Игра кораблекрушение. Кораблекрушение

Игра кораблекрушение. Кораблекрушение

Игра предназначена для коллективной работы в процессе подготовки лиц, чья профессиональная деятельность связана с выработкой общего группового решения, а также для обучения сотруд-ничеству.

обучение эффективной коммуникации как условию принятия группового профессионально значимого решения;

выявление способностей участников игры к коллективной работе.

исследовать процесс принятия решения группой;

наработать навыки эффективного поведения для достижения со гласия при решении групповой задачи;

определить основные стили поведения участников при возникнове нии конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения. Порядок работы

Игра осуществляется в два этапа и рассчитана на 1-2 учебных часа. В ходе работы участники должны проанализировать, оценить и принять решение по конкретным вопросам, указанным в задании.

На первом этапе каждый участник получает учебный материал и задание, которое должно быть выполнено в индивидуальном порядке. На изложение целей занятия и реализацию задания на первом этапе работы отводится 25 минут.

Инструкция для индивидуальной работы

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Но известно, что вы находитесь на расстоянии примерно тысячи миль к юго-западу от ближайшей суши.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались у вас после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вес пяти членов экипажа и перечисленных предметов. Имущество оставшихся в живых людей составляют также пачка сигарет, несколько коробок спичек и пять однодолларовых банкнот.

Ваша задача - ранжировать пятнадцать перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания экипажа. Поставьте цифру «один» у самого важного предмета, цифру «два» - у второго по значению и так далее - до пятнадцатого, наименее важного для вас:

секстант,

зеркало для бритья,

пятилитровая канистра с водой,

противомоскитная сетка,

коробка с «сухим пайком»,

карта Тихого океана,

надувная подушка,

двадцатилитровая канистра с нефтегазовой смесью,

маленький транзисторный приемник,

репеллент, отпугивающий акул,

двадцать квадратных метров непрозрачного пластика,

две коробки шоколада,

ром крепостью 80 градусов,

девять метров нейлонового каната,

рыболовная снасть.

После завершения индивидуальной работы по ранжированию участники приступают ко второму этапу решения задачи, когда в условиях интерактивного взаимодействия вырабатывается коллективное решение. С этой целью группе предлагается провести переговоры и найти общее решение за минимальное время. Участники должны руководствоваться принципом достижения согласия и прийти к консенсусу по всем пунктам задания, прежде чем выносить групповое решение. Каждая оценка должна получить одобрение всех участников группы. Время работы на втором этапе- до 15-30 минут. Инструкция для коллективной работы

Теперь вам необходимо выработать общее групповое решение и согласовать индивидуальные результаты. Выполняйте совместную работу как можно быстрее и попытайтесь опередить ваших товарищей, работающих в других командах.

Решение данной задачи может быть использовано в целях изу-чения участников и анализа их групповых отношений. Поэтому в ходе занятия преподаватель внимательно наблюдает за взаимодействием в каждой команде и составляет мнение о том, как в них проходит коллективное обсуждение.

Особое внимание обращается на выявление роли каждого участ-ника в этом обсуждении («лидеров», задающих тон в выработке групповых решений; «ведомых» - пассивно следующих за мнением других членов группы; «отчужденных», то есть не принимающих участия в обсуждении).

Разбор проведенной игры

После завершения коллективной деятельности и сопоставления с «экспертным» решением производится обсуждение результатов выполненной работы. Обсуждение охватывает следующие вопросы:

Какие виды поведения помогали или мешали процессу достиже ния согласия?

Кто участвовал в выработке коллективного решения, кто укло нялся от него и почему?

Кто оказывал наибольшее влияние на принятие окончательного решения в группе?

Какова была атмосфера в группе во время коллективной дискуссии?

Оптимально ли использовались возможности группы?

Какое время затратила группа для принятия окончательного ре шения?

Кто улучшил индивидуальный результат и почему? Причины ухудшения индивидуальных результатов?

Какие действия предпринимали участники группы для утвержде ния своих мнений?

Как можно было улучшить принятие коллективного решения?

В ходе разбора занятия участникам могут быть даны следующие рекомендации по оптимизации коллективной работы:

=> Избегайте желания «до конца» защищать свои индивидуальные суждения. Будьте «открытым» для понимания позиции партнеров по группе.

=> Не меняйте своего мнения немотивированно и не уклоняйтесь от возможных противоречий в целях достижения согласованного решения. Поддерживайте только те решения, с которыми можно согласиться хотя бы отчасти. => Избегайте таких методов разрешения конфликта, как: голосование; высчитывание процента «за» и «против»; уклонение от обсуждения; готовность идти на любой компромисс с целью достижения быстрого согласия по всем обсуждаемым вопросам. => Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху

при принятии решений. => Уходите от обсуждения мнений и суждений каждого через выработку объективных критериев. Именно на их основе и работайте с информацией. => Используйте критику как инструмент выработки более эффек-тивного решения. Подвергайте сомнению и требуйте весомой аргументации предлагаемых партнерами по команде решений. Время на анализ результатов игры - до 20 минут. Примечание. Эти рекомендации целесообразно раздать участникам перед началом интерактивного общения и выработкой коллективного решения, но лишь в том случае, если не ставится цель изучения особенностей участников группы.

Учебный материал Предметы Индивиду-альная оценка Индивиду-альная ошибка Экспертное решение Групповая оценка Групповая ошибка Секстант

Вода Сетка

Н/г смесь

Приемник

Репеллент

Ром Канат

Материал для преподавателя Экспертное решение:

зеркало для бритья;

канистра с нефтегазовой смесью- для подачи сигналов спа сателям;

сухой паек - для поддержания жизнедеятельности;

непрозрачный пластик - для защиты от непогоды;

две коробки шоколада;

рыболовная снасть - гарантии успешной рыбалки нет;

канат - для связки снаряжения;

надувная подушка - используется как спасательный круг;

репеллент- отпугивает акул;

ром - для растирания или антисептики;

маленький транзисторный радиоприемник- передать через него информацию невозможно;

карта Тихого океана;

секстант- без дополнительных навигационных приборов и карту и секстант использовать нельзя;

москитная сетка- в Тихом океане москитов нет.

Примечание. Можно подготовить для преподавателя таблицу, идентичную предыдущей, и занести туда сведения по индивидуальным и групповым оценкам и ошибкам, чтобы затем соотнести полученные результаты с экспертной оценкой и на этом основании подвести итоги и дать характеристики участникам игры и их действиям.

Сценарий психологической игры: «Кораблекрушение»

для учеников 11-го класса

Маслакова Надежда Алексеевна, педагог-психолог

В период ранней юности (15-17) лет человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Конфликты, как эмоционально переживаемые противоречия, в юности просто неизбежны. Формирование новых и более зрелых отношений с партнерами по общению в конфликтной ситуации - задача развития в психологической игре “Кораблекрушение”. Это игра-драма. Предполагаемый психологический результат игры состоит в осознании участником собственных ценностно-смысловых ориентиров при выборе стилей поведения в ситуации конфликта; в применении и закреплении навыков самоанализа и рефлексии. Для разработки сценария использованы материалы из книг М. Р. Битяновой “Практикум по психологическим играм с детьми и подростками”, Л.П. Пономаренко “Психология для старшеклассников”, а также идеи П. Коэльо и С. Лукьяненко.

В игре ученики проживают несколько ситуаций провокационного выбора в конфликтных ситуациях, при этом каждому участнику придется дать нравственную оценку этих выборов. В рамках отдельных ситуаций участникам необходимо решать вопросы, связанные с ответственностью за собственный выбор, с необходимостью принятия жизненно важных групповых решений, умение слушать друг друга, действовать сообща.

Сюжет игры очень простой: путешествие на корабле в поисках клада.

Игровая цель: найти клад на необитаемом острове, заполнить дневник, и получить звание “Воин света”. Время на игру и на обсуждение: 1 час 40 минут (два урока, включая перемену). Возраст участников 16-17 лет (ученики 11 класса). Размер группы – 12-18 человек. В качестве основного ведущего выступает педагог–психолог, который ведет для этих учеников психологический практикум общения. Двое коллег: также педагоги-психологи - выступают в ролях жрецов Пятой горы. Игра проходит в кабинете ГАУСС, помещение затемнено. Организация пространства приведена на схеме вприложении 1 .

Для игры-драмы с относительно реальным сюжетом, приукрашенным фэнтази, которую я выбрала в теме “Конфликт”, особенно были важны моменты рефлексии. Но передо мной встал вопрос, каким образом, не нарушая игровую ситуацию, дать участникам возможность отреагировать на свои переживания сначала из роли на каждом этапе, а потом из личной позиции? Поэтому я решила ввести в игру “Дневник воина света” (приложение 2 ) и богов Пятой горы. Записи в дневнике и Беседы с богами позволяли участникам высказываться о своих переживаниях, не выходя из роли. Когда я предложила коллегам играть роли богов, то они сказали: “Трудно быть Богом”. Поэтому в первой половине игры они представились жрецами. Но во второй половине игры хорошо включились в роль, и сами стали называть себя богами. На результатах игры это не отразилось. Боги беседовали с участниками на первых четырех этапах игры. Это объясняется тем, что на первых этапах были очень сложные ситуации, связанные с приобретением опыта нравственного выбора. Беседы с богами помогли создать атмосферу определенной духовности. Во второй части игры ситуации были более близки к реальности, их обсуждение требовало большой доверительности участников к ведущему. Поэтому эти этапы вела я, как педагог, который уже второй год работает с этими ребятами. В финале боги разоблачились, сели в круг вместе со всеми, и участники уже могли высказываться об игре из личной позиции. Мне трудно было отречься от дидактических целей. Поэтому в конце “Дневника воина света” для ребят есть информация к размышлению, которую они прочитывают перед обсуждением. Это дает эффект озарения, как в педагогических мастерских по Ривину.

Материалы, необходимые для проведения игры. Магнитофон и диск с заранее подготовленной музыкой в соответствии со сценарием игры. 1 этап: микрофон для ведущего, “Дневники воина света” (билет на корабль) для каждого участника; лист ватмана, на котором написан заголовок: “Мои жертвы” и приведен список жертв, авторучки. 2 этап: свечи, пустой стакан, чайные ложки для каждого участника, вода в ведерке; костюмы для жрецов; костюм совы Ольги для ведущего, барабан или гонг для жрецов. 3 этап: три табурета, составленные вместе, имитируют шлюпку. 4 этап: пластиковая доска формата А3, на которой написано начало фразы: “Тебе важнее остаться в живых, потому что…”. 6 этап: газировка, минерала, печенье, одноразовые стаканчики, салфетки, зажженные свечи на сервировочном столе, цветок в горшке. 7 этап: коробка с разными предметами, не менее 20 штук – таинственный клад. 8 этап: в руках у каждого участника, предмет, выбранный им на предыдущем этапе. 9 этап: лист ватмана, в центре которого написано слово “конфликт”, фломастеры, звездочки из цветного картона - 18 штук.

Этапы ведения.

Участникам необходимо пройти таможенный контроль, определиться с жертвами, приобрести билет на корабль, занять место на корабле и сделать первую пометку в дневнике. Задачи этапа : введение в игровую ситуацию. Подготовка к путешествию. Создание эмоциональной атмосферы новизны, ожидания, интриги.Время на проведение : 5 мин. Участники игры располагаются в игровом пространстве перед началом игры по своему усмотрению.

Ведущий: “Уважаемые девушки и юноши! Сегодня я приглашаю вас в путешествие на корабле в далекие неведомые земли, которые скрывают несметные сокровища. Путешествие будет долгим, поэтому вы сможете не только обрести эти сокровища, но и окрепнуть духом, повысить свой статус и получить в конце путешествия звание - Воин света. Билет на наш корабль – это не просто билет - это определенная жертва. Многие наши поступки сопряжены с жертвами. Подумайте об этом. Прежде чем попасть на корабль, вы проходите таможенный контроль. Подходите к нашей таможне (указывает рукой на доску), берите ручку или фломастер, внимательно посмотрите на список жертв и поставьте крестик напротив той строчки, которая соответствует вашей жертве. Когда вы сделаете это, то взамен получаете от меня билет на корабль, который будет одновременно и вашим дневником. Оформите дневник, можете оживить букву “Я” на обложке и написать несколько слов, характеризующих вас”. Это нужно для того, чтобы вы по ходу игры легко могли отличить свой дневник от других. Когда вы будете подписывать свои дневники, можете располагаться за столами как вам удобно, в вашем распоряжении фломастеры”.

Помощники включают музыку. Будущие путешественники определяются со своими жертвами. Потом участники получают билеты, берут авторучки, занимают места на корабле и подписывают свои билеты.

Когда все путешественники получили билеты и расположились в креслах, ведущий обращает внимание участников на плакат “Мои жертвы”: “Вы видите, чем пожертвовали вы и ваши спутники, ради того, чтобы отправиться в дальнее путешествие. (Далее ведущий называет те пункты, которые отметили участники). Вы можете еще раз подумать об этом и даже поменять свою точку зрения. В своем дневнике найдите такую же таблицу и крестиком в столбике №1 пометьте истинную жертву, которую вам пришлось принести ради этого путешествия”.

Бал на корабле, знакомство с богами, выбор девиза, первое испытание богов, записи в дневнике, беседа с богами. Задачи этапа: дать участникам возможность пережить внутриличностный конфликт, когда они должны одновременно развлекаться на балу и пройти первое испытание; включение в совместную деятельность при выборе девиза.Время на проведение : 15 мин.Организация пространства: в центре много места для танцев, стол для жрецов расположен у стены и оформлен в виде горы. На отдельном столике стоит ведерко, наполненное водой, с наклейкой “источник” и стакан с наклейкой “мечта”, здесь же лежат ложки. Стены оформлены картинами импрессионистов и плакатами с высказываниями П. Коэльо. После речи жрецов включается дискотечная музыка. При заполнении дневников включается спокойная музыка. По возможности использовать цветомузыкальное сопровождение или слабое освещение, можно зажечь свечи. На столе у жрецов горят свечи внутри керамической головы овцы. При заполнении дневников включается полный свет.

Ведущий предстает перед участниками в образе совы Ольги и говорит: “Пришло время познакомиться с теми, кто будет сопровождать вас в этом путешествии. Это жрецы, их устами говорят боги Пятой горы: Туммим и Урим - Белый и Черный (перед участниками встают боги, на одном - черная накидка, на другом – белая). Они будут посылать вам разные испытания, после которых вы будете беседовать с богами и рассказывать им, как вам удалось справиться с этими испытаниями, что вы чувствовали, переживали, о чем думали. Вы можете задавать богам вопросы. Но давать ответ или нет - Боги решают сами. Я – Сова - Ольга, не помню точно, сколько мне лет 305 или 2004. Я просто буду вести вас в этом путешествии к славе Воина света”.

Жрецы берут микрофон и по очереди дают задание участникам.

Урим ударяет в гонг (или в барабан): “И воин света сознает, что судьба посылает ему повторение опыта с единственной целью – научить его тому, что он не пожелал усвоить сразу. Настало время первого испытания. Вы гости на этом корабле, и пора вам развлечься. Когда заиграет музыка, вы можете потанцевать на нашем балу, прочесть плакаты и рассмотреть картины”.

Туммим: “Перед тем как отправиться на бал, каждый из вас зачерпнет ложкой живительную влагу из этого источника. Вы будете ходить с ложкой и беречь каждую каплю пока не закончится бал, потом вы сольете воду в этот сосуд вашей мечты. Я жду вас. Подходите и черпайте воду”.

Участники подходят к ведерку с водой, берут чайные ложки, черпают воду и идут на бал. В этот момент включается цветомузыка, зажигаются свечи. Бал длится 3 минуты. Музыка отключается. Участники сливают воду в стакан и занимают свои места.

Ольга: “Вы видели наши лозунги и прошли первое испытание. Теперь возьмите свои дневники. В таблице “Мои жертвы” в столбике № 2 отметьте крестиком, чем вам пришлось пожертвовать в этом испытании, потом переверните страницу, прочтите и выполните задание под заголовком “Первое испытание”. На это вам дается две минуты”. Засекает время и включает спокойную музыку.

Урим ударяет в гонг: “Воин предается отдохновению и веселью, но он всегда настороже”.

Сказав это, Урим беседует с участниками игры и задает им следующие вопросы:

Кто хочет высказаться о том, что сейчас происходило?

Как вы повеселились?

Какие картины вам понравились?

Какое высказывание вы можете преложить в качестве девиза нашей игры?

Туммим берет стакан, наполненный живительной влагой усилиями участников: “Воин света не считает себя свободным. Он волен в поступках, но он раб своей мечты”. Затем он продолжает беседу с участниками игры:

Расскажите, как вы старались беречь живительную влагу вашей мечты?

Насколько трудно было вам одновременно веселиться на дискотеке и носить воду в ложке?

Происходит ли что-нибудь подобное с вами в жизни?

Расскажите о своих жертвах.

Кораблекрушение, спасение в шлюпке для трех человек, беседа с богами, второе испытание, заполнение дневника. Задачи этапа : моделирование поведения участников в ситуации конкуренции (соревнования), направление сознания на осмысление мотивов поведения в ситуации конкуренции.Время на проведение 10 мин.Организация пространства: участники располагаются на палубе (у боковой стены) перед ними поставлены 3 табурета (можно невысокую лавочку), которые символизируют борт корабля. У противоположной стены – стоит шлюпка (журнальный столик) для трех счастливчиков. Потом стулья ставятся в полукруг который завершается столами для жрецов. Во время кораблекрушения включается тревожная музыка. Мерцающий свет в момент кораблекрушения и беседы с богами. Полный свет при заполнении дневника.

Сова: “Вы оказались на Титанике за несколько мгновений до его погружения на дно океана. Сейчас вы собираетесь на палубе (рукой указывает на место сбора). Пред вами (указывает рукой) – борт корабля, за которым бушующий океан. - Пауза для организации пространства. - Вы все хотите спастись. Эта шлюпка - ваша последняя надежда – шлюпка для 3 человек. По команде богов (удар гонга) - вы все побежите к шлюпке и посмотрим, кто спасется?”

Гонг. Включается тревожная музыка. Сова предлагает участникам, оказавшимся в бушующем океане, кричать, звать на помощь, погружаться на дно, пытаться плыть. Действие длиться 1 минуту.

Урим ударяет в гонг и говорит: “Все замерли в тех позах, в которых находились в последний момент. Воин не проводит дни свои в стремлении исполнить ту роль, которую ему предназначили другие. В такие трагические минуты люди обращаются к богам. Поговорите с нами.

Расскажите о своих чувствах, мыслях те, кому удалось спастись?

Какие чувства вы испытываете, когда видите погибающих на ваших глазах людей?

Погибающие, расскажите о своих последних мыслях и чувствах.

Какие переживания у вас возникают, когда вы видите тех, кому удалось спастись?”

Туммим: “Мы Боги - мы можем все. Мы даруем вам жизнь! Все живы, все спаслись”.

Ольга: “Поставьте стулья в круг, снова возьмите дневники, в таблице “мои жертвы” напротив цифры 3 поставьте крестик напротив своей очередной жертвы. Потом найдите страницу с заголовком “Второе испытание” и заполните ее”. Пока ребята заполняют дневник, звучит спокойная музыка.

Туммим бьет в гонг: “Как вы решили мою задачку: “Представьте себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент России, твоя мама и неизвестный тебе ребенок 5 лет. Спасательный жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого, по-твоему, надо спасать:

Президента.

Зачем? ___________________”

У кого есть другие варианты?

Ольга сидит в кругу и вступает в разговор:

Как ведет себя человек в конкурентной борьбе?

Чем он жертвует в первую очередь?

Спасательная доска только для одного человека. Заполнение дневника. Задачи этапа: эмоциональная поддержка каждого участника игры. Направление эмоций на переживание радости от благородных поступков.Время на проведение : 10 минут.Организация пространства: участники сидят в кругу вместе с Совой. Звучит приглушенная минорная музыка. Горят свечи.

Сова: “Уважаемые путешественники. Боги прислали корабль для вашего спасения, но, к сожалению, вас очень много. Корабль перегрузился и сейчас пойдет ко дну. Эта доска может выдержать на волнах только одного человека. Вы отдаете ее соседу справа от вас и говорите фразу, начиная со слов: “Тебе важнее остаться в живых, потому что…”

Когда все участники высказались, Сова продолжает: “В такие трагические минуты, я ведущая вас к славе, чувствую свою ответственность за вашу жизнь и хочу с вами поговорить. Сейчас каждый из вас принес в жертву собственные интересы ради интересов другого. Что вы чувствовали, когда передавали доску?” Ведущая ведет дискуссию с участниками. Потом ведущая просит участников: “В своем дневнике сделайте отметку в таблице “мои жертвы” в столбце 4. Можете также записать свои переживания на этом этапе”.

Участники прекратили борьбу, каждый погружен в себя. Заполнение дневника. Задачи этапа : моделирование поведения в ситуации ухода. Направление сознания на размышления о ценностях собственной жизниВремя на проведение : 5 мин.Организация пространства . Стулья в полукруг, который завершают столы для богов. Релаксационная музыка. Приглушенный свет

Урим бьет в гонг: “Наступило время следующего испытания. Только что, каждый из вас проявил себя самым благородным образом. Поэтому спасательная доска есть у всех. Но вы так долго уже находитесь в холодном океане, что каждому из вас осталось жить одну минуту. Я предлагаю ровно одну минуту каждому петь любимую песню, кто какую хочет, каждый сам по себе или просто выстукивать ритм ногами, или сидеть молча”.

Туммим: “Минута прошла... Воин остается глух к насмешкам, ибо знает - без воодушевления и опыта всякое обучение пропадет впустую”

Сова сидит с участниками в кругу и ведет дискуссию:

Насколько свойственно вам использовать стиль ухода, уклонения, отказа от цели, от борьбы, погружение в себя, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?

Заполните свой дневник: поставьте крестик в таблице “мои жертвы” в столбце с цифрой 5. Можете также записать свои переживания на этом этапе.

Начало этапа совпало с переменой, поэтому перерыв на перемену включен в игровую ситуацию. Участники оказываются на острове и находят еду. Разрешается выйти из комнаты. Задачи этапа .Эмоциональная разгрузка участников.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства: на столе - газировка, печенье, горшок с цветами. Играет легкая, ритмичная музыка Приглушенный свет.

Урим ударяет в гонг: “Мы - боги даруем вам спасение. Вы заслужили это. Видите этот остров с пышной растительностью (указывает рукой на стол и горшок с цветами). Вот та Земля, к которой вы стремились. На этой земле есть даже пресная вода! Я даю вам 10 минут для отдыха, и мы продолжим наш путь в поисках клада”.

Участники пьют газировку, отдыхают, играет легкая музыка.

Путешественники находят клад в сундуке. Задачи этапа: предложить участникам использовать компромисс в разрешении конфликтных ситуаций.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства : стулья стоят по кругу, в центре которого коробка с предметами. Спокойная, тихая музыка. Полное освещение.

Туммим ударяет в гонг и говорит в микрофон: “Пора поискать клад. Кажется он где-то рядом”. Участники ищут ящик с предметами, который был спрятан заранее в этой комнате.

Урим: “Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достичь этого”.

Один из участников находит клад.

Сова приглашает участников в круг, в центре которого стоит коробка с предметами и говорит: “Перед вами сундук, выберите из него только одну вещь, которая вам пригодится на необитаемом острове, покажите эту вещь группе. Но если, кто-то из членов группы скажет, что вам следует взять другую вещь, вы ему уступите, но при этом, он должен взять ту вещь, на которую укажите ему вы”.

Ведущая сидит в кругу вместе с путешественниками и помогает им определяться с выбором.

Когда все определились с выбором, сова спрашивает участников: “Итак, у всех есть одна вещь. Что вы переживали, когда пользовались этой стратегией: компромисс – человек соглашается с другим на основе взаимных уступок? Поставьте крестик в столбик № 6 в таблице “Мои жертвы”.

Выбор 3 предметов. Жертва богам. Беседа с богами. Записи в дневнике. Задачи этапа: организация участников на групповое сотрудничество, принятие своих и чужих интересов.Время на проведение : 10 мин.Организация пространства: стулья стоят по кругу, в центре которого коробка с предметами. Тихо звучит ритмичная музыка. Полное освещение.

Ольга: “Итак, у каждого из вас есть вещь, но группа должна включить в список только три вещи из всех, которые можно взять на необитаемый остров. Остальные вещи вы должны пожертвовать в дар богам. Попробуйте решить эту проблему с использованием стратегии сотрудничества. То есть, вы должны сделать выбор, полностью удовлетворяющей интересы всех сторон”.

Путешественники вместе с Ольгой обсуждают конфликтную ситуацию, выбирают 3 предмета.

Ольга спрашивает участников: “Насколько вы удовлетворены групповым выбором?” Затем Ольга предлагает участникам, в благодарность за спасение, отнести дары богам.

9 этап. Заполнение плаката “Конфликт – это”. Присвоение титулов “Воин света” участникам игры. Задачи этапа: извлечение субъективного опыта, связанного с конфликтами. Самоопределение в конфликте.Время на проведение : 10 минут.Организация пространства. стулья стоят по кругу, в центре которого столик на колесах. Фоном звучит ритмичная музыка, в момент присвоения титулов звучит торжественная музыка. Полное освещение.

Ольга: “Мы пережили разные ситуации и опробовали разные способы разрешения конфликтов. Это была игра, вы все живы, в безопасности, все с вами хорошо. Каждый из вас пережил определенный опыт, который может пригодиться и другим людям. Поэтому я приглашаю вас на мозговую атаку. Вы легко создадите плакат: “Конфликт - это..” и украсите его своими рисунками, записями своих мыслей и чувств, которые отражают ваш опыт, переживания конфликта и не только в этой игре, но и в обыденной жизни”.

На подвижном столике лежит лист ватмана, в центре которого написано слово “конфликт”, столик пускается по кругу. Все участники по очереди пишут слова-ассоциации, записывают свои мысли или рисуют пиктограммы.

Одновременно каждый записывает в свой дневник, понравившиеся ему ассоциации с общего листа.

Ольга: “Вы уже научились стратегии сотрудничества и сейчас легко выберете двух человек, которые представят ваш плакат богам”.

Представление плаката.

Ольга: “Наше путешествие завершается. Я прошу всех подняться и встать в один ряд. Положите руки на плечи друг другу. Смотрите: боги спускаются с Пятой горы к вам”.

Участники встают в шеренгу. Боги идут к ним.

Урим и Туммим Поздравляют участников с завершением путешествия и всем дарят звезды с небес - отличительный знак Воина света. В это время звучит торжественная музыка.

Ведущая приглашает всех участников игры в круг: “Трудно расстаться после стольких испытаний. Я приглашаю всех участников в круг для обсуждения игры. Пока наши Боги растворяются и превращаются в психологов, у вас есть 2 минуты, чтобы прочесть в своем дневнике информацию к размышлению”.

Чтение дневников и обсуждением записей в группе. Задачи этапа : дать возможность всем участникам испытать момент озарения и потом высказаться о своих переживаниях по ходу игры, получить обратную связь от ведущих и своих сверстников, рассказать о приобретенном опыте, высказать свои пожелания.Время на проведение : 15 минут (может быть больше, пока все участники игры не отреагируют свои переживания).Организация пространства: стулья стоят по кругу, в центре которого столик на колесах, на столе горят свечи, играет тихая спокойная музыка.

Боги спустились с небес и разоблачились, сели в круг вместе с участниками. Ольга также - уже просто ведущая.

Психологи задают участникам открытые вопросы:

Как вы совершали выборы?

Какие жертвы вы приносили в нашей игре?

Чем бы вы могли пожертвовать в реальной жизни?

Что нового вы узнали о себе, о своих одноклассниках?

Как вы можете использовать опыт, полученный в игре?

Ведущий: “Мы закончили игру и ее обсуждение. В конце вашего дневника есть несколько страниц, посвященных описанию стилей поведения в конфликте. Вы можете сравнить написанное там с тем, что вы сегодня пережили, написали на большом плакате, рассказали во время обсуждения. Теперь вы легко можете делать сознательный выбор поведения в ситуации конфликта. А сейчас я прошу высказаться об игре наших богов”…

Благодарю всех за участие.

Специалисты, работающие с группами, любят моделировать разные экстремальные ситуации. Их хлебом не корми, а дай возможность поиграть в революцию, землетрясение или, на худой конец, кораблекрушение. Вот и плавают в виртуальных океанах тренинговые группы, ломающие голову над тем, как же выбраться на твердую почву реальности.

Одна из таких игр - «Потерпевшие кораблекрушение» - хорошо известна психологам. Она описана у Кьела Рудестама в книге «Групповая психотерапия». Слегка модернизировал эту игру и поместил ее в другой контекст Н.Козлов. Его игра называется «Катастрофа на воздушном шаре», но по сути это те же «Потерпевшие кораблекрушение» .

Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы дрейфуете в спасательной шлюпке в южной части Тихого океана. Ваше точное местонахождение неизвестно, но вы находитесь приблизительно в тысяче миль от ближайшей земли. В шлюпке имеются только 15 предметов. Каждый из вас получает их список. Кроме этого, имущество оставшихся в живых - несколько коробков спичек и пять банкнот...

Ваша задача – проранжировать предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания.

Поставьте цифру 1 усамого важного предмета, 2 - уследующего и т.д.

Секстант

Зеркало для бритья

бритья Канистра с водой

Противомоскитная сетка

Пищевой НЗ на 3 дня

Карты Тихого океана

Надувная подушка

Небольшая канистра солярки

Транзисторный радиоприемник

Репеллент, отпугивающий акул

5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки

Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

Играющие учатся достигать согласия при решении групповой задачи, так как игра моделирует процесс принятия группового решения. Кроме того, она помогает сплотить группу. Ведущему она дает диагностическую информацию относительно коммуникативных шаблонов, лидерских качеств и навыков участников группы. Для ее проведения понадобятся копии инструкций. большие листы бумаги и карандаши.

На индивидуальное ранжирование дается пятнадцать минут. После этого в течение сорока пяти минут группа должна прийти к общему решению, достигая единства мнений по каждому пункту списка

Это единство мнений очень важно. Нужно, чтобы каждый играющий согласился бы с групповым решением, а не просто подчинился чужому мнению, даже если это мнение большинства. Достичь согласия нелегко, иногда группа при таких условиях даже не в состоянии прийти к устраивающему всех решению. А в некоторых случаях «консенсус» оказывается мнимым, и при обсуждении игры обнаруживаются игроки, которые просто уступили группе.

Ведущий может дать игрокам следующие рекомендации для достижения согласия:

Воздержитесь от защиты своего суждения только потому, что оно свое. Подходите к задаче логически и объективно.

Избегайте менять свое мнение только для достижения согласия, не старайтесь любыми силами уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов разрешения конфликта, как голосование и компромисс.

Рассматривайте раз личные мнения как помощь, а не как помеху.

После принятия общего вердикта можно начать обсуждение игры, например, с того, чтобы сравнить принятое решение с мнением экспертов (см. приложение). В процессе обсуждения можно сравнить индивидуальные решения с групповым.

Игра вместе с обсуждением продолжается около полутора часов, но вы можете быть более гибкими в отношении времени и ориентироваться на то, как ведет себя группа.

На что можно обратить внимание в обсуждении? Разберите процесс принятия группового решения. Какие виды поведения помогали прийти к согласию? Какие мешали? Кто был активен, кто не участвовал? Какие лидерские качества проявились в игре? Кто оказывал влияние и почему? Какая была атмосфера в группе? Что чувствовал каждый участник? Какие действия предпринимались для «протаскивания» своих мнений? Как можно улучшить процесс принятия группового решения?

От ведущего требуется хорошая сенсорная чувствительность, способность отследить механизмы принятия группового решения, умение задать нужные вопросы в нужный момент, изобретательность и чувство юмора. Игра может проходить очень динамично. Начинающий тренер может не ставить перед собой глобальных целей, а просто поиграть в нее, например, с классом. И все же будьте аккуратны, ведите игру так, чтобы сплотить группу, а не рассорить!

ПРИЛОЖЕНИЕ. Согласно мнению «экспертов», потерпевшему кораблекрушение в океане более всего необходимы две категории предметов: служащие для

привлечения внимания и помогающие выжить до прибытия спасателей. Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не исчерпывает всех возможностей их использования (например, секстантом можно отбиваться от летающих рыб!)

секстантом можно отбиваться от

/. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра с соляркой.. Важна для сигнализации. Солярка может быть вылита на воду, зажжена банкнотами и спичками и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3Канистра с водой. Для утоления жажды.

Коробка с пищевым НЗ. Обеспечивает основную пищу.

Пластиковая пленка. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

Рыболовная снасть. Оценивается ниже чем шоколад, по тому что в данной ситуации «синица в руках лучше, чем журавль в небе». Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.

Нейлоновая веревка. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент , отпугивающий акул.

//. Спирт. Может быть использован и качестве антисептика, в других случаях малоценен, поскольку применение вовнутрь может вызвать обезвоживание.

Радиоприемник. Имеет незначительную ценность, таккак нет передатчика.

Карты Тихого океана. . Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

Игорь ГЕРАСИМЕНКО

Главная > Документ

ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.Время проведения: около 1 часа.Порядок проведения:

"Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара яхта тонет. Точные координаты яхты

определить не удается из-за поломки навигационных приборов. Примерное местонахождение – около тысячи миль к юго-

западу от ближайшей земли.

Экипаж сумел спустить на воду прочный надувной плот с веслами. На плоту оказались лишь 15 предметов:

2. Попросите каждого из них самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету).На этом этапе игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.3. Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности).На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.4. Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.Для этого:а) выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и т. д.;б) зачитайте правильный список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО (приложение ╧ 2). Предложите сравнить правильный ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.Если сумма больше 30, то участник или подгруппа утонули;в) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?Комментарий к проведению игры.

    Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.

    В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.

    Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.

    Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.

    Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бóльшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.Сектант.Зеркало для бритья.Канистра с 25 литрами воды.Противомоскитная сетка.Одна коробка с армейским рационом.Карты Тихого океана.Надувная плавательная подушка.Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.Маленький транзисторный радиоприемник.Репеллент, отпугивающий акул.Два квадратных метра непрозрачной пленки.Один литр рома крепостью 80%.450 метров нейлонового каната.Две коробки шоколада.Рыболовная снасть. Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры Потерпевшие кораблекрушение■ Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.Информация, которая дается ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.1. Зеркало для бритья важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.2. Канистра с нефтегазовой смесью важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.3. Канистра с водой необходима для утоления жажды.4. Коробка с армейским рационом обеспечит основную пищу.5. Непрозрачная пленка используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.6. Коробка шоколада резервный запас пищи.7. Рыболовная снасть оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации синица в руках лучше журавля в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.8. Нейлоновый канат можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.9. Плавательная подушка спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.10. Репеллент, отпугивающий акул назначение очевидно.11. Ром, крепостью 80 % содержит алкоголя достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.12. Радиоприемник имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.14. Противомоскитная сетка в Тихом океане нет москитов.15. Сектант без таблиц и хронометра относительно бесполезен.Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ Задачи: - развитие навыков эффективного общения, умений действовать сообща; - выявить статус членов группы, личностные качества. Оборудование: карта полушарий, магнитофон, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, списки предметов/ Ход игры.

1 этап игры. Вводная беседа.

Представьте себе, что мы оказались на большом океанском корабле, совершающим рейс через Атлантику /музыка/. Путешествие было приятным и интересным. Но в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было осложнено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. Началась паника. /Изобразите ее/ К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, поэтому одна часть пассажиров оказалась в одной шлюпке, вторая – в другой, некоторые попали в третью шлюпку. /Деление на микрогруппы/ - Встаньте те, кто довольно неплохо умеет плавать. /Вы попадаете в 1-ю шлюпку/. - Те, кто может держаться на воде, вам достается 2-я шлюпка. - Те, кто не умеет плавать, панически боится воды, сразу же тонет. Вы попадаете в 3-ю шлюпку 2-й этап игры. 1. В каждой шлюпке находился набор предметов, необходимый для выживания /задания на карточках/. Карточки микрогруппам. Ваша задача – распределить предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 – у следующего и т. д. Аргументируйте свой выбор (устно). Зеркало для бритья Канистра с водой Рыболовная снасть Карты тихого океана Надувная подушка Небольшая канистра солярки Транзисторный приемник Прибор, отпугивающий акул 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки Бутылка спирта 5 метров нейлоновой веревки 2 коробки шоколадаАргументируйте свой выбор значимости предметов с точки зрения выживания /Выступления от микрогрупп/.Люди и весь груз в шлюпки не помещались, поэтому, от чего- то нужно было избавиться: либо от каких- то вещей, предметов, либо от 1 человека /раненого/- Как вы поступите? /Человека отправите за борт или некоторые предметы, предназначенные для выживания/.- Решайте! 1 минута! /Ответы микрогрупп/- Какие 3 предмета вы обязательно оставите в шлюпке? /Ответы микрогрупп/Итак, пока пассажиры каждой шлюпки принимали решение, штормовые волны разметали шлюпки в разные стороны от места кораблекрушения.Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на /2 – 3 шлюпках/ увидели на горизонте землю. Их чувствам не было предела. Они кричали, обнимались, целовались.2. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а остров, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Почти у самого берега все шлюпки разлетелись в щепки от ударов о каменные рифы, но до берега можно было добраться собственными ногами. Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Целые сутки вы обследовали остров. Как он выглядит…..Вам дается 15 минут для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации? Как вы проведете на этих островах ближайшую неделю /музыка/Через 15 минут предоставляется слово каждой команде/3. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными.Однако проходит день за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем предполагали. Надо как-то обустраиваться. Что же вы придумаете? /5 минут/.Через 5 минут вам нужно рассказать о своем житье-бытье.- Как вы строите отношения друг с другом?- Есть ли у вас лидер? Кто он?- Как вы решаете сложные вопросы вашей жизни?- Как происходит разделение труда, обязанностей?- Кто за это отвечает? /слово командам/4. И так, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло 2 года.И однажды волны прибоя вынесли на берег острова небольшую яхту. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Но в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди, и прочее, кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка породила у вас идею отправить письмо, доверить его волнам и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы.Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в бутылку. /Напоминаю, координат всего острова вы не знаете/ - 5 минут.- Через 5 минут попрошу зачитать письмо. /Слово командам/- Письмо отправлено. Но у вас появились плотницкие инструменты.- Что вы будете с ними делать?- Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?- Что будет дальше?Вы поплывете на изготовленном плоту /или лодке/, который встретит большой океанский корабль. Вы спасены! 3-й этап игры.Подведение итогов игры.- Как вы думаете, каковы задачи игры? /отдых, развлечение, развитие ума и навыков/О чем заставила задуматься игра? Что вы чувствовали во время игры? Какая атмосфера царила во время игры в микрогруппах? Кто оказал более сильное влияние на вас? Какие качества вы проявили в игре? /Обмен впечатлениями, анализ хода игры/.

ИГРА «КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ»

Задачи : отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д. Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы). Время : не менее полутора часов. Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего). Ведущий дает группе следующую инструкцию : - С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут. Список предметов :
    Охотничий нож. Карманный фонарь. Летная карта окрестностей. Полиэтиленовый плащ. Магнитный компас. Переносная газовая плита с баллоном. Охотничье ружье с боеприпасами. Парашют красно-белого цвета. Пачка соли. Полтора литра воды на каждого. Определитель съедобных животных и растений. Солнечные очки на каждого. Литр водки на всех. Легкое полупальто на каждого. Карманное зеркало.
После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут. Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения. По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему». Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:
    Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет? Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение? Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу? Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер? Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями? Какие способы поведения оказались наименее результативными? Какие только мешали общей работе?
Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников? Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками. Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания. Итак, ответы: Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).
    Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью. Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи. Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения. Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма. Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
    Полтора литра воды на каждого. Пачка соли. Магнитный компас. Летная карта окрестностей. Легкое полупальто на каждого. Солнечные очки на каждого. Литр водки на всех. Карманный фонарь. Полиэтиленовый плащ. Охотничий нож. Охотничье ружье с боеприпасами. Карманное зеркало. Определитель съедобных животных и растений. Парашют красно-белого цвета. Переносная газовая плита с баллоном.
Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

Игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, расширению представлений друг о друге и о себе, создает условия для развития наблюдательности, внима-ния, памяти, дает участникам возможность саморазвиться и самопроявиться.Размещение произвольное, за партами в классе. У доски должно быть место для 3 человек. Во время игры участники могут находиться в более или менее активной пози-ции. Самая активная позиция - у водящего. Им чаще всего становится тот из участни-ков, кто хочет проверить свою слуховую память, внимание, наблюдательность. Другой тип активности - "эхо". Эту роль исполняют те из ребят, которые хотят, чтобы их услышали.Продолжительность игры 20-25 минут.ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Сначала выбирается водящий. Он становится спиной к группе. В это время ведущий по желанию детей указывает на одного игрока, который должен один раз повторить фразу «Я говорю». Водящий должен повернуться к классу лицом и узнать говорящего. За правильный ответ водящий получает 1 балл.Затем из класса выбираются уже два человека, которые говорят «Мы говорим че-тыре слова». Если водящий ответил верно, он получает еще 2 балла. Когда из класса выбираются три человека, то водящий может заработать еще 3 балла. Общий самый вы-сокий результат – 6 баллов.Особенностью игры является то, что очень мнение ребята могут побывать в активной роли, кроме того, они сами оценивают свою наблюдательность, память, внима-ние, они учатся слушать и слышать друг друга.Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.Время: 20-30 минут.Размер группы: 12-20 человек.Описание.
    Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:

    Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.

    Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.

    Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.

    Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.

3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
    Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.

    Треугольник – что помогает достигать результатов.

    Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения. Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.

    ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ

    В разных частях помещения на стенах висят утверждения ДА-НЕТ-НЕ ЗНАЮ. Ребята в зависимости от своего выбора, группируются к нужному ответу и отстаивают свою точку зрения.

      Лидерству невозможно научиться, лидером нужно родиться

      Лидер должен быть жестким

      Лидер должен быть самым умным

      Внешний вид для лидера не имеет значения

      Лидер это тот, кто обычно много говорит…

    ГОВОРИ-ГОВОРИ

    Участники делятся на пары и интервьюируют друг друга по какой либо теме, например, лидерство (Кто для тебя является лидером? Какими качествами должен обладать лидер? Расскажи о ситуации, когда ты вел себя как лидер?). Затем ведущий просит сесть пары друг к другу спиной и ответить письменно на вопросы: Какого цвета глаза у моего партнера, волосы, какого цвета свитер, носки, есть ли часы на руке и т.д.

    Книга
  • На эти и другие вопросы вы найдете ответы в книге "Язык и межкультурная коммуникация" (3)

    Книга

    Книга написана легко, насыщена живыми примерами, поэтому без сомнения заинтересует не только филологов и лингвистов, но и всех, кто соприкасается с проблемами межнациональной, межкультурной коммуникации, - дипломатов, социологов,

  • Документ

    Чтобы получить по почте оба номера нашего журнала в 1998 году нужно перевести на 40 рублей (если Вы живете в России) или 52 рубля (если Вы живете в других странах) по адресу: 191123, Санкт-Петербург, а/я 135.

  • Потерпевшие кораблекрушение Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы (Pfeiffor & Jones, 1975, р). Необходимое время: 1,5 часа. Материалы: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши. Подготовка: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса. Процедура: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.


    Потерпевшие кораблекрушение Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара на борту большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго- западу от ближайшей земли.


    При взаимодействии людей в сложных условиях совместной деятельности возникает необходимость перейти от индивидуального мышления к групповому. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового, хотя, казалось бы, увеличение количества умственных усилий должно привести к соответствующему повышению. Имеющиеся экспериментальные результаты показали, что разные формы интеллектуальной деятельности, особенно сложной, ухудшаются даже в случаях простого присутствия других людей. Очевидно, в группах начинают действовать социально-психологические законы типа конформизма, адаптации к принятым в группе эталонам, уменьшения индивидуального вклада каждого в общий результат деятельности при увеличении численности группы (закон Рингельмана). Однако коллективные умственные действия это реальность, и при свободном обсуждении результатов, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными (вспомните русскую пословицу Ум хорошо, а два лучше), но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. Метод мозгового штурма основан на соблюдении именно этих условий, и он активно используется в современных бизнестехнологиях. В предлагаемой методике Кораблекрушение (Кьелл Рудестам, 1994) испытуемые должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.



    Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот... Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.


    Секстан Зеркало для бритья Канистра с водой Противомоскитная сетка Одна коробка с армейским рационом Карта Тихого океана. Надувная подушка (плавательное средство). Двухгалонная (ок. 9 литров) канистра нефтегазовой смеси. Маленький транзисторный радиоприемник Репеллент, отпугивающий акул Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика Одна бутылка рома крепостью 80 градусов. Пятнадцать метров нейлонового каната Две коробки шоколада Рыболовная сеть


    После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:


    1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти. 3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи. 4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.


    Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.














    7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.














    При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если испытуемый ставит для карт Тихого океана цифру 5, считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре 13, цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.


    Каждый испытуемый оценивает преимущество индивидуального или группового мышления, а также с помощью метода самонаблюдения свое поведение при проведении дискуссии. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой? В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.