Гобелен из Байё: история завоевания. Гобелен из Байё Ковра из байё

Гобелен из Байё: история завоевания. Гобелен из Байё Ковра из байё


Байё (фр. Bayeux) - город в Нормандии (северо-запад Франции), в департаменте Кальвадос. Байё расположен в плодородной долине реки Ор, в 12 км от Ла-Манша.
В древности Байё был центром гальского племени байокассов, а во времена римлян носил название "Augustodorum" и, как показывают остатки водопровода, гимназии и других признаков цивилизации, достиг известной степени процветания.
В III веке эта область принадлежала к так называемому «Саксонскому берегу» (лат. Litus Saxonicum, современный департамент Антлантическая Луара), потом к территории Малой Саксонии (лат. Otlingua Saxonia, современный департамент Кальвадос), куда Карл Великий выселил покоренных им саксонцев. Потомки этих переселенцев ещё долгое время именовались «бессенские саксы». Байё был главным городом области Бессен. В IV веке в городе было основано епископство, а в IX веке к саксонскому элементу присоединился ещё один, тоже германского происхождения. Норманн Роллон (с 912 г. христианский герцог Нормандии) отнял Байё у графа Беренгарда, который был убит при штурме города викингами, и красивая дочь которого стала женой победителя. Таким образом Байё стал главным центром норманнской власти в Верхней Нормандии и дольше других городов сохранял скандинавские обычаи.
Главная достопремичательность города - кафедральный собор, постройка которого началась в 1105 г. и была закончена в 1497 г. В городе также находится музей, в котором экспонируется знаменитый «ковёр из Байё», памятник раннесредневекового искусства, представляющий собой вышитое полотно 50 см высоты и 70,3 м длины, изображающее главнейшие события из истории завоевания Англии Вильгельмом Нормандским. Во Франции гобелен известен как «Ковёр королевы Матильды», так как долгое время полагали, что эта картина вышита руками жены Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды. Однако в настоящее время существует и вторая теория, что заказчиком ковра был Одо, епископ Байё, один из ближайших соратников и единокровный (по матери) брат Вильгельма, и в этом случае, вероятно, изготовителями гобелена были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Cв. Августина в Кентербери.

Основным сюжетом гобелена является битва при Гастингсе(англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066 г.) между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма:
«Бились ожесточенно большую часть дня, и ни одна из сторон не уступала. Убедившись в этом, Вильгельм дал сигнал к мнимому бегству с поля брани. В результате этой хитрости боевые ряды англов расстроились, стремясь истреблять беспорядочно отступающего врага, и тем была ускорена собственная их гибель; ибо нормандцы, круто повернувшись, атаковали разъединенных врагов, и обратили их в бегство. Так, обманутые хитростью, они приняли славную смерть, мстя за свою отчизну. Но все же они и за себя отомстили с лихвой, и, упорно сопротивляясь, оставляли от своих преследователей груды убитых. Завладев холмом, они сбрасывали в котловину нормандцев, когда те, объятые пламенем [битвы], упорно взбирались на высоту, и истребили всех до единого, без труда пуская в подступающих снизу стрелы и скатывая на них камни.»
Хронист Вильгельм Пуатевинский о сражении нормандцев и англосаксов.

Самое ранне письменное свидетельство о ковре содержится в описе имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 г. Ковёр был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной аммуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе. Бо?льшую часть Второй мировой войны ковёр провёл в подземельях Лувра.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё, причём во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Ковёр вышит на льняном полотне шерстяными нитями четырёх цветов: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда. Часть ковра длиной около 6,4 м не сохранилась. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя.

Авторы ковра отразили нормандскую точку зрения на события 1066 г., например, коронацию Гарольда проводит отлучённый Стиганд, хотя скорее всего, по свидетельству Флоренса Вустерского, помазание осуществлял архиепископ Элдред, рукоположенный в полном соответствии с церковными канонами. Кроме того, согласно легенде, изображённой на гобелене из Байё, стрела попала в правый глаз короля. По другой же версии Гарольд был зарублен нормандскими рыцарями. Хроника Roman de Rou сообщает, что король Гарольд был ранен стрелой в глаз, но вырвал стрелу и продолжил сражаться, пока не пал под ударами нормандских рыцарей. Ещё раньше погибли братья короля Гирт и Леофвин. Оставшись без предводителей, англосаксонская армия ударилась в бегство, хотя дружина короля продолжала биться вокруг тела своего сюзерена до последнего.
Победа Вильгельма была полной. Несколько тысяч англосаксов осталось лежать на поле боя. Изрубленное тело короля Гарольда Вильгельм позднее отдал его матери для захоронения.

Памятная плита на месте гибели короля Гарольда:

Сражение при Гастингсе - одна из немногих битв, кардинально изменивших ход истории. Победа открыла перед Вильгельмом Англию. После недолгого сопротивления покорился Лондон, а уцелевшая англосаксонская аристократия признала права Вильгельма на английский престол.
25 декабря 1066 г. в Вестминстерском аббатстве состоялась коронация Вильгельма королём Англии. В результате нормандского завоевания было уничтожено древнее англосаксонское государство, на смену которому пришла централизованая феодальная монархия с сильной королевской властью, основанная на европейской рыцарской культуре и вассально-ленной системе. Развитию страны был дан новый толчок, позволившей Англии в короткое время превратиться в одну из сильнейших держав Европы.
На месте битвы при Гастингсе был основан монастырь Баттл (англ. Battle - «битва»), причём алтарь главной церкви монастыря находился прямо на месте гибели короля Гарольда. Позднее вокруг монастыря вырос небольшой город Баттл.

Поле битвы при Гастингсе. Вид с нормандских позиций:

Обычно в экскурсиях Байе всегда идет вкупе с Каном – не только, потому что они расположены в 50 км друг от друга. (Мы их так и называли: Каё-Байё). Основные события в жизни этих городов происходили в одно время – в эпоху Вильгельма Завоевателя. И в данном контексте Байе служит дополнением к Кану, так как является хранителем уникальной реликвии эпохи Вильгельма Бастарда, превратившегося в Вильгельма Завоевателя.

Эта реликвия, так называемый ковер Байе, — 1070 года создания. Так называемый – потому что на самом деле это не ковер или гобелен в обычном понимании. Это узкое длинное полотно шириной в полметра и длиной под 70 метров, которое я бы его определила как первую киноленту, фильм, созданный возможными для того времени средствами.

В этом «фильме» грубыми шерстяными нитками по льняному полотну подробно и тщательно, с множеством сцен и персонажей, вышита история завоевания нормандцами Англии.

А интрига всех этих событий как раз и завязывалась в Байё. Здесь Гарольд, посланник английского короля Эдуарда Исповедника, был вынужден на святых мощах поклясться в верности Вильгельму, но клятву преступил, сам занял королевское место после смерти Эдуарда, чем вызвал вторжение возмущенных нормандцев в Англию и свою собственную гибель в битве при Гастингсе.

Заказ этого полотна сначала приписывали жене Вильгельма, Матильде Фландрской. Потом более вероятным заказчиком посчитали сводного брата Вильгельма, Одо, епископа Байе, который как раз в момент создания полотна выстроил в Байе кафедральный собор. Вышитая лента событий ежегодно стала выставляться в стенах собора, чтобы в горожанах не ослабевала память о тех героических событиях.

Несколько раз ленте грозило уничтожение. В годы Французской революции ее хотели использовать просто в качестве добротной льняной тряпицы. А потом Наполеон перевез ее в Париж. Прошли годы, ковер возвратился в Байе, только в соборе его уже не выставляют. Специально для него был построен трехэтажный музей.

Вот в него-то и попадает первый делом всякий прибывший в город добропорядочный турист.

На первом этаже музея и развернута уникальная лента – ковер Байе. На входе каждому дают аудиогид (есть на русском), который и разъясняет вам «кадр за кадром» по мере продвижения вдоль полотна. События изложены скрупулезно: вышиты здания, корабли, многочисленные персонажи, животные, детали одежды, еда. Изображен даже цыпленок на вертеле, загружаемый в качестве провианта на корабль. По краям полотна, сверху и снизу, вышит орнамент: иллюстрации к басням Эзопа.

Фрагменты

Орнамент

Пройдя 70 метров вдоль этого полотна, невольно проникаешься – даже не значимостью изображенных событий – а вот именно что уникальностью того, что только что проплыло перед твоими глазами. Других подобных аналогов в мире не существует.

Второй и третий этаж музея – для закрепления материала. На втором этаже можно в замедленном режиме на экране просмотреть каждую картину. Также там представлены вещи и макеты времен Вильгельма Завоевателя.

На третьем этаже демонстрируется 20-минутный фильм: то на английском, то на французском языках.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Всё пересмотрев в музее, турист перемещается во вторую достопримечательность Байё – кафедральный собор Нотр-Дам, в стенах которого ковер когда-то и демонстрировался. На освящении собора присутствовал Вильгельм Завоеватель.

На собор не поскупились – роскошный. Правда, от 11-го века сохранилось немногое. Все это готическое великолепие возникло позднее.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Крипта 11-го века

К счастью, от Второй мировой войны Байё практически не пострадал. Если за соседний Кан бились долго и ожесточенно, то Байё перешел в руки союзников уже на другой день после высадки.

В самом городе сохранилось много симпатичных местечек.

Мельницы на реке Орн

Ковёр из Байё – огромное льняное полотно, расшитое шерстяными нитками 8 цветов. Его ширина достигает 53 см, а длина равна 68,38 метра. Объективности ради следует заметить, что данный шедевр раннего средневековья ковром-гобеленом не является. Это вышивка разноцветными нитями. Относится она к всемирным наследиям ЮНЕСКО. Хранится в городской ратуше города Байё (Франция – Нормандия). Данный шедевр был создан в XI веке. В IX-X веках жители северных прибрежных районов Франции регулярно подвергались нападению викингов . Те не только грабили, но и селились на разграбленных территориях возле моря. Так в устье реки Сены появилось герцогство Нормандское. Эту территорию французский король закрепил за предводителем викингов Роллоном в качестве феодального владения.

Нормандцы освоили верховую езду и стали грозной силой не только на море, но и на суше. В XI веке они стали претендовать на английский престол. Вылилось это всё в военный поход потомка Роллона Вильгельма в Англию в 1066 году. Нормандцы высадились на английском побережье и в битве при Гастингсе нанесли сокрушительное поражение англосаксам, во главе которых стоял король Гарольд. После этого в Англии установилось нормандское правление, а Вильгельм к своему имени получил добавление Завоеватель.

На ковре из Байё как раз и отражены вышеописанные исторические события. Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда. Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

  1. Романская архитектура Франции конца XI- хп вв: региональные школы, их истоки и художественная специфика.

Термин «романская архитектура» был введен в научный обиход в 1825 г. французским археологом Арциссом де Комон как определение западноевропейского зодчества, непосредственно предшествующего готике (Под «готической» архитектурой публицисты и художники итальянского Возрождения подразумевали архитектуру, возникшую после падения античности, хотя собственно «готическим» мог быть назван разве только мавзолей остгота Теодорнха в Равенне. То, что ныне именуется «готикой», они называли «современной французской манерой» (opus francigenum), противопоставляя ей возрождавшуюся в Италии классику. В дальнейшем, вплоть до появления термина «романская архитектура», все зодчество средневековой Европы, в отличие от архитектуры Ренессанса, называлось «готикой».). В современном понимании этот термин охватывает все многообразное строительство на территории Западной Европы с начала XI в. до возникновения архитектуры «готической». «Романской» эта архитектура была названа потому, что в ней увидели возрождение некоторых римских конструкций и форм (цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, бутобетонное ядро стен и опор с облицовкой тесаным камнем и т. д.), а также потому, что она возникла на территории, населенной народами, говорящими на языках «романской» группы.

То и другое верно лишь весьма относительно. Сходство некоторых конструктивных приемов еще не делает романскую архитектуру производной от римской, поскольку, при всей своей важности как средство решения различных пространственных задач, далеко не одни конструкции создают такую законченную в себе архитектурную систему, как романская. К тому же целый ряд чисто конструктивных приемов в системе опор и сводов строители романской эпохи создали независимо от римского наследия. Уже в предшествующий период прямой противоположностью римским композициям явилось беспокойное сочетание объемов в архитектуре Каролингов. Только в интерьерах ранних базилик самого Рима сравнительно долго сохранялось античное восприятие пространства

С утра мы направились в то место, которое мне очень хотелось увидеть, но о котором я почти ничего не знала - в музей ковра, находящийся в маленьком городке Байё.

Немного истории города. Байё появился как римский лагерь для защиты от нападений германцев в I в. до н.э. под именем Аугустодурум. Хотя укрепления между морем и рекой Ор существовали и ранее, но доказательств существования кельтского города не найдено. В галло-римскую эпоху это был важный центр на дороге между нынешними Лизье и Валонь у брода через Ор, который пересекает город с юга на север. Так как поселение находилось на территории галльского племени байокассов (так их называл Плиний), в IV в. оно упоминается уже как Байокассиум.

Сначала поселение ремесленников и торговцев развивалось на западном берегу реки. Недалеко находилась гора Фаунус, где еще кельтские друиды проводили свои ритуальные обряды. Эта гора была связана и с первыми мучениками новой религии - христианства. Все это, видимо, способствовало превращению в дальнейшем поселения в религиозный центр. К концу Римской империи оно становится епископским центром, одним из самых старых.

Город римских времен имел четкую прямоугольную планировку, которая сохранялась и в средневековом городе, долгое время не выходившем за пределы стен: на севере жили ремесленники, на юго-западе - знать, на юго-востоке были владения церкви. Причем церковные владения становятся все более важными и обширными, а существовавший когда-то норманнский замок исчезает совсем (нынешняя площадь Де Голля).

Епископство Байё является одним из самых старых в Нормандии. Первые епископы происходили из галло-римской знати, близкой к королям. Епископская власть усилилась после падения Римской империи. После образования в X в. герцогства епископы были из норманнского герцогского рода. При Вильгельме Завоевателе религиозная власть в городе процветает. Недалеко от Байё находился Кан, во времена Вильгельма бывший главным городом герцогства. Герцог назначает епископом Одона, своего сводного брата. Именно при нем начато строительство нынешнего собора. И именно Одон помещает на века в этот собор знаменитый ковер.

Во время войны за трон между сыновьями Вильгельма Байё подвергся сильным разрушениям и переживал упадок. В XIII в. он в составе Нормандии переходит под власть французского короля. Но религиозная власть клириков остается в городе очень сильной, потому что, владея огромными богатствами, они смогли купить льготы у короля. Только после Столетней войны в городе появляется сильная светская власть, которая сопротивляется религиозной. Религиозные войны ослабили церковь, раскололи жителей и тем самым снова затормозили развитие города. Епископская власть усилилась в XVII в., когда город выходит за пределы городских стен, проходивших примерно по границе еще римского лагеря. Появляется ряд монастырей разных орденов вокруг центра. Революция положила конец религиозной власти в городе.

Байё находится в 12 км от пляжей, на которых высадились союзники в июне 1944 г. В ходе операции «Оверлорд» город был освобожден первым, поэтому избежал разрушений. Здесь обосновалось первое французское правительство на освобожденной территории. Для подготовки операции по освобождению Кана союзники даже построили объездную дорогу (сейчас окружной бульвар), чтобы вибрация тяжелой техники не разрушила старинный город и его собор. На окружной дороге в настоящее время находится кладбище погибших при освобождении Нормандии союзников и посвященный этому музей.

Так как Байё являлся долгое время епископским центром, нужно рассказать о главном соборе города. Собор Богоматери Байё строился с XI по XV век, он был главным собором епископства, существовавшего здесь с IV по XIX век. Строительство начал епископ Уго из Эври, но закончен и освящен собор был при Одоне. Одон участвовал в завоевании Англии, получил значительные финансовые средства и после этого смог быстро завершить строительство. Храм был освящен в присутствии Вильгельма и Матильды. Но он уже использовался и этого, потому что на ковре королевы Матильды Гарольд дает клятву верности на реликвиях этого собора.

Собор Богоматери Байё

Вокруг собора образовался квартал духовенства: дома клириков (XIV-XVIII веков), епископский дворец, библиотека капитула, дом каноника.

Самыми старыми частями собора являются крипта (с элементами декора XI века и росписями XV века) и основания башен западного фасада. Только крипта сохранилась после войны за наследство сыновей Вильгельма Завоевателя, когда собор выгорел почти полностью. Потом собор еще раз горел в конце XII в. Почти полтора века крипта была замурована. Когда решили перестроить собор, романский стиль уже уступил место готическому. Поэтому перестраивать его стали уже в новом стиле. Так собор оказался одной из первых построек этого стиля. Это был едва ли не первый пример постройки высокого центрального нефа в архитектуре, что дало возможность лучше осветить храм.


Крипта собора

Снаружи собор представляет собой здание, которое практически полностью можно отнести к XIII веку. Романские башни надстроили готическими стрельчатыми завершениями.

Западный портал собора снаружи

Западный фасад имеет три портала. Скульптуры были утеряны во время религиозных войн. Тимпан левого портала посвящен страстям Христа, правого - последнему суду. Во время Столетней войны северная из башен служила дозорной.


Западный портал собора изнутри; витраж XIII века

Самый непривычным является южный фасад. На тимпане портала каноника изображены сцены из жизни английского святого Томаса Бекета. Этот святой был популярен во Франции в XIII веке. Описания его жизни были переведены, и их читали. Он посетил Байё во время своего изгнания из Англии. Так сцены из его жизни оказались на французском соборе. Там же сохранилась не разбитая вандалами скульптура, надписи на стене, посвященные умершей сестре одного из епископов.

Северный портал прежде не существовал. Его пробили только в XIX веке. С этой стороны к собору примыкает библиотека капитула, где переписывали и хранили документы и книги. С этой же стороны хорошо видна обратная сторона башен западного портала.

Высокую центральную башню, характерную для построек норманнского стиля, начали строить только в XIV веке. Строилась она долго, была разрушена пожарами, изменена «реставрациями», закончена только в XIX веке уже в стиле нео-готики.

Интерьер собора сохранил несколько интересных мест. Нижняя часть собора романская. Декор содержит элементы норманнского стиля. В южной части можно увидеть на барельефах, в том числе, и так называемых любовников из Байё, и повтор с ковра клятвы Гарольда. На потолке хора в медальонах изображены первые епископы.


Любовники из Байё

На стене у южного портала (каноника) помещены Благовещение, Троица, Распятие и сцены из жизни Св. Николая - все XIII в., мученичество святого Томаса Бекета (XIX в.).

Троица - наверху и Благовещение - внизу (XIII век)

Из жизни Св. Николая (XIII век) - внизу, Убийство Томаса Бекета (XIX век) - наверху

У северной стены находится сокровищница (вход только с группой), где хранился веками ковер, а сейчас находятся предметы XII-XIII веков (риза св. Регноберта, ларец арабской работы, шкаф со средневековыми росписями). Рядом у входа витраж XIII века (еще один - на западном портале, где орган). За северной башней находится проход в зал капитула (только с группой), где сохранился лабиринт. Капеллы этой стороны связаны с библиотекой, епископским дворцом.

Если выйти из собора через западный портал, повернуть налево и идти по улице вдоль южного фасада и далее, пересечь Ор, то выходишь к находящемуся в бывшей семинарии Центру Вильгельма Завоевателя . Гобелен из Байё или ковер королевы Матильды сегодня находится там. По всему городу стоят указатели на Музей ковра. Музей занимает 2 этажа. Верхний - история создания ковра, а внизу, в полутьме, под стеклом находится это чудо, о котором ниже. На входе дают аудиогиды на 14 языках, в т.ч. на русском языке. Экскурсия вдоль ковра занимает примерно 1 час. Максимальная стоимость визита сейчас - 9 евро, студенты и школьники старше 10 лет - 4 евро.

Река Ор

Некоторые называют этот объект «ковром», некоторые «гобеленом», но на самом деле это вышивка. В голове не укладываются некоторые детали: как удалось сохранять этот ковер-гобелен почти 1000 лет, сколько человек вышивали его (а его длина поражает), почему это чудо оказалось в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО только в 2007 году?

Ковер (будем его так называть, т.к. его называют tapisserie) вышивали сразу после битвы при Гастингсе. Есть два предполагаемых заказчика (т.к. во все времена подобные работы выполнялись по заказу): герцогиня-королева Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, и епископ Одон, его единоутробный брат. Вторая версия многим представляется более реальной по многим причинам. Епископ Одон сам был участником битвы при Гастингсе. После завоевания он получил во владение земли в Кенте, а стиль вышивки, который долго изучали, является юго-восточным англо-саксонским. На ковре изображены три приближенных епископа. Он долго стоял во главе епископства Байё (с 1049 по 1097), по его приказу начали строить собор Богоматери. На ковре изображена сцена клятвы на реликвиях из собора в Байё. Ковер долгие века хранился в соборе Богоматери этого городка, откуда его выносили «на всеобщее обозрение» один раз в год в июле по случаю праздника реликвий (т.е. это был рассказ в картинках о завоевании Англии Вильгельмом для неграмотных прихожан).

Епископ Одон участвует в битве при Гастингсе

Теперь изложу цифры, имеющие отношение к вышивке. Ковер вышит на льне, использованы нитки 8 цветов. Ширина - около 50 см, длина - около 70 м. Ковер включает 58 сцен. Предполагают, что за почти 1000 лет утеряно 2 сцены (возможно, въезд Вильгельма в Лондон, его коронация в Вестминстере, строительство Тауэра). На ковре изображены во всех подробностях события, произошедшие с 1064 по 1066 год. Вышиты больше 600 людей, 200 лошадей, 50 собак, 30 зданий, 40 кораблей, общее число сюжетов - более 1500. После изучения вышивки пришли к выводу, что ковер изготовлен двумя (!) вышивальщицами за 2 года. Сверху кратко изложены на латыни вышитые события. На вышивке показаны орудия труда, прически, одежда XI века, реальные события (появление кометы Галлея), мифологические существа из известных в то время историй (басен, античных мифов). Об исторических событиях, изображенных на ковре, рассказывали современники (Гийом из Пуатье и Гийом из Жюмьежа), веком позднее они были дополнены еще двумя авторами, т.е. вышивка документально верна.

Во время коронации Гарольда была видна комета Галлея

Кем бы и где бы ни был вышит ковер, он был сделан для того, чтобы доказать легитимность завоевания Англии Вильгельмом. Он является рассказом о торжестве добра над злом, потому что Гарольд сначала дал клятву верности Вильгельму как своему сюзерену, а потом ее нарушил, за что и был наказан, погибнув во время битвы при Гастингсе.

Несколько слов о персонажах на ковре и событиях, произошедших до тех, что на нем вышиты. О Вильгельме я рассказала в предыдущей части. Эдуард Исповедник был сыном одной из нормандских герцогинь (его мать Эмма приходилась сестрой деду Вильгельма). После убийства ее первого англо-саксонского мужа, она вышла замуж за его убийцу - датчанина Кнута. После чего Эдуард долгие годы скрывался у родственников в Нормандии. Гарольд был шурином английского короля Эдуарда Исповедника (тот был женат на его сестре), выходцем из богатой англо-саксонской семьи Уэссекса. Таким образом, Вильгельм являлся наследником по крови английского короля. Гарольда же поддерживала англо-саксонская знать, которая его и избрала после смерти Эдуарда королем.

Эдуард Исповедник

Повествование начинается в 1064 г., когда Гарольд направляется к Вильгельму, чтобы передать желание Эдуарда Исповедника сделать того наследником английского престола. Есть версия, что он ехал в Нормандию выкупать брата, взятого в заложники. Во время шторма он попадает не туда, куда планировал. Его берут в плен. Вильгельм выкупает Гарольда из плена. Тот живет в Нормандии, участвует в походах Вильгельма на Бретань. Затем следует сцена вассальной клятвы на реликвиях собора в Байё.

Гарольд дает клятву на реликвиях собора Богоматери

Потом Гарольд возвращается в Англию. Два года спустя умирает бездетный Эдуард. Гарольда коронуют. О событиях в Англии становится известно Вильгельму. Он снаряжает флот, плывет в Англию, чтобы получить свое наследство. Так как в те времена клятвопреступление являлось тяжелым грехом, его поддерживает Папа римский, в войско вступает множество европейских наемников.

Во время битвы при Гастингсе Вильгельма сочли убитым. Он открывает забрало, чтобы показать, что жив

Далее следует рассказ о битве при Гастингсе, когда Гарольд погибает. Долгое время считалось, что он умер от попавшей в правый глаз стрелы. Но есть версия, что от стрелы умер его брат, а Гарольда убили мечом. Все это, как в комиксе, рассказывается на ковре. И этот комикс можно рассматривать бесконечно - не надоедает.

Гарольд убит стрелой

Первое письменное упоминание о ковре относится к XV в. Во время религиозных войн его прятали. Ученых ковер заинтересовал лишь в XVII веке. До XVIII века он хранился в сокровищнице собора Богоматери в Байё. Во время революции, когда церкви закрыли, ковер чуть было не порезали на части для упаковки вывозимых ценностей. К счастью, вмешался адвокат Ламбер-Лефорестье. Потом Наполеон вывез ковер в Париж, где он стал средством пропаганды его идеи по второму завоеванию Британских островов. Ковер тогда выставлялся для публики в Лувре. Когда завоевание не случилось, ковер вернули обратно. В XIX в. с него делают копию для Англии. Во время Второй мировой войны ковер находится в одном из замков, где его изучают немецкие ученые. Потом его перевозят в Лувр на выставку примитивного искусства, откуда предполагают вывезти в Германию, но не успевают. Ковер возвращается в Байё в 1945 году, где и находится до сегодняшнего дня.

В городе можно также посмотреть художественный музей барона Жерара (в части бывшего епископского дворца, остальная часть занята мэрией); рядом на пл. Свободы растет Дерево Свободы, посаженное во время революции; военное британское кладбище, музей-мемориал битвы за Нормандию и мемориал, посвященный погибшим с 1944 года журналистам (на окружном бульваре). Самые старые церкви посвящены первым епископам: Св. Экзуперия (на востоке города, здесь хоронили епископов), Св. Вигора, Св. Патрика. В городе сохранились фахверковые дома XIV-XVI и особняки XVII-XIX веков.

Дерево Свободы

В Байё получили развитие искусство кружевоплетения на коклюшках и фарфоровое производство.

Каждый год в первый июльский выходной в городке проходит средневековый фестиваль.


Где находится : Байе (Нормандия), в музей можно пройти от туристического офиса: сначала на юг по rue Larcher, до пересечения с rue de Nesmond, а затем по ней на запад до дома 13.
Как работает : с середины сентября по апрель 9.00 / 9.30-12.30 и 14.00-18.00; в остальное время года до 19.00. Рекомендуется взять аудиогид (есть и на русском языке).
Цена билета : 7,80 евро.
Сайт

На что посмотреть : Байенский гобелен - это полоса грубой льняной материи длиной около 70 м и шириной 50 см, на которой разноцветной шерстью вышита история завоевания Англии норманнами под предводительством Вильгельма.

История изготовления.
Его изготовили между 1066 и 1082 гг. Точный заказчик произведения неизвестен. Существуют три версии.

Согласно традиционной точке зрения, ковёр был вышит по приказу королевы Матильды , жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции ковёр известен как «Ковёр королевы Матильды». (Биография королевы)

В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо , епископ Байё, единокровный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты:

На ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда;

Ковёр хранился в соборе Байё, построенном Одо. Возможно, ковёр создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е гг.) и, наверное, предназначался для его убранства.

В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии.

Более сложный вопрос заключен в том, кто был дизайнером изображения. Если окинуть взглядом весь гобелен в целом, то становится ясно, что он прославляет великую победу. И видно, что авторство замысла принадлежит одному человеку. Кто же это мог быть - мужчина или женщина? Скорее всего, мужчина, непосредственный участник событий. Сцены битвы на гобелене изображены очень живо и с кровавыми подробностями. Вряд ли дама могла знать о подобных подробностях, не побывав в гуще событий.

Гобелен состоит из восьми отдельных кусков льна, соединенных вместе по длине. Полагают, что сначала на ткань был нанесен рисунок, затем вышит и только после этого соединен в единое полотно. Всего на ткань нанесено 58 сцен, следующих одна за другой в хронологической последовательности. Каждая из них снабжена комментариями, сделанными на "собачьей" латыни. На картинах скрупулезно воспроизведены традиционные для норманнов и саксов оружие, инструменты и даже пища. Саксы на гобелене изображены усатыми, а норманны с бритыми затылками. В 1066 г. К Земле приближалась комета Галлея - она также вышита на гобелене. Видно, что прежде гобелен был длиннее, за 1000 лет его существования было утрачено как минимум 7 м. Как, когда и почему потерялась одна часть - неизвестно. На ней, вероятно, изображались события после битвы при Гастингсе, в том числе коронация Вильгельма Завоевателя, которая произошла на Рождество 1066 года. Возможно, там было изображено его прибытие в Лондон и возведение Тауэра.

Внимательно изучив гобелен, историки пришли к выводу: его ткали всего два человека, работая в четыре руки. Нигде в мире нет ничего подобного гобелену из Байе - даже если бы его вышили не тысячу, а двадцать лет назад, он собрал бы множество восхищенных зрителей.

Интересные факты .
На гобелене изображены:
- 623 человеческие фигуры;
- 55 собак;
- 202 лошадей;
- 41 корабль;
- 49 деревьев;
- почти 2000 латинских слов;
- более 500 мифических персонажей (вроде драконов);
- можно различить по меньшей мере 8 оттенков шерстяных нитей: фиолетового, голубого, зелёного и чёрного;
- при вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История гобелена .
После завершения работы над ковром, он был доставлен в Байе и выставлен в соборе Нотр-Дам, возведенном епископом Одо. Известно, что более 400 лет гобелен находился на стенах собора - это становится очевидным при изучении описи церковного имущества тех времен. Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Нотр-Дам в Байё, датированной 1476 г. В следующие триста лет описи не велись, но можно предположить, что гобелен оставался на своем месте. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В 1750 году он был отправлен на изучение в Англию, в историческое сообщество Palaeographia Britannicus. По возвращении гобелен оказался в опасности. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но адвокат Lambert Leonard Leforestier, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань.

В 1803 г. Наполеон вывез ковёр в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, ковёр возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, хоть это и заставило вышивку вытянуться, но по крайней мере, гобелен был в безопасности. В 1818 году англичане проявили интерес к шедевру. Прибыл реставратор, который более двух лет изучал гобелен и составил план реставрации, однако приступить к его выполнению ему помешала смерть. Однако реставрация все же была проведена в 1842 году. Тогда же гобелен впервые поместили под стекло. В 1870 году его вновь свернули и убрали в тайники - шла Франко-Прусская война, никто не хотел рисковать. Через два года шедевр вновь явил себя миру. До 1913 года он был открыт взорам публики, а затем вспыхнувшая I Мировая война вновь заставила жителей Байе свернуть ковер и спрятать его в тайники. Также поступили власти и во время II Мировой войны, зная стремление нацистов коллекционировать произведения искусства на завоеванных территориях. Поэтому большую часть военного времени ковёр провёл в подземельях Лувра. После капитуляции Германии гобелен был выставлен в Париже во всем блеске своей славы. Через год он вернулся в Байе.

В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в Байё (бывшая семинария, а ныне "Центр Гийома Завоевателя"), причём, во избежание ухудшения состояния этого произведения искусства, он помещён под стекло, а в комнате поддерживается специальное слабое освещение.

Сюжет
История короля Гарольда и Вильгельма Завоевателя известна каждому школьнику - в 1066 году английский правитель Гарольд сразился при Гастингсе с захватчиком, заезжим норманном Вильгельмом. Гарольд погиб в бою, войска саксов были разбиты, и в Англии на трон сел нормандский герцог. Историческое было сражение - не зря его воспевают на протяжении многих веков в романах и балладах: "Аббат Вальдгэма тяжело вздохнул, сраженный вестью, что саксов вождь, король Гарольд, при Гастингсе пал с честью ".

В музее на подходе к гобелену посетители разглядывают восковые фигуры Гийома и его воинов, карты сражений, макеты и множество других экспонатов сходной тематики, осмотр кажется бесконечным - но в конце концов оказываешься перед дверью с заветным словом "гобелен". И оказываешься при этом совершенно не готов ко встрече с этим удивительным творением - невозможно представить, что в XI в. можно было проиллюстрировать исторические события таким показательным и остроумным способом. Гобелен растянут в черном зале, защищен стеклом и хорошо освещен - все 58 сцен посвящены истории Гарольда и Гийома, истории, как любезно поясняет экскурсовод, предательства и клятвопреступления. К каждой сцене полагаются довольно язвительные надписи, сделанные на латыни, но, в принципе, можно обойтись и без пояснений. Гарольда и других англичан можно опознать по пышным тараканьим усам, тогда как норманнские воины предстают на гобелене чисто выбритыми. История начинается задолго до Гастингса - и повествует о дружбе и братстве между будущими врагами. Гийом, по версии французов, помогал Гарольду сражаться, освобождал его из плена и об одном только просил - не занимать английский трон. Вероломный Гарольд (вот и верь после этого Гейне!) нарушил свое обещание, и норманны под предводительством Гийома отправились в далекий поход, чтобы поставить на место зарвавшегося короля. Сцены сбора войск, погрузки на корабли и высадки в Англии - пожалуй, самые сильные на всем гобелене, особенно поражают вышитые кони и тщательно проработанный рисунок оружия. И пусть краски со временем чуточку поблекли, все равно полотно удивляет своими яркими цветами и на редкость точными изображениями. До первой находки археологов в болотах под Шлезвигом в 1862 г. ладьей знаменитых викингов об их виде историки знали лишь по описаниям Тацита и изображениям их на гобелене из Байе!

Король Гарольд, как известно всем, погиб на поле боя - стрела норманнского воина угодила ему в глаз, и наступившая смерть внесла панику в саксонские войска. Сцена его гибели очень часто "цитируется" на всевозможной сувенирной продукции, которую продают в Байе буквально на каждом шагу. Чашки, коробки с масляным печеньем, коврики для мыши и даже набор вышивки "сделай сам" - все украшено знакомыми мотивами. Французы гордятся гобеленом из Байе ничуть не меньше, чем Вильгельмом Завоевателем - в конце концов, это для англичан он Завоеватель, а для французов - герой и король Гийом. Современные модельеры обратили внимание на образец старинной вышивки: в летних коллекциях встречаются женские шелковые платки, украшенные фрагментами сюжета гобелена из Байе.

Собственно гобелен .

Король Эдвард. Гарольд, герцог Англии и его свита скачут в Бошэм (Bosham) .
Король Англии Эдуард Исповедник в 1064 году дал неприятное задание своему поданному герцогу Гарольду съездить в Нормандию, чтобы уплатить дань нормандскому герцогу Вильяму. Унизительность мероприятия для Гарольда усиливал тот факт, что в 1051 году Эдуард и Вильям заключили соглашение, по которому трон после Эдуарда достанется нормандскому герцогу. Однако Гарольд использовал свою миссию и для личных целей - он организовал освобождение своих племянников Валфнота (Wulfnot) и Харкона (Harkon). К сожалению, корабль, на котором Гарольд двигался к берегам Нормандии попал в сильный шторм, и бедняга герцог был захвачен в плен неким Ги Понтью (Guy of Ponthieu). Обратите внимание на моду на усы тех времен.


Церковь. Отсюда Гарольд отправляется в море…


… чтобы на всех парусах приплыть на территорию графа Ги .


Гарольд. Ги захватывает Гарольда и отправляет его в Борен (Beaurain), где удерживает силой .


Гарольд и Ги ведут беседу.
Посланник герцога Вильгельма прибывает к Ги
.


Посланники Ги прибывают к герцогу Вильгельму.

Ги Понтью оповещает Вильгельма, что он взял в плен герцога Гарольда. По сей день остается открытым вопрос, был ли уплачен выкуп за пленника. Одни говорят, что Вильгельм раскошелился, чтобы освободить знатного пленника. Другие считают, что он категорически отказался. Слегка поднажав на Ги, используя способ деликатной угрозы, он постарался убедить того в ошибочности его поведения.


Ги берет Гарольда к Вильгельму, герцогу Нормандии .
Сцена на гобелене показывает момент передачи герцога Гарольда Вильгельму. Слева мы допускаем, что это Гай, указывающий на Гарольда, адресуясь к Вильгельму, стоящему справа.


Герцог Вильгельм прибывает в свой дворец с Гарольдом. Здесь некий церковный служка и Аэлфгива (Aelfgyva).
Вильгельм и Гарольд обсуждают актуальные проблемы. Было организовано множество встреч, подобных этой. Эти мужчины были достойными соперниками и по уму, так что им, должно быть, было интересно слушать друг друга. Гарольд понимал, что он фактически был заложником, поэтому он должен был быть очень осторожным на этих встречах, так что Гарольд и Вильгельм стали хорошими друзьями и сражались бок о бок. Предполагалось, что если бы Гарольд когда-либо вернулся в Англию, он должен был немедленно принести клятву верности Вильгельму.


Герцог Вильгельм и его армия приходят к Мон-Сен-Мишель .


Они пересекают реку Кеснон (Cuesnon).
Герцог Гарольд вытаскивает их из песков.
И все вместе они прибывают в Дол (Dol), и Конан спасается бегством.
Ренн (Rennes).


Солдаты герцога Вильгельма сражаются с жителями Динана, и Конан передает ключи.


Вильгельм дает Гарольду оружие.
Вильгельм прибывает в Байе.
Гарольд приносит клятву верности герцогу Вильгельму.
Гарольд понимает, что у него нет выбора, что ему придется принести клятву верности Вильгельму, если он хочет когда-либо попасть домой и освободить Валфнота и Харкона. Сцена изображает акт поклонения перед святыми реликвиями. Это было последним, что он хотел бы сделать. Будучи хитрым политиком, он даже эту клятву верности использовал в своих интересах. Мол, приносил он ее под давлением и находясь в фактическом плену, так что юридической силы данная клятва не имеет. Однако в данный момент цель Гарольда была достигнута: Харкон, его племянник, последовал в Англию за дядей. Его же брат Валфнот остался в заложниках по очевидным причинам.


Герцог Гарольд возвращается домой в Англию.


И пришел он к королю Эдуарду. Король Эдвард в постели говорит со своими поданными. И здесь же он умирает.
Тело Эдуарда Исповедника перенесли в Вестминстер, где и похоронили, ибо аббатство было построено им самим. Теперь события, которые последовали спустя 10 месяцев, стали необратимыми.


Гарольду преподносят королевскую корону.
Ныне на престоле Англии - Гарольд.
Люди восхищаются звездой.

Смерть Эдуарда Исповедника наступила 6 января 1066 года. Одним из персонажей в этой сцене должен быть Гарольд, ибо последними словами Эдуарда были: "Я поручаю мою жену твоим заботам и вместе с ней - все мое королевство". Были ли сказаны эти слова Эдуардом на самом деле - до сих пор под вопросом. Если были, то их можно интерпретировать разными способами. Гарольд же не сомневался.
На следующий день после смерти Эдуарда Исповедника Гарольд был коронован в Вестминстерском Аббатстве. Он стал первым королем, возведенным на престол в этом месте. По его левую руку находится Стиганд (Stigand), отлученный от церкви архиепископ Кентерберийский, который наравне с Годвинами (Godwins) сделал коронацию возможной.
Комета Галлея была впервые замечена 24 апреля 1066 года. Саксы считали ее плохим предзнаменованием. Было высчитано, что тогда комета была значительно ярче, чем зимой 1985. Понятно, что в те времена любые небесные аномалии считались знамением Божьим, посланным для поддержки или же предупреждения. Предзнаменованиям же придавалось большое значение в Средние века.


Гарольда предупреждают о появлении кометы.
Английский корабль пристает к землям герцога Вильгельма.


Вильгельм приказывает строить корабль.
Новость о коронации Гарольда вызывает гнев Вильгельма. Он убеждает своих графов и баронов присоединиться к нему в этом крестовом походе. Кроме того, он заручается поддержкой Папы. Так что начинается подготовка к завоеванию Англии. Сцена показывает постройку кораблей. Заметьте, насколько похожи они на ладьи викингов.


Корабли спускают на воду.
Люди грузят оружие на корабли.
Обратите внимание на кольчуги, которые несут на жердях, - это подсказывает нам, насколько тяжелы они были. Также несут мечи. Тележка справа содержит бочку с водой или даже с вином. Поверх всего лежат копья и шлемы.


Вильгельм пересекает море на большом корабле…
Вильгельм присоединился к своему флоту в районе Сен-Валери-сюр-Сомм (St Valery sur Somme), ожидая идеальных условий для пересечения Ла-Манша и начала завоевательной операции.


… и прибывает в Певенси (Pevensey).
Армия Вильгельма высаживается в Певенси. Процесс этот прошел не слишком удачно. Во-первых, почва в том районе из-за частых наводнений, была слишком топкой. А во-вторых, Вильгельм имел несчастье упасть в грязь лицом (в прямом смысле этого слова), что в те времена считалось дурным предзнаменованием. Впрочем, герцог поспешил выбросить мысль о приметах из головы, но все же считается, что лишь малая часть его войск высадилась на землю в этом месте, чтобы добраться до Гастингса. Остальные остались на кораблях и проплыли 20 км восточнее, чтобы встретиться со своим предводителем там.


Лошади высаживаются на берег.
И солдаты спешат к Гастингсу, чтобы экспроприировать еду у местных жителей.

Финальная высадка кораблей у Гастингса. Вильгельм немедленно позаботился о сооружении деревянных защитных сооружений, которые были взяты на корабли в разобранном виде. Они были установлены на вершинах скал. Вновь дала о себе знать его скандинавская кровь, когда была использована тактика викингов.


Вадард (Wadard).
Готовится мясо. Слуги накрывают столы
.


Обед.
Епископ Одо благословляет еду и вино.
Вильгельм.
Роберт.


В Гастингсе.
Вильгельм получает новости о Гарольде.
Дом поджигают.
Это изображение показывает Вильгельма, который узнает о Гарольде, его расположении и вероятности его победы у Стамфордского моста (Stamford Bridge). Справа норманны поджигают дом, один из множества, которые будут сожжены на завоеванных территориях.


Битва.
Интересна правая часть, где мы видим двух стрелков. У верхнего нет доспехов, а у нижнего есть. Возможно, были особые стрелки, которые использовали в закрытом ряду или же ответ кроется в следующем изображении.


Герцог Вильгельм убеждает своих солдат подготовиться к битве с английской армией.
Атака норманнов на стену из щитов саксов. Копья держались над плечом для большей эффективности удара. Этот прием часто использовался в рыцарских поединках. Однако было достаточно тяжело пробить заслон из щитов, который хорошо защищал и от стрел, и от копий. Вильгельм никогда прежде не встречал такой тактики обороны, и потому был слегка растерян. Обратите также внимание на форму щитов - в виде воздушного змея, не так ли? Известно, что в битве использовались и щиты круглой формы, причем обеими сторонами, но на гобелене это не изображено, насколько я могу видеть. Саксы не склонны были использовать лучников, но все же положение этого стрелка за заслоном из щитов саксов убеждает нас, что он является сторонником короля Гарольда. По нижнему краю гобелена мы видим многочисленные тела людей и животных.


Пали Леофвин (Leofwine) и Джирт (Gyrth), братья Гарольда.
Эта часть гобелена повествует от гибели братьев Гарольда - Джирта и Леофвина. Похоже, что они не были рядом с Гарольдом в его командном штабе на склоне холма. Скорее всего, они были на правом фланге армии саксов и были втянуты в погоню за бретонцами вниз по холму, считая, что отступает вся армия. Неизвестно, то ли сам Гарольд сделал этот тактически неверный шаг, то ли импульсивные братья, но факт налицо: именно эта ошибка и стала причиной поражения саксов.


Гибель французов и англичан в битве.
Живая иллюстрация эффективности Датского военного топора. Эти топоры с длинной рукояткой могли сразить и всадника, и лошадь. Это было зловещее оружие и изначально использовалась датчанами, особенно телохранителями короля Кнута.


Епископ Одо с посохом в руке ободряет солдат.
Герцог Вильгельм.
Дела пошли не слишком удачно для Вильгельма, когда ослабел его левый фланг. К тому же распространились слухи о его гибели. Чтобы показать своим людям, что он еще жив, Вильгельм поднял забрало и явил воинам свое лицо. Если бы он этого не сделал, битва могла бы быть на этом завершена.


Юстас (Eustace). Здесь бьются французы.
Следуя утвержденной успешно реализованной тактике ложного отступления, Вильгельм решил пробить линию саксов. Его лучники мало что могли сделать после выстрела, поскольку им требуется время для перезарядки оружия. К тому же, раз саксы не используют лучников со своей стороны, то и стрел с их стороны не поступало. Лучники были вынуждены отойти назад, чтобы пополнить свои запасы метательного оружия камнями, и ожидали дальнейших указаний от начальства. Вильгельм решил выпустить их вперед и использовать их как огневое оружие, чтобы они могли перекинуть свои стрелы через щиты, в то время как его пешие солдаты и кавалерия могли бы пройти вперед. Истощенная стена саксов рухнула под этой тактикой и это стало сигналом к окончанию битвы.


И пали те, кто были с Гарольдом. А король Гарольд был убит.
Гарольд изображен держащим или же пытающимся извлечь стрелу из глаза. Даже если бы он не был убит, храбрости его защитников не было бы достаточно, чтобы защитить его от норманнов. Чтобы уж точно не было сомнений в гибели Гарольда, норманны добивают его.


И англичане бегут с поля боя.
Эта финальная часть гобелена показывает нам отступление остатков армии саксов.

При подготовке материала использована информация с сайтов, посвященных битве при Гастингсе , в т.ч. из Википедии .
Гобелен в панораме можно посмотреть .