Основные правила игры в преферанс.  Карточные игры-Преферанс

Основные правила игры в преферанс.  Карточные игры-Преферанс

Карточная игра «Преферанс» зародилась в тридцатых годах XIX века. Прежде всего, в игре важно уметь играть, ведь везение здесь почти не поможет, несмотря на то, что игра идёт на деньги. Только мастерство позволит достичь высот в этой игре аристократов. Название преферанс происходит от французского preference, которое означает «превосходство».

  1. Колода игровых карт
  2. Взятка в игре
  3. Виды игр в преферансе
  4. Места для игроков
  5. Правильная раздача карт
  6. Торговля (аукцион)
  7. Заказ цены
  8. Мизер
  9. Распасовка
  10. Стоимость игр

Колода игровых карт

В колоде для преферанса 32 карты, соответственно по 8 каждой масти. Масти расположены по старшинству, соответственно: черви, бубны, трефы, пики. В каждой масти имеются туз, король, дама, валет, десятка, девятка, восьмёрка, семёрка. Раздаются карты парами. В начале игры назначают козырную масть, она считается старше остальных мастей. Для удобства записи масти, как и названия карт имеют обозначения.

  • Ч обозначает черви,
  • Б обозначает бубны,
  • Т обозначает трефы,
  • П обозначает пики.

Названия карт:

  • Т обозначает туза,
  • Д обозначает даму,
  • В обозначает вальта.

Цифровое значение карты записывается соответственно цифрой.

Взятка в игре

Суть преферанса- это игра с помощью взяток. Согласно правилам назначают первого, кто возьмёт взятку и запишет количество очков. Далее следует ход, это первая карта, положенная игроками на стол. Если ход был, к примеру, черви, то остальные игроки также кладут карты червовой масти. Козырь выкладывается, только если нет карты нужной масти. Если козыря же нет, то можно положить любую другую карту. Обычно это карта среднего значения. Когда все игроки положили карты, то самая старшая из этих карт как по старшинству так и по козырю, забирает получившуюся взятку. В преферансе игра идёт и на то, чтобы взять взятку, и на то, чтобы не брать взятку.

Виды игр в преферансе

В русском преферансе, как и в других видах преферанса, игры делятся на три вида . В первой игре (на взятки) загадываешь количество, которое будешь брать, а также заказываешь козырь либо при желании играешь без козыря. Во второй игре (мизере) нужно стараться вообще не брать взятки. То же самое при третьей игре (распасовке). Есть виды игры, в которых нужно брать от шести до десяти взяток за игру. Каждому игроку нужно правильно оценить шансы и сыграть игру, заказанную им. Потому при раздаче важно уметь выбрать розыгрыш, который при раскладе принесёт самое большое количество очков. Игры, которые должен сыграть каждый участник, называются пулькой.

Места для игроков

Начинают пулю преферанс с розыгрыша мест . Для этого все игроки вытягивают из колоды по одной карте. Тот, кто вытянул младшую первым выбирает место. Остальные рассаживаются по часовой стрелке по возрастанию своих карт. Если две из вытянутых карт оказались одинаковыми по достоинству, то решает старшинство масти. Туз является младшей картой из всех. Если приходит новый игрок, то ему записывают средние между пулькой и горой очки. Сам же прибывший занимает место слева от сдающего, после чего начинает сдавать сам.

Правильная раздача карт

В преферансе существуют свои особенные правила раздачи карт .

Сдающего определяют старшинством карты, так же, как при розыгрыше мест. Карты всегда раздают по часовой стрелке. Сдающий тасует колоду, Закончив, он кладёт её перед игроком справа, тем самым предлагая ему снять колоду и переложить карты. Сделав это, игрок возвращает колоду сдающему, который начинает раздачу. Если во время этого карты почему-то перевернулись, колода вновь перетасовывается. Съём колоды всегда производится на столе. Если правила съёма и раздачи нарушены, то процесс повторяется. Если игрок, справа от сдающего отлучился перед съёмом, то его может заменить игрок, сидящий следующим.

За количество карт на руках несёт ответственность игрок . Если количество не соответствует правильному, то в конце игры игрок получает штраф. В случае если карт было меньше положенного штрафом будет максимально возможный плюс. В связи с этим перед началом игры необходимо проверить количество карт и сообщить о несоответствии. В этом случае карты можно пересдать либо додать недостающую карту. Любые потери в интересе игроков компенсирует сдающий. Все претензии по сдаче карт рассматривают только до начала игры.

Смотреть в прикуп запрещено. За это нарушение накладывается штраф в размере 5 очков в гору. В случае когда игрок, увидел прикуп до начала игры, он лишается права участвовать в аукционе, а при игре в распасовку, ему назначаются первые две взятки, начавшиеся ходом с карты известного ему прикупа. Если игрок случайно взял прикуп, он перемешивает свои карты. После чего сдающий вытаскивает у него любые две. Запрещается показывать свои карты другим игрокам и самому смотреть в чужие.

Торговля (аукцион)

После раздачи начинается торговля или аукцион . Игрок, совершивший самую большую ставку, получает прикуп и начинает саму игру. Торговлю начинает игрок, находящийся слева от сдающего. Его называют первой рукой. Далее следуют вторая и третья руки.

В торговле участники обязаны сказать сколько смогут взять взяток, если заберут прикуп и какой назначат козырь. Начинается аукцион с шести взяток. Игроки говорят, что возьмут шесть карт каждой масти начиная с младшей - пик, заканчивается же первый этап шестью без козырей. Если выигравшего нет, то аукцион продолжается за семь взяток и так далее. Игрок, победивший в аукционе, забирает прикуп и играет озвученную им цену либо более дорогую.

В преферансе существует правило : торговля идёт строго по лестнице цен, не перепрыгивая через ступеньки. Это правило гарантирует, что играющие будут иметь представление о сильных мастях друг друга. Ещё одно правило касается мизера. Его возможно заказать только при первом ходе. Игрок, уже начавший торг, не может называть мизер.

Игроки, которые не хотят или не могут продолжать торги, пасуют. Если после названной заявки остальные игроки спасовали, то выигравший обязан начать преферанс. Если же спасовали все, то играют распасовку, то есть каждый стремится взять наименьшее число взяток. Открыть прикуп может лишь выигравший в торговле. Этот игрок берёт прикуп и начинает игру.

Если первая и вторая руки сделали пас, то третья получает право забрать прикуп без торговли , но при этом обязуется взять любую цену кроме мизера. Если игрок посмотрел в прикуп до конца торгов, он теряет право участвовать в торговле. Если же при этом оказалось, что другим игрокам нанесён ущерб, то им положена компенсация за счёт нарушителя. В случае если кто-то не успел сделать ставку, а прикуп открыли, то он достаётся не сделавшему ставку.

Если прикуп был открыт при двоих не сделавших ставок игроках, то открывают карты все. Затем игроки предполагают, сколько цен они могли сыграть, после чего записывают это вистом штрафнику. К примеру: игрок мог играть девять черви, а другой - шесть бубен, тогда штрафнику записывается 52 виста за девять, плюс 7 вистов разницы. Если сложилось так, что игрок забрал прикуп до окончания торгов, но остался игрок, не участвовавший в них, то второй имеет право перетасовать карты забравшего прикуп, после чего вытянуть оттуда две в прикуп.

Втёмную играют только предварительно договорившись . В этом случае если взятки не перебиты семёркой, то они идут по двойной цене. Но если после семёрки снова заказали пас втёмную, то ставки перебивают восьмёркой, очки же считают вчетверо. Возможен вариант торговли «раз втёмную». Перебивают обычной заявкой, после чего торгуются по цене. Игрок, победивший втёмную, прикуп никому не показывает.

Нужно учесть, что при игре втёмную, цена удваивается. Пока при игре втёмную никто не забрал прикуп, можно сменить цену, кроме того, можно объявить мизер. Но при этом прикуп открывают, а двойная ставка исчезает. Есть мизер втёмную. При ней прикуп забирают никому не показывая, то есть ловят мизер втёмную. Такую игру можно перебить лишь девятерной ставкой втёмную либо же десятерной всветлую.

Заказ цены

После окончания торговли, выигравший берёт прикуп. После этого он откладывает в сторону две ненужные карты, не показывая их другим игрокам, после чего начинает играть. Этот игрок называется разыгрывающим . Он имеет право повысить цену, которую планирует сыграть. Если же игрок почему-то прерывает игру либо количество его карт не равно десяти, то его наказывают ремизом, то есть штрафом, без двух на заявленной игре.

После заказа цены снос не изменяют. И после первого хода его не смотрят. За нарушение этого правила полагается наказание в одну взятку. Даже если игрок сыграл, сколько заказывал, то ему считается штраф – без одной. В случае когда взято больше чем нужно, то штраф на одну меньше. Если игрок отказывается от прикупа, то возможно наказание в виде оговорённого количества очков в гору.

Если играющему дали взятку в прикупе, то ему сразу записывается премию как за взятку на своей игре.

Мизер

Игрок, выигравший торговлю , начинает игру . При желании он может сообщить, что хочет игру выше заказанной, после чего начинает брать взятки с козырем или без такового. Если же заказана игра мизер, то заказавший её игрок, по сути, даёт обязательство не брать ни единой взятки. Выигравший торговлю на мизер игрок раскрывает карты прикупа, после чего убираются любые две карты, но их никому не показывают. Если же ход принадлежит играющему, то он должен сделать этот ход до того, как противники откроют свои карты. Но в случае хода вистующих, они ещё до первого хода открывают карты.

При мизере козырей не существует, но старшинство карт соблюдается, а ход переходит к игроку, который последним взял взятку. Играя в мизер, разрешается записывать расклад, но при других играх это запрещается.

Распасовка

Распасовку играют при трёх пасах. При ней нужно стараться взять взяток по минимуму . Перед началом распасовки все участники решают, куда она будет записана – в гору или в вист. Каждая взятка во всех видах преферанса оценивается в некое количество очков в гору. Так, если играющий почему-то не взял ни одну взятку, то ему записывают одну взятку. Играющий же, взявший самое маленькое количество взяток, записывает условленное количество вистов на остальных игроков.

Если играющим не была взята ни одна взятка, то ему пишется одно очко. Когда игра заканчивается, то списывается одинаковое количество взяток у всех игроков. При распасовке козырей нет, а при отсутствии масти игроки могут нести любую карту. Если в распасовку играет четыре игрока, то игра начинается с открытия первой карты прикупа, а старшая по масти карта забирает взятку. Из прикупа делается и второй ход. Третий же ход делает игрок, находящийся слева от сдающего. В классическом преферансе распасовку играют для того, чтобы игроки могли заработать некоторое количество бомб.

Стоимость игр

Разные виды преферанса имеют разные цены за игры .

В пульку записываются заказанные и взятые при игре цены. При этом в записях должны соблюдаться определённые правила подсчёта очков. Если при игре игроки набрали больше очков, чем можно за неё записать, то остальные очки запишут в другие игры либо спишут с других вистов. Вообще, финальный счёт игры определяется в сыгранных вистах. Самая большая сумма набранных играющим вистов в преферансе является победой.

Это основополагающие правила игры в знаменитый преферанс. Также нужно отметить, что для определения победителя можно использовать или количество выигранных распасовок, или количество взяток на всех распасовках. Ведь считается разница в вистах. По окончании преферанса всегда происходит пересчёт очков в денежный эквивалент. Ведь в преферанс обычно играют на деньги. Эта игра, по сути, создана именно для игры на деньги. Ведь без настоящего риска преферанс — не преферанс.

Преферанс является классической карточной игрой, которая родилась в России в XIX веке. По сложности и увлекательности она похожа на шахматы. Потому она ценилась аристократами. Увлечены ею были писатели, музыканты, художники. В настоящее время с каждым днем растет численность людей, которые заинтересовываются преферансом. Для них это является занимательным хобби. В целом довольно интересный преферанс. Правила игры здесь являются своеобразными. Об этом далее подробнее.

Права и обязанности сдающего

В этом плане имеется немало нюансов. От того, кто сдает карты, не зависит, что попадет в прикуп. Но значение влияет на его вознаграждение или наказание. Если участника прикуп не устраивает и он возвращает его сдающему, то тот наказывается штрафными очками в гору. Количество их зависит от того, какая игра была заказана. Это важно знать. Премиальные очки или висты тоже зависят от заказанной игры. Сдающему причитаются:

  • За туза в прикупе висты, равные одной взятке. Она соответствует заказанной игре.
  • За даму и короля одной масти висты, в размере одной взятки. Данная комбинация игральных карт называется «марьяж».
  • За туза с королем одной масти висты, равные двум взяткам.
  • За двух тузов также причитаются определенные очки. Они такие, как за три взятки.
  • За несыгранный заказ следует наказание «за подсад».

Сдающий может участвовать в заказе под названием «мизер». Это когда нельзя брать взяток вообще. Если его пригласит играющий в эту игру партнер. Так бывает, когда карты для «мизера» сданы не очень удачные, но есть надежда, что в прикупе подходящие. Хотя, возможно, это и не так. Все зависит от случая. Проигрыш тогда расписывается на двоих. Однако и победные очки тоже делятся пополам. Это для сдающего очень привлекательно в приглашении на мизер. Если он согласен играть, то ему дают ознакомиться с раскладом карт заказчика.

Сдающий обязан следить, чтобы прикуп не засветился до конца торга. Также и сам он не должен смотреть его. Особое значение имеет то, когда сдающего приглашают играть «пополам». Это важно помнить.

Классификация

Минимальная игра в преферансе — «шестерик». Это когда участник взять должен определенное количество взяток. А именно шесть. Оставшиеся четыре делят между собой его партнеры. При этом не имеет значения распределение взяток между вистующими: у каждого по две; у одного три и у другого одна; или все в одной руке. В любом случае будет считаться игра сыгранной. Заверенной будет она и тогда, когда участник взял больше взяток, чем обязался. Только в этом случае имеется определенное условие. А именно то, что вистующий, у которого будет взяток меньше двух, записывает себе очки в гору. Это следует помнить. Игра является несыгранной, если у участника оказалось взяток меньше заказанного. В этом случае он штрафуется и ему пишутся очки в гору. А вистующие получают очки за дополнительные взятки и за подсад.

Дальше следуют игры, названные по числу заказываемых взяток. А именно: «десятерная», «девятерная», «семерная», «восьмерная», или «тотус». Это также важно знать. «Тотус» — это игра, абсолютно противоположная «мизеру». О нем говорилось ранее. Есть еще и наивысшая игра. Но комбинации карт для нее случаются крайне редко. Именно она называется «преферанс». Объявляется она тогда, когда участник после получения прикупа имеет на руках по три карты самого старшего номинала одной масти. Или по четыре самых младших. Это тоже в одной масти.

Довольно жесткими являются условия «шестерной» и «девятерной» вариации в преферанс. Правила игры здесь также следует строго выполнять. То есть вистующие обязательно должны взять заявленные взятки. А именно: четыре при шестерной игре и одну при девятерной. Такие вариации, как «семерик» и «восьмерик», обладают более гибкими правилами. То есть может быть у вистующих определенное количество взяток. Две на седьмой игре и одна на восьмой.

Раздача карт

В данном случае все довольно-таки просто. Колода карт тасуется сдающим. Это было указано выше. Раздача карт производится парами. То есть трем игрокам по 10 штук и 2 в прикуп. При этом последняя пара карт должна быть средней. А именно не первой и не последней.

Торговля

После ознакомления с картами игроки начинают торговаться за вид игры. Первым заявку вносит участник, сидящий за сдающим по часовой стрелке. Начало торга осуществляется с минимальной игры. А именно «6 пик» и дальше. Каждый игрок заявляет игру выше по масти, чем предыдущий. Или он пасует и выходит из торговли. Игры возрастают от 6 до 10. Старшинство мастей идет в определенном порядке. А именно: пики, трефы, бубны, черви. Старше любой масти игра без козыря. Хотя количество взяток остается такое, какое было заявлено. Объявить «мизер» нельзя в том случае, если игрок уже торговался за другую игру или пасовал. Но это можно перебить заявкой на девятерную игру. Тогда торг прекращается в преферанс. Правила игры еще предусматривают и другие варианты. А именно, когда озвучивается мизер без прикупа, то его можно перебить заявкой на девять. При «пасе» всех участников играют «распасы». Это также следует знать. Если не проводятся «мизер» и «распасы», то участники торгуются до последнего игрока. Далее рассмотрим это более детально.

Разновидности игры

Существует три вариации:

  • На взятки.
  • Мизер.
  • Распасы.

Подробное их описание будет изложено ниже.

Игра в карты преферанс на взятки

Здесь имеются определенные условия. То есть, кто выиграл торг, тот обязан играть с заявленным козырем (или без него). Также он должен набрать взяток столько, сколько заказал. Участник, взяв прикуп и сбросив ненужные ему две карты, говорит то, с каким козырем будет играть (или без него). Также он сообщает о том, какое количество взяток он обязуется взять. В данном случае имеется определенное ограничение. Оно заключается в том, что нельзя заказать взяток меньше, чем было заявлено при торге. Например, доторговавшийся до 7 бубен может играть от 7 бубен и выше, 8 пик и т. д. Однако не может 7 пик или 6 другой любой масти. Остальные все играют совместно против него. Однако из них каждый сам решает, вистовать или пасовать. Все зависит от желаний и возможностей участников. Вистующий тоже обязуется взять определенное игрой количество взяток. Если это делают оба партнера, то игра проходит в закрытую. Если же вистующий один, то можно играть в открытую. Тогда оба открывают карты. Вистующий же ходит за двоих. То есть за себя и за того, кто спасовал. Целью игры всегда и для всех является выполнение своих обязательств. То есть нужно собрать оговоренное количество взяток. А также постараться вынудить противника их набрать меньше, чем он заказал. Или же дать как можно больше взяток, если играется мизер. В этом и заключается определенная тактика.

Мизер

Это также своеобразный вид. Игра без взяток называется «мизер». Вся суть ее видна по названию. Многие пользуются таким видом, как «мизер». Преферанс в этом плане обладает определенным критерием. То есть оппоненты играют в открытую и без обязательств. Их цель — это всучить противнику как можно больше взяток.

Распасы

В данном случае каждый играет на себя. При этом стараться взять необходимо как можно меньше взяток. Или хотя бы не больше чем партнер. Это является «ростовским» вариантом. Карты прикупа могут определять масть двух первых взяток. Также они могут принадлежать сдающему. Это при игре вчетвером. Или они могут не открываться вовсе («ростов», «гусарик»).

Розыгрыш

Это также следует знать. Очень важно в преферансе разыграть взятку! Игроки в определенном порядке кладут каждый по одной карте. Это понятно. Первая карта задает масть. Далее кладут остальные. То есть карту той же масти. Или же кладут козырную. Это если нужной масти нет. Либо любую другую карту. Это если нет козыря. Забирает взятку игрок, который положил старшую карту. Это определенный факт. Взятки считаются по их количеству. Это независимо от номинала карт.

Счет

За сыгранную игру играющий осуществляет себе запись определенного количества очков в пулю, а вистующий — на него. Превышение обязательства записывается только последним. За каждое нарушение заявки игрокам записывают в гору определенное количество очков. Взятки, полученные на «распасах», тоже заносятся туда же. Или игрок, который их взял меньше всех, проводит запись вистов на других участников («ростов»).

Игры на семь—десять

Рассмотрим данные вариации в преферанс. Правила игры в данном случае довольно просты. Вистующие на «семерной» взять обязаны по одной взятке. Это определенное условие. На «восьмерной» оба вистуют редко. Один обычно говорит: «Пас». Однако он все равно вистует. Хоть за это он не получает никакого вознаграждения. Если оба вистующих спасовали, то они не бросают карты. Они играют безвозмездно. То есть ради проверки соперника. Это называется форсированный вист.

Эта проверочная комбинация обязательна при «девятерной» и «десятерной» играх! В этом случае выигравшему списывается столько, сколько он заказал. А вистующие получают за взятки очки, которые зависят от того, какая игра игралась. «Девятерной» и «десятерная» являются редкими.

«Семерная» или «восьмерная» становится спорной, когда два участника желают играть ее одновременно. Преимущество в данном случае имеет старшая масть.

Бескозырная игра

Здесь само данное название говорит за себя. В этом в преферанс, фото которой предоставлено в данном тексте, заключается в номинале карт. В данном случае козырей не полагается. Бескозырка любую перебивает игру. За нее списывают 60 «пуаней».

Заказывать игру без козырей можно, если у игрока на руках имеется такой набор карт:


Преферанс с поддавками

Множеством хитростей обладает преферанс. Многочисленные разновидности с новыми правилами выработались позже. Например, изначально при трех пасах сдача не засчитывалась. На новую игру колода карт переходила уже к следующему участнику. Это было несправедливо. Так как первый сдающий «терял» руку. А смешанные мгновенно карты скрывали. Ревизия игры не позволялась. Это если кто-то из игроков с хорошими картами не играл, а пасовал в надежде «обремизить» партнеров. Бывают и такие.

Чтобы предупредить это, придумали определенное условие. А именно: при общих пасах не бросать карты, а играть партию в поддавки. В этом случае выигрывает тот, кто ни одной не взял взятки. Это также важно знать. При этом нужно стараться не взять больше трех взяток. Они подлежат амнистии.

За каждую взятку сверх трех дается по 10 ремизов. За 4 взятки — 10. За 5, соответственно, 20 и т. д. За ренонс — отсутствие на руках какой-либо масти — тоже ставят 10 ремизов. Проверочная игра внушает игрокам некоторую осторожность. Это не всем нравится. Поэтому она не популярна.

Компьютерная версия

Это также занимательная вариация. В настоящее время компьютерная версия преферанса такова, что новички могут быстро освоить определенные правила и играть в режиме онлайн. Для них разработана подробная обучающая справка. Возможна также игра с подсказками. Профессионалы в этой сфере смогут выбрать вариант любой сложности и сильных компьютерных противников. Также в режиме «решатель задач» можно самим составлять расклад карт и разыгрывать партии. Искусственный интеллект в игре таков, что в торгах за прикуп ваши противники себя будут вести в соответствии с тем, кого вы выбрали. Это или осторожные, или рисковые соперники. Плюсами игры является набор присказок, любимых преферансистами. Во время игры постигаются ее тонкости и одновременно карточная «мудрость». Есть подробности расписывания пули, где отражен весь игровой процесс, а также значение игральных карт. Автоматическое подсчитывание выигрыша понравится новичкам. После всего идет раздел «завершение игры». Там же высвечиваются достижения участников.

Заключение

В целом существуют различные популярные карточные игры. Преферанс является одной из них. Стоит только внимательно ознакомиться с определенными критериями игры. Об этом вы узнаете, ознакомившись с содержанием данного текста.

Преферанс - карточная игра. Появилась в Российской империи в середине XIX века, как игра небыдла, а конкретнее гусар . После этого активно форсилась интеллигенцией , в связи с чем приобрела культовый статус и породила огромное количество мемов. Для игры необходимы карты, бумага и карандаш, а еще мозг (впрочем, не слишком много).

Преферанс является коммерческой игрой, то есть игрой на деньги, в которой выигрыш или проигрыш определяется в бо́льшей степени умением игрока, нежели везением, в отличие от игр азартных. Однако в преферансе, ввиду всех подсчетов и расплат только по окончании игры, даже не каждого кона, деньги не являются элементом стратегии (в отличие от покера , например), что делает их необязательной частью игры. Тем не менее, при совке ездили в Сочи, на подпольные игры. Проигрывались не только машины и квартиры, играли и на женщин, и на самоубийство, я гарантирую это.

Правила преферанса

Самоучитель. Менора Канделябр для ударов по голове обучения этике игры идёт в комплекте.

Перезаклад - ситуация, в которой играющий заявляет игру заведомо более слабую, чем он возьмет. Как-то: закладывается на расклад в ноль (четыре к одному - еще ладно, а вот бывают персонажи, закладывающиеся на шестерной на расклад пять к нулю или шесть к нулю), на единственно возможный расклад, при котором они недобирают взятки или просто заявляют игру слабее, чем то, что у них есть. При неответственном или полуответственном висте они этим без пули оставляют себя, а вот при ответственном и, особенно, обязательном висте (сталинград) это приводит к подсаду вистующих. Обычно считается дурным тоном, хотя зависит от компании.

Преферанс как таковой - в некоторых версиях правил это убер-игра, которая приходит раз в жизни. «Преферансом» может называться, в разных компаниях:

  • Десятерная без козыря;
  • Десятерная без козыря с открытым сносом двух тузов;
  • Предъявление публике четырёх коронок, по одной в каждой масти, например, ТК ТК ТКД ТКД.

Вовочка приходит в школу с подбитым глазом. Диалог с Мариванной:
- Что случилось Вовочка?
- Захожу я вчера в зал, вижу, папа в преферанс с друзьями играет. И дернуло меня спросить: «Папа, сколько времени?»
«Десять», -сказал папа. «Вист», - сказал дядя Петя. «Вист», - сказал дядя Вася.
Я продолжил: «А точнее?» «Без пяти», - сказал папа. «Согласен», - сказал дядя Петя. «Согласен», - сказал дядя Вася.

Ну что, подсудимый, рассказывайте, как дело было.
- Свидетель ходил в козыря. Я несу пичку и покойничек пичку. Я несу трефу и покойничек трефу…
- Так за это ж канделябром!
- Так я и… того…

Варианты анекдота выше - покойничек делает фальшренонс или все по 3 раза кладут «пичку».

Виртуальный преферанс

Разумеется, с развитием компьютеров преферанс не мог не переехать с бумажных карт и записи в недра программ. Существует масса вариантов, от программок позволяющих автоматизированно, а не на бумажке, вести запись, до полноценных виртуальных игровых клубов, с игрой на вполне реальное хоть и элеткронное бабло .

Игры с искусственным идиотом

Во времена незагаженных Windows-ом компутеров любимым способом занять у небыдла процессорного времени был эмулятор преферанса - Марьяж. Последняя версия игрушки вышла в знаменитом году в версии 3.20. Алгоритмы были весьма неплохими и позволяли с успехом коротать время без наличия трезвой компании, впрочем, компьютерный противник часто подозревается в мошенничестве - типа согласованная игра на распасах, наглое подсаживание вистующего и так далее . Правда ли это - мы никогда не узнаем. В дальнейшем появилась версия и для самой популярной ОС. Последний релиз изваялся ровно 10 лет назад под биркой 2.3. Качается с оффсайта . С других сайтов можно скачать версию 2.44 от 2005 года.

Для любителей карманного формата были изданы модификации, базирующиеся на тех же алгоритмах, но c другими косяками - PocketPref. Для palm игра навсегда застряла на версии пре-альфа для PalmOS 4.x (под пятеркой тоже работала). CE-шникам повезло больше: последняя версия датируется аж вчерашним 19.12.2007 и превосходно работает под современные модели КПК. Версия для IPhone доступна бесплатно в AppStore под завораживающе оригинальным названием iPref. Мудрость программы тоже завораживает - возникает ощущение, что своих денег она не стоит.

Для Linux (впрочем, и для маздая) существует на редкость кривой . Проект вроде бы жив и даже шевелится.

Был ещё когда-то для DOS такой искусственный идиот, как PrefClub. Глючный и тупой на редкость, зато с картинками и приколами типа выползающих из-под пульки тараканов.

Примечания

История Преферанса

"Преферанс", В.М. Васнецов, 1879г.

Преферанс - карточная игра, история которой началась в середине 19 века. Именно в этот период она появилась на территории России и уже спустя очень недолгое время стала достаточно популярной среди любителей азартных и коммерческих игр. В то время фаворитом являлся вист, а также медиатер и ломбер, которые достаточно редко встречаются в наше время, но по мере распространения преферанс был принят с большим энтузиазмом у игроков, что благотворно повлияло на развитие игры.

Правила одновременно берут начало от нескольких карточных игр, которые были популярны в Европе. Теперь же видов преферанса существует огромное множество. Среди них: Сочинка, Ленинград, Скачки, Ростов, Классика и многие другие. Некоторые виды достаточно популярны, а многие можно встретить лишь в узких кругах. Все они имеют существенные или не очень отличия в правилах. Это может касаться как очередности хода, количества начисляемых очков или условий взяток, так и выбираемыми соглашениями, которые оговариваются строго до начала каждой партии.

Что касается происхождения названия игры, то оно взято из французского языка. "Preference" в переводе означает "предпочтение" или "преимущество", но если углубиться в историю, то "преферансом" называли карты старшей масти. Этот термин употреблялся в популярных играх ранее. В том числе и в упомянутом выше висте, где это значение использовалось для козырной масти.

Поскольку данное карточное развлечение не утратило своей популярности и по сей день, в 1996 году был разработан и утвержден Кодекс преферанса, в котором содержатся общие положения, описания принципов и хода игры и правила подсчета результатов.


Турнир

Нередко устраиваются турниры и соревнования, в которых могут принимать участие игроки любого уровня. А благодаря современным технологиям существует немало симуляторов точно имитирующих игровой процесс и позволяющих отточить своё мастерство потенциальным участникам. Такую программу достаточно скачать и установить либо играть в марьяж онлайн, принимая участие в партии вместе с соперниками из любого уголка земного шара. Это поможет освоить правила и нюансы, разработать свою тактику и стратегию и сделать из вас профессионального игрока.

Поклонники данного карточного развлечения обязательно обратят внимание на не менее популярную логическую игру нарды. Сайт eNardy.com предлагает сыграть в популярные короткие нарды онлайн вместе с тысячами других игроков.

Цель игры

Цель игры - набрать за время партии как можно больше очков в общем счёте. Очки в игре называются висты́ , бывают нескольких видов и заносятся в соответствующие игроку области пу́льки (см. ниже). Общий счёт вычисляется из них .

Инвентарь и продолжительность партии

Пулька на 4-х игроков

В игре используется колода из 32 карт от семёрки (младшая) до туза (старшая) каждой масти .

Для записи премиальных и штрафных очков используется специальным образом размеченный лист бумаги - пу́лька . Каждый игрок имеет в пульке три области:

  • Пу́ля ,
в пулю записываются очки за сыгранные игры на взятки и премия за 0 взяток на распасах, если это установлено в конвенциях. Каждое очко в пуле равно +10 или +20 (конвенция, называемая «Пи́тер» или «Ленингра́д») вистам.
  • Гора́
штрафные очки. Начисляются за ремизы и в большинстве конвенций за взятки на распасах. Каждое очко в гору равно −10 вистам.
  • Bисты́
начисляются за взятки при вистовании и, в конвенции «Ростов», за наименьшее количество взяток на распасах. Каждое очко в области «висты» равно 1 висту. При расчёте имеет смысл и учитывается разность вистов каждого участника с каждым партнёром («висты игрока 1 на игрока 2» соотносятся к «вистам игрока 2 на игрока 1»).

Каждая преферансная партия состоит из совокупности раздач карт, в каждой из которых происходит . Партия играется до выполнения условия её окончания, которым, в соответствии с предварительной договорённостью участников, может быть:

  • каждый игрок набрал установленное количество очков в пуле,
  • игроки суммарно набрали установленное количество очков в пуле,
  • наступило оговорённое время окончания игры,
  • сыграно оговорённое количество кругов раздач карт,
  • набрано определённое количество очков в пуле и гора всех игроков «списана» до нуля.

Раздача карт

Сдающий карты в первой раздаче партии определяется жребием, в последующих раздачах карты раздаются игроками по очереди, по часовой стрелке.

Сдающий должен тщательно перетасовать карты, затем положить колоду на стол перед своим соседом справа для обязательного «съёма» колоды. Положив оставшиеся карты на снятые, он раздаёт их.

Карты сдают по две за раз, по часовой стрелке, начиная с левого партнёра. Каждому из трёх игроков сдают по 10 карт в пять кругов. Две карты кладутся отдельно в «при́куп». Прикуп желательно класть после первого круга сдачи, но, в любом случае, не первой и не последней парой карт.

Если играют 4 человека, то роль раздающего в игре сводится к следующему:

  1. при игре в «распасы́» раздающий выкладывает верхнюю карту, обозначая масть хода, либо не участвует в игре, если на распаса́х прикуп не открывается (например, в конвенции «Ростов»);
  2. если после заказа контракта два оппонента играющего спасова́ли, то раздающий может вернуть вист, посмотрев карты одного из игроков, и осуществить розыгрыш сдачи за этого игрока;
  3. при висте всве́тлую раздающий имеет право принимать участие в обсуждении плана розыгрыша сдачи наравне с вистовавшими игроками.

Если конвенцией это заранее оговорено, взявший контракт может отказаться от прикупа, и в этом случае сидящему на прикупе игроку будет записан оговорённый штраф; если же в прикупе оказываются 2 туза, то сидящему на прикупе игроку будут записаны премиальные очки (за исключением розыгрыша мизе́ра).

Если играют 2 или 3 человека, раздающий участвует в торговле и розыгрыше на общих основаниях.

Торговля

После раздачи происходит торг между игроками, определяющий тип игры. Существует 3 типа игр:

Заявки объявляются по очереди по часовой стрелке, и первым заявку делает игрок слева от раздающего. Содержанием заявки является или слово «пас», что означает отказ от торговли, или называние минимальной разрешённой к объявлению игры: от минимальной «6 пик» до максимальной заявки «10 без козыря», или слово «мизе́р». Игрок, сказавший «пас», выбывает из дальнейшей торговли.

В ходе торговли соблюдается принцип увеличения старшинства игр: при выполнении «значащей заявки» (не «пас») игрок обязан объявить игру, превосходящую по старшинству уже объявленные. Исключение: если в торговле осталось 2 игрока, то игрок, расположенный на младшей руке, может не поднимать заявку игрока на старшей, а подтвердить её, сказав «здесь». Старшинство рук определяется по часовой стрелке от сдатчика в порядке убывания старшинства. Старшинство игр - от 6 до 10, старшинство мастей по возрастанию: пики, трефы, бубны, черви, без козыря. Таким образом, последовательность игр по возрастанию старшинства: 6 пик - 6 треф - 6 бубен - 6 червей - 6 без козыря - 7 пик - 7 треф - 7 бубен и т. д.

Заявка «мизе́р» означает обязательство игрока не взять ни одной взятки. Тип игры мизер в преферансе «каба́льный». Это означает, что заявка «мизер» может быть только первой и единственной заявкой данного игрока в текущей раздаче и не может поступить от игрока, уже называвшего в розыгрыше другую игру или пасовавшего. Заявка «мизер» может быть перебита заявкой на 9 или 10 взяток, после чего торговля прекращается (существуют вариации правил, в которых можно заявить мизер без прикупа , который в свою очередь может быть перебит заявкой либо девять без прикупа либо десять .

Если хотя бы один игрок произнёс заявку, отличную от паса, торговля продолжается до тех пор, пока два игрока не произнесут «пас». Победивший в торговле игрок становится разыгрывающим.

Если все три игрока первым словом в торговле заявили «пас», играются распасы́.

Ход игры

Игра на взятки

В игре на взятки победивший в торге игрок берёт карты прикупа, показывает их остальным игрокам и забирает их себе. После этого он делает «снос»: сбрасывает, никому не показывая, две ненужные ему карты (любые: как розданные ему в начале игры, так и содержавшиеся в прикупе).

В некоторых конвенциях (например, в «Ростове») также есть понятие «платный прикуп». Это означает, что в случае, когда игрок принимает прикуп, состоящий из сильных карт, раздающий (даже «сидящий на прикупе») пишет на него висты, как некий «налог» с игрока за удачную раздачу. Туз в прикупе стоит 10 вистов, марьяж - 10, два туза - 20, туз и король одной масти - 30. Это применяется только в играх на взятки и не применяется в мизере.

С этим понятием употребляется и понятие «кинуть прикуп в лицо», то есть отказаться от прикупа публичным образом, заявив всему столу, что в снос уходят те же две карты, что пришли в прикупе. Эти две карты оставляются на столе открытыми и общеизвестными, а игрок пишет на раздающего 10 вистов как штраф за плохую раздачу. Это применяется также и в мизере.

Затем игрок заказывает игру - окончательно объявляет козырь (или его отсутствие) и сколько взяток он обязуется взять. При этом игрок обязан заказать игру не меньшую, чем была его последняя заявка в торге. Например, если торговля была выиграна заявкой «7 бубен», то игрок может заказать игру 7 бубен, 7 червей, 7 без козыря, 8 пик и так далее, но не 7 пик, 7 треф или 6 червей.

Остальные игроки играют вместе против него; каждый из них решает: играть (вистовать) или не играть (пасовать). Вистующий игрок тоже обязуется взять определённое количество взяток (если вистуют оба, то в сумме): 4 на шестерной игре, 2 на семерной, 1 на восьмерной и девятерной. Десятерная игра, как правило, не вистуется, а проверяется в открытую всеми игроками. Если вистующих двое, игра разыгрывается «втёмную» (то есть с закрытыми картами). Если вистует один игрок, то по его выбору игра может разыгрываться и в открытую: оба кладут карты на стол, и вистующий ходит за себя и за пасующего. Если оба противника играющего решили спасовать, то игра на этом заканчивается, а играющий получает очки за выполненный контракт. Цель игры для всех - выполнить свой контракт (взять нужное количество взяток) и по возможности нарушить контракт оппонента (то есть заставить взять меньше взяток, чем заказано, или взять взятки на мизере).

Мизе́р

При мизере игрок обязуется не брать ни одной взятки. Оппоненты играют открыто. Их цель - заставить игрока взять как можно больше взяток. Игрок забирает прикуп, показывает (или называет) свои карты оппонентам (в этот момент карты могут быть переписаны), и уже втёмную сносит две карты. Мизер - единственная разновидность розыгрыша, где противникам можно записать на бумаге расклад играющего - до того, как игрок снесёт лишние карты. Во всех прочих случаях вести вспомогательные записи в ходе розыгрыша запрещено.

Распасы́ (распасовка)

При распасах все масти равноценны, козырной масти нет, каждый участник играет сам за себя, пытаясь взять минимальное количество взяток. Карты прикупа либо определяют заходящую масть первых двух взяток (при игре втроем), либо принадлежат сдающему (при игре вчетвером), либо не открываются («Ростов», «гусарик»). В случае, если игрок на распасах не взял ни одной взятки (включая сдающего), он, в дополнение к тому, что его соперники пишут штрафы в гору, получает премию в виде очков, или добавляемых в пулю, или вычитаемых с горы.

Розыгрыш

Основное действие в преферансе - розыгрыш взятки . Игроки по часовой стрелке, начиная с ходящего, кладут на стол по одной карте каждый. Первый ходящий задаёт масть . Остальные должны ходить в ту же масть, или козырем, если не имеют заданной масти, или любой картой, если не имеют и козырей. Игрок, положивший старшую карту, забирает взятку. Важно лишь количество взяток, но не количество или номинал карт в них. Опытные игроки, уважая друг друга, редко играют каждый розыгрыш до конца. Чаще всего вистующие, «играя лежа» и положив карты на стол, мгновенно просчитывают результат розыгрыша и играющий с ними соглашается. Реже, сразу после определения вистующего, играющий кладет карты на стол и показывает свои взятки. Если кто-то не согласен - игра продолжается, но среди опытных игроков такое случается крайне редко. Поэтому игра идет очень быстро.

Счёт

За каждую сыгранную игру на взятки или мизер, играющий записывает себе определённое количество очков в пулю (и списывается определенное количество очков из горы (конвенция «ростов»)), а вистующий - вистов на играющего. Превышение контракта ничего не даёт играющему, но опасно для вистующих, так как они обязаны взять не меньше определённого по конвенции количества взяток.

Например, играющий заказал контракт 6 пик. И в ходе розыгрыша взял 7 взяток. Вистующие на двоих должны были взять 4 взятки. Если вистовали оба, то «в гору» получит тот, кто взял меньше двух взяток. Если вистовал один, то он получит «в гору» без одной (4-3=1), то есть столько, сколько оговорено конкретной конвенцией.

За каждое нарушение контракта при игре на взятки или в мизер игроки получают определённое количество очков в гору. Взятки, полученные на распасах, также пишутся в гору или же игрок, взявший меньше всех, пишет висты на других (конвенция «Ростов»).

Завершение игры

Правила игры, вообще говоря, позволяют остановить и расписать по договорённости игроков контракт в любой момент, равно как и продолжить игру даже после закрытия пули. Однако этика игры диктует требование доиграть пулю до конца (условия окончания см. выше). Досрочно остановить игру можно только из-за очень серьёзных обстоятельств, например, болезни одного из игроков. В тот момент, когда все игроки достигают ограничения, игра останавливается и один из них «расписывает пулю». При игре на деньги, как правило, полученное количество вистов умножается на заранее оговоренную цену виста и игроки, согласно этике карточной коммерческой игры, должны немедленно расплатиться.

Разновидности преферанса

Существуют несколько конвенций , определяющих правила и оценку игр - наиболее известны Сочи , Ленинград (Питер ) и Ростов . Также известен так называемый классический вариант.

В преферансе есть много вариаций правил, которые могут быть введены в любую конвенцию и должны оговариваться перед началом каждой партии, например, «Сталинград» (обязательный вист при игре 6 пик ) или «игра втёмную» (если игрок заявляет контракт на 6 взяток до того, как посмотрит свои карты, его заявка может быть перебита только контрактом на 7 взяток, или «7 втёмную» перебита заявкой на 8 взяток, и так далее).

Сочи

Для данной разновидности характерен ответственный и вист. Поскольку вистование затруднено, считается «игрой против вистующего».

Ленинград (Питер)

Вист в данной конвенции полуответственный и . Соответственно, данная разновидность может рассматриваться как «игра вистующего», «игра против играющего». Гора и висты - двойныe, пулька может быть ограничена по времени. Индивидуальная пулька не закрывается, а играют до общей суммы. Например, если играют вчетвером до 50, то общая сумма - 200, то есть один игрок может набрать 60, другой 30, третий 70 и последний 40. Разница между пулями и максимальной пулей выносится на гору в двойном размере.

Ростов

При игре на распасах прикуп не открывается. Взявший наименьшее количество взяток записывает определённое количество вистов на партнёров. Считается, что это игра для мастеров распасов. За сыгранную игру игрок получает очки в пулю и уменьшает гору. Игра заканчивается по «закрытию» пули и горы. Изначально определяется количество очков в пуле необходимое для окончания игры и количество очков горы изначально имеющееся у игрока. Взятки набранные на распасах пишутся не в гору, а сразу в висты игрока взявшего наименьшее количество взяток.

Классика

Кодекс систематизирует существующие конвенции преферанса, регламентирует все процедуры игры (раздача, торговля, розыгрыш) и ответственность за их нарушение, а также содержит рекомендации по применению дополнительных договорных правил и этике поведения за игрой.

Словарь терминов

  • «Амнистия» - приём при росписи по окончании игры, когда размер горы у всех играющих уменьшается на величину наименьшей горы среди играющих для простоты подсчёта.
  • «Бескозырка» (жарг.) - игра на взятки без козырной масти.
  • «Бланковая карта (бланка, бланк)» - единственная карта в масти.
  • «Большой мизер» - мизер без карт прикупа, на торгах за контракт перебивается только тотосом или девятью «без прикупа».
  • «Бомба» - договорный номинал взятки при распасе втемную. Зависит от договорного прогресса распаса (одинарной, двойной, тройной, т.д.).
  • «Вертолет» - то же, что и «Мельница».
  • «Вист» - а) наименьшая единица учета результатов розыгрыша в преферансе, все остальные единицы (очки в гору и в пулю) пересчитываются в конечном итоге в висты. Поскольку количество вистов является результатом, то цену одного виста участники оговаривают перед началом игры. Для записи собственно вистов на чертеже пули выделены подучастки по числу оппонентов; б) заявление партнеров вистовать (играть) против игрока, заявившего одну из игр; в) это карта (карты), дающая возможность вистующим получить взятку в данной партии; г) взятка, которую получил вистующий в процессе игры против играющего.
  • Вист «стоя (в тёмную)» - играть не показывая карты вистующих (при двух вистующих или при одном вистующем по его желанию);
  • Вист «лёжа (в светлую)» - играть, положив открытые карты вистующего и его партнера на стол (при одном вистующем по его желанию);
  • «Вистующий» - партнер, за исключением играющего, который объявил вист в данной партии.
  • Вист «джентльменский» - в случае ремиза играющего, распределение поровну вистов между активно и пассивно вистующими в данной партии.
  • «Второй (крытый) король» - комбинация карт король-малка одной масти. При правильной игре вистующих обычно не играет, кроме экстремальных случаев типа туза бланк.
  • «Выпустить» - позволить противнику успешно сыграть заведомо проигранный им контракт.
  • «Гарантированный вист» - карта (карты), гарантирующая взятку на данной игре, например козырной туз.
  • «Голубой (чистый) мизер» - мизер, который теоретически невозможно поймать.
  • «Голый король» - король-единственная карта в масти у игрока.
  • «Гора» - участок на пульке для записи штрафных очков игрока, а также текущее значение в нем.
  • «Гусарик» - разновидность преферанса, позволяющего играть двум партнёрам. При игре в «Гусарик» обычно используется «Сочинский» и «Ленинградский» варианты.
  • «Двойной вист» - комбинация карт одной масти, дающая на висте две взятки в подавляющем большинстве случаев: а) туз, король одной масти; б) трельяж: король, дама, валет одной масти; в) закрытый марьяж: марьяж с маленькой; г) туз, дама, маленькая; д) туз, валет, маленькая; е) туз, десять, девять, восемь; ж) король, валет, маленькая; з) король, десять, девять, восемь; и) дама, десять, девять, восемь.
  • «Двойной удар Берга» - выход на распасах последовательно с туза, а затем короля той же масти, с целью «отобрать свои». Среди опытных игроков часто осуществляется путем выкладывания на стол сразу и туза, и короля.
  • «Ёлка» - участок, применяемый в классическом преферансе для регистрации взяток, сыгранных игр «бомб», игр втёмную.
  • Игра на «стол» - совместная игра вистующих против играющего.
  • «Заложиться» (на какой-либо расклад) - заказать малое количество взяток, предполагая наличие маловероятного расклада карт у вистующих или «пистолета» в козырях.
  • «Здесь» - согласие игрока, заявившего игру первым, принять на себя условия второго или третьего игрока во время торга на повышение.
  • «Зубр» (жарг.) - игрок-профессионал, играющий уже много лет и имеющий не только четкую стратегию, но и большой опыт
  • «Играющий» - партнер, получивший в результате торга право на игру от 6 пик до мизера.
  • «Игра» или «розыгрыш» - процесс, когда вистующие препятствуют играющему выполнить заявленное количество взяток.
  • «Инфарктный мизер» (жарг.) - мизер, в процессе игры которого игрок может пережить состояние инфаркта, так как результат игры в зависимости от расклада может оказаться как положительным, так и отрицательным и зависит, главным образом, от случайности.
  • «Карты к орденам» (жарг.) - совет держать карты ближе к груди, то есть не дать возможности коллегам выполнить заповедь: «посмотри карты соседа - свои успеешь».
  • «Козырнуть» - выйти на распасах с масти, которой уже нет у партнеров, и дать им возможность делать произвольный снос. Считается ошибкой, недопустимой для мало-мальски опытного игрока.
  • «Колесо» - знак Ø в пульке, обозначающий 100 вистов.
  • «Консоляция» - премиальные очки оппонентам игрока (в том числе пасовавшему) в случае его подсада.
  • «Кувалда» (жарг.) - туз и король одной масти.
  • «Ловля» - процесс игры партнеров против играющего мизер.
  • «Лидер» - партнер в выигрыше на данном этапе игры.
  • «Малка» - то же, что и «фоска».
  • «Марьяж» - король и дама одной масти.
  • «Мельница» - приём игры и определённый расклад, при котором вистующим своими мелкими козырями удаётся перебить крупные карты играющего, особенно несколько подряд.
  • «Мизер» - игра с целью не взять ни одной взятки.
  • «На одну руку» играть или «на лапу» - обозначение шулерского приёма, когда двое игроков предварительно договариваются играть против третьего игрока. Выражается в неправильных ходах в пользу друг друга.
  • «Наигрыш» - дать противнику взятку там, где её при правильной игре не было бы или не дать взятку при мизере.
  • «Нести» - сбрасывать карты одной масти при ходе в ренонсную масть. Как правило, на мизере с целью «поймать» играющего, либо на распасах.
  • «Небитка» (жарг.) - карты у играющего, на которые он получает все оставшиеся взятки.
  • «Нога» - маленькая карта в одной масти с большой или двумя большими (обычно с марьяжом).
  • «Обязательный вист» - вистующие обязаны отыграть у играющего свои висты; сколько - зависит от заявленной игры. Ответственность за отбор обязательных вистов лежит на активно вистующем.
  • «Одинарный вист» - комбинация карт одной масти, дающая на висте одну взятку в подавляющем большинстве случаев: бланковый туз, второй король, третья дама, четвертый валет.
  • «Паровоз» - серия взяток на мизере. Возникает из-за невозможности для играющего после взятки передать ход, ибо ему успешно разыграли все карты, что могли бы быть для этого использованы. Причина самых больших проигрышей в преферансе.
  • «Партия» - игра, которая идёт до своего завершения после одной сдачи карт.
  • «Пас» - отказ от активной игры в данной партии.
  • «Первая рука» - игрок, находящийся от сдающего слева, дальше - нумерация по часовой стрелке.
  • «Перезаклад» («недозаказ») - заказ игроком меньшего числа взяток, чем он может гарантированно получить при любом раскладе. В некоторых компаниях такое поведение штрафуется, но по разумным правилам игрок имеет право потребовать строгого доказательства недозаказа. В некоторых конвенциях («ростов») почти невозможен, ибо выигрыш игрока в случае «сказал 7 и сыграл 7» выше, чем в случае «сказал 6, взял 7 и подсадил вистующего».
  • «Пистолет» (жарг.) - то же, что «стена».
  • «Подпорка» - то же, что «нога».
  • «Подсад» (жарг.) - невыполнение контракта.
  • «Полвиста» или «свои висты» - возможное заявление партнера в шестерной и семерной игре после того, как другой спасовал. Присутствует не во всех конвенциях.
  • «Помощь» - после достижения максимального размера пули (оговариваемого перед игрой) игрок начинает «помогать» закрывать пулю остальным игрокам согласно текущей конвенции.
  • «Преф» (жарг.)- сокращенное название игры преферанс, используемое в разговорной речи.
  • «Преферанс» - состояние в игре, которое возникает после торговли (за исключением торговли до мизера) при наличии на руках игрока (вместе с прикупом) двенадцати неоспоримых взяток. Существует договорное правило, согласно которому игра при этом заканчивается, игрок закрывает свою пулю, списывает свою гору, закрывает остальных участников и пишет на них по 100 вистов. Профессиональными игроками считается шулерским правилом, поскольку для опытного шулера не составляет труда раздать преферанс своему партнёру. Вероятность же прихода преферанса при честной игре составляет (12!*20!)/32! , то есть примерно одна на 226 миллионов раздач. При непрерывной игре и одной раздаче в минуту в среднем игроку пришлось бы ждать такого расклада 430 лет.
  • «Пробить масть» - ход с вистующего, при котором он заходит в свою длинную масть под короткого туза играющего, с целью уменьшения козырей играющего путем захода в эту масть в следующий раз (см. «Ровнять козырей»). Применяется, когда важно уменьшать количество козырей играющего, а прямого захода для этого нет.
  • «Прикрышка» (жарг.)- то же, что «нога».
  • «Прикуп» - пара карт, откладываемая отдельно при раздаче. Прикуп забирает игрок, победивший в торговле.
  • «Прикупной расклад» - расклад карт, при котором почти любые карты в прикупе усилят руку играющего.
  • «Прокинуться» - пойти не той картой, которой было задумано, из-за волнения или усталости. Также может быть использован термин «обдёрнуться», из «Пиковой дамы» Пушкина.
  • «Промоция» (от англ. promotion - повышение (в ранге)) - розыгрыш дополнительной взятки в козырях при ходе от вистующих. Например, пара дама-малка у вистующих обычно взятку не берёт. Но при определённом раскладе и козырном валете у другого вистующего(пасующего) можно превратить эту комбинацию во взятку.
  • «Прорезка» - ход с малки под играющего, лишающий его возможности взять лишние взятки (например, вторым королем).
  • «Пуля» - a) участок на чертеже для записи очков за сыгранные игры и ноль взяток на распасе, а также текущее значение в нем; б) в более широком смысле, вообще партия игры в преферанс: «сыграть пулю», «расписать пулю».
  • «Разбойник» (жарг.) - партнер остался один с несписанной горой, а время игры не вышло.
  • «Раз» (жарг.) - минимально возможная заявка на игру (шесть пик).
  • «Расклад» - комбинация карт a) у играющего; б) у всех игроков.
  • «Расписать пулю» - сыграть в преферанс.
  • «Ремиз» - недобор взяток.
  • «Ренонс» - отсутствие карт в одной из мастей.
  • «Ровнять козырей» - ходить так, чтобы выбивать козырей у играющего с тем, чтобы перехватить игру.
  • «Роспись пули» - расчет игры.
  • «Рука» - a) игрок, см. «первая рука»; б) то же, что «расклад» (в 1 знач.)
  • «Свои взятки» - те взятки, которые будут получены неизбежно. Выражение связано с приёмом игры на распасе, при котором игрок стремится забрать «свои взятки» в начале игры, дабы под конец не получить вместе с ними и другие. Также используется при ловле мизера, чтобы покатать игрока на паровозе (задорого).
  • «Свой вист» - вистующие отказались активно вистовать, один из них соглашается на свой вист, если ему разрешит играющий (свой вист возможен только на 6-й и 7-й игре).
  • «Своя игра» - розыгрыш, в результате которого игроки взяли заказанные взятки.
  • «Сдающий» - а) пассивный вистующий при игре четырёх партнеров; имеет право активно вистовать при отказе двух партнеров; также имеет право играть мизер в паре с любым из игроков, если такое будет предложено; также имеет право участвовать в обсуждении плана игры против играющего при «игре лежа» б) игрок, отвечающий за правильную сдачу карт, прикуп; контролирует ход игры, правильную запись партнерами после данной партии.
  • «Сорока» (жарг.) - то же, что «марьяж».
  • «Сталинград» (жарг.) - договорное правило, требование всем игрокам вистовать при заказе 6♠. Некоторые игроки считают это правило ненужной азартной составляющей.
  • «Стена» (или «пистолет») - расклад, при котором у одного из игроков несколько карт одной масти. Как правило, «стена» это 4 или даже 5 козырей у вистующего (или пасующего), что сулит ремиз играющему. Существует поговорка - переделка Шекспира: «Нет повести печальней в мире, чем козыри четыре на четыре».
  • «Струна» (или «трёхструнка», или играть «на струне») расклад у играющего, когда в каждой масти (и козырной) у него не более трёх карт, то есть 3-3-3-1 (3-3-3-3 до сноса прикупа).
  • «Стол» - партнеры.
  • «Сюркуп» - приём, при котором один вистующий ходит некозырной картой, а играющий и другой вистующий кладут по козырю.
  • «Торговля» - борьба партнеров за право назначения игры.
  • «Торчильник» (жарг.) - то же, что и «Сталинград»
  • «Тотос» (жарг.) - десятерная игра.
  • «Третья дама» - комбинация карт дама-валет-малка или дама-малка-малка одной масти.
  • «Тройной вист» - комбинация, дающая три взятки на висте в подавляющем большинстве случаев: а) туз, король, дама; б) туз, король, валет (при чужом ходе); в) туз, король, девять, восемь; г) закрытый трельяж (король, дама, валет, восемь); д) марьяж, закрытый двумя маленькими без семерки; е) король, валет, две маленькие без семерки.
  • «Угадайка», «пятидесятипроцентник», «фармазон» (жарг.) - ситуация при ловленом «мизере», когда логически невозможно определить снос играющего ибо все варианты сноса равнозначны и, следовательно, равновероятны. Главное то, что снос невозможно проверить в ходе игры и приходится угадывать. Вероятности сыграть-не сыграть равны 50 %. Если вистующие угадают, часто получается «паровоз». В этом случае игроку нередко предлагают зачесть игру с одной взяткой без самой игры, и нередко игрок соглашается. Опытные игроки в случае угрозы «паровоза» как правило не рискуют и соглашаются на одну взятку.
  • «Фальшренонс» - ошибочный снос карты не в масть. Серьёзное нарушение, штрафуется.
  • «Фестиваль» (жарг.) - то же, что и «Струна».
  • «Фишки» (жарг.) - карты. Также «фишкА» с ударением на «А». «Метать фишки» - играть в преферанс. «Натягивать фишкУ» - раскладывать розданные карты веером в руке, сортируя их по мастям и старшинству.
  • «Флаг» - 100 очков в горе (или пуле).
  • «Фонарь» (жарг.) - то же, что «колесо».
  • «Фоска» или «фошка» - неиграющая карта, чаще всего одна из младших карт в масти.
  • «Четвёртый валет» - комбинация карт: валет и 3 малки одной масти.
  • «Чемодан» (жарг.) - 100 очков на горе.
  • «Хозяин горы» - партнер, набравший в начале игры на обязательных распасах наибольшее количество очков, «хозяин горы» производит заказ игры.
  • «Шкаф» (жарг.) - ситуация на распасах, аналогичная «паровозу» на мизере. Среди опытных игроков «зашкафленный» игрок обычно «падает со шкафом» - кладет все свои карты на стол лицом вниз, объявляя «все остальные взятки мои». Так как эта конвенция может использоваться в «налапнике», в случае взаимного недоверия другие игроки могут потребовать проверки «шкафа». В некоторых обществах есть традиция после «шкафа» на 8 и более взяток вставать, символически провожая зашкафленного «в последний путь». Опытные игроки в случае вероятности крупного «шкафа» часто заказывают игру на выход из распасов, так как небольшой ремиз может быть менее невыгоден чем «шкаф».
  • «Шпага» (жарг.) - взятка на мизере.

Культурное влияние

Преферанс - тема для множества анекдотов, поговорок, крылатых фраз. Некоторые поговорки означают мнемонические правила, выработанные тактические приёмы. Другие же просто являются выражением народного юмора.

Преферанс часто упоминается в советских и российских художественных фильмах и сериалах. Так, например, герои фильмов «Дублер начинает действовать» , «Курьер» , «Преферанс по пятницам», «Улицы разбитых фонарей» расписывают пулю в ходе сюжета. В фильме «Криминальный квартет» сам ход игры имеет существенное значение в сюжете картины.

В преферанс играет герой песни Владимира Высоцкого «Невидимка».

Многие знаменитости отзываются о преферансе как любимом увлечении. Известными игроками были и остаются: Армен Джигарханян , Георгий Арбатов , Аркадий Арканов , Леонид Якубович .

В 1960-1970 годы в актёрской среде была широко известна тройка азартных игроков, проводивших не одну ночь за пулей.