Uber и Яндекс объединились: как изменятся тарифы? Прогноз рыночной ситуации после слияния «Яндекс.Такси» и Uber.

Стала настоящей информационной бомбой - это слияние может значительно изменить дальнейшее развитие таксомоторного рынка в России.

Rusbase решил узнать мнение специалиста по теме – сооснователь сервиса Busfor Илья Екушевский рассказывает, что означает объединение сервисов, почему оно произошло и каковы ценовые перспективы для конечных клиентов.

Покатались и хватит

Дело в том, что консолидация крупных игроков может привести к монополизации рынка. В результате услуга подорожает для конечных клиентов, но не сразу.


По данным западных изданий, сделка по объединению компаний должна завершиться до конца текущего года, поэтому пока стоимость услуги, скорее всего, не изменится . А вот в 2018 году можно ожидать изменений: предпосылки для повышения стоимости уже давно созрели.


Возможное повышение цен обусловлено тем, что из-за конкурентной борьбы стоимость поездки на такси упала до такой степени, что услуга стала доступной для каждого. Поэтому удорожание может произойти как минимум в тех городах, где доля объединенной компании будет высокой.


Первыми изменение цен, скорее всего, ощутят жители Москвы и Санкт-Петербурга:

  • Во-первых, это города с самым высоким средним уровнем дохода на одного жителя (в сравнении с другими регионами России).
  • Во-вторых, здесь цена на поездку в Яндекс.Такси и в Uber изначально была выше, чем в других городах страны. Так, средняя поездка на Яндекс.Такси в Петербурге обходилась в 300–400 рублей, тогда как, например, в Перми клиент мог заплатить всего 100–200 рублей. Uber в регионах давал и более низкие цены: от 60 рублей за поездку в той же Перми и от 150–200 - в Петербурге.

Аудитория в крупных городах менее чувствительна к повышению стоимости и здесь новой компании можно хорошо заработать. За счет этого в остальных регионах страны стоимость, скорее всего, останется низкой, что позволит иметь конкурентное предложение и увеличивать долю на рынке.

Конкуренция – это дорого

Есть и другие предпосылки для объединения двух сервисов. Для каждой из сторон конкурировать стало слишком дорого: в ценовой войне одного трафика недостаточно, нужно постоянно привлекать внешние инвестиции. Многомиллионные вложения окупаются далеко не всегда.


Полагаю, стороны определили, что при объединении собственная экономика будет для них работать лучше, а бизнес за счет объема ускорится в развитии.

Помните? Такое уже было

В мире есть подобные примеры успешных слияний. Так, на китайском рынке, где летом 2016 года Uber объединился с крупным местным игроком Didi Chuxing, он только выиграл. Очевидно, американскому сервису становилось всё сложнее и дороже выдерживать конкуренцию на специфичном китайском рынке, поэтому стороны нашли точки соприкосновения, которые сработали на эффективность.


Мировые рынки такси плотно заняты сильными местными игроками. Так, в Китае, России, Индии американскому сервису явно приходилось непросто, поэтому Uber выбрал тактику сотрудничества, а не жесткой конкуренции.


Высвобожденные средства Uber может потратить на развитие продукта и разработку собственного автопилота, что однозначно создаст сильное преимущество в будущем.

А что же Gett?

Объединение и Uber может повлечь за собой и другие изменения. Остальным игрокам на рынке придется искать новые пути развития, подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру.


Gett"у, с одной стороны , станет сложнее развиваться на рынке рядом с объединенной компанией, потому что водителей у них будет меньше. С другой стороны , он сможет держать свою аудиторию за счет лучшего рыночного предложения, на небольшом объеме дешевле обеспечить низкую стоимость перевозки.


Теоретически Gett также может объединиться с другими крепкими российскими игроками, например, с сервисами RuTaxi («Сатурн», «Везёт» и «Лидер»). На мой взгляд, борьба за большую часть рынка еще только начинается.

У водителей останется выбор, перспективы партнёров туманны, пассажиры не заметят разницы - обзор от основателя «Доступного города » Олега Чанчикова.

В закладки

Олег Чанчиков

Помните простую задачу: у Пети было три яблока, а у Васи четыре. Сколько всего яблок было у мальчиков?

Никто не спрашивает, откуда ребята взяли яблоки, насколько это легально, сколько ещё осталось и что они собираются с ними делать. Потому что задача в учебнике математики для начальной школы статична. Есть ровно те условия, которые озвучены, и ничего больше: ни сторожа в саду, ни диареи, ни следующего раза, когда у Пети будет уже десять яблок и порванные штаны.

Быть статичным в бизнесе невозможно. Даже если ты естественная монополия (например, метро), то зависишь от цен на автомобили и велосипеды или от расположения остановок наземного транспорта, или от места расположения нового бизнес-квартала, или от чего-нибудь еще. Например, от развития каршерингов и такси.

Моя компания - партнёр трех крупнейших онлайн-агрегаторов такси («Яндекс.Такси», Gett, Uber). За последние две недели уже, кажется, все высказались о сделке «Яндекс.Такси» с Uber. Пришла моя очередь.

Могло ли этого не произойти

Нет, не могло. В большом «Яндексе» есть теория орбиталей, по которой живут технологичные рынки. Согласно этой теории, есть лидер рынка с долей около 60%, есть второй игрок с долей около 30% и все остальные игроки, которые суммарно обслуживают около 10% рынка.

По этой модели развивался рынок поиска в интернете в России, по ней же идут другие ИТ-отрасли. И онлайн-агрегаторы такси - не исключение.

С одной стороны, позиция Uber в России достаточно слабая: за три года работы компания не смогла стать крупным игроком где-либо за пределами столицы и нескольких городов-миллионников. Страновые риски же слишком высоки для того, чтобы их не учитывать и продолжать инвестировать в Россию.

Законопроект о том, что онлайн-агрегаторы такси обязаны хранить персональные данные пассажиров в России, - хороший маркер для оценки масштабов инвестиций в Россию, на которые готов Uber.

С другой стороны, уже полгода по рынку ходят слухи о том, что «Яндекс.Такси» хочет привлечь $150-200 млн инвестиций для развития бизнеса. Сделка с Uber помогла убить сразу трёх зайцев: убрать сильного конкурента, получить доступ на международный рынок и сделать шаг к инвестиционным возможностям Uber.

То есть, на мой взгляд, вопроса о возможности подобного слияния не стояло - оно должно было произойти. Вопрос - как и с кем. Ну, и в третьих: онлайн-агрегаторы существуют в России пять лет, и укрупнение - нормальный процесс. Вспомним хотя бы региональную экспансию МТС в начале 2000-х годов.

Могло ли случиться как-то иначе

Нет, не могло. «Яндекс.Такси» - дочерняя компания большого «Яндекса», который торгуется на NASDAQ, и это накладывает массу ограничений на вариативность поведения компании. Наверняка у неё не было шансов привлечь инвестиции у неназванных частных инвесторов.

То есть задачу привлечения денег «Яндекс» мог решить только через слияние с кем-то крупным и денежным либо через привлечение денег от венчуров. В первом варианте выбора практически нет: Gett, как ни крути, остается локальным игроком, работающим в нескольких странах, а крупные российские игроки слишком серы для сделки с публичной компанией.

Во втором варианте решается задача денег, но остается сильный конкурент и проблема выхода на зарубежные рынки. Для Uber вариантов было два: либо кого-то купить (ни «Яндекс», ни Gett, скорее всего, на это бы не пошли), либо кому-то продаться, тем более, что этот кейс компания уже в Китае. Выходит, и для одной, и для другой компании слияние было оптимальным вариантом.

Что будет происходить на рынке такси дальше

Объединенная компания, безусловно, сконцентрируется на массовом рынке: огромный кусок пирога занимают традиционные таксопарки, не очень технологичные Fasten (RuTaxi, «Сатурн» и другие холдинговые структуры) и «Максим». Кажется, что в короткой перспективе основная борьба на рынке такси будет идти именно здесь.

Gett фактически оказался перед критическим выбором: либо уйти в какую-то нишу (собственно, что он и делает), либо пытаться конкурировать бюджетами «по-взрослому».

Что изменится для пассажиров

Ничего не изменится еще в течение лет пяти. Во-первых, давайте не забывать, что рынок такси значительно больше онлайн-агрегаторов, и они точно хотят откусить кусок пирога у традиционных такси и группы Fasten.

Во-вторых, давайте вспомним курс маркетинга: конкуренция бывает не только горизонтальной, но и вертикальной. Уже сейчас пользователям предлагают не идти пешком до метро, а поехать на такси всего за 99 рублей. Автолюбители и жители пригородов, уже в этом году настанет наша очередь выбирать: искать парковку в центре, ехать на электричке до метро или пользоваться такси.

В-третьих, появляются новые рынки. Например, каршеринг, который часто обходится дешевле такси. Это пример рынка, на который «Яндекс» уже зашел, начав агрегировать данные каршеринговых сервисов.

Что изменится для водителей такси

Пока существует Fasten и у водителя есть выбор, ничего страшного. Вряд ли кто-то из агрегаторов решится сделать условия для водителей еще хуже, чем в RuTaxi.

Будь я водителем, я бы боялся не того, что онлайн-агрегаторы убьют рынок такси (в смысле классических таксопарков), а того, что онлайн-агрегаторы убьют свою единственную альтернативу.

Что изменится для партнёров онлайн-агрегаторов

Признаться, этот вопрос волнует меня больше всего - на этом построен мой бизнес. И здесь перспективы сильно туманнее. На мой взгляд, в ближайшие полгода вряд ли что-то кардинально изменится. Процесс слияния займет у участников несколько месяцев, маловероятно, что за это время бизнес-модель успеет поменяться.

Законодательство в России таково, что приходится выбирать: ты работаешь полностью «вбелую», либо с водителями напрямую. Однако и законодательство меняется, и зубы точатся - в перспективе полутора лет мы, скорее всего, увидим, как роль партнёра сначала сведется к технической (принять платеж от агрегатора и распределить его водителям), а потом и вовсе станет ненужной.

Персонально для меня такой прогноз, конечно, не благоприятный. Но самое крутое для предпринимателя - строить бизнес, который кому-то нужен: клиентам, конкурентам или рынку. Следовательно, единственная верная стратегия - продолжать быть нужным.

Компании "Яндекс" и Uber подписали соглашение об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в соcтаве новой компании, сообщается в пресс-релизе "Яндекса".

Отмечается, что по условиям соглашения Uber и "Яндекс" инвестируют соответственно 225 млн долларов и 100 млн долларов в новую компанию. Объединенная компания оценивается в 3,725 млрд долларов. "С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать "Яндексу", 36,6% - Uber, а 4,1% - сотрудникам", - указывается в сообщении. Возглавит новую компанию генеральный директор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян.

Худавердян уточнил, что после объединения "для пользователей ничего не изменится" - заказывать такси можно будет как через приложение Uber, так и через "Яндекс.Такси". Водителей объединят на базе единой платформы, передает .

"Кроме того, мы с Uber договорились о роуминговом соглашении во всех странах, где работают компании. Например, прилетев в Лондон или Бангкок, вы сможете из приложения "Яндекс.Такси" заказать Uber, а туристы из Парижа - заказать "Яндекс.Такси" из приложения Uber", - добавил представитель "Яндекс.Такси".

В новую компанию также перейдет сервис UberEATS в пяти указанных странах СНГ.

"Это объединение выгодно не только обеим компаниям, но главное - пользователям, водителям и городам, - заявил Пьер-Димитрий Гор-Коти, глава Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка. - Эта сделка подтверждает исключительный рост Uber в регионе и помогает нам в дальнейшем формировании устойчивого международного бизнеса".

Это не первое объединение Uber c крупной региональной компанией: в прошлом году подразделение UberChina китайским конкурентом Didi Chuxing.

Напомним, что недавно "Яндекс" показал , который был разработан для проекта "Яндекс.Такси". Uber испытания аналогичных машин еще в прошлом году. Планируют ли компании объединить разработки и в этом направлении, пока неясно.

Торги акциями "Яндекса" переведены в особый режим

Торги акциями "Яндекса" переведены в четверг, 13 июля, в особый режим из-за роста более чем на 20% после новости об объединении бизнеса "Яндекс.Такси" и Uber, сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на данные Московской биржи.

Акции Yandex N.V. на бирже Nasdaq в Нью-Йорке выросли почти на 16,5% по сравнению с уровнем закрытия предыдущих торгов и торгуются на уровне в $31,83 за бумагу на фоне новости об объединении бизнеса по онлайн-заказу поездок с агрегатором Uber. Об этом свидетельствуют данные торгов. При этом рост котировок бумаг достигал 18,7%, отмечает ТАСС.

Компании Uber и «Яндекс» объявили о закрытии сделки по объединению сервисов вызова такси. В итоге управлять объединением будет руководитель «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Совет директоров получившейся компании возглавляют три представителя Uber и четыре – от «Яндекса». Объявляли об этой идее компании заранее – еще в июле 2017 года. Сервисы объединились в России, Казахстане, Грузии, Азербайджане, Армении и Беларуси.

Руководители обещают, что цены на поездки останутся прежними. Приложения, как и раньше, будет два, но водители и таксопарки теперь у них будут общие. Вместе с такси совместная компания будет заниматься и, внимание, доставкой еды. «Яндекс.Такси» учредил дочернюю компанию «Яндекс.Еда», в которую войдет недавно приобретенный сервис Foodfox и UberEATS.

Цитируем официальное заявление : «На момент закрытия сделки Uber и Яндекс инвестировали в новую компанию соответственно 225 млн и 100 млн долларов США. С учетом этих инвестиций денежные средства на балансе компании составляют 400 млн долларов. Таким образом, она оценивается более чем в 3,8 млрд долларов США. Около 59,3% компании принадлежат Яндексу, 36,9% - Uber, а 3,8% - сотрудникам».

Uber и ответственность

Любопытно и то, что Uber разослал всем клиентам на почту письма об изменении предоставления их услуг, в которой, по сути, снял с себя всю ответственность за перевозчиков. «Вы признаете, что компания Uber не обеспечивает осуществление перевозок или логистических услуг и не функционирует как транспортная компания, и что такие услуги предоставляются сторонними подрядчиками. <…> Компания Uber не гарантирует качества, пригодности, безопасности или возможностей сторонних поставщиков. Вы соглашаетесь нести все риски, связанные с использованием услуг исключительно и в той максимально степени, в которой это предусмотрено законодательством. Компания не несет ответственности за косвенные, случайные, непредвиденные, фактические, штрафные или последующие убытки, включая потерянную прибыль, утерянные данные, телесные повреждения или материальный ущерб, связанные с услугами, даже если компанию предупредили о возможности таких убытков».

Сегодня стало известно о том, что сервисы заказа поездок «Яндекс.Такси» и Uber в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Оба приложения продолжат работу, при этом водителей переведут на единую платформу, и они смогут получать заказы из обоих сервисов.

«Я думаю, нам удалось найти формулу, как выращивать „единорогов“ в большой компании, - сказал сооснователь и гендиректор „Яндекса“ Аркадий Волож. - Два года назад мы выделили „Яндекс.Такси“ в отдельную компанию и дали максимум свободы. Эксперимент с „Яндекс.Такси“ превзошел многие наши ожидания, и, уверен, что это точно не последний пример».

Согласно апрельскому отчету банка UBS, Uber является крупнейшим приложением для заказа поездок в мире, его доля превышает 45 %, «Яндекс.Такси» занимает десятое место с 1,8 %. При этом в России доля пользователей выше у сервиса «Яндекса»: 30 % против 18 % у Uber. В 2016 году оба приложения удвоили свою долю рынка. Общая емкость рынка коммерческого извоза составила 526 миллиардов рублей, в онлайн-заказах она составляет 20 %, но через пять лет может возрасти до 80 %. При этом участники рынка активно объединяются. Этой весной о слиянии объявили крупные агрегаторы RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi). The Village разобрался, что будет с ценами на поездки и рынком вообще после объединения «Яндекс.Такси» и Uber.

Что произойдет с сервисами

Владимир Исаев

руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси»

«Сделка одобрена советами директоров Uber и „Яндекса“. Она подлежит согласованию с регулирующими органами, а ее закрытие ожидается в четвертом квартале 2017 года. Оба приложения будут доступны для пользователей.

Оба приложения продолжат работу под своими брендами в странах, входящих в соглашение. Водители и таксопарки перейдут на единую платформу для работы с заказами. Это позволит увеличить количество машин, доступных для исполнения заказов, сократить время их подачи, повысить надежность и качество сервиса в целом».

Как изменятся цены на перевозки

Владимир Исаев

«Никаких радикальных изменений тарифов, связанных с объединением, мы не ожидаем - ни сейчас, ни в будущем. Стоимость поездки зависит не только от тарифа перевозчика. „Яндекс.Такси“ и Uber - это системы баланса между спросом (количеством заказов) и предложением (количеством водителей, готовых их принять) в каждой конкретной точке каждого города в каждый отдельно взятый момент времени. Баланс достигается полностью автоматически.

Например, во время дождя спрос на такси растет очень быстро, а количество доступных водителей - медленнее. В такие моменты алгоритм может временно вводить коэффициент, повышающий цену, чтобы быстро выровнять баланс между спросом и предложением. Коэффициент, в свою очередь, привлекает новых водителей повышенным заработком, стимулируя их как можно скорее выйти на линию, чтобы начать принимать заказы. Чем больше водителей выходит, тем быстрее исчезает повышающий коэффициент.

Резюмируя: стоимость формируется автоматически в режиме реального времени, она зависит не только от тарифа, но и от текущего баланса между спросом и предложением в конкретный момент времени и для конкретной точки на карте».

Что будет с рынком

Александр Костиков

директор по корпоративным отношениям Fasten Russia

«Скорее всего, рынок станет более понятным и прозрачным, как мы уже говорили, когда наши компании объединялись два с небольшим месяца назад. Неизбежен процесс консолидации: через пару лет на рынке останутся два-три крупных и сильных игрока. И вот то, что мы сегодня увидели, вписывается в логику развития рынка. Наверное, это основное, что сейчас понятно.

Дальше станет проще устанавливать общие правила игры. Если будет не 20 разрозненных компаний, а две-три крупных, они всегда могут сесть за стол переговоров и взаимодействовать с органами государственной власти, чтобы формировать новую регуляторную реальность.

Сейчас сложно сказать, изменятся ли цены, ведь цена зависит не только от количества работающих на рынке агрегаторов. Но, по крайней мере, если между крупными агрегаторами прекратится ценовая война, это уже будет большим достижением.

Наш процесс объединения сейчас идет полным ходом. В ряде городов уже проведена интеграция. Каких-либо резких движений мы не делали, думаю, что коллеги тоже их делать не будут. Существуют все приложения и каналы, с помощью которых можно сделать заказ, - для пользователей все работает. И этот процесс происходит мягко и незаметно. В тех городах, где интеграция уже произведена, водители получают заказы, которые приходят через все каналы обеих компаний. Идет постепенная унификация условий сотрудничества».

Станислав Швагерус

руководитель общественного движения Taxi 2018

«То, что красиво называется слиянием „Яндекс.Такси“ и Uber, - по сути закамуфлированная покупка „за рубль“ партнерской сети глобального банкрота. Финансовая пирамида Uber рушится - во Франции, Италии, Испании поступают гораздо жестче, а у нас пошли по такому пути.

Это однозначно приведет к монополизации рынка. Встает вопрос, как в дальнейшем компания „Яндекс“ будет вести это направление бизнеса. Если, как и прежде, являясь участником рынка, то монополия ни к чему хорошему не приведет - ни для водителей, ни для потребителей. Вполне логично (и я думаю, государство сделает определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы), если „Яндекс“ из участника рынка превратится в инфраструктурную систему организации легкового такси в России.

Чтобы регулировать эту сферу, государству нужно иметь необходимый технологический инструмент. Регулировать деятельность, которая происходит в интернете, аналоговыми методами путем проверок документов таксистов, невозможно. Поэтому вполне возможно, что своего рода уполномоченной компанией по совершенствованию регуляторной сферы станет „Яндекс“.

Пока „Яндекс.Такси“ играет роль участника рынка, ситуация для пассажиров и водителей будет меняться к худшему. Это дальнейшее понижение тарифов для водителей, и ухудшение качества обслуживания для пассажиров. Нужны новые правила игры, которые, по-видимому, в ближайшие несколько лет мы и увидим».

Угулбек

водитель такси

«Только сейчас услышал по „Русскому радио“ новость об объединении. Пока в таксопарке ничего не сказали, с другими водителями тоже не обсуждал.

Время покажет, к чему это приведет. Падение цен должно выровняться. А то у „Яндекса“ вообще низкие цены пошли. Раньше Uber и „Яндекс“ боролись, а если сейчас объединятся и будут вместе работать, и нам лучше будет».