Привести пример из жизни хорошего и плохого. К чему приводят плохие поступки? Стихотворение «Неприятный случай»

Привести пример из жизни хорошего и плохого. К чему приводят плохие поступки? Стихотворение «Неприятный случай»

Мы с Вами подробно обсудили разные виды кармы. Теперь же нам следует разобраться, что такое викарма. Викарма. - это деятельность, совершенная из корыстных побуждений, не соответствующая указаниям священных писаний. В результате такой деятельности человек копит свои грехи и сначала находится под влиянием гуны страсти, а затем, постепенно, переходит под влияние гуны невежества. Некоторые люди, рождаясь па Земле, ведут себя с самого детства совершенно аморально. Веды утверждают, что если зачатие ребёнка совершено:

В пьяном бреду;

При изнасиловании;

Во время занятий развратом;

С тайной или явной ненавистью между супругами;

Сразу после захода Солнца;

С признаками садизма,

"To, очевидно, что душа, которая попала в лоно этой неудачливой матери, пришла из низших миров. Приход такой души происходит не случайно, она притягивается тем вкусом ненаиисти и жестокости, который культивируют в себе родители. Веды описывают признаки человека, пришедшего из низшего мира. Например, в «Маркендея Пуране» указаны некоторые признаки человека, пришедшего из низшего мира или ада:

- склонность предаваться зловредной критике;

- отсутствие чувства благодарности;

- открытие чужих секретов;

- жестокость и грубость;

- склонность к супружеским изменам;

- склонность к вымогательству имошенничеству;

- нечистота;

- осуждение святой и духовной жизня;

- обман и коварство;

- скупость;

- способность на убийство.

Великий мудрец Чанакья Пандит говорил, что:

«Следующие качества обитателей ада могут характеризовать людей на земле: сильный гнев, грубая речь, вражда сродственниками, компания с подлецом и служение людям низких устремлений».


Если говорить о викарме то ею являются все отрицательные качества характера и все противоречащие писаниям поступки человека. Если у человека, совершающего викарму не появится других жизненных интересов, кроме культивирования невежества, то он неминуемо придёт к полной деградации сознания. Только лишь для того, чтобы мы помнили, что викарма - это не то, что приносит счастье, судьба делает так, что весь этот ужасный путь постоянно сопровождается мучительными страданиями.

Для удобства анализа плохих поступков человека викарма делится согласно разным категориям общества как:

1) антиродительская;

2) антисемейная;

3) антисоциальная;

4) античеловеческая.


Антиродительская викарма

Это вид викармы, при котором новорождённый ребёнок будет причинять страдания своим родителям. Оказывается, что:

Если мы остались кому-то должны крупные суммы денег в прошлых жизнях;

Долгое время незаконно использовали чужой труд;

Долгое время на кого-то плохо влияли психически, то, если эти люди возненавидели нас, в результате в следующей жизни, возможно, они родятся нашими детьми и будут причинять нам всевозможные страдания. Эти вопросы хорошо освещены в «Падма Пуране», и мы можем привести здесь её выводы:

«Люди, одолжившие нам что-то в прошлой жизни, и не получившие назад свою собственность, становятся нашими родственниками в этой жизни».

«Некоторые из родственников могут быть даже теми людьми, чью собственность мы захватили незаконно».

«Супруги, родители, братья и сестры, даже слуги - все они рождаются в результате (психических или физических) долгов, накопленных с прошлых жизней».

«Каждый человек рождается в определённых условиях в соответствии с мотивом (желаниями, вкусом к счастью), преобладавшим у него во время смерти. В теперешнем рождеш-ш он удовлетворяет эту свою мотива1щю и, после испытания всех связанных с этим страданий и радостей, оставляет полученное им тело».

«Тот, кто в прошлой жизни лишился своей собственности в результате обмана, рождается в этой жизнш красивыми воспитанным сыном своих должников, а затем, причинив родителям невыносимую боль, уходит от них (возможно умирает)».

«Тот, кто набрал в долг у других и умер, не расплатившись, становится в следующем рождении отцом, братом, женой, другом и т.д. в семье кредитора. Он ведёт себя нехорошо, плохо обращасг-сясо всеми, говоритгрубо инаслаждаетсяжизнью за. чужойсчёт. Такой человек пускает на ветер семейное благополучие».

В последнем случае плохая карма ещё больше накапливается и в следующей жизни такой человек, скорее всею, родится ребенком в семье тех, над кем он издевался. Однако, в этот раз издеваться будут уже над ним.


Антисемейная викарма

При этом виде викармы человек совершает много греховных поступков против своей семьи. Если члены семьи не простили его, то его семейная жизнь с теми, кого он терроризировал, будет продолжаться и в следующей жизни. Но теперь объектом страданий будет уже он сам. В «Шримад Бхагаватам», 3.31.41 написано, что если муж был сильно привязан к своей жене, то в следующей жизни он родится женщиной:

«Живое существо, которое в прошлой жизни было привязано к женщине, в следующей жизни получает женское тело».

ВОПРОС: Как привязанность сочетается с ненавистью?

ОТВЕТ: Привязанность, о которой говорится здесь - это эгоистическое восприятие другого человека- Она бывает двух видов:

Привязанность со знаком плюс и

Привязанность со знаком минус.

В первом случае возникает чувство любви, во втором - ненависть. И так, и этак, - это привязанность, и результат будет одинаковый - в следующей жизни мужчина рождается женщиной, а женщина -мужчиной. Если они в прошлой жизни ненавидели друг друга, в следующей опять придётся ненавидеть, но поменявшись ролями.

Если человек ненавидел и бил свою жену, то, сильно обидевшись на него, она рождается мужчиной, а он становится женщиной, которая терпит подобные побои.

Если муж пьянствовал и беспокоил жену, то, держа на него обиду, она в следующей жизни поступает с ним также.

Если жена постоянно изменяла своему мужу и он сильно огорчался от этого, то в следующей жизни всё будет наоборот.

Если жена не опушала своего мужа, постоянно ворчала на него, то в случае его обиды, в следующей жизни они меняются ролями. Во всех подобных случаях оба родственника копят антисемейную карму и в следующей жизни будут oт этого страдать.

ВОПРОС: Непонятно, за что будет страдать пострадавший? Зачем женщине рождаться с тем, кто и так её извёл своим пьянством?

ОТВЕТ: Необходимо понять тот факт, что случайностей не бывает. Оказывается, эта женщина, которая страдает от пьяницы-мужа, очевидно, в прошлой жизни сама была пьяницей-мужем. Таким образом, чтобы избавится от семейной викармы, нужно всегда прощать своего обидчика. . ВОПРОС: Что сделать, чтобы муж не пил? ОТВЕТ: В целом это очень труднодостижимо, но если женщина поймёт, что её муж пьёт только потому, что не может по-другому получить необходимую каждому человеку энергию любви, то, поменяв к нему свое отношение, она избавит его от бутылки. Человек всегда пьёт только по одной причине - он ни на работе, ни с друзьями, ни дома не чувствует достаточно теплоты и любви. Подобное состояние он, конечно, получает по карме, однако, если поменять к нему отношение, то человек способен начать исправляться. Женщине очень трудно с любовью относится к своему мужу-пьянице, однако по-другому его поменять не возможно. В этом и заключается её плохая карма.

ВОПРОС: Почему женщина должна первая менять отношения? Почему бы ему не пойти навстречу?

ОТВЕТ: Оказывается, что если человек хочет помочь своему близкому человеку исправиться, то он не должен его обвинять и постоянно ругать. Поведение должно быть абсолютно противоположно направленным. Необходимо понять, почему, за какие грехи мне достался такой муж, и пытаться изменить к нему свое отно шение. Она каждый день должна просить у него мысленно прощения, желать ему счастья и также прощать его за все оскорбления. Если женщина разумна и способна всё это делать, через некоторое время муж почувствует раскаяние и начнет менять свою жизнь. В этом случае женщина полностью освобождается от семейной викармы.

ВОПРОС: А сколько, примерно, нужно ждать перемен?

ОТВЕТ: На этот вопрос трудно oтветить. Может быть месяц, а может быть, несколько лет. Всё зависит от накопленной взаимной семейной викармы. Я знаю один случай, когда женщина после подобного совета за полгода пожеланий счастья своему мужу полностью избавила его от алкоголизма.

Сейчас это счастливая семья, он её очень любит.


Антисоциальная викарма

Если человек, занимая высокое положение в обществе, не выполняет свои обязанности, а, наоборот, причиняет подчинённым много беспокойств, то этот вид викармы называется антисоциальной викармой и влечёт за собой большие страдания. Например, правитель, который неправильно использует собранные им налоги, будет нищим ровно такое количество жизней, скольких людей он лишил достатка. В целом, сколько он украл у народа средств, столько ему и придётся нищенствовать. Также если правитель учинил террор и гонения на своих граждан, то ровно сколько граждан пострадало, столько ему придётся страдать. Необязательно такое нерадивое должностное лицо будет страдать в человеческом теле. Например, «Гаруда Пурана» определяет для таких людей длительное нищенствование или адское существование:

«Тот, кто, став правителем, не даёт землю (возможность содержать себя) религиозным, святым людям, участок для храма, то он родится много раз как нищий, без всякой возможности иметь какое-либо жилье. Правитель, который из гордости или политики не жертвует землю (не финансирует, не оказывает поддержку) достойным людям, будет житъ в аду, пока в этой Вселенной светят Солнце и Луна».

Речь идёт не только об очень высокопоставленных людях. Антисоциальную викарму может получить любой человек, который должен заботиться о своих подчинённых или служащих, но не делает этого. Приведём по этому поводу ещё две выдержки из Пуран.

«Чиновники, офицеры, которые угнетают подчинённых, служащих, своих рабочих, заставляя их лишнего работать и необоснованно штрафуя их, получают хроническую головную боль, высокое кровяное давление, перепады давления с головокружением».

«Капиталисты, которые эксплуатируют рабочих, заставляя их трудиться принудительно, оплачивая им очень низкую заработную плату, страдают от астмы, болезней удушья, опухолей мозга с невыносимой болью, а также подагрой, ревматизмом, радикулитом, болезнями спины и позвоночника».

ВОПРОС: А если руководитель не знает о своей тяжёлой участи и ему некому об этом рассказать. Будет ли в этом случае он прощён?

ОТВЕТ: Прощения не будет, на то и викарма, чтобы отвечать за все свои поступки. Тем не менее, чтобы облегчить нашу жизнь, Веды дали человечеству стройную систему управления обществом, которая называется варнашрама. Система варнашрамы определяет все мероприятия, необходимые для правильной организации жизни общества. По этой системе, правитель, прежде чем что-то сделать, должен обязательно Посоветоваться с достойным святым. Этот святой должен иметь квалификацию, чтобы давать подобные советы. Основные его качества - это глубокое знание писаний, безгрешность и, кроме всего прочего, у него не должно быть ни малейшего желания иметь от своей деятельности хоть какую-то выгоду. В этом случае правитель, советуясь с ним, не будет в своей деятельности сильно ошибаться, а все его мелкие ошибки нейтрализуются его многочисленными благочестивыми делами. ВОПРОС: А разве такая нейтрализация возможна?

ОТВЕТ: Так всегда и бывает. Все наши благочестивые и греховные поступки в момент смерти проходят анализ, и в результате что-то перевешивает. Так получается, что нам предназначены или низшие планеты и страдания, или высшие и наслаждения, или мы останемся посередине и вновь попадём, например, на Землю.


Античеловеческая викарма

Это тот вид викармы, когда от чьего-то поступка страдает всё человечество. Ярким примером подобной викармы является изобретение ядерной бомбы. Оказывается, что изобретателям придётся отвечать за смерти всех, кто от нее пострадает. Конечно, страдать будут и те, кто санкционировал применение подобного оружия, и те- кто применил. Каждый получит свою долю страданий. В Ведах по этому поводу есть также высказывания. Например, Пураны говорят:

«Учёные, которые изобретают разрушительное оружие и те, кто бросают его на невинный людей, получат разнообразные опасные неизлечимые болезни и неблагоприятные рождения. Например, они могут многократно рождаться в телах древесных насекош1х, которых сжигают вместе с дровами во время топки».

Мы видим, что все виды викармы ведут только к одним лишь страданиям, а причина тому - нежелание понять, как нужно правильно.жить, чтобы затем не страдать. Как плохих поступков, так и страданий от них огромное множество. Иногда человек страдает также, как и тот, кого он заставил страдать, а иногда каким-то другим образом. Как говорится в «Бхагавад-гите», 4.16, даже великие мудрецы иногда запутываются в хитросплетениях кармы."

«Даже разумные люди заходят в тупик, пытаясь определить, что значит действие (карма) и что значит бездействие (акарма). Сейчас Я расскажу тебе о том, что такое действие (карма) и обладая этим знанием, ты навсегда избавишься от страданий».


К чему приводят плохие поступки

Чтобы немного понять, какими бывают страдания, Веды приводя т некоторые сведения о наших возможных будущих проблемах. В Пуранах, например, описывается, от каких поступков какие виды страданий человек будет испытывать. Попробуем классифицировать викарму по плохим качествам характера и проследим на основе Вед, какие страдания человек будет получать за содеянное


Похоть, вожделение, разврат

В Пуранах по этому поводу говорится:

«Тот, кто потворствует своей похоти с проститутками, совершает прелюбодеяние и ведёт нечистую жизнь, получает проказу (коллагенозы)»

«Тот, кто бросает похотливые взгляды на женщин, получает болезни глаз».

«Тот, кто посещает проституток, получает болезни глаз».

«Гаруда Пурана» указывает на следующие рождения похотливых людей:

«Тот, кто занимается любовью с малолетними, становятся змеёй".

«Тот, кто жаждет жены своею преподавателя, становится хамелеоном».

«Тот, кто развращает жену своего преподавателя или наставника, рождается кожным больным».

«Тот, кто занимается развратом и порочит женщин, становится

евнухом».

«Тот, кто пристаёт к жене руководителя или правителя, рождается с очень плохим, мерзким характером».

«Тот, кто развлекается сексом с женой своего друга, становится ослом"

«Тот, кто очень страстен, становится похотливой лошадью».

Чанакья Пандит:

«Нет болезни столь же разрушительной, как похоть». «Нет болезни, равной жадности, и нет добродетели, равной милосердию».


Гнев, раздражительность, оскорбления

В Пуранах по этому поводу говорится:

«Те, кто оскорбляют других, общаясь с ними, например, постоянно прерывают собеседника, причиняют им разочарование позорят их публично, лишают их собственности, получают болезненно чувствительный ум, головные боли».

«Тот, кто лицемерит и под видом совершенною и достойного человека непрерывно мучает и тиранит других людей, тот, кто постоянно со всеми плохо общается, бьет всех и плохо относится к маленьким детям, получает зуд и болезни кожи».

«Тот, кто любит сплетничать и слушать оскорбления в адрес других, поощряет плохое отношение к другим, заболевает воспалительными процессами в ушах и слышит жужжащие звуки в ушах».

«Сплетники, те, кто предают и ненадежные люди страдают от ожогов на голове и плечах, нарывами во внутренних органах, экземами».

«Гаруда Пуранах по этому поводу говорит:

«Тот, кто угрожает и плюёт на своего преподавателя или запугивает священника, родится как ужасный преступник».

«Тот, кто не даёт священнику согласно своим обещаниям, становится шакалом»,

«Женщина, которая плохо относится к тёще (свекрови) и тестю (свёкру) и устраивает постоянные ссоры, становится пиявкой». «Чей характер несдержан, становится слоном в пустынном лесу».


Жестокость

В Пуранах по этому поводу говорится:

«Тот, кто замуровывает крыс или змей в их норах, тот, кто ловит рыбу и заставляет её умирать задыхаясь, тот, кто душит жизнь любого живого существа., будет страдать от астмы, хронического бронхита, болезни лёгких, пневмонии».

"Тот, кто отравляет других острыми и вызывающими раздражение пищевыми продуктами страдает кишечными коликами и гастритом"

«Тот, кто поджигает дома и является причиной смерти других людей, страдает от нарывов, ожогов и эпилепсии».

«Жестокие доктора, кто плохо обращаются с пациентами дают бесполезные лекарства, дающие чрезмерные дозы лекарств, те, кто дают вместо лекарства воду и берут за это плату, рождаются женщинами и имеют болезни матки. Их зачатие и выращивание детей будут сопровождаться серьёзными осложнениями, болью и главным образом, кончатся абортами».

«Тот, кто гордится своей физической силой и неправильно использует свою власть (мощь) в угнетении и борьбе с другими, страдает от эпилепсии».

«Те, кто бьёт невинных животных (коров, быков), лишает бессловесных животных продовольствия и питья, получают гнойники, теряют зубы, и страдают от гнойных ангин и тонзиллитов».

«Те, кто мучают людей в тюрьмах, родятся калеками и паралитиками, и будут страдать от хронических нервных болей и ревматических болезней».

«Бандиты и мародёры, а также все те, кто лишают людей их имущества, убивают и калечат их, будут жертвами эпидемий, тяжёлых инфекционных болезней и им придётся страдать от серьёзных осложнений».

«Родители, которые тиранят и беспокоят своих детей, отворачивают их от духовной практики и вынуждают их вести мирскую жизнь, страдают от острых болезней дыхательной системы, дифтерии, плеврита, пневмонии, и т.д.».

«Мужья, которые бьют своих жён и родителей, которые бьют своих детей без понимания, страдают ишемической болезнью сердца, хроническими болезнями зубов и невритами».

«Кто убивает или наносит повреждения другим с помощью отравляющих средств, страдает от укуса змей или скорпионов».

«Гаруда Пурана» по этому поводу говорит:

«Тот, кто ударяет ногой корову или святого рождается хромым и перекошенным».

«Оградитель становится безумным».

«Тот, кто ненавидит мать, отца и преподавателя (наставника), тот, кто ссорится с сестрой и братом, будет разрушен при нахождении в утробе матери, вплоть до тысячи рождений».


Жадность, зависть

В Пуранах по этому поводу говорится:

«Тот, кто скупец и ростовщик, тот, кто разрушает, обедняет и ведёт своих должников к голоданию через пени и завышенные проценты, страдает от туберкулеза».

«Кто отказывается дать голодному человеку, который пришёл к нему домой, страдает от заряжения крови и язвы желудка».

«Спекулянты и чёрные торговцы страдают неизлечимой тучностью, слоновой болезнью и опухолями в животе».

«Тот, кто завидует благосостоянию других людей, получает болезни глаз».


«Санньяси, которые ложно позируют публике и обманывают людей, будут рождаться импотентами, страдать от ужасных разочарований и сильных желаний наслаждаться удовольствиями"

«Toт, кто обманывает массы через поддельные товары, получает хроническую диарею и расстройство желудка, болезни печени с анемией и недоеданием».

«Тот, кто продаёт несвежие овощи и плоды, испорченную пшеницу и рис за высокую цену, выдавая их за свежие, получит облысение, лейкодермию, кариес зубов и кровотечения».

«Тот, кто подмешивает минералы в зерновые и продаёт всё это в общественных местах, тот, кто добавляет воду к молоку и продаёт это за такую же цену, как для чистого молока, страдает, кишечными коликами и гастритом».

«Чиновники и служащие, правительственные саны, которые неправильно используют общественные деньги и производят

ложные расчёты, страдают от отёков, вплоть от отёков мозга, различных лихорадок».

«Служащие, те, кто притворяются работающими и, таким образом, обманывают своих руководителей, страдают от паралича и судорог конечностей».

«Псевдосвятые, которые обманывают людей в святых местах паломничества и храмах, требуя деньги, одежду и продукты питания, прикрываясь при этом Богом, страдают от болезней, которые дают сильную тошноту, рвоту, хронические диареи, слепоту» .

"Гаруда Пурана"

"Тот, кто приводит ложного свидетеля, становится глухим». "Тот, кто хитростью или силой забирает участок земли, которая была предназначена не для него и обрекает, таким образом, кого-то на голод, будет рождаться шестьдесят тысяч лет, как червь в экскрементах».

«Тот, кто обманывает друга, становится стервятником». «Тот, кто обманывает в продаже, становится совой». «Тот, кто говорит неправду, становятся заикой». «Тот, кто слушает неправду, становится глухим».


Убийство

«Гаруда Пурина»;

«Убийца священника рождается туберкулёзником». «Убийца коровы будет горбатым и ненормальным». «Убийца девственницы становится прокажённым». «Тот, кто живёт насилием, кто грабит караваны на дороге и кто любит охотиться, становится козлом в доме мясника».

Чанакья Пандит также указывает нам, кто быстрее всех движется к гибели или деградации:

«Деревья на берегу реки, женщина в доме другого мужчины и цари без советников, без сомнения, идут к быстрой гибели».

«Тот, кто дружит с человеком, чьё поведение капризно, чье сознание нечисто, и кто заведомо жулик, быстро погибнет».

«Женщина, которая бродит, неизбежно погибнет».

«Неудовлетворенные брахманы, удовлетворённые цари, стыдливые проститутки и бесстыдные домохозяйки погибают».

«Бездумный растратчик, бездомный мальчишка, бранящиеся торговец и человек, пренебрегающий своей женой и небрежный в своих поступках - все они вскоре придут к гибели».


Воровство

«Тот, кто присматривает себе чужую собственность, получает болезни глаз».

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто крадет драгоценные камни, рождается в семье деградантов».

«Тог, кто крадёт золото, получает болезни ногтей».

«Тот, кто крадёт любой металл, становится бедствующим».

«Тот, кто крадёт продукты питания, становится крысой».

«Тот, кто крадёт зерно, становится саранчой».

«Тот, кто крадёт воду, становится птицей».

«Тот, кто крадет яд, становится скорпионом».

«Тот, кто крадёт овощи, и листья становится плотоядным».

«Тот, кто крадёт духи, становится ондатрой». -

«Тот, кто крадет мёд, становится оводом».

«Тот, кто крадёт мясо, становится стервятником».

^Тот, кто крадёт соль, становится муравьем».

«Кто крадёт наркотики, плоды, цветы, становятся обезьяной».

«Кто крадет ботинки, траву и хлопок, родится в матке овцы».

«Тот, кто крадёт ценные книги, рождается слепым».


Гордость, тщеславие, неуважение старших

Пураны:.

«Кто угнетает других, держит их в постоянном рабстве чрезмерным тщеславием и гордостью, получает слоновую болезнь».

«Сыновья, которые не повинуются своим отцам и тянут их в суд, получают лейкодермшо и потерю зрения».

«Гаруда Пурана»

«Тот, кто из гордости оскорбляет своего преподавателя или наставника, становится эпилептиком».


Оскорбления Бога, писаний и святых людей

«Кто поносит Верховного Бога, плохо говорит о святых и священных писаниях, получит рак языка и станет глухим».

«Тот, кто жжет священные писания и уничтожает духовную литературу, поучает желудочные язвы и рак».

«Гаруда Пурана»

«Кто презирает Веды и священные писания, болеет желтухой».

Чанакья Пандит:

«Тот, кто поносит ведическую мудрость, кто отвергает образ жизни, рекомендованный в шастрах, и кто беспокоит миролюбивых людей, неизбежно доживёт до беды».


Неправильное исполнение своего долга (религиозного долга)

«Гаруда Пурана»

«Тот, кто неправильно определяет совместимость при браке, становится безгубым».

«Священник, тот, кто из-за жадности ест то, что не должно быть съедено, рождается с толстым животом».

«Святые, которые не предлагают пищу Богу (не освящают) и едят все невежественные пищевые продукты без колебания и понимания вещей, станут дикими тиграми в пустынном лесу».

«Священник, который не повторяет Имена Бога, тот кто не размышляет в сумерках о самоосознании, тот, кто внутри злой, в то время как внешне набожен, становится журавлём».

«Священник, который исполняет не свои обязанности, прислуживает кому-то из выгоды, неправильно проводит обряды, становится собакой, а если он не думает о Боге, становится вороной».

«Священник, который вместо Бога делает предложения вымышленному Богу (идолу), родится курицей».

«Негодяй среди святых, который служит и поклоняется Богу ради богатства, становится птицей».


Плохое поведение

Пураны:

«Кто слушает непристойные песни и танцы, заболевает воспалительными процессами в ушах, имеет жужжащие звуки в ушах».

«Падма.Пурана», «Брахма Канда» 5.16

«Кто в предыдущей жизни не дал приюта тем людям, которые пришли в гости или попросили ночлега, и если он был зол с ними определенно, в следующей жизни такой человек будет немым».

«Гаруда Пурана»:

«Тот, кто негостеприимен, становится раздражительным и скандальным человеком».

«Подстрекатель становится лысым».

«Тот, кто общается с деградированными людьми и не придерживается религиозных правил, родится голубем». «Тот, кто отказывается от своей высокой культуры с рождения, порочит женщину из его семьи, становится гиеной, дикобразом или медведем».

«Тот, кто берёт в жены женщину из очень невежественной семьи, становится волом»


Неправильное питание

"Гаруда Пурана"

«Тот, кто ест мясо, рождается очень гневливым». «Потребляющий токсины, рождается с больными зубами». "Тот,кто ест сладости и не даёт другим, рождается с толстой шеей". «Тот, кто предлагает умершем родственникам нечистые продукты, рождается больным проказой».

«Тот, кто употребляет пищу отдельно от своей компании, становится одноглазым». «Кто продаёт мясо, рыбу, яйца, становится неудачником» «Тот, кто ест мясо, рыбу, яйца, становится болезненным»

"Тот, кто сильно переедает, становится свиньёй» "Тот, кто ест то, что предложено его умершим родственникам, родится собакой»


Жизнь в невежестве и самоубийство

«Гаруда Пурана»:

«Кто живут в человеческом теле животной жизнью (думают только о еде, сексе, обустройстве, сне) родятся деревьями, возвратившись из ада. Затем снова родятся в человеческом теле, но очень низкого происхождения среди греховных людей и будут очень несчастными. Такие люди могут родиться или мужчинами, или женщинами, но с тяжёлыми болезнями типа проказы, слепоты. Они будут печальными и постоянно склонными совершать грехи».

«Тот, кто убивает себя, выпив яд, становится змеей».

Чанакья Пандит даже советует шакалу, пытающемуся есть мясо такого человека, не оскверняться и отойти:

«Шакал, отойди от тела этого человека, чьи руки никогда не давали милостыню, чьи уши не слушали голоса знающего, чьи глаза не замечали чистого преданного Господа, чьи стопы не ступали в святое место, чей живот наполнялся вещами, добытыми окольными путями, и чья голова держалась высоко от тщеславия. Не ешь его, о шакал, иначе ты осквернишься».

Таким образом, мы имеем много свидетельств из писаний о том, за какие поступки как придётся болеть и страдать.

ВОПРОС: Всегда ли за определённый поступок человек будет получать определённый вид наказания?

ОТВЕТ: Дело в том, что все поступки, даже на вид похожие, на самом деле очень разные. Поэтому закон кармы гораздо сложнее уголовного кодекса- В целом, мы не можем точно знать, за какой поступок каким образом мы будем страдать. Единственное, что мы можем знать точно - что получим столько же страданий по количеству и по качеству, сколько причинили их другим живым существам.

ВОПРОС: А один раз попав на нижние планеты, достаточно ли хорошо человек осознаёт, что нужно начать жить по-другому или нет?

ОТВЕТ: Все люди осознают это по-разному. Кроме того, на том, что он один раз побывал в аду, плохая карма может еще не закончится и ему придётся с Земли отправляться туда вновь. Это подтверждается в «Шримад Бхагаватам», 3.31.32:

«Поэтому, если человек снова встаёт на путь порока, попав под влияние тех, кто одержим желанием чувственных удовольствий, ищет любовных утех или потакает прихотям языка, он опять оказывается в аду».

ВОПРОС: А как определить, что человек вновь попадёт на низшие планеты?

ОТВЕТ: Об этом говорится буквально в следующем стихе «Шримад Бхагаватам», 3.31.33. Такой человек:

«Он утрачивает правдивость и чистоту, лишается милосердия, сосредоточенности, духовного разума, стыдливости, аскетичности, славы, терпимости и способности владеть умом и чувствами, удачливости и всех прочих добродетелей».

ВОПРОС: Что человека заставляет так сильно деградировать?

ОТВЕТ: В основном, разврат. Об этом также говорится в «Шримад Бхагаватам», 3.31.35;

«Никакая другая привязанность не способна так ослепить и подчинить себе человека, как (чрезмерная) привязанность к женщине или к общению с людьми, неравнодушными к женщинам (занимающимися развратом)».

Амвросиевская общеобразовательная школа – интернат I - III ступеней № 4

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Игра – беседа

« Хорошие и плохие поступки »

Провела воспитатель: Никифорова В.Н.

Игра – беседа « Хорошие и плохие поступки »

Цель:

Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках.

Прививать детям желание делать только хорошие поступки.

Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них.

Учить самостоятельно оценивать поступки других людей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,

Задачи:

    Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

    Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.

    Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками.

    Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

Планируемые результаты: может повторить формы вежливых обращений, отличить хорошие и плохие поступки. Проявляет дружеские взаимоотношения, стремление поддержать друзей.

Оборудование: цветок Цветик-Семицветик, сделанный из цветной бумаги, карточки с хорошими и плохими поступками, карандаши, краски, фломастеры, листы бумаги.

    Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня мы поговорим на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорим о хороших и плохих поступках людей, а еще нас ждут увлекательные задания, которые написаны на лепесточках цветочка Цветика-Семицветика. Я буду отрывать один лепесток за другим, где нам будет предложено какое-то задание или игра. Готовы? Воспитатель: Сначала ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение:

ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»? За ночь выросли сугробы В парке, во дворе, в саду. Пробираясь еле-еле, Я по улице иду. И налево погляжу я, И направо погляжу: - Это кто ж там снег сгребает? - Самого себя спрошу. Это бабушка-соседка. Надо бабушке помочь! У неё беру лопату, Я помочь всегда не прочь! Всё очистил! От работы У меня лицо горит. Улыбнулась мне старушка И «Спасибо!» говорит. Мне приятно слышать это, Ведь порядком я устал… Вот и вышло, что «спасибо» Я под снегом откопал!

Р. Тимершин

А теперь давайте вернемся к ЦВЕТИКУ – СЕМИЦВЕТИКУ

Красный лепесточек я отрываю, поиграть в игру вежливые слова предлагаю.

Словесная игра «Вежливые слова».

Воспитатель: Скажите, как можно поприветствовать взрослых и детей?

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель: А как можно поблагодарить? (Спасибо, большое спасибо, благодарю).

Воспитатель: А, как можно пожелать что -то приятного? (Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути).

Воспитатель: Какие слова помогают извиниться? (Простите, извините, пожалуйста, , , ).

Воспитатель: А когда нам надо что-то попросить, как мы это делаем? Какие слова могут помочь? (Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас; помогите, пожалуйста).

Воспитатель: И наконец, скажите мне все способы прощания. (До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока).

Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова вспомнили. Сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Угадай по голосу».

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети по очереди называют вежливые слова, ведущий должен угадать детей, которые назвали вежливые слова. Через два-три слова ведущий меняется.

Воспитатель: Оранжевый лепесточек , я отрываю, сейчас на вопросы ответить предлагаю. Скажите, чтобы быть хорошим человеком, достаточно ли только знать вежливые слова? Кто из вас может объяснить, что значит быть хорошим?

( Это значит, быть внимательным к людям; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное, а также говорить вежливые слова).

Воспитатель: Правильно, ребята. Быть хорошим человеком – это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым. Сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот».

Словесная игра «Скажи наоборот».

Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).

Вы плохие ребята? (Мы вежливые ребята).

Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).

Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята). Вы злые ребята? (Мы добрые ребята). Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята). Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята).

Воспитатель: Послушайте стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Воспитатель: Желтый лепесток я отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: вспомнить пословицы о добре и доброте предлагаю.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Ссора до добра не доведет.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Добрые слова дороже богатства.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться.

    Не хвались серебром, а добром.

  • Делай добро и жди добра.

  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

  • Мир строит, а война разрушает.

  • Никакое худо до добра не доводит.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Без худа добра не бывает.

Воспитатель: Зеленый лепесточек я отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: карточки с хорошими поступками найти предлагаю.

Воспитатель вывешивает иллюстрации с хорошими и плохими поступками. Дети по очереди подходят, выбирают картинку с хорошим поступком, объясняют свой выбор и садятся на место. Оставшиеся картинки также рассматриваются и обсуждаются.

Стихотворение: Владимир Новиков "Забыл"

    Молчат на ветках птицы.

Зима. И корма нет.

Но очень долго длится

У Толика: обед.

Они гладят в окошко:

Там на краю стола

Оставил Толя крошки,

Но вспомнил про дела.

Он сделал все уроки,

Он выучил стишок

И в уличном потоке

Помчался на каток.

Он смелым и отважным

С хоккейной клюшкой был.

А вот о чём-то важном

Он всё-таки: забыл!

Ребята, что забыл сделать Толик? (Покормить птиц)

Как поступил Толик, не покормив птичек за окном? (плохо)

Что должен был сделать Толик, чтобы про него сказали, что он поступил хорошо? (покормил птиц, а потом села выполнение уроков)

    В поезд входят три юнната

"Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут!"

Как поступили ребята? (плохо)

В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим)

    Петя ловко ловит рыбу,

Может ловко мастерить,

Только "Здравствуй" и "Спасибо"

Не умеет говорить.

    Коля ссорится с друзьями,

Вход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

    Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать!

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

Мне интересно, а какие ещё хорошие и плохие поступки могут совершать люди?

Воспитатель: Голубой лепесточек я отрываю, составить рассказ о себе предлагаю.

Детям предлагается составить рассказы о своих хороших поступках. (Рассказы детей).

Что сегодня хорошего ты сделал?

Воспитатель: Синий лепесточек отрываю, в игру поиграть предлагаю «Ласковое слово». . Я услышала много хороших поступков, которые вы совершаете, а сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду называть слово, а вы это слово должны будете назвать ласково.

Друг - … «дружочек»,

Солнце - … «солнышко»,

Ребенок - … «ребеночек»,

Кошка - … «кошечка»,

Мама - … «мамочка»,

Птица - … «птичка»,

Сестра - … «сестренка».

Воспитатель: Фиолетовый лепесточек отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: рисунок о друге нарисовать предлагаю «Мой хороший, добрый друг».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета хорошие поступки? Почему? (Ответы детей). А могут быть хорошие поступки черного цвета? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите на наши лепесточки, они тоже все яркие, цветные, красивые. А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте построим «Пирамиду дружбы».

Дети накладывают руки друг на друга.

О чём мы сегодня вели с вами беседу?

Каких больше поступков мы должны стараться делать?

Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим родителям?

Почему?

Спасибо всем за участие в беседе?



Сегодня все чаще приходится сталкиваться с обесцениванием хороших поступков, зло становится нормой. Как отличить плохие поступки от хороших в условиях пропаганды зла? А главное, как объяснить ребенку, что нужно быть хорошим и делать добро?

Что такое "хорошо"?

Мы любим, когда нас хвалят, правда? Мол, какой он хороший. А что представляет из себя хороший человек?

Это тот, кто творит добро. Такой человек старается помочь окружающим его людям, животным и природе. Если с первыми двумя все ясно, то причем здесь природа?

Например, мы идем по улице и едим мороженое. Обертку от него бросаем на асфальт. Оправданием часто служит, что "все ребята так сделали".

Поколению, рожденному в 80-х, приходилось слышать от родителей: "Если все с крыши прыгнут, ты тоже прыгнешь"? Стадность - не всегда хорошо. Мы должны нести ответственность за свои поступки, а не за товарища.

Бросить обертку от мороженого на землю - плохо. Пусть это совсем маленький, но все же плохой поступок. Донести до урны - хорошо. Это говорит о воспитанности человека и его уважении к другим людям. А также об уважении к природе.

Хорошие поступки - те, которые мы совершаем во благо. От души, а не потому что так надо.

Примерный список хороших поступков:

  • умение следить за своим внешним видом;
  • умение помогать товарищам;
  • сострадание к животным;
  • умение благодарить и здороваться;
  • помощь ближним, не обязательно родным или знакомым.

Чем отличаются хорошие и плохие поступки? Об этом мы поговорим ниже.

Это плохо

Если говорить языком взрослых, поступок, являющийся плохим - это действие, нарушающее общепринятые нормы поведения в обществе.

Сложно и непонятно? Объясним проще: плохие поступки - это когда мы обижаем друзей, домашних животных. Хамим родителям, ругаемся с бабушкой и не слушаемся учительницу. Это только малый перечень.

Давайте спрогнозируем, какие ежедневные плохие поступки мы совершаем.

Утро выходного дня. Спим в кровати, а тут в комнату младшая сестренка вбегает. И радостно нас будит. Мы в ответ отталкиваем ее. Сестренка падает и начинает плакать.

Входит мама, сердито выговаривает нам, что нельзя обижать маленькую сестру. А мы бубним "а чего она пришла и разбудила".

Всего несколько минут, а уже два плохих поступка. Обидели того, кто младше. И расстроили маму.

Пошли умываться, все зеркало забрызгали. Казалось бы, мелочь. Но плохой поступок. Мы же за собой не уберем, это придется делать маме. И вместо того чтобы отдохнуть, она вынуждена убираться.

Сели завтракать. Поели, тарелку на столе оставили, и, не сказав "спасибо", пошли играть. Что? Поблагодарили за еду? А тарелку почему не убрали за собой? Давайте вернемся на кухню и поставим ее в раковину.

Играем или телевизор смотрим. А тут опять сестренка крутится. Прогоняем ее, вместо того, чтобы играть вместе или смотреть мультики.

Попросили нас сходить в магазин. Ох, как мы возмущаться начали. На улицу выходить не хочется, взрослые пусть сами идут. Мама все-таки выдворила нас за хлебом. Настроение испорченное, выходим из подъезда, навстречу старушка - соседка. Нам бы остановиться и пропустить ее. Но мы решительно идем вперед, не сбавляя скорости. Пожилая женщина с трудом уворачивается от нас.

И это только за несколько часов набрались плохие поступки. Есть смысл дальше перечислять? Едва ли, все уже поняли, что имеется в виду.

Как быть хорошим?

Это очень тяжело. Сначала необходимо полюбить своих родителей и сестренку. Мы их любим! Разве? Когда любят, не толкаются и не прогоняют. Какая же это любовь, когда мы обижаем маленькую сестренку или огорчаем маму?

Понятно, что не хочется играть с малявкой. С ней неинтересно. А давайте попробуем набраться терпения и попробовать занять малышку. Сами увидим, что с сестренкой может быть интересно.

Или, когда мама просит сходить за хлебом, улыбнемся ей. Какие плохие поступки задевают маму сильнее, чем наше недовольное ворчание? Она ради нас и по магазинам ходит, и уроки с нами учит. И вообще на мамины плечи ложится много из того, чего мы не видим.

Начнем наш путь к тому, чтобы стать хорошими. Будем помогать с удовольствием маме и не обижать ее своим недовольным видом. С такого, казалось бы, маленького шага начинается наше изменение.

Заключение

Мы рассказали о том, что такое хорошие и плохие поступки для детей. Самым маленьким читателям постарались донести информацию в понятном виде. Остальное - за взрослыми.

Поведение, любые поступки людей обязательно обусловлены внутренним убеждением, идеей, верованием индивида. И, в большинстве своем, плохие и хорошие, злые и добрые поступки человека должны носить характер своей полезности (прагматизма) для него самого, т.е. человек совершает те или иные поступки с какой-либо практической целью, даже если она не осознается, исходя из своих убеждений, взглядов на жизнь — жизненных ценностей и приоритетов.

Если мы принимаем посылку о том, что люди выбирают убеждения, исходя из их прагматической адаптивности, как мы можем объяснить следующие, явно неполезные поступки и поведение?


1. Плохие поступки людей , которые наносят индивиду физический вред, например употребление наркотиков, спиртного или курение, а также психологический вред — частые компьютерные игры, «зависание» в соцсетях…
2. Злые поступки , за которые общество наказывает, например совершение уголовных преступлений.
3. Хорошие поступки людей — самопожертвование ради другого, например спасение ребенка из горящего здания.
4. Добрые поступки человека — бескорыстная помощь ближнему, например, материальное пожертвование нуждающимся, больным…и т.п.
Какая практическая выгода от этих человеческих поступков? Согласно теории прагматизма, люди не должны совершать подобные вещи, но они их совершают. Может быть, что-то не так в теории?

Несмотря на эти примеры, теория все же верна. Наша ошибка в том, что мы не видим настоящую выгоду от этих поступков. Определение вознаграждения поможет нам понять, почему люди продолжают вести себя подобным образом.

Давайте приглядимся к каждому из этих примеров.
Поступки, приносящие нам вред (такие, как употребление наркотиков, алкоголя), не противоречат теории, потому что боль появляется гораздо позже, после удовольствия. Люди, злоупотребляющие спиртным или наркотиками, могут искать немедленного вознаграждения и игнорировать отсроченные последствия. Немедленное подкрепление для многих наркотиков называется «кайф».

Некоторые люди зависимы от стимуляции, им нравится ощущать, как эндорфины выбрасываются в их мозг. Такие люди ищут приключений: кто-то любит кататься на американских горках, кто-то - быструю езду в автомобиле, прыжки с тарзанки или затяжные прыжки с парашютом.

Проблема в том, что кайф временный, длится всего лишь несколько минут или часов. В конечном счете у наркоманов начнутся ломки, а у алкоголика - похмелье, но несмотря на болезненные дни, которые, как они знают, им предстоят, многие люди выбирают несколько минут удовольствия. Они могут думать, что на этот раз боль их минует, или они могут ее просто игнорировать из-за сильного желания удовольствия.

Если выгода за злоупотребление химическими веществами - временное удовольствие, то какая может быть выгода от криминальной деятельности? Возбуждение? Удовольствие от запугивания? Финансовые приобретения?


Все вышеперечисленное и еще больше. Самое поразительное в рассуждениях преступников состоит в том, что они говорят себе о совершенном преступлении. Большинство уголовников считают, что они не сделали ничего неправильного. При этом мы не имеем в виду, что они настаивали на своей невиновности - почти все в тюрьме претендуют на невиновность. Мы имеем в виду, что даже те, кто частным образом признавался в совершенном преступлении, отрицали, что сделали что-то неправильно, хоть это и противозаконно. Многие из осужденных преступников приводили наивные, невинные объяснения нарушению закона.

Они говорят: «Все воруют, мне просто не повезло, что меня поймали». «Она заслужила того, чтобы ее побили, потому что это еще та стерва»; «Эти богатые люди в огромных домах… все деньги у них, а у меня нет ничего. Я имею право вломиться и забрать все, что я смогу»; «Я осчастливил мир тем, что убил подонка»; «Я скрывал товар своего друга, потому что просто пытался ему помочь»; «Я ограбил магазин, потому что мне нужны были деньги»; «Я ударил человека, потому что он мне надоедал. Я имел право»…

Это человеческая черта. Многим людям очень трудно думать о себе плохо. Я-концепция требует того, чтобы они видели себя в лучшем свете. Они могли совершить несколько чудовищных деяний, но найдут для себя то или иное оправдание. Например, некоторые серийные насильники считают себя посланниками Бога, которые должны наказывать женщин за их безнравственное поведение. В их глазах их поступки были не только не греховными, но даже благими и законными: они исполняли божью волю, избавляя мир от порочных женщин. Кажется, что, если постараться, люди могут рационализировать любые свои поступки.

Практическая выгода для многих нарушителей закона заключается не в деньгах, не в возбуждении или выражении фрустрации. Позитивные ощущения они черпают и из своих собственных извращенных рационализаций.

Конечное последствие их криминального акта - заключение в тюрьму, и это им не нравится. Но наказание не изменяет их поведение; поразительно, но они не связывают наказание с преступлением. Когда спрашивали заключенных в тюрьме: «Как вы здесь оказались?» Немногие отвечали: «Потому что я нарушил закон». Вместо этого большинство отвечало: «Потому что ОН втянул меня, сукин сын!», или «Менты нашли в моей машине наркотик, когда остановили меня за превышение скорости», или «Эта сука так громко закричала, когда я ее стукнул, что соседи позвонили ментам».

Когда их спрашивали: «Что бы вы могли сделать в будущем, чтобы избежать заключения?» Вместо того чтобы говорить что-то вроде: «Я не должен грабить магазины, распространять наркотики и бить жену», они отвечали: «Я должен избавиться от Него!», «Не гони, когда у тебя в машине наркота», «Обзавестись старой леди, которая не орет так много».

Это доказывает точку зрения касательно наказания. Чтобы наказание подействовало, недостаточно того, что оно сильное. Гораздо важнее, чтобы человек, подвергающийся наказанию, видел связь между своим поступком и этим наказанием. Большинство нарушителей закона не видит этой связи. Из-за своего искаженного мышления они не видят ничего такого, что бы они сделали неправильно, поэтому нет причины, чтобы прекращать свое криминальное поведение.

Наконец, остались третье и четвертое противоречие прагматизму, и оно кажется наиболее показательным. Что может быть наградой тем героям и героиням, которые жертвуют своими жизнями ради других? Или тем, кто жертвует своим имуществом?

В некоторых случаях может быть все просто - восхищение человечества. «Разве Михаил не чудесный человек?» - очень мощное подкрепление, если вы Михаил. Если всего лишь несколько человек могут наблюдать самопожертвование человека, ему кажется, что рукоплещет все человечество. Или, может быть, подсознательное желание «записать себя в Книгу Жизни на Небесах», по типу — добрые поступки списывают грехи…

Как много молодых людей представляют восторженный взгляд своей девушки, когда они воображают, что заряжают автомат? Тот факт, что их девушка вряд ли подумает: «Он такой большой, сильный, замечательный герой», а скорее: «Я не хочу выходить замуж за идиота, который заряжает автоматы», к этой фантазии не имеет отношения.


Словом, если вы узнаете свои глубинные, внутренние, часто скрытые убеждения , то вы осознаете источник своего поведения и конкретных спонтанных поступков в тех или иных ситуациях жизни, а значит — у вас будет шанс, например, не совершать плохих и злых поступков в будущем и не подвергать себя страданиям. 2017-12-04 20:45:43


Как американский психолог Филипп Зимбардо доказал, что любой хороший человек при определенных обстоятельствах превращается в зверя. Ну, почти любой.
«Создайте у заключенных чувство тоски, страха, ощущение произвола, что их жизнь полностью контролируется нами… Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность. Все это в совокупности создаст у них чувство бессилия. Значит, в этой ситуации у нас будет вся власть, а у них – никакой», – наставлял участников знаменитого Стэнфордского эксперимента его автор, американский психолог Филипп Зимбардо.

Что такое хорошо …а что такое плохо? Так вот, «плохо» – это «осознанный, намеренный поступок, совершаемый с целью нанести вред, оскорбить, унизить, дегуманизировать или уничтожить других людей, которые ни в чем не виноваты; или использование личной власти и авторитета Системы для того, чтобы поощрять людей или позволять им совершать подобные поступки от ее имени. Коротко говоря, «зная, что такое хорошо, поступать плохо» – такое определение злу дает Филипп Зимбардо в своей книге, посвященной Стэнфордскому эксперименту «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев». Но что это за эксперимент такой?
Самые психологически устойчивые «Едва ли эти молодые люди понимают, что сегодня церковные колокола Пало-Альто звонят по ним. Скоро их жизнь изменится совершенно неожиданным образом. Воскресенье, 14 августа 1971 г., без пяти десять утра», – так начинает свой рассказ Филипп Зимбардо. Пало-Альто – небольшой калифорнийский городок, к которому примыкает кампус Стэнфордского университета. Здесь, в подвале факультета психологии, была устроена тюрьма. Понарошку. На объявление участвовать в эксперименте за 15 долларов в день (или 76 долларов, учитывая инфляцию по состоянию на 2006 год) откликнулось 70 человек. Зимбардо и его коллеги выбрали 24. Самых здоровых и психологически устойчивых.



Все участники были мужчинами, учащимися колледжей, по преимуществу выходцами из средних слоев. Группу поделили на две части. Первая должна была играть роль охранников, вторая – заключенных. Никто не хотел быть тюремщиком, поэтому Зимбрадо отобрал их путем жеребьевки. Это потом они будут думать, что в охранники их взяли за высокий рост (хотя никакой среднестатистической разницы в росте между двумя группами не было). А пока… Они выбирали форму для своей роли в местных магазинах. И еще им раздали зеркальные солнцезащитные очки. Чтобы не было видно глаз… Охранники должны были носить их все время пока находятся на службе. Сам Зимбардо стал «управляющим» тюрьмы. Заключенных одели в грубые миткалевые робы и дали им резиновые шлепанцы. Нижнего белья на них не было – это должно было поменять их привычную осанку и заставить ощущать дискомфорт. На одной ноге у каждого была надета небольшая цепочка, символизирующая несвободу. На голове – , чтобы имитировать бритые головы. Вместо имен – номера, которые они должны запомнить. Две недели (именно столько должен был продлиться эксперимент) к ним будут обращаться исключительно по номерам. Все это должно было дезориентировать заключенных и погрузить их в тюремную атмосферу. Максимально настоящую. Если исключить физическое и сексуальное насилие, которое было строго-настрого запрещено с самого начала. Зимбардо интересовала реакция человека на ограничение свободы, условия жизни за решеткой и влияние навязанной социальной роли на поведение. В первую очередь его внимание было приковано к заключенным. Но очень быстро оно переключилось на охранников, а сам эксперимент вскоре вышел из-под контроля.
Эффект Зимбардо «Есть большая разница между вашей Стэнфордской «тюрьмой понарошку» и реальными тюрьмами – там совсем другие заключенные и охранники, чем у вас. В реальной тюрьме мы имеем дело с социопатами, жестокими парнями, которым ничего не стоит нарушить закон или напасть на охранников. Нужны действительно крутые охранники, чтобы их контролировать, готовые, если нужно, свернуть им шеи. Ваши милые стэнфордские мальчики совсем не такие грубые и жестокие, как настоящие охранники и заключенные», – эти слова сказал Зимбардо один из консультантов эксперимента, полицейский по имени Билл.



И попал пальцем в небо. Но перед началом эксперимента никто об этом и подумать не мог. А унижения заключенных начинаются почти сразу. Несмотря на смущение и неловкость, большинство охранников довольно быстро осваивают свою роль. Их можно понять: что будет, если они не будут жесткими? Вероятно, заключенные перестанут их слушать? Вероятно, они сорвут эксперимент? Вероятно. Но жесткость не значит жестокость. Как далеко она может зайти в обычном психологическом эксперименте?



Уже на второй день охранники решают, что их подопечные несерьезно относятся к их авторитету. Решив проучить непокорных, они срывают одеяла с их кроватей, а потом волочат по колючим кустам. Чтобы достать колючки из одеял, арестантам понадобится не меньше часа. Если, конечно, они хотят спать под одеялами. Сами того не осознавая, тюремщики добиваются, чтобы узники делали бессмысленную и бесполезную работу. Как в любой тюрьме. Как в армии. Как в любой административной системе. Даже в школе. Это нужно для власти и контроля. Для подавления воли, свободы и индивидуальности. Охранники стравливают заключенных друг с другом, выбрав «хороший» и «плохой» тюремный корпус. «Плохих» заставляют чистить унитазы голыми руками, подолгу отжиматься, забирают у них матрасы, дабы те спали прямо на бетонном полу. На четвертый день тюремщики – чтобы пресечь попытки к бегству (которые и впрямь предпринимались), – уговаривают местную полицию перенести импровизированную тюрьму в настоящую – в один из неиспользуемых тюремных корпусов. К счастью, тщетно. Из-за чего сам Зимбардо, по его выражению, «был зол и раздосадован». Он сам входил в роль садиста-охранника. Уже на пятый день начинаются гомосексуальные издевательства. Тюремщики и не подозревают, что все происходящее фиксируется на скрытые видеокамеры. Из одной такой записи: «Ты будешь невестой Франкенштейна, – говорит один из охранников по фамилии Барден заключенному под № 2093. – № 7258, ты будешь Франкенштейном. Я хочу, чтобы ты ходил, как ходит Франкенштейн, и говорил, что любишь № 2093». Он заставляет арестантов придвигаться друг к другу, имитируя половой акт. «Как собаки, правда? Так собаки делают! Он уже готов, разве нет? Смотрите, он стоит сзади, это собачий стиль! Почему вы не сделаете это как собаки?» – хохочет другой тюремщик, Хеллман. Все участвующие в эксперименте, включая команду психологов-наблюдателей и самого Зимбардо, настолько вжились в роли, что не обращали внимание на страдания заключенных и не рассматривали всерьез их жалобы. Пока в дело не вмешалась аспирантка Стэнфордского университета и невеста Зимбардо Кристина Маслак, до того в эксперименте не участвовавшая. Она подняла вопрос об этичности его продолжения, и эксперимент прекратили уже на шестой день.
Абу-Грейб – тюрьма в 32 км от Багдада. В 2004 году здесь разразился международный скандал. Американский канал CBS рассказал о пытках американских солдат над заключенными. И не просто рассказал, а показал фото, которые делали сами охранники-солдаты. Тут они позируют на фоне живой пирамиды из голых арестантов, там – избивают их до смерти. Заключенных насиловали, заставляли ходить на четвереньках и лаять, вылавливать еду из туалетов, раздев догола и надев на голову полиэтиленовые пакеты, водили на поводке. И постоянно фотографировали. «Один американец сказал, что изнасилует меня. Он нарисовал женщину у меня на спине и заставил встать меня в постыдную позицию, держать в руках собственную мошонку», – рассказывал один из узников. Среди устроителей всех этих непотребств были и женщины – военнослужащие армии США Линди Рана Ингланд и Сабрина Харман. Одни из самых жестоких охранников, как это ни парадоксально. Широко улыбаясь, Сабрина Харман позировала на фоне замученного до смерти иракца по имени Манадела аль-Джамади, а одного заключенного заставила стоять с пакетом на голове и с привязанными к его рукам, ногам и гениталиям проводами, объявив ему, что если тот пошевелится, убьет его током (на самом деле провода не были подключены к электричеству, но можно представить, что испытывал заключенный).
Система События в Абу-Грейб заставили вновь вспомнить о Стэнфордском эксперименте. В том числе Филиппа Зимбардо, который заинтересовался этой историей. И непросто заинтересовался, а сделал вывод: военное командование и правительство неправильно подходят к делу. Обвинения касались лишь злоупотреблений нескольких «паршивых овец» армии США. Зимбардо считает, что причина в Системе. «Главный урок Стэнфордского тюремного эксперимента очень прост: ситуация имеет значение, – пишет Зимбардо. – Социальные ситуации зачастую оказывают более мощное влияние на поведение и мышление отдельных людей, групп и даже лидеров нации, чем мы привыкли думать. Некоторые ситуации оказывают на нас столь сильное влияние, что мы начинаем вести себя так, как раньше и вообразить не могли… Самый важный урок СТЭ (Стэнфордского тюремного эксперимента. – NS) заключается в том, что Ситуацию создает Система. Она обеспечивает узаконенную поддержку, власть и ресурсы, благодаря которым возникают те или иные ситуации». Благодаря Системе обычные люди разрешают себе вести себя как тираны («ведь это – норма»). Большинство людей не задумываются о правильности или неправильности этой нормы. Она правильная, и все тут. Потому что так делают все, потому что так надо. Большинство не думают. А если думают, то в конце концов поддаются искушению быть как все. Это легче и безо­паснее.
Эксперимент Милгрэма и Хофлинга В 1963 году другой американский психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета усадил троих человек за устройства с кнопочками. Первый из них был экспериментатором, второй – «учителем», третий – «учеником» (на самом деле это был актер). Экспериментатор требовал от «учителя» задавать «ученику» простые задачки на запоминание. При каждой ошибке «ученика» било током (так думал «учитель», «ученик», конечно, только притворялся). С каждой новой ошибкой экспериментатор требовал от «учителя» увеличивать силу тока, аргументируя это различными доводами. Начав всего с 15 В, 26 испытуемых из 40 участвовавших в эксперименте дошли до «заветных» 450 В. Лишь пятеро остановились на 300 В, когда «ученик» начал проявлять первые признаки недовольства, четверо остановились на 315 В, двое – на 330 В, по одному человеку остановились на показателях 345, 360 и 375 В.



Похожий эксперимент в 1966 году провел психиатр Чарльз Хофлинг, который обзванивал сестринские пункты в больницах разного типа и, представляясь одним из докторов, приказывал медсестрам вколоть тому или иному пациенту 20 мг опасного вещества Астротена. Это вдвое превышает допустимую норму в 10 мг, о чем прекрасно знали медсестры. Но это их не остановило. 21 из 22 сестер беспрекословно выполнила предписание врача, которого и в глаза не видела. Конечно, всех их вовремя остановили, никто из пациентов не пострадал. Ведь это был всего лишь эксперимент. Бездумное подчинение авторитетам, свойственное абсолютному большинству людей, и подходящая идеология, лежащая в корне любой системы, способны на многое. В том числе на самые кровавые преступления, такие как нацизм и пытки инквизиции. Все это и сейчас вокруг нас. Где-то в меньшем масштабе, где-то в большем. Дедовщина в армии, притеснение женщин, издевательства в школе, избиение родителями детей, жен – мужьями. На все это большинство закрывают глаза. В том числе полиция. Это как бы есть, но в то же время этого как бы нет. Вроде бы плохо, и вроде бы «с кем не бывает». Вроде бы надо возмутиться, но «зачем конфликтовать», «выносить сор из избы». И вообще, «сами разберутся». Потому что это своеобразная норма.
Мнение – Когда говорят про Стэнфордский эксперимент, очень часто используют слово «случайно», – говорит психоаналитик, специалист Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, Любовь Заева. – Случайный выбор участников, случайное разделение их на две группы. Однако с позиции психоанализа следует говорить именно о неслучайности многих деталей. У каждого человека есть садистические и мазохистические наклонности. Именно они, как разные формы ненависти, помогают нам с младенчества требовать то, что необходимо для выживания, и выражать недовольство, если наши потребности не удовлетворяются вовремя или в желаемом объеме. В норме эти драйвы (влечения. – NS) постоянно ищут выхода из природных «хранилищ» и «фабрик» бессознательного, но при этом контролируются внешними и внутренними нравственными правилами, жизненными принцами. И чем более зрелое у человека Эго и Суперэго, тем выше вероятность, что он не переступает какую-то черту не потому, что его накажут, а потому что не видит в этом удовольствия и целесообразности. То есть одно дело, когда я боюсь что-то делать и потому не делаю. Другое – если нет в этом потребности, я не хочу это делать. Вернемся к эксперименту. Когда был объявлен клич о наборе, на него откликнулись именно те люди, у кого объявленная тема – тюрьма – уже вызвала не отвращение, а любопытство. То есть им изначально захотелось в это поиграть, а значит, реализовать какие-то свои фантазии и желания. Иначе они бы просто не откликнулись. Дальше уже не столь важно было, по какую сторону черты они оказались, потому что садизм и мазохизм – это одни «песочные часы», которые могут поворачиваться то так, то эдак, в зависимости от степени вытесненности каких-то желаний, страха проявления своих истинных желаний, степени внутренней дозволенности. «Тюремщики» получили от авторитетной фигуры – автора эксперимента Зимбардо – разрешение на свободную реализацию садистических драйвов. То есть изначально участники были подобны подросткам, у которых их идентичность формируется во многом за счет агрессивной самоидентификации и конкуренции, форма проявления которых и способность сублимирования зависят от степени инфантильности. На Зимбардо же была спроецирована роль Взрослого, носителя Суперэго, закона и правил. А если вынесенное вовне Суперэго разрешило свободу драйвов, то дальше уже каждый руководствовался степенью своих желаний. То есть все участники эксперимента еще до начала активной фазы действий уже желали отреагирования каких-то подавленных до этого желаний. Неслучайно и то, что участники были студентами, то есть вчерашними подростками, у которых желание свободного выхода запретных драйвов очень велико и легко может стать сильнее принципа реальности. Не будем забывать, что в основе любой идеи лежит бессознательное желание автора-создателя отреагировать нечто. То есть уже сама задумка эксперимента была обусловлена некими садистическими желаниями Зимбардо. Часть из них была воплощена активно – в виде организации шокирующих условий, правил, а часть – в виде пассивного наблюдения за страданиями участников. Таким образом, этот эксперимент не столько об условиях потери социальных ролей и самоидентификации, сколько о силе садомазохистических драйвов лиц с, вероятно, пограничной организацией личности. Потому что принцип реальности остановил бы обычного невротика на стадии любопытства, но не дал бы ему нарушить границы внутренней дозволенности путем свободного участия в фантазии из внутренней реальности под названием «Тюрьма». Мы идем лишь в те сценарии и пространства, которые близки нам, знакомы хотя бы отдаленно. Мы можем примерять лишь те роли, информация о которых уже есть в нашем внутреннем опыте…