Сортировочная станция лоста. Лоста – станция железнодорожная

Сортировочная станция лоста. Лоста – станция железнодорожная

Посёлок Лоста возник около железнодорожной станции Лоста. Станция создавалась как сортировочная перед Вологдой. Название станции произошло от протекающей рядом маленькой речки Лосты.
Станция Лоста образована в 1895 – 1898 гг. Но до 1917 г. это был разъезд №33 – Турундаево.
В Великую Отечественную войну станция Лоста упоминалась в связи с сообщением о почине машиниста Тюнина, который при помощи диспетчера Пестерева прицепил к своему поезду другой, брошенный на станции Лоста, и привёл в Вологду точно по графику сдвоенный состав, вес которого превышал норму на 1220 тонн. Это произошло 3 февраля 1942 г. Почин рекомендовалось распространять среди других паровозных бригад.
Но посёлок Лоста возник значительно позднее. К югу и юго- востоку от Вологды располагались болота с залежами торфа. Это хорошее топливо и удобрение. В 1936 г. на юго – восточной окраине Вологды был заложен льнокомбинат. Строительство велось медленно, к 1940 году были построены здания нескольких производств, складов, мастерских, рабочий посёлок. Торф решено было использовать для отопления. Разработки торфа начались около посёлка Турундаево в 1940 г., работы велись практически вручную. Во время войны ушедших на фронт рабочих заменили женщины, свезённые из дальних районов области по вербовке. Торф резали специальными резаками, которые вырезали торфяные кирпичи, их укладывали в клетки на просушку. Высушенный торф по узкоколейке отправляли в Вологду для местных электростанций.
После войны началось строительство теплоэлектроцентрали Вологодского льнокомбината, она была пущена в эксплуатацию в начале 1955 г., работала на твёрдом топливе – торфе.
На месте Лосты был посёлок сезонных торфяников Турундаевского торфопредприятия - несколько каркасных бараков. На этом месте и начали строить в 1953 г. посёлок турундаевские торфодобытчики. Сначала были деревянные и шлаковые дома. Дорогу провела автотранспортная колонна № 7, дома возводили строители СУ-201, теперь уже кирпичные. Здесь же была построена контора Турундаевского торфопредприятия. Директором был Юрий Михайлович Козлов. В 60-е, 70-е годы предприятие развивалось, крепло экономически. Появились свои машины, тракторы, бульдозеры, экскаваторы и специальные агрегаты, которые полностью заменили ручной труд торфодобытчиков, основные специалисты теперь – механизаторы. Раньше вручную вырубали лес, корчевали пни, сжигали сучья, пахали поля. А теперь всё это стали делать мощные машины. Вот, например, как готовят площади для добычи торфа. Огромное болото, поросшее лесом. Универсальный экскаватор врезается в лесную чащу.
Словно траву он скашивает деревья стальной пилой. Захват «прокоса» 13 с половиной метров. Валки ложатся ровно. Одна машина в день скашивает до 2 гектаров леса. Следом идут стосильные тракторы. Они тащат за собой глубинные фрезерные барабаны. Под их тяжестью верховая залежь и пни разрушаются на мелкие части на глубине 35 - 50 см. Взрыхленная площадь прикатывается тяжёлым катком. Вслед за фрезерованием экскаватор прокапывает осушительные канавы. Затем идёт профилировочный барабан. Высокие и рыхлые валки ровными рядами идут от канавы на середину поля. Карты торфяных полей после такой обработки становятся выпуклыми, вода на них не задерживается. Затем идёт процесс добычи торфа. Тракторы ДТ-54 и др. специальными фрезерными барабанами взрыхляют верхний слой торфяной залежи. Торф сохнет на солнце, его ворошат специальные ворошилки. При 40-50% влажности слой торфа валкуют валкователями. Теперь идут торфоуборочные комбайны. За ними идут окараванивающие машины, которые собирают торф в штабеля или «караваны». Заготовленный торф грузят в вагоны на узкоколейке и везут на ТЭЦ Вологодского льнокомбината.
В 70 – 80–е годы на Турундаевском торфопредприятии работало около 700 чел. За сезон 1967 г. было добыто 554 тысячи тонн топлива. Многие были награждены за ударный труд. Машинист тепловоза Турундаевского торфопредприятия Николай Григорьевич Митин и начальник локомотивного депо Бобров Виктор Петрович были награждены Орденом Ленина.
Но в начале 90–х годов ТЭЦ была переведена на природный газ. Торф оказался не нужен. Торфопредприятие обанкротилось, рабочих уволили, технику продали. Торф теперь используют только для удобрения полей, огородов и парников.
За эти годы сортировочная и формировочная станция Лоста стала одной из крупнейших на Северной железной дороге. Построены локомотивное депо, цех эксплуатации и др. Цех эксплуатации ст. Лоста.

В конце 60-х к домам торфоразработчиков стали пристраивать многоэтажные дома.
В середине 70-х вырос новый посёлок железнодорожников с отоплением, водопроводом, канализацией. Построены очистные сооружения.
В двухтысячные появился микрорайон коттеджей. Вокруг посёлка расположились дачные кооперативы. Решением № 596 администрации Вологодской области от 11 ноября1993г. в черту г. Вологды были включены 30 сельских населённых пунктов, в т.ч. железнодорожные станции Лоста и Лоста – сортировочная. Пос. Лоста стал микрорайоном г. Вологды. На балансе МП «Лостакомсервис» 41 жилой дом.
В 2000 г. в Лосте числилось 3663 чел. В 2010 г. - 3200 чел. Это железнодорожники, работники образования, торговли, сферы обслуживания. Многие ездят на работу в Вологду.
Одновременно с жильём создавалась инфраструктура посёлка. Все улицы заасфальтированы, посажены деревья, есть детские площадки, футбольное поле. В Лосте есть пожарная часть, баня, почтовое отделение, медпункт, 2 муниципальных скважины, промтоварные и продовольственные магазины. В 1962 г. был построен Клуб торфопредприятия. Сейчас в нём расположена Детская школа искусств и Библиотека-филиал №3 МУК "ЦБС г. Вологды".

В школе искусств детей учат музыке, танцам, рисованию. Библиотека была открыта в сентябре 1967 г., тогда она располагалась в другом здании, большем по площади, чем сейчас. В сентябре 1963 г. в пос. Лоста была открыта трёхэтажная школа №19, сначала 8-милетняя, а с 1966 г. - средняя. В 1990 г. был построен новый детский сад. Есть небольшая школа для детей с девиантным поведением.

В октябре 2010 г. в школе № 19 были открыты памятные мемориальные доски в честь замечательных в прошлом легкоатлетов Раисы и Виктора Никоноровых – сестры и брата, которые в 60-х гг. учились в зтой школе. Раиса Никонорова – первый на Вологодчине мастер спорта международного класса. Она была чемпионкой РСФСР в беге на 100, 200 и 400 метров, в составе сборной СССР завоёвывала бронзовую и серебряную медали в эстафете 4 Х 400 метров. Виктор Никоноров становился двукратным чемпионом СССР.

В декабре 1996г. был открыт детский подростковый клуб «Огонёк». Для детей работают кружки вышивки, резьбы по дереву, ритмики, рукопашного боя, туризма, велосекция, теннис, проводятся праздники, конкурсы, дискотеки.
В Лосте, как и везде, живёт и работает много интересныех людей. Среди них председатель совета ветеранов Лосты – Маншинова Людмила Валентиновна. В 2010 г. по её инициативе и на её средства был поставлен памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на её родине в деревне Резвино Вологодского района (бывшего Чёбсарского).
Несколько книг своих стихотворений издал участковый милиционер и поэт Александр Иванович Соколов. Другой самодеятельный поэт Александр Иванович Захаров написал о своей малой родине такие строки:
Стала Лоста немалого роста,
Стали длинными здесь поезда.
Речка Лоста – извилисты вёрсты
Да торфяников череда.
В Лосте живёт и работает член Союза художников России живописец и график Журавлёв Николай Анатольевич.
Никакой обобщающей литературы по истории Лосты не обнаружено, только одна статья о ветеранской организации в сборнике «Всё остаётся людям» 2005 г. издания. При подготовке данного материала использованы многочисленные статьи из областной газеты «Красный Север» и районной газеты «Маяк» талантливого внештатного корреспондента, жителя Лосты, рабочего пилорамы Владимира Лысеева. Сведения об организации железнодорожной станции Лоста получены в Архиве Северной железной дороги ОАО «РЖД».

Поиск карты города, села, области или страны

Лоста. Карта Яндекс.

Позволяет: изменять масштаб; измерять расстояния ; переключать режимы отображения - схема, вид со спутника, гибрид. Применяется механизм Yandex-карт , он содержит: районы, названия улиц, номера домов и др. объекты городов и крупных сел, позволяет выполнять поиск по адресу (площадь, проспект, улица+номер дома и др.), например: "ул. Ленина 3", "гостиницы Лоста" и т.п.

Если Вы что-то не нашли, попробуйте раздел спутниковая карта Google: Лоста или векторную карту от OpenStreetMap: Лоста .

Ссылку на выбранный Вами объект на карте можно отправить по e-mail, icq, sms или разместить на сайте. Например, что бы показать место встречи, адрес доставки, расположение магазина, кинотеатра, вокзала и т.п.: совместите объект с маркером в центре карты, скопируйте ссылку слева над картой и отправте адресату - по маркеру в центре, он определит указанное Вами место.

Лоста - онлайн карта с видом со спутника: улицы, дома, районы и другие объекты.

Для изменения масштаба используйте колесо прокрутки "мыши", ползунок "+ -" слева, или кнопку "Увеличить" в левом верхнем углу карты; чтобы посмотреть вид со спутника или народную карту - выберите соответстующий пункт меню в правом верхнем углу; что бы измерить расстояние - щелкните линейку справа внизу и наносите точки на карте.

Вологодская область - Лоста: интерактивная карта от Яндекс. Векторная схема и фото со спутника - с улицами и домами, дорогами, адресным поиском и прокладкой маршрутов, измерением расстояний, возможностью получить ссылку на выбранный объек на карте - что бы отправить адресату или разместить на сайте.

В Вологодской области в октябре 2017 года произошло столкновение на станции Лоста тепловоза и поезда. В январе этого же года аммиачное облако, как джинн, вырвалось из цистерны и нависло над одним из районов Вологды. Обе истории закончились благополучно - пострадавших нет. Но есть вопрос: можно ли свести к минимуму риски возникновения чрезвычайных ситуаций?

Что за станция такая?

Лоста как станция железной дороги существует с 1875 года. Тогда это был разъезд Турундаево. Позже возле станции отстраивается поселок, названный Лоста, по имени ближайшей речки. Здесь добывали торф и работали на льнокомбинате. Торфоразработки велись вплоть до девяностых годов, пока местную тепловую станцию не перевели на газ.

В двухтысячных годах Лоста имела три с половиной тысячи жителей. Преимущественно это были люди, занятые на железной дороге. Сейчас Лоста - станция, входящая в состав Вологды в качестве микрорайона.

Что случилось в январе?

Ночью через станцию следовал грузовой поезд по пути «Лянгасово-Волховстрой». В одной из цистерн оказалась неисправной арматура, перекрывающая выход аммиачных паров наружу. Химическое облако, подхваченное ветром, начало перемещаться в сторону жилых домов.

Полицейские, спасатели МЧС, пожарные и эпидемиологи оцепили территорию. Ядовитые пары в воздухе были осаждены и обеззаражены. Во дворах домов проводились замеры ПДК вредных веществ - отклонений от нормы выявлено не было.

Аварийную цистерну отогнали подальше от станции, устранили утечку. Далее началось экспертное обследование замыкающей арматуры для выявления причин поломки. Итогов и результатов работы комиссий в печати до сих пор нет, зато есть сообщения о следующем драматическом эпизоде.

Краткая хроника событий октября

Девятнадцатое октября, станция Лоста, 3.54 утра. Сталкиваются и сходят с полотна железной дороги маневровый локомотив (предназначен для внутристанционных перемещений вагонов) и товарный поезд. К поезду прицеплены шесть цистерн, которые на тот момент оказались пустыми.

В шесть утра ситуация была объявлена чрезвычайной, к ликвидации схода вагонов с путей привлечены шестьдесят человек из МЧС и двенадцать единиц техники. Пассажирские поезда проводились по другим путям, поэтому задержки движения были несущественными. В 16.00 свободное перемещение на рельсах было восстановлено полностью.

Возможные причины столкновения

С момента аварии на станции Лоста прошло уже около пяти месяцев, но окончательные причины ее до сих пор не объявлены. В качестве версий названы были:

  • проезд маневрового локомотива на запрещающий сигнал;
  • сон машиниста локомотива.

Обе версии не взаимоисключающие: заснув, машинист мог проехать на красный сигнал.

Есть еще одна подробность - машинист станции, по-видимому, отключил автосистему контроля (ТСКБМ), которая призвана оценивать работоспособность дежурящего на тепловозе человека и не допускать снижения бдительности на рабочем месте. Есть и сообщение о том, что ТСКБМ была сломана. Общий предварительный вывод о причинах аварии - «человеческий фактор».

случаются постоянно

Лоста - станция, относящаяся к Северной железной дороге (СЖД). Этот филиал РЖД можно считать относительно благополучным по числу происшествий. Печально лидируют Северо-Кавказский и Октябрьский филиалы, где особенно много трагедий на железнодорожных переездах.

Рассмотрим подборку аварий на путях за последние несколько лет в Кировской области (Горьковская железная дорога). Получаем в среднем более одного происшествия в год. Цифра эта занижена, поскольку не каждый случай упоминается в СМИ, а информация о реальной статистике катастроф обычно закрыта.

Нередки утечки ядовитых газов и нефтепродуктов из цистерн товарных поездов. Как правило, устраняют их быстро - службы МЧС действуют слажено и грамотно. Подводит техническое состояние цистерн, в первую очередь, запорной арматуры.

Частой причиной крушения становится излом рельса. Дефектными рельсы признаются, когда на их поверхности фиксируются трещины и отслоения. Скорость прохода поездов на таких участках необходимо сбрасывать. Если степень опасности повреждения определена как высокая, требуется срочная замена. Необходимость этого была проигнорирована, к примеру, в 2002 году на Вологодском отделении СЖД. Тогда произошло крупное крушение грузового поезда, сопровождавшееся возгоранием двух цистерн с топливом.

О причинах аварий сообщается в большинстве случаев только предположительно. Это связно с затяжным характером расследований. Когда точные причины возникновения трагического события становятся известны, о нем успевают забыть. К примеру, пожар на станции Позднино, произошедший в феврале 2014 года, расследовался три года. Только в январе 2017 следственный комитет заявил о результатах работы по уголовному делу.

Преодолим ли «человеческий фактор»?

Таблица, приведенная выше, показывает часы столкновений. Обычно это ночное или утреннее время, когда человек с трудом преодолевает сон и не способен полноценно работать. Видимо, это и стало причиной крушения на станции Лоста.

Официальная статистика признает, что большинство транспортных катастроф провоцируют ошибки диспетчеров и людей, управляющих машинами. Нужно сюда же добавить равнодушное отношение и невнимательность к техническому состоянию транспорта и путей. По мнению газеты «Гудок», железнодорожной отрасли требуются сейчас не столько инвестиции, рассчитываемые в триллионах, сколько немедленное наведение порядка.

Улучшить ситуацию может комплекс мер, среди которых:

  • развитие автоматизации;
  • повышение квалификации персонала;
  • усиления контроля.

При этом контроль государственных органов надзора едва ли есть смысл усиливать. По мнению экспертного совета по промышленной политике, все нужные правила и инструкции уже существуют. Добавочный контроль над контролем только укрепит коррупцию.

Зато есть смысл в дополнительном наблюдении со стороны работодателей, ассоциаций потребителей и просто бдительных людей, даже не имеющих прямого отношения к ситуации. Они способны предотвратить катастрофу, обратив внимание на какое-то случайное событие и сообщив о нем. Важно налаживать систему быстрого реагирования, когда люди знают, куда можно отправить сигнал, чтобы их информация была проверена и использована.

Полностью исключить трагедии невозможно, но стремиться сводить их число к минимуму необходимо. Определяющая роль здесь у людей бдительных, с активной гражданской позицией и повышенной мерой ответственности за свои действия и происходящее вокруг.

  • Как купить ж/д билет?

    • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
    • Выберите подходящий поезд и места.
    • Оплатите билет одним из предложенных способов.
    • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.
  • Как вернуть купленный ж/д билет?

  • Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

    Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу.

    Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1.

    Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode.

    Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств.

    Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

  • Что такое электронный билет и электронная регистрация?

    Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора.

    При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

    После оплаты для посадки в поезд нужно:

    • либо пройти электронную регистрацию;
    • либо распечатать билет на вокзале.

    Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.