем старого моста: на мосту пусть стоит высокий квартальный Пуговицын; сломать старый забор у сапожника и поставить вешку, вроде как идет планировка… Господи, а со всем этим мусором что делать? “Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!” Вспоминает о полуголых солдатах - приказывает не выпускать их на улицу.

ЯВЛЕНИЕ VI

Вбегают жена и дочь городничего. Они сгорают от любопытства, полковник ли приезжий ревизор, да черные ли у него глаза… Посылают служанку все разузнать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ «Ревизор»

Маленькая комната в гостинице.
Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги
ЯВЛЕНИЕ I
Слуга Осип, лежа на барской постели, жалуется на голод. Они с хозяином уже второй месяц как из Питера. Тот все деньги профинтил, в карты проиграл, все выбирал самое лучшее… Осипу в Петербурге нравится, особенно когда баринов отец денег пришлет. А теперь вот в долг не дают.
ЯВЛЕНИЕ II
Появляется Хлестаков. Решительно-просительным тоном посылает Осипа сказать в буфете, чтоб дали пообедать. Осип предлагает привести сюда самого хозяина.
ЯВЛЕНИЕ III
Хлестаков, оставшись один, сетует на бывшие проигрыши, жалуется на голод.
ЯВЛЕНИЕ IV
С Осипом приходит трактирный слуга. Спрашивает, что барину угодно. Хозяин сказал, что кормить больше не будет, пока на заплатят за прежнее.
ЯВЛЕНИЕ V
Хлестаков мечтает, как он в петербургской одежде приедет домой на карете, а Осип чтоб был сзади в ливрее. “Тьфу! даже тошнит, так есть хочется”.
ЯВЛЕНИЕ VI
Трактирный слуга, с тарелками и салфетками, сообщает, что хозяин дает в последний раз. Еды мало. Хлестаков недоволен, но съедает все. Осип со слугой уносят посуду.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Осип и сообщает, что Хлестакова хочет видеть городничий. Хлестаков решил, что на него нажаловались и теперь поволокут в тюрьму. Бледнеет и съеживается.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Добчинский прячется за дверью. Городничий входит: “Желаю здравствовать!” После чего объясняет, что старается заботиться о проезжающих. Хлестаков одновременно оправдывается, обещает заплатить, жалуется на трактирщика. Бобчинский выглядывает из-за дверей. Городничий от потока жалоб робеет и предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Хлестаков отказывается: он уверен, что это значит - в тюрьму. Кричит. Городничий пугается. Хлестакова заносит. Он угрожает пойти прямо к министру! “Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие… - Городничий в страхе кается во взяточничестве. - Что же до унтер-офицерской жены, которую я будто бы высек, то это клевета…” Хлестаков сам с собой быстро соображает, к чему бы это зашел разговор о вдове… Нет, его не. посмеют высечь! Он заплатит, но пока денег у него нет. Потому и сидит здесь, что нет ни копейки! Городничий решает, что это хитрый способ выманить у него денег. Он их и предлагает. “Моя обязанность помогать проезжающим”, - добавляет он. Хлестаков берет двести рублей (городничий на самом деле подсунул четыреста). Что ж, коли ревизор решил быть инкогнито, то и городничий ведет себя соответственно. Они ведут милую, все более спокойную беседу. За каждым словом Хлестакова городничий усматривает какой-нибудь намек и мотает на ус. Наконец городничий приглашает Хлестакова гостем в свой дом.
ЯВЛЕНИЕ IX
Препирательство со слугой по поводу счета, пока не вмешивается городничий: слуга подождет.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий приглашает Хлестакова осмотреть учреждения города, причем от осмотра тюрьмы Хлестаков наотрез отказывается, а тем временем Добчинский несет одну записку Землянике в богоугодное заведение, а другую - к жене городничего.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ «Ревизор»

Комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Жена и дочь городничего ждут у окна новостей. Наконец в конце улицы показывается Добчинский.
ЯВЛЕНИЕ II
Добчинский отдает записку, оправдывается за медлительность. А что ревизор настоящий, то “я это первый открыл вместе с Петром Ивановичем”. Сбивчиво рассказывает о событиях. Анна Андреевна делает хозяйственные распоряжения, велит приготовить комнату для гостя.
ЯВЛЕНИЕ III
Дочь и мать обсуждают, какие туалеты надеть к приезду гостя. Явно просматривается соперничество между ними.
ЯВЛЕНИЕ IV
Осип вместе со слугой городничего Мишкой тащит вещи Хлестакова и узнает от него, что барин-то его - генерал. Просит чего-нибудь поесть.
ЯВЛЕНИЕ V
После обильного завтрака из больницы выходят Хлестаков и городничий в окружении чиновников. Хлестаков очень доволен всем. Вроде там было мало больных… Выздоровели, что ли, все? На что ему отвечают, что осталось человек десять, не больше. “Все как мухи выздоравливают”, - хвастается Земляника. Хлестаков интересуется, нет ли в городе каких развлечений, где можно было бы, например, поиграть в карты? Городничий всячески отнекивается, но по жестам его подчиненных ясно, что в карты он играет.
ЯВЛЕНИЕ VI
Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Тот, любезничая с Анной Андреевной, старается повысить себе цену: “Вы, может, думаете, что я только переписываю; нет начальник отделения со мной на дружеской ноге”. Его хотели коллежским асессором сделать, да, думает он, зачем? Приглашает всех садиться. “Я не люблю церемонии”. Он сам даже старается всегда проскользнуть незаметно, да не получается. Его один раз за главнокомандующего приняли. С Пушкиным на дружеской ноге. Да и сам сочиняет и в журналы помещает. У него много сочинений: “Женитьба Фигаро”, “Норма”… “Юрий Милославский”, например, его сочинение, робкое возражение Марьи Антоновны, что автор - Загоскин, пресекается маменькой. У Хлестакова первый дом в Петербурге. Он дает балы и приемы, так на стол подают, к примеру, арбуз в семьсот рублей. А в вист с ним играют министр иностранных дел, французский посланник, английский и немецкий посланники. Ему даже на пакетах пишут “Ваше превосходительство”. Раз даже управлял департаментом. И тридцать пять тысяч курьеров с просьбами! “Меня завтра же произведут сейчас в фельд-марш…” - Это были последние слова, вышедшие из уст Хлестакова, перед тем как его с почтением укладывают спать.
ЯВЛЕНИЕ VII
Оставшиеся чиновники в восхищении. Бобчннский предполагает, уж не генерал ли гость, а по мнению Добчинского, он, может быть, генералиссимус. Оба они уходят, а оставшийся Земляника говорит Луке Лукичу, что ему что-то страшно, отчего - сам не знает.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Мать и дочь обсуждают, каков, на их взгляд, мужчина Хлестаков. Соперничество. Каждая уверена, что именно на нее он смотрел по-особенному.
ЯВЛЕНИЕ IX
Городничий в страхе и переживаниях. Жена же, напротив, уверена в силе своего женского обаяния.
ЯВЛЕНИЕ X
Городничий, жена и дочь кидаются к вышедшему из комнаты Осипу с расспросами о барине - городничий о своем, женщины - о своем. Городничий щедро одаряет Осипа, Анна Андреевна обещает тоже, коли зайдет. По словам Осипа, “у барина бывают и графы… чин обыкновенно какой… порядок любит… больше всего любит, чтобы его приняли хорошо”.
ЯВЛЕНИЕ XI
Городничий выставляет на крыльце квартальных - Держиморду и Сви-стунова, чтобы не пропускали к ревизору просителей.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ «Ревизор»


ЯВЛЕНИЕ I
В полном параде и мундирах, осторожно, почти на цыпочках появляются судья Ляпкин-Тяпкин, Земляника, почтмейстер, Лука Лукич, Добчинский и Бобчинский. Ляпкин-Тядкин строит всех по-военному. Решает, что следует представляться и давать взятки поодиночке. Все знают, что давать надо, но робеют. Почтмейстер, например, предлагает сказать, что вот, мол, пришли по почте неизвестно чьи деньги… Предлагают первому начать Луке Лукичу как просветителю юношества. Тот сопротивляется всеми силами. В это время слышны шаги в комнате Хлестакова. Все толпятся у выхода, тиская друг друга, выходят.
ЯВЛЕНИЕ II
Выходит заспанный Хлестаков. Ему здесь понравилось. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…
ЯВЛЕНИЕ III
Ляпкин-Тяпкин входит первым и представляется по всей форме. По приглашению Хлестакова садится, что-то отвечает на его вопросы, а мысль только об одном: “А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”. Нечаянно теряет деньги на пол. Застывшего от страха выручает сам Хлестаков - он запросто просит эти деньги взаймы. Тот вздыхает с облегчением и удаляется.
ЯВЛЕНИЕ IV
Входит, вытянувшись, почтмейстер Шпекин. С готовностью дает Хлестакову денег.
ЯВЛЕНИЕ V
В дверь вталкивают Луку Лукича. Он четко представляется, садится, пробует закурить предложенную ему сигарку, без успеха, также не имеет успеха в разговоре о дамах. Хлестаков, видя, что толку не добиться, просит взаймы триста рублей. Лука Лукич улетает как на крыльях.
ЯВЛЕНИЕ VI
Земляника посмелее прочих. Принимается снабжать начальство доносами на сослуживцев и раскланивается, собираясь уйти. Ан нет, так он не уйдет. Хлестаков спрашивает Землянику, нет ли у него денег взаймы. Естественно, есть..
ЯВЛЕНИЕ VII
Бобчинский и Добчинский входят вместе и четко представляются. Хлестаков без всяких церемоний требует тысячу рублей. Но в наличии только шестьдесят пять. Пусть так, Хлестаков согласен. Добчинский просит об узаконении его сына, а у Бобчинского просьба еще проще: “Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский”. С тем оба и уходят.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Хлестаков понимает, что его приняли по ошибке за государственного чиновника. Решает написать письмо своему приятелю Тряпичкину, большому острослову. Местные чиновники Хлестакову нравятся: они дали ему больше тысячи рублей!
ЯВЛЕНИЕ IX
Осип советует Хлестакову убраться из городка не сегодня, так завтра: даже он понял, что Хлестакова за кого-то другого приняли. Да и батюшка будет гневаться. Хлестаков решает сначала отправить почтой письмо приятелю. Осип требует лучшую тройку. За дверью слышны голоса - квартальный сдерживает толпу купцов-просителей. Хлестаков требует их впустить.
ЯВЛЕНИЕ X
Купцы, принесшие подношения, жалуются на городничего, который их обирает. Хлестаков от товаров отказывается - деньги берет, не брезгует и серебряным подносиком. Говорит, что постарается. Купцы уходят. Слышатся женские голоса.
ЯВЛЕНИЕ XI
Входят с просьбой унтер-офицерская жена - ее незаконно высекли - и слесарша, мужа которой незаконно, без очереди, забрили в солдаты, а очередникам удалось откупиться.- Унтер-офицерская жена требует, чтобы ей уплатили штраф. Хлестаков обещает все, все, все.
ЯВЛЕНИЕ XII
Хлестаков заигрывает с Марьей Антоновной, которая тоже не прочь. Та, правда, побаивается, что залетный гость просто смеется над ней. Тот убеждает ее в обратном. Хлестаков целует девицу в плечико, та изображает возмущение, а Хлестаков - раскаяние и любовь. Падает на колени.
ЯВЛЕНИЕ XIII
Это видит входящая Анна Андреевна. Прогоняет дочь. Хлестаков снова рщается на колени: “Сударыня, вы видите, я сгораю от любви”. Вовсю воло-ится за маменькой. Ну и что, что замужем. “Руки вашей, руки прошу!”
ЯВЛЕНИЕ XIV
Вбегает Марья Антоновна. Вскрикивает от удивления. Маман делает внушение дочери. Хлестаков хватает за руку Марью Антоновну: “Анна йндреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную рюбовь!” Маман в изумлении. Снова ругает дочь.
ЯВЛЕНИЕ XV
Вбежавший, запыхавшись, городничий умоляет Хлестакова “не погубить его”. Купцы, унтер-офицерша - все лгуны. Тут Анна Андреевна сообщает о том, что Иван Александрович просит руки их дочери. Городничий не смеет верить своему счастью. Довольные родители благословляют молодых. Городничий подпрыгивает от радости.
ЯВЛЕНИЕ XVI
Осип сообщает, что лошади готовы. Хлестаков едет - но только на один день - к богатому дяде. А завтра назад. Городничий предлагает еще денег на дорогу, Хлестаков берет. Прощается со всеми очень приветливо.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ «Ревизор»

Та же комната в доме городничего
ЯВЛЕНИЕ I
Городничий и Анна Андреевна в мечтаниях о подвалившем счастье. Городничий собирается крепко прижать всех, кто на него жаловался, приказывает оповещать всех о его удаче. Они, конечно же, переедут в Петербург, а городничий станет генералом.
ЯВЛЕНИЕ II
Толпясь, входят купцы. Городничий ругает их, припоминая множество мошенничеств, те каются, кланяются в ноги: “Не погуби!”
ЯВЛЕНИЕ III-VI
Городничий принимает поздравления подчиненных. Постепенно собирается все местное общество.
ЯВЛЕНИЕ VII
Последними появляются с поздравлениями частный пристав и квартальные. Городничий просит всех садиться. Семейство рассказывает историю сватовства. Чиновники просят хозяев не забыть их своими милостями, когда они переедут в Петербург. Чувствуется, что все им завидуют. Городничий не скрывает своего желания стать генералом. Анна Андреевна мечтает о высшем обществе и не хочет, чтобы муж ее покровительствовал “всякой мелюзге”. Слова ее не остаются неуслышанными. Гости оскорблены.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Появляется запыхавшийся почтмейстер с распечатанным письмом в руке. Это письмо Хлестакова Тряпичкину. Оказывается, Хлестаков никакой не ревизор. Шпекин читает отрывки из письма: “Городничий - глуп, как сивый мерин…” Земляника выхватывает письмо, читает: “Почтмейстер, подлец, пьет горькую…” Далее читает Коробкин: “Земляника - совершенная свинья в ермолке”, и так обо всех и каждом. Догнать Хлестакова невозможно - ему дали лучших лошадей. Среди поднявшегося гвалта городничий говорит сам с собой: как это могло случиться, чтобы провели его, мошенника из мошенников… “Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!” Все накидываются на Добчинского и Бобчинского, пустивших слух о ревизоре-инкогнито.
ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Входит жандарм и объявляет, что прибывший из Петербурга чиновник требует городничего к себе. Слова эти как гром среди ясного неба. Все окаменевают.

Николай Васильевич Гоголь

«Ревизор»

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием». Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчёт крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдаёт немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с учёным званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтёшь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, — одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?»

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдаёт спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом — а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В тёмном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счёте две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление солёных огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своём бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение своё в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошед с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее — брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочерёдно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своём первенце, рождённом ещё до брака, желая сделать его законным сыном, — и обнадёжен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придётся, скажите и государю»), что «живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое ещё: «и верёвочка в дороге пригодится»). Обнадёженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её ещё очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковёр на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почётные лица в городе», окружённые своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочерёдно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкопёру, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», — повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

В сонном уездном городке оживление: городничий собирает чиновников для важного сообщения о приезде ревизора из Петербурга. Чиновники гадают о возможной причине приезда. Судья Ляпкин-Тяпкин, который когда-то прочитал несколько книг, считает, что Россия начала войну. Землянике, попечителю богоугодных заведений, советуют больным выдать чистые колпаки. Хотя Земляника уверен, что человек все равно когда-то умрет. Судье городничий указывает на гусей, приносимых просителями в качестве взятки. Такой же намек получает смотритель училищ.

Приносит новость почтмейстер, который часто читает чужие письма и поэтому в курсе всего в городке. Городничий, опасаясь доноса, просит Иван Кузьмича Шпекина просматривать письма. Помещики Бобчинский и Добчинский рассказывают о человеке, которого видели в гостиничном трактире, и который даже в тарелки заглядывал. Чиновники расходятся, а городничий с Добчинским спешит в гостиницу. Жена городничего с его дочкой гадают о внешности ревизора. Разведать посылают слугу Авдотью.

Тем временем в комнатке гостиницы лежит голодный слуга Осип, ругающий своего барина, проигравшего деньги в карты и вспоминает о сладкой петербургской жизни. Приходит Хлестаков Иван Александрович, а вскоре состоится и встреча с городничим. Хлестаков сообщает правду о своем путешествии, но городничий принимает все это за выдумку, чтобы скрыть истинную цель. Городничий пугается, предлагает тому деньги, приглашает в свой дом и заодно осмотреть городские заведения. Гость соглашается.

Анна Андреевна, супруга городничего, получает от Добчинского записку мужа с наставлениями необходимого приготовления к встрече гостя. Она и дочь выбирают себе наряды для встречи. Городничий с Хлестаковым приезжают, побывав у Земляники в больнице, где все больные, "как мухи выздоравливают". С появлением дам, Хлестаков хвалится своей жизнью в Петербурге. Опросы Осипа о хозяине подтверждают их версию. Городничий ограждает Хлестакова полицией, чтобы не допустить к нему просителей и жалобщиков.

Чиновники решают дать Хлестакову взятку и для этого посылают к нему Ляпкина-Тяпкина. После него Хлестаков берет "взаймы" у всех кого видит. Земляника доносит на всех. Добчинский хочет узаконить сына. Бобчинский просит рассказать в Петербурге о нем. Хлестаков всем и все обещает.

Проводив помещиков, Хлестаков описывает в письме своему товарищу Тряпичкину в Петербург о том, что его приняли не за того. Осип уговаривает его скорее уехать и готовит лошадей. Хлестаков принимает купцов, жалующихся на городничего. От подношений они с Осипом не отказываются. Все просители обнадежены. Дочери городничего, Марье Антоновне, Хлестаков признается в любви. Появившаяся мать выгоняет дочь. Теперь гость просит и её руки. Входит испуганный городничий и просит не верить жалобщикам. В непонятный для него момент, он даже благословляет "молодых". Тут Хлестаков объявляет о необходимости съездить к богатому дяде и уезжает с Осипом.

Семья городничего уже мечтает о петербургской жизни, получая поздравления от почетных людей города, когда почтмейстер сообщает о том, что "ревизор - вовсе не ревизор". И это известно из письма Хлестакова. Все перечитывают это письмо, когда является жандарм и велит явиться городничему к чиновнику, приехавшему из Петербурга. Воцаряется немая тишина.

Сочинения

"Сборный город всей темной стороны" (По комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Сцена вранья Хлестакова (Анализ сцены из III действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" (эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Ревизор "Ревизор" - сатира на крепостническую Русь Авторская характеристика Хлестакова Афоризмы городничего в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор») Быт и нравы провинциальной России (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Герои комедии Гоголя «Ревизор» Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Гоголь Н. В. «Ревизор» Город в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя "Ревизор" Город, в котором происходит действие «Ревизора» (по одноименной комедии Н.В. Гоголя) Групповая характеристика чиновников (по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор") Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Женские образы в «Ревизоре» и «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Жизнь в уездном городе перед приездом ревизора (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Жизнь чиновников в городе N перед приездом ревизора (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Значение немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Издевательская сатира Гоголя в комедии "Ревизор" Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь "Ревизор") Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души») Изображение чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» История, приключившаяся с господином Хлестаковым (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Как раскрывается характер городничего по мере развития действия пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия "Ревизор" Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Мнимый ревизор (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Мотив страха в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Н. В. Гоголь Ревизор Над чем смеется Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Нравственные и эмоциональные доминанты авторского замысла в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О времена, о нравы! (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» О чем мечтают герои пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»? Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ антигероя и средства его создания (На примере одного из произведений русской литературы XIX века - Н.В.Гоголь "Ревизор") Образ города N в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» Образ города в комедии Гоголя «Ревизор» Образ городничего (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Образ Хлестакова Образ Хлестакова (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Образ Хлестакова (тезисный план). Образ Хлестакова в комедии "Ревизор" Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова ""Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор\" Общественное значение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Парад чиновников к ревизору (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время? Почему Н. В. Гоголь закачивает комедию «Ревизор» «немой сценой»? Почему Хлестаков — главный герой комедии Н. Гоголя «Ревизор Почему Хлестакова приняли за ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Почему чиновники боялись приезда ревизора? Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора Ревизия нравов по Н.В.Гоголю Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века (Н.В.Гоголь "Ревизор") Сатира на чиновничью Русь в комедии Гоголя "Ревизор" Сатира на чиновничью Русь в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Своеобразие гоголевского смеха в комедии "Ревизор" Смех сквозь слезы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Смех сквозь слёзы… Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя Тема города в одном из произведений русской литературы (Н.В.Гоголь. «Ревизор»). Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Уездный город и его обитатели Уездный город и его обитатели (по комедии "Ревизор") Уездный город и его обитатели (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор» Хлестаков и Осип (по комедии "Ревизор") Хлестаков и хлестаковщина Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»). Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя Ревизор Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чиновники города NN Чиновники уездного города N (по пьеме Н. В. Гоголя «Ревизор») Чтение письма Хлестакова (Анализ сцены из V действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор") Что за человек Городничий? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что роднит Хлестакова и городничего (по комедии "Ревизор") Что такое хлестаковщина? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Что такое хлестаковщина? Кто из героев пьесы Гоголя «Ревизор» явно заражен этой «болезнью»? Рецензия к комедии Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор» Каковы особенности композиции комедии “Ревизор” Образ Петербурга в произведениях Гоголя «Мертвые души» «Ревизор» «Ночь перед Рождеством» «Шинель» Описание образов Анны Андреевны Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» Характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор» Комизм характеров и ситуаций в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Где в комедии развязка Описание образа Городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь «Ревизор». Чиновники в «Ревизоре» От черновых редакций к первому изданию «Ревизора» Средства комического в «Ревизоре» Какую роль в комедии играет «немая сцена» Речевые портреты в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" Живы ли гоголевские чиновники? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Герои комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" Тема сочинения Разъясняя смысл комедии «Ревизор» Смех как действующее лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Своеобразие комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Анализ действующих лиц в комедии «Ревизор» Сравнительная Хлестакова и городничего Хлестаков - самый трудный образ в пьесе Россия в комедии «Ревизор» Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор» Творческая история создания комедии «Ревизор» Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии «Ревизор» Сущность драматического и комического в комедии «Ревизор» Эволюция образов городничего Анны Андреевны и Марьи Антоновны в комедии «Ревизор» КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Смех - единственное честное лицо в комедии Гоголя "Ревизор" Изнанка общества и государства в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (2) Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» Анализ первой главы пьесы Гоголя «ревизор» Современная критика о «Ревизоре» Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Хлестаков герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Сатирическая острота комедии «Ревизор» Раскрытие характера Городничего Выход в свет комедии Ревизор. – художественный анализ Цель комедии Н В Гоголя «Ревизор» - высмеять «все дурное в России» Содержание второго действия пьесы Гоголя «Ревизор» Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор» Сатирическое звучание комедии Гоголя «Ревизор» Анализ образов купцов в комедии «Ревизор» Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» Ненастоящее в комедии "Ревизор" Чичиков - делец-приобретатель «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (1) Комедия Н.В. Гоголя “Ревизор” Образ антигероя и средства его создания в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Новаторство Гоголя комедиографа (по комедии "Ревизор") Собрать в кучу все дурное… «Сыграть роль чином выше своего собственного» (по комедии Н В Гоголя «Ревизор») Частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда «Хлестаковщина» это уже не ассоциация с самим Хлестаковым Чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Содержание комедии Гоголя «Ревизор» Описание образов помещиков в комедии «Ревизор» Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор» Речевая стилистика Хлестакова в комедии «Ревизор» Портретная характеристика чиновников в комедии «Ревизор» Как я понимаю смысл немой сцены в комедии Гоголя "Ревизор" Ревизор бессмертное произведение Образы Хлестакова и Осипа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» шедевр мировой комедийной драматургии Пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор». Разоблачение нравственных пороков людей. Значение авторских ремарок. Философская сатира в комедии «Ревизор» Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ "РЕВИЗОР" И В ПОЭМЕ "МЕРТВЫЕ ДУШИ" Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») (2) Чивновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ "РЕВИЗОР" Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Совпадение сюжетов «Ревизора» и комедии Г. Ф. Квитки-Основьяненки Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя Групповая характеристика чиновников Анализ композиции комедии «Ревизор» Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии «Ревизор» Современная Гоголю критика о «Ревизоре» Сочинение по литературе по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Тема города в комедии "Ревизор"

События, развернувшиеся в комедии Гоголя «Ревизор», происходят в одном из небольших русских уездных городов. Писатель активно использует комические сцены для обличения пороков действующих лиц.

Первое действие произведения начинается со знакомства с Иваном Александровичем Хлестаковым. Он является мелким петербургским чиновником, который занимает самый низкий чин из возможных. Хлестаков предпринимает путешествие в далекую саратовскую губернию, чтобы навестить своего отца. Его сопровождает слуга по имени Осип.

Приехав в небольшой уездный городок, отрезанный от цивилизации, чиновник сталкивается с крупными неприятностями. Он начинает с местными партию с карты и проигрывает свои немногочисленные скопленные средства.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

Предлагаем вам прочитать краткое содержание “Мертвых душ” Гоголя . Это произведение является признанной энциклопедией человеческих душ и характеров, типажей России того времени.

В нашей новой статье вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщить пренеприятное известие: письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписанием». Городничий - всю ночь снились две крысы неестественной величины - предчувствовал дурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), предполагает затеваемую Россией войну. Городничий меж тем советует Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений, надеть на больных чистые колпаки, распорядиться насчет крепости куримого ими табака и вообще, по возможности, уменьшить их число; и встречает полное сочувствие Земляники, почитающего, что «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Судье городничий указывает на «домашних гусей с маленькими гусенками», что шныряют под ногами в передней для просителей; на заседателя, от которого с детства «отдает немного водкою»; на охотничий арапник, что висит над самым шкапом с бумагами. С рассуждением о взятках (и в частности, борзыми щенками) городничий обращается к Луке Лукичу Хлопову, смотрителю училищ, и сокрушается странным привычкам, «неразлучным с ученым званием»: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек». Городничий, опасаясь доносу, просит его просматривать письма, но почтмейстер, давно уж читая их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтешь»), о петербургском чиновнике ничего пока не встречал. Запыхавшись, входят помещики Бобчинский и Добчинский и, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, наблюдательном («и в тарелки к нам заглянул»), с эдаким выражением в лице, - одним словом, именно ревизоре: «и денег не платит, и не едет, кому же б быть, как не ему?».

Чиновники озабоченно расходятся, городничий решает «ехать парадом в гостиницу» и отдает спешные поручения квартальному относительно улицы, ведущей к трактиру, и строительства церкви при богоугодном заведении (не забыть, что она начала «строиться, но сгорела», а то ляпнет кто, что и не строилась вовсе). Городничий с Добчинским уезжает в большом волнении, Бобчинский петушком бежит за дрожками. Являются Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, дочь его. Первая бранит дочь за нерасторопность и в окошко расспрашивает уезжающего мужа, с усами ли приезжий и с какими усами. Раздосадованная неудачей, она посылает Авдотью за дрожками.

В маленькой гостиничной комнате на барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги, на бездумную его расточительность и припоминает радости жизни в Петербурге. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек. После перебранки, с возрастающей робостью, он посылает Осипа за обедом - а не дадут, так за хозяином. За объяснениями с трактирным слугою следует дрянной обед. Опустошив тарелки, Хлестаков бранится, об эту пору справляется о нем городничий. В темном номере под лестницей, где квартирует Хлестаков, происходит их встреча. Чистосердечные слова о цели путешествия, о грозном отце, вызвавшем Ивана Александровича из Петербурга, принимаются за искусную выдумку инкогнито, а крики его о нежелании идти в тюрьму городничий понимает в том смысле, что приезжий не станет покрывать его проступков. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть - любопытства ради - некоторые заведения в городе, «как-то богоугодные и другие». Приезжий неожиданно соглашается, и, написав на трактирном счете две записки, Землянике и жене, городничий отправляет с ними Добчинского (Бобчинский же, усердно подслушивавший под дверью, падает вместе с нею на пол), а сам едет с Хлестаковым.

Анна Андреевна, в нетерпении и беспокойстве ожидая вестей, по-прежнему досадует на дочь. Прибегает Добчинский с запискою и рассказом о чиновнике, что «не генерал, а не уступит генералу», о его грозности вначале и смягчении впоследствии. Анна Андреевна читает записку, где перечисление соленых огурцов и икры перемежается с просьбою приготовить комнату для гостя и взять вина у купца Абдулина. Обе дамы, ссорясь, решают, какое платье кому надеть. Городничий с Хлестаковым возвращаются, сопровождаемые Земляникою (у коего в больнице только что откушали лабардана), Хлоповым и непременными Добчинским и Бобчинским. Беседа касается успехов Артемия Филипповича: со времени его вступления в должность все больные «как мухи, выздоравливают». Городничий произносит речь о своем бескорыстном усердии. Разнежившийся Хлестаков интересуется, нельзя ли где в городе поиграть в карты, и городничий, разумея в вопросе подвох, решительно высказывается против карт (не смущаясь нимало давешним своим выигрышем у Хлопова). Совершенно развинченный появлением дам, Хлестаков рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом, чему предшествовали уговоры и посылка к нему тридцати пяти тысяч одних курьеров; он живописует свою беспримерную строгость, предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на городничего с окружением панический страх, в коем страхе все и расходятся, когда Хлестаков удаляется поспать. Анна Андреевна и Марья Антоновна, отспорив, на кого больше смотрел приезжий, вместе с городничим наперебой расспрашивают Осипа о хозяине. Тот отвечает столь двусмысленно и уклончиво, что, предполагая в Хлестакове важную персону, они лишь утверждаются в том. Городничий отряжает полицейских стоять на крыльце, дабы не пустить купцов, просителей и всякого, кто бы мог пожаловаться.

Чиновники в доме городничего совещаются, что предпринять, решают дать приезжему взятку и уговаривают Ляпкина-Тяпкина, славного красноречием своим («что ни слово, то Цицерон с языка слетел»), быть первым. Хлестаков просыпается и вспугивает их. Вконец перетрусивший Ляпкин-Тяпкин, вошел с намерением дать денег, не может даже связно отвечать, давно ль он служит и что выслужил; он роняет деньги и почитает себя едва ли уже не арестованным. Поднявший деньги Хлестаков просит их взаймы, ибо «в дороге издержался». Беседуя с почтмейстером о приятностях жизни в уездном городе, предложив смотрителю училищ сигарку и вопрос о том, кто, на его вкус, предпочтительнее - брюнетки или блондинки, смутив Землянику замечанием, что вчера-де он был ниже ростом, у всех поочередно он берет «взаймы» под тем же предлогом. Земляника разнообразит ситуацию, донося на всех и предлагая изложить свои соображения письменно. У пришедших Бобчинского и Добчинского Хлестаков сразу просит тысячу рублей или хоть сто (впрочем, довольствуется и шестьюдесятью пятью). Добчинский хлопочет о своем первенце, рожденном ещё до брака, желая сделать его законным сыном, - и обнадежен. Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам: сенаторам, адмиралам («да если эдак и государю придется, скажите и государю»), что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Спровадив помещиков, Хлестаков садится за письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, с тем чтобы изложить забавный случай, как приняли его за «государственного человека». Покуда хозяин пишет, Осип уговаривает его скорее уехать и успевает в своих доводах. Отослав Осипа с письмом и за лошадьми, Хлестаков принимает купцов, коим громко препятствует квартальный Держиморда. Они жалуются на «обижательства» городничего, дают испрошенные пятьсот рублей взаймы (Осип берет и сахарную голову, и многое еще: «и веревочка в дороге пригодится»). Обнадеженных купцов сменяют слесарша и унтер-офицерская жена с жалобами на того же городничего. Остальных просителей выпирает Осип. Встреча с Марьей Антоновной, которая, право, никуда не шла, а только думала, не здесь ли маменька, завершается признанием в любви, поцелуем завравшегося Хлестакова и покаянием его на коленях. Внезапно явившаяся Анна Андреевна в гневе выставляет дочь, и Хлестаков, найдя её еще очень «аппетитной», падает на колени и просит её руки. Его не смущает растерянное признание Анны Андреевны, что она «в некотором роде замужем», он предлагает «удалиться под сень струй», ибо «для любви нет различия». Неожиданно вбежавшая Марья Антоновна получает выволочку от матери и предложение руки и сердца от все ещё стоящего на коленях Хлестакова. Входит городничий, перепуганный жалобами прорвавшихся к Хлестакову купцов, и умоляет не верить мошенникам. Он не разумеет слов жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Не слишком понимая происходящее, городничий благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет совершенно потерянному семейству городничего, что едет на один лишь день к богатому дяде, снова одалживает денег, усаживается в коляску, сопровождаемый городничим с домочадцами. Осип заботливо принимает персидский ковер на подстилку.

Проводив Хлестакова, Анна Андреевна и городничий предаются мечтаниям о петербургской жизни. Являются призванные купцы, и торжествующий городничий, нагнав на них великого страху, на радостях отпускает всех с Богом. Один за другим приходят «отставные чиновники, почетные лица в городе», окруженные своими семействами, дабы поздравить семейство городничего. В разгар поздравлений, когда городничий с Анною Андреевной средь изнывающих от зависти гостей почитают уж себя генеральскою четою, вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Распечатанное письмо Хлестакова к Тряпичкину читается вслух и поочередно, так как всякий новый чтец, дойдя до характеристики собственной персоны, слепнет, буксует и отстраняется. Раздавленный городничий произносит обличительную речь не так вертопраху Хлестакову, как «щелкоперу, бумагомараке», что непременно в комедию вставит. Общий гнев обращается на Бобчинского и Добчинского, пустивших ложный слух, когда внезапное явление жандарма, объявляющего, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе», - повергает всех в подобие столбняка. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего. «Занавес опускается».

Гоголь «Ревизор», действие 1 – краткое содержание

Явление 1 . Городничий Антон Сквозник-Дмухановский собирает у себя отцов города и сообщает им пренеприятное известие: «К нам едет ревизор». Чиновники поражены и испуганы. Больше всего волнуется сам городничий: в местном хозяйстве много непорядков. В передней у судьи Ляпкина-Тяпкина сторожа держат гусей с гусенками, а от заседателя постоянно пахнет так, как будто он только что вышел из винокуренного завода. Больные в больнице грязны и по виду похожи на кузнецов, а учителя в училищах имеют вольнодумное выражение лица.

Явление 2 . К собранию у городничего присоединяется почтмейстер. Городничий предполагает, что ревизор мог быть послан вследствие какого-либо доноса, и интересуется, нельзя ли на почте немножко распечатывать письма и «из предосторожности» знакомиться с их содержанием. Почтмейстер говорит, что давно уже практикует такое распечатывание из любопытства. В некоторых письмах попадаются назидательные, а в других игривые места.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 1

Явление 3 . К городничему, запыхавшись, прибегают два местных помещика – Бобчинский и Добчинский. Перебивая друг друга, они рассказывают о подозрительном постояльце городской гостиницы. Это – молодой человек лет 23-24-х, который уже вторую неделю отказывается платить в трактире, норовит обедать без денег, в последнее время выходит в закусочный зал и заглядывает во все тарелки. Бобчинский и Добчинский предполагают, что этот странный чужак – и есть ревизор.

Явление 4 . Городничий надевает мундир и шпагу, спешно зовёт квартального и приказывает ему с десятскими немедленно вымести улицу, которая ведёт к трактиру.

Явление 5 . Городничий собирается ехать в трактир, к ревизору.

Явление 6 . Прибегают жена и дочь городничего, Анна Андреевна и Мария Антоновна. Анна Андреевна сетует, что муж уехал, не рассказав последних новостей, и посылает бабу Авдотью узнать, какие у ревизора усы и глаза.

Гоголь «Ревизор», действие 2 – краткое содержание

Явление 1 . Человек, которого Бобчинский и Добчинский приняли за ревизора, – на самом деле Иван Александрович Хлестаков, молодой повеса, чиновник самого низкого ранга, который теперь ещё и дочиста проигрался в карты. Хлестаков оказался в городе случайно, проездом из Петербурга домой в Саратовскую губернию.

Слуга Хлестакова Осип, лёжа в отсутствие барина на его постели, рассуждает о том, как легковесен его господин. (См. Монолог Осипа .) Хлестаков существует только на присылаемые отцом подачки, которые тут же спускает в кутежах. Сейчас они с Осипом сидят голодные: им не на что даже купить обеда.

Явление 2 . Вошедший Хлестаков гонит Осипа в трактир – взять обед в долг. Осип говорит, что хозяин уже отказывается кормить без денег. Хлестаков посылает его позвать трактирщика.

Явление 3 . Осип уходит, а Хлестаков жалуется сам себе: ужасно хочется есть, но пообедать не на что – в Пензе его дотла обчистил в карточной игре один пехотный капитан.

Явление 4 . Осип возвращается с трактирным слугой, который подтверждает: Хлестаков и так уже много задолжал хозяину, поэтому кормить бесплатно его больше не будут. По словам слуги, трактирщик уже собирается доносить на неплатежи Хлестакова городничему. Хлестаков посылает слугу упрашивать хозяина.

Явление 5 . Вновь оставшись один, Хлестаков размышляет: не продать ли штаны? Чтобы заглушить муки голода, он начинает мечтать. Хорошо бы взять напрокат карету, обрядить Осипа в ливрею, выдавать себя за богача и ездить по лучшим домам… (См. Монолог Хлестакова .)

Явление 6 . Трактирный слуга приносит обед, но предупреждает, что хозяин дал его без денег в последний раз. Голодный Хлестаков бросается к тарелкам и начинает выговаривать слуге за то, что обед плох: в супе вместо масла плавают какие-то перья, а говядина в жарком так жестка, что от её жевания болят челюсти.

Явление 7 . Осип сообщает Хлестакову: его спрашивает приехавший в гостиницу городничий. Хлестаков приходит в страшное волнение. Он полагает, что городничий прибыл по жалобе трактирщика и сейчас потащит его в долговую тюрьму.

Явление 8 . Городничий входит к мнимому ревизору. Хлестаков, уверенный, что сейчас его поведут в тюрьму, вначале заикается, но потом кричит: я буду жаловаться министру. Городничий, не разобрав суть дела, полагает: «ревизор» хочет жаловаться на дурное управление городом. Хлестаков объясняет, что не может уехать из города, так как у него нет ни копейки. Городничий принимает это за вымогание взятки. Он тут же суёт «ревизору» 400 рублей и приглашает его к себе домой. Донельзя изумлённый Хлестаков не вполне понимает происходящее, но всё больше ободряется и начинает держать себя с городничим немного свысока.

Явление 9 . По просьбе Хлестакова Осип приводит трактирного слугу. Имея теперь деньги, Хлестаков собирается расплатиться через него с хозяином. Но городничий приказывает слуге убираться прочь.

Явление 10 . Городничий приглашает Хлестакова проехаться вместе по городским учреждениям. Жене он отсылает с Добчинским записку, где приказывает подготовить дома хороший приём «ревизору».

Гоголь «Ревизор», действие 3 – краткое содержание

Явление 1 . Жена и дочь городничего, увидев в окно Добчинского, торопят его рассказывать новости про ревизора.

Явление 2 . Добчинский передаёт Анне Андреевне записку от мужа и сообщает, что ревизор, хотя и не генерал, но не уступит генералу образованием и важностью поступков.

Явление 3 . Готовясь к приёму ревизора, дочь и жена губернатора спорят о том, какое платье больше всего пойдёт каждой из них.

Явление 4 . Слуга Осип приносит в дом городничего чемодан с вещами Хлестакова и требует накормить себя.

Явление 5 . Хлестаков и отцы города возвращаются в дом городничего после завтрака и поездки по разным учреждениям. Хлестаков хвалит угощение и осведомляется, негде ли у них поиграть в карты. Городничий, видя в таком вопросе коварный подвох, отвечает, что никогда не играет, ибо не хочет терять время, которое можно потратить на пользу государственную.

Явление 6 . Городничий представляет Хлестакову жену и дочь. Хлестаков рисуется перед ними. Он начинает рассказывать про свою петербургскую жизнь и, незаметно для себя самого, привирает всё больше. Хлестаков уверяет, что он близко знаком с Пушкиным и сам написал немало сочинений, к примеру, «Женитьбу Фигаро» и «Юрий Милославский». Он рассказывает, что его дом – первый в столице, что в приёмной у него толкутся, жужжа, как шмели, князья и графы. Раз он, якобы, управлял департаментом, рассылая 35 тысяч курьеров, а теперь его скоро произведут в фельдмаршалы.

Явление 7 . Хлестаков ложится спать, а гости расходятся от городничего, делясь почтительными впечатлениями о «ревизоре».

Явление 8 . Жена и дочь городничего спорят о том, на кого из них Хлестаков обратил больше внимания.

Явление 9 . Городничий, уложив Хлестакова, выходит из его комнаты в подобострастном волнении.

Явление 10 . Городничий с женой и дочерью обхаживают слугу «ревизора», Осипа. Осип уже понимает, что его хозяина приняли за кого-то другого, но решает воспользоваться случаем. Он рассказывает: его барин очень влиятелен, строг и сильно прислушивается к его, Осипа, советам. Спеша задобрить слугу, городничий суёт ему деньги «на чай и баранки».

Явление 11 . Позвав квартальных Свистунова и Держиморду, городничий приказывает им не пускать к «ревизору» никого постороннего, чтобы обыватели, особенно купцы, не принесли ему никаких жалоб.

Гоголь «Ревизор», действие 4 – краткое содержание

Явление 1 . Городские чиновники, стоя у комнаты спящего Хлестакова, горячо обсуждают, как дать ему взятку и не вступить при этом в конфликт с законом. Никто не хочет первым идти предлагать деньги «ревизору», каждый подталкивает другого.

Явление 2 . Хлестаков просыпается в своей комнате и с удовлетворением вспоминает о прошедшем дне.

Явление 3 . К Хлестакову входит судья Ляпкин-Тяпкин с деньгами в сжатом кулаке. Не зная, как удобнее их сунуть, судья стушёвывается настолько, что разжимает руку и роняет купюры. Хлестаков, увидев деньги, не теряется и тут же просит их «взаймы». Ляпкин-Тяпкин с радостью соглашается дать и поспешно уходит.

Гоголь. Ревизор. Спектакль 1982 г. Серия 2

Явление 4 . В комнату Хлестакова входит почтмейстер Шпекин. «Ревизор» уже не ждёт, когда тот выронит деньги, а просит взаймы сам. Почтмейстер с радостью «ссужает» триста рублей.

Явление 5 . Точно таким же способом Хлестаков «занимает» ещё 300 рублей у смотрителя училищ Хлопова.

Явление 6 . Ещё 400 рублей даёт ему попечитель богоугодных заведения Земляника (который при этом ещё и старается ябедничать на почтмейстера и судью).

Явление 7 . Бобчинский и Добчинский находят для «ревизора» лишь гораздо меньшую сумму: всего 65 целковых на двоих.

Явление 8 . Собрав со всех деньги и оставшись один, Хлестаков дивится, что за дурачьё управляет этим городом. Он решает написать о своих весёлых приключениях знакомому журналисту Тряпичкину в Петербург: пускай тот «общелкает» этот случай в какой-нибудь газете.

Явление 9 . Пришедший Осип советует Хлестакову убираться из города, как можно скорее: его явно принимают за другого человека, и ошибка может выявиться с минуты на минуту. Хлестаков соглашается, но перед отъездом поручает Осипу отнести на почту письмо для Тряпичкина. За окном вдруг слышатся голоса купцов, пришедших к «ревизору» с челобитной. Квартальный Держиморда пробует задержать их у ворот, но Хлестаков, выглянув в окно, распоряжается впустить.

Явление 10 . Купцы с подношениями в руках приносят «ревизору» жалобу на произвол городничего. Хлестаков обещает замолвить за них словечко в столице и с удовольствием берёт у купцов «взаймы» 500 рублей.

Явление 11 . Слесарша приходит жаловаться «ревизору» на то, что городничий незаконно сдал в солдаты её мужа, а унтер-офицерская вдова – что он приказал её высечь. В комнату Хлестакова ломятся и другие просители, но торопящийся уезжать Осип выталкивает их.

Явление 12 . Столкнувшись с дочерью городничего, Марьей Антоновной, Хлестаков начинает делать ей пылкие, неумеренные комплименты, потом пытается поцеловать в плечо – и наконец, падает перед ней на колени с любовным признанием.

Явление 13 . В таком положении их застигает мать Марии Антоновны, Анна Андреевна. Под упрёками матери Марья Антоновна уходит в слезах, а ветреный Хлестаков начинает на коленях объясняться в любви Анне Андреевне.

Явление 14 . Эту сцену видит вернувшаяся Марья Антоновна. Хлестаков тут же хватает её руку и просит Анну Андреевну благословить его и Машу на законный брак.

Явление 15 . Узнав о визите к «ревизору» купцов, городничий прибегает сказать, что они всё врали. Но жена огорошивает его известием: Хлестаков просит руки их дочери. Оба родителя благословляют молодых.

Явление 16 . Сосватав Марью Андреевну, Хлестаков неожиданно заявляет, что сейчас ему надо съездить на день к живущему по соседству дяде. Он берёт у городничего ещё 400 рублей и вместе с Осипом спешно уезжает.

Гоголь «Ревизор», действие 5 – краткое содержание

Явление 1 . Городничий и Анна Андреевна рассуждают об удаче, которая помогла им породниться почти с вельможей, и строят планы на будущее. Городничий рассчитывает вскоре получить генеральский чин, а его жена – построить блестящий дом в столице.

Явление 2 . Городничий ругает купцов, вздумавших жаловаться на него ревизору, и сообщает им, что этот ревизор теперь будет его зятем. Купцы уговаривают городничего не гневаться и не губить их.

Явление 3 . Судья Ляпкин-Тяпкин и уважаемый горожанин Растаковский поздравляют семейство городничего с необыкновенным счастьем.

Явление 4 . Городничего поздравляют влиятельные горожане Люлюков и Коробкин.

Явление 5 . Бобчинский и Добчинский так спешат засвидетельствовать уважение Анне Андреевне и Марии Антоновне, что, целуя им ручки, даже сталкиваются лбами.

Явление 6 . С поздравлениями приходят смотритель училищ Хлопов и его жена.

Явление 7 . Поздравления продолжаются теперь уже ото всего городского общества сразу. Анна Андреевна объявляет землякам, что они с мужем намерены переехать в Петербург. Поздравители просят городничего о протекции своим детям.

Явление 8 . Посреди всеобщей суматохи вбегает почтмейстер Шпекин и объявляет, что за ревизора был принят человек, который им вовсе и не являлся. Шпекин распечатал письмо, отправленное Хлестаковым Тряпичкину , и узнал оттуда, кем на самом деле был его автор. Собравшиеся читают это письмо со всеми обидными характеристиками, которые дал им там Хлестаков. Пришедший в ярость городничий стучит ногами об пол и со словами: «чему смеётесь? над собой смеётесь!» – грозится стереть в муку всех бумагомарак-сочинителей.