Анализ рассказа мир на куликовом поле. Блок на поле куликовом год написания

Анализ рассказа мир на куликовом поле. Блок на поле куликовом год написания

«На поле Куликовом» Блока А.А.

В годы, последовавшие за поражением первой русской революции, Блоком все больше овладевает предчувствие грядущей грандиозной катастрофы, становящееся внутренним пафосом его дальнейшего творчества. Он выступает с докладами и статьями «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура» (1908), полными тревожных предостережений. Образы и символы России, созданные Пушкиным и Гоголем («Куда ты мчишься, гордый конь, и где опустишь ты копыта?..»; «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»), здесь трагически переосмысляются: «Что, если тройка... летит прямо на нас?.. Над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта».

В предвидении будущего поэт все внимательнее вглядывался в прошлое страны, «слушал подземную музыку русской истории», по выражению О. Мандельштама. К «символическим событиям русской истории», по мнению Блока, относилась знаменитая Куликовская битва. Настойчивое обращение к этому поворотному событию в судьбе родины содержится уже в «Песне Судьбы» и в статье «Народ и интеллигенция ».

В венчающем же эту тему стихотворном цикле «На поле Куликовом» (1908) исторические воспоминания окончательно сопрягаются с современностью, в минувшем отыскивается родственное сегодняшним проблемам. С редкостным тактом воскрешаемые мысли и чувства древнерусского воина смыкаются с характерными для современников поэта. В одних случаях — до полного отождествления, до слияния в великой любви к родной земле:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя!

(«Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»)

В заключительных же стихотворениях цикла на первый план выступает скорее умонастроение блоковского современника, близкое и самому поэту, который в ту пору писал К. С. Станиславскому (9 декабря 1908 г.) о «проклятом „татарском” иге сомнений, противоречий, отчаянья, самоубийственной тоски, „декадентской иронии” и пр., и пр... которое мы, „нынешние”, в полной мере несем»:

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем...

(«Опять с вековою тоскою...»)

Обращение к событиям Куликовской битвы в цикле «На поле Куликовом» обусловлено историософской концепцией Блока. В 1912 году в примечаниях к третьему тому он писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Что имел в виду Блок? События 1380 года имеют как бы два временных измерения: с одной стороны, это реальный исторический факт, положивший начало освобождению Руси от ига. С другой — они имеют и надвременную сущность, оказываются как бы одновременны и любому последующему моменту русской истории, переживаются национальным сознанием как вечно свершающиеся, ибо являются проявлением божественного промысла о русской судьбе, имеют не только конкретно-историческую, но и метафизическую природу. Поэтому победа русского оружия, одержанная в конце XIV века, оказывается не только историческим, но еще и современным событием для человека, живущего в начале XX столетия. Такое понимание событий как борьбы за святое дело под «светлым стягом» христианства с ордою Мамая объясняет сложную пространственно-временную структуру художественного мира цикла «На поле Куликовом» и композицию образа лирического героя, который предстает то как человек, томимый «вековою тоскою» о событиях более чем пятисотлетней давности, то как участник битвы.

Образ лирического героя как участника Куликовской битвы дополняется и другой содержательной гранью: человек, не мыслящий своей судьбы без России, пытающийся разгадать ее судьбу и ее предназначение, но не в силах сделать это. Вот что обусловливает появление мотива блуждания во времени русской истории, мотива поисков ее внутренней логики, смысла.

Мотив блуждания (и в веках русской истории, и между русским и татарским станами) оказывается центральным в пятом стихотворении цикла: «Объятый тоскою могучей, / Я рыщу на белом коне...», лирический герой мыслит себя на границе добрых и злых сил, светлого и темного начал, поединком которых стала Куликовская битва:

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем...

Смысл этих блужданий на границе Мирового Добра и Вселенского Зла — поиск истины, путеводной для лирического героя и России, этой божественной истины взыскует он.

Женский образ, явленный в цикле «На поле Куликовом» Блока, имеет столь же сложную структуру, как и образ лирического героя. В первом же стихотворении цикла поэт соединяет воедино образ родины и женский образ:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Сопоставление Руси и Жены на первый взгляд кажется странным. Ключ к нему, вероятно, в том понимании женского образа, который содержится в философии В. Соловьева: именно в женском образе русскому народу в самом начале его христианской истории был явлен замысел Божий о смысле исторического пути России. Поэтому обращение «Жена моя!» нельзя воспринимать как обращение к женщине, находящейся замужем. Жена в контексте цикла — отнюдь не Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок и отнюдь не некая абстрактная жена лирического героя, но воплощение женской сущности, сопоставимой по своей судьбоносной божественной значимости с содержанием понятия «родина». Это начало обретает в цикле несколько разных воплощений.

В третьем стихотворении цикла «На поле Куликовом» (Блок), анализ которого нас интересует, женское начало воплощает образ Божественной благодати, сходящей на русского воина (им предстает в этом стихотворении лирический герой) и на все русское воинство. Ее незримое присутствие ощущает лирический герой. В ночь перед битвой в тумане над рекой Непрядвой Божественная благодать и благословение на ратный подвиг нисходят на лирического героя и все русское воинство:

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Женский образ, святой образ Богородицы, давшей мистическое благословение русскому воинству, запечатлен на щите лирического героя.

«Лучшее, что было в русской литературе после Тютчева», - примерно так охарактеризовал цикл известный литературовед К. Мочульский, на работы которого опирается данный анализ. Блок «На поле Куликовом» писал в преддверии катастрофических событий, определивших раз и навсегда судьбу России. И художник слова почувствовал их близость, что делает его воистину русским национальным поэтом, которого невозможно вписать в тесные рамки какого-либо направления или литературной школы.

Литературный контекст

«На поле Куликовом», анализ которого представлен в этой статье, было создано в 1908 году и входило в цикл «Родина». О работе поэта над стихотворением свидетельствует его драма «Песнь судьбы», в которой историческая тематика подается в лирическом ключе. Также в связи с Куликовским циклом необходимо упомянуть статью поэта «Интеллигенция и революция». В ней Блок создает образ «непробудной тишины», которая нависла над страной. Это затишье перед бурей, предваряющее битву. Именно в ее недрах, считает поэт, зреет судьба русского народа.

В статье поэт, отсылая к стихотворению «На поле Куликовом», анализ дает взаимоотношениям народа и интеллигенции в современной ему России. Блок определяет эти два класса как тайных врагов, однако между ними есть черта, их соединяющая, - то, чего между русскими и татарами не было и не могло быть.

Композиция

Построение цикла - это первое, с чего необходимо начинать анализ. Блок «На поле Куликовом» разделил на пять частей. Стихотворение «Река раскинулась», идущее в цикле первым, охватывает читателя порывом ветра степи. В центре оказывается образ России, которая, словно вихрь, несется сквозь ночную мглу. И с каждой новой строчкой это движение становится все стремительнее.

С подобным динамичным вступлением входит в контраст нежное лирическое стихотворение «Мы, сам-друг...», продолжающее цикл «На поле Куликовом». Блок (анализ ясно показывает это) для следующей главы своего поэтического дневника - «В ночь, когда Мамай...» - определил роль композиционного центра. Именно здесь появляется образ Богородицы, в котором угадываются черты Прекрасной Дамы. Последние два стихотворения цикла («Опять вековою тоскою» и «И мглою бед») продолжают мотивы ожидания будущей бури, всеохватывающей тишины, которая предваряет скорую битву.

Историософская концепция

В 1912 году в качестве примечания к одному из стихотворений цикла «На поле Куликовом» Блок - анализ должен учитывать это - назвал битву с татарами символической. Другими словами, поэт придает образу Куликовского сражения универсальные черты, а значит, оно оказывается применимым по отношению к другим поворотным событиям российской истории, включая предстоящие. Сражение с татарами можно рассматривать как метафору борьбы сил тьмы и света, причем изначально бой ведется за душу конкретного человека (лирического героя), и победа одной из этих сторон окончательно решит, какая же у России судьба.

Производить анализ (Блок, «На поле Куликовом» - поле великого сражения) можно и в другом ключе. В первом стихотворении цикла указан мотив движения вперед, вызывающего страдание. На этом основании интересно было бы сопоставить и Брюсова. Последний в одном из стихотворений поприветствовал пришедших разрушать гуннов, чем вызвал естественные вопросы и претензии со стороны читающей публики. На самом деле Валерий Брюсов (равно как и Блок) понимал неотвратимость грядущих перемен, пусть и весьма болезненных.

Образы

Продолжаем анализ. Блок «На поле Куликовом» насытил символико-многозначными, универсальными образами. Так, Россия, ее путь изображается подчеркнуто динамично - настолько, что невольно вспоминается удачное сравнение Гоголя своей страны со стремительной тройкой, которая постоянно куда-то мчится. Что интересно, в одном из стихотворений Блока встречается образ России «с мутным взором колдуна» - вполне вероятно, что поэт использовал отсылку с повести «Страшная месть». Интересен также образ Прекрасной Дамы - Богородицы. Он указывает на специфику патриотизма Блока: любовь поэта к Родине пронизана эротическим чувством, которое сопоставимо с тягой к любимой женщине.

Средства выразительности

Анализ (Блок, «На поле Куликовом») был бы неполным без исследования Поэт обильно употребляет эмоционально заряженные восклицательные предложения, помогающие раскрыть внутреннее состояние лирического героя цикла. Часть тропов была заимствована из фольклора - эпитеты и метафоры, создающие народнопоэтические образы (грустящей реки, кровавого заката). Последнее неминуемо вызовет у читателя ассоциации с древнерусской литературой - в частности, «Словом...» и «Задонщиной». Стихотворный размер цикла - ямб.

Таким образом, как продемонстрировал анализ (Блок, «На поле Куликовом»), поле дает литературоведам большой материл для изысканий. Вместе с этим цикл поэта считается одной из вершин его творчества, наряду с «Двенадцатью» и «Скифами».

16 056 0

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока , то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение , в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.

Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом» , обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, отмечая: «Я не первый воин, не последний». При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», - предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», - отмечает поэт.

Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком , уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

Произведение представляет собой небольшой цикл из пяти стихотворений. Александр Блок затрагивает здесь множество поэтических аспектов – историческое прошлое России, наступающие перемены, описание русской природы, образ жены и т.д.

Победа в Куликовской битве в свое время изменила ход истории, освободила россиян от векового татаро-монгольского ига. Именно эту символику Блок выбрал в своих раздумьях о современной ему России и о надвигающихся переменах. Его очень волнует судьба страны, судьба народа и интеллигенции и исход революции.

Стихотворение было написано поэтом в 1908 году, революция только назревала, и у Блока освобождение от ига монархии ассоциировалось с освобождением от ига татаро-монгол.

В сюжете произведения лежат полностью реальные исторические события – военные походы, кровавые битвы, страшные пожары, при этом событийная канва пронизана необычайным лиризмом и эпичностью.

Цикл открывается задумчивой пейзажной зарисовкой, но уже со второй строфы повествование оживляется, изобилует восклицаниями и обращениями героя, динамика сюжета подчеркивается разностопным ямбом.

Эпиграфом к пятому стихотворению цикла поэт выбрал строки Владимира Соловьева: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло». Именно благодаря влиянию В.Соловьева во всем творчестве А.Блока присутствует мистический и одновременно очень узнаваемый образ вечной женственности. Поэт сравнивает Россию с женой, и обращается к ней, как к жене.

Древнерусская топонимика продолжает патриотический настрой – «Непрядва», «поле Куликово», «орлий клекот», «татарский стан». Как и в других древнерусских патриотических произведениях, русская природа оживает и тоже помогает борьбе с врагом.

Поэт включает в стихотворение образ степной кобылицы, которая летит вперед на фоне заката, и этот образ символизирует Россию, которая также устремлена в будущее.

Произведение полно контрастов: добро и зло, покой и динамика, темное и светлое начало. Россия побеждает, потому что добро должно победить, потому что она находится под светлым началом. Неспроста автор использует такие слова, как «лик нерукотворный», «святое знамя» и другие.

Поэт уверен, что такое знаковое событие, как Куликовская битва, России еще не раз придется пережить, чтобы в тяжелой безвыходной ситуации вновь повернуть ход истории.