О.Ю.Ермолаев-Томин — Учимся возвращать дыхание носом во время речи.

О.Ю.Ермолаев-Томин — Учимся возвращать дыхание носом во время речи.

Это удивительное искусство - говорить не раскрывая рта - родилось в Древней Иудее. И хотя с тех пор минуло три тысячи лет, чревовещание (или вентрология) поражает нас не меньше, чем древних иудеев и египтян. Латино-греческое название «вентрология» произошло от слов «вентер» - живот и «логос» - слово. Но говорить животом на самом деле невозможно. Вентрологи, как и все люди, пользуются голосовыми связками.

В конце XIX-начале ХХ вв. среди прочих странных развлечений весьма популярными были выступления кукольников-чревовещателей . Они выходили на сцену с жуткими куклами, которые якобы разговаривали, а их хозяева молчали. У современных обывателей эти куклы не вызывают ничего, кроме страха и отвращения, в то время как 100 лет назад люди умирали от хохота, глядя на выступления «говорящих» фигур.

Однажды в одном берлинском ресторане разыгралась любопытнейшая сцена. Посетителей было мало. В глубине зала за столиком сидел человек средних лет, а у его ног лежала собака, не сводившая с хозяина глаз. Тот отправлял в рот кусок за куском. И вдруг собака ясно и громко спросила: «Что же ты ничего мне не даешь? Я ведь тоже проголодалась». «Можешь и подождать. Марш под стол!» - строго ответил хозяин.

Собака повиновалась, но из-под стола продолжала высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь подожди, а потом бросишь голую кость, и все. Пользуешься тем, что я собака. Это просто бессовестно с твоей стороны», Сидевший невдалеке англичанин застыл от удивления. Еще бы! Собака говорила человеческим голосом! Англичанин попросил продать ему говорящую собаку. Хозяин запросил огромные деньги но англичанина это не смутило. Собака, почуяв неладное, стала визжать. А когда англичанин надел на нее ошейник и собрался увести, отчетливо произнесла: " «Ну, раз так, то с этой минуты я не скажу больше ни слова!». И только потом тайна раскрылась: собака была самой обыкновенной, а говорил за нее хозяин, известный немецкий артист-вентролог Шрейбер.

Англичанин Стивен, удивлявший своими выступлениями людей около двухсот лет назад, считается первым профессиональным вентрологом. Сначала Стивен? был. драматическим актером, но заметного, успеха на этом поприще добиться не смог. Слава пришла к нему, когда он стал чревовещателем. «Диалог с головами» - так назывался его номер.

На сцене устанавливались бюсты из папье-маше. Нижняя челюсть у всех была подвижной. Каждый бюст изображал человека, принадлежавшего к какому-нибудь сословию. Были тут придворные врачи, адвокаты, лавочники, крестьяне, рыбаки. Артист прогуливался между бюстами и разговаривал с ними. Бюсты тоже не молчали (за них, понятно, говорил Стивен): бросали реплики, спорили с артистом и друг с другом.

Выдающимся вентрологом был и французский артист Александр Ваттемар. Он приехал в Петербург в 1832 году, затем побывал в Москве и снискал своими необычайно яркими выступлениями широкую известность. Знаменитый знаток старины Михаил Пыляев писал о Ваттемаре: «Много чудесного в народе рассказывали про одного наезжавшего в Петербург иностранца - чревовещателя. Говорили, что раз он довел будочника, стоявшего на часах, до того, что тот стал ломать будку алебардой, полагая, что в углу скрывается нечистый. В другой раз довел бабу, несшую в охапке дрова, до полного отчаяния, разговаривая с ней из каждого полена».

Одним из самых известных чревовещателей был Великий Лестер (Гарри Лестер). Этот человек умел настолько виртуозно говорить с закрытым ртом, что в его практике было немало курьезных и не очень случаев. В то время как другие чревовещатели выступали, посадив куклу на колени, Великий Лестер вышагивал по сцене и пил воду, пока его кукла Фрэнк Байрон-младший «говорила». Однажды над Лестером решили подшутить и налили ему в стакан не воду, а виски. Ни один мускул не дрогнул на лице мастера, в то время как кукла кашляла и отплевывалась.

В другой раз куклу Лестера в 1924 году обвинили в убийстве. Во время представления три старушки умерли от смеха. Когда приехала полиция, то очевидцы утверждали, что это говорила кукла, а губы Великого Лестера не шевелились. Вину артиста не доказали, а вот его «напарнику» досталось больше. Куклу Фрэнка забрали в участок, завели дело, сфотографировали и… навсегда запретили выступать на сцене.

Снимок дочери чревовещателя Эдгара Бергена и его куклы.

Некоторые чревовещатели относились к своим куклам как членам семьи. Кукольник Эдгар Берген настолько был привязан к своему «напарнику», что усаживал его кушать со своей семьей и часто фотографировал с дочерью Кэндис.

Наверное, не было на свете вентролога, которому не задавали бы вопрос: можно ли любому человеку научиться вентрологии или для этого требуются какие-то особенные качества? Раньше считалось (да и теперь кое-кто считает), что вентрологом может стать всякий человек. Было бы желание. Но опыт свидетельствует об обратном. Для того, чтобы говорить не шевеля губами, надо, по меньшей мере, иметь особое строение голосового аппарата. Это - дар Божий. Подтверждением может служить тот факт, что в семьях профессиональных вентрологов дети далеко не всегда оказываются способными к чревовещанию.

По мнению врачей, гортань, голосовые связки одаренного вентролога имеют в своем устройстве какие-то отклонения от нормы, увы, не заметные человеческому глазу. Этого, однако, мало. Чревовещатель должен уметь правильно, экономно расходовать при разговоре набранный в легкие воздух. Дыхание для чревовещателя - настоящее искусство. И научиться ему тоже может не всякий человек.

У обыкновенных людей слова произносятся при участии языка и губ. Вентрологу пользоваться губами нельзя . Он может применить лишь так называемую «внутреннюю дикцию». Она формируется посредством усиленной работы гортани, мягкого неба, языка. И при этом настоящий чревовещатель должен владеть самыми разными голосами: ребенка, старика, мужчины, женщины, найти свой голос для того или иного «говорящего» предмета. Вентролог говорит не шевеля губами. Но это совсем не значит, что лицо его должно быть лишено мимики, выражения. Если лицо актера - застывшая маска, это не чревовещатель.

И еще одно, может быть, самое загадочное качество: способность придавать голосу, как говорят вентрологи, полётность . Опытный вентролог может заставить звук лететь в любом направлении, так, чтобы «заговорили» книжный шкаф, стол, стулья. И зрителям должно казаться, что звук исходит именно из этого предмета.

Смущаясь, Маккабей обращался к зрителям с просьбой не мешать ему, пока он будет разговаривать со своим приятелем Джоном, якобы сидящим на пятом ярусе. Глядя вверх, артист спрашивал: «Джон, ты там?». Не услышав ответа, спрашивал снова: «Джон, ты где?». И тут из партера кто-то выкрикивал густым басом: «Наверху никого нет!». Это, конечно, произносил сам вентролог, но звук слышался из партера.

Маккабей опять просил публику не мешать ему. Тогда из ближнего ряда слышался сердитый женский голос: «Да нас просто дурачат!». И в этот момент со всех концов зала раздавались возгласы возмущенных «зрителей», почем зря ругавших артиста. Понятно, что и эти возгласы тоже произносил разными голосами Маккабей, не раскрывая рта. Он вконец «смущался» и покидал сцену под гром аплодисментов.

Династия вентрологов

Первым русским профессиональным вентрологом был Григорий Михайлович Донской . Он родился в 1865 году, рос в нищете, без отца. Как и многие цирковые артисты того времени, убежал из дома, пристал к балагану и прошел все ступени нелегкого пути к мастерству. Увидев, еще мальчишкой, выступление заезжего вентролога, он решил во что бы то ни стало научиться чревовещанию. Но учиться было не у кого. До всего приходилось доходить самому. В конце концов Донской стал замечательным чревовещателем.

Григорий Михайлович обычно работал с двумя куклами: Джоном - комиком в рыжем парике и Паулиной - дамой в буклях, вечернем платье и в длинных перчатках. Куклы затевали спор, высмеивали друг друга. Донской вмешивался в перепалку.

Потом Донскому пришла мысль ввести в номер живую «говорящую» собаку. Он усаживал ее за стол и вел с ней разговор на пяти иностранных языках! Иллюзия, что собака говорит, раскрывая пасть, была полная. Со своей «чудо-собакой» Донской объехал чуть ли не всю Европу.

Григорий Михайлович прожил долгую жизнь. Умер он в 1956 году в возрасте 90 лет. Конечно, он мечтал, чтобы кто-то из его детей тоже стал артистом-вентрологом. Этот дар проявился лишь у одной из его дочерей - Марии. Она стала замечательной чревовещательницей. А ведь раньше вентрология считалась только уделом мужчин.

Источники с Интернета

Избранное

Существует огромное количество различных фокусов и трюков, которые используются испокон веков как для обмана людей, так и для их развлечения. Их выполняют и мастера-профессионалы, и обычные люди. К таким развлечениям относятся обычные карточные фокусы, превращения, исчезновения. К числу таких принадлежит и чревовещание, о котором пойдет речь в этой статье.

В чем суть чревовещания

Чревовещание — это искусство произносить слова, не открывая рот, за счет чего создается впечатление, что человек говорит животом («чрево» — это «живот»), например. Также используется фокусниками, которые работают с марионетками, их называют «куклы для чревовещания». То есть зрители думают, что разговаривает кукла, так как голос чревовещателя во время сеанса звучит как будто издалека. Кроме того, часто голос становится гораздо выше и тоньше, но это хорошо гармонирует с традиционно небольшим размером марионетки.

Также часто кукольник вступает в диалог с игрушкой, только, конечно, тогда он рот уже открывает. На чревовещании практически полностью построен фильм «Мертвая тишина».

Как давно существует это искусство

Чревовещание — это мастерство, которое известно уже очень долго. Так, оно описано в Библии (правда, в негативном ключе), также использовалось древними греками, римлянами и египтянами. Конечно, люди, владевшие этим искусством, часто считались одержимыми демонами и подвергались гонениям и другим жестоким мерам. Собственно, предполагалось, что это бесы, и разговаривают они внутри человека, поэтому ему не нужно даже открывать рот и шевелить губами.

Кто чревовещает сейчас

Сейчас это мастерство используется не только фокусниками, но и некоторыми народами, например, эскимосами или жителями Индии, а также различными племенами. В традиционных объединениях тот, кто обладает даром чревовещания, может стать шаманом. То есть у таких народов это искусство имеет сакральный смысл. Также чревовещают в цирках, конечно, кукольных театрах, ведь иногда человека, который держит куклу, видно, поэтому необходимо создать иллюзию, что это она и говорит.

А сложно ли это на самом деле? Каждый ли может овладеть этим искусством, или необходимо действительно иметь некие сверхспособности? Об этом мы и поговорим далее.

Базовые упражнения для начинающего чревовещателя

Многие интересуются, как научиться чревовещанию в домашних условиях. Также считается, что для обладания этим даром необходимо с ним родиться, но это не так. Сейчас есть возможность научиться этому самостоятельно. Для этого существует несколько хитростей и упражнений. Вначале нужно сделать глубокий вдох, полностью залить легкие воздухом. Потом надо так поднять язык во рту, чтобы он задней частью почти касался мягкого неба (около горла). Затем втягивают живот, чтобы диафрагма сжалась, и сдавливают живот чуть пониже легких. После этого нужно попробовать простонать, затем произнести «ах!», затем — «помогите!» или еще какую-нибудь простую фразу. Важно, чтобы на первых порах одна такая сессия не длилась дольше пяти минут.

Упражнения на контроль губ

Однако это не все, чего требует чревовещание. Как научиться делать все так, чтобы казалось, что звук идет откуда-то еще, а не изо рта говорящего? Для этого, во-первых, губы либо улыбаются, либо нижняя челюсть висит, опустившись вниз, либо рот просто разинут. Во-вторых, начинать можно со звуков, например, «а», «и», «э», «о», «х», «л», «к», «т». В-третьих, губные звуки (такие как «м», «б», «в», «ф», «п») произносятся, когда смыкаются губы, но это слишком видно. Поэтому нужно заменить языком губу. Для этого кончиком языка нужно рывком прижаться к задней части зубов, когда губы начнут смыкаться.

Как сделать чревовещание еще более убедительным

Понятно, что вначале необходимо научиться всем физиологическим тонкостям. Но актерская игра все равно включена в такое искусство, как чревовещание. Обучение этому тоже легко проводится дома. Например, профессионалы в этом деле тоже притворяются, что не понимают, откуда идет этот звук. Для этого вертят головой по сторонам. Можно сделать вид, что источник звука найден (это может быть игрушка или стена) и фокусировать на нем свое внимание. Кроме того, стоит на слова реагировать: удивляться, злиться, причем достаточно сильно, чтобы у окружающих создалось впечатление, что в таком положении уж точно нельзя говорить.

Конечно, заниматься необходимо ежедневно, ведь чревовещание не является базовым умением человека. Также стоит отметить, что со временем продолжительность тренировок можно увеличивать, когда возникнет ощущение, что пять минут — это маловато и слишком легко.

Чревовещание в искусстве

В некоторых книгах и фильмах найдется тот, кто обладает даром чревовещания. «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова — яркий пример. Многие помнят гувернантку Шарлотту, которая веселила гостей фокусами с этим мастерством. Этот момент описан в одной из глав. Кроме того, чревовещание используют в фильмах ужасов, уповая на то, что раньше это искусство считалось происками демонов. Например, этому посвящен фильм ужасов «Мертвая тишина» 2006 года выпуска, в котором герои взаимодействуют с призраком чревовещательницы. Конечно, тут сюжет напрямую связан с предрассудками людей, обладающих этим даром.

Всемирно известные чревовещатели

Также стоит рассказать о двух известных чревовещателях, для которых это искусство стало способом заработка, а не средством для обмана простодушных людей. Это Пол Уинчелл (ныне покойный) и Джэфф Данэм (ныне здравствующий). Уинчелл выступал с куклой по имени Джерри Мэхони, которую назвал в честь своего школьного учителя, который одобрил его увлечение чревовещанием. Также у Уинчелла были и другие куклы, которые общались с Джерри. Например, известный Шарнироголовый Смифф. Пол снимался в фильмах и сериалах, вел собственное шоу и играл в телевизионные игры. Однако мастерство говорить за кукол не было его единственной страстью: он также был изобретателем.

Данэм же известен огромным количеством разнообразных кукол. Для него чревовещание — это, можно сказать, смысл жизни. Выступает на Бродвее и в различных шоу (также выпускает собственные), чаще всего импровизирует и смешит зрителей. Среди его кукол-персонажей можно выделить ворчливого старичка-ветерана, сутенера, перчик халапеньо, умершего террориста, представителя Эти и некоторые другие куклы пересекаются во время шоу, взаимодействуют друг с другом (спорят, ругаются, мирятся, что-то обсуждают, обмениваются мнениями, шутят, обманывают друг друга) и обладают уникальными характерами.

Для того чтобы достичь успехов, эти люди много работали над данным искусством уже с подросткового возраста, однако раннее начало не является обязательным условием. Главное — сильное желание. Также они обязательно отдельно развивали не только само умение, но и различные актерские навыки. А еще , для того чтобы стать более или менее известным и популярным чревовещателем, необходимо создавать что-то новое. Например, придумывать и мастерить собственных оригинальных кукол, сочинять различные сценарии и, возможно, шутки, если целью будет развлечение публики. Но можно заниматься этим и для себя, например, если хочется нормализовать дыхание или просто развить новые навыки.

Таким образом, сейчас чревовещание — это не только фокус на потеху публике или, наоборот, священное действо, но и просто умение, которым хотят обладать некоторые люди. Как видно, ему можно научиться самостоятельно.

Кто не знает знаменитой легенды о троянском коне? О том, как Одиссей научил греков, десять лет безуспешно осаждавших Трою, хитроумной уловке. Греки притворились, будто они сняли осаду, и сели на корабли. В покинутом неприятельском лагере троянцы нашли огромного деревянного коня. Взятый в плен греческий юноша Синон, выполнявший план Одиссея, сообщил троянцам, что конь волшебный. По предсказанию жрецов, пока он будет находиться в Трое, она останется неприступной. Обрадованные троянцы, проломив крепостную стену, увезли коня в город.

Пока устанавливали деревянного коня, наступил вечер.

Греческие десантники в чреве деревянного коня подремывали, когда вдруг услышали, что кто-то пытается отыскать место дверки. Потом послышался нежный голос Елены Прекрасной, бывшей супруги Менелая, сбежавшей от него с троянским царевичем Парисом:

Менелай, выйди! Если бы ты знал, как я тоскую по тебе!

Главный греческий шпион, хитроумный Одиссей, догадавшись, что грозит беда, крепко схватил Менелая за кисть, запрещая отвечать.

Диомед! Что ты там застрял! Выходи!

Диомед был удивлен, но не ответил. Это был голос его супруги, от которой он с радостью ушел на войну.

Удаляясь от громады деревянного монстра, троянский царевич Дейфоб, третий муж Елены Прекрасной, сказал ей:

Наши подозрения не оправдались. В чреве коня никого нет! Ты же меня удивила! Я не знал, что ты умеешь говорить всеми голосами.

О подобном чуде поведала и Библия.

Царь Израиля Саул готовился к походу на филистимлян, но радости он не ощущал. Тоска овладела им. В начале своего царствования, одержав победу над всеми своими врагами, он смеялся над магией. Он сам «изгнал волшебников и гадателей из страны» (I Цар. 28: 3). Теперь он, насмерть перепуганный, больной старик, мечтал воскресить пророка Самуила, который некогда спасал Саула от глубокой тоски. И Саул решил отправиться к знаменитой колдунье и гадалке Аэндоре.

Стыдясь того, что люди могут узнать о том, что он ищет помощи у волшебницы, Саул переоделся в другие одежды. Взяв с собой двоих слуг, он отправился в мрачную пещеру «призрачной провидицы» под покровом ночи. Аэндора, видимо, обладала мудрой предусмотрительностью, поскольку сказала своему посетителю: «…ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей, на погибель мне?» (I Цар. 28: 9). Посетитель поклялся, что не причинит ей зла. Тогда Аэндора спросила его: «…кого же вывесть тебе?» (I Цар. 28: 11). И Саул приказал вывести Самуила, но женщина громко воскликнула: «…зачем ты обманул меня? Ты Саул!» (I Цар. 28: 11).

Аэндора больше не сомневалась в том, что к ней пришел царь Израиля. Но когда Саул заверил ее в том, что ей нечего бояться, она произнесла свое пророчество, сказав, что видит, как бог выходит из-под земли: «Выходит из земли муж престарелый, - говорила она, - одетый в длинную одежду» (I Цар. 28: 14).

Предсказания свои Аэндора произносила таинственным загробным голосом, как бы исходящим из-под пола. Это доказательство того, что она была отличной чревовещательницей, умевшей использовать свои возможности с выгодой для себя.

В трудах Платона (427–347 гг. до н. э.) есть упоминание о некоем Эврикле. Его способность разговаривать, не открывая рта, греки называли «энгастриментен» - «пророчество из живота». Видно, отсюда и производные: русское «чревовещание», английское «вентролоквизм», греко-латинское «вентрология».

В древние времена искусство чревовещания было не просто зрелищем, как в более поздние эпохи, но являлось средством, с помощью которого жрецы в Египте и Греции, факиры в Индии наводили страх на легковерных людей.

Жрецы и факиры не старались раскрыть секреты своего искусства, оно было окружено завесой тайны для непосвященных. Делалось это для того, чтобы никому не пришло в голову им подражать.

Служители культа, религий, маги всех мастей достигали больших высот в вентрологии. В книге «Чревовещание, имитаторство, звукоподражание и дрессировка животных» рассказывается о древних чудесах: «Громовые удары, раздававшиеся иногда в подземных храмах Египта, говорящая голова на острове Лесбос, к которой стекались для гадания массы народа, и, наконец, звенящая сама по себе статуя Мемнона - все это были обманы жрецов, которые проделывали эти чудеса единственно с помощью чревовещания. Греки считали чревовещание делом дьявола и всех людей, занимающихся им, называли «энгастримитами», или «циклидами» (по имени знаменитого в свое время афинского чародея Циклида).

И в те времена находились наблюдательные, дотошные люди, проникавшие в тайны жрецов. Одним из тех, кто раскрыл секреты «адской кухни», был простой афинянин Эврикл (необходимо заметить, что его заслуги высоко оценены даже нашими современниками: его имя упоминает «Британская энциклопедия», весьма строгая в своем отборе). Узнав, что в Дельфах верховный жрец Мегамон владеет статуэткой, говорящей человеческим голосом, Эврикл поспешил туда и убедился, что она в присутствии многочисленных зрителей действительно отвечала на вопросы Мегамона. Человек наблюдательный, Эврикл приметил, что перед каждым ответом статуэтки верховный жрец глубоко вдыхал в себя воздух. Эврикл сообразил, что это жрец отвечает на вопросы присутствующих. Долго, настойчиво тренировался Эврикл и добился того, что не только научился говорить, не шевеля губами, но и воспроизводить различные тембры голоса. В этом искусстве он достиг немалого. И до сего времени ходят легенды об этом. Самому Эвриклу его поклонниками в Афинах, в театре Бахуса, был даже поставлен памятник рядом со статуей великого создателя трагедий Эсхила.

Успехи Эврикла сделали чревовещание своеобразной областью философии. Существовала даже секта его последователей, так называемых эвриклидов. Сам отец медицины Гиппократ считал вентрологию областью науки. Он называл чревовещателей «энгастримиты» (т. е. говорящие животом) и считал это болезненной аномалией организма.

Уже в древние времена чревовещание часто использовали для корыстного обмана. Главным номером грека Александра из деревни Абонутейхос было «Рождение бога Асклепия».

Ночью Александр прятал в пруду выдутое гусиное яйцо с замурованной в нем крохотной, только что вылупившейся змейкой. Отверстие в скорлупе замазывалось воском и белилами. На следующее утро Александр торжественным голосом возвещал на базаре «благую весть»: бог Асклепий вскоре явится в живом воплощении. Как только собиралась большая толпа, Александр вел ее к пруду, пел гимн богу и «находил» в воде гусиное яйцо со змейкой, обвивавшейся вокруг его пальца. «Вот он, Асклепий!» - возвещал Александр. Народ падал на колени и молился. Вместе с толпой фокусник возвращался на базар, в свою палатку. Там крошечная змейка внезапно «превращалась» в большую змею, прирученную заранее. Все поражались необычному чуду. «Богу» задавали вопросы, и змея отвечала (Александр был вентрологом). Благодаря ловким, двусмысленным ответам «Асклепия» хитроумному Александру удалось выманить у одного из вельмож римского императора Марка Аврелия целое состояние.

«Чудеса», которые совершают чревовещатели, основаны на особенностях слуха.

«Если кто-нибудь ходит по гребню крыши, - пишет профессор Гампсон, - то голос его внутри дома производит впечатление слабого шепота. По мере того как он удаляется к краю здания, шепот все слабеет. Если мы сидим в какой-нибудь комнате дома, то наше ухо ничего не может нам сказать относительно направления звука и расстояния до говорящего лица. Но по изменению голоса наш разум выведет заключение, что говорящее лицо удаляется от нас. Если же самый голос скажет нам, что обладатель его движется по крыше, то мы легко поверим этому заявлению.

Если бы, наконец, кто-либо стал разговаривать с этим лицом, будто бы находящимся снаружи, и получал осмысленные ответы, то иллюзия получилась бы полная.

Таковы условия, при которых действует чревовещатель. Когда очередь доходит до человека на крыше, чревовещатель слабо бормочет; когда же очередь доходит до него, он говорит полным, чистым голосом, чтобы оттенить контраст с другим голосом. Содержание его замечаний и ответов мнимого собеседника усиливает иллюзию. Единственным пунктом в этом обмане могло бы оказаться то обстоятельство, что мнимый голос лица, находящегося снаружи, фактически исходит от человека на сцене, т. е. имеет ложное направление.

Следует еще заметить, что название «чревовещатель» является неподходящим. Чревовещатель должен скрывать от своих слушателей тот факт, что, когда очередь доходит до мнимого партнера, он в действительности говорит сам. Для этой цели он пользуется различными уловками. При помощи всякого рода жестов он старается отвлечь внимание слушателей от себя. Склоняясь набок и держа руку у уха, как будто прислушиваясь, он стремится по возможности спрятать свои губы. Когда он не может спрятать своего лица, то старается делать лишь самые необходимые движения губами. Этому помогает то обстоятельство, что часто требуется лишь неясный, слабый шепот. Движения губ скрываются так хорошо, что некоторые люди думают, будто голос артиста выходит из глубины его тела - отсюда название чревовещатель».

Интересно, что иногда сами чревовещатели долго не понимали секрета своего дарования.

Видный немецкий прозаик Генрих Манн в романе «Зрелые годы Генриха IV» даром чревовещания наделяет солдата Ла Барра, наемного убийцу, который должен уничтожить короля. Ла Барр, очевидно, был исключительным чревовещателем, мог имитировать пять разных голосов, но удивляет другое: сам убийца уверен, что говорит «чревом, даже кишками».

Никакого «вещания животом» не существует. Это название ошибочно. Уже в древности было известно, что оно не соответствует действительности - «чревом» разговаривать невозможно.

Рис. 47. Секрет чревовещания

Вентрология, чревовещание - умение разговаривать, не шевеля губами. Умение, основанное на высокоразвитом владении голосовыми связками и отличном управлении дыханием, долго и трудно приобретаемое умение. Вся суть владения искусством чревовещания может быть выражена всего тремя словами: «учитесь сужать гортань». Чем сильнее сужена гортань, тем более отдаленно будет звучать голос исполнителя. К тому же этот голос, вовсе не похожий на голос исполнителя, к которому все привыкли, будет восприниматься окружающими как звуки совершенно другого человека. Чревовещатель использует обычные органы речи (рис. 47).

Чревовещатель стягивает небо (1), откидывает язык (2) назад и сужает щель гортани (3) таким образом, что почти полностью убирает резонансные оттенки голоса. Рот его при этом не шевелится, и у нас создается ложное впечатление, будто звук идет из живота.

Начало тренировок по овладению этим сложным искусством начинается с простого. Прежде всего, это умение произносить слова, не шевеля губами и не роняя спички, крепко зажатой между зубами…

Таким образом, мнимые «чудеса чревовещания» целиком основаны на том, что человек не в состоянии в точности определять ни направление звука, ни расстояние до звучащего тела. В обычной обстановке это достигается только приблизительно. Достаточно же поставить человека в не совсем обычные условия восприятия - и человек поддается грубым ошибкам в определении источника звука. Наблюдая чревовещателя, трудно преодолеть иллюзию, хотя понятно, в чем здесь дело.

Интересно, что чревовещанием пользовались шаманы у эскимосов. Прибегали к помощи этого искусства во время языческих обрядов колдуны племен зулусов и маори в Африке. Их китайские коллеги использовали говорящих кукол.

И в более поздние времена, особенно в XVI и XVII веках, чревовещание способствовало суевериям. Некий Людовик Целлус Родигинус (1450–1525) рассказывает о чревовещательнице, которая привела в ужас все население города Ровиго своими диалогами с невидимым демоном, которого называла «миленький с кучерявыми волосами».

В 1685 г. 73-летняя Барбара Якоби вызвала сенсацию, ведя беседы с каким-то невидимым Иоахимом. Судьба таких женщин складывалась по-разному: одних причислили к лику святых, а другим не повезло - они были сожжены на костре как ведьмы.

Сами священнослужители не избегали шарлатанских проделок с чревовещанием для достижения своих целей. Великий гуманист Эразм Роттердамский (1469–1536) в одном из писем упоминает о священнике, который голосом покойника склонял одну женщину к сожительству с ним, угрожая в случае отказа пытками. И в наше время церковники не чураются использовать вентрологию, чтобы морочить голову верующим. Брюссельская газета «Суар» сообщила такую новость: «Одиннадцать католических монахинь-японок окончили курсы чревовещания. Для чего? Чтобы с помощью этого «вещания» заинтересовать детей евангелическими легендами. Газета сообщает также, что радио Ватикана одобрило это новшество в пропаганде католицизма».

Много интересных случаев о чревовещателях приводит аббат Ла Шапель в своей книге «Выписки о чревовещателях, или чревобасниках», изданной в Париже Академией словесных наук в 1773 г. Аббат прекрасно разбирался в технике данного искусства. Он очень тонко и образно отметил умение придавать плотность звуку. Ла Шапель так характеризует эту способность вентрологов: «Следуя понуждению, каковым чревовещатель захочет управлять своим голосом, покажется оный происходящим с вершины дерев, с ближнего луга, из земного недра либо с воздуха, от тридцати до сорока шагов расстоянием». В подтверждение своих слов аббат описывает опыты, которые в 1757 г. проводил датский посланник при французском дворе барон фон Менген. Он вел диалоги с небольшой куклой, которую вынимал из своего кармана. Кукла начинала перечить барону. От сердился и пытался спрятать ее в карман. Та обижалась, однако вынуждена была подчиниться силе, но из кармана кукла продолжала пререкаться с бароном. Эта кукла под аккомпанемент пела песни, подражала охотничьему рогу и т. д.

О «полетности» звука, которым должен обладать настоящий вентролог, убедительно свидетельствует история, которая произошла с купцом Сент-Жилем из города Сен-Жермен в 1770 г. Однажды, когда купец сидел рядом с Ла Шапелем, тот услышал как кто-то невидимый зовет его по имени. Сначала голос послышался с кровли стоящего напротив дома, затем из угла комнаты, а потом словно из-под земли. Ла Шапель сделал об этом явлении доклад в Парижской Академии словесных наук. Специально созданная комиссия ученых занималась изучением загадочного явления.

Комиссию ученых все это поразило, но если знать, что Сент-Жиль являлся талантливым чревовещателем, то подобное явление не удивит, так как представляет собой довольно дешевую мистификацию. «Выписки» Ла Шапеля на русский язык перевел Михаила Попов. В предисловии он писал: «В России никто не имел об этом искусстве никаких сведений и считали это каким-то волшебством или чародейством, и это побудило меня перевести на русский язык эти выписки о чревословниках. У нас в России в Святом Писании их называли «чревословниками», но я их именовал «чревовещателями».

В Англии в середине XVIII в. был популярен Фредерик Маккабей. Он представал на сцене в образе застенчивого человека. Другой вентролог Эрнст Шульц, видевший его выступление, довольно подробно описал номер Маккабея в своей книге.

Маккабей, скромный на вид человек, очень смущаясь, обращался к зрителям с просьбой вести себя тихо, пока он будет раскрывать тайны своего искусства, ведя разговор с неким Джоном, который находится сейчас на пятом ярусе. Глядя наверх, он спрашивал: «Джон, где ты там?» Не получив ответа, повторял: «Джон, где ты?»

Из партера раздался глухой бас: «Наверху никого нет». Вглядевшись в зал, Маккабей снова попросил публику не мешать. Обращаясь в пятый ярус, он опять начал звать Джона.

В этот момент послышался возмущенный женский голос из партера: «Над нами просто смеются, это шарлатанство». Маккабей вгляделся в то место, откуда послышалась угрожающая реплика, и еще более робко попросил леди ему не мешать.

И здесь во всех концах зала, перебивая друг друга, заговорили люди. Потом они начали переговариваться друг с другом, без стеснения бросая нелестные отзывы об артисте.

Маккабей бессильно развел руками и, обратясь к публике, сказал, что ему не дают говорить, посему он вынужден покинуть сцену, так и не объяснив, что такое чревовещание.

Когда он уходил, раздалась еще одна ироническая реплика: «Не везет ему, он вообще не умеет чревовещать». Вконец «сконфуженный» Маккабей был «вынужден» удалиться.

В книге «Чревовещание, имитаторство, звукоподражание и дрессировка животных» приводятся интересные подробности об этой забавной вентрологической сценке. «Голоса из зала» были совершенно различными: тут и шамканье старика, и мальчишеский выкрик, и визг дамы, прерываемый лаем собаки. В конце концов голоса начинают раздаваться над головой артиста, а он смешно отмахивается от них, как от комаров. Это свидетельство того, что Маккабей блестяще владел «полетностью» звука. «Артистичность исполнения была великолепна, - пишет Шульц. - Г-на Маккабея вызывали множество раз, но, когда он выходил, как бы стесняясь, кланялся, каждый раз сквозь шум аплодисментов слышались сердитые голоса - естественно, его голоса. При этом его рот казался совершенно неподвижным».

Щульц рядом с Маккавеем ставит немца Шрейбера, дававшего представления в больших, городах Германии. Шрейбер довел искусство до совершенства. Во время исполнения номера он подставлял к губам зажженную свечу, и пламя ее оставалось совершенно спокойным. Он заставлял эхо своего голоса раздаваться из любого места в театре по желанию публики. Собственные возгласы он произносил своим голосом, а соответствующее ему эхо - посредством чревовещания. У Шрейбера была собака, которую он выдрессировал так, что когда он обращался к ней с какой-либо репликой, то Неро (так звали собаку), как бы отвечая, раскрывал пасть и делал движения головой. Зрителям казалось, что четвероногое отвечает на вопросы, хотя ясно, что делал это за нее Шрейбер.

Артист разыгрывал с Неро забавные сценки.

Однажды, зайдя с собакой в ресторан, он заказал телячью котлету. Неро сидел возле стола и провожал взглядом каждый кусок, который хозяин отправлял в рот. Потом Неро «не выдержал» и ясно произнес: «Что же ты мне ничего не даешь, я ведь тоже есть хочу». Шрейбер как ни в чем не бывало ответил собаке: «Можешь подождать - поди под стол, Неро повиновался, но продолжал высказывать свое неудовольствие: «Ты мне всегда говоришь, чтобы я ждал, а в конце концов бросишь голую кость и больше ничего… Да и вообще, ты стал обращаться со мной довольно скверно - это бессовестно с твоей стороны пользоваться тем, что я собака». Сидевший рядом англичанин был так поражен подобным феноменальным явлением, что решил купить собаку. Шрейбер назначил баснословную сумму, но англичанина это не остановило. Когда дело дошло до прощания с хозяином, Неро начал отчаянно визжать и лаять. Увидев, что новый хозяин надел на него ошейник и собирается его увести, пес отчетливо сказал: «Коли так, я с этого момента не скажу ни слова».

Таким вот образом Шрейбер, первоклассный вентролог и остроумный человек, блестяще вышел из создавшейся ситуации.

В Германии гремело имя Шрейбера, а в Англии в это время приобретал известность чревовещатель Туртон. Он давал свои представления в Лондоне, в Кристалл-Паласе, во всех крупных городах Бельгии.

Туртон представлял небольшую сценку, где он, изображая скупого, одновременно говорил и за восемь слуг совершенно разными голосами. Он неподражаемо имитировал голоса животных, великолепно используя это в номере, которым непомерно удивлял зрителей. Сцена представляла собой комнату с закрытым окном. Туртон подходил к окну и открывал его. И сразу до слуха публики доносилось мычание быка, ржание лошади и гоготанье гусей. У Туртона на лице не шевелился ни один мускул, словно он не имел к этому никакого отношения. Искусство его было настолько ювелирно, что когда он медленно закрывал окно, то крики животных стихали постепенно.

Необычайно популярен был англичанин Александр Стивен.

Играя в труппе знаменитого лондонского театра «Друри-Лейн», он как драматический актер ничем особенным не выделялся. Однако сценическая школа, которую он прошел на театральных подмостках, позволяла ему стать подлинным мастером в жанре вентрологии. Его номер, с которым он выступал много лет, назывался «Лекция о головах».

«На сцене стояли бюсты из папье-маше с характерными лицами и подвижными нижними челюстями, в различных париках, которые тогда свидетельствовали о принадлежности к тому или иному сословию. Стивен прохаживался между бюстами и вел с ними диалог, а головы придворных врачей и адвокатов, лавочников, крестьян и рыбаков на разные голоса перебрасывались репликами с ним и друг с другом». - Так описывает выступление Стивена известный искусствовед М. А. Тривас. Следует добавить, что шутки кукольных персонажей артиста носили явно политический характер и были для того времени достаточно смелыми. Стивен высмеивал напыщенных, сластолюбивых придворных, их алчность, продажность.

Атмосфера вольности, царившая на представлениях Стивена, объяснялась главным образом тем, что он приехал в Англию из США, где были более демократичные нравы.

В истории Европы был случай, когда талантливый вентролог повлиял на судьбу целого государства.

…10 августа 1792 г. французский народ сверг монархию. Страна стала республикой. 29 августа границы революционной Франции пересекли армии интервентов. Их авангардом был отряд французских дворян-эмигрантов. Костяк 80-тысячной интервенционистской армии составляли пруссаки. 2 сентября пал Верден. Главнокомандующий войсками контрреволюционной коалиции герцог Брауншвейгский считал, что французская армия не сумеет оказать сопротивление отборным прусским дивизиям. Действительность оказалась совсем другой.

20 сентября у селения Вальми прусские войска после артиллерийской канонады предприняли попытку наступления на французские позиции. Атака не принесла ожидаемого успеха. Революционная армия выдержала испытание огнем. Вскоре началось общее отступление пруссаков, довольно быстро покинувших территорию. Причины такого поспешного отступления, почти бегства, не совсем ясны. Наполеон I считал это наступление загадкой. Неудача под Вальми не носила такого серьезного характера, чтобы вызвать последующее отступление. Канонада у Вальми была смехотворной, а действия прусской армии носили такой жалкий характер, что больше напоминали имитацию наступления, нежели серьезные атаки. Решительный натиск, безусловно, мог изменить ход сражения в пользу пруссаков.

Чем можно объяснить отступление интервентов? Отступившие вместе с интервентами эмигранты проклинали герцога за «измену». Ходили слухи, будто главнокомандующий подкуплен «комиссарами» Конвента. Якобы те передали герцогу бриллианты французской королевской семьи для оплаты его многочисленных долгов.

Может быть, имеются еще какие-то объяснения случившейся неудачи прусской армии?

В 1839 г., через 47 лет после битвы при Вальми, в прессе опубликовали рассказ одного современника революционных событий. Он проливает необычный свет на прусское отступление. Автор воспоминаний аббат Сабатье принимал непосредственное участие в революции. Он был близко знаком со многими известными политическими деятелями и писателями того времени. Сабатье был близким другом писателя Бомарше. Именно от него он узнал историю, которую позже поведал газете.

…В середине сентября 1792 г. Бомарше отправился навестить друга - известного комедийного актера Флери, который участвовал еще в премьере «Женитьбы Фигаро». Дома оказалась только 10-летняя девочка, знавшая Бомарше и охотно ответившая на его вопросы. Судя по ее словам, Флери не было в столице, восемь или десять дней назад он уехал в Верден. Писатель был изумлен. В Верден, который был уже занят пруссаками? Какие дела были в этом городе у парижского актера? Во всяком случае, Верден был самым неподходящим для того, чтобы пытаться там выступать в театре. Через некоторое время Бомарше снова заехал к Флери и на этот раз застал его дома. Писатель поспешил с вопросами, но здесь его неожиданно ждало разочарование. Обычно разговорчивый Флери наотрез отказался сообщить что-либо о цели поездки, более того, уверял, будто вообще не покидал Парижа. Это, конечно, разожгло любопытство Бомарше - воображение признанного мастера интриги подсказало ему различные причины для скрытности словоохотливого Флери. Правда, узнать что-либо определенное было невозможно, артист предпочитал отмалчиваться или отделывался голословным отрицанием.

Но Бомарше не был бы Бомарше, если бы не создал гипотезу, которая, несмотря на всю свою экстравагантность, получила впоследствии косвенное подтверждение в одной легенде, относящейся к пребыванию прусской армии в Вердене. Говоря о том, что ее главнокомандующим был герцог Браун-швейгский, мы до сих пор не упоминали еще одно лицо, имевшее решающий голос в штаб-квартире, - самого прусского короля Фридриха Вильгельма II, сопровождавшего свои войска во французском походе.

Фридрих Вильгельм был племянником Фридриха II, который почти полвека занимал прусский престол. Фридрих Вильгельм II ничем не напоминал своего умного, образованного, ловкого и циничного дядю, которого сменил на троне. Новый король был неспособным, ограниченным, туповатым человеком, вдобавок отличавшимся странными причудами. Он был поклонником оккультизма, столь блестяще представленного графом Калиостро, состоял в тайном мистическом обществе «золотых розенкрейцеров» и, кажется, еще в каких-то секретных орденах. Одним словом, лучшей жертвы для одурачивания было не найти.

Но вернемся в занятый пруссаками Верден, как раз в дни, предшествовавшие сражению при Вальми. Его величество в один из вечеров давал бал в честь прусских офицеров и французских дворян-роялистов. На балу было шумно и весело. Тема разговоров была одна: скорый разгром революционеров и падение Парижа. Неожиданно к королю почтительно подошел человек, одетый во все черное. Он шепотом произнес несколько слов. Король вздрогнул - эти слова были хорошо известным ему паролем таинственного ордена «золотых розенкрейцеров». Безусловно повинуясь знаку, поданному незнакомцем, Фридрих Вильгельм вышел из шумного зала. Пройдя через роскошные апартаменты, предназначенные для знатных гостей, король и незнакомец оказались в небольшой комнате. Ее стены были окрашены в темный цвет и зловеще освещались отблесками пламени, вырывавшегося из пылавшего камина. Пока король оглядывал это мрачное помещение, незнакомец исчез. У Фридриха Вильгельма возникло легкое опасение, не завлекли ли его в ловушку. Он уже сделал движение, чтобы двинуться в обратный путь, но его остановил мягкий голос, звучащий приглушенно, словно из другого мира.

Остановись! Не уходи отсюда, пока не выслушаешь того, что я тебе скажу…

В полутьме король различил какую-то фигуру. Нет, это был не живой человек. Перед Фридрихом Вильгельмом стоял призрак его покойного дяди. Сомнений быть не могло. Даже в полумраке король мог разглядеть знакомое худое лицо с плохо выбритыми щеками. Характерный профиль, нос, запачканный табаком, живые глаза, сгорбленные плечи. Фридрих II - это был он и никто другой - явился одетым в свой силезский сюртук, который он носил в последние годы жизни. Старый Фриц опирался на трость, ручка которой была покрыта кожей, потертой от долгого употребления.

Ты узнал меня? - спросил призрак голосом покойного Фридриха II. Правда, в нем звучали какие-то нотки, вызывающие сомнение. Но кто знает, какие изменения претерпевает голос человека в загробном мире! Убедившись, с каким вниманием и почтением его слушают, призрак обрел былую уверенность в себе.

Ты меня узнал? Когда ты двигался из Баварии в Бреслау вместе с войсками, которыми я тебе поручил командовать, я заключил тебя в объятия и сказал: «Ты больше не мой племянник, ты мой сын; ты унаследуешь мою власть и славу».

Так вот, я пришел потребовать от тебя сыновнего послушания. Я пришел повторить тебе слова, которые император Карл IV услышал в лесу Манса: «Не езди более впереди на коне, тебя предали».

Призрак поведал Фридриху Вильгельму, что французские роялисты вовлекли Пруссию в опасное предприятие, что французы в массе своей не желают вмешательства иностранцев в свои дела…

На следующий день прусские войска, которые должны были возобновить движение в сторону Парижа, неожиданно получили контрприказ оставаться в Вердене. Две недели прусская армия топталась на месте. Затем произошло сражение при Вальми, где нерешительность прусского командования явилась одной из главных причин неудачи при попытке сломить сопротивление французских войск. Вслед за тем последовало отступление интервентов.

Бомарше, тщательно собрав все слухи, ходившие в Париже, и сопоставив с известными ему сведениями, пришел к убеждению, которое поведал аббату Сабатье. Выходило, что Флери ездил в Верден, чтобы предстать перед суеверным прусским королем в виде призрака Фридриха II. За несколько лет до этого Флери уже пришлось сыграть на парижской сцене роль Фридриха. И, надо признаться, - с огромным успехом. Побуждаемый добросовестностью настоящего артиста, Флери научился искусно гримироваться под Фридриха, копировать его жесты и голос. Знавшие прусского короля единодушно утверждали, что было трудно отличить «копию» от «оригинала». Флери даже ухитрился получить из Берлина старую шляпу, сапоги и сюртук прусского короля… Бомарше был убежден, что французское правительство решило использовать талант Флери, поручив ему еще раз сыграть роль Фридриха П. Идея, очевидно, принадлежала Дантону или его секретарю Фабр д"Эглантину. Тот сам писал пьесы и прекрасно знал актеров «Комеди Франсез».

Не менее талантливым был французский вентролог, трансформатор и мим «господин Александр».

Многие исследователи с восхищением выделяют среди других иллюзионистов творчество француза Александра Ваттемара. Выступал он под псевдонимами «г-н Александр» и «Балтимор». Это был человек, сведущий во многих областях науки.

Ваттерман начал жизненный путь как врач-хирург. С 1814 г. под именем Балтимора он стал давать в Берлине представления, которые шли целый вечер. В основном это были небольшие сценки. В каждой участвовало до десяти действующих лиц. Всех их играл сам Балтимор. С поразительной быстротой и ловкостью иллюзионист менял костюмы, походку и манеру, голос, мгновенно превращался из скромного юноши во влюбленного лорда. Были здесь пьяный кучер, кормилица с ребенком, английский танцор, старуха. Наконец, неуклюжий упрямец, который смеялся и плакал, пел песни по-французски и ругался по-английски.

В одной из миниатюр Балтимор, сидя на столе, приставленном вплотную к раздвижному занавесу, изображал пьяного кучера, уснувшего на козлах. В то время как кучер еще спал, Балтимору удавалось вылезти из кучерского костюма и пролезть в щель занавеса незаметно для зрителей. Едва этот вертопрах после своего монолога скрывался в кулисе, кучер просыпался: Балтимор влезал в его костюм. Вскоре кучер снова засыпал и на сцене появлялся английский лорд. Он хватал спящего (вернее, его пустую оболочку), тряс за плечо, чтобы разбудить. Лорд таскал кучера по всей сцене. Его укоризненные слова раздавались вперемежку с жалобами и руганью пьяницы…

Трансформация Балтимора, основанная на мгновенном переодевании, - интересный жанр иллюзионного искусства. Молниеносное полное переодевание артиста - это фокус, иллюзионный трюк. Изменение внешности актера достигается преимущественно чисто артистическими выразительными средствами: походкой, манерами, интонациями.

В Нюрнбергском музее хранится афиша выступления «чревовещателя Александра» от 26 июля 1817 г. Кроме вышеописанных миниатюр в ней упоминается и «разговор между г-ном Александром и г-ном Дюфуром в его комнате и со слугой, находящимся в погребе. Окликнутый своим господином, слуга отвечает на большом расстоянии, приближается, чтобы исполнить приказание, и вновь постепенно исчезает в отдалении, после чего захлопывается дверь подвала. Г-н Дюфур споет также и арию». Конечно, и Дюфура, и слугу играл все тот же «господин Александр».

Сохранился альбом Александра Балтимора с записями современников, отдавших должное его удивительному дарованию.

«Единственный способ, которым я могу выразить мое полное восхищение г-ну Александру, - писал Гете в 1818 г., - это присоединиться к уже записанному здесь. Он не нуждается в рекомендациях, потому что сам себя рекомендует».

Интересен отрывок из стихотворения Вальтера Скотта, посвященного Балтимору:

Всегда все косились, и не без причины,
На тех, кто под шляпой носил две личины, -
Вчера ж у тебя было двадцать голов.
Скажи нам, искусник, ты сам-то каков?

Шурин Пушкина Сергей Николаевич Гончаров, живший в доме поэта, подробно рассказывает, как Александр Сергеевич сочинял стихотворное послание артисту. Оно, к сожалению, исчезло, но эпиграф «Имя ваше легион, так как вас много», взятый из Евангелия и вписанный поэтом в альбом вентролога, сохранился и находится в Пушкинском Доме. Поэт имел в виду множество образов, представляемых Ваттемаром в своих спектаклях.

Пушкин писал жене: «К нам в Петербург приехал ventroilogue, которые смешил меня до слез, мне, право, жаль, что ты его не услышишь».

Заслуга Александра Ваттемара в том, что, выступая даже в великосветских гостиных, он изображал простых людей.

В цирках и варьете чревовещание как искусство заявило о себе в конце XIX - начале XX в. Его ввел в моду англичанин Чарлз Эльворти. Его последователи (Макс Ферстнер, Рагдадж, Артур Пренс и другие) сначала подавали свои номера как нечто сверхъестественное. Постепенно мистическая окраска начала исчезать, сценки стали веселыми, забавными.

Вентрологические номера стали почти обязательными в каждой программе цирка и варьете. Избавившись от мистицизма, жанр стал демократичным, более доступным широкой публике.

Григорий Михайлович Донской был первым профессиональным артистом-вентрологом, отдавшим этому редкому искусству долгую, богатую событиями жизнь. Он начал свою творческую деятельность еще в годы царствования Александра III и не дожил всего год до запуска в космос искусственного спутника.

Популярный европейский артист Григорий Михайлович Донской, вентролог, исполнял сенсационный номер - показывал «говорящих» собак. Он мог говорить двенадцатью различными голосами.

Его выдумкой воспользовался Казини. Он соединил вентрологию с «ясновидением» и так афишировал свой номер в «Органе» за 1914 г.:

«Таинственная собака Джек!

Чудо природы, собака Джек является теперь серьезным конкурентом человека в области отгадывания чужих мыслей и ясновидения. Все профессора, врачи, психологи, студенты и весь ученый мир заинтересованы этой загадочной собакой Джеком. Казини блестяще доказал всему ученому миру, что и животные обладают даром ясновидения, что до сих пор опровергалось всеми врачами и психологами. Джек точно отгадывает: сколько у кого денег в кармане, кому сколько лет, время вступления в брак, сколько у кого детей. Сколько получает жалованья, число очков брошенной зрителями кости, угадывает счастливые номера выигрышных и лотерейных билетов, за что собака имеет массу благодарностей…».

Данное объявление и воспоминания очевидцев показывают, что Казини - ремесленник от иллюзионизма и никаких художественных задач перед собой не ставил.

«Говорящую» собаку Казини нельзя отнести к номеру дрессировки. Трюк заключался в совмещении приемов мнемотехники с вентрологией и искусным механическим приспособлением. Ассистент условным кодом передавал вопросы зрителей, а Казини отвечал на них, говоря за свою собаку «вторым голосом».

Для увеличения наглядности эффекта к нижней челюсти собаки прочно приделывали зубной протез, соединенный скрытым рычагом. Нажимая на рычаг, Казини заставлял собаку открывать и закрывать рот одновременно с чревовещателем. Создавалось впечатление, что на вопросы публики отвечает сама «ясновидящая» собака.

Существует мнение, что вентрологом может стать почти любой желающий после особой тренировки. Это не совсем так. Чтобы научиться говорить не шевеля губами, надо иметь особое строение голосового аппарата.

В семье первого русского чревовещателя Григория Донского, занимавшегося вентрологией 65 лет, из его троих детей только Мария смогла освоить это древнее искусство.

Лишь одна из дочерей Марии Григорьевны освоила чудо чревовещания. Общий стаж династии Донских в искусстве вентрологии составляет более 160 лет.

Существует Всемирная ассоциация вентрологов, под ее эгидой находится немногим более 50 профессиональных артистов этого жанра, работающих во многих странах мира. Эта скромная цифра говорит об уникальности профессии чревовещателя.

Мировую славу приобрели швейцарский артист Фред Роби, англичанин Джон О"Рейли.

Швейцарский артист Фред Роби - мастер мирового класса, владеющий целым набором различных голосов. Он стал известен в 1951 г. в Париже, когда проходил Всемирный конкурс вентрологов. Роби выступал с женой. Его номер с «негритянкой» построен так: Роби сидит в кабаре за столиком, его жена танцует. На платье у нее большой бант. Роби снимает его, и бант превращается в негритянку. Фред заводит с ней разговор, пьет вино, закуривает, а в это время негритянка начинает петь.

Вентрологи представляют поистине уникальные номера.

В одном из номеров журнала «Советская эстрада и цирк» были такие строки: «Обычно фокусники манипулируют предметами. Владимир Кузнецов «Скава» умеет манипулировать… звуком. Исполняя на флейте веселую полечку, он отнимал флейту ото рта, а мелодия все продолжала звучать. Следя взглядом за «Летающим звуком», Кузнецов «ловил» его рукой, зажимая в кулаке. «Пойманный» звук доносился теперь из кулака. Кузнецов слегка разжимал кулак - звук доносился более отчетливо. Затем Кузнецов «перебрасывал» звук несколько раз из одной руки в другую, и он был слышен то тихо, то громко. «Поймав» звук в последний раз, Кузнецов «отправлял» его в рот, приставлял к губам флейту и, как бы вдувая звук в инструмент, доигрывал мелодию до конца».

После Кузнецова никто этот трюк не повторил. Пока не повторил.

Но ведь чревовещание - это чудо. А чудеса, бывает, повторяются, но уже в улучшенной форме…

Чревовещание или вентрология – это настоящее искусство иллюзии. Чревовещанию как таковое обучить нельзя. Эту способность могут развить только люди, кому от природы дано особое строение горла.

Чревовещание известно с давних времен. Обладателей удивительной способности называют чревовещателями или вентрологами. В 18 веке чревовещание приписывали проискам нечистой силы. Считалось, что в животе человека жили демоны и черти. Что уж говорить о более ранних временах? Жизнь чревовещателей тогда была не сладкой. Их казнили или ссылали. А вот физиологический механизм чревовещания был раскрыт намного позже.

Чревовещание или вентрология – это настоящее искусство иллюзии. Чревовещанию как таковое обучить нельзя. Эту способность могут развить только люди, кому от природы дано особое строение горла. Однако это не означает, что технику чревовещания освоить нельзя. Это может попробовать каждый. Во многих странах выходят специальные учебные пособия по этой науке.

А в целом, дар чревовещания чрезвычайно редок. Все вентрологи изучают технику чревовещания. Они учатся перестраивать свой речевой аппарат посредством специальной тренировки гортани с голосовыми связками, зева, глотки и полости рта с языком и нёбом. Вентролог — тот же самый артист-иллюзионист. Он создает слуховую иллюзию. Если перед вами окажется профессионал своего дела, то вы не заметите, что он говорит сам. Вам будет казаться, будто его голос идет изнутри или со стороны.

Следует отметить, что одним из требований к артисту-вентрологу является умение придавать звуку полетность. Выступая, чревовещатель должен создать у публики впечатление, что его кукла-партнер говорит сама. При этом чревовещатель должен придать своему голосу стереофоничность. Ведь выступают такие артисты, как это часто бывает, не с одной, а с несколькими куклами. К каждой из них следует подобрать подходящий голос, его тембр, громкость. А менять голоса приходится ни раз.

Выступление чревовещателя обычно длиться не более 5 минут. Больше выдержать им трудно. Напряжение – то на сцене можно сравнить с работой синхронного переводчика! Ведь говорить без умолку, да и еще с закрытым ртом – сложное занятие. Голосовые связки, да и горло в целом, очень напрягаются. Кстати говоря, артисты после концерта полдня разговаривают шепотом.

Примечательно отметить, что чревовещатели не могут произносить многие буквы с закрытым ртом, приходится все время подбирать слова. Вентролог всегда перебрасывается с куклами короткими репликами. Русские чревовещатели, произнося диалог, составляют текст, где слова по большей своей части произносятся без губных согласных б, п, м. Иллюзия становится ярче, что диалог сопровождается мимической игрой чревовещателя. Она помогает скрыть минимально необходимые движения губ. Именно эта артистическая игра делает вентрологию искусством, а не просто иллюзией и трюком.

Видео на английском языке, включите субтитры.

Легенды и правда о чревовещателях

Вы когда-нибудь наблюдали работу настоящих чревовещателей? При первом знакомстве с ними кажется, что вы встретились с чудом. А как же иначе воспринимать и интерпретировать происходящее? Непонятно откуда раздается тонкий голос, абсолютно непохожий на голос вашего собеседника. Причем артист сохраняет совершенно невозмутимый вид, на его лице не шевелится ни один мускул, губы плотно сжаты. Он будто бы сам удивлен, откуда доносится голос. Аттракцион этот хорошо известен среди эстрадных иллюзионистов и называется чревовещанием.

Чревовещание (научное название - вентрилоквия) - это способность говорить, не шевеля губами , вследствие чего произносимые слова кажутся исходящими от других лиц.

При чревовещании необычен механизм голосообразования: движения органов ротовой полости производятся так, что для посторонних они незаметны, а губы остаются совершенно неподвижными. Голос при чревовещании отличается меньшей внятностью, монотонностью и ослабленной силой. Такой голос характеризуется высокой тональностью с диапазоном, равным приблизительно одной октаве.

Итак, чревовещание - это просто цирковой фокус, эстрадный иллюзион. Голос при этом образуется теми же самыми голосовыми складками, только чрезвычайно сближенными. "Чрево" тут ни при чем - вовсе не оно является источником звука. А бывают ли другие источники голоса, кроме описанных нами голосовых складок?

Да, бывают, и за примерами далеко ходить не надо. Возьмем самый обычный шепот. Да-да, тот самый шепот, которому посвящено столько прекрасных строк русской поэзии: "Шепот, робкое дыханье, трели соловья." - у Афанасия Фета или "Где сладкий шепот."

Евгения Баратынского. А слова романса Николая Павлова:

Надуты губки для угрозы, А шепчут нежные слова. Скажи, откуда эти слезы - Ты так не плакала сперва?

Или в стихотворении Якова Полонского "Затворница": "Она, дрожа, шептала мне: "Послушай, убежим!" Или у Алексея Плещеева:

Шепчутся листья твои серебристые, Шепчутся с чистой волной. Не обо мне ли тот шепот таинственный Вы завели меж собой?

Пожалуй, цитат достаточно. Вы поняли, что означает шепот для поэта. А что такое шепот с точки зрения оториноларинголога? Некоторые авторы называют шепот шепотным голосом. Это не совсем правильный термин, так как, по существу, во время шепота голоса нет. Этим он и отличается от разговорной и певческой речи. Во время шепотной (безголосной) речи голосовые складки не колеблются. Они сближаются, оставляя между собой значительную щель, через которую свободно проходит воздух и благодаря движениям языка, губ, мягкого нёба формируется в гласные и согласные фонемы. Интересно, что шепотная речь может быть получена у детей только после трех лет.

В нашей клинике проходит обычная ежедневная утренняя конференция. Дежурный врач докладывает о состоянии больных и в конце своего сообщения говорит: "Звонил больной Б., поздравлял весь коллектив клиники с наступающим праздником". Все мы прекрасно помним этого больного - более трех месяцев он находился у нас на лечении по поводу злокачественной опухоли гортани, ему была полностью удалена гортань.

Стоп, стоп, стоп! Я вставил в свой рассказ этот обычный эпизод из жизни клиники далеко не случайно. Не заметили ли вы противоречий в описании событий? Больному полностью удалена гортань, и после этого он разговаривает по телефону. Если отсутствует гортань, а значит, и голосовые складки, то за счет чего может образовываться голос? Даже чревовещатели не могут обойтись без помощи голосовых связок. Мы подошли к очень важной проблеме - проблеме реабилитации голоса после удаления гортани.

Рак гортани, к сожалению, сравнительно частое заболевание среди злокачественных опухолей. Ранняя диагностика и своевременное комплексное лечение (лучевая терапия, хирургическое лечение, химиотерапия) позволяют улучшить прогноз жизни и трудоспособности больного. Хирургическое лечение рака гортани в большинстве случаев связано с удалением гортани. Впервые тотальное удаление гортани произвел в 1873 году известный немецкий хирург Теодор Бильрот. Всего через несколько месяцев после Бильрота, в том же 1873 году П.Я. Мультановский сделал первую в России операцию удаления гортани. С тех пор она прочно вошла в арсенал хирургов и стала надежным средством в борьбе со злокачественными опухолями.

Но, помимо чисто медицинских и хирургических проблем (радикальность удаления опухоли, диагностика возможных метастазов, техника оперативных вмешательств), врач сталкивается еще с одной важной психологической и социальной проблемой. Больные после этой операции полностью теряют функцию речи. Им очень трудно бывает адаптироваться к потере голоса, развиваются сложные психологические конфликтные ситуации, угнетенное состояние.

Вопрос о восстановлении голоса у лиц с удаленной гортанью обсуждался еще в конце XIX века, вскоре после первых операций. Тогда-то впервые и была высказана мысль о возможности развития псевдоголоса (ложного голоса или голоса-заместителя).

Какие же условия необходимы для формирования псевдоголоса ? В основе механизма образования псевдоголоса лежит создание псевдоголосовой щели в пищеводе и выработка ее произвольного смыкания. Поэтому псевдоголос называют еще пищеводным, и именно он и является самым настоящим чревовещателем.

Пищеводный голос был открыт в начале XIX века одним больным, у которого развился паралич голосовых связок. Именно это открытие и было использовано немецким фониатром Гутцманном для создания псевдоголоса у больных с удаленной гортанью. Методика Гутцманна, предложенная им в 1908 году, считается первым научно обоснованным руководством по обучению пищеводному голосу. Наибольшая заслуга в разработке проблемы пищеводного голоса принадлежит чешскому фониатру Зееману, давшему еще в 1919 году ее полное описание и предложившему свою методику обучения, применяющуюся и в настоящее время. В России первой работой, посвященной проблемам пищеводного голоса, была статья Александра Федоровича Иванова "Голос и речь без гортани" (1910).

Основной и наиболее трудной задачей при восстановлении голосовой функции путем перехода на пищеводный голос является доставка воздушной струи. Озвучивание ее совершается относительно несложно, путем колебаний складок верхнего отдела пищевода, имитирующих колебания настоящих голосовых связок. Главная трудность в преодолении привычной зависимости голосообразования от дыхания.

При новом способе продуцирования голоса обе функции нужно отделить друг от друга, освободить их от взаимной зависимости. При пищеводном голосе воздух, поступающий из легких, не только не участвует в голосообразовании, но даже мешает ему, заглушая своим шумом получаемый голос. Цель упражнений заключается в создании независимого функционирования двух этих механизмов - дыхания и голосообразования.

Другая трудность в решении проблемы попадания воздуха в пищевод. Для этого необходимо освоить прием, сводящийся к тому, чтобы воздух из полости рта попадал в пищевод, а затем мог немедленно извергаться наружу, продуцируя звук при прохождении между складками устья пищевода. Вначале пищевод удается заполнить очень небольшим количеством воздуха (всего около 5 миллиметров), поэтому фразы получаются очень короткими. Однако в дальнейшем при увеличении количества воздуха достигается и большая длительность фразы.

Формирование озвученной речи - это процесс, требующий большой настойчивости и терпения как больного, так и педагога-логопеда. Для усвоения отдельного звука требуется различное по продолжительности время - от нескольких минут до недели. Произнесением отдельных слов можно овладеть за несколько дней или недель, а произнесением фраз различной длительности - в период от 1 недели до 3 месяцев. Полной воспринимаемости окружающими речи больного без особых усилий с его стороны можно достичь за 3. 6 месяцев.

Однако некоторые больные с удаленной гортанью не могут овладеть пищеводным голосом или овладевают им в недостаточной степени. Других больных такой голос не устраивает или они не могут обучиться псевдоголосу вследствие глухоты или тугоухости. Иногда бывают и органические причины, препятствующие формированию пищеводного голоса - распространение опухоли на пищевод, хирургическое удаление верхней трети пищевода. В целом по всем перечисленным здесь причинам около 30 процентов больных не могут овладеть пищеводным голосом. Что делать в таких случаях? У таких больных можно использовать голосовой протез.

Голосовыми протезами или искусственной гортанью называют аппараты, производящие звук, заменяющий нормальный голос гортани при разговоре. Звук, издаваемый голосовым протезом, преобразуется в речь с помощью языка, губ, мягкого нёба, точно так же, как обычный или пищеводный голос. Вся разница в том, что там источником звука являются колебания голосовых связок или складок пищевода, а здесь - искусственная вибрация.

В электрических голосовых протезах звук продуцируется механическим вибратором, питающимся от батареи или аккумулятора, помещенных в самом аппарате. Продуцируемый звук обладает постоянной тональностью, но аппарат располагает возможностью настройки звука на более высокую или более низкую тональность. Речь больного хорошо понятна, но не громкая и не очень приятна на слух, вследствие монотонности и носового оттенка. В качестве примера такого электрического протеза можно назвать выпускаемый в СССР аппарат "Голос". Мембрана этого аппарата прижимается к боковой поверхности шеи, колебания, создающие звук, передаются в глотку и ротовую полость, где этот звук преобразуется в речь по нормальному механизму артикуляции.

В пневматических голосовых протезах звук производится мембраной (чаще всего резиновой), приводимой в действие струей воздуха, выходящего из легких во время выдоха. Вибрирующая пластинка вмонтирована в трахеостому (отверстие в трахее, через которое осуществляется дыхание после удаления гортани), и получаемый звук по трубке отводится в ротовую полость. Звук, продуцируемый этим прибором, достаточно приятен и более схож с естественным голосом благодаря возможности модулировать его по силе и до известной степени по тональности. Однако пневматические протезы в настоящее время применяются все реже, уступая более удобным - электрическим.

Мы рассказали о голосовых протезах, построенных по традиционному принципу - создание искусственного источника звука с дальнейшей его трансформацией в речь с помощью обычных механизмов артикуляции. Однако существуют и нетрадиционные взгляды на проблемы восстановления голоса. Так, американская фирма "Эйч-си электронике" в 1978 году разработала специальный портативный синтезатор речи. В основанной на микросхемах памяти прибора записано 45 звуков английского языка, 13 самых употребительных приставок и суффиксов, некоторое количество слов и даже 16 коротких фраз (типа "меня зовут."). Нажимая соответствующие клавиши, можно строить из этих блоков и полуфабрикатов нужные предложения, переводя их в кратковременную память синтезатора. После нажатия клавиши с надписью "говори" машина выдает набранную фразу. По утверждению фирмы, она способна произвести практически любое английское слово.

Таким образом, от рассказа о фокусах иллюзионистов-чревовещателей мы с вами подошли к очень важной медицинской и социальной проблеме - проблеме восстановления полностью утраченного голоса. И мы увидели, она решается совместным трудом оториноларингологов, педагогов-логопедов, инженеров-конструкторов, создателей новой техники. В целом проблема уже решена, но точку ставить рано. Может быть, в ближайшем будущем мы узнаем о новых, технически оригинальных методах создания искусственного голоса. А оттуда останется всего лишь шаг до создания "говорящих" машин.