Понятие и функции философии кратко. Функции философии как науки

Это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение.

Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач.

По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции , которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность.

Мировоззренческие функции проявляются в процессе формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире.

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д.

Среди мировоззренческой функции следует отметить такие ее подфункции, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

1. Гуманистическая подфункция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

2. Информационно -отражательная подфункция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

3. Идеологическая подфункция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем.

4. Социально -нравственная подфункция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.


5. Художественно -эстетическая подфункция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты.

6. Аксиологическая (ценностная) подфункция (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения ; Реформация ; кризис капитализма конца XIX - XX вв. и др.).

7. Практическая подфункция - связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

8. Социальная подфункция - объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

9. Культурно -транслирующая функция - связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

10. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Методологические функции проявляются в организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод - это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется тогда, когда надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания.

Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе.

Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие, как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

1. Логическая подфункция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

2. Эвристическая подфункция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

3. Селективная подфункция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности.

4. Интеграционная подфункция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом.

Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

5. Прогностическая подфункция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества.

6. Критическая подфункция , роль которой - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Философия выполняет ряд познавательных функций , родственных функциям науки . Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов.

Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.

Контрольные вопросы

1. Как вы ответите на вопрос «Что такое философия?».

2. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?

3. Всякое ли мировоззрение является философией?

4. Назовите уровни отражения действительности.

5. Что является предметом философии?

6. С постановки каких вопросов начинается философия?

7. Объясните, в чём заключается философский метод.

8. Назовите функции философии и объясните, как они связаны.

9. В чём состоит методологическая функция философии?

10. Как соотносятся между собой философия и наука?

11. Каково соотношение знания и веры?

Специфика философских проблем. Предмет и основные разделы философии.

Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Первым, кто назвал своё учение философией был др.греч. математик и философ Пифагор (VI – нач.V в.в. до н.э.) «Никто не мудр – писал Пифагор – ибо человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего. А тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть назван любомудром, т.е. философом». Любить мудрость – это стремиться к тому, чтобы самому, силой своего собственного мышления проникнуть в тайны мироздания. Любящий мудрость сам постигает, не полагаясь только на авторитет, веру и традицию. Такой человек «философствует; т.е. проявляет способность к абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям и к Богу. Например, он размышляет о том, в чём состоит смысл человеческой жизни, что такое судьба, добро, зло, истина и об других вопросах, которые являются «вечными» т.к. всегда интересовали мыслящих людей.

Из изложенного, таким образом, следует, что философия – изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру, в его ценности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

Так как философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир и на место в нём человека, то и её предмет, т.е. круг её проблем шире предмета исследования любой отдельной науки.

Основанием философии является не слепая вера, а обоснованное знание и в этом отношении она похожа на частные, отдельные науки. Однако философское знание и научное знание существенно отличаются друг от друга. Это отличие состоит, например, в том, что частные науки (химия, физика, биология и мн. др.) безразличны к проблемам цели и смысла человеческой жизни, счастья и судьбы человека. Другими словами, философия разрабатывает такие знания, которые недоступны никакой иной форме духовной деятельности – науке, религии, искусству и т.д. Характерными признаками философского отражения природной и социальной действительности являются универсализм и субстанциализм.

Универсализм означает, что философия претендует на выработку универсального, всеохватывающего, всеобъемлющего знания. Поэтому очевидно, что философия – это познание всеобщих оснований бытия.

Субъективизм (лат.substantia – сущность, и то, что лежит в основе) означает, что всё , что происходит в мире, само его устройство и развитие философия стремится объяснить, через единое устойчивое начало.

Таким началом может признаваться Бог, абсолютная идея (религия и идеализм) или материя (материализм).



Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела.

1. Онтология – учение о бытии.

2. Гносеология – учение о познании.

3. Философская антропология – учение о сущности человека.

4. Социальная философия – учение об обществе как целостной системе.

Функции (лат.functio –исполнение) – это основные направления применения философии, через которые реализуется её цели, задачи, назначение.

Выделяют следующие девять функций философии:


1 Мировоззренческую;

2 Методологическую;

3 Гносеологическую;

4 Критическую;

5 Аксиологическую;

6 Социальную;

7 Воспитательно-гуманитарную;

8 Прогностическую;

9 Мыслительно-теоретическую


Каждая функция имеет свою цель и своё содержание.

1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, целостных представлений об его устройстве, о месте человека нём.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Гносеологическая функция имеет целью обеспечить правильное и достоверное познание природной специальной действительности.

4. Роль критической функции состоит в том, чтобы подвергать сомнению окружающий мир и существующее о нём знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Таким способом расширяются границы познания, разрушаются догмы, увеличивается достоверность знания.

5. Аксиологическая (гр.axios – ценный) заключается в оценке явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др.

6. Социальная функция имеет целью объяснить общество, причины его возникновения, его эволюцию, современное состояние, структуру, движущие силы, вскрыть противоречия указать пути их разрешения и совершенствования общества.

7. Цель воспитательно-гуманитарной функции – культивировать гуманистические ценности, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития, предвидеть будущее человека, природы и общества.

9. Мыслительно-теоретическая функция ориентирует на то, как концептуально мыслить, философствовать, т.е. рассуждать на самые общие, абстрактные темы, умствовать, мудрствовать.

В заключение отметим, чтобы философствовать, по мнению др.греч. философа Аристотеля, люди должны были достичь знания своего незнаний.

Знание незнания не дано непосредственно и нередко люди своё незнание не осознают. А незнание, если оно не осознано, не может быть преодолено. Др.греч. философ Платон отмечал, что прежде чем стремиться познать что-либо, человек должен осознать, что он этого не знает. Это ввергает его в состояние удивления, недоумения, изумления и здесь находится психологический источник философии.

Контрольные вопросы

1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2 какова структура, уровни и исторические формы мировоззрения?

3 Каковы основные черты мифологического мировоззрения?

4 Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

5 Что такое философское мировоззрение?

6 Чем отличается оно от мифологического и религиозного мировоззрения?

7 Возможно ли «чисто научное» мировоззрение?

8 В чём состоит специфика философских проблем?

9 Сводима ли философия к науке?

10 Какова структура философского знания?

11 Может ли философия изменить мир? Каким образом?

12 Каковы основные функции философии?

13 Может ли человек философствовать если он не осознает своего незнания?


Литература

1 История философии. Под ред. проф.Ч. Кирвеля. Мн.2001

2 Е.З.Волчек. Философия. Мн.2006

3 Философия. Под ред. Ю.Харина. Мн.2006

4 О.Г.Волкогонова, Н.М.Сидорова. Основы философии. М.2006

5 А.Г.Спирин. Философия. М.2006

6 В.Г.Кузнецов и др. Философия. Учебник. М.2006

7 В.Д.Губин. Философия: актуальная проблема. М.2006

Дополнительная литература

8 Мир философии: в 2т. М.1991

9 Философия. Под ред. проф. В.П.Кожановского. Ростов-на-Дону. 2004

Задание

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Составить глоссарий.

Основные функции философии

Философия, как особый вид духовной деятельности, оказывает непосредственное влияние на различные сферы деятельности человека. Ниже кратко рассмотрим основные философские функции .

Мировоззренческая функция философии

Одной из основных и наиболее значимых функций философии является мировоззренческая . Философия формирует представления людей о мире и его устройстве, о человеке и обществе, о принципах взаимоотношения с окружающим миром и месте человека в нем, тем самым формируя его . Философия проясняет взгляды человека, его цели, интересы и потребности и их связь с окружающей действительностью, вырабатывает универсальную философскую картину мира и раскрывает природу человека в результате осмысления и систематизации научного знания, а также содержания остальных форм общественного знания.

В категориях философии происходит рефлексия ми­ровоззренческих проблем, вырабатывается понятийный инстру­ментарий для анализа и сравнения различных типов мировоззре­ний. Таким образом, данная функция способствует построению единой и обобщенной системы знаний человека и выработке мировоззренческих идеалов.

Фундаментальная функция философии

Суть фундаментальной функции философии заключается в раскрытии формировании общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.

Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека.

Методологическая функция философии характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий.

Метод и методология познания - это та «нить Ариадны», кото­рая помогает исследователю успешно выйти из лабиринта про­блем познания, - а их всегда предостаточно. Однако методоло­гическая функция не сводится к методологии познания: в ней речь идет о стратегическом уровне методологии человеческой деятельности в целом. Философия сопоставляет и оценивает раз­личные средства этой деятельности, указывает на наиболее опти­мальные из них. Философская методология определяет направле­ние научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.

Благодаря теории философского познания раскрываются закономерности естественных и общест­венных явлений, исследуются формы продвижения человеческо­го мышления к истине, пути и средства ее достижения, обобща­ются результаты других наук. Овладение философскими знания­ми имеет важное значение для развития культуры мышления человека, для решения им разнообразных теоретических и прак­тических задач.

Логическая функция философии

Логическая функция философии проявляется в формировании определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях, а также определяет культуру человеческого мышления. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то логика призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.

Воспитательная функция философии направлена на формирование в человеке моральных, нравственных и культурных ценностей, стремления самосовершенствоваться, творить и искать жизненные приоритеты.

Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения.

Философия не может избавить общество от порождаемых со­циально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни . Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным ра­венством и близостью к природе. Быть в гармонии с самим собой, с окружающими и природой - для многих людей становится приоритетным ориентиром и мотивом поведения.

Интегративная функция философии

Суть интегративной функции философии состоит в соединении воедино практического, познавательного и ценностного жизненного опыта людей. Философия старается обобщить, оценить осмыслить как интеллектуальные, духовные и практические достижения всего человечества, так и отрицательный исторический опыт.

Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведе­нии в единую целостную научную картину мира. Но разработка теоретических основ научного познания не сво­дится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия. Если философия не есть основание отдельных наук, а целиком осно­вывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некото­рый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в об­ласти фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштей­на, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных иссле­дований. Таким образом, философия образует методологическую ос­нову для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосозна­ния. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Критическая функция философии

Философия выполняет и критическую функцию , стремясь разрушить старые идеалы и взгляды, сформировать новое мировоззрение, что сопровождается сомнениями и критикой принятых догм и стереотипов.

Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. В критике выражается неудовлетворенность субъекта объектом, желание его изменить. Философия критична по своему существу. Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории.

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функцией имеется в виду определенная обязанность, деятельность. В логическом смысле функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира, экспликации (выявлении) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Методологическая функция, заключающаяся в разработке методов познания, используемых всеми науками, тем самым оказывающая направляющее воздействие на науки.

3. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

4. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

5. Логическая функция, связанная с тем, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на гуманистические ценности.

7. Прогностическая, формирующая способность предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.

6. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира.

Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных раз­делов, обратим внимание на важное обстоятельство. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Но­вые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрас­таются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегративные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, философия и методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одно­временно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной фило­софии, философии культуры, истории философии, а также истории науки. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстети­ки. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социаль­ной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.

Вместе с тем, за последнее время от философии “отпочковался” целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это психология , культурология , политология , математическая логика , науковедение , праксеология и некоторые другие.

Основные разделы философии следующие:

Онтология (греч. “ontos” - “сущее”) - учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как “мир”, “природа”, “материя”, “дух”, «пространство», «время», «развитие», «эволюция»). Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией? Онто­логия стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология (греч. “gnosis” - знание) - теория познания , трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей. Она отвечает на воп­росы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или сту­пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др.

Теория научного, особо сложного и ответственного познания нередко называется эпистемологией (греч. “episteme” - “мнение”).

Метафизика - так называются онтология и гносеология вместе взятые. Метафизическими называют вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.

Логика (греч. “logos” - “слово”, “понятие”, “разумение”) - часть теории познания, а именно учение о мышлении , его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы. Логику интересует правильное мышление, процедуры проверки этой самой правильности наших размышлений.

Методология (греч. “metodos” - путь , имеется в виду - исследования , порядок совершения умственных и практических действий) - учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности ученого и профессонала-практика.

Философская антропология - раздел философского знания, спе­циально занятый осмыслением человека. Антропологию как философ­скую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, преж­де всего культурологической, науки. В мировой литературе под куль­турной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философия рассматривает человека как особый род суще­го, отличный от всех других существ. В философской антропологии ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.

Аксиология (греч. “axia” - “ценность”) - трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий.

Социальная философия - раздел философского знания, изучаю­щий наиболее общие характеристики общественной жизни.

Философия истории - изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами.

Этика (греч. “ethos” - нрав, обычаи) - учение о морали , т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.

Эстетика (греч. “aistethicos” - ощущение, чувство) - учение о канонах красоты , формах ее освоения и творчества, прежде всего в искусстве.

Философия религии обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути ее исторического развития и роль в современном обществе.

История философии рассматривает историческое развитие фило­софии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепции с культурой и особеннос­тями общества. В задачу истории философии входит также сопоставле­ние различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущею. История философии является фундаментальной основой для разви­тия всех отраслей философского знания.

Разные исследователи выделяют разные функции философии . Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая - заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая - состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Философия выступает общим учением о методах, а также как совокупность методов познания, являющихся общими для наук, занимающихся познанием мира.

Гуманистическая - проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая - заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая - формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая - относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании.

Аксиологическая - связана с оценкой исследуемого объекта с позиций разного рода социальных, идеологических, эстетических, т.д.

Социальные функции философии довольно многоплановы по содержанию и охвату аспектов жизни общества. Философия выполняет двуединую задачу - объясняет социальное бытие и способствует его духовному и материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества.

В ее задачи входит помощь осознанию и формулирование коллективных целей, а также направление усилий людей на их достижение. Жизненность философских концепций определяется тем, насколько каждый отдельный человек способен ее понять и принять. Поэтому философия при том, что носит всеобъемлющий характер, должна быть адресована к каждому конкретному человеку.

Функции философии в культуре проявляются на всех уровнях функционирования общества и отдельных индивидов. Все свойственные философии роли, особенности и характеристики тем или иным образом предполагают вовлеченность этой науки в культуру, их взаимодействие.

Как показывает история, философия в культуре принимала самые разнообразные формы. Философия Платона насквозь пронизана мифами. Римские стоики превратили ее, в своего рода, моральную проповедь. В средневековье философия стала служанкой богословия. В в нее проник принцип научности. Сегодня философия превратилась в стройную

Все функции философии связаны между собой диалектически. Каждая из них в определенной степени включает в себя остальные. Многие из них вообще являются неразрывными, к примеру, мировоззренческая и методологическая, методологическая и гносеологическая, социальная и гуманитарная и т.д. Только через целостность и единство функций проявляется сущность и специфика философии как науки.