Икона святой мученицы параскевы пятницы. Мученица параскева, нареченная пятницею

Икона святой мученицы параскевы пятницы. Мученица параскева, нареченная пятницею

Много заступников божьих есть в православии, много ходатаев за грешников, но особенно почитается великомученица Параскева Пятница. Отдельное уважение ей оказывает женская половина населения. Святая вставала в ряд наравне с Богородицей и Николаем Чудотворцем, настолько она была любима, дорога и почитаема. Образ великомученицы часто изображали на обратной стороне иконы Богородицы. На Руси лик Параскевы был в каждом доме в красном углу. А также было популярно имя Прасковья, производное от Параскевы.

Житие

В ее житие написано, что родилась она в 3 веке в Иконии . Тогда это была великая Римская империя, и правил ей грозный гонитель христиан Диоклетиан. Будущая святая появилась в семье зажиточного сенатора. Ее родители были глубоко верующими православными христианами, чтили все обычаи и праздники. Но особенно почитали они пятницу, день распятия и смерти Иисуса Христа.

Особый пост соблюдали родители Параскевы в среду и пятницу, вспоминая предательство и страдания Господа. Также по пятницам они возносили особую молитву о даровании им дитя. Прошение было услышано. Когда в семье родилась девочка в пятый день недели, ее решили назвать Параскевой. В переводе с греческого означает «пятница».

В юности она осталась сиротой . Но все равно стала продолжательницей дела родителей и стала невестой Христовой. Много женихов к ней сваталось, но дева была непреклонна. Свое богатое наследство праведная девушка раздавала нищим, обездоленным и всем кто нуждался. Параскева продолжала молиться и проповедовать в народе веру Христову. Многих горожан она обратила в христианство, но были и недоброжелатели, которые клеветали и злословили на нее. В итоге девушку посадили в темницу.

В этот период император велел подданным искоренить христианство. И эпарх Аэтий решил исполнить приказ в подвластной ему области Ликаонии, где и находился город Икония. Ему поспешили рассказать о проповедующей Параскеве. Жрецы культа обвиняли ее в магии, волшебстве и волховании.

Когда эпарх увидел прекрасную деву, он соблазнился ее красотой и юностью. И предложил стать его женой и жить в богатстве. В обмен она должна была отречься от Христа и принести жертву языческим богам. Но проповедница была непреклонна и видела женихом своим только Иисуса Христа . Об этом она и сказала правителю.

Аэтий разозлился и приказал обнажить ее и избить сырыми воловьими жилами. В минуты истязаний мысли подвижницы Христовой были заняты только об истинном Боге Иисусе. Но военачальнику жалко было уродовать такую красоту и тогда Аэтий остановил пытку и начал снова соблазнять деву земными радостями. Только бы она поклонилась идолам. Мученица молчала. Тогда он начал хулить весь род христианский, дева не выдержала этого и плюнула ему в лицо. Разгневавшись, Аэтий велел подвесить Параскеву вверх ногами и терзать железными когтями. Но она мужественно терпела и не стенала. Чтобы продлить ее предсмертные мучения, деву бросили в темницу, в надежде на ужасную смерть.

Но по ее молитвам и за мученический подвиг Господь послал в утешение и исцеление Ангела . Утром стража обнаружила здравствующую и похорошевшую девушку, которая пела хвалебные молитвы Господу. Но подданный императора решил, что это его боги исцелили деву. Тогда Параскева велела показать ей этих богов и ее повели в языческий храм. За ними следовало много народу.

Все думали, что она отречется от своей веры и поклонится идолам. Но, прикоснувшись к статуе идола, она повелела именем Господа Иисуса Христа превратиться им в прах. Тогда произошло сильное землетрясение и капище было разрушено. Многие люди, увидев это, уверовали в Иисуса Христа. Но жрецы были уверены, что она колдунья, и только ее волшебство разрушило идолов.

Аэтий был согласен со жрецами и продолжил мучения Параскевы. Приказал подвесить ее и жечь бока огнем. Девушка вознесла молитву с особой горячностью и верой. И огненное пламя перекинулось на мучителей. Увидев это, люди стали сомневаться в могуществе языческих богов и уверовали в Иисуса .

Правитель решился на смертную казнь Параскевы, через отсечение головы, боясь восстания и мятежа в народе. Когда свершилась казнь, воздух наполнился благоуханием. Так, Господь забрал к себе непорочную душу святой. Христиане похоронили ее в домовой церкви. Вскоре смерть настигла ужасного истязателя. Когда эпарх отправился на охоту, конь встал на дыбы и опрокинул его.

Покровительница Иконии

Святая великомученица покровительствовала своему родному городу и после смерти . В минуты осады иноверцами Иконии к раке с ночью явились ангелы и просили Параскеву пойти с ними. Они предупреждали, что город будет предан в руки арабов за грехи жителей. Она отказалась и вознесла молитву ко Господу. Затем святая сказала, что если городу суждено сгинуть пусть, и она погибнет, но город не оставит. В это мгновение у стен города началась сильная буря и из тучи на врага стали падать горящие камни. Голос с небес повелел врагу отступить от города. Это происшествие уничтожило 70 полков эмира.

Тогда арабский правитель решил заключить мир с иконийцами. Те взамен дали ему много серебра. И он поведал им, как неведомая сила ночью уничтожила почти все его войско. Тогда епископ рассказал о видении в храме у гроба святой Параскевы.

Эмир решил завладеть мощами святой , но впряженные в повозку кони были неподвижны. Почти три десятка лошадей не могли увезти гроб. После этого все поняли, что святая хочет остаться на родине. Епископ начал умолять эмира оставить ее, тогда арабский правитель назначил выкуп за мощи. Он велел принести столько золота, сколько весит тело святой. Рассчитывая, на щедрый выкуп. Драгоценный металл был собран. На одну чашу весов положили гроб святой, а на другую начали сыпать монеты. Весы уравнялись, только когда на чаше осталось 15 золотников. Так, святая Параскева спасла город от захватчиков.

В православии было несколько святых Параскев:

Языческое начало в образе Параскевы

На Руси образ святой неотрывно связывался со славянской языческой богиней Мокошью (Макошью) , покровительницей воды, судьбы, прядения, ткачества, скотоводства и ремесел. А также богиней любви и красоты Ладой, хранительницей семейного очага, плодородия и природы. Поэтому святой приписывают покровительство сельскому хозяйству, рукоделию, ткачеству и домашнему быту.

Священный синод запретил смешивание образа подвижницы Христа с языческими богинями, но традиция освящать плоды на день Параскевы и хранить их до следующего года сохранилась. Также святую великомученицу связывали с культом Недели (воскресенья), который перемешался с почитанием святой Анастасии (в переводе имя означает «воскресенье»).

С образом Параскевы проводят параллели в мифологии других стран. В мифах таджиков есть образ «госпожи Вторник» (Биби-Сешанби) . Она является покровительница семейного счастья, прядения и обработки хлопка. Есть и другие мифические создания, которые прядут судьбу: древнегреческие мойры, исландские норны, немецкая богиня Фригг. Она помогала роженицам, устраивала судьбы новорожденных, прорицала и колдовала.

В народном понимании Пятницу представляли высокой дородной женщиной с большими грудями и длинными волосами, что сближает ее с мифическими персонажами типа Смерти, русалки, Доли. В сказаниях Параскева Пятница прядет оставленную работу, что также роднит ее образ с домовым, кикиморой и Марой (Мореной), славянской богиней смерти и плодородия.

С чем обращаются к святой Параскеве Пятнице

О чем молятся страждущие перед ее образом:

Почитают ее промышленники и портные . На Руси не было ни одного базара, где не находился бы храм святой. Сами торги устраивались в пятницу, поэтому ее также почитают торговцы.

Святая является покровительницей воды, ее образ часто являлся в водах. По всей России есть много источников носящих ее имя, но есть один наделенный особой целебной силой. На Руси ставили вырезанные из дерева скульптуры, иконы, возводили часовни Параскевы возле водоемов и колодцев. Храмы у распутья дорог так и называли Пятницами.

Обычаи и обряды, связанные с Параскевой Пятницей

В день Параскевы Пятницы желательно сходить в церковь и освятить отрез льна . Им потом обвешать икону. Существует обряд, в котором икону нужно поставить возле воды, чтобы та обрела целебные свойства. В дальнейшем принимать эту воду для лечения. В день святой можно привязать цветы и травы к иконе, а потом сварить из них лечебный отвар. Если завернуть текст молитвы в лен и приложить к больному месту, то наступит исцеление. Перед родами женщина вешала на шею образок с молитвой к святой.

В память о Параскеве в пятницу запрещено рукодельничать. Считалось, что тот, кто ослушивался ее запрета, тот засорял ее глаза, прял ее волосы и колол веретенами. Святая могла наказать, запутать нитки, нагнать слепоту или закинуть в окно 40 веретен, которые надо было спрясть в короткий срок.

У финно-угорских народов девятая пятница после Пасхи считалась «заветным днем больных» . В этот день чудотворный образ святой Пятницы приносил исцеления.

На праздник Параскевы Пятницы не приветствуется бурное веселье и тяжкий труд. В это время нужно соблюдать , нельзя заниматься домашними делами и сельхоз работами. Запрещается мыться, купать детей, расчесываться и сплетничать. Женщина, ожидающая ребенка, не должна давать в долг. Считалось, что в чужие руки передавалась судьба дитя.

Часто на день Параскевы повторяли обряды Покрова Богородицы.

Гадания

Гадают на сон . Нужно, не раздеваясь, лечь в постель, распустить волосы. На подушку положить зеркало, расческу, мыло или платочек. Если приснится милый и будет нежен и ласков, то свадьбе быть. Наутро нельзя смотреть в окно, чтобы не спугнуть сон. Если присниться кошмар, то нужно умыться водой и рассказать сон, чтобы он не сбылся.

Приметы

  • если на Параскеву Пятницу наступает быстрая оттепель, то это сулит долгие морозы;
  • если около луны образовался круг, то поднимется сильный ветер;
  • если на Параскеву слякотно и грязно, то через месяц ждать зимы.

Храмы и церкви в честь святой Параскевы

В северном Бутово есть храм Параскевы Пятницы 16 века , который окончательно отреставрировали в 20 веке. Он имеет форму корабля, олицетворяя духовный флагман для верующих.

Есть Пятницко-Туговский храм в Ярославле, построенный в 17 веке. И в Суздали Пятницкий храм, который называется Никольский. Возводят церковь в селе Хвощеватка Воронежской области. В годы войны храм Параскевы разрушили бомбежкой. Недалеко есть известный на всю Россию источник «7 ручьев» («7 ключей»), примечательный своей целебной силой. В селе Савино недалеко от Екатеринбурга в 19 веке в водах реки Пышмы явилась икона святой. В итоге в тех местах построили храм, где икона и нашла свое место. В женском монастыре в Республике Коми есть мироточащая икона великомученицы.

Крупицы мощей есть в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в храме Вознесения Господня в Москве. В столице раньше на Охотном ряду была церковь Параскевы Пятницы. Теперь там стоит Госдума. А московский Пятницкий переулок был назван в честь храма святой, но теперь на его месте метро. Моща Параскевы Пятницы есть также в в правом приделе, освященном в честь Петра и Павла. Мощи Параскевы присутствуют на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре.

Помнят и молятся святой великомученице по всей России и за ее пределами. А молитвенное прошение, которое идет с глубокой верой и от души, посредничеством Параскевы всегда будет услышано. Молитвы Параскеве Пятнице, фото ее и акафисты можно найти в интернете.

Изображения Параскевы Пятницы






Cвятая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия.

Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу.

С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившисьэтим

Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. (1)

«Господи, Иисусе Христе, Боже мой, всяк же призываяйТя мною, рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его».Слова этой молитвы можно прочесть на свитке, который держит в левой руке великомученицаПараскева, именуемаяПятницей. Правой рукой святая прижимает к груди крест. Ее стройный девичий стан охватывает алая мантия, а голову покрывает белый плат, ниспадающий на плечи.

Икона, изображающая великомученицу Параскеву, не только свидетельствует о ее мученическом подвиге, но и языком символов раскрывает суть мученического служения на земле.

Крест, багряная риза и белый покров являются зримыми этапами этого пути. «Истекая кровью телом, святая духом убелилась» - поет Церковь в богослужебном гимне, словом подтверждая то, что красками являет иконописец. Лишь добровольное принятие креста, отказ от всех земных ценностей ради Божественной любви возжигает в человеческой душе небесный свет. Когда вспыхивает свет, побеждается греховный мрак человеческой природы и наступает преображение.

На иконах состояние преображения передается блеском славы. Голова святой Параскевы утопает в светоносном нимбе, а небесные силы в образе летящих ангелов, любуясь красотой ее личности, венчают святую не только золотым венцом, но и драгоценной короной.

По сей день в городах и селах можно встретить бесчисленные Пятницкие улицы и площади.

В сотнях вариантов дошли до наших дней древние рукописи Житий святой, вдохновлявшие на протяжении веков гимнографов и иконописцев, которые стремились увековечить память «общницы страстей Христовых» в слове, звуке и цвете.

На многочисленных иконах великомученицу Параскеву изображали то в образе прекрасной юной русской девушки, то аскетической подвижницей и строгой наставницей. Часто она предстает рядом со святыми Отцами ранней Церкви, святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом или девами-великомученицами Варварой, Екатериной, Анастасией.

Начиная с 15 века особую популярность приобретают житийные иконы. Они изображают не только саму святую, но и рассказывают через небольшие иконки-клеймы, обрамляющие центральный образ святой, об основных этапах ее земной жизни.

На клеймах можно видеть рассыпающиеся в прах по молитве юной гречанки мраморные статуи языческих богов. Страшные сцены бичевания и пыток, которым подвергли двадцатилетнюю деву по приказу игемона, местного правителя Малой Азии, оскорбленного безучастностью прекрасной Параскевы к его грубым проявлениям страсти. Зрителя завораживала сцена чуда, на которой полуживая мученица получала чудесное исцеление от «светоносной жены», посетившей ее в темнице. Христиан восхищала сила духа святой, радовало обращение в христианскую веру сотен язычников.

Короткая и яркая жизнь не закончилась для Параскевы усекновением главы. Преданная на смерть в самом конце 3 века, в дни страшных гонений на христиан, развернутых императором-язычником Диоклетианом, великомученица Параскева становится высоко почитаемой святой православного Востока.

Ее подвиг заносится в мартирологи(перечень христианских мучеников помесяцам и дням с кратким описанием их мученичества), послужившие в дальнейшем основой для церковных календарей, в ее честь в Византии возводятся храмы и пишутся иконы.

Она стучится в сердца не только своих соплеменников, но и славянских народов Македонии, Болгарии Сербии, а также христиан Румынии. В 10 веке святая переступает границу Киевской Руси, возжигая любовь ко Христу в душах древних русичей.

Переписывая кондак, который пелся в день памяти великомученицы в Церкви, летописец 12 века нарекает святую двойным именем. Сохранив без изменений ее греческое имя Параскева, он добавляет к нему русский аналог «Пятница». Так святая Параскева Пятница, жившая в небольшом городе Малой Азии Иконии, становится одной из самых любимых святых на русской земле.

Ее путь свидетельства и проповеди христианства не был простым.

Почитание ПараскевыИконийской постепенно входило в традиционный языческий быт древних славян, вытесняя из их сознания веру в женское божество, в руках которого находились нити человеческой жизни. В славянской мифологии таинственную женщину представляли в двух ипостасях: либо прекрасной девой в белых одеждах, олицетворяющей счастливую земную долю; либо скорбной, обнаженной, растрепанной женщиной, истекающей кровью от уколов веретеном, которым пряли женщины, нарушая тем самым строгий запрет на работу в пятницу.

С принятием христианства вошло в русский быт почитание так называемых «святых пятниц», двенадцати пятниц перед главными христианскими праздниками, соблюдению которых приписывалась особая чудотворная сила. Если в деревне начинались бедствия, крестьяне шли в пятницу в Церковь, где приносили совместные обеты, добровольно налагая на себя строгий пост и телесное воздержание. Вымаливая у Бога прощение, люди обещали каждый год в этот день возобновлять свои обеты, посвящая «обетные пятницы» Всевышнему.

Со временем образ великомученицы Параскевы Пятницы вытеснил и эту полуязыческую веру русичей во всемогущество «обетных пятниц», подняв религиозное сознание на новую духовную высоту. Святая Параскева стала для нового поколения верующих олицетворением той единственной, самой страшной, Страстной Пятницы, в которую был предан смерти Сын Божий, Иисус Христос. Ей удалось подвести русского человека к самому подножию голгофского Креста, чтобы человек, наконец, понял смысл добровольной жертвы, без которой нет очищения, нет преображения, нет пасхальной встречи с воскресшим Спасителем.

Неслучайно каждая пятница является для современных христиан днем добровольного поста, а Церковь в этот день напоминает верующим не только о муках Христа, но и о мужественном несении креста собственного.

Образ великомученицы Параскевы был особенно близок и дорог верующим в годы жестоких испытаний, помогая пережить тяжкое монголо-татарское пленение. Сбросив иго, русский народ не только не забыл помощи греческой святой, но и поставил ее в один ряд с прославленными в те годы русскими чудотворцами. Ее житие оказалось рядом с житием Сергия Радонежского и его учеников.

Приняв в конце 14 века по инициативе Московского митрополита Киприана новый Иерусалимский устав, Церковь дала возможность русской душе излить в высоком богослужебном творчестве всю накопившуюся любовь к Богу и Его святым. Пришедшая на смену скорби и печали радость нашла свое выражение в гимнах и песнопениях, каждое из которых по сей день поражает своим совершенством. Новые богослужебные тексты не просто украсили церковные службы, но и богословски точно отразили огромный духовный опыт, накопленный Греческой Матерью-Церковью, преемницей которой, начиная с 15 века, все более и более осознавала себя Русь.

Крушение Византии, падение Константинополя, захват турками Сербии и Болгарии русские переживали как свою личную трагедию. Стремясь духовно укрепить и возвысить поднимающуюся с колен страну, помешать наметившемуся расколу Церкви на две митрополии – южную и северную, святитель Киприан ввел в Церковный календарь наряду с греческими и русскими святыми, святых Болгарии и Сербии. Зримому внешнему унижению Православия он противопоставил сонм святых торжествующей Небесной Церкви.

Так рядом с великомученицей Параскевой встала ее тезка, сербская святая 11 века, преподобная Параскева Петка, которая прославилась среди южных славян своими аскетическими подвигами и суровой отшельнической жизнью. Образ ПараскевыИконийской, традиционно распространенный в северных областях Руси, прежде всего в Новгороде и Пскове, соединившись с образом Параскевы Сербской, становится любимым образом всей страны.

Расширяясь и углубляясь он вбирает в себя к 17 веку образы уже четырех святых, носящих имя Параскевы. К ПараскевамИконийской и Сербской присоединяется святая Параскева апостольского века, принявшая одной из первых мученический венец. Традиционно имя мученицы ранней Церкви связывают с именем ее сестры ФотиныСамарянки, с которой у колодца Господь беседовал о смысле жизни. Во 2 веке неразделенная Церковь прославляет преподобномученицуПараскеву, яркую проповедницу Евангельской Вести, пострадавшую в Риме.

Так четыре святые жены, четыре пути женского служения соединяются в единый образ Параскевы, именуемой Пятницей, возводя его на предельную высоту обобщения. В это время появляются выносные богородичные иконы, на оборотной стороне которых пишется образ святой Параскевы. При этом Богоматерь олицетворяет собой Церковь Христову, а Параскева Пятница ее крестный путь в мире.

По всей Руси Великой, на бесконечных ее просторах, особенно на распутье дорог, возводятся часовни в честь любимой святой, которые никогда не пустовали. Ей молились странники и путешественники; к ней обращались купцы, почитавшие святую Параскеву помощницей в торговых делах; крестьяне, видевшие в ней свою кормилицу; женщины, почитавшие святую охранительницей семьи и детей.

К ее заступничеству прибегали находившиеся в тяжких обстоятельствах христиане 20 века, пострадавшие за веру в годы страшных гонений, по масштабу и разрушительной силе не имеющих аналогов в церковной истории.

Когда не выдерживали мужчины, сгибаясь под тяжестью репрессий, обрушившихся на страну в переломный момент ее истории, Церковь продолжали удерживать на своих хрупких плечах женщины. Это они, невзирая на преследования и угрозы, продолжали приходить в опустевшие храмы, чтобы свидетельствовать о своей вере, надежде и любви.

Белоснежный плат, покрывающий на иконах голову святой Параскевы Пятницы, превратился в символ русской Церкви 20 века, ставшей Церковью белых платочков на головах женщин.

Культ Параскевы-Пятницы у славян занимает особое место. Так получилось, что пятница как день недели была посвящена в дохристианскую эпоху богине Мокоши, покровительнице ремесел, прядения, ткачества и женщин вообще. Считалось, что она прядет нить судьбы, наподобие греческим мойрам. Слово «пятница» чуть было не превратилось в отдельное имя, и только отсутствие его в календаре помешало ему закрепиться в этой роли.

Началась эта история в правление императора Диоклетиана. В малоазийском городе Иконион (современный Конья в Турции) в семье сенатора родилась девочка. Родители ее чтили пятницу как день страданий Христа и девочку назвали в честь этого дня по-гречески - Параскевой.

С детства девочка вела аскетический образ жизни, дала обет безбрачия и решила посвятить свою жизнь просвещению язычников.

Диоклетиан поставил перед собой цель возродить традиционный римский культ как основу единства империи, и это побудило его начать репрессии против христиан. Надо сказать, что это было трудно: в III веке христиане были в армии, при дворе, на государственных должностях. В первую очередь чистки коснулись именно их. Началась эпоха, называемая Великим гонением.

У власти изначально не было цели истребить христианство, достаточно было, чтобы его приверженцы подтвердили лояльность императору принесением жертвы римским богам. Добиться этого было почти нереально: христиане гибли, их отправляли на корм зверям, мучили, римским гражданам отрубали головы, но все было тщетно. Именно в этот период утвердилось почитание мучеников. Среди них известные имена, например:

  • Георгий Победоносец;
  • Святой Себастьян;
  • Агнесса Римская;
  • Феодор Стратилат;
  • Прокопий Кесарийский;
  • Петр и Марцеллин Римские и др.

Параскева вошла в число этих мучеников. Она была схвачена и приведена к эпарху Аэцию. Ему девушка понравилась, и он не поверил тому, что она верит в Христа.

Он даже предложил ей выйти за него замуж, поклонившись предварительно идолам. Но Параскева ответила, что ее единственный жених - Иисус Христос, а ее красота - дело временное.

Отказавшись принести жертву языческим богам, Параскева приобщилась к тем Страстям Христовым, именем которых и была названа. Ее привязали к дереву и пытали огнем. Опаленную до костей, ее бросили в темницу, где ночью произошло чудо - Бог исцелил ее. Палачей это не вразумило, и они продолжили пытки, после чего отрубили девушке голову.

Почитание святой в православии

Святых с именем Параскева несколько. Среди них сестра Фотины-самаритянки, Параскева Римская, Сербская, четыре новомученицы. Именины женщин, носящих имена Прасковья, Прасковея и уменьшительные от них, празднуются 5 и 11 декабря, 7 марта, 2 и 8 апреля, 5 и 27 октября. Но Параскеву Иконийскую, называемую Пятницей, чтут 10 ноября.

Существует множество храмов, посвященных святой. Раньше их так и называли - пятницкими. Есть и фамилия Пятницкий, связанная с днем почитания Параскевы.

В день ее казни многие горожане уверовали в Христа, а ее мощи, долгое время находившиеся на родине, исцеляли больных. Позже они были розданы в другие города и монастыри, в первую очередь на Афон. Сейчас есть много мест, где находятся мощи Параскевы Пятницы. Есть частицы ее мощей и на территории России, в частности:

  • в Троице-Сергиевой Лавре;
  • в Воскресенской церкви в Сокольниках;
  • в храме Рождества Богородицы в Казани.

Параскева Пятница стала одной из святых, которых в России почитают особо. К ним относятся также Николай Чудотворец, Андрей Первозванный и Георгий Победоносец, но Параскева - это особый случай. Можно долго перечислять, в чем помогает святая Параскева Пятница, но в народе она считается покровительницей таких дел, как:

  • пятничные ярмарки;
  • прядение и ткачество;
  • освящение воды в родниках;
  • здоровье скота, особенно коров;
  • покровительница полей.

В дни, посвященные ей (а их несколько больше, чем в церковном календаре), не разрешалось выполнять женские работы, и с этим связано множество суеверий. Часовни, посвященные святой, ставили у родников: считалось, что она делает воду святой. Во многом святая эта «женская»: если посмотреть, о чем молятся Параскеве Пятнице, то первое, что приходит в голову - девичья молитва о достойном женихе и любви. Девушки считали, что молитва поможет им его найти так же, как и святой удалось обрести своего небесного жениха - Иисуса Христа.

Существует два стандартизированных текста молитвы о замужестве Параскеве Пятнице, но главное в них - не следование слову, а искренность.

Иконография Параскевы Пятницы

Хотя по каноническим изображениям трудно установить, как выглядел тот или иной святой, всё-таки характерные черты их образа на иконах отображаются. Например, Николай Мирликийский изображался всегда в виде пожилого грека с кучерявой короткой бородой, и компьютерное моделирование по мощам действительно это подтвердило. То же самое можно сказать и о других святых, изображения которых достались нам еще с римской эпохи.

Мученица Параскева изображается на иконах в виде высокой девушки в простом платье, поверх которого накинут мафорий - полуплащ, называемый также в западных провинциях империи паллой. В одной руке святая держит Крест, в другой - свиток с Символом Веры.

Иногда Параскеву изображают с другими святыми. Так, существуют изображения ее с тремя святителями - Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. На большинстве икон святая изображена по пояс, но существуют и изображения в полный рост.

Эти иконы есть, наверное, в большинстве храмов России, а раньше они были распространены среди населения наряду со Спасом, Богородицей и Николаем Чудотворцем. Во всяком случае, маленькая иконка была всегда в красном углу, а при индустриализации и переселении в города люди вешали ее в спальне.

Целительную силу мощей святой люди перенесли и на икону Параскевы Пятницы . В чем помогает ее образ, догадаться нетрудно. Конечно же, она помогает избавиться от боли, лихорадки и способствует миру в семье. Некоторые молитвы о здоровье, обращенные к Параскеве, имеют характер заговоров, но такое отношение к образу святой (как к языческому оберегу) церковь порицает.

Существует и женская молитва перед иконой мученицы, где ее просят придать крепость в вере, защиту и покровительство.

Народные традиции и культ

В сознании восточных славян образ Параскевы наложился на дохристианские воззрения и, в определенной степени, заменил собой Мокошь. Церковь с этим боролась как с суевериями, но ее усилия были тщетны.

Особенности почитания Пятницы можно перечислить:

  • смешение святых с именем Параскева в один культ;
  • частые скульптурные изображения, которые ставились не только в церквях;
  • перенесение дней почитания на каждую пятницу, но особенно выделялась девятая после Пасхи;
  • обряды, связанные со льном.

Параскевы Льняницы и лен

Этот праздник соответствовал дню почитания великомученицы Параскевы Иконийской 28 октября по старому стилю (10 ноября по новому).

Женщины в этот день приносили в церковь лен, который только начали мять. Первину (так называли первое мятое волокно) прикрепляли к иконе. В этот день нельзя было купать ребенка, прясть, ткать и стирать. Считалось, что святая обязательно накажет за нарушение этого запрета, но при соблюдении всех ритуалов она будет первой помощницей.

Украинки и белоруски почитали Параскеву как хранительницу женских традиций и покровительницу земли и воды. До XIX века в украинских селах бытовал обычай водить Пятницу - на ее роль выбирали женщину с распущенными волосами.

С днем Параскевы были связаны приметы и поговорки, например: «Мни лен доле и волокно будет доле», «Кто в Пятницу много смеется, тот в старости будет плакать» и другие .

Сказание о двенадцати пятницах

Когда-то на Русь попал апокриф - неканонический текст, который приобрел популярность в народе. Источником его был текст греческий и пришел к нам, скорее всего, через балканских славян.

Согласно апокрифу, человек должен соблюдать строгий пост 12 пятниц в году. Нарушивший пост мог внезапно умереть, сгореть или попасть под молнию, зато выдержавший половину постов в году мог расчитывать на визит святой Пятницы.

В первый свой визит святая откроет человеку часть его будущего, а после двенадцатой пятницы предскажет все.

У разных народов набор пятниц отличался. Например, в России чтили следующие:

Особое внимание уделялось третьей и десятой пятницам. Белорусские девушки верили, что соблюдая строгий пост 12 пятниц, они выйдут удачно замуж.

На самом деле никакого основания под этим нет - ведь среды и пятницы считаются в православной церкви постными днями.

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.

Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры.

До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, святая Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти святой Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название святой Параскевы Льняницею. Кроме того, святой Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою святой Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу святой Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Святая Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п. Наконец, святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, - как замечает далее Стоглав, - “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.

В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, “водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы”. На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 - 98 крестьяне Товренской обл. “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги”.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в. считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь святой Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом святой Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.

Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.

Во все времена женщина являлась хранительницей семейного очага и, пожалуй, не было ни дня за всю историю человечества, когда глаза и мысли женщины не были бы обращены к небу за помощью в обретении долгожданного супружеского счастья.

В пантеоне христианских святых есть много Великомучениц, которые покровительствуют прекрасной половине — Святая Екатерина Александрийская, Вера, Надежда, Любовь и София, Ксения Петербургская, Анна Пророчица. Особое место среди них принадлежит святой Параскеве Пятнице, издревле почитаемой у .

Имя Параскева имеет древнегреческое происхождение, переводится как «канун субботнего праздника». Пятница в христианстве имеет особое значение, это день распятия Христа.

По преданиям родители Параскевы долго не могли зачать детей, и все пятницы просили Всевышнего послать им ребеночка. И когда малышка родилась в пятый день недели, не раздумывая, назвали новорожденную в ее честь.

Святая жила в третьем столетии, в Иконии, Малая Азия, в эпоху царствования Диоклетиана. Это были тяжелые времена для последователей учения Христа, которых не жаловал глава государства. И все же своей жизненной задачей она видела просветление инакомыслящих и обращение их в христианскую веру.

В юности девушка приняла решение вести праведный образ жизни и дала обет безбрачия. Ее родители умерли, не дожив до преклонного возраста, и оставили хорошее наследство. Полученные средства Параскева стала тратить на благотворительность, покупая пищу и одежду нуждающимся.

В те времена император прислал в город военачальника, задачей которого было уничтожить всех последователей христианской религии. Жители рассказали ему о девушке, исповедующей учение Христа, и она была представлена командующему. Он был очарован ее женской красотой и пытался уговорить Параскеву совершить обряд языческого жертвоприношения, однако безуспешно.

В наказание за нежелание отречься от своего вероисповедания, она была прикована к дереву, подвергнута жестоким пыткам, после чего заключена в тюрьму. Там Бог излечил нанесенные увечья, но это знамение не остановило палачей, и вскоре они отсекли ей голову. Жители похоронили Параскеву.

Спустя много времени мощи святой были развезены по многим и храмам. В нашей стране крупицы ее мощей находятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Московском храме Воскресения Господня и в других местах.

О праведных деяниях Параскевы не забыли. Ежегодно 10 ноября христиане отдают дань ее памяти . В этот праздник принято освещать в церкви плоды, которые бережно хранили до следующего года. В честь святой построено множество храмов, обычно их располагали около воды и называли Пятницами.

В народе Параскеву называли Петкой, Пятиной. Во многих регионах России есть ее святые источники, а в Ыбском Серафимовском женском монастыре (республика Коми) мироточит икона с образом святой Параскевы.

В чем помогает Параскева?

Она считается покровительницей «слабой» половины человечества, в народе ее еще называли «бабьей святой». Помогает найти хорошего мужа, зачать ребенка, сохранить и преумножить семейное счастье.

Молитвы об избавлении от всяческих недугов (особенно зубной и головной боли), крепком женском здоровье, исцелении от бесплодия издавна направляли именно к ней. Девушки, которые хотели поскорее встретить суженого, матери, переживающие за судьбу своего ребенка, жены, мечтавшие отвести «зеленого змия» от мужей – все они обращались к Параскеве.

Некоторые исследователи полагают, что святая унаследовала черты языческой богини Мокоши, покровительницы брака и скотоводства и Лады, хранительницы семьи . Славяне верили, что Мокошь прядет жизнь человеческих судеб, возможно поэтому Параскева покровительствует рукодельницам. Чтобы отдать дань уважения великомученице, женщины в пятницу предпочитали отложить все прядильные дела в сторону. Ей молились даже с просьбой защитить скот от гибели, особенно просили за коров.

Вера в исцеляющую силу Параскевы была в народе настолько сильна, что в качестве оберегов люди носили на шее специальные молитвы, охраняющие здоровье. Отвары из трав, находившихся возле образа святой, обладали особой целительной силой.

Не обошла Параскева своим вниманием и путешественников, нищих и страждущих. Оберегает и матушку природу, присматривая за полями и водоемами.

Молитва помогает нам воплотить в жизнь наши желания и устремления. Это один из сильнейших методов исцеления от болезней, ниточка, которая соединяет нас со Всевышним.

Часто чувство вины за свои прегрешения перед Творцом мешает общаться с ним напрямую, и люди начинают искать посредников. В христианской традиции ими стали ранее жившие праведники. Постепенно традиционным стало зажигать свечи перед их иконами и находить связь с Богом через послания, обращенные к ним.

Стоит произносить осознанно, это не должно быть механическое повторение выученного набора слов. В нее нужно в буквальным смысле этого слова вкладывать «частичку своей души», только так ваши слова могут быть услышаны и исполнены.

Параскева Пятница уже много столетий ходатайствует за нас перед Богом, обладая особым даром исцеления. Ниже мы приводим молитвы, с которыми надо обращаться к святой угоднице.

«Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоею в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: “Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!” Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас с предстоящих и молящихся ти, да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешание возлюбленному нашему отечеству, да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели: да очистит нас грешных от всякий скверны и порока, да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасения твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Заговоры на скорое замужество

Молитва о женихе:

«Святая дева, ты – Пятница Параскева! Пришли ко мне мужскую бороду – хоть вдовца, хоть старца, хоть богача. Не желаю больше сидеть в девках! Смиренно преклоняюсь пред тобой, святая мученица, и прошу тебя об одном: накажи мужскому племени в жены меня взять, а я взамен на это стану пост соблюдать и каждую пятницу прославлять. Закрепляю свою просьбу призывом Отца, Сына и Святого Духа. Пусть будет так отныне и навсегда. Аминь».

Следующий заговор выполняют рано утром на Параскеву Пятницу. Девушки произносят его трижды сразу после пробуждения, стоя на коленях и обратив свое лицо к восходящему солнцу. Перед прочтением исключить любое общение, нельзя умываться, расчесывать волосы и принимать пищу.

«Пятница моя, служу тебе и преклоняю пред тобой свои колени! Посади у моего дома вьюн – траву вьющуюся, траву извивающуюся. Пусть сей вьюн по жердочке взбирается, а без опоры ломается. Подобно вьюну тому пусть раб Божий (имя любимого парня) вокруг меня увивается, за мой стан хватается, передо мной стелется и со мной не расстается. Пусть ведет себя как вьюн, посаженный тобой, Параскевой Пятницей. Пусть он ему уподобится и не обходится без жердочки и подпорочки, то есть меня. Шепоток мой никто не перебьет, святою водицей не зальет и банным веником не захлещет. И даже самый сильный мастер не снимет его действие. Слова мои крепкие, а дела – складные да лепкие. Пусть чахнет по мне, рабе Божией (свое имя) и иссыхает без меня раб Божий (имя любимого). Аминь».