Плюрализм определение по истории. Можно ли сказать точно, что такое плюрализм

Плюрализм определение по истории. Можно ли сказать точно, что такое плюрализм

Интересы членов общества представлены самыми разными организациями и институтами. Современные мир с присутствующей в нём свободой мысли позволил каждому индивиду выбирать, какое мнение ему ближе. В результате полной свободы возникли разные мнения во всех областях.

Что такое плюрализм?

Культура, религия, политика, экономика и другие сферы жизни подвержены инакомыслию. Плюрализм – это множество разных позиции человека или группы людей, которые определены множеством равноправных мнений. Они независимы друг от друга, но определяют основу форм бытия, а в следствии отличаются методом познания. Термин «плюрализм» (дословный перевод слова «множественный») ввел Христиан Вольф, впервые он был использован в 18 веке.

Что такое плюрализм в философии?

Древние мыслители выдвигали разные теории возникновения любой сущности, всё подвергали сомнению и бесконечно спорили. Поиск ответов привел к возникновению в философии трех течений.

  • монизм;
  • дуализм;

В конце 19 - начале 20 века плюрализм получил широкое распространение не только в философских кругах, но и далеко за их пределами. Плюрализм в философии – это признание того, что в мире существует большое количество мнений, которые вытекают из взаимодействия самых разных факторов. Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Причины плюрализма

Для нормального функционирования социальной жизни людей необходимы разные мнения и взгляды на жизнь. Группы людей обладающие, к примеру, разными идеологическими принципами или отличающиеся вероисповеданием обеспечивают здоровую критику, а в споре рождается истина. В результате инакомыслия начинают появляться тенденции к развитию прогресса в науке, политике, философии, экономике и в других областях. Объяснить плюрализм и причины его возникновения, на самом деле не сложно:

  1. Он возникает, когда появляется разнообразие действительности.
  2. Зачастую зависит от исторической эпохи.
  3. Представляет собой принципиальность человека в видении какого-либо вопроса.
  4. Знания в определенной области возникают по причине личностного характера.

Виды плюрализма

Разные варианты оценки мира и широкий круг мнений в жизненно важных областях породили разногласия во всех значимых видах жизнедеятельности. Понятие плюрализм начало использоваться чуть ли не повсеместно и вошло в обиход людей разных профессий. Массовая распространённость позволила поделить его на виды.

  • идеологический плюрализм;
  • религиозный плюрализм;
  • культурный плюрализм;
  • духовный плюрализм.

Политический плюрализм

Присутствует в обществе, где нет сплоченной власти, которая в результате разных мнений распределилась по конфликтующим группам. Плюрализм в политике – это демократическая предпосылка, по своему принципу он является конкуренцией за государственную власть, где члены разных групп постоянно отстаивают свою точку зрения. Для развития политического плюрализма во многих государствах создают определенные условия, которые выражаются в свободе средств массовой информации, в наличии оппозиции, существование многопартийности, в выборах. Признаки плюрализма в политике:

  1. Преднамеренное стимулирование многообразия жизни в обществе происходит для возникновения условий существования конкуренции и оппозиции.
  2. Элементы общества наделены равноправием и самостоятельностью.
  3. В государстве не разрешена диктатура и насилие.
  4. Любой конфликт решается мирным путем.
  5. Существует многопартийность.

Идеологический плюрализм

Идейность входит в принцип любого государства с демократическим складом. Идеологический плюрализм вобрал в себя систему мнений самых разных общественных представлений и отношений между людьми. Принцип плюрализма в идеологии подразумевает, что любой человек, или группа людей могут свободно развивать и высказывать взгляды. Идейный плюрализм предоставляет возможность осуществления идей на практике путем их распространения и защиты, активной практической работы в законодательном творчестве, которая может быть представлена на рассмотрение государственным органам.


Научный плюрализм

Парадокс научного мышления сложен из людей, которые признают только одну мысль, или тех, кто рассматривает множество вариантов и признает их все. Существование альтернатив, множество самых разных предположений и взглядов, вот что значит плюрализм в науке. Это парадигма, которая построена на рациональном мышлении, и в результате этого построения появилась некая логическая система. Плюрализм допускает, что логических систем может быть несколько и выделяется основными признаками в научной деятельности.

  • многозначность;
  • нелинейность;
  • вариативность гипотез;
  • отсутствие строгих выводов;
  • признание многообразия: много начал, миров, причин и так далее.

В науке плюрализм идет об руку с монизмом, эти понятия не могут существовать друг без друга в сфере научного мышления. Подразумевают они «разнообразное в единстве» или «единство разнообразного», то есть «в общем» человеку надо видеть «единое», и наоборот «в едином – общее». Плюрализм в науке всегда находит свои проявления в признании и возражении.

Религиозный плюрализм

В большинстве стран мира действует свобода вероисповедания. В основу религий всего мира входят учения о том, что представляемая вера это единственно верный путь. Плюрализм в религии понимается, как уважение к чужой вере. Разнообразие систем и взглядов в религии породили религиозный плюрализм, но для него характерны свои, определенные черты:

  1. Не все, но некоторые истины существуют и в других религиях.
  2. Взаимоисключающие требования правды могут быть одинаково действительны, для двух, трех и более религий. Проявляется это в форме терпимости.
  3. Признание человеком того, что требования в другой религии, если присмотреться, это несколько видоизмененные истины стародавних времен.
  4. Создание гармоничного сосуществования и улучшения понимания между представителями религий.
  5. Принятие социума религиозного разнообразия.

Культурный плюрализм

Затрагивая разнообразные сферы жизни человека, проявляется это понятие и в социальной жизни людей. Подразумевая, что человечество во всем его многообразии, многонародности имеет право на свою культуру. Право быть реализованным и удовлетворить свои культурные потребности, вот что такое культурный плюрализм. Любой человек имеет право на свободу самовыражения, свои убеждения и ценностные ориентации он может отстаивать всеми законными путями.


Плюрализм мнений

Общаясь, человек сталкивается не только с единомышленниками, но и с людьми, мнения которых могут противоположно отличаться, от его собственного. Что такое плюрализм мнений и в чем он выражается? Социальная активность индивида наблюдается в плюрализме и выражается через дискуссии и споры в любых видах совместной деятельности, а чаще, когда есть необходимость принятия коллективного решения. Это межличностное конструктивное общение.

Многообразие мнений, существование самых разных точек зрения, споров и соглашений во время какой-либо совместной деятельности приводят к реализации самых сложных задач. При этом несовпадение мнений не подразумевают конфликт, а подробные дискуссии, не только сталкивают и сопоставляют мнения, а приводят к тому, что появляется общая групповая тактика. Благодаря плюрализму мнений происходят интеллектуальные прорывы, совершаются открытия.

Духовный плюрализм

Подлинный поиск и рост человека выражается в игре с самим собой, своим подсознанием. Сущность плюрализма предполагает его проникновение во все области духовной жизни людей. затрагивает многие аспекты: социальные, религиозные, патриотические, и даже политические. Человек, охваченный им, видит больше и шире, чем тот, кто признает только одну единственно верную истину. Поиски правды свойственны многим людям, но увидеть одну строну медали, и признать при этом наличие другой под силу только плюралистам.

Понятие «духовность» нельзя отделить от потребностей, как человека, так и общества. Это накопление духовных ценностей и общественного сознания, которое подразумевает наличие разноплановых идей, теорий, концепций. Плюрализм духовности - это признание чужих традиций, и чувств. Неприкрытый плюрализм и собственные либеральные взгляды побуждают человека к активной социальной жизни и деятельности.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный). - В философии - концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин «П.» введен в философию в начале 18 в. (X. Вольф). Особая форма философского П. - дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. Онтологический П. утверждает взгляд на мир как на нелинейное, нестационарное, неравновесное, поливариантное, самоорганизующееся многообразие, моделируемое сквозь призму установок синергизма, дополнительности, релятивности, диалогичности, симфонизма. Тенденция к плюрализации онтологической картины бытия отчетливо обнаруживается во всех тех отраслях современного научного знания, в которых имеется интенция на учет взаимодействия многих начал - в физике элементарных частиц, синергетике, глобальном эволюционизме, этнополитологии, социологии, структурной лингвистике, поэтике. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. Позиции П. в гносеологии и философии науки отстаиваются рядом учений или школ современной философии, в том числе некоторыми представителями отечественной философской мысли. Гносеологический П. кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, религия, магия, миф, мистика и т.д.) и воплощающихся во взаимоисключающих («несоизмеримых») картинах мира. Гносеология и методология П., стремящиеся преодолеть крайности классического рационализма, эмпиризма и трансцендентализма, укладывавших все богатство и многообразие познавательного отношения человека в прокрустово ложе жестких, однозначно детерминированных схем описания и объяснения, ориентируют на создание более гибкой теории познания, избегающей абсолютизации того или иного исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т.д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию различных теоретико-познавательных и методологических программ. В ряде отношений философский П. соприкасается с политическим и идеологическим П., являющимся теоретическим фундаментом толерантного мышления. Он ориентирует на отказ от признания какой-либо идеологии или системы взглядов в качестве единственно истинной, утверждает необходимость существования в обществе многообразия мировоззренческих и идеологических предпочтений и ориентации, признания права каждого на собственный взгляд и на возможность его выражения и защиты, уважения к оппоненту. В.В. Ильин, В.И. Кураев

В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма, утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму, от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме" Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

С термином «плюрализм» люди сталкиваются достаточно часто. Простыми словами плюрализм – это многообразие. В каждой из сфер человеческой жизни этот термин интерпретируется по-разному.

Содержание:



Определение

Плюрализм – это принцип, подтверждающий существование разных мнений, взглядов на явления, происходящие в мире. Эти мнения не зависят друг от друга и не сводятся к единственно правильному.

Принцип и признаки плюрализма

Термин «плюрализм» используется в разных сферах общественной жизни, начиная философией, заканчивая политикой и правом. Выделить общие признаки многообразия для каждой области невозможно, но существуют положения, которые помогают представить основной принцип плюрализма:

  1. Разнообразие мнений . Каждый взгляд на ситуацию имеет право на существование, все точки зрения на проблему равны между собой.
  2. Толерантность . Терпимое отношение к многообразию мнений и их различий.
  3. Работа с обстоятельствами . Плюрализм отрицает попытки изменения чьих-то устойчивых принципов, главная идея – постараться смириться и принять их как факт.
  4. Диалог . Умение обсуждать, принимать различия и находить компромисс, который устроит все стороны конфликта.




Виды

Как уже было отмечено, термин используется в разных сферах жизни, и немного видоизменяется в каждой из них. Вот основные области, где слово «плюрализм» имеет особенно большое значение.

Политический плюрализм

Политическое многообразие подразумевает существование различных политических течений, равных между собой. Они конкурируют за право представлять себя в органах государственной власти.

Можно говорить о существовании плюрализма в государстве, нужно соблюсти некоторые условия:

  • Свобода слова;
  • Отсутствие цензуры и свобода средств массовой информации;
  • Многопартийность;
  • Устойчивая оппозиция;
  • Свободные и открытые выборы;
  • Разграничение функций законодательной и исполнительной властей;
  • Общественные организации.

Важно! Во многих источниках информации политический плюрализм называют многопартийностью. И это верно – эти понятия равны между собой.

Плюрализм мнений

Признание того, что каждый человек обладает собственным мнением, мировоззрением и принципами и есть плюрализм мнений . Эта концепция помогает выстроить хорошие отношения с окружающими, потому что человек принимает взгляды другого и считается с ними. Это ни в коем случае не значит, что нужно соглашаться со всем, что говорит собеседник. Достаточно уважать его точку зрения и не давать оценочных суждений.

Идеалистический

Идеалистический плюрализм закрепляет право каждого человека иметь собственную систему ценностей и взглядов на мир, развивать ее и защищать. При этом никакая из этих систем не признается единственно верной и обязательной.




Религиозный

Религиозный плюрализм подразумевает, что ни одна из религий не может быть признана главной. Это целое религиозное движение, которое стремится к диалогу религий и признанию их равенства.

В религиозном плюрализме есть два основных принципа:

  • Все религии положительны и помогают человеку достичь духовности.
  • Религий много, но Бог един для всех. Все религии способствуют духовному росту последователя и нельзя считать любую из них высшей или низшей.

Люди, придерживающиеся позиции религиозного разнообразия, предлагают отбросить фанатизм, нетерпимость и разделение людей по конфессиям. Они выступают против насилия и ограниченности, проповедуя ценности толерантности.

В самом деле, в процессе изучения религиозных текстов прослеживается общий набор принципов и мнений. Каждая из конфессий выражает свое мнение по-своему, но поддерживает основные человеческие принципы.

Интересный факт! Религиозный плюрализм считается теологическим течением и называется суперэкуменизм. Впервые о равенстве в религии заговорили на Всемирном конгрессе религий в 1893 году в Чикаго, где собрались представители разных конфессий.



Правовой

Плюрализм в праве предполагает существование нескольких юридических систем в одном обществе. Это значит, что для решения проблемы применяются разные правовые механизмы.

Многие юристы считают, что существование разных правовых систем, приводит к противоречиям и разладу в обществе. Решить проблему становится затруднительно, потому что юридические нормы одной системы не согласуются с нормами другой.

Другие исследователи уверены, что существование разных юридических институтов наоборот снижает общественное напряжение. Это особенно заметно после серьезных реформ, где люди постепенно привыкают к изменениям, а не резко начинают следовать новым правилам.

Интересный факт! Ярким примером правового многообразия можно назвать ситуацию на Северном Кавказе. Там действуют обычаи коренного населения, шариат – кодекс ислама и российское право.

Космический

Космический плюрализм – это научная теория, которая предполагает, что помимо Земли во вселенной существуют другие населенные миры.

Идея космического многообразия распространилась не только среди философов, но и среди астрономов.

Впервые о космическом плюрализме заговорили в Древней Греции. Часть философов придерживалась мнения, что Земля уникальна, а оппоненты утверждали, что существует бесконечное количество миров.

Благодаря появлению телескопа в средние века, идея космического разнообразия закрепляла свои позиции. Теперь эта теория захватывала не только умы философов, но и ученых.

В эпоху Возрождения идеи космического многообразия продолжали развиваться. Главным участником споров стал Джордано Бруно, который утверждал, что существует бесконечное количество разных миров, которые невозможно перечислить. В эпоху Просвещения космический плюрализм прочно закрепил свои позиции. Эта концепция уже мало относилась к философии и искала подтверждение в математике, биологии и астрономии.

Даже в 70-е годы 20 века споры о Земле и других мирах продолжались. Российский ученый Константин Циолковский считал, что космос заселен более совершенными существами, чем люди. Он также был уверен, что пространство, время, а также звезды и планеты – бесконечны.

В наше время дискуссия продолжается, и придти к одному верному взгляду на многообразие миров во Вселенной, не удается.



Философский

Философский плюрализм – это позиция, которая подразумевает существование равных основ и форм бытия, а значит методов и способов познания.

Многообразие философских течений особенно заметно в конце 19-20 века, когда сформировались новые концепции и взгляды на место человека в мире, поиски истины и принятие верных решений. Плюрализм подчеркивает субъективность знания и критикует классическую науку.

Запомнить

Плюрализм, в зависимости от направления, имеет множество определений. Основная коцепция термина - допустимость различных мнений, что не сводятся к единственно правильному. Толерантность, диалог, работа с обстоятельствами и разнообразие мнений - задают вектор направления для плюрализма в любой сфере деятельности.

Все популярнее сегодня становятся различные иностранные слова, особенно в сфере политики. Многие, вероятно, задают себе вопрос: "Что такое плюрализм?" Термин происходит от латинского pluralius (множественный) и обозначает

множественность начал, мнений, форм знаний, видов существования, взглядов, норм поведения и т.д., неприводимых одно к другому. Они существуют отдельно друг от друга, и борьба между ними не является обязательным условием. Плюрализм отражает разнообразие В любой области, будь то религия, идеология, философия, творчество, присутствуют формы - разнообразие в любом виде, поэтому вполне естественно, что он, плюрализм, присутствует во всех сферах жизни человека и общества в целом.

Чтобы лучше понять, что такое плюрализм, обратимся к конкретному примеру. В политике это явление распространено достаточно широко, особенно в демократическом обществе. На основании принципа множественности строится партийный плюрализм - возможность участия в управлении страной для

множества То есть на политической арене выступает множество партий, борющихся за право представительства в органах государственной власти. Их конкуренция основывается на дискуссиях, легальном столкновении интересов сторонников разных точек зрения. Количество партий может быть не ограничено. Это - общества, хотя, конечно, он имеет некоторые минусы. Так, возможно появление так называемых "марионеточных" партий. Они, по сути, не имеют реальной силы, а создаются только для того, чтобы оттягивать голоса избирателей от конкурентов.

Однако существует ограниченный плюрализм, суть которого состоит в том, что система позволяет совмещать существование нескольких влиятельных политических сил, борющихся за голоса избирателей. В данном случае количество партий варьируется в пределах пяти - семи. Это означает, что позиции хоть и имеют разные точки зрения, но не переходят в радикальные крайности,

существуя в рамках так называемого «центра». Согласитесь, довольно удобно. Такая система распространена в западноевропейских странах и постепенно приходит в Латинскую Америку.

Плюрализм несовместим с авторитарным или что, в общем-то, понятно. Он характеризует демократическое общество, в котором государство должно не служить аппаратом общественного принуждения, а благоприятствовать развитию солидарных личностей. Исходя из сути авторитарного и тоталитарного режимов, партийный плюрализм при них просто невозможен.

Вместо заключения

Выяснив, что такое плюрализм, следует также отметить, что в идеале взаимодействие различных групп основывается на взаимном уважении и толерантности. Их действия по отношению друг к другу должны быть мирными, бесконфликтными и без злоупотребления властью. Прежде всего, должны отсутствовать попытки одной группы ассимилировать в другие. Возможно, плюрализм - одна из самых важных и типичных характеристик современного общества, которая и в будущем будет являться двигателем прогресса и экономики. Надеемся, в статье мы ответили на поставленный вопрос о том, что такое плюрализм.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis - множественный) , филоо. позиция, согласно которой существует несколько или независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии) , оснований и форм знания (П. в гносеологии) . Термин «П.» был предложен нем. философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.

Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал («четырёх стихий» - земли, воды, воздуха и огня, и т. п.) . Наука и философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести качеств. многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергли П.

Развитие идеалистич. философии в кон. 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П. При этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций выступает . П. находит своё прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни, прагматизме (У. Джемс) , экзистенциализме, «критич.» онтологии Н. Гартмана.

Превращение П. в осознанную , позицию характерно для таких направлений бурж. философии науки, как, напр. , конвенционализм А. Пуанкаре, «критич. рационализма», предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в гносеологии и методологии науки, отстаивая о множественности истин, абсолютизирует одну из черт науки 20 в. - кон-курирующих друг с другом концепций, многовариантность развития совр. теоретич. знания.

В совр. бурж. социологии П. как методология, ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политич. П., трактующей политич. власти как противоборство и равновесие обществ. групп. Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что П. допустим внутри марксизма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.) , в существовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в абсолютизации и универсализации социально-политич. структур бурж. «плюра-листич.» демократии, противопоставляемых реальному социализму.

Утверждая принципиальное науя. знания, предполагающее многообразие науч. подходов и , методы обсуждения и решения конкретных проблем познания и обществ. жизни, марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.

Джемс В., Вселенная с плюралистич. точки зрения, иер. с англ. , М., 1911 ; Цехмистpо И. З., Диалектика множественного и единого, М., 1972 ; Федосеев П. Н., Философия и мирововзренч. проблемы совр. науки, «ВФ», 1978 , № 12; 1979 , № 1; Jakowenkо В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928 ; Der Methoden und Theorienpluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis множественный)

философская (метафизическая) , согласно которой состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и . Само выражение «плюрализм» ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия, отклоняющая всякий , плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований (см. Персонализм), детерминированных сущностей и «слоев бытия». В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПЛЮРАЛИЗМ

(от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма.

Классич. примером П. была Лейбница, по к-рой состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун , Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма.

В совр. бурж. философии нередко употребляют "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. "...Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, Gött., 1956, S. 6).

Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи.

Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму.

Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911; Делограмматик M. H., Методология П. и совр. бурж. социальной теории, "ФН" (НДВШ), 1963, No 2; Laner P., Pluralismus oder Monismus, В., 1905; Marcus H., Die Philosophie des Monopluralismus, В., 1907; Wahl J., Les philosophies pluralistes d"Angleterre et d"Amérique, P., 1920 (Thèse); Jakowenko В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928.

И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму. Термин “плюрализм” ввел X. Вольф в 1712.

Разновидностью плюрализма является , сводящий независимых первосущностей к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами - землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.

С гносеологической точки зрения плюрализм - это частный эклектики. Плюрализм - такой же неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений.

От мировоззренческого отличают методологический плюрализм - стремление объяснить исследуемый взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакгорный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий общества каким-то одним явлением - географической средой, экономикой и т. д.

Плюрализмом называют также социально-политическое учение, настаивающее на необходимости для нормального развития общества разнообразия политических, религиозных, экономических и др. взглядов.

Г.Д.Левин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЛЮРАЛИЗМ" в других словарях:

    - (pluralism) В буквальном смысле слова (лат. pluralis – множественный), вера в существование более чем одного вида бытия или тенденция к бытию, обладанию или деланию более чем одной вещи. Именно в этом смысле данный термин используется в… … Политология. Словарь.

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    плюрализм - а, м. pluralisme m. <лат. pluralis множественный. 1. Дух общественности. Михельсон 1866. Мы говорили о синекуризме, о плюрализме, о незаслуженных пенсиях, вообще о расточительных тратах казенных денег. ОЗ 1879 11 1 197. 2. Антинаучное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат., от pluralis множественный). 1) философское направление, допускающее не единое начало, а множество самостоятельных сущностей материальных (атомизм) или духовных («монады» Лейбница, «реальности» Гербарта и др.). 2) предоставление… … Словарь иностранных слов русского языка

    плюрализм - (социально психологический аспект) (от лат. pluralis множественность) проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. В П.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от латинского pluralis множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма дуализм… … Современная энциклопедия

    - (от лат. pluralis множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин плюрализм введен Х. Вольфом (1712).2) Характеристика демократической политической… … Большой Энциклопедический словарь