Как господь наказывает за ложь. Семь смертных грехов

Из беседы свящ. Георгия Кочеткова о лжи

Мы знаем, что ложь тождествен-на лукавству, лести и злу . Мы знаем, что отец лжи - дьявол, причем всякой, и «святой» лжи.

Тут, кажется, можно было бы и остановиться. Но все-таки, может быть, нам сегодня нужен еще отдельный раз-говор о тождестве, которое я только что упомянул. По меньшей мере, интересно будет подумать именно о тождестве лести, лжи, зла, лу-кавства и в этом смысле - дьявольщины . Не случайно же слова молитвы Господней «избави нас от лукавого» на многих европейс-ких языках звучат как «избавь нас от зла».

Дьявол - лукавый и отец лжи, т.е. как раз то, что связано с ложью и лестью. Может быть, каж-дый самостоятельно подумает об этом и сделает некоторые выво-ды для себя. Мне представляется это полезным и не очень трудным.

Итак, я хотел привести несколько цитат, как бы нанизанных на одну ниточку, чтобы вы их услышали, ибо очень интересно то, что гово-рится в Писании об этих тождествах.

В Законе, например, в 19-й гл. Левита прямо говорится: «Не кра-дите, не лгите и не обманывайте друг друга, и не клянитесь именем Моим во лжи ».

А в книге Иова есть еще два места, которые привлекли мое внимание: «Как же вы хотите утешать Меня пустым? В ваших от-ветах остается одна ложь ». Это к слову об утешении, о религии, ко-торая всегда «должна утешать». А утешать любыми средствами нельзя, точнее, надо уметь утешать правдой , а не «пустым».

В 27-й гл. Книги Иова сказано: «Доколе еще дыхание мое во мне и дух Бо-жий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды и язык мой не про-изнесет лжи!» К чему это привело Иова, надеюсь, вы хорошо помните.

В Псалтири есть множество мест, которые так или иначе говорят о лжи, но я возьму из них лишь самый минимум.

В 5-м псалме гово-рится Богу: «Ты погубишь говорящих ложь »,

а в 11-м: «Ложь гово-рит каждый ближнему своему; уста льстивы говорят от сердца при-творного ».

В 58-м псалме сказано: «Слово языка их есть грех уст их ».

К сожалению, мы сейчас редко употребляем это понятие: «грех уст».

В 62-м псалме: «Заградятся уста говорящих неправду ».

И вот еще одна интересная вещь, в 115-м псалме: «Я сказал в опрометчи-вости моей: всякий человек ложь ».

А в 118-м псалме: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю ».

И в 119-м: «Господи, избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого ».

Много интересных мест о лжи есть и в книге Притч Соломона.

В 10-й гл. говорится: «Кто скрывает ненависть, у того уста лживы ».

А вот еще одна связь, которой мы, к сожалению, не могли коснуться сегодня прежде: уста лживые тоже говорят о многом, они многое мо-гут сказать о сердце человека.

В 11-й гл. Притч сказано: «Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спа-саются », т.е. они видят, распознают это лицемерие и этим избегают гибели.

Вообще, лицемерие - тоже одна из интересных проблем, связанных с сегодняшней темой. Интересно, что прозорливость свя-зана именно с распознанием лицемерия как особого рода лжи. Мы сейчас часто говорим о прозорливости, о «прозорливых старцах» и т.д., но далеко не всегда этот момент учитываем.

В 12-й гл. Притч говорится: «Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык - только на мгновение. Мерзость пред Господом - уста лживые».

Интересно отметить, что здесь «уста лживые» явно ассоци-ируются с чем-то самым-самым неблаговидным, с самым греховным, по-тому что в Библии именно к таким вещам применяется формула «мер-зость перед Господом». И еще интересно знать всем, что «лживый язык - только на мгновение». Если люди думают кого-то утешать «святой ложью», если они думают решать проблемы через ложь, то это как раз то, что ничего не решает, или решает только на миг и проходит.

13-я гл. Притч нам говорит: «Праведник ненавидит ложное сло-во»; и

17-я: «Лжец слушается языка пагубного», «неприличны знат-ному уста лживые»; а

19-я гл.: «Кто говорит ложь, не спасется... кто говорит ложь, погибнет»; и еще:

«Бедный человек лучше, нежели лживый».

В 21-й гл. говорится: «Приобретение сокровища лживым язы-ком - мимолетное дуновение ищущих смерти», а в 27-й: «Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего».

Очень интересные примеры связаны с книгами пророков, ведь про-роки часто обличали неправду и всякую ложь в жизни. Вот что сказано, например, в 59-й гл. Книги пророка Исайи: «Уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду и никто не вступается за истину; надеются на пустое и гово-рят ложь, зачинают зло и рождают злодейство».

И в той же главе: «Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; гово-рили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова».

А вот пророк Иеремия, 7-я гл.: «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы».

И в 9-й гл. сказано: «Каж-дый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости». Не правда ли, заме-чательные слова!

Пророк Софония в 3-й гл. своей книги говорит о том, что будет в Новом Завете, в Божьем Царстве: «Остатки Израиля не будут де-лать неправды, и не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их».

И теперь приведем несколько цитат из Нового завета .

Евангелие от Иоанна, 8-я гл.: «Диавол был человеко-убийца от начала и не усто-ял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Послание к ефесянам апостола Павла, 4-я гл.: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу». Это, конечно, сказано уже Христовой Церкви.

О том же творится и в 3-й гл. его Послания к колоссянам: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его». Именно ложь здесь ассоциируется с ветхим человеком, который «истлевает в обольстительных похотях».

Первое послание Тимофею, 1-я гл.: «Закон положен не для пра-ведников, а для лжецов».

В 4-й же гл. говорится о «лицемерии лже-словесников, сожженных в совести своей».

И наконец, в Откровении ап. Иоанна Богослова, в 21-й гл., говорится о том, что «боязливых и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою».

На вопрос Почему ложь не считается смертным грехом? заданный автором Oksana лучший ответ это Ложь -считается грехом!
цитата из Библии:
Пс. 58:13 СЛОВО ЯЗЫКА их есть
ГРЕХ уст их, да уловятся они в
гордости своей за клятву и ЛОЖЬ,
которую произносят.
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19 лжесвидетель, наговаривающий Ложь и сеющий раздор между братьями.
поэтому Ложь являеться самым смертным грехом
Матф. 12:37 ибо от слов своих
оправдаешься, и от слов своих
осудишься

Ответ от Кроссовки [мастер]
ибо ложь основопологающая жидохристианства


Ответ от Невроз [гуру]
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» . Любая ложь, всякая попытка или намерение обмануть нашего ближнего включается в эту заповедь. Намерение обмануть рождает обман. Одним взглядом, жестом, выражением лица можно так же успешно солгать, как и словами. Всякое умышленное преувеличение, намек или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, но вводящее в заблуждение, - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию нашего ближнего, либо рисуя действительность в ложном свете, либо необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди. Нет лёгких грехов-любой грех ведёт к смерти.


Ответ от Les [мастер]
Потому что ложь иной раз во БЛАГО


Ответ от Посоловеть [гуру]
Негде народ хоронить будет...


Ответ от Паро [гуру]
потому что иногда ложь может стать правдой... так же как и доброе дело может обернуться самым большим злом...


Ответ от Алгоритм Мышления [гуру]
Потому что религия это политика и как всякая политика она лжива.


Ответ от Гаухар [мастер]
Тогда ад был бы переполнен, а в раю.... (ну понятно)


Ответ от Gotyk [гуру]
Потому, что понятие "грех" уже есть ложь)). Нету греха в этом мире, есть просто разные точки зрения, и часто противоположные)).


Ответ от светлана светина [гуру]
грех смертный верить в идола исуса например, или убийство, насилие, прилюбодеяние, но ложь явлется одним из основных грехов " Не лжествидетельствуй!


Ответ от Tat - Iana [гуру]
Бывает во имя спасения.


Ответ от WOOD WOOD [гуру]
ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
Учите буквы


Ответ от Bell A Morr [гуру]
вся вера и религия построены на лжи. лож это не грех. это божья благодать.


Ответ от Ёпасатель [гуру]
Возмездие за грех - смерть. Все грехи ведут к смерти!


Ответ от Грозный Иоан Васильевич [новичек]
Иисус сказал, что отец лжи - дьявол.


Ответ от Alex kanigin [гуру]
Да это грех, но не смертный. Потому лишь, что истиной владеет только Господь, а правда у каждого может быть своя. Так что твоя правда может быть ложью для противника твоего и наоборот.


Ответ от Iriina /// [гуру]
В Библии написано, что Отец лжи-Дьявол.. Кто не с Богом, тот против него..


Ответ от Оксана Пестерева [гуру]
Потому что есть, ложь во спасение.. . Например: моему дедушке поставили диагноз РАК, сказали проживет 6 месяцев, а бабушка и врачи ему об этом не сказали, но бабушка таскала его по всяким процедурным кабинетам, пока дедушка ничего не знал болезнь не прогрессировала. Но нашлась у дедушки двоюродная сестра которая ему все рассказала, и за 4 месяца дедушка погас и умер.
Так что вот. Ложь это не всегда зло, она может продлить жизнь человеку


Ответ от Inga zajontz [гуру]
а юрий лонго!!! где он!?


Ответ от Olga 147 [гуру]
В разных источниках встречаются описания различных грехов. Некотрые из них смертные грехи. Что значит сметрный грех?
Грех смертный – грех, ведущий к погибели души. Пребывающий в смертных грехах признается умершим душою.
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием.
Если человек впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою: иже бо весь закон соблюдет, сказал Богобрат, согрешит же во единем, бысть всем повинен... (Иак. II,10-11).
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин. XI,25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык! »
Чем отличается смертный грех от обычного?
Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…
Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном» , то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.
Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас

Теперь мы исследуем противоположные правде пороки: во-первых, ложь; во-вторых, лицемерие, или притворство; в-третьих, хвастовство и противоположный [ему] порок.

Относительно лжи будет рассмотрено четыре пункта: 1) всегда ли ложь, будучи тем, что содержит неправду, противоположна правде; 2) о видах лжи; 3) всегда ли ложь является грехом; 4) всегда ли она является смертным грехом.

Раздел 1. ВСЕГДА ЛИ ЛОЖЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ПРАВДЕ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что ложь не всегда противоположна правде. В самом деле, противоположности несовместимы. Но ложь совместима с правдой, поскольку, согласно Августину, говорить правду, думая, что это ложь, является ложью. Следовательно, ложь не противоположна правде.

Возражение 2 . Далее, добродетель правды связана не только со словами, но и с делами, поскольку, согласно Философу, посредством этой добродетели человек обнаруживает правду как в речах, так и в поступках . Но ложь связана только со словами, поскольку, по словам Августина, «ложь – это неправдивое словесное обозначение». Следовательно, похоже на то, что сама по себе ложь не противоположна добродетели правды.

Этому противоречат следующие слова Августина: «Пусть никто не усомнится в том, что ложь – это произнесение неправды с целью обмана. Поэтому неправдивое утверждение, произнесенное с намерением обмануть, обнаруживает ложь». Но это противоположно правде. Следовательно, ложь противоположна правде.

Отвечаю: нравственный акт получает свой вид от двух вещей, объекта и цели, поскольку цель – это объект воли, которая в случае нравственных актов является первым двигателем. А та способность, которая подвигается волей, имеет свой собственный объект, который является ближайшим объектом произвольного акта и, как было показано выше (II-I, 18, 6), соотносится с актом воли как материальное с формальным.

Затем, нами уже было сказано (109, 1) о том, что добродетель правды (а значит, и противоположные ей пороки) связана с предъявлением некоторых знаков, и это предъявление, или утверждение, является актом разума, сопоставляющего знак с означенной им вещью (ведь любое представление состоит в сопоставлении, являющемся надлежащим актом разума). Поэтому хотя неразумные животные нечто и предъявляют, однако подобное предъявление не входит в их намерение, а возникает вследствие их естественного инстинкта. Но когда это предъявление, или утверждение, является нравственным актом, оно необходимо должно быть произвольным и зависящим от намерения воли. Далее, надлежащим объектом предъявления, или утверждения, является истина или ложь, а намерение дурной воли может простираться на две вещи, одна из которых состоит в том, что можно говорить неправду, а вторая является надлежащим следствием ложного утверждения и состоит в том, что кто-то может быть обманут.

Таким образом, когда есть все эти три, а именно неправда сказанного, желание сообщить неправду и, наконец, намерение обмануть, тогда мы имеем неправду и материально (по причине неправды сказанного), и формально (по причине желания сообщить неправду), и действенно (по причине сообщения неправды).

Однако сущностное понятие лжи основывается на формальной неправде, а именно на намерении человека сообщить неправду, по каковой причине само слово «ложь» (mendacium) означает нечто противное мысли. Поэтому если кто-либо сообщает ложь, полагая, что сообщает истину, то тогда сообщаемое им является ложью материально, но не формально, поскольку неправдивость не входит в намерение сообщающего. Таким образом, здесь имеет место несовершенная ложь – ведь то, что не входит в намерение сообщающего, суть акциденция, которая не может служить видовым отличием. С другой стороны, если кто-либо сообщает неправду формально, а именно с желанием обмануть, то даже если сообщаемое им оказывается истинным, тем не менее, его акт, будучи произвольным и нравственным, содержит в себе неправдивость сущностно, а правду – акцидентно, и потому обладает видовой природой лжи.

То, что человек обманным путем стремится обусловить ложное представление другого, относится не к виду лжи, а к её совершенству, что подобно тому, как и в природном порядке вещь получает свой вид от своей формы даже в том случае, когда следствие формы является недостаточным, как, например, когда некая сила удерживает тяжелое тело вверху, хотя согласно своей форме оно должно быть внизу. Из сказанного очевидно, что непосредственно ложь противоположна добродетели правды формально.

Ответ на возражение 1 . Мы судим о вещи в соответствии с тем, что принадлежит ей формально и сущностно, а не материально и акцидентно. Поэтому правде как нравственной добродетели скорее противно сообщение правды с намерением сообщить неправду, чем сообщение неправды с намерением сообщить правду.

Ответ на возражение 2 . Как говорит Августин, из всего того, что один человек показывает другому, главнейшее место занимают слова . И потому, говоря, что «ложь – это неправдивое словесное обозначение», под термином «словесное» он подразумевает все виды обозначения. Следовательно, если намерением человека является показать что-либо ложное посредством какого-то [другого] знака, то это не освобождает его от [греха] лжи.

Ответ на возражение 3 . Желание обмануть принадлежит не виду, а совершенству лжи, поскольку следствие никогда не принадлежит виду своей причины.

Раздел 2. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДОСТАТОЧНЫМ РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЖИ НА УСЛУЖЛИВУЮ, ШУТЛИВУЮ И ЗЛОНАМЕРЕННУЮ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что разделение лжи на услужливую, шутливую и злонамеренную не является достаточным. В самом деле, как указывает Философ, разделение должно производиться в соответствии с тем, что принадлежит вещи в силу её природы. Но похоже на то, что намерение получить то или иное вытекающее из нравственного акта следствие находится вне вида этого акта и акцидентно ему, поскольку из одного акта может быть получено бесчисленное множество следствий. Однако предложенное разделение основано на намерении получить то или иное следствие, поскольку о лжи говорят как о «шутливой», когда она развлекает, как об «услужливой», когда она приносит некоторую пользу, как о «злонамеренной», когда она наносит кому-то ущерб. Следовательно, такое разделение лжи неправильно.

Возражение 2 . Далее, Августин приводит восемь видов лжи. К первому относится [ложь] «в религиозном учении»; ко второму – «ложь, которая никому не приносит пользы, но кому-то приносит вред»; к третьему – [ложь, которая] «полезна одной стороне и вредна другой»; к четвертому – [ложь, которая] «сообщается просто из желания солгать и обмануть»; к пятому – [ложь, которая] «сообщается из желания доставить удовольствие»; к шестому – [ложь, которая] «никому не вредит и помогает кому-то сохранить свои средства»; к седьмому – [ложь, которая] «никому не вредит и помогает кому-то спастись от смерти»; к восьмому – [ложь, которая] «никому не вредит и помогает кому-то уберечь от осквернения свое тело». Следовательно, похоже на то, что первое разделение лжи недостаточно.

Возражение 3 . Далее, Философ разделяет ложь на «хвастовство», которое является преувеличением правды, и «самоиронию», которой недостает правды, поскольку она преуменьшает её , и эти два [вида] не являются ни одним из вышеупомянутых видов. Следовательно, похоже на то, что вышеприведенное разделение лжи недостаточно.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Ты погубишь говорящих ложь» (), говорит, что «существует три вида лжи, поскольку одни произносят её ради чьего-либо благополучия или удобства, другие делают это в шутку, третий же вид лжи связан с преступным намерением». Первый из них называется услужливой ложью, второй – шутливой ложью, а третий – злонамеренной ложью. Таким образом, ложь разделяется на эти три вида.

Отвечаю: ложь может быть разделена тремя способами. Во-первых, со стороны её природы как [именно] лжи, и это разделение лжи является надлежащим и сущностным. В указанном смысле ложь, как указывает Философ, содержит в себе два вида, а именно ложь, которая является преувеличением правды и называется «хвастовством», и ложь, которая является преуменьшением правды и называется «самоиронией». Такое разделение является сущностным разделением лжи как таковой постольку, поскольку, как было сказано в предыдущем разделе, ложь противоположна правде, а правда есть своего рода равенство, которому сущностно противостоят преувеличение и преуменьшение.

Во-вторых, ложь может быть разделена со стороны её природы как греха, а именно в отношении того, что отягчает или облегчает лжи с точки зрения поставленной цели. Итак, грех лжи отягчается в том случае, если посредством лжи человек хочет причинить другому ущерб, и такая ложь называется «злонамеренной», а облегчается грех лжи в том случае, если он определен к некоторому благу – либо к удовольствию, и тогда это «шутливая» ложь, либо к некоторой пользе, и тогда это «услужливая» ложь, которая предназначена либо для того, чтобы помочь другому, либо для того, чтобы уберечь его от некоторого вреда. В указанном отношении ложь делится на три вышеприведенных вида.

В-третьих, ложь может быть разделена более общим способом, а именно с точки зрения её отношения к некоторой цели, от которого зависит степень её греховности, и такое разделение содержит в себе восемь видов, которые были приведены во втором возражении. Из них первые три вида являются «злонамеренной» ложью, которая направлена или против Бога, и такова ложь «в религиозном учении», или против человека, причем либо исключительно ради причинения ему вреда, и таковым является второй вид лжи, которая «никому не приносит пользы, но кому-то приносит вред», либо же с намерением навредить одному и в то же время принести пользу другому, и таковым является третий вид лжи, которая «полезна одной стороне и вредна другой». При этом наиболее тяжким [грехом] является первый вид, поскольку, как уже было сказано 73, 3), грехи против Бога всегда наиболее тяжки, а второй тяжче третьего, поскольку тяжесть последнего уменьшается благодаря намерению принести пользу другому.

После этих трех [отношений], которые отягчают лжи, следует четвёртый, который обладает собственной мерой тяжести, не предполагающей каких-либо дополнений или изъятий, и такова та ложь, которая «сообщается просто из желания солгать и обмануть». Она проистекает из навыка, и потому Философ говорит, что «обманщик, лгущий по навыку, радуется самому обману» .

Последние четыре вида уменьшают тяжесть греха лжи. В самом деле, пятый вид – это «шутливая» ложь, которая «сообщается из желания доставить удовольствие», а остальные три – это «услужливая» ложь, которая связана с намерением принести другому пользу. Такая польза может относиться или к каким-то внешним вещам, и тогда речь идет о шестом виде лжи, которая «помогает кому-то сохранить свои средства», или к телу, и тогда речь идет о седьмом виде [лжи], которая «помогает кому-то спастись от смерти», или к нравственной стороне добродетели, и тогда речь идет о восьмом виде [лжи], которая «помогает кому-то уберечь от незаконного осквернения свое тело».

Но очевидно, что чем большим является входящее в намерение благо, тем в большей степени уменьшается и тяжесть греха лжи. Поэтому при тщательном рассмотрении мы увидим, что эти различные виды лжи перечислены в порядке убывания их тяжести, поскольку благо пользы превосходнее блага удовольствия, телесная жизнь превосходнее внешних благ, а добродетель превосходнее жизни тела.

Сказанного достаточно для ответа на все возражения.

Раздел 3. ВСЯКАЯ ЛИ ЛОЖЬ ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОМ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что не всякая ложь является грехом. Ведь очевидно, что евангелисты при написании Евангелия не грешили. Однако они, похоже, говорят нечто ложное, поскольку их свидетельства о словах Христа и других часто отличаются друг от друга, а это, по-видимому, означает, что кто-то из них предоставил неправдивые свидетельства. Следовательно, не всякая ложь является грехом.

Отвечаю: любое действие, которое естественным образом является по роду злым, ни в коем случае не может быть благим и законным, поскольку для того, чтобы действие было благим, оно должно быть во всех отношениях правым – ведь, как говорит Дионисий, «добро происходит от единой причины, зло же от многих частичных оскудений» . Но ложь зла по роду, поскольку она суть действие, производимое в ненадлежащей материи. В самом деле, коль скоро слова по природе являются знаками умственных актов, то неестественно и неуместно обозначать словами то, что не находится в уме. Поэтому Философ говорит, что «ложь сама по себе дурна и заслуживает осуждения, а правда прекрасна и заслуживает похвалы» . Следовательно, всякая ложь является грехом, о чем также говорит и Августин.

Ответ на возражение 1 . Никто не вправе считать, что в Евангелии или в каком-либо каноническом священном тексте содержится что-либо лживое или же что их авторы могли сказать какую-то неправду, поскольку это лишило бы веру той уверенности, которая зиждется на авторитете Священного Писания . То, что слова некоторых людей представлены в Евангелии и в других священных текстах по-разному, не является ложью. Поэтому Августин говорит, что «благоразумно представлять себе дело так, что только мысли необходимы для познания истины, в каких бы словах они ни были выражены» . А несколько ниже он прибавляет, что «мы не должны думать, что тот или другой лжет, если несколько людей, говоря об одном и том же обстоятельстве, которое они видели или о нем слышали, прибегают к разному способу изложения и используют разные [хотя и равносильные по значению] слова» .

Ответ на возражение 2 . Повивальные бабки были вознаграждены не за ложь, а за то, что имели страх Божий, а ещё за свою доброту, побудившую их солгать. Об этом со всей очевидностью [Писание] говорит: «Так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (). Однако сама их ложь не заслуживала вознаграждения.

Ответ на возражение 3 . В Священном Писании , как говорит Августин, деяния некоторых людей представлены как образцы совершенной добродетели, и потому мы не вправе полагать, что такие люди могли быть лжецами. Если же какое-то из их утверждений кажется неправдивым, то мы должны понимать такие утверждения как фигуральные или пророческие. Поэтому Августин говорит, что «нам надлежит верить, что все, связанное с достойными доверия людьми, которые жили в пророческие времена, было сделано и сказано ими пророчески». Так, по словам Августина, «когда Авраам сказал, что Сара его сестра, он пожелал скрыть правду, а не сообщить ложь, поскольку её как дочь его отца можно было назвать его сестрой». Поэтому Авраам далее говорит: «Она и подлинно – сестра мне; она – дочь отца моего (только не дочь матери моей)» (), то есть родственница со стороны отца. Утверждение Иакова о том, что он первенец Исаака Исав, имело мистический смысл, поскольку, так сказать, право первородства последнего по справедливости принадлежало ему, а прибегнул он к этому способу речи постольку, поскольку был подвигнут к нему пророческим духом, явившим нам тайну, а именно, что более молодые люди, то есть язычники, некогда займут место первородных, то есть евреев.

Впрочем, некоторые одобряются Священным Писанием не по причине их совершенной добродетели, а в связи с тем или иным их добродетельным расположением, когда к чему-либо недостойному они были подвигнуты некоторым достойным похвалы чувством. Так, Иудифь хвалят не за то, что она солгала Олоферну, а за её желание спасти людей, ради которых она подвергла себя опасности. Но и в этом случае допустимо предположить, что таинственным образом её слова были правдивы.

Ответ на возражение 4 . Ложь греховна не только потому, что она причиняет вред ближнему, но и по причине её неупорядоченности, о чем уже было сказано. Но ради предотвращения причинения неправосудности или ущерба другому недозволительно прибегать к чему-либо неупорядоченному; так, незаконно красть ради того, чтобы подать милостыню, – разве что на то есть особая необходимость, когда дозволительно все. Поэтому ради избавления кого-либо от опасности незаконно сообщать ложь, хотя в таких случаях, по словам Августина, законно скрывать и утаивать правду, если делать это разумно.

Ответ на возражение 5 . Человек не лжет до тех пор, пока намеревается исполнить обещанное, поскольку он не говорит того, что не находится в его уме, а если он не держит своего слова, то похоже, что он не делает этого не потому, что передумал. Впрочем, есть две причины, которые могут извинить его [от лжи]. Во-первых, если он пообещал что-то явно незаконное, поскольку, согрешив при обещании, он поступил правильно, когда передумал. Во-вторых, если изменились связанные с делами или лицами обстоятельства. В самом деле, как утверждает Сенека, человек обязан исполнить свое обещание, если все остается таким, каким оно было в то время, когда это обещание было дано, в противном случае его нельзя обвинить ни во лжи при самом обещании, поскольку он обещал искренне и при неизменности обстоятельств исполнил бы обещанное, ни в том, что он нарушил его, поскольку обстоятельства изменились . Поэтому апостол, пообещав прийти, но так и не придя в Коринф, не солгал, поскольку ему воспрепятствовали непредвиденные обстоятельства ().

Ответ на возражение 6 . Действие можно рассматривать двояко. Во-первых, само по себе; во-вторых, в отношении действователя. Поэтому хотя шутливая ложь по роду действия обладает природой обмана, сам обман не входит в намерение шутника, да и способ изложения не предполагает обмана. Нет ничего подобного и в гиперболических и иных фигурах речи, которые встречаются нам в Священном Писании , поскольку, по словам Августина, «говорить о вещи или делать что-либо с ней фигурально не является ложью – ведь любое утверждение должно быть соотнесено с тем, о чем оно сказывается, и когда о вещи сказано или с нею что-либо сделано фигурально, то тот, к кому обращено утверждение, должен понимать, что оно означает».

Раздел 4. ЛЮБАЯ ЛИ ЛОЖЬ ЯВЛЯЕТСЯ СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ?

С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1 . Кажется, что любая ложь является смертным грехом. Ведь сказано же [в Писании]: «Ты погубишь говорящих ложь» (); и еще: «Клевещущие уста убивают душу» (). Но причиной погибели и смерти души может быть только смертный грех. Следовательно, любая ложь является смертным грехом.

Возражение 2 . Далее, все, что противно предписаниям Десятисловия, является смертным грехом. Но ложь противна следующему предписанию Десятисловия: «Не произноси ложного свидетельства» (). Следовательно, любая ложь является смертным грехом.

Возражение 3 . Далее, Августин говорит: «Всякий лжец, произнося ложь, отступает от своего слова, и коль скоро он, несомненно, желает, чтобы тот, кому он лжет, был верен своему слову, в то время как сам он, произнося ложь, отступает, то он, будучи отступником, виновен в беззаконии» . Но никого не назовут отступником или «виновным в беззаконии» по причине простительного греха. Следовательно, ложь не может быть простительным грехом.

Возражение 4 . Далее, смертный грех – вот единственная причина утраты вечной награды. Но из-за лжи вечная награда утрачивается, поскольку ложь обменивает её на преходящие блага. Так, Григорий говорит, что «на примере награды повивальных бабок мы видим, чего заслуживает лжи: ведь та награда, которую они заслужили за свою доброту и могли бы получить в вечной жизни, из-за той лжи, в которой они были виновны, свелась к преходящим благам» . Поэтому даже услужливая ложь (а такой и была ложь повивальных бабок), которая, пожалуй, суть наименьшая ложь, является смертным грехом.

Возражение 5 . Кроме того, Августин говорит: «Не только никогда не лгать, но и не желать лгать – таково предписание совершенства». Но действовать вопреки предписанию – значит совершать смертный грех. Следовательно, любая ложь, произнесенная совершенным, является смертным грехом, а потому таковой является и вообще всякая ложь (в противном бы случае совершенный был хуже, чем все остальные).

Этому противоречит следующее: Августин, комментируя слова [псалма]: «Ты погубишь говорящих ложь» (), говорит, что существует два вида лжи, которые хотя и греховны, но не тяжко, а именно когда мы лжем или в шутку, или ради блага нашего ближнего. Но любой смертный тяжек. Следовательно, шутливая и услужливая ложь не являются смертным грехом.

Отвечаю: как уже было сказано (24, 12; 35, 3), в строгом смысле слова смертным грехом является тот, который противен любви к горнему, посредством которой душа живет в единении с Богом. Затем, ложь может быть противна горней любви трояко: во-первых, сама по себе; во-вторых, со стороны злого умысла; в-третьих, акцидентно.

Сама по себе ложь может противостоять любви к горнему со стороны того, что именно она лживо обозначает. В самом деле, если речь идет о божественных вещах, то она противна любви Божией, истину которой она утаивает или извращает, и потому такого рода ложь противостоит не только добродетели любви, но и добродетелям веры и религии, вследствие чего она является крайне тяжким и смертным грехом. Если лживое обозначение касается того, от знания чего зависит благо человека, например, если речь идет о совершенстве научного знания или нравственного поведения, то такая ложь, обусловливая ошибочное представление ближнего, причиняет ему ущерб и потому, будучи противной горней любви со стороны любви к ближнему, является смертным грехом. С другой стороны, если порожденное ложью ошибочное мнение связано с тем, знание чего необязательно (например, если человек обманут в чем-то таком преходящем, которое не имеет к нему никакого отношения), то эта ложь не причиняет ближнему никакого вреда. Поэтому такая ложь сама по себе не является смертным грехом.

С точки зрения предумышляемой цели ложь может быть противной любви к горнему или потому, что её целью является оскорбление Бога, и тогда она всегда является смертным грехом, поскольку направлена против религии, или потому, что её целью является причинение вреда ближнему – либо его личности, либо его имуществу, либо его доброму имени, и тогда она тоже является смертным грехом, поскольку причинение вреда ближнему – это смертный грех, а само намерение совершить смертный является смертным грехом. Но если предумышляемая цель не противна горней любви, то рассматриваемая под этим аспектом ложь не является смертным грехом, как это имеет место в случае шутливой лжи, целью которой является доставление удовольствия, или услужливой лжи, целью которой является благо ближнего.

Акцидентно ложь может быть противной любви к горнему по причине обусловливаемого ею злословия или какого-либо иного вреда, и в таком случае она подчас тоже может быть смертным грехом, например, если злословие не удерживает человека от публичной лжи.

Ответ на возражение 1 . В приведенном стихе, как разъясняет глосса на слова [псалма]: «Ты погубишь говорящих ложь» (), говорится о злонамеренной лжи.

Ответ на возражение 2 . Коль скоро все предписания Десятисловия, как уже было сказано (44, 1; II-I, 100, 5), определены к любви к Богу и ближнему, ложь противна предписанию Десятисловия в той мере, в какой она противна любви к Богу и ближнему Поэтому [предписание] недвусмысленно запрещает произносить ложное свидетельство против ближнего.

Ответ на возражение 3 . Даже простительный в широком смысле слова может быть назван «беззаконием», а именно постольку, поскольку он не блюдет равенства правосудности, в связи с чем [в Писании] сказано, что «всякий грех есть беззаконие» (). В указанном смысле и говорит [о грехе] Августин.

Ответ на возражение 4 . Ложь повивальных бабок можно рассматривать двояко. Во-первых, со стороны их доброжелательности к евреям и присутствующего в них страха Божия, который побудил их к этой доброжелательности. И за это они заслужили вечной награды. Поэтому Иероним, разъясняя слова Исайи: «И будут строить домы» (), говорит, что Бог «"устроял их духовные домы». Во-вторых, её можно рассматривать со стороны внешнего акта лжи. В указанном отношении они заслужили не столько вечную награду, сколько некоторые преходящие блага, обретение которых не противоречит порочности самой лжи, хотя при этом оно не противоречит и заслуженной ими вечной награде. И именно в этом смысле должно понимать слова Григория, а не в том, что своею ложью они заслужили утрату вечной награды, как если бы они уже заслужили её своей предшествующей добротой, как эти слова толкуются в возражении.

Ответ на возражение 5 . Иные говорят, что для совершенного любая ложь является смертным грехом. Но такое утверждение неразумно. Ведь обстоятельство может сделать бесконечно более тяжким только в том случае, если обусловит его приведение к другому виду. Но обстоятельство человека не сообщает греху другого вида иначе, как только в отношении чего-то к человеку добавленного, например, когда оно противоречит его клятве, чего не может быть в случае услужливой или шутливой лжи. Поэтому услужливая или шутливая ложь совершенных людей не является смертным грехом (разве что акцидентно – по причине злословия). В указанном смысле и следует понимать слова Августина о том, что предписанием совершенства является «не только никогда не лгать, но и не желать лгать», тем более что он говорит это не утвердительно, а предположительно, поскольку завершает словами: «Если, конечно, это можно считать предписанием». То же, что они призваны защищать правду, в данном случае не является непреложным фактом, поскольку в силу своего служения они обязаны защищать правду при обучении и вынесении суждений, и в отношении этих вещей их ложь является смертным грехом, но из этого вовсе не следует, что они совершают смертных грех в отношении всего остального.


I . Определение термина

1. Терминология Ветхого и Нового Заветов
В Ветхом Завете чаще всего используются два слова в значении ложь и обман:
Еврейское существительное ложь , которое используется в Ветхом Завете - «sheqer »: Захария 13:3 «…тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа ».
Еврейский глагол лгать - «kazabh »: Иов 34:6а «Должен ли я лгать на правду мою? »; Михей 2:11 «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: “я буду проповедывать тебе о вине и сикере”, то он и был бы угодным проповедником для этого народа »;

В Новом Завете чаще всего в этом значении используется греческое слово «pseudos ». Значение этого слова переводится следующим образом: «говорить лживо», «выдумывать (фабриковать)», «делать ложные утверждения».Иоанна 8:44 «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи ».

2. Что есть ложь ?

Определение термина : Ложь есть преднамеренное искажение истины. Однако нужно заметить, что ложь не ограничивается одними лишь словами.

  • Ложью может быть целая жизнь, прожитая в угоду ложным принципам; лицемерно прожитая жизнь;
  • Поклонение идолу также является ложью;
  • Ложная система ценностей и построенное на ней мировоззрение также является ложным.
  • Самообман и притворство являются распространённой ложью.
  • Ложью также являются ложные надежды и ожидания;
  • Лицемерие, лесть, двуличие и двойная жизнь также являются примерами лжи.
  • Отрицание божественности Иисуса Христа является ложью: 1 Иоанна 2:22 «Кто лжец , если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына ».


3. Происхождение лжи

Ложь является противоположностью истины и никогда не происходит от истины:
1 Иоанна 2:21 «Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины ». Если ложь не происходит от Бога, который есть Истина, то откуда взялась ложь?

Истоки появления лжи уходят в глубь веков и напрямую связаны с личностью Сатаны, которого Слово Божье называет лжецом и отцом лжи: (Иоанна 8:44 «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи »; Деяния 5:3 « сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? »).

История грехопадения Адама и Евы в Бытии 3 является иллюстрацией того, что Сатана является не просто лжецом, но отцом лжи. Это также является первым примером лжи, свидетельство о которой сохранилось для нас в Священном Писании.

Но это не единственный пример лжи в Библии.



II . Примеры лжи и обмана в Библии


В Библии очень много примеров лжи: лжи во благо и лжи во зло; лжи праведников и лжи нечестивых; мужской и женской лжи. Предлагаем вам взглянуть только на некоторые из этих примеров:

1. Авраам:
Бытие 12:10-13 «И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей : вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя », Бытие 20:2 «И сказал Авраам о Сарре, жене своей : она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру »;

2. Исаак:
Бытие 26:6-7 «Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом »,

3. Иаков:
Бытие 27:22-24 «Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал : я »;

4. Повивальные бабки в Египте:
Исход 1:15-19 «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону : Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают ».

5. Мелхола - жена Давида:
1 Царств 19:11-17 «И послал Саул слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до утра. И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит. И спустила Мелхола Давида из окна, и он пошел, и убежал и спасся. Мелхола же взяла статую и положила на постель, а в изголовье ее положила козью кожу, и покрыла одеждою. И послал Саул слуг, чтобы взять Давида; но Мелхола сказала: он болен . И послал Саул слуг, чтобы осмотреть Давида, говоря: принесите его ко мне на постели, чтоб убить его. И пришли слуги, и вот, на постели статуя, а в изголовье ее козья кожа. Тогда Саул сказал Мелхоле: для чего ты так обманула меня и отпустила врага моего, чтоб он убежал? И сказала Мелхола Саулу : он сказал мне: отпусти меня, иначе я убью тебя »,

6. Давид:
1 Царств 21:10-15 «И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула, и пришел к Анхусу, царю Гефскому. И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч"? Давид положил слова эти в сердце своем и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхус рабам своим: видите, он человек сумасшедший; для чего вы привели его ко мне? разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? неужели он войдет в дом мой? »

7. Раав блудница:
И. Навин 2:3-6 «Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала : точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле ».

Ложь является искажением истины или, иными словами, ложь скрывает истину. Цель сокрытия истины у разных людей разная. И приведённые выше примеры свидетельствуют об этом. Из всех примеров лжи оправданным сокрытием истины является ложь повивальных бабок в Египте и ложь блудницы Раав. В обоих случаях их ложь сохранила жизнь Божьим людям.
В остальных случаях ложь используется для прикрытия слабости или греха. Что же касается лжи Анании и Сапфиры, описанном в 5-й главе Деяния Святых Апостолов, то Слово Божье называет их ложь, в первую очередь, грехом против Самого Бога: Деяния 5:3-4 «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу ». Эта ложь стоила им жизни.

Священное Писание пестрит примерами и иллюстрациями человеческой лжи и её последствиями. Библия приводит примеры разного типа лжи:

  • В случае обольщения Евы Змеем речь идёт о лжи, которая является половинной истиной (Бытие 3 ).
  • Ложь Каина в Бытии 4:9 является примером уклончивого ответа на прямой вопрос.
  • Обман Иаковом своего отца в Бытии 27:19 является примером преднамеренной и распланированной лжи.
  • Ложь братьев Иосифа в ответ на вопрос отца об их младшем брате в Бытии 37:31-32 является примером глубины развращённости человеческих сердец, которые осознанно предаются лжи и обману.
  • Даже неплохие люди часто поддаются желанию солгать. История отречения Петра является примером лжи, подкрепляемой клятвой, ведь Пётр клялся, что не знал Иисуса (Матфея 26:72 ).

III . Корень «ложь» в сложносоставных словах


На страницах Священного Писания часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»:

1. «Лжесвидетели» (pseudomartus ).
Лжесвидетели - ложно клянущиеся и дающие ложные показания люди.
Матфея 26:59-60 «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля ». Лжесвидетельство запрещено 9-й заповедью Закона Божия (Исход 20:16 «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего »).

2. «Лжепророки» (pseudoprophetes ).
Лжепророки - люди, ложно пророчествующие от имени Господа Бога.
Матфея 7:15 «Берегитесь лжепророков , которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные ». Иеремия 23:16-26 «Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних…Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь , пророчествующих обман своего сердца? »

3. «Лжеучителя» (pseudodidaskalos ).
Лжеучителя - учителя, обучающие ложным небиблейским доктринам.
2 Петра 2:1-2 «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители , которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении ».

4. «Лжебратья» (pseudadelphos ).
Лжебратья - нечестивые люди, вкравшиеся в среду верующих и выдающие себя за братьев и сестёр в Господе. 2 Коринфянам 11:26 «…много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями ». Галатам 2:4-5 «…а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас ».

5. «Лжеапостолы» (pseudapostolos ).
Лжеапостолы - это люди, выдающие себя за посланников Божьих, в то время, как являются лжебратьями, лжеучителями и лжепророками.
2 Коринфянам 11:13 «Ибо таковые лжеапостолы , лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых ».

6. «Лжехристы» (pseudochristoi ).
Лжехристы - это нечестивые, провозглашающие себя Христом - Мессией, обещанным Богом народу Божьему. Лжехристы - это люди, которые выдают себя за посредников между Богом и человеком.
Матфея 24:24 «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ». Марка 13:22 «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ».



IV . Отношение Бога ко лжи


Всё сказанное выше свидетельствует о том, что ложь является универсальным грехом.

1. Ложь это универсальный грех
Ложь это грех, в котором повинно всё человечество: Псалтирь 57:4 «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь ».
В грехе лжи повинны все люди без исключения. Возможно, вы очень редко говорите неправду и, возможно, вам не нравится кого-либо обманывать, но это не делает вас невиновным во лжи. Один человек сказал, что никогда никого не обманывал. Но в ответ на вопрос: «Попадали ли вы в ситуацию, когда вам кто-то звонил по телефону, а вы в ответ попросили сказать, что вас нет дома?», виновато улыбнулся и сказал: «Да».
Итак, мы все повинны во лжи. Это часть нашей ветхой природы Адама, от которой верующий в Иисуса Христа должен избавиться: Колоссянам 3:8-10 «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового , который обновляется в познании по образу Создавшего его ».

2. Отношение Бога к этому греху

Отношение Бога по отношению к этому греху весьма очевидно на протяжении как Ветхого, так и Нового Заветов:

A. Господь ненавидит ложь
Притчи 6:16-19 «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель , наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями ». Притчи 12:22 «Мерзость пред Господом - уста лживые , а говорящие истину благоугодны Ему ».

Б. Праведные призваны…

  • Ненавидеть ложь (Притчи 13:5 «Праведник ненавидит ложное слово , а нечестивый срамит и бесчестит себя »);
  • Избегать лжи и отвергать ложь (Софония 3:13 «Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи , и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их », Ефесянам 4:25 «Посему, отвергнув ложь , говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу »);
  • Не оказывать уважение лжецам и не искать их расположения (Псалтирь 39:5 «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи »; Псалтирь 100:7 «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими »);
  • Молиться за избавления от этого греха (Псалтирь 118:29 «Удали от меня путь лжи , и закон Твой даруй мне », Псалтирь 119:2 «Господи! избавь душу мою от уст лживых , от языка лукавого »).


B. Нечестивые , в соответствии с Божьим Словом,

  • Любят ложь (Псалтирь 51:5 «…ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь , нежели говорить правду »);
  • Прибегают к её помощи (Псалтирь 61:5 «Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи ; устами благословляют, а в сердце своем клянут »);
  • Ищут её (Псалтирь 4:2б «…доколе будете любить суету и искать лжи »);
  • Прислушиваются к ней (Притчи 17:4 «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного »).


3. Наказание за ложь
Ложь является грехом. А каждый грех наказуем. За ложь Господь наказывает очень строго: Притчи 6:12-15 «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления ».

Кроме того, Библия предупреждает всех лжецов о том, что…

  • Лжецы Царства Божия не наследуют: Откровение 21:27 «И не войдет в него [в Небесный Иерусалим] ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи , а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни »; Откровение 22:14-15 «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду »;
  • Лжецы будут исторгнуты в огненное озеро: Откровение 21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере , горящем огнем и серою. Это смерть вторая »;
  • Лжецов ожидает погибель: Псалтирь 5:7 «Ты погубишь говорящих ложь ; кровожадного и коварного гнушается Господь ». Эта погибель придёт от Господа!
  • Пощады лжецам не будет: Притчи 19:5 «Лжесвидетель не останется ненаказанным , и кто говорит ложь, не спасется ».
  • Лжецу закрыт доступ к общению с Господом: Псалтирь 23:3-5 «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто , кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно , - тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего ».

Мы выяснили, что ложь является универсальным грехом, в котором повинно всё человечество. Человек лжёт в детстве, в отрочестве, в зрелом возрасте, в старости. Человек лжёт по поводу и без повода. Человек лжёт преднамеренно и спонтанно. Каждый из нас знает, что лгать - нехорошо, но, тем не менее, слова неправды периодически слетают с наших уст.

В теории так всё просто и понятно: не лги. Но на практике дело обстоит намного сложнее. Что же нам делать? Мы предлагаем вам стараться создавать для себя такую обстановку и атмосферу, в которой вам бы не приходилось лгать. Ложь является замыкающим и размыкающим звеном в цепочке наших грехов. Ложь либо прикрывает уже сделанные нами грехи, либо является первым шагом к совершению очередного греха. Старайтесь не делать того, за что вам будет стыдно перед Господом Богом, людьми и самим собой, и тогда вы не будете попадать в ситуации, выход из которых возможен только при помощи обмана. Старайтесь не грешить и не делать таких поступков, которые вам бы пришлось прикрывать ложью.

Все тайное рано или поздно становится явным. Любая ложь рано или поздно будет разоблачена.

Каждый человек ищет выгоду – дешевле купить, дороже продать, меньше работать, больше отдыхать, преподнести в более выгодном свете свои хорошие дела и скрыть неблаговидные поступки. Но это полбеды.

Очень часто мы решаемся на откровенную ложь. Часто это происходит, когда мы хотим избежать наказания за свои действия или бездействие, или не хотим беспокоить близких своими проблемами, или подать пример детям, рассказывая о своих поступках, которых на самом деле мы не совершали.

Цели, казалось бы благие. Но ложь остается ложью. И ложь во благо – благом не является. Это все тот же смертный грех, порицаемый христианством, да и любой другой религией мира.

Пастор сказал своей общине: «На следующей неделе я собираюсь проповедовать о грехе лжи. Чтобы вы лучше могли понять мою проповедь, я хочу, чтобы вы все прочитали главу 17 от Марка.»

В следующее воскресенье, когда пастор готовился читать свою проповедь, он попросил прихожан поднять руки тем, кто прочитал главу 17 от Марка.

Все прихожане подняли руки.

Пастор улыбнулся и сказал: «У Марка всего шестнадцать глав. А теперь я продолжу свою проповедь о грехе лжи».