Вязание туристических узлов схемы. Простые узлы в туризме

Вязание туристических узлов схемы. Простые узлы в туризме

Веревка. Такая, казалось бы, простая вещь, а сколько комфорта она добавляет! Просушить одежду и спальные мешки, построить навес от дождя — самые распространенные задачи, где веревка становится удобным, а порой незаменимым инструментом. Иметь в рюкзаке несколько метров веревки – это еще не все. Надо уметь ею пользоваться, то есть знать основные туристические узлы.

Здесь собраны самые, на мой взгляд, практичные и простые узлы, которые помогают решить большинство задач, возникающих в туристических вылазках. Для удобства они все разделены по назначению.

Связать две веревки одинаковой толщины

можно несколькими способами.

Быстро и просто вяжется, но «скользкий». Требует контрольных узлов на концах для страховки, иначе может при нагрузке развязаться, особенно если веревка синтетическая и/или мокрая. Контрольные узлы здесь я буду называть контрольками. Без контролек прямой узел можно использовать в тех случаях, где надежность не критична, там охапку дров перевязать и т. п.

Рифовый

То же, что и прямой, но с возможностью мгновенно развязать. Шнурки ботинок вы, скорее всего, вяжете «на бантик». Рифовый — это своего рода «полубантик».

Проводник

Проводник называется так потому, что при его завязывании концы веревки проводят сквозь петлю. Проводник — это настоящий аскет. Он надежен, прост и не требует контролек. Если вместо двух концов вязать его петлей, то петля эта получится жесткой (не будет затягиваться под нагрузкой) и не будет сползать. Единственный его недостаток — очень тяжело развязывается. Временные связки им лучше не делать.

Булинь

То же, что и беседочный. Очень мощный узел, который способен удержать от соскальзывания даже натянутую струну. Затягивается почти так же плотно как и проводник, поэтому развязывается с трудом. Контрольки не нужны.

Встречный

Немного экзотическая конструкция

Это наиболее оптимальный вариант для связки любых ремней, лент или строп. Узел получается маленьким, а концы не торчат в стороны, ка получилось бы в любом другом случае.

Ткацкий

Связать веревки разной толщины

Бывает, что нужна одна длинная веревка, а в наличии есть несколько коротких веревок разной толщины.

Шкотовый

Шкотовый быстро вяжется, быстро развязывается. Подходит только для постоянных нагрузок, при переменных сползает и развязывается. Отличное решение для временного соединения разнокалиберных веревок.

Брамшкотовый

Усиленный вариант шкотового.

Академический

Академическим узлом также можно связывать веревки разной толщины. В отличие от шкотового и брамшкотового он может применяться при переменных нагрузках. Этот усложненный вариант прямого узла обладает всеми его свойствами.

Закрепить веревку на жесткой основе

Под жесткой основой можно понимать что угодно устойчивое. Деревья, колья или камни — отличная основа.

Штык

Это самый простой способ прикрепить веревку к жесткой основе. Штык — это жесткая петля, которую можно быстро завязать и просто развязать. Контролька в конце может заменяться на еще «полштыка».

Петля булинь

Булинь в петле не затягивается при нагрузке. Еще одно его название — спасательный узел, т.к. им можно обвязаться одной рукой.

Вы не хотите, чтобы петля скользила по основе? Тогда она должна затягиваться под нагрузкой. Удавка- самая простая такая петля.

Еще две туристические петли

Они тоже могут пригодиться быту. Это восьмерка и серединный проводник. Обе жесткие и легко развязываются.

«Восьмерка»

Внешне похожа на проводник, но имеет еще один оборот. Благодаря ему восьмерка меньше перетирает веревку при нагрузках, поэтому этот узел считается одним из самых надежных. С его помощью можно также связывать две веревки. Контролек не требует.

Универсальный. Не смотря на то, что он серединный, этот проводник может использоваться и с одним свободным концом. Контролек не требует. При необходимости легко развязывается. Для его завязывания не требуется конец веревки — достаточно петли.

Натягивание веревки без провисания

«Британские ученые» говорят, что нельзя натянуть веревку без провисания. Они просто не пробовали. На практике веревку можно натянуть так сильно, что на ней можно будет подтягиваться. Провисать она все-таки будет, но это заметят только британские ученые.

Суть метода в том, чтоб с помощью серединного проводника сделать блок и воспользоваться им для увеличения силы натяжения.

Улучшенное натягивание веревки

Если позволяет длина веревки и толщина основы, то после натяжения можно сделать несколько оборотов веревкой вокруг основы. Тогда закрепить конец на веревке будет проще.

Веревка в умелых руках- отличный инструмент для создания уюта и комфорта в походных условиях. Знание узлов и умение их вязать – один из базовых навыков

Ежедневно каждый из нас сталкивается с таким понятием, как узел. С этим словом связан процесс завязывания мужского галстука или женского платка, спортивных шнурков. В быту, на природе, на даче, а также во время охоты и рыбалки данное понятие просто незаменимо.

Существует огромное множество видов и форм, как можно завязать узел, например на природе, соединяя бревна или при укреплении палатки. Все разновидности узлов имеют свои названия и свое практическое предназначение.

Важность при становлении морского флота приобрела техника вязания особых узлов, получивших наименование — морские узлы. В те времена, морской флот нуждался в крепких для работы, а также не сложных по изготовлению узлов, где полностью исключены громоздкие и не нужные детали и элементы.

Описание

Отличительная особенность морских узлов заключается в вязке и технических приемах стягивания веревки, в результате которых происходит увеличение натяжения троса, что придает надежность узловому креплению.

В состоянии покоя, а точнее при ослабленном положении троса, освобождается зажим петель морского узла. При таком подходе узел с легкостью можно развязать.

Можно смело заявлять, что самые хитроумные и прочные узлы изобрели именно моряки. Они достаточно часто прибегали к помощи веревок, поэтому в момент расцвета парусного флота можно было насчитать около 500 видов узлов.

Каждое название узлов было образовано от наименования снастей, где их использовали. Это четко просматривается на примерах — шлюпочный, бочечный, турецкий узел, а также ряд других вариантов.

Каждый узел включает несколько составляющих, а именно коренной и ходовой концы, при их наличии происходит вязка узла, петли (открытого или закрытого типа), обноса либо шлага.

Обнос представляет собой оборот конкретного предмета при исключении перекрещивания концов. Шлаг характеризуется, как полный обхват предмета, включающий перекрещивание противоположных концов.

Область применения и виды

Морские узлы широко используются в разных сферах деятельности. Они незаменимы для того, чтобы привязать лодки и легкие якоря, для поднятия груза, для крепежа тросов, для обвязок и беседок, а также для спускания с высоты различных предметов, для крепления нескольких шестов при строительстве шалаша или вигвама.

Указанный способ крепления востребован в путешествии, при проведении строительных мероприятий, рыбалке, туристическом походе и на флоте.

Как показывает практика, часто используют на рыбалке следующие виды морских узлов:

«Фламандская петля»

С помощью нее крепится воблер за кольцо на передней части лопатки и поводок борда.

«Глухая, двойная петля»

Данный тип узла предназначен для закрепления воблера на монолеске.

«Тещин»


Узел помогает закрепить карабины и вертлюга.

«Рыбацкая петля»

Формируется для поводка, когда необходимо соединить с главной леской. Распространенное название «петля в петлю»

Чтобы закрепить крючки, применяют следующие виды вязания креплений:

«Паломар»


Его прочность равна 92%. Подходит для крючков с кольцами.

«Накидная петля»


Прочность более 90%. Применяется для крючков с лопаточкой.

«Марка»


Прочность более 90%.

Морские узлы, задействованные в качестве соединительного элемента лески:

«Восьмерка»


Представляет собой петлю, при помощи которой происходит привязывание и крепится воблер.

«Двойной рыбацкий»


Используется в качестве соединения лесок неодинакового диаметра.

Морские узлы, используемые для оснастки:

«Двойная глухая петля»

Морские узлы (стопорные):

«Стопорный»


Узел предназначен для скользящего поплавка.

Узлы веревочные:

«Булинь»


Предназначен, чтобы завязывать не затягивающуюся петлю. Основное применение – якорная веревка.

«Швартовый»


Применяют во время остановки судна у причала.

Разновидность морских узлов

Прямой

Используется для крепления и соединения тросов равного диаметра. Когда задействованы достаточно сильные нагрузки на соединенные тросы, данный вид узла способен плотно стягиваться. Чтобы предотвратить подобное стягивание применяется деревянную планку.

Рифовый

Он необходим при креплении штертов чехлов судов , а также при соединении ходовых концов тросов.

Восьмерка


Используется на концах снастей , чтобы исключить выпадение их из блоков.

Плоский узел

Используют при соединении тросов разного диаметра.

Простой штык


Узел необходим для закрепления швартовных тросов к причалам.


Используется в ситуациях, когда необходимо связать тросы , где один из них содержит коуш.

Калмыцкий

Данный вид крепления широко применяется, когда требуется подать нужные инструменты , ведра и разные предметы на мачту, за борт, в момент проведения необходимых работ.


Данный способ используется, чтобы закрепить предохранительный трос , обхватив пояс человека, который выполняет работы на мачте или за бортом.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева . Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба» .
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов .

Как правильно вязать?

  1. Чтобы правильно завязать определенный узел, необходимо сначала изучить основные виды распространенных морских узлов.
  2. Ознакомиться с основными понятиями, такими как ходовой и коренной конец.
  3. Изучить схему завязывания определенного узла.
  4. Постоянная тренировка. Неопытные люди, которые редко завязывают узлы, часто забывают технику его выполнения, поэтому только на практике можно научиться формировать узел.
  5. Вязание узлов носит индивидуальный характер, потому что один и тот же узел может быть завязан разнообразными способами.

Чтобы правильно сделать узел, необходимо знать его и уметь быстро его вязать – два главных правила. Не играет никакой роли, каким способом был сформирован конкретный узел, самое главное — итог.

Рассмотрим поэтапное вязание стопорного узла, применяемого при ловле со скользящим поплавком:

  1. Выбираем нить, длина которой должна составлять не менее 25 см. Для рыбалки не рекомендуется использовать леску, лучше всего подойдет обыкновенная толстая нитка.
  2. Складываем нить вдвое и располагаем рядом с леской. Расстояние не должно быть равным. Обязательно, чтобы длина одной стороны не должна превышать 5 см.
  3. Затем обхватываем самым длинным концом нити вокруг лески и небольшого конца.
  4. Делаем до 5 оборотов, а потом продеваем длинный конец в получившуюся петлю.
  5. .Плавно, без резкого упора затягиваем нить и получаем узел. Перед тем, как окончательно затянуть узел, рекомендуется его намочить. Затем хорошенько затянуть. Совет: при создании подобного узла нельзя применять леску. Это приведет к повреждению второй лески.
  6. Как только вы закончили затягивать узел, удалите лишнюю часть нити, оставив несколько см запаса с каждых сторон.

Морские узлы имеют огромное практическое значение. С их помощью удается выполнить разнообразные действия, направленные на укрепление конструкций, появляется возможность соединить и связать несколько элементов, обеспечить и гарантировать надежность и безопасность при проведении различного рода работ.

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

“Прямой” узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке (б). Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не-правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (д).

“Ткацкий” узел

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (а), потом с другой (6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (в).

“Встречный” узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя-жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Узел “грейпвайн”

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (а), затем то же самое с другой (б). Узлы стягиваются (в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке (г).

“Брамшкотовый” узел

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке (а, б). Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).

“Академический” узел

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке (а, б). Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).

Узел “простой проводник”

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (в).

Узел “восьмерка”

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (в).

Узел “срединный австрийский проводник”

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел “двойной проводник”, или “заячьи уши”

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (а), затягивается (в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы через нее прошли две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (в).

Правильно завязанный узел показан на рисунке (г). Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Узел “удавка”

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (б). Затем узел затягивается.

Узел “стремя”

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке (а). После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (а, б).

Узел “булинь”

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (в).

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (в).

“Схватывающий” узел

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (а, б). Затем операция повторяется (в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (г).

Дополнительные узлы

Узел “пустышка”

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (6).

“Маркировочный” узел

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована.

“Узел Бахмана”

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщелкивается в карабин (а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (б), затем муфта карабина закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (в).

“Карабинная удавка”

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (б).

Булинь . (фото: brig-club.ru )

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

(фото: kakimenno.ru )

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Узел "восьмёрка".

"Восьмёрка" . (фото: brig-club.ru )

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

(фото: poxod.ru )

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды.


Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рыбацкий штык, якорный узел.

Очень надёжный узел.
Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

ГБПОУ «Шахунский агропромышленный техникум»


[Секция туризм]

Туристические узлы

Педагог дополнительного образования

Воронцова Оксана Владимировна


ВВЕДЕНИЕ

Узлов существует достаточно много. Как пишет Л.Н. Скрягин вкниге «Морские узлы», американец К. Ашлей собрал и описал около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое количество узлов просто невозможно, да и нет необходимости.

К туристическим узлам предъявляются определенные требования, продиктованные практикой их применения. Туристические узлы должны: завязываться просто (легко запоминаться); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или после её снятия; не «ползти» при переменных нагрузках; не затягиваться «намертво» без необходимости; соответствовать своему назначению. Кроме того, если есть сомнения в правильности вязания узла, лучше от него отказаться и использовать другой узел, хорошо вам известный.

Каждая веревка, канат, шнур и т.п. имеют свою прочностную характеристику. Правда, когда мы привязываем оттяжку палатки к дереву, то вряд ли думаем о прочности веревки, используемой для этих целей. Совсем другое дело, когда речь идет о веревке, которой связываются, скажем, альпинисты во время восхождений и которая используется для страховки. В этом случае ее прочностные характеристики имеют важное значение. Поэтому нелишне будет сказать, что все узлы значительно ослабляют прочность веревки. Например, узел «восьмерка» - на 25%, узел «булинь» - на 30%, ткацкий - на 35%. Другие узлы уменьшают прочность веревки примерно в таких же пределах. Кроме того важно знать, что мокрая веревка снижает свою прочность на 10%, почти на 30% снижается прочность веревок при температурах, близких к 30° мороза. Наполовину уменьшается прочность веревок грязных, старых, сушившихся на солнце и с нарушенной внешней оплеткой.

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Есть очень удачные узлы, но трудные для запоминания. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

ВЕРЕВКА

Веревка для динамической страховки (страховочная веревка). Стандартная, предназначенная для динамической страховки в альпинизме и скалолазании капроновая веревка, диаметром сечения 10-12 мм. Глухой рывок амортизации 80 кГ груза, (гири) на веревке, при его срыве в пустоте, на максимальном возвышении над точкой закрепления веревки не должен превышать 1300 кГ. Гарантированная прочность веревки должна быть не менее 2000 кГ. Динамическая веревка не должна подвергаться большим длительным нагрузкам, в частности, на навесной переправе и т.п.

Перильная веревка. Применяется для навески опорных и страховочных перил, навесных переправ, для работы с тяжелыми объектами. Используется жесткий тип основных веревок круглого сечения, диаметром не менее 10 мм, с гарантированной прочностью не менее 1000 кГ по техническому паспорту. Перильная веревка должна иметь прочную, износостойкую защитную оплетку.

Вспомогательная веревка. Веревка для вспомогательных действий. Применяется для передачи конца основной веревки и для ее дистанционного снятия, для транспортировки рюкзаков и малых грузов общим весом не более 30 кГ и др. Применяется капроновая веревка круглого сечения, диаметром не менее 8 мм.

Репшнур. 6-8 мм капроновая веревка круглого сечения с защитной оплеткой. Применяется для схватывающих узлов и для вспомогательных целей.

Не допускается веревка, имеющая изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), веревка, имеющая обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревка, испачканная краской, битумом, смолой и др. материалами и др.

Не допускается нестандартная веревка с особо скользкой оплеткой (фторопласты, полиэтилен и др.), даже если по прочности она соответствует стандартной, крученая веревка без оплетки, и др.

Веревка, поврежденная на дистанции соревнования (частично или полностью перебита, перерезана, сорвана оплетка и т.п.), немедленно изымается у команды, и возвращается после окончания ее работы на дистанции.

Как исключение, можно пользоваться, как самостоятельными веревками, ее неповрежденными частями, или как составной веревкой, заблокированной в месте разрыва одним из узлов6 среднего, встречный, встречный восьмеркой, грейпвайн.

Свойства некоторых, применяемых на соревнованиях, веревок:

А) Веревка "Шнур рыболовный" пр-во ОАО "Тюменьсетеснасть". Прочность веревки разного диаметра сечения и узла ее соединения:

Веревка сечением 10 мм часто применяется как перильная и страховочная, для работы в полиспасте и др. Веревка сечением 8мм применяется, как вспомогательная. Веревка сечением 6-8 мм (репшнур) применяется для вязки схватывающих узлов. Веревки сечением 12 и 16 мм, если это не оговаривается условиями соревнования, применяется только в судейских системах оборудования этапов. При этом 16 мм веревка может заменять двойную, 10-11 мм веревку.

Б) Механические характеристики страховочной и перильной веревки:

Страховочная

Перильная

Рыболовная

Веревка альпинистская 11 мм. Фирма "ТЕКС-плюс".

Веревка перильная 10,5 мм, для МЧС. Фирма АО Мари НПО.

Веревка рыболовная 10мм, ОАО "Тюменьсетеснасть".

ВЕРЕВОЧНЫЕ УЗЛЫ

По предназначению ВУ подразделяются на узлы:

    для связывания веревок;

    для пристегивания конца веревки к карабину;

    для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете;

    для привязывания веревки к участнику (на настоящий момент практически не применяются);

    специальные фиксирующие (схватывающие) узлы;

    узлы трения для спуска по веревке или спуска веревкой тяжелого груза.

На соревнованиях ВУ применяется ограниченный набор узлов, в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования к ВУ предъявляются в цепи страховки и в системах больших нагрузок.

Общие требования: Узел в рабочем положении должен соответствовать стандартной форме и быть затянут. В нем не должно быть неправильных перехлестов веревок "крестов". Длина свободных концов узла из одинарной веревки должны быть не менее 50 мм, из двойной веревки не менее 80 мм. Свободные концы стационарно работающих узлов должны быть примотаны к веревке узла изолентой, скотчем или др. аналогичным материалом.

Узлы для связывания веревок одинакового сечения

Применяются:

    встречный;

    встречный восьмеркой;

    грейпвайн;

    шкотовый на проводнике (с контрольным узлом);

    брамшкотовый на проводнике (с контрольным узлом);

Рис. 1. Узлы для связывания веревок одинакового сечения

Узлы для связывания веревок разного сечения (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка).

Применяются:

    шкот на проводнике;

    брамшкот на проводнике;

    академический;

    академический на проводнике;

    соединение проводников карабином.

Проводник вяжется на более толстой веревке.

Рис. 2. Узлы для связывания веревок разного сечения

Узлы для наращивания веревки на спасработах (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель" (спасработы).

Применяется:

    шкот на проводнике первой веревки;

    брамшкот на проводнике первой веревки (веревкой наращивания вяжется контрольный узел);

    соединение проводников карабином (с муфтой).

Для связывания лент и ремней применяются узлы: встречный, встречный восьмеркой .

Узлы для передачи конца веревки с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: шкот или шкот на проводнике передаваемой веревки, без контрольных узлов.

Узлы для крепления навесной переправы:

а) На опорах круглого сечения (деревья, сваи, трубы, балки и др.), на исходном берегу применяется карабинная удавка (Рис. 3 п-5). К проводнику карабина пристегивается веревка для дистанционного снятия переправы.

б) На целевом берегу вяжется: стремя, тройное стремя, двойной и тройной штык, двойная карабинная удавка с защемлением (рис. 3).

Рис. 3. Узлы для крепления навесной переправы

в) На целевом берегу допускается разнесение узла на опорах (рис. 4). Веревкой делается 2-3 охвата одного дерева, затем, на другом дереве или толстой ветке и вяжется конечный узел (стремя или штык).

Рис. 4. Узлы для крепления навесной переправы

г) Карабинная удавка на судейском карабине. Вяжется на карабине исходного берега, для дистанционного снятия переправы. Проводник удавки вяжется из двойной веревки. Судейский карабин ориентируется к проводнику удавки острым углом, чтобы проводник не проскочил в карабине.

д) Карабинный узел крепления переправы (Тройной УИАА): Вяжется на карабине пристегивания переправы к точке на целевом берегу (рис. 5).

Рис. 5. Карабинный узел крепления переправы

Узел легко вяжется, не ползет и не затягивается и легко развязывается при снятии даже сильно натянутой переправы. Он вяжется одинарной и двойной веревкой. При сильных натяжениях (чтобы не клинилась муфта карабина) он вяжется на двух сложенных карабинах. Узел завершается контрольным узлом (простым, полугрейпвайном, но лучше стремечком). Он может быть завязан заранее на командном карабине, и пристегнут к судейской точке крепления переправы.

На навесной переправе запрещается:

1. Во избежание среза веревки переправы при ее большом натяжении на узлах крепления запрещается применение контрольных шайб из тонких металлических пластин и шайб с острыми краями.

2. На переправе с сильным натяжением, во избежание порчи веревки, не рекомендуется применение узла стремя на карабине.

Узлы крепления горизонтальных и наклонных перил применяются: проводник, проводник восьмеркой, стремя, двойной штык, карабинная удавка, карабинная стяжка .

а) Карабинная стяжка. Представляет карабинный полиспаст из конца перильной веревки. Вяжется в начале или конце перил. Предназначена для натяжения и придания необходимой жесткости перил.

Способ завязывания: После закрепления одного конца перил, в противоположном пункте перильной веревкой охватывается опора (дерево или карабин). Затем, в 1,5-2 м от опоры, на перилах вяжется проводник и к нему пристегивается карабин. Перильная веревка, после охвата опоры, проходит через этот карабин и образует простейший полиспаст, который, усилием 1-2 участников, стягивается к опоре и фиксируется на ней одним из стандартных узлов крепления. Такой затянутый полиспаст заменяет узел крепления.

Для крепления вертикальных перил применяется:

а) На подъеме применяется проводник или проводник восьмеркой с карабином. К судейской петле и к судейскому проводнику перила пристегиваются карабином. На дереве перила закрепляются карабинной удавкой или узлом булинь . Особое условие: При креплении узлом булинь обязательно вяжется контрольный узел. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.

Рис. 6. Для крепления вертикальных перил

б) На спуске - применяется карабинная удавка . Для дистанционного снятия веревки с опоры вспомогательной веревкой.

Для пристегивания веревки к карабину применяются: проводник, проводник восьмеркой, двойной проводник, узел среднего.

Узлы в страховочной системе участника

а) Узлы карабина самостраховки:

а1) Проводник или проводник восьмеркой (рис. 7; п. 1). Вместо контрольного узла свободный конец проводника приматывается к веревке изолентой или скотчем. Для фиксации карабина в штатном положении его иногда приматывают к проводнику изолентой или скотчем.

Рис. 7. Узлы карабина самостраховки

а2) Проводник со стремечком (рис.7; п. 2). Петлю проводника делают несколько большего размера и из нее вяжут стремечко, которое одевается на карабин и затягивается на коренной вершине карабина.

а3) Грейпвайн-удавка (рис. 7; п. 3). Для крепления карабина самостраховки применяется простой и надежный узел, который представляет, затягивающуюся на карабине петлю, фиксируемую половиной узла Грейпвайн.

б) Двойной булинь блокировки ЛСС . Применяется для блокировки ЛСС старого типа, состоящих из отдельных грудного пояса и беседки. При вязке одно кольцо узла охватывает беседочную петлю, другое петли грудного пояса. Из свободных концов узла делаются две самостраховки.

К верхнему кольцу узла пристегивается карабин динамической страховки. К нижнему - все средства подвески участника на перилах (восьмерка, каретка и др.).

Предостережение: Недостаточно затянутый ДБ, а так же ДБ из веревки со скользкой оплеткой, под нагрузкой может выворачиваться или ползти. При узком грудном поясе это приводит к сжатию груди (к удушению). При длительной работе булинь сильно затягивается, и его трудно развязать.

в) Обвязка грудная . Обвязывание груди участника концом или отрезком веревки для страховки на склонах не круче 50°. Вяжется при отсутствии ЛСС. Веревка охватывает грудь участника и завязывается спереди (на вдохе) узлом булинь. Холостой конец узла делается такой длины, чтобы охватить в виде лямок плечи участника и завязать на груди контрольным узлом (полуткацкий или полугрейпвайн), чтобы он упирался в булинь. Если он вяжется из отрезка веревки, из его основного конца делается самостраховка.

На соревнованиях ТМ, если это не оговорено особо, не применяется.

Контрольные узлы

Служат для подстраховки (контроля) основного узла (Рис. 8). Применяется: полуткацкий (обычный КУ) и полугрейпвайн . На узлах круглых опор (штыковые узлы) применяется контрольное стремечко (стремя, завязанный на веревке перед узлом). Контрольный узел должен быть тщательно затянут.

Из контрольных узлов менее надежным является полуткацкий . Самым надежным является полугрейпвайн . На двойной веревке более удобен и надежен шкотовый контрольный узел .

Рис. 8. Контрольные узлы

Шкотовый контрольный узел (Рис. 8. п-4). Вяжется на двойной веревке узла крепления навесной переправы или (двойных перил, при наращивании двойной веревки на спасработах и т.п. Свободный конец узла проводится между веревок переправы, а затем делается шкотовый охват. При натяжении переправы веревка контрольного узла защемляется между веревок переправы. Этим обеспечивается надежность контрольного узла.

Схватывающие узлы

Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на веревке. В частности: Для натяжения веревки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной веревке и др.

Обычно СУ вяжутся из замкнутой петли капронового шнура 6-8 мм. Применяются три типа петель:

1. Одинарная замкнутая петля , связанная узлом грейпвайн или встречным узлом (Рис. 9 п.-4). На практике не исключается вязка СУ одним концом.

Рис. 9. Схватывающие узлы

2. Одинарная петля с общим двойным проводником (Рис. 9 п-5).

3. Двойная петля с общим двойным проводником (Рис. 9 п-6). Примечание: Симметричный схватывающий узел из такой петли на одинарной веревке проскальзывает. Для страховки (самостраховки) применять его нельзя.

Следует помнить, что страховка схватывающим узлом применяется только в крайнем случае, когда отсутствуют жумар, кроль и др. стандартное снаряжение.

Прочность петли из нового 6 мм репшнура первого сорта составляет около 400 кГ. По мере эксплуатации ее прочность быстро снижается. Ниже даны основные типы схватывающих узлов:

а) Полусхват - симметричный одно охватный СУ. (Рис. 9, п-1).

Узел хорошо держит на толстом 50 мм канате, стволе дерева, но проскальзывает на одинарной и двойной 10-11 мм веревке.

б) Классический симметричный схватывающий узел (рис. 9. п-2), и усиленный симметричный схватывающий узел (пункт-3). Узел вяжется из веревочной петли одинарного репшнура, сечением 6-8 мм. Узел применяется для фиксации веревки и для страховки на вертикальных перилах, на склонах до 45-50°. На склонах круче 50° прочность одинарной петли становится недостаточной.

ССУ, выполненный из двойной петли 6 мм репшнура (пункт-6) имеет большую начальную прочность 800-1000 кГ, но проскальзывает на одинарной веревке. Он может применяться только на двойной веревке.

в) Австрийский схватывающий узел. Существует две формы узла - прямая (рис. 10 п. 1-2) и обратная (рис. 10 п. 3-4). При прямом варианте схватывающая петля накручивается вверх по перилам, при обратной вниз.

Рис. 10. Схватывающие узлы

Прямой вариант узла обычно применяется для натяжения навесной переправы. В этом случае он вяжется из двойной 6 мм петли или из 8 мм петли. При этом делается 4-6 оборотов петли вокруг веревки.

Обратный вариант узла (рис. 10 п. 2) часто применяется для самостраховки на вертикальных перилах (как симметричный СУ). При этом ограничиваются двумя, максимум тремя оборотами петли вокруг перил.

г) Узел Бахмана (рис. 11). Обычно применяется для силовых операций с веревкой. Для самостраховки применяется редко.

Рис. 11. Узел Бахмана

Надежность схватывания узла на тяге зависит от количества его охватов на веревке. Обычно ограничиваются 4 оборотами.

е) Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем (рис. 12). Вкладыш значительно повышает сцепление узла на веревке.

Рис. 12. Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем

Карабин-вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли.

ж) Узел Бахмана неполный. (Рис. 13). Первые 2-3 оборота петля охватывает только перильную веревку, а последующие 2 оборота охватывают и веревку и карабин.

Рис. 13. Узел Бахмана неполный

з) Узел "Псевдобахман" (Рис. 14). Все обороты петли охватывают только перильную веревку. Затем петля проводится через карабин. Узел можно завязывать, не отстегивая его от средства тяги, или от участника.

Рис. 14. Узел "Псевдобахман"

Псевдобахман хорошо держит только на натянутой веревке, или на веревке с подвешенным грузом. Узел хорошо держит на металлическом тросе, сечением более 6 мм. На свободно висящей веревке узел не держит и срывается.

и) Узел УПИ (Рис. 15). Оригинальный, достаточно надежный узел. Предложен туристами Уральского Политехнического института, автор А.Ю. Яговкин.

Рис. 15. Узел УПИ

Вяжется как Псевдобахман, затем проводник петли пристегивается к карабину Бахмана. Узел быстро вяжется и применяется для натяжения одинарной и двойной веревки.

к) Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем. На двойной веревке СУ, как правило, держат лучше, но при больших нагрузках, на мокрой веревке и особенно ледяной веревке они могут проскальзывать.

Рис. 16. Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем

Для исключения проскальзывания между веревками, в центральной точке узла пристегивается карабин, который работает как стоп-вкладыш. При затягивании узла двойная веревка охватывает пруток карабина и образуется упор. В отличие от всех, перечисленных выше, схватывающих узлов, петлю данного узла можно вязать из толстой и даже из основной веревки (8-11 мм). Хорошо работает даже ПОЛУСХВАТ. Это позволяет повысить безопасность работы при больших усилиях тяги. (Разработка автора).

л) Узел Гарда. Двухкарабинный узел Гарда применяется для фиксации веревки, для верхней фиксирующей страховки, ия самостраховки на вертикальных перилах. Так как прочность карабина прочней репшнура, он не перетирается и не перегорает, узел Гарда более надежен.

л1) Страховка Гарда (рис. 17). При верхней фиксирующей страховке два одинаковых карабина пристегиваются коренными вершинами к веревочной петле пункта страховки (не на карабин и не на кольцо). Способ вязки узла показан на рис. 17, пункты 1-2.

Рис. 17. Страховка Гарда

При верхней страховке (рис. 17.3) верхний конец веревки закрепляется в пункте или на страхующем участнике.

При подъеме страхуемого веревка и узел расслабляются. Участник на страховке, удерживая веревку по разные стороны от узла, протягивает ее через карабины. При срыве и зависании страхуемого узел Гарда защемляет веревку. Так обеспечивается фиксирующая, верхняя страховка.

При фиксации двойной веревки делается два узла Гарда (4 карабина). При этом недопустимо перекручивание веревок.

л2) Самостраховка Гарда. Применяется на свободно висящей (не натянутой) по склону или в пустоте перильной веревке. Карабины узла пристегиваются к беседке участника (рис. 17 п-4).

При подъеме узел расслабляется, и участник выбирает через него веревки. При нагружении узла веревка защемляется, и участник фиксируется на перилах.

ОСОБО ОПАСНЫЕ УЗЛЫ

Узлы, склонные к саморазвязыванию при работе с веревкой. Из, известных в спортивном туризме и альпинизме, узлов можно перечислить следующие:

1. Прямой узел. Склонен к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.

2. Шкотовый и брамшкотовый , завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.

Узлы 1-2 склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла веревки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.

3. Булинь вертикальных перил. Узел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным полуткацким , если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др.

4. Булинь грудной обвязки участника. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле. Выворачивание узла, как в ситуации-3.

5. Узел стремя , завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается, разматывается с нее при нагружении веревки.

6. Двойной булинь блокировки ЛСС, с разнесенными на грудь и на беседку, петлями , на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из веревки со скользкой оплеткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди.

7. Схватывающий узел из двойного репшнура . Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной веревке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надежный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих туристских рекомендациях и правилах Туристского многоборья. В частности, в методике под редакцией В. Теплоухова, которая признана обязательной для выполнения на соревнованиях по ТМ.

ЛИТЕРАТУРА

    Большаник, П.В. География туризма [Текст]: Учебное пособие / П.В. Большаник. - М.: Альфа-М, 2016. - 304 с.

    Соболев, С.В. Совершенствование тренировочного процесса в спортивном туризме в дисциплине «Дистанции – пешеходные» [Текст]: монография / С.В. Соболев, Н.В. Соболева, С.К. Рябинина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 134 с.

    Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм [Текст]: учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. – 396 с.