Тибетский календарь стрижки волос. Ваш путеводитель по бурятии и байкалу

Тибетский календарь стрижки волос. Ваш путеводитель по бурятии и байкалу

Вот уже в третий раз Санкт-Петербургский буддийский храм выпускает календарь с видами дацана.

В календаре на 2013 год вы увидите, как выглядит петербургский дацан в разные времена года, а также найдете фотографии, на которых запечатлены важные события из жизни Санкт-Петербургского дацана, случившиеся в 2011 и 2012 годах. В наступающем году петербургский буддистский храм готовится отметить знаменательную дату — 100 лет назад, в 2013 году, в Санкт-Петербургском дацане XII главой буддистов России Пандито Хамбо Ламой Итигэловым был проведен торжественный молебен, который послужил благословением для развития буддистской общины в столице российской империи. Этой дате будет посвящена Пятая Декада буддийской культуры в Санкт-Петербурге.

Конечно, большим спросом среди прихожан и не только пользуется буддистский календарь. Его составитель - официальный лама-астролог Буддийской традиционной Сангхи России Засаг лама Иволгинского дацана Содбо Айсуев. Благодаря этому календарю вы узнаете о главных буддистских праздниках 2013 года, сможете планировать дела, согласуясь с благоприятными и неблагоприятными днями следующего года, специально высчитанными ламами-астрологами Буддийской традиционной Сангхи России.


Телефон киоска дацана: +7-981-755-9605

В новогоднем обращении шэрээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Буда Бадмаев говорит:

Уважаемые прихожане!

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с праздником Сагаалган - Новым годом по буддистскому календарю, который наступит 11 февраля под знаком черноватой водяной Змеи.

Я с большой радостью отмечаю тот факт, что буддисты Санкт-Петербурга стали более усердны и прилежны в своей практике.

Ведь именно духовная практика избавления своего сознания от пороков дает возможность нашему уму быть свободным и счастливым. И в дальнейшем мы все вместе, объединившись, должны правильно практиковать Учение и, подавив в себе эгоизм, больше отдаваться помощи другим людям. Похвально, что этим мы вносим свой вклад в то, что в северной столице нет острых конфликтных ситуаций, здесь мирно сосуществуют люди разных вероисповеданий и национальностей, уже много лет в Санкт-Петербурге действует программа «Толерантность». Надеюсь, такой порыв будет оценен всеми: и прихожанами, и жителями Петербурга, и руководителями города и страны.

Сто лет назад в Санкт-Петербургском дацане XII главой буддистов России Пандито Хамбо Ламой Итигэловым был проведен торжественный молебен, который послужил благословением для развития буддистской общины в столице российской империи. Таким образом, Пандито Хамбо Лама Итигэлов вместе с ширээтэ ламами нескольких дацанов Бурятии освятили своим присутствием Санкт-Петербургский дацан и провели молебен за здравие и благоденствие императора и всего царского дома. Этому историческому событиюбудет посвящена Пятая Декада буддийской культуры, которая пройдет в 2013 году в нашем городе. Мы не должны забывать свою историю, поэтому в летописи Петербургского дацана это событие навсегда останется знаменательным фактом. Мы также должны помнить всех лам и учителей прошлого, связанных с нашим дацаном, сейчас ведется работа над раскрытием их имен.

Наступающий год Змеи несет с собой различные перемены во внешнем и внутреннем мире, поэтому нам необходимо больше практиковать Учение, чтобы быть готовыми к этим изменениям. Особое внимание следует обратить в этом году на подавление собственной агрессивности, которая, подобно змее, кусающей свой хвост, будет кармически возвращаться назад к нам. Наша агрессивность, как следствие, порождает раздоры, ненависть и увеличивает наши страдания.

Пусть все живые существа будут счастливы; пусть избавятся от страданий; пусть все будут равны в благости; и пусть все будут соучастны в делах друг друга!

ОМ АРА БАЗАНАДИ!

Ширээтэ лама Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев

Календарь Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» издан при содействии настоятеля дацана Буды Бадмаева. Дизайн - Татьяна Загоскина. Фото - Павел Платонов. Ответственный редактор - Алла Намсараева. Отпечатан в типографии «Анима».

Буддистский календарь на 2013 год можно будет приобрести в киоске Санкт-Петербургского дацана. Цена - 300 рублей.

Буддистский календарь - прекрасный подарок к Новому году. Принимаются коллективные заявки от организаций.

животные тибетского календаря

буддийский используется с небольшими различиями в странах южного буддизма - Таиланде , Лаосе , Камбодже , Мьянме и на Шри-Ланке ; а также в странах северного буддизма: в Тибете до аннексии Китаем , Непале , Бутане , отдельных штатах и регионах Индии (Сикким , Ладак), в Японии и др.

Буддийский календарь еще называют лунным, поскольку он основан на фазах луны.

Начало летоисчисления буддийского календаря в южном буддизме ведется с года осуществления Буддой Шакьямуни Паринирваны и опережает григорианское летоисчисление на 543 года.

Таким образом, 2016 год соответствует 2559 году по буддийскому календарю.

Тибетский календарь

животные тибетского календаря

История буддийского календаря в Тибете восходит к 1027 году, когда появился тибетский перевод Калачакра-тантры , ставшей очень известной и получившей распространение во всех буддийских традициях Тибета. Именно из этой системы берут начало астрологические представления буддистов Тибета, Монголии и России , а также популярный лунный календарь 60-летних циклов летосчисления, каждый из которых подразделяется на пять 12-летних малых циклов. 1027 год Огненного Кролика - время, когда в Тибете был введен астрологический календарь на основе китайского лунного календаря, поскольку он также строился на 60-летних циклах. В соответствии с новым календарем были рассчитаны все предыдущие события.

Тибетский календарь делится на основные циклы по шестьдесят лет. Эти шестидесятилетние циклы в свою очередь делятся на пять меньших двенадцатилетних циклов, каждый год которых определяется названием животного, птицы или рептилии. Двенадцать лет также последовательно связаны с различными Элементами. Таких Элементов пять, со сменяющимися мужскими и женскими аттрибутами.

Шестнадцатый цикл закончился в 1986 году годом Огненного Тигра. Таким образом, мы живем в семнадцатом цикле, и 2004 год был годом Деревянной Обезьяны. Тибетский год основан на двенадцати лунных месяцах и длится 360 дней. Чтобы не было расхождения с солнечным годом (365,25 дней) каждые три года добавляют "быстро растущий" месяц. Существуют разумные вычисления, того, какой месяц будет "быстро растущим". И этот определенный месяц просто повторяется. В 1997 году пятый месяц года Огненного Быка повторялся.

В зависимости от точного сдвига, пять или шесть дней из тибетского года исключаются, если сдвиг происходит позже, и это делают дважды, если сдвиг происходит раньше. Для того чтобы перевести дату Западного календаря на тибетский календарь или наоборот, используют наиболее точный календарь "тибетский календарь традиции Цурпху", разработанный Третьим Кармапой Ранджунгом Дордже.

Из-за быстрорастущего месяца день нового года (Лосар) тибетского календаря передвигается между февралём и мартом. Месяц начинается в новолуние и 15 день соответствует полнолунию.

В центре рисунка - астрологическая диаграмма, которую начертал Манджушри на нижнем панцире черепахи. Во внутреннем центральном круге тибетские цифры от одного до девяти, расположенные в форме "волшебного квадрата", известного как "девять мева", число "пять" находится в середине, а остальные восемь цифр располагаются вокруг так, что их сумма составляет пятнадцать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Во втором круге восемь лотосовых лепестков, в каждом из которых содержится одна из восьми возможных комбинаций или фигур, образованных линиями инь и ян, которые создают восемь триграмм, использующихся в китайских предсказаниях.

Тайский календарь

Официальное летоисчисление в Таиланде ведется по буддийскому календарю, хотя, для иностранцев сделано исключение, и год указывается в соответствии с григорианским календарем. Начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку. Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные - по-тайски:

  • 1-й месяц лунного года, เดือนอ้าย, дыан ай, соответствует декабрю
  • 2-й месяц лунного года, เดือนยี่, дыан йи, соответствует январю
  • 3-й месяц лунного года, เดือนสาม, дыан сам, соответствует февралю
  • и т. д.

Все основные знаменательные даты в тайской культуре привязаны именно к лунному календарю. Так, ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, ขึ้น ๑๕ ค่ำ, 15-й (он же последний) день возрастающей луны, имеющее ещё ряд названий в тайском языке: สว่างสุกใส เืดือนเพ็ญ วันเพ็ญ พระจันทร์เต็มดวง. На полнолуние приходятся праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие. Ключевыми лунными днями считаются также 8-й день убывающей луны (แรม ๘ ค่ำ), новолуние (แรม ๑๕ ค่ำ) и 8-й день возрастающей луны (ขึ้น ๘ ค่ำ). Полнолуние и новолуние также считаются большими светлейшими праздниками (วันพระใหญ่), а восьмые дни возрастающей и убывающей луны - малыми светлейшими праздниками (วันพระเล็ก). Наравне с лунным календарем в Таиланде распространен обычный солнечный календарь (григорианский), สุริยคติ, суриякхати, где месяцы имеют свои названия, а не пронумерованы. Любой тайский печатный календарь будет содержать оба этих исчисления, как месяцев, так и года, а дни полнолуния, новолуния и восьмых дней убывающей и растущей луны будут отмечены маленькими фигурками Будды.

1-е января как официальный день перехода в новый год был установлен указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года (2483-й год по буддийскому календарю).

Литература

Arrow down Arrow up

Тибетская система астрономии и астрологии чрезвычайно сложна. Чтобы изучить и освоить её, на астрологическом отделении Тибетского института медицины и астрологии в Дхарамсале (Индия) требуется пять лет. Студенты учатся вычислять всё вручную традиционным способом, они пишут пером по деревянной доске, покрытой сажей. Нет составленных полных эфемерид, в которых можно искать готовые цифры. Одна из главных составляющих обучения – математика, применяемая во всех вычислениях.

Система Калачакры, подобно индуистским традициям, предоставляет формулы для определения «пяти планет и пяти входящих в календарь показателей». Пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Их положение, а также положение Солнца, Луны и лунных узлов рассчитаны для тибетских эфемерид в соответствии с определённой математической моделью, как и в древнегреческой системе. Этим система Калачакры отличается от китайской астрономии, в которой положения и движение небесных тел устанавливают, главным образом наблюдая за небом. Применяемая иногда китайская математика в основном алгебраическая.

Определяя и описывая движение планет, древние греки преимущественно использовали геометрию, а именно различные геометрические пропорции. Индуистская система разработала синусоиду, то есть применяла тригонометрические, а не только геометрические методы. Вычисления в тибетской системе, с другой стороны, не содержат ни геометрических пропорций, ни тригонометрических функций – только арифметику.

Календарь и альманах составляют с помощью расчёта пяти календарных характеристик: лунных дней недели, дня лунного месяца, созвездия луны, периода сочетания и периода действия. Первые две используются для гармонизации лунного и солнечного календарей.

И в тибетской, и в индуистской системах представлены три типа дней. Зодиакальный день – время, за которое Солнце проходит один из 360-ти градусов Зодиака. Солнечный день – период от рассвета до рассвета. Дни лунной даты, сопоставленные с фазами Луны, – это время, за которое Луна проходит одну тридцатую часть расстояния между положениями новой луны в соседних знаках Зодиака. Начало дней лунной даты получают математическим методом, похожим на используемый для определения положения Солнца и планет. Их считают, применяя цикл семи лунных дней недели, названных в соответствии с названиями дней недели, которые, как было замечено выше, совпадают с названиями семи планет. Чтобы согласовать лунный и солнечный календари, лунные дни недели необходимо привести в соответствие с солнечными. Это сложно.

Во-первых, новолуние не происходит каждый месяц точно в одно и то же время. Поэтому Луна может начать проходить одно из этих небольших расстояний, длиной в одну тринадцатую часть цикла, в любое время солнечного дня. Период прохождения одной тридцатой части цикла называют в соответствии с названием дня недели. Таким образом, день недели может начинаться в разное время солнечного дня.

Более того, Луне необходимо разное время для прохождения каждого из этих небольших тридцати расстояний, так как её скорость меняется в зависимости от её положения и положения Солнца в Зодиаке. Поэтому число лунных дней недели, прошедших между началами двух последовательных солнечных дней, непостоянно, так как длительность лунного дня недели также изменяется.

Дни лунного месяца, составляющие вторую календарную характеристику, нумеруют от единицы до тридцати; они длятся от рассвета до рассвета, как и солнечные дни. Проблема в том, чтобы определить, какой лунный день назначить каждому дню недели. Решение не столь очевидно, так как начало и длительность лунных дней недели – которые определяют дни недели, поскольку называются воскресеньем, понедельником и так далее, – не совпадают.

Правило в том, что день недели определяется по лунному дню недели, который попадает на начало лунного дня. Например, лунный день недели, скажем понедельник, может начинаться в полдень второго дня месяца и заканчиваться в полдень третьего. Поскольку на момент начала третьего лунного дня – принято считать, что день начинается в 5 часов утра, – лунный день недели по-прежнему понедельник, то и третий день месяца – понедельник.

День недели не может быть удвоен или пропущен. Сразу за воскресеньем должен следовать понедельник, а не ещё одно воскресенье или среда. Тем не менее, иногда две последовательные даты начинаются на протяжении одного и того же лунного дня недели. Например, лунный понедельник может начаться за пять минут до начала третьего дня, а следующий день, вторник – через пять минут после начала четвёртого дня. То есть оба, третий и четвертый дни, – понедельники! Но двух понедельников подряд быть не может. Одна из этих дат должна быть пропущена. Поэтому в тибетском календаре некоторые дни месяца отсутствуют.

И наоборот, иногда начало двух лунных дней недели происходит до начала следующего дня. Например, если лунный понедельник начался спустя пять минут после начала третьего дня и закончился за пять минут до начала четвёртого дня, тогда, по первому правилу, третий день должен быть воскресеньем, а четвёртый – вторником, то есть понедельника не будет. Но, поскольку за воскресеньем не может следовать вторник, их должен разделять понедельник, то одну из этих дат следует удвоить, чтобы добавить понедельник. Поэтому иногда в тибетском месяце есть два восьмых или два двадцать пятых числа.

Чтобы ещё больше согласовать лунный календарь с солнечным, время от времени необходимо добавлять тринадцатый месяц – удвоенный, или високосный. Правила, когда дни месяца следует удваивать или пропускать и когда следует добавлять дополнительный месяц, отличаются в разных тибетских астрологических традициях. Именно в этом их главное отличие. Для различных индуистских календарей тоже характерно удвоение и пропуск дат. Кроме того, и в них, и в классическом китайском календаре есть удвоенные месяцы. Однако правила отличаются от принятых в тибетских системах.

Третья календарная характеристика – это лунное созвездие. Эта характеристика не имеет отношения к действительному положению Луны на момент начала лунной даты, рассчитанному методом пяти планет, но скорее к её следующему связанному созвездию . Для любой лунной даты это положение Луны в созвездии на начало лунного дня недели, который пришёлся на момент начала этой даты и в соответствии с которым этой дате был присвоен день недели.

Четвертая и пятая характеристики – это периоды сочетаний и действий. Есть двадцать семь периодов сочетаний. Каждый из них – это период, на протяжении которого общее перемещение Солнца и Луны равно одной двадцать седьмой части Зодиака. То есть для любого момента времени мы получаем период сочетания, добавляя уточнённое положение Солнца по отношению к положению следующего связанного с Луной созвездия. Таким образом, эти периоды начинаются в разное время. У каждого из них есть собственное название и толкование; некоторые из них менее благоприятны, чем другие.

И наконец, есть одиннадцать периодов действий, которые получаются делением тридцати лунных дат несимметричным методом. Нет необходимости описывать здесь это подробно. У каждого из одиннадцати периодов действий есть название, и точно так же одни менее, а другие более благоприятны для разных видов деятельности.

Особые даты тибетского календаря Arrow down Arrow up

Тибетские календарь и альманах играют важную роль в жизни тибетцев. Одно из наиболее важных применений – определение дат различных буддийских церемоний подношений, или цогов (tsog ). Десятое число как прибывающей, так и убывающей луны, другими словами, десятое и двадцать пятое число каждого лунного месяца – день, когда совершают ритуальные подношения медитативным образам будд Чакрасамваре, иногда именуемому Херукой, и Ваджрайогини, а также Гуру Ринпоче Падмасамбхаве, основателю традиции ньингма. Из этих дней двадцать пятый день одиннадцатого тибетского месяца – самый важный день Чакрасамвары, а десятый двенадцатого месяца – Ваджрайогини. Восьмые дни каждого тибетского месяца – особые дни для подношений Таре. Эти ритуалы совершают только на прибывающей фазе Луны.

Если, к примеру, в тибетском месяце два десятых дня, церемонию подношения выполняют в первый. Если в месяце десятый день пропущен, церемонию проводят в девятый. Это правило распространяется на все религиозные практики, которые проводят в особые благоприятные дни тибетского календаря.

В каждой традиции тибетского буддизма и в каждом монастыре разных традиций расписание ритуалов, проводимых в течение года, определяется в соответствии с тибетским календарем. Летний ретрит обычно проходит с шестнадцатого числа шестого тибетского месяца по тридцатое седьмого месяца. Этот период известен как ранний летний ретрит. Тантрические монастыри Лхасы Гьюто и Гьюме проводят поздний летний ретрит с шестнадцатого числа седьмого тибетского месяца по тридцатое восьмого месяца. Кроме того, в традиции гелуг двадцать девятое число каждого лунного месяца – особый день медитативного образа Ваджрабхайравы, также известного как Ямантака, на которого особо полагаются как на защитника от препятствий. Поэтому считается, что медитативные ретриты для интенсивной практики лучше всего начинать в этот день любого тибетского месяца.

Буддийским праздником Весак отмечают не только паринирвану, или уход, Будды Шакьямуни, но также дату его рождения и просветления. Слово «Весак», или иногда «Уосак», произошло от палийского названия – распространённого в странах, где практикуют тхераваду, – санскритского месяца вайшакха, второго месяца Калачакры и четвёртого месяца тибетского календаря. Этот праздник отмечают в полнолуние, то есть в пятнадцатый день месяца. Поскольку календарь тхеравады отличается от тибетского и заимствован у одной из индуистских систем, Весак по этому календарю отмечается на месяц раньше, чем по тибетскому.

Празднуют и два других события из жизни Будды Шакьямуни. После того как Будда явил просветление под деревом бодхи в Бодхгае, его первым учеником была его мать, которая умерла при родах и переродилась на Небесах Тридцати Трёх Богов или, согласно некоторым источникам, на Небесах Тушиты. Будда отправился туда, чтобы учить её. Возвращение Будды в этот мир отмечают в праздник Нисхождения из божественного мира в четвёртый день шестого тибетского месяца. Затем Будда отправился в Сарнатх и в Оленьем парке учил своих первых учеников-людей. Это событие отмечают в праздник Поворотов колёса учений в двадцать второй день девятого тибетского месяца.

В каждой из тибетских линий передачи также есть собственные особые дни. Так, в традиции гелуг праздник Пятых Подношений Гандена (Ганден нгамчо), который отмечают в двадцать пятый день десятого тибетского месяца, посвящён уходу Цонкапы. Монлам, Большой молитвенный фестиваль в Лхасе, отмечают с третьего по двадцать четвёртый день первого тибетского месяца. В последний день праздника по традиции происходит церемония выбрасывания ритуального пирога, проводимая государственным оракулом Нечунга, во время которой символически устраняются все препятствия в новом году. На следующий день после этой церемонии, в двадцать пятый день первого месяца, празднуют фестиваль Приглашения Майтреи. В этот день процессия обходит вокруг Лхасы, везя изображение Майтреи, грядущего будды, в богато украшенной повозке.

Также по особым датам просят совета оракулов. Тибетское правительство традиционно советуется с государственным оракулом Нечунга в десятый день первого месяца. В Тибете настоятели монастыря Дрепунг регулярно советуются с оракулом Нечунга во второй день каждого тибетского месяца.

В тибетских календарях регулярно приводят три типа неблагоприятных дат. «Плохие дни» отмечают буквой «ща», и они длятся от рассвета до рассвета. «Чёрные дни» отмечают буквой «нья», они распространяются только на дневное время. И те и другие приходятся на определённые дни каждого года, по одному дню на каждый месяц Калачакры. Третий тип неблагоприятных дней, которые отмечают буквой «я», продолжается и днём и ночью. Он известен как «дни Янь Куон», по имени китайского божества. Как правило, в каждом году тринадцать таких дней, и они приходятся на определённые даты месяцев обширного китайского стиля жёлтой системы вычислений. Более того, в соответствии с унаследованной из Китая системы вычисления стихий, каждый год содержит два «чёрных», или неблагоприятных, месяца, и время от времени случается «чёрный» год.

Ещё один тип дат тибетского календаря отмечают буквой «са», – даты проходящей дважды в месяц церемонии соджонг – ритуала очищения и восстановления обетов для монахов и монахинь. Первая церемония в году проходит в пятнадцатый солнечный день после нового года. Тибетские месяцы начинаются на прибывающей фазе Луны. Второй соджонг происходит каждый месяц в конце фазы убывающей Луны, через четырнадцать лунных дней после первой церемонии. Если попадаются удвоенные числа, при расчёте обе даты считаются за одну. Если какое-либо число месяца пропущено, при расчёте добавляется дополнительное число, чтобы получить четырнадцать. Первый соджонг каждого месяца, в конце прибывающей фазы Луны, проходит через пятнадцать солнечных дней после предыдущей церемонии, без учёта удвоенных или пропущенных чисел.

Следует обратить внимание на то, что половина месяца, когда Луна прибывает, в целом считается более благоприятной, чем половина месяца убывающей Луны. Поэтому большинство тибетцев начинают созидательные, положительные практики в первую половину лунного месяца, чтобы результат усиливался и развивался подобно растущей Луне.

Благоприятные и неблагоприятные дни Arrow down Arrow up

Кроме того, одни дни считаются благоприятными, а другие неблагоприятными для той или иной деятельности. Например, девятый, девятнадцатый и двадцать девятый дни лунного месяца благоприятны для начала путешествия, а так называемые даты «водного фильтра» – второй, восьмой, четырнадцатый, двадцатый и двадцать шестой дни – неблагоприятны для путешествий. Поэтому, если тибетцы не могут отправиться в путешествие в благоприятный день, они зачастую берут часть своего багажа и переносят его вдоль дороги к другому дому в благоприятный день, то есть символически начинают путешествие в благоприятный день. Если же кто-нибудь умирает в девятый, девятнадцатый, двадцать девятый день или в день, когда луна находится в девятом созвездии, или в воскресенье, и особенно в день, когда все эти три события совпали, это считается очень неблагоприятным для тех, кто остался жив.

Самый неблагоприятный день в году – это «день девяти плохих примет». Он начинается в полдень шестого дня одиннадцатого тибетского месяца и длится до полудня седьмого дня. В это время большинство тибетцев стараются не совершать особых религиозных или других положительных практик, а вместо этого устраивают пикники, отдыхают и играют. История этой традиции: во времена Будды один человек пытался в этот день сделать много положительных дел, но с ним случились девять неприятностей. Будда посоветовал в будущем не пытаться делать в этот день года много хорошего.

Следующие за этим днём двадцать четыре часа, с полудня седьмого дня одиннадцатого месяца до полудня восьмого дня, – «день десяти хороших примет». В этот день во времена Будды с тем же человеком произошли десять замечательных событий, когда он продолжил созидательные дела. Таким образом, этот период считается очень подходящим для положительных планов, но по большей части тибетцы также проводят это время в пикниках и играх.

В альманахе приведены два других заслуживающих внимания периода года. Первый называется «восход звезды Риши». Этот период начинается в определённый рассчитываемый момент восьмого тибетского месяца и длится семь дней. На его протяжении свет от звезды Риши попадает на камень в короне некой мистической статуи, и из него струится нектар, поэтому горячие источники в это время наиболее действенны, и эти семь дней – так называемые банные дни, когда тибетцы отправляются к горячим источникам для лечения.

Другой период зовётся «днями ядовитой свиньи». Он также длится семь дней и начинается в другой рассчитываемый момент пятого тибетского месяца. На протяжении этих дней из-за загрязнённых дождей вода становится ядовитой. Какие бы лекарственные травы ни были собраны в эти дни – все будут ядовитыми. Кроме того, горячие источники будут очень вредны, и потому их избегают.

Хотя, согласно унаследованной из Китая системе вычисления стихий, на протяжении нашей жизни есть множество периодов препятствий, наиболее важный по мнению тибетцев – «год препятствия возраста». Это годы, которыми правит животное нашего года рождения. Например, если мы родились в год крысы, каждый последующий год крысы будет годом препятствия. То есть этот период случается каждые двенадцать лет. Согласно тибетскому способу вычисления возраста, как было описано выше, в первый из этих лет наш возраст равен одному году, во второй – тринадцать и так далее.

Распространённое использование астрологии тибетцами Arrow down Arrow up

Хорарная астрология, проверка благоприятности того или иного часа дня, – главная астрологическая характеристика, получаемая из тибетского альманаха. Эта характеристика также играет существенную роль в тибетской жизни. Она основана на первых двух календарных характеристиках: лунных днях недели и лунном созвездии.

Каждое из двадцати восьми лунных созвездий и каждый из семи лунных дней недели, как и все небесные тела, связаны с одной из четырёх стихий. Это четыре из пяти индийских стихий: земля, вода, огонь и ветер. Для определённой даты сопоставляют стихию следующего связанного лунного созвездия со стихией лунного дня недели. У каждого из возможных десяти сочетаний есть толкование, на основе которого принимают решение о том, подходит это время для определённого действия или нет.

Это система десяти малых соответствий. Например, если нам необходимо по окончании медитативного ретрита совершить церемонию подношения огня, то наиболее благоприятно выбрать час из периода двойного огня (огонь-огонь), что усилит огонь, а не из периода вода-огонь, который потушит пламя.

Чаще всего тибетцы советуются с астрологами по поводу гороскопов новорождённых, а также о бракосочетании и смерти. Чтобы составить гороскоп, объединяют аспекты как белых, так и чёрных систем вычислений. Особенно тибетские родители интересуются предполагаемой продолжительностью жизни своих детей. Если ожидается короткая жизнь и множество препятствий, совершают религиозные церемонии, рекомендованные гороскопом, а также изготовляют статуи и изображения.

Перед бракосочетанием проверяют совместимость пары, как было уже сказано выше, сравнивая различные аспекты камня и триграммы жениха и невесты. Суббота – день процветания. Поэтому в вычислениях для бракосочетания суббота считается лучшим днём недели для переезда невесты в семью жениха. Семья пары сообщает астрологу о предполагаемой неделе бракосочетания. Затем при помощи системы десяти малых соответствий выбирают наиболее благоприятный на этой неделе день и время свадьбы. Если получается, что благоприятный день – суббота, то всегда лучше отложить свадьбу до субботы. Если суббота неблагоприятный день, тогда выбирается следующий, наиболее близкий благоприятный день, хотя невесте всё же советуют переехать в дом жениха в предшествующую субботу.

Почти каждый тибетец будет советоваться с астрологом в случае смерти близкого человека. В зависимости от времени смерти при помощи унаследованной из Китая системы стихий вычисляют время и направление, в котором следует выносить умершего из помещения, чтобы совершить погребение или кремацию. Точное время кремации или погребения не вычисляют; в вычислениях также не используются благоприятные и неблагоприятные дни, определяемые при помощи десяти малых соответствий. Но определяют тип церемоний, которые необходимо провести для умершего, особенно если смерть была связана с вредоносными духами.

Тибетцы также обращаются к астрологу за советом по поводу благоприятных дней для переезда в новый дом, открытия нового магазина и делового путешествия. Последнее в Тибете связано с днём и временем, подходящим для отправления каравана, а в Индии чаще всего таким образом рассчитывают, когда оставить дом и отправиться продавать готовые свитера и одежду на улицах различных отдалённых индийских городов. Это наиболее распространённый источник средств к существованию тибетцев в изгнании.

Кроме того, всегда стараются выбрать благоприятные дни, когда возводят на престол молодого воплощённого ламу, когда он позже совершает официальные подношения своему монастырю перед началом обучения, когда семья отправляет ребёнка поступать в женский или мужской монастырь и когда новый геше, закончив религиозное образование и сдав экзамены, совершает официальные подношения своему монастырю. Также по тибетской традиции первый раз младенцу стригут волосы примерно через год после рождения. Это должно быть сделано в благоприятный день: считается, что в противном случае у младенца появятся гнойники или раны.

Тибетские врачи консультируются с медицинскими астрологами по поводу лучших дней недели для специального лечения пациента, например для моксатерапии (прижигания) или акупунктуры золотой иглой. Для этого, в соответствии с натальным животным пациента, выбирают его дни жизненной силы и духа жизни, а смертельных дней избегают.

Подношение церемонии долгой жизни ламе совершают рано утром в день его жизненной силы или духа жизни. Его Святейшество Далай-лама XIV родился в год земляной свиньи. Поскольку день его духа жизни – среда, многие ламы начинают давать дискурсы (khrid , устные наставления) в этот день недели, так как он считается благоприятным. Когда необходимо провести ритуальные церемонии, чтобы помочь больному, также выбирают его или её дни жизненной силы или духа жизни.

И ещё один повод, по которому тибетцы часто советуются с астрологами, – будет ли в этом году успешным их дело. Астролог составляет прогноз по схеме из системы «возникающей из гласных». Вопрос должен быть задан официально, в вычислениях принимают в расчёт количество слов в вопросе и число людей в комнате на тот момент, когда был задан вопрос.

Буддийский подход к астрологии Arrow down Arrow up

На толкование того или иного периода, как в целом, так и для определённого человека, могут влиять множество переменных, поэтому что-то в толковании всегда будет не так. Не все факторы одинаково важны. В каждом случае рассматриваются только некоторые переменные, и некоторые из них отменяют другие. Таким образом, если путешествие можно начать девятого, девятнадцатого или двадцать девятого, а уполномочивающее посвящение Калачакры может быть дано в полнолуние, то неблагоприятность других факторов не столь важна.

Цель этой системы не в том, чтобы парализовать людей предрассудками. Наоборот, она предлагает что-то похожее на прогноз погоды. Если мы знаем, что какой-нибудь день может быть не столь благоприятен, мы можем применить особые защитные средства, выполнив церемонии, поступая по-доброму, осторожно и так далее, чтобы преодолеть проблемы или избежать их. Это похоже на то, как мы берём с собой зонтик, если слышим, что может пойти дождь.

Буддизм не рассматривает астрологию с точки зрения влияния небесных тел – независимых сущностей, совершенно несвязанных с умственным потоком каждой личности, – а скорее как отражение последствий нашего прошлого импульсивного поведения, или кармы. Гороскоп, таким образом, почти что карта, позволяющая читать аспекты нашей кармы. Одним из всеобъемлющих результатов наших импульсивных действий в прошлых жизнях будет отражение нашей кармической ситуации в астрономической и астрологической конфигурации нашего рождения. Поэтому астрологические и астрономические сведения способны дать некоторое представление о последствиях, которые могут возникнуть из-за наших предыдущих импульсивных поступков, если мы не обратимся к защитным средствам, чтобы изменить ситуацию. Таким образом, это помогает нам узнать, как справляться с любым затруднением. Кроме того, альманах указывает на всеобъемлющие результаты, совместно вызванные действиями большого количества людей, которые будут переживаться также совместно.

В буддийском мировоззрении нет ничего фаталистического. Текущая ситуация возникла из причин и условий. Если мы внимательно «прочитаем» ситуацию, мы можем поступать так, чтобы создать другие причины и условия для её улучшения уже в этой жизни, на пользу себе и другим. Это не означает, что нам нужно совершить подношения или принести жертвы различным божествам небесных тел, чтобы задобрить их и предотвратить вред, но скорее изменить своё собственное состояние ума и поведение.

Когда для продления жизни человеку советуют изготовить статую или изображение определённого медитативного образа будды, многим может казаться, что это делается для того, чтобы заполучить расположение медитативного образа. Это малограмотное заблуждение. Наиболее действенно само состояние ума, возникшее при этом. Если это страх или эгоизм, эффект будет минимальным. Чтобы продлить нашу жизнь и улучшить здоровье и материальное благополучие, гораздо более действенны особые медитативные практики, которые совершаются с мотивацией быть в состоянии приносить пользу другим.

Подробности

Ближайшие особенные дни - смотри Календарь мероприятий .

Тибетский календарь опирается на точных расчетах, отличающихся от европейской астрологической традиции. Точка отсчета здесь - это фазы луны, а не солнца, как в западной традиции. Длины фаз луны и солнца отличаются, поэтому каждый год необходимо подгонять лунный календарь к солнечным циклам дня и ночи. Иногда случается, что какой-то день должен быть пропущен (например за третьим днем сразу наступает пятый) либо продублирован (например появляются два четвертых дня подряд). Бывает и так, что и весь месяц дублируется.

Одним из последствий этой системы является тот факт, что даты буддийских праздников и годовщин подвижны. Только некоторые годовщины связанные с великими современными ламами, празднуются по западному календарю.

В тибетской астрологии существуют различные системы расчетов. Мы решили использовать общую тибетскую традицию, приняв за образец расчеты из Дхармасалы, т.к. в монастыре Бенчен, филиалом которого мы являемся, все религиозные праздники и годовщины в настоящее время отмечаются согласно именно этой традиции.

Знание тибетской системы астрологии требует многих лет учебы. В Польше у нас нет специалистов в этой отрасли, поэтому в нашей редакции мы опираемся на образцы разработанные образованными тибетскими астрологами.

СПИСОК ОСОБЕННЫХ ДНЕЙ

Четыре главных буддийских праздника связанны с жизнью Будды Шакьямуни. Последствия всех поступков совершенных в эти дни увеличиваются в 10 миллионов раз:

  1. Чётрул Дычен – кульминация, последний из пятнадцати дней нового года, во время которых Будда Шакьямуни показывал различные чудеса, чтобы пробудить преданность в своих будущих учениках.
  2. Сага Дава Дычен – день Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. В возрасте тридцати пяти лет Будда достиг Пробуждения в Бодхгайя.
  3. Чёкхор Дычен – через семь недель после достижения Просветления, Будда Шакьямуни, по просьбе богов Индры и Брахмы, первый раз обернул Колесом Дхармы. Первых своих учеников он учил "Четырем Благородным истинам".
  4. Лха Баб Дычен – Будда Шакьямуни вернулся на землю с неба Индры. Пребывал там три месяца, обучая Дхарме свою мать, которая умерла вскоре после родов. Отблагодарив этим за всю доброту, которую получил от нее.

День Будды Медицины и Зеленой Тары – восьмой день месяца. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Делается упор на практику медитации.

День Гуру Ринпоче – десятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Рекомендуется делать подношения цок, а также особенно поддерживать практику осознанности.

День Дакинь – двадцать пятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Имеет такое же значение как день Гуру Ринпоче. Практикуется цок и совершается множество подношений.

День Защитников – двадцать девятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на очищение негативностей и пост. Признание ошибок и очищение нарушенных обетов. Подношение цок.

Полнолуние

Новолуние - кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на спасение жизни животных.

Также празднуем:

Весак – в традиции тхеравады праздник рождения, Пробуждения, а также ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни. Обычно это полнолуние четвертого месяца лунного календаря, хотя в разных буддийских традициях может выпадать и в другие дни. В течение нескольких лет, различные буддийские группы в Польше совместно празднуют его в ближайшее воскресенье к фактической дате.

Тибетское слово «дацан»

означает «монастырская школа»,

в которой монахи живут по законам винаи

(канон монашеской дисциплины)

и изучают различные разделы Учения.

Правила посещения дацанов

Вера человека – это одна из самых тонких, деликатных материй, где проявление невежества и, пусть даже нечаянного, неуважения воспринимается очень болезненно. И хотя буддисты отличаются высокой толерантностью к иноверцам, не стоит при посещении дацанов вести себя как в обычном музее.

С любезного разрешения лам Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» мы приводим основные правила, которые следует соблюдать, заходя в дацан:

1) снимите головной убор – этого требуют простые правила вежливости;

2) в дугане (алтарном зале) совершайте движение по ходу солнца, то есть слева направо, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю даже при выходе из дугана;

3) если вы хотите подольше посидеть в храме, подумать о высших истинах, морально-этических нормах и о своей жизни, то можете присесть на скамейку;

4) можно сделать подношение и пожертвование, заказать службу.

Заказывая службу, вписывая имена родных и близких и делая подношения, не ограничивайтесь родными и близкими, желайте благополучия всем живым существам. Ведь согласно тому, что существуют карма и реинкарнация (перерождение), все живые существа в прошлых жизнях были когда-то нашими матерями и были очень добры к нам. Через благопожелание всем живым существам мы приобретаем благоприятную карму.

Как нужно себя вести во время проведения служб (молебнов)?


Не опаздывайте к началу хурала (молебна). Опоздание может расцениваться как неуважение к священнослужителям.

Перед входом в дуган (алтарный зал), необходимо снять головной убор, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо) совершить поклоны и занять место для слушания хурала. Сидеть во время хурала можно на скамейках, на ковре в позе лотоса или полулотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря. Очень важно, чтобы ваши сидячие позы не были вызывающими и не мешали окружающим. Во время проведения хурала также рекомендуется совершать обход вокруг храма и простирания, подавляя свою гордость.

Ни в коем случае нельзя разговаривать по телефону, болтать друг с другом и решать какие-либо свои проблемы.

После хурала можно подойти к ламам (священнослужителям) и попросить благословения (адис). Благословение лама дает прикосновением к голове прихожанина культовым предметом или священной книгой. Получив адис, можно подойти к алтарю и совершить поклоны. Затем надо подойти к чайнику с аршаном (освященная вода), налить немножко в левую ладонь и сделать три маленьких глотка (очищаем тело, речь и ум), омыть свое лицо и голову.

Фото предоставлены Виктором Рачковским