Саграда Фамилия — главный собор Барселоны. Испания Собор Св

Саграда Фамилия — главный собор Барселоны. Испания Собор Св

Его архитектура со всеми многочисленными фасадами и башнями, украшенными скульптурами и мозаиками, по-настоящему захватывает дух. Строительство храма застали многие поколения, так что недостатка в авторитетных мнениях - от Джорджа Оруэлла до Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса (основателя архитектурного стиля баухаус) - никогда не было. Оруэлла храм не впечатлил, он назвал его «одним из самых ужасных в мире». Гропиус и Ле Корбюзье были куда добрее (и понимали явно больше известного писателя), восхищаясь технологическим совершенством здания.

При такой длинной истории легко забыть о неочевидных, но важных деталях. Собрали для вас несколько интересных фактов о храме Святого Семейства в Барселоне.

Все началось с продавца книг

Главного творения Гауди не случилось бы, если бы не путешествие книготорговца Жузепа-Марии Бокабельи в Ватикан. Именно он в течение десяти лет собирал пожертвования на строительство Саграда-Фамилии. Бокабелья посетил Италию в 1872 году и загорелся идеей построить храм не хуже, чем видел там.

Сначала храм строил не Гауди

Первый проект храма разработал в 1882 году архитектор Франсиско дель Вильяр, который собирался построить его в готическом стиле. Спустя год, на этапе работы над криптой, он ушел в отставку, уступив место Гауди, который кардинально переделал проект.

Храм строят в десять раз дольше, чем пирамиду Хеопса

Гауди начал работать над храмом в конце 1883 года, когда ему был 31 год. С 1914-го он забросил остальные проекты и сфокусировался исключительно на нем. На момент смерти Гауди в 1926-м была завершена только четверть здания. В середине 2010-х стройка едва преодолела половину.

Все ведет к тому, что возведение собора закончится к 2026 году, сотой годовщине смерти Гауди. Если все пойдет по плану, строительство собора займет 144 года. Это в десять раз превышает время возведения пирамиды Хеопса и на 123 года дольше строительства Тадж-Махала.

Гауди никогда не волновало, сколько займет строительство

Гауди никогда не беспокоился о темпах возведения собора. «Мой клиент никуда не спешит», - однажды заявил он. Так как архитектор был абсолютно уверен, что строительство потребует труда нескольких поколений, он старался оставить в своих планах пространство для возможных изменений и часто вносил их сам при посещении стройки.

«Нет никаких причин сожалеть о том, что я не смогу закончить храм. Я постарею, но после меня придут другие. Сохраняться должен дух работы, но ее жизнь зависит от поколений, которым она передана и с жизнью которых связана» - такова была философия Гауди во время работы над его главным проектом.

Некоторые ученые считают, что Саграда-Фамилия построена вразрез с проектом Гауди

Пожар в мастерской Гауди во время Гражданской войны в 1936 году уничтожил немалую часть чертежей и макетов мастера. Некоторые из них удалось восстановить, однако впоследствии вид храма вызвал немало споров.

В 2008 году более 400 участников художественного и архитектурного сообщества Барселоны подписали манифест против дальнейшего строительства собора, который, по их мнению, превратился в небрежную попытку воссоздать стиль Гауди в угоду туристам. Мануэль Борья-Виллель, директор Центра искусств королевы Софии в Мадриде, возглавил группу. Он заявил, что собор в его нынешнем виде не имеет ничего общего с духом Гауди, а лишь представляет собой попытку построить очередную дешевую достопримечательность для туристов. Аналогичная акция протеста прошла в 1990-е, когда в архитектуру храма встроили современные скульптуры.

Гауди похоронен в храме

Быть похороненным в здании, которому посвятил полжизни, - логичное завершение пути архитектора. Гауди умер спустя несколько дней после того, как 7 июня 1926 года его сбил трамвай, и был похоронен в склепе храма. Единственный человек, который тоже похоронен там, - это, конечно же, автор идеи Жузеп-Мария Бокабелья.

Саграда-Фамилия строится на пожертвования

В продолжение традиции, которую задал Бокабелья, собрав деньги для начала строительства, Саграда-Фамилия финансируется исключительно на деньги прихожан. «Храм создан людьми и отражается в них. Эта работа в руках Бога и человеческой воли», - однажды заявил Гауди. Ни испанское правительство, ни Церковь не платили за стройку, которая обходится примерно в 25 миллионов евро в год.

В настоящее время бюджет формируется за счет продажи входных билетов, которые стоят от 15 до 29 евро, и частных пожертвований через Фонд друзей Саграда-Фамилии.

При строящемся здании храма была школа

В 1909 году Гауди создал школу Саграда-Фамилия. Она была предназначена для детей рабочих, строящих церковь, хотя дети из живущих рядом бедных семей также посещали учебное заведение.

В школе три классных комнаты, зал и часовня. Ее здание было расположено непосредственно на месте будущего главного фасада храма до 2002 года, когда потребовалось пространство для продолжения строительства. После этого школу демонтировали и перенесли.

Технологии ускоряют процесс

Развитие технологии резьбы по камню означает, что те места, которые раньше приходилось делать вручную, долго и с большим трудом, теперь могут быть сделаны быстрее благодаря компьютерам.

В 2015 году главный архитектор храма Джорди Колл использовал 3D-печать, чтобы визуализировать, как новые части здания войдут в старую конструкцию. «Если бы Гауди был жив сейчас, он бы довел 3D-технологии до абсолюта. Многие его работы уже были задуманы именно в таком виде», - сказал Колл .

Потолок внутри имитирует деревья

Природа была источником вдохновения Гауди, и неудивительно, что Саграда-Фамилия наполнена символами природы. Самые потрясающие из них - потолочные своды, достигающие 60 метров в высоту. Колонны разветвляются, когда достигают потолка, и создают похожую на лес конструкцию.

Архитектор Бернат Каррау, который проводит туры по храму для Context Travel, отмечает, что дизайн не только символичен, но и функционален. Гауди, решив превзойти традиционные готические церкви, использовал геометрические ветвящиеся структуры, чтобы избежать строительства контрфорсов, традиционной черты готической архитектуры.

Каждый шпиль храма имеет символическое значение

Согласно оригинальному проекту храма, его 18 шпилей символизируют 12 апостолов, Деву Марию, четверых евангелистов и Иисуса Христа. Высота шпилей зависит от места тех, кого они символизируют, в религиозной иерархии. По завершении строительства (сейчас построены только восемь шпилей) высота башни Христа составит 167 метров. Это сделает храм вторым по высоте объектом в Барселоне после горы Монтжуик (173 метра). Сделать храм ниже горы было осознанным решением Гауди, который считал, что человеческое творение не может быть выше божьего.

Это самая посещаемая достопримечательность в Барселоне

Каждый год более трех миллионов человек посещают шедевр Гауди. Что заставляет их возвращаться? «Люди все еще так очарованы, потому что нет другого места, подобного этому, во всем мире - никакой другой современной церкви, которая строится на частные пожертвования, которая имеет внутренний неф высотой 60 метров, - объясняет Тейт Кабре, автор нескольких книг о каталонском модернизме. - Волшебная атмосфера внутри храма заставляет людей посещать церковь во время их каждого приезда в Барселону. Иногда случается принимать посетителей, которые были здесь девять или десять раз».

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

Шпиль Саграда Фамилия

Возведение здания началось в 1882 году. Участок под застройку церковь приобрела на благотворительные пожертвования горожан. В то время территория еще находилась за городской чертой Барселоны. Первоначально разрабатывал и курировал проект архитектор Франсиско де Вильяр, который собирался построить храм в неоготическом стиле. Но не прошло и десяти лет, как он отказался от этой работы из-за разногласий с церковными властями, которые выступали заказчиком.

Между тем, строительство только начиналось, и для работы над храмом был приглашен Антонио Гауди, который в это время уже получил славу неординарного и талантливого архитектора. Саграда Фамилия стала главным делом жизни зодчего, который посвятил собору более 40 лет. Гауди считал готику и неоготику нежизнеспособными и устаревшими направлениями, поэтому использовал только их базовые компоненты. Дополнительно архитектор ввел элементы барокко, модерна и мавританского стиля, прибавив к ним изрядное количество собственных разработок. Гениальный зодчий был набожным человеком, он собирался воплотить в камне весь Новый Завет. Известно, что Гауди не любил заранее продумывать каждую деталь, создавая отдельные эскизы по ходу строительства. Бесконечная смена идей иногда приводила к тому, что строителям приходилось приостанавливать работы или даже разбирать и переделывать отдельные части здания по требованию архитектора.


Он был так увлечен проектом, что поселился прямо на стройплощадке, чтобы иметь возможность беспрепятственно творить, а также контролировать работы. Иногда он лично выходил на улицу собирать подаяния на продолжение строительства Саграда Фамилия. Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами, лесом, но именно таким и был замысел художника.

Гауди задумывал грандиозный архитектурный комплекс, но прекрасно понимал, что не успеет закончить его при жизни. Планировалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Под непосредственным руководством архитектора был построен лишь первый из них. В 1892 г. была начата работа над фасадом Рождества, а достаточно подробный план стороны Страстей был готов только к 1923 г.

В 1926 г., будучи уже в преклонном возрасте, Гауди погиб под колесами трамвая, не оставив после себя почти никаких конкретных указаний или готовых чертежей. Сохранились наброски, черновики, несколько макетов. Руководство проектом перешло к его ученику и соратнику Доменеку Сугранесу, но и он не успел завершить строительство до конца жизни. В XX и XXI веках над храмом успело поработать трое выдающихся зодчих - Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Все они использовали немногие сохранившиеся чертежи Гауди, одновременно реализуя собственные представления о соборе.

Видео: Как будет выглядеть Саграда Фамилия?

Интерьеры и архитектурные особенности храма

Возведение Саграда Фамилия продолжается и сегодня, ориентировочно работы будут закончены к 2026 году. Несмотря на это, церковь признала постройку пригодной для проведения богослужений, поэтому в 2010 году собор был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI. По проекту Гауди, каждый из трех фасадов должен был быть украшен четырьмя криволинейными шпилями. В общей сложности должно было получиться 12 вершин – по числу апостолов.

Дополнительно задумывалась центральная, самая крупная башня с четырьмя шпилями вокруг, которая бы символизировала Христа и евангелистов. Именно на ней планировалось разместить сияющий крест. Поражает детализация, с которой выполнены скульптуры и барельефы фасада и интерьеров. Гауди приложил немало усилий, чтобы рельефные изображения выглядели максимально реалистично. Так, он вручную снимал слепки с мертворожденных младенцев, животных, временно усыпленных хлороформом.

Все ныне существующие внешние детали являются довольно подробным изложением Нового Завета. Сегодня готовыми признаны фасады, посвященные Рождеству и Страстям Христовым. Внутреннее убранство храма не менее сложно и живописно: ассиметричные ветвящиеся колонны, цветные и прозрачные окна, расположенные на разной высоте, сложнейшие витражи и росписи. За счет использования законов геометрии творец добился визуального развертывания пространства при приближении к каждой архитектурной детали. Этот эффект граничит с оптической иллюзией и создает необыкновенное настроение у посетителя. Интересно, что высота собора составляет 170 метров – на 60 сантиметров ниже главной горной вершины города. Это не совпадение, архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь.

Для посещения туристов открыт не весь храм, поскольку он все еще является строительной площадкой. Купить билет можно в одну из башен фасада Рождества, Страстей, а также в музей. Даже в незавершенном виде Саграда Фамилия поражает воображение. Наверх башен можно подняться на лифте или по длинным винтовым лестницам. В музее выставлены сохранившиеся наброски и макеты Гауди, подробно представлена история возведения собора.

Потолок Саграда Фамилия

Факты

  • Расположение: Саграда Фамилия находится в Барселоне, но когда начиналось строительство в 1882 г., храм располагался в более чем 7 км от города.
  • Завершение строительства: в настоящее время стройку рассчитывают закончить к 2026 г.
  • Башни: над собором будет 13 башен: 12 из них высотой 115 м, а одна поднимется на 170 м.
  • Посещаемость: Саграда Фамилия в год посещают до 2 млн человек.
  • Финансирование: строительство ведется на деньги добровольных спонсоров и пожертвования верующих.
  • Архитектор: самые значительные работы Антонио Гауди, помимо Саграда Фамилия (1883-1926): дворец Гуэля (1886-1890); Епископский дворец в г. Асторга (1887-1894); парк Гуэля (1900-1914); дом Батло, или «Дом Костей» (1904-1906); дом Мила, или «Каменоломня» (1906-1910).

Как добраться

Храм Святого Семейства находится по адресу Calle Mallorca 401, Barcelona. Добраться сюда можно на метро по линиям L2 и L5, выйдя на станции Sagrada Familia. Кроме того, здесь курсируют городские автобусы № 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, также существует специальный туристический маршрут. Во всех случаях нужно выходить на одноименной остановке у собора.

Дополнительно можно уточнить любые детали по телефону +34 932 080 414 или на официальном сайте http://www.sagradafamilia.org . Обратите внимание, что приобрести билеты можно заранее, через интернет.

Панорамный вид

Порядок посещения и время работы

Храм Саграда Фамилия открыт для туристов с 9.00 до 18.00 в ноябре-феврале, до 19.00 в марте и октябре, до 20.00 в апреле-сентябре. По крупным праздникам, которые приходятся на 25-26 декабря, 1 и 6 января, вы можете посетить храм с 9.00 до 14.00.



Форма одежды произвольная, но не стоит надевать слишком откровенные или облегающие наряды. Что касается стоимости посещения, без экскурсии она составляет 15 евро, с гидом или аудиогидом (английский, немецкий, французский, испанский) - 19,50 евро и столько же с аудио-гидом. Последний предлагается на русском, английском, испанском, французском, немецком, португальском, итальянском и китайском языках. Обратите внимание, что для посещения башен необходимо купить отдельные билеты на лифты, которые стоят по 4,50 евро.

Чтобы войти внутрь, придется отстоять солидную очередь. Единственный способ избежать этого – приобрести билет на организованную экскурсию. Лучше всего приходить утром, когда туристов еще мало. Вечером людей здесь гораздо больше, но лучи заходящего солнца, сияющие через витражи, создают необыкновенную атмосферу.

Видео: Лазерное шоу на Храме Святого Семейства

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований.

Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

История создания собора

Основатель собора Хосе Мариа Бокабелья был книготорговцем, католиком и неординарным человеком. Он неоднократно бывал в Риме и считал храм Лорето образцом церкви. Бокабелья частенько посещал Монсеррат и как гласит легенда, идея построить Cобор Святого Семейства посетила его во время пребывания в монастыре, глядя на изображение Святого семейства. Он основал ассоциацию, которая занималась сбором средств на строительство Саграда Фамилия (каталон. Temple Expiatori de la Sagrada Familia).

В 1881 году ассоциация получила от города земельный участок на окраине города. Изначально планировалось строить не очень огромный храм ввиду не слишком больших финансовых средств. В процессе обсуждений будущего строения архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил безвозмездно поработать над проектом. И вот через год, в марте, на День святого Иосифа был заложен первый камень. Сначала строительство было активным и удачным. Но потом отношения Вильяра и церковного совета начали портиться и завершились безобразной ссорой. После которой стало ясно, что его дальнейшее руководство стройкой храма просто неприемлемо. И тут, как повествует легенда, решение Бокабелье пришло во сне. Якобы Хосе приснился молодой архитектор, который очень скоро спасет Саграда Фамилия. А узнать его можно будет по голубым глазам. Через несколько дней, идя в кабинет архитектурного консультанта Мартореля, Бокабелья встретил Гауди. В тот момент он сразу понял, что это и есть тот, кто ему нужен. Позднее Гауди, как «избранный», получил полную свободу в работе над собором.

В свою очередь этот заказ мгновенно причислил молодого 31 –него архитектора к ведущим архитекторам Барселоны. Антонио Гауди создал гипсовый проект, по которому планировалось построить собор в длину 110 метров, а в высоту – 45 м. С четырьмя колокольнями – согласно числу евангелистов и двенадцатью башнями – по числу апостолов. Проект предусматривал возведения трех фасадов, которые повествовали о разных эпизодах жизни Христа — «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскрешение». Фасады собирались украсить огромными панно и рельефами на сопутствующие темы. Церковный совет одобрил макет, и архитектор приступил к его воплощению.

Шли годы, менялись рабочие, помощники Антонио Гауди, стройплощадка стала неофициальным факультетом архитектурной школы. Наиболее ревностные студенты приходили сюда по вечерам, чтобы послушать уважаемого дона Антонио. А когда Cобор Святого Семейства, наконец – то начал обретать осязаемые очертания, это было настолько впечатляюще, что слава про необыкновенный замысел мастера – каталонца разлетелась по всей земле. Посмотреть на это, а заодно и принять участие в грандиозном проекте приезжали отовсюду. На стройку приезжали смотреть король Альфонсо, с которым Гауди общался исключительно на каталонском, чем вызвал недовольство монарха. Была здесь с визитом также инфанта Изабелла. Кроме нее еще Cобор Святого Семейства посещали кардинал Рагонези, нунций Папы в Испании, Альберт Швейцер.

Строительные работы то прекращались, то вновь возобновлялись. Не последнюю роль в остановках строительства играли и финансовые средства. Но хоть храм Саграда Фамилия был главным детищем Гауди, параллельно с ним, он осуществлял и другие проекты. Но изначально архитектор обещал закончить собор через 18 лет. Но, увы, это оказалось не так, строительство идет и по сей день.

Тяжелое военное время внесло свою негативную лепту. Архитекторы теряли интерес к Гауди. Ему самому пришлось много пережить: смерть близких друзей, ухудшение здоровья, душевный кризис.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований. Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

Гауди всегда ориентировался в проектах на природные шедевры. Так, внутри Саграда Фамилия свод поддерживают весьма необычные колонны, напоминающие форму деревьев.

Гауди отлично понимал психологию воздействия и важность звука именно в церковных строениях. Он годами проводил эксперименты над удлиненной формой колоколов. Поскольку архитектор спроектировал конструкцию так, чтобы она могла функционировать как большой орган. Предполагалось, что через отверстия башен будет проходить ветер и это создавать настоящий хор. Задум Гауди также предполагал освещение самой высокой (170 м.), центральной башни прожекторами с двенадцати башен. Тогда крест, венчающий башню, будет излучать свет, воплощая этим символ основного постулата Христа: «Я есьмь Свет Миру». Но к величайшему сожалению, это оригинальное решение мастера пока не воплощено в реальность.

Сам Гауди понимал, что его жизни не хватит, чтобы завершить задуманное. Незадолго до своей смерти он сделал замечание, что «на завершение грандиозных церквей уходят века» и привел в пример собор Святого Павла в Риме, Кёльна и Реймса.

Сегодня в строительстве храма задействованы не только архитекторы с мировым именем, но и каждый турист, посещающий памятник. Поскольку те деньги, что он платит за осмотр достопримечательности, идут в строительный фонд. Таким образом, продажа входных билетов и сувениров приносит ежегодно порядка 10 млн. евро в фонд храма. Эксперты сделали подсчеты, что если дело так будет идти и дальше, то сооружение собора может завершиться в 2022 году.

Как доехать?

Добраться до Саграда Фимилия очень легко. Совсем рядом станция метро с одноименным названием Sagrada Família, через нее проходит ветка L5.

Часы работы Cобора Святого Семейства:

Стоимость входных билетов Cобор Святого Семейства

В самый полный билет входят Собор, башни, музей, склеп и аудиогид на русском.

Полезные советы

  • В будние дни народу меньше
  • Для хороших фотоснимков без туристов приезжайте до 8 утра
  • На фасаде Страстей Христовых есть криптограмма, на ней написан возраст Христа
  • Вечером через окна витражей фасада страстей красиво падает свет. Можно сделать фотографии.
  • Посетите колокольни фасада Рождества.

Собор Гауди в Барселоне по праву носит статус культовой городской достопримечательности. Во всем мире этот объект известен под именем . Собор Гауди считается главным туристическим интересом, который привлекает в Барселону путешественников со всего мира. Это архитектурное чудо имеет непростую историю с несколькими трагичными поворотами.

Собор Гауди в Барселоне не является оплотом церкви, так как построен не на церковной земле. Следует запомнить, что в качестве резиденции архиепископа выступает . Почему-то этот факт игнорируется многими туристами, которые пытаются найти связи Собора Гауди и церкви Барселоны там, где их нет.


Популярность крайне высока, поэтому не удивляет большое количество слухов и домыслов вокруг этой достопримечательности.

История Собора Гауди в Барселоне

Неповторимое архитектурное чудо Барселоны стало реальностью благодаря денежным пожертвованиям обычных прихожан. Сделка по приобретению земельного участка для строительства состоялась в 1881 году. В те времена он находился за пределами городской черты, а сейчас – в районе центра Барселоны. Настолько значительны темпы роста городской территории.

Первым архитектором незаурядного проекта Барселоны был назначен Франсиско дель Вильяр. С 1882 года он работал над идеей, желая представить на суд публики неоготическую базилику в форме креста.

Франсиско был погружен в работу, успел завершить чертежи аспиды с семью часовнями. Однако возникли проблемы, связанные с несогласием заказчика. Это нагнетало обстановку и вынуждало архитектора тратить слишком много времени на защиту своего видения. Уход дель Вильяра произошел менее, чем через год после начала работы.

Ему на смену пришел амбициозный и обсуждаемый в Барселоне Антонио Гауди, который принял решение разрабатывать проект с нуля, проигнорировав задумки предшественника. Для Гауди одной из ключевых задач было обеспечить гармонию детища с природой.


Итоговый выбор был сделан на концепции песочного замка. Собор Гауди, по замыслу архитектора, должен был стать по-настоящему великим проектом, но не покушаться на сакральные позиции природы. Высота центрального шпиля (170 метров) было выбрана неслучайно: ориентиром была гордость Барселоны – гора Монжуик. Собор Гауди в Барселоне доказывает, что фантазия человека безгранична и может привести к поразительным итогам, но настоящим кудесником является природа.

Спустя 7 лет после начала стройки, получил долгожданную крипту, зародившуюся еще во времена работы дель Вильяра. Антонио Гауди желал представить миру проект, который служил бы наглядной энциклопедией по Евангелию для жителей и гостей Барселоны.

Собор Гауди в Барселоне имеет непростую историю строительства. Пожалуй, ключевой проблемой можно считать недостаточное финансирование, которое тормозило процесс возведения.

При работе над аспидой удалось получить значительную сумму. Деньги открыли возможности скорректировать проект. Главные конструктивные решения не были пересмотрены, однако для придания облику монументальности, Гауди разработал удивительные по красоте башни. Продуманность до мелочей и изящные формы стали главными особенностями Собора Гауди в Барселоне.

Достопримечательность характерна потрясающими фасадами Рождества, Славы и Страстей Христовых, которые покоряют сердце любого туриста Барселоны. Изначально предполагалось украсить Собор Гауди необычным сочетанием оттенков керамики, но позже от замысла отказались.

Первостепенное значение для Собора Гауди в Барселоне имеет фасад Рождества. Антонио Гауди полагал, что необходимо мобилизовать все ресурсы на его возведение. Архитектору хотелось удивить жителей Барселоны масштабом постройки и донести до них главный замысел. Для украшения этого фасада использовались ящерицы и улитки. При возведении Собора Гауди много сил и времени было отдано клуатру, который символизирует портал Святой Девы Розарии.

Одно из главных архитектурных чудес Барселоны получило свои характерные формы к началу прошлого века. Очертания Собора Гауди стали предметом многочисленных споров, в которых жители города выражали свое удивление и восхищение архитектурному гению. Уже тогда стало ясно, что Собор Гауди в Барселоне займет место среди лучших каталонских достопримечательностей.

Архитектор принял решение о необходимости построить церковно-приходскую школу для развития идеи проекта. Ее возведение продолжалось год. Церковно-приходская школа стала одной из заметных особенностей . Она воплощает главные идеи творчества архитектора – отказ от шаблонности и применение криволинейных форм таким образом, чтобы не ослабить прочность конструкции.


В 1925 году произошло важное событие для Собора Гауди в Барселоне – завершилось возведение фасада Рождества. По сей день удивляет своими размерами колонна Святого Варнавы.

Собор Гауди теряет своего автора: смерть великого архитектора

Поворотным днем в истории возведения Саграда Фамилия считается 7 июня 1926 года. В результате несчастного случая архитектор попал под трамвай, но не получил медицинской помощи на достаточном уровне. Все дело в его скромном внешнем виде и отсутствии документов при себе на момент трагедии. Было решено отправить пострадавшего в госпиталь для бедных, где с ним не желали проводить много времени и оказали помощь на минимальном уровне. Гауди опознали в тот момент, когда было потеряно драгоценное время. Гибель великого архитектора Барселоны произошла 10 июня 1926 года. Он был захоронен в крипте главного проекта своей жизни. Такое решение объясняется символизмом и желанием обеспечить связь между Собором Гауди и его автором.


Следующим архитектором проекта был выбран Доменек Суграньес. Он считался если не самым, то одним из самых талантливых учеников Антонио Гауди.

Собор Гауди в Барселоне: строительство после гибели незаурядного гения

В 30-х годах прошлого века завершилось возведение колонн фасада Рождества. Сложности в дальнейших работах были связаны с гражданской войной, ставшей причиной трудностей во всех сферах жизни. Во время боевых действий сгорели чертежи Собора Гауди, оставшиеся от автора проекта. С завершением войны работы по возведению неповторимой достопримечательности Барселоны возобновились, но уже без Суграньеса, который скончался 1938 году.

Значительных успехов по строительству Собора Гауди в Барселоне удалось добиться в 1952 году. В итоговом виде предстали лестница и подсветка. Близилось завершение работ по фасаду Рождества, планировалось бросить все силы на фасад Страстей. Сложно переоценить важность окончания работ над криптой.


Возведение башни фасада Страстей завершилось в 1977 году. В целях украшения Собора Гауди было решено использовать многочисленные витражи и скульптуры. Идеи для украшений связаны с тематикой Рождества Христова.

В настоящий момент Собор Гауди в Барселоне возводится в ускоренном темпе за счет привлечения большого числа сил и ресурсов. Аспида и средокрестие предстали завершенными в 2010 году. Следующая цель – построить 2 башни. Основная имеет высоту 170 метров. Башни, согласно замыслу, выполняются в честь Христа и Девы Марии.

Собор Гауди в Барселоне: интересные факты

1. Проект содержит еще 4 башни, которые должны быть посвящены Евангелистам. Каждая из них высотой 120 метров. При условии соблюдения сроков выполнения работ на каждом из этапов, возведение Собора Гауди завершится в 2026 году.

2. Саграда Фамилия поражает не только внешним обликом, но и неповторимым внутренним убранством с большим количеством деталей. Они полностью раскрывают замысел проекта. Антонио Гауди старался использовать нетипичные формы для придания грации и несравненной красоты. С этим связаны трудности при возведении, так как работать с принятыми формами затруднительно. Архитектурное чудо Барселоны требует немало времени для реализации.


3. В настоящее время Собор Гауди снабжается необходимыми ресурсами, к работе над проектом привлекаются лучшие специалисты, которые способны реализовать изначальную задумку с помощью современных средств проектирования. Барселона ждет завершения этого проекта не один десяток лет.

При возведении Саграда Фамилия необходимо обрабатывать каменные блоки по особой технологии, требующей больших затрат времени.

Покупка билетов в Собор Гауди

Изнутри достопримечательность удивляет оригинальными витражами, восхитительной работой с лепниной и мозаикой. Собор Гауди известен уникальной игрой света. Огромное внимание к деталям при планировании внутренних помещенийотличительная черта творчества Гауди.

Конечно же вы уже все и всё знаете про этот собор. Читали про его историю и рассматривали с разных сторон. Но для того, чтобы как то окружить информацией этот великолепный виртуальный полет над Барселоной и строением (с залетом внутрь), который вы могли наблюдать и участвовать в нем нажав на картинку в начале поста, я еще вам напомню немного информации и фотографий по этому поводу.Барселона - непостижимый и дерзкий город Испании, символ каталонской культуры и современного искусства, странным образом объединяющий автентику и неоготику, рьяно защищающий свои традиции и смело бросающий вызов устоявшимся взглядам… Столица Каталонии является едва ли не крупнейшим туристическим центром Европы, предлагая посетителям не просто богатый выбор достопримечательностей.

От великолепного холма Монжуика с Национальным дворцом, музеем искусств, «Испанской деревней» и Магическим фонтаном до легендарной «Барселоны Гауди», этот город умеет очаровывать и поражать воображение. Именно работы выдающегося архитектора-каталонца, ярким пятном реющие над всей историей искусств, превратили Барселону в мекку художников и дизайнеров со всего мира. Причудливые фонари на Королевской площади и фантастические образы усадьбы графа Гуэля (сейчас на территории поместья находится библиотека местного университета) и сегодня удивляют не менее, чем в день своего создания, а дворец около бульвара Рамбла, дом Висенс, Дом Бальо и Каса Мила наравне с Парком Гуэля являются частью мирового наследия ЮНЕСКО. Но главный символ во многом противоречивого и до сих пор неразгаданного гения - это, безусловно, Саграда Фамилиа, легендарный Собор Святого Семейства.

“То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы”, - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Для строительства этого храма был выделен свободный участок земли, который находился к тому монету в нескольких километрах от города. Проект храма был разработан архитектором Франческо дель Вильяра. Лпан архитектора заключался в возведении церкви в неоготическом стиле, однако, он успел отстроить лишь крипту над апсидой. После него в 1891 году главой проекта выступил Антони Гауди, который, как ни странно, никогда не был особо религиозен, поэтому до сих пор остаётся загадкой, почему же строительство было доверено именно ему. Тем не менее, Антонио Гауди взялся за проект со всем рвением и внёс значительные изменения в его первоначальный замысел. На 43 года собор Саграда Фамилия стал смыслом его жизни, архитектор посвящал его созданию все свое время, он даже жил в нем.

Саграда-Фамилия - дерзкая попытка в почти уже безбожном XX веке повторить на новом уровне сознания классические стройки католического Средневековья, такие, как Миланский и Кельнский соборы. Сам Гауди понимал, что он не сможет дожить до воплощения мечты. Соборы строят веками - это только Софию в Константинополе и храм Христа Спасителя в Москве возвели за пять лет, поскольку на них работала целая система. В западном гражданском обществе, где считают каждую копейку, такое не проходит. К тому же Саграда-Фамилия изначально строилась только на частные пожертвования. А Гауди на этот счет был ироничен, говоря: «Мой клиент не торопится», имея в виду Бога.

Саграда-Фамилия строилась на основе готических канонов, однако Гауди в эту форму внес свое неповторимое содержание. Гауди - это смесь математика и мистика. Он до предела насытил свое творение христианскими символами, иногда вплоть до паранойи. Собор должен иметь три фасада (Рождества, Страстей и Воскресения) и по четыре башни с каждой стороны - получается 12, по числу апостолов, и высота их должна быть 100 метров. В настоящее время только четыре из них поднялись ввысь (одна при жизни Гауди, три остальные - в 1926-1936 годах, под руководством одного из его ассистентов). Еще запланировано 4 башни, посвященные евангелистам (они повыше, чем предыдущие 12), башня Девы Марии (еще выше), и, наконец, центральная башня Иисуса с гигантским крестом должна быть 170 метров высотой, что на метр ниже холма Монтжуик - по словам Гауди, нельзя претендовать на высоту большую, чем подразумевал сам Бог. Четыре колокольни евангелистов должны быть увенчаны символическими фигурами - бык (Святой Лука), крылатый человек (Святой Матфей), орел (Святой Иоанн) и лев (Святой Марк). Что же касается мелких деталей строения, то они уникальны - Гауди не признавал никаких классических канонов и смело устанавливал свои стандарты.

Фасад Рождества, законченный при жизни Гауди, насыщен довольно сюрреалистическими скульптурами Святого Семейства, ангелов, птиц, грибов, растений и животных. Под колоннами фасада - фигуры черепах, которые являются символами Иосифа и Марии. Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса, а двери внутреннего портика отображают христианские заповеди. Второй фасад Страстей, противоположный первому, должен, наоборот, рассказывать о смерти Иисуса на Кресте. Там с 50-х годов трудится скульптор Жозеп Мария Субиракс. Его творения у многих вызывают споры и неприятно, считаются извращением, но чтобы составить свое собственное мнение, вам нужно посмотреть на все это воочию… Идея строительства нового храма пришла в 1882 году в голову консервативному крылу католической общины (иосифлянам), которые считали, что Барселона погрязла в грехе и декадансе и что горожанам необходимо новое место, где они могли бы каяться. Для этого они избрали самый непрестижный участок тогдашней Барселоны - пустырь, использовавшийся для выпаса коз. Строительство несколько раз прерывалось из-за нехватки средств. Собственно, в середине 20-х годов фонды на строительство собора закончились, и сам Гауди жил отшельником прямо в недостроенном храме. 7 июня 1926 года Гауди попал под трамвай, возвращаясь со стройплощадки и засмотревшись на силуэт собора. Он скончался спустя три дня тяжелой агонии в больнице для бедных - никто из врачей и прохожих не распознал в нем архитектора Саграда-Фамилии.

После смерти Гауди собор продолжали строить еще десять лет, пока в 1936 году каталонские анархисты в своей безбожной ярости не устроили в соборе погром, уничтожив все модели архитектора. Только после победы Франко в 1940 году работу продолжила группа самых уважаемых зодчих Барселоны. Однако ввиду не слишком большой симпатии каудильо к каталонцам и Барселоне и из-за явной нехватки средств строительство шло вяло. Масштабность и оригинальность замысла Гауди просто поражает. По его проекту собор должен был быть возведён в форме креста и состоять из трёх фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. При жизни архитектора был возведён только первый из них.

Каждый из фасадов должен был символизировать важнейшие этапы в жизни Иисуса Христа: рождение и жизнь, предательство и распятие, и самый важный – воскресение из мёртвых. Потому портал Воскресения по замыслу автора самый величественный и грандиозный.Есть в архитектуре собора Саграда Фамилия и масса других символов. Так каждый фасад должно венчать по четыре башни, а всего двенадцать – как двенадцать апостолов.В центральной же части будут построены четыре часовни, символизирующие четырёх евангелистов: Марка, Луку, Матфея и Иоанна. В самом центре предусмотрено место для возведения двух самых высоких шпилей: башни Иисуса Христа и колокольни Девы Марии.

Из-за огромного количества окон и ниш поверхность здания выглядит как тонкое ажурное кружево. Кажется, что воплотить такое изящество в камне просто невозможно. В то же время собор общий вид собора массивен и величественен, а его загадочная аура завершает неизгладимое впечатление, которое производит Саграда Фамилия на каждого, кто его увидел.Внутреннее убранство собора не уступает по оригинальности и фантастичности внешнему фасаду. Здесь особенно ярко проявляются природные мотивы в творчестве Гауди.Гигантские колонны, разветвляющиеся вверху, и украшенный необычной лепкой свод напоминают кроны древних деревьев, подпирающих звёздный небосвод. Резные витражи сходны с неземными цветами, а винтовые лестницы – с огромными улитками.

Уникальная акустика, над которой творец работал несколько лет, предполагает наличие большого хора. Кроме того, Гауди предусмотрел в соборе Саграда Фамилия места для тридцати тысяч молящихся. Пока все эти идеи еще не претворены в жизнь, но, возможно, через пару десятков лет храм все же будет достроен, и его красота приобретет, наконец, законченный и совершенный вид.После посещения храма Святого Семейства остается ощущение нераскрытой тайны. Будто приподнялся занавес и уголок этой тайны уже виден, ещё чуть-чуть и всё станет понятным и очевидным… но нет.Все самое главное остается за гранью понимания, мы никогда не сможем до конца понять гениальный замысел Гауди, как и никогда не узнаем, каким получился бы собор Саграда Фамилия, если бы архитектор дожил до его завершения

Явное оживление на стройплощадке произошло в 80-х годах. Сейчас работы возглавляет Хорди Бонет. Согласно планам, к 2026 году, т.е. к столетней годовщине смерти архитектора, строительство будет завершено. Но есть и другое мнение. Более 400 деятелей культуры Испании призвали в 2008 году остановить работы. По их мнению, строители «предали дух Гауди», что строящийся собор всего лишь карикатура на гениальный замысел. Проблема в том, что Гауди всегда импровизировал по ходу, гибко меняя свои первоначальные замыслы. Поэтому он сам присутствовал на площадке. Ныне же Саграду-Фамилию нельзя назвать творением Гауди - слишком много индивидуального и нового внесено его последователями, взять того же скульптора Субиракса. Однако же, если вспомнить историю возведения великих храмов Средневековья, то ничего удивительного в этом нет - романский стиль был усовершенствован готикой, а потом добавляли еще и фасады с колокольнями в стиле барокко. Соборы, где выдержан один первоначальный стиль, можно пересчитать по пальцам.

Созданию этого самого посещаемого и известного символа Барселоны, Гауди посвятил большую часть своей жизни, но и этого было мало: окончание строительства грандиозного «храма нового века» ожидается только к 2030 году, когда наконец-то будет завершен один из фасадов и центральная колокольня. Величие и удивительная аллегоричность - главные характеристики этого неповторимого шедевра. Архитектор мечтал создать здание, которое бы полностью передавало аллегорию Рождества Христова, и вряд ли найдется критик, который скажет, что ему это не удалось. Здание удивительным образом соединяет в себе три фасада: западный фасад, один из самый знаменитых, открывает нам аллегорическое воплощение Рождества, восточный - Страсти, южный - Смерти и Вознесения. Наиболее ценным с точки зрения искусства, считается центральный фасад Храма Искупления Грехов (или Искупления Святого Семейства), известный также как Фасад Рождества, соединяющий удивительные четыре башни, благодаря необычной веретенообразной форме, напоминающие песчаные замки и абсолютно оригинальные орнаменты и силуэты.

Благодаря стилистическому решению, получившему название неоготического направления, кажется, будто башни возвышаются из общего, цельного скального основания, «вырываясь» из основы в высь. Скульптурные группы и необычные барельефы являются основными средствами выражения смысловой задумки, но не только в причудливых образах воплотился невероятно масштабный проект этого собора. Башня Христа, увенчанная колокольней, достигает около 170 метров в высоту, а нижняя церковь, во многом скрытая за великолепными фасадами, скрывает роскошные арки, абрисы которых не повторяются нигде в мире и великолепные гротескные витражи. Гротескное воплощение религиозного фанатизма и безусловно самое оригинальное религиозное строение в мире, Саграда Фамилиа и сегодня остается одним из самых спорных шедевров архитектуры. После завершения строительства Собор будет увенчан восемнадцатью башнями, выполненными в том же причудливом веретенообразном стиле.

Каждый год собор посещает два с лишним миллиона человек, и по популярности Саграда-Фамилия соперничает с мадридским музеем Прадо. Извечное испано-каталонское «эль-класико» продолжается и здесь.

Этапы строительства.