Описание цербера. Цербер — трёхглавый монстр преисподней

Описание цербера. Цербер — трёхглавый монстр преисподней

В греческой мифологии Цербер или, как его еще называли, Кербер – это ужасное существо, которое охраняло вход в потусторонний мир Аида. Цербер не выпускал из царства мертвых в мир живых и наоборот. Он пожирал тех, кто пытался сбежать из подземного мира.



Цербер представлял из себя трехглавого пса, у которого на конце змеиного хвоста была голова дракона. Шерсть на спине ему заменяли ядовитые змеи. Вместо слюней из его пасти тек яд.


По одной из легенд, чтобы задобрить грозного монстра в гробе покойника оставляли медовые пряники. В некоторых мифах у Цербера было 50 и даже 100 голов. А в других описаниях он имел человеческое тело с одной головой собаки на плечах и с двумя руками, в которых были головы козла и быка.

Голова быка поражала человека своим смертоносным дыханием, а голова козла убивала взглядом.

Цербер является самым кошмарным потомком Ехидны и Тифона, к их потомству также относиться Лернейская гидра и Немейский лев.




Цербер и Орфей


Первый, кому удалось усмирить ужасное чудище, был легендарный Орфей, сын Апполона. Ему нужно было пробраться в подземное царство, чтобы возвратить свою покойную жену Эвридику. Орфей смог заворожить Цербера своей прекрасной музыкой и тот пропустил его.


Но, к сожалению, Орфей не сумел ее вывести из потустороннего мира Аида, так как нарушил одно условие. Сын Апполона оглянулся назад, чтобы убедиться следует ли его любимая за ним. Поэтому Эвридика навечно заточена в царстве мертвых.




Цербер и Эней


Троянский принц Эней, сын Венеры, отправился в преисподнюю, чтобы встретиться с отцом Анхисом и посоветоваться с ним, о том где лучше построить новый город троянцев. Согласно греческой мифологии Эней хотел сразиться с Цербером, взяв меч он отправился во владении бога мертвых Аида.


Но прорицательница Сивилла остановила его, утверждая, что есть и другой способ пройти мимо грозного пса. Чтобы помочь Энею, она приготовила медовые лепешки, которые затем пропитала в вине из снотворной травы.


И когда они подошли к воротам преисподней Сивилла бросила Церберу эти лепешки. Он их съел и заснул. В потустороннем мире Эней повстречал тень отца Анхиса, который предсказал ему великое будущее.




Схватка Цербера и Геракла


Геракл спускался в царство мертвых дважды. Первый раз он должен был по приказу царя Эврисфея привести Цербера из потустороннего мира. Это был последний его двенадцатый подвиг.

Появившись перед богом мертвых Аидом Геракл уважительно обратился к нему с просьбой позволить ему доставить трехглавого пса в Микены, чтобы продемонстрировать его царю Эврисфею. Аид был жесток и угрюм, но все же не сумел отказать сыну величайшего бога грома и молний Зевса.

Однако Аид сказал ему, что отдаст Цербера только при одном условии: Гераклу нужно было усмирить злобное чудовище без оружия. Долгое время разыскивал Геракл Цербера в потустороннем мире, и обнаружил его на берегу реки Ахеронт.

Образ кошмарного чудовища Цербера встречается во многих греческих мифах. Его задача стеречь врата Ада, чтобы души мёртвых не могли вернуться на землю.

Происхождение кошмарного чудовища

В древнегреческой мифологии одним из самых жутких чудовищ считается трёхглавая собака по кличке Цербер (по-гречески Кербер), которая охраняет вход в Ад, и служит Аиду (богу Царства мёртвых). В туманную и мрачную преисподнюю разрешено входить духам мёртвых, но никому не позволено оттуда уйти. В древности собаки, как дикие животные, бродили по окраинам городов, видимо, поэтому такой образ появился в мифологии. Но образ Цербера ужасен ещё и тем, что у него на спине и голове змеи, а хвост дракона. Эта странная смесь нескольких существ в одном представляет кошмарное зрелище.«Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Цербер был чудовищным трёхголовым псом или дьяволом с хвостом змеи, змеями вместо гривы и когтями льва. По одним источникам, его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее. Другие источники предполагают, что головы символы детства, молодости и старости. Наиболее убийственным был взгляд Цербера. Любой, на кого он только взглянет, сразу же превращался в камень. У Цербера зубы были острые, как бритва, а укус ядовитый. Там, где из трёх пастей капала на землю слюна, вырастали ядовитые растения, известные, как волчья отрава.

Лодка Харона, Хосе Бенльуре-и-Хиль, 1919 год

Отцом Цербера был Тифон, в греческой мифологии могущественный и смертоносный монстр, подобный богу. У него были сто голов дракона, сто крыльев, огненные светящиеся глаза. Его испугались олимпийские боги. Везде, где появлялся Тифон, распространялся страх и бедствия. Его миссия была в том, чтобы уничтожить мир, и создать препятствия для Зевса на пути в Царство Небесное.

Матерью Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея. Она известна в греческой мифологии, как мать всех монстров. Она имела чёрные глаза, голову и половину туловища красивой женщины, а нижняя часть была телом змеи. В пещеру, где она жила, своим телом она заманивала мужчин, и съедала их заживо.

Основной задачей Цербера было сторожить греческий подземный мир и верно служить богу Аиду. Цербер на берегу реки Стикс, образующей границу между Землёй и Преисподней, охранял врата ада и сторожил души мёртвых от побега обратно. Цербер ласково вилял хвостом всем входящим душам мёртвых, но жестоко разрывал на куски любого, кто пытался пройти обратно через ворота и вернуться на землю к живым.

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах. Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть. Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.

Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.

(богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход. Следил за тем чтобы никто не вышел из подземного царства мертвых, ведь из него нет возврата. Наряду с лернейской гидрой и немейским львом он относится к самому ужасному потомству Эхидны (306-313). В образе цербера ярко выраженный тератоморфизм, против которого борется героическая мифология Когда Цербер пребывал на земле (Это случилось из-за Геракла , который по заданию царя Эврисфея привел его из Аида) чудовищный пес уронил капли кровавой пены из пасти; из которых выросла ядовитая трава аконит . Эту траву Медея подмешивала в свое колдовское зелье.
Орфей , пытаясь спасти Эвридику , зачаровывает Цербера своим искусством. Сибилла , когда Эней спускался в царство мёртвых, бросила Церберу лепёшку со снотворной травой (Verg. Aen. VI 417-423).

Чтобы его извести, аконит заварила Медея, –
Ею он был привезен когда то со скифских прибрежий.
Произвели же его, как о том говорится в преданье,
Зубы Ехиднина пса. Пещера с отверстием черным
Есть при дороге крутой, по которой тиринфянин храбрый
Цербера пса, что идти упирался, глаза от сверкавших
Солнца лучей отвратив, на цепи адамантовой к свету
Вывел. А тот, разъярясь, возбуждаемый бешеной злобой,
Громким лаем тройным одновременно воздух наполнил
И по зеленым лугам разбросал белесую пену.
Пена пустила ростки, говорят, и, влагу впивая
Из плодоносной земли, получила зловредную силу.
Этот живучий цветок, растущий на твердых утесах,
Жители сел аконитом зовут.

Вот еще одно описание Цербера в переводе текста Вергилия "Энеида"

Лежа в пещере своей, в три глотки лаял огромный
Цербер, и лай громовой оглашал молчаливое царство.
Видя, как шеи у пса ощетинились змеями грозно,
Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной
Бросила жрица, и он, разинув голодные пасти,
Дар поймал на лету. На загривках змеи поникли,
Всю пещеру заняв, разлегся Цербер огромный.
Сторож уснул, и Эней поспешил по дороге свободной
Прочь от реки, по которой никто назад не вернулся.

11 подвиг Геракла - Цербер (по книге Н.Куна "Мифы и легенды древней греции"

Едва Геракл вернулся в Тиринф, как уже снова послал его на подвиг Эврисфей. Это был уже одиннадцатый подвиг, который должен был совершить Геракл на службе у Эврисфея. Невероятные трудности пришлось преодолеть Гераклу во время этого подвига. Он должен был спуститься в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства, ужасного адского пса Кербера. Три головы было у Кербера, на шее у него извивались змеи, хвост у него оканчивался головой дракона с громадной пастью. Геракл отправился в Лаконию и через мрачную пропасть у Тэнара
спустился во мрак подземного царства. У самых врат царства Аида увидал Геракл приросших к скале героев Тесея и Перифоя , царя Фессалии. Их наказали так боги за то, что они хотели похитить у Аида жену его Персефону . Взмолился Тесей к Гераклу:
-- О, великий сын Зевса, освободи меня! Ты видишь мои мучения! Один лишь ты в силах избавить меня от них!
Протянул Геракл Тесею руку и освободил его. Когда же он хотел освободить и Перифоя, то дрогнула земля, и понял Геракл, что боги не хотят его освобождения. Геракл покорился воле богов и пошел дальше во мрак вечной ночи. В подземное царство Геракла ввел вестник богов Гермес , проводник душ умерших, а спутницей великого героя была сама любимая дочь Зевса , Афина-Паллада . Когда Геракл вступил в царство Аида, в ужасе разлетелись тени умерших. Только не бежала при виде Геракла тень героя Мелеагра . С мольбой обратилась она к великому сыну Зевса:
-- О, великий Геракл, об одном молю я тебя в память нашей дружбы, сжалься над осиротевшей сестрой моей, прекрасной Деянирой ! Беззащитной осталась она после моей смерти. Возьми ее в жены, великий герой! Будь ее защитником!
Геракл обещал исполнить просьбу друга и пошел дальше за Гермесом. Навстречу Гераклу поднялась тень ужасной горгоны Медузы , она грозно протянула свои медные руки и взмахнула золотыми крыльями, на голове ее зашевелились змеи. Схватился за меч бесстрашный герой, но Гермес остановил
его словами:
-- Не хватайся за меч, Геракл! Ведь это лишь бесплотная тень! Она не грозит тебе гибелью!
Много ужасов видел на пути своем Геракл; наконец, он предстал пред троном Аида. С восторгом смотрели властитель царства умерших и жена его Персефона на великого сына громовержца Зевса, бесстрашно спустившегося в царство мрака и печалей. Он, величественный, спокойный, стоял пред троном Аида, опершись на свою громадную палицу, в львиной шкуре, накинутой на плечи, и с луком за плечами. Аид милостиво приветствовал сына своего великого брата Зевса и спросил, что заставило его покинуть свет солнца и спуститься в царство мрака. Склонясь пред Аидом, ответил Геракл:
-- О, властитель душ умерших, великий Аид, не гневайся на меня за мою просьбу, всесильный! Ты знаешь ведь, что не по своей воле пришел я в твое царство, не по своей воле буду я просить тебя. Позволь мне, владыка Аид, отвести в Микены твоего трехглавого пса Кербера. Велел мне сделать это Эврисфей, которому служу я по повелению светлых богов-олимпийцев.
Аид ответил герою:
-- Я исполню, сын Зевса, твою просьбу; но ты должен без оружия укротить Кербера. Если ты укротишь его, то я позволю тебе отвести его к Эврисфею.
Долго искал Геракл Кербера по подземному царству. Наконец, он нашел его на берегах Ахеронта. Геракл обхватил своими руками, крепкими, как сталь, шею Кербера. Грозно завыл пес Аида; все подземное царство наполнилось его воем. Он силился вырваться из объятий Геракла, но только крепче сжимали могучие
руки героя шею Кербера. Обвил хвост свой Кербер вокруг ног героя, впилась голова дракона своими зубами ему в тело, но все напрасно. Могучий Геракл все сильней и сильней сдавливал ему шею. Наконец, полузадушенный пес Аида упал к ногам героя. Геракл укротил его и повел из царства мрака в Микены. Испугался дневного света Кербер; весь покрылся он холодным потом, ядовитая пена капала из трех его пастей на землю; всюду, куда капнула хоть капля пены, вырасталиядовитые травы.
Геракл привел к стенам Микен Кербера. В ужас пришел трусливый Эврисфей при одном взгляде на страшного пса. Чуть не на коленях молил он Геракла отвести обратно в царство Аида Кербера. Геракл исполнил его просьбу и вернул Аиду его страшного стража Кербера.

В греческих и древнеримских мифах часто встречается такой персонаж, как Цербер. Это трехглавый пес с извивающимся хвостом и телом змеи. В энциклопедическом словаре иносказательных выражений и слов указывается, что под этим названием подразумевается бдительный и свирепый страж. Что же так неусыпно охранял Цербер? Это что за персонаж? Откуда он взялся в античной мифологии? Почему его имя стало нарицательным? Для того чтобы понять все это, нужно углубиться не то что в мифологию Древней Греции, а в космогонию этой античной цивилизации. Что мы и сделаем в этой статье.

Происхождение уранидов

О генезисе можно узнать у древнегреческого поэта Гесиода. Кстати, в его труде «Теогония» впервые и упоминается собака Цербер. Бог неба Уран и владычица Земли Гея породили первых сверхъестественных существ. Они были бессмертны. Бог Времени Кронос узнал, что его вечное существование прервет собственный сын, поэтому он убивал всех своих детей. Однако одному из них, Зевсу, удалось спастись. Он убил своего отца и начал завоевывать власть, свергая уранидов в Аид. Там эти существа приобрели вид чудовищ. Мать Цербера, Ехидна, была прекрасноликой девой с телом змеи. Она заманивала путников и умерщвляла их. А отцом Цербера был Тифон, брат Ехидны. Оба родителя, в свою очередь, были детьми Тартара (бога преисподней) и Геи. Так утверждает Гесиод. По другим источникам, Ехидна была дочерью Кето и Форкия либо Стикс и Перанта, или же Фанета. Все сходятся во мнении, что эта гигантская полуженщина-полузмея соединяла в себе прелесть и жестокость.

«Прекрасная» семейка

Цербер - это не единственный сын Ехидны. Еще она подарила своему мужу и заодно брату двуглавую собаку Орфа, Немейского льва, Химеру, Колхидского Дракона, Сфингу и Эфона. Этот последний персонаж мифов Древней Греции был орлом на службе у Зевса, именно он клевал печень титана Прометея. Как видим, прекрасная змееподобная уранида была настоящей матерью-героиней. Но все ее дети были чудовищами, загнанными в преисподнюю. Поэтому Иисус Христос, живший в эллинистический период и прекрасно осведомленный о мифах, говорит фарисеям: «Вы - порождения ехидны», - намекая тем самым, что они - исчадия зла. Впрочем, почти всю семью уничтожил герой Геракл. Он убил двуглавого пса Орфа, чтобы похитить стада Гериона, которые тот сторожил. Он обезглавил Гидру, а также погубил Химеру, имевшую три головы: змеи, козы и львицы. По одной из версий, Геракл убил и саму Ехидну.

История героя и Цербера

Гесиод - не единственный автор, который описывает Цербера. Другие поэты тоже представляют его чудовищем, но расходятся во мнении насчет более точных примет. По одним источникам, пес имел три головы, но разных возрастов. У него был длинный хвост ящера, а по спине росли головы змей. С языков капала ядовитая слюна. Согласно другим источникам, Цербер - это стоголовое чудовище. Спят они по очереди. Всегда одна из голов бодрствует. Но другие мифы изображают это чудище человеком с лицом свирепой собаки. Что же сторожил Цербер? Врата в царство мертвых, Аид. Внутрь вход был открыт всем, а вот назад не дозволено было выходить никому. Царь Еврисфей приказал Гераклу привести к нему стража преисподней. Что герой и сделал. Как? В мифах на этот счет также нет единого мнения. По одной версии, просто используя свою физическую силу. Согласно другой - ему помогали в этом боги Афина и Гермес. По третьей - жрица дала ему лепешку со снотворным. Но именно после этого был отпущен на свободу.

Современное значение слова «цербер»

Образ адской собаки был настолько силен, что поразил воображение людей других цивилизаций. В средние века миф о Цербере не исчез, как вера в олимпийских богов. Это чудовище с тремя собачьими головами и длинным хвостом сторожит вход в Ад в «Божественной Комедии» Данте Алигьери. Не забыло человечество и о ядовитой слюне Цербера. Карл Линней, открыв род необычайно токсичных в тропиках, назвал его по имени мифического персонажа Cerbera. У астрономов Цербер - это спутник В современном мире образ неусыпного стража также активно муссируется. Так, в нашумевшем эпосе Дж. Роулинг «Гарри Поттер» в страшной собаке по кличке Пушок угадывается не кто иной, как Цербер. Ну и напоследок нужно сказать, что само это имя стало иносказательным. Если кого-то хотят назвать злым цепным псом, верно служащим своему хозяину, то говорят о нем «цербер».

В древнегреческой мифологии одним из самых жутких чудовищ считается трёхглавая собака по кличке Цербер (по-гречески Кербер), которая охраняет вход в Ад, и служит Аиду (богу Царства мёртвых). В туманную и мрачную преисподнюю разрешено входить духам мёртвых, но никому не позволено оттуда уйти. В древности собаки, как дикие животные, бродили по окраинам городов, видимо, поэтому такой образ появился в мифологии. Но образ Цербера ужасен ещё и тем, что у него на спине и голове змеи, а хвост дракона. Эта странная смесь нескольких существ в одном представляет кошмарное зрелище.

«Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Цербер был чудовищным трёхголовым псом или дьяволом с хвостом змеи, змеями вместо гривы и когтями льва. По одним источникам, его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее. Другие источники предполагают, что головы символы детства, молодости и старости. Наиболее убийственным был взгляд Цербера. Любой, на кого он только взглянет, сразу же превращался в камень. У Цербера зубы были острые, как бритва, а укус ядовитый. Там, где из трёх пастей капала на землю слюна, вырастали ядовитые растения, известные, как волчья отрава.

Лодка Харона, Хосе Бенльуре-и-Хиль, 1919 год

Отцом Цербера был Тифон, в греческой мифологии могущественный и смертоносный монстр, подобный богу. У него были сто голов дракона, сто крыльев, огненные светящиеся глаза. Его испугались олимпийские боги. Везде, где появлялся Тифон, распространялся страх и бедствия. Его миссия была в том, чтобы уничтожить мир, и создать препятствия для Зевса на пути в Царство Небесное.

Матерью Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея. Она известна в греческой мифологии, как мать всех монстров. Она имела чёрные глаза, голову и половину туловища красивой женщины, а нижняя часть была телом змеи. В пещеру, где она жила, своим телом она заманивала мужчин, и съедала их заживо.

Основной задачей Цербера было сторожить греческий подземный мир и верно служить богу Аиду. Цербер на берегу реки Стикс, образующей границу между Землёй и Преисподней, охранял врата ада и сторожил души мёртвых от побега обратно. Цербер ласково вилял хвостом всем входящим душам мёртвых, но жестоко разрывал на куски любого, кто пытался пройти обратно через ворота и вернуться на землю к живым.

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах.

Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть. Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.

Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.