Самодельные зарядные устройства. Самодельное зарядное устройство

Самодельные зарядные устройства. Самодельное зарядное устройство

Бывают случаи, когда автолюбитель не имеет в наличии зарядки для аккумулятора своего автомобиля. Некоторые не приобретают его потому, что не видят нужды в такой покупке. Но практика показывает, что у каждого водителя хотя бы раз была проблема с аккумулятором, который неожиданно сел. Никто не заставляет вас покупать дорогостоящее устройство для зарядки, но иметь его под рукой нужно обязательно. Как тогда поступить? Почему бы просто не сделать его самостоятельно? Так и денег можно сэкономить, и уж точно быть уверенным в качестве сборки. Как сделать зарядное устройство для аккумулятора? Данная статья поможет вам разобраться в этом.

В чем причины разрядки аккумулятора?

Длительное использование транспорта может привести к тому, что генератор откажется выполнять свою работу. Все это может обернуться тем, что в один прекрасный момент вы не сможете завести транспорт. Да и воздействие температур может подпортить будущую поездку, если за окном минус тридцать градусов.

Для “реанимации” автотранспорта необходимо иметь под рукой устройство зарядки. Создать зарядку не очень сложно, но для этого потребуется разобраться в разнообразных нюансах и обзавестись определенными комплектующими и инструментами. Поговорим же обо всем этом подробнее.

Виды зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Прогресс никогда не стоит на месте. Развитие технологий происходит с огромной скоростью, и устройства для зарядки, которые базируются на трансформаторах, уже давно потеряли свою актуальность. Сегодня им на замену пришли зарядные устройства импульсного и автоматического типа.

Импульсные

Импульсные приборы имеют малые габариты, способны обеспечить полный заряд батареи. Процесс самой зарядки происходит в два следующих этапа:

  • Работа при постоянном напряжении.
  • Работа при постоянном токе.

Сама конструкция состоит из простых однотипных схем.


Автомат

Автоматический девайс отличается своей простотой в использовании. Он представляет из себя центр диагностики с огромным функционалом. Заниматься сборкой такого устройства самостоятельно очень непросто.

Самые “умные” устройства подскажут вам об ошибке в подключении, если вы неправильно соединили полюса. В случае неправильного соединения, подача электрического тока даже не начнется.

Важно! Также такие устройства умеют измерять уровень заряда и емкость, а некоторые даже обладают таймерами работы.

Как собрать зарядное устройство самому? Давайте рассмотрим самые распространенные способы создания.

Зарядка из компьютерного блока питания

Понадобится старый компьютер, который завалялся у вас впрочем “ненужном” хламе. Не имеете такого? Не беда! Можно купить старый блок питания за смешную сумму. Старое устройства от ПК можно использовать для создания самых разных зарядных устройств. Потребуется просто обзавестись микросхемой, которая будет использоваться в качестве контроллера.

Важно! Прекрасно подойдут для этого TL494 или Ka7500.

Особенности сборки — набор и тип комплектующих:

  • Мощность питающего блока должна варьироваться от 150 Ватт и больше.
  • Резистор в нем необходимо заменить на подстроечный.
  • Схема не представляет из себя ничего сложного. Напряжение в 12 Вольт подается на верхний вывод, а выводы 14 и 15 просто обрезаются, поскольку необходимость в них отпадает.

Важно! Оставить стоит только шестнадцатый вывод, ведь именно он соединен с основным проводом, но его нужно будет отключить.

  • Задняя стенка блока должна иметь потенциометр-регулятор. Также придется взять два шнура и пропустить их: один пригодится для подключения клемм, а другой — сетевой. Этот провод дает возможность регулировки.
  • Для изготовления нужны два резистора. Пользователи считают 5W8R2J самым лучшим вариантом. Не стоит забывать и о подстроечном резисторе, которые придется закрепить на ту же самую плату, предварительно избавившись от печатной дорожки.
  • Перед пайкой нужно обязательно залудить выводы: 1, 14, 15, 16. Напряжение холостого хода определит полный заряд, который можно выставить при помощи переменного резистора.
  • Лучше всего позаботиться о том, чтобы изоляция была разного цвета. По канонам: красный — это положительный, а синий — отрицательный. Само собой, это не принципиально, но вдруг внутри вас живет педантичный радист?

Важно! Постарайтесь избежать путаницы с проводами, поскольку будет риск возникновения неисправностей и поломки девайса.

Как собрать зарядное устройство другими способами? Читайте дальше!

Адаптер

Адаптер на 12 Вольт считается самым лучшим вариантом для изготовления ЗУ (зарядного устройства). Но здесь придется учесть все технические параметры аккумулятора:

  • Провода исходного устройства нужно избавить от изоляции у самого конца и оголить. Около 6 сантиметров будет достаточно для удобства.
  • Провода с разными знаками заряда нужно расположить друг от друга на приличном расстоянии, где-то 40 сантиметров. На концы каждого из них нужно надеть клемму-крокодил.
  • Соблюдая последовательность, необходимо правильно подключить эти зажимы к аккумуляторы.

Важно! Чтобы избежать порчи имущества, внимательно следите за температурой АКБ.

Использование лампочки и диода

Способ является “простецким” из-за доступности необходимых материалов: лампочка и диод.

Важно! Мощность лампочки должна превышать 200 Ватт.

Не заряжайте таким способом аккумуляторы с маленькой емкостью заряда. Это чревато тем, что он начнет “кипеть”.

Важно! Ток заряда должен быть не больше значения, которое соответствует одной десятой от общей мощности.

Второй важный компонент — полупроводниковый диод, который будет проводить электрический ток. Осталось только установить провод, клеммы и штекер.

Важно! Соблюдайте правила техники безопасности и правильно подключайте устройства, ориентируясь на полярности проводов. Также рекомендуется использовать резиновые перчатки при использовании ЗУ.

При изготовлении обратите внимание на диод. Обычно на нем есть стрелочка, которая указывает на плюс. Полупроводниковый диод пропускает электрический ток только в одну сторону, акцентируйте на этом внимание и используйте тестер для определения полярностей зажимов.

Важно! Процесс зарядки длится около 7 часов. По истечении этого времени, необходимо отключить питания, чтобы обезопасить себя от перегрева АКБ.

Теперь вы знаете, как собрать зарядное устройство своими руками тремя разными способами. Это занятие не только приносит полезные плоды, но и является очень интересным опытом для любого автовладельца.

Это устройство правильнее назвать «лабораторный блок питания» . В домашних условиях такой прибор — незаменимый помощник. Выходные данные: 0-14 В, 3 А. Этого вполне хватит для электронных устройств, для проведения всевозможных электротехнических экспериментов.

Опишу принцип работы зарядного устройства. спаренными электролитическими конденсаторами. Почему спаренными? При подключении значительной нагрузки нужна немалая емкость, но ее найти сложнее, чем такую, как 1000 мкф. Конечно, если есть в наличии 2200 или 4000 мкф, ради бога! Конденсатор должен быть не менее 25 В, на 16 В и ниже обязательно когда-нибудь разнесет в клочья.
Далее происходит , и стабилизированные вольты, регулируемые потенциометром R3, подаются на V2. V2 и V3 работают в режиме эмиттерного повторителя, то есть какое напряжение на базе, такое и на эмиттере. V2 управляет выходным транзистором V3. Получается усилитель постоянного тока: напряжения от переменного резистора не меняются, а амперы многократно усиливаются пропорционально коэффициентам усиления транзисторов.
Какая роль отводится V1? Если на выходе нет короткого замыкания, он закрыт: на диоде D5 порядка 0,5 В, то есть смещение на базе V1 ниже напряжения на эмиттере. Как только выход замыкается накоротко, потенциал эмиттера V1 становится нулевым, и V1 открывается до насыщения. Напряжение на потенциометре через коллектор-эмиттер V1 падает тоже до нуля, и устройство закрывается.
Особенности конструкции:

  1. КТ817 надо монтировать на радиаторе, иначе нагрузку в 3 А не выдержит.
  2. Подходящее зарядное устройство для литиевых аккумуляторов, их небольшие ампер-часы позволяют использовать это самодельное устройство.
  3. Заводской трансформатор 220/12В мощностью 100 Вт не желателен: выше 12 В он не выдаст, а для 12-вольтовых аккумуляторов небольшой емкости требуется не менее 14 зарядных вольт. Если кого-то устраивают 12 В — пожалуйста!
  4. Вторичную обмотку трансформатора нетрудно .

самодельное зарядное устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов

Для подзарядки автомобильных аккумуляторов емкостью 60 А.ч зарядному устройству требуется мощный оконечный транзистор. Таким является КТ819АМ — КТ819ГМ в металлическом корпусе. Если покопаться в Интернете, найдется много разновидностей мощностью 100 Вт. Только они должны быть n-p-n типа, для придется развернуть диодный мост, стабилитрон — все полупроводниковые элементы и в обратную сторону.



Принцип работы этого зарядного устройства аналогичен выше описанному, только исключена схема защиты от короткого замыкания. Почему-то в этом устройстве она у меня не успевает срабатывать — оконечный каскад вылетает раньше. Может, плохо отрегулировал режим насыщения для V1. Попробуйте, вдруг получится у вас.
Коллекторы V2,V3 соединены с корпусом, поэтому оба смело можно монтировать на одном радиаторе (охлаждающее устройство). Радиатор ищите очень большой площади, не скупитесь. Снимите с непригодной усилительной аппаратуры, с завалявшихся останков блока питания, сделайте самодельный из медной или алюминиевой болванки. Единственное затруднение: редко попадаются радиаторы с отверстиями под КТ819АМ. Если не лень, просверлите сами или следуйте в магазин.
Можно вместо металлического транзистора применить КТ819, но его рассеиваемая мощность всего 60 Ватт — маловато будет. Но есть вариант: подключить сдвоенные КТ819. Мощность даже будет побольше, чем у КТ819АМ. Вот этот вариант.



В этих двух схемах зарядного устройства придется диоды D1-D4 тоже посадить на охладители, иначе 10 А не потянут — сгорят.





Думаю многие автомобилисты сталкиваються с тем, что нужно зарядить аккумулятор. И вроде можно купить зарядное устройство, но нормальное стоит довольно таки много!
Но я расскажу, как можно сделать практически бесплатно!
Первое что нужно найти, то это телевизор "Славутич 202" или похожий типа "Горизон, Весна и т.д). Они регулярно выбрасываются на мусор. В нем есть практически все, что нам будет нужно!
Самая важная деталь любого зарядного устройства это силовой трансформатор. Его марка будет ТС-270, ТС-250, ТС-180. (Очень редко попадаються ТС-310).



Его нужно раскрутить, разъединить сердечник легким ударом ручки молотка, и с катушек смотать все вторичные обмотки.

Схема ТС-180. Любая схема легко находиться в гугле.


Теперь нужно намотать вторичную обмотку.
Нужно найти медного эмалированного провода в диаметре 1,5-2мм, где то грамм 500. Можно купить в интернете, можно найти на радиорынках…
Можно сделать еще проще, но уже будет не так красиво. Разматываем еще один такой трансформатор, снимаем аккуратно первичку, и мотаем вторичку в 3 провода. Получиться 0,8*3= 2,4мм!
Мотать нужно провод виток витку, и на каждой катушке мотать в одну сторону, это важно!
Сколько будем мотать витков?
Берем моточные данные на трансформатор



Берем любую катушку из наведенной таблицы:
375/110=3,4 витка на 1 вольт.
И это значит, чтобы намотать вторичку на 22 вольта:
22*3,4=76 витков.
Дальше есть 2 варианта: намотать
1) 2 катушки по 76 витков
2) 2 катушки по 38 витка.
Что мы с этого имеем?
В первом варианте мы будем использовать всего 2 диода в выпрямителе.
У втором уже нужно ставить 4 диода, то есть мы экономим меди, но при этом нужно ставить больше диодов.
Намотка должна выглядеть как то так:

Так, значит трансформатор намотали.
Далее идем к диодному мосту.
Покупаем готовый такой как KBPC3510.



Для него будем использовать 2 катушки по 38 витка.
Но себе я делал на двух диодах Д214
Важно! В обоих случаях диоды необходимо ставить на радиатор!



Вот так это выглядит схематически для второго и первого случая, которые мы рассмотрели выше:


Значит у нас трансформатор выдает уже 22 вольта постоянного напряжения, и теперь осталось сделать самое сложное - регулировку напряжения.
Схема и плата:


.
Начнем с платы. Берем кусок стеклотекстолита или гетинакса, нулевкой чистим текстолит, и рисуем карандашом дорожки.
Важно! На фото выше, где плата нарисованная, нужно брать внимание то, что плата нарисованная со стороны деталей, то есть это значить что дорожки на меди рисуем ЗЕРКАЛЬНО! Нужно просто отзеркалить с лева на право как бы.
Когда нарисовали карандашом все, берем обычный лак для ногтей самый дешевый, зубочистку и наводим все по карандашу. Пока лак сохнет, идем в гараж и ищем электролит из старого аккумулятора.
Далее в одну часть перекиси водорода 3% добавляем одну часть электролита и обычную кухонную соль где то 1/5 часть.
Когда лак высох, опускаем плату в раствор, и через 20-30 минут получаем вытравленную плату. Растворителем смываем лак, керним отверстия под детали, после чего сверлим их сверлом 1мм.
Пожалуй, сделаю конец в первой части, скоро продолжим.
Далее будет уже непосредственно сборка регулятора.

Многие автолюбители отлично знают, что для продления срока службы аккумуляторной батареи требуется периодическая ее именно от зарядного устройства, а не от генератора автомобиля.

И чем больше срок службы аккумулятора, тем чаще его нужно заряжать, чтобы восстанавливать заряд.

Для выполнения данной операции, как уже отмечено, используются , работающие от сети 220 В. Таких устройств на автомобильном рынке очень много, они могут обладать различными полезными дополнительными функциями.

Однако все они выполняют одну работу – преобразуют переменное напряжение 220В в постоянное – 13,8-14,4 В.

В некоторых моделях сила тока при зарядке регулируется вручную, но есть и модели с полностью автоматической работой.

Из всех недостатков покупных зарядных устройств можно отметить высокую их стоимость, и чем «навороченней» прибор, тем цена на него выше.


А ведь у многих под рукой есть большое количество электроприборов, составные части которых вполне могут подойти для создания самодельного зарядного устройства.

Да, самодельный прибор выглядеть будет не так презентабельно, как покупной, но ведь его задача – заряжать АКБ, а не «красоваться» на полке.

Одними из важнейших условий при создании зарядного устройства – это хоть начальное знание электротехники и радиоэлектроники, а также умение держать в руках паяльник и уметь правильно им пользоваться.

ЗУ из лампового телевизора

Первой будет схема, пожалуй, самая простейшая, и справиться с ней сможет практически любой автолюбитель.

Для изготовления простейшего зарядного устройства понадобиться всего лишь две составные части – трансформатор и выпрямитель.

Главное условие, которым должно соответствовать зарядное устройство – это сила тока на выходе из прибора должна составлять 10% от емкости АКБ.

То есть, зачастую на легковых авто применяется батарея на 60 Ач, исходя из этого, на выходе из прибора сила тока должна быть на уровне 6 А. При этом напряжение 13,8-14,2 В.

Если у кого-то стоит старый ненужный ламповый советский телевизор, то лучше трансформатора, чем из него не найти.

Принципиальная схема зарядного устройства из телевизора имеет такой вид.


Зачастую на таких телевизорах устанавливался трансформатор ТС-180. Особенностью его являлось наличие двух вторичных обмоток, по 6,4 В и силой тока 4,7 А. Первичная обмотка тоже состоит из двух частей.


Вначале потребуется выполнить последовательное подключение обмоток. Удобство работ с таким трансформатором в том, что каждый из выводов обмотки имеет свое обозначение.

Для последовательного соединения вторичной обмотки нужно соединить между собой выводы 9 и 9".

А к выводам 10 и 10" – припаять два отрезка медного провода. Все провода, которые припаиваются к выводам должны иметь сечение не менее 2,5 мм. кв.


Что касается первичной обмотки, то для последовательного соединения нужно соединить между собой выводы 1 и 1". Провода с вилкой для подключения к сети нужно припаять к выводам 2 и 2". На этом с трансформатором работы завершены.



На схеме указано, как должно производится подключение диодов – к диодному мосту припаиваются провода, идущие от выводов 10 и 10", а также провода, которые будут идти к АКБ.


Не стоит забывать и о предохранителях. Один из них рекомендуется установить на «плюсовом» выводе с диодного моста. Этот предохранитель должен быть рассчитан на ток не более 10 А. Второй предохранитель (на 0,5 А) нужно установить на выводе 2 трансформатора.

Перед началом зарядки лучше проверить работоспособность устройства и проверить его выходные параметры при помощи амперметра и вольтметра.

Иногда бывает, что сила тока несколько больше, чем требуется, поэтому некоторые в цепь установить 12-вольтовую лампу накаливания с мощностью от 21 до 60 Ватт. Эта лампа «заберет» на себя излишки силы тока.

ЗУ из микроволновой печи

Некоторые автолюбители используют трансформатор от сломанной микроволновой печи. Но этот трансформатор нужно будет переделывать, поскольку он является повышающим, а не понижающим.

Необязательно, чтобы трансформатор был исправен, поскольку в нем зачастую сгорает вторичная обмотка, которую в процессе создания устройства все равно придется удалять.


Переделка трансформатора сводится к полному удалению вторичной обмотки, и намотки новой.

В качестве новой обмотки используется изолированный провод сечением не менее 2,0 мм. кв.

При намотке нужно определиться с количеством витков. Можно сделать это экспериментально – намотать на сердечник 10 витков нового провода, после чего к его концам подсоединить вольтметр и запитать трансформатор.

По показаниям вольтметра определяется, какое напряжение на выходе обеспечивают эти 10 витков.

К примеру, замеры показали, что на выходе есть 2,0 В. Значит, 12В на выходе обеспечат 60 витков, а 13 В – 65 витков. Как вы поняли, 5 витков добавляет 1 вольт.


Стоит указать, что сборку такого зарядного устройства лучше производить качественно, затем все составные части поместить в корпус, который можно изготовить из подручных материалов. Или смонтировать на основу.


Обязательно следует пометить где «плюсовой» провод, а где - «минусовой», чтобы не «переплюсовать», и не вывести из строя прибор.

ЗУ из блока питания АТХ (для подготовленных)

Более сложную схему имеет зарядное устройство, изготовленное из компьютерного блока питания.

Для изготовления устройства подойдут блоки мощностью не менее 200 Ватт моделей АТ или АТХ, которые управляются контроллером TL494 или КА7500. Важно, чтобы блок питания был полностью исправен. Не плохо себя показала модель ST-230WHF из старых ПК.


Фрагмент схемы такого зарядного устройства представлена ниже, по ней и будем работать.


Помимо блока питания также потребуется наличие потенциометра-регулятора, подстроечный резистор на 27 кОм, два резистора мощностью 5 Вт (5WR2J) и сопротивлением 0,2 Ом или один С5-16МВ.

Начальный этап работ сводится к отключению всего ненужного, которыми являются провода «-5 В», «+5 В», «-12 В» и «+12 В».

Резистор, указанный на схеме как R1 (он обеспечивает подачу напряжения +5 В на вывод 1 контроллера TL494) нужно выпаять, а на его место впаять подготовленный подстроечный резистор на 27 кОм. На верхний вывод этого резистора нужно подвести шину +12 В.

Вывод 16 контроллера следует отсоединить от общего провода, а также нужно перерезать соединения выводов 14 и 15.


В заднюю стенку корпуса блока питания нужно установить потенциометр-регулятор (на схеме – R10). Устанавливать его нужно на изоляционную пластину, чтобы он не касался корпуса блока.


Через эту стенку следует также вывести проводку для подключения к сети, а также провода для подключения АКБ.

Чтобы обеспечить удобство регулировки прибора из имеющихся двух резисторов на 5 Вт на отдельной плате нужно сделать блок резисторов, подключенных параллельно, что обеспечит на выходе 10 Вт с сопротивлением 0,1 Ом.


Затем следует проверить правильность соединения всех выводов и работоспособность прибора.


Финальной работой перед завершением сборки является калибровка устройства.

Для этого ручку потенциометра следует установить в среднее положение. После этого на подстроечном резисторе следует установить напряжение холостого хода на уровне 13,8-14,2 В.

Если все правильно выполнить, то при начале зарядки батареи на нее будет подаваться напряжение в 12,4 В с силой тока в 5,5 А.

По мере зарядки АКБ напряжение будет возрастать до значения, установленного на подстроечном резисторе. Как только напряжения достигнет этого значения, сила тока начнет снижаться.

Если все рабочие параметры сходятся и прибор работает нормально, остается только закрыть корпус для предотвращения повреждения внутренних элементов.


Данное устройство из блока АТХ очень удобно, поскольку при достижении полного заряда батареи, автоматически перейдет в режим стабилизации напряжения. То есть перезарядка АКБ полностью исключается.

Для удобства работ можно дополнительно прибор оснастить вольтметром и амперметром.

Итог

Это только несколько видов зарядных устройств, которые можно изготовить в домашних условиях из подручных средств, хотя вариантов их значительно больше.

Особенно это касается зарядных устройств, которые изготавливаются из блоков питания компьютера.

Если у вас есть опыт в изготовлении таких устройств делитесь им в комментариях, многие буду очень признательны вам за это.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ.