Многие считают и даже в школе учат, что правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое - за правую половину. И довольно популярна теория, что правши и левши отличаются по своим способностям и навыкам: у левшей развита интуиция, у правшей - логика.
Это, на мой взгляд, если не примитивное, то сильно упрощённое понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Такое грубое разделение функций с обобщением способностей всех отделов полушарий, и даже не их взаимодействия, просто игнорирует конкретные участки мозга, которые в эти полушария могут входить, а также, например, строение коры головного мозга, борозды и спайки, соединяющие полушария.
Нейроанатомия, само собой, не ограничивается делением мозга просто на два полушария, а показывает, что все элементы мозга имеют функциональное значение. Есть деление на доли, на отделы, на области, и каждая из них за что-то отвечает, поэтому стоит рассматривать скорее их, чем целые полушария.
Ввиду специализации отделов мозга, даже если человек хорошо пишет обеими руками, это совсем не означает, что он мыслит как Эйнштейн, а рисует как Ван Гог. Более того, у такого человека (амбидекстра) может быть и просто развита мелкая моторика обеих рук, а умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у обычных правши или левши.
Амбидекстры владеют как правой, так и левой рукой. Открою секрет: мы все рождаемся амбидекстрами. Однако к четырём годам формируется асимметрия мозговых структур, и мы «делаем выбор» в пользу правой или левой руки.
Прирождённые амбидекстры, которые сохраняют способность одинакового владения обеими руками, составляют всего около одного процента населения нашей планеты, причём даже те, кто причисляет себя к «двуруким», не всегда способны продемонстрировать абсолютно равнозначное владение обеими руками. Тем не менее, у таких людей межполушарная асимметрия всё же сведена к минимуму.
Правшей на нашей планете куда больше - примерно 45%, а чистых левшей всего около 10%. Оставшуюся часть составляют люди, у которых есть преобладание какой-либо руки при выполнении конкретного действия - те, у кого так называемое «смешанное преобладание». Кстати, у многих видов животных всё как раз наоборот - левши составляют большинство популяции.
Деление способностей и одарённости в какой-либо области по преобладанию руки, как уже было сказано, весьма условно. Существует даже теория, что развитие моторики левой или правой руки нисколько не влияет на те участки мозга, что не задействованы в координации движений.
А в чём тогда особенность амбидекстров в плане функциональной нагрузки мозговых структур?
У правшей или левшей идёт посменная активация определенных зон мозга в зависимости от загруженности. Таким образом обеспечивается физическая и эмоциональная разгрузка зон мозга. У амбидекстров с этим сложнее. Поскольку асимметрия мозга у них сведена на нет, переадресация нервных импульсов из перегруженных зон происходит труднее. Нет асимметрии, нет особых участков, которые готовы разгрузить другие зоны.
Взгляните на гифку ниже. Направление вращения фигуры можно легко изменить, стоит только чуть поднапрячься. Так мы активируем левые или правые участки мозга, перенаправляя нагрузку из одного полушария в другое. Мне всегда было интересно, что будут видеть амбидекстры с их равнозначной функциональностью мозга в таком случае.
Поскольку с разделением функций между загруженными и незагруженными участками мозга у амбидекстров есть некоторые проблемы, учёные выделили несколько недостатков амбидекстрии: амбидекстры довольно быстро устают, хуже концентрируют внимание и довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне. Дети-амбидекстры подвержены гиперактивности. Кроме того, считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками. Показатели амбидекстров при прохождении тестов на интеллект, мышление, арифметику и память обычно несколько ниже, чем у леворуких или праворуких. А еще по результатам одного из немногочисленных феноменов амбидекстрии, было сделано предположение, что амбидекстры чаще страдают шизофренией, чем обычные люди - у многих амбидекстров обнаружили ген LRRTM1, который ответствен за потенциальное возникновение данного заболевание. Левши также попали в категорию потенциальных носителей данного гена. Разумеется, это не означает, что все амбидекстры или левши больны шизофренией.
Есть множество теорий, которые утверждают, что врожденная амбидекстрия свидетельствует о большей талантливости в сравнении с людьми с доминирующей правой или левой рукой. Кто-то утверждает, что уровень развития амбидекстров выше, чем у других людей.
Однозначным остаётся факт, что одинаковое владение обеими руками, помогает в спорте, в искусстве, в музыке. Многие спортсмены вырабатывают данный навык в обязательном порядке, поскольку без него достичь чего-либо в этой сфере порой просто не представляется возможным. Ну и конечно, не стоит забывать про чисто бытовые ситуации, от самого безобидного - когда «не знаешь, за что хвататься» - до весьма неприятного вроде переломов.
Как и в случае с врождённой амбидекстрией, выработка подобного навыка может привести к перегрузке. Но всё же находятся те, кто самостоятельно развил в себе описанное выше качество.
Оценка влияния этого навыка на жизнь амбидекстра двояка: кто-то с воодушевлением рассказывает, как после овладения обеими руками межполушарная асимметрия сойдёт на нет, а мозг будет работать гармонично и эффективно, вырабатывая новые способности и навыки, а кто-то сообщает, что «двурукость» приведёт к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.
В начале XX века Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, выдвинул теорию о раздельном функционировании двух полушарий и даже основал Культурное общество амбидекстров. По его мнению, вырабатывание праворукости давало развитие только половины мозга, и, следовательно, вело к потере потенциала другого полушария.
Если бы он оказался прав, амбидекстры были бы просто сверхлюдьми.
Пока неизвестно, приведёт ли выработанная амбидекстрия к таким же последствиям, что и врожденная, но на основании определённого опыта можно сказать, что при активной тренировке недоминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение, а также замедлиться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.
Некоторые учёные даже считают, что это может вести к дисбалансу в психическом состоянии и в конечном итоге привести к развитию психических заболеваний.
Но после приобретения амбидекстрии, как правило, остаётся неплохой навык, который применим во многих сферах. Просто во время обучения необходимо внимательно следить за своим физическим и эмоциональным состоянием. А потом наслаждаться тем, что вы можете выполнять любые действия обеими руками и, если верить отдельным теориям, радоваться развитию творческих и аналитических способностей одновременно.
Если вы всё же загорелись идеей развить у себя амбидекстрию, первой рекомендацией будет набраться терпения. Чтобы развить этот навык и при этом не перегрузить себя и свой мозг, сохранив ясность мысли, может понадобиться не один год, может, даже пять (хотя всё индивидуально).
Начните с обычного теста на определение «руки ведущей». Возможно, вам будет легче, если вы узнаете, что природа заложила в вас вовсе не праворукость, а леворукость или наоборот. Таким образом, ваш потенциал поможет вам быстрее освоить данный навык.
Начните с малого! Не бросайтесь делать всё и сразу недоминирующей рукой. Скорее всего, вам это очень быстро надоест, а результаты работы, что вы проделали в самом начале пути, несколько разочаруют. Попробуйте выполнять какие-то бытовые действия другой рукой, например, мыть посуду, вытирать пыль или чистить зубы. С готовкой экспериментировать не советую - чревато плачевными последствиями на начальных этапах.
Когда почувствуете себя более или менее уверенно при таких повседневных операциях, перейдите к старым добрым прописям, родным крючкам и кружочками, что мы все выводили в детстве в первом классе. А когда освоите и это, пишите тогда, когда можете и то, что можете при любой возможности. Но не забывайте о следить за усталостью, не пичкайте свой мозг леворукостью или праворукостью, которую пытаетесь выработать в добавок к уже имеющемуся навыку от другого полушария.
Можете попробовать гулять в направлениях, противоположных привычному маршруту. Однако эффективность такого метода тренировки я не проверяла.
Если вы увлекаетесь спортом, поделайте привычные вам упражнения другой рукой или ногой, это также поможет вам развить амбидекстрию. Когда вы уже выработаете навык владения обеими руками, он, скорее всего, останется с вами навсегда.
До сих пор было немало сказано и о правшах, и о левшах, и о тех, кто владеет руками в равной степени. А есть и люди, которые плохо владеют обеими руками - амбисинистры. Такая «криворукость» может быть как врождённой (причём таких людей ещё меньше, чем врожденных амбидекстров), так и приобретенной в результате травм, заболеваний. Амбисинистрам не остается выбора, кроме как прибегать к описанным выше рекомендациям и другим довольно утомительным методам, чтобы исправить положение. Такой труд заслуживает уважения.
К сожалению, неврология пока мало дает сведений о том, какое влияние имеет доминирование той или иной руки или их полная функциональная равнозначность на психику человека, на его способности и таланты. Остаётся только надеяться, что в будущем учёные смогут предоставить нам больше информации, чтобы мы могли органично использовать и развивать новые навыки и умения, прибегая к таким хитростям, как, например, обучение амбидекстрии.
События
Еще в школе детей, у которых левая рука была доминирующей, пытались исправить, заставляя писать и есть правой. Теперь такая практика вовсе не поощряется. А согласно последнему исследованию в этой области, дети, владеющие одинаково свободно обеими руками, больше подвержены психическим заболеваниям, языковым проблемам и трудностям с учебой, по сравнению с их ровесниками.
По словам ученых, результаты их исследования помогут учителям и врачам определить, у каких детей могут развиться такие проблемы.
Сами исследователи не уверены в том, что означают такие результаты, хотя они предполагают, что все дело в различиях в мозге у детей с одной доминирующей рукой и двумя. На самом же деле, ученые не знают, почему некоторые люди могут одинаково владеть обеими руками (без доминирующей руки). Такое умение еще называют смешанным доминированием рук.
Они также предупреждают, что этот феномен очень редкий, и встречается в одном случае из 100, поэтому ученые сконцентрировались на маленькой группе таких индивидуумов.
"Не надо думать, что, если верить нашим выводам, у всех детей со смешанным доминированием рук обязательно будут проблемы в школе или разовьется синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Мы обнаружили, что у таких детей выше риск столкнуться с такими проблемами. Но хотелось бы подчеркнуть, что у большинства из наблюдаемых нами дети не было подобных трудностей", – говорит главный исследователь Алина Родригес.
В исследовании участвовали 8.000 детей из Северной Финляндии, у 87 из которых было смешанное доминирование рук. Сначала они заполнили анкеты в возрасте 7 и 8 лет, а затем в 15 и 16. Так как у около 90 процентов населения правая рука – доминирующая, то ученые сравнили с ними детей, владеющих свободно обеими руками или левой рукой.
Родители и учителя также заполнили анкеты относительно успеваемости и поведения 8-летних детей. Учителя указывали, были ли у детей проблемы с чтением, письмом или математикой, и оценивали успеваемость как "ниже средней", "средняя" и "выше средней".
Кроме математики, у детей с доминирующей левой рукой не было никаких проблем в сравнении с ровесниками. А вот насчет математики: в возрасте 7-8 лет у первых было на 30 процентов больше проблем, чем у их сверстников с доминирующей правой рукой. А у детей, одинаково владеющих обеими руками, эти проблемы были на 90 процентов больше, чем у детей с доминирующей правой рукой.
К тому же, у 7-8-летних детей со смешанным доминированием рук было в два раза больше проблем с языком и успеваемостью. А в возрасте 15-16 лет, у них в два раза повышался риск развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Ученые считают, что доминирование одной из рук связано с полушариями мозга. Например, у людей, свободно владеющих правой рукой, доминирует левое полушарие.
"Мы можем сказать, что у них наблюдается атипическая специализации полушарий мозга, отличная от нормальной, наблюдаемой у людей с доминирующей правой рукой", – говорит Родригес.
Правое полушарие может не функционировать у людей, свободно владеющих обеими руками, так же, как у индивидуумов с доминирующей правой рукой.
По словам исследователей, это относится не только к финским детям. "Нет никакой причины считать, что у американцев буду наблюдаться другие признаки, отличные от детей, принявших участие в данном исследовании", – сказала Родригес.
Часто в СМИ можно услышать про удивительных людей – амбидекстров. В упоминаемых сюжетах и историях эти люди поражают своими способностями, запоминаются и мотивируют попробовать сделать то же самое, что и они.
Амбидекстр - это человек, который может одновременно писать двумя руками. При этом количество слов может быть различным. Это могут быть вовсе разные предложения.
Многие люди не знают о таких своих особенностях. Поэтому Вы также можете оказаться таким уникальным человеком. Итак, проверим, амбидекстр ли Вы?
Всё может измениться буквально за один день. Особенно если не сидеть сложа руки.
Мэг Джей. Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом
Многие люди интересуются, а можно ли стать амбидекстром? Конечно можно, хоть шанс и остается небольшим. Главное – работать над развитием своих полушарий мозга. Эту психологическую характеристику человек может самостоятельно изменить.
Чтобы разобраться, как правильно усовершенствовать себя, необходимо узнать суть понятия «амбидeкcтpия». Многие знают выражение «ведущая рука». Другими словами, у каждого человека одна из рук функционирует активнее другой.
В современном мире больше людей, которые зачастую пользуются правой рукой (едят, держат предметы, пишут).
По статистическим данным известно, что левшей намного меньше. Но многие считают, что большое количество таких людей было переучено в детстве. Их принудили использовать правую руку в качестве ведущей.
Специалисты утверждают, что ведущая рука – это наглядное проявление более развитого полушария. У левшей более развито правое полушарие, отвечающее за интуитивное, эмоциональное наполнение всего окружающего, целостность восприятия, ассоциативного мышления, восприятие музыки и оттенков. А у правшей – левой, отвечающее за логику. У них проявляются способности к хорошей калиграфии и чтению, запоминанию точных сведений и иностранных языков.
Aмбидeкcтpия – достаточно редкое явление, которое характеризуется одинаковым развитием обоих полушарий мозга. Проявляется это в одинаковой функциональности обеих рук.
Люди-амбидекстры хорошо выполняют все задания как правой, так и левой рукой. Оба полушария мозга таких людей одинаково развиты.
Некоторые генетики считают, что за это отвечает ген LRRTM1 , но пока этот факт не доказан. Для таких людей характерны следующие особенности:
Всех нас учили с ранних лет, что держать ложку, писать и рисовать нужно правой рукой. С взрослением навыки использования левой руки в работе постепенно угасают.
Все здравомыслящие люди понимают, что оба полушария должны быть гармонично развиты. Поэтому необходимо заниматься развитием работы каждого полушария, а для этого нужно знать, как стать амбидекстром.
Всем известная стрельба из двух пистолетов, дуэль, к добру не приводит. Да и способность боксера «работать» одновременно двумя кулаками нельзя назвать правильной и честной.
Но педагоги, которые занимаются с детками дошкольного возраста, утверждают, что малыши часто используют обе руки. Определяются с выбором ведущей руки они позже. Зачастую на этот выбор влияют родители или воспитатели в детских садах. Ведь относительно недавно всех амбидекстров и левшей переучивали. Конечно, ребенок испытывал в такой ситуации дискомфорт, но со временем все менялось.
Сейчас же изменились подходы. Детей с задатками амбидекстров всячески поощряют, помогают и поддерживают, различными способами пытаясь стимулировать развитие обоих полушарий головного мозга.
Хозяйский глаз сделает больше, чем обе руки.
Бенджамин Франклин
Помните, главное – систематический и регулярный подход. Постоянные занятия для развития второй руки залог успеха.
Взрослые также могут развивать такие способности. Можно выполнять рутинные дела, связанные с мелкой моторикой: расчесываться, чистить зубы.
Вы также можете посчитать, сколько пальцев на каждой руке задействованы при наборе текста на клавиатуре. Зачастую правши используют 1-2 пальца на левой руке. Вы можете не только развивать второе полушарие, но и усовершенствовать набор текста. Достаточно открыть специальную программу и тренироваться в правильной постановке кисти на клавиатуре. На таких сайтах также наглядно показано, как правильно перемещать кисть и какие пальцы должны бить по тем или иным клавишам.
Теперь вы знаете, как развить амбидекстрию. Идем далее...
Всех людей можно разделить на левшей, правшей и амбидекстров. Последние встречаются достаточно редко. Гармоничное развитие двух полушарий способствует сочетанию логики и способности оценивать ситуацию в целом. Интуитивное восприятие позволяет сделать правильные действия в экстренных ситуациях.
Особенности амбидекстров заключается также в том, что у них четкая, красивая речь, дополненная эмоциональным и образным наполнением. Такое сочетание заставляет поверить оратору. Поэтому мир знает много известных амбидекстров.
Следует также вспомнить о тонком восприятии красок и музыкального звучaния. Поэтому часто такие люди занимаются творчеством. Могут быстро вживаться в роль, прочувствовав и поняв своего персонажа, одновременно анализируя его действия и поступки.
Амбидекстрами называют людей, у которых в приблизительно равных частях развиты оба полушария. Они успешны, кoнкуpeнтocпocoбны.
Некоторые ученые считают, что гeн LRRTM1 также может свидетельствовать о склонности к развитию шизoфpeнии. Но это предположение.
Многие считают, что дети амбидекстры поздно начинают говорить. Но этот факт не доказан.
Исследования также показали, что одновременное функционирование полушарий головного мозга может стать причиной невнимательности амбидекстра ребенка. «Синдром нехватки внимания» возникает из-за неспособности сосредоточится на одном занятие. Поэтому такие дети часто утомляются, у них наблюдаются головные бoли. Они постоянно плаксивы, раздражительны. Такая эмоциональность говорит об активной деятельности правого полушария головного мозга.
Подрастая, эта эмоциональная активность сталкивается с рациональностью и логикой. В итоге подросток в многократной силе ощущает внутренние конфликты, непостоянство мира, суждений, выборов.
Почему так? Чем старше становится ребенок, тем больше «устают» полушария его мозга от одновременной работы. Ведь они по-разному оценивают окружающий мир. Но жизненная энергия aмбидeкcтpoв позволяет снижать излишнее напряжение путешествиями и занятиями спортом.
Таким людям важно выбрать правильную профессию. Она поможет сбрасывать излишки переживаний.
Самым популярным является амбидекстр-тест "Вращающаяся девушка ":
Первый этап данного теста – расслабление. Необходимо в течении 2-х минут расслабиться и просмотреть специальный видеоролик, который и покажет, являешься ли ты амбидекстром.
Вращающаяся девушка" позволяет сделать выводы, какие полушария у вас развиты.Обратите внимание, в какую сторону она кружится:
Сразу это вряд дли получится. Но если через минуту стараний вы увидите хороший результат, значит, Вы – амбидекстр.
А как вы считаете, нужно ли развивать способности обеих полушарий головного мозга ребенка с раннего возраста? Или пусть все идет своим чередом?
Амбидекстрия наблюдается не только у людей, но и у животных. При данном состоянии оба полушария мозга развиты одинаково и, как следствие, обе руки у человека одинаково развиты с точки зрения функциональности. В большей части амбидекстрия - особенность приобретенная, чаще встречается, когда левшей начинают переучивать, в работу активно включается левое полушарие мозга, и ребенок становится абидекстером – начинает писать правой рукой, не утратив навыки работы левой. Приобрести такую способность можно и путем длительных сознательных тренировок – тренируется рука, активнее работает правое полушарие мозга ( , если левша решил сознательно стать амбидекстером).Существует множество тестов, которые определяют, на человек является правшой или левшой. Так, люди, которые прислушиваются левым ухом или берут телефонную трубку в левую руку, не являются 100%-ными правшами, а потому в некотором смысле почти каждого из нас можно назвать амбидекстером.
Человеческий мозг уникален, он способен перераспределять нагрузки и в случае необходимости брать на себя дополнительные задачи. Человек в любом возрасте может приобрести навык амбидекстрии, яркий пример тому – метод десятипальцевой печати, частично навыки амбидекстрии развиваются у пианистов. В случае травмы правой руки любой человек достаточно быстро обучается использовать левую руку сначала для рутинных задач, а затем и для высокоточной моторики.
В этом материале вы узнаете, как научиться писать двумя руками. Для этого я покажу вам определенные упражнения, которые хорошо помогут вам развить в себе такое умение. Помимо этого, я поведаю об основных плюсах такой способности. Развивать такой навык очень полезно. Дальше я объясню почему.
Итак, писать двумя руками — это очень полезное занятие для человека. Вы спросите, а как называется человек, который пишет двумя руками и вообще, все делает хорошо, как правой, таки левой? Их называют амбидекстрами .
А способность выполнять равные действия обеих рук с одинаковой эффективность без выделения ведущей руки называется амбидекстрия . У таких людей очень хорошая интуиция, интеллект и великолепный творческий потенциал. Также такие люди способны аналитически мыслить.
Все эти достижения обусловлены тем, что в работу входит не одно, а сразу два полушария головного мозга. Если их работу удастся синхронизировать, то у вас будет намного больше шансов добиться хороших результатов в любом виде деятельности. То есть, так можно выйти на новый уровень и расширить горизонты своего познания.
Также амбидекстрия существенно поможет вам облегчить жизнь в непредвиденных ситуациях. К примеру, для военных это очень полезный навык стрельбы в разных условиях. Иногда бывают такие ситуации, когда невозможно подключить главную ведущую руку. Еще этот навык может пригодиться боксерам, биатлонистам и другим спортсменам.
В принципе, про правое и левое полушарие известно довольно много. Правое полушарие головного мозга отвечает за творческую деятельность, а левое за логические процессы. В основном мы развиваем левое полушарие. Чтобы развивать правое полушарие достаточно что-то делать не ведущей рукой. Для правшей это будет левая рука, а для левшей — правая.
Скажу, что для развития творческой деятельности существует определенный ряд упражнений. Как правило, это умение писать двумя руками одновременно. Также сюда можно отнести и рисование.
Кроме этого есть техника интуитивного письма. Это когда вопрос пишется ведущей рукой, а ответ не ведущей. Особенно хорошо проводить такое занятие при длинных диалогах (вопрос-ответ) .
Вы наверное, удивитесь и скажете, что такое невозможно! Однако на самом деле не все так сложно. Писать двумя руками под силу каждому. А развив в себе такую способность, вы заметите, что стали намного внимательнее. У вас заметнее улучшиться память, а также способность ориентироваться в пространстве и даже интуиция.
Итак, чтобы всего этого добиться, вам нужно начать с самого простого. Для начала попробуйте рисовать геометрические фигуры. Если вы правша, то рисуйте левой и наоборот.
Когда видите, что у вас стало хорошо получаться, то усложните задачу и попробуйте рисовать двумя руками одновременно. Сначала начните с одинаковых фигур и только потом, когда будете справляться, пробуйте рисовать разные.
Когда вы видите, что выполняете данные упражнения без особых проблем, тогда смело переходите ко второму этапу. Возьмите лист в линейку и начните писать менее развитой рукой. Сначала пишите крупными печатными буквами. Когда приловчитесь, то переходите на прописные. После усложните задачу и пробуйте писать целые предложения и небольшие тексты.
Рисуйте картинки левой рукой (если вы левша, то начинаем использовать правую) . Если вам будет слишком сложно, то на начальном этапе можно предварительно ставить точки-контуры рисунка. После опять усложняем задачу.
Начните рисовать одну и ту же картинку одновременно двумя руками. Затем проделываем то же самое, но уже только менее развитой рукой. Потом опять начинайте рисовать двумя руками одновременно. В общем, соблюдайте такое чередование.
Ну и последний этап. Он заключается в том, что выполнение привычных для вас действий ложится на менее развитую руку (для правшей это будет левая) .
Задачи могут быть разными.
Например, менее развитой рукой можно набирать номер телефона, управлять мышкой компьютера, чистить зубы, держать ложку и так далее. Можете подбрасывать мяч и ловить его, не помогая ведущей рукой.
Со временем все эти действия войдут в привычку, разовьется мышечная память. Главное — тренироваться ежедневно, всего несколько минут в день.
В общем, нужно развивать оба полушария головного мозга. Это потом даст вам дополнительные преимущества в жизни. А чтобы развивать эти полушария, не ленитесь выполнять особые упражнения.